Что такое Стена Плача и почему она так называется? | Вечные вопросы | Вопрос-Ответ
Второй Иерусалимский Храм был разрушен в 70 году н. э. римским императором Титом и до настоящего времени сохранилась лишь Западная стена, она же Стена Плача. И хотя она не является непосредственно стеной Храма, а представляет собой лишь остатки опорных сооружений, которые некогда служили укреплением Храмовой горы, Стена Плача стала одной из главных святынь еврейского народа.
Свое название Стена получила от еврейского обычая приходить к этому месту и оплакивать Второй, а также Первый Храмы, разрушенные оба в один день, — девятого ава* — но в различные годы. Этот день у иудеев считается траурным.
Ежегодно на девятое ава к Стене стекается огромное число верующих. Так, в 2007 году в молитве участвовало более 100 тысяч человек. Согласно еврейскому Закону, при посещении Западной Стены и созерцании опустошённого места расположения Храма верующий обязан горевать и надрывать свои одежды.
Как выглядит Стена Плача?
Высота Стены около 15 метров. Она сооружена из огромных обтёсанных каменных блоков без скрепляющего раствора. Длина всей Западной Стены составляет 485 метров.
Откуда пошла традиция писать и оставлять в Стене Плача записки?
Практика оставления в Западной Стене записок, обращённых к Богу, началась более 300 лет назад. Самое раннее описание этой практики датируется началом XVIII века. И по сей день люди разных национальностей оставляют в трещинах между камней послания со своими просьбами и молитвами. Раз в месяц записки собираются и закапываются в специальных ёмкостях на Масличной горе. Считается, что после этого все письменные обращения должны дойти до Всевышнего.
*Ав — пятый по счёту месяц, приходится на летние месяцы июль-август. В 2016 году день девятого ава выпадал на 13 августа.
aif.ru
Стена Плача | Энциклопедия иудаизма онлайн на Толдот.ру
Западная стена Иерусалимского Храма — самое святое место молитв после разрушения Храма почти 2000 лет назад. Здесь мы оставляем записки с просьбой к Б-гу, здесь мы молимся о возрождении Храма.
По преданию Б-жественное присутствие никогда не покидает Стены Плача… Западная Стена Храма — Котэль Маарави. Обычаи, факты и даты.
Что такое Стена Плача и почему она так называется
Стена Плача — это единственный фрагмент стены Храмовой Горы, который сохранился до наших дней. В мидраше [устном предании], который был записан 2 тысячи лет назад, сказано, что Творец поклялся: эта часть стены не будет разрушена.
В принципе, сама стена как таковая не является святыней иудаизма. Святыня евреев — это Храм, который был построен на Храмовой Горе. Значение этой стены для евреев, живущих после разрушения Храма, заключается в том, что она — единственное, что осталось от Храма. Однако в мидраше (Бэмидбар Раба 11, 2) сказано, что от этой стены никогда не отходит Шхина (Б-жественное присутствие).
На иврите она не называется «стеной Плача». Её название — Котэль Маарави, что в переводе на русский означает «Западная Стена». И так её часто называют на английском — Тне Western Wall. Её называют так, т.к. это фрагмент западной стены, окружавшей Храмовую Гору.
Арабы же, видя, что евреи приходят к стене молиться Всевышнему и плакать о разрушении Храма, прозвали её «стеной Плача». Отсюда пошло её название и в некоторых других языках, например, в английском (The Wailing Wall) и в русском.
Некоторые факты о Западной Стене
Никогда Шехина не отходит от Западной Стены (Мидраш на стих 2, 9 из Песни Песней: «…вот он стоит за стеной»).
Существуют разные мнения по вопросу о том, частью какого здания была Стена: храмового двора — азары (например, так считает Радбаз) или самого Храма (большинство мудрецов последних поколений).
Традиция молиться у Стены сорок дней без перерыва восходит к раби Шломке из Звиля.
Рав Моше Альберштам, благословенна память праведника, передавал от имени р. Давида из Лелова, что накануне каждой субботы после полудня души святых праотцев и праматерей спускаются к Западной Стене.
Рав Й.-Х. Зоненфельд не ходил к Стене больше одного раза в месяц, чтобы не угасла возвышенность молитвы (Алеф кэ-тав).
Рав Хаим Каневский учил, что лучше молиться у той части стены, где есть кровля, чем у открытой части.
Когда-то существовал обычай втыкать колышки и гвозди в Стену перед тем, как отправиться в дальний путь — это должно было защитить путника. Позже обычай отменили, т. к. подобные действия по отношению к Стене выглядели непочтительно (респонс Исмах Лев).
Площадь, примыкающая к Стене, не считается «палатами», если речь идёт о переносе вещей в субботу, потому что она предназначена для молитвы, а не для торговли.
Длина Западной Стены — около полукилометра (488 м).
Длина видимой части Стены составляет только девятую часть от её настоящей длины (57 м.)
Высота видимой части Стены — 19 м., а высота Стены полностью — 40 м., т. е. высота подземной части — 21 метр.
Стена как бы наклонена вовнутрь, каждый последующий ряд кладки несколько отступает от предыдущего вглубь, поэтому некоторые люди не подходят вплотную к камням, боясь «ступить» на те камни, которые находятся под землёй.
«Туннель» в мужской части был застроен мусульманами около 4400 (640) года, чтобы скрыть Стену, и был очищен лишь недавно. Он был открыт в 5745 (1985) году.
Тысячу лет назад, в 4793 (1033) году, произошло сильное землетрясение, которое разрушило многие строения, ещё сохранявшиеся к тому времени на Храмовой горе.
После разрушения Храма Адриан построил на Храмовой горе языческое святилище.
Затем византийцы построили христианскую церковь.
В 4398 (638) году мусульмане завоевали Иерусалим и построили «Купол над скалой» — Кипат а-Сэла (4451—691) и мечеть Аль-Акса (4473—713).
В 4859 (1099) году крестоносцы завоевали Иерусалим, убивали евреев, но не тронули Храмовую гору.
Позже Салах-ад-Дин, лидер мусульман, завоевал Иерусалим и изгнал христиан.
В результате шестого крестового похода Храмовая гора оказалась в руках христиан на сорок пять лет (с 5059—1299 по 5104—1344 год).
Вслед за ними пришли мамлюки и правили до 5277 (1517) года.
Затем Страной Израиля на четыреста лет завладели турки. По окончании Первой мировой войны они передали все свои полномочия в Эрец-Исраэль в руки британцев.
Начиная с 5708 (1948) года Храмовая гора находилась в руках Иордании, и евреи не могли приходить к Стене вплоть до освобождения Старого города в 5727 (1967) году (во время Шестидневной войны).
Сегодня к Стене в среднем приходят более двух миллионов человек в год.
toldot.ru
Святое место раздора. Вечная история Стены Плача | История | Общество
Сегодня Стена Плача — один из самых известных достопримечательностей мира, к которой стремятся прикоснутся миллионы как паломников, так и простых туристов.
При этом об истории иерусалимской святыни широкой публике известно гораздо меньше. Для многих Стена Плача — это место, где молятся евреи и оставляют записки с самыми сокровенными желаниями. Но почему этот ритуал происходит именно там, и какой смысл он несет в действительности?
Нужно начать с того, что сами иудеи не придумывали название «Стена Плача». На иврите стена называется «Котэль Маарави», что в переводе на русский означает «Западная Стена».
Речь идет об остатках западной стены иерусалимского Храма — главной еврейской святыни.
Первый и Второй Храмы
Согласно Танаху, сборнику священных текстов в иудаизме, Первый Иерусалимский храм, или Храм Соломона, был построен в 10 веке до нашей эры как символ укрепления единства Израильского царства. В 586 году до нашей эры Первый храм был полностью разрушен вавилонянами под предводительством царя Навуходоносора.
Большинство жителей Иерусалима были убиты, оставшиеся взяты в плен и угнаны в рабство в Вавилонию.
В 538 году до н. э., после завоевания Вавилонии, персидский царь Кир Великий издал декрет, разрешавший изгнанникам возвратиться в Иудею и восстановить Иерусалимский Храм.
Работы по строительству Второго Храма, или Храма Зоровавеля, были завершены в 516 году до н.э., то есть спустя 70 лет после разрушения Первого Храма.
За последующие столетия Второй Храм вместе с Иерусалимом пережил немало атак завоевателей, одни из которых относились к нему с уважением, а другие подвергали разграблению.
В I веке до нашей эры царь Ирод Великий начал масштабную реконструкцию не только Второго Храма, но и всей Храмовой Горы.
Храмовая Гора — Хар а-Мория, или аль-Харам аль-Кудс аш-Шариф — большая площадь, возвышающаяся над Старым Иерусалимом, где располагались Первый и Второй Храмы, и, согласно еврейской традиции, в будущем будет стоять Третий Храм.
Реконструкция Ирода Великого изменила Второй Храм, сделав его одним из красивейших архитектурных сооружений своего времени. Сооружение начали именовать Храмом Ирода, хотя фактически в его правление работы на Храмовой Горе только начались, а завершены они были лишь при его правнуке.
Осколок былого величия
Во время антиримского восстания в Иерусалиме в период Первой Иудейской войны Второй Храм стал центром обороны повстанцев.
В 70 году нашей эры сын римского императора Веспасиана Тит (тоже будущий император) ценой больших жертв захватил Храм. В ходе штурма он был подожжен, и превратился в руины вместе с городом, а Храмовая гора была распахана.
Храм был разрушен, однако сохранилась часть строений, появившихся в период реконструкции, проведенной Иродом Великим. По приказу царя, Храм обнесли стеной, которая должна была удерживать грунт Храмовой Горы.
От этой стены сохранился участок длиной 485 метров на западном склоне — нынешняя «Западная Стена», или «Стена Плача».
Паломники и туристы не могут видеть всю стену целиком. Большая часть ее скрыта за постройками. Для молитвы отведены 57 метров стены, выходящие фасадом на большую площадь в Еврейском Квартале. Высота открытого фрагмента стены достигает 19 метров, а полная высота от основания — 32 метра.
Стена Плача Фото: Shutterstock.comМеж разных религий
После завоевания Иерусалима римлянами в отношении евреев действовали жесткие законы. Проживание в городе им было запрещено, а доступ на Храмовую Гору для молитв ограничен. При Константине I евреям разрешалось молиться на Храмовой Горе один день в году.
Приходя к уцелевшей стене, евреи оплакивали утрату Храма и горькую участь своего народа. Благодаря наблюдавшим за этим арабам и возникло название «Стена Плача».
С ограничениями доступа к Храмовой Горе евреи сталкивались в римский и византийский периоды, при Арабском халифате и владычестве мамлюков.
В 1517 году Иерусалим перешел под контроль Османской империи, и султан Сулейман Великолепный официально снял ограничения по доступу евреев к Храмовой Горе и Стене Плача. В этот период Османская империя стала местом убежища для евреев, подвергавшихся жестким гонениями в Европе.
К тому времени Храмовая Гора стала святым местом и для мусульман. В иудаизме скала, находящаяся на Храмовой Горе, считается краеугольным камнем мироздания, поскольку именно с нее было начато сотворение мира. У мусульман здесь же расположен Камень Основания, с которого пророк Мухаммед совершил мирадж (вознесение на небеса вместе с архангелом Джабраилом). На этом месте в VII веке появилась мечеть Купол Скалы.
В честь этого же события на Храмовой Горе в начале VIII века была построена мечеть Эль-Масджид эль-Акса, считающаяся третьей святыней ислама после мечети аль-Харам в Мекке и Мечети Пророка в Медине.
На протяжении более чем 300 лет представители двух религий мирно уживались в Иерусалиме.
Как англичане не сохранили мир в Иерусалиме
Однако город рос, увеличивалось число паломников, и в районе Храмовой Горы стало тесновато. Поначалу речь шла о чисто бытовых конфликтах — местных арабов раздражали слишком громкие молитвы иудеев у Стены Плача. Затем мусульман встревожили попытки богатых еврейских бизнесменов скупить недвижимость в районе Храмовой Горы.
Власти Османской империи старались не допускать конфликтов между общинами, но разрешить противоречия не удавалось.
Во время Первой Мировой войны Иерусалим перешел под контроль английских войск. Британский командующий Эдмунд Алленби говорил, что «каждая священная постройка, памятник, святое место, святыня, территория, связанная с традицией, пожертвование, завещанная по благочестию собственность или традиционное место молитвы, относящиеся к какой бы то ни было форме трёх религий, будут сохранены и защищены согласно существующим традициям и верованиям тех, для чьей веры они священны».
Под контролем Великобритании, однако, ситуация только ухудшилась. И еврейская, и мусульманская общины пытались расширить свое влияние, подозревая вторую сторону в злых намерениях.
В начале 1920-х голов активисты еврейской общины пытались добиться размещения возле Стены кресел для престарелых молящихся, а также специальных ширм, разделяющих молящихся женщин и мужчин.
Мусульманская община указывала, что это является нарушением запретов, установленных во времена Османской империи, которые сохраняли английские власти.
В мусульманской общине росли опасения, что евреи предъявят права не только на Стену Плача, но и на мечеть Аль-Акса.
Британские власти способов урегулировать конфликт не нашли. В августе 1929 года противостояние между двумя диаспорами перешло в вооруженные столкновения, жертвами которых стали 110 арабов и более 130 евреев.
В 1930 году Международная комиссия постановила, что мусульманский квартал в районе Стены Плача должен быть сохранен, но евреи имеют право свободного прохода через него и проведения религиозных обрядов.
«Храмовая Гора — в наших руках!»
После окончания Второй Мировой войны попытка создания на территории Палестины двух независимых государств — еврейского и арабского — закончилась войной между вновь образованным Израилем и его арабскими соседями.
По ее итогам в 1948 году Старый Иерусалим с Храмовой Горой оказался под контролем Иордании. Соглашение о прекращении огня предусматривало право израильских паломников на посещение Стены Плача, но фактически власти Иордании его не выполняли.
5 июня 1967 года между Израилем и арабскими странами вспыхнула новая война, вошедшая в историю как «Шестидневная».
7 июня 1967 года командир израильских десантников Мордехай Гур передал в эфир: «Храмовая Гора — в наших руках! Повторяю — Храмовая гора в наших руках!» Иерусалим вместе его святынями перешел под контроль Израиля.
После окончания войны прилегающий к Стене Плача мусульманский квартал был снесен, а на его месте появилось ныне известная всему миру площадь, где собираются туристы и паломники.
Военная победа Израиля позволяла ему диктовать свои условия в вопросе о Храмовой Горе. Однако полное изгнание мусульман, к чему призывали горячие головы, не сулило окончательного решения конфликта, да и не было бы воспринято международным сообществом.
Помолитесь о мире
Был установлен следующий порядок. При сохранении юрисдикции Израиля его представители осуществляют внешний контроль и охрану Храмовой Горы. Внутренний контроль и наблюдение за порядком были переданы мусульманскому совету Храмовой Горы — Вакфу, покровителем которого являлся король Иордании. В 1993 году полномочия от короля Иордании перешли к Палестинской автономии.
Установленный порядок, однако, не стал залогом мира. Противостояние вокруг Храмовой Горы вспыхивает регулярно. Например, 28 сентября 2000 года визит на Храмовую Гору израильского политика Ариэля Шарона обернулся началом так называемой «Интифады Аль-Аксы» — растянувшегося на пять лет восстания палестинских арабов.
У каждой из сторон своя правда и свои принципы, которыми они не намерены поступаться.
Традиция вкладывать молитвенные записки в щели и трещины Западной Стены появилась в XVIII веке. Считается, что в такой форме обращения к Всевышнему быстрее доходят до адресата.
Со временем традиция была перенята представителями других религиозных конфессий. Никаких ограничений нет — оставить записку может любой.
Вот только молитвы о мире на этой святой земле пока остаются неуслышанными.
aif.ru
Стена плача — это… Что такое Стена плача?
Координаты: 31°46′35″ с. ш. 35°14′00″ в. д. / 31.776389° с. ш. 35.233333° в. д. (G) (O)31.776389, 35.233333
Стена Плача или Западная Стена (ивр. הַכֹּתֶל הַמַעֲרָבִי, hа-Котель hа-Маарави) — часть (длиной 485 м) подпорной стены вокруг Храмовой горы в Иерусалиме, уцелевшая после разрушения Второго Храма римлянами в 70 году н. э.
История
Стена была возведена царём Иродом (37—4 годы до н. э.) в качестве опорной стены, поддерживающей земляную насыпь, которая была насыпана для увеличения площади Храмовой горы во время перестройки и расширения здания Храма. Эта стена была сложена без скрепляющего раствора из рядов гладко обтёсанных камней (средняя высота камней 1—1,2 м, длина — 1,5—3 м, некоторые достигают 12 м) со слегка выступающей прямоугольной филёнкой на лицевой стороне. Для придания стене большей устойчивости против давления земляных масс насыпи каждый последующий ряд кладки отступает от предыдущего вглубь. По мере того, как нижние ряды кладки покрывались земляными наносами (к началу XIX века над поверхностью земли оставались лишь пять верхних рядов иродианской кладки), стена надстраивалась. В настоящее время над иродианской кладкой возвышается ещё 19 рядов значительно меньших по размеру камней римской, византийской и позднейшей кладки.
В западной традиции Западная стена известна в качестве «Стены Плача», поскольку она в течение столетий являлась символом веры и надежды многих поколений евреев.
По окончании Войны за Независимость Израиля в 1948 году, вся Храмовая гора вместе с Восточным Иерусалимом перешла под контроль Трансиордании[2]. До 1967 года евреи к Стене Плача не допускались, что являлось нарушением договора с Израилем о прекращении огня.
Во время Шестидневной войны, в ходе боев за Иерусалим, израильские войска заняли Старый город, и весь Иерусалим оказался под контролем Израиля. Согласно Б. Моррису[3] и Эялю Вейцману[4][5], непосредственно после войны израильские власти начали разрушение мусульманского квартала Муграби, примыкавшего к стене. На месте этого квартала была создана большая площадь для собраний перед Стеной Плача[6][7], вместо узкой полоски, прилегающей к Стене, выделенной мусульманами для молитв евреев до захвата Старого города Трансиорданией в 1948 году.
Стена плача ночьюСтена Плача является самым святым для иудеев местом. Уже в первые века после разрушения Иерусалимского храма она стала местом молитвы, где евреи оплакивают разрушение Храма и молят Бога о возрождении народа Израиля в его стране, местом, символизирующим былое величие Израиля и упование на его будущее. Религиозные евреи всего мира молятся в сторону Стены Плача.
Возле Стены Плача можно найти молящихся в любое время суток. Стена Плача привлекает евреев как из самого Израиля, так и из стран диаспоры. Обычаем миллионов людей всего мира стало вкладывать записки между камней Стены Плача. На них пишут просьбы о ниспослании здоровья, достатка, спасения и удачи. Впервые эта традиция была упомянута в книге «Падэ Авраам». Книга приводит рассказ о том, как великий еврейский мудрец и знаток Каббалы Раби Хаим Бен Атар написал записку с просьбой о ниспослании достатка своему ученику и повелел этому ученику вложить её в западную Стену Храма. Знатоки утверждают, что учеником Раби Хаима Бен Атара был другой мудрец, известный как Хида. Последнему вскоре улыбнулась удача.[8] В другой книге «Мэа Шеарим» приводится важность этого обычая, так как упоминание имени человека к добру на Святых местах имеет особую силу. Согласно учению мудрецов, главный аспект молитвы — это работа, которую человек делает в сердце. Таким образом, в момент написания молитвы просьба уже сказана. Последующее упоминание имени человека и его просьбы у Стены Плача способствует лучшему и скорейшему принятию молитвы.
Миллионы паломников и туристов со всего мира ежегодно прибывают в Иерусалим, для того чтобы увидеть Стену Плача и оставить записку с просьбой к Всевышнему между камней стены.
Вот как ответил на вопрос «Почему святыня иудаизма так называется?» Рав Реувен Куклин:
Стена Плача — это единственный фрагмент стены Храмовой Горы, который сохранился до наших дней. В мидраше, который был записан 2 тысячи лет назад, сказано, что Творец поклялся: эта часть стены не будет разрушена. В принципе, сама стена как таковая не является святыней иудаизма. Святыня евреев — это Храм, который был построен на Храмовой Горе. Значение этой стены для евреев, живущих после разрушения Храма, заключается в том, что она — единственное, что осталось от Храма. Однако в мидраше (Бэмидбар Рабба 11, 2) сказано, что от этой стены никогда не отходит Шхина (Б-жественное присутствие). На иврите она не называется «Стеной Плача». Её название — Котэль Маарави, что в переводе на русский означает «Западная Стена». И так её часто называют на английском — The Western Wall. Её называют так, так как это фрагмент западной стены, окружавшей Храмовую Гору.
Арабы же, видя, что евреи приходят к стене молиться Всевышнему и плакать о разрушении Храма, прозвали её «Стеной Плача». Отсюда пошло её название и в некоторых других языках, например, в английском (The Wailing Wall) и в русском.[9]
После воссоединения Иерусалима в 1967 году сложились и получили широкое распространение традиции, связанные с Западной стеной. Здесь многие мальчики, достигшие 13-летнего возраста (Бар-мицва), впервые вызываются к чтению Торы, приносят присягу новобранцы отборных боевых частей Армии Обороны Израиля, проводятся торжественные церемонии в День независимости Израиля и в День освобождения Иерусалима.
Отрицание права евреев на Стену плача восходит к началу Арабо-израильского конфликта. В 1930-х с утверждением о том, что Иерусалим — «третья святыня ислама», выступил «печально известный» великий муфтий Иерусалима Хадж Амин эль-Хуссейни. «До этого арабские историки и учёные ссылались на Иерусалим и, прежде всего, Храмовую гору, как исключительно еврейскую святыню. Так, в XIII веке арабский историк Якут аль-Хамави писал: „Мекка — святой город для мусульман; Иерусалим — святой город евреев“».[10]
В дальнейшем эстафету Хусейни приняли Ясир Арафат и его окружение. Назначенный им муфтий Икремах Сабри заявлял, что «такой вещи, как Стена Плача, не существует», и это лишь «часть мечети аль-Акса». «Стену Плача» он назвал «Стеной эль-Бурак».[10]. Сам Арафат в эфире радио «Голос Палестины» 10 октября 1996 года (уже после подписания Соглашений в Осло), сказал : «Давайте начнём со святой Стены Бурак — именно так она называется, а не Стеной Плача»[11]. С подобными заявлениями выступали лидер Северного крыла «Исламского движения», шейх Раад Салах[12] и Аднан Хусейни — советник по делам Иерусалима председателя ПНА Махмуда Аббаса, заявивший, что [13]:
- «Стена Плача является неотъемлемой частью комплекса мечети Аль-Акса, которую „поддерживает“, и носит статус „вакф“, поэтому палестинцы не собираются поступиться правами и на эту святыню.»
В ноябре 2010 года вспыхнул скандал, связанный с «исследованием Аль-Мутауакил Таха», заместителя министра информации в правительстве ПНА, в котором утверждалось, что «евреи не имеют исторических связей со Стеной Плача — священной собственностью мусульман».
Пресс-секретарь правительства Израиля Марк Регев назвал данное «исследование», отрицающее историческую связь евреев с Иерусалимом, подстрекательством.[14] С такой же оценкой выступил и пресс-секретарь государственного департамента США Филипп Кроули, заявивший [15] :
- «Мы категорически отвергаем эти заявления как противоречащие фактам, бесчувственные и крайне провокационные».
и подчеркнувший, что
- « … США неоднократно призывали руководство ПНА начать борьбу с попытками делегитимации Израиля, в том числе — с непризнанием исторических связей евреев с Землей Израиля».
После столь серьёзных заявлений руководство ПНА решило убрать со своего официального сайта результаты «так называемого „исследования“»[16]
Примечания
- ↑ «June 10, 1967 — Israeli paratroopers reach the Western Wall».
- ↑ после оккупации Западного берега реки Иордан и Восточного Иерусалима, переименований ею самой в Иорданию.
- ↑ один из представителей новых историков
- ↑ англо-израильский архитектор, в частности, исследующий по заданию организации Бецелем «архитектурные аспекты израильской оккупации» Западного берега реки Иордан.
- ↑ Jeffrey Kastner, Sina Najafi, and Eyal Weizman The Wall and the Eye: An Interview with Eyal Weizman, Winter 2002/03
- ↑ Benny Morris (Бенни Моррис). Righteous Victims. — Vintage books, 2001. — 784 с. — ISBN 978-0-679-74475-7 стр.328
- ↑ Weizman Eyal Hollow Land: Israel’s Architecture of Occupation. — London: Verso, 2007. — P. g.38. — ISBN 978-1-84467-125-0
- ↑ Куда деваются записки Стены Плача? 19.09.2005
- ↑ Почему святыня иудаизма так называется?
- ↑ 1 2 Евреи на Святой земле? Какие евреи? Александр Майстровой
- ↑ Мифы Ближнего Востока — 2 Джозеф Фара (WorldNet Daily.com), Mignews.com, 02-12-2000
- ↑ Мусульмане приписали Стену Плача к мечети Аль-Акса, 18.02.2007 mignews
- ↑ Советник Аббаса: «Стена Плача принадлежит мусульманам», 11 октября 2007 г.
- ↑ Правительство ПА: Стена Плача — священная собственность мусульман, 24 ноября 2010 г.
- ↑ США: «Претензии палестинцев на Стену Плача — провокация», 1 декабря 2010 г.
- ↑ Палестинцы убрали с официального сайта «исследование» о Стене Плача, 1 декабря 2010 г.
Ссылки
dic.academic.ru
Стена Плача в Иерусалиме
Величественная и прекрасная в своей простоте, возвышающаяся на несколько метров вверх, с поросшими кустарником расщелинами, Стена Плача в Иерусалиме – главная реликвия иудеев всего мира, и знаменитая достопримечательность Израиля. У Бога для людей нет выходных, поэтому подойти и помолиться у достопримечательности можно 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году. Совершенно бесплатно!
История возникновения Стены Плача и связанные с ней легенды
Холм в Иерусалиме, на котором раскинулось огромное храмовое сооружение, виден издалека – именно на нем царь Соломон решил строить Храм Божий – единственный в своем роде у иудеев. Легенды начинаются уже с выбора места для сакрального комплекса. Как говорят предания, на этот холм когда-то Авраам – по велению Бога – привел своего сына Исаака, рожденного ему Сарой, когда оба были в преклонных летах. Попросил Бог у Авраама в честь исполнения завета принести сына в жертву. В действительности, это было большим испытанием для несчастного отца и проверка того, насколько он верен Богу. С замирающим сердцем вознес он жертвенный нож над своим маленьким мальчиком, когда же лезвие уже двинулось вниз, появился Ангел, перехватив руку отца и сказав «Довольно!». Для совершения жертвы неподалеку оказалась молодая овца – ее кровью, пролитой на холм, и заменили едва не пролившуюся кровь Исаака.
Вторая легенда гласит о том, что Соломон потребовал от всех иудеев принять участие в строительстве храмового комплекса. Возведение одной стены было отдано в ответственность самым знатным и богатым евреям, жившим тогда в Иерусалиме, другая стена должна была строиться под руководством левитов – иудейских священников, третья стена поручалась потомкам Аарона (старшего брата Моисея, первого из первосвященников иудаизма), а четвертую – западную – должны были возвести бедняки. Знать, зажиточные люди и потомки священников вложили много денег, дабы их стены были самыми величественными, бедняки же, у которых денег просто-напросто не было, вручную прикатывали камни и укладывали их друг на друга. Увидел это Бог и сказал Соломону, что придет время и будет разрушен храм, однако Западная стена устоит – это и есть Стена Плача в Иерусалиме.
Третья легенда связана с царем Иродом и периодом восстановления храма иудеев. Зная, что в Риме не разрешат строительство такого масштаба в какой-то захолустной провинции, он отправил гонца с просьбой начать работы, а сам – не дожидаясь ответа – тотчас приступил к ним. Когда гонец вернулся, храм был уже достроен, укреплен и обнесен широкой стеной, а в ответе было сказано: «Если ты не начал строительство, то и не начинай. Если начал – разрушь, что сделал. Если уже построил – оставь, как есть».
Однако вскоре после завершения работ, буквально через несколько лет, римские легионы ворвались в Иерусалим, чтобы подавить иудейское восстание – в течение нескольких дней сожгли дотла, разрушили и сровняли с землей огромный храмовый комплекс, устояла только западная стена, окаймлявшая храмовый двор.
Почему «Стена Плача»?
Долгие годы евреи не могли посещать Иерусалим, как следствие, поруганная и разрушенная святыня для них была горше, чем все тяготы гонений. Только спустя несколько сотен лет арабские завоеватели, правящие тогда в Иерусалиме, назло христианам разрешили иудеям появляться в этом городе. Арабы смотрели на то, как евреи со стонами и горечью бросались к одной из стен города, плакали рядом с ней, обнимали ее, назвав ее Стеной Плача. Сами же евреи предпочитают называть ее Западной Стеной, или просто Стеной, но именно арабское название закрепилось за реликвией и распространилось на весь мир.
Стена Плача в Иерусалиме: достопримечательность наших дней
В 20 веке евреи снова на долгие годы потеряли возможность прикоснуться к столь значимым камням, им приходилось следовать заведенному ранее правилу. Евреи во всем мире молятся, обратив лицо в сторону Святой земли, евреи в Израиле молятся, глядя в сторону Иерусалима, а иерусалимские евреи молятся, развернувшись так, словно смотрят на Западную стену. Только в 1967 году во время Шестидневной войны еврейская армия отвоевала Иерусалим и Храмовую гору, а еврейская нация наконец-то получила возможность вновь молиться, стоя прямо у Стены.
О чем плачут и молятся иудеи? О том, что за грехи их народа были разрушены оба храма (самое поразительное, что произошло это в разные годы, но в один и тот же день – 9 ава) и великое несчастье поразило всех потомков. О своих собственных грехах. Молятся за родных и близких, за мир на всей земле, за торжество справедливости. Воздают хвалу Богу за то, что снова могут стоять на священном холме.
Многие туристы обращали внимание, что в Стене между камнями – они уложены без раствора, просто очень плотно притерты друг к другу – белеют кусочки бумаги. Это не что иное, как записочки, аккуратно написанные посетителями достопримечательностями и вложенные в щели кладки. В них содержатся просьбы к Богу, которые обязательно до него дойдут, ведь каждый год записочки собирают раввины, укладывают с молитвами в специальный ковчежец и торжественно хоронят на Масличной горе. По поверью, каждое из этих обращений обязательно доходит до адресата и Бог исполняет написанное тогда, когда сам решит.
При посещении Стены Плача в Иерусалиме требуется чистая, скромная одежда. Мужчины должны покрыть голову кипой, а женщины – голову и плечи. Платки и кипы можно взять у входа к святыне, потом вернув их обратно. Мужчины молятся у левой части Стены, а женщины — справа. Стоять же у достопримечательности можно столько, сколько сердце пожелает!
www.topkurortov.com
Почему «Стена плача» имеет такое название?
Упоминание о Стене плача можно увидеть в ранних еврейских текстах. Первым, кто упоминает термин «Западная стена», оставив своим детям всю информацию именнo о той стене, которую можно увидеть сегодня
Упoминания о Западной Стене Храма можно увидеть в ранних еврейских текстах, хотя полной уверенности в том, что речь пойдет о нынешней Запaдной Стене – симвoле веры и надежды, месте паломничества и молитв множества поколений евреев, все же нет. Первым, кто упоминает термин «Западная стена», оставив своим детям всю информацию именнo о той стене, которую можно увидеть сегодня, является Ахимаац бен Палтиель, который жил в далеком XI веке.
Многих волнует вопрос о том, почему святыня иудаизма называется Стеной Плача. Для того чтоб найти ответ, необходимо купить тур путевки в Израиль и хоть немного окунуться в историю. Вся суть в том, что для евреев большая святыня — Храм, который находился на Храмовой Горе. После разрушения Храма уцелел только один фрагмент стены Храмовой Горы.
Нaблюдая за тем, как евреи, приходя к стене, всё время молятся Всевышнему, оплакивая при этом свой разрушенный Храм, арабы назвали её «Стеной Плача». Наименование «Стена Плача» или «место плача» довольно часто упоминается в английской литературе 19-ого века. Такого названия нет в иврите, потому как там есть Котэль Маарави, что означает в переводе на русский «Зaпадная Стена». Именно такое название (The WеsternWall) можно часто встрeтить и на английском.
econet.ru
Стена Плача (Западная Стена) в Иерусалиме
Западная стена комплекса храмовой горы в Иерусалиме, известна всему миру, как «Стена Плача». Но почему, назвали стену — Стеной Плача? Кто ее так назвал? Чем на самом деле является Стена Плача? Почему люди пишут записки со своими желаниями, и кладут их между камней стены? Куда деваются записки из стены Плача? Сбываются ли желания? И, пожалуй, самое важное — чем НЕ является Стена Плача?! На эти и другие вопросы, я постараюсь ответить в данной статье! Прежде чем мы начнем знакомство с названием стены, давайте поймем, где она находится в географическом плане. Древний Иерусалим, который так же назывался градом Давида, находится на склоне горы, вершину которой называют Гора Мория. Хазаль (сокращенно – Хахамейну зихронам ли враха – наши мудрецы светлая им память) говорят, что название Мория, может происходить либо от слова Мор (Мирра), либо от слова Море (учитель) – Хораа – предписание (для еврейского народа). Вокруг вершины был построен большой комплекс, на котором располагались Храм и другие строения. Это та самая гора Мория, куда в свое время по иудейской традиции, Авраам привел Исаака (Ицхака). Так сказано в Торе: «возьми сына единственного твоего, которого ты любишь, Ицхака (Исаака) и пойди в землю Мория, и принеси его там во всесожжение на одной из гор, о которой Я тебе скажу». На вершине этой же горы, в свое время царь Давид, купил гумно у евусея Аравены (Орны), а царь Соломон, выстроил там первый храм. Постройка храма очень подробно описана в Торе и играет, на мой взгляд, очень интересную роль в понимании частей западной стены. Стеной Плача, мы называем часть западной опорной стены комплекса Храмовой горы, который выстроил Ирод Великий. Эта часть длинной почти 60м, но полная длинна западной стены почти 488м! Где оставшиеся метры и почему я говорю о постройке Храма Соломона? Я попытаюсь объяснить далее. Дело в том, что слева от Стены Плача, есть место, называемое: «Туннели Стены Плача». В этом месте, под землей, вы можете увидеть то, что на ее поверхности не видно, а именно основание Стены Плача. Дело в том, что в этом основании есть, возможно, самые большие в мире строительные блоки, состоящие из цельного известняка. Вот, для примера размер самого большого из них: длинна 13.6м, высота 3.3м и глубина 4.6м. По подсчетам ученых, камень весит около 570 тонн!!! Никакая египетская пирамида, даже рядом не стояла с ее камнями, которые доходят всего до нескольких десятков тонн! Кто, как и когда уложил сюда этот блок, не знает никто, да и камень, к сожалению молчит. Правда Иосиф Флавий пишет о том, что Ирод Великий строит данный комплекс, но ни в одной другой стене или постройке Ирода нет камней такого размера. Впрочем, и в тех местах, где строит царь Соломон, мы не находим ничего похожего. В этом же месте «Тоннели Стены Плача», можно пройти вдоль всей западной стены на север, вплоть до ее окончания. О постройке стен вокруг храмовой горы у нас есть несколько упоминаний, и именно их мы и разберем. Почему я обратился сперва к царю Соломону? Ну, во-первых, он был раньше Ирода, а во-вторых, потому, что в описании постройки Храма Соломона, написано следующее: «Еще было у Шеломо семьдесят тысяч носильщиков и восемьдесят тысяч каменотесов в горах; Кроме начальников, поставленных Шеломо над работой, три тысячи триста надсмотрщиков управляли народом, выполнявшим работы. И приказал царь, и привозили камни большие, камни дорогие, чтобы заложить основание дома из тесаных камней.» (Мелахим 1, кн 5, стр. 29-32 — 3 кн. Царств, гл. 5, стр. 29-32). «И в основание положены были камни дорогие, камни большие, камни в десять локтей и камни в восемь локтей, и сверху дорогие камни, обтесанные по размеру» (Мелахим 1, кн 7 стр. 10-11 — 3 кн. Царств, гл. 7, стр. 10-11). Если размер локтя 45см, то 10 локтей, это камень длинной в 4.5м!!! Конечно, это еще не 13.6м, что в тоннеле, но гораздо больше длинны камней, тех которые мы видим сегодня у Стены Плача. Я никоим образом не хочу сказать, что Стена Плача, это стена Храма, как раз наоборот, но стоит обратить внимание на размеры камней, из которых на сегодняшний день состоит данная стена. В первом отрывке я так же хочу обратить внимание на людские цифры. Пусть они будут завышенными, но они могут играть хоть какую-то роль в объяснении передвижения такого огромного блока, с места его изготовления и до стены. Самое интересное, что это не самый нижний камень в комплексе, ниже его есть ряд из более мелкой кладки. Тут вы уже обратили внимание, на высказываемую мною версию, о том, что данный камень, возможно, лежал тут еще до того, как царь Ирод начал перестраивать данный комплекс. Среди еврейских традиций о Стене Плача есть и та, которая говорит, что западная стена (Стена Плача) никогда не была разрушена. Может быть, традиция говорит именно об этом, а не о стене храма? Историю о времени правления царя Ирода, подробно описал Иосиф Флавий, живший в первом веке н.э., разумеется, после смерти царя Ирода. У Иосифа Флавия есть несколько интересных исторических трудов, среди которых самый популярный «Иудейская Война», и чуть менее «Иудейские Древности». Как раз в Иудейских Древностях, есть описание, не встречающееся в книге Царств, на счет постройки Храма Соломоном. В частности, там сказано следующее: «дело в том, что царь распорядился заполнить огромные ложбины, в которые раньше, благодаря их глубине, так как она доходила до четырехсот локтей, нельзя было смотреть без опасности потерять равновесие от головокружения и свалиться, и притом заполнить так, чтобы сровнять их с верхнею площадкой горы, на которой был, воздвигнут храм. Таким образом, ему удалось поместить наружный двор храма на одинаковой высоте с самим святилищем» (Иудейские древности кн. 8 гл. 3.) И еще одно упоминание: «По повелению Предвечного первый наш царь Соломон вершину этого холма отделил и обстроил крупными сооружениями, равно как воздвиг стену и снизу у подошвы холма, там, где открывается глубокое ущелье.» (Иудейские древности кн. 15 гл. 11.). Что можно извлечь из этих отрывков? Во-первых, по словам Флавия, тот, кто начал строить комплекс вокруг вершины горы, был Соломон. Во-вторых царь Соломон воздвиг стену у подножья холма. Из отрывка не особенно понятно, где именно была стена, но если учесть, что с юга находится город Давида, а с севера нет ущелья, то остаются только западный и восточные склоны. Кроме того, тот факт, что Иосиф жил незадолго после смерти царя Ирода, может сказать, что Иосиф не мог перепутать постройку Ирода с более древней постройкой. В данном контексте, думаю, следует обратить внимание еще на площадь, которая при этом получается у храмового комплекса Соломона. Только сам храм был 60 локтей в длину и 20 в ширину, а перед храмом была еще передняя часть в 20 локтей длинной. Суммируя это все, мы можем сказать, что только сам храм с площадкой спереди был 80 локтей (36м) длинной и 20 локтей (9м) шириной. Кроме этого, вокруг храма были построены пристройки по 2-3 метра шириной. Если взять центр горы Мория, как то место, где находилась святая святых, и расположить на ней храм и комплекс зданий которые описываются в торе, то размер комплекса будет существенно меньше сегодняшнего, однако возможно, что западная стена (Стена Плача), стоит сегодня там, где стояла и во времена царя Соломона. Глядя на фотографию, или чертеж храмовой горы, видно, что западная стена (Стена Плача) находится гораздо ближе других к золотому куполу, который находится над вершиной горы Мория. На основании вышеуказанных наблюдений, в очередной раз появляется мысль, о том, что возможно царь Ирод, который, по словам Иосифа Флавия, перестраивает комплекс храмовой горы, использует в качестве фундамента опорной западной стены то, что осталось еще от прежних строителей, будь то Соломон, или кто-то еще. Под эту версию хорошо подходит тот огромный строительный блок из «Туннелей стены Плача», но это только версия. Таковой она и останется, пока не продолжат раскопки под сегодняшней площадью у Стены Плача и если это когда-то случится под восточной стеной. На данный момент весь комплекс Храмовой горы находится в руках у мусульман. Всем в отношении этого комплекса заведуют они, кроме самой Стены Плача и, разумеется, безопасности. Почему «Стена Плача» так называется и кто ее так назвал? Стену Плача так зовут другие народы, но не сами евреи, которые называют ее «Котель Маарави», что дословно означает — Западная Стена (Стена Плача). Назвали ее так из-за того, что видели евреев приходивших в этот переулочек, прижимавшихся к этой стене, плачущих, просящих и молящихся. Кто оплакивал великий храм, и то время когда Всевышний прибывал среди них, а кто по личным каким причинам. Почему же евреи приходят именно к западной стене? Дело в том, что на протяжении веков, евреи приходили к разным местам, и первым из них была Масличная или Елеонская гора, взбираясь на которую они видели то место, где стоял храм, и направляли свои молитвы в его сторону. Почему они не подходили ближе? После разрушения Храма (70г) и восстания Бар Кохбы (132-135г) евреям было запрещено римлянами появляется в Иерусалиме. С приходом мусульман в 7 веке многое изменилось. После того, как место молитвы примерно в 12 веке переместилось в переулок к западной стене, это место получило свою святость, и в первую очередь из-за фразы: «Вот он стоит за стеной» (Песнь песней 2, 9) Про этот кусочек в книге Мишна, написали следующее: «Это стена Храма, которая никогда не была разрушена, потому как Шхина (присутствие Всевышнего) на западе». Возможно, они считали так, потому что Святая Святых находилась в западной части храма, но эта стена ни в коем случае не является стеной Храма. Данный отрезок стены остался в виде переулка, большая часть ее была застроена в разные периоды, включая период правления тут мамелюков, большие арки которые вы можете наблюдать в северо-восточном углу площади, их рук дело. Как вы помните, вдоль западной стены была глубокая ложбина, отделяющая весь комплекс от верхнего города. Мамлюки выстроили большие аки над этой долиной, и подняли уровень своих строений на уровень Храмовой горы. В наши дни, археологи все еще продолжают раскопки под этими арками, часть которых можно видеть в «Туннелях Стены Плача». В то время, когда современный Израиль был частью турецкой империи (1517-1917) евреи молились в узком переулочке который проходил у Стены Плача, такая же ситуация была при британском мандате с 1918 по 1948 год. С 1948 года и по 1967, старый город был под властью Иордании. В подписанном договоре о капитуляции защитников еврейского квартала старого города в 1948 году, было сказано, что будет разрешено беспрепятственное посещение иудеями Стены Плача, что до 1967 года так и не произошло. В 1967 году в ходе шестидневной войны, силами израильского десанта был освобожден старый город Иерусалима, и с того момента площадь у стены плача потихоньку начала принимать современный свой вид. Откуда традиция писать записки в Стену Плача? О данной традиции, письменные упоминания есть уже с 17-18 веков. Там же сказано, что данные записки отсылали из Европы. Ещё задолго до этого, в 12 веке в Иерусалиме побывал равин Вениамин Тудельский, который пишет следующее: «Против этого здания (Золотого купола) на западной стороне находится стена, остаток стены Святая Святых в древнем Храме, называемая вратами милосердия; перед этой-то стеной, на площадке, евреи собираются для молитвы. В Иерусалиме есть здание, построенное царем Соломоном из громадных камней под конюшни; здание чрезвычайно солидное, подобного которому нет во всем свете. Там виден также и поныне пруд, где резали жертвенных животных, и все евреи пишут там, на стене свои имена.» Судя по написанному, Западная стена (Стена Плача) уже в его время является центральным местом для молитвы. Кроме этого, известно, что на протяжении веков, поездка в Святую Землю была сопряжена с опасностью, и другими проблемами. По этому люди, которые не могли себе позволить приехать сюда, и помолится у Стены Плача, передавали свои записки, с теми, кто ехал на Святую Землю. Сбываются ли желания, загаданные у Стены Плача? Это конечно личный вопрос к тем, кто загадывал, но в моей практике было много людей, у которых загаданное сбылось, и они приехали еще раз к Стене Плача, загадать желание. Куда деваются записки из стены Плача? Раз в год, на Судный День, а сейчас хотят еще добавить праздник Песах, все записки из стены извлекаются и придаются захоронению на древнем еврейском кладбище на Масличной (Елеонской) горе в месте называемым «Гниза». Гниза, это место, в котором хранят обветшавшие свитки Торы или тексты содержащие имя Бога. Еще несколько интересных фактов. Высота Стены Плача достигала 30 метров, в основании ее толщина около 4 метров, а в верхней части доходила до 2м. При постройке данные стены должны были выдерживать натиск больших арок и массы грунта выравнивающего поверхность, поэтому каждый камень отходит от низ лежащего на 2 см внутрь. Материал для постройки комплекса храмовой горы и храма времен царя Ирода, скорее всего, брали из каменоломен в пещере Цидкиягу, которая находится под мусульманским кварталом старого города, а так же из близлежащих районов. Семь нижних рядов у Стены Плача, иродианского периода, Следующие четыре Омейядского (7-8 в.н.э), а последняя мелкая кладка 20 века.
Планы на будущее. В планах археологов на ближайшее будущее, раскопки под сегодняшней площадью у стены плача. Так примерно это будет выглядеть. Как примерно могли добывать и доставлять камни, для постройки этого комплекса, можете посмотреть здесь — Написать записку в Стену Плача можно здесь Посмотреть на Стену Плача через видео камеру реального времени можно здесь Фотографии из википедии, от Славы и из личного архива.
Стены и потолки из гипсокартона — личный опыт
prichal.com