Все приметы «Площади Революции» — Афиша Daily
За последние годы одна из самых харизматичных станций метро обросла поверьями и превратилась в святилище эпохи лайков и мемов. «Афиша Daily» разобралась, что и как там теперь, а также поговорила с антропологом Никитой Петровым, который изучал «Площадь Революции» со своими студентами.
От городской легенды к тотальному обтиранию
В позднесоветские времена многие москвичи только слышали и пересказывали друг другу, что на станции «Площадь Революции» некоторые люди выходят из поезда, чтобы потереть нос статуи собаки, и запрыгивают обратно в тот же поезд. Или касаются носа на несколько секунд, прежде чем направиться в переход. Примета о приносящей удачу собаке была в большей степени городской легендой, чем реальной городской практикой, — своими глазами это видели только особо любопытные, если у них было время подождать.
В традицию это оформилось в 1990-е, а в последнее время размах этого обряда достиг небывалых масштабов. Теперь люди трут не только нос собаки, но и множество других выступающих деталей статуй, включая грудь спортсменки, палец и лапоть крестьянина, туфлю студентки, ножку ребенка и колено рабочего. Причем несчастную собаку затерли
Краткая история станции
Станция была открыта в 1938 году. Ее архитектор — Алексей Душкин, он же строил высотку на Красных Воротах, Детский мир и «Маяковскую». Классик сталинского ампира
© ИТАР–ТАСС
1 из 5Скульптуры отлиты коллективом авторов под руководством Матвея Манизера. Он же создатель огромной скульптурной группы «Партизаны» на выходе из станции метро «Партизанская», дискобола, который стоял в парках многих советских городов, и посмертной маски Сталина
© Валентин Черединцев/ИТАР–ТАСС
2 из 5Станцию открыли в 1938 году. У размещения скульптур хронологическая логика: от героев 1917 года, тревожных матросов и ворошиловских стрелков до мирной студентки и матери и пионерки 1937-го. На этом кадре еще видно, что сперва скульптуры были гипсовые
© Кинохроника/pastvu.com
3 из 5В 1941 году скульптуры были эвакуированы в Среднюю Азию, в 1944 году — возвращены, но во время эвакуации некоторые были утрачены полностью, пропали отдельные элементы других, и их пришлось восстанавливать. Фотография 1965 года
© Б.Кудояров / pastvu.com
4 из 5Скульптур на ней изначально было 80, но в 1947 году четыре из них убрали, замуровав одну арку по оборонным соображениям. Большинство персонажей представлено в четырех экземплярах (восемнадцать образов повторяются четыре раза, а два — дважды). Фотография 1983 года
© Александр Сенцов/ИТАР–ТАСС
5 из 5Трем все
Помимо выступающих частей тела и одежды особой популярностью пользуется оружие: натерты, а иногда и непонятно как отломаны и украдены наган, граната, приклад винтовки, а также циркуль и шестерня в руках молодого инженера. Последние два скорее орудия умственного труда, которые, впрочем, при необходимости могут использоваться и не по назначению. Наконец, от собаки натирание перекинулось и на другое животное — петуха, причем в подол птичницы, состоящей при петухе, еще и кидают записки с пожеланиями.
Таблица примет
Флажки матроса
Удачный день или исполнение желаний
Петух
Несчастье или, в других версиях, прибавка к зарплате
Гребень петуха
Несчастье или, в других версиях, прибавка к зарплате
Клюв петуха
Сильное несчастье
Нос собаки
Успешная сдача экзамена
Лапа собаки
Успешная сдача зачета
Туфля студентки
Удачное свидание, удачный брак
Маузер чекиста/наган матроса
Удачный в деловом и финансовом отношении день
Загадка петуха
Парадоксальным образом, этот же невзрачный на первый взгляд петух составляет главную загадку станции. Одни говорят, что тереть его нельзя ни в коем случае, а не то «случится что-то ужасное». Другие приписывают темную силу только одному из четырех петухов, при этом не говоря какому. А третьи совершенно не в курсе того, что петух по своим свойствам отличается от всех остальных предметов поклонения на «Площади Революции».
Вообще, единства во взглядах на правильный порядок действий по извлечению удачи из статуй нет. Например, существует мнение, что тереть нужно не любую собаку, а только «собаку Баумана» — у третьего вагона с конца в сторону «Щелковской», связывая происхождение приметы со студентами Бауманки, которые якобы начали обращаться к статуе за помощью аж в 1938 году, когда была построена «Площадь Революции». Другие тонко дифференцируют назначение разных предметов: наган приносит удачу в денежных делах, туфля девушки способствует успеху на свидании, а собака позволяет легко сдать экзамен. Или даже так: нос собаки помогает именно на экзамене, а лапа — только на зачете. Третьи просто трут, что попадется под руку.
Никита Петров
© facebook.com/nivirov
— В сети масса подробных рассказов о том, кто именно придумал тереть нос собаке, что нужно потереть, чтобы получился нужный результат. О «Площади Революции» и этой практике регулярно пишут в медиа и снимают сюжеты на телевидении. Но есть ли возможность как-то установить корни традиции?
— Я сейчас буду говорить про нынешнее состояние дел, про цифровую эпоху. На совести блогеров — копирование, рерайт и репост историй про взаимодействие людей со скульптурными композициями на станции метро. Происходит это следующим образом: критическая масса текстов, то есть личные воспоминания, свидетельства, рассказы о знакомых, тексты-визитки интересных мест и прочее, накапливается в сети, из этих текстов выделяются «сильные» блоки — наиболее часто повторяющиеся элементы. Они-то и становятся тем ядром, вокруг которого выстраивается знание о предмете, и из этого ядра блоггеры снова создают свои посты.
Для таких текстов очень важна установка на достоверность. В этом смысле рассказ о происхождении практики строится так: часто приводится «точная» дата начала традиции или ссылка на «источник» ее происхождения. Причем совсем не обязательно правдивые — но важно, чтобы дата была и чтобы она была максимально конкретной. Далее следует перечисление подробностей: что трут, каким образом и для чего. Затем идут предписания: действие нужно сделать или нельзя делать, для того чтобы случилось или не случилось что-либо. В некоторых случаях рассказывается личная история или результат наблюдения: кто-либо натирал и с ним что-либо произошло.
Из-за того что все это происходит в большом городе и с участием интернета, мы в принципе не можем говорить про какое-то сообщество, в котором эти тексты популярны. Рамки этого комьюнити в отличие от жителей, например, небольшой северорусской деревни, размыты, культурный бэкграунд неясен, источники знания — непроверяемы. Если житель села Замежная в республике Коми, никогда никуда не уезжавший, рассказывая, например, легенду о происхождении табака (он вырос на могиле блудницы) ссылается на своего деда, который услышал этот рассказ от своего отца, то в этот момент мы понимаем, что текст этот устный и локальный. Или, например, если мы найдем печатный источник этой истории в местной библиотеке, а рассказчик грамотный, тогда мы можем говорить, что текст зависит от книги. А что можно наверняка сказать про пользователя московского метро, рассказывающего, что слышал про натирание от своего деда? Как проверить источники знания? На такой вопрос обычно отвечают: «Да слышал или прочитал где-то», «Показывали по телевизору», «Знаю из молодости».
Важно еще, что все эти фигуры находятся в вестибюле метро: это пересадочная станция, через нее проходит много людей, поэтому обычная практика натирания частей скульптур перерастает в гротескные формы, а рефлексия по этому поводу в сети множится и сильно варьируется. Скорее всего, в основе этой практики обычное подражание на основе наблюдения: «Все трут, и я буду натирать». А вот трактовка и интерпретация будет зависеть от ряда факторов. Это и место, где находится скульптура, и тематика композиции, и выступающая часть. Например, если рядом расположен вуз, то будет доминировать и постоянно воспроизводиться история про студентов, которые делают это, чтобы хорошо сдать сессию. Если рядом церковь, а объект — могила, камень или дерево, то будет актуализироваться идея исцеления или божественной помощи.
Один из самых важных факторов для порождения интерпретаций действий со скульптурой — ее тематика. Есть, кстати, версия, что собаке трут нос влюбленные: собака — верный друг человека, потер нос, девушка или парень тебе не будет изменять. Потереть теперь уже отсутствующий циркуль в руках инженера — к удаче в научной деятельности. Девушки трут туфельку студентки, чтобы не остаться старыми девами — здесь видна отсылка к сказке про Золушку.
— А время возникновения этой практики можно установить?
— Про 1938 год, скорее всего, это неправда, но проверить это пока не получается, архивных или мемуарных данных мы еще не нашли. Видимо, натирать стали после восстановления скульптурных композиций в 1944 году. Это тоже история про доверие нашим личным воспоминаниям. Допустим, кто-то вспомнит, что, будучи студентом, натирал нос собаке пограничника, и было это в 1938 году. Почти наверняка это свидетельство окажется сконструированным на основе многочисленных и более поздних устных, письменных, визуальных текстов об этой практике, какого-либо своего или чужого воспоминания.
Память — интересная штука: в ней складируются и куски личных воспоминаний, набор прочитанных, увиденных и прочих фактов о событии, далее формируется непротиворечивая картинка того, «как это было на самом деле». Интересующиеся могут прочитать о коллективных и сконструированных воспоминаниях работу Харальда Вельцера «История, память и современность прошлого».
— Насколько в таких новых городских обрядах много «настоящего» фольклора, который передается из уст в уста, а насколько это результат работы сети интернете? Грубо говоря, не работает ли это так же, как и мемы?
— Вот тут и начинается антропологическое исследование. Чтобы хотя бы частично ответить на этот вопрос, можно сделать две вещи: взять серию интервью или провести анкетирование (мы обычно это делаем через гугл-формы). А потом проанализировать результаты. Конечно, даже после проведенного исследования за всех носителей знания отвечать нельзя, но кое-какие закономерности мы выявим. Вот результаты устного интервью: осенью 2016 года из 30 опрошенных только 6 упомянули о спецификации скульптур, что нос собаки — успех на экзамене (4), петух — к деньгам (1), петух — к несчастью (1). Остальные трут любую из фигур просто «на удачу».
— А что дали данные гугл-опроса?
— Его проводили наши студенты, и там аудитория оказалась больше — опрос прошли более 1000 человек. 90% указали, что знают о том, что по отношению к скульптурам на станции производятся какие-либо действия. При этом 77,4% отметили, что сами не прикасаются к ним, большинство из оставшихся — 22,6% — вспомнили о собаке. Самый популярный объект — пограничник с собакой (821 голос), с большим отрывом следует петух (368 голосов), а также солдат (148 голосов) и пионерка (102 голоса). Все остальные скульптуры набрали 60 и менее голосов. 197 человек не знают, до каких скульптур дотрагиваются пассажиры Московского метрополитена.
Интересные данные получаются, если говорить про интерпретации действий и про источники знания. Скульптуры трут, потому что они приносят успех в учебе и на экзаменах (543 голоса, 50,2%), 421 человек (39,9%) написали, что скульптуры исполняют мечты, а 410 человек (37,9%) отметили: скульптуры обеспечивают удачный день. Только 12 человек (1,1%) отметили, что скульптуры приносят несчастье. Из того же исследования мы узнали, что в плане мотивации на первом месте машинальное повторение (459 голосов, 42,5%, не учтено в диаграмме). Читают об этом в интернете 266 человек (24,6%). Также в большинстве случаев привычка передается от знакомых (378 голосов, 35%) или благодаря членам семьи (325 голосов, 30,1%).
— Откуда взялась история про несчастливого петуха?
— Однозначного ответа на этот вопрос, вероятно, нет. Как мне кажется, начало этой практики можно отнести к середине-концу 1980-х годов, когда в эпоху позднего социализма стали популярны животные, связанные с восточным календарем. Помните, год Кролика, год Собаки, год Петуха?
Другое дело, что с этой фигурой связаны как позитивные (тереть гребешок — чтобы деньги были, чтобы зарплату прибавили), так и негативные (ни в коем случае нельзя трогать клюв) предписания. Возможно, дело вот в чем. Большое количество фигур предполагает, как я уже говорил, узкую специализацию — ведь практики почти одинаковы, а фигур много. В этом смысле вполне логично предположить, что одна, а то и несколько скульптур будут противопоставлены остальным.
Другое дело, почему именно натирание петуха получает различные мотивировки. Если бы мы имели дело с традиционной сельской культурой, то следовало бы обратиться к приметам, связанным с петухом. Петух попадает в различные контексты и наделяется очень разной символикой — от сексуально-брачной до солнечной. Кроме того, он оказывается вестником несчастья: петух — предвестник пожара, несчастья, войны, вести. В этому смысле понятно, откуда такая разница в интерпретативных моделях, связанных с натиранием петуха.
Но здесь петух в городской культуре, не в сельской. Можно попробовать в поисках ответа обратиться к сонникам, которые популярны в том числе среди жителей города и наверняка могли каким-то образом повлиять на толкования этого образа. Мы узнаем, что петух снится людям якобы к гневу, раздражению, к ране, к тщеславию, хвастовству, к измене, к пожару, к беде, к перебранке. Таким образом, здесь модель практики «натираем Х — программируем что-то хорошее» вступает в конфликт с символикой этой птицы. Именно поэтому петух и действия с ним наделяются столь разными толкованиями.
И вот еще интересно: в одном из записанных нами текстов — судя по всему, относящемуся к 1980-м годам — рассказывается, что студенты МГУ натирали клюв петуха, чтобы раздразнить студентов Бауманки, а в ответ те щелкали петуха по клюву. Здесь отчетливо прослеживается та же символика: хвастовство, перебранка и противоборство.
Новости, анонсы, релизы и личные мнения наших редакторов на все это — в телеграме «Афиши Daily».Зачем натирают изваяния «Площади революции» — Рамблер/субботний
Московское метро недаром привлекает туристов со всего мира. Ни один город не может похвастаться такими разнообразными по оформлению станциями метро. Но даже среди них выделяется «Площадь революции». Ее скульптуры давно обросли приметами и загадочными историями.
Интересно, что согласно первоначальному проекту Душкина никаких статуй не предполагалось, а украсить станцию метро должны были барельефы с революционными сюжетами. Но все конкурсные работы были отвергнуты руководством Метростоя и самим архитектором. Тогда скульптор Матвей Манизер предложил сделать скульптуры. Архитектору эта идея не понравилась, но начальство Метростроя ее поддержало.
Скульптора упрекали в том, что все статуи либо сидят, либо согнулись, что демонстрировало подчиненное положение советского народа. Но на Сталина 80 бронзовых изваяний произвели глубокое впечатление, и он одобрил работу Манизера. Порядок их расположения символизирует события от октября 1917 года до 1937 года. Во время войны скульптуры были перевезены в Среднюю Азию, а в 1944 году возвращены обратно. В 1947 году четыре фигуры сняли из-за строительства гермозатвора у восточного выхода.
Кстати, некоторые изваяния делали с реальных людей. Например, моделью для студента стал Аркадий Гидрат, преподаватель института физкультуры и рекордсмен СССР по прыжкам в высоту, погибший в 1941 году на Синявинских высотах.
А прототипом матроса-сигнальщика был Олимпий Рудаков, тогда курсант, а позже контр-адмирал, который по легенде танцевал с Елизаветой II во время ее коронации. Он подарил королеве горностаевую мантию как дар от советского правительства. Революционным матросом стал другой курсант военно-морского училища Алексей Никитенко, а пограничником — Никита Карацупа с псом Ингусом, настоящий пограничник.Очень быстро бронзовые статуи стали отвечать за исполнение разнообразных желаний, для чего их нужно было натирать в определенных местах. Про нос собаки, который приносит удачу на экзаменах, слышали все. Считается, что примету придумали студенты Бауманки, при этом изначально она касалась только той собаки, которая расположена у третьего вагона с конца состава по направлению из центра. Ортодоксы также натирают лапу пса — ради успешного зачета. Для большей эффективности натирать нужно зачеткой.
А вот петух птичницы оброс самыми противоречивыми приметами. Студенческая байка гласит, что его клюв натирали студенты МГУ назло адептам баумановской собаки. Последние в отместку щелкали по клюву. С тех пор разозленная птица приносит горе тому, кто неосторожно погладит его клюв. Некоторые варианты легенды переносят эту зловещую примету на всего петуха, а в некоторых считается, что не все петухи опасны, а только один, но какой именно — неизвестно. Невзирая на это, гурманы трут гребень, чтобы вкусно пообедать, а все остальные — ради увеличения зарплаты.Остальные скульптуры безобидны. Туфелька студентки гарантирует девушкам счастливое свидание и даже брак, флажки матроса-сигнальщика — хороший день, если потереть их с утра, наган матроса — успешную деловую сделку и финансовое благополучие, а грудь дискоболки приносит удачу в любви мужчинам. Что держал бронзовый инженер, карандаш или циркуль, до сих пор точно неизвестно, но предмет обеспечивал научные открытия. Очевидно, это стало причиной того, что его постоянно воровали. Сейчас ради прорыва в науке натирают шестерню. А вот ножки младенцев в девятой арке привлекают беременных и тех, кто еще мечтает о ребенке.
Кстати, с натиранием скульптур связана и легенда о золоте Ежова. Будто бы предчувствуя свой арест, руководитель массовых репрессий тайно передал чемодан с золотом Матвею Манизеру и попросил спрятать. Тот спрятал золото в одну из скульптур, однако секрета не раскрыл. Вот и начали москвичи натирать изваяния в надежде добраться до золота.
Читайте также
приметы, легенды и факты / Подземка / Радиостанция «Вести FM» Прямой эфир/Слушать онлайн
Станция «Площадь Революции» – пожалуй, тот самый случай, когда всё пошло не по плану, но получилось отлично. Проектировал станцию легендарный архитектор Алексей Николаевич Душкин. Но его замысел принципиально отличался от того, что возвели впоследствии. Разумеется, скульптуры на станции – это то, что привлекает основное внимание. Они породили множество примет и городских легенд. Но их как раз и не было в первоначальной задумке автора. И в итоге он остался недоволен, когда в основаниях арок появились бронзовые люди в полный рост:
«Средства художественной выразительности должны отвечать требованиям архитектурной логики. В этом плане установленные на станции «Площадь Революции» скульптуры трудно оправдать композиционно».
Основной задачей архитекторов станций метро всегда было создать ощущение лёгкости, замаскировать глубину, на которой находится станция (а первые очереди московской подземки – это в основном станции глубокого заложения). Алексей Николаевич создал проект, который достойно эту задачу решал. Фирменной чертой Душкина были световые решения. И здесь он особым образом подсвечивает пилоны, чтобы нивелировать их массивность. Сверху располагает архивольт – это такое обрамление арки, которое выделяет её из плоскости стены. И по одной из версий, под этими архивольтами собирается разместить световые панно на ту же революционную тематику. Таким образом, станция должна была выглядеть максимально изящной и просторной. Но вышло иначе – рассказывает Координатор общественного движения Архнадзор, историк транспорта Юрий ЕГОРОВ:
«Вопреки воле Душкина, был приглашён скульптор Матвей Манизер, который сделал эти самые скульптуры. Есть опять же такой термин – круглые скульптуры. То есть это полноразмерные, полнообъёмные. Это не барельеф, который выступает чуть из стены, а какая-то часть изображения – она как бы остаётся за плоскостью стены. Это полноценная, объёмная скульптура. И он сделал эти изображения по хронологии от 1917 до 1937 года. И в общем-то, эти скульптуры были приняты, все их одобрили. Причём Душкин был категорически против. Но понравилось даже Сталину».
Вписать такую полноразмерную скульптуру в основание пилона – дело не самое простое. Для компактности, все герои (кроме детей) изображены в склонённых позах. В народе тогда быстро разошлась горькая шутка – «фигуры на станции, как и весь советский народ, либо сидят, либо стоят на коленях».
В октябре 41 года, когда немцы были критически близко к столице, метрополитен мог прекратить своё существование. Тогда вышел приказ Лазаря Кагановича о закрытии и подготовке стратегически важного объекта к уничтожению. Приказ был отменён, но подготовка проведена. В ходе массовой эвакуации вывозят в том числе художественные ценности. И среди этих ценностей спасают и скульптуры с «Площади Революции». Их отправляют в Среднюю Азию. Когда фигуры вернулись в Москву, выяснилось, что они серьёзно пострадали в пути. Но спасло то, что каждая из них была исполнена в четырёх экземплярах – продолжает Юрий ЕГОРОВ:
«Соответственно, у кого-то одна деталь сохранилась, другая осталась. И в общем, собирая из такого конструктора эти скульптуры, все поняли, какими они были. А по этому комплекту запчастей, который все-таки нашелся для каждой из них, восстановили и те, которые пострадали сильнее».
А вот наземный вестибюль первого (и несколько лет после открытия – единственного) входа на станцию выглядит немного странно. Это потому, что по задумке, вход должен был расположиться в здании Академического кинотеатра. Открытие станции метро в плане стояло раньше. Поэтому наземный вестибюль просто обозначили. А потом кинотеатр так и не построили. Как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. И эта конструкция стоит до сих пор. Единственное, вход и выход теперь разнесены между собой. А раньше осуществлялись через одну и ту же входную группу. Если внимательно приглядеться, можно заметить, что буквы в надписи “НЕТ ВХОДА” немного отличаются между собой. Это потому, что раньше там было слово “ВЫХОД”, убрали лишнюю букву, а недостающие – добавили.
Зайдя в массивные деревянные двери, спускаемся на платформу. Конечно же, первое, что захватывает внимание – скульптуры. Изображённые люди настолько реалистичны – позы, выражения лиц, детали одежды, вплоть до значка «Ворошиловский стрелок», складки на туфельке студентки – действительно создают ощущение, что это застывшее мгновение бурной революционной жизни. Воображение москвичей было поражено настолько, что в первые послевоенные годы ходили даже ужасающие легенды-страшилки, что фигуры на станции – это залитые металлом немецкие пленные. Разумеется, нет. Скульптор Матвей Манизер подходил к выбору натурщиков с особенным трепетом. Например, во второй арке – революционный матрос с наганом. Сегодня мы знаем, кто был прототипом для этого образа:
Юрий ЕГОРОВ: «Его зовут Алексей Диомидович Никитенко. Это курсант Ленинградского тогда военно-морского училища им. Фрунзе. И его отобрал лично Манизер. Он пришёл в училище, пришёл к администрации. Сказал, что ему нужен прототип для революционного матроса. Вот посоветуйте, кого взять? Руководство сказало – а вы сядьте на проходной, и просто смотрите, кто будет идти. Кто понравится, того и приглашайте. И он выбрал Алексея Никитенко – курсанта. Тот ему на протяжении нескольких месяцев по несколько часов в день позировал – с наганом, с пулемётными лентами, всё как положено. А впоследствии он отправился на Дальний Восток, командовал там «Монитором» (есть такой тип судна военного корабля). Очень переживал, кстати, что его не отправляют на фронт. И как он говорил сам (публикация где-то околовоенных времён) что «К сожалению, я в Москве не был, я себя даже не видел в метро». А сам Манизер вспоминал, что Никитенко очень ответственно отнёсся к задаче».
Ещё один моряк на станции – матрос-сигнальщик. В руках у него флажок, а на бескозырке можно прочитать надпись «Марат» (это название линкора). Человек удивительной судьбы – Олимпий Иванович Рудаков. Его биография – поистине сюжет для фильма. В Великую Отечественную он служит помощником командира на Эсминце «Сокрушительный». Во время сильного шторма корабль терпит аварию и тонет. Потеря боевого корабля – само по себе катастрофа. Так ещё и не в бою. Кроме того, во время эвакуации с тонущего судна командир, помощник и военком покидают его не последними. Всё командование мгновенно под трибунал – высшая мера наказания заменяется для Рудакова штрафным батальоном. Воюя в составе штрафной роты, он получает ранение. То есть считается, что свою вину искупил. Он возвращается в 44-м году на фронт, и заканчивает войну опять офицером.
Олимпий Иванович дважды удостаивается присутствовать на коронации монарха в Англии. По пути на коронацию Елизаветы II поражает присутствующих необыкновенным манёвром: советские корабли здорово опаздывали к церемонии из-за непогоды. Но буквально в последний момент командир исполняет просто фантастический трюк, виртуозно швартуя свой крейсер.
Юрий ЕГОРОВ: «А крейсер – штука, мягко говоря, не маленькая. Ему говорят – лоцмана вам отправить? Он говорит – не надо, мы сами. И он швартуется за какие-то несколько минут. То есть это то, что никто никогда в этом порту не делал. То есть это что-то невероятное. С первого раза, куда надо, на своё место. И то опоздание многочасовое, которое у них было, он своим манёвром просто сводит на нет. Он успевает на все церемонии, встречу с королевой. И это впечатление уже не на королеву, а на всех окружающих – порядка двухсот кораблей было. Настолько красиво он это сделал».
Пожалуй, самая культовая фигура на станции – это пограничник с собакой. По распространённой версии, в нём увековечен образ известного героя. Мы даже знаем кличку пса, чей нос так привлекает пассажиров подземки.
Юрий ЕГОРОВ: «Собаку зовут Индус. А пограничника зовут Никита Фёдорович Карацупа. Он уроженец Украины. Но достаточно быстро перебрался в Казахстан, где служил на пограничной заставе. Никита Фёдорович является одним из основоположников такой интересной науки, как служебное собаководство. Он приехал к месту службы с опозданием. Собак хороших все уже более-менее себе разобрали. Он буквально взял первую попавшуюся дворнягу, сказал, вот моя собака, я с ней буду работать. И он работал. Причём как он работал. Во-первых, он воспитывал саму собаку. Но при всём при этом, кроме собаки, он работал и над собой. Он разрабатывал комплекс упражнений, чтобы человек мог успевать за собакой, идущей по следу. Если собака бежит, без специальной подготовки догнать её достаточно сложно. И он тренировал и собаку, и себя. И у него какое-то невероятное количество пойманных нарушителей – что-то порядка трёхсот с лишним человек. Есть архивная фотография Никиты Фёдоровича, практически повторяющая ту позу, в которой он сидит на станции метро, только она зеркально развёрнута. Но точно так же собака вот с такими навострёнными ушами, такой же присевший в дозоре пограничник».
Вокруг собаки на станции всегда много людей. На самом деле, счастьем звери делятся только с теми, кто нежно к ним прикасается, а на тех, кто с усилием натирает им носы, злятся, и удачи не приносят. Информация проверена!
Екатерина КОСИНЕЦ: «Действительно, к бронзовому псу Индусу чаще всего приходят за удачей на экзаменах. Хотя тоже странно. Там же ещё есть студент. Там же есть непосредственно студент. И почему бы у него не просить бы, например, удачи?»
Юрий ЕГОРОВ: «Да, но студент – на самом деле, тоже не совсем студент. На самом деле, он инженер. Зовут его Аркадий Антонович Гидрат. Он сидит в районе спуска в переход в центре зала – с раскрытой книгой».
Аркадий Антонович окончил Московский физкультурный институт. Прошёл Финскую войну, вернулся обратно в спорт, устанавливал рекорды по прыжкам в высоту. Собирался писать диссертацию, но началась Великая Отечественная. Его призвали в армию. Пропал без вести осенью 41 года под Ленинградом на Синявинских высотах, не давая немцам сомкнуть кольцо блокады. Но сравнительно недавно в Ленинградской области поисковики обнаружили захоронение. Нашли, что огромная редкость, сохранившийся и заполненный медальон.
Юрий ЕГОРОВ: «Маленький такой пластмассовый цилиндрик, внутри которого лежит бумажка, на которой карандашом писали, что за человек, откуда родом и так далее. Ну, вся информация. Во-первых, бумага. Она в земле не живёт совершенно. Пусть даже и в какой-то пластмассовой оболочке. Более того, среди солдат существовало поверье, что если заполнишь медальон – это всё, значит, смертный приговор. Поэтому многие клали пустую бумажку. Кто-то просто выкидывал. Поисковики говорят, что в среднем человек 10-15 на тысячу таких опознанных по медальонам – это очень хорошо. Бывает и меньше.
Получилось так, что этот инженер с книгой – по сути, памятник Неизвестному солдату, Неизвестному герою. Другой вопрос, что теперь мы знаем, кто это такой. То есть человек, который действительно отдал свою жизнь за свободу и независимость нашей Родины. Вот его памятник на станции «Площадь Революции». И, кстати говоря, это повод начать другую традицию – каждый год 9 Мая класть цветы к изображению инженера с книгой, зная уже, кто это такой, и в чём его заслуга».
Мистика Площади Революции | Блогер AdrianaSuvorova1 на сайте SPLETNIK.RU 8 ноября 2019
Я люблю коллекционировать приметы на удачу, вроде таких, как потрогать белый камень из старой Варварской башни на «Китай-городе» или сесть между скульптурами Шерлока Холмса и Доктора Ватсона возле Смоленской набережной)) Еще можно на счастье потереть нос песику на станции «Площадь Революции». Об этом уже знают все, судя по затертым носикам всех четырех собак в вестибюле станции, а вот существование версии о том, что это вовсе не пес, а древнеегипетское божество Анубис, лично для многих стало новостью. Об этом я прочитала в книге Марии Артемьевой «Темная сторона Москвы». О легенде про московского Анубиса и других приметах станции метро «Площадь Революции» в этом посте))
Подумать только! Традиции гладить нос собачкам на станции метро «Площадь Революции» уже 81 год! Появилась она в 1938 году благодаря студентам МГТУ имени Баумана (расположенного через одну станцию), которые перед сдачей экзаменов нарочно приезжали сюда потереть носик песикам памятника «Пограничник с собакой. Уже в те времена поговаривали, что после этого успешная сдача сессии гарантирована.
На «Площади революции», которую создавал архитектор Алексей Душкин, строивший высотку на Красных Воротах, «Детский мир» и станцию «Маяковская», целых четыре таких памятника. Я не раз встречала информацию, что пёсика зовут Мухтар, но в интервью с внуком архитектора Душкина прочитала, что это была немецкая овчарка его дедушки и ее настоящее имя Ирма. Она жила в коммуналке с архитектором, в роскошном двухэтажном особняке, где сейчас находится посольство Мали, и умерла еще до начала войны.
На фото Олег, старший сын архитектора Алексея Душкина, с Ирмой.
Многие до сих пор спорят какая именно из четырех собак приносит удачу. Судя по тому, что носы затерты у всех, искатели фортуны решают подстраховаться и потрогать носы у каждой. А некоторые утверждают, что та самая волшебная статуя находится ближе всего к третьему с конца вагону, следующему в сторону станции Бауманской. Вроде как именно этот пёс приносит удачу на экзаменах. Его клона на противоположной платформе просят о помощи те, кто мечтает справиться с вредными привычками. К собакам в центре вестибюля возле перехода обращаются перед каким-нибудь важным делом или серьезной сделкой, чтобы все прошло гладко.
В наши дни говорят, что можно потереть и лапы. При этом некоторые верят, что нос Ирмы приносит удачу на экзаменах, а лапы – только на зачетах))
В вестибюле «Площади революции» установлено 76 повторяющихся скульптур рабочих, крестьян, стахановцев и военных, созданных Матвеем Манизером, которых жители и гости столицы также касаются на счастье.
После носиков Ирмы по популярности следуют туфелька студентки и гребешок петуха. Говорят, что если их потрогать, то день пройдет без сучка и задоринки.
Студентка с книжкой в руках считается помощницей в любовных делах. Если подержаться за ее туфлю, бронзовая девушка подарит успех на свидании))
Что касается петушиного гребешка, то считается, если ты его потрогаешь, то в этот день вкусно поешь)) Другие уверяют, что петух приносит финансовое благополучие и повышение зарплаты. А в подол птичницы, которая при петухе, еще и кидают записки с пожеланиями.
Есть и такие, кто считает, что петух наоборот приносит несчастья. Одни говорят, что тереть его клюв нельзя ни в коем случае, а не то «случится что-то ужасное». Другие приписывают темную силу только одному из четырех петухов, при этом не говоря какому.
Чекист с револьвером – покровитель в борьбе с врагами, матрос исполняет желания, связанные с путешествиями, карандаш молодого ученого обеспечивает удачу в научной деятельности. А вообще, судя по заметкам в Интернете, сейчас трут все, что душа пожелает — грудь спортсменки, палец и лапоть крестьянина, ножку ребенка и колено рабочего))
В 2014 году краевед Александр Можаев обращался к руководству Метрополитена и Департамента культурного наследия с просьбой взять скульптуры под охрану или хотя бы повесить предупреждающие таблички. Ему ответили, что поверхность фигур покроют специальным средством, предотвращающим стирание рельефа. Судя по затертостям, либо так до сих пор и не покрыли, либо это не помогает.
Помимо выступающих частей тела и одежды большой популярностью пользуется оружие: натерты и местами непонятно каким образом отломаны и украдены (!) наган (говорят, он приносит удачу в денежных делах), граната, приклад винтовки, а также циркуль и шестерня в руках молодого инженера.
Ну а теперь расскажу историю из книги «Темная сторона Москвы» Марии Артемьевой — сборника московских городских легенд, путеводителя по скрытому от посторонних глаз «зазеркалью» Москвы.
Если верить автору, на самом деле это вовсе и не собака пограничника, а древнеегипетское божество Анубис с телом человека и головой собаки — проводник умерших в загробный мир. А тем, кто не верит в это, предлагается сравнить овчарку и статуэтку Анубиса из египетского зала Пушкинского музея в Москве.
В книге тоже говорится, что традиция гладить нос собаке пошла от студентов-бауманцев. Вроде как с давних времен в Бауманке имелось тайное общество, которое почитало древних богов, и именно его члены – посвященные инженеры строили московский метрополитен. И неслучайно они выбрали для станции красный мрамор, бронзу, 19 скульптур, связанные с Анубисом — проводником подземного мира, каким метрополитен является тоже.
Отрывок из книги.
«Звезда Анубиса – Сириус, число его – 9. Девятка, или эннеада, — первый квадрат нечетного числа. Ее ключевые слова: океан и горизонт, потому что за девяткой ничего нет, кроме числа десять. Девятка – граница всех начальных чисел, число смерти, силы, энергии и войны, символ неуничтожимой материи и вечно возрозждающего бытия, так как сумма цифр любого числа, кратного девяти, дает число девять. Металл Анубиса – железно и бронза, цвет его – цвет Марса, красный, и камень его – черный и красный мрамор».
Красный мрамор, бронза… Ничего не напоминает?
А теперь держимся за стулья, господа наивные студенты! Если кому-то кажется, что все это фигня, давайте считать. В нумерологии по традиции Пифагора магическими числами считаются только натуральные числа до девяти, поэтому все значимые цифры какого-либо числа обычно складываются – до тех пор, пока число не примет вид однозначного простого числа. На станции 19 скульптурных композиций: это число 10, то есть ВСЕ СУЩЕЕ, символ мира-космоса. Каждый композиция повторена 4 раза – это СВЯЩЕННЫЙ КВАДРАТ ПИФАГОРА. Всего композиций 76, то есть, опять-таки – 7+6=13=1+4=4 – священный квадрат. Но главное, конечно, девятка, знак Анубиса. У масонов есть орден Девяти Избранных Рыцарей. Так вот, посмотрите на код станции с «собачкой» — это число печатается на всех одноразовых электронных билетах (на 5, 10 и 20 поездок) при проходе турникет. Код станции – 045. 0+4+5=9. Число Анубиса.
И вы все еще думаете, что это случайность?»
Так написано в книге Марии Артемьевой.
А дальше идет мистическая история парня, чей дедушка строил станции метро в 30-х годах. Как будто однажды в тоннеле завалило целую бригаду вместе с инженером Иноземцевым (из Бауманки). Вытаскивать их было рискованно, потому что завалить могло и спасателей. На помощь вызвали его друга, тоже инженера, с которым они когда-то учились и работали вместе (то есть тоже из Бауманки). Тот сказал, что нужно ждать до 11 вечера, а ровно в 23.00 (час Анубиса и час смерти, когда Солнце уходит в Страну ночи) из темноты донеслось рычание, и из завала вылезли огромный черный пес с гигантской пастью и пропавший инженер, который держался за его холку. Инженер выглядел странно – глаза были полузакрыты, а голова свисала как у куклы. При ошарашенных спасателях (среди которых и был дедушка парня) он сообщил другу, что бригада жива, что копать надо не с северной стороны, а левее, иначе там почва сильнее осядет, и крепить надо так-то. После этого исчез вместе с псом в завале. Бригаду спасли, кроме Иноземцева — он погиб сразу при завале.
Вот такая история! Верить в это или не верить – ваше дело, но все же, на мой взгляд, легенда получилась очень увлекательной!))
Пока я фоткала Белку (на это ушло около десяти минут максимум), на моих глазах ко всем четырем собакам потереть носы подходили самые разные люди. Это были и подростки, и влюбленные пары (кстати, говорят, если пара трет нос, то в их отношениях будет верность), и взрослые мужчины и женщины. Причем у всех был очень серьезный вид.
А вы бы потерли пёсиков?))
Москва. Статуи в метро на станции Площадь Революции, которые приносят удачу
Не часто публикую посты о России и Москве. Как-то не располагает московская толчея и суета к рассуждениям о райских уголках. Но и в сумасшедшем ритме города люди продолжают мечтать, надеяться и верить в чудеса.
Одно из таких чудотворных мест в столице — станция метро «Площадь революции». На станции установлены 76 бронзовых фигур скульптора Матвея Манизера, изображающих советских людей различных периодов. Существует поверье, что если прикоснуться к различным частям статуй, то сбудется загаданное желание.
Всего скульптур 76. 20 образов повторены в 4 одинаковых статуях и 2 — только дважды. Скульптуры были установлены на станции в декабре 1937 года в хронологическом порядке, показывая события от октября 1917 до момента установки.
Статуя красноармейца с гранатой — первая, встречающая входящих на станцию. Проходящие мимо трогают гранату в руке мужчины, а также его колено.
Скульптуры на станции метро «Площадь революции» расположены в невысоких нишах, поэтому нет ни одной в полный рост. В советские времена существовала шутка по этому поводу: «Советский народ либо стоит на коленях, либо сидит».
Стоя в нишах поместились только дети-пионеры.
У солдата с ружьем, отполирован до блеска приклад оружия. Интересно, какие желания можно загадать, потирая эту деталь?
Наган в руках у матроса по поверью приносит удачу в бизнесе, его регулярно воруют. На фото видно совсем новое оружие — видимо не успели натереть после очередной замены…
Читающая книгу студентка помогает своей туфелькой от несчастной любви, а также искореняет старых дев в столице.
Хит чудес на Станции «Площадь революции» — собачий нос. Всего собак 4, у всех носы отполированы до блеска.
Мало кто знает, что у бронзовых собак был реальный прототип — умнейшая породистая немецкая овчарка Ирма, принадлежавшая архитектору станции Алексею Душкину, чемпионка России и Украины.
Натирать собачьи носы практически сразу после установки скульптур начали студенты. Считается, что если погладить нос собаки, то сдашь экзамен, а если заднюю ногу — то зачет. Наиболее усердствуют студенты МГТУ им. Н. Э. Баумана, они трут нос той собаки, которая смотрит в сторону уходящего в сторону станции метро «Бауманская» поезда. У этой собаки нос стерт сильнее остальных, потому она уже напоминает добермана…
Молодая девушка, читающая книгу рядом с собакой, наталкивает на мысль, что усваивать науки барбос тоже помогает.
Сегодня собачьи носы на станции «Площадь Революции» трогают все подряд, что в общем верно — учимся чему-то всю жизнь. И что не день, то экзамен…
Птичница с курицей и петухом — тоже объект паломничества. Петушок просто стал золотым от постоянных поглаживаний.
После длительных поисков нашла в Интернете информацию, что петухов трут, чтобы прибавили зарплату. Но не все петухи помогают — один совсем не золотой. Более того, считается, что именно этот петух вообще приносит несчастье и прикасаться к нему нельзя.
Ножка ребенка на руках у мужчины — еще один талисман удачи. К ней прикасаются все, чьи желания так или иначе связаны с детьми.
Что можно просить, прикасаясь к коленке или ботинку отца, понять сложно. Обратила внимание, что большинство трогающих мужскую коленку — женщины. Денег просят или помощи? Судя по тому, что не все коленки у этих статуй натерты, не все мужчины — плохие отцы.
Вообще, ноги бронзовых статуй просто притягивают их погладить… Вспомнила морячку в городе Ллорет де Мар.
Спортсменке-пловчихе, которая держит ребенка, натирают голую коленку (мужчины, это вполне понятно) и туфлю (точнее, спортивный тапочек). А вот зачем трут определенное место мальчику? В Монте-Карло Адаму его же трут для удачи в знаменитом казино.
Странно, что до сих пор не натерли грудь пловчихе. Вероятно, потому что только левая доступна… Спортсменке-дискоболке уже наполировали правую грудь, как и Джульетте в Вероне.
Зачем трогают ботинок у студента, выяснить пока не удалось. Но на всякий случай тоже потрогала…
Воистину, люди делятся на тех, кто считает, что чудес не бывает, и на тех, кто уверен, что мир полон чудес! Судя по скульптурам на московской станции метро «Площадь Революции», последних в столице немало. Ждем чудес!
Узнайте больше о чудесах Москвы, побывав на экскурсии.
зачем кормить его изюмом и можно ли трогать клюв
Скульптуру петуха на станции метро «Площадь революции» неизвестные начали «подкармливать» изюмом, надеясь таким образом привлечь удачу. «360» разобрался в мифологии московского метрополитена.
Скульптуре петуха на станции московского метрополитена «Площадь революции» неизвестные начали приносить «дары» — за головой бронзовой птицы оказалась горсть изюма. Об этом на своей странице в Facebook написал Алексей Цветков, который и заметил необычное явление.
Вчера по дороге с работы домой ожидал поезда на станции «Площадь революции» и, любопытствуя, заглянул за голову бронзового петуха, заласканного людьми до блеска. К моему удивлению, я обнаружил там горсть свежего изюма. Петуха то есть не только гладят, загадывая желание, но и кормят изюмом, чтобы повернее сбылось
— Алексей Цветков.
Мужчина проверил всех четырех петухов, у каждого из них оказалась за головой оказался изюм. «Есть в этом что-то евразийское — кормить сладким сушеным виноградом бессмертного идола. Но одновременно и имперское, римское — приносить безобидную жертву в пантеоне конкретному клюющему духу», — добавил он.
Фото: Алексей Цветков / Facebook
На станции «Площадь революции» 76 скульптур, и изваяние петуха является самым загадочным. По некоторым поверьям, трогать ни одного из них (всего их на станции четыре) ни в коем случае нельзя — обязательно «придет беда». Другие считают, что трогать не стоит только одну из бронзовых птиц, однако какую именно — неизвестно.
По мнению краеведа Артема Задикяна, в Москве много подобных мест, которые по тем или иным причинам становятся «сакральными» для определенной группы людей.
Можно привести много примеров сакральных мест в парках и на площадях в Москве. Этот петух тоже в некотором смысле является местом поклонения. Вдруг у кого-то одного все получилось, и он сразу рассказал об этом другим
— Артем Задикян.
Это не единственная скульптура на станции, от которой люди ждут благословения или проклятия. Так, туфельку бронзовой девушки советуют потереть тем, кто собирается на свидание — она сулит успех в любовных делах. Нос собаки пограничника приносит удачу студентам во время экзаменов. А если коснуться рано утром флажка сигнальщика — день должен быть хорошим.
Не все относятся спокойно к тому, что скульптуры на станции пользуются популярностью. Так, например, краевед Александр Можаев в 2014 году обратился к руководству метрополитена с просьбой спасти собаку от варваров и взять бронзовую скульптуру под охрану. Делать это отказались, однако пообещали, что нос собаки покроют специальным составом, который не будет стираться от частых прикосновений.
Станция «Площадь революции» была открыта в 1938 году. Проект станции сделал архитектор Алексей Душкин. Изначально скульптур было 80, они были сделаны из гипса. Позже четыре памятника убрали из соображений безопасности. Всего на станции 20 различных образов, все они представляют советского человека — от моряка до пионера.
В 1941 году скульптуры со станции «Площадь Революции» были эвакуированы в Среднюю Азию. Их вернули обратно в 1944 году. Во время эвакуации монументы сильно пострадали — от некоторых остались только разрозненные части. Однако за счет того, что каждая скульптурная композиция повторялась четырежды, их удалось полностью восстановить.
История собаки с «Площади Революции» — The Village
Четыре собаки на станции метро «Площадь Революции», которым все трут нос на удачу, носят одно имя — Ирма. Внук архитектора станции и художник Алексей Душкин знает его с детства. Он рассказал The VIllage, как на станции появился образ собаки, а еще почему у младенца с мозаики на «Новослободской» старческие залысины.
Алексей Душкин
художник
С 1938 года сотни миллионов потрогали Ирму. Может быть, у некоторых сбылись их желания. Я не исключаю того, что Ирма заряжена на удачу и содержит в себе прану. Но до сих пор она была для всех безымянной, а сейчас вдруг все узнают, как ее зовут. Может возникнуть переполох, который только усилит магический эффект скульптуры.
Собака Ирма жила с моим дедушкой в коммуналке, в роскошном двухэтажном особняке, где сейчас находится посольство Мали. Ирма — немецкая овчарка, она была чемпионкой всей Украины, а потом и России на собачьих выставках. Породистая медалистка, знающая команды. Дед вообще собачник, охотник и лошадник. Животные — это неотъемлемая часть его жизни, у него было много живописи с собаками, и сохранился даже портрет Ирмы.
На фотографии: станция метро Площадь РоволюцииМой дедушка Алексей Душкин — архитектор станции «Площадь Революции» (также он архитектор «Маяковской», «Кропоткинской» и других станций. — Прим. ред.). Изначально пластической идеей станции была мировая революция, такой подземный энергетический взрыв. Я видел эскизы станции без скульптур и переходов на другие станции посередине. Выглядело как кипящее пространство, где низкие арки по бокам похожи на котлы или ядра.
Но потом дедушка получил в нагрузку скульптора Матвея Манизера с группой скульпторов из Ленинграда. Архитекторы, как известно, не очень котируют скульптуру, но дед был молодой, а Манизер — уже известный и влиятельный. Так на станции появились скульптуры, и Ирма вошла в историю. Наверное, они пили чай и обсуждали пограничника Карацупу (считается, что Никита Карацупа — это прообраз пограничника на «Площади Революции». — Прим. ред.), у которого было пять собак. У него были все кобели, а дедушка с Манизером решили поставить его с дедушкиной сукой Ирмой, которая к тому же живет в двух шагах от Кремля. Манизер смотрел на нее, умную, красавицу, да и вдохновился.
На фотографии: Олег, старший сын архитектора Алексея Душкина, с Ирмой (справа) и Фредом, английским сеттеромТрадицию тереть нос собаке начали студенты Бауманки. Они приходили на станцию перед экзаменом потереть зачетку — на удачу. И до сих пор трут нос той собаки, которая смотрит в сторону станции метро «Бауманская». Поэтому сейчас этот нос стерт сильнее остальных. И из-за того, что нос стерли, морда собаки стала острее, как будто у добермана. А девушки, кстати, ласкали туфельку скульптуры студентки, которая читает книгу. Погладишь — и удачно пройдет свидание или избавишься от несчастной любви.
Про Ирму я знаю со слов своего отца, который на самом деле тоже ее не застал. Она умерла перед войной, а отец родился только в 1940-м. Но зачат в том доме, где жила Ирма. Как ребенок может отреагировать на новость о том, что в метро стоит скульптура семейной собаки? Так же, как и на все остальное. Вот это твои игрушки, вот это твой портфель, вот твой велосипед, а вот скульптура твоей собаки в метро. Все логично и закономерно. Счастье — как здоровье: когда оно есть, ты его не замечаешь.
Мне приятно, что собачка увековечена и дарит счастье. Не каждому человеку ставят памятник, а Ирме стоит. Но я далек от мистических состояний и не испытываю нежности к скульптуре. Я же понимаю, что она сделана из бронзы, поэтому она интересна мне как художнику. Не помню, тер я когда-нибудь ей нос или нет. Мне все-таки жалко тереть — портится форма. Я, скорее, по спине или лапе ее поглажу. Вообще, у меня метрофобия, и я редко бываю около Ирмы.
На фотографии: станция метро НовослободскаяЗато я очень люблю «Новослободскую». На станции есть огромная мозаика, на которой Мадонна держит младенца. К слову, в свое время мозаику, чтобы спасти от разрушения, прятали за фальшстену. Но самое интересное в другом. Работу заказали известному живописцу Корину, другу дедушки. Корин пошутил и изобразил мою бабушку в виде Мадонны, а дедушку — в виде младенца. Если посмотреть на голову младенца на руках, то можно увидеть его старческие залысины и черты взрослого человека на лице. Так Корин выразил, что бабушка, по сути, вскормила и воспитала дедушку, который всегда находился в творческих заботах о городе и стране, а она заботилась о семье, была эдаким мотором. Например, со своим прямым характером могла сказать Хрущеву, чтобы дали квартиру. У посвященных в тайну это всегда вызывало улыбку. А теперь пусть все улыбаются, зная, как шутили художники в советское время.
Фотографии: обложка, 1 – Денис Ларкин / Фотобанк Лори, 2 – личный архив Алексея Душкина, 3 – Анастасия Пожидаева