Спаса на крови – История Спаса на Крови (храма Воскресения Христова) — Блог о путешествиях и культуре в Европе

Храм Спаса на крови.

ХРАМ СПАСА НА КРОВИ.

Спас на крови, или храм Воскресения Христова был построен и освящен в 1907 году по проекту архитектора А.А. Парланда на том самом месте, где в 1881 году народовольцами был убит император Александр II.

 


По своим архитектурным особенностям храм Спаса на крови напоминает черты, характерные для русских храмов Москвы, Ярославля, а в частности, храма Василия Блаженного на Красной площади в столице. Но расположен храм Спаса на крови так, что неискушенному взгляду туриста кажется, будто ему тесно в месте расположения: в узкой улочке над каналом Грибоедова возвышается это красивейшее произведение архитектурного искусства.



Боковое крыльцо южного фасада


Здание в плане пятиугольно, с восточной стороны к основному сооружению примыкают три алтарные апсиды, увенчанные небольшими куполами, в западной части расположена двухъярусная колокольня с массивным куполом.


Все купола храма Спаса на крови луковичной формы, покрыты ювелирной эмалью и медными позолоченными листами. Высота центрального сооружения – 81 метр: это число символизирует год гибели государя Александра II – 1881.


Вход внутрь собора.


Цокольную часть собора покрывает сердобольский гранит, в цоколе установлены двадцать памятных досок, изготовленных из темно-красного гранита, золочеными буквами на них обозначены деяния императора Александра II: основные события с 19 февраля 1855 года по 1 марта 1881 года. Отделка коричнево-красного кирпича покрывает часть собора, расположенную над цокольной, на фоне стен – орнамент в виде поясков и крестиков из цветного и белого мрамора, керамические изразцы.
Главным украшением фасада служит мозаика, изображающая гербы русских городов, губерний и уездов, расположенная с трех сторон колокольни.


Богоматерь (художник Н.А. Бруни)


Богоматерь (художник Н.А. Бруни)


Деисус (художник В.В. Беляев). Северная сторона


Деисус (художник В.В. Беляев). Северная сторона


Вход в храм Спаса на крови оформляют два крыльца, примыкающие к колокольне. Между симметрично расположенными входами помещено распятие, выполненное в мозаике.



Распятие Христово (художник В.М.Васнецов)


Сверху входы украшены изображениями двуглавого орла.



Внутренне убранство храма Спаса на крови поражает великолепием. Стены собора практически полностью покрыты мозаичными изображениями, над которыми работали талантливые мастера Петербурга и России. Центральное место отведено мозаикам, созданным по эскизам В.М. Васнецова: «Богоматерь с младенцем» и «Спаситель».


Богоматерь с младенцем (художник В.М. Васнецов)


Спаситель (художник В.М. Васнецов)


Еще одной особенностью декоративного убранства интерьера храма Спаса на крови являются поделочные и полудрагоценные камни, которыми облицованы иконостас, стены и пол здания.




Иконостас


Четыре колонны из алтайской яшмы служат основанием сени собора. Под сенью хранятся своеобразные реликвии храма – часть решетки Екатерининского канала и камни булыжной мостовой, на которые пал смертельно раненый Александр II.


Фрагмент решетки набережной.


Храм Спаса на крови символичен для Петербурга и всей России – это первый храм, установленный на месте гибели государя, одного из многих жертв надвигающейся революции. 


Воскресение Христово (художник М.В. Нестеров)


Несение креста (художник В.М.Васнецов)


Распятие Христово (художник А.А.Парланд)


Св. князь Александр Невский и Спас Нерукотворный


Сошествие во ад (художник В.М.Васнецов)


Снятие с креста (художник В.М.Васнецов)


Христос во Славе (художник Н.А.Кошелев)


Вид на южную арку



Северный киот.


Северный киот.Святой князь Александр Невский (художник М.В. Нестеров)


Южный киот


Центральный неф



Шатёр


Вид внутри собора


Свод северного притвора


Северный притвор


Центральный трансепт


Троица (художник М.В. Нестеров)


Мозаики центральной части храма


Лик двенадцатилетнего Христа


Вознесение Христово (художник В.П. Павлов)


Сошествие Святого Духа на апостолов (художник В.В. Беляев)


Христос во Славе (художник Н.Н. Харламов)


Евхаристия (художник Н.Н. Харламов)


Вход Христа в Иерусалим (художник В.В. Беляев)


Христос Пантократор (художник Н.Н. Харламов)


Введение во Храм (художник В.В. Беляев)


Жертвоприношение Авраама (художник В.В. Беляев)


Нагорная проповедь (художник В.В. Беляев)


Неопалимая купина (художник В.В. Беляев)


Отечество (художник В.В. Беляев)


Положение во гроб (художник В.В. Беляев)



Преображение (художник Н.А. Кошелев)


Распятие Христа (художник В.В. Беляев)


Собор Архистратига Михаила (художник В.В. Беляев)


Сон Иакова (художник В.В. Беляев)


София Премудрость Божия (художник В.В. Беляев)


Сошествие во ад (художник В.В. Беляев)


Троица ветхозаветная (художник В.В. Беляев)


Успение Пресвятой Богородицы (художник В.В. Беляев)


Христос в доме Марфы и Марии (художник В.В. Беляев)


Воздвижение Креста (художник В.В. Беляев)


Благословение детей (художник В.В. Беляев)


Благовещение (художник А.А. Парланд)


Богоматерь (художник Н.Н. Харламов)


Вознесение Христа (художник М.В. Нестеров)


Воскресение Христа (художник М.В. Нестеров)


Воскрешение дочери Иаира (художник Ф.С. Журавлёв)


Воскрешение Лазаря (художник М.А. Титов)


Изгнание торгующих из храма (художник В.П. Павлов)


Исцеление расслабленного (художник В.П. Павлов)


Моление о чаше (художник Н.П. Шаховской)


Покров (художник В.В. Беляев)


Св. Димитрий


Св. Евграф


Святая Мария Магдалина (художник Н.К. Бодаревский)


Святая царица Александра (художник Н.К. Бодаревский)


Святой апостол Пётр (художник А.Н. Новоскольцев)


Святой князь Владимир (художник Н.К. Бодаревский)


Святой Николай Чудотворец (художник Н.К. Бодаревский)


Сошествие во ад (художник В.М. Васнецов)


Христос и самарянка


Христос перед Каиафой (художник Н.П. Шаховской)


Христос перед Пилатом (художник Н.К. Бодаревский)

Экскурсии в Спасе на крови

Спас на крови

Тематические экскурсии

 

Евангельские сюжеты в мозаиках Спаса на крови (храма Воскресения Христова)

Мозаики Спаса на крови представляют крупнейшее собрание христианских персонажей, насчитывающее 277 имен; 68 сюжетов на библейские и евангельские темы. Посетители музея могут подробно ознакомится с их тематикой и христианской символикой.
 

Продолжительность экскурсии – 45 мин.
Цена билета
 

 

 

 

 

Мозаика храма-памятника «Спас на крови»

Посетители музея услышат увлекательный рассказ о крупнейшем мозаичном ансамбле Европы, занимающем важное место в контексте мирового мозаичного искусства. Любуясь светоносными мозаиками храма, они узнают о художниках – авторах эскизов для мозаичных икон, о мастерах-мозаичистах, о технике и технологии мозаичного набора.

 

Продолжительность экскурсии – 45 мин.

Цена билета
 

 

 

 

 

Архитектура и наружное убранство СПАСА НА КРОВИ

Петербуржцы и гости нашего города смогут познакомиться со Спасом на крови как с уникальным памятником «русского стиля» рубежа XIX — XX веков, получат возможность подробно рассмотреть великолепный многоцветный декор фасадов, полюбоваться уникальными эмалевыми куполами собора, создающими неповторимый живописный акцент в архитектурном облике Петербурга.
 

Продолжительность экскурсии – 45 мин.
Цена билета
 

 

Тематические экскурсии проводятся  по предварительной записи.
тел.: 315-16-36.
 

на-крови — ЕЩЕ ОДНА ИСТОРИЯ ДЛЯ КЛЮЧНИКА — LiveJournal

. Это цитата

Собор Воскресения Христова на Крови

Собор Воскресения Христова на Крови, или Храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге — православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова; сооружён в память того, что на этом месте 1 [13] марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II (выражение на крови указывает на кровь царя). Храм был сооружён как памятник царю-мученику на средства, собранные по всей России

                            

Александр II Николаевич  — Император Всероссийский, Царь Польский и Великий князь Финляндский (1855—1881) из династии Романовых. Старший сын сначала великокняжеской, а с 1825 года императорской четы Николая Павловича и Александры Фёдоровны

                  

Уже на следующий день, 2 марта Городская дума на своём чрезвычайном заседании приняла решение просить нового императора Александра III «разрешить городскому общественному управлению возвести часовню или памятник» погибшему государю.

Сень над местом смертельного ранения императора Александра II. Под ней сохранена часть мостовой и ограждение набережной канала, обагренные кровью Царя-Мученика. Находится в западной части храма, прямо над ней колокольня с большим золотым куполом.

Храм был возведён по указу императора Александра III в 1883—1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), который впоследствии от строительства отошёл. Проект выполнен в «русском стиле», несколько напоминает московский собор Василия Блаженного. Строительство длилось 24 года. 19 августа 1907 года собор был освящён.

Место смертельного ранения Александра II. Храм Спаса-на-Крови. Оригинальная часть мостовой сохранена

Сразу после получения такого разрешения на месте покушения была освящена временная деревянная часовня работы Л. Н. Бенуа. Эта часовня была построена на средства лесопромышленника И. Ф. Громова. А когда из губерний стали поступать крупные пожертвования на памятник Александру II, правительство решило возвести здесь собор.

                        

Рисунок будущего храма, выполненный архимандритом Игнатием, до доработки проекта архитектором Альфредом Парландом, 1883


Был объявлен архитектурный конкурс. Его условием были: ориентация на русскую культовую архитектуру XVII века, включение во внутренний объём собора места трагедии. Проекты рассматривал лично Александр III. Свои проекты предлагали Н. Л. Бенуа, А. И. Резанов, В. А. Шретер, Р. И. Кузьмин и другие архитекторы. Победителем конкурса оказался академик архитектуры Альфред Александрович Парланд. Дальнейшую работу он вёл вместе с другим архитектором — архимандритом Троице-Сергиевой пустыни Игнатием, в миру И. В. Малышевым.

                         

Альфред Парланд

Он писал:
«Высочайше утверждённый в Гатчине 1 мая 1887 года проект для храма Воскресения мною составлен по указанию Его Величества в стиле времён московских царей XVII века. Выдающимися образцами этой эпохи являются церковь Василия Блаженного в Москве и целая группа храмов в Ярославле, Ростове и др. Изучая эти прекрасные памятники русской старины, стараясь восприять не только умом, но и сердцем те пути и приёмы, те средства, которыми пользовались зодчие того времени, стараясь, насколько возможно, понять тайну их творчества, я с увлечением принялся за возложенную на меня работу».

                      
Закладка здания состоялась 18 октября 1883 года. Первый камень положил сын убитого государя, новый император — Александр III. Руководство строительством император повелел своему брату — великому князю Владимиру Александровичу. Великий князь являлся президентом Академии художеств, и при строительстве храма смог бы воспользоваться своими связями среди архитекторов и художников.
Сразу после закладки собора деревянную часовню разобрали.


 
Спас-на-крови был создан на основе необычного инженерного решения, на что повлияло его расположение на берегу канала. Для того, чтобы воды канала не проникали под здание, здесь при укреплении грунта отказались от использования свай. Впервые в градостроительстве под всей площадью здания было сооружено бетонное основание. Для сооружения колокольни на набережной был сделан выступ на восемь метров.

                         

                          Спас-на-крови был создан в русском стиле, по образу московского собора Василия Блаженного. Одним из украшений фасадов собора Спас-на-крови стала мозаика, из которой выполнены гербы русский городов, губерний и уездов.

                         

В технике мозаики выполнены также и панно на евангелические сюжеты, созданные по эскизам известных художников и расположенные на всех четырёх фасадах. В нишах закреплены 20 гранитных досок с описанием важных исторических событий времён правления Александра II.

Киоты созданы по рисункам Альфреда Парланда, мозаичные иконы — по рисункам Михаила Нестерова. Общая площадь мозаик в интерьерах храма составляет 7050 кв. м., они покрывают не только стены, но и пол, потолок, колонны.

                   

                   

Над сохранившимися в неприкосновенности фрагментами набережной — части ограды, плит тротуара, мостовой, на которую упал император, сооружена специальная сень. Свод сени облицован лазурью и украшен звёздами из топазов и самоцветов. Высота самого высокого купола собора — 81 метр.

Спас-на-Крови строился долго. Его освящение состоялось только лишь 19 августа 1907 года, уже при внуке Александра II, императоре Николае II. При этом тогда вдвое быстрее был построен дворец великого князя Владимира Александровича. Комиссия по строительству собора обнаружила растрату казённых средств в особо крупных размерах

 

Советская власть, как известно, не щадила памятники церковной архитектуры и мозаики. Спас на Крови не был снесен, хотя решение о его разборке и было принято: он проходил в списках как объект, «не представляющий никакой художественно-архитектурной ценности». Говорят, что в стенах уже были просверлены отверстия, приготовлены заряды взрывчатки. Но грянула война, и взрывников отправили на фронт. Во время войны и Ленинградской блокады в храме находился — не много не мало — районный Дзержинский морг, и храм будто бы во второй раз оправдал свое название — «На Крови». Чуть позже здание арендовал Малый Оперный театр, чтобы устроить там хранилище своих декораций.

                    

Следствие быстро нашло виновного. Им стал сотрудник великого князя, конференц-секретарь Академии художеств Пётр Фёдорович Исеев. Несмотря на ходатайство брата императора, Исеева сослали в Сибирь. Впрочем, ходили слухи, что жил он там весьма богато.

От Михайловского сада собор Спас-на-крови отделяет уникальная ограда. Исполнена она в 1903-1907 годах по проекту Альфреда Парланда.
В 1908 году рядом была освящена Иверская часовня. В 1923 году Спас-на-крови стал кафедральным собором.

После закрытия в 1930 году собор стал использоваться как склад. Его планировалось снести как не представляющий ни исторической, ни художественной ценности. Но в последний момент в судьбу Спаса-на-крови вмешалась война. Снести его попросту не успели.
Во время блокады храм использовался как морг, сюда свозили тела погибших. В один из куполов попал неразорвавшийся снаряд. После Великой Отечественной войны Спас-на-крови использовался для хранения декораций Малого Оперного театра.

Часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери. Западный фасад

В 1970 году собор передали в качестве филиала музею «Исаакиевский собор». С 1977 по 1991 год храм реставрировался, всё это время он стоял в строительных лесах. В связи с этим возникли истории, схожие с разговорами о строительных лесах Исаакиевского собора. Говорили, что леса стоят до тех пор, пока стоит советская власть. Разобрали их незадолго до августовских событий в Москве в 1991 году. Открыт для посетителей собор был 19 августа 1997 года.

В основе композиции храма компактный четверик, который увенчан пятиглавием, причём место центральной главы занимает шатёр высотой 81 метр. Всего Спас на Крови венчают 9 глав, создающих асимметричную живописную группу, причём часть глав имеют позолоченное покрытие, а часть — эмалевое.

В основании восьмигранного шатра на его стене имеются восемь продолговатых окон с наличниками в форме кокошников. Вверху шатёр сужается, в нём прорезаны восемь выступов с окошками. Шатёр завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом. Главка покрыта белой, жёлтой и зелёной эмалью в виде обвивающих её цветных полосок.

Вокруг шатра расположены четыре луковичных купола, образуя при этом симметричную форму композиции. Все четыре купола покрыты цветной эмалью, но при этом разными рисунками. Эти купола располагаются на невысоких барабанах, имеющих размер, меньший, чем у самих куполов.

В западной части собора находится колокольня завершённая куполом, что делает её похожей на колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. У звонницы имеется восемь арочных проёмов, разделённых колоннами. Остальные три купола, меньшие по размерам, располагаются на пристройках в восточной части храма.

 Удивительно, но даже пропорции храма Воскресения Христова символичны: высота его центрального сооружения — 81 метр, и это число было выбрано в напоминание о годе гибели государя Александра II – 1881. Второй по выcоте купол — 63 мeтра, символ возрaста убиенного императора. Символика чисел вообще свойственна православию, и ее можно найти также в избранном зодчими количестве куполов и других деталях. Двадцать красно-гранитных памятных табличек установлены в цоколе храма. На них обозначены деяния императора Александра II: основные события с 19 февраля 1855 года по 1 марта 1881 года. Также на храме можно найти двуглавого орла, а на колокольне — гербы русских городов, губерний и уездов. Крест колокольни Спаса на крови венчает вызолоченная царская корона.

              

Архитектура храма представляет собой образец позднего этапа эволюции «русского стиля». Здание представляет собой собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля XVI—XVII веков. Большое влияние на внешний облик храма оказала архитектура московского собора Василия Блаженного.

С внешней стороны на храме сделаны надписи, где подчёркиваются достижения России в период правления Александра II.

В декоре здания использован разнообразный отделочный материал — кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.

Спас-на-крови стоит прямо на канале Грибоедова. Для того, чтобы храм мог устоять, и воды канала не проникали под здание, здесь при укреплении грунта отказались от использования свай. Впервые в градостроительстве под всей площадью здания было сооружено бетонное основание. Для сооружения колокольни на набережной был сделан выступ на 8 метров. Этот канал, согласно легенде, сыграл немалую роль в восстановлении собора. Существует рассказ о том, как кресты Спаса на Крови «крестились» водой канала. Говорят, что чтобы спасти их от большевиков, в советское время жители Петербурга спрятали их… на его дно. А когда храм наконец-то стал реставрироваться, то один петербуржец, «случайный прохожий», рассказал команде реставраторов о том, где могут быть кресты, и указал место. Водолазы действительно нашли спрятанные святыни, и те вернулись на свои купола.

 

                                                                   Внутреннее убранство собора

 

Храм планировался как мемориальный, посещать его в основном должны были члены царской фамилии и их гости, поэтому внутреннее убранство было выполнено с размахом и пышностью.

                    
Внутри храм представляет собой настоящий музей мозаики, площадь которой составляет 7065 квадратных метров.

                     

 Все стены и своды собора покрыта мозаикой с изображением святых и библейскими сюжетами.

                     

Коллекция мозаик Собора Спаса на Крови в Петербурге — одна из крупнейших в Европе. Мозаиками покрыты более 7-ми тысяч квадр

Музей Памятник «Спас-на-крови» / Немного из истории

«Александр II» Н.А.Лавров Холст, масло. 1860 г. Государственный музей-заповедник «Царское село».

В память о мученической смерти императора Александра II на месте его убийства построили храм. Он был освящен при его внуке как храм Спаса на крови.

Люди, провозгласившие себя выразителями народной воли, смертельно ранили Александра II , русского императора, названного народом царем-освободителем. Тяжелую рану получила вся Россия. Не стало императора, в значительной мере отразившего чаяния и надежды передовых русских людей, русской интеллигенции.

1 марта 1881 года бомба, брошенная народовольцем Игнатием Гриневицким, повернула колесо истории России, направив её, по существу, на тот путь, по которому она, обливаясь кровью лучших людей страны, идет второе столетие.

Старший сын императора Николая I Александр занял российский престол в феврале 1855 года, в разгар Крымской войны, которая показала, что страна стоит на краю социальной пропасти. Александр II осознавал нависшую над Россией опасность. Он приблизил к себе группу энергичных социальных деятелей: А.В.Головина, братьев Милютиных, А.М.Горчакова, П.А.Валуева, С.С.Ланского и П.А.Шувалова. Началась разработка и приведение в жизнь важнейших социальных, политических и экономических реформ.

В коронационной речи император сказал: «В сей торжественный день, когда, спросив благословения Всевышнего, мы возложили на себя венец наших предков, первою нашей мыслию было, как всегда, благоденствие любезной нам России ». И это были не пустые обещания: за ними последовала большая работа, результатом которой явилось освобождение крестьян от крепостной зависимости 19 февраля 1861 года. В императорском Манифесте по этому поводу Александр II отмечал: «Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови с Нами Божее благословение на твой свободный труд – залог твоего домашнего благополучия и блага общественнаго».

Начинается настоящая перестройка государства.

22 мая 1862 года следует Указ об утверждении положения о государственной росписи и финансовых сметах и обнародовании их во всеобщее сведение.

В 1862-1866 годах по настоянию императора происходит преобразование государственного контроля.

В апреле 1863 года издается императорский Указ «Об ограничении телесных наказаний».

Этап за этапом следуют прогрессивные нововведения, основы предполагавшейся Конституции государства российского.

Одновременно ведется работа по нормализации положения внутри страны, созданию строгой законности судебной власти. В указе император Александр пишет: «Возвысить судебную власть, дать ей надежную самостоятельность и вообще утвердить в народе Нашем то уважение к закону, без которого невозможно общественное благосостояние и которое должно быть постоянным руководителем действий всех и каждого, от высшего до низшего».

Особое внимание уделяется народному образованию. Александр пишет: «Я обращаю особенное Мое внимание на дело народного просвещения, видя в нем движущую силу всякого успеха и утверждение тех нравственных основ, на которых зиждутся государства».

Это были не пустые слова.

Дела следуют незамедлительно.

Император не только укреплял единство России, но и вел борьбу за расширение ее влияния.

Читать дальше: 1 | 2 | 3 | 4 | 5


Файл:Храм Спаса на крови 7.jpg — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску

Краткое описание

ОписаниеХрам Спаса на крови 7.jpg

Français : Cathédrale Saint-Sauveur-sur-le-Sang-Versé de Saint-Pétersbourg.

Русский: Собор Спаса на Крови в Санкт-Петербурге.

Ministry of Culture RF.png

Это фотография памятника культурного наследия России c номером

7810507000
Wiki Loves Monuments logo - Russia - without text.svg
This template and pages using it are maintained by the Russian WLM team. Please read the guidelines before making any changes that can affect the monuments database!
Дата
Источник собственная работа
Автор NoPlayerUfa

Лицензирование

Я, владелец авторских прав на это произведение, добровольно публикую его на условиях следующей лицензии:

w:ru:Creative Commons

атрибуция

распространение на тех же условиях

Этот файл доступен по лицензии Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported
Вы можете свободно:
  • делиться произведением – копировать, распространять и передавать данное произведение.
  • создавать производные – переделывать данное произведение
При соблюдении следующих условий:
  • атрибуция – Вы должны указать авторство, предоставить ссылку на лицензию и указать, внёс ли автор какие-либо изменения. Это можно сделать любым разумным способом, но не создавая впечатление, что лицензиат поддерживает вас или использование вами данного произведения.
  • распространение на тех же условиях
    – Если вы изменяете, преобразуете или создаёте иное произведение на основе данного, то обязаны использовать лицензию исходного произведения или лицензию, совместимую с исходной.

https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0 CC BY-SA 3.0 Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 truetrue

Logo of Wiki Loves Monuments

Это изображение было номинировано к участию


в международном финале
конкурса Wiki Loves Monuments


в качестве финалиста национального конкурса Russia. источник

История файла

Нажмите на дату/время, чтобы посмотреть файл, который был загружен в тот момент.

Дата/времяМиниатюраРазмерыУчастникПримечание
текущий13:48, 29 сентября 20111995 × 1325 (2,04 Мб)NoPlayerUfa

Использование файла

Следующие 2 страницы используют данный файл:

  • Историзм в России
  • Спас на Крови

Глобальное использование файла

Данный файл используется в следующих вики:

Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению.

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *