Сколько этажей в зимнем дворце: Зимний дворец — Википедия – Зимний дворец в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Золотая гостиная Зимнего дворца — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Золотая гостиная

общий вид

расположение в зданиях Эрмитажа

Золотая гостиная — помещение в юго-западном крыле Зимнего дворца в Санкт-Петербурге.

Золотая гостиная (зал № 304) создана по проекту А. П. Брюллова в 1841 году. Как и соседний Белый зал является репрезентативной частью приготовленных к свадьбе наследника апартаментов. Первоначальный проект Брюллова предполагал расчленить стены парными колоннами, а поле между ними затянуть тканью. Однако концепция оформления зала была изменена под влиянием императора Николая I, который взял за образец Тронный зал резиденции курфюрстов в Мюнхене[1]. Об этом упоминает и сама Мария Александровна в письме к брату Карлу: «Большая золотая гостиная по образцу тронного зала баварских королей»[2]. В описи 1841 года гостиная выглядет так: «

Стены и карниз из фальшивого мрамора с орнаментом сплошь вызолоченные, панель фальшивого мрамора, окрашенная масленою краскою под лапис-лазурь, с вызолоченными в филенках рамками. Свод и падуги с лепными вызолоченными украшениями, а между ними с побелкою.»[3].

Все стены и пилоны были покрыты тонким орнаментом и сплошь вызолочены, в нижней части стен по периметру выделена невысокая панель, роспись которой имитирует лазурит. В отличие от мюнхенского зала Золотая гостиная перекрыта коробовым сводом с треугольными распалубками с обильной позолоченной лепниной. Такое решение, несмотря на изначальную ориентацию архитектора на ренессансные мотивы, придаёт залу своеобразие и даёт отсылки к московской архитектуре XVII века — модное веяние в русском искусстве XIX века.

В 1850 году по рисункам архитектора А. И. Штакеншнейдера созданы новые занавеси и карнизы, мебельный гарнитур, обитый малиновой брокателью (ткань заменена во время реставрации в 1960-х годах на голубую). Изготовлением гарнитура занимался мебельных дел мастер В. Бабков[5]. Несмотря на то, что проекты Штакеншнейдера были утверждены Николаем I, цесаревна наблюдала за ходом работ и вносила коррективы сообразно собственному вкусу.

Обращает на себя внимание один из самых сложных во дворце мраморный камин с яшмовыми колоннами, украшенный барельефом во фризе и мозаичной картиной. Первоначально заказ на изготовление камина с «барыльефом, хранящимся в кладовой Кабинета», был отдан П. Катоци, но вскоре проект был усложнён. В 1838 году Николай I распорядился, чтобы две колонны и две пилястры «из ориентального алебастра с бронзовыми базами», поднесённые князем Х. А. Ливеном, были использованы в декоре комнат наследника[6]. На это предложение архитектор Брюллов сообщил, что «он, по размеру сих колонн, находит всего приличнее, устроить их в новой гостиной Ея Высочества, над камином». Работу передали «художнику мраморного искусства» Викентию Модерни.

Убранство интерьера дополняют вызолоченные двери и великолепный паркет.

Золотая гостиная являлась парадным салоном Марии Александровны (аналогично Малахитовой гостиной императрицы Александры Фёдоровны, которую часто называли также Золотой) и танцевальным залом. В 1850 году цесаревна записывает: «...был бал у нас, танцевали в Золотой гостиной

».

В трагические для России дни, наступившие после убийства Александра II, именно здесь, в окружении избранных членов Государственного Совета, новый русский самодержец Александр III решал судьбу Российской конституции и реформ, над которыми трудился и которые не успел завершить его отец.

С 2001 года в зале представлена экспозиция «Судьба одной коллекции. 500 резных камней из кабинета герцога Орлеанского». В витринах выставлены геммы, датируемые IV в. до н.э. — серединой XVIII в., составляющие когда-то треть коллекции герцогов Орлеанских. В собрании находятся камеи, византийского стиля, большая группа инталий и камей знакомит с глиптикой Италии, Франции, Германии, Нидерландов XV — начала XVIII вв. Среди шедевров — портрет Генриха II Французского работы А. Чезати. Здесь же можно увидеть редких этрусских скарабеев, талисманы и гриллы (соединения голов человека и животных)[7].

  • Золотая гостиная, 2015

  • Золотая гостиная, 2015

  • Фрагмент стены

  • Лепное убранство сводов

  1. Т. А. Петрова
    Комнаты императрицы Марии Александровны в Зимнем дворце. С. 45.
  2. Д. С. Арсеньев Жизнеописание императрицы Марии Александровны // Российские императрицы. Мода и стиль Конец XVIII — начало ХХ в.: альбом-каталог выставки в выставочном зале федеральных архивов. М., 2013. С. 301
  3. ↑ РГИА. Ф. 469. Оп. 13. Д. 527. Л. 13.
  4. ↑ А. П. Брюллов, разрезы, НИМ РАХ, инв. № А-2012, А-2059, А-2060, А-2350, А-2351
  5. ↑ РГИА. Ф. 522. Оп. 1. Д. 407. Л. 8, 28.
  6. ↑ РГИА. Ф. 468. Оп. 35. Д. 281. Л. 130—131, 187.
  7. Сайт Государственного Эрмитажа: Судьба одной коллекции. 500 резных камней из Кабинета герцога Орлеанского
  • Петрова Т. А. Комнаты императрицы Марии Александровны в Зимнем дворце. — СПб.: Гос. Эрмитажа, 2007. — 72 с. — ISBN 978-5-93572-265-4.
  • Пашкова Т.Л. Император Николай I и его семья в Зимнем дворце. — СПб.: Гос. Эрмитажа, 2014. — 464+524 с. — ISBN 978-593572-585-3.
  • Эрмитаж / Под общей ред.. — М.: Иван Фёдоров, 2006.

Конкурс "Золотое руно" 2020 ответы для 1-2 классов

Эрмитаж – как много в этом слове. У многих людей при упоминании Эрмитажа возникают ассоциации с огромными картинными галереями, замечательными экскурсиями, прикосновение к искусству. А знаете ли вы, какая богатая история у Эрмитажа? Ведь не зря Эрмитаж – это не просто комплекс, а это огромный комплекс объектов, состоящий из пяти дворцов, так исторически сложилось. С Эрмитажем связана масса любопытнейших исторических фактов, с некоторыми из них мы вас и познакомим. Предлагаем вам познакомиться с очередным из них:

Конкурс «Золотое руно» ‒ международное соревнование по истории мировой художественной культуры, проект Института продуктивного обучения Российской академии образования (Санкт-Петербург), руководителем которого является академик М.И. Башмаков. По формату состязание схоже с аналогами по другим предметам («Кенгуру», «Русский медвежонок» и т.д.).

1. В этом городе находится Государственный Эрмитаж-один из крупнейших музеев мира.

Ответ: A. Санкт-Петербург

2. Эрмитаж переводится с французского языка как.

Ответ: A.  «Место уединения или келья»

3. Этот дворец является основным зданием музейного комплекса Эрмитаж.

Ответ: B. Зимний дворец

4. По проекту этого архитектора был построен Зимний дворец.

Ответ: D. В.В. Растрелли

5. Эта площадь получила своё название во второй половине XVIII века благодаря появлению на берегу Невы новой императорской резиденции. Какая?

Ответ: D.

6. В это время года в Эрмитаже проводится церемония прощания с белыми ночами.

Ответ: C. Июль(лето)

7. В этом эрмитажном здании находится Большой императорский трон. В каком?

Ответ: С. Георгиевский зал Зимнего дворца

8. Во время Великой Отечественной войны в Эрмитаже.

Ответ: A.

9. Последним императором, жившим в Зимнем дворце, был.

Ответ: C. Николай II

10. Эти животные охраняют музей от грызунов и являются “нештатными сотрудниками” Государственного Эрмитажа.

Ответ: Кот

11. Портреты героев этой войны представлены в Военной галерее Эрмитажа.

Ответ: Отечественной войны 1812 года

12. Этот собор, находящийся на территории Эрмитажа, был домовым храмом императорской семьи.

Ответ: A. Собор Спаса Нерукотворного образа

13. Это архитектурное сооружение, предназначенное для проведения представлений, было создано по проекту архитектора Дж. Кваренги и вошло в комплекс зданий Эрмитажа во второй половине XVIII века.

Ответ:A. Здание Эрмитажного театра 

14. Фасады этого здания украшены статуями и барельефами, изображающими великих мастеров искусства.

Ответ:A. Новый эрмитаж(Императорский музей)

 15. Вес этого объекта, находящегося в ведении Эрмитажа с 2009 года, составляет около 600 тонн, а основным элементом является гранитный монолит.

Ответ:C. Александровская колонна

16. По замыслу Ф.Б. Растрелли, каменные статуи на крыше Зимнего дворца были установлены в том числе для того, чтобы… Для чего?

Скульптуры поставлены там, чтобы скрыть выступающие печные трубы.

17. При этом императоре между зданиями Зимнего дворца и Малого Эрмитажа был построен автомобильный гараж. 

Николай II

18. Этот изобретатель создал для Екатерины 2 подъёмное кресло, сидя в котором она могла перемещаться с этажа на этаж.

Талантливый механик И.П. Кулибин

Что надо знать о крыше Зимнего дворца

Архитектор Зимнего дворца Франческо Растрелли проектировал здание, уделяя большое внимание пластическому решению фасада. Первые украшения балюстрады — аллегорические статуи и декоративные вазы — вырезались из камня по эскизам архитектора. К 1761 году было изготовлено 176 элементов.

После пожара 1837 года часть разбившихся фигур заменили, а остальные отреставрировали. В середине 1890-х годов на крыше Зимнего дворца опять работали мастера: камень под влиянием губительного петербургского климата начал расслаиваться, крошиться и кусками падать на мостовую. Тогда каменную скульптуру решено было заменить выколотной из листовой меди по рисункам скульптура М. П. Попова. Тем не менее, такие фигуры и внутренний каркас начали быстро корродировать. В 1930-х годах из оснований медных скульптур убрали битый камень, который заполнял каждую по грудь. Видимо, те, кто когда-то заливал этот камень известковым раствором, полагали, что он удержит фигуры на крыше. Но под воздействием ветра и собственного веса они стали крениться. Ошибку, не желая, конечно, того, повторили в 1940-х годах, залив полости бетоном. Последняя реставрация продолжалась с 2004-го по 2009 год: из фигур удаляли бетонную массу и заменяли нижние части каркаса, начисто съеденные коррозией.

С земли все скульптуры кажутся массивными. На самом деле они весят не более 150 килограммов. А высота каждой из них — 3–3,5 метра. Из условно «именных» можно отметить фигуру Аполлона, Дианы, Марса, Афины, Деметры, Гебы, Терпсихоры, Аида, Персефоны, Юпитера, но большинство отмечены как «стоящие» или «сидящие». Все статуи пронумерованы. В 2004 году на крыше Зимнего дворца появилась ещё одна, 177-я, фигура — Корона. Правда, ей дали номер 124а, чтобы не нарушать историческую нумерацию Ф. Растрелли. Корона выполнена по сохранившимся документам и возвращена на историческое место — парадный южный фасад дворца.

Интереснейшие архивные документы сохранились и о цвете скульптуры. Изначально все фигуры на крыше белились, как и другие декоративные элементы, для объединения ордерной системой. Все скульптурные элементы, украшающие балюстраду, являются продолжением колонн. Сейчас трудно себе представить, но со второй половины XIX века довольно долгое время скульптура на крыше была выкрашена в чёрный цвет. Стены дворца несколько раз меняли окраску, и таким образом нарушалось единство пластического рисунка, заданного архитектором. Привычный серовато-зелёный оттенок скульптур в сочетании в зелёным цветом стен возвращает принцип единой объёмно-пространственной композиции.

Малахитовая гостиная Зимнего дворца — Википедия

Малахитовая гостиная

расположение в зданиях Эрмитажа

Малахи́товый за́л — парадная гостиная в северо-западной части Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, входившая в состав личных покоев супруги Николая I — Александры Фёдоровны. Уникальный интерьер был создан в 1838-1839 годах по проекту архитектора А. П. Брюллова при восстановлении Зимнего дворца после грандиозного пожара, полностью уничтожившего внутреннюю отделку императорской резиденции в декабре 1837 года. От резиденции Российской империи остались тогда голые обгорелые стены.

Яшмовая гостиная в Зимнем дворце. 1833 год.

В 1830 году на месте двух Приёмных императрицы архитектором О. Р. Монферраном создаётся один большой зал — Яшмовая гостиная (вид этого зала сохранился на рисунке 1833 года, выполненном Г. Чернецовым). Тогда же появились массивные камины, сдвоенные колонны и пилястры (каннелированные из серо-фиолетовой яшмы[1]). После пожара зал восстановлен А. П. Брюлловым как Малахитовая гостиная.

Малахитовая гостиная имела особый статус в структуре Зимнего дворца, поскольку она была своеобразным «пограничным» помещением между парадными залами дворца и личными покоями императрицы. Этот зал был репрезентативным, и одновременно он открывал анфиладу из трех гостиных на половине императрицы. В этом помещении собирались члены императорской семьи перед так называемыми выходами — строго регламентированными парадными и церемониальными шествиями в Большую или Малую дворцовые церкви или в Тронный зал. Из малахитовой гостиной открывается выход в залы Невской анфилады.

Согласно воле императора, в декоративное убранства зала А. П. Брюллов включил редкий полудрагоценный камень — малахит. С 1830-х годов, после открытия на уральских рудниках Демидовых огромных залежей малахита, этот камень стал широко использоваться. В парадной гостиной императрицы колонны, пилястры и камины выполнены в трудоёмкой технике, которая получила название «русская мозаика»: тонкие пластины камня наклеивали на основу, линии стыков заполняли малахитовым порошком, затем поверхность шлифовали. Сочетание малахита с обильной позолотой свода, дверей, капителей колонн и пилястр вызывало восторг.

Войдя в этот храм богатства и вкуса, недоумеваешь, чему удивляться: роскоши материалов или роскоши мысли художника Брюллова.

Башуцкий А. Возобновление Зимнего дворца в СПб. Спб., 1839

Зал обставили спасённой во время пожара мебелью[2], выполненной в 1830 году по рисункам Огюста де Монферрана мастером Генрихом Гамбсом. Своё место между окон заняла спасённая малахитовая ваза и восстановленная по чертежам Монферрана сень — большая зеркальная рама с двойными колоннами. Некогда находившиеся здесь торшеры (работа архитектора И. И. Гальберга, 1828 г.)[3] были впоследствии перенесены в Просветы Нового Эрмитажа.

Создавая Малахитовый зал, Брюллов, казалось бы, сохранил композиционное решение старой гостиной и изменил лишь отдельные элементы, но тем не менее общее впечатление от интерьера изменилось. Основным средством художественной выразительности не характерной для классицизма стала подчеркнутая контрастность сопоставления декоративных элементов: насыщенного ярко-зеленого малахита, белизны облицованных белым искусственным мрамором стен и обильной позолоты.

На стене напротив окон была воссоздана роспись, которая существовала до пожара. Роспись выполнил автор, который первоначально выполнил эту работу — Антонио Виги. Фигуры были написаны на тонком коленкоре, а затем наклеены на искусственный мрамор. Центральная из трех женских фигур росписи — аллегория Поэзии — была копией с работы художника Возрождения Рафаэля Санти — медальона «Поэзия», венчающего фреску «Парнас» в Ватикане. По сторонам Поэзии изображены аллегорические фигуры, олицетворяющие День и Ночь. Прообразами этих фигур стали барельефы датского скульптора Бертеля Торвальдсена.

На протяжении всего XIX века архитектурно-декоративное убранство Малахитового зала оставалось без изменений, и он продолжал играть ту же роль «пограничного» помещения между парадными и жилыми покоями. В 1894—1895 годах интерьеры северо-западного ризалита Зимнего дворца получили новое оформление, поскольку здесь после свадьбы должен был разместиться великий князь Николай Александрович (будущий император Николай II) с супругой, но уникальную отделку Малахитовой гостиной сохранили.

Малахитовая гостиная — единственный сохранившийся образец оформления малахитом целого жилого интерьера. Особенно нарядный вид придает интерьеру сочетание ярко-зеленого цвета камня с обильной позолотой и насыщенным малиновым тоном драпировок.

В 1842 году в Малахитовой гостиной выступал композитор Ференц Лист. В Петербург он прибыл по приглашению императрицы Александры Федоровны спустя 2 года после знакомства с ней на лечении в Эмсе.

В Малахитовой гостиной происходило официальное представление дам императрице. Только после этой процедуры дамы могли получать приглашение на придворные балы.

Здесь 14 ноября 1894 года состоялся обряд одевания к свадьбе принцессы Гессенской Алисы, в православии — Александры Федоровны. В первые годы супружеской жизни Николая II и Александры Федоровны в Малахитовой гостиной проходили семейные завтраки в торжественные праздничные дни.

Во время Первой мировой войны в гостиной проходили заседания благотворительных организаций.

После Февральской революции 1917 года глава Временного правительства А. Ф. Керенский распорядился организовать его работу в Зимнем дворце, и Малахитовый зал стал местом проведения заседаний. Именно здесь проходило заседание правительства в историческую ночь с 25 на 26 октября 1917 года. Когда во время штурма дворца начался обстрел, решено было перейти из Малахитового зала, выходящего окнами на Неву, в соседнюю Белую столовую — более безопасное помещение, обращенное во внутренний двор. Здесь Временное правительство и было арестовано.

  • Современный вид

  • Современный вид

  • Детали интерьера

  • Детали интерьера

Малахитовая палата фигурирует в качестве «точки гештальта» в кульминационном моменте повести П. Бажова «Малахитовая шкатулка».

Царица вышла в комнату-то, куда назначено. Глядит — никого нет. Царицыны наушницы и доводят — турчаниновска невеста всех в малахитову палату увела. Царица поворчала, конечно, — что за самовольство! Запотопывала ногами-то. Осердилась, значит, маленько. Приходит царица в палату малахитову. Все ей кланяются, а Танюшка стоит — не шевельнется.
Царица и кричит:
— Ну-ко, показывайте мне эту самовольницу — турчаниновску невесту!
Танюшка это услышала, вовсе брови свела, говорит барину:
— Это еще что придумал! Я велела мне царицу показать, а ты подстроил меня ей показывать. Опять обман! Видеть тебя больше не хочу! Получи свои камни!
С этим словом прислонилась к стенке малахитовой и растаяла. Только и осталось, что на стенке камни сверкают, как прилипли к тем местам, где голова была, шея, руки.
Все, конечно, перепугались, а царица в беспамятстве на пол брякнула. Засуетились, поднимать стали. Потом, когда суматоха поулеглась, приятели и говорят Турчанинову:

— Подбери хоть камни-то! Живо разворуют. Не како-нибудь место — дворец! Тут цену знают!

Бажов П.П. «Малахитовая шкатулка. Уральские сказы»
  1. ↑ В XIX веке яшмой именовали коргонский серо-фиолетовый порфир
  2. ↑ Опись спасённого мебельного гарнитура сохранилась в РГИА. Ф. 470. Оп. 1 (82/516). Д. 161. Л. 103
  3. Мавродина Н.М. Искусство русских камнерезов XVII-XIX веков. Каталог коллекции. — СПб.: Гос. Эрмитажа, 2007. — 560 с. — ISBN 978-5-93572-247-0.

Меншиковский дворец (Санкт-Петербург) — Википедия

Меншиковский дворец (филиал Эрмитажа — дворец Меншикова[1], в реестре культурных памятников — дворец Меншикова А. Д.[2]) — построенный для приближенного императора Петра Первого, первого губернатора Санкт-Петербурга Александра Даниловича Меншикова, дворец выполнен в стиле петровского барокко, первое каменное здание Санкт-Петербурга[3][4]. Авторы проекта — приглашённые зодчие Д. М. Фонтана и Г. И. Шедель[4].

Предыстория[править | править код]

В результате Северной войны, к России были присоединены новые земли на побережье Финского залива и в устье Невы, одиннадцатая часть которых была отдана сподвижнику Петра Великого и талантливому полководцу Северной войны Александру Меншикову[5]. Среди них числились территория городской усадьбы, а также загородной резиденции[5].

Петровское время[править | править код]

Усадьба Меншикова и посольский дворец по соседству — гравюра А.Зубова, 1715

Строительство дворца началось в мае 1710 года по проекту Джованни Мария Фонтаны и Готфрида Иоганна Шеделя. K 1714 году большинство строительных работ было завершено, однако отделка интерьеров велась до 1727 года.

Усадьба светлейшего князя с цветником и садом протянулась через весь Васильевский остров от Большой до Малой Невы. На её территории располагались бани, медоварня, хлебопекарня, кузница. Царь Пётр Первый называл этот дворец Посольским домом и проводил там почти все праздничные пиры и торжественные обеды. В Меншиковском дворце свадьбу сыграли царевич Алексей и немецкая принцесса Шарлотта София (в православии Наталия Алексеевна) и племянница Петра Первого, будущая российская императрица Анна Иоанновна с герцогом Курляндским.

Кадетский корпус[править | править код]

В 1727 году князь Меншиков был обвинён в государственной измене и казнокрадстве и сослан в Берёзов. Его дворец поступил в казну[6].

В 1731 году архитектор Доменико Трезини перестроил здание для Сухопутного Шляхетского корпуса (с 1800 года Кадетский), и уже в 1731 году здание и весь огромный земельный участок были переданы в пользование Кадетскому корпусу. Вскоре на территории был выстроен комплекс новых зданий (дома 1,3,5 по Кадетской линии)[6].

Позже главный, невский фасад дворца был изменен и получил более упрощенный облик. Вместо мансардной кровли появилась двускатная, вместо центрального аттика со скульптурами — лучковый фронтон. В работах по перестройке дворца под нужды Кадетского корпуса во второй половине XVIII века участвовали Иван Старов, Василий Баженов, Юрий Фельтен.

Современность[править | править код]

Первая научная реставрация здания прошла ещё в конце XIX века. Но подлинное возрождение дворца началось в 1966 году под руководством А. Э. Гессена. . Особое внимание в интерьерах дворца обращают на себя: Ореховая — кабинет с облицовкой стен из ореха, великолепная анфилада парадных комнат, Большая палата со шпалерами XVII века и предметами декоративно-прикладного искусства.

В советское время во дворце располагалось Военно-политическое училище им. Энгельса. В 1966 году было принято решение придать зданию первоначальный облик. Реставрация была завершена в 1981 году. Меншиковский дворец стал филиалом Эрмитажа. С этого времени там находится экспозиция истории и культуры России петровского времени. До нашего времени от Меншиковской усадьбы сохранился только дворец.

Типичное барокко

Дворец представляет собой яркий пример петровского барокко. Главный фасад здания эффектно подчёркнут пилястрами с каменными капителями и завершается аттиком, в то время, как боковые ризалиты — вычурными фронтонами с позолоченными княжескими коронами и вензелями. Венчает строение высокая Мансарда «с изломом». Парадная акцентирована портиком из деревянных колонн, искусно имитирующих камень или мрамор. Над портиком — лоджия для оркестра, из года в год встречавшего прибывавших по Неве гостей. После постройки боковых двухэтажных флигелей и садовых строений, здание в плане стало замкнутым четырёхугольником.

Концепция[править | править код]

Несмотря на обязательные европейские заимствования в интерьере Меншиковского дворца достаточно исконно русских деталей. Само его устройство (погреба на цокольном этаже, «детская территория» с отличным от остального дворца декором) говорит об интуитивном соблюдении и переосмыслении мастерами русских традиций. Реставраторы мудро решили не переиначивать исторические варианты отделки, наложенные один на другой и местами под воздействием времени обнажившиеся до первого слоя. Архаичные художественные элементы словно подчиняют сооружение самобытным русским законам. Делают его Меншиковским дворцом, а не отголоском европейских архитектурных мод.

Цокольный и первый этажи[править | править код]

Сегодня для всеобщего обозрения представлены далеко не все комнаты Меншиковского дворца. Кирпичный свод цокольного этажа смыкается над служебными помещениями, между тем во времена Меншикова здесь располагалась необъятная винотека Светлейшего. Вина и пиво, подававшиеся на стол при каждой трапезе, хранились в девяти погребах, отдельно русские и заграничные. Также имелись овощные погреба. На цокольном этаже видны несущие конструкции одного из первых каменных зданий города-на-болотах.

Этажом выше располагались три кухни. На месте современной экспозиции — в двух шагах от жилых помещений — точно была не основная из трех. Здесь разогревали и украшали уже готовые блюда. В Поварне представлена коллекция посуды из глины, дерева и металлов и реконструированная кирпичная плита — новинка петровской эпохи.[8]

Изразцовые интерьеры[править | править код]

Меншиковский дворец одним из первых в Петербурге «вобрал» в себя появившуюся во Франции моду на изразцовые интерьеры. Бело-синяя расписная керамическая плитка задавала тон восточной части дворца, где во флигеле, находились детские. Светлейший князь велел выписать голландскую плитку в количестве 50 000 штук на «убранство палат»[9]. Изразцовый вопрос решало и отечественное производство: в 1719 году на кирпичном заводе в Стрельне приступили к работе обученные в Голландии русские художники.

Сейчас в общей сложности 27810 изразцов украшают стены четырех комнат: Варварин покой, Кабинет из прихожей, Спальня Меншикова и Предспальня (прихожая).[10] Керамические изображения делятся на восемь смысловых групп и имеют только художественное, но и прикладное значение.

Варварин покой принадлежал свояченице Меншикова, бессменной воспитательнице и няне для детей своей сестры: Александра, Александры и Марии. В этой комнате сразу обращает на себя внимание кровать с балдахином из камня и темного дерева. Считалось полезным спать полусидя, поэтому вместо подушки использовали валик, а само ложе делали немногим больше человеческого роста. На прикроватной стене висит гобелен приглушенно зеленого оттенка. Светлой и стройной комната кажется благодаря изразцовой отделке.

На глянцево-эмалевую поверхность плитки художник наносил общеизвестные, преимущественно библейские, сюжеты. Варвара Михайловна, читая или рассказывая что-то воспитанникам, могла проиллюстрировать свои слова, указав на соответствующий рисунок.

Ореховый кабинет. Плафонная живопись, неоднозначное авторство[править | править код]

Убранство Орехового кабинета

Ореховый кабинет — просторная светская комната, украшенная панно из орехового дерева — сохранил таинство декоративных росписей петровского времени. Его плафон расписывали несколько раз. Первый и второй слои — темперно-масляная техника по штукатурке и гризайль, тоновая живопись.[11]

Самый ранний относят к 1711—1712 году. В центре композиции, на фоне черного с багровыми засветами неба — подобная Марсу фигура воина. В его лице можно усмотреть черты императора Петра. Держа в одной руке щит, воин победно замахивается мечом, окруженный атрибутами сражения: ядра, пушки, полковые знамена, барабан, трубы, пороховые бочки. Все это создает скорее былинный, нежели мифологический, ореол, исполненный воинской романтики. Автор росписи неизвестен.

Патетика произведения заставляет искать истоки образа в древнерусском искусстве: бога Марса представляли агрессивным, а лицо воина выглядит усталым. Несмотря на римскую божественную «униформу», изображение воина сравнимо с архангелом Михаилом в настенных росписях Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве и в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры[12]

Второй слой плафонной росписи, как и первый, исполнен в ярких крикливых красках: красный, желтый, голубой. Крупный орнамент из цветочных гирлянд, амуров и лихо закрученных вензелей датируют 1715—1716 годом. Архивные документы называют те же имена художников, что и в первом случае: Адольские, А. Захаров. Но автор росписи, руководитель работ неизвестен.

Третий, постоянный слой, был создан Филиппом Пильманом ближе к концу правления Петра, большинство источников называют 1717-18 годы. Это классическая орнаментальная роспись, выполненная лионским художником-декоратором в n-ном поколении. Цвета становятся благороднее: кораллово-красный, оливковый темно-зеленый, а мотивы — геометрически выверенными. Ныне плафон, расписанный Пильманом, хранится в Эрмитаже. А мы видим на потолке Ореховой комнаты фрагменты живописи на подрамнике авторства Пильмана, и роспись «наподобие» на самом плафоне времен реставрации 1960-х годов.

Библиографические отсылки[править | править код]

Внизу по центру композиции (см. Плафонная живопись Орехового кабинета) находится одна конкретная историческая деталь, Книга Марсова: собрание гравюр и реляций, посвященных операциям русских войск против шведов во время Северной войны. Она печаталась в Санкт-Петербургской типографии с 1712 по 1716 годы с постоянными изменениями: добавлялись новые изображения и сведения, часть листов, наоборот, изымалась. Время создания первичной росписи совпадает с периодом, когда Петр задумывал издание Книги Марсовой. Поэтому изображение можно считать «анонсом» будущей энциклопедии сражений.

Черно-багровый овал с фигурой воина окружен эмблемами и слоганами («Согласие приносит победу», «Где правда и вера, тут и сила прибуде»), которые содержат в себе еще одну важную библиографическую отсылку. Научно-просветительские, философские девизы — неотъемлемая часть громкоголосой петровской эпохи. Русские мастера живописи и архитектуры черпали их, в том числе, из книги «Символы и эмблемата» — это сборник эмблем и миниатюр с афористичными подписями на разных языках, специально изданный Петром в Амстердаме.

Дубовая лестница[править | править код]

В Меншиковском дворце есть лестница-экспонат. Лестница, по которой никто не поднимается. Массивная, сделанная из дуба. Со ступеньками, продавленными с двух сторон. (С обратной стороны - в бытность охристого здания на университетской набережной кадетским корпусом.) Выполнявшая всегда, с момента постройки дворца и до последней реставрации, функцию главной дворцовой лестницы.

  1. ↑ Дворец Меншикова (неопр.).
  2. ↑ дворец Меншикова А. Д. (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 15 февраля 2014. Архивировано 23 февраля 2014 года.
  3. Калязина Н. В. Меншиковский дворец-музей. — Л.: Лениздат, 1989. — ISBN 5-289-00467-X.
  4. 1 2 Витязева В. А., Кириков Б. М. Ленинград: Путеводитель. — Л.: Лениздат, 1986. — С. 257. — 366 с.
  5. 1 2 Тарле Евгений Викторович. Северная война и шведское нашествие на Россию. — Сочинения. — М.: Издательство Академии Наук СССР, 1959. — Т. 10. — С. 818—826. — 841 с.
  6. 1 2 Артёменко, Г. Уникальные артефакты из Первого кадетского корпуса представили в Петербургском университете (неопр.). Градозащитный Петербург (24 декабря 2019). Дата обращения 29 января 2020.
  7. ↑ Исторически первые этажи отведены под складские, служебные, рабочие помещения. На втором этаже находятся парадные залы и личные покои.
  8. ↑ интернет-журнал www.fontanka.ru
  9. ↑ Из письма Христофору Брандту, посреднику по торговым делам в Амстердаме
  10. ↑ подробнее о каждом интерьере на pechy.ru
  11. ↑ статья о метаморфозах русского декоративного искусства на примере Летнего и меншиковского дворцов на studme.org (неопр.).
  12. Борзин, Борис Фёдорович. Росписи петровского времени. — Л.: Художник РСФСР, 1986. — 30 000 экз.

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *