Цены на Байкале. Мифы и реальность
Последние годы заставили многих россиян пересмотреть свои годами сложившиеся места семейного отдыха и по-новому взглянуть на внутрироссийские туристические Мекки. Как оказалось, таких мест в России не так уж и много. Кавказ и Черноморское побережье, без сомнения, хороши, но нахлынувшая в эти места волна туристов и вмиг взлетевшие цены оставляют в памяти туристов неизгладимый негативный осадок.А ведь есть в России не менее удивительные по своей красоте и качеству отдыха места, которые не только порадуют туристов своей природной красотой и разнообразием вариантов отдыха, но и вдохнут в любого путешественника столько энергии и позитива, что этот отдых будет оставаться в его воспоминаниях ярким пятном с желанием вернуться в эти места вновь. Это волшебное место — озеро Байкал.
К сожалению, при упоминании о возможной туристической поездке в эти сибирские места у многих россиян сложились зачастую беспочвенные стереотипы, которые сразу отбивают желание познакомиться с отдыхом на Байкале.
Попробуем разобраться, стоит ли действительно планировать свой ближайший семейный летний отдых на озере Байкал и в какую стоимость это может обернуться. В чем правда и где заблуждения?
Рассмотрим самые часто встречающиеся вопросы, возникающие в голове любого туриста, планирующего провести свой отдых на берегах озера Байкал:
1. Байкал — очень далеко.
2. На Байкале нечего смотреть и не стоит тратить на него весь семейный отпуск.
3. Поездка на Байкал — это очень дорого.
4. На Байкале нет никакой туристической инфраструктуры.
5. На Байкале много комаров и медведи ходят по улицам.
6. На Байкал можно ехать только летом
7. На Байкале холодная вода и пляжный летний отдых там невозможен.
8. Самостоятельно ехать на Байкал страшно! — как добираться до достопримечательностей? как построить маршруты? где остановиться на проживание? как за несколько дней обойти все самое интересное?
Итак, разоблачаем мифы об отдыхе на Байкале.
МИФ 1. БАЙКАЛ — ОЧЕНЬ ДАЛЕКО
Байкал — совсем не окраина России. Наша страна так велика, что на самом деле озеро Байкал расположено практически в географическом центре России ровно посередине между Калининградом и Владивостоком.
Расстояние от столицы нашей Родины до Байкала — около 5000 км с временем полета около 5 часов. Это немногим больше, чем полет до Анталии или Хургады (3,5 и 4 часа соответственно). Причем время вылета из Москвы (поздний вечер) и прилета обратно (раннее утро) подобрано очень удобно и дорога совершенно не утомляет.
До озера Байкал можно добраться двумя способами:
— На самолете
Из Москвы – прямым рейсом в Иркутск или Улан-Удэ. В Иркутск из Москвы летают «Аэрофлот», «Ютэйр», «Уральские авиалинии» и S7. В Улан-Удэ – «Аэрофлот», «Трансаэро», S7 и «Якутия». Как правило, рейсы вечерние. Время в пути 5-6 часов.
Из Санкт-Петербурга – прямым рейсом в Иркутск авиакомпаниями «Уральские авиалинии» и «Россия».
Также на Байкал можно прилететь из других городов: Екатеринбурга, Новосибирска, Ростова-на-Дону, Самары, Перми, Тюмени, Сургута, Омска, Красноярска, Мирного, Томска, Барнаула, Благовещенска, Владивостока, Петропавловска-Камчатского, Южно-Сахалинска и Якутска. Время полета от 2 до 8 часов.
— На поезде
Из Москвы можно без пересадок приехать в Иркутск, Улан-Удэ, Байкальск и Северобайкальск. Из Санкт-Петербурга – только до Иркутска. Дорога из Москвы или Санкт-Петербурга займет до 4 суток.
Станции на юге Байкала Слюдянка, Танхой, Байкальск летом используются для заброски туристических групп в горы Хамар-Дабана, зимой в Байкальске работает горнолыжный курорт.
В отдельной статье можно подробнее изучить, как добраться до Байкала и откуда начать путешествие.
МИФ 2. НА БАЙКАЛЕ НЕЧЕГО СМОТРЕТЬ И НЕ СТОИТ ТРАТИТЬ НА НЕГО ВЕСЬ СЕМЕЙНЫЙ ОТПУСК
Байкал настолько многогранен и уникален в плане вариантов и мест отдыха, что все его красоты невозможно изучить даже за несколько отпусков! Здесь есть практически все для любого вида отдыха.
Желающим найти достойную альтернативу пляжному отдыху можно порекомендовать пролив Малого моря и Восточное побережье Байкала, где теплые и чистые воды заливов, шикарные белый песок и обилие солнечных дней обеспечат отличное времяпровождение для всей семьи.
Для любителей активного и экстремального отдыха Байкал опять же предстает во всем своем многообразии. Сюда приезжают активисты со всего мира — захватывающие сплавы по горным рекам, байдарки, дайвинг, велосипедные маршруты, восхождения на горные вершины, джиппинг, поездки на квадроциклах и снегоходах, спуски на горных лыжах подарят вам зажигающий драйв покорения сибирской природы.
Здесь подробное описание всего разнообразия активного Байкальского отдыха.
Для желающих совместить путешествие с лечебно-оздоровительным отдыхом Байкал с радостью раскроет свои богатства — ведь на Байкале созданы все условия для оздоровительного отдыха. Благодаря особым климатическим условиям и энергетике, отдых на Байкале оказывает лечебное воздействие на организм, омолаживая его.
А уж природных, культурных и исторических достопримечательностей на Байкале столько, что не хватит и нескольких жизней изучить все его тайны! Более глубоко прикоснуться и изучить его достопримечательности можно в этом путеводителе по Байкалу.
И поверьте, одного отпуска для осмотра всех байкальских красот Вам точно будет мало!
Выбрать приглянувшийся вариант отдыха на Байкале из всего многообразия видов здесь.
МИФ 3. ПОЕЗДКА НА БАЙКАЛ — ЭТО ОЧЕНЬ ДОРОГО
Более половины приезжающих на Байкал — это студенты и пенсионеры, чей доход достаточно скромен!
Давайте разберемся в ценах на Байкале более детально и рассмотрим варианты отдыха на Байкале.
Самая большая составляющая расходов в путешествии на Байкал — это перелет.
В настоящее время перелет из Москвы в Иркутск будет стоить в одну сторону от 12 т.р. на человека. На поезде цена намного ниже (от 3,5 т. р. за билет в одну сторону), но провести в вагоне более 3 суток не все хотят.
Соответственно, стоимость перелета туда-обратно составит в пределах 25 т.р. на человека (пенсионерам Аэрофлот предоставляет скидки). Остальные расходы зависят от вашего варианта отдыха на Байкале.
1 Вариант — отдых через турфирмуВ основном в турпутевку байкальские туроператоры включают все расходы с момента встречи Вас в аэропорту (Иркутска или Улан-Удэ) и обратной посадки в самолет. За перелет вы оплачиваете самостоятельно.
Плюсы такого отдыха в том, что все вопросы по организации отдыха решает за Вас туроператор. При этом за ограниченное время отпуска Вы можете охватить максимум достопримечательностей. Но за это приходится помимо перелета оплатить турпутевку.
Стоимость турпутевки зависит от времени года, продолжительности путешествия и уровня удобств. В среднем недельное проживание с включенными экскурсиями, питанием и поездками к достопримечательностям составит от 15 до 40 т. р. на человека. Более детально ознакомиться с ценами на туры по Байкалу можно в этих разделах:
— летние туры на Байкал
— зимние туры на Байкал
2 Вариант — самостоятельный отдых на БайкалеТем, кто привык считать деньги и не готов переплачивать, можно предложить самостоятельный отдых на Байкале. И не стоит бояться трудностей — более 70% приезжающих на Байкал туристов выбирают именно такой вариант отдыха. Очевидные плюсы — самостоятельный выбор маршрутов и расходов. При этом на проживание можно остановиться как в любой из многочисленных турбаз на Байкале (цены от 500 руб за сутки без питания), так и в палатке на любом приглянувшемся участке Байкальского побережья — благо, таких пикников и мест на Байкале огромное количество.
Все многообразие самостоятельного отдыха на Байкале достопримечательностями, контактами и местами проживания можно изучить в отдельной статье.
А если вы хотите посмотреть маршрут на карте и выбрать подходящий — то вам на страницу с картами маршрутов ко всем достопримечательностям Байкала.
3 Вариант — путешествие по Байкалу с гидомЕсли Вы рационально подходите к деньгам и не готовы на приобретение дорогостоящих туров, но при этом хотите максимально обезопасить себя от возможных недоразумений в путешествии и сделать его максимально познавательным, то в помощь вам многочисленные опытные гиды-экскурсоводы. Они могут за достаточно небольшие деньги помочь вам с планированием маршрута, организация заброски к местам отдыха и проведению интересных экскурсий. Вот список проверенных и опытных гидов по Байкалу.
4 Вариант отдыха — волонтерствоЕсли вы хотите увидеть Байкал во всем своем величии и при этом не только не потратить ни копейки за поездку, но еще и заработать, то в эти удивительные места Вы можете приехать по волонтерскому движению. На Байкале огромное количество заповедных территории и в любое время года здесь требуются помощники. С 2003 года на Байкал реализуется международный проект «Большая Байкальская тропа». Вы можете выбрать любой из многочисленных заповедников Байкала и заявить о своем желании приехать волонтером.
Выбор варианта отдыха за Вами!
Но обратите внимание на ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО ЛЮБОГО ОТДЫХА НА БАЙКАЛЕ — после Вашего пребывания место отдыха должно остаться как минимум таким же чистым, как и до вашего прихода! Дружите со своей совестью!
МИФ 4. НА БАЙКАЛЕ НЕТ НИКАКОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Байкал — это действительно не Турция, и даже не черноморское побережье. Именно потому данные места остаются до сих пор чистым, священными и полными энергии и силы. А ведь именно это обстоятельство и привлекает ежегодно на берега Байкала миллионы туристов со всего мира.
Более половины территории Байкала занимают национальные парки и заповедники и пребывание на этих территориях накладывает определенные обязательства по отношению к природе и развитию туристической инфраструктуры.
Поездка на Байкал начинается с прибытия в областные города Иркутск (в 60 км на Северо-запад от Байкала) и Улан-Удэ (в 70 км на юго-восток). В этих столичных купеческих городах столько самобытности и легендарной истории, что как минимум пару дней на знакомство с ними стоит обязательно потратить.
Что же касается туристической инфраструктуры на самом побережье Байкала, то ее ничуть не меньше, чем на Алтае или Камчатке. В любом из мест туристической активности всегда найдутся базы отдыха, кафе, банкоматы и маршрутный транспорт.
Тем не менее многие путешественники приезжают на Байкал именно за лицезрением его дикой природы и первозданной красоты. Этого здесь тоже хватает. Но в этом случае не ждите никаких благ цивилизации и предварительно изучите справочник бойскаута и советы бывалых 😉
МИФ 5. НА БАЙКАЛЕ МНОГО КОМАРОВ И МЕДВЕДИ ХОДЯТ ПО УЛИЦАМ
Здесь ответ будет кратким.
— Комаров на побережье Байкала нет совсем! Холодные воды озера неприемлемы для развития личинок этого насекомого, которые, как известно, развиваются только в теплой воде.
[
Медведи часто выходят на берег Байкала. Фото Умара Рамазанова.
— Медведи встречаются только в Северной части территории озера и опасны в период после спячки (апрель-май). В остальной период это очень осторожный хищник и старается не попадаться на глаза человеку. Практически на всей территории Байкала, где проходят туристические маршруты, вероятность встречи с этим хозяином тайги крайне мала. За последние годы случаи встречи туристов с медведем единичны и ни одного с фатальным исходом.
МИФ 6. НА БАЙКАЛЕ ТУРИСТИЧЕСКИЙ СЕЗОН ТОЛЬКО ЛЕТОМ
Отдыхать на Байкале можно круглый год!
В любое время года на Байкале есть что посмотреть и чем заняться, приезжать на Байкал можно круглый год – летом, осенью, зимой и весной. Наиболее теплыми месяцами в летний сезон являются июль и август, а чтобы насладиться зимними развлечениями на Байкале лучше приезжать в феврале-марте, когда озеро скованно самым крепким льдом. В разное время года возможен потрясающий незабываемый отдых!
Более подробно познакомиться с сезонным отдыхом на Байкале можно по отдельной ссылке.
А подобрать вариант отдыха на Байкале в любой сезон можно здесь.
МИФ 7. НА БАЙКАЛЕ ХОЛОДНАЯ ВОДА И ПЛЯЖНЫЙ ОТДЫХ НЕВОЗМОЖЕН
В любое время года на глубине Байкал имеет постоянную температуру воды + 4 градуса. Но практически вдоль всего побережья Байкала в заливах в летний сезон (с середины июля до конца августа) средняя температура воды достигает +20 градусов. А учитывая, что Байкал — одно из самых солнечных мест в России, то любой турист сможет совместить солнечные ванны и водные процедуры, разбавляя расслабляющий телесный отдых посещением множества культурных и этнических достопримечательностей.
Особенно примечательны в части пляжного отдыха такие Байкальские места, как Малое Море и Восточное побережье Байкала, где вода в заливах прогревается до +25 градусов. Это идеальные места для пляжного отдыха на Байкале.
МИФ 8. САМОСТОЯТЕЛЬНО ЕХАТЬ НА БАЙКАЛ СТРАШНО
Это, пожалуй, самый животрепещущий вопрос для всех путешественников, кто планирует самостоятельный отдых на Байкале.
Ежегодно на Байкал приезжает более миллиона туристов дикарями и раньше они не могли найти подробную информацию о самостоятельном отдыхе, так как большинство описаний озера Байкал – на коммерческих сайтах туроператоров с продажей туров либо личные странички побывавших на Байкале туристов с сильно эмоциональными и субъективными постами.
И раз уже вы дочитали до конца эту статью и вас заинтересовала возможность посетить сказочные Байкальские места, то вот Вам в помощь ссылка на бесплатный справочник-путеводитель, где представлены советы бывалых путешественников по Байкалу и есть ответы на все самые часто задаваемые вопросы о поездке на Байкал.
И поверьте, кто хоть раз приехал на Байкал, не только сохраняет яркие и светлые воспоминания об этом удивительном отдыхе, но и становится настоящим фанатом этого замечательного места и обязательно запланирует еще не раз вернуться в эти волшебные места!
Выбрать гостиницу в Иркутске, Улан-Удэ, базу отдыха на Байкале.
История крушения поезда «Владивосток-Москва» на берегу Байкала
Вокруг Байкала
28 января 2021
Байкальские места у истока Ангары – моя родина, и для меня нет места краше. Здесь плещется Байкал, рождается Ангара, отсюда, преодолев подводную скалу, называемую Шаман-камнем, устремляется она в северные земли.
Сколько легенд о ней сложено, сколько книг написано!
Думаю, многим известна легенда о том, как Байкал бросил огромный камень, пытаясь удержать дочь-Ангару, убегающую в северные земли к своему жениху Енисею. Помню, что в детстве меня удивила эта легенда, я её не совсем понимала и принимала. Когда я смотрела на исток, не могла представить Ангару в образе беглянки, напротив, она казалась мне очень медленной, нерасторопной, даже застывшей рекой. Гораздо легче было вообразить, что отец-Байкал провожает дочь в дальние края, а она из любви к нему медлит, не хочет уходить.
Позже я узнала, что Ангара не всегда была такой, какой я её видела. До затопления земель в связи со строительством Иркутской ГЭС в 1956 году это была совсем другая река, более мелкая, очень быстрая, проворная. Шаман-камень, якобы брошенный Байкалом ей вслед, не торчал, как сейчас, небольшой сиротливой макушкой, а представал перед взором скалой, разрезающей бурлящие воды. Но в 50-х годах всё изменилось, громадная плотина перекрыла Ангаре путь, замедлила её течение, укротила непокорный нрав. Люди, которым посчастливилось знать прежнюю реку, говорят о ней: «Ангара летела!» Образ летящей Ангары и открыл мне точный смысл легенды: ведь когда древний сочинитель слагал её, дочь от Байкала даже не убегала, а улетала. Конечно, мне хочется посмотреть на прежнюю Ангару, стремительную, непокорную, изобилующую красавцами-островами.
Постепенно я узнавала о затопленных землях, переселённых с родных мест людях, ставшей речным дном части Транссибирской магистрали Иркутск – станция Байкал. Я встречалась со старожилами, искала материал в интернете, библиотеках, прошла, насколько позволял путь, вдоль берега, из порта Байкал в сторону Большой Речки, на лодке проплыла вдоль большой части левого берега, где до сих пор сохранились кое-какие сооружения.
Как-то я наткнулась на сообщение о крушении пассажирского поезда «Владивосток – Москва». Трагедия произошла 25 июня 1938 года на Ангаре, недалеко от станции Подорвиха. Попались несколько заметок о поезде, которые меня только запутали: в одних говорилось, что ангарские воды сомкнулись над всем поездом, в других – что ушли под воду несколько вагонов, в двух говорилось, что трагедия произошла на Ангаре, в других, что это случилось на Байкале. Но везде сообщалось, что причиной несчастья стали долгие проливные дожди, обрушившиеся на юг Байкала.
Люди, которые тогда жили, ушли. Нет в живых и моей бабушки, которая наверняка об этом событии знала. В то время она заведовала буфетом на станции Байкал. А потом я прочитала рассказ Анны Клабуновской «Как соединяются судьбы», которая увлекательно написала о непростой истории двух людей, пассажиров поезда «Владивосток – Москва», и после прочтения я уже не сомневалась, что крушение произошло на Ангаре.
Анна рассказывает о супружеской паре, которую она не раз видела в детстве. Супруги бывали в гостях у её отца и запомнились автору тем, что были совершенно разными людьми: «Она – элегантная блондинка с ямочками на щеках – запомнилась мне в серо-голубом трикотажном платье с ниткой крупного жемчуга, кажется, ее звали Зоя…Помню ее красивый голос – меццо-сопрано, она пела романсы Вертинского и Глинки: «Я маленькая балерина, всегда мила, всегда нема…», «Я помню чудное мгновенье…». Ее муж был инженером, папиным сослуживцем, и папа его за глаза называл Чистов, а вот имени не припоминаю…Женька, что ли? Чистов был значительно старше жены, узколицый, невысокий, с большими залысинами, одет безупречно – серый костюм с искрой и галстук. Юморист и курильщик. Каждый сам по себе, они были очень самобытными и запоминающимися… Но, как пара – просто не состыковывались…».
Однажды Анна спросила у родителей, как эти люди нашли друг друга. Отец рассказал ей историю. И пусть Анна не знала точное время трагедии (в рассказе говорится, что в конце тридцатых или в начале сороковых годов, в конце августа, ранним утром), места, где герои вышли из поезда и познакомились, но она воскресила событие.
В поезде было душно, у Зои болит голова, и она выходит из вагона подышать воздухом, встречает у поезда курящего мужчину, Чистова, и они разговаривают. У Зои в поезде муж, родители и сестрёнка, а у Чистова — жена и сын. Они не успевают на поезд, он отправляется, и на их глазах вагоны начинают сползать в Ангару. Это произошло из-за бесконечных дождей, которые «спровоцировали оползень набухших… грунтов». И двое людей остаются одни посреди рухнувшего мира, а потом идут по жизни вместе…
Анне хочется точнее сказать, где произошла встреча Зои и Чистова, и она, как и я, сожалеет, что «спросить не у кого». И пусть рассказ не дал ответа на вопрос, ушёл ли под воду весь поезд или только его часть, но фраза Чистова «Давайте лучше с Ангарой и с Байкалом попрощаемся», дала понять, что они находились на станции Байкал или рядом с ней. Станция расположена на истоке Ангары, только здесь можно было видеть Байкал и Ангару одновременно, а значит, поезд пошёл к Иркутску, и вагоны сошли в Ангару, а не в Байкал.
Написав часть очерка и не найдя убедительных свидетельств крушения поезда, я решила выложить в интернет пост об ушедшей на дно деревне Подорвихе, той самой, у которой, возможно, и потерпел крушение поезд «Владивосток – Москва». Было приятно, что многие сибиряки откликнулись и с болью говорили о затопленных землях, к тому же, у многих родные прошли через этот кошмар.
И среди прочих откликов читаю: «Под Подорвихой 25.06.1938 года в результате обвала упали в Байкал последние три вагона поезда 41 «Владивосток-Москва». Моя мама стояла в тамбуре 2-го вагона. В своем дневнике она со слезами описывает произошедшую трагедию…» Отзыв написала иркутянка Альбина Александровна Кузнецова.
Получив страницы дневника, я немедленно с волнением погрузилась в чтение. «Дневники мамы, — начинала повествование Альбина Кузнецова, — дошли до меня в 2017 году, спустя 70 лет после её смерти. Спасибо тёте Лизе, которая хранила их, позабыв про них в конце концов и не сказав мне об этом. Спасибо Тане, которая не выбросила их «под запарку», продавая дачу».
А дальше меня ждал ещё один сюрприз: Анохина Полина Фёдоровна (далее я буду называть её Полиной, ведь ей на тот момент было 25 лет), оказалась прекрасной рассказчицей. Вот как она начала повествование о том страшном дне: «25 июня 1938 года. Особенно весело в вагоне сегодня. Наше купе в вагоне №2 отличалось своим весельем, песнями и частыми дискуссиями по жизненным вопросам. Кончив одну из подобных бесед, мы отправились в ресторан. За одним столом с нами сидит женщина с большими замечательными глазами, а рядом с ней мальчишка. Глаза у него по форме точно такие же, как и у матери, но в отличие от её желтоватых – чёрные-черные, а ресницы длинные. Мы невольно залюбовались этой семейной идиллией…». А вот впечатление от Байкала: «Из окон ресторана наблюдаем прекрасное азиатское море «Байкал». Проезжаю здесь четвёртый раз, и с ещё большим восхищением смотрю на высокие, окутанные облаками берега, на зелёные верхушки высоких сосен на близлежащих сопках, на бурные волны. Вон… вдалеке из поднимающегося тумана выплывает шлюпка рыбаков, белые чайки шарахнулись от шума вагонов».
Далее Полина пишет, как продолжается этот день, расколовший судьбы людей и унёсший многие жизни: «Пришли из ресторана, у нас в купе готовы музыкальные инструменты, любители все в сборе. Играем «Полечку», «По военной дороге» с пением, «Если завтра война» и многое другое. Лейтенант Иван Васильевич, предлагает сольное исполнение каждого из участников веселья. Боевой защитник Родины, боец Особой Дальневосточной открывает затеянное частушками «Паровоз пускает пар».
Так в весёлом расположении духа проехали они станцию Байкал и, оставив позади озеро-море, помчались вдоль Ангары к Иркутску. Вдруг Полина заметила, как по зелени сопки несётся водопад (скорее всего, им стал ручеёк, получивший неуёмную силу от обильных дождей). Он ей показался прекрасным, и она издала восторженный крик. Вся компания бросилась к окну и «все с жадностью впились взором в бархатистую зелень, принявшую на своё лоно пенящийся вал». И вдруг в это время, к удивлению пассажиров, поезд остановился. Полина сначала подумала, что машинист хотел полюбоваться этим зрелищем. Но всех охватила тревога, и когда она и её попутчики выбежали из вагона, у паровоза уже стояла большая толпа. Они помчались туда. Оказалось, поезд был остановлен верстовым, так как впереди только что произошёл обвал и завалил железнодорожный путь, вывернув при этом рельсы. И если бы не дежурный, то поезд врезался бы «в разжиженную массу, в которой смешаны сейчас камни, берёзы и ели вверх корнями, обломки рельсов, телеграфные столбы».
Далее Полина говорит о страхе людей, оказавшихся заложниками разъярённой стихии: «Впереди обвал, слева сопки, которые в любой момент поступят так же, как эта, а справа глубокая, бурлящая Ангара». Пассажиры предложили машинисту ехать задним ходом к станции Байкал, от которой успели отъехали километров семь.
Здесь я хочу немного остановиться. Подорвиха находится от станции Байкал в 14 километрах. Значит, обвал произошёл где-то на середине между станцией Байкал и Подорвихой. В семи километрах от станции Байкал как раз и располагался блокпост, где дежурный и мог оповестить машиниста об обвале.
Паровоз с вагонами, битком набитыми людьми, немного отъехал назад и остановился напротив водопада. Пассажиры толковали, что придётся здесь коротать время, пока не расчистят путь. Начали понемногу успокаиваться. Большинство людей разошлось по вагонам отдыхать. Кто-то полез на сопки, а некоторые пошли на берег. Думаю, среди тех, кто остался на улице, были и герои рассказа «Как соединяются судьбы». Они познакомились и разговаривали, а в это время их семьи находились в вагонах. Полина тоже, как и многие, пошла в поезд. Она вошла в тамбур своего второго вагона, открыла дверь и стала любоваться Ангарой, которая показалась ей в эти минуты особенно красивой.
Молодая женщина с наслаждением вдыхала свежий, чистый ангарский воздух. Мысли её были «ясны, крылаты и полны». Ей не хотелось шевелиться, и было только одно желание, чтобы это удовольствие длилось как можно дольше.
Вдруг раздались сильный треск и скрежет. Она со страхом взглянула в сторону третьего вагона. «Он был уже в воде вверх последним купе, стон, крики раздались оттуда, – пишет Полина. – С ужасом кинулась я бежать по своему вагону, в котором никого уже не было. Выбежав из вагона, кинулась в стонущую толпу. Крик, возгласы матерей, обмороки женщин – всё смешалось. Произошёл второй обвал и свалил в Ангару 3, 4 и 5 вагоны вместе со всеми несчастными, кто находился в них. Паровоз с двумя вагонами оказался между двух обвалов, слева угрожающие сопки, справа суровая Ангара. Люди мечутся, забыв всё, лишь с единой мыслью спастись, остаться живыми, не быть раздавленными этой громадиной. Стихия так страшна, и так бессильны мы именно в этот момент. Ничто в эти минуты не могло меряться с нею: ни мольбы, ни стоны, ни высокие чувства. Каким жалким и беспомощным казался человек перед этой скалой. Какой гордой и сильной выглядела она теперь».
И здесь же стояли обезумевшие от горя Зоя и Чистов. Они с ужасом смотрели на воду, где только что на их глазах утонули самые близкие люди. Ангара, и без того быстрая и норовистая до строительства ГЭС река, пресытившись дождями, стала ещё стремительнее и глубже, и ей не составило труда поглотить вагоны с людьми.
Страшные минуты тянулись, но новых ударов стихии не было. Тем временем с двух сторон подошли аварийные поезда, по Ангаре приплыл катер, и ночью людей вывезли в безопасные места. Уснуть в эту ночь никому не удалось, слишком велико было потрясение. «Каждый камешек, катящийся с горы, принимался за обвал и наводил вновь ужас на людей», — пишет Полина. Утром всех спасенных перевезли на другой берег. Компания Полины, ехавшая во втором (уцелевшем) вагоне, не досчиталась нескольких человек. А в других вагонах жертв было намного больше.
Столовая в посёлке, куда привезли пострадавших, была хорошей, но завтракали немногие. Полина вспоминает: «Вот высокий командир, уставившись взглядом в окно, сидит неподвижно. Глаза воспалены, в крупных чертах его лица чувствуется большая воля, мужество перенести потерю (погибли жена с черноглазым сыном). Девочка, не прерываясь, твердит плачущим голоском: «Мама!»…Ни уговоры, ни конфеты пассажиров, ничто не может отвлечь эту крошку от её мамы, которую больше она не увидит».
По иронии судьбы в этот день проводились выборы в первый Верховный Совет РСФСР. К столовой подошли подводы, и те пассажиры, у кого уцелели документы, поехали по размытым ливнями дорогам голосовать за местного большевика младшего командира Сергеева.
Тем временем на месте происшествия расчищали путь экскаваторы, а водолазы вытаскивали из вагонов погибших. Спасённых доставили в Иркутск, на вокзал, где их ждал поезд со всеми удобствами. Но продолжить путь они смогли только через три дня, когда закончилась опись и выдача вещей, доставленных на двух уцелевших вагонах.
На место происшествия прибыл сам нарком путей сообщения Л. М. Каганович, прозванный «железным Лазарем». «Стрелочников» нашли немало, и их, «вредителей» и «террористов», увезли в застенки. Таким образом, число жертв, связанных с трагедией, увеличилось.
Вот пока и вся история с поездом. Для одних крушение стала большим потрясением, но закончилась счастливо. Другим, потерявшим близких, она расколола жизнь надвое, и они пытались примириться с действительностью и как-то жить дальше. А для третьих, в том числе для черноглазого мальчика и его мамы, она стала последней жизненной страницей.
Очень хочется знать, как сложилась жизнь тех, кому удалось тогда выжить, особенно трёхлетней девочки, потерявшей маму, не встречались ли в поезде герои рассказа Анны и дневника Полины. Ведь Зоя, как пишет Анна Клабуновская, обладала красивым голосом и любила петь. Любили петь и в большой компании Полины, и ехали её попутчики с музыкальными инструментами. Не один ли человек Чистов и мужчина, потерявший жену и черноглазого сына, о котором упоминает в дневнике Полина.
Но узнать это вряд ли удастся…А вдруг?! В наш век компьютерных технологий происходит парадокс: мы стали более разобщены, и в то же время более тесно связаны друг с другом, а значит, мы и к прошлому стали ближе. Ведь о своей жизни писали многие, и помощь в нашей работе о прошлом может прийти от незнакомых людей, живущих в разных местах земного шара. Прийти, откуда не ждёшь. Возможно, те, кто смотрит только в будущее, однажды будут читать старые дневники с большим волнением. Надеюсь, что рассказ о поезде 41 «Владивосток – Москва» ещё будет иметь продолжение.
Ирина Прищепова, специально для «Глагола»
На фото: автор дневника Полина Фёдоровна Анохина и станция Подорвиха, которая существовала до 1956 года, а потом попала под затопление. Все жители были перевезены в Большую Речку, а пути демонтированы.
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!
Озеро Байкал в Москву — 5 способов добраться на поезде, автобусе и самолете
Найти транспорт до Москвы
Путешествие из
Путешествие из
К
Поиск жилья с Booking. com
Нужен номер в гостинице в Москве?
Забронировать
Есть 7 способов добраться из Байкала в Москву: на автобусе, самолете или поезде
Выберите вариант ниже, чтобы увидеть пошаговые инструкции и сравнить цены на билеты и время в пути в планировщике путешествий Rome2rio.
Самый дешевый
Автобус, поезд
- Автобусом от МРЦ до автовокзала Иркутска.
- На поезде Ангарск-Москва-Ярославская.
Автобус, поезд через Ковров
- Автобусом от МРЦ до автовокзала Иркутска.
- На поезде Иркутск-Пассажирский до Коврова-1.
- Поездом из Коврова-1 в Москву Курскую.
Самый быстрый способ добраться туда Самый дешевый вариант Дистанция между
Вопросы и ответы
Как дешевле добраться от Байкала до Москвы?
Самый дешевый способ добраться от озера Байкал до Москвы — это автобус и поезд, который стоит 120–270 евро и занимает 3 дня 19 часов.
Подробнее
Как быстрее добраться от Байкала до Москвы?
Самый быстрый способ добраться от озера Байкал до Москвы — это автобус и самолет, который стоит 170–850 евро и занимает 13 часов 43 минуты.
Подробнее
Какое расстояние от Байкала до Москвы?
Расстояние от озера Байкал до Москвы 4323 км.
Как добраться от Байкала до Москвы без машины?
Лучший способ добраться от Байкала до Москвы без машины — это автобус и поезд через Ковров, который занимает 3 дня 8 часов и стоит 130–280 евро.
Подробнее
Сколько ехать от Байкала до Москвы?
Дорога от Байкала до Москвы занимает примерно 13 часов 43 минуты, включая пересадки.
Подробнее
Сколько лететь из Байкала в Москву?
Самый быстрый рейс из аэропорта Иркутска в московский аэропорт Шереметьево — прямой рейс, который занимает 6 часов 25 минут.
Поиск рейсов
Какие авиакомпании летают из аэропорта Иркутска в московский аэропорт Шереметьево?
Nordwind Airlines и Аэрофлот Российские авиалинии предлагают рейсы из аэропорта Иркутска в московский аэропорт Шереметьево.
Поиск рейсов
Какие компании осуществляют перевозки между озером Байкал, Иркутском, Россия и Москвой, Россия?
Прямого сообщения с Байкала до Москвы нет. Тем не менее, вы можете доехать до МРЦ, сесть на автобус до Иркутского автовокзала, взять такси до аэропорта Иркутска, прилететь в Москву Шереметьево, пройти пешком до аэропорта Шереметьево, а затем сесть на ночной автобус до Москвы. Кроме того, вы можете доехать до МРЦ, сесть на автобус до Иркутского автовокзала, доехать на такси до аэропорта Иркутска, прилететь в Москву Домодедово, пройти пешком до Московского аэропорта Домодедово, а затем сесть на поезд до Москвы.
Аэрофлот Российские авиалинии
- Веб-сайт
- aeroflot.ru
- Продолжительность
- 6ч 33м
- Когда
- Каждый день
- Ориентировочная цена
- 160 € — 800 €
- пр. Продолжительность
- 11ч
- Когда
- вторник, четверг и суббота
- Ориентировочная цена
- 190 — 900 евро
- Продолжительность
- 10ч 33м
- Когда
- Ориентировочная цена
- 190 — 900 евро
- Продолжительность
- 12ч 5м
- Когда
- среда и пятница
- Ориентировочная цена
- 170 — 800 евро
- Продолжительность
- 8ч 55м
- Когда
- Каждый день
- Ориентировочная цена
- 170 — 850 евро
- Продолжительность
- 12ч 50м
- Когда
- Понедельник, вторник, пятница и суббота
- Ориентировочная цена
- 170 — 800 евро
- Продолжительность
- 10ч 10м
- Когда
- Воскресенье
- Ориентировочная цена
- 170 — 850 евро
- Продолжительность
- 14ч 15м
- Когда
- вторник
- Ориентировочная цена
- 250 — 1200 евро
S7 Airlines
- Веб-сайт
- s7. ru
- Продолжительность
- 6ч 30м
- Когда
- Каждый день
- Ориентировочная цена
- 160 € — 800 €
- Продолжительность
- 9ч 57м
- Когда
- Каждый день
- Ориентировочная цена
- 160 € — 800 €
- Продолжительность
- 10ч 27м
- Когда
- Каждый день
- Ориентировочная цена
- 190 — 900 евро
- Продолжительность
- 9ч 55м
- Когда
- вторник и суббота
- Ориентировочная цена
- 160 € — 800 €
- Продолжительность
- 6ч 50м
- Когда
- Каждый день
- Ориентировочная цена
- 170 — 800 евро
- Продолжительность
- 12ч 15м
- Когда
- Каждый день
- Ориентировочная цена
- 170 — 850 евро
Компания Авиа Трафик
- Веб-сайт
- аэро. кг
- Продолжительность
- 10ч 45м
- Когда
- Понедельник
- Ориентировочная цена
- 65 — 1500 евро
- Продолжительность
- 10ч 50м
- Когда
- Четверг
- Ориентировочная цена
- 65 € — 1400 €
Нордвинд Эйрлайнз
- Веб-сайт
- nordwindairlines.ru
- Продолжительность
- 8ч
- Когда
- понедельник и пятница
- Ориентировочная цена
- 160 € — 800 €
Уральские авиалинии
- Веб-сайт
- uralairlines. ru
- Продолжительность
- 6ч 30м
- Когда
- Каждый день
- Ориентировочная цена
- 160 € — 800 €
Узбекистан
- Веб-сайт
- uzairways.com
- Продолжительность
- 11ч 30м
- Когда
- Вторник
- Ориентировочная цена
- 320 — 1100 евро
ЮТэйр Авиа
- Веб-сайт
- utair.ru
- Продолжительность
- 14ч 55м
- Когда
- Суббота
- Ориентировочная цена
- 160 € — 800 €
Авиакомпания АЛРОСА
- Веб-сайт
- алроса. аэро
- Продолжительность
- 11ч 20м
- Когда
- понедельник, среда и пятница
- Ориентировочная цена
- 160 € — 800 €
Российские железные дороги (РЖД)
- Веб-сайт
- eng.rzd.ru
- Продолжительность
- 2 дня 23 часа
- Частота
- 5 раз в неделю
- Ориентировочная цена
- 100 — 230 евро
- Веб-сайт
- https://rus.rzd.ru/9446
- 3-й класс (платформа)
- 100 — 150 евро
- 2-й класс (Купе)
- 160 — 230 евро
- Продолжительность
- 2ч 17м
- Частота
- Один раз в день
- Ориентировочная цена
- 18 — 27 евро
- Веб-сайт
- https://rus. rzd.ru/9446
- 3-й класс (платформа)
- €19 — 27 €
- 2-й класс (Купе)
- €18 — 26 €
- Продолжительность
- 3 дня 11ч
- Частота
- 3 раза в день
- Ориентировочная цена
- 110 — 250 евро
- Веб-сайт
- https://rus.rzd.ru/9446
- 3-й класс (платформа)
- 110 — 150 евро
- 2-й класс (Купе)
- 170 — 250 евро
Иркутский автовокзал
- Телефон
- 8-950-113-5555
- Веб-сайт
- avtovokzal-on-line. ru
- Продолжительность
- 4ч 48м
- Частота
- Каждые 4 часа
- Ориентировочная цена
- €17
- Расписания на
- avtovokzal-on-line.ru
Автовокзал Улан-Удэ
- Телефон
- 8-950-383-5555
- Веб-сайт
- 03.avtovokzal-on-line.ru
- Продолжительность
- 2ч 50м
- Частота
- Каждые 4 часа
- Ориентировочная цена
- €9
- Расписания на
- 03. avtovokzal-on-line.ru
Хотите узнать больше о кругосветном путешествии?
Серия путеводителей Rome2rio содержит жизненно важную информацию для путешественников со всего мира. Прочтите наш ряд информативных руководств по популярным транспортным маршрутам и компаниям, в том числе «Как добраться из аэропорта Саутенд в центр Лондона, Бали: что делать, если извержение вулкана Агунг и французские забастовки 2018: какие у меня есть альтернативные варианты транспорта?» — чтобы помочь вам получить максимальную отдачу от вашей следующей поездки.
Расписание поездов Москва — Иркутск. Купить билеты на поезд онлайн.
Расписание поездов Москва — Иркутск. Купить билеты на поезд онлайн.Первый выезд 13:10
Последний рейс 13:50
Поездов в день 1 — 2
Цена от 282. 52 $
Самое быстрое путешествие 81ч 11м
Расстояние 4206 км
Москва — Иркутск расписание
082И
13:10 81ч 11м 03:21
четные
цена от 320.35$
070Ч
13:50 85ч 34м 08:24
Повседневная
цена от 282,52 $
Последние отзывы о поездах Москва — Иркутск
Мне очень понравилось, это прекрасный способ путешествовать и это было очень удобно. Мой единственный минус в том, что в вагоне-ресторане не всегда подают еду, а также, если бы можно было есть в ресторане, это было бы хорошо, так как это немного сложно, если у вас есть верхняя койка, а люди на нижней лежать на своих или, возможно, не хотят, чтобы вы использовали их койку, чтобы использовать стол . .. или, возможно, откидной стол для верхней койки тоже был бы хорош.
Эймер Ирландия
номер поезда 070Ч
дата поездки 15 окт 2019
1 класс очень комфортный. помощник очень помогает. Ресторан в поезде нет. 2 вполне хорош.
без названия Германия
номер поезда 070Ч
дата поездки 13 сен 2019
Легкая посадка, нормальный комфорт; поезд чистый. Хорошие попутчики! Выбор еды в ресторане немного беден.
Джефф Швейцария
номер поезда 002Щ
дата поездки 30 авг 2019
Популярные маршруты из Москвы
Москва Санкт-Петербург
См. маршрут
Москва Казань
См.