Северная осетия даргавс город мертвых – — (23 )

Даргавский некрополь (Город мертвых Даргавс)

В Пригородном районе Северной Осетии, расположено село Даргавс (в переводе с осетинского «привратник» либо «защитник ущелья»). В километре от села, на крутом каменистом склоне горы Раминыраг, находится Даргавский некрополь — «Город Мертвых».

За вход на территорию архитектурного комплекса предусмотрена плата в размере 100 ₽. Время работы кассы с 10:00 до 18:00, понедельник выходной.

Горное захоронение пользуется большой популярностью у туристов с разных уголков России. Здесь можно спокойно прогуливаться и даже заглядывать внутрь склепов. К великому сожалению, памятник истории почти не охраняется, чем пользуются недобросовестные туристы. В склепах бросают мусор, а кости и черепа часто воруют, кто на память, кто на сувениры. За последние двадцать лет немалую часть останков попросту растащили.

Официально некрополь называется Архитектурно-этнографический комплекс «Город мертвых» и находится под охраной ЮНЕСКО.

История Города мертвых в Даргавсе

Некрополь появился в центре горной долины приблизительно с XIV по XVIII век нашей эры. До сих пор точно неизвестно кто именно его построил. Одни ученые говорят, что это ногайцы, монголы, кобанцы, а другие утверждают, что это предки осетин — аланы.

Изначально склепы создавались исключительно как место погребения умерших. Однако в XVIII веке округ Даргавса настигла эпидемии чумы, тогда их стали использоваться в качестве карантина. Заболевшие семьи добровольно изолировали себя в фамильных усыпальницах вместе с запасами воды и еды. Большинство так и умирало внутри, не в силах побороть смертельный недуг. Выжить удавалось совсем немногим.

Последние захоронения датируются концом XVIII века. Тогда же местные жители начали постепенно переселяться на равнину. В наши дни население Даргавса продолжает сокращаться. Одной из причин, вынудившей покинуть жителей дома, стал сход лавины в 2002 году, тогда селение фактически осталось без связи с внешним миром.

Необычное кладбище несет в себе культурно-историческую ценность, но до сих пор полностью не исследовано. Останки и археологические артефакты, скрытые внутри гробниц, могут рассказать еще много нового об истории осетинского народа, его быта и культуры.

Даргавский некрополь сегодня

«Город Мертвых» — это крупный погребальный комплекс, состоящий из 97 каменных двухэтажных и четырехэтажных мемориалов. Архитектурный стиль построек ничем не примечателен. Издалека напоминает маленькую горную деревню. Гробницы представляют собой каменные башни с крышами в форме пирамиды с кровлей из сланца. Верхушки увенчаны остроконечным камнем.

В каждом строении есть маленький проход квадратной либо прямоугольной формы. Раньше его запирали на замок деревянным щитом. Сейчас этих затворов нет. Проход очень мал, пролезть взрослому человеку будет очень сложно, однако, через него видно, что находится внутри.

Все гробницы оборудованы деревянными ложами на которых и сегодня покоятся останки сотен людей. Когда боковые полки заполнялись телами, их спускали вниз, освобождая площадь для следующих погребений. Каждое сооружение — семейный склеп, где похоронены целые поколения Даргавсцев. Всего здесь покоится около 10 000 человек.

Поскольку местность проветривается со всех сторон, а большую часть года царит солнечная погода и низкая влажность, большинство тел в Даргавском некрополе хорошо сохранились.

Помимо останков исследователями были обнаружены украшения, драгоценности, одежда, оружие и предметы быта. Вместе с усопшим было принято хоронить предметы привезенные из других мест, по большей части из Грузии, России, Дагестана и стран востока. Но больше всего удивляют найденные в некоторых склепах деревянные лодки. Почему они лежат в склепах до сих пор точно неизвестно, возможно это просто открытые гробы для покойных.

За пределами кладбища есть одиночные каменные могилы. Предположительно, там хоронили самоубийц и преступников.

Другие архитектурно-исторические памятники рядом с Даргавсом:

  • древние башни (Аликовых, Мамсуровых, Дегоевых, Сасиевых, Джибиловых, Байматовых),
  • комплекс Тароевых,
  • замок Сахмановых,
  • другие объекты неустановленной принадлежности.

Как добраться до «Города Мертвых» в Северной Осетии

  • Обратиться к услугам турагентства и заказать автобусный тур по значимым местам Северного Кавказа. В таких тура часто показывают Даргвас и его достопримечательности.
  • Отправиться самостоятельно на своей или арендованной машине. Чтобы добраться до места придется ехать по горному серпантину через Куртатинское или Кобанское ущелье.
  • Воспользоваться рейсовыми автобусами Владикавказ — Джимара, которые ежедневно делают промежуточную остановку у села Даргваса. Отправка от ж/д вокзала Владикавказа. Также ездят микроавтобусы из Пятигорска.

Маршрут от станции «Владикавказ» до «Города Мертвых» в Даргавсе (через Кобанское ущелье) — Google Maps

Панорама «Города Мертвых» — Google Maps

Даргавский «Город мертвых» на видео — YouTube

www.tourister.ru

Загадочный и мистический Даргавс. Город мертвых на Кавказе

Даргавс город мертвых на Кавказе. Не так давно Армавирское местное отделение Русского географического общества(РГО) побывало в странном и таинственном месте на Северном Кавказе под названием Даргавс, которое расположено в Пригородном районе Северной Осетии-Алании. Именно там расположен памятник всемирного наследия ЮНЕСКО «Город мёртвых».


 

♦♦♦♦♦♦♦♦

Дорога в посёлок Даргавс, где расположился средневековый некрополь, идёт по очень крутому горному серпантину длинной в 17 километров. Когда подъём закончился и мы остановили машину для короткого привала, открывшийся с высоты в 1200 метров над уровнем моря вид поразил красотой: далеко вниз узкой змейкой уходила дорога, а прямо перед глазами мощные седые горы с двух сторон образовывали ущелье.

 

 

Дальше, чтобы добраться до места назначения — самого

Даргавс «Города мёртвых», — надо проехать по длинному Даргавскому ущелью. По местным меркам оно очень пологое и широкое, хоть и затеряно высоко в горах. По дну протекает Кизил-дон, что означает «Красная река». С неё, собственно, и начинается история возникновения средневекового некрополя в Северной Осетии.

Это название река получила предположительно после битвы войск аланов с татаро-монгольской армией в 1395 году. Сражение оказалось таким кровопролитным, что вода в реке стала красной.

 

Аланы потерпели поражение, были вытеснены завоевателями в горы, обосновавшись в пяти здешних ущельях.

 

 

Земли для всех жителей катастрофически не хватало, и даже появилась поговорка, отражающая всю сложность ситуации:

 

«Клочок земли, где стоит большой бык, стоит столько же, сколько и этот бык». А ведь домашний скот в то время был главной «валютой».

 

Чтобы решить проблему захоронения умерших и не тратить на это плодородные земли, выбрали скалистый склон, непригодный для выпаса животных или пашни. Там и начали строить усыпальницы.

 

 

Между прочим, к выбору места для возведения склепов аланы, предки осетин, подошли очень практично. «Город мёртвых» расположен на сухой площадке, где не застаивается вода, а территория продувается со всех сторон, что в результате и обеспечило некрополю долгую жизнь, а спустя 700 лет он стал Меккой для археологов, учёных и туристов: все останки хорошо сохранились, позволив изучать историю древних народов.

 

 

Старинные некрополи частенько притягивают к себе любителей приключений. Неслучайно и затерянный в горах Северной Осетии средневековый «Город мёртвых» с каждым годом становится всё более популярным среди туристов. К тому же это уникальное место уже почти семь столетий окутано ореолом тайн и легенд.

В том, что впечатления от его посещения сильнее, чем ожидаешь, на собственном примере мы и убедились.

 

 

 

Существует несколько легенд, объясняющих появление в Даргавсе «Города мёртвых». Одна из них гласит, что в селение неизвестно откуда пришла девушка невиданной красоты. Все мужчины бросили свои семьи, оставили дела и начали биться друг с другом за право взять девушку в жёны. И в дуэлях за красавицу погибло несколько человек.

 

 

Чтобы разрешить спор, незнакомку отвели на совет старейшин. Но и у стариков, многим из которых давно перевалило за 70 лет, заблестели глаза при её виде. Они начали спорить друг с другом, забыв приличия. В конце концов женщины селения решили остановить этот хаос: они потребовали изгнать незнакомку, объявив её ведьмой.

Но мужчины не хотели отдавать красавицу кому-либо и после долгих размышлений решили убить девушку, чтобы она была доступна только Богу.

 

 

 

Однако после её смерти на посёлок обрушилась эпидемия чумы. Когда умерших начали закапывать в землю, она не принимала останки, а выбрасывала их на поверхность. Поэтому оставшиеся в живых начали строить склепы, где и хоронили усопших.

Из-за специфических крыш, похожих на маленькие египетские пирамиды, «Город мёртвых» хорошо видно ещё на подъезде. Но понять, что на самом деле представляет из себя памятник истории, можно, только походив по местным улочкам и извилистым переулкам.

Сам некрополь состоит из 97 склепов, которые деляться на три вида: наземные с пирамидальной или двускатной крышей, полуподземные и полностью подземные.

Большая часть склепов, которые видны на поверхности, особым архитектурным разнообразием не отличаются.

 

 

Это каменные четырехугольники с многоступенчатыми крышами, одновременно напоминающими японские пагоды и египетские пирамиды. Кровля устроена таким образом неслучайно: во время дождей вода сбегает по ней своеобразными каскадами, что позволяет усыпальнице быть полностью сухой в любую погоду.

 

 

В каждом строении «Города мёртвых» есть небольшое квадратное отверстие-проход. Раньше оно запиралось специальной деревянной ставней на замок. Но этих запоров уже давно нет. Сами отверстия такие маленькие, что современный взрослый человек туда не пролезет. Но через проход хорошо видно всё, что находится внутри склепа.

 

 

Каждая из усыпальниц состоит из нескольких ярусов и вмещает в себя до сотни захороненных останков.

 

Таким образом, в некрополе покоиться около 10 тысяч человек. Причём многие гробы выдолблены по фигуре и сделаны в форме лодки, хотя поблизости нет моря. Это связано с поверьем, будто после смерти умерший должен переплыть реку забвения, чтобы попасть в царство усопших.

Трудно передать все те эмоции, которые охватывают, когда ты ходишь по узким переулкам «Города мёртвых» и в крохотные «окна» склепов видишь черепа, кости и мумии тех, кто был похоронен здесь 600-700 лет назад. Как раз в период Золотой Орды и позже. Это были реальные люди со своей жизнью, желаниями и стремлениями, своими характерами.

 

 

До сих пор по одежде и некоторым сохранившимся предметам быта можно определить, кем были те, кто нашёл здесь своё последнее пристанище. Среди них — молодые женщины и старики в преклонном возрасте, мужчины в расцвете сил и даже дети, трагически погибшие раньше времени.

 

 

Но все эти захоронения не вызывают ужаса или отвращения, скорее почтение и уважение.

 

Установлено, что в XVIII веке, когда в районе Даргавса свирепствовала эпидемия холеры, заболевшие, дабы не заражать своих родственников, добровольно отправлялись в склепы, захватив небольшие припасы еды и воды, и доживали там свои последние дни.

 

 

Примерно в это же время на одной из усыпальниц появилась такая надпись, сделанная красной краской на осетинском языке:

 

«С любовью смотрите на нас. Мы были такие, как вы, вы будете такие, как мы».

 

Неизвестно доподлинно, кто сделал её, но это обращение к потомкам, пройдя сквозь века, поражает воображение.

Сейчас надпись почти не читается: рабочие, проводившие реставрационные работы в 1990-е годы XX века, приняли её за каракули вандалов и закрасили известкой.

 

 

Сейчас самая большая опасность для «Города мёртвых», как ни странно, это туристы. С одной стороны, очень хорошо, что архитектурный и исторический памятник пользуеться такой популярностью у людей. Посмотреть на него съезжаются со всего Северного Кавказа. Особенно повысился интерес почему-то за последний год.

С другой — в «Городе мёртвых» нет хорошо отлаженной системы охраны объектов памятника. Порой можно не уследить, как какой-нибудь недобросовестный турист положит себе в сумку один из черепов, взятый из склепа. Доступ-то к ним свободный.

 

 

А есть любители сделать потом из этих костей пепельницы или пресс-папье. А ведь эти черепа не имитация, они принадлежат реальным людям, жившим в Даргавсе 600-700 лет назад. В итоге за последние 20 лет значительную часть останков растащили.

Сейчас местные власти предпринимают усилия для охраны исторического памятника. Усилено наблюдение за ним, а экскурсии проводятся под более внимательным контролем.

 

 

Член Русского географического общества (РГО) города Армавира, Фролов Сергей

Самые интересные статьи:

Похожее

ezoterik-page.com

Даргавс – Город Мертвых, северная Осетия — Альтернативный взгляд Salik.biz

Этот город мертвых находится в северной Осетии, скрытый в одном из пяти горных хребтов, которые пересекают область. Среди местных жителей ходит множество мифов и легенд, и все они сводятся к тому, что с этих мест никто никогда не возвращался живым. Местные жители туда никогда не ходят, туристов эта земля тоже не привлекает.

Лишь в том случае, если ехать дорогой города мертвых, то это займет 3 часа езды узкими дорогами и небольшими холмами. Всегда туманная погода еще больше движение замедляет. Попав туда вы обнаружите, что весь город стоит на холме и представляет собой небольшие белые здания. Эти белые здания и способствовали названию города. Дело в том, что эти белые здания ни что иное, как каменные склепы, где местные жители хоронили своих близких. Даргавс — древнее осетинское кладбище. Самый старый склеп ко времени 16-ого столетия относится.


Область малоинтересна туристам, а вот археологи делают здесь необычные открытия. Так было обнаружено например, что тела похоронены в деревянных формах, напоминающих лодки. Тайной остается: как лодки оказались в местах, где нет судоходных рек. Одно из объяснений заключается в том, что душа, перед тем как попасть на небеса, должна пересечь реку. Недалеко от склепов обнаружено множество монет. Это объясняется следующим образом: как только осетины хоронили близкого им человека, они бросали монету с холма, и если та ударится о камень — значит душа умершего достигла небес.

Некоторые склепы находятся отдельно. В этих склепах хоронили преступников земли. Таким образом, если во время какой-либо эпидемии умирала вся семья, то их хоронили другие люди в одном склепе.

Рекламное видео:

В некоторой степени даргавс можно отнести к самым загадочным местам планеты, так как вокруг него ходит множество легенд и тайн.

— Salik.biz

Даргавс — это довольно большое селений, только вот постоянные жители там практически отсутствует. Дело все из-за схода ледника колка, которое произошло в сентябре 2002 года. Он разрушил ведущую в село дорогу, вследствие чего даргавс остался совершенно без связи с внешним миром. А еще даргавс известен своими боевыми башнями и «Городом Мертвых».

Дело в том, что даргавский некрополь — самый большой на всем северном Кавказе, тут есть 95 наземных и полуназемных склепов. Его также очень часто сравнивают с долиной фараонов в Египте. Создание этого «Города Мертвых» часто специалисты связывают со страшной эпидемией чумы — именно тогда население Осетии сократилось с двухсот тысяч до шестнадцати тысяч человек. Но вот исследования показали, что этот некрополь уже функционировал, начиная с IX века и по Xviii век.

Прямо на берегу реки уаллагдон есть башня мамсуровых — ее высота 16 метров, но, несмотря на то, что верхняя часть башни была разрушена, она все же впечатляет своими размерами и безукоризненным качеством кладки. Арочный вход находится на высоте двух метров, а в случае опасности люди поднимались туда по приставной деревянной лестнице, а потом втаскивали ее за собой и запирали вход окованной железом дверью. Башня мамсуровых — это яркий пример осетинского каменного зодчества, кроме того, строительство таких вот подобных башен могли себе позволить только самые обеспеченные фамилии.

Начало башенного строительства ко временам аланской эпохи относится. Но стиль кавказской осетинской башни сложился в Xvii — Xviii веках. Сначала башни строились как оборонительное, боевое, а часто и как жилое строение. Кстати, кроме военного значения при набегах захватчиков, часто башни в северной Осетии появлялись как средство защиты от кровной мести. Такие вот родовые башни почитались как святыни, так как они были местом обитания святого духа. Родовые башни — это оплот и гарант целостности и продолжительности рода и фамилии. Роль башен в Осетии была настолько важной, что со временем они стали даже объектами культа.

Башня Аликовых возвышается над «Городом Мертвых» всего в километре от селения, на склоне горы раминыраг. Этот масыг имел четыре балкончика. Эта башня подступы к даргавсу со стороны геналдонского ущелья контролировала. Она известна еще под названием башня бадтиевых — они захватили ее позже. Башня сильно пострадала в результате землетрясения 1923 года.

А на самой восточной окраине аула стоит жилая башня дегоевых. Она представляла собой некогда хорошо защищенный дом — крепость. Внутри были очаг, над которым висела цепь, резное деревянное кресло для старшего мужчины, низкие трехногие столики для еды, выдолбленная из ствола дерева кадушка для воды, деревянные самодельные кровати, лавка, на полках расставлялась деревянная и глиняная посуда, на стене почётное место занимало холодное и огнестрельное оружие.

В даргавсе также существуют в различной степени сохранности следующие памятники архитектуры: комплекс тароевых, замок сахмановых, башня джибиловых, жилая башня сасиевых, а также множество других памятников не установленной принадлежности.

Происхождение названия селения имеет несколько объяснений — осет. Дуаргас ( «Привратник или Защитник Ущелья»), либо от из осет. Даргъ ( «Длинный») Фaeз («поляна». Местность где располагается селение была заселена в давние времена, с эпохи бронзы, здесь обнаружено большое количество археологических памятников, в том числе аланский могильник конца I тысячелетия н. э. даргавс был одним из главных центров формирования тагаурского горного общества, согласно историческим и генеалогическим преданиям здесь жил «Царевич Тага» (тагаур), родоначальник родов и фамилий, относившихся к высшему сословию восточной Осетии. Из даргавса происходят многие знатные (алдарские) фамилии: тхостовы, мамсуровы, тулатовы, кануковы. Особенно влиятельными были кануковы и мамсуровы, которые владели лучшими земельными участками вблизи селения и имели право на охрану даргавского ущелья. Самые знатные фамилии даргавса основывали в ближайших ущельях новые аулы, так например кануковы основали селение верхний кобан, которое известно на весь мир своими археологическими памятниками эпохи бронзы, давшими название древней кобанской культуре. Позднее тулатовыми основано селение нижний кобан. Пересление части жителей селения на равнину началось после основания в 1763 году Моздока. В 1830 году во время восстания в Осетии в даргавс ворвались царские войска под командованием генерала абхазова. Множество жителей было убито, разрушено несколько башен. Руководители восстания были сосланы в Сибирь. В настоящее время постоянное население практически отсутствует, что связано со сходом ледника колка в сентябре 2002 года (в результате схода ведущая в село дорога была разрушена, и даргавс остался без связи с внешним миром.

Чмийская котловина, санибанская котловина кауридона, котловины у селений тменикау и даргавс представляют собой части общей продольной долины, лежащей между боковым и скалистым хребтами. Скалистый хребет обрывается к долине высокими крутыми утесами, имеющими вид столовых гор. Высшая точка этого хребта столовой горой называется. Породы скалистого хребта представлены известняками юрского периода, а сама поперечная долина почти на всем протяжении покрыта мощными валунными отложениями, образованными древними гигантскими ледниками.


Район даргавской котловины безлесен, лишь на влажных северных склонах небольшие заросли карликовой березы, зато обилие кормовых трав для скота. В нижней части котловины растут сухолюбивые растения: различные колючки, можжевельник, встречается барбарис. На южных и западных склонах горы чиджитыхох круглый год пасутся отары овец опытной станции северо — осетинского сельскохозяйственного института.

Недалеко от селения даргавс, в долине реки мидаграбиндон, на юго-западном отроге горы читджитыхох находится историко — археологический памятник «Город Мертвых», который местное население называет издревле «уалмардты къуыбыр» («кладбищенский холм». — Комплекс из 99 полуподземных (IX — Xvii века) и наземных (XIV — Xviii века) каменных склепов, служивших фамильными усыпальницами и охраняющийся юнеско.

Местное название этого хребта — рабиныраг. Историко — археологический комплекс состоит на нескольких десятков каменных надземных или полуподземных могильников. Склепы по форме напоминают башни и отличаются большой прочностью, искусной кладкой стен и кровли. Пирамидальные и конусообразные формы кровли склепов сложены из шиферного сланца в виде ступенчатых уступов. Могильники служили фамильными (родовыми) усыпальницами осетин. Обычай погребения в надземных склепах был связан с культом предков. Умершего хоронили в полном одеянии с мелкими бытовыми предметами. Покойника вносили через лаз завернутым в ткань или в ладьеобразной деревянной колоде в одеянии и с некоторыми мелкими предметами (ножи, топоры, кинжалы, булавы, стрелы) и клали обычно на деревянные полки. В стенах делались небольшие отверстия для вентиляции. Благодаря исключительной сухости местного климата, хорошей проветриваемости и теплоте трупы мумифицировались и хорошо сохранялись. В средневековье во время эпидемии чумы, заразившиеся люди добровольно замуровывали себя в этих каменных жилищах.


В даргавсе сохранились оборонительные сооружения, в том числе многоэтажные боевые башни. Вблизи селения находится сторожевая фамильная башня мамсуровых (высотой более 16 метров; самая высокая в северной Осетии. Несмотря на то что верхняя часть башни разрушена, она впечатляет своими размерами и безукоризненным качеством кладки. Арочный вход располагается на высоте 2 м; в случае опасности люди поднимались по приставной деревянной лестнице, втаскивали её за собой, запирая вход окованной железом дверью. Башня мамсуровых является ярким примером осетинского каменного зодчества, строительство подобных башен могли себе позволить только самые обеспеченные фамилии.

Башня Аликовых возвышается над «Городом Мёртвых», в километре от селения, на склоне горы раминыраг. Масыг имеет четыре балкончика (машикуля. Эта башня подступы к даргавсу со стороны геналдонского ущелья контролировала. Известна также под названием башня бадтиевых, захвативших башню позднее. Башня сильно пострадала в результате землетрясения в 1923 году.

На восточной окраине аула расположена жилая башня дегоевых, рядом с которой обнаружены руины боевой башни дегоевых. Жилая башня дегоевых представляла собой хорошо защищённый дом — крепость, внутри которой находились: очаг, над которым висела цепь, резное деревянное кресло для старшего мужчины (хистар), низкие трехногие столики для еды (фынг), выдолбленная из ствола дерева кадушка для воды, деревянные самодельные кровати, лавка, на полках расставлялась деревянная и глиняная посуда, на стене почётное место занимало холодное и огнестрельное оружие.

В даргавсе также существуют в различной степени сохранности следующие памятники архитектуры: комплекс тароевых, замок (галуан) сахмановых, башня джибиловых, жилая башня сасиевых, а также множество других памятников неустановленной пр в верховьях ущелья сохранились ещё древние селения с каменными укреплениями и башнями, служившими убежищем предкам осетин.

Необычные архитектурные формы в бедное средневековье порождали самые необычные предположения о создателях некрополя. Называли монголов, ногайцев, аборигенов — кобанцев. Но сейчас считается установленным, что первостроители — аланы, предки осетин. Археологические Находки подтверждают, что уже с VI века эти места были плотно заселены аланами. Но это не устранило многих загадок. Удивителен тот факт, что зачастую умерших клали в небольшие ладьи, что не встречается ни у одного другого народа Кавказа, иногда рядом клали весло, это при том, что никаких судоходных рек в Осетии нет. Склепы использовались на протяжении очень длительного времени и становились последним пристанищем для целых поколений горцев.

Город мертвых в горах северной Осетии.

Северная Осетия — местность, не так широко известная своими легендами и своей историей, как, к примеру, тот же Египет, но представляющая не меньший интерес туристам. Тем более, что у гор Алании и Египта, а также других стран с очень древней историей, есть кое-что общее. А именно — некрополис, который находится здесь и вызывает одновременно благоговейный ужас перед той атмосферой, что витает здесь, и желание узнать об этом месте больше. И в последнем мы поможем вам.

Ничего мистического в создании города мёртвых в северной Осетии, в общем — то, нет. Это — комплекс наземных склепов, оборудованных в горах Алании близ селения даргвас. Это одно из старейших поселений этих мест, которое начало осваиваться ещё в бронзовом веке. С тех пор человек практически не покидал долину. Появилось селение, которое развивалось и процветало, позволяя здешним семьям организовывать довольно сложные и богатые места захоронения усопших.

В комплексе некрополиса более 90 склепов разных размеров, представляющих собой правильные параллелепипедные сужающиеся кверху постройки с крышами в форме ступенчатых пирамид, с небольшими оконным проемами. Чем богаче и знатнее была семья, тем больше был склеп, а у семей победнее склепы были маленькими, с двускатными крышами, а то и вовсе «Коробки» из каменных плит. Какие-то из склепов строились из камня с помощью раствора, а какие-то — из цельных каменных плит.

Само собой, здесь проводились раскопки, но ценных вещей практически не было обнаружено — склепы закрывались деревянными дверями, которые пострадали от времени, да и мародёры не смущаются этическими соображениями в поиске золота и т. д. но всё-таки учёным удалось найти очень интересные вещи — в частности, погребальные ладьи, выдолбленные из колод, куда укладывались тела. При том, что соседние народы подобные формы погребения не практиковали, возникает вопрос — почему именно ладьи были выбраны в качестве гробов?

Надо заметить, что и склепы, и типы захоронения имеют множество аналогов у древних народов, даже тех, что жили далеко и во временном, и в территориальном плане. Также здесь были найдены оружие, украшения, другие сопровождающие в последний путь объекты.

Неподалёку от города мёртвых стоят две каменные сторожевые башни. На территории Осетии расположена целая система сторожевых башен, построенных так, чтобы в поле зрения каждой из них были как минимум две других.

Соседство со склепами вовсе не смущает жителей села даргвас, да и не только их. В том же Египте есть свой город мёртвых, одно из древнейших кладбищ планеты, где давно уже есть целый жилой район, правда, для беднейших слоёв населения, но тем активнее кипит там жизнь. Так что бояться некрополисов не стоит. Но и тревожить покой мёртвых, превращая некрополис в некродиснейленд тоже не стоит — считается, что тот, кто обидит покоящихся здесь, будет сурово наказан.

Впрочем, если кара небесная вас не пугает, пройти в склепы можно абсолютно свободно (вход платный, объект находится под охраной государства, за ним ведется тщательный уход, памятник является частью всемирного наследия юнеско), но ничего интересного там, в общем — то, нет — кости и черепа, ветошь, плесень и пыль, а уж запах — совсем сомнительное удовольствие обонять подобное. Так что рекомендуем ограничиться внешним осмотром. Да и, знаете, нужно оставить мертвых в покое, не входить в их обители — склепы — это дань уважения усопшим.

Чума

У многих желание пройти в склеп может отбить тот факт, что внутри покоится немало останков погибших от чумы жителей здешних мест. Когда чёрная смерть прошлась по этим местам, погибли тысячи людей. И у большинства из тех, кто заразился, был только один страшный выход — взять семью, включая самых младших её членов, и уйти в семейный склеп, чтобы умереть там, не заставляя соседей возиться с останками, которые тоже представляли смертельную опасность. Поэтому далеко не все захоронения совершались по обряду — люди умирали вповалку в стенах склепов.

Только в 60-х гг прошлого века город мёртвых в северной Осетии был признан безопасным для посещения. Вот, кстати, одна из причин, объясняющих нежелание жителей даргваса приходить в некрополис или устраивать увлекательные экскурсии для туристов. Во-первых, это память весьма далёких, но всё-таки предков. Во-вторых, хотя чума уже исчезла, наверняка в памяти живущих здесь могли сохраниться рассказанные их отцами или дедами случаи, когда те, кто пытался выкрасть из склепов какие-то ценности, поражались болезнью, от которой не было спасения….

salik.biz

Даргавс — город мертвых в Осетии

Пишет блогер Сергей Анашкевич:

Уж что-что, а мертвые тела увидишь далеко не в каждом путешествии.

Причем не какую-нибудь туристическую бутафорию, а настоящие полуистлевшие останки людей. И все это, вы не поверите, в России!

Я, конечно, бывал и раньше в некрополях и в так называемых на Кавказе «городах мертвых», но везде это были давно пустующие склепы.
Даргавс в Северной Осетии — совсем другое дело. Это один из немногих сохранившихся «городов мертвых», где можно в полной мере ощутить атмосферу витающей в этих холодных склепах смерти, как раз из-за до сих пор находящихся здесь полуразложившихся и мумифицированных тел…

Местность, где располагается Даргавс, была заселена с эпохи бронзы, здесь обнаружено большое количество археологических памятников, в том числе аланский могильник конца I тысячелетия н. э. Согласно преданиям, здесь жил царевич Тага, родоначальник родов и фамилий высшего сословия Восточной Осетии.

Даргавс в прошлом был центром и наиболее крупным населенным пунктом Восточной Осетии — Тагаурии. Поэтому и вырос на берегу Гизельдона самый значительный склеповый могильник на Северном Кавказе, во многом превосходящий и «город мертвых» у селения Верхняя Балкария (Кабардино-Балкария) и чеченский некрополь Цой-Педе.

С горы Раминырах, с того места, где находится некрополь, открывается вид необычайной красоты. На южной стороне ущелья высится ледяная вершина горы Джимарай-Хох. Внизу бежит речка Гизельдон. Там же — руины заброшенного селения Хуссар Хинцаг, над которыми возвышаются две родовые каменные башни.

Боевая башня — неотъемлемая часть осетинской культуры прошлого. Строительство подобных башен могли себе позволить только самые обеспеченные фамилии.

Архитектурный ансамбль самого грандиозного на Северном Кавказе «города мертвых» состоит из 95 сооружений. Все усыпальницы делятся на три типа.

Одни склепы располагаются над землей, и их крыша представляет собой ступенчатую пирамиду, собранную из сланцевой плитки прямоугольной формы. Эту плитку откалывали от скальной поверхности, и после нехитрой обработки она превращалась в подобие прочной влагонепроницаемой черепицы. Другой тип усыпальниц — это такие же склепы, но увенчанные двухскатным перекрытием. Третьи, самые непритязательные сооружения, наполовину расположены под землей и представляют собой прямоугольные камеры, сложенные из больших, грубо обработанных каменных плит.

При возведении склепов Даргавского ущелья использовались те же строительные приемы, что и при создании оборонительных сооружений, с учетом местных строительных традиций. Но что ставит ученых в тупик — это сходство осетинских склепов с пирамидально-ступенчатым перекрытием с башнями известных храмов Ангкора в Камбодже. Пока эта загадка не разгадана.

Наиболее несложны по конструкции и непритязательны полуподземные склепы. Прямоугольные камеры сложены из больших, грубо обработанных плит и камней; стены на высоте примерно полутора метров начинают переходить в ложный свод, характерный для горно-кавказского строительства. В продольных стенах делались пазы, в которые вставлялись деревянные балки. На них клался настил из досок. Через узкий квадратный лаз в фасадной стене вносили умерших и укладывали их на настиле. Затем лаз закрывали деревянной дверцей с задвижкой.

Очевидно, что с годами склепы становились усыпальницей для нескольких поколений людей, принадлежащих к одной фамилии. Некоторые сооружения имеют два, а то и три яруса. Когда свободного пространства внутри не оставалось, горцы делали дополнительный настил, для этого они пробивали в стенах пазы и вставляли в них деревянные балки, на которые затем укладывали доски.

Склепы Осетии долгое время не изучались. До революции это было исключено — всякий, кто рискнул бы проникнуть в склеп, мог поплатиться за это жизнью. Но и позднее, до 1967 года, археологических работ по изучению этих ценнейших памятников почти не велось. Известную роль сыграла и «дурная репутация» склепов.

Сегодня в Осетии еще можно услышать традиционные рассказы о том, что в старину в горах бушевала эпидемия чумы, уносившая тысячи жизней. Чтобы не заразить своих соседей, больные целыми семьями, с детьми на руках уходили в заранее построенные склепы, где и умирали. Те, кто оставался здоровым, покидали ущелье.

Эпидемии в горах дореволюционной Осетии действительно бывали. В результате чумы, свирепствовавшей в конце XVIII — первой половине XIX века, население страны с 200 тысяч человек сократилось до 16 тысяч. Осетины находились тогда на грани вымирания.

При изучении захоронений нашли немало различных предметов, относящихся к разным историческим эпохам. Самые удивительные из них — это «лодки». Во многих захоронениях останки лежали в выдолбленных из дерева колодах, которые по своему виду напоминали лодку, ладью. Погребение в ладье — факт, не отмеченный у соседних народов. Ладьи находили в Даргавсе неоднократно, а около одной из них было даже положено… весло! Зачем оно в горной местности, где самые крупные речные потоки абсолютно несудоходны? Поневоле вспоминается мифическая река подземного царства Стикс, через которую души умерших переправляет на ладье перевозчик Харон.

Место, где нашли упокоение несколько поколений горцев, жители Даргавса стараются обходить стороной. Сельчане появляются здесь только в светлое время суток, чтобы накосить травы. Почему же смелые горцы с опаской поглядывают в сторону Раминыраха? С древних времен в Даргавском ущелье существует поверье: всякий, кто рискнет из праздного любопытства проникнуть в склеп, поплатится за это жизнью.

На другой стороне долины виднеется еще один «мертвый городок», принадлежащий покинутому селению Хуссар Хинцаг. Чуть дальше еще один, и еще…

Усыпальниц на территории республики много: где-то одна-две гробницы, где-то больше, а где-то целые «поселения». Вблизи практически каждого горного поселения осетин строилось несколько склепов, иногда они формировались в некрополи. Обычно их сооружали на окраине, на небольшом расстоянии друг от друга, но зачастую они были разбросаны по всему поселению, примыкая практически к каждому дому.
Вот только несколько одиночных гробниц, которые я встретил по пути в Даргавское ущелье.

Осетины верили в существование таинственной страны мертвых, владыкой ее был Барастыр, а привратником — Аминон. Умершему мужчине посвящали коня. Аланы клали убитого коня или части его туши в могилу воина, осетины же поступали более рационально: коню символически надрезали ухо, а затем трижды обводили его вокруг покойника со специальной молитвой. Этот обряд называется «бахфалдисын» — посвящение коня.

Архаичные традиции культа мертвых сохранялись у осетин очень долго. Лишь в 30-х годах XIX века, когда они с гор начали переселяться на предгорную равнину, только тогда были прекращены погребения в склепах.

Даргавс надежно хранит свои тайны, а ученые, продолжая поиски и раскопки, надеются когда-нибудь разгадать их.

Фотографии и текст — Источник

travelask.ru

Северная Осетия — Алания. Даргавс « Орден Хранителей Смерти

Расположение: Гизельдонское ущелье
Принадлежность: Тагаурское общество
Категория: памятники культуры (памятники архитектуры)
Состояние: хорошее состояние
Религиозная принадлежность: традиционная религия
Назначение: склепы и могильники
Статус: федерального значения
Координаты: 44.440455, 42.83549

Село Даргавс является административным центром Даргавского сельского поселения.
Расположен в центре горной долины, длиной 17 км.
В настоящее время постоянное население практически отсутствует, что связано со сходом ледника Колка в сентябре 2002 года (в результате схода ведущая в село дорога была разрушена, и Даргавс остался без связи с внешним миром).На июнь 2011 единственная дорога в Даргавс, через 14-ти километровый горный серпантин, который начинается в Фиагдонском ущелье.
Селение очень богато различными архитектурными памятниками, особенно известно боевыми башнями и «городом мёртвых», состоящим из 97 склепов различного типа.

Обзор
Даргавс (ударение на последний слог) это небольшое горское село в Пригородном районе Северной Осетии. По меркам горцев долина, в которой стоит село, — фешенебельный курорт. Пологие склоны ущелья, сравнительно спокойные реки, много ровной земли, где можно построить дом, поблизости пастбища для скота.
По сей день село окружают мощные старинные дома-крепости и родовые башни знатных осетинских фамилий. Родовые башни — это одновременно и многоэтажные оборонительные сооружения, и жилые помещения. В них держали оборону от внешних врагов и скрывались от кровной мести. Возведение этих бастионов было под силу только многочисленным и богатым семьям: рассказывают, что за один обтесанный камень для угловой кладки башни надо было отдать овцу. Четырехугольная башня высотой в пятнадцать метров стоила целую отару.
Часто Даргавсом ошибочно называют большой некрополь XIV-XVIII века — Город мертвых. Почти сотня каменных склепов находится в километре от села. Даргавс, в отличие от мрачного соседа, вполне живое поселение, хотя постоянных обитателей здесь осталось немного. Осетины, не покинувшие Даргавс, относятся к древним постройкам без особого трепета: фундаменты и стены полуразрушенных замков превращают в сараи, а древний некрополь воспринимают как привычную, обыденную часть пейзажа.
Природная катастрофа 2002 года — сход ледника Колка, накрывшего Кармадонское ущелье, — не затронула Даргавс. По крайней мере, непосредственно. Однако основная дорога из Даргавса во Владикавказ, проходившая через Геналдонское (Кармадонское) ущелье, была заблокирована. Многие из тех, кто регулярно приезжал в село на отдых, как на дачу, не захотели пользоваться длинной и довольно опасной дорогой через Куртатинское (Фиагдонское) ущелье и забросили свои даргавские дома. Возможно, новая трасса, которую в настоящее время прокладывают через село Кобан в обход заваленного Кармадонского ущелья, исправит положение. Когда она будет готова, из Владикавказа до Даргавса можно будет добраться за полчаса.

История
Раскопки показывают, что Даргавское ущелье начали обживать еще аланы: на окраине поселка обнаружены аланские захоронения VIII-IX веков, не так давно найден могильник I тысячелетия н.э.
По преданию, именно в Даргавсе жил царевич Тага, легендарный осетинский правитель и мифический предок «высшего сословия» Осетии. Даргавс стал родиной самых влиятельных фамилий — таких, как Мамсуровы и Кануковы. Сохранилась родовая 15-метровая башня Мамсуровых, самая высокая в Осетии. Даргавс был одним из центров Тагаурского горного общества; так назывались формы догосударственной самоорганизации осетинского народа.
Через село проходила дорога в Грузию, и местные феодалы собирали дань с проезжающих и караванов, а подчас и грабили их. Об этом свидетельствует дневник капитана Леонтия Штедера, изучавшего Кавказ в конце XVIII века.
После основания Моздока (1763 год) некоторые жители Даргавса перебралась на равнину. Из-за эпидемии чумы, бушевавшей в этих местах на рубеже XVIII—XIX века, население горных сел уменьшилось, и отток жителей на равнину прекратился.
В 1830 году, во время восстания в Осетии, жители Даргавса оказали ожесточенное сопротивление российским войскам под командованием генерала Абхазова. Но это сопротивление было быстро подавлено, предводители ополчения осуждены и сосланы в Сибирь. В ходе карательной операции несколько родовых башен Даргавса были взорваны, многие жители убиты. Однако выходцы из Даргавса охотно служили в российской армии, в том числе и представители влиятельных семей.

Обзор (Город Мертвых)

Надалеко от поселка Даргавс в Даргавском ущелье Северной Осетии, на крутом каменистом склоне горы Раминыраг, стоит Город мертвых. Это не гипербола и не метафора: все здешние обитатели — мертвецы. Смотритель исторического памятника и туристы не в счет.
Даргавсский некрополь представляет собой комплекс из 95 родовых склепов разного размера, в которых осетины с XIV хоронили усопших. Покойников не зарывали в землю, а укладывали в склепе, внеся внутрь через окно. Окно потом закрывали деревянным щитом. Каждый склеп представляет собой небольшой оштукатуренный каменный домик с островерхой крышей в виде многоступенчатой пирамиды, выложенной сланцевой черепицей. Надземная часть — только верхушка айсберга: под многими зданиями есть глубокие ямы. Когда все боковые полки склепа заполнялись усопшими, останки опускали вниз, освобождая место для новых погребений. Таким образом, в одном склепе помещалось свыше ста покойников. Эти «мертвые дома» служили еще и для своеобразного карантина. Исторические хроники свидетельствуют о том, что в разгар эпидемии чумы семьи, в которые приходила болезнь, закрывались в склепах и доживали там свои последние дни.
Размер некрополя доказывает, что в прошлом Даргавс был крупным селением. В нем жили богатые горские семейства, которые могли себе позволить большие склепы с глубокими подземными колодцами.
Традиция помещать усопших в каменные гробницы сохранялась в Осетии вплоть до присоединения Кавказа к России в конце XVIII века. Тогда власти, опасаясь распространения эпидемий от незарытых тел, законодательно запретили надземный способ захоронений. Сам по себе этот способ выдает следы зороастризма, по канонам которого запрещалось осквернять землю погребениями. Кроме того, земли, пригодной для обработки, у осетин было «тур наплакал». В таких условиях тратить плодородную почву на покойников — святотатство. В землю сажали картошку, а мертвецов хоронили в каменных склепах.
Могильники ставили на возвышенных склонах, продуваемых всеми ветрами, чтобы трупы не гнили, а мумифицировались. Мертвецов обряжали, рядом клали погребальные дары, частично сохранившиеся до наших дней. Некоторые мумифицированные тела тоже довольно хорошо сохранились. Так, в одном из склепов археологи обнаружили останки женщины в одеянии из иранского шелка.
К сожалению, в двадцатом веке туристы заменили погребальные дары древних осетин собственными «приношениями» — пустыми пивными бутылками, обертками и прочим мусором. Тем не менее, некрополь является историко-архитектурным памятником и охраняется государством.

Местные особенности
Подобные склепы можно встретить во многих старых селах Осетии, но Даргавсский некрополь считается одним из самых крупных в республике. Такое же масштабное кладбище находится около селения Донифарс в Дигорском ущелье.
Город мертвых стоит на пересечении Даргавского и Кобанского ущелий. Это место, удобное не только для ритуальных погребений, но и со стратегической точки зрения. Над некрополем возвышается сторожевая башня Аликовых, с вершины которой просматривались все подступы к Даргавсу. Башня хорошо сохранилась, на нее можно подняться — примерить на себя роль осетинского дозорного и насладиться горным пейзажем.
Все, кто видел даргавские склепы, отмечают их необъяснимое сходство с храмами Ангкора в Камбодже: схожий силуэт крыш в виде ступенчатых пирамид. Еще одна загадка — деревянные выдолбленные ладьи, в которые уложены некоторые тела. При этом в окрестностях нет никаких судоходных рек, плавать на лодке просто негде. У соседних народов ничего похожего на этот обычай тоже нет.
(с) По материалам сайта

Даргавс – Город Мертвых
Этот город мертвых находится в Северной Осетии, скрытый в одном из пяти горных хребтов, которые пересекают область. Среди местных жителей ходит множество мифов и легенд, и все они сводятся к тому, что с этих мест никто никогда не возвращался живым. Местные жители туда никогда не ходят, туристов эта земля тоже не привлекает.

Если ехать дорогой города мертвых, то это займет 3 часа езды узкими дорогами и небольшими холмами. Всегда туманная погода еще больше замедляет движение. Попав туда вы обнаружите, что весь город стоит на холме и представляет собой небольшие белые здания. Эти белые здания и способствовали названию города. Дело в том, что эти белые здания ни что иное, как каменные склепы, где местные жители хоронили своих близких. Даргавс — древнее осетинское кладбище. Самый старый склеп относится ко времени 16-ого столетия.



Область малоинтересна туристам, а вот археологи делают здесь необычные открытия. Так было обнаружено например, что тела похоронены в деревянных формах, напоминающих лодки. Тайной остается: как лодки оказались в местах, где нет судоходных рек. Одно из объяснений заключается в том, что душа, перед тем как попасть на небеса, должна пересечь реку. Недалеко от склепов обнаружено множество монет. Это объясняется следующим образом: как только осетины хоронили близкого им человека, они бросали монету с холма, и если та ударится о камень — значит душа умершего достигла небес.


Некоторые склепы находятся отдельно. В этих склепах хоронили преступников земли. Если во время какой-либо эпидемии умирала вся семья, то их хоронили другие люди в одном склепе.




В некоторой степени Даргавс можно отнести к самым загадочным местам планеты, так как вокруг него ходит множество легенд и тайн.
(с) По материалам сайта

Даргавс
Даргавс – это довольно большое селений, только вот постоянные жители там практически отсутствует. Дело все из-за схода ледника Колка, которое произошло в сентябре 2002 года. Он разрушил ведущую в село дорогу, вследствие чего Даргавс остался совершенно без связи с внешним миром. А еще Даргавс известен своими боевыми башнями и «городом мертвых».
Дело в том, что Даргавский некрополь – самый большой на всем Северном Кавказе, тут есть 95 наземных и полуназемных склепов. Его также очень часто сравнивают с долиной фараонов в Египте. Создание этого «города мертвых» часто специалисты связывают со страшной эпидемией чумы – именно тогда население Осетии сократилось с двухсот тысяч до шестнадцати тысяч человек. Но вот исследования показали, что этот некрополь уже функционировал, начиная с IX века и по XVIII век.
Прямо на берегу реки Уаллагдон есть башня Мамсуровых – ее высота 16 метров, но, несмотря на то, что верхняя часть башни была разрушена, она все же впечатляет своими размерами и безукоризненным качеством кладки. Арочный вход находится на высоте двух метров, а в случае опасности люди поднимались туда по приставной деревянной лестнице, а потом втаскивали ее за собой и запирали вход окованной железом дверью. Башня Мамсуровых – это яркий пример осетинского каменного зодчества, кроме того, строительство таких вот подобных башен могли себе позволить только самые обеспеченные фамилии.
Начало башенного строительства относится ко временам аланской эпохи. Но стиль кавказской осетинской башни сложился в XVII-XVIII веках. Сначала башни строились как оборонительное, боевое, а часто и как жилое строение. Кстати, кроме военного значения при набегах захватчиков, часто башни в Северной Осетии появлялись как средство защиты от кровной мести. Такие вот родовые башни почитались как святыни, так как они были местом обитания святого духа. Родовые башни – это оплот и гарант целостности и продолжительности рода и фамилии. Роль башен в Осетии была настолько важной, что со временем они стали даже объектами культа.
Башня Аликовых возвышается над «городом мертвых» всего в километре от селения, на склоне горы Раминыраг. Этот масыг имел четыре балкончика. Эта башня контролировала подступы к Даргавсу со стороны Геналдонского ущелья. Она известна еще под названием башня Бадтиевых – они захватили ее позже. Башня сильно пострадала в результате землетрясения 1923 года.
А на самой восточной окраине аула стоит жилая башня Дегоевых. Она представляла собой некогда хорошо защищенный дом-крепость. Внутри были очаг, над которым висела цепь, резное деревянное кресло для старшего мужчины, низкие трехногие столики для еды, выдолбленная из ствола дерева кадушка для воды, деревянные самодельные кровати, лавка, на полках расставлялась деревянная и глиняная посуда, на стене почётное место занимало холодное и огнестрельное оружие.
В Даргавсе также существуют в различной степени сохранности следующие памятники архитектуры: комплекс Тароевых, замок Сахмановых, башня Джибиловых, жилая башня Сасиевых, а также множество других памятников не установленной принадлежности.
(с) По материалам сайта

Город мёртвых. Даргавс [VI/7299]
Описание окружающей местности
Регион — Северная Осетия — Алания
Район — Пригородный район
Населенный пункт — с. Даргавс
Почтовый индекс — 363128
Отделение связи — Даргавс
Долгота — 44°26’ E
Широта — 42°50’ N
Происхождение названия селения имеет несколько объяснений — осет. дуаргас («привратник или защитник ущелья»), либо от из осет. даргъ («длинный») + фæз («поляна»). Местность где располагается селение была заселена в давние времена, с эпохи бронзы, здесь обнаружено большое количество археологических памятников, в том числе аланский могильник конца I тысячелетия н. э. Даргавс был одним из главных центров формирования Тагаурского горного общества, согласно историческим и генеалогическим преданиям здесь жил «царевич Тага» (Тагаур), родоначальник родов и фамилий, относившихся к высшему сословию Восточной Осетии. Из Даргавса происходят многие знатные (алдарские) фамилии: Тхостовы, Мамсуровы, Тулатовы, Кануковы. Особенно влиятельными были Кануковы и Мамсуровы, которые владели лучшими земельными участками вблизи селения и имели право на охрану Даргавского ущелья. Самые знатные фамилии Даргавса основывали в ближайших ущельях новые аулы, так например Кануковы основали селение Верхний Кобан, которое известно на весь мир своими археологическими памятниками эпохи бронзы, давшими название древней кобанской культуре. Позднее Тулатовыми основано селение Нижний Кобан. Пересление части жителей селения на равнину началось после основания в 1763 году Моздока. В 1830 году во время восстания в Осетии в Даргавс ворвались царские войска под командованием генерала Абхазова. Множество жителей было убито, разрушено несколько башен. Руководители восстания были сосланы в Сибирь. В настоящее время постоянное население практически отсутствует, что связано со сходом ледника Колка в сентябре 2002 года (в результате схода ведущая в село дорога была разрушена, и Даргавс остался без связи с внешним миром).
Чмийская котловина, Санибанская котловина Кауридона, котловины у селений Тменикау и Даргавс представляют собой части общей продольной долины, лежащей между Боковым и Скалистым хребтами. Скалистый хребет обрывается к долине высокими крутыми утесами, имеющими вид столовых гор. Высшая точка этого хребта называется Столовой горой. Породы Скалистого хребта представлены известняками юрского периода, а сама поперечная долина почти на всем протяжении покрыта мощными валунными отложениями, образованными древними гигантскими ледниками.
Район Даргавской котловины безлесен, лишь на влажных северных склонах небольшие заросли карликовой березы, зато обилие кормовых трав для скота. В нижней части котловины растут сухолюбивые растения: различные колючки, можжевельник, встречается барбарис.На южных и западных склонах горы Чиджитыхох круглый год пасутся отары овец опытной станции Северо-Осетинского сельскохозяйственного института.
Недалеко от селения Даргавс, в долине реки Мидаграбиндон, на юго-западном отроге горы Читджитыхох находится историко-археологический памятник «Город мертвых», который местное население называет издревле «Уалмардты къуыбыр» («Кладбищенский холм»). – комплекс из 99 полуподземных (IX – XVII века) и наземных (XIV – XVIII века) каменных склепов, служивших фамильными усыпальницами и охраняющийся ЮНЕСКО.
Местное название этого хребта — Рабиныраг. Историко-археологический комплекс состоит на нескольких десятков каменных надземных или полуподземных могильников.Склепы по форме напоминают башни и отличаются большой прочностью, искусной кладкой стен и кровли. Пирамидальные и конусообразные формы кровли склепов сложены из шиферного сланца в виде ступенчатых уступов. Могильники служили фамильными (родовыми) усыпальницами осетин. Обычай погребения в надземных склепах был связан с культом предков. Умершего хоронили в полном одеянии с мелкими бытовыми предметами. Покойника вносили через лаз завернутым в ткань или в ладьеобразной деревянной колоде в одеянии и с некоторыми мелкими предметами (ножи, топоры, кинжалы, булавы, стрелы) и клали обычно на деревянные полки.В стенах делались небольшие отверстия для вентиляции. Благодаря исключительной сухости местного климата, хорошей проветриваемости и теплоте трупы мумифицировались и хорошо сохранялись. В средневековье во время эпидемии чумы, заразившиеся люди добровольно замуровывали себя в этих каменных жилищах.
В Даргавсе сохранились оборонительные сооружения, в том числе многоэтажные боевые башни.Вблизи селения находится сторожевая фамильная башня Мамсуровых (высотой более 16 метров; самая высокая в Северной Осетии).Несмотря на то что верхняя часть башни разрушена, она впечатляет своими размерами и безукоризненным качеством кладки. Арочный вход располагается на высоте 2 м; в случае опасности люди поднимались по приставной деревянной лестнице, втаскивали её за собой, запирая вход окованной железом дверью. Башня Мамсуровых является ярким примером осетинского каменного зодчества, строительство подобных башен могли себе позволить только самые обеспеченные фамилии.
Башня Аликовых возвышается над «городом мёртвых», в километре от селения, на склоне горы Раминыраг. Масыг имеет четыре балкончика (машикуля). Эта башня контролировала подступы к Даргавсу со стороны Геналдонского ущелья. Известна также под названием башня Бадтиевых, захвативших башню позднее. Башня сильно пострадала в результате землетрясения в 1923 году.
На восточной окраине аула расположена жилая башня Дегоевых, рядом с которой обнаружены руины боевой башни Дегоевых. Жилая башня Дегоевых представляла собой хорошо защищённый дом-крепость, внутри которой находились: очаг, над которым висела цепь, резное деревянное кресло для старшего мужчины (хистар), низкие трехногие столики для еды (фынг), выдолбленная из ствола дерева кадушка для воды, деревянные самодельные кровати, лавка, на полках расставлялась деревянная и глиняная посуда, на стене почётное место занимало холодное и огнестрельное оружие.
В Даргавсе также существуют в различной степени сохранности следующие памятники архитектуры: комплекс Тароевых, замок (галуан) Сахмановых, башня Джибиловых, жилая башня Сасиевых, а также множество других памятников неустановленной пр В верховьях ущелья сохранились ещё древние селения с каменными укреплениями и башнями, служившими убежищем предкам осетин.
Необычные архитектурные формы в бедное средневековье порождали самые необычные предположения о создателях некрополя. Называли монголов, ногайцев, аборигенов – кобанцев. Но сейчас считается установленным, что первостроители – аланы, предки осетин. Археологические находки подтверждают, что уже с VI века эти места были плотно заселены аланами. Но это не устранило многих загадок. Удивителен тот факт, что зачастую умерших клали в небольшие ладьи, что не встречается ни у одного другого народа Кавказа, иногда рядом клали весло, это при том, что никаких судоходных рек в Осетии нет. Склепы использовались на протяжении очень длительного времени и становились последним пристанищем для целых поколений горцев.
(с) По материалам сайта

Город мертвых в горах Северной Осетии

Северная Осетия – местность, не так широко известная своими легендами и своей историей, как, к примеру, тот же Египет, но представляющая не меньший интерес туристам. Тем более, что у гор Алании и Египта, а также других стран с очень древней историей, есть кое-что общее. А именно – некрополис, который находится здесь и вызывает одновременно благоговейный ужас перед той атмосферой, что витает здесь, и желание узнать об этом месте больше. И в последнем мы вам поможем.
Ничего мистического в создании Города Мёртвых в Северной Осетии, в общем-то, нет. Это – комплекс наземных склепов, оборудованных в горах Алании близ селения Даргвас. Это одно из старейших поселений этих мест, которое начало осваиваться ещё в бронзовом веке. С тех пор человек практически не покидал долину. Появилось селение, которое развивалось и процветало, позволяя здешним семьям организовывать довольно сложные и богатые места захоронения усопших.

В комплексе некрополиса более 90 склепов разных размеров, представляющих собой правильные параллелепипедные сужающиеся кверху постройки с крышами в форме ступенчатых пирамид, с небольшими оконным проемами. Чем богаче и знатнее была семья, тем больше был склеп, а у семей победнее склепы были маленькими, с двускатными крышами, а то и вовсе ”коробки” из каменных плит. Какие-то из склепов строились из камня с помощью раствора, а какие-то – из цельных каменных плит.

Само собой, здесь проводились раскопки, но ценных вещей практически не было обнаружено – склепы закрывались деревянными дверями, которые пострадали от времени, да и мародёры не смущаются этическими соображениями в поиске золота и т.д. Но всё-таки учёным удалось найти очень интересные вещи – в частности, погребальные ладьи, выдолбленные из колод, куда укладывались тела. При том, что соседние народы подобные формы погребения не практиковали, возникает вопрос – почему именно ладьи были выбраны в качестве гробов?

Надо заметить, что и склепы, и типы захоронения имеют множество аналогов у древних народов, даже тех, что жили далеко и во временном, и в территориальном плане. Также здесь были найдены оружие, украшения, другие сопровождающие в последний путь объекты.


Неподалёку от Города Мёртвых стоят две каменные сторожевые башни. На территории Осетии расположена целая система сторожевых башен, построенных так, чтобы в поле зрения каждой из них были как минимум две других.

Соседство со склепами вовсе не смущает жителей села Даргвас, да и не только их. В том же Египте есть свой город Мёртвых, одно из древнейших кладбищ планеты, где давно уже есть целый жилой район, правда, для беднейших слоёв населения, но тем активнее кипит там жизнь. Так что бояться некрополисов не стоит. Но и тревожить покой мёртвых, превращая некрополис в некродиснейленд тоже не стоит – считается, что тот, кто обидит покоящихся здесь, будет сурово наказан.

Впрочем, если кара небесная вас не пугает, пройти в склепы можно абсолютно свободно (вход платный, объект находится под охраной государства, за ним ведется тщательный уход, памятник является частью всемирного наследия ЮНЕСКО), но ничего интересного там, в общем-то, нет – кости и черепа, ветошь, плесень и пыль, а уж запах – совсем сомнительное удовольствие обонять подобное. Так что рекомендуем ограничиться внешним осмотром. Да и, знаете, нужно оставить мертвых в покое, не входить в их обители-склепы – это дань уважения усопшим.

Чума.
У многих желание пройти в склеп может отбить тот факт, что внутри покоится немало останков погибших от чумы жителей здешних мест. Когда чёрная смерть прошлась по этим местам, погибли тысячи людей. И у большинства из тех, кто заразился, был только один страшный выход – взять семью, включая самых младших её членов, и уйти в семейный склеп, чтобы умереть там, не заставляя соседей возиться с останками, которые тоже представляли смертельную опасность. Поэтому далеко не все захоронения совершались по обряду – люди умирали вповалку в стенах склепов.

Только в 60-х гг прошлого века Город Мёртвых в Северной Осетии был признан безопасным для посещения. Вот, кстати, одна из причин, объясняющих нежелание жителей Даргваса приходить в некрополис или устраивать увлекательные экскурсии для туристов. Во-первых, это память весьма далёких, но всё-таки предков. Во-вторых, хотя чума уже исчезла, наверняка в памяти живущих здесь могли сохраниться рассказанные их отцами или дедами случаи, когда те, кто пытался выкрасть из склепов какие-то ценности, поражались болезнью, от которой не было спасения…

Город живых.
Надо отметить, что некрополис в горах Алании сейчас можно назвать парадоксально более живым, чем село Даргвас, у которого он расположен. Как мы уже говорили, такое количество склепов свидетельствует о когда-то имеющемся здесь крупном поселении, которое было достаточно богато, чтобы устраивать своим дорогим покойникам достойное место последнего упокоения.

Сейчас же Даргвас разделил судьбу многих умирающих российских сёл, будучи представлен десятком-другим небольших домов. А жаль – места здесь по-настоящему красивые, в долине уютно, всегда сухо (благодаря тому, что она защищена горами), здесь можно посмотреть не только на склепы.
Возможно, когда-нибудь Даргвас и вернет своё былое процветание, но для этого важно, чтобы это стало нужным всем остальным. И уж точно делать акцент нужно не на туристическом интересе к старым склепам, а на более светлых сторонах истории края.
(c) Ксения Кржижановская, Анастасия Савиных

Подготовил: Чайка

ordenxc.org

Даргавс — город мертвых в Северной Осетии

Недалеко от горного селения Даргавс находится самый большой некрополь в Северной Осетии. Настоящий «город мертвых», в котором нет ни одной живой души, только зловещие могильники, ставшие последним пристанищем для многих жителей здешних мест. Местное население называет это место «Уалмардты къуыбыр» (в переводе – кладбищенский холм) где насчитывается более 90 надземных и подземных склепов. С давних пор здесь хоронили людей и чем богаче была семья, тем больше был фамильный склеп, мертвецов заносили в склеп через окна и закрывали их деревянными заслонками. Могильники ставили на холмах, чтобы тела не гнили, а мумифицировались, благодаря часто дующим ветрам, хорошо продувающим склепы. Некоторые тела очень хорошо сохранились и еще одной интересной находкой были найденные в некоторых усыпальницах подобия лодок, в которые клали умерших. Такие обычаи не присущи ни одной народности, проживающих на Кавказе и ученые до сих пор гадают о причинах их возникновения. Во времена эпидемии чумы, чтобы не заразить соседей, сюда приходили целые зараженные семьи и оставались здесь до самого момента смерти. Это страшно, жутко и кровь леденеет в жилах, от осознания обреченности людей, покорно ожидающих свой конец.

Dargavs. North Osetia. RussiaDargavs. North Osetia. RussiaДаргавс — город мертвых.

Не менее жуткая легенда окутала эти места своим погребальным саванном. Сказания рассказывают о девушке невероятной красоты, которая пришла сюда издалека и завладела сердцем каждого живущего здесь мужчины. Даже мудрейшие старейшины не смогли устоять под ее чарами и кровь в их жилах забурлила, как во времена молодости. Когда стало понятно, что охватившее всех безумие рано или поздно приведет к братоубийству, было принято решение убить девушку, чтобы она не досталась никому. Но как только сердце красавицы перестало биться и ее прекрасные глаза закрылись навеки страшное проклятие обрушилось на всех, кто был причастен к этому преступлению. Все живущие на этой земле падали замертво, плоть отходила от костей и невозможно было убежать или спрятаться от справедливой кары небес. Мертвецов пробовали закапывать, но земля отказывалась принимать «проклятых» и тела стали обкладывать камнями, так образовались склепы «города мертвых».

Dargavs. North Osetia. RussiaDargavs. North Osetia. RussiaДаргавс — город мертвых.

Из-за чумы «город мертвых» долгое время был закрыт к посещению и только в 1960х годах был признан безопасным. На данный момент он находится под защитой государства и всемирного наследия ЮНЕСКО. Местные жители никогда не приходят сюда, считается неправильным нарушать покой мертвых. Любопытных туристов все больше влечет это загадочное и жуткое место, но с 2002 года, после схождения ледника, добраться сюда стало намного труднее, как будто, сама природа препятствует посещению некрополя. Вот только кого она хочет защитить? Нас от дыхания мертвых или их покой о нашего бесцеремонного натиска? Как бы то ни было, человеческий ум всегда тянулся к таинственному и неизведанному и такие места будут притягивать любопытных во все времена, но не стоит забывать о тех, кто остался здесь навсегда и стараться не нарушать тишину их вечного забвения.

Dargavs. North Osetia. RussiaDargavs. North Osetia. RussiaДаргавс — город мертвых.

Город мертвых стоит на пересечении Даргавского и Кобанского ущелий, на крутом каменистом склоне горы Раминыраг. Попасть в Даргавс можно на автобусе Владикавказ- Джимара. Автобусы ходят каждый день от центрального рынка Владикавказа (ул. Джанаева, 38). Или же на маршрутке Владикавказ — Кармадон. Место отправления: угол ул. Куйбышева и ул. Томаева. В Даргавсе промежуточная остановка. Из Даргавса до некрополя километр пешком.

Фото обложки страницы: Sergey Norin

nosviatores.com

описание, история, экскурсии, точный адрес

Даргавсский «Город мертвых» (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

В Гизельдонском ущелье, среди диких неприступных гор его обрамляющих, находится древний город, который издали может показаться самым обыкновенным аулом или, напротив, древней крепостью. Однако, это не то и не другое. В городе этом невозможно увидеть людей на улицах, услышать человеческую речь и спросить дорогу. Зато среди белых домов с черными крышами, образующими целые лабиринты, по которым с присвистом носится ветер, можно без труда обнаружить белоснежный человеческий череп или берцовую кость. Это таинственное и жутковатое место называется «Городом мертвых». 


Даргавс — это небольшое горное село, расположенное в горах Северной Осетии. В настоящий момент в поселке практически нет постоянного населения из-за случившегося около 10 лет назад схода горного ледника. Ведет сюда всего лишь одна дорога — это достаточно крутой горный серпантин, однако, несмотря на это, посетить это место непременно стоит, ведь здесь находятся уникальные архитектурные достопримечательности. Одно из которых — это знаменитый и таинственный «Город мертвых».

Собственно, сам по себе «Город мертвых» находится не непосредственно в Даргавсе, а в километре от села, на склоне горы Раминыраг. В действительности, кроме почивших в склепах здесь не обитает более никто, кроме смотрителя, который следит за историческим памятником. «Город мертвых» виден еще издали, благодаря тому, что находится на склоне высокой горы, продуваемой всеми ветрами. Путешественникам открывается удивительная картина: зеленый склон, усыпанный множеством светлых отштукатуренных каменных домиков-склепов, покрытых черной черепицей, предстающий на фоне еще более масштабных гор, возвышающихся чуть поодаль. От такой картины волей-неволей на ум приходят мысли о вечном, чему особенно способствует гуляющий здесь ветер. Именно в этих домиках-склепах, согласно древней традиции, осетины хоронили своих мертвецов вплоть до 18 столетия, когда эти земли вошли в состав Российской империи.

Среди белых домов с черными крышами, образующими целые лабиринты, по которым с присвистом носится ветер, можно без труда обнаружить белоснежный человеческий череп или берцовую кость.

Такой способ погребения не случаен, существуют различные версии, объясняющие  почему появился такой обычай. Во-первых, это обусловлено постоянной нехваткой плодородной земли, а, значит, отдавать ее под погребения — это непростительное расточительство. Другая причина состоит в том, что эта традиция имеет корни в зороастрийском учении, согласно которому нельзя осквернять землю человеческими захоронениями. Хоронили умерших через небольшие окна, которые после заколачивали. Та часть, что возвышается над землей — это всего лишь часть склепа. У каждого из этих зданий есть подземный корпус, где могло разместиться до нескольких десятков усопших.

Бродя среди древних могильников можно почувствовать неугомонный ветер, привольно гуляющий по «Городу мертвых». Такие места, продуваемые всеми ветрами, специально отводились под такие своеобразные кладбища. Благодаря ветру и сухости воздуха, останки не гнили, а мумифицировались.

Город мертвых

С этим местом связаны некоторые мрачные легенды. Так, согласно одной из них, во время эпидемий чумы, семья, в которой кто-либо получал эту страшную хворь, уходила в фамильный склеп. И там среди покойников доживала свои последние дни, чтобы обезопасить других жителей селения.

«Город мертвых» состоит примерно из сотни усыпальниц, каждая из которых сохранилась до наших дней в неплохом состоянии. Хоронили людей в праздничном одеянии и с какими-либо небольшими предметами, к сожалению, многие из них бесследно исчезли. Сегодня над Городом Мертвых, в одиночестве, будто бы грозный и древний страж этих мест, возвышается такая же мертвая башня, некогда принадлежавшая роду Аликовых, а после захваченная родом Багдтиевых.


Как добраться: после сошедшего в 2002 г. ледника Колка, который засыпал Кармадонское ущелье, добираться стало труднее. Необходимо ехать от Владикавказа на авто до Даргавской котловины примерно два-три часа. Можно попасть и на автобусе до Джимара, который отправляется в 16:30 или на маршрутке Владикавказ — Кармадон (стартует в 17:00, место отправления угол ул. Куйбышева и ул. Томаева), но в таком случае понадобится ночевка плюс проводник.

tonkosti.ru

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован.