Северная осетия даргавс город мертвых: Даргавс город мертвых — мертвый город в северной осетии

Содержание

Даргавс город мертвых — мертвый город в северной осетии

Город мертвых в Северной Осетии — памятник былому величию Даргавса

Отношение людей к местам массовых захоронений неоднозначно. Хотя атмосфера кладбищ многим кажется гнетущей и жутковатой, находятся и поклонники мрачной эстетики, для них такие места полны таинственности и своеобразной красоты. Старинные некрополи привлекают не только романтически настроенных молодых людей и любителей поразмышлять о бренности жизни, но и археологов. Находки последних порой впечатляют своей неожиданностью и становятся достоянием крупных музеев мира. Так уж сложилось, что у далёких предков было принято провожать умершего родственника с погребальными дарами (оружием, монетами, предметами домашнего обихода, украшениями), благодаря чему учёным удаётся узнать что-то новое о культурах, существовавших в прошлом. Парадоксально, но обитель смерти позволяет воскресить для потомков картины дней, давно минувших в вечность. Среди древних некрополей мира особый интерес для исследователя представляет город мёртвых в Северной Осетии – Даргавс.

Затерянный в горах, этот тихий и живописный уголок в течение многих столетий служил последним пристанищем для жителей некогда богатого и процветающего селения аланов.

Даргавс в прошлом – колыбель знатных родов, ныне – заброшенное село

Село Даргавс располагается в Пригородном районе Осетии и считается, по меркам горцев, благоприятным местом для проживания и ведения хозяйства. Оно небольшое – протяженность его составляет всего 17 километров. Пастбища, мягкий климат, пологие склоны, плодородные почвы, достаточно ровной земли – здесь есть всё для того, чтобы люди ни в чем не нуждались. Первыми посёлок освоили аланы: археологи обнаружили их захоронения, датируемые 8-9 вв. Считается, что именно из Даргавса берут истоки самые уважаемые осетинские роды – Тулатовы, Мамсуровы, Кануковы. Носители знатных фамилий владели лучшими участками земли и охраняли подступы к ущелью. Они возводили высокие родовые башни и дома-крепости, служившие как комфортным местом проживания, так и защитой от вражеских нападений и распространенной на Кавказе кровной мести.

Существовало также и представление о башнях, как о святынях. Учитывая то, что один большой обтесанный камень для строения обходился в стоимость овцы, можно судить о богатстве основателей.

Пик осетинского башенного строительства пришелся на 17-18 века, хотя на территории Даргавса встречаются и более древние постройки. К самым знаменитым сооружениям относится 16-метровая башня Мамсуровых на берегу Уаллагдона. Ее верхняя часть полуразрушена, тем не менее строение поражает своей высотой и качеством зодческой работы. Вход в постройку находится на уровне 2-х метров от земли, это затрудняло проникновение врага внутрь. Жители башни поднимались наверх по приставной лестнице, затем втаскивали её в помещение и наглухо запирали вход тяжелой, окованной металлом дверью. На восточной стороне горского селения возвышается дом-крепость Дегоевых. Внутри здания найдены ценные предметы быта осетин – почетное резное кресло для старшего мужчины, выдолбленная из ствола дерева кадка, холодное оружие, низкие трехногие столы, за которыми семья обедала, и другие вещи.

На склоне, неподалеку от известного старого кладбища, располагается сильно пострадавшая от землетрясения башня Маликовых. Она имела важное стратегическое значение и использовалась как удобный пункт наблюдения.

В конце семнадцатого столетия, после основания Моздока, люди стали покидать обжитые места и переселяться на равнину. А в 1830 году население Даргавса серьезно пострадало от российских царских войск, подавлявших восстание осетин: много народу погибло, много старинных построек было разрушено. Постепенно селение Даргавс пустело, становилось малолюдным, принимало заброшенный вид. А схождение ледника Колка в 2002 году поспособствовало оттоку последнего населения – из-за природной катастрофы аул оказался отрезанным от окружающих населенных пунктов. Единственный способ добраться до него – пересечь по серпантинной дороге Фиагдонское ущелье. Этот путь многие расценивают как утомительный и опасный, вот почему те осетины, которые раньше приезжали в Даргавс на отдых, ныне почти полностью забросили этот уголок.

Но не всё так печально: ведутся работы по прокладыванию новой трассы через село Кобан, и, когда их завершат, путь из Владикавказа до Даргавса будет занимать не более получаса. Хочется верить, что когда-нибудь пустынное село оживёт. А пока для туристов Даргавс – в первую очередь город мертвых, окутанный густым туманом и наводящий ужас зловещими легендами.

Обитель вечного сна и нескончаемых загадок

Городок мёртвых Даргавс получил столь мрачное название из-за древнего некрополя 14-18 вв., находящегося в километре от заброшенного селения. Территория располагающегося на склоне кладбища усыпана фамильными склепами, большинство из них — светлые низкие башенки со ступенчатыми шиферными крышами. Встречаются и более простые виды склепов – небольшие сооружения из каменных плит. По высоте и сложности оформления погребальных домов можно получить представление об уровне достатка той или иной семьи. За пределами кладбища также встречаются одиночные захоронения в каменных постройках. Исследователи считают, что так было принято хоронить преступников и людей, ушедших из жизни добровольно.

Одно из удивительных, до сих пор не разгаданных открытий – найденные в некоторых старых гробницах мумии в гробах-лодках, сделанных из цельных кусков ствола. Учёные до сих пор ломают голову над столь необычной находкой. Непонятно, отчего древний народ выбрал именно такую форму гробов: ведь плавание на судах в этой местности не практиковалось. Есть мнение, что причиной послужили мифы о загробной реке, которую душе умершего предстояло пересечь.

Даргавсские горцы при погребении не предавали труп земле. Это может объясняться как влиянием зороастрийского учения, согласно которому нельзя осквернять землю подобным образом, так и чисто практическими соображениями – в горной местности было не так много ровной плодородной земли, чтобы отдавать её покойникам. Некрополь у селения Даргавс располагается в хорошо продуваемом месте с сухим теплым климатом, поэтому останки при надземном погребении не гнили, а мумифицировались. Обряженное тело с погребальными дарами заносили в склеп через окно и клали на специальную деревянную полку. Под многими могильными башенками вырыты глубокие ямы. Когда полки в склепе заполнялись, мумифицированные останки помещали вниз, освобождая место для новых мертвецов.

По словам археологов, начавших исследование склепов лишь в 60-х годах 20 века, многие тела и предметы одежды отлично сохранились. Удачное расположение кладбища и продуманная система вентиляции в склепах, бесспорно, сыграли свою роль. Захоронения в каменных гробницах были запрещены лишь в конце 18 века российскими властями, которые опасались распространения болезней от незарытых трупов. Этот страх был небеспочвенным: чего стоила одна эпидемия чумы, унёсшая жизни многих кавказцев. Во время эпидемии число покойников стремительно росло, дело даже доходило до того, что семьи заболевших перебирались в родовые склепы и доживали свои дни там. Обреченным приносили еду и воду, а за пределы каменных домов им уже не суждено было выйти. Наличие массовых чумных захоронений в течение долгого времени спасало мертвый городок в Северной Осетии от мародеров – мало смельчаков отважилось потревожить покой усопших, боясь заразиться страшной болезнью.

Сегодня горное кладбище носит статус охраняемого историко-культурного объекта, и туристы могут не только погулять по его зеленым склонам, но и побывать в самих усыпальницах. Зрелище, конечно, не для слабонервных, однако желающие взглянуть на мумии и истлевшие кости находятся. Их не пугают ни легенды о проклятиях мертвецов, ни рассказы о косящих жизни эпидемиях – любопытство побеждает. Между тем, многие отмечают мистическую атмосферу этого места: вроде бы и мирный пейзаж, и ухоженная территория вокруг склепов-башенок, но как-то странно стелется густой туман, как-то неожиданно, ни с того ни с сего начинают барахлить телефоны и отказываются снимать камеры. Тем не менее побывавшие здесь туристы уверяют, что это место стоило посетить.

Каменные склепы – дань особого уважения или удел проклятых убийц?

Историю Даргавса — города мёртвых — невозможно представить без леденящих душу легенд и преданий. Одна из самых известных историй, повествующих о возникновении некрополя, описывает его как место проклятых. В незапамятные времена отряд молодых джигитов взял в плен таинственную девушку невероятной красоты. Между горячими горцами закипел спор: кому достанется прекрасная дева? Парни стали мериться силами, каждый желал доказать свое право на обладание дивной красотой. Едва не поубивавшие друг друга джигиты решили под конец обратиться за советом к старейшинам племени. Но, увидев красавицу, почтенные старцы и сами позабыли про моральные принципы и попытались заполучить её. Распри в селении росли, дело могло дойти до братоубийственной войны. Тогда кто-то из старейшин решил убить девушку, дабы избежать большего несчастья. Однако с гибелью несчастной беды горцев не закончились – жителей аула стала поражать неизвестная жуткая болезнь. Их плоть гнила и отваливалась от костей, люди разлагались заживо. Гонимые страхом, горцы бежали из проклятого села, но и за его пределами их настигала мучительная смерть. Немногим удалось спастись. А зарытые в землю тела мертвецов каким-то чудовищным и необъяснимым образом на другой день оказывались на поверхности; земля словно выбрасывала их не принимая.

Пришлось возводить прямо над умершими каменные склепы – так возник зловещий город мертвецов.

Впечатление от этого предания тает при свете дня: светлеющие на фоне ярко-зеленых склонов башенки смотрятся умиротворенно и мило. Легкий ветер колышет поросли мелких фиолетовых цветов, спящие каменные стены дышат покоем и тишиной. Горный осетинский некрополь словно древняя книга, полустертые страницы которой не всем дано прочитать, но каждый, кто их касается, испытывает особое, ни с чем не сравнимое чувство.

Даргавс — город мертвых в Северной Осетии

Недалеко от горного селения Даргавс находится самый большой некрополь в Северной Осетии. Настоящий «город мертвых», в котором нет ни одной живой души, только зловещие могильники, ставшие последним пристанищем для многих жителей здешних мест. Местное население называет это место «Уалмардты къуыбыр» (в переводе – кладбищенский холм) где насчитывается более 90 надземных и подземных склепов. С давних пор здесь хоронили людей и чем богаче была семья, тем больше был фамильный склеп, мертвецов заносили в склеп через окна и закрывали их деревянными заслонками. Могильники ставили на холмах, чтобы тела не гнили, а мумифицировались, благодаря часто дующим ветрам, хорошо продувающим склепы. Некоторые тела очень хорошо сохранились и еще одной интересной находкой были найденные в некоторых усыпальницах подобия лодок, в которые клали умерших. Такие обычаи не присущи ни одной народности, проживающих на Кавказе и ученые до сих пор гадают о причинах их возникновения. Во времена эпидемии чумы, чтобы не заразить соседей, сюда приходили целые зараженные семьи и оставались здесь до самого момента смерти. Это страшно, жутко и кровь леденеет в жилах, от осознания обреченности людей, покорно ожидающих свой конец.

Даргавс — город мертвых.

Не менее жуткая легенда окутала эти места своим погребальным саванном. Сказания рассказывают о девушке невероятной красоты, которая пришла сюда издалека и завладела сердцем каждого живущего здесь мужчины. Даже мудрейшие старейшины не смогли устоять под ее чарами и кровь в их жилах забурлила, как во времена молодости. Когда стало понятно, что охватившее всех безумие рано или поздно приведет к братоубийству, было принято решение убить девушку, чтобы она не досталась никому. Но как только сердце красавицы перестало биться и ее прекрасные глаза закрылись навеки страшное проклятие обрушилось на всех, кто был причастен к этому преступлению. Все живущие на этой земле падали замертво, плоть отходила от костей и невозможно было убежать или спрятаться от справедливой кары небес. Мертвецов пробовали закапывать, но земля отказывалась принимать «проклятых» и тела стали обкладывать камнями, так образовались склепы «города мертвых».

Даргавс — город мертвых.

Из-за чумы «город мертвых» долгое время был закрыт к посещению и только в 1960х годах был признан безопасным. На данный момент он находится под защитой государства и всемирного наследия ЮНЕСКО. Местные жители никогда не приходят сюда, считается неправильным нарушать покой мертвых. Любопытных туристов все больше влечет это загадочное и жуткое место, но с 2002 года, после схождения ледника, добраться сюда стало намного труднее, как будто, сама природа препятствует посещению некрополя. Вот только кого она хочет защитить? Нас от дыхания мертвых или их покой о нашего бесцеремонного натиска? Как бы то ни было, человеческий ум всегда тянулся к таинственному и неизведанному и такие места будут притягивать любопытных во все времена, но не стоит забывать о тех, кто остался здесь навсегда и стараться не нарушать тишину их вечного забвения.

Даргавс — город мертвых.

Город мертвых стоит на пересечении Даргавского и Кобанского ущелий, на крутом каменистом склоне горы Раминыраг. Попасть в Даргавс можно на автобусе Владикавказ- Джимара. Автобусы ходят каждый день от центрального рынка Владикавказа (ул. Джанаева, 38). Или же на маршрутке Владикавказ — Кармадон. Место отправления: угол ул. Куйбышева и ул. Томаева. В Даргавсе промежуточная остановка. Из Даргавса до некрополя километр пешком.

Фото обложки страницы: Sergey Norin

программа тура в Город Мертвых

Хотите прикоснуться к старине — побывайте в Куртатинском ущелье с посещением Даргавса. Во время экскурсии туристы посещают два ущелья Северной Осетии — Куртатинское и Тагаурское. Куртатинское ущелье, одно из живописнейших в Северной Осетии-Алании, имеет протяженность более 50 км. Ущелье образовалось в результате прорыва рекой Фиагдон скальных массивов. Куртатинское ущелье наиболее известно своими историческими и архитектурными осетинскими памятниками.

По программе выезжаем на автобусе из Пятигорска, проезжаем по территории Кабардино-Балкарской республики, а затем въезжаем в Северную Осетию-Аланию. Небольшая остановка – в станице Змейская, для завтрака и дегустации осетинских пирогов.

Далее автобус въезжает в Куртатинское ущелье и делает остановку возле теснины Кадаргаван, которую проточила река Фиагдон. Теснина Кадаргаван один из наиболее примечательных природных памятников не только Куртатинского ущелья, но всей Северной Осетии. На этом участке скалистого хребта река Фиагдон, словно ударом меча разрубила скалу на две части. Глубина этого каньона более 60 метров, а ширина от 2 до 3 метров в ширину. При виде бурлящей и ревущей реки у многих захватывает дух от силы и мощи природы!

Следующая остановка в селении Дзивгис, первом селе со стороны равнины. Оно расположено в самом начале Куртатинского (Фиагдонского) ущелья на левом берегу реки Фиагдон. Это типичное горное селение — каменистый берег реки, с одной стороны дорога, с другой – крутая скальная стена горы Кариухох. Селение Дзивгис, некогда большое и оживлённое, являлось центром Куртатинского ущелья, сегодня почти обезлюдело.

Именно в Дзивгисе находится одна из самых знаменитых и удивительных достопримечательностей Северной Осетии: скальная крепость, построенная в XIII-XVI веках. Крепость почти сливается со скалой и летом за деревьями ее можно не заметить.

Дзивгисская крепость — одно из наиболее мощных фортификационных сооружений не только Осетии, но и Кавказа. Эта наскальная средневековая крепость в былые времена охраняла вход в Фиагдонскую котловину.

До наших дней в Дзивгисе сохранились шесть предпещерных скальных жилищ. Базой Дзивгисских скальных жилищ послужили естественные выемки, проделанные в известняковых скалах водой и ветром. Укрепления, сложенные из местного камня и поросшие густой растительностью, выглядят единым целым с «материнской» горой Кариухох, несмотря на очевидную рукотворность сооружения. Пещеры заложены стенами из камней, скреплённых крепким раствором. Постройки расположены на различных высотах, но в одной плоскости. Центральная крепость, находящаяся на значительной высоте могла вмещать в себя более 100 воинов, это одно из самых ранних фортификационных сооружений в ущелье, служивших защитой от набегов различных завоевателей.

Средневековая крепость — эффектное, но не единственное историческое сооружение Дзивгиса. На территории крошечного села сосредоточено больше десятка древних памятников — когда-то Дзивгис был крупным поселением, а в Осетии (да и не только) укрепления и крепости всегда соседствовали с храмами и святилищами, образуя цельный «военно-идеологический комплекс», оплот духовной и стратегической безопасности жителей.

Культовый комплекс Уастырджи дзуар. Жители, их дома, их святилища и храмы под защитой крепостных стен — почти все поселения мира развивались по этому плану. Дзивгис не стал исключением. Но если мощная Дзивгисская крепость давно утратила свое стратегическое значение, то древние культовые комплексы на территории села по-прежнему исполняют свою духовную роль.

В Дзивгисе сохранились святилища Уацилла и Дзывгъисы Уастырджийы кувандон, но более прочих знаменит и почитаем культовый комплекс Дзывгъисы Уастырджи дзуар, состоящий из христианского храма св. Георгия (Уастырджи) XIV-XVI веков и более древнего святилища.

В Осетии существует множество мест, посвященных святому Георгию, Уастырджи (уас — «святой», стыр — «великий», джи — «Джио, Георгий»). Их можно условно разделить на дзуары (места незримого присутствия святого покровителя) и кувандоны — места моления святому (обычно располагаются вблизи дорог и на перевалах).

Почитание святого Георгия Победоносца, идеального воина, зародилось на Кавказе 15 столетий назад. Но и в дохристианскую эпоху эта земля, арена многих кровопролитных войн, нуждалась в могучем небесном покровителе. Культовый комплекс Уастырджи дзуар в Дзивгисе — наглядный пример слияния древних языческих верований и истовой христианской веры.

На первый взгляд, храм св. Георгия не производит сильного впечатления ни своими размерами, ни особым изяществом. Но это единственный на севере Осетии храм с выступающей полуциркульной апсидой, а время постройки приблизительно датируется XIV веком. В отличие от остальных исторических памятников Дзивгиса, только Дзывгъисы Уастырджи дзуар поддерживается в неплохом состоянии. Этот культовый комплекс, особенно храм св. Георгия, издавна почитался как великая святыня не только жителями Куртатинского ущелья, но и далеко за пределами этой местности. Особое внимание ученых и туристов привлекают два старинных церковных колокола с надписями на грузинском языке. Это царские дары маленькому храму.

Их история такова: в 1613 году грузинский царь Георгий пожертвовал Дзивгисской церкви колокол с надписью: «Мы, государь Картли, царь царей, патрон Георгий, пожертвовали сей колокол тебе, святому Георгию Дзивгисскому, ради наших побед. Хроникон 301». Спустя 70 лет, в 1683 году, второй колокол был прислан от имени другого грузинского царя, Арчила. Надпись на колоколе гласит: «Я, царь Арчил, преподнес этот колокол Дзивгисскому крестохранилищу: дай Бог, чтоб на глас его приходили осетины прославлять Троицу».

Дзуар связан с Дзивгисской наскальной крепостью. Согласно преданиям, записанным в конце XVIII века, здесь был пещерный монастырь, и еще долгое время в храме сохранялись церковные облачения, книги и утварь. При храме находится средневековое церковное кладбище. В результате археологических раскопок было обнаружено два погребения, одно из которых датируется XIV веком.

При выезде из села открывается великолепный вид: снежные вершины Большого Кавказа, серо-желтые скалы и зеленые склоны котловины, повсюду осетинские башни и руины крепостей.

Ущелье реки Фиагдон – это мир башен. Они были всюду: и в покинутых аулах на склонах котловины, и в жилых придорожных дворах. Начало башенного строительства относят к раннему средневековью — к временам аланской эпохи. Возможно, даже к более раннему периоду. Типичный же стиль кавказской осетинской башни с характерными чертами сложился в позднее средневековье, приблизительно в XVII-XVIII вв.

Башни строились как оборонительное, боевое, а нередко и жилое строение помимо чисто военного значения при набегах захватчиков. Родовые башни почитались как святыни, потому что они считались местом обитания святого духа. Родовые башни были оплотом и гарантом целостности и продолжительности рода, фамилии. Роль башен в Осетии была настолько важной, что со временем они стали объектами культа. Проезжая по ущелью туристы узнают историю его заселения, образ жизни народов в средние века.

От селения Дзуарикау начинается подъем по грунтовой дороге на перевал Какадур и спуск в соседнее ущелье, где находится селение Даргавс. Местность, где располагается селение была заселена в давние времена, с эпохи бронзы. Здесь обнаружено большое количество археологических памятников, в том числе аланский могильник конца I тысячелетия н. э. Даргавс был одним из главных центров формирования Тагаурского горного общества, согласно историческим и генеалогическим преданиям здесь жил царевич Тага, родоначальник родов и фамилий, относившихся к высшему сословию Восточной Осетии. Из Даргавса происходят многие знатные фамилии: Кудаковы, Тхостовы, Мамсуровы, Тулатовы, Аликовы, Кануковы.

Неподалеку от селения Даргавс находится крупнейший на Северном Кавказе историко-археологический памятник под открытым небом — некрополь «Город мертвых».
Даргавский некрополь самый большой на Северном Кавказе (95 наземных и полуназемных склепов). Его иногда сравнивают с долиной фараонов в Египте. Создание «города мёртвых» некоторые специалисты связывают со страшной эпидемией чумы, тогда население Осетии сократилось с 200 тысяч до 16 тысяч человек. Но исследования показывают, что некрополь функционировал с IX по XVIII век. Склепы с конусообразными или пирамидальными крышами служили фамильными (семейными) усыпальницами.

Селение очень богато различными боевыми башнями: Мамсуровых, Аликовых, Дегоевых, Джибиловых, Сасиевых.
Свято-Успенский Аланский монастырь — православный мужской монастырь Владикавказской епархии Русской православной церкви. Расположен в селе Хидикус в Куртатинском ущелье. Самая высокогорная Православная обитель на территории России.

Основу монашеской братии составили осетины. Под образующийся в Беслане мужской монастырь был передан и храм святой великомученицы Варвары, созданный по инициативе настоятеля прихода иерея Сергия Мальцева. Со временем монастырь переехал в Куртатинское ущелье, где был восстановлен храм во имя святых жен Мироносиц XIX века и построен братский корпус. Сейчас строится новый, более просторный храм во имя Иконы Иверской Божией Матери. Этот храм будет самым южным на территории России. В Беслане осталось монастырское подворье.

За 2000-е годы Успенский монастырь стал вторым духовным центром Алании наравне с Аланским женским монастырём, в монастырь стали ездить паломники со всего юга России. Монастырь активно участвует в работе отдела по переводу богослужебных текстов на осетинский язык. Богослужения здесь проводятся на церковнославянском и осетинском языках.

Даргавский «город мертвых»

Древний аланский некрополь, окутанный мистикой и таинственными легендами, расположен в поселке Даргавс республики Северная Осетия-Алания, а его история насчитывает порядка семи веков. Могильник аланов состоит из 95 склепов, которые отличаются по строению и делятся на полуподземные, подземные и наземные с крышами, по форме напоминающими египетские пирамиды, устроенными так, что даже в самую дождливую погоду влага не попадает внутрь усыпальницы. Именно этот факт в купе с природными условиями способствовал не разложению, а мумификации тел. До наших дней в хорошем состоянии сохранились не только тела, но и погребенные вместе с ними предметы быта, одежда, украшения и т.д., которые дают представление о жизни людей в те времена.

Все строения имеют небольшие отверстия для входа, которые раньше запирались деревянными ставнями, а сегодня через них можно отчетливо разглядеть то, что находится внутри. Усыпальницы состоят из нескольких ярусов, в некоторых из них погребены до сотни человек. На сегодняшний день аланский «город мертвых» в Северной Осетии является самым большим древним могильником на территории Северного Кавказа. Существуют данные, свидетельствующие о том, что там также захоронены останки предков осетин, умерших от свирепствовавшей в XVIII веке чумы, которая унесла жизни большей части осетинского народа. Согласно рассказам старейших местных жителей, многие осетины добровольно уходили целыми семьями в склеп и доживали там свои дни, чтобы не заразить соседей и близких. Одним из свидетельств этого является надпись на осетинском языке, датируемая XVIII веком,  сделанная внутри усыпальницы: «С любовью смотрите на нас. Мы были такие, как вы, вы будете такие, как мы».

Главной загадкой аланских захоронений в Даргавсе являются гробы в форме лодок. Известно, что местность в Осетии непригодна для судоходства – быстрые горные реки не позволяли переправляться на лодках или других суднах. Подобные гробы не встречаются больше нигде на Северном Кавказе и заставляют проводить параллель с греческой мифологией, согласно которой, души мертвых в подземное царство переправлялись на лодке по реке Стикс.

«Город мёртвых». Как заболевшие горцы изолировались, чтобы спасти остальных | ОБЩЕСТВО:История | ОБЩЕСТВО

Его называют самым таинственным и зловещим местом в Северной Осетии. «Город мертвых» в селении Даргавс. Самый крупный некрополь Северного Кавказа — 97 склепов XIV-XVIII веков нашей эры. Охраняется ЮНЕСКО. Именно здесь находили своё прибежище, как сегодня сказали бы, уходя в добровольную изоляцию, заболевшие чумой. Подробнее о «Городе мёртвых» — в интервью «АиФ-СК» с кандидатом исторических наук Ниной Тедеевой.

В ладье по реке забвения

Лилия Григорова, «АиФ-СК»: Нина Васильевна, как появился «Город мёртвых»?

Нина Тедеева: Это типичное для средневековой Осетии захоронение. Обычно места для погребения располагались на участках, которые были непригодны для пахоты. В Даргавском некрополе находятся склепы трёх типов: наземные с пирамидальной или двускатной крышей, полуподземные и подземные. По тому, как были устроены усыпальницы, можно определить знатность и богатство рода, которому они принадлежали. Склепы с пирамидально-ступенчатыми перекрытиями возводились представителями знатных фамилий, полуподземные и подземные были местом захоронений менее знатных родов. Они становились усыпальницами для нескольких поколений одной фамилии. Часть сооружений имеют два-три яруса. Когда свободного пространства внутри не оставалось, горцы пробивали в стенах пазы для балок, на которые затем укладывали доски в виде настила.

В некрополе захоронено несколько тысяч человек. Самые древние мумии уложены в ладьи с веслами. Это связано с верованиями о том, что попасть в загробную жизнь можно, только переплыв реку забвения.

— Сейчас, когда из-за коронавируса повсеместно вводятся разного рода ограничения, некоторые называют «Город мёртвых» одним из самых ранних на Кавказе примеров самоизоляции.

— К самоизоляции человечество прибегало не раз, когда сталкивалось с той или иной эпидемией, это зачастую оказывалось эффективнее лекарств и прочих мер борьбы с распространением заразы. В конце XVIII и начале XIX веков в период эпидемий холеры и чумы, чтобы не заразить окружающих, больные целыми семьями, с детьми на руках уходили в склепы умирать, давая таким образом шанс выжить ещё не заразившимся. Брали пищу, воду и в погребальных одеждах ждали смерти. Их тела до сих пор остаются в склепах.

Если случалось чудо и человек выживал, то он возвращался домой.

– Самоизоляция помогла остановить чуму?

– Сложно ответить на вопрос. Но некоторые элементы обрядов осетин, сохранившиеся до наших дней, подтверждают, что в период эпидемий горцы соблюдали строгие карантинные меры. Например, в обрядности праздника «Фацбадан» есть правило: «В село нет въезда и выезда, пока идут празднования». Оно, по мнению исследователей, является частью реконструкции событий, связанных со вспышкой чумы.

Самые страшные клятвы – у могил предков

— Склепы города мёртвых хорошо сохранились. В чём причина?

— В самом месте расположения: сухой климат, горная местность, отсутствие застоя воды, продуваемость. Наземные склепы с двускатными многоступенчатыми крышами позволяют воде стекать, а не проникать внутрь усыпальниц. Эти же факторы способствовали мумификации останков.

– «Город мёртвых» окутан множеством тайн и легенд. Говорят, что местные сюда не ходят. С чем это связано?

– У осетин развит культ предков, это часть скифо-сармато-аланской культуры. Считается, что самые суровые клятвы давались на могилах предков, а осквернение могил смывалось только кровью. Поэтому склепы окутывались «заградительными» историями о том, что всякий, кто из простого любопытства рискнёт туда проникнуть, поплатится жизнью. Такое табуирование передавалось из поколения в поколение и не способствовало праздному времяпровождению на территории захоронений.

А после эпидемии чумы держаться подальше от мест массовых захоронений заражённых помогал и страх перед новой вспышкой эпидемии. Ведь, как известно, чумная палочка живёт более 300 лет. Перед началом исследования Даргавского некрополя, в середине XX века, учёными были сделаны специальные пробы, которые не подтвердили наличия чумного возбудителя, но даже это не давало полной гарантии безопасности, и участники экспедиции предпочитали работать в резиновых перчатках.

— До советского времени «Городом мёртвых» никто не интересовался. Первые исследования начались в шестидесятых годах. Сегодня они продолжаются или уже всё известно об этом сакральном месте?

– Продолжаются. В ущелье археологами Института гуманитарных исследований им. В. И. Абаева ведётся исследование Даргавского катакомбного могильника, случайно обнаруженного в 1993 году и связанного с проживанием на этой территории аланов в VI-XII веках.

Даргавский некрополь — «город мёртвых» • Навигатор Алеан

«Город мёртвых» в Даргавсе похож на маленькую деревушку

Что это

Рядом с селением Даргавс в Северной Осетии, стоит самый крупный «город мёртвых» на Северном Кавказе. Даргавский некрополь — это 95 семейных склепов, которые строили в 14-18 веках.

В Даргавском некрополе — 95 склепов

В каждом склепе лежат десятки тел. Умерших заносили через небольшие отверстия, которые закрывали деревянными заслонками. Сейчас этих заслонок нет, и каждый может заглянуть в склепы и увидеть скелеты, кости, черепа — зрелище не для слабонервных. В здешних местах сухая и солнечная погода, поэтому тела быстро мумифицировались и сохранились до сих пор. 

Даргавский некрополь часто посещают туристы, хотя местные жители стараются не заходить сюда после захода солнца.

Местные стараются сюда не ходить

Легенда о некрополе

По легенде, в одном ауле жила красавица, которую все хотели взять в жёны. Мужчины не могли договориться, за кого она выйдет замуж, и обратились к старейшинам. Но старейшины тоже не остались равнодушными к красоте девушки. Тогда они убили её, чтобы она не досталась никому. За это на жителей аула напало страшное проклятие — мясо отваливалось от костей, и они умирали в мучениях. Умерших хоронили, но земля не принимала тела, и выталкивала их обратно на поверхность. Тогда для мёртвых стали сооружать каменные склепы. 

Видео — канал «Одна нога здесь, другая там.»

Что знать перед посещением

Даргавс — небольшое селение, без кафе и сетевых магазинов. Поэтому еду и напитки лучше взять с собой. Вход на территорию некрополя платный — билет стоит 100 ₽. 

От Даргавса до некрополя — один километр

Как добраться

Даргавс часто включают в туристические маршруты, поэтому самый простой способ попасть в некрополь — купить экскурсионный тур по Осетии. Можно добраться на машине, но дорога плохая и сложная — от Владикавказа 35 км по Кобанскому ущелью. А ещё здесь останавливаются рейсовые автобусы Владикавказ — Джимара. 

Даргавс — город мертвых — Телеканал «Моя Планета»

Даргавс — село в Пригородном районе Северной Осетии-Алании, которое в первую очередь известно своим некрополем из многочисленных склепов. В комплексе некрополя насчитывается более 90 склепов различных размеров, представляющих собой правильные параллелепипедные сужающиеся к верху постройки с крышами в форме ступенчатых пирамид, с небольшими оконным проемами. Чем богаче и знатнее была семья, тем больше был склеп, а у семей победнее склепы были маленькими, с двускатными крышами. . Какие-то из склепов строились из камня с помощью раствора, а какие-то — из цельных каменных плит.
Эпидемия чумы, бушевавшая в горных ущельях на рубеже XVIII и XIX веков унесла жизни десятков тысяч людей, вымирали целые семьи. В результате население Осетии сократилось с 200 тысяч в конце XVIII века до 16 тысяч к середине XIX века. Осетины как народность оказались на грани вымирания. Чтобы не заразить своих соседей, больные целыми семьями, с детьми на руках уходили в заранее построенные склепы, где и умирали. Те, кто оставался здоровым, покидали ущелье.
Даргавс был одним из ключевых пунктов в нашем северо-осетинском участке маршрута, ведь он можно сказать является визитной карточкой достопримечательностей горных ущелий. Был уже вечер и мы очень торопились успеть до захода солнца. В итоге нам повезло со светом, солнце периодически выглядывало из-за облаков и озаряло светом участки склонов и сами «домики».

Их действительно кажется очень много! И вокруг нет людей.

Своими очертаниями склепы почему то меня относили в сторону юго-восточной азии, то ли схожестью с балийскими храмами, то ли еще с чем то.


Внутри абсолютно темно, свет попадает только через маленькое окно. ..Кости, останки, и деревянные гробы в виде лодок…Поверие о том, что после смерти покойник должен пересечь реку, чтобы попасть в иной мир.

На некоторых скелетах еще есть остатки одежды…

Вид на долину с вершины некрополя.


Плесень придает естественный шарм этим сооружениям.
Мои ожидания от посещения Даргавса оправдались полностью. Место обязательно к посещению в Северной Осетии.

Следующий фототур «Сокровища Северного Кавказа» по маршруту Северная Осетия — Ингушетия состоится 26.05-02.06 2018 г. Присоединяйтесь!

Деревня Даргавс: Город мертвых, Северная Осетия

Чтобы добраться до этого загадочного места, нужно проехать три часа по опасной и скрытой дороге, подходящей для путешествия в Город мертвых.
В деревне Даргавс, или Город мертвых, есть древнее кладбище, где люди, жившие в долине, хоронили своих близких вместе с их одеждой и имуществом. Долина тянется на 17 километров, а на кладбище почти 100 древних каменных склепов.Осетины говорят, что кладбище помогает им понять, как жили люди 400 лет назад. Археологи также очень заинтересованы в более полном изучении этого места, поскольку были обнаружены интересные предметы, которые привлекли некоторое внимание ученых. Это очень загадочное место с множеством мифов и легенд. Когда-то считалось, что если кто-то попытается попасть в город, он никогда не останется живым.
Согласно местным легендам, в XVIII веке Осетию охватила чума. Кланы построили карантинные дома для больных членов семьи, которым давали пищу, но не позволяли передвигаться, пока смерть не унесла их жизни.Люди, у которых не было оставшихся членов семьи, которые могли бы их похоронить, просто ждали на огромном кладбище до самой смерти. Это был очень медленный и болезненный путь, и они остались в Городе Смерти. Он привлекает туристов как из близлежащих районов, так и со всего мира, хотя из-за трудностей с поиском или путешествием в это место туристов в любой момент времени не так много. Местные суеверия, вероятно, не имеют ничего общего с отсутствием популярности, хотя они все еще сохраняются.
Местные жители сетуют на тягу молодого поколения к ярким городам, утверждая, что молодые упускают многое.В России есть много действительно уникальных мест, но эти исторические места не привлекают особого внимания. Однако если провести какое-то время в Северной Осетии, говорят, что можно почувствовать древнюю атмосферу вокруг города и его окрестностей. Добравшись до города, вы найдете то, что на первый взгляд кажется большим количеством маленьких белых домиков, но на самом деле это каменные склепы, самые старые из которых относятся к 16 веку. Перед каждым склепом есть колодец, по которому можно было узнать, добрался ли человек до небес.Посетители бросают монету в колодец, и если монета ударяется о камень на дне колодца, это считается хорошим знаком.
Источник: https://www.atlasobscura.com/places/dargavs-village-city-of-the-dead

Город мертвых: Таинственная деревня Даргавс, Россия

Деревня Даргавс, которую часто называют Городом мертвых , считается одним из самых загадочных мест в России. Спрятанный в одном из пяти горных хребтов где-то в горах Кавказа, «город» на самом деле представляет собой древний некрополь, полный гробниц или склепов.Люди, которые жили здесь, хоронили своих близких на этом месте по причинам, которые были потеряны с течением времени.

Это место окружено множеством мифов и легенд, и в прошлом местные жители отказывались ехать сюда из-за страха, что они не выйдут живыми. Некоторые источники говорят, что самые старые склепы относятся к 16 веку и были созданы из-за чумы, которая охватила территорию, уничтожившую население.

Отдаленное место города мертвых

Даргавс расположен в республике Северная Осетия на юге России.Отель находится в трех часах езды по опасным извилистым дорогам на склоне холма с видом на реку Фиагдон. Он расположен в центре горной долины, которая простирается на 17 километров (10,6 миль) с вершинами высотой 4000 метров (13000 футов), возвышающимися над деревней.

Гора над Даргавсом: Город мертвых ( Wikimedia Commons )

Первое упоминание об этом месте относится к началу 14 века нашей эры, когда на горном хребте поселились предки современных осетин.Говорят, что поскольку земля была такой дорогой, они были вынуждены выбрать самое ветреное и непригодное для использования место, какое только можно вообразить. Однако когда-то этот район был также центром наибольшего населения Восточной Осетии.

Некрополь выглядит как остатки средневековой деревни с небольшими жилищами, сгруппированными вместе на травянистом холме. Но подойди поближе, и ни в одном из этих домов не найдешь живой души. Это потому, что жители хоронили здесь своих умерших сотни лет, и в каждом склепе были найдены человеческие черепа и кости.

Скелеты внутри Даргавского склепа, Россия ( Wikimedia Commons )

Архитектура Даргавских гробниц

Травяной холм, на котором расположен Даргавс, усеян маленькими белыми домиками. Эти белые, похожие на дома строения представляют собой каменные склепы, и в некрополе их почти 100, которые очень организованно возвышаются на склоне холма. Позади всего комплекса находится сторожевая башня, верхняя часть которой разрушена.Говорят, что башня была поставлена ​​здесь, чтобы присматривать за отдыхающими душами. Сами гробницы имеют форму хижин с изогнутыми ступенчатыми крышами, уходящими внутрь, и остроконечными пиками наверху, типичными для нахской архитектуры.

Некоторые из больших склепов имеют высоту от 2 до 4 этажей, а меньшие склепы имеют плоские стороны спереди; у некоторых склепов вообще нет крыш. Внутри больших склепов находится комплекс пирамидальных сводов, поддерживающих крышу. Меньшие склепы имеют остроконечные цилиндрические своды.Эти пирамидальные и конические своды построены из шифера в виде ступенчатых уступов. Стены сложены из каменных блоков и заделаны раствором (скорее всего, извести или глиняной извести) и имеют квадратные оконные проемы, предназначенные для размещения внутри трупов.

Люди, жившие в долине, хоронили своих близких вместе с одеждой и другими вещами. У каждой семьи был склеп, и чем выше могила, тем больше людей было похоронено внутри. В одних есть подземные камеры, в других — два и даже три этажа, в зависимости от количества поколений в семье. Есть также обычные склепы, которые использовались для тех, у кого не было семьи или были из-за пределов деревни.

Крупный план здания, развалин поселения, Даргавс, Россия (Bigstockphoto)

Легенды и таинственные мертвые лодочники и женщины

Интересно, что было обнаружено, что тела внутри склепов были захоронены в деревянных конструкциях, напоминающих лодки (одна была даже найдена с веслом рядом с ней). Остается загадкой, как и почему сюда попали лодки, когда поблизости нет судоходных рек.Одно из объяснений состоит в том, что считалось, что ушедшая душа должна была пересечь реку, чтобы попасть на небеса, подобно историям загробной жизни в Древнем Египте и Месопотамии. Еще один интересный факт: перед каждым склепом есть колодцы. В земле возле комплекса было найдено много монет, и говорят, что когда осетины хоронили своих мертвецов, они уронили монету в колодец. Если случалось попадание камня на дно, это означало, что душа умершего достигла небес.

Одна легенда, которая окружает кладбище, гласит, что любой человек, осмелившийся войти внутрь, никогда больше не выйдет живым. Говорят, что по этой причине местные жители почти не посещают Даргавс. Другая легенда гласит, что это место, где группа воинов похитила красивую девушку из далекой страны. Поскольку они не могли договориться о том, кому она принадлежит, они убили ее. Боги наказали горцев за убийство, и они медленно умирали от странной болезни в гробницах.

Эти легенды и страшный фон некрополя, возможно, вдохновили московскую кинокомпанию выбрать место для своего фильма ужасов в 2018 году.Хотя съемки были прерваны, когда региональный администратор был напуган содержанием сценария, у компании, по-видимому, достаточно отснятого материала с Даргавсом, чтобы продолжить работу над их фильмом.

Большинство историков считают, что чума поразила территорию Осетии где-то между 16 и 18 веками нашей эры; одна, унесшая десятки тысяч жизней и уменьшившая осетинское население с 200 000 в конце 18 века до 16 000 к середине 19 века. Чтобы не заразить своих соседей, больные целыми семьями и детьми заходили в эти заранее построенные склепы и больше никогда не выходили.Они выживали на скудных пайках еды, которые приносили местные жители, и их трупы оставляли гнить в хижинах, когда они умирали.

Даргавс сегодня — город-призрак

По всей Осетии разбросано несколько похожих «Города мертвых», но Даргавс считается самым впечатляющим, вероятно, из-за большого количества здесь мавзолеев и потрясающей природной красоты местности.

В советское время туристы приезжали в гости на автобусах, и там была даже билетная касса, которую обслуживала осетинская бабушка (русская бабушка).Окрестности Даргавса богаты памятниками от бронзового века до позднего средневековья и предоставили археологам массу информации о том, как жили осетины в этом районе сотни лет назад.

Несмотря на археологическое богатство, загадочность и красоту этого места, в наши дни оно практически заброшено. Туристы редко посещают это место — скорее, из-за сложности добраться до Даргавса, чем из-за какого-либо смертельного проклятия, связанного с этим.

Featured Image: Руины древнего городища Даргавс (Бигсток)

Брайан Хилл

Деревня Даргавс — Внутри города мертвых

Деревня Даргавс, также известная как Город мертвых, — одно из многих загадочных темных туристических мест, которые вы можете посетить в России.

Его расположение, спрятанное среди хребтов Кавказских гор, означает, что только самые преданные путешественники смогут его испытать.

Это место также классифицируется как древний некрополь, с множеством мифов и легенд, связанных с тем, как и почему здесь были построены гробницы. Все это делает его важным местом для темного туризма.

История села Даргавс

Олег Моро [CC BY-SA 3.0], через Wikimedia Commons Это место впервые упоминается в 14 веке, когда предки современных осетин впервые поселились на горном хребте.

Однако самые старые склепы Даргавса относятся к 16 веку. Почему именно так начали хоронить своих близких местные жители — неизвестно.

Некрополь состоит из ряда каменных жилищ, сгруппированных вдоль хребта. Археологи провели обширные исследования и обнаружили человеческие останки внутри каждого из зданий.

Чума 18 века

Олег Моро [CC BY-SA 3.0], через Wikimedia Commons Сайт стал еще больше в 18 веке, и свидетельства указывают на чуму, охватившую территорию, уничтожающую население.

Это также подтверждается устными рассказами, передаваемыми через века. Местная легенда гласит, что кланы того времени строили на этом месте карантинные дома, в которых члены семьи могли жить до тех пор, пока они не скончались от болезни.

Еще более отчаявшись, те, у кого не было поддержки, буквально приходили на кладбище, находили место и ждали своей смерти.

С этого момента он стал известен как «Город мертвых», и местные жители на протяжении поколений оставались в стороне, веря, что любой, кто побывал там, не вернется живым.

Где находится деревня Даргавс (Город мертвых)?

  • Адрес: Даргавс, Россия, Северная Осетия – Алания, 363128

Как добраться?

Я впервые приехал в деревню Даргавс во время гораздо более долгой поездки по Восточной Европе, России и Кавказу. Поскольку у меня была собственная машина, организовать ее было несложно.

Однако он, безусловно, удален, и вам нужна уверенность за рулем.

Чтобы добраться до Некрополя из Нальчика, нужно было проехать три часа в горы, и этот маршрут пролегал по опасным тропам.(Я был счастлив, что моя запаска была в хорошем состоянии, так сказать).

Посоветовать, как туда добраться, сложно, так как все зависит от того, с какого направления вы едете. Один из ближайших городов к объекту — Владикавказ, там много вариантов размещения, и именно там я ночевал после визита.

Имейте в виду, что, несмотря на то, что он находится всего в 55 км, поездка может занять до 2 часов из-за характера местности (и останавливается, чтобы сфотографировать невероятные пейзажи).

Если вам больше нравится организованный тур, я выбрал то, что я считаю лучшим из доступных, в поле с рекомендациями ниже.

Чего ожидать на сайте?

Сергей Норин: CC by 2.0

Город смерти содержит более 100 древних белокаменных склепов, по которым вы действительно можете прогуляться. Они поднимаются вверх по склону долины удивительно организованным образом.

В задней части Некрополя есть сторожевая башня, однако вы не должны входить в нее, так как верхняя часть разрушена.

Говорят, что когда-то башня использовалась для наблюдения за мертвыми. (Или, может быть, для того, чтобы жертвы чумы не бродили — во всяком случае, мой мыслительный процесс).

Некоторые из более крупных склепов на самом деле имеют высоту от 2 до 4 этажей. Вообще говоря, чем больше склеп, тем больше людей похоронено внутри.

Из-за удаленности села вы вряд ли увидите других туристов во время своего визита.

Еще в советские времена это было гораздо более популярное туристическое направление с автобусными остановками и билетными кассами.Теперь вы можете войти бесплатно, и вам обязательно нужно принести свои закуски. Сюда очень мало людей.

Рекомендуемый тур Даргавс

Однодневный тур в Даргавс: во Владикавказ и обратно с водителем и гидом

Эта однодневная поездка из Владикавказа кажется очень хорошим соотношением цены и качества. Чтобы снять напряжение со всего, англоговорящий гид встретит вас в вашем отеле, а личный автомобиль отвезет вас в Куртатинское ущелье вдоль реки Фиагдон. (Множество пейзажных фотосессий и истории, которые можно полюбить по дороге).

Обед в традиционном ресторане национальной осетинской кухни. Затем вы отправляетесь в Даргавс на послеобеденное время. Наконец, к 19:00 вас высадят перед вашим отелем во Владикавказе.

Если вы посетили странное или необычное место, о котором, как вы думаете, наши читатели захотят узнать, мы будем рады получить известие от вас.

Следуйте за нами в Instagram!

напуганных официальных запретов работают над фильмом ужасов в южно-российском «Городе мертвых»

ДАРГАВС, Россия — Московская кинокомпания отказалась от планов по съемкам малобюджетного триллера ужасов в деревне Даргавс недалеко от легендарного средневекового некрополя на юге России.

Это потому, что региональный администратор в Республике Северная Осетия-Алания, ответственный за Даргавский «город мертвых», испугался сценария и отказался разрешить фирме сниматься там.

Но «Сорт Филмз», компания, стоящая за фильмом, может быть последним воем.

Продюсер Алла Ефремова говорит, что разведчики ее местности уже отсняли достаточно отснятого некрополя для фильма, который предварительно называется «Город мертвых». Она говорит, что остальная часть производства стоимостью 1 миллион долларов будет снята «где-нибудь в другом месте» на Кавказе.

Легенда из города мертвых

Удаленный аланский некрополь возле Даргавса состоит из почти 100 склепов с остроконечными крышами и открытых гробниц, содержащих тысячи костей из коллективных захоронений.

Каменные склепы, датируемые по крайней мере XIV веком, расположены в виде небольшого городка на склоне холма с видом на реку Мидаграбиндон и окружены Кавказскими горами.

В соседней деревне ходят местные суеверия и легенды.

Считается, что те, кто осмеливается пройти по священному кладбищу, никогда не вернутся живыми.

Другие легенды неизменно связывают некрополь со вспышками чумы, истреблявшими население вокруг Даргавса на протяжении веков.

Ефремова сообщает RFE / RL, что центральная тема 90-минутного англоязычного художественного фильма исходит из легенды, которую один из деревенских стариков рассказал разведчикам ее местонахождения, когда они впервые посетили Даргавс в 2015 году.

Согласно этой легенде, говорит Ефремова, город мертвых был построен для размещения жертв чумы, развязанной древними «богами», которые были возмущены тем, как сельские жители обращались с молодой женщиной столетия назад.

Легенда гласит, что женщина очаровала всех мужчин Даргавса своей красотой, вызывая смертельные драки и призывая деревенских старейшин решить, кому на ней жениться.

Старейшины села поняли, что чародейка была источником смертельного конфликта, говорит Ефремова. Но они также влюбились в нее и были слишком ревнивы, чтобы победить ее, потому что они не хотели, чтобы мужчина из другой деревни женился на ней. Их решение, как гласит легенда, заключалось в том, чтобы убить ее — решение, которое наложило темное проклятие на Даргавса.

Ефремова описывает свой фильм как «мистический триллер ужасов», действие которого происходит в наше время, когда две пары американских путешественников посещают Даргавс, не подозревая ни о его сверхъестественном проклятии, ни о леденящих кровь ужасах, которые вот-вот постигнут их.

«Клянемся, никаких зомби!»

«Не на нашей территории»

Валерий Кубалов, директор Национального музея Северной Осетии, неохотно обратился к Sort Films с просьбой в начале этого года о разрешении снимать в деревне и на месте захоронения, которые подпадают под его административную юрисдикцию как часть 17-километрового участка. полоса земли, обозначенная как музей под открытым небом.

«Это были странные люди с неясными намерениями, и они не будут снимать подобные фильмы на нашей территории», — сказал Кубалов RFE / RL. «Я попросил их показать мне сценарий, и они прислали мне черновой вариант. Он был основан на сказке, которую им рассказал житель деревни во время их предыдущего визита. Позже я отругал того человека за это».

«Он рассказал им совершенно вымышленную историю, которая выставляет осетин в неблагоприятном свете», — пояснил Кубалов. «Я сказал им изменить сценарий, и тогда мы могли бы продолжить наши переговоры.Они изменили его, но новая версия также была сомнительной, поэтому я отказал им в разрешении ».

Ефремова, называющая себя «полуосетинкой, уроженкой Москвы», говорит, что готовит официальное письмо региональному правительству Северной Осетии и его министерству культуры с требованием проведения расследования. «Это международный проект, и это был большой шанс для Осетии быть представленным на международном кинорынке», — говорит она.

Елизавета Флорентьева, сотрудница Sort Films, которая недавно посетила Северную Осетию в неудавшейся попытке спасти предполагаемые съемки, говорит, что одна из основных целей фильма — «показать Россию такой, какая она есть, а не западной. кинематографисты изображают это.«

«Мы хотели показать Осетию с ее особой культурой, природой и историей», — говорит Форентьева.

«Это цензура», — говорит Ефремова, добавляя, что разрешение на редактирование сценария художественного фильма местному администратору является весьма необычным. «Мы хотели, чтобы в сценарии было много вещей, которые они хотели, чтобы мы убрали», — добавляет она. «Прежде всего, они хотели, чтобы мы убрали легенду, которая составляет центральную тему».

«Наш фильм не исторический. Это художественный художественный фильм», — добавляет она.«Но они сказали, что если мы не вырезаем эту легенду из сценария, они сделают все, что в их силах, чтобы помешать нам там сниматься».

«Не о зомби»

Флорентьева говорит, что планы сниматься в Северной Осетии были в конечном итоге подорваны кампанией в социальных сетях, начатой ​​на прошлой неделе после того, как Кубалову стало ясно, что создатели фильма не будут удалять легенду из сценария.

Она говорит, что серию сообщений в социальных сетях сделали «недоброжелатели», которые, очевидно, получили сведения, просочившиеся из черновика сценария, отправленного Кубалову.

«Они сделали заявления, искажающие сюжетную линию», и разожгли скандал в Северной Осетии из-за опасений, что «зомби-фильм» будет снят на «священном» могиле », — говорит Флорентьева.« Они представили наш проект в негативном свете. и сделали дальнейшие переговоры невозможными «.

Несмотря на сходство сюжета со сверхъестественным фильмом ужасов Сэма Рэйми 1981 года «Зловещие мертвецы» и название, напоминающее итальянский фильм о зомби Лусио Фульчи 1980 года «Город живых мертвецов», Ефремова настаивает, что ее фильм «не является фильмом о зомби».«

Но она не ждет ответа на письмо, которое направляет региональному правительству Северной Осетии во Владикавказ. Ее команда уже определила альтернативные места за пределами Северной Осетии, где можно снимать сельские сцены и драматические события.

Она говорит, что на Кавказе есть много других мест, где природа похожа на окружающую Даргавс, и где ее работы будут приветствоваться.

Альтернативные возможности включают местоположения в других частях юга России, Армении, Азербайджана, Грузии и отколовшегося от Грузии региона Абхазия.

Она говорит, что такие кадры можно легко отредактировать вместе с тестовыми кадрами, которые ее разведчикам удалось снять в живописном некрополе во время их предыдущих визитов в Даргавс.

Но в конечном итоге, говорит Ефремова, ее продюсерская группа должна решить, следует ли исключить все конкретные упоминания Даргавса и Северной Осетии из диалога в сценарии.

Написано и передано Роном Синовицем в Праге с дополнительным сообщением Алины Алихановой в Северной Осетии

Даргавс, Город мертвых

На окраине села Даргавс в республике Северная Осетия-Алания, в России, находится старинное кладбище или некрополь.Его часто называют «городом мертвых», хотя это название не является уникальным для Даргавса, поскольку само слово «некрополь» буквально означает «город мертвых» на древнегреческом языке. Даргавс впечатляет большим количеством мавзолеев и совершенно потрясающими пейзажами. Кладбище расположено на склоне холма с видом на зеленую долину реки Фиагдон, над которой возвышаются несколько скал и вершины высотой 4000 метров.

На кладбище почти 100 древних каменных склепов, где люди, жившие в долине, хоронили своих близких вместе с одеждой и имуществом.Гробницы имеют форму хижин с изогнутой крышей, ступенчато уходящей внутрь с заостренной вершиной наверху, типичной для нахской архитектуры. Некоторые из этих склепов имеют высоту от 2 до 4 этажей.

Меньшие склепы имеют плоские стороны спереди и сзади, но по бокам они загибаются внутрь, а самые маленькие склепы вообще не имеют крыш. Стены сложены из каменных блоков и заделаны, скорее всего, известью или глиняной известью. В стенах есть квадратные щели для трупов.

Первое упоминание о Городе мертвых относится к началу 14 века.Предки осетин поселились на пяти горных хребтах, но земля была настолько дорогой, что они были вынуждены выбрать для своего кладбища самое ветреное и непригодное для использования место.

Это место связано с множеством мифов и легенд. В прошлом местные жители старались избегать посещения Города мертвых, поскольку считалось, что любой, кто осмелится войти, никогда не выйдет живым. Даже сейчас здесь почти не бывает туристов, хотя это объясняется сложностью поездки, а не проклятием.

По одной из легенд, в XVII веке Осетию охватила чума. Чтобы изолировать себя от деревни, жертвы добровольно поместили себя в карантин в стенах хижин и терпеливо ожидали своей участи. Они выживали на скудных пайках хлеба, которые приносили отзывчивые местные жители. Когда они умерли, их трупы оставили гнить в этих хижинах.

com. Фото: Сергей Мухамедов

Город мертвых

Эта деревня, которую часто называют «городом мертвых», считается одним из самых загадочных мест в стране.

Спрятанный в одном из пяти горных хребтов где-то в горах Кавказа, «город» на самом деле представляет собой древний некрополь, полный склепов. На вершине холма находится остаток высокой сторожевой башни, расположенной там, чтобы наблюдать за отдыхающими душами. Это место окружено множеством мифов и легенд, и в прошлом местные жители отказывались ехать туда из-за страха, что они не выйдут живыми.

Склепы
Эти белые, похожие на дома строения представляют собой каменные склепы, и в некрополе их почти 100, которые очень организованно возвышаются на склоне холма. Склепы датируются 12-16 веками и были построены в древнем нахском стиле, характерном для людей, живших в этом регионе. Стены из камня и раствора плоские спереди и сзади, что придает нижней части крипты форму куба. Крошечные прямоугольные дырочки, похожие на окна, на стенах, в которые вставляли трупы.Крыша изогнута и заканчивается точкой наверху. Некоторые из больших склепов имеют высоту от 2 до 4 этажей.

Ритуалы захоронения
Было обнаружено, что тела внутри склепов были захоронены в деревянных постройках, напоминающих лодки с небольшими вещами. Одно из объяснений состоит в том, что считалось, что умершая душа должна была пересечь реку, чтобы попасть на небеса. Еще один интересный факт: перед каждым склепом есть колодцы. В земле возле комплекса было найдено много монет, и говорят, что когда осетины хоронили своих мертвецов, они уронили монету в колодец.Если случалось попадание камня на дно, это означало, что душа умершего достигла небес.

Город мертвых сегодня
Несмотря на археологическое богатство, загадочность и красоту этого места, Город мертвых более или менее безлюден. Туристы здесь редко бывают, вероятно, из-за трудностей с доступом. Нужно ехать по длинным, узким, извилистым горным дорогам, часто сквозь туман.

Источник: http: //www.ancient-origins.net / Ancient-places-europe / city-dead-mystery-village-dargavs-russia-003436 и http://whenonearth.net/dargavs-russias-city-dead/
Источник изображения: http: // trash-russia. com / necropolis-dargavs-city-of-10-000-dead-in-north-ossetia /

Изучение странного российского «города мертвых»

«Город мертвых» в России — не первое место, которое многие думают посетить, но вот почему оно того стоит.

Когда люди думают о поездке в Россию, они думают о трех местах — Москве, Санкт-Петербурге.Петерсберг и путешествующие по Транссибирской магистрали. Некоторые подумают о пяти местах, которые добавят Казань и озеро Байкал в свой список желаний. Но Россия, безусловно, самая большая страна на земле — примерно в три раза больше Соединенных Штатов. Кроме того, он имеет богатую историю и включил в свою страну множество древних народов и империй. Соответственно, он полон неописуемых драгоценных камней, которые только и ждут, чтобы их исследовали — и немногие в этом мире знают о них.

Shutterstock

История и разнообразие России

Путешествуйте на юг от Москвы до южной границы с Грузией, и вы попадете в Кавказский регион (откуда мы и получили слово «кавказец» для белых людей). Этот горный массив является границей между Грузией и Азербайджаном на юге. На северной стороне этих живописных гор находится Россия. С вершинами, достигающими более 18 000 футов, образующими южную границу России, это один из самых живописных регионов России.

Shuttershock

Задолго до того, как Россия расширилась на юг, эти горы были заполнены многими отчаянно независимыми горными народами, племенами и нациями, которые отличались поразительным языковым и культурным разнообразием. Трудно переоценить, насколько разнообразными были и остаются эти горские народы. Сегодня эти горные племенные народы образуют квазинезависимые республики в рамках более крупной Российской Федерации. И они сохраняют свои языки и культуры. Каждая часть этих языков и культур имеет очень мало общего с этническим русским большинством в России.

Shutterstock

Незабываемая Республика Северная Осетия

Посреди этого впечатляющего горного хребта находится Республика Северная Осетия.В этом автономном регионе проживают осетины, исповедующие христианские и племенные религии, а все остальные республики Северного Кавказа являются мусульманскими. Столица этой крошечной республики — Владикавказ. Население республики составляет около 700 000 человек.

Связанные: 10 продуктов, которые вы полюбите в России

Люди в этом регионе невероятно традиционны, дружелюбны и, прежде всего, гостеприимны.Ожидайте, что вас спонтанно пригласят с улицы (как иностранца) на вечеринки и свадьбы. В этом регионе традиционно нет туристов, только гости. Традиционно (и все еще практикуется в деревнях сегодня) каждый путешественник должен получать пищу и кров как минимум на три дня бесплатно, иначе деревня будет пристыжена.

Shutterstock

Путешествие в «Город мертвых»

Теперь уезжайте из столицы вглубь гор.Пейзажи, встречающие вас на этой дороге, впечатляющие, древние и легендарные. Здесь так много всего, что можно увидеть и изучить, но все это выходит за рамки данной статьи. Идя все глубже и глубже в горы по этим мистическим и туманным долинам, вы попадете в место незабываемо жуткое.

На местном осетинском языке его называют «Даргавс» или в переводе на английский — «Город мертвых». «Это город или некрополь, не похожий ни на один другой в этом мире. Это вовсе не город, а собрание гробниц или мини-мавзолеев (то есть некрополь). Здесь будут захоронены мертвые вместе с самыми старыми из 99 гробницы, возможно, датируемые примерно XII веком.

По теме: 10 самых инстаграммных локаций в России

Shutterstock

В каждом из этих склепов есть небольшое отверстие.И вы можете заглянуть в каждую из этих гробниц, и это зрелище не для слабонервных. Вы столкнетесь с человеческими скелетами — часто по несколько в каждом склепе. Над этим местом возвышается старая сторожевая башня, которая характеризует глубокие горы Кавказа. В древнем прошлом никогда нельзя было быть уверенным, что не будет набега из соседней деревни или соперничающего клана. Так что почти каждая семья построила большую сторожевую башню, чтобы сражаться и защищаться. Они напоминают древние «твердыни» средневековой Европы («цитадель» — это единственная оборонительная башня, слишком мала, чтобы быть замком).Вдобавок к ощущению тайны и легенды, когда вы видите мертвых, похороненных в своих склепах, создается впечатление, что они все еще на страже, наблюдая за долинами со своей высокой сторожевой башни.

Shutterstock

Как здесь были похоронены эти люди? Что ж, здесь истории несколько расходятся. По словам местных жителей, во время чумы зараженные смертельной болезнью подходили к этому некрополю, заползали в гробницу и ожидали смерти. Другие источники утверждают, что они были погребены здесь после смерти. Среди местных даже говорят, что если туда поедешь, то никогда не уйдешь живым. И мало кто из местных осетин решается сегодня туда поехать.

Shutterstock

Это одно из самых скрытых мест в мире, и однажды оно обязательно станет объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.Мало кто за пределами России или даже внутри России знает об этом сайте. Он пропитан средневековой горной историей и загадками и расположен среди одних из самых впечатляющих природных ландшафтов, о которых можно только мечтать. До него легко добраться, и местные жители рады видеть иностранцев, приезжающих из-за границы, чтобы посетить свою горную родину. Это опыт, не похожий ни на один другой.

Исследователю, который не выезжал за пределы Западного мира, не нужно беспокоиться о заведениях или ресторанах.Недалеко от Города мертвых на шоссе есть большой ресторан, похожий на замок. Столица Владикавказ — современный город, как и любой другой, с отелями, ресторанами и некоторыми людьми, которые говорят по-английски.

Shutterstock

Часто туристические справочники предостерегают от поездок на Северный Кавказ, так как в 1990-х годах он был ареной множества беспорядков, но сегодня здесь совершенно мирно и спокойно. И больше всего волнений тогда было в Чечне напротив Осетии.

Если вы когда-нибудь планируете поездку в Россию, определенно подумайте о поездке на юг, на Кавказ. Вы не пожалеете!

Далее: 20 необычных мест в России, которые должен посетить каждый посторонний

Северная Дакота: почему национальный парк Теодора Рузвельта, бизоны и бесплодные земли стоят того

Об авторе Аарон Спрей (Опубликовано 247 статей)

Аарон — путешественник из первых рук, посетивший более 70 стран мира.

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *