Сара Кали — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 января 2015; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 января 2015; проверки требуют 3 правки.Са́ра Кали́ — мифический персонаж, святая покровительница цыган-католиков в их фольклоре.
В своей книге «Цыгане. Тайны жизни и традиции» писатель Рэймонд Бакли приводит два мифа о том, как цыганка Сара стала святой. Эти мифы упоминаются и в других источниках.
Согласно одной версии, Сара была египтянкой (под влиянием европейцев многие цыгане в XIX и XX веках верили в своё египетское происхождение). Она была служанкой Марии Саломеи и Марии Якобы (матерей святых Якова и Иоанна, родственниц Марии Магдалины) либо же Марии Магдалины и Девы Марии и путешествовала с ними. После жестокого шторма, когда женщины спаслись с корабля на маленькой лодочке, Сара по звёздам нашла верный путь и доставила своих хозяек к берегу.
По другой версии мифа, Сара была кочевой цыганкой и жила в таборе в те времена, когда ещё цыгане были язычниками. Однажды ей было видение о том, что к берегу должны пристать святые свидетели смерти Христовой, которым она должна помочь. Когда она подошла к морю, то увидела, что оно неспокойно, и праведники в лодке не знают, как пристать к берегу. Тогда она бросила своё платье на воду и поплыла на нём, как на плоту. Достигнув лодки, она помогла святым причалить, а они обратили её в христианскую веру, первой среди цыган.
Обычно имя святой переводят как «Чёрная Сара», однако слово кали традиционно имеет также значение «цыганка».
Днём Сары Кали цыгане-католики считают 25 мая.
На французском побережье, в небольшом городе Сент-Мари-де-ла-Мер под местной церковью цыганами выстроено подземное святилище мифической святой, в котором стоят её статуя и алтарь. К этому святилищу ежегодно приходят тысячи паломников. Больше всего их приезжает 24 мая, в канун дня почитания Сары Кали. Начиная с 1912 года, в святилище стали запускать и нецыган.
В наступившую ночь 25 мая статую Сары выносят и окунают в море, символически повторяя крещение цыганки.
В фильме Тони Гатлифа «Лачо дром» («В добрый путь») изображён собственно обряд «окунания» статуи Сары.
В книге «Код да Винчи» Дэна Брауна Сара названа дочерью Марии Магдалины и Иисуса.
Египтянка Сара — святая покровительница всех цыган, но церковь почему-то не признает ее святой.
Каждый май в небольшой приморский городок во Франции стекаются сотни и тысячи цыган. Они танцуют, поют, пьют вино и готовят на кострах праздничные блюда. Всех их приводит сюда большой праздник — день непризнанной цыганской святой Сары Ла Кали.
Во французском городке Сент-Мари-де-ла-Мер ещё в Средние Века был построен собор Нотр-Дам-де-ла-Мер, в честь святой Марии Саломеи и святой Марии, матери апостола Иакова. Как считается, спасаясь из Египта, они доплыли на лодке до окраин Римской Империи — французского берега, и вышли именно на месте городка Сент-Мари-де-ла-Мер. Собственно, город и назван в их честь.
Но под главным храмом города расположен ещё один храм, неофициальный. В нём стоит статуя женщины с очень тёмной кожей, наряженная в пышные множественные одежды. Это статуя Сары Ла Кали, цыганской святой. Ей приходят молиться цыгане из Франции, Италии, Испании, Португалии. Каждый, кто просит заступничества, накидывает на её плечи подарок — ещё одно одеяние. Время от времени эти одеяния кто-то снимает, чтобы освободить место для новых.
За что цыгане любят Сару
Есть несколько легенд о том, кто такая была Сара Ла Кали. Когда цыгане, вслед за европейцами, верили, что пришли в Европу из Египта и являются потомками тех самых египтян, от которых уводил евреев Моисей, о Саре говорили как о египетской служанке святых Марий. Сейчас популярнее другая легенда: Сара отдыхала на берегу вместе со своим табором, потому что она была ворожеей из бродячих цыган. Однажды ей было видение: к скалам во время шторма несло лодку с двумя женщинами. Сара проснулась и поспешила на берег. Море действительно было бурным, и ночь — тёмной, а по волнам несло лодку.
Что было дальше, есть две очень разные версии. По первой, Сара бросила на воду свою шаль и, как на плоту, доплыла на ней до лодки. По другой, она стала с берега указывать путницам, где безопасный проход между скалами, а потом кинула им конец своего платка и подтянула лодку к надёжному камню, на котором стояла.
Рисунок, изображающий спасение Сарой двух святых Марий.В любом случае, Сара спасла двух женщин, а они открыли ей Слово Божие и крестили. Так Сара стала первой крещёной цыганкой, а потом — первой, кто проповедовал христианство другим цыганам. Каждый год в честь этого события её статую несут к морю и окунают в воду, повторяя обряд крещения.
С тех пор, как о празднике стали много писать журналисты, показывать его по телевидению, делать красивые фоторепортажи, Сару Ла Кали стали почитать и в Канаде, и в Латинской Америке. Само её прозвище, Ла Кали, буквально значит «Чёрная». Кроме того, традиционно в цыганском языке этот эпитет относился к цыганкам. Святая Сара необыкновенно популярна среди цыган-католиков. Её изображения наносят на стены фургонов, её портреты стоят, как иконы, в углах комнат. Она та, кто может просить за цыган святых Марий, чтобы те просили уже самого Господа.
Хотя упоминание египетской служанки святых Марий относится примерно ко времени возведения храма в их честь, до девятнадцатого века не было ничего слышно о культе Святой Сары Ла Кали среди цыган. Это может означать как то, что цыгане поздно стали ассоциировать египтянку-служанку с цыганами, как и то, что её культ долго был тайным из-за гонений на кочевников. В любом случае, увы, легенда о Саре не может быть правдой, поскольку в первом веке нашей эры в Европе не было ни одного цыгана, и поскольку в Европу цыгане пришли уже христианами — это зафиксировано хрониками.
Цыганская девочка танцует фламенко. Фотография кочевого цыгана-проповедника Матео Максимова.Покровители цыган
Сара Ла Кали — не единственная, кого цыгане почитают, как свою заступницу. В России, Беларуси, Украине, Польше цыгане чтут святого Николая, покровителя путников, торговцев и невинно осуждённых. В Болгарии считают, что за них заступается перед Господом святой Василий — по легенде, однажды он явился утопающему цыганскому ребёнку в образе пастуха и спас его. В других балканских странах цыгане почитают святого Георгия, празднуя в его честь Эдерлези. Ватикан признал покровителем цыган блаженного мученика за веру, испанского цыгана Сеферино — кстати, его портрет с той поры стоит и в святилище Сары Ла Кали. Наконец, цыгане-влахи России верят в безымянного Святого Цыгана, о котором неизвестно ничего, кроме того, что он, вероятно, умер за веру в тридцатые годы и что он заступается за цыган перед Богом.
Любители искать древние корни из числа нецыганских исследований стараются порой связать образ Сары Ла Кали с индийской богиней Кали. Аргументов немного — у них одинаковые имена (даже с одинаковым значением) и обе изображаются темнокожими. Кроме того, в индуизме Кали связана с воздухом, ветром, и в Европе цыган часто ассоциируют именно с ветром. Символом Кали является месяц — и во многих странах месяц зовут «цыганским солнцем». Но подобные связи очень поверхностны.
Ни в историях двух Кали, ни в том, как им поклоняются, невозможно найти общих элементов. Сара Ла Кали не борется с демонами, не царствует над временем, не связана с миром смерти. Она проповедница и заступница, она кротка и милостива к грешникам. Каждый из цыган, склоняющийся к её ногам в молитве, знает, что не будет отвергнут и изгнан.
25 мая — праздник цыганской святой Сары Египтянки (Сары Чёрной).
25 мая (а точнее в ночь с 24 на 25 мая) цыгане, исповедующие католицизм, праздную память своей небесной покровительницы — Сары Кали (Кали — на цыганском «чёрная»), благодаря которой цыгане, живущие в Европе приняли Крещение.
Существует безумно красивая легенда, рассказывающая о том, как цыгане стали католиками. Когда-то очень давно возле небольшого городка Сент-Мари-де-ля-Мер на французском побережье остановился цыганский табор.
Сами цыгане считали себя египтянами*, и каждый из них владел магией: общался с духами, умел гадать и предсказывать и понимать животных. Но самой сильной колдуньей в таборе была Сара Кали. Однажды, откуда-то известно, что двадцать пятого мая, хотя неизвестно в каком году, Саре было видение, что она должна оказать помощь святым, оказавшимся в беде. И вот темной дождливой и ветреной ночью она пошла к морю. Море штормило.
Сара присмотрелась и увидела двух женщин в маленькой лодочке, которую волны бросали из стороны в сторону, не давая возможности причалить. Тогда колдунья сняла свое платье, бросила его на воду и поплыла на нем как на плоту. Оказавшись в лодке, Сара помогла женщинам добраться до берега. Спасенными оказались Мария Магдалина и Дева Мария, и в благодарность они обратили цыганку в христианскую веру.
Сара является святой покровительницей, хотя и не признанной официальной церковью, цыган, воров и моряков.
Весьма забавный контингент, должна сказать. Считается, что к ней могут обратиться все те, кому страшно из-за своих грехов идти в церковь. Сейчас на том самом французском побережье стоит храм Сары Кали, и двадцать пятого мая каждого года цыгане проводят там церемонию омовения статуи своей святой в море. Местные жители с очень большим подозрением относятся к святости проводимых ритуалов, ведь храм находится под землей, а церемония проводится ночью.
Некоторые даже приплетают сюда сатанинские оргии с кровавыми жертвоприношениями, ведь Кали – это еще и имя древнего индийского божества-кровопийцы, шею которого украшают гирлянды из трупов. Хотя, на мой взгляд, сравнение притянуто за уши. Ведь, согласно моим познаниям в географии, Египет от Индии находится достаточно далеко, а «кали» переводиться просто как «черная»**.
Отсюда.
* Одно из самоназваний цыган Gipsy (гипси, джипси) — является искажённым «египтянин, египтянка». Другое самоназвание их самоназвание «ромалэ» — происходит от наименования Византии «Ромейская империя», по территории которой они кочевали, до того, как прийти в Западную Европу. Экзоним «цыгане» произошол от одной путаницы. В той самой Ромейской державе существовала какая-то квази-христианская секта «астиаган». Её жестоко преследовали и имперские власти и официальная Православная Церковь, вследствие чего её адепты были вынуждены вести, подобно гипси-ромалам, скрытый, бродяжнический, асоциальный образ жизни. И вот средневековые авторы по своему недомыслию перепутали в своих писаниях эти две общины.
**От себя добавлю. Тут имеет место быть тот факт, что цыгане некогда, в незапамятные времена вышли из Индии и их язык родственен санскриту.
Литературную обработку легенды можно прочитать здесь:
http://samlib.ru/m/maksimowa_e_w/gipsy.shtml
Дополнительная информация:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D1%80%D0%B0_%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D0%B8
http://bookz.ru/authors/reimond-baklend/cigane-_076/1-cigane-_076.html
Другой знаменитый небесный покровитель цыган-католиков — блаженный Сеферино Хименес Малья, принявший мученическую смерть от рук безбожников-республиканцев в Испании в 1936 году
Святая Сарра. Святые подвижницы Восточной Церкви
Со страстью блуда боролась она 13 лет и никогда не просила о прекращении борьбы, а только молилась: «Дай мне, Господи, крепость». Раз, когда искушение было сильнее и настойчивее, она, в глубоком сокрушении и трепете пред геенною, взошла на крышу кельи и предалась усиленной, горячей молитве. Демон, явясь ей в человеческом образе, поклонился ей и сказал: «Ты победила меня, Сарра». Она, понимая значение хвалы его, отвечала: «Тебя победил Господь Иисус, а не я, грешная».
Слава о ее высоком подвижничестве призывала к ней посетителей. Два известные подвижника пришли из Пелузийской пустыни видеть Сарру. Побеседовав с нею о пользе душевной, они, на прощанье, положили: поучим старицу смирению. «Смотри, — сказали они ей, — не превозносись умом твоим, не говори: вот и отшельники ходят ко мне, женщине». Сарра отвечала: «Да, я точно слабая и бедная женщина; но стараюсь, сколько могу, держать душу при бодрости и мужестве». Она говорила это в тех мыслях, что слабость пола не увольняет никого от долга борьбы христианской и что звание рабы Христовой обязывает к ревности духовной и жену, как и мужчину.
Она говорила: «Если я буду желать, чтобы все люди были довольны мною, то должна буду стоять с поклонами у дверей каждого. Но лучше буду молиться, чтобы сердце мое было чисто пред всеми».
Она особенно часто помышляла о смерти и побуждала себя к готовности стать на Суде Божием не со стыдом и бесполезной тугой. «Когда поднимаю ногу свою, — говорила она, — чтобы взойти на лестницу, то представляю себе смерть и потом всхожу на лестницу».
В числе наставлений, слышанных от нее, чаще других встречали настояние ее быть милостивыми к бедным. «Хорошо, — говорила она, — подавать милостыню и для людей; пусть она подается и по человекоугодию, но, повторяемая, она обратится в дело чистой любви к Богу».
Память о св. Сарре совершается в сырную субботу, когда воспоминаются все великие подвижники.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Сарра праматерь, прав. значение и фото
Сара была дочерью Арана, сына Тераха и брата Авраама. Тора ничего не рассказывает нам о детстве Сары. Мы знакомимся с ней в тот момент, когда она становится женой Авраама. С этого момента Сара стала первой в истории человечества еврейкой, а с рожденим Ицхака – первой из четырех праматерей еврейского народа.В Торе и мидрашах повествуется о многочисленных достоинствах Сары: ее мудрости, доброте, чистой и сильной вере во Всевышнего. Целая глава Торы названа в честь нее: «Жизнь Сары».
Сара вышла замуж за Авраама, еще будучи в Ур Касдим, и вместе с ним отправилась в Ханаан. Комментаторы Торы говорят, что приказание Аврааму идти в землю неизведанную было одним из его десяти испытаний. Сара без колебаний последовала за мужем. Но они не сразу достигли цели путешествия, по дороге задержавшись в Харане. Лишь когда Саре исполнилось 65 лет, они продолжили свой нелегкий путь в Ханаан.Однако им не пришлось задержаться здесь надолго: в Ханаане начался голод, который вынудил их спуститься в Египет. Авраам, зная нравы египтян и красоту своей жены, опасался за свою жизнь и попросил Сару говорить всем, что она его сестра. Опасения Авраама подтвердились: фараон, увидев Сару, и будучи уверен, что она не замужем, забрал ее в свой гарем. В этой, казалось бы, безвыходной ситуации, Сара не потеряла присутствия духа и уверенности во Всевышнем: она продолжала вести себя скромно, как подобает еврейской женщине, и молиться о спасении. Ее молитвы были услышаны, и фараона поразила необычная болезнь. Он сразу понял, что причина – в похищении замужней женщины, вернул Сару Аврааму и отпустил их из Египта.Всю свою жизнь Сара плечо к плечу с мужем распространяла на земле знание о едином Б-ге. Авраам действовал среди мужчин, а Сара – среди женщин. О словах из Торы «… души, которые они создали в Харане» комментаторы говорят, что это – прозелиты, которых Авраам и Сара приблизили к вере в единого Б-га.Комментаторы утверждают, что Сара была более великой пророчицей, чем Авраам. Каждое мгновение своей жизни она была связана со Всевышним прямой и непосредственной связью. Что бы она ни делала, ее действия были продиктованы стремлением исполнить волю Всевышнего и доставить Ему радость. Это стремление она старалась привить всем окружавшим ее женщинам.
Много лет Сара мечтала о ребенке. Когда ей исполнилось 75 лет, она уже отчаялась стать матерью и тогда приняла решение: пусть хотя бы у Авраама будет потомство! Она привела к мужу свою рабыню Агарь – шаг, требовавший настоящего самопожертвования, большой души и истинного желания следовать воле Всевышнего, забыв о своих собственных интересах.
Забеременев, Агарь стала вести себя пренебрежительно по отношению к госпоже. Она теперь считала себя выше Сары. Сара терпела от нее немало унижений и жаловалась на это Аврааму, но Авраам решил не вмешиваться в отношения женщин.
У Агарь родился сын Ишмаэль (Исмаил), и Сара была рада за мужа, но продолжала страдать от того, что сама не удостоилась стать матерью.
И вот, когда Ишмаэлю исполнилось уже 13 лет, Всевышний открылся Аврааму и сообщил ему, что обещание сделать его отцом большого потомства, которое овладеет Ханааном, связано не с Ишмаэлем, а с сыном Сары. Авраам не мог поверить этому и лишь смиренно ответил, что был бы рад и потомству от Ишмаэля, но Всевышний вновь пообещал ему, что он получит потомство именно от сына Сары.
Надо сказать, что до этого момента Авраам и Сара носили не привычные нашему слуху имена, а несколько иные: Аврам и Сарай. Теперь Всевышний добавляет к их именам букву «hей», присутствующую в его имени, и они становятся Авраамом и Сарой.
Вскоре поле этого откровения к шатру Авраама приближаются три путника, по виду – бедуины. На самом деле то были три ангела – посланники Всевышнего. Авраам и Сара проявляют по отношению к ним свое обычное гостеприимство: приглашают в шатер, приносят воды для омывания ног, готовят для них самые изысканные блюда. Гости возвещают им, что в течение года у них родится сын. Сара, которой уже исполнилось 90 лет, про себя смеется над этим обещанием.
Однако вскоре у Сары вновь появляется женский месячный цикл, и в течение года у нее действительно рождается сын – Ицхак. Он назван так в память о том, как Сара посмеялась над обещанием о рождении сына (Ицхак – от слова цхок, смех). Во время пира по случаю рождения Ицхака Всевышний сделал для Сары еще одно чудо: чтобы злые языки не сплетничали, что это не ее родной сын, Он дал Саре столько молока, что та смогла накормить детей всех женщин, пришедших на пир.
Ицхак подрастает, и Сара убеждается, что Ишмаэль оказывает на брата отрицательное влияние. И тут она уже не жалуется, а решительно требует от Авраама изгнать из дома Агарь вместе с сыном. Авраам не уверен в правильности этого шага, но Всевышний велит ему: «Всего, что скажет тебе Сара, слушайся». Аврааму приходится подчиниться. Понятно, что в этой истории праведница Сара действует не из мести или ревности, но только лишь заботясь о воспитании Ицхака.
О последних годах жизни Сары сказано в Мидраше, что ей было уже около ста лет, но она все еще была красива как двадцатилетняя и безгрешна как семилетняя.
Вот как рассказывает Мидраш о доме Сары:
«Все дни ее жизни облако стояло у входа в ее шатер,
А когда умерла – исчезло облако.
Все дни ее жизни двери ее дома были открыты для всех,
А когда умерла – закрылись.
Все дни ее жизни почило благословение на ее тесте,
А когда умерла – исчезло благословение.
Все дни ее жизни субботние свечи горели всю неделю,
А когда умерла – погасли».
Святось Сары оказывала влияние на весь ее дом и на все ее окружение.
Сара умерла в возрасте 127 лет в Кирьят Арба и похоронена в пещере Махпела на поле, которое Авраам купил у хеттейца Эфрона специально для этого.
Сара Кали — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Са́ра Кали́ — мифический персонаж, святая покровительница цыган-католиков в их фольклоре.
Биография
В своей книге «Цыгане. Тайны жизни и традиции» писатель Рэймонд Бакли приводит два мифа о том, как цыганка Сара стала святой. Эти мифы упоминаются и в других источниках.
Согласно одной версии, Сара была египтянкой (под влиянием европейцев многие цыгане в XIX и XX веках верили в своё египетское происхождение). Она была служанкой Марии Саломеи и Марии Якобы (матерей святых Якова и Иоанна, родственниц Марии Магдалины) либо же Марии Магдалины и Девы Марии и путешествовала с ними. После жестокого шторма, когда женщины спаслись с корабля на маленькой лодочке, Сара по звёздам нашла верный путь и доставила своих хозяек к берегу.
По другой версии мифа, Сара была кочевой цыганкой и жила в таборе в те времена, когда ещё цыгане были язычниками. Однажды ей было видение о том, что к берегу должны пристать святые свидетели смерти Христовой, которым она должна помочь. Когда она подошла к морю, то увидела, что оно неспокойно, и праведники в лодке не знают, как пристать к берегу. Тогда она бросила своё платье на воду и поплыла на нём, как на плоту. Достигнув лодки, она помогла святым причалить, а они обратили её в христианскую веру, первой среди цыган.
Видео по теме
Значение имени
Обычно имя святой переводят как «Чёрная Сара», однако слово кали традиционно имеет также значение «цыганка».
Культ Сары Кали
Днём Сары Кали цыгане-католики считают 25 мая.
На французском побережье, в небольшом городе Сент-Мари-де-ла-Мер под местной церковью цыганами выстроено подземное святилище мифической святой, в котором стоят её статуя и алтарь. К этому святилищу ежегодно приходят тысячи паломников. Больше всего их приезжает 24 мая, в канун дня почитания Сары Кали. Начиная с 1912 года, в святилище стали запускать и нецыган.
В наступившую ночь 25 мая статую Сары выносят и окунают в море, символически повторяя крещение цыганки.
Отображение в искусстве
В фильме Тони Гатлифа «Лачо дром» («В добрый путь») изображён собственно обряд «окунания» статуи Сары.
В книге «Код да Винчи» Дэна Брауна Сара названа дочерью Марии Магдалины и Иисуса.
См. также
Ссылки
Сара Кали — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Са́ра Кали́ — мифический персонаж, святая покровительница цыган-католиков в их фольклоре.
Биография
В своей книге «Цыгане. Тайны жизни и традиции» писатель Рэймонд Бакли приводит два мифа о том, как цыганка Сара стала святой. Эти мифы упоминаются и в других источниках.
Согласно одной версии, Сара была египтянкой (под влиянием европейцев многие цыгане в XIX и XX веках верили в своё египетское происхождение). Она была служанкой Марии Саломеи и Марии Якобы (матерей святых Якова и Иоанна, родственниц Марии Магдалины) либо же Марии Магдалины и Девы Марии и путешествовала с ними. После жестокого шторма, когда женщины спаслись с корабля на маленькой лодочке, Сара по звёздам нашла верный путь и доставила своих хозяек к берегу.
По другой версии мифа, Сара была кочевой цыганкой и жила в таборе в те времена, когда ещё цыгане были язычниками. Однажды ей было видение о том, что к берегу должны пристать святые свидетели смерти Христовой, которым она должна помочь. Когда она подошла к морю, то увидела, что оно неспокойно, и праведники в лодке не знают, как пристать к берегу. Тогда она бросила своё платье на воду и поплыла на нём, как на плоту. Достигнув лодки, она помогла святым причалить, а они обратили её в христианскую веру, первой среди цыган.
Значение имени
Обычно имя святой переводят как «Чёрная Сара», однако слово кали традиционно имеет также значение «цыганка».
Культ Сары Кали
Днём Сары Кали цыгане-католики считают 25 мая.
На французском побережье, в небольшом городе Сент-Мари-де-ла-Мер под местной церковью цыганами выстроено подземное святилище мифической святой, в котором стоят её статуя и алтарь. К этому святилищу ежегодно приходят тысячи паломников. Больше всего их приезжает 24 мая, в канун дня почитания Сары Кали. Начиная с 1912 года, в святилище стали запускать и нецыган.
В наступившую ночь 25 мая статую Сары выносят и окунают в море, символически повторяя крещение цыганки.
Отображение в искусстве
В фильме Тони Гатлифа «Лачо дром» («В добрый путь») изображён собственно обряд «окунания» статуи Сары.
В книге «Код да Винчи» Дэна Брауна Сара названа дочерью Марии Магдалины и Иисуса.