Биография и картины Сальвадора Дали
Великий и неординарный человек Сальвадор Дали родился в Испании в городе Фигерас в 1904 году 11 мая. Его родители были очень разные. Мать верила в бога, а отец наоборот, был атеистом. Отца Сальвадора Дали звали тоже Сальвадор. Многие считают, что Дали назвали в честь отца, но это не совсем так. Хоть у отца и сына были одинаковые имена, все же младшего Сальвадора Дали назвали в память о его брате, который умер не дожив до двухлетнего возраста. Это беспокоило будущего художника, так как он чувствовал себя двойником, каким-то отголоском прошлого. У Сальвадора была сестра, которая родилась в 1908 году.Детство Сальвадора Дали
Учился Дали очень плохо, был балованным и неусидчивым, хотя способности к рисованию у него появились еще в детстве. Первым учителем Сальвадора стал Рамон Пичот. Уже в 14 лет его картины были на выставке в Фигерасе.В 1921 году Сальвадор Дали уехал в Мадрид и поступил там в Академию изобразительных искусств. Учеба ему не нравилась. Он считал, что сам может преподавать своим учителям искусство рисования. Он оставался в Мадриде лишь потому, что ему было интересно общаться с его товарищами. Там он познакомился с Федерико Гарсиа Лорка и Луисом Бунюэлем.
Учеба в Академии
В 1924 году Дали был исключен из академии за недостойное поведение. Вернувшись туда через год, его снова исключили в 1926 году без права на восстановление. Случай, повлекший за собой эту ситуацию, был просто поразителен. На одном из экзаменов профессор академию попросил назвать 3 самых великих художников в мире. Дали ответил, что не будет отвечать на подобного рода вопросы, потому что ни один преподаватель из академии не имеет право быть ему судьей. Слишком презрительно относился Дали к преподавателям.А к этому времени Сальвадор Дали уже имел свою собственную выставку, которую посетил сам Пабло Пикассо. Это было катализатором для знакомства художников.
Тесное общение Сальвадора Дали с Бунюэлем вылилось в фильм под названием «Андалузский пес», который имел сюрреалистический уклон. В 1929 году Дали официально стал сюрреалистом.
Как Дали обрел музу
В 1929 году Дали обрел свою музу. Ей стала Гала Элюар. Именно она изображена на многих картинах Сальвадора Дали. Между ними возникла серьезная страсть, и Гала оставила своего мужа, чтобы быть вместе с Дали. В момент знакомства со своей возлюбленной Дали жил в Кадакесе, где купил себе хижину без особых удобств. Не без помощи Галы Дали удалось организовать несколько отличных выставок, которые были в таких городах как Барселона, Лондон, Нью-Йорк.В 1936 году случился очень трагикомичный момент. На одной из своих выставок в Лондоне Дали решил почитать лекцию в костюме водолаза. Вскоре он стал задыхаться. Активно жестикулируя руками он попросил снять с него шлем. Публика приняла это за шутку, и все обошлось.
К 1937 году, когда Дали уже побывал в Италии, стиль его работ значительно изменился. Уж слишком сильно повлияли работы мастеров Возрождения. Дали изгнали из общества сюрреалистов.
Во время Второй Мировой войны Дали уехал в США, где был узнаваем, и быстро добился успеха. В 1941 году для его личной выставки открыл двери музей современного искусства США. Написав свою автобиографию в 1942 году, Дали почувствовал что он действительно известен, так как книга разошлась очень быстро. В 1946 году Дали сотрудничал с Альфредом Хичкоком. Конечно, смотря на успех своего бывшего товарища Андре Бретон не мог упустить шанс написать статью, в которой унижал Дали — «Salvador Dali — Avida Dollars» («Гребущий доллары»).
В 1948 году Сальвадор Дали вернулся в Европу и поселился в Порт-Льигате, выезжая оттуда то в Париж, то обратно в Нью-Йорк.
Дали был очень известным человеком. Он занимался практически всем и был успешным. Все его выставки не сосчитать, но больше всего запомнилась выставка в галерее Тейт, на которой побывало около 250 миллионов человек, что не может не впечатлять.
Умер Сальвадор Дали в 1989 году 23 января после смерти Галы, которая скончалась в 1982 году. Обязательно посетите наш сайт партнер, где также есть картины Сальвадора Дали. Вы сможете выбрать и заказать какую-то его работу для себя.
muzei-mira.com
Причуды Сальвадора Дали — Экспресс газета
Художник всю жизнь корил себя за то, что не мог заставить женщину «скрипеть, как арбуз»
60 лет назад испанский художник Сальвадор Дали обвенчался с русской музой и женой Еленой Дьяконовой — Галой. Случилось это в августе 1958 года, спустя 29 лет после их первой встречи.
В 1934-м они официально поженились — это была строгая юридическая процедура в парижской мэрии, никакого венчания. Католическая церковь не разрешает повторный брак, пока «смерть не разлучит» с предыдущим партнером. Скрепить перед богом экстравагантные, крайне запутанные отношения пара смогла лишь после ухода в мир иной первого мужа Галы поэта Поля Элюара.
Сходить под венец на склоне лет, после всех безумств, которым предавались дорвавшиеся друг до друга любовники, — скорее всего, эта оригинальная идея принадлежала Гале. Ей тогда исполнялось то ли 65, то ли 66, то ли 68.
Уроженка Казани, в 18 лет покинувшая Россию, всегда скрывала возраст и другие факты биографии. А Сальвадору Дали, привыкшему беспрекословно подчиняться своей музе, в мае 58-го стукнуло 53.
Впрочем, и на седьмом десятке Гала могла дать фору молодым. В стремлении чувствовать себя желанной она окружала себя желторотыми любовниками, задаривая их деньгами и дорогими презентами.
После развода с Галой Элюар некоторое время жил в доме Дали и даже был допущен третьим на их любовное ложе. «Жаль, что моя анатомия не позволяет мне заниматься сексом сразу с пятью мужчинами», — сетовала ненасытная Галочка. По средам они с мужем устраивали в парижской квартире представления: она публично совокуплялась с одним или несколькими мужчинами, а Дали наблюдал за этим, практикуя «самоэротику» — онанизм.
Большой ребенок
Появившись в жизни 25-летнего Дали, Гала заявила: «Скоро вы станете таким, каким я хочу вас видеть, мой мальчик!» Впрочем, почва была благодатная — особые склонности отличали мастера с ранних лет.
11 мая 1904 г. Он родился в каталонском Фигерасе в семье нотариуса. В детстве чувствовал, будто занимает место старшего брата, тоже Сальвадора, который умер в 2-летнем возрасте. Родители, виня себя в смерти первенца, позволяли второму все. Привлекая внимание к себе, Дали раскладывал собственные какашки по всему дому. А в восемь лет писался в постель, требуя купить велосипед.- 1910 — 1914 гг. Был сообразительным, но заносчивым и неуправляемым ребенком. Однажды затеял скандал на торговой площади, вынудив хозяина лавки открыть ее во время сиесты и подарить ему леденец. Проигрывая в школьных играх, вел себя так, будто выиграл, и торжествовал. Часто лез без причины в драку.
- 1922 г. Поступил в Академию изящных искусств в Мадриде, познакомился с Федерико Гарсиа Лорка, который пытался его соблазнить. «В глубине души я говорил себе, что он великий поэт и что я должен уступить ему немного божественного Дали», — писал Сальвадор.
- 1929 г. Увидев на пляже в Кадакесе 36-летнюю Елену Дьяконову — Галу, был без ума от ее крутых бедер, тонкой талии, маленьких грудей и ягодиц, которые «помещаются в ладони». Вскоре они стали любовниками.
- 1935 г. Гала и Дали познакомились с британским коллекционером и меценатом Эдвардом Джеймсом. Отношения между англичанином и испанцем не ограничивались деловыми контактами. «Гала больше чем догадывалась, как близки были Дали и я», — писал Джеймс.
- 1934 г. Женившись на Гале, художник радовался, что она уже не может родить. «Один из сыновей Пикассо бегает по Парижу полуголый и полубезумный. Если уж у Пикассо такой сумасшедший сын, представьте, кто родился бы у меня!» — писал Дали.
- 1936 г. На выставку сюрреалистов в Лондоне художник явился в водолазном костюме. И чуть не задохнулся — шлем едва успели отвинтить.
- 1940 г. Пара на восемь лет поселилась в США. Гала нелегально вывозила из Америки чемоданы валюты, вырученные за продажу подделок под Дали.
- 1943 г. Вышел единственный роман художника «Скрытые лица». Критики назвали его «психотическим бардаком».
- 1948 г. Дали и Гала вернулись в Испанию, хотя страна была под властью диктатора Франко. Живописец тепло с ним общался и даже написал портрет внучки.
- 1949 г. Сестра гения Анна-Мария, которую многие считали его любовницей, опубликовала мемуары. Сальвадор был в бешенстве: «Старая лесбиянка» — иначе он ее не называл.
- 1963 г. Сошелся с певицей Амандой Лир, которую представлял всем как гермафродита.
- 1968 г. Купил для Галы замок Пуболь. Она запретила мужу приходить туда без ее письменного разрешения.
- 1974 г. Основал театр-музей имени себя в Фигерасе. Фасад здания «украшен» муляжами фекалий.
- 1980 г. Художника частично разбил паралич, но он исхитрялся колотить жену, которая крутила шашни с молодыми парнями. В отместку та подсадила его на седативные препараты.
- 10 июня 1982 г. Смерть Галы. Обходя запрет полиции, Дали перевез ее тело из клиники в замок Пуболь, «усадив» труп на заднее сиденье автомобиля. После похорон страдал от галлюцинаций.
- 31 августа 1984 г. Из-за короткого замыкания Сальвадор чуть не погиб — обгорело 75 % тела.
- 23 января 1989 г. Мастер умер в больнице Барселоны. Завещал похоронить себя так, чтобы по его могиле ходили люди. Гроб замурован под полом театра-музея в Фигерасе.
«Маленький, жалкий и мягкий»
- В школе Сальвадор любил помериться пенисом с одноклассниками, причем свой он называл «маленьким, жалким и мягким». Подростком он наткнулся на медицинский справочник о венерических болезнях, заботливо оставленный отцом на пианино. Пораженный видом разложившихся гениталий, художник надолго оставил мысль о связи с женщинами.
- Как-то ему в руки попал порнороман, где главный герой хвастался, что может «заставить женщину скрипеть, как арбуз». Юноша корил себя за неспособность делать то же самое.
- Дали испытывал оргазм, наблюдая, как другие занимаются любовью или самоудовлетворяются. Подглядывал даже за женой, когда та принимала ванну.
- Арт-критик Брайан Сьюэлл, описывая знакомство с художником, рассказывал, что Дали, пригласив прогуляться в сад, попросил его снять штаны и мастурбировать, лежа в позе эмбриона под статуей Христа.
- Певица Шер с мужем зашли в гости к художнику и застали его в растрепанном виде. Шер попался под руку красиво раскрашенный резиновый жезл. Она начала вертеть его, на что гений торжественно сообщил, что это вибратор.
Причуды гения
- По воспоминаниям легендарной барселонской проститутки Лидии Артигас, в 60-е Дали зашел в ВИП-бордель «Сан Марио», уселся в кресло и попросил принести ему утку. Как только птица оказалась у него в руках, он свернул ей шею. «Художник показался мне спесивым и высокомерным», — вспоминала она.
- Дали носил брюки и пиджак из кожи жирафа, туфли Аладдина с загнутыми носами и фиолетовые носки, которые ему подарил Элвис Пресли.
- Часто, размышляя, сидел с ключом в руке. Когда дремота брала верх, ключ падал и пробуждал маэстро. Он утверждал, что в эти минуты его посещает озарение.
Дурная наследственность
В 1886-м дед Дали по отцовской линии Гал Хосеп Сальвадор, страдавший от депрессии и мании преследования, покончил с собой. Вышел на балкон на третьем этаже и стал кричать, что его обокрали и пытались убить. Полиция убедила несчастного остановиться, но через шесть дней Гал все-таки бросился вниз головой.
В 1951 году Дали совместно с фотографом Филиппом Хальсманом создали одну из самых скандальных фотографий прошлого века под названием «Сладострастная смерть»«Ч» на палочке
В 1969 г. маэстро придумал логотип леденцов чупа-чупс и потребовал в качестве гонорара каждый день присылать ему коробку конфет. С этой коробкой он являлся на детскую площадку, где на глазах у детей разворачивал один шарик за другим и, лизнув раз, выбрасывал.
Похоть, страх и ужас
Вбив себе в голову, что он импотент и скрытый гей, певец сюрреализма отчаянно тешил себя онанизмом. Одна из самых известных работ буквально кричит о скрытых комплексах своего живописца. Она наполнена множеством знаков и символов, часть которых мы попытаемся разгадать.
Великий мастурбатор. 1929 год. 110 х 150 см. Холст. Масло. Находится в Центре искусств королевы Софии, Мадрид.- В центре картины — Гала: она помогла Дали освободиться от страха близости.
- Гигантская голова напоминает очертания скалы близ Кадакеса, где художник много лет жил вместе с любимой.
- Саранча, кузнечики, да еще на лице, с детства вызывали у художника ужас. Еще в школе дети подсовывали ему за шиворот этих насекомых, доводя мальчика до истерики.
- Муравьи, ползающие по брюшку саранчи, — символ разложения.
- Рот женщины прижимается к паху мужчины, намекая на оральный секс.
- Порезы на ногах говорят об ужасе живописца перед кастрацией.
- Яйцо — знак плодородия и символическое изображение жизни.
- Пестик лилии в виде фаллоса — нежный и беззащитный — вырастает из мягких бледных лепестков.
www.eg.ru
10 интересных фактов из жизни Сальвадора Дали
«Художник не тот, кто вдохновляется, а тот, кто вдохновляет».
11 мая исполняется 113 лет со дня рождения Сальвадора Дали.
Меня всегда вдохновлял этот великий художник, и я решила сделать подборку из интересных фактов его жизни.
Читайте и наслаждайтесь!
1. В детстве Дали боялся кузнечиков, но ему нравился вид крови. В 15 лет его исключили из школы за эксцентричное поведение. Позже он закончил школу с отличием.
2. Его жена Елена Дьяконова родилась в Казани и была старше Дали на 10 лет. У них не было детей.
3. Сальвадор Дали работал с Кристианом Диором, они вместе создали «костюм 2045 года».
4. Дали придумал логотип »Чупа-Чупс». Взамен он получал бесплатно леденцы.
5. Искусственные ногти, которые сейчас так популярны, тоже придумал он. Изначально в них были встроены маленькие зеркала, чтобы смотреться.
6. Однажды художник пришел на выставку сюрреалистов в водолазном костюме.
7. Когда Дали приехал в Нью-Йорк в 1934 году, в руках он нес в качестве аксессуара двухметровый батон.
8. В 1975 году маэстро закончил фильм «Впечатления о верхней Монголии», в котором рассказывается об экспедиции , отправившейся на поиски галлюциногенных грибов. Ввиду специфичности фильма его просмотр полностью могут осилить только критики, которые и не такое видели.
9. В 1959 году в Париже состоялась презентация овоисипеда. Овоисипед — прозрачный шар с закрепленным внутри сиденьем для одного человека.
10. После смерти жены художник практически не рисовал. Он сидел дома и ни с кем не общался.
После смерти тело художника замуровали в пол в музее Дали в Фигерасе. Такова была его последняя воля.
Сальвадор Дали «Галатея сфер»
Спасибо, что прочитали мою статью! Надеюсь, вам было интересно!
А вам нравится творчество Сальвадора Дали?
Жду ваши комментарии и лайки!
www.livemaster.ru
Дали, Сальвадор — это… Что такое Дали, Сальвадор?
Сальвадор Дали | |
Salvador Dalí | |
Сальвадор Дали, 1939г. | |
Имя при рождении: | Сальвадор Доме́нек Фелип Жасинт Дали и Доме́нек |
---|---|
Дата рождения: | 11 мая 1904(1904-05-11) |
Место рождения: | Фигерас |
Дата смерти: | 23 января 1989(1989-01-23) (84 года) |
Место смерти: | Фигерас |
Гражданство: | Испания |
Жанр: | художник, живописец, график, скульптор, режиссёр |
Учёба: | Школа изящных искусств Сан-Фернандо, Мадрид |
Стиль: | сюрреализм, дадаизм, кубизм |
Известные работы: | «Постоянство памяти», |
Влияние: | Фридрих Ницше, Зигмунд Фрейд |
Работы на Викискладе |
Сальвадо́р Дали́ (полное имя Сальвадор Доме́нек Фелип Жасинт Дали и Доме́нек, маркиз де Пуболь, кат. Salvador Domènec Felip Jacint Dalí i Domènech, Marqués de Dalí de Púbol, исп. Salvador Domingo Felipe Jacinto Dalí i Domènech, Marqués de Dalí y de Púbol; 11 мая 1904 — 23 января 1989) — испанский живописец, график, скульптор, режиссёр, писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма.
Работал над фильмами: «Андалузский пёс», «Золотой век», «Заворожённый». Автор книг «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим» (1942), «Дневник одного гения» (1952-1963), Oui: The Paranoid-Critical Revolution (1927-33) и эссе «Трагический миф Анжелюса Милле».
Биография
Детство
Сальвадор Дали родился 11 мая 1904 года в городе Фигерасе, провинция Жирона, в семье зажиточного нотариуса. По национальности был каталонцем, воспринимал себя в этом качестве и настаивал на этой своей особенности. Имел сестру и старшего брата (12 октября 1901 — 1 августа 1903), который умер от менингита. Позднее в возрасте 5 лет, на его могиле, родители сказали Сальвадору, что он — реинкарнация своего старшего брата.
В детстве Дали был сообразительным, но заносчивым и неуправляемым ребёнком. Однажды он даже затеял скандал на торговой площади ради леденца, вокруг собралась толпа и полицейские попросили хозяина лавки открыть её во время сиесты и подарить-таки непослушному мальчику данную сладость. Он добивался своего капризами и симуляцией, всегда стремился выделиться и привлечь к себе внимание. Многочисленные комплексы и фобии (страх перед кузнечиками[1] и другие[какие?]) мешали ему включиться в обычную школьную жизнь, завести с детьми обычные связи дружбы и симпатии. Но, как и любой человек, испытывая сенсорный голод, он искал эмоциональный контакт с детьми любыми способами, стараясь вжиться в их коллектив если не в роли товарища, то в любой другой роли, а точнее той единственной, на которую был способен — в роли эпатажного и непослушного ребёнка, странного, чудаковатого, всегда поступающего вопреки чужим мнениям. Проигрывая в школьных азартных играх, он вёл себя так, будто выиграл, и торжествовал. Иногда без причины затевал драки. Частично комплексы, приведшие ко всему этому, были вызваны и самими одноклассниками: они относились к «странному» ребёнку довольно нетерпимо, использовали его страх перед кузнечиками, подсовывали ему за шиворот этих насекомых, чем доводили Сальвадора до истерики, о чём он позднее поведал в своей книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим».
Обучаться изобразительному искусству начал в муниципальной художественной школе. С 1914 по 1918 год воспитывался в Академии братьев ордена маристов в Фигерасе. Одним из друзей детства был будущий футболист ФК «Барселона» Хосеп Самитьер. В 1916 году, с семьей Рамона Пишо, отправился на каникулы в город Кадакес, где познакомился с современным искусством.
Юность
В 1921 году поступает в Академию Сан-Фернандо. Рисунок, представленный им, ещё абитуриентом, был высоко оценён преподавателями, но не принят из-за малых размеров. Сальвадору Дали дали 3 дня на изготовление нового рисунка. Однако юноша не спешил с работой, чем очень беспокоил своего отца, который и без того за долгие годы натерпелся его причуд. В конце концов юный Дали сообщил, что рисунок готов, но он даже меньше предыдущего, и это стало для отца ударом. Однако преподаватели в силу чрезвычайно высокого мастерства сделали исключение и приняли молодого эксцентрика в академию.
В этом же году умирает мать Сальвадора Дали, что становится для него трагедией.
В 1922 году[источник не указан 827 дней] переезжает в «Резиденцию» (исп. Residencia de Estudiantes) (студенческое общежитие в Мадриде для одаренных молодых людей) и начинает учёбу. В те годы все отмечают его щёгольство. В это время он знакомится с Луисом Буньюэлем, Федерико Гарсиа Лоркой, Педро Гáрфиасом. С увлечением читает работы Фрейда.
Знакомство с новыми течениями в живописи развивается — Дали экспериментирует с методами кубизма и дадаизма. В 1926 г. его выгоняют из Академии за высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям. В том же году впервые едет в Париж, где знакомится с Пáбло Пикáссо. Пытаясь найти собственный стиль, в конце 1920-х создает ряд работ под влиянием Пикáссо и Жоана Мирó. В 1929 г. участвует вместе с Буньюэлем в создании сюрреалистического фильма «Андалузский пёс».
Тогда же он впервые встречает свою будущую жену Галу́ (Елену Дмитриевну Дьяконову), бывшую тогда женой поэта Поля Элюара. Сблизившись с Сальвадором, Гала, однако, продолжает встречаться со своим мужем, заводит попутные отношения с другими поэтами и художниками, что в то время казалось приемлемым в тех богемных кругах, где вращались Дали, Элюар и Гала. Понимая, что фактически увёл у друга жену, Сальвадор в качестве «компенсации» пишет его портрет.
Молодые годы
Работы Дали демонстрируются на выставках, он завоевывает популярность. В 1929 г. примыкает к группе сюрреалистов, организованной Андре Бретоном. В это же время происходит разрыв с отцом. Неприязнь семьи художника к Гала, связанные с этим конфликты, скандалы, а также надпись, сделанная Дали на одном из холстов — «Иногда я с наслаждением плюю на портрет моей матери» — привели к тому, что отец проклял сына и выставил его из дома. Провокационные, эпатажные и, казалось бы, ужасные поступки художника далеко не всегда стоило понимать буквально и всерьёз: вероятно, он не хотел оскорбить свою мать и даже не представлял, к чему это приведёт, возможно, он жаждал испытать серию чувств и переживаний, которые стимулировал у себя таким кощунственным, на первый взгляд, поступком. Но отец, огорчённый давней смертью жены, которую любил и память о которой бережно хранил, не выдержал выходок сына, ставших для него последней каплей. В отместку негодующий Сальвадор Дали послал отцу в конверте свою сперму с гневным письмом: «Это всё, что я тебе должен». Позднее, в книге «Дневник одного гения» художник, будучи уже пожилым человеком, хорошо отзывается об отце, признаёт, что тот сильно любил его и терпел доставляемые сыном страдания.
В 1934 г. неофициально вступает в брак с Гала (официальное венчание произошло в 1958 году в испанском городке Жирона). В том же году впервые посещает США.
Разрыв с сюрреалистами
После прихода к власти каудильо Фрáнко в 1936 году Дали ссорится с сюрреалистами, стоящими на левых позициях, и его исключают из группы. В ответ Дали не без оснований заявляет: «Сюрреализм — это я». Сальвадор был практически аполитичен, и даже его монархистские взгляды следует понимать сюрреалистически, то есть невсерьёз, равно как и постоянно рекламируемую им сексуальную страсть к Гитлеру. Он жил сюрреалистически, его высказывания и работы имели более широкий и глубокий смысл, нежели интересы конкретных политических партий. Так, в 1933 году он пишет картину Загадка Вильгельма Телля, где изображает швейцарского фольклорного героя в образе Ленина с огромной ягодицей. Дали переосмыслил швейцарский миф по Фрейду: Телль стал жестоким отцом, который желает убить своего ребёнка. Наслоились личные воспоминания Дали, порвавшего со своим отцом. Ленин же воспринимался коммунистически настроенными сюрреалистами как духовный, идейный отец. На картине изображено недовольство властным родителем, шаг на пути к формированию зрелой личности. Но сюрреалисты поняли рисунок буквально, как карикатуру на Ленина, и некоторые из них даже пытались уничтожить полотно.
Эволюция творчества. Отход от сюрреализма
В 1937 году художник посещает Италию и остаётся в восторге от произведений Ренессанса. В его собственных работах начинает доминировать правильность человеческих пропорций и другие черты академизма. Невзирая на отход от сюрреализма, его картины по-прежнему наполнены сюрреалистическими фантазиями. Позднее Дали (в лучших традициях своего самомнения и эпатажности) приписывает себе спасение искусства от модернистской деградации, с чем связывает своё собственное имя («Salvador» в переводе с испанского означает «Спаситель»).
Дали в США
С началом второй мировой войны Дали вместе с Гало́й уезжает в США, где они живут с 1940 по 1948 г. В 1942 г. выпускает беллетризованную автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Его литературные опыты, как и художественные произведения, как правило, оказываются коммерчески успешными. Он сотрудничает с Уолтом Диснеем. Тот предлагает Дали испытать свой талант в кино — искусстве, которое в то время было овеяно ореолом волшебства, чудес и широких возможностей. Но предложенный Сальвадором проект сюрреалистического мультфильма Destino был признан коммерчески нецелесообразным, и работа над ним была прекращена. Дали работает с режиссёром Альфредом Хичкоком и рисует декорации для сцены сна из фильма «Заворожённый». Однако сцена вошла в фильм очень урезанной — опять же из коммерческих соображений.
Средние и пожилые годы
После возвращения в Испанию живёт преимущественно в своей любимой Каталонии. В 1965 году приезжает в Париж и вновь, как почти 40 лет назад, покоряет его своими работами, выставками и эпатажными поступками. Снимает причудливые короткометражные фильмы, делает сюрреалистические фотографии. В фильмах он использует в основном эффекты обратного просмотра, но умело подобранные объекты съёмки (льющаяся вода, мяч, скачущий по ступенькам), интересные комментарии, таинственная атмосфера, созданная актёрской игрой художника, делает фильмы необычными образцами арт-хауса. Дали снимается в рекламах, причём даже в подобной коммерческой деятельности не упускает возможности для самовыражения. Телезрителям надолго запомнилась реклама шоколада, в которой художник откусывает кусочек плитки, после чего у него от эйфорического восторга закручиваются усы, и он восклицает, что сошёл с ума от этого шоколада.
Его отношения с Гало́й достаточно сложны. С одной стороны она с самого начала их отношений продвигала его, находила покупателей его картин, убедила его писать работы, более понятные массовому зрителю (разительна перемена в его живописи на рубеже 20-30-х гг.), делила вместе с ним и роскошь, и нужду. Когда не было заказа на картины, Гала заставляла мужа разрабатывать товарные бренды, костюмы: её сильная, решительная натура была очень нужна слабовольному художнику. Гала наводила порядок в его мастерской, терпеливо складывала холсты, краски, сувениры, которые Дали бессмысленно разбрасывал, ища нужную вещь. С другой стороны она постоянно имела отношения на стороне, в поздние годы супруги нередко ссорились, любовь Дали была скорее дикой страстью, а любовь Гала не была лишена расчёта, с которой она вышла замуж за гения. В 1968 г. Дали покупает для Галы замок в деревне Пуболь, в котором она жила отдельно от мужа, и который он сам мог посещать лишь по письменному разрешению супруги. В 1981 г. у Дали развивается болезнь Паркинсона. В 1982 г. умирает Гала́.
Последние годы
После смерти жены Дали переживает глубокую депрессию. Сами его картины упрощаются, и на них долгое время преобладает мотив скорби (вариации на тему «Пьета»). Болезнь Паркинсона также мешает Дали рисовать. Его самые последние работы («Петушиные бои») представляют собой простые закорючки, в которых угадываются тела персонажей — последние попытки самовыражения несчастного больного человека. Ухаживать за больным и обезумевшим стариком было трудно, он бросался в медсестёр тем, что подворачивалось под руку, кричал, кусался. В 1984 году в замке произошёл пожар. Парализованный старик безуспешно звонил в колокольчик, пытаясь позвать на помощь. В конце концов он превозмог немощь, свалился с кровати и пополз к выходу, но потерял сознание у двери. С тяжёлыми ожогами он был доставлен в больницу, но выжил. Больной, немощный, Дали скончался 23 января 1989 г. от сердечного приступа. Единственная разборчивая фраза, которую он произнёс за годы болезни, была «Мой друг Лорка»: художнику припомнились годы счастливой, здоровой молодости, когда он дружил с поэтом Федерико Гарсиа Лорка. Тело Дали замуровано в пол в одной из комнат театра-музея Дали в г. Фигерас. Художник завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди.
Доска на стене в комнате, где погребен ДалиНекоторые произведения
- Портрет Луиса Буньюэля (1924)
- Как и «Натюрморт» (1924) или «Пуристический натюрморт» (1924), данная картина создана во время поиска Дали своей манеры и стиля исполнения, по атмосфере же напоминает полотна Де Кирико.
- Плоть на камнях (1926)
- Дали называл Пикáссо своим вторым отцом. Данное полотно выполнено в несвойственной Сальвадору кубистической манере, как и ранее написанный «Кубистический автопортрет» (1923). Кроме того, Дали были написаны и несколько портретов Пикáссо.
- Приспособление и рука (1927)
- Продолжаются эксперименты с геометрическими формами. Уже чувствуется та мистическая пустыня, манера написания пейзажа, свойственная Дали «сюрреалистического» периода, а также некоторым другим художникам (в частности, Иву Танги).
- Незримый человек (1929)
- Также называемая «Невидимкой», картина демонстрирует метаморфозы, скрытые смыслы и контуры предметов. Дали нередко возвращался к данному приёму, сделав его одной из основных черт своей живописи. Это касается ряда более поздних картин, таких как, к примеру, «Лебеди, отражающиеся в слонах» (1937) и «Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря» (1938).
- Просвещённые удовольствия (1929)
- Вскрывает навязчивые идеи и детские страхи Дали. Также использует образы, позаимствованные из своих же «Портрета Поля Элюара» (1929), «Загадки желания: «Мою мать, Мою мать, Мою мать» (1929) и некоторых других.
- Великий мастурбатор (1929)
- Картина, подобно «Просвещённым удовольствиям», является полем изучения личности художника.
- Вильгельм Телль (1930)
- Переосмыслив роль и сущность швейцарского фольклорного героя, преподнеся его в картине как властного отца, который своим давлением, своей «диктатурой» сковывает развитие и личностное взросление сына. Выставленный напоказ отцовский фаллос, ножницы в его руке — иллюстрация к фрейдовской идее о комплексе кастрации, который испытывает сын, подавленный образом своего отца.
- Постоянство памяти (1931)
- Одно из самых известных произведений Сальвадора Дали. Как и многие другие, оно использует идеи из прежних работ. В частности, это автопортрет и муравьи, мягкие часы и берег Кадакеса, родины Дали.
- Параноические превращения лица Гала (1932)
- Как бы картина-инструкция параноико-критического метода Дали.
- Ретроспективный бюст женщины (1933)
- Сюрреалистический предмет. Несмотря на огромный хлеб и початки — символы плодородия, Дали как бы подчёркивает цену, которой всё это даётся: на лице женщины полно изъедающих её муравьёв.
- Загадка Вильгельма Телля (1933)
- Одно из откровенных издевательств Дали над коммунистической любовью Андре Бретона и его левыми взглядами. Главный герой по словам самого Дали — это Ленин в кепке с огромным козырьком. В «Дневнике гения» Дали пишет, что младенец — это он сам, орущий «Он хочет меня съесть!». Здесь же имеются и костыли — непременный атрибут творчества Дали, сохранивший свою актуальность на протяжении всей жизни художника. Этими двумя костылями художник подпирает козырёк и одну из ляжек вождя. Это не единственная известная работа на данную тему. Ещё в 1931 году Дали написал «Частичная галлюцинация. Шесть явлений Ленина на рояле».
- Лицо Мэй Уэст (использованное в качестве сюрреалистической комнаты) (1934—1935)
- Работа была реализована как на бумаге, так и в виде реальной комнаты с мебелью в виде губ-дивана и прочего.
- Женщина с головой из роз (1935)
- Голова из роз — это скорее дань Арчимбольдо, художнику, горячо любимому сюрреалистами. Арчимбольдо задолго до появления авангарда как такового писал портреты придворных мужей, используя овощи и фрукты для их составления (нос-баклажан, волосы из пшеницы и тому подобное). Он (как и Босх) был нечто вроде сюрреалиста до сюрреализма.
- Венера Милосская с ящиками (1936)
- Наиболее известный далианский предмет. Идея ящиков присутствует и в его живописи. Подтверждением тому могут служить «Жираф в огне» (1936—1937), «Антропоморфный шкафчик» (1936) и другие картины.
- Телефон — омар (1936)
- Так называемый, сюрреаллистический предмет — предмет, потерявший свою сущность и традиционную функцию. Чаще всего призван был вызывать резонанс и новые ассоциации. Дали и Джакометти были первыми, кто создал то, что сам Сальвадор называл «предметами с символической функцией».
- Солнечный столик (1936) и Поэзия Америки (1943)
- Когда реклама плотно вошла в жизнь всех и каждого, Дали прибегает к ней для создания специального эффекта, этакого ненавязчивого культурного шока. В первой картине он как бы случайно роняет на песок пачку сигарет «CAMEL», а во второй — использует бутылку «Кока-Колы».
- Загадка Гитлера (1937)
- Сам Дали о Гитлере отзывался по-разному. Он писал, что его притягивает мягкая, пухлая спина фюрера. Его мания не вызывала особых восторгов среди сюрреалистов, питавших симпатии к левым. С другой стороны, Дали впоследствии говорил о Гитлере как о законченном мазохисте, который начал войну с одной лишь целью — её проиграть. По словам художника, как-то у него попросили автограф для Гитлера и он поставил прямой крест — «полную противоположность ломаной фашистской свастике».
- Обнажённый Дали, созерцающий пять упорядоченных тел, превращающихся в корпускулы, из которых неожиданно сотворяется Леда Леонардо, оплодотворённая лицом Гала (1950)
- Одна из многих картин, относящихся к периоду увлечения Дали физикой. Он разбивает образы, предметы и лица на шаровидные корпускулы или некие подобия носорожьих рогов (ещё одна навязчивая идея, продемонстрированная в дневниковых записях). И если примером первого приёма служит «Галатея со сферами» (1952) или данная картина, то на втором построен «Взрыв головы Рафаэля» (1951).
- Распятие или Гиперкубическое тело (1954)
- Corpus hypercubus — полотно, изображающее распятие Христа. Дали обращается к религии (а также мифологии, примером чему служит «Колосс Родосский» (1954)) и пишет библейские сюжеты по-своему, привнося в картины немалую долю мистики. Непременным персонажем теперь и «религиозных» картин становится жена Гала́. Тем не менее, Дали не ограничивает себя и позволяет писать довольно провокационные вещи. Такие, как «Содомское самоудовлетворение невинной девы» (1954).
- Тайная вечеря (1955)
- Известнейшее полотно, демонстрирующее одну из библейских сцен. Многие исследователи до сих пор спорят о ценности так называемого «религиозного» периода в творчестве Дали. Картины «Гвадалупская Богоматерь» (1959), «Открытие Америки усилием сна Христофора Колумба» (1958—1959) и «Вселенский собор» (1960) (на которой Дали запечатлел и себя самого) — яркие представители полотен того времени.
На полотне представлены в своей совокупности сцены Библии (собственно вечеря, хождение Христа по воде, распятие, моление перед предательством Иуды), которые удивительно сочетаются, переплетаясь друг с другом.
Библейская тема в творчестве Сальвадора Дали занимает весомую позицию. Художник пытался найти Бога в окружающем мире, в себе, представляя Христа центром первозданной Вселенной («Христос Святого Иоанна Креста», 1951).
Скульптуры Дали
Лошадь со всадником спотыкаясь
Cидячий Дон Кихот
Космический слон
Интересные факты
Сальвадор Дали в 1972 г.- Дизайн Чупа-Чупса
- Энрике Бернат назвал свою карамель «Чупсом», и сначала у неё было только семь вкусов: клубника, лимон, мята, апельсин, шоколад, кофе со сливками и клубника со сливками. Популярность «Чупса» росла, увеличивалось количество выпускаемой карамели, появлялись новые вкусы. Карамель уже не могла оставаться в изначальной скромной обертке, нужно было придумать нечто оригинальное, чтобы «Чупс» узнавали все. Энрике Бернат обратился к своему земляку, знаменитому художнику Сальвадору Дали с просьбой нарисовать что-нибудь запоминающееся[2]. Гениальный художник думал недолго и менее чем за час набросал ему картинку, где была изображена ромашка «Чупа Чупс», которая в несколько измененном виде сегодня узнаваема как логотип «Чупа Чупс» во всех уголках планеты. Отличием нового логотипа было и его местоположение: он находится не сбоку, а сверху конфетки
- В 2003 году компанией «Уолт Дисней» был выпущен мультипликационный фильм «Destino». Разработка фильма началась с сотрудничества Дали с американским мультипликатором Уолтом Диснеем ещё в 1945 году, но была отложена вследствие финансовых проблем компании.
- C 1965 года в главной столовой тюремного комплекса на острове Рикерс (США) на самом видном месте висел рисунок Дали, который тот написа́л как извинение заключённым за то, что не смог присутствовать у них на лекции по искусству, как обещал. В 1981 году рисунок перевесили в холл «в целях сохранности», а в марте 2003 года он был заменён на подделку, а оригинал украден, по этому делу предъявили обвинения четырём сотрудникам. Несмотря на то, что трое из них признали себя виновными, а четвёртый был оправдан, оригинал так и не был найден[3][4].
Образ Дали в кинематографе
См. также
Примечания
Литература
- Делассен С. Гала для Дали. Биография супружеской пары. М., Текст, 2008.
- Джорж Оруэл (англ. George Orwell). Привилегия духовных пастырей.Эссе. — Лениздат, 1990.
Ссылки
dic.academic.ru
Сальвадор Дали, биография, история жизни, творчество
Сальвадор Дали родился в Испании в 1904 году и прожил жизнь человека неординарного и своеобразного. Его творчество заставляет задуматься над проблемами глобальными и актуальными по сей день.
Начало жизненного пути
В 1904 году 11 мая в семье обеспеченного юридического работника появился на свет Сальвадор Дали. Помимо него в семье были еще дети его старший брат, умерший за год до его рождения и сестра Анна Мария Дали. С первых дней своей жизни маленький Дали показывал свой непростой и непокорный характер. Будучи ребенком пугливым с огромным количеством фобий Сальвадор мало общался со своими сверстниками и часто проводил время в одиночестве. Чувствуя недостаток общения, он решил, что найдет для себя подходящую роль которую будет играть перед обществом.
Показывая себя как ребенка, который всегда все делает наперекор другим, капризного и не от мира сего. Таким способом ему удавалось привлечь к себе внимание и получать хоть и своеобразное, но общение с людьми. Пытаясь поддерживать созданный им образ, он однажды устроил скандал посреди рыночной площади требуя конфету. Устроенный им шум привлек к нему внимание находившихся рядом людей и милиционеров собрав большую толпу вокруг. В конечном итоге продавцу кондитерского магазина пришлось открывать лавку во время обеденного перерыва только что бы успокоить капризного парнишку.
Школьные годы для Дали проходили весьма печально. Созданный им образ странного ребенка пошел против него, и одноклассники сторонились его слишком переменчивого поведения. Играя в школьные азартные игры, он всегда вел себя слишком вызывающе и мог внезапно начать драку просто ради развлечения. Окружающие его люди не были в восторге от такого поведения и очень часто над ним издевались, используя его фобии, например, боязнь кузнечиков. Самым любимым развлечением было подложить кузнечика Сальвадору за шиворот или в портфель вызывая у него приступ истерики и паники.
Сальвадор Дали прогуливается со своим муравьедом, 1969-ый год.
Юность
Начиная с 1914 года обучался в Академии маристов. Через два года посетив город Кадакес с родителями своего друга он открывает для себя «истинное искусство». Тяжелым потрясением для художника стала смерть матери в 1921 году. Пытаясь найти утешение в искусстве он через несколько месяцев после похорон пробует поступить в Академию Сан-Фернандо. Полотно, которое он подготовил для вступительного экзамена не подходило под параметры учебного заведения. Переделав картину за три дня до экзамена Дали шокировал своего отца тем что, она была слишком мала и еще больше отличалась от требуемых параметров.
Натерпевшись от своего чада и зная его скверный характер, родитель просто отступил, не желая спорить понапрасну. Однако приемная комиссия решила принять эксцентричного юношу благодаря его мастерству. Переехав в общежитие академии, юноша начинает следить за своей манерой речи и стилем одежды. Увлекается изучением психологии, а в частности работами Фрейда. К сожалению смена обстановки и окружения не изменила характер рисовальщика и в 1926 году его исключили из академии. Его дерзкое поведение и полное отсутствие уважения к преподавателям привело к отказу в восстановлении его как студента. Решив продолжить развитие своего стиля Сальвадор отправляется в Париж. На одной из выставок происходит не мало важная для развития его творчества встреча с Пабло Пикассо. Находясь под впечатлением от общения с художником, он создает серию работ в схожем с ним стиле. В 1929 году впервые пробует себя в роли режиссёра и берется за создание фильма «Андалузский пёс».
Муза
В конце 1929 года он встречает свою музу и в будущем жену Елену Дьяконову которая на тот момент состояла в браке. Будущий женщиной свободолюбивой Гала, как ее называли близкие, несмотря на наличие мужа пребывала в отношениях еще с несколькими мужчинами включая Дали. Такое поведение не было чем-то необычным в тех кругах в которых тогда вращались молодые люди. Напористость и эксцентричность Сальвадора склонили сердце женщины и вскоре она ушла от мужа. Понимая, что он разрушил брак, художник рисует портрет мужу Галы, Полю Элюару в качестве извинения.
Семья Дали категорически отказывается принимать их отношения из-за чего разгорается сильный скандал между отцом и сыном. Терпение родных лопнуло под натиском его постоянных выходок, и отец выгоняет сына из дома и проклинает, не желая больше видеть. Сюрреалистическая группа, в которой художник состоял с начала 1929 года дала значительный результат, его легко можно заметить по его работах. В 1934 году он вступает в гражданский брак с Галой, тогда же он впервые посетил США. Будучи разных политических взглядов со своими соплеменниками сюрреалистами, он ссорится с ними в 1936 году во время военного переворота и его исключают из группы. Этот человек в будущем стал аполитичен и любые его высказывания касаемо политики можно было воспринимать как своеобразный сюрреализм. Даже его сексуальная увлеченность Гитлером была сюрреалистична. Несмотря на все это его работы имели большой политический посыл и несли куда больший смысл чем большинство партий того времени.
Перемены в творчестве
Посетив Италию в 1937 сюрреалист приходит в восторг от исполнения и манеры живописи художников Ренессанса. Начиная с этого периода в его картинах появляется правильность линий и более четкие пропорции человека. С этими изменениями в его работах доминирует реалистичное восприятие сюрреалистичного бытия. Вторая мировая война стала причиной по которой Дали со своей женой отправляется жить в США. Публика хорошо принимает его творчество, и он оказывается весьма успешен коммерчески. Знакомство с Уолтом Диснеем дает жизнь мультфильму Destino но, увы релиз проекта отложили из-за страха что публика его не поймет.
Так же художником были созданы декорации для фильма «Заворожённый» режиссёром которого был Альфред Хичкок. С 1948 по 1965 год живет в Каталонии и занимается исключительно созданием картин. Вернувшись в Париж в 1965 году Дали вызывает неподдельный восторг своими произведениями у местной публики. Его успех набирает все большие обороты, и он принимает участие в создании рекламы, фильмов и фотографий, в которые он вкладывает частички своего необычного мира. Отношения с женой после возвращения во Францию резко ухудшаются, Гала оставаясь все той же свободолюбивой натурой заводит отношения на стороне. Сальвадор будучи страстно влюблен в свою жену не может понять такого ее поведения из-за чего и происходят разногласия семье. Начиная с 1968 года пара живет раздельно и видится довольно редко. В 1981 году у художника обнаруживают болезнь Паркинсона, через год после этого умирает его жена.
Закат жизни
Потеря жены стала непреодолимой преградой на его жизненном пути, Дали впадает в апатию и депрессию. Его работы в этот период становятся скучными и мрачными, а болезнь не позволяет работать с былым умением. Уход за ним приносит множество неудобств окружающим, его характер абсолютно не изменился за все эти годы. Он кусал и бил медсестер, которые пытались ему помочь чем еще больше ухудшал свое здоровье. В 1989 году у него случился сердечный приступ, но не желая оставаться в больнице он переехал в театр-музей, в котором он скончался 23 января того же года. Сальвадор Дали завещал что бы его похоронили в месте где по нему будут ходить люди поэтому он был захоронен в театре-музее в его честь.
Интересные факты:
C 1965 года в главной столовой тюремного комплекса на острове Рикерс (США) на самом видном месте висел рисунок Дали, который тот нарисовал как извинение заключённым за то, что не смог присутствовать у них на лекции по искусству, как обещал. В 1981 году рисунок перевесили в холл «в целях сохранности», а в марте 2003 года он был заменён на подделку, а оригинал украден, по этому делу предъявили обвинения четырём сотрудникам. Несмотря на то, что трое из них признали себя виновными, а четвёртый был оправдан, оригинал так и не был найден.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
theperson.pro
Сальвадор Дали и 15 невероятных фактов из его жизни
Фото: acontinuouslean.
1. История с «Чупа-Чупсом»
Сальвадор Дали является автором логотипа известных леденцов «Чупа-Чупс». Энрик Бернат, основатель компании, лично попросил у Дали помощь в создании лого. И вот, на старой газете из-под руки сюрреалиста появилось всемирно известное на сегодняшний день лого. Решение разместить логотип сверху леденца, а не сбоку, было тоже гениальным предложением Дали.
В качестве вознаграждения Сальвадор получил приличный гонорар и потребовал ежедневно поставлять ему коробку леденцов. С этими леденцами он приходил на детскую площадку, демонстративно распаковывая леденец, облизывая его и выбрасывая на землю. Процесс повторялся, пока Дали не оставался им полностью удовлетворен.
Из серии фотографий Жана Даузаид. Фото: acontinuouslean.
2. Кинул Йоко Оно на деньги.
Аманда Лир, известная как муза Дали, поделилась одной историей: однажды Йоко Оно попросила у Дали прислать ей волосы из его легендарных усов. Дали думал, что Йоко Оно – ведьма и может наслать на него заклятие. Вместо этого, он попросил Аманду найти в саду сухой стебель травы и выслать его Йоко в классной упаковочной коробке.
Йоко Оно заплатила за это 10 000 долларов.
Фото: acontinuouslean.
3. Любовь к Гале.
Да, эта история точно входит в список необычных историй из жизни Дали. Елена Ивановна Дьяконова, известная как Гала, познакомилась молодым Дали, будучи старше его на 10 лет и замужем. Но любовь сразила обоих и в скором времени они поженились.
Это вызвало негодование семьи Дали, но это было не столь важно. Гала стала его музой на всю жизнь. Однажды, он подарил ей замок в провинции Жироны, куда он не мог прийти без письменного приглашения. Сейчас Гала там похоронена.
Фото: acontinuouslean.
4. Сюрреалисты его не признавали.
Дали открыто очаровывался фигурой Гитлера. Даже нарисовал картину в которой образ Гитлера преподнесен как пейзаж. Сюрреалисты видели в этом нацизм, неприемлемый в то время, и исключили Дали из своей компании.
Фото: acontinuouslean.
5. Не наркоман.
Существует стереотип, что все неординарные творцы принимают наркотики, что и служит для них источником для творчества. Но Дали не был замешан в этом. Он заявлял: «Я не употребляю наркотики. Я и есть наркотик».
В необходимое для творчества состояние он погружался при помощи параноидально-критического метода, который изобрел сам. Один из способов, которым он держался в сказочном состоянии, включал пристальное наблюдение за определенным предметом, пока тот не примет другую форму, вызвав галлюцинацию.
Фото: acontinuouslean
6. Был исключен из художественной школы. Дважды.
Будучи бунтарем с самого детства, Дали не стеснялся необычной одежды и поведения. На тот момент экстравагантным считался стиль британского денди 19 века, которого Дали и придерживался. Школу Дали так и не закончил. Первый раз его исключили из-за участия в школьных протестах. Во второй – в 1926 году, прямо перед экзаменами.
Без учебы Дали не терял времени зря и вскоре отправился в Париж. Там он познакомился со своим кумиром – Пабло Пикассо.
Фото: acontinuouslean.
7. Реинкарнация.
У Дали был старший брат. К сожалению, он скончался от менингита и спустя 9 месяцев родился Сальвадор Дали – его назвали так, как звали его старшего брата.
В возрасте пяти лет, родители Дали отвели его на могилу брата и сказали, что он – его реинкарнация. Сальвадор Дали верил в эту концепцию, хотя однажды признался – он долгое время хотел себе доказать, что он – это он, а не новая версия покойного брата.
Фото: acontinuouslean.
8. Собственный музей.
Однажды мэр города Фигерас (родной город Дали) попросил художника пожертвовать одно произведение искусства местному музею. В ответ на это Дали отреставрировал здание театра города во всемирно известный Театр-музей Дали.
Фото: acontinuouslean.
9. Алиса в стране чудес.
Однажды Дали выступил в роли иллюстратора для легендарной «Алисы в стране чудес». Сочетание стиля Дали с сюжетами Льюиса Кэрролла оказалось очень выигрышным. Сначала было издано всего 2 700 копий, но книжки продолжили издавать.
Фото: acontinuouslean.
10. Голограмма Элиса Купера.
Коллаборация Дали и Купера считается одной из самых эпичных в мире искусства. Творцы взаимно восхищались друг другом, и однажды Дали предложил Элису сотрудничать.
Вместе они создали первую в мире голограмму Элиса Купера и в целом отлично проводили время.
11. Королевское сердце.
Сальвадор Дали создал ослепительный шедевр из золота, покрытый 46 рубинами, 42 бриллиантами, двумя изумрудами и другими драгоценными камнями. И это не самая впечатляющая часть. Внутренний механизм заставляет Королевское Сердце биться, будто это живое человеческое сердце.
Сейчас оно находится в Театре-музее Дали.
12. Vogue.
Обычно на обложках журнала Vogue мы видим фотографии моделей. Но пару раз на обложках Vogue были рисунки известного сюрреалиста.
Выпуски с его обложками вышли в декабре 1938, апреле 1944 и декабре 1971 года.
Фото: pinterest.
13. Модный дизайнер.
Дали обожал моду. Он тесно сотрудничал с итальянским дизайнером Эльзой Шиапарелли, которая создавала вещи, вдохновляясь его произведениями. В частности, его «Телефон-омар» был источником вдохновения, и в 1930-х годах они шили платье с омаром для герцогини Виндзорской.
Дали также создал шляпу в форме обуви, пояс с губами в виде пряжки и флаконы для духов. В 1950 году он сотрудничал с близким другом Кристианом Диором в проекте о моде будущего. Дали спроектировал «Платье на 2045 год».
Фото: acontinuouslean.
14. Званый ужин.
Дали обожал собирать гостей на свои веселые мероприятия. Например, собирать всех за общим столом. Все крайне сюрреалистично. Вот короткий репортаж с места происшествий:
15. Не платил в ресторане.
Когда Дали с друзьями собирались за ужином в ресторане, Дали просил оформить счет на себя. Платить нужно было по чеку, поэтому на нем Дали рисовал какой-нибудь скетч. Он знал, что никто не станет его обналичивать, поскольку его рисунки считались в сто раз более ценными.
Фото: acontinuouslean.
Смотрите также:
cameralabs.org
Сальвадор Дали — биография, фото и видео
Сальвадор Дали — величайший испанский художник, гениальный представитель сюрреализма 20-го века. Родился Дали 11 мая 1904 года в семье нотариуса, весьма состоятельного человека Сальвадора Дали-и-Куси и добрейшей доньи Фелипы Доменеч. Будущий гений родился в живописнейшем уголке земли в городе Фигерас, расположенном на севере Испании. Уже в шесть лет у ребенка проявился талант живописца, он с упоением рисует пейзажи родного города и его окрестностей. Благодаря урокам рисунка, которые Дали брал у профессора Жоана Нуньеса, его талант стал принимать реальные формы. Состоятельные родители постарались дать сыну хорошее образование. С 1914 года он обучается в монашеской школе в Фигерасе, откуда его исключили в 1918 году за плохое поведение. Однако он успешно сдает экзамены и поступает в Институт, который блестяще заканчивает в 1921 году и, получив законченное среднее образование, поступает в Академию художеств в Мадриде. В шестнадцатилетнем возрасте открылась еще одна грань его творческой натуры — он начинает писать, публикует свои очерки о знаменитых художниках эпохи Возрождения в самодельном издании, называвшемся «Студиум». Восхищаясь работами футуристов, Дали все же мечтает о собственном стиле в живописи.
В Мадриде он знакомится со многими известными и талантливыми людьми. Среди них — Луис Бунюэль и знаменитый поэт Федерико Гарсиа Лорка, оказавшие большое влияние на начинающего художника. В 1923 году он был на год отстранен от посещения Академии за нарушение дисциплины. В этот период он увлечен творчеством великого Пабло Пикассо и в его картинах этого времени («Молодые девушки») явно просматривается влияние кубизма. В конце 1925 года в галерее Далмау состоялась его первая персональная выставка, где было представлено 27 картин и пять рисунков будущего гения. Чуть позже Дали уезжает в Париж, где сближается с группой сюрреалистов Андре Бретона. В этот период он напишет первые сюрреалистические картины «Мед слаще крови» и «Светлые радости» (1928 г.,1929 г.). Дали совместно с Луисом Бунюэлем за рекордно короткий срок (шесть дней) пишет сценарий к фильму «Андалузский пес», скандальная премьера которого состоялась в начале 1929 года. Фильм стал классикой сюрреалистического кинематографа. И уже задуман новый фильм «Золотой век», премьера которого состоится в Лондоне в начале 1931 года. В этом же году он познакомился с Еленой Дьяконовой или Галой, впоследствии ставшей не только его женой, но и музой, и божеством, и вдохновением на долгие годы. Гала, в свою очередь, жила лишь жизнью своего страстно обожаемого Дали. Правда, официально они поженились лишь в 1934 году, после того, как Гала развелась с писателем Полем Элюара. В 1931 году художник создает такие гениальные картины, как «Постоянство памяти», «Расплывшееся время», основные темы которых разрушение, смерть и мир сексуальных фантазий и неосуществленных желаний человека. В период 1936—1937г.г. Дали одновременно создает знаменитую картину «Метаморфоза Нарцисса» и пишет литературную работу под тем же названием.
В 1940 году Дали вместе с женой уезжают в США, где будет написан роман «Скрытые лица» и, пожалуй, лучшая книга художника — «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Помимо этого, Дали успешно занимается коммерческой деятельностью и, накопив прекрасное состояние, в 1948 году он решил вернуться в Испанию. С каждым годом растет популярность великого художника, уже никто не сомневается в его гениальности, его картины оцениваются и покупаются за огромные деньги. Со временем отношения между супругами стали ухудшаться и в конце 60-х Дали приобретает для Галы замок.
В 1970 Дали начинает строить в Фигуэрасе собственный Театр-музей, вложив в этот проект все свои средства. В 1974 году это сюрреалистическое творение, явившееся еще одним шедевром великого гения, было открыто для посещений. Музей наполнен работами великого художника и представляет ретроспективу его жизни. 23 января 1989 года великого художника не стало. Тысячи людей пришли в Музей, где лежало его тело, проститься с великим человеком. Похоронен Сальвадор Дали, согласно завещанию, здесь же, в своем Музее, под одной из ничем не обозначенных плит.
Похожие записи:
velikielyudi.ru