Родина дали – «Фигерас — родина Дали» — фотоальбом пользователя Polyakova_Tatiana на Туристер.Ру

Родина Сальвадор Дали

В нашем восприятии Испания однозначно связана с такими номинальными понятиями как «коррида», «Дон Кихот Сервантеса», «фламенко» и естественно Сальвадор Дали. И если, кто-либо из нас, захочет более реально, соприкоснуться с творчеством и жизнью последнего из приведенного нами перечня, то нам, как минимум, необходимо будет посетить родину знаменитого испанского художника – небольшой городок в провинции Каталония Фигерас.

Именно в этом городе в мае 1904 года родился Сальвадор Доме́нек Фелип Жасинт Дали и Доме́нек, маркиз де Пубол (таково полное имя знаменитого художника). При этом стоит обратить внимание, что в этом имени присутствует небольшая приставка «маркиз де Пубол». Вообще-то говоря Сальвадор Дали родился в семье простого, но зажиточного нотариуса города Фигерасо. Однако с того момента, как Дали приобрел для своей жены Галы (небольшой средневековый замок в деревне Пуболь), он автоматически стал маркизом, что по европейской иерархии дворянских титулов приравнивается к чему-то среднему между герцогом и графом.

Первые упоминания о Фигарасе относятся к шестисотым годам до нашей эры, когда судя по раскопкам археологов, проведенным в девятнадцатом веке, на этой местности проживали племена так называемых индигетов. Однако в более ранние времена эта территория попала в сферу влияния Древнеримской Империи и в исторических источниках получила имя Юнкария.

Родина Сальвадор Дали 4

Но если вернутся не только к самому городу Фигерасу, но и к его знаменитому гражданину, то стоит отметить, что самой большой достопримечательностью здесь, конечно же, является театр-музей имени Сальвадора Дали. В нем на сегодняшний день не проходят театральные представления, а присутствует небольшая, но хорошо оформленная экспозиция работ Дали.

Родина Сальвадор Дали 5

В театре-музее Сальвадора Дали, в одной из его комнат находится могила великого сюрреалиста, скульптора и режиссера. По его завещанию он просил сделать так, что бы по его могиле ходили люди, и его воля была исполнена именно здесь в его родном городе Фигерасе.

Моя тётя Гала, муза Сальвадора Дали — Российская газета

Уважаемая редакция!

Я родился в 1951 году в Москве. Окончил геологический факультет МГУ, там же работал и защитил кандидатскую диссертацию. Работал в районах Крайнего Севера, побывал в Сирийской Арабской Республике. Являюсь автором ряда научных трудов. Женат, имею двух взрослых детей и одного взрослого внука.

Весь мир знает Галу — музу выдающегося художника Сальвадора Дали1, но не все знают, кто был её настоящим отцом. Оказалось, что мы с ней в каком-то смысле родственники, правда, не кровные, а наши судьбы пересеклись в жизни одного человека — Дмитрия Ильича Гомберга.

Дмитрий Ильич, родившийся 14 сентября 1868 года в Елисаветграде, стал в 56 лет приемным отцом Вячеславу, или Владику — так звали в детстве моего отца. Они прожили бок о бок более 30 лет, с 1924 по 1956 год.

Прекрасный, добрый, отзывчивый, очень скромный, никогда не выходивший из себя, спокойный, мудрый человек — так характеризовал его мой отец. В его честь я был назван Дмитрием, привезенный из роддома в квартиру N14 на седьмом этаже московского дома N26 в Трубниковском переулке. Именно в этом доме проживал Дмитрий Ильич Гомберг — адвокат, правозащитник, профессор, преподаватель и автор законов о земле и лесах.

Историю про его родную дочь Галу, урожденную Елену Дьяконову, я много раз слышал в нашем семейном кругу, но из-за отсутствия деталей истина оставалась большой тайной.

После смерти отца в 2008 году остался архив с воспоминаниями, документами и фотографиями. Это дало новый толчок к изучению истории моей семьи. Работа с семейным архивом и публикации последних лет рассеяли последние сомнения: мой дед Дмитрий Ильич Гомберг — действительно, отец Галы.

С уважением —
Дмитрий Вячеславович Малиновский


1927 год. Последний визит Галы к своему отцу Дмитрию Ильичу. Справа от него - вторая жена Сельма Бильхен, а в центре мой отец Владик Малиновский. / из личного архива автора

Старая фотография

В нашем домашнем архиве сохранилась уникальная фотография 1927 года, на которой изображен 59-летний Дмитрий Ильич со своей второй женой Сельмой Бильхен, Гала (33 года) и восьмилетний Владик, мой будущий отец. Сходство Галы с Дмитрием Ильичом очевидно. Позы всех сидящих не оставляют сомнения в их семейных чувствах и взаимной близости.

По каким-то веским причинам Д.И. Гомберг ничего не рассказывал моему отцу о братьях и сестре Галы. Никогда не говорил о браке своей дочери с художником Дали, хотя не мог этого не знать. Никогда не упоминал и свою первую возлюбленную Антонину, мать его детей, сохраняя тайну прошлых лет.

Теперь я знаю не так уж мало об этой женщине, ставшей матерью моей тёти Галы.


Свидетельство Дмитрия Гомберга на проживание в Казани. / из личного архива автора

Семья Дмитрия Гомберга

Дмитрий Гомберг и Антонина Дьяконова (Деулина) познакомились в Москве, где по данным полиции в 1891 году «революционерка» Антонина Дьяконова вышла замуж гражданским браком за студента Гомберга2. Им обоим по 23 года. В то время он являлся одним из руководителей Московского революционного студенческого кружка. Из автобиографии Дмитрия Ильича, хранящейся в моем архиве, явствует, что студенческий период его жизни оказался весьма длительным, почти 15 лет. В эти годы в его семье родились все четыре ребенка: Вадим, Николай, Гала и Лидия.

Из краткой справки, найденной в бумагах Дмитрия Гомберга, выяснилась его кратковременная принадлежность к студентам юридического факультета в Императорском Казанском университете с 25 февраля по 15 августа 1893 года. Можно предположить, что Антонина бывала в Казани наездами из Москвы, а будущая муза Сальвадора Дали появилась на свет в августе 1894 года уже в Москве — после Казани Гомберг продолжал оставаться студентом Московского университета. Во всяком случае исследователи не смогли обнаружить в Казани ни следов пребывания семьи, ни следов рождения Галы.

Дмитрий Ильич много путешествовал по миру. / из личного архива автора

С 25 октября 1907 года Гомберг стажировался по специальности «философия» в Лейпцигском университете. Позже, вернувшись в Москву, стал преуспевающим профессором и адвокатом, много путешествовал по миру — есть его фотографии в Египте на верблюде и Испании на корриде. Доходы позволяли снимать семикомнатную квартиру и обеспечивать поездку Галы на лечение в Швейцарию в 1913 году.

После октября 1917 года семью «уплотнили», оставив кабинет Дмитрия Ильича и маленькую комнатку, куда в 1924 году привезли моего будущего отца.

А познакомился он со своим приемным отцом случайно.


Счастливая встреча

Мой отец родился в 1919 году в Самаре, где в поисках лучшей доли — в Москве был голод и свирепствовал сыпной тиф — оказались его родители. Отец Владика, Юрий Павлович Малиновский, был не большим любителем семейной жизни и покинул жену, урожденную Марину Сергеевну Щурову, еще до рождения ребенка.

Поэтому я никогда не видел своего деда.

Оставшись одна, Марина вызвала свою маму и малолетнюю сестру Катю из Юрьевца, откуда была родом. Спасаясь от надвигавшегося на Поволжье голода, женщины добрались до Сочи. Но там свирепствовала малярия, и они решили уехать в горы — в Красную Поляну. Марина вышла замуж за эстонца Андрея Серма, они заняли пустующий дом с большим сливовым садом. В 1923 году на свет появился брат Владика — Игорь Серм3.

А летом 1924 года произошла та самая судьбоносная встреча.

Эту фотографию Гала подарила отцу в 1927 году. / из личного архива автора

На курорт в Красную поляну приехал после перенесенного тифа Дмитрий Ильич с молодой женой Сельмой Бильхен — и снял комнату в доме, где жила новая семья Владика. Супруги Гомберг тут же увидели, как несладко жилось четырехлетнему мальчику с отчимом. Владик тянулся к этим добрым людям, часто ходил гулять с ними, а они, в свою очередь, очень привязались к нему, жалели и ласкали. Перед отъездом Дмитрий Ильич оставил свой московский адрес и предложил приехать в случае чего.

Осенью бабушка Екатерина и тетя Катя привезли Владика в Москву. Не имея пристанища, они пришли к Дмитрию Ильичу. Так Владик остался с ним навсегда.

«Мне запомнился ковер, тянувшийся вдоль всей комнаты, расположившись на котором я играл с маленькой колясочкой. Другой достопримечательностью был огромный диван, стоявший в конце комнаты в торце. На нем могли разместиться человек десять, а я любил кувыркаться на нем через голову. Еще в первые дни моего появления, я это и сейчас помню, я залез на письменный стол и молча, сосредоточенно до мельчайших винтиков разобрал настольные часы. Дмитрий Ильич и Татьяна Ивановна (я звал её Татька) были добрейшие люди и не обращали внимания на мои мелкие шалости» — писал отец в своих воспоминаниях, называя Сельму на русский манер.

С. Дали. Гала с двумя ребрышками ягненка, балансирующими на плече. 1933 год.


Дмитрий, внук Дмитрия

Еще строчки из отцовского дневника середины 1930-х годов:

«Жизнь продолжалась всё в той же комнате на 7 этаже в старой бывшей квартире Дмитрия Ильича, в которой к тому времени проживало около семи семей. Но вся эта разношерстная публика как-то мирно уживалась друг с другом, имели каждый свой столик на кухне и телефон в коридоре. В общем, здесь была типичная коммунальная московская квартира с интеллигентными образованными людьми — врачи, бухгалтер, научные работники, один ребенок, мой приятель».

Дмитрий Ильич с приемным сыном Владиком. 1937 год. / из личного архива автора

Надо заметить, что здание в Трубниковском переулке приобрело славу «дома научных деятелей». Здесь в разные годы жили гидрогеолог Ф.П. Саваренский, патологоанатом А.И. Абрикосов, литературовед Н.К. Гудзий, геолог А.Н. Мазарович…

«Во время Великой Отечественной войны часть населения коммуналки была в эвакуации, другие — оставались, но к концу 1944 года все собрались опять в той же квартире. Жизнь московской коммуналки вошла в прежнее русло — одни старились, другие развивали свою научную карьеру, патриарх квартиры Дмитрий Ильич продолжал свою адвокатскую деятельность. Ему было уже 76 лет. Мы продолжали жить в той же квартире с Дмитрием Ильичом, в другой маленькой комнатке. Наконец, в 1951 году у нас родился сын, и пришлось снять часть дачи под Москвой в Востряково, ставшей нам убежищем до 1956 года. Сына назвали Дмитрием в честь Дмитрия Ильича».

Дмитрий Ильич Гомберг возле дома 26 в Трубниковском переулке. / из личного архива автора

А это вид из его окна. 1938 год. / из личного архива автора

Это отец — про меня.

Так закончилась совместная жизнь моих родителей в одной квартире с Дмитрием Ильичом, где он продолжал оставаться с последней супругой Еленой вплоть до ее смерти от инфаркта в 1960 году. Её сын Андрей обменял комнату Дмитрия Ильича и свою комнату, где он жил с супругой артисткой-кукольницей С. Мей, на двухкомнатную квартиру. А вскоре, в 1961 году, в возрасте 93 лет ушел из жизни Дмитрий Ильич.

Он похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Дед (Д.И. Гомберг), отец (В.Ю. Малиновский) и я на скамейке в Московском зоопарке. 1956 год. / из личного архива автора


Загадки Дмитрия Ильича

Удивительно, что ни революция 1917 года, ни сталинские репресии не сильно изменили жизнь и карьеру Гомберга. И это несмотря на «компромат»: наличие родственников за границей, их приезд в 1934 году, Гала, проживающая во Франции и Лидия в Австрии…

Что он делал в юности в Казани? Где брал деньги на содержание семьи, будучи студентом? Зачем уехал в Лейпциг гораздо раньше, чем там начались занятия? Почему в доме Гомберга мой отец никогда не видел ни семейного фотоархива, ни других документов.? Пока я не вижу другой версии, кроме как выполнение Гомбергом некой тайной миссии, какой-то секретной работы, в том числе на интернациональном уровне, начало которой можно отнести еще к концу XIX века, когда он увлекался революционной деятельностью. Это лишь догадки… Но в одном я уверен: Гала не была мифоманкой — она просто не имела права сообщать правду о семье.

Буду продолжать поиск.


1. Доминик Бона. Гала. Перевод с французского Н. Н. Цурцилиной. Русич, 1996. — 592 с.
2. Светлана Брайловская.
Казанские корни жены Сальвадора Дали. Российская газета — Неделя — Волга-Урал N7052 (184) 18.08.2016
3. Игорь Андреевич Серм, 23.11.1923 г.р. будучи призван в армию 25.09.1942 г. рядовым, пропал без вести в 1945 г в Польше.

Источники, которые мне помогли

Софья Бенуа. Гала. Как сделать гения из Сальвадора Дали. Алгоритм, 2013.
Мередит Этерингтон-Смит. Сальвадор Дали. Попурри, 2003, 560 с.
Р.Р. Хуснулина. Муза. Гала Дали. Казанская наука N1, 2015 г. — Казань: Изд-во Казанский Издательский Дом, 2015.
Журнал «Третьяковская Галерея», N 3 2011 (32). Александр Рожин. Посвящение одному гению. Письмо от Л.Д. Яролимек (Дьяконовой), 1989.
Ренат Бикбулатов. Сальвадор Дали: «Гала — мой двойник, это — я». Казанские истории. 20 апреля 2006 года
Нарбутов, Р.В. Полиция Российской империи (1862 — 1917 гг.): Историко-правовой аспект: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Высшая юридическая заочная школа МВД РФ. М.,1992. 24 с.

Десять эпатажных выходок Сальвадора Дали — Российская газета

23 января 1989 года в возрасте 84 лет скончался один из самых известных представителей сюрреализма, испанский живописец Сальвадор Дали. Ни один художник ХХ века не вызывал и не сочетал в себе столько противоречий. С одной стороны, большая часть его жизни — это лишь вымысел, миф, созданный самим художником, с другой — его работы по праву занимают важное место в истории мирового искусства. До сих пор не понятно, зачем Дали пытался предстать перед миром в образе эгоистичного эксцентрика: то ли от скуки, то ли ради рекламы, то ли во имя высокой художественной идеи. Но факт остается фактом — каждое появление усатого Сальвадора на публике оборачивалось скандалом, а каждая его работа вызывала бурю восторженных и негодующих споров. «РГ» собрала наиболее эпатажные и шокирующие выходки известного художника.

 

Под тяжестью скафандра

Одна из парижских лекций, организованная Международной выставкой сюрреализма, чуть не обернулась трагедий для приглашенного на нее Сальвадора Дали. По мнению художника, лекция нуждалась в некотором оживлении и наглядности, поэтому он облачился в скафандр. Своим эпатажным и, в то же время тяжелым, нарядом, художник, как он сам признался тогда журналистам, хотел символически изобразить полное творческое погружение в себя. Начиналось все вполне традиционно, экстравагантный художник фотографировался с Рупертом Бринтоном Ли и его супругой Дианой. Но, когда Дали попытался снять шлем, оказалось, что его заклинило: воздух в скафандре закончился, и художник стал задыхаться. Если бы скафандр не разорвали, то эта выходка могла бы стоить эксцентрику жизни, а ничего не подозревающая публика аплодировала бы, наслаждаясь драматическим эффектом.

Овосипед — велосипед

 

 

 

7 декабря 1959 года в Париже состоялась презентация овосипеда (ovocypede): устройства, которое придумал Сальвадор Дали и воплотил в жизнь инженер Лапарра. Овосипед — прозрачный шар с закрепленным внутри сиденьем для одного человека. Этот «транспорт» стал одним из устройств, которое Дали успешно использовал для того, чтобы шокировать публику своим появлением.

Шокирующая витрина

Пребывание Дали в Америке стало наиболее скандальным временем в его жизни. Еще в  1939 году художник согласился оформить витрину магазина Бонуита Теллера на Пятой авеню и, надо сказать, это решение сделало его известным, как никогда. На манекенах начала ХХ века, использовавшихся Дали в композиции, вместо искусственных париков были настоящие волосы, срезанные у трупа. Помимо этого, композиция состояла из черной атласной ванной, банной лохани и навеса из головы буйвола, в зубах которого был окровавленный голубь. Такая витрина не могла остаться незамеченной для жителей Нью-Йорка. Интерес публики был настолько велик, что по тротуарам этой улицы было невозможно пройти. Администрация города, боясь беспорядков, решила демонтировать композицию Дали. Однако реакция художника была неожиданной. Разозлившись, он перевернул атласную ванну, разбил ею зеркальную витрину магазина, и вышел оттуда на улицу, где его арестовала полиция.

«Дождливое такси»

Устраивая выставку в Париже в 1938 году, Дали, всеми силами старался подогреть интерес публики. Незадолго до открытия он заявил, что это будет одно из самых удивительных событий первой половины ХХ столетия. Так оно и вышло. Перед входом в здание посетителей выставки ждал экстравагантный сюрприз — «Дождливое такси». Маэстро создал автомобиль, внутри которого шел дождь, пол был устлан плющом, а по манекену, сидящему на заднем сиденье, ползала сотня бургундских улиток. На сегодняшний день своеобразное «такси», доработанное и дополненное позже художником, могут увидеть все посетители театра-музея в Фигерасе.

«Кадиллак» вместо быка

12 августа 1971 года на родине Дали, в городе Фигерас, был организован фестиваль в честь художника. Открытие начиналось с боя быков и процессии, созданной в стиле любимого художника Дали — Гойи. Единственным выбивающимся из общей картины пятном был открытый «Кадиллак» Сальвадора. Маэстро приветственно махал рукой всем собравшимся и доказал, что не потеряется даже на фоне испанских быков, сумеет удивить. Кстати, «Кадиллак» Дали входил в специальную линейку «Кэдди», состоящую всего из пяти автомобилей. Обладателями этой ограниченной серии стали самые известные или эпатажные личности прошлого века: один принадлежал президенту США Рузвельту, второй — Кларку Гэйблу, третий находился у Аль Капоне, вышедшего к тому времени на свободу, четвертый стал собственностью четы Гала и Сальвадора Дали, имя владельца пятого автомобиля до сих пор неизвестно. Заметьте, неплохое приобретение, учитывая, что Дали использовал свой «Кадиллак» только для появления на публике.

«Андалузский пес»

В 1929 году в Париже состоялась премьера фильма «Андалузский пес», который стал результатом совместной работы Сальвадора Дали и Луиса Бунюэля. Пугающие и шокирующие сцены картины (разрезание лезвием глазного яблока, муравьи, выползающие из оторванной кисти руки и т. д.) сделали ее, пожалуй, самой известной сюрреалистичной работой двух творцов. Сценарий был написан всего за две недели и был основан на сновидениях Дали и Бунюэля. «Андалузский пес», вопреки ожиданиям режиссеров, был восторженно принят публикой. Мрачной славы фильму добавила трагическая смерть ведущих актеров картины. Пьер Батчефф умер от передозировки препарата «веронал» 13 апреля 1932 года в парижской гостинице, а Симона Марейль 24 октября 1954 года совершила самосожжение на площади Périgueux в Дордоне. Позже Дали использовал фильм, как источник вдохновения для очередного эпатажного поступка. Он вновь завоевал публику, появившись перед телекамерами в гробу, усыпанным деньгами и кишащим муравьями, с яичной скорлупой на лице.

Монголия с грибами

В своей жизни Дали сам полностью завершил работу только над одним фильмом, «Впечатления от верхней Монголии», вышедшем на экраны в 1975 году. В ленте, не получившей особого признания публики, он рассказал историю об экспедиции, которая отправилась на поиски огромных галлюциногенных грибов. Видеоряд «Впечатлений о Верхней Монголии» большой частью основан на увеличенных микроскопических пятнах мочевой кислоты на латунной полоске. «Автором» этих пятен был сам Дали. В течение нескольких недель он «рисовал» их на кусочке латуни.

«Бал сновидений»

18 января 1935 года Джоэлла Леви и Кэрис Кросби организуют в честь отъезда Дали и Галы из Нью-Йорка организуют «Бал сновидений». На костюмированном балу художник появился в образе витрины для бюстгальтера своей жены, в качестве головного убора он использовал омара, а за спиной Дали торчали черные крылья в белых перчатках. Гала дефилировала в красной юбке из целлофана, в зеленом лифе и с целлулоидным младенцем в качестве головного убора. В своей «Тайной жизни» Дали позже напишет, что образ «очаровательного трупа», который выбрала его спутница, привлек даже больше внимания, чем костюмы Евы, окровавленные ночные рубашки и английские булавки, воткнутые в кожу других дам. Из этого эпатажного появления супружеской пары на балу журналисты раздули настоящий скандал. Дело в том, что в то время в прессе широко обсуждался похититель ребенка семьи Линдберг, и один из журналистов парижской газеты написал, что на голове Галы была не просто кукла, а образ похищенного малыша. Сам художник отвергал подобную «версию» наряда.

Любовь на троих

 

 

 

В конце 1965 года Сальвадор Дали знакомится с уже известной на тот момент моделью Амандой Лир, которая становится его любовницей. Появление фаворитки не на шутку разозлило законную жену художника, однако, своенравная Гала постепенно привыкает к необычному любовному треугольнику. Они часто вместе гуляют, обедают в ресторанах и посещают приемы. Конечно, такая публичная непринужденность только раззадоривало репортеров, которые не упускали тройку из виду. Каждые интервью того периода не обходилось без вопросов о личной жизни художника, на которые он отвечал с присущей ему шутливостью. Однако одна из выходок маэстро серьезно разозлила Аманду. В интервью газете «Минют» Дали заявил, что его подруга — бывший мальчик Ален Тэп и тем самым усилил уже существовавшие слухи о транссексуальности модели, возникшие из-за низкого тембра голоса модели.

Пиджак — афродизиак

 

 

 

Пиджак, известный также как Aphrodisiac Dinner Jacket, Сальвадор Дали придумал в 1936 году. К смокингу на тоненьких соломинках были подвешены 83 стаканчика с мятным ликером и мертвыми мухами, а вместо манишки художник использовал бюстгальтер. Оригинальный «пиджак — афродизиак» сохранился только на фотографиях, по которым его периодически воссоздают для специальных выставок. Позже на одном из приемов Дали появился в пиджаке, напоминающим образец 1936 года. Однако на этот раз стаканчики с ликером были заменены пронумерованными хрустальными рюмками. Фотография, на которой маэстро запечатлен в этом странном наряде, была названа телеканалом ВВС одним из символов ХХ века.

Фигерас — родина Сальвадора Дали

Фигерас так бы и остался ничем не примечательным провинциальным каталонским городишкой, куда не ступала нога туриста, если бы не один его уроженец – великий и ужасный Сальвадор Дали.

 

И правда, чем может привлечь и на чём заработать городок населением в 40 тысяч, застроенный невыразительными двухэтажными домами, в котором есть только одно интересное здание – церковь Святого Петра, когда рядом раскинулась интересная во всех отношениях Барселона? А ведь привлекает, и ещё как! Не один, и не два экскурсионных автобуса приезжают сюда каждый день. Мы были в Фигерасе в низкий сезон, и всё равно музей Сальвадора Дали полон жизни, здесь звучит разноголосая речь, толпятся и щёлкают фотоаппаратами туристы. А вокруг музея – как следствие, занятые столики кафе и ресторанчиков, посетители в сувенирных магазинах. Можно как угодно относиться к творчеству и личности великого сюрреалиста, но нельзя не признать: свой долг по отношению к малой родине он выполнил сполна. Экскурсионные автобусы останавливаются на террасе, чуть нависающей над городом. Ряды пёстрых крыш и разнокалиберных антенн. Но вышедшие из автобуса туристы не бегут фотографироваться на фоне городка, потому что сразу и властно обращает на себя внимание Музей-театр Сальвадора Дали, с большим серебряным куполом, делающим его немного похожим на обсерваторию. Именно здесь, под куполом покоится забальзамированное тело великого художника. Дали, даже после смерти, не пожелал расстаться со своим детищем. И ещё он хотел, чтобы рядом ходили люди, и они ходят толпами, может быть оттуда, из невозвратного далека, он слышит звук человеческих шагов?

 

Музей-театр необычен. Удивительны кирпичного цвета башня Галатея и стены, украшенные скульптурами в форме яйца – символа жизни, начала всего сущего – ничего похожего нигде не встретишь. Почему «музей-театр»? Мне мнится здесь отсылка к Шекспиру («Весь мир – театр, а люди в нём – актёры»), а жизнь самого Дали была настолько театрализована, полна мистификаций, что его дом-музей это, конечно же, и дом-театр. Это здание, такое яркое, приковывающее взгляд, когда-то и в самом деле было театром. С годами театр ветшал, потом горел, и когда его заметил Сальвадор Дали, представлял собой практически развалины. Только бешеный темперамент Дали, его творческая энергия позволили преодолеть все бюрократические препятствия и начать реконструкцию здания. Дело осложнялось многолетней тяжбой между мэрией Фигераса и министерством культуры, не желавшим финансировать проект. Чтобы договориться с министерством, Дали отдал в музей свои картины, хотя первоначально собирался выставлять там только фотографии. На эти хлопоты ушло без малого десять лет, но результат оправдал потраченные усилия.

 

Первое ошеломляющее впечатление – чёрный автомобиль, в котором «едут» Дали и Гала, а над ними – гигантская женская фигура с роскошными формами, напоминающая фигуры древних идолов плодородия. В каждой детали – смыл, символ, загадка. В музее-театре можно «зависнуть» надолго. Картины не оставляют, требуют внимательного разглядывания, требуют сопереживания. Живой, бьющий горячим пульсом, талант Дали нельзя отрицать. Везде одна модель – Гала, в ней, как в капле воды, отражаются все женщины мира, все люди. «Портрет Гала с двумя ребрышками ягненка, балансирующими на ее плече», «Корзинка с хлебом», «Гала у окна»… коллекция картин по-настоящему уникальна. Удивительная комната – лицо Мэй Уэст: диван в форме роскошных губ, камин-нос, полузакрытые глаза-картины, в обрамлении белого парика поражает и пугает. Он любил поиграть, любил показать зрителю привычный примелькавшийся мир совершенно иным, новым.

 

Очень интересна экспозиция ювелирных изделий, созданных самим Дали по заказу известного американского бизнесмена Авена Робертсона Читхэма, таких же экспрессивных и оригинальных, как его полотна. В темных комнатах, на чёрном фоне сверкающие драгоценности похожи на причудливые творения природы или иного разума. Эта коллекция размещена в башне Галатея, в которой Дали провёл свои последние, трудные годы. И вот, уставшие и оглушённые, вы вышли из музея. Вокруг полно симпатичных кафешек, где можно выпить чашечку отличного кофе и «переварить» впечатления. А если ещё есть силы, загляните в расположенную неподалёку приходскую церковь Святого Петра. Она строга, сурова и прекрасна. В этом храме крестили Сальвадора Дали. В жару хорошо посидеть под мрачными готическими сводами, перевести дух и подумать о вечном, разглядывая пронизанные светом великолепные витражи. Церковь была построена в середине XIV века на месте базилики X века. Строительство шло почти сто лет. Фигерас рос, и храм расширялся. В 80-е годы XVIII века старый купол храма был заменён на новый. В XX веке церкви не повезло: в гражданскую войну она горела и была разрушена. Восстановили её довольно быстро, за семь лет.

 

Пройдитесь по улицам Фигераса. Городок тих, и, кажется, что все улицы сбегаются к музею-театру. Центральная площадь Фигераса носит имя Сальвадора и Галы Дали. Я думаю, они это заслужили.

Картины Сальвадора Дали, творчество Сальвадора Дали, сюрреализм

В статье — картины Сальвадора Дали с названиями, а также — творчество Сальвадора Дали, его путь как художника и как он пришел к сюрреализму. Внизу ссылки на более полные сборники картин Сальвадора.

Реклама

Конец рекламы



Да, я понимаю, абзац сверху выглядит так, чтобы у вас пошла кровь из глаз, но гугл с яндексом имеют несколько специфические вкусы (если вы понимаете о чем я) и им это зашло хорошо, поэтому что-то менять мне страшновато. Не бойтесь, там дальше хоть и не намного, но лучше.

Cуждения, действия, картины Сальвадора Дали, все носило легкий налет безумия. Этот человек был не просто художником сюрреалистом, он сам был воплощением сюрреализма.

Тем не менее, Дали пришел к сюрреализму далеко не сразу. Творчество Сальвадора Дали начиналось прежде всего с увлечения импрессионизмом и изучения приемов классической академической живописи. Первыми картинами Дали были пейзажи Фигераса, где еще не было и следов сюрреалистического видения мира.

Увлечение импрессионизмом постепенно сошло на нет и Дали начал пробовать себя в кубизме, черпая вдохновение из полотен Пабло Пикассо. Даже в некоторых сюрреалистических работах мэтра прослеживаются элементы кубизма. На творчество Сальвадора Дали огромное влияние оказала также живопись эпохи Возрождения. Он много раз говорил, что современные художники ничто по сравнению с титанами прошлого (а еще раньше водка была слаще и трава зеленее, знакомая песня).

Научитесь сначала рисовать и писать как старые мастера, а уж потом делайте, что хотите — и вас будут уважать. Сальвадор Дали

Формирование собственно сюррелистического стиля в картинах Сальвадора Дали началось примерно в одно время с исключением из академии и его первой выставке в Барселоне. Лишь на закате своей жизни Дали несколько отойдет от сюрреализма и вернется к более реалистичной живописи.

Несмотря на напряженные отношения Сальвадора Дали и собственно сюрреалистической тусовки того времени его образ стал олицетворением сюрреализма и всего сюрреалистического в сознании масс. Выражение Дали «сюрреализм это я» в современном мире стало правдой в глазах миллионов. Спросите любого человека на улице, кто у него ассоциируется со словом сюрреализм — практически любой ответит, не задумываясь: «Сальвадор Дали». Его имя знакомо даже тем, кто не совсем понимает значение и философию сюрреализма и тем, кто не интересуется живописью. Я бы сказал, что Дали стал своеобразным мейнстримом в живописи, несмотря на то, что философия его творчества многим непонятна.

Секрет успеха Сальвадора Дали

Сальвадор Дали обладал редким умением эпатировать окружающих, он был героем львиной доли светских бесед своей эпохи. О художнике говорили все, от буржуа до пролетариата. Сальвадор был, пожалуй, лучшим актером из художников. Дали смело можно было назвать гением пиара, как черного так и белого. Сальвадор обладал великолепным умением продавать и продвигать себя, как бренд. Картины Сальвадора Дали являлись воплощением экстравагантной личности, странные и сумасбродные, представляющие собой неконтролируемый поток подсознания и обладающие своеобразным узнаваемым стилем.



Реклама

Конец рекламы



Картины Сальвадора Дали являются одним из ярчайших образчиков воплощения манифеста сюрреализма, той самой свободы духа, граничащей с безумием. Неопределенность, хаотичность форм, соединение реальности со сновидениями, соединение продуманных образов с бредовыми идеями из самых глубин подсознания, сочетание невозможного с возможным — вот что такое картины Дали.

При всей чудовищности творчества Сальвадора Дали, оно обладает необъяснимой привлекательностью, эмоции, возникающие при просмотре работ художника, казалось бы, просто не способны существовать вместе.

Полотна мэтра можно разделить на три типа: импрессионизм, кубизм (ранний Дали), сюрреализм. Иногда проскакивает гиперреализм, как в картине «Корзинка с хлеблм». Широкой публике Сальвадор, конечно, известен именно по сюрреалистическим картинам. Потому работы, что здесь выложены, относятся именно к сюрреализму. Ради интереса и сравнения, возможно, добавлю еще парочку полотен других стилей, но пока так.

Самые известные картины с описаниями.

Каждая картинка — это ссылка на статью с анализом и описанием полотен. Я старался особо воды не лить, но когда речь идет об описаниях картин, сделать это могут не только лишь все, мало кто может это сделать. В общем, старался по делу и по фактам, без возвышенной чепухи, как получилось — судите сами.

Картины Сальвадора Дали с названиями


Превращение Нарцисса, 1936-1937 гг.




Обнажённый Дали, созерцающий пять упорядоченных тел, превращающихся в корпускулы





Небольшая ремарка.
Мое знакомство с сюрреализмом началось именно с Сальвадора Дали. Помню, когда мне в детстве на день рожденья подарили альбом с репродукциями Дали — это был настоящий праздник, ведь тогда еще не было в интернете такого разнообразия халявных картинок. Собственно классический сюрреализм в моем понимании — это и есть Сальвадор. Картины других сюрреалистов того времени никаких чувств у меня не вызывают, кроме Рене Магритта, конечно и, пожалуй, Ив Танги.

UPDATE 2018. Ребята, не читайте этого придурка, он тогда был молодым, зеленым и не знал, что кроме Дали и Магритта есть еще Фрида Кало и Ремедиос Варо.

Кстати, ранние работы Дали очень похожи на картины Ив Танги, я бы не отличил. Кто у кого заимствовал — непонятно, система одна бабка сказала утверждает, что как раз Дали позаимствовал стиль у Танги (но это неточно). Так что — воруй убивай заимствуй с умом и ждет тебя успех. Впрочем, не столь важно кто был первым (а первым был в подобном стиле Макс Эрнст — именно он придумал тщательно выписывать шизоидные образы). Именно Сальвадор, благодаря своему художественному мастерству, развил и полностью воплотил идеи сюрреализма.

Вот вам по картине Танги и Эрнста для сравнения

Ив Танги, Бесконечная делимость





Макст Эрнст, картина Ангел домашнего очага или Триумф сюрреализма






Постоянство памяти, 1931 год




Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната, за миг до пробуждения, 1943 год
Женщина с головой из роз, 1935 год





Лебеди, отраженные в слонах, 1937 год




Леди Луис Маунбеттен, 1940





Мадонна Порт-Льигата, 1950 год





Тристан и Изольда, 1944 год





Живой Натюрморт, 1956 год




Женская фигура у окна, 1925 год




Атомная Леда, 1949 год




Геополитический младенец, наблюдающий рождение нового человека, 1943





Атавистические останки дождя, 1934 год





Архитектонический Анжелюс Милле, 1933 год




Податливое сооружения с вареными фасолинами или предчувствие гражданской войны. Холст, масло. Музей искусств, Филадельфия




Очерк, автор Acidbeaver АРТ блог figgery.com.ua

ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ В ТЕМУ (кликабельно).

Видео для релакса.

Подробнее о художнике из видео Вакханалия природы в полотнах Джузеппе Арчимбольдо

Ссылки на сборники картин Дали

Фоннаты могут найти более полную галерею на официальном сайте, посвященном Сальвадору — тут https://www.salvador-dali.org/en/artwork/catalogue-raisonne/. Ибо выкладывать более 200 картин долго и муторно, да и вряд ли нужно

Мультфильм Сальвадора Дали Destino: gorbutovich — LiveJournal

Короткий мультипликационный фильм Destino создан в The Walt Disney Company по идее и рисункам Сальвадора Дали. Видеоряд сопровождает музыка Армандо Домингеса. Мультфильм был начат в 1945 году, а закончен только через 58 лет, в 2003 году. Послевоенные экономические трудности не дали проекту осуществиться тогда, когда над ним работал сам величайший сумасброд 20 века.


Кадр из «Destino».

Destino означает судьба, участь, рок на итальянском, испанском, португальском, галисийском языках. В английском языке слово с этим смыслом звучит почти так же – Destiny.

Мультипликационный фильм раскрывает еще одну грань дарования самого знаменитого сюрреалиста, создателя пароноидально-критического реализма.


Destino, Walt Disney Pictures, США, Франция, 2003.

Режиссер: Доминик Монфери
Продюсеры: Рой Эдвард Дисней, Бейкер Бладуорт
Автор сценария: Сальвадор Дали
Композиторы: Армандо Домингес, Майкл Стэробин
Мультипликаторы: Сальвадор Дали, Джон Хенч

3.

Story by: Salvador Dali and John Hench
Music by: Armando Dominquez, Michael Starobin
Edited by: Jessica Ambinder-Rojas
Directed by: Dominique Monfery
Running Time: 6:40 minutes
Release Date: 2003
Technique: 2D animation
Produced by: Baker Bloodworth
Executive Producer: Roy Edward Disney

4.

Сальвадор Дали за работой в студии Уолта Диснея, около 1946 г.

Раскадровку к Дестино рисовали в течение восьми месяцев в конце 1945 и 1946 годах Сальвадор Дали и художник студии Диснея Джон Хенч.

5.

Сальвадор Дали и Уолт Дисней.

Диснею в 1946 году предоставили 17-18-секундный тестовый мультипликационный эпизод, однако тогда было решено отложить Дестино на неопределённый срок.

6.

Дали на студии Уолта Диснея

Проект был закрыт Уолтом Диснеем по причине финансовых трудностей компании. Все годы Второй мировой войны студия выполняла правительственные заказы, которые почти не приносили дохода.

Кроме короткого эпизода, от идеи, отправленной в архив, осталось огромное количество рисунков и набросков.

7.

Подготовительная работа Дали для «Дестино».

8.

Работа, написанная Дали при подготовке к созданию «Дестино».

9.

Картина Дали, написанная маслом для «Дестино». При создании фильма была объединена с видеорядом

10.

via

11.

via

12.

Подготовительный рисунок для Destino

13.

14.

В 1999 племянник Диснея Рой Эдвард Дисней /Roy E. Disney работал над музыкальным мультфильмом «Фантазия 2000» /Fantasia 2000, снимаемым через 60 лет после легендарной «Фантазии». А Джон Хенч как раз входил в команду мультипликаторов ленты «Фантазия» 1940 года, также он был одним из отцов-создателей Микки Мауса.

Рой Дисней решил вернуть к жизни забытый проект великого сюрреалиста и Хенча. Для этого задействовали небольшой филиал Диснея в Париже. Продюсером мультфильма стал Бейкер Бладуорт /Baker Bloodworth, а режиссером французский мультипликатор Доминик Монфэри /Dominique Monfréy, впервые выступивший в этом качестве. Воспользовавшись помощью самого Хенча, которому к тому времени исполнилось 95 лет, а также дневниками супруги Дали Галы, группа из двадцати пяти аниматоров «расшифровала» рисунки Дали и Хенча и воплотила их замыслы в жизнь.

Результатом явился мультфильм в технике рисованной мультипликации с использованием компьютерной графики. Оригинальный 18-секундный видеоматериал включен в фильм в сцене с двумя черепахами-Дали и Галой.

15.

В творение Сальвадора Дали былы добавлены бейсболист и бейсбольноый мяч.

16.

Еще несколько кадров из Destino:

17.

18.

19.

20.

Лично я Дали не особо люблю, хотя у него, конечно, есть масса интересных и глубоких работ. Не сильно меня завораживают кошмары из глубин подсознания художника, столь притягательные для публики. В свое время, наложенные на рекламные эскапады они принесли Дали всемирную славу, богатство, а потом и бессмертие. И это хорошо, потому что художники и творчество нужны разные, тем более гениальные. Ну, а то что Дали великий творец, с этим не поспоришь.

Из сюрреалистов мне ближе Рене Магритт с его непринужденным абсурдом, лишенным ужасов, но речь не о нем.

В заключение три высказывания Дали из множества афоризмов, произнесенных и написанных им за долгую жизнь. Два первых могут быть смело рекомендованы в качестве психологических советов.

* Если начнешь играть в гения, то непременно им станешь!

* Все мои старания, каждый день, всегда, подчинены единственной цели: суметь быть Дали.

* В моей жизни крайне редки случаи, когда я унижал себя, одеваясь в штатский костюм. Я всегда предпочитал носить форму Дали.

Цитаты – из книги «Сальвадор Дали: Мысли и анекдоты», переводчик Поляк О., редактор Хотинская Н.О., издательство Текст, 2010 г.

21.

Подготовительный рисунок Дали к Destino, использованный в заключительных титрах мультфильма.

Источники и ссылки:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Destino
http://www.dali-genius.ru/Destino.html

Англоязычные:
http://en.wikipedia.org/wiki/Destino
http://www.animationartconservation.com/?c=art&p=destiny_of_dali_destino
http://www.toonzone.net/2010/12/clips-and-stills-from-fantasia-fantasia-2000-special-edition-destino-bonuses/ + источник для илл. 4-9, 12-14.
http://www.awn.com/oscars04/?type=shorts&id=destino#
http://www.collectorseditions.com/disney/vitae.php?aID=520Destino

родина — Толковый словарь Даля

Источник: Толковый словарь живого великорусского языка на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. РОДИНА — РОДИНА — англ. motherland; нем. Heimat/Vaterland. 1. Отечество, отчизна, страна, в к-рой человек родился; исторически принадлежащая данному народу территория с ее природой, населением, особенностями истор. развития, языка, культуры, быта и нравов. Социологический словарь
  2. РОДИНА — РОДИНА ,1) место, страна, где человек родился; где впервые сложился, возник этнос. 2) Место возникновения, открытия или изобретения чего-либо. Большой энциклопедический словарь
  3. родина — РОДИНА, ы, ж. 1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины. 2. Место рождения, происхождения кого-чего-н., возникновения чего-н. Москва его р. Индия р. шахмат. • Вторая родина место, давшее кому-н. приют, ставшее родным. Толковый словарь Ожегова
  4. родина — РОДИНА -ы; ж. 1. Страна, в которой человек родился и гражданином которой является; отечество. Наша р. Россия. Р. Пушкина, Толстого. Любовь к родине. Защита родины. Измена родине. Тоска по родине. Жить вдали от родины. Трудиться на благо родины. Толковый словарь Кузнецова
  5. родина — 1. родина ж. 1. Страна, место, где родился кто-либо. 2. перен. Место появления, возникновения чего-либо. 2. Родина ж. Страна, в которой кто-либо родился и истинным гражданином и патриотом которой является; Родина-мать. Толковый словарь Ефремовой
  6. родина — ро́дина «отечество», тогда как укр. роди́на = «семья», блр. ро́дзiна – то же, болг. роди́на «родина, место рождения», сербохорв. родѝна «обилие плодов», словен. rodína – то же, чеш., слвц. rodina «семья», польск. rodzina – то же. Произведено от род (см.). Этимологический словарь Макса Фасмера
  7. родина — сущ., ж., употр. часто (нет) чего? родины, чему? родине, (вижу) что? родину, чем? родиной, о чём? о родине 1. Своей родиной вы называете страну, местность, в которой родились и которую вы любите. Родина Пушкина, Толстого. | Любовь к родине. Толковый словарь Дмитриева
  8. родина — РОДИНА — ЧУЖБИНА Словом, то, что на родине не было внушено ему при воспитании, мало-помалу вкралось в его душу на чужбине. В. Сологуб. Тарантас. Что может быть грустней, когда твой друг уезжает на родину, а ты остаешься на чужбине. Билль-Белоцерковский. Словарь антонимов русского языка
  9. родина — Ро́д/ин/а. Морфемно-орфографический словарь
  10. родина — Отечество, отчизна, родная сторона (сторонка), родной край, родное пепелище, колыбель прот. != чужбина ср. !! граница, чужой Приехал в родные палестины Словарь синонимов Абрамова
  11. родина — Родина, родины, родины, родин, родине, родинам, родину, родины, родиной, родиною, родинами, родине, родинах Грамматический словарь Зализняка
  12. родина — сущ., кол-во синонимов: 17 колыбель 7 край отцов 9 материнский живот 1 место рождения 1 отечество 12 отчизна 11 отчий край 9 прародина 2 родина-мать 3 родная земля 9 родная сторона 9 родная сторонка 9 родная страна 9 родные места 2 родные осины 2 родные палестины 9 фатерланд 1 Словарь синонимов русского языка
  13. Родина — Иллюстрированный журнал. Основан в СПб. в 1879 г. В. А. Захаровым и выходил сначала ежемесячно. С 1880 г. издание перешло к А. Траншелю; редакторами были В. Захаров, И. Васильев и, наконец, А. Траншель. В 1883 г. журнал сделался еженедельным. В 1884 г. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  14. родина — Общеслав. Суф. производное от род (1). Исходное значение — «семья», далее «место рождения» (еще у Пушкина) и «отчизна, отечество» (с Державина). Этимологический словарь Шанского
  15. РОДИНА — Родина. Словарь татарских женских имён
  16. Родина — 1) отечество, отчизна, страна, в которой человек родился; исторически принадлежащая данному народу территория с её природой, населением, общественным и государственным строем, особенностями языка, культуры, опыта и нравов (см. также Патриотизм). Большая советская энциклопедия
  17. родина — орф. родина, -ы и высок.) Родина, -ы Орфографический словарь Лопатина
  18. родина — -ы, ж. 1. Страна, в которой человек родился и гражданином которой является; отечество. Не небесам чужой отчизны — Я песни родине слагал! Н. Некрасов, Тишина. [Тригорин:] Но ведь я не пейзажист только, я ведь еще гражданин, я люблю родину, народ. Малый академический словарь
  19. родина — Р’ОДИНА, родины, ·жен. 1. Отечество; страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит. «Мы любим свой язык и свою родину…» Ленин. Защищать родину. Толковый словарь Ушакова
  20. Родина — Родина. Историки русской литературы, анализируя неоконченную повесть Пушкина «Из записок молодого человека» как повесть о декабристе, опирались на ошибочное толкование слова «родина». Историко-этимологический словарь
  21. родина — Земля, где кто родился Ср. Лучшее средство полюбить снова родину, это — разлучиться с нею на время. Н.С. Лесков. (Писемскому 15-го сент. 1872 г.) Ср. Фразеологический словарь Михельсона

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *