рига — Викисловарь
Морфологические и синтаксические свойства[править]
ри́-га
Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 3a по классификации А. А. Зализняка).
Корень: -риг-; окончание: -а [Тихонов, 1996].
Произношение[править]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- большой сарай для сушки снопов хлеба с местом для обмолота ◆ Анна с батраком ходила в ригу, и в два цепа молотили овёс. С. А. Есенин, «Яр», 1915) г. ◆ Готовую жатву подрежут серпами, // В снопы перевяжут, на ригу свезут, // Просушат, колотят-колотят цепами, // На мельнице смелют и хлеб испекут. Н. А. Некрасов, «Крестьянские дети», 1861 г. (цитата из Викитеки) ◆ Проработав до обеда мужицкого, до которого уже оставалось недолго, он вместе с подавальщиком вышел из риги и разговорился, остановившись подле сложенного на току для семян аккуратного желтого скирда жатой ржи. Л. Н. Толстой, «Анна Каренина», 1878 г. ◆ А сколько мы открыли съедобных кореньев, сколько всяких сладких стеблей и зёрен на огороде, вокруг риги, на гумне, за людской избой, к задней стене которой вплотную подступали хлеба и травы!
- рег. мера зернового хлеба, около 5 тысяч снопов ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- рег. (перм.) беда, мученье, маета, наказанье или кара судьбы ◆ Потерпел я ригу в этот путь! Цитата взята из Толкового словаря живого великорусского языка В. И. Даля
Синонимы[править]
- част. овин, гумно
Антонимы[править]
- —
Гиперонимы[править]
- сарай
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Этимология[править]
Происходит от Шаблон:этимология:рига
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Перевод[править]
Анаграммы[править]
Библиография[править]
Для улучшения этой статьи желательно:
|
Латвийская железная дорога — Википедия
Латвийская железная дорога (латыш. Latvijas dzelzceļš) — национальная государственная железнодорожная компания Латвии. Полное наименование — Государственное акционерное общество «Latvijas dzelzceļš» (латыш. Valsts akciju sabiedrība «Latvijas dzelzceļš»)
Основана в 1919 году[2]
Компания обслуживает всю железнодорожную сеть страны: 2263,3 км широкой колеи 1520 мм (из них электрифицировано 258,8 км)[4][5].
Главный офис — в Риге по адресу ул. Гоголя, 3[6].
В состав компании входят шесть дочерних предприятий:
- Тепловозы: M62, 2М62, 2M62УМ, 2М62У, 2ТЭ10М, 2ТЭ10У, ТЭП70, ЧМЭ3, ЧМЭ3М, ТЭМ2, ТЭМ2У, ТГК2, ТГК2-1, ТГМ3, ТГМ4, 2ТЭ116, ТГМ6А, ТГМ40, ТГМ23, NITEQ7000E
- Рельсовый автобус (автомотриса): АР2 — эксплуатация в ПЧ.
Ранее эксплуатировавшиеся локомотивы[править | править код]
Электропоезда и дизель-поезда[править | править код]
- Электропоезда — эксплуатировавшиеся — Ср3, ЭР2И, эксплуатирующиеся — ЭР2, ЭР2Т, ЭР2М
- Дизель-поезда — эксплуатировавшиеся — ДП (шестивагонные), Д, Д1, эксплуатирующиеся — ДР1П, ДР1А, ДР1АМ, ДР1АЦ.
Действующие[править | править код]
Перечень линий, действующих на сезон 2016—2017 гг., с указанием их служебных индексов [7]:
Закрытые[править | править код]
Схема электрификации Латвийских железных дорог на 2017 год.Латвийские электрифицированные железные дороги — самые протяжённые в Прибалтике, общая их протяжённость — 249 км (ещё 12 км не используются). Электрифицированы на постоянном токе 3 кВ.[11]
Электрификацию начал начальник Северо-Западного округа Министерства путей сообщения МПС Нил Иванович Краснобаев. В 1950 году электрички начали курсировать на линии Рига—Дубулты, а затем были электрифицированы линии до (Айзкраукле), Скулте, Елгавы.
По состоянию на 2014 год имеются 4 электрифицированные линии, по которым ходят электропоезда ЭР2/ЭР2Т/ЭР2М.
- 1 линия: Торнякалнс — Тукумс II длиной 65 км. На сегодня — наиболее загруженный маршрут электропоездов, в летнее время интервал движения составляет 10-15 минут, поскольку этот маршрут пролегает через Юрмалу, привлекающую большое количество туристов. По этой же ветке ранее следовал дизель-поезд в Вентспилс.
Станции и остановочные пункты (24): Торнякалнс, Засулаукс, Депо, Золитуде, Иманта, Бабите, Приедайне, Лиелупе, Булдури, Дзинтари, Майори, Дубулты, Яундубулты, Пумпури, Меллужи, Асари, Вайвари, Слока, Кудра, Кемери, Смарде, Милзкалне, Тукумс I, Тукумс II.
- 2 линия: Рига — Елгава длиной 43 км. Самая короткая ветка электропоезда. Пролегает через город Олайне. По этой ветке следует дизель-поезд в Лиепаю, ранее существовал рейс Рига — Реньге. Линия была электрифицирована в 1972 году.
Станции и остановочные пункты (13): Рига, Торнякалнс, Атгазене, Бизнеса Аугстскола Туриба, Тирайне, Баложи, Яунолайне, Олайне, Далбе, Цена, Озолниеки, Цукурфабрика, Елгава.
- 3 линия: Земитаны — Скулте длиной 52 км. Пассажиропоток небольшой, но значительно увеличивается во время курортного сезона. Проходит через населённые пункты: Царникава, Гауя, Гарциемс, Лиласте, Саулкрасты, Звейниекциемс. Ранее по этой ветке ходил дизель-поезд в Лимбажи, Алою и Руиену. В 1957 году была электрифицирована до станции Мангали, в 1971 году — до Звейниекциемса, полностью электрифицирована в 1991 году.
Станции и остановочные пункты (20): Рига, Земитаны, Браса, Саркандаугава, Мангали, Зиемельблазма, Вецдаугава, Вецаки, Калнгале, Гарциемс, Гарупе, Царникава, Гауя, Лиласте, Инчупе, Пабажи, Саулкрасты, Кишупе, Звейниекциемс, Скулте.
Станции и остановочные пункты (24): Рига, Вагону Паркс, Яняварты, Даугмале, Шкиротава, Гайсма, Румбула, Дарзини, Доле, Саласпилс, Саулкалне, Икшкиле, Яуногре, Огре, Парогре, Циемупе, Кегумс, Лиелварде, Кайбала, Юмправа, Дендрарий, Скривери, Мулдакменс, Айзкраукле.
Не построены
Помимо четырёх вышеуказанных, планировалось электрифицировать ещё две линии:
- Рига — Сигулда, длиной 53 км. По плану, электрификация всей этой линии должна была завершиться в 1991 году. Однако к моменту провозглашения независимости Латвии электрификацию успели довести лишь до станции Ропажи (ныне Гаркалне). В 1980—90-е годы электропоезда следовали по этому маршруту до станции Ропажи. В экспериментальном порядке были пущены контактно-аккумуляторные поезда, которые до Ропажи ходили на электричестве, а до Сигулды следовали автономно; такой же принцип использовался и на линии в Лимбажи. В середине 90-х годов электрифицированный участок сократили до Юглы (длина 10,2 км). До настоящего времени до станции Гаркалне можно видеть столбы, которые когда-то держали контактную сеть.
- Станции и остановочные пункты (12): Рига, Земитаны, Чиекуркалнс, Югла, Балтэзерс, Гаркалне, Криевупе, Вангажи, Инчукалнс, Эгльупе, Силциемс, Сигулда. Ныне в Сигулду и далее (до Цесиса, Валмиеры и Валки) следует дизель-поезд.
- Рига — Эргли длиной 97,5 км. Доказательством запланированной электрификации данной ветки служит короткая контактная сеть, которая ведёт на платформу Яняварты, откуда следовала автомотриса в Эргли. В настоящее время эта железнодорожная линия почти полностью демонтирована.
- Станции и остановочные пункты (24): Рига, Вагону Паркс, Яняварты, Рига-Пречу, Ацоне, Сауриеши, Цекуле, Кивули, Баяри, Кангари, Ремине, Аугшциемс, Карде, Сидгунда, Сунтажи, Кастране, Ватране, Кейпене, Платере, Таурупе, Личупе, Балтава, Роплайни, Эргли.
Планы электрификации[править | править код]
На 2015—2020 годы запланирована реализация проекта электрификации железных дорог:
- Айзкраукле — Крустпилс
- Крустпилс — Резекне
- Крустпилс — Даугавпилс
- Крустпилс — Елгава
- Елгава — Тукумс 2
- Тукумс 2 — Вентспилс
AО «Pasažieru vilciens» осуществляет пассажирские перевозки дизель-поездами по следующим маршрутам:
- Рига — Даугавпилс
- Рига — Мадона
- Рига — Крустпилс
- Рига — Сигулда — Валга (Эстония)
- Рига — Резекне — Зилупе
- Рига — Добеле — Лиепая
Бывшие маршруты (1990—2009 гг.)
- Рига — Ипики, Руиена, Алоя, Лимбажи: демонтированная в 2005 линия Скулте — Пярну
- Рига — Реньге: только грузовые перевозки
- Рига — Мейтене: только грузовые перевозки
- Рига — Эргли: грузовые перевозки до Сауриеши; далее пассажирское сообщение закрыто в 2007 году, линия демонтирована в сентябре 2009 года
- Рига — Вентспилс: только грузовые перевозки
- Даугавпилс — Бигосово (Беларусь)
- Рига — Бигосово (Беларусь)
- Даугавпилс — Крустпилс
- Крустпилс — Зилупе
- Пыталово (Россия) — Резекне — Даугавпилс — Вильнюс (Литва) (с 13 января 2018 года возобновлено сообщение между Вильнюсом и Даугавпилсом Литовскими железными дорогами)
Международные пассажирские перевозки[править | править код]
Для международных пассажирских перевозок в качестве тяги используется тепловоз ТЭП70, кроме рейса в Валгу, где курсирует ДР1А.
- Рига — Москва
- Рига — Санкт-Петербург — с 2017 года собственной тяги и статуса поезда не имеет, прицепной вагон следует с поездом Рига — Москва до станции Новосокольники, где перецепляется к поезду Гомель — Санкт-Петербург формирования Белорусской железной дороги (БЧ). Сообщение через Остров и Псков закрыто годом ранее.
- Рига — Валга (Эстония): приграничная станция в Эстонии, где можно сделать кроссплатформенную пересадку на поезд до Тарту и Таллина.
- Рига — Минск: восстановлен в 2011 году, тем самым возобновлено пассажирское сообщение на участке Бигосово — Даугавпилс.
Маршруты других перевозчиков
- Рига — Вильнюс — Минск — Овруч — Киев (обслуживается Укрзализныцей).
- Даугавпилс — Вильнюс (обслуживается LG, дизель-поезд ДР1А по выходным дням).
Бывшие маршруты
- Вильнюс — Санкт-Петербург (LG) : следовал по территории Латвии с остановками на станциях Даугавпилс, Резекне, Карсава; на станции Даугавпилс объединялся с составом поезда Рига — Санкт-Петербург. Отменён в 2015 году.
В 2020 году в Латвии планируется начать обновление парка электропоездов. Всего к 2023 году должны быть поставлены 32 электрички марки Шкода Вагонка.
Ведётся подготовка к реализации проекта Rail Baltica, призванного связать Латвию, Литву, Эстонию и Финляндию с остальной Европой.
Новая Рига — это… Что такое Новая Рига?
Вид автомагистрали на 222 км
Федеральная автомобильная дорога М9 «Балтия» (Новорижское шоссе) — автомобильная дорога федерального значения Москва — Волоколамск — государственная граница с Латвией — далее переходит в латвийскую автодорогу A12. Часть европейского маршрута E22. Протяженность автомагистрали — 610 км.
Маршрут
Автомагистраль М9 начинается на северо-западе Москвы от МКАД как продолжение Краснопресненского проспекта, далее проходит по территории Московской, Тверской и Псковской областей.
От МКАД до Волоколамска трасса представляет собой классическую автомагистраль с разделительной полосой, отсутствием пересечений с другими транспортными путями в одном уровне и соответствующим скоростным режимом. С начала XXI века здесь активно строятся коттеджные и дачные поселки, что вкупе с постоянно ремонтируемыми мостами вызывает сильную загруженность этого участка трассы. После Волоколамска дорожное полотно резко сужается, разделительная полоса пропадает. До границы с Тверской областью дорога двухполосная с широкой асфальтированной обочиной, после въезда в Тверскую область дорога сужается, обочина не асфальтированная, по состоянию на 2008 год полотно находится в ужасном состоянии. В 2008—2009 гг. был проведён капитальный ремонт трассы на участке от Зубцова до Ржева. Основной поток до г. Ржев. дальше большинство фуры. Трасса проходит в стороне от крупных населенных пунктов(после Ржева), придорожного сервиса почти нет .
Крупные населённые пункты расположенные вдоль трассы
Общие сведения
Дорога проходит в условиях слабохолмистой местности, на отдельных участках — лесисто-болотистой. Температурные условия на дороге в основном одинаковые, средняя температура января −10 °C, июля +18 °C.
Дорога пересекает крупные реки: Истру (у г. Истра), Вазузу (в г. Зубцов), Межу (у г. Нелидово), Велесу и Западную Двину (у г. Западная Двина), Торопу (у г. Старая Торопа), Ловать (у г. Великие Луки).
Загородная недвижимость и коттеджный бум
В Московской области — это второе по популярности и дороговизне направление, после Рублевки, у покупателей дач, земельных участков и частных домовладений, где вблизи Москвы с начала XXI века активно строятся так называемые элитные коттеджные поселки[1], а цена сотки земли с 2004 года по 2007 год увеличилась в несколько раз[2].
В российских СМИ, среди покупателей и продавцов подмосковной загородной недвижимости употребляется жаргонное название этой магистрали — «Новая Рига», или «Новорига»[3][1]. Одна из рубрик газеты «На Рублевке», посвященная обитателям коттеджных поселков на Новорижском шоссе называется «Новая Рига»[4].
В СМИ звучат мнения, что Новорижское шоссе становится «второй Рублевкой» и её основным конкурентом. В пригороде Москвы в районе шоссе появились два крупных гольф-клуба, площадки для частных вертолетов и мотодельтапланов, растет инфрастуктура для богатых жителей, строится аквапарк. В дорогие коттеджные поселки, расположенные в районе трассы перебрались с «Рублевки» ряд её обитателей, в частности музыкант Андрей Макаревич[5][6].
Любопытные факты
- Корреспондент журнала ИД КоммерсантЪ «Деньги», путешестоваваший по автомагистрали из Москвы в Ригу и обратно в 2005 году, отмечал, что ему пришлось ждать в очереди прохождения российско-латвийской границы более пяти часов, на латвийском пограничном пункте он проходил санитарный контроль: фельдшер спрашивал у него как он себя чувствует.[7]
- Как отмечают пользователи «ЖЖ», в 2006 году все дорожные знаки на автомагистрали, в частности, расположенные вблизи Москвы, указывающие на Ригу, были заменены на указывающие на Псков.[8]
С каждым километром кажется, что хуже дорога быть уже не может, но чем дальше, тем плотность колдобин все больше и больше, а машин все меньше и меньше, особенно легковых. Каждая яма бьет прямо в самое сердце. На коротких промежутках относительно ровного асфальта пытаешься разогнаться, но тут же влетаешь в очередную полосу препятствий. (…) Фуры сбиваются в колонны и петляют мимо ям, как гигантские змеи. Некоторые из них пытаются выползти на обочину, но очень скоро понимают, что это не лучший выбор: края дороги уже давно расползлись в стороны и с них легко можно опрокинуться в кювет. Легковых машин тут уже почти нет, особенно с московскими номерами. А те, что еще попадаются, ползут, качая офигевшими фарами вверх-вниз |
Ссылки
Примечания
Населённые пункты на автомагистрали М-9 «Балтия» (от МКАД до границы с Латвией)
Wikimedia Foundation. 2010.
Рига — это… Что такое Рига?
Рига — столица Латвии. Впервые упоминается в 1198г. Происхождение названия связано с реконструируемой балт. основой ring , представленной в литов. ringe, ringis излучина, лука, затон, заводь . Эта основа в форме ring широко представлена в топонимии… … Географическая энциклопедия
РИГА — 1. РИГА1, риги, жен. 1. Большой сарай для сушки снопов хлеба с местом для обмолота. «Пар из отворенной риги валит.» Некрасов. «Под одною кровлей был и скотный двор и рига.» А.Н.Толстой. 2. Мера зернового хлеба, около 5 тысяч снопов (обл.). 2.… … Толковый словарь Ушакова
РИГА — 1. РИГА1, риги, жен. 1. Большой сарай для сушки снопов хлеба с местом для обмолота. «Пар из отворенной риги валит.» Некрасов. «Под одною кровлей был и скотный двор и рига.» А.Н.Толстой. 2. Мера зернового хлеба, около 5 тысяч снопов (обл.). 2.… … Толковый словарь Ушакова
РИГА — жен., эст. рыга, молотильный сарай с овином, крытый ток с сушилом; рига более овина; как мера хлеба, идущего в посад, в риге считают 5 ·тыс. снопов, в овине 5 соть. Один овин обмолотили. Рижный хлеб, овинный, сушеный огнем; но рижною мукою зовут… … Толковый словарь Даля
РИГА — жен., эст. рыга, молотильный сарай с овином, крытый ток с сушилом; рига более овина; как мера хлеба, идущего в посад, в риге считают 5 ·тыс. снопов, в овине 5 соть. Один овин обмолотили. Рижный хлеб, овинный, сушеный огнем; но рижною мукою зовут… … Толковый словарь Даля
Рига — столица Латвийской ССР, крупный промышленный, культурный и научный центр. Расположена на берегах р. Даугава (Западная Двина), у её впадения в Рижский залив Балтийского моря. Возникла на месте древнего торгового поселения. Впервые как… … Художественная энциклопедия
рига — См … Словарь синонимов
Рига — губ. г. Лифляндской губ., важнейший после С. Петербурга иОдессы портовый город России, при р. Зап. Двине, в 10 в. от впадения еев рижский зад. Состоит из старого или собственно города и из предместий:С. Петербургского, Московского и Митавского… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Рига — Заложен 3.10.1783 на Олонецкой верфи. Строитель И. И. Афанасьев. Спущен 9.5.1784, вошел в состав БФ. 27,4×8,1×3,8 м; 16 ор. Построен специально для рижской брандвахты. 30.8.1784 пришел из Кронштадта в Ригу и до 1791 каждую навигацию занимал… … Военная энциклопедия
РИГА — овин на северо западе России и в Прибалтике. У эстонцев служила жилищем (рехетуба букв. рига изба) … Этнографический словарь
рига — рига, овин на северо западе России и в Прибалтике. У эстонцев служила жилищем (рехетуба буквально рига изба) … Энциклопедия «Народы и религии мира»
Рига что это? Значение слова Рига
Значение слова Рига по Ефремовой:
Рига — Большой крытый сарай для сушки снопов и обмолота.
Значение слова Рига по Ожегову:
Рига — Сарай для сушки снопов и молотьбы
Рига в Энциклопедическом словаре:
Рига — постройка с печью для сушки снопового хлеба и льна. Иногда ригойназывают обычный сарай.
(Riga) — город, столица Латвии, на р. Даугава, при впадении ее вРижский зал. Балтийского м. Железнодорожный узел и морской порт. 910 тыс.жителей (1991). Машиностроение и металлообработка, в т. ч.электротехническая и радиоэлектронная промышленность. Химическая,химико-фармацевтическая, деревообрабатывающая, легкая, пищевая,парфюмерно-косметическая промышленность. Производство стройматериалов.Латвийская АН. 7 вузов (в т. ч. Латвийский университет и Техническийуниверситет, консерватория). 21 музей (в т. ч. Музей истории Латвии, Музейистории города и мореходства, музеи природы, зарубежного искусства,литературы и искусства, Художественный музей). 9 театров (в т. ч.Национальная опера Латвии). Известен с 1198. В 1621 завоеван шведами. С1710 в Российской империи. С 1919 столица Латвийской республики (в 1940-91- Латвийской ССР). Церкви: Домская (13 в.), Екаба (13 в.) и Петера (13 -нач. 15 вв.). бывший Орденский замок (14-19 вв.), жилые дома 15-18 вв.,мемориальный комплекс Братского кладбища (1924-36). Вблизи Риги — курортЮрмала.
Значение слова Рига по словарю Ушакова:
РИГА
(Р прописное), риги, мн. нет, ж. Только в каламбурном выражении: поехал в Ригу кто (эвф. разг. фам. ирон.) — рвет, вырвало кого-н. Выпил лишнего и поехал в Ригу. (При создании этого эвфемизма использовано созвучие слов: г. Рига и рыгать в знач. извергать рвоту.)
РИГА
риги, ж. 1. Большой сарай для сушки снопов хлеба с местом для обмолота. Пар из отворенной риги валит. Некрасов. Под одною кровлей был и скотный двор и рига. А.Н. Толстой. 2. Мера зернового хлеба, около 5 тыс. снопов (обл.).
Значение слова Рига по словарю Даля:
Рига
ж. перм. беда, мученье, маета, наказанье или кара судьбы. Потерпел я ригу в этот путь! Риговатый перм. неровный, негладкий, шероховатый. | неудобный. Под в печи риговать.
Рига
ж. эст. рыга, молотильный сарай с овином, крытый ток с сушилом. рига более овина. как мера хлеба, идущего в посад, в риге считают 5 тыс. снопов, в овине 5 соть. Один овин обмолотили. Рижный хлеб, овинный, сушеный огнем. но рижною мукою зов. и смолотую из хлеба рижной сушки, не овинной. в плохой риге хлеб легко солодеет. Ригач м. стар. место под ригою, овином и током, ладонью. С гуменником и с ригачем. | Ригачь ж. (?) или ригача ж. арх. олон. рига, овин.
Определение слова «Рига» по БСЭ:
Рига — столица Латвийской ССР. Крупный индустриальный, научный и культурный центр, транспортный узел, морской порт. Расположена на берегах р. Даугава (Западная Двина), у её впадения в Рижский залив Балтийского моря. В пределах города Даугава образует несколько проток, вода в которых под влиянием ветрового нагона воды с залива в отдельные годы выходит из берегов, вызывая наводнения на островах и левобережье (в 1969 подъём уровня воды на 2,14 м). В центре города средняя температура января -4,5°C (зимой часты оттепели), июля 18°C, безморозный период 212 сут. Осадков 649 мм в год.
Площадь 302,8 км2 (1974). Население 796 тыс. чел. (на 1 января 1975. 348 тыс. в 1939, 580 тыс. в 1959, 732 тыс. в 1970). В Р. живёт 31% населения Латвии. латышей 40,9%, русских 42,7, евреев 4,2, белорусов 4,1, украинцев 3,5% (по переписи 1970). Р. делится на 6 районов (на 1 января 1975).
Исторический очерк. Археологические данные свидетельствуют о существовании поселений на территории так называемого Старого города в 10-11 вв. Р. возникла на месте древнего торгового поселения прибалтийских народностей при впадении в р. Даугаву р. Рига (ныне не существует), от которой город получил своё название. В письменных источниках впервые упоминается в 1198, как город с 1201. В начале 13 в. немецкие крестоносцы превратили Р. в крепость-базу своей агрессии на восток. В 13-16 вв. она была подчинена Рижскому архиепископству. с начала 14 в. входила в Ганзу. До 1561 — в составе Ливонского ордена. Во время Ливонской войны 1558-83 с 1561 стала вольным городом. В 1581 перешла под власть Речи Посполитой, в 1621 была завоёвана шведами. Р. являлась крупным центром транзитной торговли и ремесла. Во время Северной войны 1700-21 14 июля 1710 русские войска заняли Р. С 1714 — центр Рижской, с 1796 — Лифляндской губернии.
В 17 в. в Р. возникли первые мануфактуры. В конце 18 в. Р. — один из крупных портов и торговых центров России, занявший по внешнеторговому обороту 2-е место (после Петербурга). Быстро росло население (тыс. чел.): 27,8 в 1794. 77,4 в середине 19 в. — 282,2 в 1897. около 500 в 1905. В конце 19 — начале 20 вв. Р. стала одним из крупнейших промышленных центров Российской империи. В 1890 на 226 промышленных предприятиях работало свыше 16 тыс. рабочих (3-е место после Москвы и Петербурга). в 1913 на 372 предприятиях — более 87 тыс. рабочих. В начале 20 в. Рижский порт занял 1-е место по экспорту и 2-е (после Петербурга) — по импорту. В 1913 его внешнеторговый оборот превысил 4 млн.т и равнялся свыше 17% внешнеторгового оборота Российской империи. В 80-х гг. началась стачечная борьба рижского пролетариата. В мае 1899 выступление рабочих превратилось в первое в Российской империи массовое столкновение с полицией и войсками (так называемый Рижский бунт). Марксистские кружки в Р. возникли в начале 90-х гг. 19 в.. осенью 1899 была создана Рижская социал-демократическая организация. Весной 1900 сюда приезжал В. И. Ленин. Р. была одним из пунктов, через который в Россию из-за границы пересылалась нелегальная литература. Здесь с 1904 начала издаваться социал-демократическая газета
«Циня». В июне 1904 в Р. состоялся 1-й съезд Латвийской СДРП. 13 (26) января 1905 в городе были проведены забастовка и массовая (50-тысячная) демонстрация протеста против расстрела рабочих в Петербурге 9 (22) января 1905. бастовало около 100 тыс. рабочих (свыше ј всех бастовавших по России).
Во время 1-й мировой войны 1914-18 Р. была прифронтовым городом. 21 августа (3 сентября) 1917 буржуазное Временное правительство и верховный главнокомандующий генерал Л. Г. Корнилов сдали Р. немецким войскам, 3 января 1919 город был освобожден восставшими рабочими и красными латышскими стрелками. 13 января 1919 в Р. состоялось открытие 1-го Вселатвийского съезда Советов. Съезд провозгласил Советскую власть, принял первую конституцию Советской Латвии. было создано первое латвийское советское правительство: 22 мая 1919 силы внутренней и внешней контрреволюции захватили Р. В 1919-40 она была столицей буржуазной Латвии. В годы буржуазного режима промышленность развивалась медленно, многие предприятия пришли в упадок. В 1938 насчитывалось 2,2 тыс. промышленных предприятий с 76 тыс. рабочих. Грузооборот порта стал в 2 раза меньше, чем в 1913. Революционная борьба продолжалась в подполье.
В июньские дни 1940 трудящиеся Р. под руководством Коммунистической партии Латвии свергли буржуазный режим и восстановили Советскую власть. С 21 июля 1940 Р. — столица Советской Латвии. Началось восстановление связей промышленности города с традиционными топливно-сырьевыми базами и районами реализации её продукции. 1 июля 1941 немецко-фашистские захватчики оккупировали Р. Они нанесли городу огромный ущерб. Против немецко-фашистских оккупантов в Р. боролась подпольная коммунистическая организация. 13 октября 1944 в результате Прибалтийской операции 1944 город был освобожден Советской Армией.
В послевоенные годы разрушенные промышленные предприятия были восстановлены, многие из них реконструированы. Развернулось массовое жилое строительство. Жилой фонд Р. на конец 1973 составлял 10 908 тыс.мІ. С 1946 по 1973 сдано в эксплуатацию 5,2 млн.мІ новой общей площади. возникли новые районы. 26 ноября 1970 Р. награждена орденом Ленина.
Экономика. Ведущие отрасли — машиностроение, металлообработка и лёгкая промышленность. Особенно быстро развиваются отрасли, имеющие общесоюзное значение, — радиотехническая, электронная, электротехническая, приборостроение, транспортное и с.-х. машиностроение. Удельный вес Р. в общем объёме продукции промышленности Латвийской ССР 56% (19/2). в промышленности и строительстве занято около 53% всех рабочих и служащих Р., на транспорте и в связи — около 12%. Общий объём промышленной продукции за 1940-74 возрос в 36 раз (с 1969 — главным образом за счёт повышения производительности труда и лучшего использования оборудования). Наиболее перспективны менее материалоёмкие производства, требующие высококвалифицированных кадров. За 1966-72 создано свыше 400 новых типов машин, оборудования, аппаратов и приборов. Удельный вес Р. в союзном производстве (1973) магистральных пассажирских вагонов 30%, телефонных аппаратов 53%, холодильных установок 23%, мопедов и мотовелосипедов 49%, радиоприёмников и радиол 28%, бытовых стиральных машин 18%. Крупнейшие предприятия машиностроения: электротехнический завод
«ВЭФ» им. В. И. Ленина, радиозавод им. А. С. Попова, электромашиностроительный, вагоностроительный, дизелестроительный, «Ригасельмаш», электроламповый, свето-технический, полупроводниковых приборов, «Гидрометприбор»,
«Автоэлектроприбор», мотозавод «Саркана Звайгзне», судоремонтный.
Химическая промышленность представлена заводами: лакокрасочным, «Реагент», медицинских препаратов, химфармзаводом, производственным объединением «Сарканайс квадрате» (резинотехнических изделий) и фирмой «Латвбытхим».
Имеются комбинат комплексной переработки древесины, бумажная фабрика, деревообрабатывающий, стекольный и фарфоровый заводы. Развита промышленность стройматериалов. Наиболее значительные текстильные предприятия: «Ригас мануфактура»,
«Ригас аудумс», «Саркана текстилниеце», трикотажные фирмы «Мара» и «Сарканайс ритс», чулочная фабрика «Аврора», швейные производственные объединения «Латвия» и «Ригас апгербс». В пищевой промышленности вместо прежних мелких предприятий образованы крупные комбинаты — мясоконсервный, молочный, мельничный, кондитерские фабрики и др.. парфюмерно-косметический завод «Дзинтарс».
Р. — крупный рыбопромышленный центр. Работают заводы консервно-кулинарный «Кайя» и сардинный, в рыбном порту — базы тралового и рефрижераторного флота.
Предприятия Р. получают из других советских республик и зарубежных социалистических стран топливо, сырьё, полуфабрикаты, комплектующие детали, производственное оборудование, транспортные средства. Построена ТЭЦ, строится (1975) ТЭЦ-2. в 1974 вошли в строй первые агрегаты Рижской ГЭС на Даугаве. Значительная часть электроэнергии Р. получает от объединённой северо-западной энергосистемы. Город обеспечивается газом из Коми АССР (по трубопроводу Валдай — Псков — Р.). В Р. сходятся ж.-д. линии из Москвы, Ленинграда, Таллина, Вильнюса, Калининграда и др. Пригородные участки до Айзкраукле, Звейниексциемса, Тукумса и Елгавы электрифицированы. Важную роль играет Рижский морской порт. Речное сообщение — по Даугаве. 2 аэропорта. Функционально связанная с Р. пригородная зона включает индустриальные спутники (Елгава, Тукумс, Олайне, Баложи, Кегуме, Огре, Вангажи), агропромышленные комплексы (Кекава, Улброка, Олайне, совхоз им. В. И. Ленина и др.), научный центр Саласпилс.
В. Р. Путт.
Архитектура. Р. имеет концентрически-поясную планировочную структуру. На правом берегу Даугавы находится древнейшее ядро Р. — Старый город, сохранивший сеть узких средневековых улиц. Вдоль Даугавы от центра к Рижскому заливу протянулись морской, торговый и рыбный порты и рыболовецкий совхоз
«Девитайс Майс». на берегу залива — приморская пригородная зона с группой дачных посёлков. Садово-парковое полукольцо, созданное во 2-й половине 19 — начале 20 вв. на месте снесённых городских укреплений, отделяет Старый город от более позднего центрального района (район бывших предместий), регулярно распланированного в 17-19 вв. Левобережье (Пардаугава) экстенсивно застраивалось с 18 в. В Р. много парков, скверов и бульваров, занимающих в самом городе около 400 га. Расположенные на окраинах обширные лесопарки (около 5 тыс.га) примыкают к новым жилым массивам, имеющим свободную пространственную композицию.
На С.-В. находится озеро Кишэзерс, на его западном берегу крупнейший лесопарк Р. — Межапарк. На восточной окраине Р., у озера Юглас, — жилой район того же названия (1962-70, архитекторы П. Фогеле, О. Крауклис, А. Плесумс, Л. Наглинь и др.. см. илл.). южнее — жилой район Пурвцисмс (1965-74, архитекторы Э. Дранде, Г. Мелберг, Э. Фогелис и др.). на южной окраине Р. — жилые районы Кенгарагс (1961-71, архитекторы И. Страутманис, М. Л. Бродский, Г. Мелберги и др.) и Краста (застраивается с 1970, архитекторы Э. Фогелис, М. Л. Бродский, И. Миллерс и др.). Левобережье — ныне хорошо озеленённая территория с несколькими промышленными зонами и разреженной жилой застройкой. крупные новые жилые массивы здесь — Агенскалнские сосны (1958-62, архитекторы Н. Рендель, Э. Якобсоне), Илгюциемс (1967-70, архитекторы Р. Лелис, Л. Наглинь, Т. Францмане и др.), Иманта (застраивается с 1970, архитекторы Р. Лелис, Р. Пайкунс, Т. Францмане и др.).
В Старом городе сосредоточены многочисленные памятники архитектуры, в том числе: романо-готические Домская церковь и церковь Екаба (13 в., перестраивалась в 14 и 18 вв., см. илл.), готическая церковь Петера [13 — начала 14 вв., перестраивалась в 14-15 вв.. барочный западный фасад — 1689-94, архитектор Р. Бинденшу и др., башня (высота 123,2 м) над западным фасадом — 17-18 вв., сгорела в 1941, восстановлена в 1970-73, см. илл.], церковь Яня (впервые упоминается в 1297, перестраивалась в конце 15 — начале 16 вв., поздняя готика. хор — 1587-89, ренессанс, см. илл.. бывший Орденский замок (1330, перестроен в 1497-1515, расширена 17-19 вв.). церковь Петера-Павила (1780-86, инженер-архитектор С. Зеге, архитектор К. Хаберланд) и арсенал-пакгауз [1828-32, архитектор И. Лукини (?), Ю. Шпацир] — классицизм. фрагменты городских укреплений 13-15 вв.. жилые дома 15-18 вв. [в том числе так называемый дом Рейтерна (1684-88, архитектор Р. Бинденшу), дом Данненштерна (1694-98), дом конца 18 в. на улице Шкюню (архитектор К. Хаберланд)]. В застройке центрального района преобладают 5-6-этажные доходные дома и парадные общественные здания (например, здание Художественного музея Латвийской ССР, 1905, архитектор В. Нейман) в духе эклектики и в стиле
«Модерн». ряд зданий построен в духе неоклассицизма (Дворец юстиции, ныне — здание Совета Министров Латвийской ССР, 1936-38, архитектор Ф. Скуинь). В советское время проведены большие градостроительные преобразования: созданы новые транспортные магистрали (улица Августа Деглава, улица Пернавас), площади, парки, реконструированы набережные (Комсомольская набережная, 1949-60, архитектор М. Л. Бродский, инженер Б. А. Булгаков), восстановлены старые и построены новые мосты через Даугаву, разработан генеральный план (утвержден в 1955, архитектор Е. А. Васильев), освоены свободные территории. Новый генеральный план (утвержден в 1969, архитекторы В. Апситис, Э. Пучин, Г. Мелберг и др.) предусматривает сохранение исторического облика Старой Р., архитектурно-пространственное развитие центральных районов Р., их значение как общегородского административного и культурного центра, усовершенствование транспортной системы города и дальнейшее массовое строительство на периферийных свободных территориях.
Выстроены высотные здания АН Латвийской ССР (1950-57, архитекторы В. Апситис, О. Тилманис и др.), вокзалы — железнодорожный (1957-66, архитекторы В. И. Кузнецов и В. П. Ципулин. и морской (1963-65, архитекторы М. Гелзис и В. Сависко), аэровокзал (1970-74, архитекторы Л. Я. Иванов, В. М. Ермолаев), институт электроники и вычислительной техники АН Латвийской ССР (1965-71, архитекторы Ю. П. Платонов, В. Р. Раннев), Дворец спорта (1970, архитекторы Б. Бурчика, О. Крауклис и др.), Мемориальный музей-памятник латышским красным стрелкам (открыт в 1971, архитекторы Д. Дриба, Г. Лусис-Гринберг, скульптор В. Алберг. комплекс музыкальной средней школы и хореографического училища (1957-73, архитектор О. Н. Закаменный и др.), здание ЦК компартии Латвии (1972-74, архитекторы Я. Вилцинь, Г. Асарис и др.).
Памятники: ансамбль Братского кладбища (туф, 1924-36, архитектор А. Бирзениек и др.. и памятник Свободы (гранит, туф, 1931-35, архитектор Э. Шталберг) — оба скульптор К. Зале. памятник Р. Блауманису (гранит, 1929, скульптор Т. Залькалн). Я. Райнису на кладбище Райниса (гранит, 1934, скульптор К. Земдега, архитектор П. Аренд. и в парке Коммунаров (гранит, 1958-65, скульптор К. Земдега — выполнен скульпторами А. Гулбисом и Л. Блумбергом, архитектор Д. Дриба). памятник В. И. Ленину (бронза, гранит, 1947-50, скульпторы В. Я. Боголюбов и В. И. Ингал, архитектор Э. Шталберг), П. Стучке (бронза, гранит, 1962, скульптор Э. Мелдерис, архитектор Г. Мелдерис): памятник борцам Революции 1905 на кладбище Матиса (гранит, 1956-59, скульптор Л. В. Буковский, архитекторы О. Н. Закаменный и А. Бирзениек. и на Комсомольской набережной (бронза, гранит, 1959, скульптор А. Терпиловский, архитектор К. Плуксне).
М. Васильев.
Культурное строительство. В Р. находится Академия наук Латвийской ССР, различные научные учреждения: Латвийский научно-исследовательский институт лесохозяйственных проблем, Центральный научно-исследовательский институт автоматизированных систем управления гражданской авиации, Всесоюзный научно-исследовательский институт морской геологии и геофизики, Латвийский научно-исследовательский институт лёгкой промышленности и др. (на 1 января 1974 насчитывалось 57 научных учреждений), а также крупные учебные заведения.
В 1974/75 учебном году в 7 вузах Р.: Латвийском университете, в институтах политехническом, медицинском, инженеров гражданской авиации, физической культуры, консерватории и АХ обучалось 32,9 тыс. студентов. В 22 средних специальных учебных заведениях — 26 тыс. учащихся. в 161 общеобразовательной школе всех типов — 106,6 тыс. учащихся. в 21 профессионально-технических учебных заведении — около 10 тыс. учащихся. в 1974 в 260 дошкольных учреждениях воспитывалось 35 тыс. детей.
На 1 января 1975 работали 177 массовых библиотек (4,5 млн. экз. книг и журналов), Государственная библиотека Латвийской ССР им. В. Лациса (см. в ст. Библиотеки союзных республик), Фундаментальная библиотека АН Латвийской ССР и др.. 19 музеев с филиалами, в том числе Музей истории Латвийской ССР, Музей революции Латвийской ССР (филиалы — Мемориальный музей В. И. Ленина, Мемориальная квартира-музей В. И. Ленина. см. Музеи В. И. Ленина), Музей истории г. Риги и мореходства, Латвийский художественный музей, Музей истории медицины им. П. Страдыня, Музей природы Латвийской ССР, мемориальные музеи Р. Блауманиса и Я. Розентала, А. Упита, Г. Шкилтера, Музей истории литературы и искусства им. Я. Райниса и др., вблизи Р. Этнографический музей под открытым небом. Латвийский театр оперы и балета, Латвийский театр драмы, Латвийский художественный театр, Театр русской драмы, Театр юного зрителя им. Ленинского комсомола, Театр кукол, Театр оперетты, цирк, филармония. 45 клубных учреждений. 46 стационарных киноустановок. 21 внешкольное учреждение.
В Р. находятся республиканские издательства «Звайгзнс» («Звезда»), «Зинатне» («Наука»), «Лиесма» («Пламя») и др.. информационное агентство Латинформ. Выходит 9 республиканских газет, 27 журналов (см. Латвийская ССР (См. Латвийская Советская Социалистическая Республика), раздел Печать, радиовещание, телевидение). С 1957 выпускается городская вечерняя газета
«Ригас балсс» («Голос Риги») на латышском и русском языках. Из Р. ведутся радиопередачи по 4 программам. Республиканского радио в объёме 26,1 ч в сутки на латышском и русском языке. ретранслируются программы Всесоюзного радио. Телепередачи Республиканского и Центрального телевидения ведутся по 3 программам. В Р. — телецентр.
Здравоохранение. В 1940 было 20 больничных учреждений на 4,1 тыс. коек (11,5 койки на 1 тыс. жителей) работали 1,2 тыс. врачей (1 врач на 300 жителей). Имелось 17 женских консультаций, детских поликлиник и амбулаторий. К 1974 функционировало 32 больничных учреждения на 11,7 тыс. коек (15,1 койки на 1 тыс. жителей), 39 учреждений охраны материнства и детства. работали более 5 тыс. врачей (1 врач на 148 жителей). Врачебные кадры готовит Рижский медицинский институт (основан в 1950. лечебный, педиатрический, стоматологический и фармацевтический факультеты). Научно-исследовательский медицинский институт травматологии и ортопедии (основан в 1946). Близ Р. — климатические курорты Юрмала, Огре, Сигулда и бальнеологические курорты Балдоне и Кемери.
Лит.: Эргле З. Э., Циелава С., О чем рассказывают дома и улицы старой Риги, [пер. с латышского], Рига, 1971. Музеи Риги, Рига, 1966. Пакалн Я. П., Сердце Советской Латвии. Рига вчера, сегодня и завтра, Рига, 1967. Лаздынь В. К., Пурин В, Р., Рига. Экономико-географический очерк, М., 1957. Латвия, М., 1968 (Серия «Советский Союз»)
: Дебрер М., Красильников М., Путеводитель по Риге, Рига, 1971. Васильев Ю., Классицизм в архитектуре Риги, Рига, 1961. его же, Рига. Памятники зодчества, Рига, 1971. Рига — столица Латвийской ССР. Рекомендательный указатель литературы, Рига, 1953.
Л. В. Буковский. Памятник борцам Революции 1905 на кладбище Матиса в Риге (фрагмент). Гранит. 1956-59.
Скульптор К. Зале, архитекторы А. Бирзениек и др. Комплекс братского кладбища в Риге. Туф. 1924-36. Фрагмент.
Т. Залькалн. Памятник Р. Блауманису в Риге. Гранит. 1929.
Д. Даннеберга, О. Крауклис, Г. Мелберг, Л. Наглинь и др. Микрорайон Югла-3 в Риге. 1968-69.
Р. Бинденшу и др. Порталы церкви Петера в Риге. 1692-94.
Своды церкви Яня в Риге. Кон. 15 — нач. 16 вв.
Домская церковь в Риге. 13 в.
Мемориальный музей-памятник Латышским красным стрелкам в Риге. Открыт в 1971. Скульптор В. К. Алберг, архитекторы Д. Я. Дриба, Г. Р. Лусис-Гринберг.
Рига. Парк вдоль Городского канала.
К ст. Рига. Т.н. Конвент Эка (слева. конец 16 — начало 17 вв.) и церковь Яня (справа. впервые упоминается в 1297, перестраивалась в конце 15 — начале 16 вв.).
Рига. Вид от Шведских ворот в Старом городе. Застройка 17 — начала 20 вв.
Рига. Дом Данненштерна. 1694-98.
Рига. Академия художеств Латвийской ССР.
Рига. Улица Миесниеку. Амбары 17-18 вв. и жилая застройка 18-20 вв.
Рига. Панорама города со стороны р. Даугавы.
Рига. Фрагмент жилого района Югла. Застройка 1967-70-х гг. Архитекторы Э. Урниек, О. Крауклис и др.
Рига. Ясли-сад в жилом районе Кенгарагс-2. 1970. Типовой проект.
Рига. Дом быта «Ригас-модес».
Рига. Театр оперы и балета Латвийской ССР. 1863. Архитектор Л.Ф. Бонштедт.
Рига. Филиал проектного института «Латгипроторг». 1973. Архитекторы О. Остенберг, И. Шноре.
Рига. Бывшие доходные жилые дома на улице Фрича Гайля. 1903-06. Архитектор М. Эйзенштейн.
Латвийский университет им. П. И. Стучки. 1866. Архитектор Г. Ф. Хильбиг.
Рига. План города.
К. Я. Земдега. Памятник Я. Райнису на кладбище Райниса в Риге. Гранит. 1934. Архитектор А. Аренд.
Железнодорожный вокзал в Риге, 1957-1960. Архитекторы В. И. Кузнецов и В. П. Ципулин. Интерьер.
Рига — то же, что Овин.
Рига — это… Что такое Рига?
столица Латвийской ССР, крупный промышленный, культурный и научный центр. Расположена на берегах р. Даугава (Западная Двина), у её впадения в Рижский залив Балтийского моря. Возникла на месте древнего торгового поселения. Впервые как город упоминается с 1201. На правом берегу Даугавы — Старый город с сетью средневековых узких улиц и Новый город, отделённый от Старого города садово-парковым полукольцом и регулярно распланированный в XVII-XIX вв. Левобережье (Пардаугава) застраивалось с XVIII в.; ныне — озеленённая территория с несколькими промышленными зонами и разрежённой жилой застройкой (Агенскалнские сосны, 1958-62, архитекторы Н. Рендель, Э. Якобсоне; Илгюциемс, 1967-70, архитекторы Р. Лелис, Л. Наглинь и др.). На окраинах Риги обширные лесопарки примыкают к жилым массивам, имеющим свободную пространственную композицию (Межапарк на берегу озера Кишэзерс (с 1949) с Большой певческой эстрадой, 1955, архитекторы В. В. Шнитников, Г. Ирбите и др.; жилые районы: Юглас, 1962-70, архитекторы П. Фогеле и др.; Пурвциемс, с 1965, архитекторы С. Алкснй, Э. Дранде, Г. Мелбергс и др.; Кенгарагс, 1961-71, архитекторы И. Страутманис и др.; Межциемс, с 1977, архитекторы З. Гайле, М. Гелзис и др.).В Старом городе сохранились фрагменты средневековых городских укреплений (XIII-XV вв.), жилые дома XV-XVIII вв. (так называемые «Три брата», XV-XVII вв.; так называем. дом Рейтерна, 1685, архитекторы Р. Бинденшу, и др.). а также романско-готическая Домская церковь(заложена в 1211, завершена около 1270, перестроена около 1300) и церковь Екаба (XIII в., перестраивалась в XIV и XVIII вв.), готическая церковь Петера (XIII — начало XIV вв., перестраивалась в XIV-XV вв.; барочный западный фасад — 1689-94, архитекторы Бинденшу и др.), позднеготическая церковь Яня (впервые упоминается в 1297, перестраивалась в конце XV — начале XVI вв.), бывший Орденский замок (1330, перестроен в 1497-1515, расширен в XVII-XIX вв.), классицистическая церковь Петера-Павила (1780-86, инженер-архитектор С. Зеге, архитектор К. Хаберланд) и арсенал-пакгауз (1828-32, архитекторы И. Лукини (?), Ю. Шпацир). В центральном районе преобладают 5-6-этажные дома (сплошная застройка бульвара Райниса, улиц Меркеля, Кр. Барона и др., 1870-80-е гг., архитекторы Р. Пфлуг и др.) и общественные здания (здание Художественном музее Латвийской ССР, 1905, архитектор В. Нейман), эклектические и в стиле «модерн»; ряд зданий построен в духе неоклассицизма (Дворец юстиции, ныне Совет Министров Латвийской ССР, 1936-38, архитектор Ф. Скуинь).
В советское время проведены большие градостроительные работы: созданы новые транспортные магистрали, площади, разбиты скверы, парки, реконструированы набережные, восстановлены старые и построены новые мосты через Даугаву (Октябрьский мост, 1955-58, и др.), разработан генеральный план (1955, архитектор Е. А. Васильев). Новый генеральный план (утверждён в 1967, архитекторы В. Апситис, Э. Пучин, Мелбергс и др.) предусматривает сохранение исторического облика Старого города, развитие центральных районов Риги и дальнейшее массовое строительство на периферии города. Построены высотное здание АН Латвийской ССР (1950-57, архитекторы Апситис, О. Тилманис и др.), вокзалы — железнодорожный (1957-66, архитекторы В. И. Кузнецов и В. П. Ципулин) и морской (1963-65, архитекторы М. Гелзис и В. Сависко), аэровокзал (1970-74, архитекторы Л. Я. Иванов, В. М. Ермолаев), Дворец спорта (1970, архитекторы Б. Бурчика, О. Крауклис и др.), Мемориальный музей-памятник латышским красным стрелкам (открыт в 1971, архитекторы Д. Дриба, Г. Лусис-Гринберг, скульптор В. Алберг), здание ЦК компартии Латвии (1972-74, архитекторы Я. Вилцинь, Г. Асарис и др.), административные здания Ленинского (1975, архитекторы М. Гелзис, Я. Карклинь) и Пролетарского (1980, архитектор О. Крауклис) районов, торговый центр «Иманта» (1979, архитекторы Ю. Паэгле, В. Валгумс), Дом политического просвещения (1982, архитекторы Ю. Гертман, В. Кадырков). Памятники: ансамбль Братского кладбища (туф, 1924-36, архитекторы А. Бирзениек и др.) и памятник Свободы (гранит, туф, 1931-35, архитектор Э. Шталберг) — оба скульптор К. Зале; памятник Р. Блауманису (гранит, 1929, скульптор Т. Залькалн), Я. Райнису на кладбище Райниса (гранит, 1934, скульптор К. Земдега, архитектор П. Аренд) и в парке Коммунаров (гранит, 1958-65, скульптор Земдега, выполнен скульпторами А. Гулбисом и Л. Блумбергом, архитектор Дриба), В. И. Ленину (бронза, гранит, 1947-50, скульпторы В. Я. Боголюбов и В. И. Ингал, архитектор Э. Шталберг), П. Стучке (бронза, гранит, 1962, скульптор Э. Мелдерис, архитектор Г. Мелдерис), Борцам Революции 1905 на кладбище Матиса (гранит, 1956-59, скульптор Л. В. Буковский, архитекторы О. Н. Закаменный и А. Бирзениек) и на Комсомольской набережной (бронза, гранит, 1959, скульптор А. Терпиловский, архитектор К. Плуксне), композитору А. Калниню (гранит, 1979, скульптор Залькалн, архитектор И. Батраг). Музеи: Художественный музей Латвийской ССР, Музей зарубежного искусства Латвийской ССР, Латвийский этнографический музей под открытым небом.
Панорама города со стороны р. Даугава.
Жилой район Юглас. 1962 — 1970. Архитектор П. Фогелс и др.
Новая Рига — это… Что такое Новая Рига?
Вид автомагистрали на 222 км
Федеральная автомобильная дорога М9 «Балтия» (Новорижское шоссе) — автомобильная дорога федерального значения Москва — Волоколамск — государственная граница с Латвией — далее переходит в латвийскую автодорогу A12. Часть европейского маршрута E22. Протяженность автомагистрали — 610 км.
Маршрут
Автомагистраль М9 начинается на северо-западе Москвы от МКАД как продолжение Краснопресненского проспекта, далее проходит по территории Московской, Тверской и Псковской областей.
От МКАД до Волоколамска трасса представляет собой классическую автомагистраль с разделительной полосой, отсутствием пересечений с другими транспортными путями в одном уровне и соответствующим скоростным режимом. С начала XXI века здесь активно строятся коттеджные и дачные поселки, что вкупе с постоянно ремонтируемыми мостами вызывает сильную загруженность этого участка трассы. После Волоколамска дорожное полотно резко сужается, разделительная полоса пропадает. До границы с Тверской областью дорога двухполосная с широкой асфальтированной обочиной, после въезда в Тверскую область дорога сужается, обочина не асфальтированная, по состоянию на 2008 год полотно находится в ужасном состоянии. В 2008—2009 гг. был проведён капитальный ремонт трассы на участке от Зубцова до Ржева. Основной поток до г. Ржев. дальше большинство фуры. Трасса проходит в стороне от крупных населенных пунктов(после Ржева), придорожного сервиса почти нет .
Крупные населённые пункты расположенные вдоль трассы
Общие сведения
Дорога проходит в условиях слабохолмистой местности, на отдельных участках — лесисто-болотистой. Температурные условия на дороге в основном одинаковые, средняя температура января −10 °C, июля +18 °C.
Дорога пересекает крупные реки: Истру (у г. Истра), Вазузу (в г. Зубцов), Межу (у г. Нелидово), Велесу и Западную Двину (у г. Западная Двина), Торопу (у г. Старая Торопа), Ловать (у г. Великие Луки).
Загородная недвижимость и коттеджный бум
В Московской области — это второе по популярности и дороговизне направление, после Рублевки, у покупателей дач, земельных участков и частных домовладений, где вблизи Москвы с начала XXI века активно строятся так называемые элитные коттеджные поселки[1], а цена сотки земли с 2004 года по 2007 год увеличилась в несколько раз[2].
В российских СМИ, среди покупателей и продавцов подмосковной загородной недвижимости употребляется жаргонное название этой магистрали — «Новая Рига», или «Новорига»[3][1]. Одна из рубрик газеты «На Рублевке», посвященная обитателям коттеджных поселков на Новорижском шоссе называется «Новая Рига»[4].
В СМИ звучат мнения, что Новорижское шоссе становится «второй Рублевкой» и её основным конкурентом. В пригороде Москвы в районе шоссе появились два крупных гольф-клуба, площадки для частных вертолетов и мотодельтапланов, растет инфрастуктура для богатых жителей, строится аквапарк. В дорогие коттеджные поселки, расположенные в районе трассы перебрались с «Рублевки» ряд её обитателей, в частности музыкант Андрей Макаревич[5][6].
Любопытные факты
- Корреспондент журнала ИД КоммерсантЪ «Деньги», путешестоваваший по автомагистрали из Москвы в Ригу и обратно в 2005 году, отмечал, что ему пришлось ждать в очереди прохождения российско-латвийской границы более пяти часов, на латвийском пограничном пункте он проходил санитарный контроль: фельдшер спрашивал у него как он себя чувствует.[7]
- Как отмечают пользователи «ЖЖ», в 2006 году все дорожные знаки на автомагистрали, в частности, расположенные вблизи Москвы, указывающие на Ригу, были заменены на указывающие на Псков.[8]
С каждым километром кажется, что хуже дорога быть уже не может, но чем дальше, тем плотность колдобин все больше и больше, а машин все меньше и меньше, особенно легковых. Каждая яма бьет прямо в самое сердце. На коротких промежутках относительно ровного асфальта пытаешься разогнаться, но тут же влетаешь в очередную полосу препятствий. (…) Фуры сбиваются в колонны и петляют мимо ям, как гигантские змеи. Некоторые из них пытаются выползти на обочину, но очень скоро понимают, что это не лучший выбор: края дороги уже давно расползлись в стороны и с них легко можно опрокинуться в кювет. Легковых машин тут уже почти нет, особенно с московскими номерами. А те, что еще попадаются, ползут, качая офигевшими фарами вверх-вниз |
Ссылки
Примечания
Населённые пункты на автомагистрали М-9 «Балтия» (от МКАД до границы с Латвией)
Wikimedia Foundation. 2010.