Реинтеграция территории что это: Реинтеграция это: определение, порядок, основания – определение понятия, порядок проведения процедуры в 2020 году

Мирный план, которого испугались в Москве | Политика | ИноСМИ

Сегодняшняя хорватская власть видит одним из своих важных направлений внешнеполитической деятельности передачу Украине опыта успешной мирной реинтеграции оккупированных территорий. На заседании правительства Хорватии 18 ноября этого года в городе Вуковар была создана специальная рабочая группа, которая должна предоставить украинской стороне всю необходимую для этого консультационную помощь. 21 ноября, во время визита в Киев, хорватский премьер-министр Андрей Пленкович сообщил о планах своей страны поделиться опытом мирной деоккупации.

Эти намерения вызвали очень бурную реакцию российской власти — в ответ МИД РФ обнародовал эмоциональное заявление о своей серьезной обеспокоенности по поводу анонсированного хорватско-украинского сотрудничества.

Почему?

Для ответа придется вспомнить коротко весь так называемый «хорватский сценарий» возвращения оккупированных территорий.

Этот процесс можно разделить на четыре этапа.

Первый этап «хорватского сценария»  был периодом отступления, когда войскам центрального югославского правительства удалось взять под контроль значительную часть территории Хорватии     — районы на границах с Сербией, Боснией и Черногорией.

Вторжение началось с увлечения Югославской народной армией и сербскими добровольческими подразделениями хорватского Подунавья с центром в городе Вуковар 20 ноября 1991 года.

В то же время ЮНА продолжала безуспешно штурмовать хорватский город Дубровник на Адриатическом побережье. Кадры обстрелов одного из центров европейского культурного наследия облетели все континенты и заставили мировые правительства отказаться от политики принуждения Хорватии к возвращению в единое союзное государство. Наступил переломный момент — мир начал признавать независимость страны. Но около 30% хорватской территории уже было оккупировано, и на этих территориях создано квазигосударство «Сербская Страна».

В таких условиях начался второй этап «хорватского сценария» — период перестройки государства и армии; локальных военных побед и мирных планов, которые так и остались на бумаге.

В 1992—1995 гг. война в Боснии набирала обороты. Против Югославии были введены международные санкции. Между тем Хорватия, невзирая на отсутствие контроля над почти третью территории, укреплялась, аккумулируя силы и ресурсы.

Президент Фране Туджман, который еще во времена СФРЮ боролся за право хорватов на свою независимую страну и даже сидел в тюрьме за свои взгляды, был настроен только на победу. Дискуссии относительно целесообразности возвращения оккупированных территорий не были популярными ни в хорватском политикуме, ни в обществе.

И до, и после Домовинского рата (Отечественной войны), Туджмана критиковали за склонность к авторитаризму и националистические взгляды. Но на сегодняшний день в хорватском обществе все же бытует мнение, что одной из составляющих победы был именно Фране Туджман и его непреклонная позиция относительно защиты интересов Хорватии и хорватов.

Тогда, в середине 1990-х, в стране была успешно проведена общая мобилизация, сформированы профессиональные силы специального назначения. К руководству хорватской армии, которая создавалась заново, пришли патриотические и целеустремленные руководители.

Невзирая на международное эмбарго (!), хорваты активно закупали оружие за рубежом, в том числе нелегально. Невзирая на тяжелое экономическое положение государства, удалось наладить производство товаров военного назначения и на хорватских предприятиях.

Одновременно международное содружество упрямо пыталось реализовать в Хорватии разные мирные планы, невзирая на то, что перемирие на фронте регулярно перерывалось боевыми столкновениями.

Наиболее масштабным стал мирный план «Загреб-4», или Z-4. Проект соответствующего соглашения, предложенного дипломатами США, Германии (как представителем ЕС), Россией и ООН, предусматривал широкую автономию для этнических сербов — вплоть до федерализации Хорватии. Но лидеры Сербской Страны делали все, чтобы Z-4 не работал. Они хотели присоединиться в «Большую Сербию», а мирные договоренности удерживали их в составе Хорватии, хотя и с особым статусом.

«…Нам очень повезло, что сепаратисты отказывались от мирных соглашений, — признался один из бывших хорватских высокопоставленных чиновников. — Благодаря этому мы получили карт-бланш для ликвидации сепаратистских анклавов».

Рано утром 4 августа 1995 года Хорватия начала операцию «Буря» — третий этап «хорватского сценария».

Хорватия официально не согласовывала план боевых действий с международным сообществом. Но, как рассказывают участники тех событий, неофициальными условиями того, что мир не будет поднимать шумиху, была скорость проведения операции, отсутствие значительных жертв среди мирного населения и кадров обстрелов населенных пунктов, которые шокировали бы западного обывателя.

Наступление на Сербскую Страну началось в конце рабочей недели, в пятницу, а в понедельник операция была практически завершена. Почти пятая часть территории Хорватии была освобождена за четыре дня. Но под контролем Белграда, еще с ноября 1991 года, оставались земли, расположенные на берегу Дуная на границе с Сербией. Деокупация этого региона — Восточной Славонии, Бараньи и Западного Срема — с центром в Вуковаре стала целью четвертого этапа «хорватского сценария».

Соглашение относительно мирной реинтеграции хорватского Подунавья было подписано 12 ноября в селе Эрдут (Хорватия) премьер-министром Хорватии и представителем Сербской Страны, который согласовал свои действия с Белградом. При подписании договора присутствовали посол США в Хорватии и представитель Организации Объединенных Наций.

После подписания Эрдутского соглашения Совет Безопасности ООН 15 января 1996 года принял резолюцию о создании Временной администрации Организации Объединенных Наций для Восточной Славонии, Бараньи и Западного Срема (миссия UNTAES).

Пресс-конференция президента Украины по случаю ежегодного послания к Верховной Раде

The Telegraph UK
112.ua
Українська правда
EUobserver.com
Процесс реинтеграции начался с демилитаризации — из региона были отведены все (!) армейские и парамилитарные подразделения, вся военная техника и все вооружение. Безопасность обеспечивала т.н. переходная полиция, состоявшая из хорватов, местных сербов и представителей ООН. Они были вооружены только пистолетами.

На демилитаризованную территорию началось возвращение беженцев и органов власти, которые были сформированы за пределами региона, в изгнании, на неоккупированной территории Хорватии. Обитателям региона, которые жили во время оккупации и оставались все еще гражданами Югославии, были — по желанию — выданы хорватские паспорта.

Реинтеграция включала в себя еще много других шагов. Это и введение хорватской денежной единицы — куны, и верификация части документов, которые выдавались оккупационной администрацией, и амнистия. Согласно ей, освобождению от ответственности подлежали бойцы армейских и парамилитарных формирований, не совершавшие военных преступлений, которые были бы доказаны в суде.

Определяющим этапом реинтеграции стало формирование местных органов власти. В выборах имели возможность принимать участие все местные жители, имевшие паспорта граждан Хорватии, в том числе перемещенные лица, которые еще не успели вернуться домой из других регионов страны.

Мандат временной администрации ООН закончился 15 января 1998 года. С этого времени Восточная Славония, Баранья и Западный Срем стали равноправными частями единой Хорватии.

Мирная реинтеграция хорватского Подунавья является примером одной из наиболее успешных миссий Организации Объединенных Наций.

Сегодня Хорватия хочет передать свой опыт Украине. 21 ноября во время визита в Киев глава хорватского правительства Андрей Пленкович отметил: «Я уверен, что Украина должна двигаться мирным путем реинтеграции. Опыт, использованный Хорватией, был приобретен в рамках работы миссии ООН. И в настоящий момент он может быть интересен украинскому правительству».

Комментарий МИД России относительно этих планов был резким и недовольным. «Убеждены, что советы иностранных консультантов, которые способны создать среди киевской власти опасную иллюзию допустимости в Донбассе силовых сценариев, никоим образом не будут способствовать укреплению безопасности на Юго-Востоке Украины», — говорится в заявлении российского ведомства.

Что же вызвало такую реакцию России, ведь хорватская власть хочет рассказывать Киеву лишь о мирном пути деоккупации?

Можно допустить, что у российской власти появилось подозрение, что вместо инструкций относительно проведения мирной реинтеграции, Хорватия научит Украину военным хитростям времен операции «Буря». В своем заявлении МИД РФ сделал акцент именно на претензии к методам ведения хорватами военных операций 1995 года, прибегая даже к обвинениям в этнических чистках (хотя эти обвинения давно отбросил Гаагский трибунал). Но, кажется, на самом деле переполошил Кремль именно мирный план возвращения хорватского Подунавья. Точнее два его ключевых тезиса.

1. Местные выборы должны происходить только после демилитаризации и возвращения беженцев. Без выведения войск и разоружения, без гарантий безопасности, любое голосование не имеет никакого смысла — это слова одного из руководителей программы UNTAES.

2. После переходного периода происходит полноценное возвращение региона в правовое поле страны, под контроль центрального правительства. Никаких особых статусов для региона мирный план ООН по реинтеграции хорватского Подунавья не предусматривал.

Это — вовсе не тот план, реализацию которого Кремль видит на Украине.

Чтобы предупредить передачу «секретных технологий» успешной реинтеграции, в настоящий момент власть РФ «ставит на уши» всех своих агентов. Маркиян Лубкивский (бывший Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Хорватии, Боснии и Герцеговине) сообщил, что российские дипломаты получили указания собрать всю информацию о визите Андрея Пленковича в Киев, об открытой и закрытой части встреч. Кроме того, по данным дипломата, Кремль дал поручение активизировать пророссийских политических и общественных деятелей для препятствия украинско-хорватскому сближению.

Разумеется, в этой ситуации Украина просто вынуждена детально изучить опыт Хорватии и активизировать двусторонние отношения.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Тука рассказал подробности плана по реинтеграции Донбасса: Выборы — это последний шаг

«Целью реинтеграции является восстановление гражданского образа жизни», — отметил он

Георгий Тука 112.ua

Новое Министерство по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц готовит план действий по реинтеграции Донбасса. Об этом в интервью «Апострофу» рассказал заместитель руководителя этого министерства Георгий Тука.

По словам замминистра, призыв поскорее начать реинтеграцию адресован и противоположной стороне конфликта. Тука отмечает, что вопрос выборов на неконтролируемых территориях стоит на последнем месте, поскольку в нынешних условиях ни о каких выборах и речи быть не может.

«Целью реинтеграции является восстановление гражданского образа жизни, как на контролируемых, так и на неконтролируемых территориях, возобновление украинской власти, возвращение местных гражданских жителей к нормальному образу жизни. Это требует определенных усилий — как от власти, так и от международного сообщества. Следует также отметить, что судя по опыту международных центров, занимающихся изучением вооруженных конфликтов, если в течение пяти лет не происходит реинтеграция территории, то практически этот процесс уже не происходит никогда», — заявил он.

По его словам, план будет оформляться в виде государственного документа, после чего будет представлен на рассмотрение президенту и Совету национальной безопасности и обороны.

Новости по теме: «Нормандская четверка» ночью обсуждала вопросы безопасности и выборы на Донбассе, — канцелярия Меркель

«Выборы – это последний шаг. Перед тем, как проводить выборы, нужно осуществить ряд мероприятий, которые обеспечат законность выборов, их соответствие украинскому законодательству, участие всех политических партий, безопасность избирательных комиссий и средств массовой информации», — добавил Тука.

Он отметил, что реинтеграция освобожденных территорий предусматривает несколько направлений работы.

«Одно из них – это восстановление разрушенной и поврежденной инфраструктуры, линий электропитания, водоснабжения, ремонт и восстановление работы медицинских и школьных учреждений. Очень большой перечень того, что надо сделать.Кроме того, надо создавать новые рабочие места, потому что сейчас, к сожалению, проблема безработицы очень остра на востоке, и ее должно решать в том числе и государство с привлечением международных донорских организаций и наших отечественных предпринимателей. Потому что никто за нас создавать дополнительные рабочие места не будет», — считает Тука.

Тука уточнил также, что если для этого возникнут предпосылки, то могут быть восстановлены социальные выплаты тем, кто остался на оккупированной территории.

Как сообщалось, ранее в ЦИК заявили, что в ближайшие годы провести выборы в оккупированных районах Донецкой и Луганской областей не удастся не только из-за войны, но и из-за отсутствия реестра избирателей.

Новости по теме: «Нормандской четверке» передан пакет предложений по местным выборам на Донбассе, — пресс-служба Кремля

Напомним, лидеры самопровозглашенных «Луганской народной республики» («ЛНР») и «Донецкой народной республики» («ДНР») синхронно перенесли «местные выборы» на оккупированных территориях на 24 июля 2016 г.

Накануне стало известно, что «нормандская четверка» поддержала развертывание полицейской миссии ОБСЕ на Донбассе. Порошенко сообщал, что уже фактически согласована концепция законодательства для проведения местных выборов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Глава государства отмечал, что выборы на Донбассе возможны после обеспечения безопасности, введения полицейской миссии ОБСЕ и возвращения Киеву контроля за границей.

Отметим, также, что Порошенко хочет создать международный траст для восстановления мира в Украине. В то же время экс-министр иностранных дел Константин Грищенко считает, что речь идет не только о трастовом фонде для урегулирования ситуации на Донбассе, а о трастовом фонде для Украины как таковой.

Георгий Тука: Через пять лет реинтеграция Донбасса будет уже невозможна | Политика | ИноСМИ

Новое Министерство по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц готовит план действий по реинтеграции Донбасса. Об этом в интервью «Апострофу» рассказал заместитель руководителя этого министерства Георгий Тука. По словам замминистра, призыв поскорее начать реинтеграцию адресован и противоположной стороне конфликта. Тука отмечает, что вопрос выборов на неконтролируемых территориях стоит на последнем месте, поскольку в нынешних условиях ни о каких выборах и речи быть не может.

«Апостроф»: Господин Георгий, в воскресенье вы заявили о необходимости начать реинтеграцию Донбасса. С чего именно она должна начаться?

Георгий Тука: Целью реинтеграции является восстановление гражданского образа жизни, как на контролируемых, так и на неконтролируемых территориях, возобновление украинской власти, возвращение местных гражданских жителей к нормальному образу жизни. Это требует определенных усилий — как от власти, так и от международного сообщества. Следует также отметить, что судя по опыту международных центров, занимающихся изучением вооруженных конфликтов, если в течение пяти лет не происходит реинтеграция территории, то практически этот процесс уже не происходит никогда.
Участники акции «Бессмертный полк» во время шествия в Донецке

112.ua
Steigan blogger
Зеркало Недели
Svenska Dagbladet

— Какие сегодня должны быть предприняты первые шаги? Ваше министерство будет готовить их или, возможно, уже есть какие-то решения относительно этого?

— Да, конечно, есть определенный план действий, и сейчас он будет оформляться в виде государственного документа, после чего будет представлен на рассмотрение президенту и Совету национальной безопасности и обороны.

— Этот план реинтеграции предусматривает проведение выборов на оккупированных территориях?

— Выборы — это последний шаг. Перед тем, как проводить выборы, нужно осуществить ряд мероприятий, которые обеспечат законность выборов, их соответствие украинскому законодательству, участие всех политических партий, безопасность избирательных комиссий и средств массовой информации.

— Когда вы говорите о плане реинтеграции, идет ли речь о плане работы вашего министерства?

— В том числе. К реализации этого плана будет привлечено не только наше министерство. Наше министерство не может обеспечить прекращение огня, отвод вооружений, введение полицейской миссии.

— Насколько я понимаю, речь идет о реализации Минских соглашений?

— Да.

— Делало ли ваше министерство уже какие-то подсчеты относительно того, во сколько обойдется реинтеграция?

— Нет, таких подсчетов нет. Во-первых, нашему министерству всего две недели, и оно состоит из трех человек. Во-вторых, Украина не имеет объективной информации относительно повреждений на неподконтрольной ей территории.

— Когда мы говорим о той территории, которую украинской армии уже удалось освободить — какие потребности там существуют сегодня?

— Реинтеграция освобожденных территорий предусматривает несколько направлений работы. Одно из них — это восстановление разрушенной и поврежденной инфраструктуры, линий электропитания, водоснабжения, ремонт и восстановление работы медицинских и школьных учреждений. Очень большой перечень того, что надо сделать. Кроме того, надо создавать новые рабочие места, потому что сейчас, к сожалению, проблема безработицы очень остра на востоке, и ее должно решать в том числе и государство с привлечением международных донорских организаций и наших отечественных предпринимателей. Потому что никто за нас создавать дополнительные рабочие места не будет.

— Готовы ли западные доноры сегодня давать средства на Донбасс, ведь это не выглядит столь уж привлекательным делом?

— Доноры потому и называются донорами, а не инвесторами, что они не преследуют коммерческую цель.

— Вы отметили, что сегодня в министерстве работают только три человека. Когда штат министерства будет увеличен, и сколько в нем должно работать людей, чтобы министерство могло выполнять свои задачи?

— По штату, который должен утвердить Кабинет министров, предусмотрено 105 рабочих мест. А когда это будет сделано? Я надеюсь, что на этой неделе.

— Будут ли у вашего министерства какие-то региональные представительства?

— Планируется три региональных представительства. Одно будет заниматься Луганской, Харьковской, Днепропетровской областями, а второе — Донецкой и Запорожской областями. И третий филиал мы намерены открыть в Херсонской области.

— Куда сегодня необходимо приложить больше усилий — в крымское направление, или все-таки в работу на Донбассе?

— Я бы, честно говоря, не делал такого разделения, чтобы не снижать наше внимание к той или иной территории, потому что они обе оккупированы. Но, во-первых, слава Богу, в Крыму сейчас не происходит боевых действий. А на Донбассе постоянно разрушается инфраструктура, получают ранения и погибают наши военные. Поэтому все-таки, наверное стоит, сконцентрировать усилия на восточном направлении

— Каким будет бюджет вашего министерства?

— Мне это не известно, потому что он еще не утвержден.

— Каким образом министерство будет работать со временно перемещенными лицами?

— Мы видим эту работу в сотрудничестве с Министерством социальной политики, потому что очень много вопросов пересекаются с его деятельностью, с деятельностью Министерства здравоохранения, Министерства образования, и с очень многими другими ведомствами. Уже создано несколько рабочих групп. Мне очень нравятся инициативы и эмоциональная отдача министра социальной политики Андрея Ревы, потому что я вижу, как этот человек душой болеет за судьбы переселенцев. Сейчас самый насущный вопрос — это восстановление всех социальных выплат внутренне перемещенным лицам, и я надеюсь, что уже на ближайшем заседании Кабинета министров мы решим этот вопрос вместе с Министерством социальной политики.

— Будут ли возобновлены социальные выплаты тем, кто остался на оккупированных территориях?

— Если для этого возникнут предпосылки, то да, будут восстановлены.

— Возможно ли сделать это еще в текущем году?

— Это зависит от того, как противоположная сторона будет соблюдать, прежде всего, меры безопасности. Каким образом сейчас можно говорить о восстановлении выплат, если там грабят банковские учреждения?

— То есть выплаты на оккупированных территориях можно было бы возобновить еще в этом году, если бы были созданы соответствующие меры безопасности?

— Абсолютно.

— А во сколько обойдется Украине возобновление социальных выплат на оккупированных территориях? Есть ли какие-то подсчеты?

— Таких подсчетов сейчас нет, потому что мы не можем исследовать социально-экономическое положение оккупированной территории. Мы пока не имеем объективной информации о том, сколько сейчас там людей проживает, кто эти люди, кто из них должен получать выплаты и какие именно.

— Насколько склонными к диалогу являются представители так называемых ДНР и ЛНР?

— Я бы сказал так: отношения непростые.

— Насколько реально начать реинтеграцию Донбасса еще в этом году, или это уже задача на следующий год?

— Это вопрос достаточно риторический, ибо вы понимаете, что все эти действия зависят не только от украинской стороны. В большей степени они как раз зависят от противоположной стороны, поэтому нельзя делать какие-то прогнозы.

— То есть, ваши слова о необходимости реинтеграции — это, скорее, призыв противоположной стороны к диалогу?

— Конечно, и этот диалог продолжается в рамках Минского процесса.

— Что произойдет в том случае, если не удастся реализовать эти планы?

— В лучшем случае мы получим Приднестровье, а в худшем — нечто вроде Осетии.

— Ранее вы выступали против выборов на Донбассе… Что же изменилось сейчас, ведь реинтеграция, за которую вы высказываетесь, все-таки включает и выборы на этих территориях?

— Я никогда не был категорически против выборов. Я всегда говорил, что для этого нет предпосылок. Их нет и сейчас. Их необходимо создавать. Если удастся их создать, то почему бы не проводить выборы. Однако в таких условиях, как сейчас, то я считаю, что ни о каких выборах речь идти не может.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Реинтеграция Донбасса: миф или реальность?

Конфликт на Донбассе, из активной стадии плавно перетекает в хроническую болезнь. Все понимают, что нужно лечить, но точного диагноза и методики лечения на уровне государства нет. Мы решили выяснить, как процесс лечения, который в данном случае, и будет являться реинтеграцией Донбасса, видят на региональном уровне, в Бахмуте.  

«На сегодня в мире существует более 500 автономистских и сепаратистских движений, создавших около 100 самоуправляемых непризнанных или частично признанных государств и территорий. При этом активные боевые действия идут только на 27 таких территориях. В остальных случаях конфликты имеют статус «законсервированных» или «неразрешенных». И, как показывает мировой опыт, именно этап реитеграции территорий или определения её признанного правового статуса и является самым сложным и продолжительным», — считает Директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник. 

Спустя время некоторые из таких государств, становились сильными и развитыми. Украина сейчас тоже находится на рубеже перемен и выбора, а шаги, которые будут делать представители верховной власти для преодоления возникшего конфликта, зависят от имеющейся политической воли.

На сегодня нет плана по возвращению потерянных территорий и граждан. Министр иностранных дел Украины Павел Климкин обещает в ближайшее время предоставить таковой, а министр по делам оккупированных территорий и временно перемещенных лиц Вадим Черныш уверяет в наличии чернового плана. Но увидеть главные направления реинтеграции  пока не представляется возможным. Председатель Донецкой военно-гражданской администрации Павел Жебривский считает, что Донбасс вернуть можно только с помощью военных действий, а как помочь отчаявшимся людям вернуться к нормальной жизни в своем государстве, неизвестно.

В так называемой серой зоне — пострадал каждый дом и двор. Забор в селе Жованка возле Зайцево, что под Горловкой изрешечен осколками. 

Дом на станции Майорск, граничащей с оккупированной территорией, поврежденный от обстрелов.

Бывшая гостиница между Майорском и Зайцево.

Отвечая на наш вопрос, как видят реинтеграцию Донбасса представители власти, активисты, переселенцы, многие опрошенные делали акцент на проведении реформ в экономике, политическом, социальном, правоохранительном, культурном направлениях по всей территории Украины. Проведение политики, направленной на поддержку вынужденных переселенцев,  что позволит почувствовать их нужными, увидеть отличия жизни в свободной стране и на оккупированных территориях. Также очень важно остановить военные действия и закрыть внешние границы с российским агрессором. 

Советник губернатора, руководитель центра участников АТО при ОДА Донецкой области,

Сергей Гаков считает, что на положительное разрешение вопроса о возвращении потерянных территорий влияет геополитический фактор и разработка государством алгоритма возврата самих людей, который на сегодняшний отсутствует.

«Пока на оккупированных территориях Донбасса продолжаются военные действия, пока есть военные регулярные подразделения противника, не присутствуют официальные органы власти говорить о возврате Донецких и Луганских территорий в прежние границы не время. Но, даже, когда все это закончится, не понятно, каким образом будет происходить реинтеграция самих людей. Что делать с людьми, которые нарушали закон, как поступить со вновь возникшими чиновниками? Все они будут сопротивляться этому процессу. А самое главное, нужно беспокоится о тех людях, которые готовы вернутся – чтобы у них не складывалось впечатление, что такая ситуация надолго».

Руслан Петренко, предприниматель, волонтер, военнослужащий больше года провел на передовой и сейчас продолжает проходить службу в рядах Украинской армии. Ему приходилось часто общаться с жителями оккупированных территорий и сейчас Руслан больше переживает за безопасность людей, выбравших Украину, как им придется жить вместе, после возврата территорий.

«Я не знаю, как смогут мои друзья спокойно гулять по Донецку и не бояться встретить вооруженного человека. Пока жители тех территорий морально не готовы возвращаться, они должны сами решить чего хотят. Конечно, же, и украинская и российская власти должны обеспечить выполнение Минских договоренностей, обязательное введение мирной миссии третьей стороны тоже поможет разрешить конфликт» — говорит  военнослужащий.

Валентин Красноперов, аналитик общественного движения «Сильні громади» считает, что возможность возвращения Донбасса есть, но процессбудет очень долгим и сложным.

«Один из первых шагов к реинтеграции – это ослабление Российской Федерации, и обязательное размещение мониторинговой миссии от ОБСЕ на оккупированных территориях.  К сожалению, это произойдет не скоро. Россия – имперское государство, там нет демократии, а в случае ее возникновения – начнется процесс децентрализации и потеря некоторых своих республик. Поэтому, задача для российской политической элиты – контролирование периферии, тем более, когда их периферия определяется с европейскими ценностями. Изменения на неконтролируемых территориях Донбасса произойдет только тогда, когда произойдет падение режима Путина», — объясняет Валентин.

Активист считает, что как долго не пришлось бы этого ждать, готовиться к возвращению территорий и граждан нужно уже сейчас. Государство не должно рассказывать своим гражданам, как жить, а давать возможности и создавать все условия к достойной и комфортной жизни. Как только будет реализована свободы слова, инициатив, предпринимательства, любых свобод, только тогда Украина обретет огромное идеологическое и информационное влияние на оккупированных территориях:

 «Когда упадет стена России, Украина должна быть готова принять свои временно оккупированные территории. Необходимо работать на реформирование всей страны, а особенно на изменения жизни населения на контролируемых территориях Донбасса. С чего надо начинать? Почти все вынужденно перемещенные лица постоянно мигрируют и общаются с жителями наших территорий. Приезжая сюда, они должны видеть, как меняется условия жизни, строятся институции, которые служат закону, а не той части общества, которая пришла к власти, развивается бизнес, появляются рабочие места, приходят зарубежные инвесторы. Государство должно делать все в экономическом, культурном, социальном направлениях, чтобы города на восточной Украине ярко отличались не только от городов «ДНР» и «ЛНР», но и от собственного состояния в 2012-2013 годах».

Елена Головкина

, заместитель городского головы Бахмута, в прошлом успешный предприниматель из Горловки, пока не видит четкой стратегии государства для возвращения Донбасса. Чтобы подходить к решению глобальных проблем, должно прийти понимание в самых элементарных вопросах.

«Нам нужно ответить на главный вопрос: Нужны ли нашему государству те люди, которые благожелательно были настроены по отношению к Украине и хотели остаться жить именно здесь. 80% из них пришлось вернуться на оккупированные территории. У нас не настолько густонаселенные территории, чтобы не дорожить теми людьми. Мы очень не активно боремся за тех людей, делаем мало, у нас нет государственных программ. Кроме страшилок и создания массы неудобств, предложить тем людям нечего. Наш Бахмутский совет давал много нестандартных предложений для поддержки переселенцев: например, землю под постройку жилья, но к сожалению  не получили поддержки. Сложившаяся ситуация должна была привести к экономическим вызовам, новым реформам и возможностям. Ведь приехавшие люди помимо проблематики привезли с собой колоссальный трудовой ресурс, а мы не смогли им воспользоваться, потому, как даже жильем обеспечить не в состоянии» — рассказывает заместитель головы.

Елена Головкина, понимает проблемы и нужды переселенцев, например такие, как приостановка выплат пенсий:

«У государства могут быть требования по поводу выплат социальных пособий, но пенсии, которые граждане Украины заработали в этой стране, не должны подвергаться сомнениям. Государство имеет обязательства и обязано их выполнить. Чем более взвешенной и спокойной будет политика государства, тем больше будет вероятности решить эти вопросы в диалоге, а не в конфронтации».

Надежда Опалюк (руководитель общественной организации «Возрождение и развитие»), депутат Горловского городского совета, сейчас живет и работает в Бахмуте. Надежде приходится ездить домой – там осталось жилье, друзья, родственники. Общаясь с людьми, женщина видит их настроения:

«Люди поняли – они никому не нужны: ни Украине, ни вновь возникшей «республике». Народ обнищал до крайности, реформы  — это только миф. Думать о возвращении Донбасса жители тех территорий начнут только после изменений. Наше государство, бесспорно, должно оставаться одним целым, но экономическая составляющая должна спуститься на места: регионы имеют право быть независимыми в этом направлении и чувствовать свою силу» — отмечает Надежда.

Есть в обществе и более позитивные и уверенные мнения. Так, Олег Романенко, юрист, историк, общественный активист считает, что уже сейчас видна большая разница между Украиной и временно оккупированными территориями.

«Приезжая  к нам, люди видят, что есть доступ к социальным благам, замечают разницу цен в магазинах, могут пользоваться банкоматами. В Украине выше уровень прав, свобод и зрелость гражданского общества, присутствует культурная составляющая, что тоже немаловажно для реинтеграции».

Олег уверен, что одним из главных направлений для государства в вопросе возвращения восточных территорий  – это исключение региональной идентичности:  Донбасс – это не особый регион, местные жители должны чувствовать себя не местечковыми, а именно гражданами всей Украины. А построение полноценного гражданского общества, проведение определенных экономических, социальных реформ, реформ местного самоуправления, реформ судебной и правоохранительной системы, но с обязательным привлечением к ответственности  виновных в сепаратистских акциях и недопущения полной амнистии только ускорит процесс возвращения.

Мы предлагаем читателям нашего сайта тоже поучаствовать в опросе и выразить свое мнение.

 

Матеріал публікується в рамках проекту «Розвиток новинної та аналітичної журналістики у ЗМІ Донецької та Луганської областей», що реалізується Громадською організацією «Інтерньюз-Україна» у співпраці з Об’єднанням українців у Польщі та за сприяння Польсько-канадської програми підтримки демократії, яка співфінансується з програми польської співпраці на користь розвитку Міністерства закордонних справ Республіки Польща та Міністерства закордонних справ, торгівлі та розвитку Канади (DFATD). Матеріал доступний на ліцензії Creative Commons Uznanie autorstwa 3.0 Polska. Деякі права застережені на користь [назва авторів або інституції]. Дозволяється вільне використання твору за наявності вищезгаданої інформації, в тому числі інформації про відповідну ліцензію, власників прав та про Польсько-канадську програму підтримки демократії. Публікація відображає виключно погляди автора і не може ототожнюватися з офіційною позицією Міністерства закордонних справ Республіки Польща та Міністерства закордонних справ, торгівлі та розвитку Канади.

 

 

Что о нем нужно знать / НВ

18 января 2018, 12:31

Сюжет

Цей матеріал також доступний українською

Украинские военные в зоне АТО (иллюстративное фото)

Украинский парламент принял законопроект о реинтеграции Донбасса. Один из важнейших моментов в нем — Россия признана страной-агрессором.

О том, как Верховная Рада голосовала за важнейший для всей страны документ и о чем в нем сказано, подробно читайте в материале НВ.

Голосование: Против в основном Оппоблок

В четверг, 18 января, Рада проголосовала 280 голосами (при необходимом минимуме в 226) за законопроект о реинтеграции Донбасса.

Против проголосовали все нардепы из Оппозиционного блока, которые находились в сессионном зале, и несколько внефракционных депутатов.

Единый подход к Крыму и Донбассу

Автором документа является президент Украины Петр Порошенко. В первом чтении парламент проголосовал за этот законопроект еще 6 октября 2017 года и вернулся к его рассмотрению 16 января 2018 года. В этот день под стенами Рады активисты устроили акцию с требованием принять законопроект. Дошло даже до столкновений с правоохранителями. По данным Красного Креста Украины, пострадали 20 человек.

[Gallery]

Столкновения под Радой: в полиции рассказали о итогах потасовки

[/Gallery]

При рассмотрении были внесены 673 поправки. Перед голосованием докладчик, народный депутат Иван Винник (фракция Блок Петра Порошенко) зачитал целый ряд технико-юридических правок. Его коллеги из Самопомочи и Батькивщины жаловались, что из-за этого невозможно понять, что в итоге будет отражено в документе.

Закон теперь должен подписать президент, он вступит в силу на следующий день после публикации в официальной прессе.

Закон о реинтеграции Донбасса: о чем он

Стоит отметить, что представлявший документ Винник зачитал поправки, которые были учтены без рассмотрения, а депутаты поддержали несколько ранее отклоненных поправок. Таким образом окончательный текст документа пока никто не знает, в то же время в целом его основные положения не изменились.

Самое важное в документе:

— Россия признана агрессором. Ответственность за моральный и материальный ущерб, причиненный Украине и ее гражданам, возлагается на Российскую Федерацию. Лица, принимавшие участие в вооруженной агрессии или оккупационной администрации РФ, несут уголовную ответственность;

— временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях признаются части территории Украины, которые контролируют вооруженные формирования и оккупационная администрация РФ. Границы оккупированных территорий в этих областях определяются президентом по представлению Министерства обороны, подготовленному на основе предложений Генштаба;

Краткое резюме по закону о Донбассе

— временная оккупация Россией территорий Украины официально признана незаконной и не создающей для РФ никаких территориальных прав;

— Украина признает только два документа, которые выдаются на оккупированной территории: свидетельства о рождении и смерти;

— за гражданами Украины сохраняется право собственности на оккупированных территориях;

— в окончательной версии убрали упоминание о минских соглашениях.

В России назвали цель закона о реинтеграции Донбасса — Рамблер/новости

Закон о реинтеграции Донбасса направлен на легализацию противоправных действий киевских властей на юго-востоке Украины. Такую оценку по итогам встречи со спецпредставителем США по Украине Куртом Волкером дал помощник президента России Владислав Сурков. По его словам, американская сторона «адекватно восприняла» доводы России. Ранее глава МИД Сергей Лавров заявил, что закон о реинтеграции Донбасса был принят «киевской партией войны» и прямо противоречит Минским соглашениям. >> Киев планирует масштабную наступательную операцию Принятый Верховной радой Украины закон о реинтеграции Донбасса является попыткой легализовать противоправные действия киевских властей на юго-востоке страны. Об этом по итогам встречи со спецпредставителем Госдепартамента США по Украине Куртом Волкером заявил помощник президента России Владислав Сурков.
«Российская делегация также обратила внимание американской стороны на так называемый закон Украины о реинтеграции. На момент переговоров текст этого закона не был опубликован. Но уже ясно, что его цель — запоздалая легализация незаконных действий киевской власти в ходе конфликта на юго-востоке. В течение трёх лет Украина незаконно применяет армию против собственных граждан», — приводит ТАСС слова представителя президента.

Украинская сторона продолжает осуществлять незаконную блокаду региона, которую закрепляет закон о реинтеграции, отметил Сурков.

Помощник президента добавил, что американская сторона адекватно восприняла эти замечания.
«Незаконно ограничивает свободу передвижения и так далее. Закон о реинтеграции закрепляет эти насильственные практики, подводя под них юридическую базу. Кроме того, подчеркнули необходимость проконтролировать, чтобы в законе не появились положения, прямо противоречащие Минскому комплексу мер. Американцы адекватно реагировали на высказанные озабоченности», — сообщил Владислав Сурков.

«Предложения США вполне реализуемы»

Сурков сообщил, что американская сторона на встречу в Дубай привезла гораздо более конструктивные предложения.
«Дубайский пакет» американских наработок, в отличие от «белградского», в целом выглядит вполне реализуемым. По крайней мере, на первый взгляд. Главное в нём — довольно подробный план поэтапного развертывания миссии в увязке с реализацией политических пунктов Минских соглашений. Это сбалансированный подход, которого мы всё время добиваемся», — подчеркнул помощник президента.

По его словам, российская сторона внимательно изучит эти предложения и даст своевременный ответ вместе с приглашением Курта Волкера и американской делегации на новую встречу.

Некоторые наблюдатели полагают, что спецпредставитель Соединённых Штатов, по сути, не обладает необходимыми полномочиями, чтобы обеспечить ощутимый прогресс, считает президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.
«Встречи, которые уже состоялись, особо никуда не продвигались — три пункта это не результат. Те направления, которые были обозначены — например, обсуждение миссии ООН, натыкались на сложности. У Волкера по сути нет нормального мандата, чтобы обеспечить какой-либо прогресс», — пояснил эксперт в разговоре с RT.
Абзалов напомнил, что принятый закон о реинтеграции Донбасса прямо противоречит договорённостям, достигнутым в ходе «Минска-2».
«Проблема заключается, прежде всего, в Украине. Порошенко не обладает необходимым политическим весом, чтобы провести все те решения, которые заложены в «Минске-2». Более того, он принял закон о реинтеграции, который «Минску-2» прямо противоречит. Под давлением ЕС в первом чтении упоминание о Минских соглашениях было включено в текст, но ко второму и третьему чтению оно оттуда пропало и в таком виде закон был финализирован. То есть даже Вашингтон и Евросоюз не могут закрепить эти соглашения в юридическом пространстве Украины», — рассказал он.

По словам эксперта, манёвры украинской стороны говорят о том, что Киев намеренно двигается в сторону от мирного урегулирования: «Все манёвры, которые проводятся сейчас на Украине, идут в обратном от мирного урегулирования направлении».

«Похоронить Минск»

25 января спецпредставитель США по Украине Курт Волкер заявил, что принятый украинскими депутатами закон должен лечь в основу резолюции Совета Безопасности ООН.
«Минские соглашения очень важны. Во-первых, они являются инструментом, в соответствии с которым Россия подтверждает свою приверженность восстановлению суверенитета и территориальной целостности Украины. Это очень и очень важно. Реинтеграция этих территорий в состав Украины — а это часть Минских соглашений — должна стать основой резолюции Совбеза ООН», — заявил Волкер в интервью Deutsche Welle.

Он добавил, что также «минские договорённости содержат все необходимые для этого элементы: режим прекращения огня, отвод тяжёлых вооружений, местные выборы, амнистия для тех, кто участвовал в военном конфликте, особый статус для востока Украины, который должен быть зафиксирован в Конституции Украины». При этом после внесения поправок в текст закона о реинтеграции Донбасса, прямые упоминания о минских договорённостях оттуда исчезли.

Глава МИД России Сергей Лавров, комментируя принятие закона, отметил, что главной его целью является оправдание силового решения кризиса в Донбассе.
«Единственным путём урегулирования внутриукраинского кризиса, преодоления разделительных линий в обществе остаётся полная и последовательная реализация минского Комплекса мер, одобренного СБ ООН», — подчеркнул Лавров.
Закон о реинтеграции, по его словам, был принят «киевской „партией войны“, которая решила похоронить минские договорённости».
«И идёт на поводу у экстремистов, объявив блокаду Донбасса и приняв в Верховной раде закон, оправдывающий силовое решение внутриукраинского кризиса», — заключил Лавров.

Видео дня. Россия направит самолёты в Италию на борьбу с коронавирусом

Читайте также

В чем суть закона о реинтеграции Донбасса и зачем он нужен? | Актуальные вопросы | Вопрос-Ответ

Последнее обновление 18 января 2018 г.

В четверг, 18 января, Верховная Рада приняла закон о реинтеграции Донбасса и признала Российскую Федерацию государством-агрессором. Об этом сообщает «Интерфакс-Украина».

Полное название закона: «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях». Соответствующий законопроект был внесён на рассмотрение в Раду президентом Украины Петром Порошенко  4 октября 2017 года. На последнем заседании за его принятие проголосовало 280 народных депутатов при 226 необходимых.

Что подразумевает закон?

Документ  закрепляет на законодательном уровне статус России как «страны-агрессора». В отношении Донбасса используется понятие «временно оккупированные территории». Власти Украины обвиняют Россию в вооружённой агрессии против Украины. «Российская Федерация инициировала, организовывала и поддерживала террористическую деятельность в Украине, осуществляет вооруженную агрессию против Украины и временную оккупацию частей ее территории, применяя регулярные соединения и подразделения вооруженных сил и других воинских формирований Российской Федерации», — заявлено в документе.

Закон предполагает расширение полномочий президента и наделяет его правом использовать в Донбассе Вооруженные силы Украины и другие военные структуры, а также даёт возможность введения военного положения — все это за счет отмены понятия «антитеррористической операции» в регионе. Руководство регионом передадут Объединенному оперативному штабу Вооруженных сил Украины.

В окончательный текст закона не были внесены пункты, в которых признавался недействительным Договор о дружбе с Россией, говорилось о разрыве дипломатических отношений с РФ, а также признавались террористическими организациями республики Донбасса.

К чему приведёт принятие законопроекта?

Генеральный директор Центра политической информации, политолог Алексей Мухин считает, что закон о реинтеграции Донбасса — это имитация. «Пётр Порошенко имитирует законодательную активность в отношении Донбасса, потому что ему необходимо подчёркивать и напоминать своим западным партнёрам, что „Россия — агрессор“. Именно эту цель и преследует данный законопроект. Будет он принят или нет — не важно. Важно, что в информационном поле муссируется этот мем. В этой связи правовая ценность этого акта ничтожна, но она показывает, что Украина продолжает идти по пути несоблюдения Минских соглашений, чем оказывает неуважение подписавшим её странам, в том числе Франции и Германии.

Практика показывает, что Франция и Германия слабо реагируют на подобного рода вызовы, пытаясь абстрагироваться от этой так называемой проблемы. Они пытаются переложить эту ответственность на США и Россию. России же остаётся в этой ситуации продолжать настаивать на выполнении Минских соглашений, которые никто не отменял, т. е. не уходить из правового поля», — считает Мухин.

По мнению Главы общественного движения «Украинский выбор» Виктора Медведчука, Украина отвергла Минские соглашения, приняв закон о реинтеграции Донбасса. «Парламент, давно ставший заложником остающихся безнаказанными радикалов и политиканов из «партии войны», своими руками ставит крест на попытках мирного урегулирования ситуации на Донбассе», — цитирует Медведчука ТАСС.  Медведчук заявил, что  закон представляет собой «широчайший, фантастический, бредовый и абсолютно нереализуемый набор мечтаний о насильственном возвращении территорий». 

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *