Прогулки по воде в минске – «Это не экскурсия, это stand up». Интервью с гидом, который пять лет водит бесплатные экскурсии по Минску

Топ водных экскурсий по Беларуси в 2019 году

13 / 06 / 2019 г.

С приходом лета, особенно, когда солнце начинает припекать, тяга к воде приобретает массовый характер. Поэтому многие туристы из-за границы стремятся в белорусские края, да и жители страны вспоминают, отчего её называют синеокой. Спешим заверить, что наслаждаться великолепными пейзажами многочисленных рек, озёр, прудов и водохранилищ можно не только с берега, но и с теплохода. Представляем подборку водных экскурсий по Беларуси, которые вы сможете посетить в 2019 году.

Водные прогулки в Минске

В хорошую погоду познавательную экскурсию по таким достопримечательностям Минска, как, например, Верхний город, Троицкое предместье, Лошица, музей истории ВОВ идеально дополнить водной прогулкой. В белорусской столице такая возможность предоставляется в нескольких местах.

Теплоход «Новый Несвиж» в парке Победы (Минск)


1. Вдоль берегов реки Свислочь от живописного парка Победы курсирует теплоход «Новый Несвиж», вмещающий 35 отдыхающих. Поездка продлится всего 25 минут, и если вам захочется ещё покататься по глади Комсомольского озера, в пункте проката (что напротив отеля «Виктория») можно арендовать катамараны или лодки.

Теплоход «Альтаир» на Немиге

2. Теплоход «Альтаир», что на Немиге у Дворца Спорта, может предложить не только получасовое плавание по Свислочи, но и отдых на кожаных диванчиках в уютном кафе и приятную фоновую музыку. Вмещает судно одновременно 35 человек. В солнечный день и тёплый вечер рядом с ним вы сможете наблюдать множество отдыхающих на катамаранах и лодках, которые можно взять напрокат там же, где осуществляется посадка на «Альтаир».

Теплоход «Августин» в парке Горького (Минск)

3. В парке Горького посетителям предлагается водная прогулка на теплоходе «Августин» – небольшом, но очень милом речном трамвайчике вместимостью до 35 пассажиров. Но на лодках и различных катамаранах здесь тоже можно поплавать.

Прогулки на теплоходе по Минскому морю

Отдыхая жарким летом на побережье огромного Заславского водохранилища, именуемого в народе также Минским морем, вероятно, вам захочется покататься на его волнах. Сделать это можно по-разному, мы же предлагаем насладиться свежим морским бризом на борту следующих суден:

Моторная яхта «Мадам» в Robinson Club

  • С роскошной моторной яхты «Мадам», пришвартованной у причала загородного клуба Robinson Club. На ней предусмотрены весьма комфортабельные условия: 3 спальные каюты, удобная кают-компания с аудио- и видеоаппаратурой, 2 санузла с душем, кухонная зона с холодильником и плитой, большой стол в кокпите для романтического ужина или пикника, а на площадке в носовой части можно позагорать. Всё это «Мадам» готова предоставить максимум для 12 пассажиров. Заказать водную прогулку на яхте рекомендуем заранее.

Парусная яхта Fortuna в Robinson Club

  • С великолепной парусной парусной яхты Fortuna, которую также можно арендовать в «Робинсон Клубе». Здесь 6 мореплавателям доступны 3 благоустроенные каюты со спальными местами, кают-компания с двумя белыми кожаными диванами и банкетным столом, санузел с душевой кабиной, камбуз с холодильником и плитой и просторной палубой. Здесь же имеется система автономного отопления и кондиционирования. 

Теплоход «Вилия» на Минском море

  • С прогулочного теплохода «Вилия», способного разместить на своей палубе 80 человек. Уютная обстановка с приглушённым музыкальным сопровождением и лёгкое скольжение по воде подарит вам отличное настроение. Чтобы на нём прокатиться, следует предварительно забронировать места, позвонив по тел. +375 (17) 502-20-92.

Речная прогулка в Бресте

Теплоход «Витебск» в Бресте


Ещё недавно достопримечательности Бреста можно было рассматривать с теплохода «Гродно», курсирующего по реке Муховец. Однако с 2018 водные пути Бреста будет бороздить прогулочный теплоход «Витебск», отличающийся от предшественника большей комфортабельностью. В прошлом году судно осваивало Западную Двину в одноимённом городе, однако низкий уровень воды в реке исключает его полноценное использование. 55 пассажиров, которых он готов принять, могут разместиться на кормовой или верхней палубе, а также в салоне с уютными креслами, баром, кондиционером и ТВ. Предусмотрено наличие двух уборных. Рейсы ежедневные, длятся 1 час.

Водная экскурсия по Пинску

Теплоход «Пинск» в Пинске


Достопримечательности Пинска можно увидеть не только на пешей, но и на водной экскурсии на пассажирском теплоходе «Пинск». Курсируя по реке Пина, с его палубы открывается удивительный вид на костёл Успения Пресвятой девы Марии, монастырь францисканцев и колокольню – памятник архитектуры XVI-XVIII веков. Также в течение 40-минутного плавания можно увидеть речной вокзал, иезуитский коллегиум, а на опоре моста через Пину – копию старинной гравюры с видом города в XIX столетии. На судне, вмещающем 150 туристов, есть буфет и множество скамеек со столиками, так что во время созерцания старинных архитектурных сооружений здесь можно перекусить, пообщаться с другими пассажирами или придаться философским размышлениям.

Экскурсии по реке Припять

Теплоход «Кирилл Туровский» в НП «Припятский»


Одним из главных достояний в Национального парка «Припятский» является река Припять, по которой можно прогуляться на одном из трёх теплоходов: «Кирилл Туровский», «Зубр» и «Лось», каждый из который вмещает 40 пассажиров. При этом посадка судно, названное в честь писателя и епископа земли туровской, осуществляется у одного из затоков, расположенного возле гостиницы «Над Припятью», а стоянка остальных двух прогулочных теплоходов находится д. Дорошевичи. Для больших групп к теплоходу пришвартовывается баржа, на которой могут разместиться до 200 человек. Тем, кто предпочитает более уединённые водные походы, здесь же предложат арендовать моторную или вёсельную лодку.

Плавучая гостиница «Полесье»

Плавучая гостиница «Полесье»

Насладиться тишиной и свежестью не тронутой цивилизацией природой белорусского Полесья можно во время круиза по реке. Плавучая гостиница «Полесье» располагает 9 двухместными каютами с санузлами, душевой кабиной, кондиционерами и телевизорами, из которых 2 номера – люксы. Имеется кают-компания с оборудованной кухней, а также площадка для отдыха на палубе под навесом. На теплоходе-буксире есть ещё 5 кают для туристов. Речная гостиница совершает круизы по 6 маршрутам продолжительностью 1-3 дня. По желанию путешественников могут организовываться остановки на рыбалку и пикник, при этом всё необходимое можно здесь же взять в аренду (только следует сообщить о таком намерении заранее). Разрешение на платное любительское рыболовство можно приобрести в пунктах продаж в Турове или деревне Гряда. Профессиональный повар приготовит блюда белорусской кухни, в том числе, при желании, яства из свежевыловленной рыбы. Еду подают на открытую палубу, в кают-компанию или каюту по выбору отдыхающих. Адрес: Гомельская область, Житковичский район, г. Туров, Красная площадь, 1Б.

Речной круиз по Беларуси

Теплоход «Белая Русь» в Бресте

Самое интересное мы оставили напоследок, а именно – 8-дневый речной круиз «Жемчужины Полесья» на комфортабельном лайнере «Белая Русь». На судне имеются каюты трёх классов, при этом два люксовых номера оборудованы собственным санузлом, и кухня. Всего «Белая Русь» предлагает размещение 26 пассажирам, которые проживают по системе «всё включено» с 4-разовым питанием и алкоголем белорусского производства. В основном лайнер передвигается по ночам, а днём туристов ожидают увлекательные экскурсии по Бресту, Кобрину, Пинску, Турову и Мозырю. Также программа включает автобусные туры в Мотоль и Достоево, фольклорные вечера, «зелёные» остановки с барбекю и баней. Будет уделено внимание и производственному туризму по Беларуси – экскурсии включают посещение трикотажной фабрики «Полесье», полесской пасеки, фабрики художественных изделий в Пинске, молочного комбината в Турове,

Плюсов у такого времяпрепровождения множество – это тесное общение с природой, неторопливое созерцание живописных берегов… Отдых на воде в сочетании с познавательными экскурсиями по туристическим городам Беларуси станет запоминающимся событием, о котором вам наверняка захочется рассказать друзьям. Увлекательных водных путешествий!

Красивейший гидропарк недалеко от Минска, о котором вы могли не знать

Высокоразвитая древняя цивилизация (та, что строила Минск для людей, а не сверхплотные человейники) оставила после себя множество памятников: лесопарк «Дрозды», Слепянская водная система, Комсомольское озеро. Не в силах создать ничего подобного, мы продолжаем благодарно пользоваться этими дарами. Еще один шедевр, не столь известный, но также впечатляющий, находится в получасе езды от города. Недалеко от поселка Радошковичи раскинулся гидрологический парк — удивительное место с речными каналами, водопадами, искусственными островами и качающимися подвесными мостами. А вы знали о его существовании?

Вы наверняка знаете это место, если вам говорят о чем-то названия пионерских лагерей «Звездный», «Богатырь», «Чабарок» и «Бригантина». «На водопады» ходили целыми отрядами, а порой и бегали в «самоволку». Как же здорово было подставить плечи под упругий напор воды или забраться в пространство между бетонной стеной и водопадом! Бесплатный аквапарк для детей из девяностых. Да там и сейчас все по-прежнему!

Во времена, когда «настоящим чудом» называют разноцветный фонтан, трудно понять, как в 39 километрах от Минска мог появиться столь сложный гидрологический комплекс, предназначенный для отдыха. Судя по надписи на валуне, гидропарк относится к санаторию «Сосновый бор», был создан в 1983 году по проекту «Белгипроводхоза» и построен силами треста «Минскводстроя».

С помощью плотины на реке Рыбчанке были созданы искусственный водоем и сеть каналов с водопадами и каскадами. На берегу организованы песчаный пляж с раздевалками, лодочная станция с пирсом, беседки. Острова соединены пружинящими под ногами подвесными мостиками.

Посещение гидропарка бесплатное. Попасть на территорию можно совершенно свободно, оставив машину возле бывшего лагеря «Бригантина» (сейчас это спортивно-оздоровительный комплекс БГУ). А дальше — гуляйте по тропинкам, отдыхайте на лавочках у водопадов, ловите последнее осеннее тепло в атмосфере спокойствия и умиротворения.

Где еще погулять в выходные?

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. [email protected]

«Секретная» горная река возле Минского моря. Бывали здесь?

Продолжаем рассказывать о живописных и малоизвестных уголках Минска и пригорода, где можно погулять и восстановить силы после трудовых будней. Сегодня немного отъедем за пределы МКАД в район Заславского водохранилища. Там, среди санаториев и дачных массивов, можно набрести на удивительное и странное место — сосновый лес рассекается оврагом, рельеф которого сформирован округлыми бетонными глыбами, словно отполированными бурными потоками воды. Русло горной реки? Как оно здесь появилось?

На самом деле это место, конечно, вовсе не секретное, но далеко не все жители Минска знают о его существовании (а уж тем более об истории создания). Попробуем вкратце рассказать.

«Горная река» под Минском представляет собой уникальное для Беларуси спортивное сооружение, искусно интегрированное в Вилейско-Минскую водную систему. Находится оно в протоке, соединяющем Минское море с водохранилищем Криница. Объект был построен в 1981 году. В Европе в то время была лишь одна подобная трасса — слаломный канал в Мюнхене — она и была выбрана в качестве прототипа при создании минского канала.

Задумка была успешно реализована и искусственная горная река текла постоянно и активно использовалась спортсменами вплоть до начала 1990-х. Как писала в 2002 году газета «Советская Белоруссия», с конца 1980-х канал служил основной базой подготовки сборной СССР по гребному слалому.

«В 1990-е это был аквапарк»

Возможностью поплавать в канале пользовались и обычные люди — сюда приезжали со всего Минска. Обуваешь кеды — и несешься в бурном потоке. Бесплатный аквапарк!

Воспоминаниями о том, каким канал был раньше, поделились читатели Onliner.

ltminsk: «Была там однажды, очень давно. С группой альпинистов. Сказали, все время подпрыгивай и отталкивайся от дна. Подпрыгнуть удалось один раз всего. Потом ноги на уровне головы и понесло. Страху натерпелась, когда видишь, что тебя на скорости несет на валун. Но там течение как-то мягко обогнуло этот камень. Короче, выжила. После чего от этих альпинистов я узнала, что я смелая девушка».

user_1458613: «Лет 25 назад, в возрасте 9—12 лет, мы с друзьями любили ходить сюда как на водный аттракцион — надевали старые кеды, садились на корточки, и из-за сильного потока воды тебя сносило с большой скоростью, кидая то влево, то вправо. Главное — держать равновесие. Минуты три экстремального спуска — было весело, но иногда приходили домой с потертой пятой точкой…» 

Семидетный: «В девяностые канал использовался как аквапарк. Из экипировки — кеды и плавки. Спускаешься и плывешь по течению метров пятьсот. Хотя плывешь — громко сказано, там практически везде достаешь ногами до дна. Только нужно знать рельеф. Ободранные руки и колени — в порядке вещей. В выходные людей было столько, что яблоку негде упасть. Проходишь канал, вылазишь — и поднимаешься вверх по течению. И так весь день. Ну и тонуло по пьяни много. Говорят, поэтому канал и закрыли».

После развала Союза канал пересох. То ли «Минскводоканал» начал экономить деньги, то ли возникли проблемы технического характера — с тех пор реку «включали» лишь для проведения тренировок и соревнований, а после — и того реже.

Что не так с каналом сегодня

Сегодня канал выглядит заброшенным. По дну течет едва заметный ручеек, бетонные берега поросли мхом, а кое-где и кустами. И все же иногда река оживает. На YouTube можно найти ролики за прошлый и позапрошлый годы, на которых запечатлены тренировки слаломистов. Выглядит впечатляюще.

Почему канал используется так редко — оперативный ответ на этот вопрос в «Минскводоканале» получить не удалось. Быть может, спортсмены в курсе? Вот что нам рассказали в Белорусской ассоциации каноэ:

Система там, в принципе, рабочая и трасса сама по себе очень неплохая, даже по международным меркам. Единственная беда — в Минском море не хватает воды, чтобы сформировать нужную скорость потока. Для того чтобы открыть шлюз, надо долго ждать, пока уровень воды в водохранилище достигнет определенной отметки. Поэтому тренировки можно проводить лишь изредка — это единичные дни в году. В Европе сейчас строятся современные каналы, где вода зациклена по кругу и ее качают мощные насосы, на Минском море же все упирается в естественный спуск воды… Спортсмены наши тренируются в Борисове на Березине, под Новополоцком. Ну какие там горные реки? К сожалению, условия не позволяют добиваться достойных результатов на международных соревнованиях.

В наши дни уникальная спортивная трасса обрела другое предназначение, превратившись в место для шашлычного отдыха и необычных фотосессий.

Где еще погулять на выходных?

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. [email protected]

Минское море – отдых 2020, расписание электричек, фото, цены, санатории, как добраться

Минское море (Заславское водохранилище) — это второй по площади искусственный водоём в Беларуси. Местные жители прозвали его морем, так как немало людей проводят там свой досуг и расслабляются как на морском курорте. Образовано на реке Свислочь в 1956 г., были построены плотина и еще ряд гидротехнических сооружений для борьбы с паводками и регуляции стока воды. Территориально находится в 17 км к северо-западу от Минска, на северо-восточных склонах Минской возвышенности, на высоте около 210 м. Чаша Заславского водохранилища до затопления была заболоченной поймой рек Свислочь, Вяча, Ратомка и Чернявка.

Минское море

Максимальная глубина Заславского водохранилища достигает 8 метров, средняя глубина — чуть менее 4 метров

Протяженность водохранилища составляет более 9 километров, при ширине 4,5 километра, площадь охватывает около 27 квадратных километров, а максимальная глубина составляет около 8 метров. Длина береговой линии — 55 км. Половодье приходится на март—май месяцы. Питание реки — смешанное, с преобладанием снегового. Замерзает водохранилище в первой половине декабря, лед трогается в середине апреля. Зарастает в восточной части (осока, пузырчатый аир, ряска). Водоем входит в состав Вилейско-Минской водной системы. С 1959 года ведутся гидрологические наблюдения: собираются данные об уровне воды, стоке воды, температуре воды, ледовом режиме и другие гидрологические данные. Состав сооружений гидроузла: плотина, ограждающая дамба, водосброс, ГЭС.

Отдых на Минском море 2020

В 1977 году были организованы серьезные работы по благоустройству береговой лини, главной причиной которых оказалось включение водохранилища в состав Вилейско-Минской водной системы. Была произведена очистка акватории.

Заславское водохранилище — это одно из самых популярных мест для отдыха у минчан, что вполне оправданно: живописная местность, свежий воздух в сочетании с хорошей инфраструктурой делает Заславское побережье похожим на курорт.

Развлечения и отдых на Минском море понравится людям с любыми интересами и запросами. Одних привлекает спокойное времяпрепровождение на пляже, других — энергичные вечера на местных танцплощадках, а кто-то активно занимается водными видами спорта. Для этого в северо-западной части водохранилища, в Заславле специально был устроен гребной канал. Здесь проходит подготовка спортсменов и нередко проводятся спортивные соревнования по академической гребле и гребле на байдарках и каноэ и даже рыбаки соревнуются в рыбной ловле мирной рыбы. Для любительского рыболовства также есть специально отведенные места, где можно поймать окуня, ерша, плотву, щуку, уклейку и др.

Минское море

На побережье Заславского водохранилища расположились около 10 пляжей с ухоженной территорией — газонами и чистым песком. Каждый пляж имеет свой бесплатный общественный туалет, раздевалки, парковки, кафе и рестораны. На береговой линии водохранилища предусмотрено множество развлечений, можно поиграть в волейбол, прокатиться на водных велосипедах, на яхтах по Минскому морю, научиться виндсерфингу или совершить прогулку на теплоходе или лодке. Также для любителей водных прогулок предоставляется возможность прокатиться на катамаране или водном мотоцикле. В темное время суток отдыхающие могут потанцевать на дискотеках под открытым небом, насладиться фейерверками и огненными представлениями.

Яхты на Минском море

Основным местом, где люди занимаются парусным спортом в Беларуси, является Минское море. Здесь множество современных яхт-клубов, где можно просто покататься на яхте как турист, обучаться яхтингу, смотреть или принимать участие в соревнованиях, которые проходят здесь с определенной периодичностью. За вменяемую цену отдыхающие берут яхту напрокат и отлично проводят время.

Кафе на Минском море

Побережье и околоприбрежная зона просто усыпаны кафе и ресторанами. На каждом пляже есть выбор заведений, где можно вкусно поесть. Приезжая на отдых, не стоит переживать, что вы останетесь голодными. Здесь есть кухни разных народов мира, каждый найдет себе что-то по вкусу.

Санатории и отели

Немало баз отдыха, санаториев, вилл и просто апартаментов находится близ водоема, рассчитанных на любой кошелек, куда можно приехать на несколько дней, отдохнуть и подышать свежим воздухом в компании друзей и близких. Можно выбрать варианты с лечением и совместить приятное с полезным.

Отели на побережье: рейтинг и цены

На территории также можно наблюдать палаточные городки, где все оборудовано для этих целей. Разжигают огонь в специально отведенных местах, там же можно арендовать беседку и мангал.

Минское море

Острова

На Минском море насчитывают около 10 островков, некоторые из них оборудованы для отдыхающих, какие-то остаются «дикими» для уединенного отдыха. Самым популярным является «Остров любви». Он легкодоступен, с сушей остров соединяет мост, прогулявшись по которому мы попадаем на территорию, со всех сторон омываемую водой. Это атмосферное и романтичное место с пышной растительностью и оборудованными местами для отдыха.

Здесь под навесами просторных беседок минчане часто жарят шашлыки. Для комфортного пребывания в палаточных городках созданы все условия: душ, раздевалки, биотуалеты, места для разжигания костров с мангалами. Остров открыт для посетителей с апреля по октябрь.

Минское море — это один из крупнейших водоемов в Беларуси, пользующийся огромной популярностью как среди местных отдыхающих, так и гостей столицы.

Где находится Минское море и как добраться

Доехать до Минского моря можно на автомобиле: 17 км в северо-западном направлении от Минска по трассе на Заславль через Ждановичи, по проспекту Победителей за город или по Радошковичской трассе, потом свернуть налево на Заславль.

На общественном транспорте: электричкой Минск-Молодечно до станции «Минское море»; автобусами № 414, 225, 432, 227, 419 и маршрутными такси № 499, 700, 1419 до остановки «Станция Минское море»

Расписание электричек на Минское море

До водохранилища и обратно курсирует множество служб такси. Уехать даже в позднее время — не проблема. Заказать такси любого класса можно с помощью приложений: Яндекс. Такси, Next и Uber.

Аэросъемка территории водохранилища

Панорамный вид на один из пляжей

Ежедневная прогулка по Минску — 157 отзывов, цена 10 €

Описание экскурсии

На нашей дружеской прогулке вы прикоснетесь к истории Минска и взглянете на него глазами местных жителей. Мы хотим не только показать вам главные достопримечательности белорусской столицы, но и помочь сориентироваться в городе в первые дни путешествия, познакомить вас с местной кухней и современной жизнью города!

Что вас ожидает

Прогулка по «must-see» местам
На экскурсии вы увидите самые интересные достопримечательности Минска, с которых стоит начать знакомство с городом: главный католический храм города – Красный Костел, древний район Верхний город, ратушу, резиденцию президента, Кафедральный собор и еще многое другое! Вы рассмотрите контрасты минской архитектуры, узнаете всё самое интересное из истории города и познакомитесь с белорусскими традициями.

Нетуристические места и советы для путешественников
Наш маршрут проходит не только по известным объектам Минска, но и по его секретным уголкам: вы узнаете, где в городе находятся места «для своих», заглянете в тихие атмосферные дворики и увидите жизнь Минска изнутри. Кроме того, мы дадим вам множество ценных советов: где знакомиться с национальной кухней, куда идти за настоящим белорусским текстилем, как лучше всего передвигаться по городу и какие места в Минске непременно стоит посетить.

Кому подходит экскурсия

• Тем, кто хочет успеть увидеть всё самое интересное в городе и решить, куда потом пойти самостоятельно, а также уточнить интересующие вопросы у местного эксперта.
• Программа будет интересна и тем, кто впервые в Минске, и частым гостям столицы.

Организационные детали

• Людей в группе может быть больше 20, поскольку для детей билеты не приобретаются.
• Экскурсия полностью пешеходная. По пути предусмотрены удобные остановки и фотопаузы с выгодным ракурсом у достопримечательностей. С картой маршрута можно ознакомиться в разделе “Фото”.
• Экскурсию проводит команда гидов.
• Экскурсия проводится без наушников.
• В конце экскурсии вас ждет сессия вопросов и ответов: вы сможете задать гиду любые вопросы о Минске, обсудить экскурсию и обменяться впечатлениями!

  • Вид экскурсии: групповая
  • Размер группы: до 20 человек
  • Дни проведения: ежедневно в 15:00
  • Продолжительность: 2 часа
  • Место встречи: в районе Железнодорожного вокзала. Точное место встречи и контакты гида мы вышлем вам сразу после бронирования.
  • Начало: по договоренности
  • Язык: русский
  • Цена: 10 евро за человека

Отзывы туристов

Елена

Экскурсовод Екатерина. Экскурсия очень понравилась. За два часа узнали много нового из истории Минска и прошли по совершенно не изученным нами ранее местам. Доступно, не утомительно и познавательно. Сын 15 лет пошёл с большой не охотой, но и ему всё очень понравилось. Екатерине большая благодарность за профессионализм и внимательное отношение к каждому экскурсанту. Ни один заданный вопрос не остался без ответа. Очень советую!

12 января 2020

Анна

Все очень понравилось, теперь я знаю кучу разных интересных фактов про Минск, которыми я могу блистать при случае

12 января 2020

Ирина

Все отлично!

11 января 2020

Слепянская водная система: триумф советских архитекторов

В самом конце 1970-х годов в Минске началась реализация грандиозного проекта. По задумке архитекторов существовавший т. н. водно-зеленый диаметр города, образованный рекой Свислочь и рядом водохранилищ на ней, должно было дополнить водно-парковое кольцо, система искусственных и естественных водоемов, общей протяженностью около 40 км, созданных на базе ручьев Слепянка и Лошица. Строительство только первой очереди этого гидротехнического комплекса растянулось на десятилетия, но получившийся результат можно назвать одним из крупнейших, если не крупнейшим достижением всей советской ландшафтной архитектуры. О Слепянской водной системе, ее истории и устройстве рассказывает блогер Darriuss.

До конца 1960-х годов проблем с дефицитом воды в Минске не возникало: ресурсов Свислочи и подземных источников хватало для обеспечения потребностей города. Однако рост промышленного производства в столице вопрос с необходимостью дополнительных водных ресурсов все же поставил. Для его решения в 1968 году началось строительство т. н. Вилейско-Минской водной системы, основным назначением которой стал переброс больших объемов воды из бассейна Нёмана (реки Вилии) в бассейн Днепра (Свислочь) через водораздел в районе Радошковичей.

Для реализации этого проекта на севере Минской области было построено крупнейшее в республике (площадь почти 65 кв. км) Вилейское водохранилище. Вода из Вилии, собранная в этом водохранилище, с помощью 5 насосных станций и канала длиной 62,5 км поднимается в общей сложности на 75 м и перебрасывается в Заславское водохранилище, известное жителям столицы как Минское море. За Минским морем к 1976 году была возведена система еще из нескольких искусственных водоемов — водохранилища Криница, Дрозды, Чижовское. Они и Свислочь, ставшая в результате этих работ существенно более полноводной, образовали т. н. водно-зеленый диаметр города, помимо технических задач решавший и вопросы рекреации жителей столицы республики.

К 1976 году водно-зеленый диаметр был в принципе закончен, но архитекторы на нем не остановились. Следующим этапом должно было стать водное кольцо, образованное опять же с помощью ресурсов Вилии на основе свислочских притоков Слепянки и Лошицы. Первоначально целью их создания было лишь обеспечение технической водой предприятий соответствующих районов города. Однако вскоре было решено, как и в случае с водно-зеленым диаметром, добавить комплексу рекреационную функцию. Жителей огромных жилых массивов на востоке и юго-западе города необходимо было обеспечить местами для отдыха в формате «шаговой доступности».

Северо-восточное полукольцо общей протяженностью 22,5 км создавалось на базе ручья Слепянка. В Слепянской водной системе предполагалось сформировать 14 искусственных водоемов общей площадью 157 га (включая крупное Цнянское водохранилище) и 13 декоративных каскадов (перепад высот по всей системе составляет 31 м). Проектировщиками комплекса выступили институты «Минскпроект» и «Минскинжпроект», в авторский коллектив вошли архитекторы Н. Жлобо, Б. Юртин, Л. Жлобо, Л. Белякова, Д. Геращенко, инженеры А. Самончик, Л. Деревянко.

Строго говоря, начинается Слепянская водная система еще из средней акватории водохранилища Дрозды, откуда с помощью специальной насосной станции вода закрытым водоводом, проходящим фактически под всей северной частью города (теми самыми особенно ценными землями сельскохозяйственного назначения), подается в головное водохранилище. Водовод заканчивается в его юго-западном углу, где создан первый каскад, являющийся фактически началом системы.

Основным сооружением Слепянской системы является т. н. головное (Цнянское) водохранилище. Этот искусственный водоем площадью 94 га был создан в естественной впадине рельефа вблизи деревни Цна-Иодково на продолжении улицы М. Горького (сейчас М. Богдановича). Его акватория должна была стать главным композиционным элементом формируемого тут крупного парка, названного в честь 50-летия БССР. В северной части парка, предназначенного для отдыха не только жителей близлежащего жилого района Зеленый Луг, но и имеющего общегородской характер, планировалось построить гребной канал с трибунами для зрителей, эллингами и комплексом учреждений обслуживания. Вместо гребного канала площадку в итоге занял коттеджный поселок.

Живописная береговая линия водохранилища повторяет очертания холмистого рельефа местности, образующего в центре водоема большой естественный остров-холм (вдалеке в левой части снимка).

От Цнянского водохранилища начинается открытый канал, ведущий к улице Мирошниченко.

Вдоль канала создана прогулочная зона и в настоящее время проложены велодорожки. Периодически устроены лестничные спуски к воде, оформленные валунами и красивыми деревьями.

На протяжении всей системы через ее канал устроены пешеходные мостики различной конфигурации. Этот, например, ведет к микрорайону Зеленый Луг — 6.

Завершается первый участок декоративным водоемом.

Канал в сторону Цнянского водохранилища.

На декоративный водоем у улицы Мирошниченко ориентирован торгово-общественный центр микрорайона Зеленый Луг — 6. Ландшафтные архитекторы работали в тесном сотрудничестве с проектировщиками жилых районов, неотъемлемой частью которых Слепянская водная система и должна была стать.

Далее через водораздел Свислочи и Слепянки от улицы Мирошниченко до Логойского тракта вода следует закрытым водоводом, вторым по протяженности во всей системе. Точка входа в водовод оформлена небольшим декоративным водопадиком. Подпорные стенки выложены бутовым камнем — прием, использованный, впрочем, во всем комплексе.

На этом участке над водоводом устроена прогулочная и спортивная зона для жителей соседних микрорайонов.

Вновь открытая трасса начинается от Логойского тракта. Здесь в районе перекрестка с улицей Карбышева и одноименной диспетчерской станции и трамвайного кольца устроен один из красивейших каскадов всей системы. Так он выглядел в проекте.

После реализации он получился даже еще более убедительным.

Впечатляющее сооружение из бетона с вмурованными в него валунами похоже на естественную скалу. Каскад многоступенчатый с высотой слива 4,3 м.

Фотография каскада вскоре после завершения его строительства.

В комплексе с сооружением сделан и очередной декоративный водоем площадью в 1,5 га.

Вдоль улицы Седых водно-зеленая зона решена в виде бульвара районного значения с системой каналов, островов, сливных фонтанов и бассейнов, расположенных на планировочной оси местного торгово-общественного центра.

Периодически вдоль канала устроены площадки спуска к воде. К сожалению, на этой фотографии видно, что система из-за соответствующего качества строительства и стройматериалов деградирует. Архитекторы понимали неизбежность этого уже сразу после завершения работ и боролись за создание специальной «службы эксплуатации водных объектов», основной деятельностью которой был бы уход за уникальными сооружениями. Однако эта служба так и не была создана. Результаты очевидны.

Общий вид канала в районе улицы Седых.

Интересный элемент системы — комплекс декоративных бассейнов со сливными фонтанами.

За 28 лет деревья вокруг него подросли.

Комплекс состоит из трех одинаково решенных каскадов бассейнов, в верхнем (и самом маленьком) из которых располагается небольшой фонтан.

Чуть далее в канале был создан первый из искусственных островов, в западной части выступающий в качестве составляющей очередного пешеходного моста.

Общий вид острова.

По мере приближения к улице Карбышева канал начинает живописно изгибаться. Архитекторы решили здесь разнообразить его прямолинейное русло.

Один из декоративных приемов — вмурованные в бортик канала валуны разного размера.

Наконец, у улицы Карбышева участок завершается круглым искусственным водоемом с островом в центре, который украшают высаженные ивы.

На остров переброшены своеобразные мостики из отдельных бетонных блоков.

Остров имеет неправильную форму и напоминает надкушенное яблоко. Первый минский «Эппл Стор» определенно надо открывать именно тут.

Улицу Карбышева система пересекает по очередному водоводу.

Здесь искусственный канал сливается с естественным руслом Слепянки, поэтому именно тут был запроектирован и сооружен один из крупнейших водоемов всей системы. Вокруг него разбит спортивный парк-комплекс «Трудовые резервы». Обратите внимание на выложенные мозаикой рисунки на консольно выступающих плитах.

В этой ответственной точке был построен один из самых интересных каскадов системы, представляющий собой водосливную плотину с перепадом воды в 2,3 м. Здесь же была запроектирована гостиница «Агат» — пожалуй, самый живописный минский отель (арх. П. Кракалев, Л. Бледных, «Минскпроект»).

Пешеходный мост через канал архитекторы придумали организовать в нижнем бьефе под водным потоком за зеркально падающей водой.

Так каскад выглядел в проекте.

А так — в реализованном виде на цветной фотографии середины 1980-х годов.

Современный вид с похожего ракурса. Фон для водопада создают протяженные жилые дома микрорайона Зеленый Луг — 4 и комплекс общежитий архитектора Сергея Мусинского, построенный в 1979 году.

Благоустройство территории с пока сохранившимися бетонными скамейками. Деревянные сиденья, впрочем, уже выломаны.

Пойма созданного здесь водоема украшена неплохим скайлайном. Высотные башни архитектора Белоконя в микрорайоне Восток-1 (1973—79 гг.) в последнее время дополнены церковью Всех Святых (арх. Л. Погорелов).

Интересный ансамбль создают и похожие силуэтом здания гостиниц «Агат» и «Олимпиец». Последняя строилась в составе спорткомплекса «Трудовые резервы».

Отсюда трасса водной системы следует в основном в естественной пойме Слепянки.

Все каскады, каждый из которых имеет индивидуальный художественный образ, выполняют функции плотин, поддерживающих постоянный уровень воды в водоемах. Их конструкции (кроме функции пешеходных мостов) используются для прокладки инженерных коммуникаций и устройства донных выпусков для снижения уровня воды. Очередной такой каскад с искусственным водоемом был сооружен перед проспектом Независимости в районе проектировавшегося административно-культурного центра микрорайона Восток-1.

В отличие от своих аналогов, этот (и следующий, на противоположной стороне проспекта) декоративные водоемы дополнительно были оборудованы струйными фонтанами высотой около 20 м.

Проект каскада в этой точке.

Он сложной конфигурации, многоступенчатый, с вынесенными вперед бетонными консолями и пешеходным мостом в верхнем бьефе.

Такие конструкции пользовались неизменным успехом у детей, проживающих в соседних кварталах. С тех пор, правда, купаться в Слепянской водной системе запретили.

Участок, начинающийся на противоположной стороне проспекта Независимости, представляет собой единственный реконструированный в 2000-е годы фрагмент системы.

Здесь полностью обновили набережные, устроили новые, оригинально решенные клумбы, построили современный пешеходный мост, заменили скамейки и светильники. Связано это было, конечно, с возведением тут в 2006 году нового здания Национальной библиотеки Беларуси. В советское же время здесь планировалось построить парк Дружбы народов, частью которого канал и должен был стать. С дружбой народов не сложилось, в честь нее назвали парк в районе современной площади Бангалор, а этот участок подвергся застройке.

Вдоль ограждения набережной в достаточно случайных местах были установлены и две постмодернистские арки с фризом «под античность». Причем античные образы на нем парадоксальным образом сочетаются с танцующими белорусскими крестьянами в лаптях. В чем-то это, конечно, символизирует настоящее нашей страны.

Участок от Староборисовского тракта (современная улица Скорины) до улицы Металлистов (современная Филимонова) в 1970-е годы был зарезервирован под Минский зоопарк. В состав участка помимо Слепянской водной системы и прилегающей к ней зеленой зоны должен был войти и лесопарк со станцией детской железной дороги «Сосновый бор». Городские власти хотели, чтобы дети вместе с родителями имели возможность на Ленинском проспекте погрузиться в поезд и, используя его в качестве общественного транспорта, доехать до зоопарка.

Именно тут водоем системы наиболее полноводен (общий размер акваторий в 12,7 га позволял организовать здесь лодочную станцию). Широкая парковая зона по обеим сторонам от него должна была быть занята вольерами с животными, а занята в итоге коттеджами и таунхаусами с людьми. Сторона, примыкающая к лесопарку, уже застроена практически полностью. Застройка вдоль Филимонова только начинается.

На территории зоопарка планировалось создание одного каскада и системы искусственных островов. Проект каскада.

Архипелаг островов.

Все, кроме собственно зоопарка, построить успели. Каскад в районе улицы Парковой образует выразительную композицию из четырех консольно вынесенных сливов и пешеходной эспланады перед потоками падающей воды. Эспланада вымощена плиткой, формирующей волнообразный рисунок.

Перспективу системы тут неплохо замыкает и фиксирует Национальная библиотека.

Архипелаг островов также был создан, однако пешеходной связи с берегами системы острова не имеют, а потому выглядят заросшими.

Общий вид на несостоявшийся Минский зоопарк.

Следующий участок, от улицы Филимонова до Академической, представлен тремя водоемами в разных уровнях с каскадами. В их акватории предполагалось создать очередной общегородской парк (получивший название 40-летия освобождения БССР), который представлял бы собой естественное продолжение Ботанического сада, парка Челюскинцев и Слепянского лесопарка.

Верхняя акватория (до детской железной дороги) оборудовалась декоративными галечными пляжами и многочисленными игровыми площадками для детей. С тех пор мало что уцелело.

На нижнюю акваторию был ориентирован центр жилого района Уральская — Менделеева. Правую сторону частично занимал производственный комплекс завода им. Вавилова.

Здесь было устроено еще два каскада. Проект первого.

Реализация.

Второй же расположился уже у самой Академической, завершая собой очередной участок системы.

Район улицы Академической. В процессе благоустройства территории ландшафтные архитекторы высадили вдоль канала и водоемов тысячи типичных для нашей природы деревьев: дубы, сосны, березы, ольхи, белые ивы, осины.

Южнее улицы Академической водно-зеленая зона меняет свой характер и на участке от Академической до улицы Ванеева она решена системой относительно узких каналов, каскадов и небольших водоемов вытянутых очертаний. Вследствие планировочных ограничений и малого расхода воды, часть которой поступает на техническое водоснабжение города, это самый маловодный участок.

Однако и здесь архитекторы постарались несколько скрасить однообразный пейзаж. Проект каскада в районе улицы Уральской.

В настоящее время он выглядит вот так. На заднем плане — один из самых знаменитых минских долгостроев, несостоявшийся гараж карет скорой помощи (арх. М. Гродников).

В условиях сложившейся застройки и планируемой (но так и не реализованной на практике) скоростной магистрали от Академической до Партизанского проспекта, которая должна была пройти вдоль правого берега канала, архитекторы вынуждены были решить здесь водно-парковую зону в виде локальных садов и бульваров районного значения.

Участок в районе улицы Козлова.

Искусственный островок и громада элеватора комбината хлебопродуктов.

Небольшой каскадик у переулка Козлова.

К сожалению, архитекторы не смогли (или не успели) сделать Слепянскую водную систему полностью непрерывной. Увы, участок от переулка Козлова до московской ветки железной дороги проходит лишь условно и практически неблагоустроен.

В конечном счете канал упирается в высокую железнодорожную насыпь, и если вода преодолевает ее по водоводу, то «человековода» под насыпью предусмотрено не было.

Связано это, вероятно, не только со сложностью сопряжения железной дороги и пешеходного тоннеля под ней, но и с тем, что тут также проходит вторая ветка минского метро, именно в этом месте фактически выходя на поверхность. Высокий холм-насыпь над выходом водовода Слепянки — не что иное, как присыпанный землей крытый метромост.

По левой стороне канала могли стремительно мчаться автомобили, если бы проект скоростной магистрали от Академической до Партизанского проспекта был реализован.

Очередной каскад на зигзагообразном изгибе системы местные жители рискуют преодолевать по круглым бетонным плитам в верхнем бьефе, вовсе для этого не предназначенным.

Так этот каскад должен был быть решен, однако реализован был в существенно упрощенном виде.

Следующий оригинальный каскад находится в районе огромного общежития Минского тракторного завода (арх. Л. Левин, А. Снадский).

Сплошной зеркальный слив воды расположен по диагонали в форме волны.

Участок от Партизанского проспекта до улицы Ванеева. В центре — высотка Статистического комитета (1975, арх. Г. Бенедиктов, Ю. Повалий).

Нижний участок Слепянской водной системы, занимающий территорию от улицы Ванеева до Чижовского водохранилища, был значительно заболочен и имел обширную пойму. В связи с этим водная система здесь реализована в виде обширных водоемов — копаней. Канал вновь становится полноводным.

Декоративная терраса на левом берегу.

На этом участке устроен и последний, 13-й каскад системы, несколько отличающийся от проектировавшегося.

Один из самых сложных элементов декоративного оформления канала представляет собой многоступенчатую конструкцию из бетона и природного камня. В комплекс включен и искусственный остров, и каскады лестниц.

Фотография конца 1980-х годов.

Вся водная система построена на контрастном чередовании открытых пространств крупных водоемов и затененных зеленью узких каналов и декоративных бассейнов. В Серебрянке вся накопленная мощь Слепянки разворачивается во всю силу. Тут она уже выглядит полноценной рекой.

Скайлайн финального участка с башнями серий М111-90 и М464.

Площадка у воды. Обратите внимание на устроенные на ней швартовные тумбы. Каскадов и плотин впереди уже нет, здесь система представляет собой единое целое как с Чижовским водохранилищем, так и с немаленьким участком Свислочи.

Своеобразный амфитеатр с искусственным островом и спасательной станцией.

К сожалению, 25 прошедших лет оставили свой отпечаток.

Строительство Слепянской водной системы было закончено в середине 1980-х. Масштаб проделанного здесь архитекторами сейчас уже сложно представить. Вся работа выполнялась в условиях маловодного режима города на экологически запущенных территориях. Вместо технических каналов и подземных водоводов к предприятиям было рекультивировано более 150 га земли, занятых ранее многолетними свалками промышленных отходов. За десятилетие работы город получил практически непрерывную систему парков и скверов общей площадью более 300 га, где одновременно могут отдыхать более 60 000 человек.

Ландшафтных работ такого колоссального размаха не проводилось нигде в Советском Союзе. Реализация проекта позволила озеленить и обводнить огромные жилые массивы, где живут сотни тысяч минчан, приблизить места отдыха фактически к порогу их дома. Трудно оценить и масштаб потребовавшихся от государства инвестиций. К сожалению, второе водно-зеленое полукольцо, Лошицкое, предназначенное для жителей юго-запада города, было построено лишь частично, и до сих пор эта система остается незаконченной. Но даже в незавершенном виде проект, изначально нацеленный лишь на промышленное водоснабжение города, оказал значительное влияние на формирование его индивидуального эстетически выразительного облика и коренным образом изменил окружающую среду, в которой ежедневно пребывают многие из нас. За путепроводом улицы Малинина система заканчивается, сливаясь с Чижовским водохранилищем.

В 1989 году авторский коллектив во главе с Н. Ф. Жлобо за «Архитектурно-ландшафтные комплексы восточных районов г. Минска» был удостоен Государственной премии СССР в области архитектуры. Это единственный минский объект, получивший общесоюзную творческую награду такого высочайшего уровня.

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *