Природа беларуси рисунки: Природа беларуси картинки — 81 фото

Природа, животные и тюремный быт. Рисунки политзаключенных из писем

На 21 ноября в Беларуси 876 человек признаны политзаключенными. Жизнь за решеткой очень однообразная — и чтобы добавить в нее красок, многие начинают рисовать. Zerkalo.io публикует рисунки, которые политзаключенные присылают в своих письмах.

Надежда Калач

Надежда — вокалистка группы IRDORATH. Ее задержали вечером 2 августа 2021 года на даче под Минском, когда она отмечала свой день рождения вместе с друзьями и другими музыкантами.

После против Надежды, а также Владимира Калача, Петра и Юлии Марченко, Антона Шнипа возбудили уголовное дело по ст. 342 УК (организация либо активное участие в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок). Сейчас Надежда Калач находится в СИЗО на Володарского в статусе подозреваемой.

В письмах девушка присылает много рисунков — посмотрите на некоторые них.

Муж Надежды Владимир Калач. Он тоже политзаключенный, ему предъявили обвинения по статье о «действиях, грубо нарушающих общественный порядок». Владимир находится в СИЗО на Володарского уже более трех месяцев.​​​​​

Отправить письмо Надежде можно по адресу: СИЗО-1. 220030, г. Минск, ул. Володарского, 2.

Мария Каленик

До задержания Мария была студенткой БГАИ. У девушки прошел обыск 12 ноября 2020 года в рамках «дела студентов». До суда она находилась в СИЗО КГБ и СИЗО на Володарского, а в июле Марию осудили на 2,5 года колонии.

Девушка с радостью отвечает всем, кто ей пишет, и шлет много рисунков.

Отправить письмо Марии можно по адресу: ИК №4. 246035, г. Гомель, ул. Антошкина, 3.

Степан Латыпов

Степан — житель «площади Перемен», арборист и директор компании «Беларбо». Его задержали сотрудники ОМОН 15 сентября 2020 года во дворе на ул. Червякова в Минске. Позже Латыпову предъявили обвинения по трем статьям УК: ч. 1 и 2 ст.  342 (организация групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок, и неподчинение требованиям представителей власти), ч 2 ст. 363 (сопротивление сотруднику органов внутренних дел) и ч. 4 ст. 209 (мошенничество в особо крупном размере).

На суд Латыпова привезли с явными следами побоев, во время заседания он пытался убить себя прямо в зале суда — сидя в клетке, мужчина воткнул себе в горло ручку. Суд прервали, мужчину прооперировали в больнице, в в ночь после силовики забрали Степана из больницы и поместили в СИЗО-1 на Володарского.

В августе Степана Латыпова признали виновным в создании дворового телеграм-чата, мастерской по изготовлению протестной символики, сопротивлении сотрудникам милиции при задержании, а как директора компании «Беларбо» — во введении в заблуждение клиентов при оказании услуг по химической защите растений. Жителя «площади Перемен» приговорили к 8,5 годам лишения свободы и штрафу в 300 базовых величин.

Чаще всего Степан рисует ежиков, но иногда на его рисунках появляются и другие образы. Смотрите сами.

Отправить письмо Степану можно по адресу: СИЗО-1. 220030, г. Минск, ул. Володарского, 2.

Алесь Пушкин

Известного белорусского художника Алеся Пушкина задержали 30 марта 2021 года, обвинив по ст. 130 УК в разжигании ненависти.

Основанием для возбуждения уголовного дела стала картина Пушкина, на которой был изображен Евгений Жихарь (деятель белорусского антисоветского движения времен Великой Отечественной войны) с автоматом на плече. Картина выставлялась в Гродненском «Центре городской жизни». Согласно сообщению прокуратуры, в ходе выставки Алесь Пушкин «характеризовал Жихаря как человека из белорусского сопротивления, борца с большевиками, чем прославлял и одобрял его действия».

Художник продолжает рисовать и находясь в тюрьме. Он даже создал там арт-общество «Тюрьма», в которое могут вступать все белорусские художники, которые сидели в тюрьме и говорят по-белорусски.

Отправить письмо Алесю можно по адресу: СИЗО-1. 220030, г. Минск, ул. Володарского, 2.

Мария Нестерова

Мария — бывшая сотрудница таможни. Женщину задержали 23 октября 2020 года на лестничной клетке возле своей квартиры, провели обыск и увезли на допрос. При задержании ее избили.

После Марию обвинили по ст. 342 УК (организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них). Переписки из чатов и телеграм-каналы, на которые была подписана женщина, легли в основу 47-страничного обвинения.

В июне бывшую сотрудницу таможни приговорили к трем годам колонии. Ей пишет не так много людей, но в свои письма Мария иногда вкладывает рисунки. Например, вот эти маки или мандалы.

Отправить письмо Марии можно по адресу: ИК №4. 246035, г. Гомель, ул. Антошкина, 3.

Владислав Маковецкий

Фото: «Могилевские ведомости».

27-летний Владислав по образованию художник. Вы могли слышать о нем как об авторе 20-метровой деревянной ложки, которую он вырезал в Березино. До задержания Маковецкий занимался коллекционированием и реставрацией исторических артефактов.

Художника обвинили в преступлении по ст. 364 УК (насилие или угроза применения насилия в отношении сотрудника внутренних дел). Суд приговорил мужчину к двум годам колонии.

Нашли рисунки, которые он присылает из-за решетки.

Отправить письмо Владиславу можно по адресу:  ИК №22. 225295, Брестская область, г. Ивацевичи, ст. Доманово, а/я 20.

Игорь Лосик

Администратора телеграм-канала «Беларусь головного мозга» задержали 25 июня 2020 года. Вечером того же дня стало известно, что в отношении Лосика завели уголовное дело по ст. 342 УК (организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них).

За время своего заключения Игорь Лосик несколько раз объявлял голодовку. Прямо сейчас над журналистом и блогером идет суд, но в закрытом формате.

В своих рисунках из СИЗО Игорь показывает памятники архитектуры Беларуси и признается в любви жене и полуторагодовалой дочери.

Отправить письмо Игорю можно по адресу: СИЗО-3. 246003, г. Гомель, ул. Книжная, 1А.

Виктория Миронцева

До осени 2020 года Виктория работала официанткой в ресторане. Ее задержали вместе с сестрой, Анастасией Миронцевой, 15 октября 2020 года в рамках уголовного дела по ч. 1 ст. 342 УК (активное участие в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок). Поводом для их задержания стало видео с протестов 10 августа, куда попали девушки.

На суде выяснилось, что Викторию обвиняют не по одной, а по трем статьям: кроме ст. 342 девушку обвинили по ст. 364 УК (насилие в отношении сотрудника милиции) и ст. 363 (сопротивление сотруднику органов внутренних дел).

Виктория училась в гимназии-колледже искусств имени Ахремчика и очень любит рисовать. Даже в заключении.

Отправить письмо Виктории можно по адресу: ИК №4. 246035, г. Гомель, ул. Антошкина, 3.

Природа, животные и растения Беларуси — описание и фото — Природа Мира

Содержание

  1. Общие сведения и особенности природы Беларуси
  2. Географическое расположение
  3. Рельеф
  4. Климат
  5. Белорусский ландшафт
  6. Водные пространства Беларуси
  7. Озёра Беларуси
  8. Реки Беларуси
  9. Растительный мир Беларуси
  10. Животный мир Беларуси
  11. Подведение итогов

Республика Беларусь – небольшая, но очень красивая страна в центре Европы. Не зря её называют Беларусь «синеокая». Беларусь славится своей природой. Густые зелёные леса, широкие бескрайние луга с цветущими травами, возделанные рукой человека поля, среди которых по всей территории страны разбросано огромное количество озёр и рек. И если посмотреть с высоты птичьего полёта, то и напоминает это всё синие глубокие выразительные глаза. Отсюда и название «синеокая».

За свою природную красоту и уникальную природу со всем многообразием растительного и животного мира Беларусь славится по всему миру и вызывает интерес у туристов из многих уголков земного шара.

Общие сведения и особенности природы Беларуси

Географическое расположение

Беларусь на карте мира

Беларусь, официальное название Республика Беларусь, географически расположена в самом центре Европы. Территориально Беларусь граничит с 5-ю странами: на севере – с Латвией, северо-западе – с Литвой, на западе – с Польшей, на востоке – с Россией и на юге – с Украиной. Вся территория Республики Беларусь занимает чуть больше 200 тыс. кв. км, что ставит её по площади на 86 место среди мировых держав. Эта достаточно крупная страна не имеет выхода к мировому океану. Однако это не делает её менее привлекательной для туристов со всего мира. И обусловлен этот интерес уникальностью природы «синеокой» Беларуси.

Рельеф

Рельеф Беларуси по большей мере равнинно-холмистый. Для территории страны характерны чередование равнин, возвышенностей и низменных участков, представленных болотами и озёрами. Большую часть страны занимают равнины высотой не более 150-200 м над уровнем моря. И лишь центр страны имеет ряд возвышенностей, называемых Белорусской грядой. Самая высокая из них – это Дзержинская гора высотой 345 м, расположенная на Минской возвышенности.

Климат

Географическое расположение Беларуси определяет и климат этой страны – умеренно-континентальный, формируемый под влиянием атлантических воздушных масс. Для республики характерно:

  • непродолжительное тёплое лето со средней температурой воздуха +18+22оС в июле;
  • достаточно дождливая осень и такая же весна;
  • относительно мягкая, временами холодная зима. Средняя температура воздуха зимой -4-8оС, но может опускаться и ниже.

Особое влияние на климат оказывают атлантические циклоны, приносящие на территорию Беларуси то резко жаркую погоду летом, то слишком холодную, морозную и снежную зимой. Равнинный рельеф не препятствует свободному передвижению воздушных масс в разных направлениях, определяя тем самым формирование климата.

Белорусский ландшафт

93 % земель республики Беларусь покрыты растительностью, ⅓ из которых составляют леса и это порядка 40%. Это поистине природные богатства Беларуси, чем особенно славится эта страна, и называется из-за этого «лёгкими Европы». Лесные массивы страны представлены в большинстве своём хвойными породами деревьев, мягколиственными (ольха, осина, берёза и др.) и твердолиственными породами деревьев (дуб). Благодаря этому страна выступает одним из крупных импортёров древесины по всему миру.

Белорусские леса выполняют не только хозяйственную роль, выступая источником ценных пород древесины. Они выполняют и экологические функции, улучшая состояние атмосферы на территории не только страны, но и всей центральной и восточной Европы. 50% лесов республики используются в хозяйственных целях, являясь источником не только древесины, но и ягод, грибов, лекарственного и дикорастущего сырья. Остальная часть лесов выполняет оздоровительные, санитарные и водоохранные функции.

Лесные массивы, исходя из преобладания тех или иных видов пород деревьев, делятся ботаниками на определённые зоны, наиболее известными из которых являются: Беловежская пуща, берёзовые рощи, ольховые и осиновые леса, дубовые дубравы. Это деление определяет и распространение на территориях страны той или иной флоры и фауны.

Водные пространства Беларуси

Природа Беларуси уникальная ещё и наличием в ней большого количества водных пространств – это озёра и реки.

Озёра Беларуси

Озёра занимают практически весь север страны, хотя и другие районы тоже ими богаты и их количество по всей стране насчитывает порядка 11 тысяч. Среди них есть как крупные, которыми славится Беларусь далеко за своими пределами – озеро Нарочь, Браславские озёра, Освейское, Дривяты, Струсто и Снуды, Долгое, так и многие другие, не менее красивые и притягивающие на свои берега полюбоваться красотой и уникальностью белорусской природы. Озёра северной части страны образовались на месте ледника, существовавшего миллионы лет назад. И их количество насчитывает порядка 3 тысяч. Не меньше озёр и в центральной части страны, среди которых знаменитое Червоное озеро (или Князь-озеро), Выгонощанское, Чёрное и другие.

Среди множества озер Беларуси присутствуют как маленькие, так и большие, глубокие и не очень, идеально круглые и причудливой формы, за что Беларусь и получила романтическое название «синеокая».

Реки Беларуси

Не менее важное значение в ландшафте, климате, разнообразии растительного и животного мира имеют реки Беларуси. Их общее количество насчитывает порядка 20 тысяч общей протяжённостью 90 тысяч км. На территории Беларуси пересекаются 3 крупные реки, формируя так называемый транспортный путь – Неман, Двина и Днепр. Он активно использовался в древние времена как торговый и транспортный путь «из варяг в греки».

Белорусские реки впадают в бассейн Черного и Балтийского морей. Самой длинной и полноводной из них является Днепр. Почти 700 км протяженности по территории страны занимает эта красивая река. Она пересекает территорию двух областей, расположив на себе довольно крупные города страны: Могилев (областной центр), Быхов, Шклов, Орша, Жлобин, Речица и др. 2 из них являются портовыми. По Днепру сплавляют грузы и пассажиров.

Не менее длинной рекой на территории Беларуси является известная в мире река Березина. Даже сам великий Наполеон в декабре 1812 года не смог покорить эту, ставшую для него «судьбоносной», реку. Порядка 610-615 км занимает по протяженности Березина на территории страны, расположив на своих берегах такие города как: Борисов, Бобруйск, Березино и Светлогорск. Березина, являясь правым притоком Днепра, стала водоразделом между бассейнами Балтийского и Чёрного морей.

Не менее красивой и притом самой чистой по праву является река Неман. Пересекает территорию Беларуси и Литвы. На берегах реки расположились в основном небольшие города, не имеющие промышленных предприятий, и областной центр Гродно, являющийся речным портом. Впадает Неман в Днепр.

Пожалуй, самая многострадальная река Беларуси Свислочь. Берёт своё начало недалеко от столицы республики Беларусь г. Минска и впадает в реку Березину около деревни под одноимённым названием Свислочь Осиповичского района. За последние годы бурного развития г. Минска, к сожалению, экологическое состояние Свислочи значительно пострадало за счёт сточных вод большого количества предприятий. Свою «нехорошую» лепту вносит эта река в экологические проблемы, регулярно возникающие в водном бассейне реки Днепр.

Далеко не все реки рассмотрены. Однако надо отметить, что ещё огромное количество рек республики Беларусь, и больших и маленьких, становятся местом активного отдыха местных жителей и туристов. Здесь можно с удовольствием порыбачить, покататься на лодке и водных лыжах, понаблюдать за интересными, а порой и редкими представителями белорусской флоры и фауны, полюбоваться удивительным закатом или рассветом над водной гладью реки.

Растительный мир Беларуси

На территории республики Беларусь растительностью покрыто порядка 93 % территории. И она вся по-своему уникальна. Климатическое и рельефное разнообразие наложило отпечаток, в том числе и на растительный мир Беларуси. Здесь можно встретить редкие виды деревьев, кустарников и трав.

⅓ всего растительного мира занимают леса. Леса Беларуси насчитывают около 30 видов деревьев и 70 видов кустарников. На территории Беларуси образованы и действуют государственные природные заповедники и заказники, Национальные парки, природоохранные объекты, деятельность которых направлена в первую очередь на защиту исчезающих видов животных и растений, в том числе занесённых в Красную книгу.

Белорусские леса разнообразны и представлены в основном такими породами деревьев, как: сосна, ель, берёза, ольха, дуб. Также на лесных просторах растут липы, ясени, клёны и осины. Среди них много и ценных пород деревьев. Рассмотрим наиболее распространённые на территории страны деревья и кустарники:

  • дуб черешчатый – растёт повсеместно на территории Беларуси, но большая часть сосредоточена на юге страны. Дубовый лес разбавлен грабом, ясенем и клёном. Растёт как на плодородных почвах, так и не очень богатых и составляет 3% от всех лесов.
  • берёза бородавчатая и пушистая. Растут преимущественно на севере страны и занимают порядка 20% от всего леса. Белые стройные «красавицы» славятся не только своей красотой, но и ценной древесиной, широко используемой в промышленности.
  • чёрная и серая ольха. Ценнейшие породы древесины, широко используются в промышленных целях. Частота встречаемости составляет 20% от всех лесных массивов.
  • форзиция – символ наступления весны. Кустарник активно покрывается ярко-желтыми цветами на голых, еще безлистных ветвях. Растёт на плодородных почвах и достигает в высоту 2-3 метра.
  • чубушник – белый вестник мая. Активно покрывается белыми пушистыми цветками на длинных свисающих до земли ветках, источая приятный тонкий аромат. Расти кустарник, может до 2-3 м в ширину и высоту. Неприхотлив к почве, количеству влаги, но при длительной засухе может терять упругость веток.
  • барбарис Тунберга – разветвлённый кустарник с небольшими листьями, собранными в пучки. Различают разные сорта в зависимости от цвета листьев: красный, тёмно-зелёный, оранжевый и др. К осени на кусте появляются мелкие блестящие плоды.
  • кизильник блестящий – прекрасное растение для живой изгороди, что активно используется для оформления, как городских улиц, так и загородных домов. Устойчиво к засухе и морозу. Красивый куст с блестящими продолговатой формы листьями тёмно-зелёного цвета, которые к осени живописно меняют свою окраску на красные, оранжевые и жёлтые. Прекрасно будет себя чувствовать как на солнечном месте, так и в полутени.

Этот список деревьев, кустарников и других представителей растительного мира можно продолжать до бесконечности, настолько многообразна и красива природа Беларуси.

Белорусский лес выступает не только источником древесины, но и выполняет ряд важных функций: экологическую, рекреационную, сельскохозяйственных заготовок и санитарно-оздоровительную.

В лесах сосредоточены многообразные пищевые, лекарственные, медоносные и другие хозяйственно-полезные ресурсы. По большей мере из ягод заготавливаются калина, черника, клюква, красная рябина, брусника. Лес также служит источником грибов и лекарственных трав.

Животный мир Беларуси

Олени

Животный мир Беларуси настолько же многообразен, как и растительный мир. Такие богатые лесом, водными просторами земли не могут не быть густо населены прекрасными и интересными представителями фауны. Животный мир Беларуси представлен 76 видами млекопитающих. Ландшафтные и климатические условия белорусских земель позволяют уживаться на одной территории разнообразным животным: зубр, олень, лось, заяц, рысь, косуля, дикий кабан, белка, волк, белка, бобр и множество других, не менее привлекательных и интересных.

Здесь же, верхние этажи лесных просторов и воздушное пространство населяют порядка 300 видов птиц: дятел, синица, воробей, сойка, сова, соловей и много-много других. В республике живёт порядка 20 крайне редких и уникальных видов птиц – большая серая сова, камышевка и синица лазоревка. В Беларуси существует немало болотистых мест, которые формируют, целую отдельную экосистему со своим животным и растительным миром.

Большая поганка

А какие редкие и интересные виды птиц населяют водные просторы республики: гагара красно– и чернозобая, гагара полярная, поганка большая и малая, поганка красно– и черношейная, баклан большой и малый, олуша северная, пеликан кудрявый и розовый, выпь и так можно продолжать до бесконечности.

Многие из представителей животного мира Беларуси занесены в Красную книгу и строго охраняются законом. Для них созданы и создаются заповедные зоны, Национальные парки и Государственные заказники. Наиболее известные среди них – это «Беловежская пуща», Березинский биосферный заповедник, «Нарочанские озёра», «Нарочанский», Припятский и др. Их деятельность охраняется и поддерживается ЮНЕСКО.

Невозможно не сказать несколько слов о самых ярких представителях животного мира Беларуси, которые в своём роде являются визитной карточкой страны.

Зубр

Зубр (европейский бизон) – самое крупное млекопитающее на территории Европы. Красавец высотой до 2-х метров и весом до 2 тонн имеет длинную гриву под шеей и на лбу. На относительно небольшой голове зубра некрупные рога. Передняя часть тела зубра массивная, с выраженной грудной клеткой, короткой шеей и широкой спиной, что формирует так называемый горб. Лоб большой и широкий. Период спаривания зубров приходится на август – октябрь. Зубры достаточно агрессивны в момент поиска самки. Беременность коровы длится порядка 9 месяцев и на свет в мае – июле появляется, как правило, 1 детёныш. Редко, но встречаются двойни. Через пару часов малыш уже стоит на ногах и до 7-12 месяцев вскармливается молоком матери.

Питаются зубры растительной пищей. В их рацион может входить молодая сочная трава, побеги растений, корни, жёлуди, ягоды, грибы, хвоя, мох и лишайники. Зимой под снегом добывают побеги деревьев и кустарников. За сутки летом зубр может съесть до 30-33 кг пищи и выпить до 50 л воды, самки чуть меньше. Естественная продолжительность жизни зубра 25 лет, в неволе до 30.

На сегодняшний день сохранились 2 генетические линии зубров – равнинный (беловежский) и кавказский. В Беларуси численность особей составляет порядка 4 тыс., проживающих как в естественной среде, так и в неволе. Поэтому зубр занесён в Красную книгу и строго охраняется законом.

Подведение итогов

Беларусь – красивая небольшая страна в центре Европы, обладающая уникальным природным и культурным наследием. И обусловлено это и её географическим расположением, и историческими событиями, происходившими на территории страны. Уникальная и красивейшая природа, сохранившая во многих местах свой первозданный вид, поистине позволяет Беларуси входить в мировой рейтинг стран мира, желаемых быть посещёнными туристами со всех уголков нашего большого земного шара. Охраняемые Национальные парки, природные заповедники и заказники позволяют защищать и сохранять редкие и исчезающие виды животных и растений, делая природу Беларуси ещё более уникальной и неповторимой.

Гугломаг

Спрашивай! Не стесняйся!

Задать вопрос

Не все нашли? Используйте поиск по сайту

Search for:

Итоги конкурса «Магия Полесья». Номинация «Рисунок»

25 апреля 2020 года Республиканским фондом развития туризма и поддержки дикой природы «Планета без границ» и Белорусским общественным объединением экскурсоводов и гидов-переводчиков был объявлен областной краеведческо-туристический конкурс «Магия Полесья», в котором могли принять участие школьники из Брестской области. Конкурс был посвящен памяти краеведа, защитника дикой природы, экскурсовода и путешественника Алексея Дубровского.

В номинации «Рисунок» приняли участие 23 юных художника, которые представили на суд жюри свои работы – графические и акварельные зарисовки и этюды. Различные по технике исполнения, выбору сюжета, мастерству владения кистью и карандашом – они говорят о главном: Полесье – это красиво, Полесье способно удивлять и вдохновлять…

Это в полной мере подтверждают работы

Макара Кушнеревича («Пинская детская художественная школа им. Наполеона Орды»). Кто хоть раз побывал в Месятичах на Пинщине, тот сразу узнает небесно-голубой храм Параскевы Пятницы, который несет на себе печать традиционного деревянного зодчества Припятского Полесья.

Красочная работа Макара «Церковь в деревне Месятичи» сразу обратила на себя внимание жюри умением юного художника передавать архитектурные объемы, живописностью и сопричастностью к сакральному наследию Полесья.

Понравилась жюри и его акварель «Рассвет над озером Мульное»: утренняя заря еще не зажглась в полную силу, но водная гладь озера, по которой скользят изящные белые лебеди, уже светлеет… Вердикт жюри: Макар Кушнеревич становится лауреатом в старшей группе участников конкурса.

Этот успех разделила лауреат младшей группы участников номинации «Рисунок»

Дарья Полукошко (ГУДО «Давид-Городокский центр детского творчества»). Ее картина «На полянке» с высокими пушистыми деревьями, рыжей лисичкой, которая то ли греется на летнем солнышке, то ли пытается провести серого зайчишку, что прячется неподалеку в кустах… Всё сошлось: образ, сюжет, композиция и мечта юной художницы, чтобы в этом волшебном лесу царили мир и гармония.

Большая группа юных художников удостоена диплома I степени. Гаврилюк Александра («Погост-Загородская СШ», Пинский район) порадовала жюри гнедой лошадкой, пасущейся на цветущем лугу, и узнаваемым пейзажем озера Погост, которое служит украшением ее малой родины.

Екатерина Бонцевич («Пинская детская художественная школа им. Наполеона Орды») запечатлела пейзаж с деревянными домишками, которые выстроились друг за другом на сельской окраине, тропинкой, убегающей в поле, и старой ветряной мельницей.

Мозолевская Милана («Пинская детская художественная школа им. Наполеона Орды») посвятила свою акварель озеру Завишье. Здесь есть ощущение свежего ветра, что гуляет над озером, поднимая волну и заставляя клониться прибрежный тростник.

Много достойных работ, также отмеченных дипломом I степени, посвящено Пинску. Их представили на конкурс учащиеся Пинской детской художественной школы им. Наполеона Орды.

«Домик на Набережной», Михалевич Елена.
«Прогулка», Литвинчук София.
«Пинский дворик», Назарова Ангелина.
«Старый город», Муга Янина.

«Дом» Шкабара Анастасии.

«Духовная семинария» Усик Алины.

Эти симпатичные городские пейзажи – свежий взгляд на многоликую столицу Полесья, где сошлись седая старина, олицетворяемая могучим коллегиумом и монастырским ансамблем, раскрепощенная и изобретательная эпоха модерна и динамичная современность, которая наполняет городские кварталы новыми ритмами…

Полесские пейзажи с «лебедиными» озерами, реками и каналами, широкими полями, которые заняли место осушенных полесских болот, оказались для юных художников самым популярным жанром.

Виктория Коротышевская («Пинская детская художественная школа им. Наполеона Орды») – автор работы «Мое Полесье» выбрала натуру, весьма характерную для Полесья: низина, покрытая яркой зеленью и белыми зонтиками цветов, зарастающий канал, вдоль которого бежит полевая тропинка… (Диплом II степени).

Акварель Майи Вожуй «Мой любімы куток» словно подернута дымкой тумана, она светла и поэтична (диплом II степени).

Этюд Киры Кирикович «На берегах Пины» насыщен яркой зеленью деревьев и кустов, которые отражаются в воде вместе с облаками (Диплом II степени).

Арина Рогалевич – автор рисунка «Вечера на Лунинетчине» нарисовала вечерний пейзаж с рекой, окрашенной в розовый цвет лучами заката и темными силуэтами домов и деревьев на берегу. (Диплом II степени).

Интересны и в чем-то похожи передачей цвета и настроением работы юных художников Давид-Городокского центра творчества Валерии Бесан, Вероники Петерсонс, Натальи Кулага, Ивана Бруцкого. Их объединяют лиризм, ощущение покоя и умиротворенности (именно таким виделось Полесье многим путешественникам, побывавшим в этом краю в разное время). (Дипломы II степени).

Отдельное место благодаря манере исполнения занимает рисунок «Журавли» Никиты Разуваева («Почаповская ДС СШ», Барановичский район). Полесье с его обширными клюквенными болотами – место весьма притягательное для журавлей. Их автор рисунка изобразил в приветственном танце на фоне желтого солнечного диска. Работа оригинальная, чем-то напоминающая восточную миниатюру. (Диплом II степени).

Ребята из Тобульской СШ Пинского района Иван Белоуров («Родные просторы»), Роман Терешко и Артем Селин посвятили свои карандашные рисунки полесским озерам. Это излюбленное место обитания утиных выводков, грациозных лебедей и других водоплавающих птиц. Они и стали главными героями произведений юных художников. (Дипломы II степени).

Может быть, еще не всем участникам удалось с точностью передать образы Полесья, но все еще впереди.

Главное, что юные художники умеют видеть красоту и поэзию окружающего мира, а мастерство – дело времени.

245 Природа Беларуси Клипарты, векторные иллюстрации и сток-фотография без роялти Природа Беларуси

Иллюстрированная карта Республики Беларусь. национальные и культурные элементы. сувенирная продукция

Иллюстрированная карта республики беларусь. национальные и культурные элементы. сувенирный мерч

Векторный вечер в красивом горном лесу с рекой

Страны Восточной Европы: украина, болгария, молдова, польша, беларусь, беларусь с животными

Иллюстрированный векторный набор республика беларусь. набор иконок с национальными достопримечательностями и культурными особенностями. сувенирная лавка.

Девушка идет между березами. птицы пролетают.

Бесшовная панорама прерии с семейством коричневых зубров бизонов, цаплей и луговой собачкой

Вектор горы лес лесной фон текстура бесшовный узор с зубрами бизонов

Летняя надпись. венок на воде с отражением векторной иллюстрации звездного ночного неба. концепция фона праздника середины лета.

Векторная иллюстрация зеленых лесных деревьев

Надпись в середине лета. венок на воде с отражением векторной иллюстрации звездного ночного неба. концепция праздника середины лета в швеции.

Иллюстрированный векторный набор республика беларусь. набор иконок с национальными достопримечательностями и культурными особенностями. сувенирная лавка.

Векторный коричневый зубр бизон бизон

Карточка с бизоном на фоне леса и снега. зимний векторный фон с местом для надписи.

Вид на здание с достопримечательностью минска — столицы беларуси. нарисованная вручную иллюстрация эскиза в векторе.

Вид на здание с достопримечательностью минска — столицы беларуси. нарисованная вручную иллюстрация эскиза в векторе.

Плоский милый дизайн буйвола

Вид на здание с достопримечательностью минска — столицы беларуси. нарисованная вручную иллюстрация эскиза в векторе.

Вид на здание с достопримечательностью минска — столицы беларуси. акварельный всплеск с нарисованной вручную иллюстрацией эскиза в векторе.

Российский маршрут р-23 Псков. трасса санкт-петербург — беларусь. дорожная карта россии

Вид на здание с достопримечательностью минска — столицы беларуси. акварельный всплеск с нарисованной вручную иллюстрацией эскиза в векторе.

Вид на здание с достопримечательностью минска — столицы беларуси. нарисованная вручную иллюстрация эскиза в векторе.

Вид на здание с достопримечательностью минска — столицы беларуси. акварельный всплеск с нарисованной вручную иллюстрацией эскиза в векторе.

Вид на здание с достопримечательностью минска — столицы беларуси. акварельный всплеск с нарисованной вручную иллюстрацией эскиза в векторе.

Вид на здание с достопримечательностью минска — столицы беларуси. нарисованная вручную иллюстрация эскиза в векторе.

Вид на здание с достопримечательностью минска — столицы беларуси. акварельный всплеск с нарисованной вручную иллюстрацией эскиза в векторе.

Вид на здание с достопримечательностью минска — столицы беларуси. нарисованная вручную иллюстрация эскиза в векторе.

Мозаика осенних листьев и сплошная карта беларуси. карта беларуси составлена ​​из случайных осенних кленовых и дубовых листьев. абстрактная географическая схема в ярко-золотом, красном цвете

Значок зубра. векторная иллюстрация американского бизона, стоящего в профиль, в модном плоском стиле. изолированные на белом фоне.

Вид на здание с достопримечательностью минска — столицы беларуси. акварельный всплеск с нарисованной вручную иллюстрацией эскиза в векторе.

Вид на здание с достопримечательностью минска — столицы беларуси. акварельный всплеск с нарисованной вручную иллюстрацией эскиза в векторе.

Вид на здание с достопримечательностью минска — столицы беларуси. нарисованная вручную иллюстрация эскиза в векторе.

Вид на здание с достопримечательностью минска — столицы беларуси. нарисованная вручную иллюстрация эскиза в векторе.

Вид на здание с достопримечательностью минска — столицы беларуси. нарисованная вручную иллюстрация эскиза в векторе.

Вид на здание с достопримечательностью минска — столицы беларуси. акварельный всплеск с нарисованной вручную иллюстрацией эскиза в векторе.

Карта беларуси со значком столицы страны. карта беларуси с соседними странами зеленого цвета.

Вектор контура значка полевой культуры Беларуси. карта города. minsk travel

Беларусь памятник значок контур вектор. туристическая карта. культурный кризис

Набор милых бизонов. наклейка. детский, смешной. мультяшный комикс в стиле векторной иллюстрации лесных диких животных. буйвол. животные европы и северной америки

Красивый городской пейзаж беларуси с мировой архитектурной достопримечательностью. фон путешествия. фоновые загородные постройки и место для туристического отдыха. цветная векторная иллюстрация дизайна.

Бесшовный векторный узор для вышивки крестом в народном искусстве, вдохновленный традиционными вышивками Украины и Белоруссии

Значок бизона. векторная иллюстрация американского бизона, стоящего в профиль, в модном плоском стиле. изолированные на белом фоне.

Вид на здание с достопримечательностью минска — столицы беларуси. акварельный всплеск с нарисованной вручную иллюстрацией эскиза в векторе.

Вид на здание с достопримечательностью минска — столицы беларуси. акварельный всплеск с нарисованной вручную иллюстрацией эскиза в векторе.

Вид на здание с достопримечательностью минска — столицы беларуси. нарисованная вручную иллюстрация эскиза в векторе.

Иконки Беларуси задают вектор контура. Минская архитектура. цвет тонкой линии флага аиста плоский на белом

Минский архитектурный вектор контура значка. гомельский день. культура беларуссия

вектор контура мешка картофеля. день города. Country World

Вектор контура иконы городской церкви. белорусский туризм. путешествия беларусь

Картофельная тележка значок контур вектор. белорусский туризм. культурная революция

Набор из четырех белорусских, эстонских, латвийских и литовских полосатых лент. молитесь за беларусь, эстонию, латвию и литву. день независимости. простые иконки с флагами на белом фоне

Таунхаус в стиле ретро у дороги. русский, украинский деревенский дом в традиционном стиле. деревянный деревенский дом с сараем и забором. летний деревенский пейзаж.

Значок зубра. векторная иллюстрация американского бизона, стоящего в профиль, в модном плоском стиле. изолированные на белом фоне.

Вид на здание с достопримечательностью минска — столицы беларуси. нарисованная вручную иллюстрация эскиза в векторе.

Вид на здание с достопримечательностью минска — столицы беларуси. нарисованная вручную иллюстрация эскиза в векторе.

Вид на здание с достопримечательностью минска — столицы беларуси. нарисованная вручную иллюстрация эскиза в векторе.

Вектор контура иконы крепостей Беларуси. карта туризм. ориентир страны

вектор контура значка территории Беларуси. карта города. туризм люди

вектор контура иконки зерна Беларуси. день города. революция злоупотребление

Вид на здание с достопримечательностью минска — столицы беларуси. нарисованная вручную иллюстрация эскиза в векторе.

Вид на здание с достопримечательностью минска — столицы беларуси. акварельный всплеск с нарисованной вручную иллюстрацией эскиза в векторе.

Зубр с белорусского флага. векторная иллюстрация

Флаг беларуси изолирован с держащимся сердцем мультяшный векторная иллюстрация

Зубр значок. векторная иллюстрация американского бизона, стоящего в профиль, в модном плоском стиле. изолированные на белом фоне.

Вид на здание с достопримечательностью минска — столицы беларуси. акварельный всплеск с нарисованной вручную иллюстрацией эскиза в векторе.

Вид на здание с достопримечательностью минска — столицы беларуси. акварельный всплеск с нарисованной вручную иллюстрацией эскиза в векторе.

Иконки оленеводства устанавливают мультяшный вектор. олень животное. Стадо лосей

Вектор контура значка картофельного растения. белорусский костюм. карта туризма

Вектор контура значка флага Беларуси. мировой туризм. Флаг революции

Беларусь храм значок вектор контура. туристическая карта. мир белоруссия

Летняя надпись. венок на воде с отражением векторной иллюстрации звездного ночного неба. концепция фона праздника середины лета.

Вид на здание с достопримечательностью минска — столицы беларуси. акварельный всплеск с нарисованной вручную иллюстрацией эскиза в векторе.

Вид на здание с достопримечательностью минска — столицы беларуси. акварельный всплеск с нарисованной вручную иллюстрацией эскиза в векторе.

Вид на здание с достопримечательностью минска — столицы беларуси. нарисованная вручную иллюстрация эскиза в векторе.

Иллюстрация к Международному женскому дню. Баннер 8 марта. открытка с красивыми женщинами среди цветов и листьев

Беларусь значок трактора контур вектор. страна путешествий. милый активист

Вектор контура иконки еды культуры. путешествия беларусь. граница природы

Вектор контура иконки растения Беларуси. карта страны. граница природы

Беларусь мельница значок контур вектор. день костюма. карта туризма

Овцы пасутся на лугу возле леса, силуэт. сельская сцена. векторная иллюстрация.

Венок на воде с отражением звездного ночного неба. ночь перед летним солнцем. русская каллиграфия середины лета с цветочным фоном. летняя надпись.

Иконки Беларуси задают вектор контура. Минская архитектура. аист флаг

Набор иконок Беларуси изометрический вектор. Минская архитектура. флаг страны

Вид на здание с достопримечательностью минска — столицы беларуси. нарисованная вручную иллюстрация эскиза в векторе.

Вид на здание с достопримечательностью минска — столицы беларуси. акварельный всплеск с нарисованной вручную иллюстрацией эскиза в векторе.

Вид на здание с достопримечательностью минска — столицы беларуси. акварельный всплеск с нарисованной вручную иллюстрацией эскиза в векторе.

Вид на здание с достопримечательностью минска — столицы беларуси. акварельный всплеск с нарисованной вручную иллюстрацией эскиза в векторе.

Вид на здание с достопримечательностью минска — столицы беларуси. акварельный всплеск с нарисованной вручную иллюстрацией эскиза в векторе.

Вид на здание с достопримечательностью минска — столицы беларуси. акварельный всплеск с нарисованной вручную иллюстрацией эскиза в векторе.

Русские деревенские дома, изолированные на белом фоне. желтые и синие деревянные деревенские дома в традиционном стиле с забором.

Значок зубра. векторная иллюстрация американского бизона, стоящего в профиль, в модном плоском стиле. изолированные на белом фоне.

Вид на здание с достопримечательностью минска — столицы беларуси. акварельный всплеск с нарисованной вручную иллюстрацией эскиза в векторе.

Вектор контура иконки белорусского хлеба. день города. мировая культура

Зубр с белорусского флага. векторная иллюстрация

Векторная панорама беларуси с коричневым зубром буйвола бизона

Экологичная композиция из яркой мозаичной карты беларуси и гранж-печатей с текстом заповедника. мозаичная карта беларуси с яркими бабочками.

Лиго. середина лета. каллиграфия латвийского праздника середины лета с цветочным фоном. надпись с векторной иллюстрацией.

Строящийся знак, профессиональный наружный предупреждающий бордюр

Вид на здание с достопримечательностью минска — столицы беларуси. акварельный всплеск с нарисованной вручную иллюстрацией эскиза в векторе.

Вид на здание с достопримечательностью минска — столицы беларуси. акварельный всплеск с нарисованной вручную иллюстрацией эскиза в векторе.

Беларусь Искусство и архитектура | Беларусь Путешествие

Многие выдающиеся художники и архитекторы, пользующиеся всемирной известностью и по сей день, родились на белорусской земле. Однако из-за многовекового смещения границ в разные страны и империи не все художники, проживавшие на территории Беларуси, считаются белорусскими художниками.

Первыми белорусскими художниками были в основном архитекторы и иконописцы, но в средние века их имена редко записывались. Многие из них намеренно не хотели, чтобы их имена упоминались. Сегодня известно, что Софийский собор в Полоцке (1030-1060) был построен зодчими Давидом, Томой, Микулой, Капешем и другими, но сами они вычеркнули свои имена из закладного камня.

Еще одно известное имя в белорусском искусстве средневековья — Лазарь Богша. Он был талантливым ювелиром из Полоцка и изготовил знаменитый напрестольный крест в честь святой Евфросинии в 1161 году. К сожалению, он исчез во время Второй мировой войны. В 1997 году ювелиры сделали копию креста, который находится в Спасо-Преображенской церкви в Полоцке. Считается самым важным религиозным символом страны .

Полоцкие и гродненские зодчие привлекали внимание в 13-16 веках. Многие опытные архитекторы вышли из архитектурных школ этих городов и оказали влияние в этот период.

Однако в период барокко многие аристократические семьи все чаще приглашали иностранных архитекторов для работы в Беларуси. Так, первую белорусскую церковь в стиле барокко, католическую церковь Тела Христова в Несвиже, построил итальянец Джованни Мария Бернардони. Она была завершена в 1593 году. Еще одним важным проектом Бернардони стала церковь Тела Христова в Гродно, которая сегодня является одной из самых красивых достопримечательностей города.

В контексте позднего барокко широкое распространение получило так называемое виленское барокко (известное также как барокко объединенной церкви). Типичными для этого стиля являются высокие многоярусные башни с ломаными очертаниями, четкие формы фронтонов и множество проемов. Имя прусского архитектора Иоганна Кристофа Глаубица особенно связано с этим специфическим типом барокко. Его работы можно найти в Вильнюсе, Полоцке и Лиде. Важнейшим его проектом в Беларуси была реконструкция Софийского собора в Полоцке (1748-1765). Другими архитекторами, способствовавшими распространению вильнюсского барокко в Беларуси, были итальянец Джузеппе Фонтана III и белорус Александр Осикевич. Примерно в это же время в этом стиле было перестроено несколько церквей, а другие были построены заново в Витебской и Полоцкой областях.

Как и в западноевропейской архитектуре, в частности в Италии и Франции, барочный классицизм стал оказывать влияние на белорусскую архитектуру. Знаменитый итальянский архитектор Джузеппе де Сакко (придворный архитектор польского короля Станислава II Августа) большую часть своего творчества посвятил этому региону. Его работы можно увидеть в Гродно и окрестностях и по сей день. В области живописи было передано очень мало имен художников эпохи барокко, поскольку в этот период они редко подписывали свои работы. Однако сотрудникам Белорусского национального художественного музея удалось отнести некоторые работы к определенным художникам. Итак, мы знаем имена некоторых художников, живших и творивших в конце 18 9 в.0219-й -й век/начало 19-го -го -го века, например Василий Маркиянович из Слуцка и Фома Силинич из Могилева.

В начале XIX века в белорусской архитектуре господствовала эклектика. Параллельно с классическими формами развивались более современные необарокко, неоклассицизм, неоготика и неоромантизм. Ярким примером тому является театр из красного кирпича в Могилеве и соседнее здание, построенное Петром Камбуровым в псевдорусском стиле. После присоединения белорусской территории к 9 в.0209 Российская империя , Белорусская архитектура находилась под влиянием последователей двух русских архитектурных школ, московской и петербургской. Среди них были известные русские архитекторы Василий Стасов и Авраам Мельников. Русский архитектор Николай Львов спроектировал собор Св. Иосифа в Могилеве, а Иван Сторов построил замок в Кричеве для князя Потемкина, а также замок аристократического рода Румянцевых-Паскевичей в Гомеле. Причиной этого было то, что российская императрица Екатерина Великая щедро дарила своим фаворитам поместья на белорусской земле. Эти графы и князья приглашали для строительства своих дворцов и замков только русских зодчих. Белорусские мастера не были востребованы.

В 19 веке белорусские художники обучались в основном в Москве и Санкт-Петербурге. Поэтому их творчество развивалось преимущественно в русле русского искусства и архитектуры. Однако другие белорусские художники испытали влияние литовского и польского искусства. Самые известные белорусские художники 19  века – Иосиф Олешкевич, Иван Хруцкий, Андрей Хруцкий, Сергей Зарянко, Аполлинарий Горавский (Горавский) и Феодор Ясновский.


Старая банкнота 1000 рублей Беларусь

Белорусский художник Иван Хруцкий был одним из основоположников русского натюрморта. В своих первых работах он подражал голландским мастерам. Все его картины были сфокусированы на центральной точке и всегда были симметричны. Сегодня все в Беларуси знают самый известный натюрморт Хруцкого, так как он запечатлен на старой 1000-рублевой банкноте, изъятой в 2016 году, когда была введена новая валюта.

Этот стиль особенно ярко проявляется и в работах художника Сергея Зарянко, считающихся сегодня архетипами классической русской портретной живописи XIX в.-й век.

20 век – век научно-технического прогресса и современности – стал переломным как в белорусской, так и в мировой архитектуре. Типология зданий и проектирование конструкций изменились, и благодаря электрификации и новым вариантам строительства возникли новые формы архитектуры.

Одним из самых выдающихся архитекторов 20  века в Беларуси был Иосиф Лангбард, чьи постройки характерны для белорусской столицы и по сей день. Он спроектировал здание правительства, оперный театр, академию наук и дом офицерского клуба.

Многие талантливые архитекторы со всего Советского Союза, включая Михаила Парусникова, Александра Воинова, Юрия Егорова, Георгия Заборского, Наума Трахтенберга, Михаила Барща и Владимира Короля, работали над гигантским архитектурным послевоенным проектом виртуального восстановления столицы Минска. . Вместе с Абрамом Душаном Король работал, например, над проектом архитектурно привлекательного Главпочтамта в Минске.

Несмотря на две мировые войны, искусство живописи в Беларуси в 20 9 г. еще развивалось0219-й -й век, и появилось много художников мирового уровня. Витольд Белыницкий-Бируля был высокоталантливым пейзажистом и лириком. В его творчестве преобладала так называемая чистая пейзажная живопись, предполагающая абстрактное изображение природы без каких-либо живых существ.

В послереволюционный период 1917 года город Витебск стал важнейшим центром искусств. В 1918 году здесь была открыта школа народного творчества, основанная всемирно известным художником Марком Шагалом, одним из основоположников авангарда и изобразительного искусства. На живопись Шагала повлиял его учитель Иегуда Пен, видный сторонник еврейского возрождения.

Другими известными художниками, которые учились в Витебской школе народного творчества, были Лазарь Лисицкий, Вера Емолаева, Заир Азгур и, наконец, Казимир Малевич. Последний развил новое течение в живописи: супрематизм. Художник и скульптор Заир Азгур стал известен благодаря своим многочисленным скульптурам, украшающим сегодня Минск и другие города Беларуси.

Живопись в Беларуси получила дальнейшее развитие во второй половине 20  века и создавалась такими художниками, как Николай Ищук, Михаил Савицкий, Владимир Товстик, Феликс Янушкевич и Валерий Шкарубо.

Один из самых значимых современных художников — Михаил Савицкий. В своих картинах он фокусируется в первую очередь на исторических сюжетах. Его самая известная серия картин называется «Ziffern am Herzen» («Числа, укоренившиеся в вашем сердце»), в которой исследуются зверства в концентрационных лагерях.

Цирк в Минске | Фото: Анна Ковалёва

В настоящее время самыми известными и успешными архитекторами Беларуси являются Виктор Крамаренко и Михаил Виноградов. Они отвечают за проекты Белорусской национальной библиотеки и Минского главного вокзала. Эти архитекторы строят свои здания в основном из стекла в сочетании с изобретательными металлическими конструкциями.

История и память в белорусском искусстве — полное кровотечение

 

Алексей Толстов


Перевод Джима Дингли

 

Борьба за общественную память активизировала белорусских художников в последние годы. В обществе, которым правит авторитарное правительство, стремящееся скрыть историческую правду, восстановление прошлого предоставлено независимым художникам, культурным активистам и интеллектуалам.

Чтобы оценить этот поворот в белорусском искусстве, нужно сначала понять нашу недавнюю историю. Александр Лукашенко пришел к власти в 1994 после распада Советского Союза. Во времена большой неопределенности и трудностей он пообещал вернуться к экономической стабильности советских времен и поначалу заручился поддержкой избирателей. После избрания президентом он тесно связал страну с Россией, а позже, в 2004 году, внес изменения в конституцию, чтобы позволить президенту баллотироваться на выборах неограниченное количество раз. Это, вместе с полным контролем президента над Избирательной комиссией, превратило выборы в нечто вроде ритуала, а не возможности для перемен.

Таким образом, Беларусь последние двадцать три года погрязла в прошлом, в стабильности империи, искусственно воссозданной для внутреннего пользования. Эта искусственность несет на себе все признаки фасада, за которым авторитарный лидер и его окружение ведут свою вполне естественную, современную жизнь. В отличие от других стран региона, где рыночные реформы 90-х годов привели к созданию олигархии, в Беларуси «приватизировано» само государство. Старый советский колониальный миф о Белорусской Советской Социалистической Республике был обновлен с учетом современности.

Оппозиционные партии остаются непопулярными, отчасти потому, что у них очень ограниченные средства для донесения своих идей до общественности. Также верно и то, что оппозиция ассоциируется с правым национализмом, выросшим из диссидентского национального возрождения 1980-х годов. Таким образом, оппозиция по-прежнему во многом определяется своими антиколониальными, националистическими страстями. Периодически сопротивление Лукашенко собирало демонстрации на улицах Минска и других городов, но эти проявления несогласия быстро подавлялись. Совсем недавно вспышка протестов весной 2017 года прекратилась после того, как силы безопасности жестоко арестовали и заключили в тюрьму многочисленных протестующих и лидеров оппозиции. В условиях неэффективности противостояния Лукашенко культурная ситуация в Беларуси во многом определяется советским консерватизмом власти и до сих пор нерешенным вопросом национальной идентичности.

С 2010 года современное искусство в Беларуси тонко пытается противостоять этому консерватизму, оживляя историческую память и возвращая утраченное время. В качестве примера можно привести выставку Максима Сарычева в феврале 2017 года « Blind Spot » в галерее ЦЭХ, образовательно-культурного центра в Минске. Комната погружается в полумрак. Различные уровни света освещают изображения и объекты на дисплее. Работы возникают из неопределенности тьмы; они не раскрываются во всей своей полноте. На заднем плане мы видим масштабную графику, взятую из медицинских учебников. Силуэты тел, рук и голов отмечены красными точками, указывающими места, где при попадании будет причиняться наибольшая боль. Рядом с ними находится огромное изображение мозга, помеченное таким же образом, чтобы показать, где пробуждается страх.

В другом месте мы встречаем фотографии. Один показывает нам анархистку с огромными синяками на плече. Кто или что вызвало синяки? Художник оставляет вопрос без ответа, но подразумевает, что ответственность за это несут правительственные силы безопасности. Рядом с этим изображением фотография Куропатского леса под Минском, места массовых расстрелов во время сталинских репрессий 1930-х годов. Сквозь сосновые ветки можно увидеть ряд красных крестов, установленных правыми националистическими активистами. Есть и постановочный кадр на эту же тему: человек стоит на коленях у только что вырытой могилы в лесу. На архивной черно-белой фотографии изображена группа антисоветских партизан в неформальных позах — снимок, очевидно, сделанный партизанами на память. Однако над каждым бойцом стоит номер, написанный следователем НКВД, что свидетельствует об (успешных) усилиях советского режима по подавлению послевоенного сопротивления. Помещая такие архивные изображения из советского прошлого рядом с изображениями современной политической борьбы, Сарычев проводит резкую параллель между советской историей и настоящим.

На другом уровне выставки представлены объекты, отобранные за их историческую и политическую значимость. Буханка черного хлеба, разделенная на шесть равных частей, относится к тюремной камере; порции ровно столько, сколько хлеба выделяют заключенным в белорусских тюрьмах. Кусок брусчатки говорит об уличных протестах, как и распиленная пополам солдатская дубинка. Опять же, сопоставление этих объектов заставляет зрителя связать подавление прошлого с подавлением настоящего. Комбинируя таким образом предметы и образы, Сарычев создает уникальную картину политического насилия и прав человека.

Такие художники, как Сарычев, стремятся показать политические условия такими, какие они есть на самом деле, в отличие от вымыслов, распространяемых официальными СМИ Беларуси. Такая критика балансирует на самом краю дозволенного. Власти не притесняют этих независимых художников только потому, что их выставки привлекают сравнительно небольшое количество людей. Тем не менее такие проекты, как Blind Spot , делают больше, чем предлагают альтернативное видение настоящего; они привлекают внимание к прошлому через исторические ссылки и, таким образом, предлагают альтернативное прочтение истории. Однако они не предлагают путей решения политических проблем. Такой подход к истории в художественном дискурсе предполагает, что людям еще предстоит смириться с травмой, нанесенной авторитарной советской системой. По всей видимости, такой расчет будет невозможен, пока господствует идеологическая модель, отрицающая эту травму.

Еще одна выставка в Минске в прошлом году отважилась на память. Выставка художника Антона Сорокина, прошедшая прошлым летом в галерее Ў под метким названием « Прошлое еще не закончилось, будущее еще не наступило, », на основе видео- и аудиозаписей, сделанных после обретения независимости, создала ностальгические монтажи. Произведение формирует разного рода воспоминания, в том числе и те, которые не поддерживаются господствующей идеологией и постепенно поглощаются медиашумом. В видео инсталляции Вероятно Отсутствующий Пользователь , на мониторах компьютеров отображаются заставки со сценами выдающихся исторических событий последних лет, таких как повторное зажигание Вечного огня на площади Победы (после того, как он был потушен из-за непогоды). Точно так же Sirens , произведение, основанное на MIDI-контроллере, содержит звуки, записанные во время уличных протестов. Посетители галереи могли создавать собственные звуковые паттерны из банка из шестидесяти четырех аудиосэмплов. Такое взаимодействие создает музыкальный трек, который больше всего служит своего рода флешбэком, приветствием из недавнего прошлого.

В других работах Сорокина упоминаются катастрофа на станции метро «Немига» в 1999 году, когда в давке погибли 53 человека, бурные уличные протесты после фальсификации результатов президентских выборов в декабре 2010 года, взрыв на Октябрьской площади станции метро в апреле 2011 года и суд над двумя обвиняемыми, приговоренными к смертной казни.

Именно такие события никогда не будут упомянуты государством; это та часть истории страны, которую можно сохранить только усилиями всего общества. Сорокин делает видимыми вещи, которые многие уже забыли или которые просто неизвестны другим в силу их молодости. В своих заметках о выставке кураторы Инга Линдаренко и Мария Ященко используют термин «хонтология», введенный Жаком Деррида для обозначения одновременно существующего и несуществующего статуса призраков. Это подходящий термин для описания изображений, представленных на выставке.

Целью официальной политики Беларуси сегодня является сохранение легитимности существующих властных структур, а также унаследованных от советского прошлого социальных порядков. Для достижения этих целей режим работает над отрицанием истории и искажением общественной памяти. В ответ независимое культурное сообщество Беларуси взяло на себя прямо противоположную официальной линии задачу: борьбу не просто за власть, а за возможность достижения гармонии с современным миром, за открытый доступ к новой информации. , и против консерватизма, тесно связанного с перформативной риторикой советской традиции.

Ложный политический ритуал был распространенным явлением в Советском Союзе. Можно было согласиться и заявить о поддержке позиций, мало связанных с реальностью. Точно так же и сегодня в Беларуси вполне можно согласиться с тем, что говорит президент о политическом давлении со стороны Запада, и совершить походы по магазинам в Литву и Польшу. Можно вступить в провластный Белорусский республиканский союз молодежи, подумывая об иммиграции в Западную Европу. Конечно, наибольшее проявление перформативности приходится на выборы. Хотя всем известно, что выборы на всех уровнях фальсифицируются, многие считают физический акт голосования обязанностью. Во время местных выборов многие избиратели ничего не знают о кандидатах до прихода на избирательный участок. Однако власти используют все возможные средства для привлечения людей на избирательные участки, стремясь создать атмосферу народного праздника, предлагая развлечения и дешевый алкоголь на избирательных участках.

Такая перформативность давно интересовала художницу Олю Сосновскую. Ее сложная работа исследует множество тем
, в том числе ритуальный характер советских и постсоветских праздников. Одна из ее недавних работ — хореографический спектакль « Пока еще нет, еще нет, снова и снова » — посвящена нескольким темам, включая условия труда, общественные протесты, исторические нарративы и коллективную память. В июне 2017 года она и коллеги-исполнители представили двухчасовое произведение в заброшенном Дворце культуры имени Ильича в украинском городе Днепр.

Это полуразрушенное здание, построенное в стиле конструктивизма 1930-х годов, когда-то служило культурным центром для рабочих крупнейшего завода города. Дворец был важным элементом этой конкретной работы. Артисты двигались по обширной площади перед дворцом, сидя и лежа на парадных лестницах, проходя под арками. Импровизационная хореография отражала архитектуру, но также соотносилась с личными воспоминаниями о дворце и опытом исполнителей уличных протестов. Чтения касались рабочих протестов, которые имели место в городе до Октябрьской революции, и гораздо более поздних протестов, таких как «Захвати Уолл-стрит», «Женский марш» и Майдан в Киеве в 2014 году. Таким образом, перформанс стремился объединить рабочие восстания начала ХХ века с советской историей строения и современным протестным опытом. Таким образом, Сосновская заставила свою аудиторию рассмотреть отношения между трудом, протестом и телом как политической единицей на протяжении всей истории.

Расположение в Украине является ключом к оценке потенциала комплекса. Сегодня прозападное украинское правительство настойчиво стремится стереть следы советского прошлого страны из городов и поселков, снося памятники и запрещая использование коммунистической символики. Ставя свой спектакль на этой заброшенной советской реликвии, Сосновская косвенно сопротивляется попыткам стереть эту часть истории из поля зрения публики. Исполнителям было предложено поделиться своим личным опытом работы со структурой; один человек вспомнил музыкальные занятия во дворце, когда он еще функционировал; другой сообщил, что его отец работал на линии метро поблизости. Таким образом, спектакль увековечил личное измерение советской и постсоветской эпох, как они были прожиты.

Творчество Сосновской противостоит украинской правой националистической риторике, поддерживающей курс правительства на декоммунизацию. Такое радикальное, некритическое отрицание истории преувеличивает статус жертвы. С одной стороны, советский опыт для многих оказался травматичным; с другой стороны, отрицание этой истории в такой агрессивной, активной манере тоже не кажется естественным. К сожалению, белорусские правые полностью поддерживают подход украинского правительства.

Конечно, современное искусство в Беларуси не ограничивается темой исторической памяти, но не зря эта тема стала заметной. Тема проявляется как форма политического противостояния, динамика, характерная для других стран региона.

В эпоху цифровых технологий, когда многие из нас обращаются за информацией к социальным сетям, стремление оживить коллективную память имеет огромное значение. В эту эпоху постправды память более тесно связана с информационными технологиями и уязвима для влияния СМИ, чем когда-либо прежде. Процесс хранения воспоминаний уступил место алгоритмам социальных сетей, которые вряд ли предназначены для взращивания знаний и понимания. Скорее, они поощряют некритическое отношение к новой информации и одновременно открывают путь к более легкому восприятию пропаганды.

Эта ситуация ни в коем случае не специфична для региона; однако понятно, что столкновение исторических нарративов и различных подходов к истории Восточной Европы во многом определяет политическую повестку дня. Культурная модель, основанная на одном конкретном прочтении истории, по существу становится оружием в политической борьбе. Таким образом, память и история становятся своеобразным полем битвы, на котором действуют эти художники.

К сожалению, проявления этой темы можно рассматривать как провинциальные. Без проведения параллелей с европейским или глобальным контекстом такие художественные практики могут привести к самоизоляции. Иногда трудно поделиться таким искусством с аудиторией, не знакомой с местными проблемами. Каждая выставка, каждое художественное высказывание отнимает энергию и время художников. Вместо того, чтобы представлять себя и белорусское искусство на международном уровне, наши художники часто концентрировали свои усилия на местной борьбе.

Эта концентрация на истории также отвлекает внимание от других насущных проблем дня, с которыми приходится иметь дело политически мотивированному искусству, — экологии, искусственного интеллекта и миграции, и это лишь некоторые из них. Однако можно понять, почему художники, часто работающие с местными материалами, не могут не коснуться истории и памяти. Пока мы не сможем преодолеть опыт советского и ближайшего постсоветского прошлого, пока не стабилизируется геополитическая ситуация в регионе, история и память будут оставаться актуальными темами для художников и кураторов.

Алексей Толстов — художник, куратор и писатель из Минска, Беларусь, активно работает на сцене белорусского современного искусства с 2009 года. Автор персональных выставок и участник различных групповых выставок, куратор и со-куратор нескольких выставок в Беларусь и Россия, такие как Границы другого (галерея ЦЭЧ, Минск, 2016), Говоря о политике (ДКДС, Москва, 2016) и Крепость Европа. Восточный бастион (галерея КХ, Брест, 2016). Толстов работает с темами политики и активизма в искусстве и культуре, а также с вопросами миграции, ксенофобии и толерантности. Бывший художественный руководитель культурно-просветительского центра CECH в Минске.

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *