Понятие реинтеграция: Значение слова РЕИНТЕГРАЦИЯ. Что такое РЕИНТЕГРАЦИЯ? – «Что означает термин «интеграция»?» – Яндекс.Кью

Международная интеграция

Понятие международной интеграции

Под международной экономической интеграцией понимается высокая степень интернационализации производства на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, ведущая к постепенному сращиванию воспроизводственных структур.

МЭИ — высшая ступень международного разделения труда, возникшая в результате углубления международной специализации и объединения национальных хозяйств ряда стран.

Процесс интеграции обычно начинается с либерализации взаимной торговли, устранения ограничений в движении товаров, затем услуг, капиталов и постепенно при соответствующих условиях и заинтересованности стран-партнёров ведёт к единому экономическому, правовому, информационному пространству в рамках региона. Формируется новое качество международных экономических отношений.

На микроуровне этот процесс идёт через взаимодействие капиталов отдельных хозяйственных субъектов (предприятий, фирм) близлежащих стран путём формирования системы экономических соглашений между ними, создания филиалов за границей.

На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик.

Замечание 1

Бурное развитие межфирменных связей вызывает необходимость межгосударственного (а в ряде случаев надгосударственного) регулирования, направленного на обеспечение свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы между странами в рамках данного региона, на согласование и проведение совместной экономической, научно-технической, финансовой и валютной, социальной, внешней и оборонной политики. В результате происходит создание целостных региональных хозяйственных комплексов с единой валютой, инфраструктурой, общими экономическими пропорциями, финансовыми фондами, общими межгосударственными или наднациональными органами управления.

Формы

Формы (стадии) экономической интеграции

:

  1. Преференциальная зона – объединяет все страны, во взаимной торговле которых снижены или отменены таможенные пошлины на ввозимые товары.
  2. Зона свободной торговли – означает отмену торговых ограничений между странами-участницами (таможенных тарифов и количественных ограничений).
  3. Таможенный союз – межгосударственное формирование, в рамках которого действует соглашение об установлении общего внешнего тарифа, отмене ограничений на торговлю для членов союза и проведении единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран. Завершено формирование таможенного союза ЕврАзЭс (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан). В данном союзе предусмотрено формирование единого органа управления и единого бюджета (за счет отчислений от таможенных пошлин).
  4. Общий рынок – к 3-й форме добавляется свободное перемещение капитала и труда, а также согласование между странами-участницами общей экономической политики.
  5. Экономический союз – межгосударственное соглашение между странами, разрешающее свободное обращение капитала, рабочей силы, товаров и услуг, а также предполагающее гармонизацию и унификацию социальной, фискальной и монетарной политики. К 4-й форме добавляется единая экономическая и валютно-финансовая политика (например, ЕС).
  6. Полная интеграция – форма МЭИ, которая возможна, если к экономическим мерам добавляются меры политические (создание надгосударственных органов управления, ликвидация государственных границ и др.).

Основные формы экономической интеграции

Рисунок 1. Основные формы экономической интеграции

Экономическая интеграция обеспечивает ряд благоприятных условий для взаимодействующих сторон.

Интеграционное сотрудничество даёт хозяйствующим субъектам (товаропроизводителям) более широкий доступ к ресурсам – финансовым, материальным, трудовым; к новейшим технологиям в масштабах всего региона; позволяет производить продукцию в расчёте на ёмкий рынок всей интеграционной группировки.

Экономическое сближение стран в региональных рамках создаёт привилегированные условия для фирм стран-участниц экономической интеграции, защищая их в определённой степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран.

Интеграционное взаимодействие позволяет его участникам совместно решать наиболее острые социальные проблемы, такие, как выравнивание условий развития отдельных, наиболее отсталых, районов, смягчение положения на рынке труда, предоставление социальных гарантий малообеспеченным слоям населения, дальнейшее развитие системы здравоохранения, охраны труда и социального обеспечения.

Вместе с тем нельзя не упомянуть и о проблемах, которые могут возникнуть в процессе интеграционного взаимодействия.

Зона свободной торговли создаёт неудобство, которое заключается в риске отклонения торговых потоков: производители третьих стран могут ввозить свои товары в зону через страны-участницы с самыми низкими таможенными пошлинами, что искажает движение торговых потоков, а также уменьшает таможенные сборы государств-членов сообщества.

Создание зоны свободной торговли или таможенного союза может, как повысить, так и понизить благосостояние.

Факторы

Факторы, определяющие интеграционные процессы:

  1. Возросшая интернационализация хозяйственной жизни.
  2. Углубление международного разделения труда.
  3. Общемировая по своему характеру научно-техническая революция.
  4. Повышение степени открытости национальных экономик.

Все эти факторы взаимообусловлены.

Интернационализация представляет собой процесс развития устойчивых экономических взаимосвязей стран (прежде всего на основе международного разделения труда) и выхода воспроизводственного процесса за рамки национального хозяйства. Росту интернационализации особенно активно способствуют транснациональные корпорации (ТНК).

Другим фактором развития интеграционных процессов являются глубокие сдвиги в структуре международного разделения труда, происходящие прежде всего под влиянием НТР. Сам термин «международное разделение труда», с одной стороны, традиционно выражает процесс стихийного распределения производственных обязанностей между нациями, специализацию отдельных стран на определённых видах продукции. С другой стороны, производственные обязанности планомерно распределяются внутри фирм и между ними. Получает широкое распространение внутриотраслевая специализация.

Современный этап НТР выводит интернационализацию, как рынка, так и производства на качественно новый уровень, несмотря на неравномерность распространения НТР в различных странах. Научно-техническая революция выступает самостоятельным фактором, обуславливающим возрастание роли внешнеэкономических связей в современном общественном воспроизводстве. Трудно представить успешное развитие науки и техники в той или иной стране вне связи с другими государствами.

Интенсивное развитие в последние годы кооперирования между фирмами разных стран привело к появлению крупных международных производственно-инвестиционных комплексов, инициаторами создания которых чаще всего являются ТНК. Для них внутрифирменное разделение труда вышло за национальные рамки и по существу превратилось в международное. На этой основе повышается степень открытости национальных экономик. Открытая экономика формируется на основе более полного включения страны в мирохозяйственные связи.

Замечание 2

Значительную роль в формировании открытой экономики в развитых странах играет внешнеэкономическая стратегия государств по стимулированию экспортных производств, содействию кооперации с зарубежными фирмами и созданию правовой основы, способствующей притоку из-за рубежа капиталов, технологий, квалифицированных кадров.

Интегрированное обучение — Википедия

Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Этот процесс может проходить как в рамках уже сложившейся системы, так в рамках новой системы. Сущность процесса интеграции — качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему.

Проблемы интеграции в педагогике рассматриваются в разных аспектах в трудах многих исследователей. В работах В. В. Краевского, А. В. Петровского, Н. Ф. Талызиной рассматриваются вопросы интеграции педагогики с другими науками. Г. Д. Глейзер и В. С. Леднёв раскрывают пути интеграции в содержании образования. В работах Л. И. Новиковой и В. А. Караковского раскрыты проблемы интеграции воспитательных воздействий на ребёнка. Интеграция в организации обучения рассматривается в трудах С. М. Гапеенкова и Г. Ф. Федорец. Названными и другими учёными определены методологические основы интеграции в педагогике: философская концепция о ведущей роли деятельности в развитии ребёнка; положение о системном и целостном подходе к педагогическим явлениям; психологические теории о взаимосвязи процессов образования и развития.

[1] Опираясь на выделенные методологические положения, учёные выделяют ряд понятий: процесс интеграции, принцип интеграции, интегративные процессы, интегративный подход.

Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами. Он является ведущим при разработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и методов.

Интегративный подход означает реализацию принципа интеграции в любом компоненте педагогического процесса, обеспечивает целостность и системность педагогического процесса.

Интегративные процессы являются процессами качественного преобразования отдельных элементов системы или всей системы. Многие исследования в отечественной дидактике и в теории воспитания опираются на выше перечисленные положения при разработке конкретных путей совершенствования образовательного процесса.

В специальной (коррекционной) педагогике подход к интеграции глубоко своеобразен. В работе Н. М. Назаровой это понятие определяется следующим образом: «В самом общем виде применительно к специальной педагогике термин „интеграция“ означает процесс, результат и состояние, при которых инвалиды и иные члены общества, имеющие ограниченные возможности здоровья, интеллекта, сенсорной сферы и другое, не являются социально обособленными или изолированными, участвуя во всех видах и формах социальной жизни вместе и наравне с остальными. В системе образования, на всех её ступенях интеграция означает реальную, а не декларируемую возможность минимально ограничивающей альтернативы для детей, подростков, молодёжи с проблемами в развитии — обучение или в специальном образовательном учреждении, или, с равными возможностями, в образовательном учреждении общего вида, например, в учреждениях общего среднего образования» . Схожее определение даётся и в работе М. И. Никитиной: «Под процессом интеграции лиц с особенностями развития в коррекционной педагогике понимается процесс включения этих лиц во все сферы жизни общества как равноправных его членов, освоение ими достижений науки, культуры, экономики, образования» . В работах Н. Н. Малофеева и Н. Д. Шматко процесс интеграции рассматривается следующим образом: интеграция детей с особыми образовательными потребностями в обычные образовательные учреждения. Сегодня это уже мировой процесс, в который вовлечены все высоко развитые страны. Такой подход, как отмечают исследователи, к образованию детей с особыми нуждами вызван к жизни множеством причин различного характера. Совокупность их можно обозначить как социальный заказ общества и государства, достигших определённого уровня экономического, культурного и правового развития. Интеграция определяется как закономерный этап развития системы специального образования, связанный в любой стране мира, в том числе и в России, с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование. В работах об интеграции детей с отклонениями в развитии вводится такое понятие, как социально-культурная интеграция. Содержание этого понятия разработано в исследованиях Д. Л. Шамсутдиновой. «Социально-культурную интеграцию можно представить как систему взаимосвязанных мероприятий и акций, нацеленных на минимизацию или разрешение проблем, вызванных определёнными издержками в сфере реабилитации, социализации, инкультурации и т. д.» Н. М. Назарова отмечает, что термин интеграция имеет многозначные и вариативные трактовки . Составной частью интеграции детей с отклонениями в развитии в общество является их интеграция в общеобразовательные учреждения, где они получают возможность совместного обучения с нормально развивающимися сверстниками. В отечественной специальной педагогике используется целый ряд терминов, определяющих процессы совместного обучения детей с отклонениями в развитии и нормально развивающихся. Наиболее часто употребляемый термин — интегрированное обучение. М. И. Никитина, анализируя интегрированное обучение, даёт его определение, ссылаясь на проект закона РФ «О специальном образовании»: «Под интегрированным обучением понимается «совместное обучении лиц, имеющих физические и (или) психические недостатки, и лиц, не имеющих таких недостатков, с использованием специальных средств, методов и при участии педагогов-специалистов» . Схожее определение интегрированного обучения даётся С. С. Степановым: «Интегрированное обучение аномальных детей — обучение и воспитание детей с различными дефектами психофизического развития в учреждениях общей системы образования вместе с нормально развивающимися детьми» . Термин интегрированное обучение используется в работах ведущих учёных в области специального образования: Л. С. Волковой, Н. Н. Малофеева, Н. М. Назаровой, М. И. Никитиной, Л. П. Уфимцева, Н. Д. Шматко и др. Наряду с этим термином используется термин интегрированное обучение и воспитание, интегрированное образование. Однако в их содержание авторы вкладывают схожий смысл. Помимо работ, анализирующих подходы к интеграции и интегрированному обучению, написанных в рамках специального образования, имеются монографические исследования, посвящённые данному вопросу, написанные в рамках общей педагогики и социологии образования . Д. В. Шамсутдинова использует понятие социально- культурная интеграция, содержание которого перекликается с содержанием понятия интеграция, используемым в специальной педагогике.

  1. ↑ Пузанкова Е. Н., Бочкова Н. В. Современная педагогическая интеграция, её характеристики/// Образование и общество. — 2009. — N 1. — С. 9-13.
  • Краевский В. В. Методология педагогической науки.- М.,2000.
  • Петровский А. В. Основы педагогики и психологии высшей школы.- М.,1986.
  • Талызина Н. Ф. Педагогическая психология.- М.,2006.
  • Образование: Традиции и инновации в условиях современных перемен: сборник.- М.,1997.
  • Леднёв В. С. Содержание образования.-М.,1989.
  • Караковский В. А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. — М., 1992.
  • Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива. — М.: Педагогика, 1978.
  • Федорец Г. Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения.- Л.,1990.
  • Гапеенкова С. М. Развитие познавательных способностей младших школьников в процессе обучения.-Пенза,1997.
  • Назарова Н. М. Понятие интеграция в специальной педагогике//Понятийный аппарат педагогики и образования.- Екатеринбург, 1998.- Вып. 3.- С. 262.
  • Никитина М. И. Проблема интеграции детей с особенностями развития//Инновационные процессы в образовании. Интеграция российского и западноевропейского опыта: Сб. статей.- СПб., 1997.- Ч. 2.- С. 152.
  • Малофеев Н. Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России: Дис. в форме научного доклада … д.пед.н.- М.,1996.
  • Малофеев Н. Н., Шматко Н. Д. Отечественные модели интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии и опасность механического переноса западных моделей интеграции//Актуальные проблемы интегрированного обучения.- М., 2001.- С. 8 — 13.
  • Шамсутдинова Д. В. Социально-педагогические условия интеграции лиц с ограниченными возможностями.- Казань, 2002; Зайцев Д. В. Социальная интеграция детей инвалидов в современной России.- Саратов, 2003.- С. 99.
  • Дефектология: Словарь-справочник.- М., 1996.- С. 35.
  • Шамсутдинова Д. В. Социально-педагогические условия интеграции лиц с ограниченными возможностями.- Казань, 2002
  • Зайцев Д. В. Социальная интеграция детей инвалидов в современной России.- Саратов, 2003.

понятие, формы, факторы и процессы развития экономической интеграции

Выжить поодиночке тяжело в современном мире, это поняли все страны мира. Для устойчивого роста необходим доступ к большому общему рынку и участие в международном разделении труда. В то же время государства стремятся защитить свою экономику. Для соблюдения баланса между защитой своих рынков и получением доступа к чужим применяются различные формы региональной интеграции. Это объективные процессы, страны участвуют в различных интеграционных проектах, чтобы получить максимальные преимущества для своих экономических агентов.

Понятие

Региональная интеграция — это усиление взаимодействия группы стран в различных сферах — военной, экономической, политической, культурной. Страны создают режим наибольшего благоприятствования для членов объединения. Интеграция предполагает создание новой общности, которая пытается получить преимущества за счет большего размера, «эффекта масштаба». Объединенные ресурсы позволяют решать вопросы, которые не по силам странам по отдельности. В процесс интеграции экономики стран взаимодействуют, приспосабливаются к совместной работе, сращиваются.

Признаки

Склад контейнеров

Исходя из определения региональной интеграции, выделяют следующие основные признаки:

  • она выгодна всем странам, входящим в объединение, все получают преимущества, которые поодиночке невозможно было бы получить;
  • интеграция — дело добровольное, основано на партнерских отношениях, поэтому принудительное объединение в результате войн — это другой случай;
  • в результате интеграции происходит некоторое обособление группы стран от глобального мира, внутри союза создаются благоприятные условия для участников и ставятся барьеры для других государств;
  • страны проводят согласованную внутреннюю и внешнюю политику, пример самой глубокой интеграции — Европейский Союз, где имеется единое экономическое пространство и согласованная позиция по основным внешнеполитическая позициям;
  • имеются общая нормативная база и наднациональные органы, например Евразийский экономический союз имеет единый Таможенный кодекс и общий управленческий орган — Евразийскую комиссию, которая занимается вопросами функционирования объединения;
  • единое видение общего будущего и судьбы, часто основанное на общей истории.

Конечно, степень и глубина соответствия объединения зависит от вида, формы и того, на какой стадии развития находится процесс региональной интеграции.

Степень интеграции

Флаг Евросоюза

В зависимости от уровня объединения различают следующие формы региональной интеграции:

  • Зоны свободной торговли. Подразумевают снятие барьеров в торговле, обычно снимается большинство пошлин и квот. Могут создаваться как между странами, так и между интеграционными объединениями и странами, например между Евразийским экономическим союзом и Вьетнамом.
  • Таможенные союзы — следующая степень интеграции. Страны, кроме снятия барьеров в торговле между собой, принимают единые таможенные правила, тарифы и ведут общую торговую политику в отношении третьих стран: таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана.
  • Страны общего рынка. Подразумевается свободное движение капиталов, трудовых ресурсов, товаров и услуг, ведется общая налоговая и торговая политика. Пример — латиноамериканский МЕРКОСУР, в который входят Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай.
  • Экономические союзы. Самая продвинутая форма региональной экономической интеграции, подразумевает проведение общей торговой, налоговой, бюджетной политики, вводится общая валюта, часто согласуется политика в отношении третьих сторон.

Иногда вводится еще одна форма интеграции — политический союз, но уже на стадии экономического союза невозможна эффективная работа без политического объединения.

Задачи

Статуя возле парламента

Основные задачи, стоящие перед региональными союзами, это укрепление позиции на глобальном рынке, укрепление стабильности и мира в регионе и создание роста экономики. В ходе развития региональной экономической интеграции объединения стран начинают заниматься не только экономическими, но и политическими вопросами. Например, АСЕАН занимается не только торговлей между странами, но и экономическими взаимоотношениями с другими странами, вопросами мира и стабильности в регионе. Одна из целей организации — это создание безъядерной зоны в регионе.

Цели

Страны, создавая региональные объединения, стремятся обеспечить благоприятные условия для развития своих стран, надеясь на повышение эффективности работы национальной экономики за счет получения преференций от региональной экономической интеграции. Цели объединения включают в том числе получение выгоды от эффекта масштаба, снижение издержек внешней торговли, получение доступа к региональным рынкам, обеспечение политической стабильности и улучшение структуры экономики. Не всегда все цели достигаются, например Кыргызстан вступил в Евразийский экономический союз, чтобы получить стимулы к росту экономики и привлечению инвестиций. Однако пока эффект довольно слабый в связи с воздействием внешних факторов.

Факторы

Международная конференция

Причины, по которым страны объединяются, самые различные, процессы региональной интеграции не происходят стихийно. Это осознанный выбор стран, которые проходят длинный путь развития экономических и политических связей. Ключевые факторы, способствующие организации региональной интеграции:

  • увеличение международного разделения труда;
  • усиление глобализации мировой экономики;
  • повышение открытости национальных экономик;
  • повышение степени специализации стран.

В целом все факторы характеризуют усложнение экономической жизни. Отдельные страны уже не всегда успевают перестраивать производство в соответствии с темпами возникновения инноваций. Глобализация экономики вынуждает конкурировать с лучшими товарами.

Предпосылки

В большинстве случаев главным стимулом развития региональной интеграции является территориальное соседство. Во многих случаях это страны, имеющие общую историю, например Евразийский экономический союз возник как объединение стран постсоветского пространства. Важным значением для успешной региональной экономической интеграции является сходство уровней экономического развития. Многие интеграционные проекты в развивающихся странах работают неэффективно из-за слишком больших различий в уровне экономик. С другой стороны, Европейский союз начинался как проект самых развитых стран Европы. Союз угля и стали объединил страны, у которых были общие экономические и политические проблемы: увеличение торговли и исключение возможности войны между Германией и Францией. Успешные примеры международной региональной интеграции заставляют другие страны стремиться войти в такие союзы.

Принципы

Много рук

В мире работает около тридцати интеграционных объединений. Страны, участвующие в них, прошли разный путь. От Тихоокеанского партнерства, образованного в 2016 году и так и не начавшего работать, до Европейского союза, самого продвинутого интеграционного проекта. Поэтому, начиная проект международной экономической интеграции, региональные субъекты понимают, что сразу не смогут решить все свои проблемы. Постепенность — один из принципов процесса объединения. Второй принцип — это общность интересов, интеграция — это общий проект, в процессе которого необходимо выстроить систему сложных экономических связей. Возможно, в каких-то сферах и пойти на не совсем выгодные условия для страны, чтобы способствовать достижению общей цели. Для того чтобы было устойчивое региональное развитие, интеграции нужна адекватная модель принятия решения. Обычно все основные решения вырабатываются на основе консенсуса.

Эффект масштаба и повышение конкуренции

Деньги в руках

Страны, инициируя проект региональной интеграции, стремятся получить максимальный эффект от работы в общем экономическом пространстве. Более крупный рынок дает возможность увеличить объемы производства, усилить конкуренцию и стимулировать повышение эффективности производства, снизить влияние монополий. Компании, входящие в объединение, могут увеличить объемы производства и продаж, потому что получат доступ на рынки стран, входящих в интеграционный проект. Происходит экономия издержек за счет увеличения объемов производства и экономия в сфере торговли за счет снятия таможенных барьеров и пошлин. Кроме того, работа на общем свободном рынке позволяет снизить издержки за счет доступа к более дешевой рабочей силе, прогрессивным технологиям. Экономия на масштабе особенно важна для небольших стран, где крупные местные компании быстро монополизируют местный рынок. При открытии страны увеличивается интенсивность конкуренции. Предприятия, соревнуясь с большим количеством экономических субъектов, вынуждены снижать издержки и вести ценовую конкуренцию. Отрицательными последствиями может быть вымывание целых отраслей в малых странах, не выдерживающих конкуренции. Например, после вступления в Европейский союз прибалтийские страны остались без большинства отраслей промышленности.

Расширение и переориентация торговли

Снятие торговых ограничений и пошлин может способствовать изменению географической структуры торговли. Общий свободный рынок делает товары из стран объединения конкурентоспособными на местных рынках, в том числе за счет снижения тарифных барьеров. В результате происходит замещение местных и импортных товаров. Получив доступ на региональные рынки, производители сосредотачивают свои усилия на производстве и продаже товаров, в которых они имеют сравнительные преимущества, например за счет снятия пошлин и квот. Происходит расширение торговли. Более эффективные производители вытесняют продукцию из других стран, потому что могут использовать преимущества региональной интеграции.

Международная выставка

Страны получают свою специализацию внутри интеграционного объединения. Объединение рынков приводит к географической переориентации торговли. Получение преференций в торговле внутри объединения стимулирует увеличение внутренней торговли за счет сокращения товароборота с третьими странами. Особенно если снятие ограничений внутри интеграционного объединения сопровождается ужесточением условий торговли для других стран. Расширение и переориентация приводят к изменению страны, где размещается производственная деятельность. Притом часто это носит несбалансированный характер, одни страны получают преимущества, в других вымываются целые отрасли.

Крупнейшие проекты

Глобализация экономики вынуждает страны стремиться примыкать к тому или иному объединению.Во всех основных регионах мира есть свои экономические объединения. Самые успешные интеграционные союзы: Европейский союз, Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Общий рынок латиноамериканских стран (МЕРКОСУР). Самый большой и продвинутый интеграционный проект, ЕС объединяет 27 стран. Сравнимую экономическую мощь имеет НАФТА, включающий США, Канаду и Мексику, где доминирующую роль играет одна страна. Однако и слабейшая экономика в этом союзе получает выгоды.

Флаги стран

Например, в Мексике расположено значительное количество автомобильных предприятий, которые работают на рынок США. Крупнейший азиатский проект АСЕАН развивался как производственная база мировой экономики. Крупнейшее объединение на постсоветском пространстве ЕАЭС существует с 2014 года.

Европейский союз

История ЕС служит примером успешного развития интеграционного проекта, который прошел все стадии от зоны свободной торговли до полноценного экономического и политического союза. Объединенные общей историей и территорией, страны начали процесс интеграции для решения общих проблем послевоенной Европы. Существенное преимущество ЕС — то, что в интеграции участвовали сразу несколько развитых государств со схожей культурой и уровнем развития экономики. Страны союза делегировали значительную часть своего суверенитета общеевропейским органам.

понятие, виды. Особенности интеграционного международного процесса

«Интеграция» происходит от лат «integratio» — объединение. Применительно к сфере межгосуд. отношений оно означает добровольное и взаимовыгодное объединение отдельных частей (субъектов) в некую самостоят.  целостность (общность). При этом последняя представляет собой не просто арифметич. сумму составляющих ее частей. Интеграция позволяет получить такие материальные, интеллектуальные и иные средства, каких ни один из участников не имел бы, действуй он автономно.

Интеграция представляет собой реальную возможность обеспечить мирное сосуществование гос-в, что может быть достигнуто посредством таких мер, как расширение торговли, свободное перемещение людей, развитие культурного обмена, активное проведение полит.консультаций и т. п. 

Интеграция также определяется как «процесс, посредством которого отдельные государства передают часть своих суверенных прав в пользу создаваемой и единой для них всех институциональной структуры с тем, чтобы обеспечить учет и реализацию их общих интересов». Еще в античности возникла идея «космополиса» — глобального гос-ва для устранения разобщен-ти отдельных гос-в и войн. Либеральная концепция заключалась в создании м/н орг-ции (универсальной), придание ей наднационального статуса для преодоления межгос. разобщен-ти и анархии. После 1 МВ была создана Лига Наций, которая потерпела неудачу из-за грандиозности и неконкретности. Концепция функционализма (2 пол 20в), изложенная Митрани призывала не создавать наднациональных орг-ций, а устанавл-тьсотруднич-во гос-в в экон, соц, культ сферах — та практика подтолкнет гос-ва к формир-ю межгос-х органов и полит коопераций.

В современных м/н отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества гос-в и многосторонней дипломатии. Возникновение международных организаций в XIX веке явилось отражением и следствием объективной тенденции к интернационализации многих сторон жизни общества. Взаимные связи и сотрудничество между существующими в настоящее время международными организациями (их > 4 тыс) позволяют говорить о системе международных организаций, в центре которой находится ООН.

Интернационализация проходила в 3 этапа:

   рубеж 19-20 вв. интернац. заключалась в разделении труда.

процесс интеграции (интеграция вглубь)

глобализация (интеграция вширь)

Особенности современного этапа:

увеличение разрыва между самыми богатыми и самыми бедными странами; сокращение м/н помощи на нужды развития

экономизация МО

усиление влияния наднациональных механизмов на судьбы народов и гос-в

проблема культурногомгогообразия

регионализация (в ее рамках выделяют 2 процесса интерграции):

формальн. этап (устан. между странами постоянных отношений предполагает наличие различных барьеров)

реальный этап. Такая степень м/н обобществления производства, при которой страны объед. свои усилия в целях повышения эффективности производства всех участников процесса.

Предпосылки интеграции:

террит. близость или общие границы

примерно одиников. ур-нь развития

демонстрация эффективности существующих объединений

Экономическаяинтергр. проходит несколько этапов:

создание зоны свободной торговли

таможенный союз

общий рынок

экон. и валютный союз.

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *