Полуостров греции: Греческий полуостров Халкидики — Премьер Тур

Греческий полуостров Халкидики — Премьер Тур

Полуостров Халкидики расположен к югу от столицы Северной Греции — города Салоники. Халкидики похож на огромную руку, протянувшую в Эгейское море три своих пальца, три полуострова, которые называются Кассандра, Ситония и Афон.

Халкидики — красивейший полуостров, где извилистый ряд пурпурных горных вершин сменяется долинами. Среди деревьев растут удивительные дикие цветы, а спускающиеся со склонов и отражающиеся в спокойном море сосны придают природному ансамблю неповторимую красоту. Именно на полуострове Халкидики находятся лучшие пляжи Греции: голубые кристально чистые воды и бесконечные побережья с золотым песком, протянувшиеся на 500 км. Здесь находятся одни из самых крупных гостиничных комплексов восточного Средиземноморья, которые предлагают целый комплекс услуг: причалы, казино, гольф, серфинг, и увлекательнейшие ночные шоу и дискотеки. По вечерам вы сможете прогуляться по очаровательным деревушкам полуострова Халкидики, сохраняющим свой неповторимый колорит на протяжении многих лет.

Кассандра — просто рай на земле. Ее курорты сохранили экологическую чистоту и по праву считаются лучшим местом для отдыха в Греции.

Полуостров Ситония называют «парком» Халкидики. Это идеальное место для любителей уединенного отдыха и нетронутой природы. Здесь вас ждут песчаные пляжи в тихих маленьких бухтах и прохлада сосновых и лиственных лесов.

Афон (Святая Гора) — царство монахов, открывающее вашему взору десятки красивейших византийских монастырей, таящихся в зелени лесистых ущелий или словно висящих на склонах прибрежных скал.

Интересные моменты истории полуострова Халкидики

Согласно древней мифологии, в древние времена на этом полуострове обитали титаны — соперники богов. В битве с титанами бог моря Посейдон потерял свой трезубец — так возник полуостров Халкидики. Гора Афон (высшая точка полуострова, 2’033 м) получила имя одного из Гигантов, который хотел метнуть ее в богов.

Первый «палец» полуострова Халкидики назван в честь македонского царя Кассандра в IV в. до н.э. (древнее название Палини). Второй «палец» — Ситония, назван в честь гиганта Ситона. Третий «палец» — Афон, по имени гиганта Афона.

Погода на полуострове Халкидики

Климат на полуострове летом жаркий со средней температурой 28° С, зимой — умеренный со средней температурой 12° С.

Достопримечательности полуострова Халкидики

Гостей полуострова Халкидики встречают живописные деревни Афитос, Криопиги, Полихроно, Ханиоти, Певкохори, построенные в традиционном стиле, каждая со своим колоритом и своей историей. В них вас ждут уютные рестораны и таверны, бары и дискотеки, а также множество гостиниц. Поездку на Халкидики нельзя представить без посещения самого богатого в мире Византийского музея.

Местный пейзаж дополняют пещера Петралонов с удивительными по красоте и уникальными по форме сталактитами и сталагмитами, археологический заповедник Олинтос, маленький островок Амулиани, леса Холомонты и монастыри Святого Афона. Всего в 4 часах езды находится удивительный памятник — Метеора, которую часто называют восьмым чудом света.

Метеора — это комплекс из гигантских скал, которые с течением времени приобрели самые причудливые формы и стали приютом для монахов. Монастыри, построенные на вершинах этих скал, представляют собой прекрасные образцы византийского искусства.

В Ситонии вы сможете погулять по узким улочкам городка Неос Мармарас. Недалеко от Мармараса расположен большой гостиничный комплекс «Порто Каррас» с бухтой для яхт, казино, чудесными виноградниками и винным заводом. Здесь можно посетить винный завод и винные погреба, посмотреть технологию производства и выдержки лучших в Греции вин, продегустировать их, при желании купить подарочные наборы этих вин. Торони, Куфос, Каламитци, Сарти, Вурвуру очаровывают своей дикой красотой. Деревни расположены далеко друг от друга, а между ними — уединенные красивые пляжи. В ясную погоду вдали виднеются величественные контуры Святой горы Афон.

Святая гора Афон — одно из священных мест не только Греции, но и всего мира, живой памятник Византийской культуры. Это — уникальная монастырская республика, находящаяся на восточном «пальце» полуострова Халкидики, полуострова горы Афон. В монастырях собраны неисчислимые богатства, драгоценности, иконы и рукописи. Уже на протяжении почти тысячи лет действует закон, запрещающий женщинам ступать на святую землю Афона. В период расцвета на Афоне было построено 40 монастырей, жило около 40.000 монахов. Сейчас действующих монастырей 20, в которых проживает около 2.000 братьев. Мужчины, желающие посетить монастыри Святого Афона, допускаются туда только при наличии специального разрешения; остальные заканчивают свое путешествие в Уранополисе — священном городе.

Отдых на полуострове Халкидики

Отели Халкидики идеально подходят, как для семейного отдыха с детьми, так и для шумных компаний. Излюбленное место отдыха молодежи — Кассандра. Здесь есть все, чтобы развлечься и заняться активным отдыхом и спортом.

Средний полуостров — Ситония знаменит своими живописными бухтами и небольшими заливами. Побережье полуострова Халкидики усыпано приморскими поселками, комфортабельными гостиницами и причалами. Это место идеально для отдыха с детьми.

Особый интерес представляет третий полуостров — Святой Афон. Здесь расположена единственная Православная Монашеская Республика, отели находятся в непосредственной близости нее. Здесь лучшее место для тех, кто предпочитает тихий спокойный отдых.

Богата и разнообразна ночная жизнь. На полуострове Халкидики работает много музыкальных заведений, где можно услышать музыку и традиционные песни Греции. Всемирно известный греческий темперамент проявляется здесь во всем своем богатстве красок и завоевывает любого, кто с ним сталкивается. Современные быстрые ритмы наполняют все многочисленные клубы, дискотеки, где танцы и развлечения длятся до самого рассвета.

Древняя Греция

В использовании ордеров уже не придерживались канонических схем. Ордер сохраняет значение основной конструктивно-художественной системы, но приобретает более богатые декоративные формы. В сочетаниях ордеров по вертикали (в стаях) придерживаются принципа тектонической последовательности: монументальный дорический — внизу, легкий ионический—на втором ярусе. В объемно-планировочных решениях фасад украшается дорическим или ионическим ордером, в интерьер вводятся изящные коринфские колонны. Излюбленным становится ионический ордер .

Широкое распространение эллинистической культуры и включение в сферу ее влияния стран, где до этого развивались местные традиции, вызывает новью, смешанные явления в архитектуре, что приводит к обратному воздействию на сложившиеся формы греческой архитектуры объемно-планировочных принципов архитектуры Малой Азии и Египта.

Перистильный тип жилого дома окончательно утверждается в эллинистических областях. По-прежнему сохраняется изолированность жилища от внешней среды. Богатые дома имели бассейны, щедро украшенные росписью, мозаикой, скульптурой интерьеры. В озелененном дворе устраивались уютные места для отдыха, фонтаны.

Как в свое время классический период был связан с возвышением Афин, так период становления эллинизма связан был с возвышением Македонии.

В VI и V вв. до н. э. Македония была всего лишь окраиной греческого мира.

При македонском царе Филиппе II отдельные части Македонии объединились в единое государство (359 г. до н. э.). С этого времени начинается активная завоевательная политика Македонии. Захват фракийских, иллирийских и прибрежных греческих областей открыл доступ к морской торговле и способствовал дальнейшей македонской экспансии в материковую Грецию.

После смерти македонского царе Филиппа II в 336г. до н.э. власть наследовал его сын Александр(356-323гг. до н.э.). С именем Александра Македонского и его завоевательными походами на Восток обыкновенно связывают начало эпохи эллинизма, т. е. того периода, когда на почве слияния греческой культуры с местными традициями народов Востока родилось качественно новое искусство, проявившееся во всех областях человеческой деятельности, включая архитектуру и градостроительство.

В 334 г. до н. э. Александр начал поход против Персидской державы. В его распоряжении находилось крупное, хорошо обученное войско.

Целью походов Александра Македонского было желание расширить границы своего государства, колонизовать обширные пространства, превратив их в источники получения рабов, захватить богатства восточных городов, найти рынки для постоянной торговли и превратить завоеванные страны в колоссальную многоязыкую монархию.

В отличие от материковой Греции, оказывавшей сопротивление македонским завоевателям, города-государства, Малой Азии встретили их более дружелюбно, поскольку видели в них своих избавителей от персидского ига. Из греческих малоазийских городов оказали серьезное сопротивление лишь Милет и Галикарнас.

Все походы Александра Македонского сопровождались активной градостроительной деятельностью. Александр либо строил новые укрепленные поселения, либо давал средства на восстановление разрушенных городов, либо делал вклады в строительство местных святилищ. Само собой разумеется, что последние акции были всего лишь политическим жестом великого полководца и не имели подлинно созидательной цели. городов, который был выстроен почт единовременно в середине IV в. до н. и который вобрал в себя все лучшее, что было создано градостроителями предшествовавшего периода. В то же самое время в Приене можно наблюдать новые черты, присущие уже эллинистическому периоду.

Приена была расположена на южном склоне Микальских гор, террасообразно спускавшемся к долине извилистой реки Меандр.

Город был удобен для обитания в нем людей. Микальские горы защищали его от северных ветров. Чистые горные источники питали водой, которая распределялась по городу в керамических трубах. Благодаря крутому рельефу легко осуществлялся естественный сток ливневых вод. Близость моря создавала мягкий влажный микроклимат.

Приена была окружена крепостной стеной, которая охватывала территорию, предусматривавшую дальнейший гост города. Размеры общественного центра Приены и многочисленные зрелищные сооружения также были рассчитаны на город более крупных размеров. Несмотря на довольно крутой рельеф, план города был строго регулярным, главная улица имела западно-восточную ориентацию и называлась Улицей Западных ворот. Она была единствененой проезжей магистралью города, стальные улицы, параллельные ей, были пешеходными. Город был разделен на жилые кварталы, которые по своим пропорциям отличались от кварталов соседнего Милета. Они имели размер 120 х 160 футов (35,4 х 47,2 м), т.е. их стороны соотносились как 3 :4. Следует отметить, что в Приене во многих сооружениях и пространствах использованы пропорции «золотого сечения», примером чему может служить главная городская агора. Вообще в древнегреческом градостроительстве трудно найти другой такой город, где гармонизация городского пространства была бы проведена с такой последовательностью, как в Приене.

Каждый из жилых кварталов состоял из нескольких, чаще всего четырех домов. Жилые дома Приены были двух типов. Более скромные жилища состояли из небольшого мощенного дворика, окруженного жилыми и общественными помещениями, среди которых особенно выделялась своим портиком главная комната хозяина дома. Были также и более богатые дома с внутренними перистилями. В некоторых случаях за домом находился небольшой сад. На улицу выходили лишь стены домов и ограды с проемами входов.

Общественные здания Приены располагались на трех террасах. На нижнем уровне, находившемся на 30 м выше уровня р. Меандр, размещался большой гимнасий с квадратным в плане внутренним перистилем и примыкавшим к нему с востока стадионом. От гимнасия улица-лестница, преодолевая высоту в 43 м, вела вверх к следующей террасе, на которой располагался главный общественный и торговый центр. Этот центр состоял из агоры и прилегавшего к ней с запада рынка для продажи и покупки продуктов питания и с востока-святилища Зевса. Сама агора состояла из южной торговой части, окруженной колоннадой, за которой располагались лавки, и общественной части, обращенной к Священной стоа. Священная стоа, или стоа Ороферна, была галереей с двумя рядами колонн внешних и внутренних, поддерживавших кровлю. За галереей располагались городские учреждения, среди которых выделялись своими размерами экклезиастерий (зал для народных собраний) и пританей.

С агоры лестница в 72 ступени вела на следующую террасу, расположенную на уровне 90 м над поверхностью реки. На этой террасе располагалось главное святилище – храм Афины Полиады – покровительницы города. Этот храм был построен архитектором Пифеем на средства Александра Македонского. Ионический периптер был хорошо виден с агоры. Еще выше по рельефу находился Верхний гимнасий и театр, а на самой вершине гор располагался так называемый акрополь, который был просто дозорной площадкой без храмов.

Таким образом, Приена являлась уникальным образцом эллинистического градостроительства, соединившим в себе два направления в развитии градостроительного искусства Греции: усовершенствованную регулярную пространственную систему и умение создавать монументальные ансамбли, расположенные в разных уровнях.

Вернемся к походам Александра Македонского. После того как было сломлено сопротивление Милета и Галикарнаса, войско Александра двинулось дальше и, обогнув с севера Фригию, вновь вышло к Средиземному морю в районе города Исс. Здесь в 333 г. до н. э. произошло крупное сражение, победоносно окончившееся для греков. Перед Александром и его войском открылась Сирия и все восточное побережье Средиземного моря с такими крупными торговыми городами, как Дамаск, Тир и Газа. Наибольшее сопротивление Александру оказали жители финикийского города Тира. Однако в результате шестимесячной осады с суши и с моря Тир был взят в 332 г. до н. э., все население его было обращено в рабство, а богатства разграблены. В результате этой победы персидский флот оказался отрезанным от побережья, и корабли стали сдаваться македонянам в плен.

После взятия Тира и утверждения своих позиций на Средиземноморском побережье Александр двинулся в Египет, находившийся в это время под властью персов. Египетская знать, заинтересованная в освобождении от персидской зависимости, дружелюбно встретила Александра, Его провозгласили фараоном-сыном бога Амона — и передали ему казну и власть. Политика Александра в отношении Египта была такой же, какой она была по отношению ко всем странам, не оказывавшим сопротивления, он брал все, что возможно из материальных благ, пополнял войско за счет местного населения, но сохранял местные традиции и культы. Одновременно Александр строил города, которые заселялись выходцами из Македонии и других покоренных греческих городов. Обычно Александр называл эти города своим именем. Всего за время походов им было основано свыше 70 Александрии. Самым крупным и самым важным в стратегическом отношении был город Александрия Египетская, основанный Александром в 331 г. до н.э. ж Главная улица города проходила параллельно морю. Она имела протяженность в 40 стадий, т. е. свыше 7 км при ширине в 100 футов (около 30 м). Улица на всем своем протяжении имела колоннады. Высота застройки в Александрии, по свидетельству древних писателей, достигала 70 футов, т. е. 20 м. В городе имелись обширные парки. Особенно славились сад Мусейона, священная роща при здании судопроизводства Дикастерионе, расположенная также в центре города, и парк Пансион, в центре которого находился искусственный холм с храмом на самой вершине. Необходимо отметить, что план эллинистической Александрии изучен еще недостаточно, однако литературные источники повествуют о том, что этот город под конец эпохи эллинизма был одним из крупнейших торговых и культурных центров Средиземноморья и что его население к этому времени лишь немногим уступало Риму.

Следует сказать, что Александр умел выбирать места для размещения новых городов. Во всяком случае в отношении Александрии Египетской его прогнозы будущего экономического и культурного расцвета этого города вполне оправдались. Со стратегической точки зрения местоположение Александрии было чрезвычайно важно. Она располагалась почти на границе двух континентов Азии и Африки и держала под своим контролем все восточное Средиземноморье.

В то же самое время, находясь в устье, Нила, Александрия служила главным портовым городом по вывозу хлеба из Египта. Более того, постепенно Александрия стала главным торговым центром, в котором осуществлялся обмен между Востоком и Западом. Именно поэтому Александр придавал большое значение выбору местоположения этого города.

Город был основан на территории, находившейся между морским побережьем и озером в дельте Нила. История сохранила описания гигантских маяков на о. Родос и на о. Фарос в Александрии.

Родосский маяк представлял собой огромную статую из меди, изображавшую Гелиоса — бога Солнца и покровителя острова — с зажженным факелом, указывающего вход в гавань, считавшийся в Древнем мире одним из семи чудес света. Статуя была сооружена родосцами ок. 235 г. до н. э. в честь своих военных побед. От нее не сохранилось ничего; неизвестно даже, какой она была высоты. Греческий историк Филон называет цифру «семьдесят локтей», т. е. около 40 м.

На северной оконечности о. Фарос, образующего защищенную гавань перед городом, в конце III в. до н.э. был сооружен маяк в виде высокой многоярусной башни с павильоном, где постоянно поддерживался яркий огонь. По сведениям историков, его высота равнялась 150—180 м .

От мыса Лохий в восточный части города в сторону фароса была построена дамба. В середине ее был оставлен проход для судов, направлявшихся в гавань. Помимо этого был прорыт канал из Нила-Канопус. Город был ориентирован почти точно по странам света. Архитектор Дейнократ, которому была поручена планировка города, создал регулярный план с ясно выраженным перекрестком главных улиц, около которого ближе к морю располагался центр города: форум, театр, дворец, а позднее Мусейон своеобразный центр наук и искусств с крупнейшей и лучшей в Древнем мире библиотекой. Здесь в свое время трудились Эвклид, Плотин, Архимед и многие другие ученые и философы.

Главная улица города проходила параллельно морю. Она имела протяженность в 40 стадий, т. е. свыше 7 км при ширине в 100 футов (около 30 м). Улица на всем своем протяжении имела колоннады. Высота застройки в Александрии, по свидетельству древних писателей, достигала 70 футов, т. е. 20 м. В городе имелись обширные парки. Особенно славились сад Мусейона, священная роща при здании судопроизводства Дикастерионе, расположенная также в центре города, и парк Пансион, в центре которого находился искусственный холм е храмом на самой вершине. Необходимо отметить, что план эллинистической Александрии изучен еще недостаточно, однако литературные источники повествуют о том, что этот город под конец эпохи эллинизма был одним из крупнейших торговых и культурных центров Средиземноморья и что его население к этому времени лишь немногим уступало Риму. Закрепив свои победы в Северной Африке, Александр Македонский двинулся дальше в сторону Двуречья. Летом 331 г. до н. э. его войска перешли через Евфрат, и эта позиция была укреплена им путем строительства города Никефориона. Далее был форсирован Тигр и здесь на равнине, неподалеку от поселения Гавгамелы, осенью этого же года произошло решающее сражению между войском Александра и войском персидского царя Дария, в результате которого военное сопротивление персов было окончательно сломлено. Так же как и Египет, Вавилонское царство встретило Александра с почетом. Ему был присвоен титул царя Вавилонии. Находясь в Вавилоне, Александр уделил большое внимание руинам этого прославленного древнего города. По его указанию солдаты разбирали обломки возле зиккурата, а храм Мардука, разрушенный персами, он приказал восстановить.

Дальнейшее движение македонских войск проходило по территории Персии (в результате чего был взят и частично сожжен Персеполь) через Мидию в Среднюю Азию. По мере продвижения на восток Александр строил укрепленные города, в которых он оставлял свои гарнизоны. На территории Средней Азии войска Александра встретили сильное сопротивление со стороны местных государств Бактрии и Согдианы, однако и здесь Александр одержал победу и завоевал столицы обоих государств Бактрию и Мараканду (будущий Самарканд). Постоянные восстания местного населения заставили Александра усилить свою градостроительную деятельность и построить еще несколько укрепленных Александрии.

В результате более чем трехлетнего периода завоевания Средней Азии войска Александра сильно поредели. Сказывалась усталость солдат от тяжелых походов. К этому следует добавить недовольство приближенных македонского царя, которые не видели смысла в дальнейшем продвижении на Восток. И все-таки Александр предпринял последнюю завоевательную акцию и двинулся в Индию. В 327 г. до н. э. македонская армия переправилась через Инд и с помощью местного царя Таксилы перешла через следующий крупный приток Инда Гидасп, где Александр построил на обоих берегах два города: Никею как память о победе, и Букефалию — в память о своем любимом коне. Достигнув предела своих завоевательных возможностей, Александр и на обратном пути строил города- крепости.

Так возникла Александрия у слияния притоков Инда в общее русло, Александрия в дельте Инда, Александрия на берегу Индийского океана и т. д.

После смерти Александра Македонского, наступившей летом 323 г. до н. э. В Вавилоне, который он сделал своей столицей, огромная империя распалась на ряд отдельных эллинистических государств: царство Птолемеев, царство Сеидов, Греко-Бактрийское царство, Пергамское царство и собственно Македонию.

Последователи Александра продолжали его градостроительную политику в пределах своих царств основывали новые города в стратегических и торговых целях.

Среди эллинистических государств III в. до н.э. особо следует остановиться на Пергамском царстве (283-133 гг. до н. э.). Пергамское царство было расположено в северо-западной части Малой Азии. Природные богатства: мрамор, железо, свинец, ценная глина, пригодная как для строительства, так и для выделки посуды, лес, хорошие пастбища, плодородные земли — все это способствовало быстрому экономическому развитию государства. К этому следует добавить приморское местоположение и близость главного морского пути, соединявшего Эгейское море с Черным.

Святая гора Афон — монастыри и монахи Афона

В этом году Афон привлекает к себе особое внимание: Россия и Греция отмечают тысячелетие присутствия на Святой горе русских монахов. Считается, что первые русские иноки прибыли на Афон в конце X – начале XI века. Первое письменное упоминание о русском монашестве на Святой горе датируется 1016 годом.

Сегодня на Афоне расположено 20 монастырей, среди них 17 греческих, один русский – Свято-Пантелеимонов, а также сербский и болгарский. Древнейшая обитель – Великая лавра (лавра Святого Афанасия) – основана в 963 году.

Особый образ жизни афонских монахов лишь укрепляет их репутацию как нелюдимых и неразговорчивых, однако ТАСС удалось поговорить с одним из них.

Монах Ермолай родом из Грузии, вот уже 15 лет живет в русском монастыре на Афоне. В Москве он оказался всего на несколько дней по делам, связанным с подготовкой юбилейного издания 25-томной энциклопедии истории Афона и ее выдающихся жителей: согласно одному из своих послушаний, монах Ермолай заведует библиотекой и архивом Свято-Пантелеимонова монастыря.

Имея лишь один свободный день в этой поездке, он тем не менее любезно согласился рассказать историю своего поселения в древней обители и непростого выбора, который ему пришлось перед этим совершить, а также об афонских буднях.

Попасть на Святую гору можно только по морю

Святая гора Афон расположена на полуострове Халкидики на северо-востоке Греции. С трех сторон его омывают воды Эгейского моря. Высота горы – 2033 м. Полуостров покрыт густыми лесами и изрыт оврагами. Добираются сюда главным образом по морю или на вертолете. Попасть на Афон можно и по суше, но только пешком и в исключительных случаях, например, если произошла чрезвычайная ситуация, а на море сильный шторм. Дело в том, что, помимо труднопроходимой местности, Афон от остального мира отделяет строго охраняемая граница, обнесенная высоким забором.

Многие паломники и гости Афона поднимаются на вершину Святой горы, где находится храм Преображения Господня и установлен массивный металлический крест – одна из афонских святынь. Подъем осуществляется пешком со специальными палками или на мулах. Наверх ведут два основных пути: один – более крутой и короткий, другой – более пологий и длинный. Среднее время подъема составляет 6-8 часов. 

© AP Photo/Dimitri Messinis


Мир без женщин

Одним из самых известных обычаев монашеской горы является аватон (запрет появляться женщинам на острове). Это правило было закреплено при императоре Мануиле II Палеологе в начале XV века. Сохранение запрета было одним из условий вступления Греции в Евросоюз.

Запрещается для любого женского существа ступать на полуостров Афон

Статья 186-я Устава Святой горы, принятого в 1924 году

Сегодня за нарушение этого закона в Греции предусмотрена уголовная ответственность – до года лишения свободы.

Мужчины для посещения Святой горы должны получить диамонитирион – специальное письменное разрешение. Женщинам диамонитирион не выдается.

По преданию, в 48 году Богородица вместе с апостолом Иоанном Богословом отправилась на Кипр. По пути их корабль попал в бурю и был отнесен к берегу Афонской горы. Дева Мария, восхищенная красотой этого места, попросила у Бога Афон себе в удел. По завету Богородицы ни одна женщина, кроме Нее, не может ступить на землю Святой горы.

Несмотря на запрет, женщины бывали на Афоне. Во время военных действий монахи принимали на полуострове семьи беженцев. Однако после прекращения волнений все прибывшие покидали Святую гору. Инциденты с появлением женщин на Афоне происходили и в наше время. В 2008 году была задержана группа молдаван, среди которых было четыре женщины. Как выяснилось, они попали на полуостров при попытке незаконно пробраться в Грецию из Турции.

© AP Photo/Nikolas Giakoumidis


Монашеское государство

В административном устройстве Греции Афон выделен в особую единицу – Автономное монашеское государство Святой горы (Айон Орос) со столицей в Карее (Карье).

Управление осуществляется Священным Кинотом, который состоит из представителей 20 монастырей, избираемых на один год.

Исполнительную власть Афона представляет Священная Эпистасия. Все монастыри делятся на пять групп по четыре монастыря. Каждый год одна из групп и составляет Священную Эпистасию.

Афон находится в церковной юрисдикции Константинопольского патриарха.

За порядком на полуострове наблюдает греческая полиция. Государство Греция имеет на Святой горе своего губернатора. Его деятельность курирует Министерство иностранных дел.

Афонские монахи пользуются некоторыми таможенными и налоговыми льготами, что закреплено Уставом Святой горы. Например, налоги не взимаются с доходов от продажи товаров и продуктов, произведенных на Афоне. 

© AP Photo/Nikolas Giakoumidis

• Носить шорты на Святой горе категорически запрещается. На богослужение можно заходить только в рубашках с длинными рукавами.

За пределами монастырей допускается носить рубашку с короткими рукавами.

• Чтобы избежать трудных ситуаций, не путешествуйте по Афону в одиночку. Почти все монастыри закрывают ворота около 18:00. После этого вы рискуете остаться на улице.

• На Афоне водятся ядовитые змеи и скорпионы. Но монахи не благословляют убийство какой-либо живности на святой земле.

• В южной части Афона есть район, который местные называют Карули («цепи») – скалистое место, где селятся монахи-отшельники. Добраться сюда непросто и опасно: идти приходится вдоль отвесной скалы по узкой тропе, держась за прибитые к скале цепи, на высоте более 100 метров над уровнем моря. За безопасность путника здесь никто не несет ответственность, о чем предупреждают таблички в начале тропы.

• Проживание и питание в монастырях и скитах бесплатное. Пожертвования паломник совершает по желанию. Остальные услуги (транспорт и прочее) на Афоне оплачиваются в евро.

• С территории Святой горы запрещается вывозить старинные иконы и книги, а также любой антиквариат.

Вывозить можно лишь сувениры и предметы религиозного назначения, купленные в монастырских лавках.

• На Афоне запрещена видеосъемка. При посадке на паром камеру могут конфисковать. Фотографировать разрешено далеко не во всех монастырях. На киносъемку необходимо получить разрешение в ряде инстанций, в том числе требуется благословение Священного Кинота. Его могут дать, а могут и отказать. Обычно разрешение выдается на съемку в больших монастырях.

• На Афоне не благословляется купание в море.

Русские обители на Афоне

Древнейшим русским поселением на Афоне является обитель Росов, известная также как монастырь Ксилургу (от греческого «плотник», «древодел»). Основным занятием местных монахов было плотничество, отсюда и появилось название обители.

В 1169 году Священный Кинот передал русской братии монастырь Фессалоникийца во имя святого великомученика Пантелеимона (ныне известен как Старый, или Нагорный, Русcик).

Во второй половине XVIII века монастырь имени святого великомученика Пантелеимона был перенесен в более удобную местность на берегу моря и получил неофициальное название «Прибрежный Русcик». Там сейчас и находится Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь (также Россикон).

Две другие обители – Ксилургу и Старый Руссик – сейчас являются скитами.

{{$index + 1}}/{{countSlides}}

{{currentSlide + 1}}/{{countSlides}}

Византийское время и распорядок дня

«На Афоне действует византийское время. Объяснить его очень трудно, – начинает свой рассказ монах Ермолай. – Когда заходит солнце, стрелки часов ставятся на полночь, но это дает разницу с московским временем летом 7 часов, а зимой – 3 часа. Поэтому трудно сказать, например: «Мы встаем в 3 часа». В какие 3 часа? Все путаются». Видимо, заметив непонимание, монах с улыбкой просит ручку и листок. В блокноте появляется солнце – главное и единственное мерило византийского времени.

Монах Ермолай рассказывает, что с заходом солнца все монахи полуострова собираются в своих храмах на часовую службу, после которой расходятся по кельям и спят ровно пять с половиной часов. С 6:30 утра по византийскому времени начинается так называемый келейный канон, определенный индивидуально каждому духовником монастыря, который длится в течение полутора часов. Такой духовный труд не обходится без чтения молитв, поклонов.

«Потом в 8 часов утра по византийскому времени (не путайте, в это время в России час ночи – зимой, летом – 4 часа) начинается служба, которая заканчивается большой литургией, потом все причащаемся, и после этого начинается трапеза», – рассказывает монах. Трапеза на Афоне является продолжением богослужения. Один из монахов не прерывает молитвы на это время. Длится трапеза всего 10-15 минут.

«Потом мы идем отдыхать где-то на час-полтора, после этого все выходим на послушание», – продолжает он. Исполнение послушаний занимает пять часов: с 14:00 до 19:00. После рабочего дня – два часа личного времени, когда монахи могут погулять, ответить на письма родных, почитать, внести записи в дневник или поспать.

С 21:00 в течение двух с половиной часов длится богослужение, которое также завершается трапезой. Затем монахи исповедуются и с заходом солнца вновь приступают к богослужению. Интересно, что на Подворье Свято-Пантелеимонова монастыря в Москве также молятся по византийскому времени. Так монахи готовятся к новому распорядку дня перед отъездом на Афон.

Афонское подворье в Москве © Борис Кавашкин/ТАСС


Меню монаха

В основном монахи питаются овощами, фруктами, орехами, оливками, медом – тем, что дарит природа в средиземноморском климате. Монастыри закупают муку для приготовления хлеба, молочную продукцию. Монахи не употребляют мяса и лишь изредка едят рыбу. Пять дней в неделю монахи трапезничают дважды в сутки, а по средам и пятницам – в постные дни – по одному разу.

«Никаких животных мы не разводим, кроме мулашек, которые помогают нам в работе и для перевоза разных грузов в повседневной жизни. Все леса на склонах, и трактор туда заехать не может», – рассказывает монах Ермолай. На осликах перевозят инструменты для обработки земли, урожай и древесину.

Послушания монахов

Когда монах попадает в монастырь, к нему присматриваются братия, духовник, настоятель. В зависимости от мирской профессии, навыков и способностей монаху даются послушания.

Все послушания раздаются исходя из нужд братии: монахи готовят пищу, выращивают овощи, собирают фрукты и орехи, заготавливают дрова на зиму, изготавливают деревянную мебель, посуду, кресты, четки, делают заготовки для икон, шьют церковное облачение. «Все необходимое для богослужений можно купить в наших лавках», – уверяет монах Ермолай.

По его словам, 100 лет назад русский монастырь на Афоне славился своей швейной мастерской, которая обшивала весь полуостров. Иметь сейчас облачение из той мастерской считается большой удачей. Его до сих пор носят и реставрируют в Свято-Пантелеимоновом монастыре.

Чем меньше монахов проживает в обители, тем больше послушаний каждому из них приходится выполнять. До Первой мировой войны в Свято-Пантелеимоновом монастыре проживало более 10 тыс. монахов, сейчас – всего 105. Поэтому каждый из монахов выполняет три и более послушания. 

{{$index + 1}}/{{countSlides}}

{{currentSlide + 1}}/{{countSlides}}


Доходы братии

Общения между монастырями практически нет – каждая обитель представляет собой полноценный город, где изготавливается все необходимое для жизни.

Еще примерно 100 лет назад афонские монахи ничего не покупали и не продавали, а заключали бартерные сделки, обменивая оливки и мед на муку и ткани.

Теперь же многое, что производится на Афоне, продается.

Доход монастыря формируется из выручки от продажи оливок, оливкового масла, меда, церковной утвари, изготовленной монахами, аренды 15 га виноградников, оплаты паломниками диамонитириона – разрешения на посещение святой горы Афон, обязательного для всех гостей.

2)}»> 

Основной доход – пожертвования паломников. Русские – самые щедрые

«Наш монастырь в 2014 году посетили 47 тыс. паломников, в прошлом году – чуть меньше, хотя до этого число всегда увеличивалось», – рассказывает монах Ермолай.

Он уверен, что празднование 1000-летия русского монашества на Афоне и стабилизация в мировой экономике привлекут новых паломников.

Нынешний экономический кризис, по словам монаха, на жизни монастыря пока не сказался. «Пока мы живем по инерции. Но если кризис затянется, скажется и на нас», – поясняет отец Ермолай.  

Расходы монастыря

Основные средства монахи тратят на покупку недостающих продуктов питания и техники.

«Приходится покупать что-то, муку например, но все компенсируется – у нас до пяти тонн оливкового масла в год производится, до полутора тонн меда. На еду мы мизерную часть доходов тратим», – рассказывает монах Ермолай.

Помимо этого, необходимо оплачивать телефон, а также услуги интернет-провайдера.

«Телефоном и интернетом пользуются те, для кого это необходимо для выполнения своего послушания. Например, в библиотеке у меня есть интернет, и я веду переписку с издателями, корректорами, а телефон мне понадобился для этой поездки», – объясняет монах Ермолай.

Связь с Большой землей

Раз в день на полуостров прибывает большой паром с паломниками и грузами, он же увозит завершивших паломничество и монастырские товары. Два раза в неделю приезжает почтальон: большинство монахов поддерживают связь с родными, отправляя письма, написанные на бумаге от руки. 

© AP Photo/Nikolas Giakoumidis


«Насильно никто никого не держит»

Ежегодно Афон посещают десятки тысяч паломников, некоторые из них пополняют ряды монастырской братии. «В монастыре могут жить до тысячи человек. Лет 10 надо, я уверен, и все кельи будут заполнены», – делится монах, вспоминая, что 15 лет назад, когда он поселился на Святой горе, были заняты только 62 кельи.

«За 15 лет, что я живу на Афоне, примерно 50 человек поселялись у нас, а потом уходили. Это нормально для любого монастыря, насильно никто никого не держит», – говорит монах Ермолай.

Диамонитирион выдается паломникам всего на четыре дня, но по благословению духовника человек может остаться и на больший срок. 

Это же не завод, а духовное учреждение. Если духовник видит надобность, человека оставляют

На каком языке говорят в обители

Жители Афона говорят на самых разных языках, и все хотя бы на бытовом уровне могут изъясняться на греческом. В Свято-Пантелеимоновом монастыре большинство проживающих – русские, поэтому русский язык основной в обители, но есть и молдаване, украинцы, один немец и один грузин – наш собеседник.

Из-за большого числа паломников кажется, что ни о каком уединении и покое не может идти речь. Отец Ермолай поясняет: «На Афоне почти не говорят, чаще – шепотом. Все погружены в молитву».

Монашеская усыпальница

На Святой горе существует традиция выкапывать из могил останки монахов через три года после их захоронения и переносить в специальную усыпальницу. Черепа хранятся отдельно от костей, на них пишут имя монаха и год смерти.

Останки извлекают с целью увидеть, какого цвета кости усопшего. На Афоне существует предание: если кости чистые и белого цвета с характерной желтизной, то монах обрел милость у Бога. Если цвет костей скорее желто-восковый, переходящий в светло-коричневый, то душа усопшего ближе к Богу.

По словам отца Ермолая, он лично убедился в истинности этого верования. Создавая жизнеописания знаменитых старцев, он решил приложить к ним изображения останков. «К моему большому удивлению и радости, все кости, соответствующие жизнеописаниям, были именно благодатного цвета. Причем такие кости составляют лишь 30% всей монастырской костницы. При виде таких благодатных глав вместо обычного страха и отторжения возникает чувство огромного уважения и благоговения. Хочется смотреть и смотреть на них, как на фактическое проявление истинной святости».    

© Алексей Бережков/ТАСС

Первая встреча с Афоном

На просьбу вспомнить первое впечатление от Афона монах отвечает: «Это невероятно. Много раз за 15 лет, что я на Афоне, пытался это написать, но не удается передать. Перерождение моментальное, как только вступаешь на землю. Когда ты в миру, ты постоянно суетишься: что вчера, что сейчас, что потом, воспоминания, планы постоянно крутятся в голове, и ты не можешь что-то важное выделить в этом круговороте мыслей, планов, идей».

На вопрос, а что сейчас для него важно, отвечает, не задумываясь: «Святая пустота».

Да, я блаженствую, у меня нет никаких планов, меня невозможно чем-то обеспокоить

Путь к Афону: разочарования историка и политика

Монах Ермолай рассказал о событиях и разочарованиях, которые привели его в лоно Церкви, и о непростом выборе, который пришлось сделать, чтобы поселиться на Святой горе.

Окончив Тбилисский государственный университет и получив специальность историка, успев жениться, родить двоих сыновей и развестись, в возрасте около 30 лет будущий монах отправился покорять Германию. В этой европейской стране он продолжил научную деятельность.

Отец Ермолай, как и подобает монаху, очень скромен, хотя является человеком незаурядного ума, говорящим свободно на четырех языках (грузинский, русский, немецкий, греческий), и мог бы сделать успешную карьеру.

Я идеалист по жизни – мне всегда нужна какая-то идея, я должен чему-то служить. Я не могу быть историком серым: или ничего, или все – у меня такой принцип

«Я поступал в университет, это был 1983 год, с таким пафосом, думал, что я переверну всю науку. И я обожал своих преподавателей, ходил за ними по пятам, – рассказывает монах Ермолай. – Потом случилась перестройка, и вдруг эти же люди говорят, что все, чему они учили, – это была ложь. То есть любимые мною люди, только чтобы называться учеными, профессорами, лгут, и я разочаровался в профессии. Я понял, что эта профессия просто под заказ: тебе заказывают историю, ты пишешь, только по-своему интерпретируешь одни и те же цифры. Ради мамы окончил университет, пошел в политику, но там тоже разочаровался».

© AP Photo/Nikolas Giakoumidis


Искушения на пути к Афону

Пережив череду разочарований, будущий монах обратился к религии. «Поверил в существование Бога на сердечном уровне, серьезно поверил», – вспоминает он. По словам отца Ермолая, он не был церковным человеком, хотя был крещен в детстве. «В Германии я заинтересовался философией, религией и вернулся в лоно Церкви в 33 года. После обращения принял решение стать монахом, и в 35 лет стал монахом», – добавляет отец Ермолай.

Перед тем как отправиться на Афон, молодой человек раздарил друзьям коллекцию уникальных книг, собранных за три года жизни в Германии, а солидный гардероб, которым успел обзавестись, сдал в Красный Крест. 

Оставил себе только одну одежду, которая на мне была, и 50 крон в кармане – все, больше ничего не было. И встал на дороге, чтобы добраться автостопом до Греции

Чтобы из Германии на автомобиле добраться до Греции, нужно пересечь границы Австрии и Италии. «Проехали Австрию, начали проверять документы, и разговорились с пограничником. А я тогда в эйфории был, каждому хотелось рассказать, куда я еду. И как только он спросил, куда я еду, я включился, рассказал, – добавляет отец Ермолай. – Тот человек аж на колени падает и говорит: «Не делай этого!» Он увидел в паспорте фотографии моих детей и стал умолять остаться, пригласил жить с семьей на ферму к нему, без платы за жилье, на любой срок».

После слов пограничника «эти дети тебя возненавидят потом» молодой человек усомнился в правильности своего решения. «Мне так плохо стало, первая реакция была – шок. И он не прекращал разными аргументами меня убеждать. Когда я стал размышлять, он вроде бы правду говорил. Но я вернулся в сердце, и я увидел ту основу, на которой базировалось мое решение, – это безграничные любовь и доверие отцу Богу», – рассказал он. Продолжил будущий монах путь, будучи уверенным, что Господь не оставит его детей, ведь он ехал служить ему.

На Афоне русские братья приняли отца Ермолая с распростертыми объятиями: «Обрадовались очень, и с тех пор я никуда не уходил, нашел свой дом».

Отец Ермолай

© «Русский Афон»

Отец. Монах. Легенда

Три года, которые отец Ермолай провел в Германии, он не виделся с сыновьями. Восемь лет на Афоне он также общался с детьми только посредством писем. Когда же они подросли (сейчас им 25 и 27 лет), то стали навещать отца. «И вот ту историю с пограничником я вспомнил, когда дети после 11 лет разлуки сходили с парома на землю Афона. Я думал, какие будут у них глаза: полные ненависти или любви, – поделился монах. – И какая же это была радость! Вышли два огромных парня со светлыми глазами, полными любви, и взяли меня на руки, прям как ребенка, целовали, целовали, как будто я каждый вечер на ночь сказки им читал, а я их не видел 11 лет».

Сейчас монах Ермолай знает, что «Господь для них сделал все». «Даже сотую часть этого я бы не смог сделать, – уверен он. – Они выросли прекрасными людьми, они верующие, очень спокойные, уравновешенные, успешные. Старший владеет пятью языками, два университета окончил из любви к папе, без репетиторов. Чтобы не опозорить папу, он хотел что-то сделать. С такой стороны Бог представил им отца: как цель, как идеал, хотя я, может, сам из себя ничего не представляю. Но у них была мотивация. Я для них стал легендой».

Теперь каждый год, чередуясь, сыновья навещают монаха. Их связывает крепкая дружба и взаимная гордость друг за друга. Старший сын монаха Ермолая, отучившись в Австрии, переехал в США, откуда родом его супруга. Младший сын – успешный архитектор-дизайнер в Тбилиси. 

Послушания и стыд

По своим послушаниям монах Ермолай заведует библиотекой, архивом, занимается оцифровкой редких книг, готовит к изданию книги с уникальными документами об Афоне, а также принимает паломников.

«Когда я становился монахом, я не хотел уже заниматься интеллектуальным трудом, – вспоминает рассказчик. – Теперь я самый счастливый человек. Когда земляки спрашивают, как мне живется среди русских, я говорю: «Мне настолько хорошо, что иногда даже стыдно». Я же знаю, что не заслуживаю столько».

Это величайшее счастье – жить среди этих людей. И я люблю Россию: если она породила таких людей, значит она духовно здоровая и имеет огромный потенциал. Я в это верю

{{$index + 1}}/{{countSlides}}

{{currentSlide + 1}}/{{countSlides}}

Для подготовки проекта использовались материалы с официального сайта «Русский Афон»

Над проектом работали

{{role. role}}: {{role.fio}}

Фото обложки: ЕРА

Поделиться

Полуостров Пелопоннес — самый сокровенный секрет Греции

Реклама



Я накинул одежду и побежал на ресепшн.

Get The Big To-Do

Ваш путеводитель по развлечению, от живых выступлений и развлечений на свежем воздухе до новейших музеев, фильмов, телевидения, книг, ресторанов и многого другого.

Введите адрес электронной почты

«Извините, поход ушел в 8. Я не думаю, что вы сможете наверстать упущенное», — сказала любезная продавщица, изучая неприглядные линии подушек, растянувшиеся на моем лице.

Я улыбнулась, взяла карту и начала следовать указаниям для самостоятельной прогулки до церкви, которую она предложила в качестве альтернативы. Я напомнил себе, что один пропущенный групповой поход не испортит мне поездку. Я бы вернулся в средневековый горный город соло. Кроме того, я был в той части Греции, которую давно хотел посетить: на Пелопоннесе.

До пандемии я поглощал подробности о том, что этот полуостров, который находится прямо к югу от Афин и свисает с материка перешейком, был полной противоположностью островам. Туристы толпятся на Миконосе и Санторини, как желтые куртки на пахлаве. Это не тот случай. Пелопоннес предлагает прекрасные обширные пляжи, заснеженные горы и важные археологические памятники. Чего вы не найдете, так это флота круизных лайнеров.

Реклама



Я не из тех, кто легко разбрасывается похвалами или комплиментами, поэтому не буду. Но я был так очарован полуостровом, что одним нажатием клавиши добавил несколько дней к своему путешествию. Я был на веб-сайте Delta и собирался нажать «ввод», чтобы изменить свой рейс, но мне помешала еще одна поездка. В частности, чувство вины, исходящее от моего мужа из Бостона.

Крепость Бурци находится недалеко от берега в Нафплионе, Греция. Christopher Muther/Globe Staff

Когда вы планируете поездку на Пелопоннес, не верьте тому, что вы читаете в путеводителях. Чтобы как следует познакомиться с полуостровом, дайте себе неделю, а то и больше, если сможете. Это не прогулка на выходные из Афин и даже не четырехдневная поездка. Кроме того, не позволяйте мужу вызывать у вас чувство вины, если вы решите остаться подольше.

Добраться до Пелопоннеса относительно легко, как только вы приземлитесь в Афинах. Я арендовал машину в аэропорту и поехал по очень эффективной и нетронутой системе шоссе. Потребовалось около часа, чтобы добраться до вершины полуострова, который начинается у рукотворного Коринфского канала (соединяющего Ионическое море с Эгейским морем). Я ехал еще два часа до своего отеля в Мистре, крошечной деревушке, наиболее известной благодаря хорошо сохранившемуся византийскому городу, построенному на очень крутых склонах гор Тайгет. Вы знаете это надоедливое выражение «Картинки не соответствуют действительности»? Что ж, я собираюсь использовать это выражение сейчас, но, пожалуйста, не держите его против меня.

Реклама



Византийская крепость в Мистре, Греция. Christopher Muther/Globe Staff

Я решил использовать Euphoria Retreat в качестве базового лагеря. Каждое утро я занимался здоровыми делами, а затем проводил дни и вечера, исследуя другие города и достопримечательности.

Мой план был ужасно недальновидным (если бы мне давали драхму каждый раз, когда я пишу эти слова). Во-первых, мне не хотелось покидать успокаивающие окрестности Эйфории и ее восхитительный спа-центр. Я заказала такие процедуры, как сеанс успокоения «занятых умов» и галотерапию, которая заключалась в том, чтобы сидеть в теплой комнате и дышать воздухом, наполненным мельчайшими частицами соли. Его целью было излечение от таких болезней, как астма и бронхит. Я также заказал массаж. Прежде чем массажистка коснулась меня рукой, я в своей обычной тактичной и вежливой манере сказал ему, что не люблю массажи. В конце массажа я извинился и сразу же заказал еще один. Я никак не мог правильно рассказать об этой истории без второго сеанса массажа.

Что еще хуже, я недооценил количество времени, которое мне нужно, чтобы увидеть другие части Пелопоннеса. Я забыл, что время в Греции замедляется. Темп жизни здесь не располагает к беготне из города в город или перекусам на скорую руку, о чем легко забыть, сидя в Штатах и ​​составляя списки и расписания. Я мог сделать только одно. Я нерешительно выбрался из пейзажного бассейна, сказал Кристосу, что массажа больше не будет, и надел кроссовки.

Advertisement



Самая важная остановка в Мистре – крепость Виллардуэн (также называемая замком Мистры) и прилегающий к ней город на горе, которые являются самыми большими достопримечательностями здесь. Крепость была построена в 1249 году. Город под ней был завоеван и переходил между средневековыми сверхдержавами еще 400 лет, пока греки не сдались и не покинули его в начале 19 века. Сейчас это прекрасно сохранившийся археологический памятник.

Интерьер византийского монастыря Пантанассы в Мистре. Греция.Кристофер Мютер/Globe Staff

Это потрясающий кусочек истории, особенно монастырь Пантанасса, который был построен в 1428 году. Он до сих пор населен монахинями, хотя я видел больше кошек, чем монахинь, когда брел с одного уровня горного города на другой. Все фрески в монастыре достойны музея, но, к счастью, они все еще здесь. Гости стекались внутрь и зажигали свечи, а солнце лилось сквозь окна купола наверху.

Несколько слов о прогулке по городу археологических раскопок и крепости в Мистре: я бы рекомендовал полное посещение только тем, кто уверен в своих силах и имеет относительно приличное здоровье. Похоже, что Вильгельм II Виллардуэнский не был заинтересован в установке перил или пандусов в 13 веке. Кроме того, 1000 лет пешеходного движения сделали многие ступени на неровной лестнице довольно гладкими. Это не должно препятствовать приключениям, это просто то, о чем следует помнить, прежде чем подняться на холм на 1000 футов. Вы также можете легко увидеть части города и крепость с разных точек зрения вокруг города.

Advertisement



Кошачий салон в архитектурном комплексе Мистрас на полуострове Пелопоннес в Греции. Кристофер Мютер / Globe Staff

Я разделил свои археологические подвиги в горах Мистры на две части, обе в конце дня, когда солнце опустилось ниже небо и туристические автобусы исчезли. Я провел слишком много времени, навещая кошек, которые слонялись по археологическим раскопкам, давая им угощения и давая им правильные, учитывающие культурные особенности имена, такие как Purrcules, Pawcretes, Helluva Troy и голосистого котенка, которого я окрестил Зорба Писк. Судите сами, но у каждого кота должно быть собственное имя.

После нескольких дней сосредоточения внимания на руинах Мистры и кошках я оказался в истинно пелопоннесском затруднительном положении. Я должен был принять некоторые трудные решения и начать вырезать места, которые я знал, что у меня не будет времени посетить. Я виню Зорбу Пискуна за то, что он такой милый. Она задержала мой отъезд.

После Мистры моей первой остановкой был очень рекомендуемый Лимени, небольшой порт в городе Ареополи. Полуостров Пелопоннес имеет три «пальца» на южной оконечности, и именно здесь вы найдете одни из самых живописных пляжей. Мне нужно было выбрать палец, поэтому я выбрал средний. Этот регион известен как Мани. Я держался изо всех сил и вел свой крошечный прокат по узким зигзагообразным дорогам вниз по опасным холмам в Лимени. Наградой стала сверхъестественно чистая голубая вода. Есть несколько кафе, которые расположены прямо в гавани. Я устроился поудобнее, потягивал вино и недоверчиво смотрел на красоту всего этого.

Ресторан с красочными скворечниками в Ареополи, Греция. Christopher Muther/Globe Staff

У меня был день в Мани, но я поболтал с парой, которая провела неделю на пляже. Мой мозг немедленно начал работать над логистикой моей следующей поездки. Я поехал обратно на холм в главный город Ареополи. Узкие улочки были заполнены ресторанами и тавернами, а вдалеке маячили горы.

Чуть менее живописной была Олимпия, расположенная в северо-западной части полуострова. Я чувствовал себя обязанным приехать сюда, потому что именно здесь проводились Олимпийские игры с восьмого века до нашей эры до четвертого века нашей эры. В Олимпии есть остатки древних храмов, стадион и Археологический музей. Содержимое музея показалось мне более интересным, чем оставшиеся колонны и каменные очертания давно исчезнувших храмов и зданий. Но если вы проделали весь этот путь, я думаю, Олимпия необходима. Если вы все же придете, сначала загрузите приложение Ancient Olympia на свой телефон, которое использует ваше местоположение, чтобы показать вам, как выглядели бы руины перед вами более 2000 лет назад.

Место археологических раскопок в Олимпии на полуострове Пелопоннес в Греции. Christopher Muther/Globe Staff

Проезжая вдоль западного побережья полуострова, я заметил указатели на пляжи почти каждые 5 миль. Любопытство взяло верх надо мной, и я несколько раз съехал с небольшого шоссе, чтобы все выяснить. То, что я нашел, было очаровательными крошечными городками с несколькими фургонами и RV, припаркованными возле пляжа. Здесь нет строгих правил относительно кемпинга, поэтому, когда я официально начну свой #vanlife, я запущу его здесь. Я обнаружил, что Пелопоннес дешевле, чем острова, и я думаю, что аренда фургона и кемпинг вдоль пляжа были бы невероятно экономичными.

Я оставил то, что, как я надеялся, будет лучшим напоследок. На восточной стороне полуострова находится приморский город Нафплион. Это было еще одно место, где я быстро понял, что мне нужно больше времени. Я был здесь две ночи и мог бы использовать еще как минимум две. Я встретил пару очень пьяных австралийок, которые провели шесть недель (!) на полуострове, и решили, что им так понравился Нафплион, что они проведут там две недели.

Вид из крепости Паламиди в Нафплионе, Греция. Christopher Muther/Globe Staff

Думайте о Nafplio как о греческом альбоме лучших хитов. Есть история (больше археологических памятников и крепостей), плюс прекрасные пляжи и вкусная еда. Я намазался солнцезащитным кремом и поднялся по 999 ступеням на вершину крепости Паламиди. Отмечу лишь, что греки изобрели демократию, карты и будильники, но не додумались установить перила вдоль 999 ступеней в Паламиди. О, подождите, неважно. Венецианцы построили эту крепость. Извините, греки. Для тех, кто не может подняться по лестнице, вы можете нанять такси, чтобы отвезти вас вокруг холма и припарковаться наверху.

Другая крепость в Нафплионе гораздо доступнее. Он находится в гавани, и его видно с пристани на главном бульваре. Однажды вечером на закате я припарковался в конце пристани, чтобы посмотреть, как меняется небо вокруг крепости Бурдзи. В глубине души я знал, что должен исследовать узкие улочки или отвечать на электронные письма, но вместо этого я сидел как завороженный, наблюдая, как небо меняет цвет с голубого на розовый и бледно-лиловый.

На следующее утро я побегал по Нафплиону и исследовал его еще немного, но именно в этот вечер я решил, что пусть полуостров скажет мне, что делать. Так что я наблюдал закат в крепости, гладил кошку, которая подошла, чтобы сесть рядом со мной (оставив след угощений на пристани, это помогло заманить нескольких кошек) и провел лучший сеанс медитации за неделю. Расслабление помогло очистить мой мозг и расслабиться. У меня осталась только одна назойливая забота.

«Когда я смогу вернуться?»


С Кристофером Мутером можно связаться по адресу [email protected]. Подпишитесь на него в Twitter @Chris_Muther и Instagram @chris_muther.

Недооцененный полуостров Пелопоннес в Греции — журнал BOOMER

В этом выпуске журнала Рика Стива «Европа» профессиональный путешественник переносит читателей на полуостров Пелопоннес в Греции, вальсируя через восхитительные жемчужины, которые могут восхищать и вдохновлять.


Поскольку нам пришлось отложить наши путешествия из-за пандемии, я считаю, что еженедельная доза мечтаний о путешествиях может быть хорошим лекарством. Вот одно из моих любимых европейских воспоминаний, происходящее на греческом полуострове Пелопоннес, — напоминание о веселье, которое ждет нас на другом конце этого кризиса.

В прибрежном ресторане, когда мой стул и стол застряли в песке, я слышу повторяющийся ритм и чувствую слабый, но освежающий брызг. Оглянувшись в поисках источника, я вижу крутого молодого грека в купальнике размером с крысиный гамак. Он размягчает осьминога, взмахивая им, как мокрой тряпкой, снова и снова по большому плоскому камню. Этот осьминог скоро будет представлен на ужин… чей-то ужин.

Я заказываю мусаку и — чтобы быть подчеркнуто греческим — бокал печально известного греческого вина рецина со вкусом смолы. Мне хочется надеть повязку на один глаз и сказать: «Аргх!» Это как пить дрова. Один винодел однажды сказал мне, что не существует такой вещи, как бутылка прекрасного греческого вина за 50 долларов. Я спросил его: «Что мне купить, если я хочу потратить 30 долларов?» Он сделал паузу, пожал плечами и сказал: «Три бутылки».

Сделав еще глоток рецины, я думаю, что, как и его вино, Пелопоннес суров, но со сложной историей. Я думаю, куда идти дальше. Толпы туристов стекаются на греческие острова, не подозревая о соленых удовольствиях, ожидающих их прямо здесь, на этом полуострове – без переправы на пароме или полета. Эта древняя земля, простирающаяся к юго-западу от Афин и усеянная древностями, предлагает множество развлечений под вечным греческим солнцем, с красивыми рыбацкими деревнями, песчаными пляжами, теплой водой и отсутствием толп туристов.

Я мог бы отправиться в очаровательный портовый город Нафплион. Он маленький, уютный и удобный для прогулок, с отличными пансионами, привлекательными ресторанами, оживленной вечерней сценой и привлекательными пляжами поблизости. Будучи первой столицей независимой Греции, он имеет историческое значение и является удобной отправной точкой для посещения древних памятников Микен и Эпидавра.

К востоку от Нафплиона в Эпидавросе находится самый великолепный театр древнего мира. Он был построен почти 2500 лет назад и рассчитан на 15 000 мест. Сегодня он занят туристами днем ​​и возрождает величайшие пьесы древности ночью. Чудесной акустикой театра лучше всего наслаждаться в одиночестве. В мой последний визит я сидел на самом дальнем месте, а мой партнер стоял на сцене. Я практически слышал, как рецина урчит у нее в животе.

К северу от Нафплиона находятся руины Микен. Это была столица микенцев, победивших в Троянской войне и господствовавших над Грецией за 1000 лет до ее Золотого века. Это означает, что в течение 3000 лет люди стояли перед этой каменной цитаделью и смотрели на ее легендарные Львиные ворота. Он был построен из таких огромных камней, что долгое время считалось, что его не мог построить ни один человек. Должно быть, это была работа циклопов, поэтому ее называли «циклопической архитектурой». Рядом гробница толос, построенная в 1500 г. до н.э., стоит как гигантское каменное иглу с гладким подземным куполом высотой и шириной почти 50 футов. Стоя в одиночестве под этим куполом, я понял, что люди, построившие его, были для Сократа и Платона такими же древними и загадочными, как Сократ и Платон для нас.

Другой вариант — древняя Олимпия. Современные туристы просто не могут не выстроиться в очередь, чтобы сфотографироваться на оригинальной стартовой площадке с первых Олимпийских игр 776 года до нашей эры. Игры проводились как часть религиозного праздника, но также служили политической цели: развитию всегреческой («межгреческой») идентичности. Каждые четыре года войны между враждующими греками прекращались священным месячным перемирием, когда ведущие граждане со всех концов собирались, чтобы посмотреть, как соревнуются спортсмены. Это было упорное соревнование со строгими правилами. Пить кровь животных — красный бык того времени — было запрещено. Официальные любители мочи проверялись на этот древний эквивалент стероидов.

Дальше Пелопоннес может похвастаться внушительными остатками византийского правления. Монемвасия, колоссальная скала, похожая на Гибралтар, возвышается над морем, у ее основания есть романтический город-крепость, а на вершине раскинулись руины. В период своего расцвета в XIV веке замечательно хорошо сохранившийся город-крепость Монемвасия был одним из крупных торговых центров Византийской империи.

Вытирая соленые брызги с очков, я понимаю, что не добился большого прогресса в решении, куда идти дальше. Я беспокоюсь: рецина становится вкуснее. Допиваю третий стакан, вхожу в опасную зону. Если я выпью еще, завтра я буду вонять… и никогда не успею попробовать другие прелести Пелопоннеса.


ПОДПИСЬ К ФОТО ВВЕРХУ: Небольшой город в юго-западной части Пелопоннеса, построенный в естественной бухте Наварино – Греция. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ: (Dreamstime/TNS).

Рик Стивс ( www.ricksteves.com ) пишет путеводители по Европе, ведет передачи о путешествиях на общественном телевидении и радио и организует туры по Европе. Эта статья была адаптирована из его новой книги «Ради любви к Европе ». Вы можете написать Рику по адресу [email protected] и следить за его блогом на Facebook.

Узнайте больше о Европе Рика Стива в журнале Boomer

© 2020 RICK STEVES

Будучи партнером Amazon, журнал Boomer Magazine зарабатывает на соответствующих покупках связанных книг и других продуктов.

Скрытые берега Европы: Глубокий Мани, Греция | Праздники Греции

Мани, центральная южная часть материковой Греции, разделена на две половины. Внешний Мани с красивыми прибрежными деревнями Кардамили и Ступа теперь хорошо известен тем, что предлагает более аутентичный отдых, чем многие острова. Глубокий Мани, расположенный южнее, представляет собой другую перспективу, с его изрезанной береговой линией, лишь изредка прерываемой бухтами. Сюда приезжает гораздо меньше людей, и еще меньше остается.

Карта пляжей Греции

Глубина Мани начинается в городе Ареополи, над заливом Итило. Его самая известная достопримечательность находится на побережье к югу от него и дает вам представление о том, насколько глубоким может быть этот район. Пещеры Дирос обширны и впечатляющи, но их уникальное преимущество заключается в том, что вы исследуете их на плоскодонке со своим собственным перевозчиком из подземного мира, а сталактиты отражаются в кристально чистой воде.

Большинство людей не добираются дальше этого места, но стоит продолжить путь вниз по побережью, где исчезают автобусы с туристами и даже другие транспортные средства довольно редки. Придерживаясь побережья, вы попадаете в сонные рыбацкие бухты, такие как Месапос, где рыбака иногда можно уговорить отвезти вас к руинам замка на Тигани (скала-сковорода). Сельская местность здесь усеяна небольшими куполообразными византийскими церквями, богатыми фресками, но обычно запертыми, а также характерными башнями маниатов, небольшими клановыми крепостями.

Пещеры Дироса. Фотография: Alamy

Небольшие дороги извиваются и пересекаются случайным образом, но если вы продолжите двигаться примерно на юг, то вскоре обнаружите, что спускаетесь по драматическому обрыву Каво-Гросу к красивой деревне Геролименас, расположенной вокруг галечного пляжа. Если вы хотите остаться в Deep Mani, это один из лучших вариантов. Это ни в коем случае не курорт, но есть несколько вариантов на любой бюджет. Деревня когда-то была хорошо известна своим экспортом перепелов (более 7000 в месяц во Францию ​​в 1870-х годах), а старые склады были преобразованы в Kyramai (удваивается примерно за 85 фунтов стерлингов за завтрак и завтрак) — великолепное место, которое уделяет все внимание местная история и традиции, как в его зданиях, так и в еде.

Деревня Ватья. Фотография: Alamy

Продолжая движение на юг, скалистый полуостров начинает сужаться, поскольку его восточное и западное побережья устремляются к месту встречи. Ватия, возвышающаяся высоко над морем, показывает, насколько необыкновенным когда-то был этот район. В то время как во многих деревнях есть один или два дома-башни, в Ватии их целый лес. Это похоже на средневековое фэнтези, но здесь шли клановые войны, часто с одной стороны ветреных улиц на другую, вплоть до XIX века. Побережья почти сходятся между Порто Каджо и Мармари. Первый, на восточном побережье, назван в честь перепелов, которые были пойманы здесь в растянутые сети перед отправкой из Геролименаса. В настоящее время здесь есть галечный пляж и несколько рыбных таверн, которые в основном используются странными яхтами, заходящими в залив. К западу от Мармари есть несколько песчаных бухт, редко встречающихся на этом скалистом побережье, а над ними находится метко названный Мармарский рай (60 евро за ночь и завтрак), предлагающий недорогие каменные номера и таверну.

Фотография: Alamy

Если пещеры Дироса напоминают подземный мир, то настоящее скрывается южнее. Мыс Тенаро (он же мыс Матапан) отделяет Эгейское море от Ионического и в древности якобы скрывал вход в Аид, через который Геракл протащил трехголового пса Цербера в качестве одного из своих 12 заданий. Его точное местонахождение сейчас оспаривается, но у Тенаро все еще есть ощущение конца света. Получасовая прогулка приведет вас к маяку на самом мысе. Это самая южная оконечность материковой части Восточной Европы; прямо на юг лежат пески Ливии.

Те, кто думал, что западное побережье Глубинного Мани далеко, теперь должны отправиться на восточное побережье. Здесь горы резко обрываются прямо в море, а разбросанные деревни с их неизбежными домами-башнями посещают мало посетителей. Первый вариант купания – белая галька и прозрачная вода пляжа Абела. Как правило, у вас будет это для себя, но имейте в виду, что здесь нет удобств. Дальше на север галечные пляжи Коккалы более доступны, хотя и менее привлекательны, а в деревне есть таверна и сдаваемые в аренду комнаты. Башенные дома Нифи скрывают небольшую, но идеальной формы бухту, над которой находится еще одна таверна.

Пляж в Скутари на восточном побережье Глубокого Мани. Фотография: Alamy

Если вы ищете песок по эту сторону Мани, направляйтесь в Скутари. В этом «местном секрете» есть два галечных и песчаных пляжа, за которыми стоит классическая греческая церковь с небольшим куполом и белоснежная таверна со столиками прямо на песке. Здесь есть простые номера, но более комфортное размещение можно найти в соседнем отеле Skoutari Beach Hotel (двухместный номер от 55 евро). Отсюда вы можете легко вернуться к «цивилизации» Ступы и Кардамили или продолжить путь к шумному и красивому порту Гифио.

До Мани легко добраться: British Airways летает из Хитроу, а easyJet — из Гатвика в Каламату (только летом), в часе езды к северу от Кардамили. Тем, кто хочет исследовать Deep Mani, действительно нужен собственный транспорт: My Car Rentals особенно рекомендуется. Побережье Deep Mani можно осмотреть за день, но лучше остаться и пропитаться атмосферой. Имейте в виду, что дороги, в целом хорошие, извилистые и драматичные.

ЕЩЕ ПЯТЬ О СКРЫТЫХ ЖЕМЧУГАХ НА ПОБЕРЕЖЬЕ МАТЕРИКОВОЙ ТЕРРИТОРИИ

Идеальный пляж Фото: Alamy

Пляж Войдокилия выглядит как трансплантат из Карибского моря, с идеальной полусферой белого песка, окруженной лагуной птиц, в том числе фламинго. Рядом есть много мест, где можно переночевать и поесть, в том числе давно надежный курорт Zoe (двухместный номер с завтраком за 70 евро).

Кулинарная столица Греции

Еда в магазине не кажется привлекательной, но попробуйте Ergon’s Agora в Салониках. Красивое пространство во втором городе Греции, который становится все более популярным, и недорогая витрина современной греческой кухни, такой как соус из желтых бобов с равнины Фенеос, недалеко от Коринфа, дополняется копченой свининой из Мани и водоворотом трюфельное масло (6 евро). Все блюда подаются с прекрасными домашними лепешками, и это очень подходит для семейного отдыха.

Вулканический полуостров

Полуостров Метана выглядит как воздушный шар, который вот-вот улетит с материка. Описание уместно, так как вокруг много горячего воздуха — это впервые становится очевидным в сернистом Вромолимни («понги-бассейн»), спа-ванны которого были отреставрированы. Направляйтесь на север к Каймени Хора («сгоревшая деревня»), чтобы прогуляться по драматическим скальным образованиям, оставленным извержением, упомянутым Овидием.

Аристотелевский тупик Остров Эвия Фотография: Alamy

Халкида находится между островом Эвия, столицей которого он является, и материком. Их соединяет старый мост из кованого железа, который раздвигается, пропуская большие корабли. Течение здесь меняет направление каждые шесть часов — до сих пор необъяснимое явление, доводившее Аристотеля до отчаяния. Созерцайте его из одной из знаменитых рыбных таверн этого аутентичного греческого города.

Побег от январской хандры Патрский карнавал.

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *