Почему стамбул а не истанбул: «Почему Стамбул по английски будет Istanbul?» – Яндекс.Кью

Содержание

Почему Стамбул а не Истанбул (Istanbul)?: kitv — LiveJournal


Все дело в русском произношении турецкого слова Istanbul? ) Так удобнее, привычнее.


01. Наверняка Вы уже видели его таким. Бесконечные кварталы…

02. Район Бейоглу, район туристов. Явно много заброшенного и неиспользуемого жилого фонда, слышал что здесь постоянно проживает не более 10% населения района. Остальные туристы.

03. Вид на Бешикташ — коммерческий и культурный район европейского Стамбула.

04. Какая пестрая панорама, да?

05. Новые Черемушки.

05. Против Босфор.

06. За проливом азиатская часть Стамбула.

07. Кстати, где лучше живется, в европейской или азиатской стороне?

08. Внезапно и бесцеремонно нагрянул гость.  Впрочем кто тут из нас гость, еще вопрос…

09. Две трети населения города проживает в Европе, стало быть в европейской сторонке лучше?

10. В европейской части расположен и исторический центр, древний Константинополь. А еще замечательные крыши… Вот куда надо устроить экскурсию. Уникальные крыши Стамбула. )

11. Выглядит европейский Стамбул как классический азиатский город, скажу я Вам.

12. Хитросплетения улиц, хаос построек…

13. Вид на Золотой Рог и на район Султанахмет, где Айя София расположена в том числе.

14. Самый узнаваемый в Стамбуле Галатский разводной мост. Никогда не видел его в разведенном виде, а Вы?

15. По ту сторону бухты кажется район Фатих расположен.

16. Комплекс мечети Сулеймание. А что за башня слева от нее?

17. Метромост «Золотой Рог» и Мост Ататюрка. Никогда не был по ту сторону бухты в этих краях. Есть там на что смотреть?

18. Это кажется комплекс мечети Фатих?  Едва просматривается отсюда районы новостроек.

19. На Метромосту расположена станция метро.

20. Бухта Золотой Рог.

21. Вот и замыкается круг, пятнадцати миллионного города, и это только по официальным данным.

22. Таким я увидел город Стамбул с высоты Галатской башни.

Стамбул и Истамбул: rosticus — LiveJournal

Дело в том, что полное название на греческом языке звучало как Константинополис. 
То есть от латинского имени «Константин» и  греческого «полис» (город)

. Кон+стан-та = «со+стоя-нная» в латинском языке означает по-стоянный, уверенный, надёжный, жёсткий и.т.п.

Однако поскольку для греческих антропонимов характерно двойственность то часто вместо полного имени греческие имена сокращаются оставля только одну половину.
 Например Алекс+Андрей = АлекСАНдр, превращается просто в Саня, Саша.
Ев+Генадий (благо-родный) = ЕвГЕНий, превращается просто в Женя.

Тоже самое произошло и с именем Константин. 

В разговорной речи длинные названия сокращаются.
Например  говорится Петербург или даже Питер, а не СанктПетербург.
Или например Франковск (Хранковск) а не ИваноФранковск (бывш. Станислав)

Таком образом на разговорном греческом языке Стамполис означало тоже самое, что и официально Константинополис, только кратко.

«м» вместо «н» по понятным фонетическим причинам перехода носовой язычной, в носовую губную
перед аналогичной губной «п».

Когда турки взяли этот город, греки стали назвывать его «и спамполис» подчёркивая, что это уже 
«НЕ стамполис (не константинополис).

В Российской Империи , где почти официально мечтали снова «водрузить крест над Константинополем», потому этот город продолжали называть без приставки отрицания.

Интересно, что Турция  во некотором отношении похожа на Россию. 
Только туркам повезло гораздо больше. 


После того как Османская Империя «сотни народов» и «оплот мирового ислама» с треском рухнула по результатам мировой войны — нашёлся такой человек как Кемаль и Турция стала строить национальное тюрское государство из того что осталось.  То есть на базе турецкого языка, который к тому же тщательно отчистили от в результате столетнего доминирования  ислама арабизмов создали новую тюрскую нацию.

Собственно сами различия между «тюрский» и «турецкий» это опять таки изобретение российских и советских филологов. Также самом как изобретение «российский» в противоположность «русский».

В турецком (тюрском) языке нет ничего подобного и то и другое называется «тюркче».

Также само как идиотская идея «панславизма» всегда подкидывалась русскому народу  представителями каких-то   захолустных полудиких славяноязычных народнишек, которые всегда давным давно просвистев, либо никогда не имев и близко собственной национальной государственности будучи просто не способны к национальной самоорганизации мечтали при помоши «русской дубины» решать свои собственные проблемы.

 Также само идея «пан-тюркизма» подкидывается Турции в основном со стороны  разного рода «россиян»  Характерно, что в современной Турции идея пантюркизма настолько же маргинальна как и например в Польше идея панславизма. Даже гораздо больше. 
В то время как  большинство идеологов «пантюркизма»  вещают в  интернете на русском языке и их сайты находятся на территории СНГ.

Сама идея, что что народы, говорящие по каким-то причинам на похожих языках являются частью «одного и того же народа» глубоко антинациональна ибо полностью отрицает и размывает сам факт самобытности национальной государственности. Не говоря уже о том что этнически это могут быть совершенно разные народы.

Парадокс заключается в том, что сам термин «панютркизм» куда более откровенно, чем «панславизм» пришивает все народы к одному — к туркам, возлагая на Турцию роль «паровоза», как раз только потому
что именно турки имеют своё собственное самостоятельное национальное государство.

Понимая, что это слишком противоречиво был введён термир «Туран».  Хотя вряд ли есть  действительно что-то общее между  этнонимом «тюрк» в малой Азии  с топонимом «туран» в раёне Алтая. 

Сам термин «тюрки» употребляется исключительно в лингвистическом смысле.  Когда мы говорим о «тюрских народах» мы имеем в виду лишь то, что их языки походи на язык Турции (Тюркии).
Также само как когда мы говорим о «германских» языках мы имеем в виду что их языки похожи
на язык Германии. Однако же никому и в голову не взбредёт придумать будто бы например какие-то
бывшие африканские  колонии Англии населены «потомкамаи древних германцев» на том основании,
что негры говорят на английском языке, который условно считается германским. Даже ирландцев никто ведь этнически «англо-саксами» не считает.

В этническо-историческом смысле правильнее говорить «хунны» или в крайнем случае «тюрко-монголы». И тут как раз разношёрствоен население собствено Турции  (Малой Азии), которое фактически является абсолютно тем же, что и во времена Восточной Римской Империи менее всего соответсвует этой  категории. Фактически турки являются смесью греков (ромеев)  и.т.п.  с арабами, армянами, курдами и.т.п. И в гораздо меньшей степени с тюрко-монголами. Как собственно и сами греки, болгары, итальянцы и.т.д и.т.п. жители Средиземноморских стран.

Почему же в России между всеми славяноязычными или между тюркоязычными (турецкоязычными) народами всегда ставится жирный знак «равно»?

Что общего между турками и казахами или тем более якутами и башкирами?
Или между  болгарами и поляками? 

Откуда такое неуёмное желание  — братания со всеми, кто говорит на похожем языке, даже 
если говорить с ними в общем-то не о чем, ибо нет ничего общего.

Это всё такого сорта имперские идеи, которые противоположные национальному строительству. Они были актуальны тогда, когда странами и народами правили кланы и  династии, которым было в общем-то абсолютно всё равно какого сорта их подданые, лишь бы их было побольше, чтобы собирать как можно больше дохода в столичную казну.

В России же после крушение монархии и Империи «ста народов» вместо строительства национального
русского государства было начато как раз изничтожение всего русского представителями как раз этих «ста народов» при чём от разного рода славянских «братушек» в вышиванках,  Россия пострадала как раз больше всего. 

То есть если турки в ходе крушения империи потеряли периферию, но сохранили национальное ядро, в результате чего Турция превратилась в развитое национальное государство, то в России как раз произошло всё наоборот. Инородцами была уничтожена и втоптана в грязь именно русская национальная
идентичность. Ядро России было уничтожено выходцами из периферии. В основном из Юго-Западных провинций бывшей РИ.

В России, в отличиен от Турции  просто не нашлось в начале 20-го века людей, которые бы вместо давным давно  маргинальных на то время идей торжества всемирного ислама  всемирного православия загадившей умы национально-сознательной части русской элиты, выдвинули бы идеи построения светского русского национального государства. То есть национально-сознательная элита оказалась ещё большими маргиналами, чем даже большевики. 

В результате разруха, гражданская война, истребление миллионов лучших людей в ходе коллективизации и репрессий, втягивание во вторую мировую войну с чудовищными миллиоными жертвами, превращение экономических отношений  в сплошной концентрационный лагерь — тотальная ликвидация экономической свободы и превращение населения в полное бесправное неимущее большинство.

Всего этого избежала Турецкая республика. 
В результате население с момента провозглашения турецкой республики  увеличилось чуть ли не в 5 раз. В то время как население России не увеличилось не разу, а если считать  именно молодёжь то даже намного уменьшилось.
Разумеется я далёк от мысли чтобы считать что увеличение количества населения есть всегда благо, либо что это всегда есть показатель благополучия. Однако же для России  с её немеренными пространствами (в отличие от мелких стран Европы) резкое уменьшение роста численности населения и даже значительное его уменьшение является свидетельством совсем не «отсутсвия куда расти», но результатом чудовищных
условий жизни и просто физического истребления масс народа.

Характерно также, что хотя по «валовому» ВВП Турция почти в 2 раза отстаёт от Российской федерации, однако минимальная зарплата в Турции составляет 90 процентов от ВВП, в то время как в России всего 10.
Не говоря уже о структуре экономики.  Львиная доля российского ВВП составляет нефть и газ, прочее сырьё а также продукты тяжёлой индустрии. В то время как в Турции почти половину занимает сфера услуг, лёгкая промышленность, а также строительная индустрия занимает не менее 5 процентов от ВВП.

Малый и средний бизнес в Турции составляет в отличие от России основную часть ВВП, что разумеется способствует равномерному распределению доходов. Ибо в России получается доходы Вексельберга 
и Абрамовича складывают с доходами пенсионеров и делят на общее число, в результате конечно россияне получаются как бы «богатые». 
Однако же это не учитывает тот факт, что большинство доходов получаемых российскими сверхбогатыми разумеется не могут быть ими освоенны с пользой для всего общества и страны а тратятся на безумные веши типа украшение брилиантами салонов автомобиля, покупки футбольных клубов и.т.п.

Более того львиная доля доходов российских частных лиц до 100 миллиардов долларов оседает в одном только Лондоне. А ведь есть ещё Испания, Швейцария и.т.д и.т.п.
Более того даже государственный доход Россия не в состоянии потратить на собственное развитие ибо
ничтожная российская экономика не может освоить такое количество денег. В результате миллиарды долларов полученных от  продажи энергоресурсов складываются в американских банках развивая американскую экономику под ничтожный процент с большим риском вообще ничего не вернуть.
Относительно немногочисленный условный средний класс также основные свои доходы от высоких зарплат тратит на приобретение импортных вещей развивая экономики стран импортёров, при чём это касается не только товаров но и услуг. Например того же туризма в той же Турции.

В США живут миллионы итальянских мигрантов, которые по сей день уверены (им бабушки и дедушки рассказывали) что Италия это нищая грязная страна, где по 10 детей семьи, а большинство  людей живут в сараях вместе с курами и козами, где сплошой криминал и.тд и.т.п..
 Современная Италия конечно же хотя и далеко не самая богатая и чистая страна Европы, тем не менее живёт на уровне вполне приличном. Любой пенсионер имеет возможность снимать приличную 2 комнатную квартиру в Риме на свою пенсию даже живя в доме с детьми в провинции. Просто ради того чтобы «иногда» приехать «к себе», когда дети надоедят
То же самое касается современной Турции, которая в представлении многих является чем-то типа постсоветской Средней Азии или дикого постсоветского Кавказа и Закавказья.
 А на самом деле это совсем не так.

Имена Стамбула

Удивительный город Стамбул уникален не только тем, что расположен сразу на двух континентах и был столицей трех великих империй, но еще и тем, что его называли по-разному. Каждое из названий связано не только с различными историческими эпохами, но и языками. В настоящее время известно более 35 наименований: от хорошо известного «Константинополь» до поэтического «Аситане-и Саадет» (порог счастья, благоденствия). Византий (лат. Byzantium) было изначально присвоено основателями города, в честь своего легендарного предводителя Византа (греч. Βύζαντας). Сами греки говорили Византион (греч.Βυζάντιον), а Византий — это уже более поздняя латинизированная форма. Интересно, что название «Византия» на Западе стало общеупотребительным для обозначения Восточной Римской империи (Византийской империи) с легкой руки германского историка Иеронима Вольфа только в 1555 году, то есть, более ста лет после того, как это государство перестало существовать.

Августа Антонина (лат. Augusta Antonina) назвал город римский император Септимий Север. Он это сделал в честь своего сына, более известного как цезарь Каракалла, которого современники единодушно считали «врагом рода человеческого». Новое название продержалось не очень долго, и благополучно было забыто. Второй Рим или Новый Рим (лат. Secunda Roma или Nova Roma) — назвал новую столицу своей империи Константин Великий. Но эти имена тоже не прижились. Хотя словосочетание «Новый Рим» до сих пор входит в официальный титул Константинопольского Патриарха.

Исторический полуостров

Константинополь (греч. Κωνσταντινούπολις — «город Константина») — так, вместо «Нового Рима», постепенно стали называть город сами жители империи. Официально это нововведение было узаконено во время правления Феодосия II (408-450) и продержалось до падения империи. При повседневном общении византийцы говоря о своей столице пользовались более коротким словом

Полис (греч. Πόλις –город). Для славян Константинополь был Царьградом, возможно как дословный перевод с греческого «Басилевс Полис» (греч. Βασιλέως Πόλις — город императора). В доосманский период город также называли: Yeni Kudüs (Новый Иерусалим), Haç Şehri (Город пилигримов), Azizler şehri (Город Святых), Rumiyyetü’l — Kübra (Великий римский город). Под именем Костантинийэ (осм. Kostantiniyye) город был в основном известен в мире Ислама. После завоевания города (1453) оно использовалось как официальное до самого развала Османской империи в 1923 г. Это, тем не менее, не мешало параллельному использованию и других названий.

Название Аситане (перс., Asitane), а также его производные, часто упоминается в средневековой турецкой литературе. Вообще говоря, слово «аситане» заимствовано из персидского языка и использовалось для обозначения двери, порога, обители дервишей, роскошного дворца или столицы. После завершения строительства  дворца Топкапы, османы стали называть город в пределах исторических стен — Asitane – «столиц столиц, столица мира», а его жителей – «аситанлы» (аsitanlı). Выражение «Аситане-и Алиййе» (Asitane-i Aliyye – высочайшая столица), или более корректно «Аситан-и Девлет-и Алиййе» (Asitan-i Devlet-i Aliyye – столица высочайшего государства) использовалось в официальных документах, начиная с XVII века. Позже на смену ему пришло название «Дерсаадет» (Dersaadet – врата блаженства, счастья).

Ночной Стамбул

Современное турецкое название города — Истанбул (турец. İstanbul) — возникло еще в X в. Слово Истанбул произошло от греческой фразы «ис тим Поли» (греч. εἰς τὴν Πόλιν – в городе) и стало в турецкой разговорной речи обычным обозначением Константинополя еще до его завоевания. Сейчас оно официально закреплено за городом указом правительства Турецкой республики от 28 марта 1930 г. Исламбул (турец., İslambul – полный Ислама) – это адаптация слова Истанбул, после завоевания города османами, необходимая для того, чтобы подчеркнуть его значение как столицы исламской империи. Причем авторство приписывается самому Мехмеду II. Название Исламбул в XVIII в. некоторое время использовали официально, но затем снова вернулись к Костантинийэ. В свою очередь,

Стамбул (турец., Stambul) – измененная форма слова Истанбул, которая сформировалась также (X-XII вв.), но только без начального «и». Использовалась в Европе и США вместе с названием Константинополь до 1930 г., и до сих пор используется в русском языке.

Эмблемой древнего Византия были звезда и лунный серп, свет которых помог защитникам разглядеть воинов Филиппа Македонского, пытавшихся под покровом темноты овладеть городом. В 1920 г. символом Стамбула становится стилизованное изображение мечети Султанахмед с шестью минаретами. В настоящее время эмблема города изменилась — теперь это силуэт знаменитой Айя-Софии.

Tagged as: Византий, Константинополь, Стамбул

Византий. Константинополь. Стамбул | Интерфакс-Туризм

Благодаря бурному челночному движению начала 90-х, Стамбул до сих пор у большинства жителей России ассоциируется с торговлей и рынками. Все это здесь есть, но далеко не в том масштабе, как может представляться многим россиянам. Стамбул сегодня – современный динамичный город, и надо признать, не более «восточный», чем Москва.

Это – один из интереснейших городов не только Европы, но и всего мира. Город, где встречается Восток и Запад. Город двух мощнейших мировых культур – византийской и османской. Наконец, город, откуда к нам пришла христианская вера.

И чтобы покончить с мифами одним махом, скажем, что Стамбул — не столица Турции. Ею является Анкара, что никоим образом не умаляет ни достоинств, ни размеров, Стамбула. В городе проживает 15 млн человек, а по площади он превосходит, например, немаленькую Москву в полтора раза. Стамбул – это Турция, которую россияне, отдыхая в этой стране уже больше 15 лет, совсем не знают.

У города уникальное географическое положение: он расположен на северо-западе Турции на обоих берегах пролива Босфор, который соединяет Черное и Средиземное море, а с юга — на берегу Мраморного моря. Таким образом, основная часть города находится в Европе, а меньшая — в Азии. Именно Босфор делит Стамбул на две части света. Расположенный на холмах, в окружении воды, Стамбул незабываемо красив.

У города много имен: до 1930 года Стамбул назывался Константинополем, до 450 года — Новым Римом, до 330 года — Византием. После основания Турецкой республики в 1923 году столица страны была перемещена из Константинополя в Анкару, а 28 марта 1930 года турецкими властями город был переименован в Стамбул, по-турецки – Истанбул.

Основателем Республики является Кемаль Ататюрк, который после победы турецкого национального движения начал европейские преобразования в Турции. Он провел много реформ, в том числе, например, заменил арабский алфавит на латинский, поддержал введение в Турции западного стиля одежды, запретил многоженство.

Портреты Ататюрка можно увидеть во многих местах города, а в окрестностях Дворца Долмабахчи расположена настоящая фотогалерея под открытым небом, которая рассказывает о жизни Ататюрка.

Босфор

Быть в Стамбуле и не полюбоваться Босфором – просто невозможно. Лучше всего совершить прогулку на теплоходе, ведь с воды открывается впечатляющий вид на Стамбул.

Босфор по легенде, получил свое название благодаря дочери древнейшего аргивского царя Ио. Прекрасная возлюбленная Зевса по имени Ио была превращена им в белую корову – так Зевс пытался скрыть свой грех и избежать гнева законной жены, Геры. Несчастная Ио решила спастись, нырнув в синеву пролива, который с тех пор и называется «коровьим бродом» или Босфором.

Азиатскую и европейскую части города соединяют два моста: Босфорский мост длиной 1074 метров и мост Султана Мехмеда Фатиха длиной 1090 метров. В настоящее время под Босфором идет строительство железнодорожного тоннеля Marmaray, который объединит скоростные транспортные системы Стамбула, находящиеся в европейской и азиатской частях города. Ведь сейчас метро, трамвай и фуникулер расположены только в европейской части города, а две железнодорожные линии действуют в двух частях города, не пересекаясь.

По Босфору из Черного моря в Мраморное и обратно в день может проходить не более 135 судов. Это связано со сложным течением в Босфоре, нехваткой лоцманов, а также с опасностью крушений судов в черте города. Проход судов по Босфору бесплатный, однако, владельцам судов необходимо оплачивать услуги лоцмана.

Что посмотреть в Стамбуле

Почти все достопримечательности города расположены в старом городе европейской его части. Причем, до трех главных памятников можно дойти пешком за считанные минуты, например, до дворца Топкапы.

Здесь располагались административный центр Османской империи и дворец, где жили первые 16 султанов с 1465 по 1853 гг. Дворец поражает не только восточным изяществом архитектурных решений, но и вполне материальным богатством: здесь можно увидеть россыпи роскошных украшений и драгоценностей, подаренных султанам правителями других государств.

Дворец очень красивый и осмотреть все его помещения за один день просто невозможно. Но есть одно место, которое не минует ни один экскурсант, — гарем. Гарем, в котором жили жены, наложницы и рабыни султана, состоял из 400 залов. Чтобы обойти его полностью и оценить все его богатства, потребуется не менее 2 часов.

Рядом с дворцом находится церковь Святой Софии, или по-турецки Айя-София, которая была построена в VI веке. Спустя 916 лет османы захватив Византию, переоборудовали церковь в мечеть, замазав все фрески с изображением христианских сюжетов. Тем не менее церковь не подверглась серьезным разрушениям и сохранилась до наших дней.

В 1935 году Ататюрк принял решение сделать из собора музей, чтобы он не доставался не мусульманам, не православным. Благодаря тому, что фрески были на протяжении многих веков замазаны, удалось сохранить их первоначальный вид. Не забудьте, кстати, загадать свое желание возле специального столба. Как говорят турки, оно обязательно сбудется.

Третья достопримечательность, расположенная в этом районе, это Голубая мечеть. Она получила свое название благодаря голубым изразцам, которыми отделаны ее интерьеры. Она считается одним из величайших шедевров исламской и мировой архитектуры. Мечеть заложил султан Ахмед I, имя которого и носит мечеть. Внутри мечеть хорошо освещена — свет падает из 260 окон. Рядом с мечетью находится мавзолей, в котором похоронен сам Ахмед I. Мечеть является действующей, поэтому место, где совершаются молитвы отгорожено от остальной части, чтобы туристы не мешали верующим совершать поклонения Аллаху.

В этом же районе, рядом со Святой Софией можно посмотреть древнее водохранилище Базилика, которое было построено по распоряжению византийского императора Юстиниана I в 565 году. Гигантское сооружение имеет четырехугольную форму с длиной 140 метров и шириной 70 метров. Внутри находятся 336 колон, все высотой 9 метров. В качестве постаментов для двух колонн используются изображения голов медуз. В средние века о водохранилище практически забыли, вернули его к жизни уже только в XX веке, когда в 1988 году власти города сделали это место паломничеством для туристов.

Новый дворец султанов Долмабахчи, в котором жили 10 последних императоров, а также основатель республики Ататюрк, расположен на берегу Босфора. Он был построен в XIX веке, однако архитектура дворца и богатство его убранства были призваны напомнить о былом величии Османской империи.

Во дворце находится самая массивная и едва ли не самая дорогая в мире люстра, подаренная султану королевой Викторией. Кстати, почти все часы дворца показывают время 9:05, это время смерти Кемаля Ататюрка, который скончался именно во дворце. Кровать, в которой умер основатель Турции, застелена национальным флагом.

Это только небольшая часть того, что можно посмотреть в этом великом городе. На нормальный осмотр всех достопримечательностей Стамбула потребуется не менее 5 дней.

10 причин почему я не люблю Стамбул

Так не люблю Стамбул, прямо бесит! Меня уже не раз заносило в этот город, а я постоянно выискиваю новые причины моей нелюбви к нему. Думаю, у каждого путешественника найдется пару таких пунктов, потому что невозможно это терпеть! Читайте мой личный хит-парад бесящих моментов Стамбула и подсказывайте новые в комментариях.

1. Город слишком красив

Бесит, когда не можешь решить куда пойти в Стамбуле, даже по второму кругу — везде слишком красиво и притягательно. Вот тебе знаменитые мечети и музеи, а вот — зеленые огромные парки и, наконец, набережная Босфора, где можно истоптать ни одну пару кроссовок. Приготовьтесь находиться по городу до жуткой, но приятной боли в ногах. Сохранить

Упрощаем: что посмотреть в Стамбуле

Чтобы долго не думать, вот основной список мест куда сходить и на что посмотреть. Расширенный список доступен только джедаям, которые умеют летать и у которых есть в запасе более недели (а то и две) на изучение города.

Мечеть Сулеймание