Почему стамбул а не истанбул – Почему Стамбул а не Истанбул (Istanbul)?: kitv — LiveJournal

Почему Стамбул а не Истанбул (Istanbul)?: kitv — LiveJournal


Все дело в русском произношении турецкого слова Istanbul? ) Так удобнее, привычнее.


01. Наверняка Вы уже видели его таким. Бесконечные кварталы…

02. Район Бейоглу, район туристов. Явно много заброшенного и неиспользуемого жилого фонда, слышал что здесь постоянно проживает не более 10% населения района. Остальные туристы.

03. Вид на Бешикташ — коммерческий и культурный район европейского Стамбула.

04. Какая пестрая панорама, да?

05. Новые Черемушки.

05. Против Босфор.

06. За проливом азиатская часть Стамбула.

07. Кстати, где лучше живется, в европейской или азиатской стороне?

08. Внезапно и бесцеремонно нагрянул гость.  Впрочем кто тут из нас гость, еще вопрос…

09. Две трети населения города проживает в Европе, стало быть в европейской сторонке лучше?

10. В европейской части расположен и исторический центр, древний Константинополь. А еще замечательные крыши… Вот куда надо устроить экскурсию. Уникальные крыши Стамбула. )

11. Выглядит европейский Стамбул как классический азиатский город, скажу я Вам.

12. Хитросплетения улиц, хаос построек…

13. Вид на Золотой Рог и на район Султанахмет, где Айя София расположена в том числе.

14. Самый узнаваемый в Стамбуле Галатский разводной мост. Никогда не видел его в разведенном виде, а Вы?

15. По ту сторону бухты кажется район Фатих расположен.

16. Комплекс мечети Сулеймание. А что за башня слева от нее?

17. Метромост «Золотой Рог» и Мост Ататюрка. Никогда не был по ту сторону бухты в этих краях. Есть там на что смотреть?

18. Это кажется комплекс мечети Фатих?  Едва просматривается отсюда районы новостроек.

19. На Метромосту расположена станция метро.

20. Бухта Золотой Рог.

21. Вот и замыкается круг, пятнадцати миллионного города, и это только по официальным данным.

22. Таким я увидел город Стамбул с высоты Галатской башни.

kitv.livejournal.com

Стамбул и Истамбул: rosticus — LiveJournal

Дело в том, что полное название на греческом языке звучало как Константинополис. 
То есть от латинского имени «Константин» и  греческого «полис» (город)

. Кон+стан-та = «со+стоя-нная» в латинском языке означает по-стоянный, уверенный, надёжный, жёсткий и.т.п.

Однако поскольку для греческих антропонимов характерно двойственность то часто вместо полного имени греческие имена сокращаются оставля только одну половину.
 Например Алекс+Андрей = АлекСАНдр, превращается просто в Саня, Саша.
Ев+Генадий (благо-родный) = ЕвГЕНий, превращается просто в Женя.

Тоже самое произошло и с именем Константин. 

В разговорной речи длинные названия сокращаются.
Например  говорится Петербург или даже Питер, а не СанктПетербург.
Или например Франковск (Хранковск) а не ИваноФранковск (бывш. Станислав)

Таком образом на разговорном греческом языке Стамполис означало тоже самое, что и официально Константинополис, только кратко.

«м» вместо «н» по понятным фонетическим причинам перехода носовой язычной, в носовую губную
перед аналогичной губной «п».

Когда турки взяли этот город, греки стали назвывать его «и спамполис» подчёркивая, что это уже 
«НЕ стамполис (не константинополис).

В Российской Империи , где почти официально мечтали снова «водрузить крест над Константинополем», потому этот город продолжали называть без приставки отрицания.

Интересно, что Турция  во некотором отношении похожа на Россию. 
Только туркам повезло гораздо больше. 


После того как Османская Империя «сотни народов» и «оплот мирового ислама» с треском рухнула по результатам мировой войны — нашёлся такой человек как Кемаль и Турция стала строить национальное тюрское государство из того что осталось.  То есть на базе турецкого языка, который к тому же тщательно отчистили от в результате столетнего доминирования  ислама арабизмов создали новую тюрскую нацию.

Собственно сами различия между «тюрский» и «турецкий» это опять таки изобретение российских и советских филологов. Также самом как изобретение «российский» в противоположность «русский».

В турецком (тюрском) языке нет ничего подобного и то и другое называется «тюркче».

Также само как идиотская идея «панславизма» всегда подкидывалась русскому народу  представителями каких-то   захолустных полудиких славяноязычных народнишек, которые всегда давным давно просвистев, либо никогда не имев и близко собственной национальной государственности будучи просто не способны к национальной самоорганизации мечтали при помоши «русской дубины» решать свои собственные проблемы.

 Также само идея «пан-тюркизма» подкидывается Турции в основном со стороны  разного рода «россиян»  Характерно, что в современной Турции идея пантюркизма настолько же маргинальна как и например в Польше идея панславизма. Даже гораздо больше. 
В то время как  большинство идеологов «пантюркизма»  вещают в  интернете на русском языке и их сайты находятся на территории СНГ.

Сама идея, что что народы, говорящие по каким-то причинам на похожих языках являются частью «одного и того же народа» глубоко антинациональна ибо полностью отрицает и размывает сам факт самобытности национальной государственности. Не говоря уже о том что этнически это могут быть совершенно разные народы.

Парадокс заключается в том, что сам термин «панютркизм» куда более откровенно, чем «панславизм» пришивает все народы к одному — к туркам, возлагая на Турцию роль «паровоза», как раз только потому
что именно турки имеют своё собственное самостоятельное национальное государство.

Понимая, что это слишком противоречиво был введён термир «Туран».  Хотя вряд ли есть  действительно что-то общее между  этнонимом «тюрк» в малой Азии  с топонимом «туран» в раёне Алтая. 

Сам термин «тюрки» употребляется исключительно в лингвистическом смысле.  Когда мы говорим о «тюрских народах» мы имеем в виду лишь то, что их языки походи на язык Турции (Тюркии).
Также само как когда мы говорим о «германских» языках мы имеем в виду что их языки похожи
на язык Германии. Однако же никому и в голову не взбредёт придумать будто бы например какие-то
бывшие африканские  колонии Англии населены «потомкамаи древних германцев» на том основании,
что негры говорят на английском языке, который условно считается германским. Даже ирландцев никто ведь этнически «англо-саксами» не считает.

В этническо-историческом смысле правильнее говорить «хунны» или в крайнем случае «тюрко-монголы». И тут как раз разношёрствоен население собствено Турции  (Малой Азии), которое фактически является абсолютно тем же, что и во времена Восточной Римской Империи менее всего соответсвует этой  категории. Фактически турки являются смесью греков (ромеев)  и.т.п.  с арабами, армянами, курдами и.т.п. И в гораздо меньшей степени с тюрко-монголами. Как собственно и сами греки, болгары, итальянцы и.т.д и.т.п. жители Средиземноморских стран.

Почему же в России между всеми славяноязычными или между тюркоязычными (турецкоязычными) народами всегда ставится жирный знак «равно»?

Что общего между турками и казахами или тем более якутами и башкирами?
Или между  болгарами и поляками? 

Откуда такое неуёмное желание  — братания со всеми, кто говорит на похожем языке, даже 
если говорить с ними в общем-то не о чем, ибо нет ничего общего.

Это всё такого сорта имперские идеи, которые противоположные национальному строительству. Они были актуальны тогда, когда странами и народами правили кланы и  династии, которым было в общем-то абсолютно всё равно какого сорта их подданые, лишь бы их было побольше, чтобы собирать как можно больше дохода в столичную казну.

В России же после крушение монархии и Империи «ста народов» вместо строительства национального
русского государства было начато как раз изничтожение всего русского представителями как раз этих «ста народов» при чём от разного рода славянских «братушек» в вышиванках,  Россия пострадала как раз больше всего. 

То есть если турки в ходе крушения империи потеряли периферию, но сохранили национальное ядро, в результате чего Турция превратилась в развитое национальное государство, то в России как раз произошло всё наоборот. Инородцами была уничтожена и втоптана в грязь именно русская национальная
идентичность. Ядро России было уничтожено выходцами из периферии. В основном из Юго-Западных провинций бывшей РИ.

В России, в отличиен от Турции  просто не нашлось в начале 20-го века людей, которые бы вместо давным давно  маргинальных на то время идей торжества всемирного ислама  всемирного православия загадившей умы национально-сознательной части русской элиты, выдвинули бы идеи построения светского русского национального государства. То есть национально-сознательная элита оказалась ещё большими маргиналами, чем даже большевики. 

В результате разруха, гражданская война, истребление миллионов лучших людей в ходе коллективизации и репрессий, втягивание во вторую мировую войну с чудовищными миллиоными жертвами, превращение экономических отношений  в сплошной концентрационный лагерь — тотальная ликвидация экономической свободы и превращение населения в полное бесправное неимущее большинство.

Всего этого избежала Турецкая республика. 
В результате население с момента провозглашения турецкой республики  увеличилось чуть ли не в 5 раз. В то время как население России не увеличилось не разу, а если считать  именно молодёжь то даже намного уменьшилось.
Разумеется я далёк от мысли чтобы считать что увеличение количества населения есть всегда благо, либо что это всегда есть показатель благополучия. Однако же для России  с её немеренными пространствами (в отличие от мелких стран Европы) резкое уменьшение роста численности населения и даже значительное его уменьшение является свидетельством совсем не «отсутсвия куда расти», но результатом чудовищных
условий жизни и просто физического истребления масс народа.

Характерно также, что хотя по «валовому» ВВП Турция почти в 2 раза отстаёт от Российской федерации, однако минимальная зарплата в Турции составляет 90 процентов от ВВП, в то время как в России всего 10.
Не говоря уже о структуре экономики.  Львиная доля российского ВВП составляет нефть и газ, прочее сырьё а также продукты тяжёлой индустрии. В то время как в Турции почти половину занимает сфера услуг, лёгкая промышленность, а также строительная индустрия занимает не менее 5 процентов от ВВП.

Малый и средний бизнес в Турции составляет в отличие от России основную часть ВВП, что разумеется способствует равномерному распределению доходов. Ибо в России получается доходы Вексельберга 
и Абрамовича складывают с доходами пенсионеров и делят на общее число, в результате конечно россияне получаются как бы «богатые». 
Однако же это не учитывает тот факт, что большинство доходов получаемых российскими сверхбогатыми разумеется не могут быть ими освоенны с пользой для всего общества и страны а тратятся на безумные веши типа украшение брилиантами салонов автомобиля, покупки футбольных клубов и.т.п.

Более того львиная доля доходов российских частных лиц до 100 миллиардов долларов оседает в одном только Лондоне. А ведь есть ещё Испания, Швейцария и.т.д и.т.п.
Более того даже государственный доход Россия не в состоянии потратить на собственное развитие ибо
ничтожная российская экономика не может освоить такое количество денег. В результате миллиарды долларов полученных от  продажи энергоресурсов складываются в американских банках развивая американскую экономику под ничтожный процент с большим риском вообще ничего не вернуть.
Относительно немногочисленный условный средний класс также основные свои доходы от высоких зарплат тратит на приобретение импортных вещей развивая экономики стран импортёров, при чём это касается не только товаров но и услуг. Например того же туризма в той же Турции.

В США живут миллионы итальянских мигрантов, которые по сей день уверены (им бабушки и дедушки рассказывали) что Италия это нищая грязная страна, где по 10 детей семьи, а большинство  людей живут в сараях вместе с курами и козами, где сплошой криминал и.тд и.т.п..
 Современная Италия конечно же хотя и далеко не самая богатая и чистая страна Европы, тем не менее живёт на уровне вполне приличном. Любой пенсионер имеет возможность снимать приличную 2 комнатную квартиру в Риме на свою пенсию даже живя в доме с детьми в провинции. Просто ради того чтобы «иногда» приехать «к себе», когда дети надоедят
То же самое касается современной Турции, которая в представлении многих является чем-то типа постсоветской Средней Азии или дикого постсоветского Кавказа и Закавказья.
 А на самом деле это совсем не так.

rosticus.livejournal.com

Стамбул — ЦМПТ

Старый Византий, бывшая Антония, бывший Второй Рим, бывший Константинополь, Царьград и нынешний Истанбул или Стамбул представляется вам во всей красе.

Напомним, что его ещё называют: Чудом Света, Жемчужина Босфора, Обитель Преданий и Поэзии, Столица Императоров. Последнее — несомненно: город был резиденцией 10 римских, 82 византийских императоров и 30 османских султанов. У него есть ещё сотни других эпитетов. Попробуйте придумать свой. Но это потом, после основательного знакомства со Стамбулом.

 

Местоположение Стамбула

Одной из главнейших причин превращения Стамбула в мировую метрополию явилось географическое положение города. Стамбул, находящийся на пересечении 48 градусов северной широты и 28 градусов восточной долготы, единственный город в мире, который расположен на двух континентах.

Стамбул лежит на 14 холмах, у каждого из которых есть своё название, но сейчас не будем утомлять вас их перечислением. Следует отметить следующее — город состоит из трех неравных частей, на которые его разделяют Босфор и Золотой Рог (небольшой залив длиною в 7 км). На Европейской стороне: исторический полуостров, расположенный на юге Золотого Рога, а на севере Золотого Рога — районы Бейолу, Галата, Таксим, Бешикташ, на азиатской же стороне — «Новый Город». На Европейском континенте расположены многочисленные торговые и служебные центры, на Азиатском — большей частью жилые районы.

В целом, Стамбул, длиною в 150 км, и шириною в 50 км, имеет приблизительную площадь 7 500 км. Но никто не знает его подлинных границ, он вот-вот сольётся с городом Измит на востоке. При непрерывной миграции из сел (до 500 000 в год) интенсивно увеличивается численность населения. Ежегодно, в городе появляется 1 000 новых улиц, а в западно-восточной оси застраиваются новые жилые районы. Численность населения непрестанно увеличивается на 5% в год, т. е. каждые 12 лет умножается в двукратном размере. Каждый 5 житель Турции проживает в Стамбуле. Число туристов посещающих этот дивный город достигает 1,5 млн. Сама же численность населения никому точно неизвестна, официально, по данным последней переписи населения в городе проживали 12 млн. человек, хотя сейчас эта цифра возросла до 15 млн., а некоторые утверждают, что в Стамбуле живут уже 20 млн. человек.

 

Возникновение Стамбула

Предание гласит, что основателем города в VII веке до н. э. был мегарский вождь Визант, которому дельфийский оракул предсказал, где лучше устроить новое поселение. Место действительно оказалось очень удачным — мыс между двумя морями — Черным и Мраморным, наполовину в Европе, наполовину в Азии. В IV веке н. э. римский император Константин выбрал поселение Византия для строительства новой столицы империи, которую в его честь назвали Константинополем. После падения Рима в 410 году, Константинополь окончательно утвердился в качестве бесспорного политического центра империи, которая с тех пор и именовалась уже не Римской, а Византийской. Высочайшего расцвета город достиг при императоре Юстиниане. Это был центр сказочных богатств и немыслимой роскоши. В 9 веке население Константинополя насчитывало около миллиона человек! Главные улицы имели тротуары и навесы, их украшали фонтаны и колонны. Считается, что копию константинопольской архитектуры представляет Венеция, где на портале собора Святого Марка установлены бронзовые кони, вывезенные с константинопольского ипподрома после разграбления города крестоносцами в 1204 году.

 

Почему Истанбул (Istanbul)?

Что означает слово Истанбул? Историки говорят, что Константинополь в просторечии давно называли «Истимполи», что в переводе с греческого буквально означает «к городу». Знаете, когда двое встречаются на дороге и один из них спрашивает другого (идущего в город): «Куда ты идёшь?», он, естественно, отвечает: «Истимполи», т. е. в город. Мы и теперь говорим: «Поехал в город, пошёл в город». Когда вблизи только один город, это так естественно.

То есть, «Истанбул» — это всего лишь тюркизированная форма греческого названия «Истимполи». Кстати, русское название Царьград, есть точный перевод греческого поэтического названия Константинополя «Басилевуса полис», т. е. «Царственный город».

 

Архитектура Стамбула

Стамбул являлся столицей одновременно нескольких государств Восточного Рима, Византии, а также Османской империи, поэтому с установлением каждого нового государства в столице начиналось строительство грандиозных архитектурных памятников, авторами которых были выдающиеся зодчие. Самые важные исторические и туристические богатства Стамбула находятся в центре Исторического Полуострова, в таких районах города как Сарайбурну и Султанахмет. В периоды Римского, Византийского и Османского императорств эти районы были душой города, местом возведения пышных императорских дворцов.

Самые крупнейшие здания церквей, помпезные мечети, а также большие музеи также расположены в этих районах города. Два холма (из семи), также возведены в центре этого региона города. На одном из холмов построен Дворец Топкапы, на другом мечеть Султанахмет. На ровных площадях, между холмами, размещены иные исторические памятники. Здесь же находится Ипподром, где размещался центр города в Византийский и Османский периоды. Для посещения лучших музеев Стамбула, расположившихся неподалеку друг от друга, а среди них такие памятники культуры как: Храм Святой Софии, Дворец Топкапы, Мечеть Султанахмет, Музей Археологии, Музей Турецкой и Исламской культуры, Мозаичный Музей, потребуется несколько дней.

Музеи и исторические достопримечательности древнего Стамбула по значимости наполовину равноценны всем историческим ценностям и реликвиям, имеющимся во всей Турции. Стамбул — город в котором пересекаются Восток с Западом, Азия с Европой, ислам с христианством. Город, в котором самым тесным образом сплелись и соседствуют различные культуры и религии. С точки зрения исторических и культурных ценностей, Стамбул несомненно может быть равнозначен Риму.

cmpt.com.ua

Стамбул или Истанбул, а также бывший Константинополь

Стамбул или Истанбул, а также бывший Константинополь – величественный и невероятно красивый город Турции, выполняющий функцию моста между Европой и Азией. Этот мегаполис богат многовековой историей, культурой и природой. Vintage поможет вам организовать отпуск в Стамбуле.
Раньше он был столицей страны Среднего востока, но по сей день Стамбул остается главным культурным, промышленным и торговым центром. Прекрасный город, в котором сочетаются высотные здания, магистрали и древняя архитектура, многолюдность и спокойствие. Это определенно то место, которое стоит посетить. Тем более, если вам по душе эта страна, а отдых на курорте вам порядком надоел. Если вы хотите понаблюдать за слиянием двух культур – западной и восточной – тогда пакуйте удобную обувь и летите в Стамбул! Стамбул
Как добраться? В европейской части Стамбула есть крупнейший Международный аэропорт имени Ататюрка, который занимает 20-е место в мире по количеству пассажиров. Здесь базируются знаменитые Turkish Airlines. Это комфортабельный аэропорт, из которого можно легко добраться до самого города. Если же вы затеяли евротур, то в Константинополь можно приехать на поезде или на автобусе из многих европейских стран. Районы Стамбул состоит из многих частей разных культур. Например, Фатих – главный район центральной части столицы, он более консервативен и традиционен, чем, например, Бейоглу, который ежедневно посещают более миллиона туристов. Он подходит для развлечений и собирает в себе несколько кварталов, где находятся лучшие кофейни, магазины, галереи. Еще один популярный для туристов район – это Бешикташ, расположенный на европейском побережье Босфора. Но в целом город состоит из 39 административных округов, в каждом из которых найдется, что посмотреть. Транспорт Вы можете воспользоваться автобусами, долмушами, метро, трамваями, такси и даже водным транспортом. Если вы не хотите ездить на автобусе, но и не предпочитаете такси, то специально для вас существуют долмуши, ведь они являются чем-то среднем между ними. Но обязательно следует прокатиться на «морских автобусах» и паромах с великолепным видом на Босфор.  Но лучше всего, побольше передвигаться пешком. Так можно увидеть и узнать больше, общаясь с жителями. Тем более вы определенно устанете от вечных пробок и хаотичного движения. Стамбул
Где остановиться? В Стамбуле отели всех уровней находятся на каждом углу. При выборе отеля лучше ориентироваться не на бюджет, а на то, чем вы хотите заняться. Ведь каждый район интересен по-своему. Например, для любителей развлечений подойдёт район Истикляль, а для спокойного и роскошного отдыха лучше остановиться на западе, у побережья Босфора.
Чем заняться?
Стамбул – один из городов, в котором можно успешно по шопиться и найти очень интересные вещи. Ведь там огромное количество торговых центров и рынков. А после этого можно отправиться и порадовать свой желудок вкусной турецкой едой. Очень хорошие рестораны с уникальными блюдами в отелях, но в этой стране обязательно нужно попробовать уличной еды. Нельзя уехать из Турции, не попробовав суп «чобра», рыбные сэндвичи «балык-экмек», ну и конечно же, знаменитый турецкий кебаб. На десерт можно полакомиться рахат-лукумом, пахлавой или дондурмой, мороженым, запивая это легендарным турецким чаем или кофе. Ну и в обязательном порядке, следует просмотреть достопримечательности. Не обязательно делать это с гидами, можно просто посетить знаменитые места города, которые вам приглянулись, и прочувствовать их.  Например, можно отправиться к Софийскому собору, Голубой мечети или к одному из символов Стамбула – Галатской башне 14-го века, которая видна из любой точки города. Стамбул
Несколько советов: -Приобретите Musem Pass, карту за 85 TRY на пять дней, позволяющую без очереди посетить все главные музеи. -Лучше избегать поздние прогулки по не туристическим районам города. -Если вы планируете осмотреть все окрестности, лучше арендовать авто. Фото: Архивы пресс-служб Vintage
 
   

vintage.kz

что скрывается за переименованием столицы двух империй — РТ на русском

28 марта 1930 г. по указу Мустафы Кемаля Ататюрка Константинополь был переименован в Стамбул. Смена вывески на вратах Царьграда стала одним из заключительных этапов реформ первого президента Турции и символизировала окончательный отказ страны от османского политического наследия и переход на светские рельсы. Сегодня город-легенда, расположенный в двух частях света, снова на распутье — между европеизмом Ататюрка и неоосманизмом Эрдогана.

Новое имя — новая судьба. Стамбул не раз испытывал на себе справедливость этого тезиса. Впервые крутой разворот в истории города случился в 330 году: по велению Константина древнегреческий Византий стал Новым Римом — официальной столицей Римской империи, а спустя почти полвека он подарил своё родовое название её восточной преемнице. Однако в качестве Нового или Второго Рима город просуществовал немногим более столетия и опять был переименован: столица Византии была наречена Константинополем.

Очередной поворот судьбы произошёл в 1453 г., когда град Константина был завоёван турками и провозглашён столицей Османской империи. Формально он сохранял прежнее название, но оно было переиначено на турецкий лад — Костантинийэ. Неофициально же новые хозяева окрестили его Истанбулом. А цивилизованный мир стал называть этот город просто — Стамбул.

Двойное название — двойная жизнь: крупнейший центр восточного христианства превратился в центр исламского мира. В таком двусмысленном положении Стамбул-Константинополь просуществовал до провозглашения республики. А потом решительной рукой Ататюрка город был лишён столичного статуса и вскоре переименован.

Кстати, вместе с Константинополем вывески сменили и другие турецкие города с греческими корнями: новоявленная столица Ангора стала Анкарой, Смирна — Измиром, Адрианополь — Эдирне. А чтобы любителям старины было неповадно смотреть в прошлое, корреспонденцию с пометкой «Константинополь» отправляли обратно, уведомляя адресата, что такого города не существует.

Слово и дело

Но, прежде чем менять указатели, первый президент Турции провёл в жизнь свои знаменитые реформы, превратившие страну из отсталого халифата в процветающую светскую республику.

Турция преобразилась внешне и внутренне. Женщины получили равные права с мужчинами — и обязательное ношение мусульманской одежды ушло в прошлое. Был введён новый латинизированный алфавит, сменивший арабскую вязь. Канули в лету законы шариата, уступив место Гражданскому кодексу. И наконец Турция приняла единую для всего прогрессивного человечества международную систему времени, календаря и мер. Таким образом, перед Турцией открылись двери в европейскую семью народов.

Не менее ощутимыми стали преобразования в экономике. Реформы дали толчок бурному развитию промышленности. Страна переживала индустриальный бум, возводились предприятия, строились дороги. Сельское хозяйство благодаря частному предпринимательству шагнуло из допотопного состояния в новую технологическую эру. Одним словом, модернизация шла полным ходом.

Финальным аккордом симфонии реформ стало изменение имени и самого первого президента Турции. Согласно закону о фамилиях Великим национальным собранием Турции ему была присвоена фамилия Ататюрк («отец турок»), больше, правда, напоминающая почётное звание.

Вперёд в прошлое

Завоевания Мустафы Кемаля Ататюрка казались незыблемыми. Но лишь до прихода к власти Реджепа Тайипа Эрдогана. Новый рулевой турецкой республики настойчиво прокладывает курс в сторону Османской империи. Чтобы понять это, достаточно обратить внимание на такие говорящие мелочи, как увеличение числа мусульманских школ, разрешение носить хиджабы в светских вузах и даже в парламенте, а также на возрождение моды на бороды — прежде турки, подражая Ататюрку, брили подбородки и отращивали усы. Показательно и недавнее высказывание первой леди Турции Эмине Эрдоган, которая публично заявила, что «гарем — прекрасная школа жизни».

Ползучая исламизация проникает во все сферы жизни республики, а главное — в умы её граждан. И сегодня неоосманские идеи многим туркам, особенно молодым, уже не кажутся утопичными. Сладкие грёзы о возрождении халифата Эрдоган подкрепляет радикальными мерами: отказом от миролюбивой внешней политики Ататюрка и агрессивными действиями на международной арене, закручиванием гаек внутри страны и гонениями на свободную прессу. А также сезонными, так сказать, профилактическими порками высшего военного руководства, ещё недавно являвшегося гарантом и опорой светскости Турции. Ведь и сам Ататюрк, чьи портреты сегодня исчезают с улиц, орденов и вымарываются из школьных учебников, был представителем турецкого генералитета.

Если так пойдёт и дальше, то, возможно, не за горами времена, когда столица двух империй и духовный центр двух религий, снова сменит и имя, и судьбу.

Илья Оганджанов

russian.rt.com

У Османской империи был Стамбул, у Турции есть Анкара, что будет завтра?&nbsp

13 октября 1923 года Великое национальное собрание Турции приняло закон о переносе столицы государства из Стамбула, самого значительного торгового, промышленного, финансового и культурного центра страны, в Анкару. Тем не менее большинство туристов, побывавших уже не один раз на турецких курортах, до сих пор так и не знают, почему столица Турции Анкара, а некоторые даже уверенны в том, что главным городом данного государства является Стамбул. Это распространенное заблуждение укрепляет имидж нашумевший в Европе ив России сериал «Великолепный век», эпопея, в которой повествовалось о перипетиях в семье султана Османской империи Сулеймана Кануни (Справедливого). Да, город на Золотом Роге был столицей. И, кстати, не только во времена султанов. Но это поверхностное заблуждение можно развеять, узнав немного исторических фактов о том, как и почему такой крошечный город, как Анкара перерасти в столицу активно развевающийся страны.

Нынешняя столица Турции еще до падения Константинополя в 1453 году отошла сначала к сельджукам, а потом к османам. Этот город на Анатолийском нагорье давно уже привык к жизни приграничного форпоста. С VI по IX век (еще при византийских базилевсах) в городе была построена цитадель с двойным кольцом оборонительных стен. Столица Турции Стамбул была связана с Анкарой торговым трактом. Так что город и в те времена нельзя было считать захолустьем. Здесь прямо на основании христианских церквей строились мечети — некоторые которые, в свою очередь, были воздвигнуты на месте языческих капищ. Старейшей мусульманской постройкой Анкары считается мечеть Хаджибайрам, построенная в XV веке на руинах Храма Августина и Рома. Кстати, Это культовое здание до сих пор исполняет свои функции.

В 18−19-м столетиях Османская империя, ослабленная постоянными войнами, пришла в упадок. Еще и в Первой мировой войне Турция решила поддержать Германию ‑ и в результате разделила с ней горечь поражения. Поэтому в 1918 году Стамбул оккупировали армии Франции, Великобритании и Греции. Но вскоре началась борьбы за независимость, которую возглавил Мустафа Кемаль. Он хотел максимально дистанциироваться от «султанского» Стамбула, тем более, что там было много сторонников старого режима. К тому же Кемаль стремился перенести столицу подальше от «линии военных действий». Анкара была выбрана неслучайно. Этот город был в относительной близости от Стамбула, к тому же был связан с ним железнодорожной веткой. Но новая столица Турции (фото тех лет это красноречиво свидетельствуют) являла собой полное захолустье. В городе не было водопровода, освещения, канализации. До начала двадцатого века Анкара не была развитым мегаполисом, а население её составляло всего 60 тысяч человек. Послы саркастически упоминали, что ослов привязывают к решетчатому окну МИДа страны.

В 1923 году на карте мира появилось новое турецкое государство. Первый президент Турции Кемаль Ататюрк и члены Великого национального собрания объявили о переносе столицы из Стамбула в Анкару. Именно в Анкаре Кемаль вместе с парламентом принимал решения об отказе от прежнего государственного устройства — султаната, создании независимой Турецкой Республики в 1923 году и была утверждена в 1924 году ее Конституция.

Кемаль Ататюрк смог сделать то, что на протяжении столетий не удавалось многим амбициозным реформаторам. Он внедрил в Турции элементы европейского государственного управления и не допустил их отторжения. Радикальные реформы Ататюрка можно сравнить с деятельностью Петра І в России. В частности, Кемаль абсолютно изменил турецкую национальную идеологию. Если Османская империя провозгласила себя главным исламским государством и защитником всех «правоверных», то кемалистская республика выступала в качестве национального государства турок. «Какое счастье — иметь возможность гордо сказать: „Я — турок“, — писал „Отец нации“.

Но, как говорят на Востоке, ничто не вечно под луной. Когда в 2002 году к власти в Турции пришла партия „Справедливость и развитие“, она взяла курс на отказ от идейного наследия кемализма и переход в неоосманизм. Дело дошло даже до того, что некоторые горячие головы предлагали вернуть столицу государства в Стамбул. Вопрос пока снят, но не снята проблема.

Видео дня. Приставы ищут Ольгу Бузову за долги по ЖКХ

Читайте также

news.rambler.ru

Почему я люблю Стамбул

Главный редактор украинского интернет-журнала Platfor.ma Юрий Марченко давно и нежно любит Стамбул. Для 34travel он написал о том, почему же эта любовь так сильна и насколько велика роль алкоголя в ней – а заодно и в великих географических открытиях.

Всю жизнь у меня было предубеждение по поводу Турции. В сознании многих жителей постсоветских стран, да и в моем тоже, надежно зафиксировалось, что курорты этой страны – некая чудовищная смесь из похотливых туземцев, пьяных туристов и токсичной шаурмы. И вообще, все эти пункты легко можно найти на родине, зачем же куда-то ехать? Так что при упоминании о поездках в Турцию я предпочитал снобистски воротить нос.

Как обычно, выручила выпивка. Вообще, стоит отметить, что невероятное количество полезных начинаний и выдающихся поступков совершались под воздействием алкоголя. К примеру, очень многие великие географические открытия были сделаны в стельку пьяными людьми. Взять, к примеру, выдающегося британца Дэвида Ливингстона, который 150 лет назад без каких-либо турагентств прошел половину Африки и открыл ее для европейцев. Отважный миссионер, противник рабства, первооткрыватель и тому подобное – идеальный бренд для целевой аудитории от 5 до 100 лет.

На самом-то деле все свои открытия – а это и истоки Нила, и водопад Виктория, и прочее – он сделал, будучи мертвецки пьяным. Потому что в связи с антисанитарией чистую воду во время путешествия пить было нельзя, и ее разбавляли бренди. Норма на человека – около литра алкоголя в день. Дневники великого путешественника без цензуры не очень похожи на путевые заметки героя. Например, торжественный эпизод «Я почувствовал приближение смерти» в оригинале содержит расшифровку: «Потому что у меня осталось всего четыре галлона бренди».

Не пугайтесь, это все еще колонка о Стамбуле. Но сначала еще немного о Ливингстоне. Когда однажды он увяз в какой-то очередной Уджиджи без особых перспектив выжить, к нему пришел на помощь другой именитый путешественник Генри Мортон Стэнли. «Он спас меня, – пьяно сообщает Ливингстон и конкретизирует неровным почерком: – Принес 80 двухгаллонных бочонков бренди». Жена, некоторое время пытавшаяся лазить с ним по Африке, от такой жизни с радостью стала алкоголичкой, а каждый британский выпивоха, которому не хватало пару пенсов на еще одну кружку эля, неимоверно Ливингстону завидовал.

«Алкоголь помог и мне совершить собственное географическое открытие»

Так вот, я это к чему. Алкоголь помог и мне совершить собственное географическое открытие. Однажды мне довелось выпивать с друзьями в большой и шумной компании. В определенный момент кто-то предложил: «А давайте на Новый год в Стамбул?» Благодаря выпитому это показалось всем отличной идеей. Между тем, таковой она и оказалась. Мы съездили. Затем еще. И еще. И снова.

С тех пор я продолжаю систематически ездить в Стамбул. Уже в трезвом уме и твердой памяти. Я полюбил этот город: за богатейшую историю, за азиатскую экзотику, за муэдзинов, пять раз в день поющих с пронзающих небо минаретов, за питейные заведения Таксима, за кальяны при медресе, за копеечный гранатовый фреш на каждом шагу. И даже за шаурму.

 

 

Стамбул – город бесконечный. 5,4 тыс. квадратных километров. Для сравнения – это раз в 15 больше Минска. Я бывал в главном городе Турции множество раз – и всегда целенаправленно отправлялся в экспедиции на другой конец города. Целыми днями я шатался по Босфору на речных трамвайчиках, бродил по фантастическим кварталам в азиатской части Стамбула, любовался видами на Золотой рог со всевозможных ракурсов, рассматривал удивительные римские развалины. Но так и не избавился от ощущения, что не видел даже десятой части Стамбула. Это действительно город, который можно изучать всю жизнь. И всю жизнь им восхищаться.

У писателей и художников есть тончайшая грань, пройти по которой – настоящее искусство. Это грань между авторским стилем и самокопированием. Главный город Турции идет по этой грани, как бывалый канатоходец. В каком бы уголке города ты ни оказался, практически всегда понятно, что это Стамбул. При всем его разнообразии. Вот дорогие кварталы Шишли – и вполне может показаться, что ты где-то в лондонском Сити. Но затем из-за угла внезапно возникает деревянная тележка с фруктами, будто на дворе султанский XVII век. Вот находящийся на азиатской части Учкюдар – покосившиеся дома, узкие улочки, смуглые люди словно из того же XVII века, но уже самаркандского. И неожиданно посреди этого – торговый центр с последними коллекциями модных брендов. Вот знаменитый Истикляль со своим карманным трамваем, похожий одновременно на пхукетскую Бангла-роад и на московский Арбат. И по совершенно европейской на вид улочке едет совершенно европейская на вид полиция, от которой в прилегающие переулки, как тараканы, разбегаются ободранные лоточники с продающимися поштучно вкуснейшими мидиями. И все это Стамбул.

«В итоге вы забираете покупку за сумму вдвое-втрое меньше первоначальной цены. Проблема только в одном: ощущение того, что вас чудовищно обманули, никуда не девается»

К слову о мидиях и торговых центрах. Еще одна неотъемлемая черта Стамбула – это торговля. Вышколенные тысячелетиями жизни на пересечении торговых путей, стамбульцы обожают торговаться. И когда я говорю «торговаться», я имею в виду «ТОРГОВАТЬСЯ». Учтите, если вы с ходу забираете товар по предложенной продавцом цене, то это значит, что вас обжулили. Правильный алгоритм таков: вам называют стоимость, вы смеетесь дерзкому торгашу в лицо и предлагаете раз в десять меньше. Он разводит руками. Вы уходите. Он догоняет и обещает несусветную скидку. В итоге вы забираете покупку за сумму вдвое-втрое меньше первоначальной цены. Проблема только в одном: ощущение того, что вас чудовищно обманули, никуда не девается. И да, разумеется, вас все-таки обжулили. Эта двухметровая фарфоровая пахлава и близко не стоит тех монет, что вы за нее в итоге выложили. Но, как сказал бы Джек Николсон из фильма «Пролетая над гнездом кукушки», вы хотя бы попытались.

Турция – это не «олл инклюзив» для пузатых туристов, выходящих за территорию отеля только чтобы сфотографироваться с обезьянкой на набережной. И не назойливые торгаши с китайскими безделушками (хотя ладно, и это тоже). Турция – это Стамбул. Это контрасты, каждый из которых по отдельности, по идее, должен раздражать, но все в совокупности почему-то радуют. Это город, вписанный в европейскую и азиатскую историю так основательно, что иногда кажется, будто он и есть эта история.

Ведь это здесь с начала III века находится столица Римской империи. Это здесь в величественной Айя-Софии папский легат Гумберт объявляет константинопольскому патриарху анафему, после чего христианство раскалывается на католичество и православие. Это здесь в 1453 году рухнули надежды христиан на победу над исламом – европейский Константинополь стал османским Стамбулом. Это здесь теперь обитает 14 миллионов говорливых и жизнерадостных жителей, каждый день бродящих по своей древней земле мимо удивительной современности.

Теперь здесь можете быть и вы.

Фото: Dina Biboletova

34travel.me

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *