Зимний дворец
История создания Зимнего Дворца
Освоение территории восточнее Адмиралтейства началось одновременно с возникновением верфи. В 1705 году на берегу Невы возвели дом для «Великого Адмиралтейца» — Федора Матвеевича Апраксина. К 1711 году место нынешнего дворца занимали особняки знати, причастной к флоту (строиться здесь могли только морские чиновники).
Первый деревянный Зимний дом «голландской архитектуры» по «образцовому проекту» Трезини под черепичной крышей был построен в 1711 году для царя, как для корабельных дел мастера Петра Алексеева. Перед его фасадом в 1718 году прорыли канал, впоследствии ставший Зимней канавкой. Петр называл его «своей конторой». Специально к свадьбе Петра и Екатерины Алексеевны дворец из деревянного был перестроен в скромно декорированный двухэтажный каменный дом с черепичной кровлей, который имел спуск к Неве. По мнению некоторых историков, свадебный пир состоялся в большом зале этого первого Зимнего дворца.
Второй Зимний дворец был сооружен в 1721 году по проекту Маттарнови. Главным фасадом он выходил уже на Неву. В нем Петр прожил свои последние годы.
Третий Зимний дворец появился в результате перестройки и расширения этого дворца по проекту Трезини. Части его позднее вошли в объем Эрмитажного театра, созданного Кваренги. В ходе реставрационных работ были обнаружены фрагменты петровского дворца внутри театра: парадный двор, лестница, сени, комнаты. Теперь здесь по существу экспозиция Эрмитажа «Зимний дворец Петра первого».
В 1733-1735 годах по проекту Бартоломео Растрелли на месте бывшего дворца Федора Апраксина, выкупленного для императрицы, был построен четвертый Зимний дворец — дворец Анны Иоанновны. Растрелли использовал стены роскошных палат Апраксина, возведенных ещё в петровские времена архитектором Леблоном.
Четвертый Зимний дворец стоял примерно там же, где мы видим нынешний, и был гораздо наряднее предыдущих дворцов.
Пятый Зимний дворец для временного пребывания Елизаветы Петровны и ее двора вновь строил Бартоломео Франческо Растрелли (в России его часто называли Варфоломеем Варфоломеевичем). Это было огромное деревянное здание от Мойки до Малой Морской и от Невского проспекта до Кирпичного переулка. От него давно не осталось и следа. Многие исследователи истории создания нынешнего Зимнего о нем даже не вспоминают, считая пятым — современный Зимний дворец.
Нынешний Зимний дворец – шестой по счету. Строился он с 1754 по 1762 год по проекту Бартоломео Растрелли для императрицы Елизаветы Петровны и является ярким образцом пышного барокко. Вот только пожить во дворце Елизавета не успела — умерла, так что первой настоящей хозяйкой Зимнего дворца стала Екатерина вторая.
В 1837 году Зимний сгорел — пожар начался в Фельдмаршальском зале и продолжался целых три дня, все это время служители дворца выносили из него произведения искусства, украшавшие царскую резиденцию, вокруг Александровской колонны выросла огромная гора из статуй, картин, драгоценных безделушек… Говорят, что ничего не пропало…
Зимний дворец был восстановлен после пожара 1837 года без каких-либо серьезных внешних изменений, к 1839 году работы были закончены, ими руководили два архитектора: Александр Брюллов (брат великого Карла) и Василий Стасов (автор Спасо-Перображенского и Троице-Измайловского соборов). Было только уменьшено количество скульптур по периметру его крыши.
На протяжении столетий время от времени менялся цвет фасадов Зимнего дворца. Первоначально стены были окрашены «песчаной краской с самой тонкой прожелтью», декор – белой известью. Перед первой мировой войной дворец приобрел неожиданный красно-кирпичный цвет, придавший дворцу мрачный вид. Контрастное сочетание зеленых стен, белых колонн, капителей и лепнины декора появилось в 1946 году.
Внешний вид Зимнего дворца
Растрелли сооружал не просто царскую резиденцию, — дворец строился «для одной славы всероссийской», как было сказано в указе императрицы Елизаветы Петровны Правительствующему сенату. От европейских зданий стиля барокко дворец отличают яркость, жизнерадостность образного строя, праздничная торжественная приподнятость Его более чем 20-метровую высоту подчеркивают двухярусные колонны. Вертикальное членение дворца продолжают статуи и вазы, уводящие взгляд в небо. Высота зимнего дворца стала строительным эталоном, возведенным в принцип петербургского градостроения. Выше Зимнего здания в старом городе строить не разрешалось.
Планировка Зимнего дворца
Бартоломео Растрелли уже имел опыт строительства царских дворцов в Царском Селе и Петергофе. В схему Зимнего дворца он заложил стандартный планировочный вариант, ранее им опробованный. Подвал дворца использовался, как жилье для слуг или складские помещения. На первом этаже размещались служебные и хозяйственные помещения. Во втором этаже размещались торжественные парадные залы и личные апартаменты императорской семьи.На третьем селили фрейлин, врачей и ближних слуг. Эта планировка предполагала преимущественно горизонтальные связи между различными помещениями дворца, что нашло отражение в бесконечных коридорах Зимнего.
Как в любом другом дворце императорской семьи, в Зимнем была церковь, вернее — две церкви: Большая и Малая. По замыслу Бартоломео Растрелли, Большая церковь должна была служить императрице Елизавете Петровне и её «большому двору», Малая же — «молодому двору» — двору наследника-цесаревича Петра Федоровича и его супруги Екатерины Алексеевны.
Интерьеры Зимнего дворца
Если экстерьер дворца выполнен в стиле позднего русского барокко. То интерьеры в основном выполнены в стиле раннего классицизма. Один из немногих интерьеров дворца, сохранивший первоначальную отделку в стиле барокко – парадная Иорданская лестница. Она занимает огромное пространство почти 20-метровой высоты и кажется еще выше за счет росписи плафона. Отражаясь в зеркалах, реальное пространство кажется еще больше. Созданная Бартоломео Растрелли лестница после пожара 1837 года была восстановлена Василием Стасовым, сохранившим общий замысел Растрелли. Декор лестницы бесконечно разнообразен – зеркала, статуи причудливая позолоченная лепнина, варьирующая мотив стилизованной раковины. Формы барочного декора стали сдержаннее после замены деревянных колонн, облицованных розовым стюком (искусственным мрамором) на монолитные гранитные колонны.
Из трех залов Невской анфилады наиболее сдержан по отделке Аванзал. Основной декор сосредоточен в верхней части зала – это аллегорические композиции, исполненные в монохромной технике (гризайль) на позолоченном фоне. С 1958 года в центре Аванзала установлена малахитовая ротонда (сначала она находилась в Таврическом дворце, затем в Александро-Невской лавре).
Более торжественно оформлен самый большой зал Невской анфилады – Николаевский. Это один из самых больших залов Зимнего дворца, его площадь — 1103 м кв. Парадность ему придают трехчетвертные колонны пышного коринфского ордера, роспись каймы плафона и огромные люстры. Зал выдержан в белом цвете.
Концертный зал, предназначенный в конце XVIII века для придворных концертов, имеет более насыщенный скульптурный и живописный декор, чем два предыдущие зала. Зал украшают статуи муз, установленные во втором ярусе стен над колоннами. Этот зал завершал анфиладу и первоначально был задуман Растрелли как преддверие к тронному залу. В середине XX века в зале установили серебряную гробницу Александра Невского (переданную в Эрмитаж после революции) весом около 1500 кг, созданную на Монетном дворе Санкт-Петербурга в 1747–1752 гг. для Александро-Невской лавры, в которой и по сей день хранятся мощи Святого князя Александра Невского.
Гербовый зал украшен щитками с гербами русских губерний XIX в., расположенными на огромных люстрах, освещающих его. Это образец позднеклассического стиля. Портики на торцовых стенах скрадывают огромность зала, сплошное золочение колонн подчеркивает его парадность. Четыре скульптурные группы воинов Древней Руси напоминают о героических традициях защитников отечества и предваряют следующую за ним Галерею 1812 года.
Самое совершенное творение Стасова в Зимнем дворце — Георгиевский (Большой тронный) зал. Созданный на том же месте зал Кваренги погиб в пожаре 1837 г. Стасов, сохранив архитектурный замысел Кваренги, создал совершенно иной художественный образ. Стены облицованы каррарским мрамором, из него же высечены колонны. Декор потолка и колонн выполнен из золоченой бронзы. Орнамент потолка повторяется в паркете, набранном из 16 ценных пород дерева. Отсутствуют в рисунке пола только Двуглавый орел и святой Георгий – негоже наступать на гербовые знаки великой империи. Трон из золоченого серебра восстановлен на прежнем месте в 2000 г. архитекторами и реставраторами Эрмитажа. Над тронным местом находится мраморный барельеф со святым Георгием, поражающим дракона, работы итальянского скульптора Франческо дель Неро.
Хозяева Зимнего дворца
Заказчицей строительства была дочь Петра Великого, императрица Елизавета Петровна, она торопила Растрелли с постройкой дворца, поэтому работы велись бешеными темпами. Спешно отделывались личные покои императрицы (две опочивальни и кабинет), покои цесаревича Павла Петровича и некоторые примыкающие к покоям помещения: Церковь, Оперный дом и Светлая галерея. Но пожить во дворце императрица не успела. Она скончалась в декабре 1761 года. Первым хозяином Зимнего дворца стал племянник императрицы (сын её старшей сестры Анны) Петр III Федорович. Зимний дворец торжественно освятили и сдали в эксплуатацию к Пасхе 1762 года. Петр III немедленно затеял переделки в юго-западном ризалите. В число покоев вошли кабинет и библиотека. Планировалось создание Янтарного зала по образцу царскосельского. Для своей жены он определил покои в юго-западном ризалите, окна которого выходили на промышленную зону Адмиралтейства.
Император прожил во дворце только до июня 1762 года, после чего, сам того не предполагая, навсегда покинул его, переехав в свой любимый Ораниенбаум, где в конце июля подписал отречение, вскоре после чего был убит в Ропшинском дворце.
Начался «блестящий век» Екатерины II, ставшей первой настоящей хозяйкой Зимнего дворца, а юго-восточный ризалит, выходивший на Миллионную улицу и Дворцовую площадь, стал первой из «зон проживания» хозяев дворца. Екатерина II после переворота в основном продолжала жить в деревянном елизаветинском дворце, а в августе уехала в Москву для коронации. Строительные работы в Зимнем не прекратились, но вели их уже другие архитекторы: Жан Батист Валлен-Деламот, Антонио Ринальди, Юрий Фельтен. Растрелли сначала отправили в отпуск, а потом и в отставку. Вернулась Екатерина из Москвы в начале 1863 года и перенесла свои покои в юго-западный ризалит, показывая переемственность от Елизаветы Петровны к Петру III и к ней — новой императрице. Все работы в западном крыле свернули. На месте покоев Петра III при личном участии императрицы был выстроен комплекс личных покоев Екатерины. В него вошли: Аудиенц-камера, которая заменяла Тронную залу; Столовая с двумя окнами; Уборная; две Повседневные спальни; Будуар; Кабинет и Библиотека. Все помещения были выдержаны в стиле раннего классицизма. Позднее Екатерина приказала переделать одну из повседневных спален в Бриллиантовую комнату или Алмазный покой, где хранилось драгоценное имущество и императорские регалии: корона, скипетр, держава. Регалии находились в центре комнаты на столе под хрустальным колпаком. По мере приобретения новых ювелирных изделий появлялись застекленные ящики, крепящиеся к стенам.
Императрица прожила в Зимнем дворце 34 года и ее покои расширялись и перестраивались не раз.
Павел I прожил в Зимнем дворце детство и юность, а получив в подарок от матери Гатчину в середине 1780-х выехал из него и вернулся в ноябре 1796 года, став императором. Во дворце Павел прожил четыре года в переделанных покоях Екатерины. Вместе с ним переехала его большая семья, поселившаяся в своих комнатах в западной части дворца. После воцарения он сразу начал строительство Михайловского замка, не скрывая своих планов буквально «ободрать» интерьеры Зимнего дворца, использовав все ценное для украшения Михайловского замка.
После гибели Павла в марте 1801 года император Александр I сразу же вернулся в Зимний дворец. Дворцу вернулся статус главной имперской резиденции. Но он не стал занимать покои юго-восточного ризалита, вернулся в свои комнаты, находящиеся вдоль западного фасада Зимнего дворца, с окнами на Адмиралтейство. Помещения второго этажа юго-западного ризалита навсегда утратили значение внутренних покоев главы государства. Ремонтировать покои Павла I начали в 1818 году, накануне приезда в Россию короля Прусси Фридриха Вильгельма III, назначив ответственным за выполнение работ «коллежского советника Карла Росси» . По его рисункам выполнены все дизайнерские работы. С этого времени комнаты в этой части Зимнего дворца стали официально именовать «прусско-королевскими комнатами», а позднее — Второй запасной половиной Зимнего дворца. Она отделена от Первой половины Александровским залом, в плане эта половина состояла из двух перпендикулярных анфилад, выходящих окнами на Дворцовую площадь и Миллионную улицу, которые по-разному соединялись с комнатами, выходящими во двор. Было время, когда в этих комнатах жили сыновья Александра II. Сначала Николай Александрович (которому так и не суждено было стать русским императором) , а с 1863 года и его младшие братья Александр (будущий император Александр III) и Владимир. Они съехали из помещений Зимнего дворца в конце 1860-х, начав свою самостоятельную жизнь. В начале ХХ века в комнатах Второй запасной половины селили сановников «первого уровня», спасая их от бомб террористов. С начала весны 1905 года там жил генерал-губернатор Санкт-Петербурга Трепов. Затем осенью 1905 года в этих помещениях поселили премьер-министра Столыпина с семьей.
Помещения на втором этаже вдоль южного фасада, окна которых расположены справа и слева от главных ворот, еще Павел I отвел своей супруге Марии Федоровне в 1797 году. Умная, честолюбивая и волевая жена Павла в период своего вдовства сумела сформировать структуру, которая именовалась «ведомство императрицы Марии Федоровны». Оно занималось призрением, образованием, оказанием медицинской помощи представителям различных сословий. В 1827 году в покоях сделали ремонт, закончившийся в марте, а в ноябре этого же года она умерла. Её третий сын император Николай I принял решение о консервации ее покоев. Позднее там сформировалась Первая запасная половина, состоящая из двух параллельных анфилад. Это была самая большая из дворцовых половин, простиравшаяся по второму этажу от Белого до Александровского зала. В 1839 году там поселились временные жильцы: старшая дочь Николая I великая княгиня Мария Николаевна и ее муж, герцог Лейхтенбергский. Они прожили там почти пять лет, до завершения строительства Мариинского дворца в 1844 году. После смерти императрицы Марии Александровны и императора Александра II их комнаты вошли в состав Первой запасной половины.
На первом этаже южного фасада между подъездом императрицы и до главных ворот, ведущих в Большой двор, окнами на Дворцовую площадь шли помещения Дежурных дворцовых гренадер (2 окна), Свечной должности(2 окна) и отделение Военно-походной Канцелярии императора (3 окна). Далее шли помещения «Гоф-фурьерской и Камер-фурьерской должности». Эти помещения заканчивались у Комендантского подъезда, справа от которого начинались окна квартиры коменданта Зимнего дворца.
Весь третий этаж южного фасада, вдоль длинного фрейлинского коридора, занимали квартиры фрейлин. Так как эти квартиры являлись служебной жилой площадью, то по воле хозяйственников или самого императора фрейлин могли перемещать из одного помещения в другое. Некоторые из фрейлин быстро выходя замуж, навсегда покидали Зимний дворец; другие встречали там не только старость, но и смерть…
Юго-западный ризалит при Екатерине II занимал дворцовый театр. Его снесли в середине 1780-х гг., чтобы разместить там комнаты для многочисленных внуков императрицы. Внутри ризалита устроили маленький замкнутый дворик. В комнатах юго-западного ризалита поселили дочерей будущего императора Павла I. В 1816 году великая княгиня Анна Павловна вышла замуж за принца Вильгельма Оранского и уехала из России. Ее покои переделали под руководством Карло Росси для великого князя Николая Павловича и его молодой жены Александры Федоровны. Супруги прожили в этих комнатах 10 лет. После того как великий князь стал в 1825 году императором Николаем I супруги переехали в 1826 г. в северо-западный ризалит . А после женитьбы наследника-цесаревича Алесандра Николаевича на принцессе Гессенской (будущей императрице Марии Александровне) они заняли помещения второго этажа юго-западного ризалита. Со временем эти комнаты стали именоваться «Половиной императрицы Марии Александровны»
Фотографии Зимнего Дворца
Зимний Дворец на карте
guida-spb.com
Зимний дворец, Санкт-Петербург: фото, описание, история, архитектор
Санкт-Петербург – северный город, он привык удивлять своей роскошью, амбициозностью и своеобразием. Зимний дворец в Петербурге – это лишь одна из достопримечательностей, которая является бесценным шедевром архитектуры прошлых столетий.
Зимний дворец – обитель правящей верхушки государства. Более ста лет императорские семьи проживали зимой в этом здании, которое отличается уникальной архитектурой. Данная постройка является частью музейного комплекса Государственного Эрмитажа.
История Зимнего дворца в Санкт-Петербурге
Возведение происходило под руководством Петра I. Первым сооружением, возведенным для императора, был дом из двух этажей, покрытый черепицей, вход в него венчали высокие ступеньки.
Город становился больше, разрастался новыми постройками, и первый Зимний дворец смотрелся более чем скромно. По приказу Петра l рядом с предыдущим дворцом был построен еще один. Он был немного больше первого, но его отличительной чертой стал материал – камень. Примечательно, что именно эта обитель стала последней для императора, здесь в 1725 году он скончался. Сразу же после кончины царя талантливый архитектор Д. Трезини провел восстановительные работы.
Увидел свет еще один дворец, который принадлежал императрице Анне Иоанновне. Она была недовольна тем, что поместье генерала Апраксина выглядит эффектнее царского. Тогда талантливый и смекалистый автор проекта Ф. Растрелли добавил длинный корпус, который был назван “Четвертым Зимним дворцом в Санкт-Петербурге”.
На этот раз архитектор был озадачен проектом новой резиденции в максимально сжатые сроки – два года. Желание Елизаветы не могло быть выполнено настолько быстро, поэтому Растрелли, который готов был взяться за работу, несколько раз просил о продлении срока.
Над строительством сооружения трудились тысячи крепостных, ремесленников, художников, литейщиков. Проект такого размаха не выдвигался на рассмотрение ранее. Крепостные, которые трудились с раннего утра до позднего вечера, жили вокруг постройки в переносных шалашах, только некоторым из них разрешалось переночевать под крышей помещения.
Продавцы близлежащих лавок поймали волну ажиотажа вокруг строительства, поэтому значительно подняли цены на продукты. Случалось так, что стоимость еды вычитали из жалования рабочего, поэтому крепостной не только не зарабатывал, но еще и оставался в долгу у работодателя. Жестоко и цинично, на сломанных судьбах простых рабочих, строился новый «дом» для царей.
Когда строительство было окончено, то Санкт-Петербург получил архитектурный шедевр, который поражал своим размером и роскошью. Зимний дворец имел два выхода, один из которых был обращен к Неве, а с другого была видна площадь. Первый этаж занимали хозяйственные помещения, выше были парадные залы, ворота зимнего сада, третий и последний этаж был для слуг.
Приглянулась постройка Петру III, который в благодарность за неимоверный архитектурный талант решил присвоить Растрелли звание генерал-майора. Карьера великого архитектора закончилась трагично с приходом на престол Екатерины II.
Пожар во дворце
Страшное несчастье случилось в 1837 году, когда из-за неисправности печной трубы во дворце начался пожар. Усилиями двух рот пожарных пытались купировать огонь внутри, закладывая дверные и оконные проемы кирпичами, однако на протяжении тридцати часов остановить злые языки пламени так и не удалось. Когда пожар закончился, от прежнего здания остались только своды, стены и орнаменты первого этажа – огонь уничтожил все.
Работы по восстановлению начались сразу же и были закончены только через три года. Так как с первой постройки чертежи практически не сохранились, реставраторам пришлось экспериментировать и придавать ему новый стиль. Как итог, появилась так называемая «седьмая версия» дворца в бело-зеленых тонах, с многочисленными колонами и позолотой.
С новым обликом дворца в его стены пришла цивилизация в виде электрификации. На втором этаже была построена электростанция, которая полностью обеспечивала потребности в электричестве и на протяжении пятнадцати лет она считалась самой большой во всей Европе.
Советуем посмотреть на дворцово-парковый ансамбль Петергоф.
Множество происшествий выпало на долю Зимнего дворца за время его существования: пожар, штурм и взятие 1917 года, покушение на жизнь Александра II, заседания Временного правительства, бомбардировки времен ВОВ.
www.miroworld.ru
Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге 2019: мероприятия, как добраться, фото
Краткое описание
Главная площадь города на Неве и один из красивейших архитектурных ансамблей в мире. Площадь, которую образуют памятники культурного наследия и которая сама является свидетелем эпохальных событий в истории страны. Все это — Дворцовая площадь.
История
Территория, где сейчас располагается Дворцовая площадь, ранее представляла собой обширное открытое пространство – гласис. Образовалось оно после закладки в 1704 году Адмиралтейской верфи, и по законам военного времени было необходимо для действий артиллерии. Когда Адмиралтейство утратило функцию военной крепости, первоначальное значение гласиса тоже было забыто.Постепенно территория заросла травой и превратилась в Адмиралтейский луг.
Во времена Анны Иоанновны здесь устраивались пышные празднования, народные гулянья: сооружали павильоны и винные фонтаны, жарили туши быков. Императрица Елизавета Петровна в 1743 году и вовсе издала указ засеять часть Адмиралтейского луга овсом.
Формирование ансамбля Дворцовой площади началось в 1753 году, когда архитектор Франческо Бартоломео Растрелли одновременно с окончательным вариантом Зимнего дворца представил проект площади перед ним.
Основные исторические этапы формирования площади, которые протекали в течение почти века и затронули время правления нескольких российских правителей:
- 1754 – 1762: возведение Зимнего дворца по проекту Растрелли
- 1819 – 1829: строительство здания Главного штаба
- 1830 – 1834: установка Александровской колонны
- 1837 – 1843: строительство Гвардейского корпуса
- 1977: масштабная реконструкция площади, в ходе которой заменили старое асфальтовое покрытие брусчаткой, выполнив декоративное мощение. Также были воссозданы в историческом виде 4 фонаря по углам площади
- 2001: очередная реставрация площади и археологические исследования. В ходе них был обнаружен фундамент флигеля времен императрицы Анны Иоанновны. Флигель представлял собой трехэтажный дворец, возведенный по проекту Растрелли. Фундамент был изучен, сфотографирован и вновь засыпан землей
Архитектура
Границы Дворцовой площади определяют:
- Зимний дворец, главный фасад которого обращен к площади, задний – к Дворцовой набережной вдоль Невы
- Главный штаб с Триумфальной аркой — напротив дворца
- в восточной части — здание Гвардейского корпуса. Архитектурный стиль — классицизм, автор проекта – Александр Брюллов
- в западной части, свободной от архитектурных строений, открывается вид на Александровский сад и Адмиралтейство
Границей площади является Дворцовый проезд. Он соединяет Дворцовый мост через Неву с Невским проспектом. Завершающим звеном в архитектурном ансамбле площади стало здание Гвардейского корпуса, возведенное в 1840 году.
Зимний дворец
Зимний дворец, который в 1766 году и дал название площади – главный императорский дворец России, официальная зимняя резиденция российских императоров до 1904 года.
Краткое описание:
- автор архитектурного проекта: Франческо Бартоломео Растрелли
- стиль: елизаветинское барокко
- высота: 23,5 метра
- общая площадь: около 60 тыс. кв. метров
В октябре 1917 года нарком просвещения Анатолий Луначарский объявил Зимний дворец и Эрмитаж Государственными музеями.
Главный штаб
Здание соответствует размерам Зимнего дворца шириной дуги, высотой, положением центра, но при этом является его полной противоположностью по архитектурному стилю. Главный штаб – это комплекс с двумя крыльями, соединенными аркой.
Краткое описание:
- автор архитектурного проекта: Карл Иванович Росси
- стиль: классицизм
- общая длина: 580 метров
Триумфальная арка
Парадный вход на Дворцовую площадь – величественная арка Главного штаба. Сооружена в честь победы русских войск в Отечественной войне 1812 года и именуется Триумфальной. Она является самостоятельным архитектурным объектом и состоит из трех арочных конструкций, соединенных между собой.
Со стороны площади стены арки украшают горельефы, изображающие воинские трофеи и венки. На уровне 2-го яруса окон здания штаба – фигуры часовых в античных доспехах. Они будто протягивают входящим на площадь лавровые венки победителей.Венчает арку колесница, запряженная шестеркой лошадей, правит которой богиня победы Ника. В руках у нее – лавровый венок и воинский штандарт, которые она простирает над площадью. Сдерживают коней два воина в античных доспехах, с копьями.
Краткое описание сооружения:
- высота свода 28 метров
- величина коней 3 метра
- богиня Ника возвышается на 10 метров
- авторы скульптурных групп в оформлении арки: архитекторы Василий Иванович Демут — Малиновский и Степан Степанович Пименов
Александровская колонна
Известное архитектурное творение Огюста Монферрана в центре Дворцовой площади. Установлена по указу императора Николая I в честь победы его брата, Александра I, в войне с Наполеоном.
Краткое описание сооружения:
- архитектурный стиль: ампир
- материал изготовления: розовый гранит
- вес 600 тонн
- общая высота 47,5 метров
- создатель скульптуры ангела, венчающей колонну: Борис Орловский
История создания и существования Александровской колонны окутана множеством легенд. Одна из них связана с сомнениями в ее устойчивости – монолитное гранитное сооружение удерживается на постаменте только за счет собственной массы. После установки колонны многие боялись, что она может упасть. Ее создатель, Огюст Монферран, пообещал каждый день прогуливаться вокруг нее, чтобы развеять страхи. Такие ежедневные прогулки он совершал до самой своей смерти.
После стихотворения Александра Пушкина «Памятник» за колонной закрепилось название «Александрийский столп»Мероприятия в 2019 году
Дворцовая площадь является в Санкт-Петербурге традиционным местом для массовых народных гуляний, спортивных состязаний, проведения масштабных парадов и концертов.
Новый год
На площади устанавливают главную елку города. В качестве новогоднего дерева в 2019 году выступила искусственная 25-метровая конструкция, украшенная золотыми и синими гирляндами и увенчанная звездой. Сценическую площадку для выступления артистов соорудили в виде зимнего замка.
Лазерное шоу — завораживающее световое представление, транслируемое на фасаде одного из самых старейших зданий площади – Главном штабе. Его размеры и хорошая видимость с дальнего расстояния, изогнутая форма, напоминающая огромный экран, а также месторасположение, известное практически каждому жителю и гостю города – вот критерии, по которым Главный штаб выбирали для демонстрации шоу. Представление организовывалось последние два года крупнейшим авиаперевозчиком России компанией «Аэрофлот». Однако в дни празднования наступления 2019 года лазерное шоу отменили.
Парады
В день празднования очередной, 75-й годовщины освобождения Ленинграда от блокады, 27 января 2019 года, офицеры и солдаты Преображенского полка прошли парадом по Дворцовой площади. В параде также участвовала военная техника:
- легендарный танк Т-34
- боевые машины пехоты БМП
- бронетранспортеры и бронеавтомобили
- артиллерийские установки и системы залпового огня
Кроме этого, фасад Главного штаба на Дворцовой площади украсило лазерное шоу. Это было мультимедийное представление на тему «Панорама блокады». В атмосферу военной эпохи зрителей погрузили:
- хроники фашистского наступления
- кадры обороны Ленинграда
- картины блокадного города
- звук метранома и вой сирен, стихи Ольги Берггольц и голос Левитана
- салют 27 января 1944 года, восславляющий прорыв блокады и освобождение города
Еще один парад по традиции пройдет на площади в День Победы, 9 мая. Так, например, в 2018 году в параде на Дворцовой площади приняли участие:
- 4,5 тысячи военнослужащих
- более 100 единиц военной техники
- 45 самолетов и вертолетов
Парад Победы на площади сопровождает выступление оркестрового батальона, в исполнении которого звучат военные марши и мелодии.
Концерты
В разное время Дворцовая площадь становилась местом выступления многих знаменитых артистов, как отечественных, так и зарубежных. Вот только некоторых из них:
- июнь 2001 – Пласидо Доминго
- июнь 2004 – Пол Маккартни
- июнь 2007 — группа «Scorpions»
- июль 2007 — Элтон Джон
- август 2007 – Эдита Пьеха
- август 2009 – Мадонна
Городские концертные мероприятия
- 9 мая — гала-концерт к празднованию Дня Победы
- 27 мая — концерт ко Дню основания города «Классика на Дворцовой»
- 28 июля – концерт ко дню военно-морского флота России, заказать билет можно на ticketstour.ru
15 сентября 2019 года на Дворцовой площади состоится финиш 92-го Международного легкоатлетического забега Пушкин — Санкт-Петербург. Пробег организуется ежегодно. Финиш на Дворцовой площади проходит с 1935 года.
Где находится
Адрес
Центральный район
Метро
Как добраться
- Автобусы: 24, 191, 7
- Троллейбусы: 10, 11, 7, 1
- Маршрутное такси: К-252
Интересные факты
- Привычный голубовато-зеленый фасад Зимнего дворца, оформленный белыми колоннами, в 1901 году по указу Николая II был перекрашен в терракотовый цвет. В этот же цвет был покрашен Главный штаб. По странной случайности последующие роковые события, развернувшиеся на площади, прошли на фоне красного, революционного цвета.
- В январе 1905 года Дворцовая площадь стала местом трагических событий, вошедших в историю под названием «Кровавое воскресенье». Здесь была расстреляна мирная демонстрация рабочих, которые организовали шествие к Зимнему дворцу с намерением вручить императору Николаю II петицию о нуждах рабочих.
- В 1914 году Николай II объявил с Дворцовой площади о начале войны с Германией
- В 1918 году в здании Главного штаба был убит председатель Петроградской ЧК Моисей Урицкий. В этом же году в честь убитого революционера площадь переименовали, и до 1944 года она носила название площадь Урицкого
- В июле 1924 года на Дворцовой площади состоялось необычное шахматное состязание — «Живые шахматы». В качестве игровых фигур выступили военнослужащие – белыми стали бойцы ВМФ в парадной форме, черными – солдаты-красноармейцы в форме защитного цвета. Игровым полем стало все пространство площади, брусчатку которой расчертили на 64 квадрата. Игроками и командующими стали отечественные гроссмейстеры Илья Рабинович и Петр Романовский. Короли – со знаменами, королевы — в сарафанах. Ходы «конем» действительно выполнялись верхом. Игровая партия продолжалась 5 часов и завершилась ничьей на 67 ходе.
- Дворцовая площадь не раз становилась огромной сценической площадкой. Одним из самых интересных представлений стал спектакль, в котором 6 тысяч человек разыграли сценки Октябрьской революции 1917 года. Он был организован на площади 7 ноября 1920 года.
- В июле 1945 года через Триумфальную арку Главного штаба прошли воины-победители Великой Отечественной войны — солдаты и офицеры Ленинградского Гвардейского корпуса
- Дворцовая площадь — пешеходная зона. Прокатиться здесь можно только в карете
- Площадь внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО
Фото-галерея
peterburg.guide
Зимний дворец в Санкт-Петербурге, история создания, обзор залов, фото
Адрес: Дворцовая площадь, 2
Режим работы: с 10.30 до 18.00
Главный дворец российских императоров строился с 1754 по 1762 годы придворным архитектором, итальянцем по происхождению Б.Ф.Растрелли. Дворец создавался в распространенном тогда стиле барокко, которому были присущи пышность, величие, выраженная контрастность и торжественность.
Содержание:
- История создания
- Основные залы Зимнего Дворца (кратко)
Возводиться дворец начал при Елизавете Петровне, но до окончания строительства императрица не дожила и первой хозяйкой нового Зимнего оказалась Екатерина Вторая. Она же явилась инициатором создания картинной галереи и коллекций других произведений искусства, которые со временем образовали бесценные эрмитажные сокровища. Впоследствии дворец превращается в постоянную резиденцию действующих императоров вплоть до Николая Второго, хотя тот больше любил Царскосельский Александровский дворец.
В тяжелые годы Первой Мировой войны дворцовые залы были отданы под военный госпиталь. В 1917 году (с марта по октябрь) в Зимнем дворце заседали и практически жили члены Временного правительства. С 1920 по 1941 залы заняты Музеем революции и Эрмитажем.
Сегодня Зимний дворец с размещенными в нем сокровищами Эрмитажа — самое посещаемое туристическое место Петербурга. Люди идут сюда посмотреть и сам дворец – ярчайшую городскую достопримечательность и произведения искусства, находящиеся в нем.
История создания
С времен Петра Первого до превращения дворца в величественное произведение архитектурного искусства середины 18 века было выстроено 5 зимних дворцовых сооружений (вместе с последним).
Первый Зимний
Первым каменным Зимним дворцом был дворец, подаренный первому императору России Петру на день его свадьбы с Екатериной Алексеевной тогдашним губернатором города, другом и соратником Петра — А.Меньшиковым в 1712 году. Тот дворец, прозванный Свадебными палатами, стоял между Невой и нынешней Миллионной улицей.
Второй Зимний
Петр, проживая в Свадебных палатах, решил сам построить новую царскую зимнюю резиденцию, которая должна была располагаться на образованной новой набережной (ныне Дворцовая), откуда было прекрасно видно и городские строения, и Петропавловскую крепость, и дворец Меньшикова, и, конечно же, берега Невы, текущей к морю.
Строить Зимний дворец Петра Первого в месте пересечения Зимней канавки с Невой начал немецкий архитектор Г.Маттарнови. Его проект дворца походил на солидное двухэтажное немецкое строение, украшенное пилястрами и рустами, с центральной ризалитной частью, на фронтоне которой должен был размещаться герб с короной.
Дворцовое строительство было в полном разгаре, когда архитектор внезапно умирает. Строительство продолжил петербургский архитектор Н.Гербель, который расширил здание, использовав уже отстроенное помещение в качестве западного крыла. Сделав аналогично западному восточное крыло, Гербель акцентирует внимание на центральной части, украсив ее колонами и создав эффект триумфальной римской арки.
Зимний дворец Петра Первого начинает новую эпоху в создании пышных, масштабных и торжественных дворцовых апартаментов, которыми сегодня так славится Петербург. Хотя по сравнению с последующими дворцами, петровское дворцовое убранство было более чем скромным. Тем не менее, с создания второго Зимнего дворца начинается городская ансамблевая застройка, характерная для петербургского зодчества.
В этом Зимнем дворце Петр Первый жил со своей семьей с 1720. Здесь же царь Петр и умер в 1725 году.
Екатерина Первая, после смерти Петра начала работы по расширению дворца (арх. Д.Трезини), интерьерные работы продолжались и при Петре Втором. Но затем, уже при Анне Иоанновне, в Зимнем дворце Петра царские особы не проживали. Елизавета Петровна разместила в нем гренадерскую роту Преображенского полка. А к концу 18 века Екатериной Второй вместо Зимнего дворца Петра Первого был возведен Эрмитажный театр (арх. Дж. Кваренги) для увеселений.
Долгое время считалось, что Дворец Петра Первого пропал, разобранный под театральное строительство, но в конце 70-х годов 20 века архитектурные исследования позволили выявить несколько сохранившихся частей первого этажа и цоколя бывшего петровского сооружения, которые находились под сценой Эрмитажного театра. В сохранившихся помещениях, называемых «Малые палатки» Петра, удалось воссоздать интерьеры петровской эпохи. Кабинет царя с изразцовой голландской печкой обставлен его личными вещами. Удалось восстановить и некоторые покои, построенные при Екатерине Первой.
Сегодня можно увидеть экспозиции Столовой, Кабинета Петра, где он скончался, токарной, Парадного двора. Представлена и восковая посмертная «персона» Петра, созданная с почившего императора самим Растрелли, который сняв слепки с лица, рук и ног, изготовил впоследствии по ним Восковую персону в натуральную величину. Причем волосы для изготовления парика, усов, бровей были настоящие — императорские. Одета «персона» в европейский костюм из царского гардероба.
Чтобы ознакомиться с экспозицией этого малоизвестного, но очень уникального Зимнего дворца Петра Первого нужно войти с Дворцовой набережной, 32. Музей работает со вторника по воскресенье с 10.30 до 17.00. По понедельникам в музее выходной день.
Третий Зимний дворец
Как уже упоминалось, следующей хозяйке российского престола Анне Иоанновне дворец Петра показался маловат. Создание увеличенного дворцового аналога она поручает Ф.Растрелли. Для претворения этой задачи в жизнь выкупаются и сносятся близлежащие строения, и в 1732 году начинается возведение третьего Зимнего дворцового сооружения. Новый четырехэтажный дворец возводится за три года и включает в себя семьдесят зальных помещений, сто спальных, несколько галерей, помещения для театра, а также служебные.
Однако, въехавшая во дворец императрица постоянно требовала каких-то новых пристроек, организацию новых помещений и т.д. С 1741 новая хозяйка дворца – Елизавета Петровна — продолжила политику пристраивания новых помещений, что, в конечном счете, привело дворец к состоянию децентрализованности, неопрятности архитектурных форм и отсутствию общего стиля.
В 1752 году Елизавета выкупает очередные соседние участки для расширения дворцового здания. Растрелли предложил увеличение дворцовой территории вширь, за счет новых корпусов, однако Елизавета требовала расширения строения и вверх. Дебаты архитектора и императрицы привели к решению о сносе имеющегося дворца и о строительстве на его месте нового! Возведение очередного дворцового сооружения начали в 1754 году.
Четвертый Зимний
Четвертый Зимний дворец в качестве временного (на время создания пятого) строится на уже оформляющемся Невском проспекте, где сегодня находятся 13 и 15 дома. После окончания строительства пятого и последнего варианта Зимнего дворца в 1761 году, четвертый, за ненадобностью, разбирают (1762 г). Елизавета Петровна, так мечтающая о большом дворце, до окончания строительных работ не дожила.
Пятый Зимний (последний)
Итак, по императорскому повелению Елизаветы Петровны, архитектор Растрелли возводит трехэтажное — самое высокое на тот момент (около 24 метров) – архитектурное сооружение в Петербурге, площадь которого была около 60 тыс. кв.метров. Дворец, состоящий из четырех корпусов, замыкался в форму каре, образуя внутренний двор. Такая дворцовая планировка была свойственна западной архитектуре того времени.
Главный арочный въезд на дворцовую территорию был организован с Дворцовой набережной. Но хоть основной фасад, протяженностью более двух километров и выходил на Неву, это не означало, что ему было уделено большее внимание. Дворец со всех сторон поражал роскошью, великолепием, архитектурным декором с меняющимся ритмом колон.
Периметр крыши украшен вазами и скульптурами, что придает зданию еще большую пышность и помпезность. Здание дворца имело цвет охры с выделенными элементами декора и колон. Дворец состоял из более тысячи комнат, имел более ста лестниц и около полутора тысяч окон.
Внутреннее устройство дворца создавалось анфиладным, т.е. все комнаты находились по одной оси, соединенные сквозным коридором и имели пространственную перспективу. Северная анфилада тянется вдоль Невского проспекта, южная – вдоль Дворцовой площади. Три угловых крыла занимались жилыми покоями правящих императоров.
Окончательное интерьерное оформление здания довершилось уже при Екатерине Второй, которая отстраняет Растрелли от дальнейших работ и интерьеры продолжают оформляться Ю.Фельтеном, Ж.Валлен-Деламотом и А.Ринальди. При дальнейших императорах также проводились реконструктивные работы, менялось целевое назначение и интерьерное оформление помещений.
В 1837 году мощный пожар, бушевавший трое суток, нанес дворцу страшное разорение – в огне погибла огромная часть интерьеров – но, тем не менее, Зимний дворец восстановлен в рекордный период. Причем некоторые залы (Фельдмаршальский, Петровский и т.д) были воссозданы практически в первоначальном варианте, а часть комнат (Малахитовая, Готическая библиотека, Белая гостиная Александры Федоровны и прочее) были созданы в новом архитектурном ключе.
Поэтому, надо иметь в виду, что многое в интерьерах и назначении помещений было изменено по сравнению с первоначальным замыслом, и сегодня мы видим залы в их реконструктивном и новом оформлении, относящемся ко второй половине 19 века.
Основные залы Зимнего Дворца (кратко)
Основные дворцовые залы, в том числе и парадные, занимают второй этаж Зимнего Дворца.
Иорданская лестница
Знакомство с залами Зимнего дворца начинается с великолепной парадной лестницы, изначально называемой Посольской, а затем Иорданской. Эта лестница сохранила барочный растреллевский стиль, восстановленный последующими архитекторами, которые, однако, внесли в интерьер существенные изменения.
Здесь поражает и великолепие беломраморной лестницы с резной балюстрадой, и гранитные колонны, и отраженный свет зеркал, статуи богов и муз, позолоченный затейливый орнамент и, конечно же, бесподобный плафон с изображениями богов Олимпа.
Главная лестница на втором этаже расходится по двум анфиладным направлениям – по северному — вдоль Невы, и по восточному — вглубь дворца. В любом случае, вы сможете обойти все помещения второго этажа по периметру, благодаря их сквозному анфиладному устройству.
Николаевский зал
Если идти по северной анфиладе, то через Николаевский аванзал с малахитовой ротондой, можно пройти в зал Николаевский, который считается самым большим помещением Зимнего. Назван он так был после размещения здесь портрета почившего Николая Первого, и считался главным дворцовым залом для проведения приемов и балов, на которых могло собираться до 3000 приглашенных.
Интерьер этого зала оформлен в послепожарный период В.Стасовым в другом ключе, нежели он существовал до пожара – строгий монотонный декор украшен коринфскими колоннами. Из Николаевского зала мы попадаем в Концертный зал, осмотрев который, далее по ходу движения движемся к северо-западному крылу.
Концертный зал
Предназначенный изначально для концертов, зал несколько раз видоизменялся. Он украшен античными скульптурами, изображающими различные виды искусства, среди них присутствуют всевозможные богини и музы. Сегодня в зале представлена экспозиция русских серебряных изделий, а также уникальная рака Александра Невского, выполненная из серебра и перенесенная сюда из Александро-Невской лавры.
Северо-западное крыло в восстановительный после пожара период оформлялся для семьи Николая Второго, а в начале 19 века здесь находились покои Александра Первого. В 1917 году именно это крыло занимало Временное правительство, здесь же и арестованное.
В этом крыле для осмотра доступны Арабский и Малахитовый залы, Белая столовая, а также Готическая библиотека Николая Второго.
Малахитовый зал
Это широко известный и уникальный зал в ярко-зеленом обрамлении малахитовыми колоннами и каминами. Зал создается архитектором А.Брюлловым после пожара в новом интерьерном решении. Декоративной росписью с фигурами «Дня», Ночи» и «Поэзии» украшена стена, противоположная окнам.
Именно в этом зале заседало Временное правительство, свергнутое в октябре 1917 года. Сегодня здесь можно ознакомиться с прекрасными изделиями из малахита, выполненными русскими умельцами.
Белая столовая
Эта столовая была переделана в сочетании стилей классицизма и рококо в конце 19 века к бракосочетанию Николая Второго. Столовая снабжена элегантной мебелью.
Каминные часы из бронзы показывают время ареста Временного правительства, которое как раз здесь и было взято под арест.
Готическая библиотека
Помещение библиотеки выполнено в духе средневековья (арх. А.Красовский). В его отделке использованы ореховое дерево и тисненая золоченая кожа. Высокие с ажурными переплетами окна, высокие хоры для книжных шкафов с массивной лестницей, монументальный камин – все создает атмосферу прочности и незыблемости.
Далее через Ротонду мы поворачиваем в западную галерею, где выставлены образцы произведений, относящиеся к русскому искусству 18 столетия. По галерее движемся к юго-западному крылу дворца, где находятся бывшие покои, принадлежавшие Марии Александровне — жене Александра Второго, среди которых находятся Золотая гостиная и Синяя спальня, Малиновый кабинет и Будуар, Белый зал и Зеленая столовая.
Белая гостиная
Этот зал Марии Александровны появился в тот же период, что и Малахитовый зал, и выполнен так же А.Брюловым. Белый зал наиболее удачная работа архитектора, который объединил три гостиные в единое архитектурное решение, оформленное в стиле древнеримских вилл. Этот стиль определяет и присутствие коринфских колонн, и изображение олимпийских богов.
Белая гостиная готовилась к бракосочетанию Александра Второго с Марией Александровной и в составе других комнат этого крыла являлась апартаментами новой императорской семьи.
В период размещения в Зимнем Временного правительства, охраняющий его солдатский гарнизон размещался именно в этих апартаментах. Солдаты, особо не церемонясь, сушили свое мокрое белье на римских статуях.
Золотая гостиная
В этой гостиной нас пленяют россыпи золотых орнаментов по белым искусственным мраморным стенам. Интерьер, выполненный А.Брюловым для императрицы Марии Александровны, позднее усовершенствован А.Штакеншнейдером. Здесь можно долго любоваться удивительным мраморным камином. Его яшмовые колонны, живописное панно и барельеф гармонично сочетаются с золочеными дверьми и прекрасным паркетным полом.
Именно в этом зале, после трагической смерти отца, Александр Третий вместе с Государственным советом обсуждал дальнейшие пути развития России.
Малиновый кабинет
Это помещение Марии Александровны, мы также видим в переделанном А.Штакеншнейдером виде. Эта гостиная иногда служила столовой, а иногда концертным залом. Отсюда лестница, скрываемая драпировкой, вела в детские комнаты.
По оформлению комнаты можно судить о личных пристрастиях императрицы, которая увлекалась музыкой и живописью. Комната украшена медальонами с изображениями нотных знаков и музыкальных инструментов. Мы видим и уникальный резной рояль 19 века. Также здесь представлено прикладное искусство, фарфоровая посуда и прочее.
Далее, минуя Октябрьскую лестницу, проходим по анфиладам южной стороны дворца, вдоль Дворцовой набережной, в которых представлено французское искусство 18 века и попадаем в парадный Александровский зал, построенный А.Брюлловым для увековечения памяти об Александре Первом.
Из Александровского зала через Предцерковье, можно попасть в Большую дворцовую церковь Спаса Нерукотворного, которая после реставрации открыта для посещения. Помещение церкви сохранило пышность барочного стиля Ф.Растрелли. В бывшей церкви императорской семьи сегодня размещаются предметы, относящиеся к русскому церковному искусству.
А через расположенный рядом зал Пикетный, где в 19 веке дежурили гвардейские офицеры, и производился развод дворцового караула, проходим в Военную галерею и Гербовый зал.
Гербовый зал
Во время восстановления Зимнего после пожара этому залу, площадью около тысячи кв.м., было дано иное смысловое направление, чем ранее. В допожарный период в этом месте дворца находилась Белая галерея, в зале которой проводились роскошные дворцовые балы.
Архитектор В.Стасов создает зал с интерьером в совсем другом тематическом содержании, в соответствии с новым его предназначением – теперь здесь планировались торжественные приемы, и оформление зала в классическом стиле должно было показывать могущество России и обширность ее владений. Поэтому здесь устанавливаются скульптуры воинов древней Руси, снабженные губернскими гербами. Эти же гербы присутствуют и в оформлении люстр.
Колоннада с балюстрадным балконом, окружающая зал, придает ему монументальность и торжественность. А удивительная авантюриновая чаша, расположенная в центре, вызывает преклонение перед мастерством российских камнерезов.
Военная галерея
Галерея, посвященная участникам героической победы над наполеоновскими войсками (арх.К.Росси) — одна из известнейших дворцовых галерей. Она образовалась в 1826 году путем объединения нескольких не очень больших дворцовых помещений.
Создавалась Военная галерея с целью размещения генеральских портретов русско-французской компании 1812-1814 годов. Каждому портрету специально созданной комиссией было определено конкретное местонахождение, куда их устанавливали по мере написания. Почти все из более чем трехсот портретов созданы Дж.Доу. Часть из них писалась с первоисточника, часть – с ранее написанных портретов. 13 изображений погибших генералов найти не удалось, поэтому над их фамилиями просто натянут зеленый шелк. Парадным портретом императора Александра Первого занята отдельная стена.
Далее по прямой предполагается осмотр Петровского и Фельдмаршальского залов. Эти залы, а также и Гербовый в 30-х гг. 19 века оформлял знаменитый О.Монферран. Однако, его труд погиб в огне печально известного пожара 1837 года. То, что мы видим – это талантливая реконструкция, которую осуществили В.Стасов, А.Брюлов и Е.Штауберт.
Петровский зал
Из пепелища 1937 года Малый тронный зал, посвященный Петру Первому, восстанавливается в первоначальной задумке Монферрана. Триумфальная арка, обрамленная колонами. Серебряный с позолотой трон. Полотно за троном, изображающее Петра Первого и богиню Минерву (автор Я.Амикони).
На других полотнах зала — сцены знаменитых битв Северной войны. Декор интерьера содержит вензеля первого российского императора, изображения двуглавых орлов и имперской короны.
Фельдмаршальский зал
Название этот зал получил по поводу размещения в его нишах портретов выдающихся фельдмаршалов России. Со стен этого зала на нас смотрят Румянцев-Задунайский, Потемкин-Таврический, Суворов, Кутузов и другие. В декоре зала выдержана военная тематика — это и лавровые венки победителей, и военные трофеи. Также в украшении зала присутствуют художественные полотна с изображениями военных побед русской армии.
Сегодня в зале дополнительно размещены живописные полотна зарубежных и отечественных мастеров и находится знаменитый Императорский фарфор.
Если же из Военной галереи повернуть направо, то мы попадем в Георгиевский зал (Большой Тронный зал).
Георгиевский зал
Как самый величественный и торжественный, Большой Тронный зал появился к концу 18 века в лучших образцах классического стиля. В нем должны были проводиться императорские торжественные церемонии и приемы. В день Св.Георгия Победоносца состоялось освящение зала, потому-то его стали называть Георгиевским. Этот зал полностью сгорел в 1837 году, и то великолепие, которое мы с вами видим – это опять-таки талантливая реконструкция, сотворенная В.Стасовым.
Георгий Победоносец присутствует в украшении зала в виде барельефа расположенного над царским троном лондонской работы. Этот трон, кстати, принадлежащий к первой половине 18 века, делался специально для Анны Иоанновны. Орнаментальные рисунки потолка аналогичны рисункам паркетного пола, составленного из деревянных фрагментов 16 пород древесины.
Отсюда, через Аполлонов зал, можно перейти в залы Малого Эрмитажа, где размещаются картинные галереи.
Аполлонов зал
В конце 18 века Аполлонов зал возник в качестве связующего звена-перемычки между залами Зимнего дворца и павильонами Малого Эрмитажа. Покои Екатерины Второй занимали юго-восточное крыло и находились перед Александровским залом. Южный павильон Малого Эрмитажа занимал граф Г.Орлов. Их покои соединяла построенная между дворцом и павильоном галерея.
Когда же Екатерина начала коллекционирование картин, для которых был построен Северный павильон, то посетители в эрмитажную зону ходили мимо покоев императрицы, что вызывало ее недовольство. Поэтому были построены и Аполлонов зал, и новый Тронный Георгиевский зал (арх.Кваренги).
Далее уже начинается непосредственно сам Эрмитаж, который также постоянно расширялся, достраивался и в результате объединил несколько зданий.
Читайте также:
russo-travel.ru
Где находится Зимний дворец в Санкт-Петербурге
Мир Туриста
Toggle navigation- Статьи
- Экскурсионный туризм
- Страны
- Города
- Достопримечательности
- Маршруты путешествий
- Путешествия по России
- Выживание в дикой природе
- Медицинская помощь
- Огонь, тепло
- Ориентирование
- Правила выживания в дикой природе
- Укрытие
- Спортивный туризм
- Автотуризм
- Велосипедный туризм
- Водный туризм
- Горный туризм
- Конный туризм
- Лыжный туризм
- Мототуризм
- Пешеходный туризм
- Спелеотуризм
- Экстремальный туризм
- Автостоп
- Альпинизм
- Дайвинг
- Джиппинг
- Диггерство
- Каякинг
- Легкоходство
- Рафтинг
- Экскурсионный туризм
- Экскурсии
- Экскурсии в Абхазии
- Экскурсии во Вьетнаме
- Экскурсии в Грузии
- Экскурсии в Израиле
- Экскурсии на Кипре
- Экскурсии в Крыму
- Экскурсии в Таиланд
- Экскурсии в Турцию
- Экскурсии в Черногорию
- Экскурсии в Чехию
- Все экскурсии
- Туры
- Туры из Москвы
- Туры из Москвы в Турцию
- Туры из Москвы в Грецию
- Туры из Москвы в Египет
- Туры из Москвы в Европу
- Туры из Москвы в Крым
- Туры из Москвы в Сочи
- Туры из Москвы в Тунис
- Туры из Москвы в Черногорию
- Туры из Санкт-Петербурга
- Туры из Санкт-Петербурга в Грецию
- Туры из Санкт-Петербурга в Европу
- Туры из Санкт-Петербурга в Египет
- Туры из Санкт-Петербурга в Крым
- Туры из Санкт-Петербурга в Сочи
- Туры из Санкт-Петербурга в Тунис
- Туры из Санкт-Петербурга в Турцию
- Туры из Санкт-Петербурга в Черногорию
- Туры из Краснодара
- Туры из Краснодара в Турцию
- Туры из Краснодара в Грецию
- Туры из Краснодара в Европу
- Туры из Краснодара в Египет
- Туры из Краснодара в Крым
- Туры из Краснодара в Со
- Туры из Москвы
mir-tourista.ru
ансамбль, Александрийская колонна, Эрмитаж, Главный штаб
Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге – это место, любимое гостями и жителями города, сердце Северной столицы. Это один из самых красивых архитектурных ансамблей мира. Над его созданием трудились лучшие русские зодчие. Свое имя она получила по названию Зимнего Дворца, построенного по проекту архитектора Ф.Б. Растрелли в середине 18 века.
В 1819 году по заданию императора архитектор К.И.Росси разработал проект единого архитектурного ансамбля, прославляющего победу русского оружия в войне 1812 года. Замысел архитектора состоял в том, чтоб объединить существующие оригинальные интерьеры и новые постройки в единое целое.
По южной границе площади был построен полукруглый протяженный фасад здания Главного штаба, длина которого 580 м (самый длинный фасад здания в мире). По середине здания – грандиозная Арка с изображениями летящих гениев Славы, и украшенная скульптурной композицией Колесница Славы с фигурами воинов и колесницей крылатой богини Победы – Ники. (скульпторы Н.Пименов и В. Демут-Малиновский). Высота скульптурной группы составляет 10 метров, высота арки – 28 метров, ширина – 17 метров.
В 1834 году по проекту архитектора Огюста Монферрана в память о победе русских войск над армией Наполеона была открыта Александровская колонна. Названа в честь императора Александра I. Колонна весом 600 тонн, высотой 47,5 м увенчана фигурой ангела с крестом, попирающего крестом змею – символ победы добра над злом. Голова ангела склонена к земле, так, что снизу видно его лицо.
(архитектор Б. Орловский). Барельефы на постаменте колонны прославляют победы русского оружия (скульпторы И. Липце, П. Свинцов).
Связующим звеном всех построек стало завершение в 1843 году строительство с восточной стороны здания Штаба гвардейского корпуса (архитектор А.П. Брюллов). Фасад здания украшает портик из двадцати ионических колонн.
Самое красивое здание Дворцовой площади — Зимний Дворец. Это грандиозное здание занимает 9 гектаров земли, имеет около полутора тысяч помещений. В то время это было самое высокое здание в Петербурге. И выше его в центральной части города не разрешалось строить дома.
Бледно-зеленый и белый цвета фасада Зимнего Дворца придают воздушность и грациозность, характерные для стиля барокко. Гениальному архитектору Росси удалось объединить в единую композицию Зимний дворец и строгое здание Главного штаба.
Дворцовая площадь является одним из самых притягательных мест Санкт-Петербурга. Однако, есть мнение, что массовые гуляния и концерты наносят вред бесценным памятникам архитектуры. (Вспомним пожар во время встречи Нового 2000 года, когда от петарды загорелись строительные леса над аркой). Поэтому обсуждается вопрос о запрете гуляний и концертов на ней. Вместе с тем, для туристов и горожан Дворцовая площадь всегда будет открыта.
Как добраться до Дворцовой площади
- Доехать до станции метро «Невский проспект». Следовать указателям «Выход на канал Грибоедова». При выходе из метро Вы окажетесь на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова. Идти по Невскому проспекту в сторону Адмиралтейства (его шпиль видно с любой точки проспекта). На пересечении Невского проспекта и Большой Морской улицы справа Вы увидите огромную Арку Главного штаба. Поверните направо. Пройдя через арку, Вы окажетесь на Дворцовой площади.
- Новая станция метро «Адмиралтейская» находится значительно ближе к Дворцовой площади чем станция «Невский проспект». Однако она очень глубокая — чтобы подняться наверх нужно проехать на двух эскалаторах. Кроме того, Вам наверняка придется делать пересадку на фиолетовую линию метро чтобы попасть сюда, что не всегда удобно. При выходе из метро «Адмиралтейская» поверните направо и пройдите несколько метров до ближайшего перекрестка. На перекрестке поверните налево (это будет улица Большая Морская) и следуйте до Арки Главного штаба. За аркой будет Дворцовая площадь.
Виртуальные прогулки
Дворцовая площадь — видео
www.spb-guide.ru
Императорские хоромы: история Зимнего дворца
Зимний VS летний
Откуда появилась традиция делить дома монарших особ на зимние и летние? Корни этого явления можно найти еще во временах Московского царства. Именно тогда цари впервые стали покидать на лето стены Кремля и отправляться дышать воздухом в Измайловское или Коломенское. Эту традицию Петр I перенес и в новую столицу. Зимний дворец императора стоял на том месте, где находится современное здание, а Летний дворец можно найти в Летнем саду. Он был построен под руководством Трезини и представляет собой, по сути, небольшой двухэтажный дом в 14 комнат.
От домика до дворца
История создания Зимнего дворца ни для кого не секрет: императрица Елизавета Петровна, большая любительница роскоши, в 1752 году приказала архитектору Растрелли возвести для себя самый красивый дворец в России. Но построен он был не на пустом месте: до этого на территории, где сейчас находится Эрмитажный театр, стоял маленький зимний дворец Петра I. На смену домику Великого пришел деревянный дворец Анны Иоанновны, который строился под руководством Трезини. Но здание выходило недостаточно роскошное, так что императрица, вернувшая Петербургу статус столицы, выбрала нового архитектора — Растрелли. Это был Растрелли-старший, отец знаменитого Франческо Бартоломео. Почти на 20 лет новый дворец стал резиденцией императорской семьи. А затем появился тот самый Зимний, который мы знаем сегодня — четвертый по счету.
Самое высокое здание Петербурга
Когда Елизавета Петровна пожелала построить новый дворец, архитектор в целях экономии планировал использовать для основы предыдущее здание. Но императрица требовала увеличить высоту дворца с 14 до 22 двух метров. Растрелли несколько раз переделывал проект здания, а переносить место стройки Елизавета не хотела, так что архитектору пришлось просто снести старый дворец и на его месте возвести новый. Лишь в 1754 году императрица утвердила проект.
Интересно, что долгое время Зимний дворец оставался самым высоким зданием в Петербурге. В 1762 году даже вышел указ, запрещавший строить в столице здания выше императорской резиденции. Именно из-за этого указа компании «Зингер» в начале XX века пришлось отказаться от своей задумки построить для себя на Невском проспекте небоскреб, как в Нью-Йорке. В итоге над шестью этажами с мансардой построили башню и украсили ее глобусом, создающим впечатление высотности.
Елизаветинское барокко
Дворец построен в стиле так называемого елизаветинского барокко. Он представляет собой четырехугольник с большим внутренним двором. Здание украшено колоннами, наличниками, а балюстрада кровли уставлена десятками роскошных ваз и статуй. Но здание несколько раз перестраивалось, над внутренним убранством в конце XVIII века работали Кваренги, Монферран, Росси, а после печально известного пожара 1837 — Стасов и Брюллов, так что элементы барокко сохранились далеко не везде. Детали пышного стиля остались в интерьере знаменитой парадной Иорданской лестницы. Свое название она получила от Иорданского проезда, находившегося рядом. Через него в праздник Крещения Господня императорская семья и высшее духовенство выходило к проруби в Неве. Такую церемонию традиционно называли «ходом на Иордан». Барочные детали сохранились также в украшении Большой церкви. Но церковь была разорена, и сейчас о ее назначении напоминает только большой плафон работы Фонтебассо с изображением Воскресения Христова.
Иорданская лестница. Источник: wikipedia.orgВ 1762-м на престол взошла Екатерина II, которой пришелся не по душе помпезный стиль Растрелли. Архитектора отправили в отставку, и отделкой интерьеров занялись новые мастера. Они уничтожили Тронный зал и возвели новую Невскую анфиладу. Под руководством Кваренги был создан Георгиевский, или Большой тронный зал. Для него пришлось сделать небольшую пристройку к восточному фасаду дворца. В конце XIX века появились Красный будуар, Золотая гостиная и библиотека Николая II.
Тяжелые дни Революции
В первые дни Революции 1917 года огромное количество сокровищ Зимнего дворца похитили матросы и рабочие. Лишь через несколько дней Советское правительство догадалось взять здание под охрану. Через год дворец отдали под музей Революции, так что часть интерьеров перестроили. Например, была уничтожена Романовская галерея, где находились портреты всех императоров и членов их семей, а в Николаевском зале и вовсе стали показывать кино. В 1922 часть здания отошла Эрмитажу, и лишь к 1946-му весь Зимней дворец вошел в состав музея.
Во время Великой Отечественной войны здание дворца пострадало от авианалетов и артобстрелов. С началом войны большую часть экспонатов, выставленных в Зимнем, отправили на хранение в Ипатьевский особняк, тот самый, где была расстреляна семья императора Николая II. В Эрмитажных бомбоубежищах жили около 2000 человек. Они изо всех сил старались сохранить оставшиеся в стенах дворца экспонаты. Иногда им приходилось вылавливать фарфор и люстры, плавающие в затопленных подвалах.
Пушистые охранники
Не только вода угрожала испортить предметы искусства, но и прожорливые крысы. Впервые усатую армию для Зимнего дворца прислали из Казани в 1745-м. Екатерина II кошек не любила, но полосатых защитников оставила при дворе в статусе «охранников картинных галерей». Во времена блокады все кошки в городе погибли, из-за чего крысы расплодились и принялись портить интерьеры дворца. После войны в Эрмитаж привезли 5 тысяч котов, которые быстро расправились с хвостатыми вредителями.
Кот в Эрмитаже. Источник: wikipedia.orgСо времен Елизаветы Петровны у каждого Эрмитажного кота есть собственный паспорт, каждого квалифицированного охранника регулярно осматривают ветеринары. Недавно директор Эрмитажа Михаил Пиотровский установил лимит в 50 котов, остальных раздают в добрые руки. Так что любой желающий может стать владельцем Эрмитажного питомца.
diletant.media