Питер храм спаса на крови: Спас на Крови – Спас на Крови — Википедия

Содержание

Храм Спаса-на-Крови, внутреннее убранство, Санкт-Петербург - Не знающий своего прошлого

Собор Воскресения Христова на Крови в Санкт-Петербурге построен в память императора Александра II на месте его убийства (смертельного ранения). Строился в 1883—1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева). Изнутри Спас-на-Крови почти полность покрыт мозаикой, площадь которой составляет 7065 квадратных метров, что не имеет аналогов. Оформление с использованием ценных пород камня сходно с Исаакиевским собором. Внутри собора сохранен фрагмент мостовой, где Александр II получил смертельное ранение. Собор, как и Исаакий, пользуется успехом у альтернативщиков
Фото кликабельны, с географическими координатами и привязкой к яндекс-карте, 02.2014г.

Начало: Храм Спаса-на-Крови, внешний вид

Идея украсить храм изнутри мозаикой возникла не сразу, первоначально предполагалось интерьер расписать, а мозаику включить лишь в композиции фасадов и выполнить из нее иконы для иконостаса.
В марте 1895 года (когда о внутреннем мозаичном убранстве еще и речь не шла) был объявлен конкурс на изготовление наружных мозаик для храма Воскресения Христова. В конкурсе приняли участие «Венецианская мастерская» Антонио Сальвиати (Antonio Salviati) и Венецианское мозаичное общество (Società Musiva Veneziana), пользовавшиеся мировой известностью, немецкая фирма «Пуль и Вагнер», а также Мозаичное отделение Академии художеств, имевшее большой опыт работы в Исаакиевском соборе, и, наконец, первая в России частная мозаичная мастерская, основанная в 1890 году А. А. Фроловым. Предпочтение было отдано образцам этой мастерской, благодаря высоким художественным качествам, прочности и быстрой удешевленной технике набора.

Через год после конкурса было предложено использовать мозаику и для интерьера. Создание оригиналов поручили сначала мастерской А. А. Парланда, но вскоре решили заказать эту работу известным художникам, тем более что уже в 1894-1895 годах М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, А. Ф. Афанасьев, В. В. Беляев, Н. А. Бруни, Ф. С. Журавлев, Н. А. Кошелев, А. Н. Новосельцев и другие исполнили эскизы и картоны наружных композиций.
Создание мозаичного убранства Спаса на Крови начиналось в частной студии декоративной мозаики А.А.Фролова, а после смерти мастера в июне 1897 года его заменил младший брат Владимир Александрович Фролов. В.А.Фролов стал крупным мастером русской и советской мозаики и считается главным создателем мозаичного убранства храма Воскресения Христова.
Мозаичные картины покрываеют всё внутреннее пространство храма. Этот уникальный ансамбль создавался под руководством архитектора А. А. Парланда коллективом мастеров-мозаичистов по эскизам 32 художников, среди которых были В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, Н. Н. Харламов, В. В. Беляев и В. И. Отмар.

Интерьер Спаса на Крови уникален по разнообразию и великолепию каменного убранства, по богатству отделки и обилию пород, фактур и оттенков русских самоцветов и итальянских мраморов. Это целый музей камня и камнерезного искусства, в создании которого принимали участие лучшие российские и итальянские мастера. В оформлении интерьера были использованы итальянские мрамора, уральская и алтайская яшма неповторимого рисунка, порфир, орлец.

1. Мозаика Преображение, художник Н.А. Кошелев
Собор Воскресения Христова на Крови, Санкт-Петербург

2. Центральный мозаичный образ Христа Вседержителя, "Христос Пантократор", в плафоне центрального купола, Николай Николаевич Харламов

Собор Воскресения Христова на Крови, Санкт-Петербург

3. Христос во Славе, художник Н.Н. Харламов
Собор Воскресения Христова на Крови, Санкт-Петербург

4. Мозаика южного свода "Нагорная проповедь", художник В.В. Беляев
Собор Воскресения Христова на Крови, Санкт-Петербург

5.
Собор Воскресения Христова на Крови, Санкт-Петербург

6. Пол из итальянского мрамора, представляющий из себя 45 соединённых друг с другом мозаичных ковров с неповторяющимся узором

Собор Воскресения Христова на Крови, Санкт-Петербург

7.
Собор Воскресения Христова на Крови, Санкт-Петербург

8. Мозаика вблизи
Собор Воскресения Христова на Крови, Санкт-Петербург

9. Нижняя часть стен внутри храма облицована на высоту 2,5 м зелёным калабрийским мрамором Verde di Calabria, из него же выполнены солея иконостаса и резные скамьи вдоль стен. По другим данным, это не мрамор, а итальянский серпентинит, который был заготовлен в Неаполе в 1905 году
Собор Воскресения Христова на Крови, Санкт-Петербург

10.
Собор Воскресения Христова на Крови, Санкт-Петербург

11. Мозаика северо-восточного купола "Спас Благое Молчание", здесь изображение Христа в ангельском чине, до воплощения (то есть до прихода к людям), в виде безбородого юноши с крыльями за спиной
Собор Воскресения Христова на Крови, Санкт-Петербург

12. Сошествие Святого Духа на апостолов, художник В.В. Беляев
Собор Воскресения Христова на Крови, Санкт-Петербург

13. Северный киот с мозаичной иконой Александра Невского, по рисунку М. Нестерова
Собор Воскресения Христова на Крови, Санкт-Петербург

14. Резьба по камню сильно напоминает аналогичную в Исакиевском соборе
Собор Воскресения Христова на Крови, Санкт-Петербург

15.
Собор Воскресения Христова на Крови, Санкт-Петербург

16. Любителям альтернативки: такую качественную резьбу могли сделать только рептилоиды с Нибиру с помощью лазерных технологий допотопных сверхцивилизаций, человек на такое не способен!
Собор Воскресения Христова на Крови, Санкт-Петербург

17.
Собор Воскресения Христова на Крови, Санкт-Петербург

18. Святые князь Владимир и княгиня Ольга, мозаика по рисунку Н. Шаховского

Собор Воскресения Христова на Крови, Санкт-Петербург

19. Вход Христа в Иерусалим, художник В.В. Беляев
Собор Воскресения Христова на Крови, Санкт-Петербург

20.
Собор Воскресения Христова на Крови, Санкт-Петербург

21. Иконостас, выполнен из мрамора в Генуе
Собор Воскресения Христова на Крови, Санкт-Петербург

22. Справа и слева от Царских врат иконы по рисункам Васнецова (Богоматерь и Спаситель)

Собор Воскресения Христова на Крови, Санкт-Петербург

23. Царские врата из серебра, украшенные эмалям
Собор Воскресения Христова на Крови, Санкт-Петербург

24.
Собор Воскресения Христова на Крови, Санкт-Петербург

25. Сень над местом смертельного ранения царя Александра II, по рисунку А. Парланда

Собор Воскресения Христова на Крови, Санкт-Петербург

26. Основанием сени являются четыре колонны из алтайской яшмы
Собор Воскресения Христова на Крови, Санкт-Петербург

27.
Собор Воскресения Христова на Крови, Санкт-Петербург

28.
Собор Воскресения Христова на Крови, Санкт-Петербург

29. Под сенью хранится часть решетки Екатерининского канала и камни булыжной мостовой, на которые пал смертельно раненый Александр II
Собор Воскресения Христова на Крови, Санкт-Петербург

30.
Собор Воскресения Христова на Крови, Санкт-Петербург

31. Жертвоприношение Авраама, художник В.В. Беляев
Собор Воскресения Христова на Крови, Санкт-Петербург

32.
Собор Воскресения Христова на Крови, Санкт-Петербург

33.
Собор Воскресения Христова на Крови, Санкт-Петербург

34. Южный киот
Собор Воскресения Христова на Крови, Санкт-Петербург

35. Облицовка цоколя четырех центральных пилонов сделана из житомирского лабрадорита, обладающего свойством иризации, которое проявляется в виде радужного свечения: из глубины темной поверхности породы проступают ярко-синие, серебряные и золотистые искры

Собор Воскресения Христова на Крови, Санкт-Петербург

36. Мозаика юго-восточного купола "Спас Эммануил" представляет Христа в отроческом возрасте
Собор Воскресения Христова на Крови, Санкт-Петербург

37. Мозаика Насыщение пятью хлебами пяти тысяч человек, А. П. Рябушкин
Собор Воскресения Христова на Крови, Санкт-Петербург

38.
Собор Воскресения Христова на Крови, Санкт-Петербург

39.
Собор Воскресения Христова на Крови, Санкт-Петербург

40. Мозаика юго-западного купола "Иоанн Креститель"
Собор Воскресения Христова на Крови, Санкт-Петербург

41. Далее фото со стендов с историей реставрации: как было, что сделали и как стало. Работа проделана колоссальная, очень советую посмотреть в живую
Собор Воскресения Христова на Крови, Санкт-Петербург

42.
Собор Воскресения Христова на Крови, Санкт-Петербург

43.
Собор Воскресения Христова на Крови, Санкт-Петербург

44.
Собор Воскресения Христова на Крови, Санкт-Петербург

45.
Собор Воскресения Христова на Крови, Санкт-Петербург

46.
Собор Воскресения Христова на Крови, Санкт-Петербург

47.
Собор Воскресения Христова на Крови, Санкт-Петербург

48.
Собор Воскресения Христова на Крови, Санкт-Петербург

Еще Питер:
Храм Спаса-на-Крови, внешний вид
Казанский собор - внешнее и внутреннее убранство
Исаакиевский собор, внешнее убранство (1 часть)
Исаакиевский собор, внутреннее убранство (2 часть)
Центральный военно-морской музей, 1 часть
Центральный военно-морской музей, 2 часть
Крейсер-музей "Аврора"
Вагон Санкт-Петербургской "Конки"
Ночной зимний Питер

Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге

В чем уникальность храма на Грибоедовской набережной? Что нужно знать каждому посетителю северной столицы? По какому адресу находится храм?

Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге

Санкт-Петербург – уникальный город, славящийся своей историей, традициями, культурой и архитектурными ансамблями зарубежных и отечественных мастеров. Одной из изюминок северной столицы по праву считается собор на набережной канала Грибоедова – Спас на Крови.

Его удивительная история и архитектурные особенности придают ему шарм и грацию. Перепутать с другими русскими соборами его невозможно. В этом материале мы расскажем вам о тонкостях и секретах выгодного и комфортного посещения музея-храма, укажем на основные исторические факты, особенности архитектуры и отделки собора.

Адрес

Исторический центр города достаточно компактный, поэтому все достопримечательности находятся недалеко друг от друга. Обольщаться не стоит – на каждый архитектурный памятник, шедевр русского и зарубежного зодчества уйдет немало времени. (см. как избавиться от зависти?)

Располагается Спас на Крови вблизи Невского проспекта и Зимнего дворца, его купола видны с Марсова поля и уютной набережной канала Грибоедова, дом 26, литера А. Если вы расположились далеко от центра – воспользуйтесь метро – ближайшие станции — «Невский проспект» и «Канал Грибоедова». От Невского проспекта идите по нечетной стороне в сторону куполов – идти придется около пяти минут. К достопримечательности легко добраться на автобусе №3, 22 и 27.

Памяти

Возле храма пересекаются канал Грибоедова и Мойка. Место уникально тем, что в него ведут сразу три моста, соединяющие Казанский, 1-й Адмиралтейский и Спасский острова. Местные жители называют место – тройной мост. Аналогичных архитектурных сооружений ни в России, ни в мире больше не существует. Рядом с ним находится поражающий своими масштабами и разнообразием сувенирный рынок.

Режим работы

Не всегда туристы задумываются о рабочих днях музеев, памятников культуры и архитектуры. Между тем – спланированный заранее маршрут, продуманный до мелочей – может кардинально измениться, если вы не учтете выходные дни культурных заведений.

Собор Спас на Крови ждет гостей северной столицы в любой день недели, кроме среды. Существует зимнее и летнее время работы музея: с 1 мая по 15 сентября посетить его можно с 10 утра до 19 вечера, купить билет в кассе у вас получиться до 18:00. В зимнее время вплоть до 30 апреля музей открывается на час позже в 11:00.

Для желающих полюбоваться красотами ночного Санкт-Петербурга, организуют ночные посещения с шести до одиннадцати ночи. Подобные услуги музей предлагает с 30 апреля по 30 сентября.Вход Господень в ИерусалимВход Господень в ИерусалимЭтот христианский праздник — важное событие для церкви и её прихожан, поэтому надо разобраться, как правильно провести это событие?

Экскурсии

Посещение любых достопримечательностей требует от вас детального изучения объектов до знакомства с ними воочию, приобретения услуг экскурсовода или аудиогида. Тогда вы узнаете историю каменных построек, процесс их создания и интересные факты из «жизни».

Официальный сайт храма предлагает три варианта экскурсии.

Специалисты и искусствоведы расскажут о внутреннем убранстве собора с точки зрения евангельских сюжетов.

На стенах постройки собрано удивительное множество святых имен – 277, воссозданы и переданы в мозаичной технике 68 библейских сюжетов. Гости узнают об истории создания основных «полотен» и расшифруют православную символику. Длится такой «поход» 45 минут.

Мозаикам собора посвящена и другая экскурсия, рассказывающая туристам и местным жителям о главном ансамбле. Он является крупнейшей мозаикой в Европе и играет определенную роль в развитии фресковой «живописи» в России и за рубежом.  

Мозаики светятся и рассказывают нам не только историю Евангелие, но и основы культуры и традицией прошлых лет. Гости узнают о том, как мастера накладывали на стены камень, за счет чего она сохраняет свой блеск, как работают реставраторы и почему в храме поддерживают определенную температуру для некоторых экспонатов. Вопросы технологии набора каменных полотен самых известных мастеров не останутся без внимания искусствоведа.

Базовый и не самый популярный вид экскурсии – наружный осмотр Спаса на Крови. Вместе с этим изучение внешнего убранства, архитектурных особенностей и механизмов возведения храма – не менее интересно. Специалисты расскажут историю создания уникального многоцветного и многоуровневого храма конца XIX столетия.

Вы узнаете, кто и каким образом декорировал и украшал собор и почему был выбран подобный стиль убранства. Длится обзорный маршрут также 45 минут. После этого вы можете посетить внутреннюю часть храма и познакомиться с фресками и купольным строением Спаса на Крови.

Вход Господень в Иерусалим

Описание

В современной России храм находится в ведомстве Министерства культуры РФ, являясь памятником архитектуры и искусства. Построили его в конце XIX века по приказу императора Александра III. Место выбрано не случайно – здесь мятежник Гриневицкий ранил Александра II. Храм достаточно высокий и виднеется из разных уголков исторического центра – ведь строить в нем выше определенного этажа запрещено.

Такое решение власти приняли для сохранения уникального облика Санкт-Петербурга. Спас на Крови вздымается в воздух на 81 метр, в память о смерти императора освободителя, погибшего в 1881 году. Вмещает собор более полутора тысяч человек.

В числе русских храмов Санкт-Петербурга и центральных городов России храм занимает особое место. Выделяет его «русский стиль» — не присущий ни одному из отечественных памятников архитектуры. Убранство и строение собора ближе к московским традициям. Его яркие главы стали визитной карточкой северной столицы и привлекают внимание среди бесконечных колон Зимнего дворца и Исаакиевского собора, Петропавловского собора Адмиралтейства.

Это четырехстопный храм с пятью главами, покрытыми пластинами из меди. Это стало смелым решением архитектора покрыть купола ювелирной эмалью ей заняты около 1000 кв метров. Архитектор в отличие от своих коллег возводит купол над колокольней, а не завершает его шатром.

Храм по своему устройству ассиметричный – имея девять глав, боковые фасады ассиметричны и смещают центр храма немного в сторону. Вход в него смещен от центра. Нижняя часть храма представляет собой гранитную плоскость с памятными досками о делах и достижениях Александра II.

Богатая отделка декора снаружи и внутри храма отличает его от аналогичных построек. Спас на Крови – пышный, многоцветный архитектурный памятник, вздымающийся вверх на набережной небольшого канала Грибоедова.

Его ассиметричные формы, причудливые фасады и пилястры разбавляют классицизм Петербурга. Туристы и искусствоведы, мастера и живописцы называют его праздничным и парадным. Историки относят его к русскому стилю, основанному в 1830-х годах. В это время развивается эклектика, заменяющая классицистические постройки.

После изменения политического курса – видоизменяются и архитектурные предпочтения. На смену петровским постройкам приходят самобытные формы, привычные русскому зодчему, с пышностью, яркостью для укрепления исконно русского православного духа. (см. Что нужно для венчания в церкви?)

Что внутри храма?

Во время строительства храма, перед архитекторами стояла задача создать собор для небольшого количества прихожан. Поэтому убранство сегодня поражает иностранцев и россиян своим богатством и изяществом. Мастера трудились для избранной части общества, а не создавали памятник массовой культуры. В соборе собраны уникальные фрески и мозаики конца XIX начала XX веков.

Как только вы заходите внутрь – попадаете в сказку: все стены, потолок и пол украшены «плитками и камнями» — уникальные самоцветы, эмаль, изразцы, выполненные талантливыми мастерами того времени. Во время создания внутреннего и внешнего убранства храма над ним работали художники Екатеринбургской, Колыванской и Петергофской фабрик гранили. Мастера за основу брали работы таких известных живописцев, как Васнецов, Нестеров, Рябушкин, Харламов и Беляев. В мозаиках использовали драгоценные и полудрагоценные экземпляры камней. Ими украшен иконостас, пол и стены храма.

Внутри

В храме воссоздали фрагмент мостовой, над которой возвышаются колонны из яшмы, во главе свода закрепили крест с топазом. Долгое время после завершения строительства храма не убирали сооруженные леса. В народе появилась байка о том, что их не уберут, пока не рухнет советская власть. Их убрали в 1991 году — историки утверждают, что это совпадение .

История

История собора уникальна – это единственная православная постройка, сооруженная на месте гибели императора России. Через несколько дней после убийства Александра II, на месте его гибели решили построить небольшую часовню.

Уже к апрелю того же года – ее возвели. Из губерний и деревень стали приходить пожертвования для памятника императору-освободителю. Спустя два года в 1883 году правительство объявило о строительстве собора на месте старой часовни. Приемник императора объявляет конкурс и заявляет о необходимости воплотить в новом соборе черты древнерусских построек в старом русском стиле.

Глава страны в то время выбрал проект Парланда и настоятеля Троицко-Сергиевой пустыни Игнатия. Они предложили возродить русские традиции зодчества и православия. Архитектор работал со сложными элементами и конструкциями, сочетая их с законами симметрии и золотого сечения, акцентируя внимание на отдельных деталях. В результате получился собирательный образ храма России.Явление кровавой Луны в 2019Явление кровавой Луны в 2019Почему главный спутник Земли приобретает красный цвет, сколько длиться явление и в какой части планеты его можно наблюдать?

Храм строили в течение 24 лет, а завершили строительство в 1907 году. Чтобы уберечь храм от подтоплений водой канала, в его постройке отказались от свай. Под всем зданием залит бетонный фундамент. Для его освещения использовали 1689 лампочек.

Долгое время собор содержало государство и в нем проходило малое число служб – лишь в память об императоре-освободителе. С приходом Советской власти финансирование прекращается, а в 1938 году его и вовсе собирались разобрать. Помешала в этом война с фашистской Германией. На время боевых действий в храме организовали морг, а после войны его использовали как склад – помещали декорации Малого театра оперы. Вновь для посетителей он открылся в 1997 году.

Архитектор

Альфред Парланд предложил императору изменить стиль Санкт-Петербурга и вдохновленный образами Москвы, небольших губерний и уездов – создал эскиз и макет в русском стиле зодчества. Он отказывается от питерского классицизма и использует пышность, театрализованность и черты эклектики. В результате он полностью возводит храм по своему макету.

Также смотрите: Молитва «Неупиваемая Чаша от пьянства»: текст

Легенды Петербурга: Храм Спас на Крови

Собор Воскресения Христова на Крови, более известный как храм Спас на Крови, строили по приказу императора Александра Третьего почти четверть века - c 1883 по 1907 годы. Деньги собирали по всей России.

Несмотря на яркое убранство, повод для создания более чем печальный: именно на этом месте 1 марта 1881 года в императора Александра Второго бросил бомбу террорист-народоволец Игнатий Гриневицкий. Царь-освободитель, отменивший крепостное право, истекая кровью, упал на булыжную мостовую и скончался. После ужасного убийства власти создали специальную комиссию, которая должна была увековечить память государя, для чего и объявили конкурс на лучший проект храма. Следовало создать собор, который бы повторял черты русских церквей семнадцатого века. Кроме того, место гибели императора в храме надо было оформить в виде отдельного придела.

Справились с задачей архитектор Альфред Парланд и архимандрит Игнатий. Именно их совместный проект в результате признали лучшим.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

- Высота храма - 81 метр, что символизирует год гибели царя. Мастера закрепили на цоколе двадцать гранитных досок, повествующих о важнейших событиях царствования Александра Второго и его реформах, а на колокольне изобразили гербы губерний и областей России.

- Внутри Спаса на Крови есть то самое место, на котором совершили покушение на правителя. Сохранились и фрагменты решетки набережной, плит тротуара и даже булыжники мостовой, куда упал истекающий кровью император.

БЫЛ СЛУЧАЙ

Реставратор Анастасия Джумаева:

- Шла реставрация собора. Мы с подругой делали подготовку под золочение. Работали на тех самых лесах, о которых говорили, что когда их снимут, рухнет КПСС. Мимо проходили люди, молились. Потом переключились на нас. Крестились на кресты, а кланяться начали нам. А с лесов все видно.

Сначала мы спокойно относились к такому почитанию, а потом я пошутила. И тут же незамедлительно сильный порыв ветра сшиб меня с ног, и я на четвереньках покатилась по настилам лесов в сторону канала и лбом уперлась в ограждения. Подруга только и успела в недоумении крикнуть: «Ты куда?» Мы с ней переглянулись и больше так не шутили, ощутив на себе ответную шутку Иешуа.

ЛЕГЕНДЫ

- Поговаривают, что в храме Спас на Крови есть икона, где зашифрованы все поворотные даты российской истории. 1917-й - Октябрьская революция, 1941-й - Великая Отечественная война, 1953-й - год смерти Иосифа Сталина. Якобы есть и еще одна - можно увидеть дату, относящуюся к будущему. Для этого икону нужно перевернуть на 180 градусов и приставить зеркало справа. Но пока найти ее и расшифровать цифры не удавалось никому.

- Еще один миф о соборе связан с затянувшейся реставрацией. В 1970 году вокруг храма возвели леса. Но вместо предполагаемых пяти лет восстановление затянулось на десятилетия. Казалось, что ремонт никогда не завершится. Строительные леса уже стали достопримечательностью Ленинграда. Тогда и пошел слух, что советская власть продлится в стране до тех пор, пока не снимут леса. Так или иначе, но именно в 1991 году строительные конструкции разобрали, а вместе с ними рухнул и Советский Союз.

- Рассказывают, что кресты, снятые с собора в советское время, прятали от большевиков в канале Грибоедова. При реставрации случайный прохожий рассказал архитекторам, где скрыты святыни, после чего вызвали водолазов и подняли их со дна реки, а затем вернули на храм.

Храм Спаса на Крови - несокрушимая святыня Санкт-Петербурга

1 марта 1881 года в Санкт-Петербурге в результате двойного террористического акта погибает император Александр II. В народе его называли «Освободителем», в связи с отменой крепостного права в 1861 году и победой в Русско-турецкой войне (1877—1878). Ответственность за террористический акт взяла революционная организация «Народная воля», выступающая за проведение демократических реформ в России.

Впоследствии, подражателями «народовольцев» станут два брата — Александр Ульянов, участвующий в покушении против сына Александра II — императора Александра III («Миротворец»), и Володя Ульянов (Ленин) — главный революционер XX века, террорист, идейный вдохновитель большевиков, организатор расстрела внука Александра II — императора Николая II и всей царской семьи…

Но вернемся к Александру II и его гибели. Императору предсказывали, что именно восьмое покушение на его жизнь станет роковым. До этого на жизнь царя покушались уже шесть раз. Он смог пережить седьмое, но восьмое стало фатальным. Покушение было совершено на набережной Екатерининского канала (ныне «канал Грибоедова»). Теракт произошел, когда император возвращался после войскового развода в Михайловском манеже. Террористов было двое. Об этом событии коротко и очень интересно рассказывает петербуржец Алексей Пашков — популярный гид-экскурсовод:

Почему «храм Спас на крови» так называется…

Итак, «Спас на крови» — уникальный памятник архитектуры 19 в. Возведен на том самом месте, где был смертельно ранен император Александр II. Официальное название храма — «Храм Воскресения Христова», но в народе прочно закрепилось именно «Спас на крови».

Происхождение названия храма лишено таинственности и загадочности. Все очень просто: значение слова Спас — самый распространенный эпитет, присваиваемый Иисусу Христу (Спаситель). А на крови, потому что храм был воздвигнут на том самом месте, где была пролита кровь императора.

Примечательно, что сегодня в западной части храма, прямо под колокольней с большим золотым куполом, можно увидеть сохраненную часть мостовой и ограждение набережной канала, обагренные кровью Царя-Мученика.

Сегодня «Храм Спаса на крови» — единственный в мире православный собор, мозаичное убранство которого составляет 7065 кв.м. Внешние стены и все внутреннее убранство храма покрыто мозаичным ковром из икон и орнаментов.
Hram-Spas-na-kroviИсточник фото: skyscrapercity.com

Несокрушимый храм

Судьба храма была непростой. Петербуржцы и экскурсоводы при упоминании храма обожают употреблять слово «заговоренный» или несокрушимый, и этому есть свое объяснение.

Сразу после революции, как и все православные храмы, а также объекты символизирующие царскую эпоху правления, его предполагалось взорвать или разрушить. Но по непонятным причинам он был всего лишь разграблен — серебро и эмалевые росписи были украдены, а большая часть мозаики пострадала от рук вандалов.

В ноябре 1931 года. комиссией по вопросам культов было принято решение разобрать храм по частям, назвав его «объектом, который не имеет художественной и архитектурной ценности», однако это решение по необъяснимым причинам было отложено, вплоть до 1938 года, когда этот вопрос был снова поднят этой же комиссией. Решение было принято — взрыв храма было запланировано на лето 1941 года. В стенах были просверлены отверстия, туда уже заложили взрывчатку. Но началась Великая Отечественная война, поэтому все взрывники были в срочном порядке отправлены на фронт.

В блокаду в храме разместился морг, в котором находились замороженные тела ленинградцев, погибших от голода или от обстрелов. Но снаряды и бомбы чудесным образом пролетали мимо собора, как будто он и вправду был заговорённым. Позднее храм стали использовать как овощехранилище, а ещё позже — как склад театральных декораций. В те времена была уничтожена большая часть интерьера.

Следующая попытка советских властей избавиться от храма была предпринята в 1956 году. Причина — он мешает строительству новой магистрали. Легче и дешевле было снести храм, чем прокладывать дорогу в обход. Но и это попытка не увенчалась успехом, очевидно уникальный памятник архитектуры отстояли историки и архитекторы.

В 60-х годах, в главном куполе храма, обнаружили единственную бомбу, которая всё же попала в храм. Попала, но не взорвалась. Авиабомба весом в полтонны как бы лежала на руках Спасителя, прямо в евангельском тексте «мир вам».

В 1970 году советскую власть удалось окончательно разубедить раз и навсегда сносить один из самых исторически важных и культурно значимых объектов Санкт-Петербурга. В 1971 году храм был передан на баланс музея «Исаакиевский собор». В это же время началась реставрация храма, растянувшаяся на десятилетия. Горожане и туристы привыкли к виду храма, окружённого лесами.

В 1986 году была очень популярна песня Александра Розенбаума «Налетела грусть», воспевающая Питер. В ней упоминается также и храм Спас на Крови, и желание скорее увидеть его обновлённым: «Хочу придать домам знакомый с детства вид. Мечтаю снять леса со Спаса на Крови».

В середине 80-х пошли разговоры о пророчестве: якобы советская власть продлится до тех пор, пока остаются леса вокруг Спаса-на-Крови. Сняли их как раз накануне путча в августе 1991 года.

В 1997 году Спас-на-Крови открылся для посещения, а в 2004 году в нём была отслужена литургия, восстановившая его православную сущность. Сегодня — это одна из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга.

В этом храме все пронизано символикой, историей. Предлагаю вашему вниманию замечательный рассказ, наполненный удивительными историями и фактами о несокрушимой святыне Санкт-Петербурга. Очень интересно. Рекомендую!

Источник фото на превью: vladorlando

Рекомендуем также:

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

Файл:Храм Спаса на крови 7.jpg — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску

Краткое описание

ОписаниеХрам Спаса на крови 7.jpg

Français : Cathédrale Saint-Sauveur-sur-le-Sang-Versé de Saint-Pétersbourg.

Русский: Собор Спаса на Крови в Санкт-Петербурге.

Ministry of Culture RF.png

Это фотография памятника культурного наследия России c номером

7810507000
Wiki Loves Monuments logo - Russia - without text.svg This template and pages using it are maintained by the Russian WLM team. Please read the guidelines before making any changes that can affect the monuments database!
Дата
Источник собственная работа
Автор NoPlayerUfa

Лицензирование

Я, владелец авторских прав на это произведение, добровольно публикую его на условиях следующей лицензии:

w:ru:Creative Commons

атрибуцияраспространение на тех же условиях

Этот файл доступен по лицензии Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported
Вы можете свободно:
  • делиться произведением – копировать, распространять и передавать данное произведение.
  • создавать производные – переделывать данное произведение
При соблюдении следующих условий:
  • атрибуция – Вы должны указать авторство, предоставить ссылку на лицензию и указать, внёс ли автор какие-либо изменения. Это можно сделать любым разумным способом, но не создавая впечатление, что лицензиат поддерживает вас или использование вами данного произведения.
  • распространение на тех же условиях – Если вы изменяете, преобразуете или создаёте иное произведение на основе данного, то обязаны использовать лицензию исходного произведения или лицензию, совместимую с исходной.

https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0 CC BY-SA 3.0 Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 truetrue

Logo of Wiki Loves Monuments

Это изображение было номинировано к участию


в международном финале
конкурса Wiki Loves Monuments


в качестве финалиста национального конкурса Russia. источник

История файла

Нажмите на дату/время, чтобы посмотреть файл, который был загружен в тот момент.

Дата/времяМиниатюраРазмерыУчастникПримечание
текущий13:48, 29 сентября 20111995 × 1325 (2,04 Мб)NoPlayerUfa

Использование файла

Следующие 2 страницы используют данный файл:

  • Историзм в России
  • Спас на Крови

Глобальное использование файла

Данный файл используется в следующих вики:

Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению.

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *