Спас на Крови | Что посмотреть
Петербургский храм носит официальное название Собор Воскресения Христова, но в народе он больше известен как «Спас на крови». Собор воздвигнут на том месте, где был смертельно ранен народовольцем Игнатием Гриневицким император Александр II в 1881 году. Свидетельства этих событий хранятся в соборе до сих пор: внутри находятся камни булыжной мостовой, на которые пал смертельно раненый Александр II, плиты тротуара рядом и часть решетки Екатерининского (ныне Грибоедова) канала. Во время войны и Ленинградской блокады в храме находился морг, и храм будто бы во второй раз оправдал свое название — «На Крови».Судьба у Собора была трудная: освящен он был в 1907 году, спустя 10 лет грянула революция, какое-то время он еще был приходской церковью, а вот в 1938 году было принято решение о его сносе, но властям помешала Великая Отечественная Война. В 1968 году было принято решение о присвоении ему статуса памятника, после чего началась его масштабная реконструкция.
Пройдя долгую и трудную судьбу, сегодня этот храм в первую очередь является музеем русского мозаичного и камнерезного искусства. Мозаики «Спаса на крови» представляют крупнейшее собрание христианских персонажей, насчитывающее 277 имен; 68 сюжетов на библейские и евангельские темы.
Хотим обратить внимание, что на фасаде собора, обращенного к Каналу Грибоедова, на стене, под золоченым навесом, находится рельефный мраморный крест с распятым Христом, который фиксирует место смертельного ранения императора. И это одно из немногих, если не единственное, изображение распятого на кресте Христа с открытыми глазами, глядящими прямо на вас.
Сегодня собор является не только музеем, но действующим православным храмом — богослужения ведутся в воскресенье и по главным церковным праздникам с 07:30 утра. Вход на богослужения свободный. Ознакомиться с расписанием богослужений можно на сайте spas.spb.ru.
Сайт
www.cathedral.ruУдобства
City card
Метро
Невский пр.
Открыто
Открыт 10:00 — 18:00, с 27 апреля 10:30 — 22:30. Закрыт Ср.
Цена / Дополнительная информация
Вход 100 — 350р.
Associated Venues
Исаакиевский собор
Исаакиевская пл. 4
EDITOR’S PICK
/st-petersburg-ru/isaakievskiy-sobor_113114v
Полностью восстановленный внутри и снаружи, это один из самых больших и красивых соборов в Петербурге: просторный интерьер украшен золотой отделкой, мозаикой и картинами. Собор был построен в период между 1818 и 1858 годами по проекту Огюста Монферрана.
see more
Editor’s pick
Harbor Club Hotel
9-я Советская ул. 3
/st-petersburg-ru/harbor-club-hotel_155877v
Отель Harbour Club расположен в Центральном районе Санкт-Петербурга — недалеко от Московского вокзала и в
see more
Бутик-отель Золотой Треугольник
Невский пр. 22-24
/st-petersburg-ru/butik-otely-zolotoy-treugolynik_158829v
Уютный бутик-отель класса 4 звезды в 5 минутах ходьбы от Эрмитажа, Дворцовой площади, Казанского с
see more
Карта гостя Санкт-Петербурга
Артиллерийская ул. 1, оф. 634, 642
/st-petersburg-ru/karta-gostya-sankt-peterburga_147529v
Карта Гостя дает возможность туристам бесплатно посещать музеи города, а также получать выгодные предложения и скидки. Куда пойти, чтобы сэкономить, рассказано в путеводителе, который выдается при покупке карты. Также ее можно использовать как проездной
see more
Музей камня
Наб. кан. Грибоедова 2а
/st-petersburg-ru/muzey-kamnya_148084v
Музей камня находится в часовне-ризнице во имя Иверской иконы Божией Матери составляет вместе со Спасом на Крови единый архитектурный ансамбль. Мысль об устройстве рядом с храмом особого здания, возникла в связи с тем, что вместе с денежными средствами н
see more
Заказать требу или молитву онлайн святому в Храме Спаса-на-Крови
Заказать службу:
Молебен Сорокоуст Неусыпаемая Псалтирь Поставить свечу Панихида Церковное поминовение
Заказать молитву в Храме Спаса-на-Крови
Храм Спаса-на-Крови – народное название собора Воскресения Христова на Крови – был построен на народные средства в память о гибели императора Александра II, о пролившейся царской крови.
Строился собор почти двадцать пять лет. Месторасположение церкви на берегу канала Грибоедова требовало определенных технических условий строительства. Поэтому вместо свай применили полностью залитый бетоном фундамент, а для возведения колокольни пришлось расширить набережную. При строительстве было внедрено и достаточно новое для того времени инженерное решение – храм освещался огромным количеством электрических ламп. В подвале разместили котлы и калориферы для обогрева. Внешний вид собора напоминает храм Василия Блаженного в Москве, но их отделяют несколько веков.
Изначально собор не планировали для массовых посещений, он не имел своего прихода как такового. На службы, посвященные памяти Александра II, и проповеди приходили только по специальным пропускам. Это сказалось на внутреннем убранстве, оно просто поражает своим великолепием и роскошью. Для отделки храма использовались и самоцветы, и ювелирная эмаль, и полудрагоценные камни, цветные изразцы. Сырой климат повлиял на решение отказаться от живописной отделки храма в пользу мозаики, что только украсило здание. Внутри и стены, и свод и пилоны – все отделано мозаичными панно. Мозаичное убранство собора считается крупнейшей мозаичной коллекцией в Европе.
С недавних пор в храме проходят богослужения, сюда по воскресеньям приходят верующие с разных концов города, хотя официально о службах не сообщалось, люди передают эту весть друг другу. В здании замечательная акустика, позволяющая сполна насладиться пением мужского хора. Храм начинает жить обычной церковной жизнью, проводится Литургия, а после каждой службы совершается панихида по царю Александру II. Можно заказать молебен, помолиться, но из-за опасности повредить мозаику копотью свечи не зажигают.
Золотой фон икон символизирует образ божественного света, которым постепенно наполняется этот вернувшийся к жизни храм.
Дополнительная информация о храме
В России много архитектурных достопримечательностей, часть которых находится в Санкт-Петербурге.
Среди них Храм Воскресения Христова (1883 г) над каналом Грибоедова.Место, на котором он построен, выбрали не случайным образом. Именно здесь в 1881 году, 1 марта (по старому стилю), было совершено восьмое и роковое покушение на императора Александра II. Всю боль от трагического события народ выразил во втором прижившемся названии – храм Спаса-на-Крови.
Автор проекта этого грандиозного сооружения – Альфред Парланд, русский архитектор.
Выполненный в Русском стиле, собор соединил в себе элементы Московской и Ярославской архитектуры того времени. Фактически он стал неким собирательным образом русской национальной самобытности. Живописное строение отличается многоцветным убранством. Впервые в мире для покрытия глав применили эмалированные медные пластины (общей площадью 1000 кв.м). Это крупнейший мозаичный ансамбль в мире.
Высота девятиглавого храма достигает 81 метра. Площадь помещения настолько велика, что позволяет одновременно посещать святыню до 1600 человек!
Внутренний интерьер оригинально выложен мозаикой, сбором которой занимались известные художники-мозаичисты – братья Фроловы. Использование самоцветов позволило придать более роскошный вид внутренним помещениям.
Строительство храма продолжалось 24 года. Первое время прихожан пускали только по пропускам.
Посещение собора всеми желающими было разрешено только в 1917 году, однако уже спустя 13 лет строению понадобился хороший ремонт, в связи с чем правительство приняло решение снести памятник культуры. Средств на разбор строения никто не выделил, и он простоял закрытым вплоть до 1938 года. В военное время здесь располагался морг, позже – склад оперного театра.
В 1971 году некогда величественный храм перешел на баланс местного музея «Исаакиевский собор». Была проведена основная масса реставрационных работ. Приблизительно до 1997 года внутри собора проводились отделочные работы, и только после этого он вновь раскрыл двери перед христианами.
Повторно освятили храм 23 мая 2004 года. 19 сентября 2010 года у алтаря стали проводиться регулярные воскресные службы под началом игумена Мстислава Дячина. Каждую службу завершает панихида по погибшему царю. Это неофициальные богослужения, однако, на них собираются христиане со всех уголков города и области.
В солнечную погоду собор преображается изнутри – лучи преломляются и отражаются от мозаичных орнаментов, визуально расширяя пространство и символизируя Божественный свет.
Потрясающая акустика усиливает эффект мелодичности и выразительности мужских голосов церковного хора.
Люди исповедуются и причащаются в стенах этого храма-музея. Здесь можно заказать церковное поминовение, сорокоуст или молебен. Единственный минус – здесь нельзя зажигать свечи, чтобы не закоптить неповторимую красоту мозаики.
Каждый заказ для нас очень важен и мы прикладываем максимальные усилия для того, чтобы выполнить ваши заказы в максимальном качестве! Вы можете самостоятельно выбрать храм в котором вы собираетесь заказать требу! Мы со своей стороны приложим все усилия для того, чтобы ваша треба была выполнена. Если же по какой-либо причине, во время организации требы в выбранном вами храме возникнут сложности (долгий ответ храма, высокая занятость священнослужителей, не желание храма принимать заказы от онлайн-пользователей, невозможность связаться с храмом и др.), мы переведём заказ в другой храм, который своевременно выполнит вашу требу без задержек. Напоминаем вам, что делая заказ на нашем сайте вы принимаете условия, нашего соглашения. Храни вас Бог!
Храм Спаса-на-Крови, Россия. Информация для туристов, история
Храм Спаса-на-Крови стоит в самом сердце Санкт-Петербурга, на набережной канала Грибоедова и поражает своей необычайной красотой с разноцветными куполами. Храм-на-Крови — крупнейший памятник русского мозаичного искусства, сохранивший лучшие традиции русского зодчества.
Собор Воскресения Христова возведен в связи с гибелью Александра II от рук террористов. В народе его стали называть храмом Спаса-на-Крови.
Из истории
Император Александр II вписан в историю России как царь-реформатор, осуществивший многие важные реформы на благо народа, одной из которых была отмена крепостного права.
Террористы стреляли в него более шести раз. Однако террористы добились своего – бомба была брошена прямо к ногам Императора и оборвала его жизнь 1 марта 1881 года.
На месте трагедии установлен временный памятник. Александр III приказал построить на этом месте собор, а пока готовился проект, построили временную часовню. Александр III заложил камень в основание собора Спаса на Крови в 189 г.3. Строительство затянулось на долгое время; церковь была освящена только в 1907 году.
Храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге выполнен в русском стиле. Он имеет 9 ярких и праздничных нарядных куполов, покрытых четырехцветной эмалью.
Интересные факты
- Внутри церкви находятся камни булыжной мостовой, на которую смертельно раненный Александр II упал.
- Говорят, горожане сняли с нее кресты и спустили их на дно канала Грибоедова, чтобы спасти от большевиков убранство церкви. Когда храм Спаса-на-Крови начали восстанавливать, рабочие не смогли найти кресты. Один человек, знавший легенду, посоветовал поискать украшение в воде. Рабочие решили прислушаться к совету и отправили команду водолазов на исследование дна, и они действительно нашли там спрятанные святыни.
- Храм Спаса-на-Крови – настоящий музей мозаики, ведь под его крышей собрана богатейшая и самая большая коллекция мозаик. Стоит отметить, что мозаика является основным декором церкви. Все стены, столбы, своды и даже иконостас Спаса-на-Крови покрыты мозаикой. Площадь, покрытая мозаикой, составляет более 7000 кв.м.
- Высота центрального строения храма Спаса-на-Крови 81 метр. Это число было выбрано как напоминание о годе смерти императора Александра II, 1881 г.
- Во время Второй мировой войны немецкий осколочно-фугасный снаряд массой около 150 кг попал в шатер центральной башни собора во время одного из артиллерийских обстрелов противника. Снаряд не взорвался, а застрял в потолке хранилища. Бомба пролежала в стропилах почти двадцать лет и была случайно обнаружена альпинистами. Снаряд был обнаружен, вывезен из города и уничтожен 28 октября 1961 года.
В настоящее время это музей, знакомство с которым неизменно входит в экскурсионные программы по Северной столице России. Храм Спаса-на-Крови открыт ежедневно, кроме среды, с 10:30 до 18:00. Ближайшая к храму Спаса-на-Крови станция метро – Невский проспект. При выходе с правой стороны канала Грибоедова вы увидите эту монументальную церковь.
Собор Спаса-на-Крови – уникальный шедевр, сочетающий в себе древнерусский стиль архитектуры, талант лучших русских художников и итальянских камнерезов, искусство Римская мозаика. Мозаика покрывает почти всю поверхность стен и потолков, всего 7 500 квадратных метров мозаики. Это уникальный образец собора в русском стиле в центре Санкт-Петербурга. Его цветные луковичные купола настолько известны, что сегодня признаны одним из символов города. Стиль церкви был вдохновлен собором Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Луковичные купола, мозаики и причудливо украшенный фасад характерны для русской архитектуры 16-17 веков. Таким образом, он отличается от большинства зданий ул. Санкт-Петербурга, которые следуют западным традициям неоклассицизма и барокко. Церковь является одной из главных туристических достопримечательностей Санкт-Петербурга, объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО и популярным местом для фотографирования и приобретения русских сувениров. У вас есть возможность увидеть Собор Спаса на Крови во всей красе. Эта церковь построена на месте убийства царя Александра II. Официально освященная как церковь Воскресения Христова, жемчужина русского православия, более известная как церковь Спаса-на-Крови, была построена в честь царя России Александра II, который был убит на месте, где сейчас находится церковь , отсюда и ссылка на «пролитую кровь». Участок улицы, на котором произошло убийство, заключен в стены церкви, а место убийства отмечено часовней в здании. По просьбе Александра III, сына Александра II, строительство храма началось в 1883 году. Финансирование этого удивительного сооружения почти полностью обеспечивалось Императорской семьей за счет пожертвований частных лиц. Проект был завершен в 1907. Главным архитектором проекта был выбран Альфред Александрович Парланд, кстати, человек не русского происхождения. Архитектура церкви сильно отличается от других зданий и культовых сооружений Санкт-Петербурга, построенных в основном в стилях барокко и неоклассицизма. Купола храма Спаса-на-Крови Купола Однако эпоха, в которую строилась Спасская церковь, была временем возрождения национализма, а значит, и классического русского стиля храма. Глядя как на интерьер, так и на экстерьер, легко понять, почему церковь стоила около 4,6 миллионов рублей, что намного превышает заложенные в бюджете 3,6 миллиона. Внешний вид был спроектирован так, чтобы отражать великолепный собор Василия Блаженного в Москве, легко узнаваемый центр города, а здание — как внутри, так и снаружи — украшено мозаиками, большинство из которых были созданы выдающимися художниками того времени, в том числе Виктор Васнецов, Михаил Нестеров и Михаил Врубель. Большинство мозаик изображают библейские сцены и святых, хотя некоторые представляют собой просто узоры. Красочные луковичные купола, центральный из которых достигает высоты 81 метр (266 футов), покрыты яркой эмалью. Собор отличается роскошным и богатым декором, орнаментальными наличниками, рамами, кронштейнами, керамическими изразцами и цветными глазурованными изразцами. Колокольня украшена мозаичными гербами городов и областей Российской империи. Интересный факт: Эта церковь никогда не функционировала как общественное место отправления культа. Сегодня это музей мозаики. Во время русской революции 1917 года большая часть этой удивительной церкви была разграблена, а интерьер серьезно поврежден. В 1930-х годах Советы закрыли церковь, как и большинство церквей в Санкт-Петербурге. Во время Второй мировой войны он использовался как хранилище для продуктов. Во время войны он еще больше пострадал, а затем много лет использовался как склад для местной оперной труппы. В 1970 г. Исаакиевский собор взял на себя управление храмом, а средства, собранные от собора (который в то время был музеем), пошли на восстановление Спасской церкви. Реставрация была окончательно завершена в 1997 году и до сих пор остается одной из главных туристических достопримечательностей Санкт-Петербурга. Собор не следует воспринимать просто как культовое сооружение; его идея шире и глубже. Образ Спасителя в этом соборе отражает не столько культовый аспект, сколько политическую, историческую, художественную, стилистическую значимость памятника, подчеркивает его значимость для города. Территория, прилегающая к собору, является одним из старейших районов Санкт-Петербурга, его историческим центром, сформировавшимся в первой трети XVIII века. Поскольку церковь находится в самом центре города, ее окрестности представляют наибольшую ценность. Историко-культурная среда здесь чрезвычайно богата, представлена такими сокровищами мировой духовной культуры, как Русский музей, Малый оперный театр, Большая филармония, храмы различных конфессий.
Want to say something? Post a comment |