Пинакотека — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 марта 2017; проверки требуют 4 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 марта 2017; проверки требуют 4 правки.Пинакоте́ка (фр. pinacothèque, от греч. πινακοθήκη, πίναξ — доска, картина и θήκη — хранилище) — у древних греков помещение для хранения живописных изображений.
Так называлось левое крыло пропилей афинского Акрополя, где находилось собрание картин, принесённых в дар богине Афине. В нескольких шестиколонных залах были собраны картины, написанные на досках, глиняные таблицы и другие произведения с росписью. Это собрание было открыто для посещения афинскими гражданами.
Ещё на рубеже III—II веках до н. э. был составлен первый каталог этой пинакотеки, автором которого был Полемон Илионский. Кроме афинской подобные пинакотеки существовали и в других местах в Греции, например, в Герайоне — храме Геры на острове Самос.
Древние римляне использовали термин для обозначения комнаты, в которой находились произведения искусства.
Начиная с периода Ренессанса, название пинакотека стало использоваться для обозначения коллекций произведений живописи, открытых для публичного посещения. В наши дни пинакотеками называют картинные (художественные) галереи.
В настоящее время в Германии функционируют три известные всему миру картинные галереи, носящие название пинакотек. Это Старая и Новая пинакотеки, а также Пинакотека современности в Мюнхене. Именно в них представлены произведения мастеров разных исторических периодов, от средневековья до современных картин и фотографий[1].
- ↑ Т. М. Колядич. История мировой культуры. — Издательство АСТ, 2010. — 730 с. — ISBN 978-5-17-064681-4.
Пинакотека — это… Что такое Пинакотека?
Пинакотека
— (фр. pinacotheque, от греч. πινακοθήκη, πίναξ доска, картина и θήκη хранилище) у древних греков помещение для хранения живописных изображений. Так называлось левое крыло пропилей … ВикипедияПИНАКОТЕКА — (греч., от pinax картина хранилище картин). Картинная галерея, зала с картинами. У римлян так называлось место при входе в атриум, где помещались картины, статуи и т. п. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н.,… … Словарь иностранных слов русского языка
ПИНАКОТЕКА — (греч. pinakotheke от pinax доска, картина и theke хранилище), хранилище произведений живописи (в Др. Греции афинская пинакотека на Акрополе), картинная галерея (напр., Старая пинакотека в Мюнхене) … Большой Энциклопедический словарь
пинакотека — галерея, музей, хранилище, картинная галерея Словарь русских синонимов. пинакотека см. картинная галерея Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык … Словарь синонимов
ПИНАКОТЕКА — (греческое pinakotheke, от pinax доска, картина и theke хранилище), название хранилища произведений живописи, картинной галереи в Европе (например, Старая пинакотека в Мюнхене) … Современная энциклопедия
Пинакотека — (греческое pinakotheke, от pinax доска, картина и theke хранилище), название хранилища произведений живописи, картинной галереи в Европе (например, Старая пинакотека в Мюнхене). … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ПИНАКОТЕКА — ПИНАКОТЕКА, пинакотеки, жен. (от греч. pinax картина и theke вместилище) (книжн.). Собрание произведений живописи, картинная галерея. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
пинакотека — и, ж. pinacothèque картиная галерея <гр. У древних греков помещение, в котором произведения живописи. Так называются и некоторые картинные галереи, основанные в XIX в. Партина. Лекс. Уш. 1939: пинакоте/ка … Исторический словарь галлицизмов русского языка
пинакотека — ы; ж. [от греч. pinax доска, картина и thēkē хранилище, ящик] 1. В Древней Греции: помещение для хранения произведений живописи. 2. Картинная галерея. * * * пинакотека (греч. pinakothēkē, от pinax доска, картина и thēké хранилище), хранилище… … Энциклопедический словарь
Пинакотека — (греч. pinakotéke, от pínax доска, картина и théke хранилище) хранилище живописных произведений, картинная галерея. В античности была известна афинская П., находившаяся на Акрополе и занимавшая северное крыло Пропилей. Название «П.» носят … Большая советская энциклопедия
Старая пинакотека — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Ста́рая пинакоте́ка» (нем. Alte Pinakothek) — картинная галерея в Мюнхене. Является одной из самых известных галерей мира. В ней представлены произведения мастеров Средневековья до середины XVIII столетия. Напротив Старой пинакотеки находится Новая пинакотека с работами художников XIX — начала XX веков. В третьей пинакотеке Мюнхена — Пинакотеке современности — представлено искусство XX и XXI столетий.
История баварской коллекции, получившей позднее греческое название «пинакотека», начинается с картин на исторические темы, которые Вильгельм IV заказал у немецких мастеров того времени: А. Альтдорфера, Г. Бургкмайра, Бехама, М. Фезелена, Брёя и др. Выполненная Альтдорфером в 1529 году «Битва Александра» (нем. Alexanderschlacht) считается одним из первых шедевров, попавших в знаменитое мюнхенское собрание. У Максимилиана I Вильгельм IV приобрёл, среди прочих, работы Альбрехта Дюрера. Его внук Максимилиан II, в бытность свою штатгальтером Испанских Нидерландов, приобрёл многочисленные работы голландских и фламандских мастеров. С объединением Баварии и Пфальца в собрание Старой пинакотеки вошли произведения из галерей Мангейма, Дюссельдорфа и Цвайбрюкена, которые укрыли от французских войск.
Король Баварии Людвиг I также приобрёл многочисленные художественные произведения. Все эти работы находились в многочисленных дворцах и были недоступны для посещения. Людвиг I не только систематизировал свою собирательскую деятельность, но также, считая своей обязанностью приобщить к искусству народные массы, поручил архитектору Лео фон Кленце строительство музея. Музей был заложен в 1826 году, а уже в 1836 году строительство было завершено. Хотя вход в музей по воскресеньям был свободный, многие жители Мюнхена поначалу предпочитали посещению музея пикник на лужайке у его входа. Во время Второй мировой войны Старая пинакотека сильно пострадала и была восстановлена в 1952—1957 годах.
В 1988 году многие работы Дюрера были повреждены кислотой, которую выплеснул на них душевнобольной посетитель, и их пришлось долго реставрировать.
Около семисот полотен представлены в девятнадцати залах и сорока девяти кабинетах музея в рамках постоянной экспозиции.
Отличительной особенностью этого музея является отсутствие среди экспонатов произведений скульптуры, графики либо предметов прикладного искусства и старинной мебели, которые обычно любят разместить в своих залах музеи. В пинакотеке строго выдерживается основной принцип коллекционирования: на стенах и стендах её находятся только картины.
Многочисленные торжественные залы «Старой пинакотеки» поражают своим своеобразным аскетизмом, скупостью убранства, но вскоре посетитель осознаёт разумность подобного решения в оформлении музейного интерьера: ничто не рассеивает внимания и не отвлекает, и отсутствует напряжение при переключении восприятия с одного вида искусства на другой.
Немецкая живопись XIV—XVII веков[править | править код]
Коллекция немецкого искусства является наиболее многочисленной по своему объёму. Картины для собрания немецкой живописи с особой заботой подбирались в XIX—XX вв. Оно стало настоящей гордостью пинакотеки. В коллекции национальной живописи лучше всего представлены живописцы XV и XVI вв. — эпохи высочайшего расцвета немецкого искусства.
Старая пинакотека обладает большим собранием живописи старых немецких мастеров, среди них:
Голландская живопись XIV—XVII веков[править | править код]
Собрание живописи голландских мастеров является одним из самых больших и значительных в мире и известно шедеврами; в числе художников
Фламандская живопись XIV—XVII веков[править | править код]
Собрание фламандской живописи охватывает среди прочих работы таких мастеров, как:
Итальянская живопись XIII—XVII веков[править | править код]
Все школы живописи итальянского Возрождения и барокко представлены работами:
Французская живопись XVII—XVIII веков[править | править код]
Несмотря на тесную связь Виттельсбахов с Францией, собрание французской живописи скромное по размерам. Среди известных художников во французской коллекции:
Испанская живопись XVII—XVIII веков[править | править код]
Небольшая по объёму, испанская коллекция включает работы таких признанных мастеров как:
Работы Франсиско Гойя выставлены в Новой пинакотеке.
- Старая пинакотека, Мюнхен. Мюнхен: Scala Publishers / Verlag Beck, 2002. 128 с. ISBN 978-3-406-47458-3 (также на английском, немецком, итальянском и др. языках)
Старая пинакотека — это… Что такое Старая пинакотека?
Координаты: 48°08′54″ с. ш. 11°34′12″ в. д. / 48.148333° с. ш. 11.57° в. д. (G) (O) (Я)48.148333, 11.57
«Старая пинакотека» (нем. Alte Pinakothek) — картинная галерея в Мюнхене. Является одной из самых известных галерей мира. В ней представлены произведения мастеров Средневековья до середины XVIII столетия. Напротив Старой пинакотеки находится Новая пинакотека с работами художников XIX — начала XX веков. В третьей пинакотеке Мюнхена — Пинакотеке современности — представлено искусство XX и XXI столетий.
История
Старая Пинакотека в 1900 годуИстория баварской коллекции, получившей позднее греческое название «пинакотека», начинается с картин на исторические темы, которые Вильгельм IV заказал у знаменитых немецких мастеров того времени: Альтдорфера, Бургкмайра, Бехама, Фезелена, Брёя и др. Выполненная Альтдорфером ещё в 1529 году «Битва Александра Македонского с царём Дарием» до сих пор считается одним из выдающихся шедевров, первым по времени попавшим в знаменитое мюнхенское собрание. У Максимилиана I Вильгельм IV приобрёл, среди прочих, работы Альбрехта Дюрера. Его внук Максимилиан II, в бытность свою штатгальтером Испанских Нидерландов, приобрёл многочисленные работы голландских и фламандских мастеров. С объединением Баварии и Пфальца в собрание «Старой пинакотеки» вошли произведения из галерей Манхайма, Дюссельдорфа и Цвайбрюкена, которые укрыли от французских войск.
Король Баварии Людвиг I также приобрёл многочисленные художественные произведения. Все эти работы находились в многочисленных дворцах и были недоступны для посещения. Людвиг I не только систематизировал свою собирательскую деятельность, но также, считая своей обязанностью приобщить к искусству народные массы, поручил архитектору Лео фон Кленце строительство музея. Музей был заложен в 1826 году, а уже в 1836 году строительство было завершено. Хотя вход в музей по воскресеньям был свободный, многие жители Мюнхена поначалу предпочитали посещению музея пикник на лужайке у его входа. Во время Второй мировой войны «Старая пинакотека» сильно пострадала и была восстановлена в 1952—1957 годах.
В 1988 году многие работы Дюрера были повреждены кислотой, которую выплеснул на них душевнобольной посетитель, и их пришлось долго реставрировать.
Коллекция «Старой пинакотеки»
Около 700 полотен представлены в 19 залах и 49 кабинетах музея в рамках постоянной экспозиции.
Отличительная особенность этого музея является отсутствие среди экспонатов произведений скульптуры, графики либо предметов прикладного искусства и старинной мебели, которые обычно любят разместить в своих залах музеи. В пинакотеке строго выдерживается основной принцип коллекционирования: на стенах и стендах её находятся только картины.
Многочисленные торжественные залы «Старой пинакотеки» поражают своим своеобразным аскетизмом, скупостью убранства, но вскоре посетитель осознаёт разумность подобного решения в оформлении музейного интерьера: ничто не рассеивает внимания и не отвлекает, и отсутствует напряжение при переключении восприятия с одного вида искусства на другой.
Немецкая живопись XIV—XVII веков
Коллекция немецкого искусства является наиболее многочисленной по своему объёму. Картины для собрания немецкой живописи с особой заботой подбирались в XIX—XX вв. Оно стало настоящей гордостью пинакотеки. В коллекции национальной живописи лучше всего представлены живописцы XV и XVI вв. — эпохи высочайшего расцвета немецкого искусства.
«Старая пинакотека» обладает обширнейшим собранием живописи старых немецких мастеров, к числу которых относятся работы:
Голландская живопись XIV—XVII веков
Собрание живописи голландских мастеров является одним из самых больших и значительных в мире и известно шедеврами:
Фламандская живопись XIV—XVII веков
Собрание фламандской живописи охватывает среди прочих работы таких мастеров, как:
Собрание полотен Рубенса является самым крупным в мире.
Итальянская живопись XIII—XVII веков
Все школы живописи итальянского Возрождения и барокко представлены работами:
Французская живопись XVII—XVIII веков
Несмотря на тесную связь Виттельсбахов с Францией, собрание французской живописи осталось в скромных размерах, превосходя по величине только испанскую коллекцию. В нём представлены работы:
Испанская живопись XVII—XVIII веков
Хотя это и самая маленькая часть коллекции, в ней находятся работы таких выдающихся мастеров, как:
Работы Франциско Гойя выставлены в Новой пинакотеке.
Галерея
Ссылки
Новая пинакотека — это… Что такое Новая пинакотека?
Координаты: 48°08′59″ с. ш. 11°34′16″ в. д. / 48.149722° с. ш. 11.571111° в. д. (G) (O) (Я)48.149722, 11.571111
Новая пинакотека (нем. Neue Pinakothek) — картинная галерея в Мюнхене. В ней представлены произведения живописи и скульптуры мастеров XIX — начала XX вв. Напротив Новой пинакотеки находится Старая пинакотека с работами мастеров от Средневековья до середины XVIII столетия. В третьей пинакотеке Мюнхена — Пинакотеке Современности — представлено искусство XX и XXI веков.
История
Новая пинакотека около 1880Галерея была основана в 1853 г. баварским королём Людвигом I, который хотел сделать свою частную коллекцию современного искусства доступной для общественности, разместив её в Старой и Новой пинакотеках. Новая пинакотека таким образом является первым «собранием современного искусства» в мире. Установленная на рубеже веков граница между старым и новым искусством стала определяющей для немецких картинных галерей.
В соответствии с художественными предпочтениями Людвига I изначально большую часть экспозиции составляли работы мюнхенской школы живописи и немецких романтиков. Особое внимание уделялось южно-немецким художникам и художественным школам. Однако возводя музей, Людвиг удовлетворял и свои династические амбиции, выставив в главном зале Новой пинакотеки героизированные пейзажи Греции кисти Карла Ротмана, где правил сын Людвига Отто I Греческий. После смерти Людвига коллекция прирастала новыми известными картинами, но ситуация с отбором экспонатов менялась в Мюнхене очень медленно.
Положение изменилось лишь в 1909 г., когда последовали так называемые «пожертвования Чуди», названные так по имени генерального директора мюнхенского Государственного собрания живописи Гуго фон Чуди (нем. Hugo von Tschudi), который уделял большое внимание не пользовавшимся в то время почётом современным французским художникам. Благодаря ему в Новой пинакотеке появилась впечатляющая коллекция импрессионистов. Однако в 1938 г. «Автопортрет» Ван Гога был отнесён к дегенеративному искусству, конфискован и годом позже продан.
Коллекция Новой пинакотеки пополняется и в настоящее время благодаря добровольным пожертвованиям и приобретениям и является одной из наиболее крупных экспозиций искусства конца XVIII—XIX вв.
Здание
Забраковав несколько мест для возведения здания новой галереи, Людвиг I приказал построить Новую пинакотеку напротив Старой пинакотеки. Проект был создан Фридрихом фон Гертнером и Августом фон Фойтом. Во время Второй мировой войны здание Новой пинакотеки было полностью разрушено и вскорости снесено. Экспозиция Новой пинакотеки разместилась в Доме искусства.
Лишь в 1981 г. открылось постмодернистское здание по проекту архитектора барона Александра фон Бранки. Несмотря на то, что облицованное песчаником здание с эркерами, аварийными лестницами и полуциркульными арками окон было принято неоднозначно, его великолепные залы с верхним освещением получили всеобщее одобрение. В западном крыле здания Новой пинакотеки разместился Институт Дёрнера.
Собрания Новой пинакотеки
Из своих фондов, состоящих из более чем 3000 картин и 300 скульптур, в постоянной экспозиции Новой пинакотеки представлено более 400 произведений искусства.
Искусство второй половины XVIII века
В коллекцию в частности входят работы Антона Графа («Генрих XIII» 1775), Франсиско Гойя («Загородная прогулка» 1776), Ангелики Кауфманн («Автопортрет» 1784), Жак Луи Давида «Портрет Анны Марии Луизы Телюссон де Сорси» 1790), Иоганна Генриха Фюсли («Сатана и смерть, резделённые грехом» 1792—1802), Иоганна Фридриха Августа Тишбейна («Николя Шатлен в саду» 1791).
Английская живопись второй половины XVIII века начала XIX века
В Новой пинакотеке представлены почти все значимые художники Англии XVIII-начала XIX вв.: Томас Гейнсборо , Уильям Хогарт, Джордж Стаббс, Джошуа Рейнольдс, Томас Лоуренс, Джордж Ромни, Ричард Уилсон, Генри Реборн, Дэйвид Уилки, Джон Констебл и Уильям Тёрнер.
Немецкие римляне: классицисты и назарейцы
В музее представлены Якоб Филипп Гаккерт, Йозеф Антон Кох, Людвиг Рихтер, Фридрих Овербек, Фридрих Вильгельм фон Шадов, Генрих Мария фон Гесс и Петер фон Корнелиус.
Немецкие романтики
Каспар Давид Фридрих, Иоганн Христиан Даль, Карл Фридрих Шинкель, Карл Блехен и др.
Бидермайер
представлен в частности работами Доменико Квальо, Франца Ксавьера Винтерхальтера, Фердинанда Георга Вальдмюллера, Морица фон Швинда и Карла Шпицвега.
Французские реалисты и романтики
Теодор Жерико, Эжен Делакруа, Жан-Франсуа Милле, Онорэ Домье, Гюстав Курбе и др.
Историческая и жанровая живопись
представлена произведениями Вильгельма фон Каульбаха, Карла Теодора фон Пилоти, Франца фон Дефреггера и Ганса Макарта.
Живопись немецких художников, работавших в Риме (конец XVIII — начало XIX вв.)
Арнольда Бёклина, Ансельма Фейербаха и Ганса Томы.
Немецкий реализм
Вильгельм Лейбль, Франц фон Ленбах и Адольф Менцель.
Немецкие импрессионисты
в частности, Макс Либерман, Ловис Коринт, Фриц фон Уде, Мария Слафона и Макс Слефогт.
Французские импрессионисты
представлены произведениями Пьер-Огюста Ренуара, Эдуара Мане, Клода Моне, Поля Сезанна, Поля Гогена, Камиля Писсарро, Эдгара Дега, Альфреда Сислея, Жоржа-Пьера Сёра и Винсента ван Гога.
Символизм, югендстиль и живопись начала XX в.
представлены в частности работами Густава Климта, Джованни Сегантини, Фернана Кнопфа, Поля Синьяка, Мориса Дени, Анри Тулуз-Лотрека, Джеймса Энсора, Фердинанда Ходлера, Франца фон Штука, Эдуара Вюйара, Эдварда Мунка, Пьера Боннара и Эгона Шиле. Картины XX в. находятся в экспозиции Пинакотека современности.
Скульптура в Новой пинакотеке
В экспозиции музея находятся скульптуры XIX и начала XX вв., в частности Бертеля Торвальдсена («Адонис» 1802—1832), Антонио Кановы («Статуя Париса» 1807—1816), Рудольфа Шадова, Огюста Родена, Макса Клингера, Аристида Майоля и Пабло Пикассо.
Ссылки
пинакотека — Викисловарь
Морфологические и синтаксические свойства[править]
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | пинакоте́ка | пинакоте́ки |
Р. | пинакоте́ки | пинакоте́к |
Д. | пинакоте́ке | пинакоте́кам |
В. | пинакоте́ку | пинакоте́ки |
Тв. | пинакоте́кой пинакоте́кою | пинакоте́ками |
Пр. | пинакоте́ке | пинакоте́ках |
пи-на-ко-те́-ка
Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 3a по классификации А. А. Зализняка).
Корень: -пинак-; интерфикс: -о-; корень: -тек-; окончание: -а [Тихонов, 1996].
Произношение[править]
- МФА: [pʲɪnəkɐˈtʲekə]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- истор. у древних греков: помещение, где хранились произведения живописи ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- устар. собрание картин, картинная галерея ◆ Да, лет двадцать уже, а то и тридцать пинакотека не приобретает картин. Д. И. Рубина, «Белая голубка Кордовы», 2008-2009 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы[править]
- —
- картинная галерея
Антонимы[править]
- —
- —
Гиперонимы[править]
- помещение
- галерея, коллекция
Гипонимы[править]
- —
- —
Родственные слова[править]
Ближайшее родство | |
Этимология[править]
Происходит от др.-греч. πινακοθήκη «хранилище картин», др.-греч. πίναξ «доска, картина» и др.-греч. θήκη «хранилище, ящик, ларец», далее от ??
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Перевод[править]
Библиография[править]
Пинакотека современности — это… Что такое Пинакотека современности?
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 14 мая 2011. |
Координаты: 48°08′49″ с. ш. 11°34′20″ в. д. / 48.146944° с. ш. 11.572222° в. д. (G) (O) (Я)48.146944, 11.572222
«Пинакотека современности» (нем. Pinakothek der Moderne) — художественный музей в Мюнхене, под крышей которого разместились четыре независимых друг от друга музея:
представляющих в своих уникальных констелляциях различные виды искусства.
Вместе со «Старой» и «Новой» пинакотеками, Музеем Брандхорста, Государственным античным собранием, Глиптотекой и Государственной галереей в Доме Ленбаха «Пинакотека современности» образует Ареал искусства в Мюнхене.
Здание музея
Современное просторное здание, единодушно признанное архитектурной критикой как большая творческая удача архитектора Штефана Браунфельса, было построено на пожертвования частных лиц (начальное финансирование составило десять миллионов евро). Лишь на их основе Свободное государство Бавария взяло на себя финансовые расходы и предоставило земельный участок бывших Турецких казарм, изначально предназначавшийся для университетских корпусов. Пинакотека современности была открыта 16 сентября 2002 года. Через полтора года число её посетителей перевалило за два миллиона.
ФойеИз двусферной ротонды, находящейся в центре здания белого цвета из облицовочного бетона, к экспозициям ведут две большие лестницы. Суммарный диаметр ротонды составляет 30 м. На цокольном этаже находится Собрание дизайна, на первом этаже расположились выставочные залы Архитектурной коллекции, Графическое собрание и временные выставки. В западном крыле первого этажа разместилось Собрание классического модерна, в восточном — Собрание современного искусства.
Второй этап строительства, предусматривавший строительство прилегающих корпусов с юга и востока и дополнительных залов для Государственного графического собрания, был отложен в связи с нехваткой финансирования, связанной со строительством Музея Брандхорста.
Появившиеся тем временем трещины в световом дворе Пинакотеки современности были обследованы для составления плана санационных работ.
Коллекции
Коллекция современного искусства
В Коллекцию современного искусства представлены произведения периода классического модерна и современного искусства во всех основных направлениях: экспрессионизм, фовизм, кубизм, «Новая вещественность», баухауз, сюрреализм, абстрактный экспрессионизм, поп-арт и минимализм.
История
Одно из наиболее крупных собраний своего рода возникло после 1945 года из приобретений и пожертвований. С открытием восстановленной Новой Пинакотеки в 1981 году решающим фактором при разделении коллекций галерей, размещавшихся в Доме искусства, являлось наличие в произведениях инновационных черт, свойственных Анри Матиссу и присущих экспрессионизму. Соответственно фовистское полотно Матисса («Натюрморт с геранью», 1910), приобретённое благодаря так называемым «пожертвованиям Чуди», было передано в экспозицию Пинакотеки современности, как и произведения кубистов и экспрессионистов. В отличие от других городов немногочисленные живописные сокровища Мюнхена практически не пострадали от варварских нападок национал-социалистов на «дегенеративное искусство». В 1950 году основу Государственной галереи современного искусства составляли всего лишь семь произведений искусства: «Красные косули» Франца Марка, «Венеция» Оскара Кокошки, «Рыцарская шпора», «Пейзаж с Вальхензее» Ловиса Коринта и «Автопортрет» Макса Бекмана.
Коллекция современного искусства начала быстрый рост после Второй мировой войны благодаря приобретениям и пожертвованиям.
Фонды пополнялись благодаря целенаправленной политике коллекционирования, а также за счёт коллекций, подаренных Фондом Тео Вормланда (сюрреализм), Софией и Эмануэлем Фонами, Воти и Теодором Вернерами (картины Пауля Клее и кубистов), Марты и Маркуса Круссов (экспрессионисты, в частности художники группы «Мост»), Гюнтера Франке (работы Макса Бекмана), Клауса Гебхарда (североамериканские художники Роберт Раушенберг, Джаспер Джонс), а также герцога Франца Баварского (современные немецкие художники Йорг Иммендорфф и Зигмар Польке. Последнее приобретение датируется 2006 годом: собрание немецкого и североамериканского искусства 1960-х-1990-х годов прошлого века подарено Элеонорой и Михаэлем Штоффелями .
Коллекция классического модерна
В коллекции представлен широкий круг художников, начиная с Анри Матисса («Натюрморт с геранью», 1910), Робера Делоне («Команда Кардиффа», 1913), Фернана Леже («Пейзаж № 2», 1913), Хуана Гриса («Бутылка бордо», 1913), Умберто Боччони («Volumi orizzontali», 1912) и Жоржа Брака («Женщина с мандолиной», 1910), Оскара Кокошки («Эмигранты», 1916), Отто Дикса («Портрет фотографа Отто Эрфурта», 1925), Лионеля Фейнингера («Тройштедт», 1923) и заканчивая Хоаном Миро («Композиция», 1925), Рене Магриттом («Тренировка акробатки», 1928), Джорджо де Кирико («Беспокойные музы», 1917), Сальвадором Дали («Загадка желания или Мою мать, мою мать, мою мать», 1929) и Максом Эрнстом («Домашний ангел», 1937).
Особое место в экспозиции занимают два зала, где представлены работы Макса Бекмана («Юный аргентинец», 1929, «Искушения св. Антония», 1936, «Женщина в жёлтом и красно с мандолиной», 1950) и Пабло Пикассо («Мадам Солер», 1903, «Мать и дитя», 1921, «Сидящая женщина», 1941).
Достойно представлены в коллекции все члены групп «Мост» и «Синий всадник»: Эрнст Людвиг Кирхнер («Танцевальная школа», 1914), Эрих Хеккель («Стеклянный день», 1913), Эмиль Нольде («Танец вокруг золотого тельца», 1910) и Карл Шмидт-Ротлуф («Пейзаж с водоносицей», 1919), а также Пауль Клее («Полная луна», 1919), Алексей фон Явленский («Пейзаж из Карантека с женщиной», 1905—1906, Франц Марк («Мандрил», 1913), Август Маке («Девушки под деревьями», 1914) и Василий Кандинский («Мечтательная импровизация», 1913).
Коллекция современного искусства конца 50-х годов
Здесь представлены работы Энди Уорхола («СПИД/Джип/Велосипед», 1986), Джаспера Джонса («Прибытие/убытие», 1963), Роберта Раушенберга («Композиция с футболистами», 1962), Сая Туомбли («Больсена», 1969), Виллема де Кунинга («Объезд», 1958), Роберта Мазервелла («Je t’aime», 1955), Франца Клайна («New Year Wall: Night», 1960), Лючио Фонтана («Concetto Spaziale, Attese», 1954 и 1959), Антони Тапиеса («Овал цвета охры с чёрными врезками», 1965), Фрэнсиса Бэкона («Распятие», 1965), Генри Мура («Павший воин», 1956), Марино Марини («Портрет Игоря Стравинского», 1951), Йозефа Бойса («Конец XX века», 1983), Блинки Палермо («Straight», 1965), Георга Базелица («Новый тип», 1966), Герхарда Рихтера («Занавес», 1966), Зигмара Польке («Ню со скрипкой», 1968) и Ансельма Кифера («Nero malt», 1974).
Искусство минимализма представлено в коллекции представлено творчеством Дональда Джадда («Монумент», 1969), Дэна Флавина («Wallboxes», 1978) и Фреда Зандбака («Пространственные инсталляции для Пинакотеки современности», 2003).
Новые медиа, фотография и видеоарт
В Пинакотеке можно увидеть важные работы Джона Балдессари («Man running/Men carrying box», 1988—1990), Тадеуша Кантора («Мёртвый класс», 1975), Брюса Наумана («World Peace (projected)», 1996), Пипилотти Рист («Himalaya Goldsteins Stube», 1998—1999), Хироси Сугимото («World Trade Center, Minoru Yamazaki», 1997), Билла Виолы («Tiny Death», 1993), Сэм Тейлор-Вуд («Soliloquy III», 1998) и лайтбоксы Джеффа Уолла («Eviction Struggle», 1988; «A villager from Aricaköyu arriving in Mahmutbey, Istanbul September», 1997).
Государственное графическое собрание
Государственное графическое собрание Мюнхена включает в себя около 400 тысяч листов, представляющих все эпохи искусства рисунка и печатной графики, начиная с XV в. и заканчивая модерном. Своими корнями оно восходит к коллекции Виттельсбахов, в частности Кабинета гравюр и рисунков курфюрста Карла Теодора. Во Вторую мировую войну коллекция понесла значительные потери, однако по-прежнему находится в одном ряду с крупнейшими собраниями графики Германии — берлинского и дрезденского. Особую ценность представляют рисунки и печатная графика старых немецких и нидерландских мастеров (в частности, произведения Альбрехта Дюрера и Рембрандта), итальянцев (в частности, Микеланджело и Леонардо да Винчи), рисунки немецких художников XIX в. и графика в стиле модерна из других стран, например, работы Поля Сезанна, Анри Матисса, Пауля Клее и Дэвида Хокни.
Из-за чувствительности произведений искусства к свету они демонстрируются только в рамках временных экспозиций.
Новая коллекция
Экспозиция дизайна в Пинакотеке современностиНовая коллекция относится к ведущим мировым музеям дизайна. В его постоянной экспозиции впервые представлена история и развитие дизайна и прикладного искусства с 1900 года до настоящего времени. Это самое большое собрание промышленного дизайна в мире. Особое место в Новой коллекции занимает автомобильный дизайн, компьютерная культура, дизайн украшений, предметы быта и мебели, в том числе собрание произведений Михаэля Тонета.
Архитектурный музей
Собрание Архитектурного музея Мюнхенского технического университета является самым крупным собранием такого рода в Германии, богатые фонды которого демонстрируются в сменных экспозициях. Это рисунки, этюды, модели именитых архитекторов: Иоганна Балтазара Неймана, Готфрида Земпера, Ле Корбюзье и Гюнтера Бениша. Имеются компьютерная анимация и видеоматериалы.