Дали и Пикассо — тяжкий путь познания — Рамблер/новости
Те, кто знаком с историей гражданской войны в Испании, сразу вспоминает репортажи Михаила Кольцова, произведения Хэма и стихи Ильи Эренбурга: Костры ещё горели — пред разлукой, Трубы ещё не замирала медь… Что может быть печальней и чудесней — Рука ещё сжимала горсть земли… В ту ночь от слов освобождались песни И шли деревни, будто корабли. Сальвадор Дали и Пабло Пикассо — дети двадцатого века, полного тревог, мечтаний, волнений, войн и небывалого развития массовой культуры, рекламы, кинематографа, театрального искусства. Данная выставка частной коллекции Александра Шадрина — это не только и не столько оммаж испанских художноков ХХ-го века их великим предшественникам — Франсиско Гойе и Мигелю Сервантесу, хотя и это тоже присутствует. Сальвадор Дали и Пабло Пикассо Знаменитая серия «Тавромахия» Сальвадора Дали словно вторит стихам французского поэта Агриппа д’Обинье: Великолепные предстали эшафоты. Готовили трофей в убранстве позолоты. В порядке выступал шеренгою тройной Под санбенитами приговоренных строй……………. В порядке медленном почетных караулов Вояки ехали, сверкая сбруей мулов, Солдат старейший нес за взводом трубачей Изображения на стяге палачей: Лик Изабеллы, лик владыки Фердинанда И Сикста славила палаческая банда. Пред сей хоругвию с богатством позолот Колени преклонял трепещущий народ. «Тавромахия» Сальвадора Дали Фото: artchive.ru Эта выставка — открытие. Давайте обратимся к признанному шедевру Дали, созданному по бессмертному творению Данте Алигьери — «Божественной комедии», новой для многих странице творчества испанского художника. 9-й круг ада, тот, где в ледяном озере томятся и претерпевают страшные муки Иуда, Брут, Кассий, все предатели близких и любимых. Такими же сине-серыми красками, как и вода озера, изобразил Дали грешников: Мы были там, — мне страшно этих строк, — где тени в недрах ледяного слоя Сквозят глубоко, как в стекле сучок. Одни лежат; другие вмерзли стоя, Кто вверх, кто книзу головой застыв; А кто — дугой, лицо ступнями кроя (Божественная комедия. Данте Алигьери. Пер. М. Лозинского). Если бы не Италия, не её керамисты… Если бы не Валлорис — западная оконечность города Антиб на Лазурном берегу, то, возможно, мы бы не узнали Пикассо — гончарных дел творца. Валлорис стал центром керамики с конца XIX века, однако развитие данного искусства началось в XVI веке. В то время в город, пустой после чумы, приехали итальянцы — гончары из Генуи и Альбисолы (старинного центра керамики). Сначала керамисты изготавливали свои изделия небольшими партиями, но постепенно производство разрослось. В 1946 году состоялся первый приезд Пикассо в Валлорис. Там он познакомился с семьёй гончаров и быстро понял, не на шутку заинтересовавшись, каким же интересным, творческим и плодотворным может стать такое занятие: И когда остановится гончарный круг, на красной чашке качнется вдруг желтый бык — отпечаток с моей руки, серый аист, пьющий из белой реки, черный нищий, поющий последний стих, две красотки зеленых, пять рыб голубых… Царь, а царь, это рыбы раба твоего, бык раба твоего… Больше нет у него ничего. (Б. Окуджава. Гончар) Фрагмент керамики Пабло Пикассо. Фото: пресс-служба Гранатного двора Художник экспериментировал, методы работы с плоской и объёмной техникой захватили внимание Пабло Пикассо. Почти три тысячи керамических изделий насчитывает собрание керамики художника — вазы, кувшины, тарелки — произведения гончарного искусства — хранятся в музее Пикассо в Валлорисе, многочисленных частных коллекциях. Мифические животные, звери, птицы, женские портреты, ритуальные, древние маски стали ядром его расписной керамики: Это — лунная ночь невозможной мечты… Но недвижны и странны черты: — Это маска твоя или ты? (И. Анненский) Пабло Пикассо любил животных: собаки, птицы, голуби, знаменитая коза Эсмеральда сопровождали всю его жизнь. Всмотритесь в эту знаменитую керамическую козу — она спокойна и безмятежна, каким стал в конце жизни сам художник. Пикассо прожил долгую жизнь. Всё в ней было: страсть, богатство, признание, любовь женщин, живопись, театральные премьеры и постановки. Пикассо был и стал самодостаточным человеком, философом, творцом. А его любимые и знаменитые мифологические животные — быки и лошади — хтонические символы — будто перекочевали с полотен в керамическую скульптуру. «…и когда Минотавр бросился в раскрытые объятия другого, веря, что обрел брата, такое же существо, как он сам, и когда все его отражения бросились в объятия отражений другого, тот, другой, нанес удар, и его отражения нанесли удар… Тесей снял с лица маску, изображавшую бычью морду, и все его отражения сняли маску, он смотал красную нить и покинул Лабиринт, и все его отражения смотали красную нить и покинули Лабиринт…». Вероятно, Пикассо так же искренне был предан быку, как и Фридрих Дюрренматт. Выставка работает до 2 декабря 2018 годаЯрослав Шадрин о русской коллекции великих художников — T&P
До 19 апреля в галерее «На Каширке» представлена выставка «Сальвадор Дали и Пабло Пикассо» — из четвертой в мире по величине коллекции этих художников, принадлежащей русскому меценату Александру Шадрину. Куратор выставки и сын владельца коллекции Ярослав Шадрин рассказал «Теориям и практикам» о том, как она собиралась и почему Пикассо и Дали так хорошо смотрятся вместе.
Это действительно четвертая по величине коллекция Дали и Пикассо. Но следует различать выставку и саму коллекцию, поскольку возможности зала были ограничены, в рамках этой экспозиции можно увидеть лишь меньше половины всей коллекции. Тем не менее здесь более двухсот работ выдающихся гениев испанского сюрреалиста Сальвадора Дали и основателя кубизма Пабло Пикассо.
Вся наша коллекция за исключением некоторых работ состоит из собраний мистера Леви, владельца Парижского музея, а также мистера Аржеле, который дарил в свое время работы в Пушкинский музей, и Алана Рамье. Остальные работы были приобретены на аукционах Christie’s и Sotheby’s. Это общеизвестные аукционы, они предлагают произведения искусства с историей происхождения. Другие аукционы этой услуги не оказывают.
Мой отец собирает произведения искусства более двадцати пяти лет, около пятнадцати лет назад ему посчастливилось стать обладателем нескольких работ Дали. В 2006 году состоялось его основное приобретение. В Парижском музее Сальвадора Дали мы приобрели целую коллекцию скульптур, керамики и графики художника. Это действительно было знаковое приобретение, поскольку этим музеем владеет мистер Бенжамин Леви, поверенный в делах Сальвадора Дали, человек из его окружения. В происхождении работ не было никаких сомнений.
В 2011 году коллекция пополнилась собранием графики, которое раньше принадлежало господину Пьеру Аржиле. Для российской публики это небезызвестное имя, поскольку Пьер Аржеле подарил ряд работ Пушкинскому музею. С 2003 года его дело продолжает сын Жан-Кристоф Аржиле. От него нам и досталось более сорока работ, которые Дали делал в 60-е годы на тему корриды, французских поэтов, а также серию «Мао Цзэдун», которую Дали создал под вдохновением после стихотворений великого китайского кормчего.
«Сальвадор Дали считал Пабло Пикассо своим духовным отцом, у них как минимум была сильная духовная связь»
А в 2012 состоялся знаковый аукцион Christie’s по продаже керамики Пабло Пикассо из коллекции Алана Рамье. Алан Рамье — сын Жоржа и Сюзанны Рамье, которые владели мастерской Madoura, они основали ее и приняли в ней Пабло Пикассо. Пикассо привлекла энергетика этой французской пары, и он оставался в их мастерской гончаром более 25 лет. Все свои керамические работы он выполнил именно в мастерской Madoura. Примечательно, что до 2012 года эти работы не покидали родной мастерской, только после аукциона они попали в Россию.
В нашей коллекции есть и работы Миро, но они фигуративны, а вот работы Дали и Пикассо могут очень интересно смотреться вместе. Сальвадор Дали считал Пабло Пикассо своим духовным отцом, у них как минимум была сильная духовная связь. Оба именитых испанца горячо любили свою малую родину. Дали говорил на каталонском языке, это был его основной язык. Для Пикассо коррида стала фактически олицетворением Испании с 1936 года, с того времени, когда он зарекся приезжать в свою родную Испанию до тех пор, пока жив диктатор Франко.
Можно сравнить много других интересных аспектов. Например, их отношение к женщинам. Пикассо полностью вбирал в себя жизненные силы женщины, всю ее красоту, и воплощал ее в творчестве. Дали возводил женщину на пьедестал. Он делал из нее божество. У обоих художников были русские жены. Музой Сальвадора Дали стала Гала, она стала для него всем миром практически на полвека. Пикассо в 1918 году женился на Ольге Хохловой в православном соборе Александра Невского в Париже. Именно из-за этого баланса сходств и различий на работы этих испанских художников стоит посмотреть вместе.
На выставке представлены работы Дали с конца 1950-х до конца 1970-х годов, это время, когда он занимался графикой, оно действительно было очень продуктивным. Дали создал более 1600 графических работ. В этих работах он отразил все свои возможные фетиши, символы: далинианские часы, подпорки, бобы, слоны на тонких ногах, женщины с головами в виде роз… Графическое наследие Дали предлагает окунуться в мир снов и фантазий, ощутить на себе невероятное далинианское сознание, которое могло сопоставлять несопоставимое.
По Пикассо представлена керамика от 40-х до 70-х годов вплоть до смерти Пикассо в 1973 году. Это периоды, когда художники были зрелыми, Пикассо было 65 лет, когда он начал заниматься керамикой. Вы увидите энергетику взрослой жизни, насколько она била ключом у обоих художников. Пабло Пикассо вплоть до конца своих дней был очень плодотворен. Дали все-таки после смерти Галы умер в духовном смысле, его могучий дух иссяк. Его фантазия иссякла, сразу стало понятно, как он к был привязан к жене. Тем не менее видно, что художники и в 50, и в 70 лет были полны сил и энергии для того, чтобы реализовывать свои идеи.
Почему же Сальвадор Дали изобразил Пикассо таким…
У Дали почти нет портретов коллег-художников, за немногим исключением. Это «Портрет Пикассо» (1947), написанный много лет спустя после первой встречи с этим великим художником в Париже в 30-е гг. В мастерскую Пикассо молодой Дали пришел раньше, чем посетил Лувр, о чем прямо заявил с порога. «Правильно сделали» — был ответ.
Масло / холст (65,50 х 56 см)
Зал 5 Зал «Рыбные лавки»
Аллегорический портрет Пикассо, относящийся к американскому периоду творчества Дали и демонстрировавшийся в галерее Бину в Нью-Йорке с 25 ноября 1947 года по 31 января 1948 года. Дали хотел, чтобы эта работа вошла в постоянную коллекцию его Театра-Музея в Фигерасе, и думал поместить ее в Зале «Рыбные лавки» напротив своего «Мягкого автопортрета с жареным салом» 1941 года. Он дал картине длинное название, провозгласил Пикассо гением — в работе «Я тоже знавал императора» Дали изобразил его в виде императора в лавровом венке вместо короны — и отправил в XXI век, написав эти римские цифры и на самом полотне, и в названии. Гвоздика, козлиные рога и мандолина указывают на такие черты, как интеллектуализм, воспевание уродства и сентиментальность, присущие творчеству художника из Малаги, которым Дали восхищался.
Дали в 1935 году посвятил Пикассо поэму, где собрал воедино все мысли и предчувствия о гениальных опытах того, кого считает своим вторым отцом.
«Феномен биологический и династический который составляет кубизм Пикассо был первым великим имажинативным каннибализмом превзошедшим экспериментальные амбиции
современной математической физики.*
Жизнь Пикассо заложит еще не понятую полемическую основу в соответствии с которой физическая психология снова пробьет брешь из живой плоти и кромешной тьмы в философию.
*
Ибо по причине идей материалистичеких анархических и систематических Пикассо мы сможем познать физически экспериментально и не обращаясь ко всяким «проблематическим» психологическим новшествам с кантианским привкусом «гештальтизма» всю нищету удобных и ограниченных в пространстве объектов сознания со всеми их трусливыми атомами ощущений бесконечных и дипломатических.
*
Ибо гиперматериалистические взгляды Пикассо доказывают
«Дневник одного гения» С.Дали
Российский бизнесмен Александр Шадрин привезет в Минск крупнейшую в мире частную коллекцию скульптур, керамики и графики Сальвадора Дали и Пабло Пикассо
В Национальном историческом музее готовятся распаковать несколько десятков подлинников двух самых сумасбродных художников XX века. В конце апреля в трех музейных залах временную прописку получат скульптуры, графика и керамика Сальвадора Дали и Пабло Пикассо. Все экспонаты — из частного собрания екатеринбургского бизнесмена Александра Шадрина. Хранить свое сокровище дома, подальше от любопытных глаз, владелец крупнейшей в мире коллекции скульптур Сальвадора Дали отказывается категорически. Наоборот, частная коллекция Шадрина считается одной из самых «гастролирующих». Экспозиция уже успела исколесить весь мир, где, по подсчетам организаторов, ее посмотрели более миллиона человек. Стоимость коллекции владелец не разглашает: не хочет, мол, никого шокировать. «Да и какая, собственно, разница, сколько стоят эти работы, — недоумевает Шадрин. — Главное, что люди по всему миру теперь имеют возможность прямого общения с оригинальными произведениями Дали и Пикассо. А это, поверьте мне, действительно великая удача».
— Впервые репродукции работ Сальвадора Дали я увидел в 15 лет. В Советском Союзе в то время он был запрещен, но в библиотеке, где работала моя тетя, были журналы с репродукциями. Картины Дали меня, помню, просто поразили… И если бы кто–то тогда сказал, что в будущем у меня будет собственная коллекция работ художника, я бы просто–напросто рассмеялся — настолько абсурдной казалась даже сама мысль об этом.
Как я стал коллекционером? Просто появились деньги. Подумал, куда их тратить. На особняки, машины? У меня, к счастью, другие интересы. Сначала стал собирать нонконформистов, потом — Дали и Пикассо… Принцип один–единственный: собираю только то, что мне нравится. В 1989 году я впервые побывал на выставке Дали в Москве. Тогда же впервые загорелся идеей коллекционирования работ испанского сюрреалиста. К этому времени у меня уже была собрана неплохая коллекция произведений искусства, одну часть которой перед самым распадом Советского Союза я подарил Министерству культуры Польши, другую — музею искусств Румынии, третью — Венгерскому национальному музею. Зачем я это сделал? Потому что начал заниматься бизнесом, и страсть к произведениям искусства отошла на второй план.
Вернулась она лишь спустя девять лет. В 1998 году Шадрин познакомился с Бенджамином Леви, юристом Сальвадора Дали и крупнейшим в мире коллекционером его работ. В свое время Леви руководил фондом «Мир Дали», которому сейчас принадлежат все европейские музеи Сальвадора Дали (кроме испанских). Почти 8 лет ушли у Александра Шадрина на переговоры о покупке целой коллекции, состоящей из бронзовых скульптур и нескольких серий графических работ мастера.
— Дело в том, что Леви долгое время рассматривал меня исключительно как конкурента. На тот момент в мире было всего несколько крупных стран, в которых работы Дали никогда не выставлялись. В том числе и в России. Но отказываться от посредничества Леви я не захотел: только он один мог дать мне то, на что я замахивался.
В 2006 году в парижском музее Дали на Монмартре договор на покупку коллекции был наконец подписан. Ради Дали Шадрину пришлось расстаться с частью коллекции работ русских нонконформистов. Громкую сделку тут же принялись активно обсуждать в арт–кругах. К дискуссии подключилось даже влиятельное британское издание The Art Newspaper. Александр вспоминает:
— Статья называлась «Русские наступают». Журналисты сделали акцент на том, что, мол, сначала русские скупали по всему миру огромные особняки, потом переключились на футбольные клубы, а сейчас обратили внимание на предметы искусства. Назвали меня там, помню, «уральским олигархом, который купил 40 работ Дали стоимостью 1 миллион долларов».
В августе 2006 года в Екатеринбурге открылась выставка «Шедевры Сальвадора Дали». Далее началось ее триумфальное шествие по городам России. Чуть позже экспозиция впервые выехала и за рубеж.
— Я — не Плюшкин, хранить работы дома или в банковских сейфах мне неинтересно. Кроме того, музеи — это, как ни странно, самые надежные хранилища на свете.
Сегодня коллекция Шадрина — четвертая в мире по количеству работ Дали. На первой строчке рейтинга — знаменитый музей в Фигейросе, но в нем, обращает внимание коллекционер, нет ни одной скульптуры великого сюрреалиста. В апреле 2011 года коллекция российского бизнесмена пополнилась работами Дали из собрания Пьера Аржиле.
— Произведения мне достались от его сына, Жана–Кристофа Аржиле. Пьер Аржиле был хорошим другом Сальвадора Дали на протяжении многих лет. Их дружба была подкреплена тесным творческим сотрудничеством. Среди новинок коллекции — работы из серий «Мао Цзэдун», «Обнаженные Аполлинера» и «Тавромахия».
Самое страшное для любого коллекционера, признается Шадрин, — это сделать безрассудную покупку. Цена такого приобретения порой бывает слишком высока.
— К каждой моей покупке прилагается сертификат о ее подлинности. Прежде чем купить работу, я изучаю ее несколько (!!!) лет. Естественно, привлекаю к работе экспертов и консультантов. На сегодня таких специалистов в мире — единицы. В их числе, например, и бывший секретарь Дали Роберт Дишарн.
Иногда Александру поступают предложения о выкупе части коллекции. Одно недавно пришло из Китая.
— Продавать коллекцию за пределы Российской Федерации я не могу. Это связано с ограничениями Росохранкультуры (Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия. — Прим. автора), которая признала всю коллекцию национальным достоянием. Отдельно продавать работы я могу, что изредка и делаю. Одни продаю, другие соответственно покупаю. Сейчас очень хочу, чтобы моя коллекция пополнилась «Постоянством памяти» — эту работу Дали я не могу купить уже 10 лет. Почему? Все просто: ее пока просто–напросто не продают. Но когда–нибудь, уверен, она все же станет частью моей коллекции.
Факты «СБ»
Вес всей коллекции — почти 2,5 тонны.
Александру Шадрину принадлежит в том числе и знаменитая литография «Женщины–цветы», несколько лет висевшая в спальне Сальвадора Дали и Галы. Литографию покажут на выставке в Минске.
Перед приездом в Минск выставка побывала более чем в 55 музеях России.
Что посмотреть?
На выставке, которая откроется 30 апреля, минчанам покажут 30 керамик Пабло Пикассо, а также керамику, графические работы и самые знаменитые скульптуры Сальвадора Дали. Среди шедевров испанского хулигана и провокатора — знаменитые телефон–лобстер и сюрреалистические цветы. Выставка продлится до 28 июня.
Советская Белоруссия № 69 (24699). Суббота, 11 апреля 2015
Выставка «Сальвадор Дали и Пабло Пикассо»
С 5 октября 2019 года.
В Москве проходит уникальная выставка «Дали Пикассо».
Успейте увидеть своими глазами уникальные экспонаты.
Количество билетов ограничено.
ВРЕМЯ РАБОТЫ ВЫСТАВКИ:
с 12:00 до 21:00 без выходных.
Выставка организована фондом «Art of the Nations» при поддержке испанского посольства.
На выставке есть самые знаменитые далинианские сюжеты, в том числе тающие часы, слон на тоненьких ножках, женщина с ящиками, жираф в огне и др. Но также есть и «другой Дали», скульптурные и графические образы которого не менее удивительны: крылатые улитки, мухи с коронами и семнадцать морских ежей на спине носорога!
Керамика Пабло Пикассо позволяет увидеть глубины его творческих устремлений. Долгие поиски единения с первобытным духом отразились в сюжетах и манере изготовления керамики. Мифические фавны, минотавры, быки, сцены из вакханалии и корриды нашли место на блюдах и кувшинах. Пикассо также сильно вдохновляли животные и птицы и он создал в керамике целую галерею образов козы Эсмеральды, совы, которая жила у него дома.
Галерея портретов Пикассо позволяет проследить кубизм в действии. Представлены кубистические портреты Шекспира, Сервантеса и др.
Зрителям представится редкая возможность сравнить двух гениев и сопоставить их видение и мысли о женщинах, корриде, жаркой Испании и о многом другом.
В залах музея в режиме нон-стоп на двух экранах будет показан фильм-экскурсия, в котором президент фонда Александр Шадрин расскажет об экспонатах.
С 5 октября 2019 года.
В Москве проходит уникальная выставка «Дали Пикассо».
Успейте увидеть своими глазами уникальные экспонаты.
Количество билетов ограничено.
ВРЕМЯ РАБОТЫ ВЫСТАВКИ:
С 12:00 до 21:00 без выходных.
Picasso/Dali, Dali/Picasso
До 28 июня 2015г. в Музее Пикассо в Барселоне проходит выставка Picasso/Dali, Dali/Picasso. Имена этих двух гениев испанской живописи часто упоминаются вместе, а совместные выставки их работ пользуются особой популярностью. Что же объединяет этих двух таких талантливых и при этом таких разных в своей жизни и творчестве художников? Об этом читайте в статье ShBarcelona.
Picasso/Dali, Dali/Picasso
Пабло Пикассо родился на 24 года раньше Дали, он, как и Дали учился в Мадридской академии искусств, которую они оба так и не закончили. Пикассо родился в Малаге, при этом свое детство и юность он провел в столице Каталонии, в Барселоне. Дали же был каталонцем, он родился и большую часть жизни провел в любимом им Фигерасе. Их первая встреча состоялась в Париже в 1926 году, куда юный Дали прибыл с тремя целями: посетить Версаль, музей Гревен и Пикассо. Его мечта осуществилась, Дали продемонстрировал известному уже тогда Пабло Пикассо свою картину “Девушка из Фигераса” и даже стал вхож в круги своего кумира. Безусловно Пабло Пикассо оказал огромное влияние на творчество начинающего и малоизвестного тогда художника Сальвадора Дали.
«Девушка из Фигераса», Сальвадор Дали, 1926г.
Тем не менее уже в начале 30-х годов Дали изобретает свою оригинальную пластическую манеру сюрреализма или “параноидально-критическую деятельность”, как он ее назовет. Это несколько отдаляет его от учителя, его “отца по искусству”, тем не менее, их отношения останутся вполне терпимыми, Пикассо по-прежнему будет направлять юного гения и даже одолжит ему деньги на первую поездку в США.
Похожая статья: Театр-музей Сальвадора Дали
Окончательно же их пути разойдутся в годы гражданской войны, когда Пикассо – противник франкистского движения, выразит свою позицию “Герникой” и гравюрами “Мечты и ложь Франко”, покинет родину, зарекшись не возвращаться пока правит Франко и вступит во Французскую коммунистическую партию, борясь за мир. Дали же не будет так категоричен в своих суждениях и ограничится такими нейтральными картинами, как: “Мягкая конструкция с вареной фасолью. Предчувствие гражданской войны» и «Осеннее каннибальство», а в дальнейшем, встав в ряды почитателей Франко, будет критиковать гражданскую позицию Пабло Пикассо, называя его коммунизмом и призывая отказаться от своих идеалов.
«Герника», Пабло Пикассо, 1937г.
Личная жизнь известных испанцев
Женщины боготворили Пикассо, отдавая ему свою любовь, молодость и красоту: первая жена великого художника, русская балерина Ольга Хохлова так и не дала ему развод до самой своей смерти, в то время как Пикассо находил свое вдохновение в девушках все более и более юных. Крылатыми стали слова одной из его муз, так же как и многие и не устроившей свою личную жизнь после разрыва с художником: “После Пикассо может быть только Бог”.
Дали также был женат на русской женщине, своей Гала он посвятил всего себя, она была его любовью, его музой, его мучением. «Я люблю Гала больше чем отца, чем мать, больше, чем Пикассо. И даже больше, чем деньги» – писал Дали. Пара была экстравагантной, их отношения были взрывными и эксцентричными, тем не менее они продлились 53 года, до самой смерти Гала, с уходом которой не стало и Дали – его гений постепенно угас, растворился, как и его жизнь.
Похожая статья: Пикассо и Барселона
Что удивительно, за всю свою такую длинную и насыщенную жизнь, Пикассо не упомянул имени Дали ни в одном интервью, ни в одной своей работе. Не смотря на все провокации и вызовы со стороны эксцентричного современника, Пикассо оставался нем. Дали восхищался им, он от него отрекался, посвящал ему новеллы, картины и стихи. Пикассо молчал. Был ли он безразличен? Это интересный вопрос, на который нет ответа. Известно, что с 1927 по 1970г. Дали написал ему 28 писем, в которых он предлагал встречи, отправлял фото своих работ, ни на одно из них Пикассо так и не ответил, но сохранил их все.
Как Вы относитесь к творчеству Дали и Пикассо?