Первым совершил кругосветное путешествие – :

Содержание

Первое кругосветное путешествие

Первым путешественником, который совершил путешествие вокруг земного шара, считается Фернан Магеллан. Однако он вовсе не собирался становиться первым кругосветным путешественником. Его задача была совсем другой – более приземленной. И вся слава от глобальных открытий досталась тогда совсем не ему.

  1. Автор идеи
  2. Подготовка к экспедиции
  3. Атлантический океан
  4. Мятеж
  5. Магелланов пролив
  6. Тихий океан
  7. Смерть Магеллана
  8. Завершение экспедиции
  9. Итоги экспедиции

Автор идеи

Идея экспедиции, приведшей к открытиям, была предложена Фернаном Магелланом, родившимся в 1470 и скончавшимся в 1521 году. Дворянин по происхождению, он родился в Португалии, был королевским пажом. Известно, что Магеллан был хорошо образован, занимался космографией, навигацией и астрономией. Первое его плавание состоялось, когда Фернану было двадцать лет: он участвовал в военных сражениях. Магеллан сумел подавить восстание туземцев на Малакке, а потом остался на службе в Африке. Ложное обвинение остановило карьеру морского капитана. Идея отправиться на кораблях на запад, предложенная португальскому королю, была отвергнута.

В 1517 году Магеллан с одобрения короля Португалии уехал в Испанию, став ее подданным. Ему удалось убедить короля Карла V в наличии перехода между Тихим и Атлантическим океанами. Если бы получилось найти этоn пролив, Испания получила бы все земли, которые находятся на западе от Канарских островов (по велению папы Александра VI).

Получить королевское «добро» помог друг, астроном Рюи Фальер, а также аристократ Де Аранда, предложивший в обмен на поддержку проекта отдать ему 20% прибыли, которую принесет экспедиция. Так проект поиска пути на Острова Пряностей был принят королем. Однако Фалер сумел уменьшить долю Де Аранда – до 8%.

Когда Магеллан предложил идею своего путешествия, мир уже знал о Центральной и части Южной Америки, а также об океане, который простирается за ними. Уже был пройден Панамский перешеек. Но о том, что Восток и Запад может связывать другой путь, тогда не подозревал никто.

Магеллан решил найти доказательства, что место расположения Островов Пряностей — у Нового Света, а не у Азии. Это означало бы, что пряное богатство – это область влияния Испании, а не Португалии, как тогда считалось.

О кругосветном путешествии Магеллан не думал. Он искал пролив, который мог бы находиться в Южной Америке. Он хотел попасть на Остова пряностей, купить товар, привезти в Испанию и получить прибыль.

Подготовка к экспедиции

В плавание отправилось пять кораблей. Денег на их снаряжение было достаточно. Многие из купцов Европы решили поучаствовать в предприятии. Они хотели получить доступ к прибыльным пряностям напрямую, без посредничества Португалии.

Несмотря на попытки португальских властей помешать экспедиции, поскольку возник страх, что она на самом деле удастся, путешествие состоялось.

Посол Португалии в Испании, Алвару да Кошта, сделал все возможное, чтобы Магеллан не отправился в экспедицию. Он распространял слухи о неосуществимости его затеи. О том, что испанцы не доверяют капитану, а от королевских чиновников, которые тоже будут участвовать в плавании, можно ждать только неприятностей. Также Магеллану передавали, что португальский король ждет его на родине, где ему приготовлено выгодное место.

Все было напрасно. Тогда посол организовал покушение на Магеллана, которое провалилось. Альвару да Кошта продолжал свое дело: договаривался, чтобы на суда поставлялось снаряжение и продукты плохого качества, чинил разные препятствия. Все это не имело успеха.

Правда, в Испании было много недовольных, что экспедицией будет руководить португалец, который вдобавок еще и получит хороший куш: пятую часть прибыли, двадцатую – от новых открытых земель, и право владеть третью новых островов.

Это привело к бунту на флагманском корабле, когда над ним взвился личный штандарт Магеллана: он сильно напоминал флаг Португалии. Мятеж был подавлен, однако пришлось пойти на уступки. Выходцев из Португалии на судне могло быть не более пяти, а штандарт заменили.

Экспедиция вышла в море 20 сентября 1519-го. На всем протяжении пути Магеллана преследовали конфликты с испанцами, которые плыли с ним вместе.

Первый случился с капитаном Хуаном де Картахена. Он возмутился тем, что Магеллан решил изменить утвержденный маршрут, чтобы избежать встречи с португальцами. Адмирал решил идти к Африке, а не к Америке, как планировалось.

Магеллан и Картахена даже подрались. Испанца лишили капитанской должности и перевели в пассажиры на другой корабль. Это повысило авторитет Магеллана, но у него появился обозленный враг.

Атлантический океан

Путь по Атлантическому океану прошел довольно спокойно. Именно здесь Магелланом была впервые применена его авторская система сигнализации, с помощью которой корабли смогли связываться друг с другом. Это помогало судам не теряться в океане.

От экватора корабли пошли к Земле Святого Креста, как тогда называли Бразилию, и 13 декабря остановились в бухте Санта-Люсия. Сейчас здесь находится Рио-де-Жанейро. Достигнув берегов Бразилии, моряки выяснили, что Ла Плата – это устье реки, а не пролив, как предполагалось ранее.

Что дальше, было загадкой. Магеллан повел суда на юг. Каждый залив досконально исследовался: он мог быть проливом. Когда мореплаватели увидели пингвинов, они испугались: очень уж странными были эту существа.

Мятеж

К концу марта 1520-го Магеллан принимает решение остановиться на зимовку в гавани Сан-Хулиан. Пролив, который они так долго искали, был совсем рядом, но об этом морякам пока было не известно.

Пришлось уменьшить нормы пищи. Это стало поводом для организации нового мятежа. Возглавили бунт офицеры из Испании. Они добились захвата трех кораблей. Один из офицеров был убит за отказ стать участником мятежа.

Магеллану пришлось действовать решительно. С помощью хитрости был захвачен большой корабль и заблокированы два других. Мятежникам не оставалось ничего другого, как сдаться. Суд приговорил двух главных зачинщиков (де Катахену и одного священника) оставить в Аргентине, на скалах, где жили пингвины. Судьба этих людей неизвестна.

Во время зимовки один корабль, разведочный, сильно пострадал и вышел из строя. Около тридцати человек погибли от цинги и других заболеваний.

Капитанами на кораблях стали люди, которым доверял Магеллан — выходцы из Португалии. В это время пять аборигенов были взяты в плен хитростью, но все они погибли по пути в Европу.

Магелланов пролив

Из Сан-Хулиана корабли вышли двадцать четвертого августа. Дойдя к реке Санта-Крус, остановились и провели здесь почти два месяца. Можно было пополнить запасы пищи.

Когда пришла весна, флотилия двинулась дальше на юг. Корабли шли вдоль берега, исследуя все заливы. Антарктические штормы потрепали суда и измотали команды. Снова поднялся бунт, но Магеллан смог его остановить.

Пролив обнаружился на 52-ой южной параллели. Два корабля, отправленные на разведку, выяснили, что это не было рекой. Это означало, что новый путь к Востоку найден.

Чтобы пройти пролив, понадобилось тридцать 38 дней. Это было сложно и потребовало смелости от самого руководителя экспедиции и всех ее участников. Все четыре оставшихся корабля прошли этот путь благополучно. Но уже перед самым концом пролива на одном из них снова начался бунт. Командовал судном португалец, а главарем бунтовщиков тоже стал выходец из Португалии, Гомеш. Он говорил о том, что это край света – и надо идти назад, иначе погибнут все. Команда арестовала капитана и отправилась обратно в Испанию, где была арестована. Магеллан решил, что корабль погиб в проливе: о мятеже ему было неизвестно.

В Тихий океан, как назвал его позже Магеллан, суда вышли 28 ноября 1520 года.

Тихий океан

Примерно 15 тысяч километров корабли шли по бескрайним просторам, не встретив ни одного острова, где бы жили люди.

Продовольствие заканчивалось. Люди ели даже крыс, которые стали деликатесом, и обивку из кожи, которую снимали с мачт и бортов. Три месяца были очень сложными.

Однако в чем-то морякам повезло: по пути не было штормов. Это и послужило поводом назвать новый океан Тихим. Он оказался намного больше, чем думал до этого Магеллан.

Запастись продуктами и водой удалось на острове Гуам. Здесь пришлось немного повоевать с местными жителями, которые злились на то, что им не удалось ничего украсть на судах.

В апреле 1521-го экспедиция достигла Филиппин. И здесь рабу Магеллана, родившемуся на Суматре, удалось увидеть людей, говоривших на том же языке, что и он. Это стало еще одним доказательством — Земля имеет форму шара.

Смерть Магеллана

На Филиппинах Магеллана неожиданно поддержали арабские торговцы, которые уговорили местное население не вступать в бой с моряками. Магеллан убедил одного правителя, Хумабона, стать христианином и вассалом короля Испании. Вскоре Хумабон пожаловался на то, что соседний раджа проявляет непокорность.

Моряки ввязались в бой, оказавшийся непростым. Стрелы аборигенов попадали точно в ноги испанцев, а пули мореплавателей почти не могли пробить их деревянные щиты.

В этом бою Магеллан погиб. Ему был 41 год.

После этого морякам пришлось срочно покидать Филлипины. Поскольку людей оставалось мало, управлять тремя кораблями они не могли. Было принято решение сжечь «Консьепсин», отправившись в путь на двух судах — «Виктории» и «Тринидад».

Завершение экспедиции

Обратно эскадра добиралась нелегко. Пришлось уворачиваться от португальских кораблей. Экспедиция дошла до Молуккских Островов Пряностей, где закупила товар.

Было много сражений, переходов, корабли попадали в штормы. Было решено разойтись. «Виктория» пошла вдоль Африканского континента, а «Тринидад» — по Панамскому перешейку.

Первый корабль вернулся в Испанию, а второй, не сумев преодолеть встречные ветры, пошел на Молуккские острова.

У африканских берегов команде пришлось сразиться с португальцами, ждавшими здесь с того момента, когда экспедиция во главе с Магелланом только отправилась в путь. Моряки были захвачены в плен и отправлены на каторгу в Индию.

«Викторией» руководил испанец Хуан Себастьян дель Кано (Элькано). Когда-то он принимал участие в бунте против Магеллана, но адмирал его простил. Кано сумел провести корабль в течение нескольких месяцев по бурному морю, преодолев массу опасностей. По возвращении на родину ему досталась вся слава и хорошая прибыль.

Оказалось, что календарь моряков с «Виктории» отстал от испанского на сутки. Позже такая нестыковка была описана в романе Жюля Верна.

Итоги экспедиции

Итогом этого похода стало открытие западного пути в Азию, Тихого океана, Филиппинских островов, побережья Южной Америки и острова Гуам, и первое путешествие вокруг света.

Испанские амбиции были удовлетворены. Страна заявила, что ее подданными открыты Марианские и Филиппинские острова. Также были предъявлены права на острова Молуккские.

Еще стало точно известно — Земля круглая, а большая ее часть покрыта водой. До этого люди полагали, что основная площадь планеты – суша.

Из трехсот человек, отправившихся вместе с Магелланом в плавание, домой вернулись только 18, потом еще 18 были отпущены португальцами с каторги в Индии.

Деньги за пряности и золото пошли на покрытие расходов, но все же вкладчики получили хорошую прибыль. Королевский испанский двор тоже получил доход.

Где был похоронен Магеллан, неизвестно: его тело осталось у аборигенов. В то время о нем никто не говорил, как о первооткрывателе и первом, кто проделал путь вокруг Земли. Наоборот, его винили в ослушании королевской воле. Сейчас имя этого человека носит открытый им пролив и два созвездия — Большие и Малые Магеллановы облака.

timegeo.ru

Кто совершил первое кругосветное путешествие?

Знакомством с героями, что первыми отважились кинуть вызов стихии, я обязан своему деду. Он больше тридцати лет провел в море, но предпочитал рассказывать не про свою работу, а про храбрых первооткрывателей, что бороздили бескрайние просторы задолго до его рождения.

Сегодня я постараюсь поделиться своими знаниями о прекраснейшей Одиссеи в истории человечества — кругосветном путешествии 265 храбрецов. Но перед тем как познакомиться с героями, попробу разобраться в их мотивации.

Корни великих географических открытий

Почему необходимо было искать этот путь в Индию? Зачем было нужно плавать непонятно куда? Чтобы понять, откуда возникла подобная надобность, необходимо вернуться в далекое прошлое и рассмотреть маршруты сообщения древних цивилизаций Евразии.

В первую очередь, я говорю о тех оконечностях:

Сообщение двух первых, насколько мне известно, началось посредством Шелкового пути во втором веке до нашей эры. Второй значимый торговый путь — дорога специй, соединяющая Индию и Европу.

Читатель, который не пропускал уроки истории в школе, возможно, уже догадался, к чему я веду. В седьмом-восьмом веке нашей эры арабские завоевания отрезают европейскую цивилизацию от описанных выше маршрутов, что приводит Европу в так называемые темные века. Спустя несколько столетий арабы из агрессивных завоевателей превращаются в оседлых торговцев и, кажется, жизнь налаживается. Или не налаживается, в 15 веке начинает свой захват пост-монгольских государственных образований империя Тимуридов, примерно в то же время турки-османы захватывают Константинополь, Европа снова начинает задыхаться.

Однако в этот раз Европейская цивилизация хорошо информирована о внешнем мире, а также имеет доступ к арабской астрономии и компасу. Появляется идея найти обходной путь сначала в Черную Африку, а если повезет, то и в столь желанную Индию.

Мотивация Магеллана и первое кругосветное путешествие

Из всех деятелей данной эпохи меня больше всего поразил подвиг одного человека, речь идет о Фернане Магеллане, чья экспедиция обогнула земной шар, совершив первое в истории человечества кругосветное путешествие.

Магеллан состоял на португальской службе, однако попал в опалу и принял решение предложить свои услуги Католическим королям (название правительства унии Арагона и Кастилии). Фернан предлагает приплыть в Индию с запада и тем самым наколоть систему (лазейка в том, что Индия действительно находится на западе от демаркационной линии). Руководство Испании одобряет экспедицию и даже соглашается назначить амбициозного мореплавателя губернатором крупнейшего из открытых островов.

travelask.ru

Кругосветные путешествия, которые вошли в историю

Манящая своей неизвестностью жажда открытий на протяжении столетий и даже тысячелетий заставляла людей искать и покорять все новые и новые земли. Однако не только романтичные порывы мечтателей послужили тому, что человечество освоило почти всю сушу на планете, но и экономическая необходимость. И все-таки это не умаляет достижений тех людей, которые осмелились на авантюрные кругосветные путешествия. А это, между прочим, и сегодня весьма рискованное предприятие при всех современных достижениях в области туризма. Так кто же эти герои?

кругосветные путешествия

1. Хуан Себастьян де Элькано

Это имя едва ли встретится в учебниках истории и географии как имя первого человека, который смог обойти земной шар. Ведь оно находится в тени его знаменитого соотечественника Фернандо Магеллана. Но, учитывая, что сам Магеллан погиб в ходе путешествия от рук туземных племен, говорить о нем как о первом кругосветном путешественнике было бы неверно. Однако доля правды в этом все же есть. Элькано был одним из членов экспедиции Магеллана. И не простым матросом, а кормчим корабля «Консепсьон» под командованием капитана Кесады, позднее казненного Магелланом за бунт. Из всей флотилии, вышедшей из порта Гвадалквивир 20 сентября 1519 года, только один корабль «Виктория» в итоге вернулся обратно на родину 8 сентября 1522 года. Учитывая, что большая часть членов экспедиции погибла от болезней, нападений диких племен и в результате внутренних конфликтов, то, что Хуану удалось вернуть корабль домой, можно считать невероятной удачей, почти чудом.

кругосветные путешествия

2. Жанна Барре

Она вошла в историю как первая женщина, обогнувшая земной шар. Осуществить подобное для дамы в 18 веке было в разы сложнее и опаснее, чем для мужчин. Но не потому, что женщины менее склонны преодолевать трудности. Причиной было суеверие, которое гласило, что женщина на борту – к беде. Но Жанна, которой на тот момент было 26 лет, переоделась в мужское платье и нанялась в экспедицию графа Бугенвиля в качестве помощника ученого-ботаника Филибера Коммерсона. Точные обстоятельства того, как раскрылась тайна отважной Жанны, неизвестны. То ли на мысль о том, что она – женщина, членов экспедиции натолкнули туземцы, то ли сие обстоятельство обнаружил врач. Но суеверные моряки единодушно приняли решение оставить Жанну на острове Маврикий. Они опасались, что женщина принесет несчастье. Тем не менее ей удалось пересесть на другое судно и вернуться домой.

кругосветные путешествия

3. Дэйв Кунст

Кругосветные путешествия на кораблях — дело обычное. А вот этот человек вошел в историю как один из немногих, кому удалось совершить кругосветку пешком. Началась она 20 июня 1970 года и завершилась 5 октября 1974 года. В ходе этой авантюры Дэйв потерял брата Джона. Изначально он отправился в свой затяжной поход именно с ним. Братья подверглись нападению преступников, когда были в Афганистане. Джон погиб, а Дэйву удалось поправиться и продолжить путешествие длиной в 25 тысяч километров. Но не обошлось и без приятного сюрприза. В пути Дэйв познакомился с австралийкой Дженни Сэмюэл, которая впоследствии стала его супругой.

кругосветные путешествия

4. Уайли Пост

Этого летчика без преувеличения можно назвать героем. Некогда лишившись глаза после неудачно парашютного прыжка, он не только не оставил мечты о небе, но и стал успешным летчиком. Уайли совершил два беспрецедентных по своей дерзости авиаперелета в 1931 году. Первый длился 8 дней и 15 часов. А второй уже по измененному маршруту — 7 дней и 18 часов. К сожалению, следующая попытка стала для Уайли роковой. В итоге он погиб на Аляске, пытаясь побить очередной рекорд уже на гидросамолете.

кругосветные путешествия

5. Томас Стивенс

Этот отважный человек стал первым, кто доказал, что кругосветные путешествия можно совершать и на велосипеде. Время, за которое ему удалось обогнуть земной шар, составило 2 года: с 1884 по 1886. И можно только представить, насколько сложно это было для рекордсмена, если вспомнить, как выглядели велосипеды второй половины 19 века – огромное переднее и крошечное заднее колесо. И конечно, никаких удобств, присущих современным спортивным велосипедам. Да и комфортные асфальтированные дорожки в те времена встречались ну очень уж редко!

кругосветные путешествия

Текст: Flytothesky.ru

Читайте также:
Эти известные личности провалились с первой попытки, но не бросили свою мечту

Поделитесь постом с друзьями!

flytothesky.ru

7 великих русских кругосветных путешествий

  • Помни своих
  • Герои и их подвиги
    • Герои России
    • Герои Советского Союза — СССР
    • Дети герои
    • Женщины герои
    • Лётчики герои
    • Неизвестные герои
    • Подвиги Афганской войны
    • Подвиги в мирное время
    • Подвиги в наши дни
    • Подвиги Великой Отечественной
    • Подвиги Чеченской войны
    • Танкисты герои
    • Трудовые подвиги
  • Великие люди России
    • Изобретатели
    • Композиторы
    • Космонавты СССР и России
    • Писатели
    • Поэты
    • Путешественники
    • Спортсмены
    • Ученые
  • Интересные факты
  • Достижения
  • Кинохроника
  • Как это было
  • Интересно

Поиск

Помни своих героев
  • Помни своих
  • Герои и их подвиги
    • ВсеГерои РоссииГерои Советского Союза — СССРДети героиЖенщины героиЛётчики героиНеизвестные героиПодвиги Афганской войныПодвиги в мирное времяПодвиги в наши дниПодвиги Великой ОтечественнойПодвиги Чеченской войныТанкисты героиТрудовые подвиги лиза чайкина подвиг

      Лиза Чайкина и её подвиг

      Александр Иванович Покрышкин

      Александр Иванович Покрышкин — первый трижды герой СССР. Лично сбил 59…

      Герои и забытые подвиги Первой Мировой войны

      Герои и забытые подвиги Первой мировой войны

      подвиг Алексея Маресьева

      Алексей Маресьев и его подвиг. Лётчик, который летал и воевал без…

  • Великие люди России
    • ВсеИзобретателиКомпозиторыКосмонавты СССР и РоссииПисателиПоэтыПутешественникиСпортсменыУченые авиаконструктор поликарпов

      А мог быть священником. Выдающийся авиаконструктор Николай Николаевич Поликарпов

      Глинка Михаил Иванович краткая биография

      Основоположник русской оперы Михаил Иванович Глинка. Краткая биография. Интересные факты из…

      адмирал макаров

      Великий русский моряк и учёный — адмирал Макаров. Краткая биография. Интересные…

      тарас шевченко

      Тарас Шевченко — борец против украинского национализма и либерализма

  • Интересные факты
    • менделеев интересные факты из жизни

      5 интересных фактов из жизни Менделеева

      петр 1 интересные факты

      5 интересных фактов из жизни Петра 1

      петр 1 интересные факты

pomnisvoih.ru

Кто первый совершил кругосветное путешествие: экспедиция Магеллана

Спросите любого школьника о том, кто первый совершил кругосветное путешествие, и услышите: «Конечно, Магеллан». И мало кто засомневается в этих словах. Но ведь Магеллан организовал эту экспедицию, руководил ею, а завершить плавание не смог. Так кто же первый мореплаватель, совершивший кругосветное путешествие?

Путешествие Магеллана

кто первый совершил кругосветное путешествиеВ 1516 году малоизвестный дворянин Фернан Магеллан пришел к португальскому королю Мануэлю I с идеей осуществить план Колумба — достичь островов Пряностей, как называли тогда Молуккские острова, с запада. Как известно, Колумбу тогда «помешала» Америка, оказавшаяся на его пути, которую он посчитал за острова Юго-Восточной Азии.

В то время португальцы уже совершали плавания до островов Ост-Индии, но в обход Африки и пересекая Индийский океан. Поэтому новый путь к этим островам им был не нужен.

История повторилась: осмеянный королем Мануэлем Магеллан отправился уже к испанскому королю и получил его согласие на организацию экспедиции.

20 сентября 1519 года флотилия из пяти кораблей вышла из испанского порта Сан-Лукар-де-Баррамеда.

Спутники Магеллана

Никто не оспаривает того исторического факта, что первое кругосветное путешествие совершила экспедиция под руководством Магеллана. О превратностях пути этой драматической экспедиции известно со слов Пигафетты, который вел записи все дни путешествия. Участниками ее были и два капитана, уже не раз побывавшие у островов Ост-Индии: Барбоза и Серрано.

И специально в этот поход Магеллан взял своего раба — малайца Энрике. Он был захвачен на Суматре и уже долго верно служил Магеллану. В экспедиции ему отводилась роль переводчика, когда будут достигнуты острова Пряностей.

Ход экспедиции

первый мореплаватель совершивший кругосветное путешествиеПотеряв много времени на пересечение Атлантического океана и проход по скалистому узкому и длинному проливу, впоследствии получившему имя Магеллана, путешественники вышли к новому океану. За это время один из кораблей потонул, другой отправился обратно в Испанию. Был раскрыт заговор против Магеллана. Снасти кораблей нуждались в ремонте, а запасы еды и питьевой воды были на исходе.

Океан, названный Тихим, сначала встретил хорошим попутным ветром, но впоследствии он становился все слабее и, наконец, совсем стих. Люди, лишенные свежей пищи, погибали не только от голода, хотя им приходилось питаться и крысами, и кожей с мачт. Главная опасность заключалась в цинге — грозе всех мореплавателей того времени.

И только 28 марта 1521 года они добрались до островов, жители которых с изумлением отвечали на вопросы Энрике, говорившего на своем родном языке. Это означало, что Магеллан со спутниками прибыл на острова Ост-Индии с другой стороны. И именно Энрике — тот самый первый путешественник, совершивший кругосветное путешествие! Он вернулся на свою родину, обогнув земной шар.

Конец экспедиции

21 апреля 1521 года Магеллан был убит, вмешавшись в междоусобную войну местных вождей. Это имело самые дурные последствия для его спутников, которые были вынуждены просто бежать с островов.

Многие из матросов были убиты или ранены. Из 265 человек команды осталось лишь 150, их хватало только на управление двумя кораблями.

первое кругосветное путешествие совершила экспедицияНа островах Тидоре они смогли немного отдохнуть, пополнить запасы продовольствия, взять на борт пряности и золотой песок.

В обратный путь в Испанию отправился только корабль «Виктория» под управлением Себастьяна дель Кано. Обратно в порт Лукар вернулись всего 18 человек! Вот эти люди и есть те, кто первый совершил кругосветное путешествие. Правда, имена их не сохранились. Но капитан дель Кано и летописец путешествия Пигафетта известны не только историкам и географам.

Первое русское кругосветное путешествие

Начальником первой русской кругосветной экспедиции был Иван Федорович Крузенштерн. Это плавание проходило в 1803-1806 гг.

Два парусных корабля — «Надежда» под командованием самого Крузенштерна и «Нева» во главе с его помощником Юрием Федоровичем Лисянским — вышли из Кронштадта 7 августа 1803 года. Главной целью было исследование Тихого океана и особенно устья Амура. Необходимо было выявить удобные места для стоянки русского Тихоокеанского флота и лучшие маршруты путей его снабжения.

первое русское кругосветное путешествие

Экспедиция не только имела большое значение для формирования Тихоокеанского флота, но и внесла огромный вклад в науку. Были открыты новые острова, зато стерт с карты океана ряд несуществующих островов. Впервые были начаты систематические исследования в океане. Экспедиция открыла Межпассатные противотечения в Тихом и Атлантическом океанах, измеряла температуру воды, ее соленость, определяла плотность воды… Были выяснены причины свечения моря, собраны данные о приливах и отливах, о компонентах погоды в разных районах Мирового океана.

Были внесены значительные уточнения в карту российского Дальнего Востока: части побережья Курильских островов, Сахалина, полуострова Камчатка. Впервые нанесены на нее некоторые из Японских островов.

Участники этой экспедиции и стали теми из россиян, кто первый совершил кругосветное путешествие.

Но для большинства россиян эта экспедиция известна по тому факту, что на «Надежде» отправилась в Японию первая российская миссия во главе с Резановым.

Великие вторые (интересные факты)

первый путешественник совершивший кругосветное путешествиеАнгличанин Фрэнсис Дрейк стал вторым человеком, совершившим кругосветное путешествие в 1577-1580 гг. Его галеон «Золотая лань» впервые прошел из Атлантического океана в Тихий бурным проливом, впоследствии названным его именем. Этот путь считается гораздо более сложным, чем через Магелланов пролив из-за постоянных штормов, плавучих льдов, резких перемен погоды. Дрейк стал тем человеком, кто первый совершил кругосветное путешествие, обогнув мыс Горн. С тех пор среди моряков и пошла традиция носить серьгу в ухе. Если прошел пролив Дрейка, оставив мыс Горн справа, то серьга должна была быть в правом ухе, и наоборот.

За свои заслуги Фрэнсис Дрейк был посвящен в рыцари лично королевой Елизаветой. Именно ему испанцы обязаны разгромом своей «Непобедимой армады».

В 1766 году француженка Жанна Барре стала первой женщиной, совершившей плавание вокруг света. Для этого она переоделась мужчиной и попала на корабль Бугенвилля, отправившегося в кругосветную экспедицию, в качестве слуги. Когда обман раскрылся, несмотря на все ее заслуги, Барре была высажена на Маврикии и домой вернулась уже на другом корабле.

Вторая русская кругосветная экспедиция под руководством Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева знаменита тем, что в ходе нее в январе 1820 года была открыта Антарктида.

fb.ru

Кругосветное путешествие — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Российская карта мира 1707 года. Антарктида отсутствует полностью, Канада в большей части

Кругосве́тное путеше́ствие, «кругосве́тка», англиц. циркумнавига́ция — путешествие, маршрут которого в системе отсчёта, связанной с Землёй, однократно огибает земную ось и завершается в исходной точке. Если такое путешествие осуществляется без оказания внешней помощи, без пополнения запасов воды, провизии, оборудования и пр., то такое путешествие называется кругосветным безостановочным путешествием.

Теоретически, обойдя по окружности небольшого радиуса один из полюсов, можно за короткое время пересечь все меридианы и таким образом совершить кругосветное путешествие. Однако обычно под «кругосветным» понимают такое путешествие, при котором путешественник не только пересекает все меридианы, но и обходит Землю по большому кругу.

В соответствии с правилами Международной организации гражданской авиации для установления рекорда скорости в кругосветном перелёте самолёт должен максимально быстро пролететь не меньше длины тропика Рака, пересечь все меридианы и приземлиться на том же аэродроме, с которого вылетел. Эта длина определена с большой точностью и составляет 36’787.559 км. Для обычных кругосветных путешествий эту дистанцию можно округлить до 37 тысяч км.

Выдающиеся кругосветные путешествия

XVI—XVIII века

  • 1519—1522 — первое в истории человечества кругосветное плавание под командованием португальского мореплавателя Фернана Магеллана и Хуана Себастьяна де Элькано (из пяти кораблей до цели дошел один — каракка «Виктория»). Возможно, первым человеком в этой экспедиции, совершившим кругосветное плавание, стал его переводчик и раб Энрике де Малака[1]. Магеллан купил его в Восточной Азии в 1511 году, приплыв туда из Португалии через Индийский океан. Во время кругосветного плавания каравеллы Магеллана шли в противоположную сторону — через Атлантический и Тихий океаны, — поэтому, когда экспедиция в 1521 году достигла Восточной Азии, Энрике, вероятно, стал первым в истории человеком, полностью обогнувшим земной шар.
  • 1525—1528 — кругосветное путешествие совершили 8 человек из испанской экспедиции Гарсия Хофре де Лоайса, в том числе Андрес Урданета. Экспедиция почти полностью погибла в Индонезии, Урданета и его немногочисленные спутники вернулись в Европу пленниками португальцев, замкнув маршрут вокруг земного шара.
  • 1577—1580 — второе кругосветное плавание было совершено под командованием англичанина Фрэнсиса Дрейка (из шести его кораблей в Англию вернулся только флагманский галеон «Золотая лань»).
  • 1580—1584 и 1585—1589 — францисканский монах Мартин Игнатио Лайола (англ.), внучатый племянник Игнатия де Лойолы, дважды обогнул земной шар, выполняя миссию в Китае, и стал таким образом первым европейцем, дважды совершившим кругосветное путешествие.
  • 1586—1588 — третье кругосветное плавание под командованием английского мореплавателя и пирата Томаса Кэвендиша установило рекорд скорости, продержавшийся два следующих столетия, сумев обогнуть Землю всего за два года и пятьдесят дней.
  • 1598—1601 — первое голландское кругосветное плавание под руководством Оливье ван Ноорта.
  • 1679—1691, 1699—1701, 1708—1711 — три кругосветных путешествия, совершенные Уильямом Дампиром — первым человеком, обогнувшим земной шар трижды. Первое из них было долгим путешествием на разных кораблях с разными капитанами, второе — научной экспедицией под руководством Дампира, а третье — пиратским рейдом.
  • 1764—1766 и 1766—1768 — два британских кругосветных плавания. Первым из них командовал Джон Байрон (впервые кругосветка продолжалась меньше двух лет), вторым — Самюэль Уоллис. Примечательно то, что оба плавания были осуществлены на фрегате «Дельфин», который стал первым кораблём, совершившим кругосветное плавание дважды.
  • 1766—1768 — первое французское кругосветное плавание под командованием Луи Антуана де Бугенвиля. В этом плавании тайком, переодевшись мужчиной, приняла участие Жанна Барре. Она была разоблачена и вернулась во Францию на другом корабле, но стала первой женщиной, совершившей кругосветное путешествие.
  • 1768—1771, 1772—1775 и 1776—1779 — три кругосветных плавания Джеймса Кука. Первое из них стало и первой кругосветкой, в которой ни один человек не погиб от цинги.
  • 1787—1790 и 1790—1793 — первые кругосветные плавания под флагом США, которыми командовал Роберт Грей.

XIX век

Маршрут типичного современного кругосветного путешествия, проходящий через Суэцкий канал и Панамский канал (красная линия) и противоположные ему точки на земном шаре (жёлтая линия) Кругосветка сухогруза «Металлург Аносов» с 4 августа по 16 декабря 1963 года. Такую фотографию на память выдавали каждому члену экипажа судна, который был в кругосветке. Оставалось самому заполнить только имя и фамилию. На фото указаны даты начала и конца кругосветного плавания, порты захода, проливы и каналы, которые проходило судно

XX век

  • 1911—1913 — русский спортсмен Онисим Панкратов осуществил кругосветное путешествие на велосипеде.
  • 1927—1929 — первое кругосветное путешествие на автомобиле совершили немецкая гонщица Клэренор Штиннес (нем.) и шведский кинематографист Карл-Аксель Сёдерстрём (швед.).
  • 1929 — первый кругосветный перелёт в истории воздухоплавания. Немецкий дирижабль LZ 127 «Граф Цеппелин» под командованием Хуго Эккенера за 20 суток преодолел с тремя промежуточными посадками около 34 тыс. км.
  • 1931 и 1933 — два кругосветных перелета американского летчика Уайли Поста, первый из которых он совершил со штурманом, а второй стал первым одиночным кругосветным перелетом.
  • 1950—1958 — Бен Карлин совершил кругосветное путешествие на машине-амфибии, преодолев 17 780 км по морю, 62 744 км по суше и посетив 38 стран.
  • 1957 (16-18 января) — три американских самолёта B-52 с несколькими дозаправками в воздухе осуществили первый беспосадочный полет вокруг Земли.
  • 1960 — первое подводное кругосветное плавание на субмарине «Тритон» (США) под командованием капитана Эдварда Бича, за время которого лодка всплывала только один раз — с целью эвакуации заболевшего матроса.
  • 12 апреля 1961 —советский летчик-космонавт Юрий Гагарин осуществил первый в истории человечества космический полёт, за 108 минут совершив один виток вокруг Земли на корабле «Восток-1».
  • 1966 — первое советское подводное кругосветное плавание отряда из двух советских атомных подводных лодок К-116 и К-133 под командованием контр-адмирала А. И. Сорокина, во время плавания лодки не всплывали в надводное положение.
  • 1968—1969 — первая кругосветная парусная гонка яхт с экипажем из одного человека, без заходов в порты «Золотой глобус». Единственным из девяти её участников, достигшим финиша стал Робин Нокс-Джонстонruen на яхте «Суахили»[2].
  • 1976—1978 — первое женское одиночное кругосветное плавание на яхте «Мазурка», путешественица — Кристина Хойновская-Лискевич.
  • 1979—1982 — Трансглобальная экспедиция. Первое кругосветное путешествие «вертикально» по меридиану через полюса, впервые совершённое британскими энтузиастами Ранульфом Файнсом и Чарльзом Бёртоном.
  • 1986 — первый кругосветный перелёт на самолёте без дозаправки совершили Дик Рутан (англ.) и Джина Игер на «Вояджере». Длительность — 9 дней, 3 минуты, 44 секунды.
  • 1992—1996 — Евгений Гвоздёв совершил первое и единственное в истории одиночных кругосветок плавание, совершённое на обычном прогулочном швертботе длиной 5,5 метра.
  • 1996—1999 — Николай Литау совершил на яхте «Апостол Андрей» первое кругосветное плавание в меридиональном направлении, впервые пройдя на парусной яхте по Северному морскому пути.
  • 1999—2000 — швейцарский путешественник Майк Горн[en], первое одиночное кругосветное путешествие вдоль экватора без использования моторизованного транспорта на: парусном тримаране, каяке, пешком и на велосипеде[3].
  • 1997—2002 — Владимир Лысенко первым из россиян совершил кругосветное путешествие на автомобиле через крайние точки континентов («перекрестив» их), он проехал 160 тыс. км через 62 страны мира.
  • 1999 — первый успешный беспосадочный перелет на аэростате «Breitling Orbiter-3» совершили швейцарец Бертран Пиккар и англичанин Брайан Джонс.

XXI век

  • 2002 — американский путешественник Стив Фоссетт впервые в одиночку и без посадок облетел Землю на воздушном шаре.
  • 2004—2005 — Эллен Макартур на парусном тримаране B&Q/Castorama длиной 23 метра, установила женский мировой рекорд одиночного, кругосветного, безостановочного плавания со временем 71 день 14 часов 18 минут 33 секунды (с двукратным пересечением экватора и всех меридианов)[4].
  • 2007—2012 — американский путешественник Эрден Эруч[en], первое одиночное кругосветное путешествие с использованием исключительно собственной мускульной силы (без участия двигателей) на: гребной лодке, каяке, пешком и на велосипеде. Эрден дважды пересёк экватор, прошёл 12 пар антиподных точек. Впервые в истории пересёк три океана на гребной лодке[5][6].
  • 2004—2012 — Владимир Лысенко за 268 ходовых дней совершил многоэтапное кругосветное путешествие по экватору с отклонением от него не более 2 градусов — на моторном судне, моторной лодке, яхте, надувном парусном катамаране, автомашине, пешком, на велосипеде, каноэ и каяке[7].
  • 2015—2016 — самолёт на солнечных батареях Solar Impulse 2 совершил первый кругосветный полёт среди электрических самолётов. На протяжении всего полёта он использовал только энергию солнца.
  • 2016 год — российский путешественник Фёдор Конюхов на воздушном шаре «Мортон» 23 июля достиг меридиана западноавстралийского города Нортхэм, первым из граждан России завершив 11-дневный перелёт вокруг Земли[8].

См. также

Примечания

Ссылки

wikipedia.green

Кто совершил первое кругосветное плавание?

Помню, в детстве я очень любила мультфильм «Вокруг света за 80 дней», снятый по мотивам романа Жюля Верна. Мы бегали его смотреть в ближайший кинотеатр (благо, стоило это удовольствие всего 10 копеек), а когда его показывали по телевизору, это было настоящим праздником. Именно тогда я заинтересовалась путешествиями и путешественниками. Примерно тогда же я и узнала о Магеллане – человеке, который первым в истории совершил кругосветное плавание.

Юность Магеллана

Фернан Магеллан родился в 1480 году в португальском городе Саброза в дворянской семье. О детстве и юности известного мореплавателя сведений имеется очень мало. Известно лишь, что какое-то время юноша служил пажом при дворе королевы Леоноры Ависской. Мы знаем также, что молодой Фернан участвовал в морских экспедициях и сражениях, и даже получил несколько ранений.

Историки описывают несколько случаев, которые свидетельствуют о недюжинной отваге Магеллана.

Так, однажды Фернан сумел предупредить экипаж флагманского корабля португальской эскадры о предстоящем нападении малайцев. Благодаря смелому поступку моряки успели подготовиться к сражению и победить.

В другой раз Магеллан после кораблекрушения согласился остаться на необитаемом острове вместе с простыми матросами, тогда как другие офицеры в лодках отправились за помощью. Это помогло предотвратить бунт, ведь матросы были уверены, что господа офицеры просто удерут, бросив их на произвол судьбы крошечном клочке суши.

Фернан Магеллан

Трудности на пути к успеху

Несмотря на множество заслуг перед родиной, португальские власти не слишком жаловали Магеллана. Наверное, именно поэтому у него возник план грандиозного путешествия, которое должно было прославить его на века. Впрочем, португальский король и тут не оказал своему подданному поддержки, в результате чего тот был вынужден предложить свои услуги другим государствам. В результате снарядить корабли для экспедиции на Остров Пряностей, которая стала первым в истории кругосветным путешествием, согласилась Испания, которая являлась главным конкурентом Португалии.

Но трудности только начинались. Фернану Магеллану пришлось бороться не только со штормами и повальными болезнями, но и с непослушанием испанской команды, которая отказывалась подчиняться португальцу. Отсутствие продовольствия, четырёхмесячное скитание по Тихому океану без надежды когда-либо увидеть землю – всё это было крайне непросто. Кроме того, большую часть пути приходилось плыть, полагаясь исключительно на интуицию. Впрочем, такова участь всех первопроходцев.

Смерть Магеллана

Магеллану не суждено было увидеть результатов своей экспедиции. Он был убит в сражении на Филиппинских островах, пытаясь помочь одному из местных раджей наказать соседей. Тело мореплавателя так и не было выдано испанцам, и первое в истории кругосветное плавание было завершено без его инициатора.

Смерть Магеллана

Итоги

Из пяти кораблей, снаряжённых в экспедицию, обратно вернулся лишь один – судно «Виктория», на котором с первого дня путешествия плыл Магеллан. Из 280 участников домой добрались лишь 18, а путешествие продолжалось чуть больше трёх лет. Но открытия, сделанные в ходе экспедиции, поистине неоценимы. Вот лишь некоторые из них:

  1. Доказал, что Земля действительно круглая.
  2. Впервые пересёк Тихий океан.
  3. Открыл пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны, который теперь называется Магеллановым.
  4. Доказал, что поверхность Земли покрыта не отдельными морями, а единым океаном.
  5. Открыл новые острова, которые были названы Филиппинскими.

travelask.ru

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *