Пасхальное яйцо — Википедия
Пасхальные яйцаПасха́льное яйцо́ — обрядовая пища и ритуальный символ в пасхальных обычаях, обрядах и играх[1]. Дарить окрашенные в красный цвет яйца на Пасху — древний обычай[2]. В христианстве яйцо толкуется как символ гроба и воскресения, а красный цвет символизирует для христиан кровь распятого Христа[3]. Помимо того, красный цвет одновременно указывает и «на царское достоинство Спасителя»[4].
Пасхальные яйца красятся не только в красный, но и в иные цвета[1], а также расписываются[5][неавторитетный источник?][6]. В качестве пасхальных сувениров могут быть использованы яйца не только кур, но и других видов птиц, а также изделия в виде яйца, изготовленные из шоколада и различных других материалов — камня, фарфора, глины[7]
У славян пасхальное яйцо, помимо употребления в пасхальных обрядах и играх, могло использоваться впоследствии на протяжении года в сакральных, оздоровительных или защитных целях[1].
Традиция окрашивания яиц появилась задолго до христианства, в далекой древности[11]. В Африке найдены украшенные резьбой страусиные яйца, возрастом около 60 000 лет[12]. Расписанные страусиные яйца, а также золотые и серебряные, часто встречаются в захоронениях древних шумеров и египтян, датируемых вплоть до начала III тысячелетия до н. э.[13].
До христианства[править | править код]
Обычай красить яйца связан с дохристианским празднованием весны[11]. Ещё в дохристианские времена яйцо у многих народов являлось олицетворением творящей силы природы. Вся вселенная представлялась вышедшей из яйца [14]. Отношение к яйцу как к символу рождения отразилось в верованиях и обычаях египтян, персов, греков, римлян.
У славянских народов яйцо ассоциировалось с плодородием земли, с весенним возрождением природы. Исследователи писанок отмечают, что на писанках отражены архаичные представления славян о вселенной[15], которые существовали у славян до принятия христианства[16][17]. Славянам мир казался похожим на огромное яйцо. Посредине, подобно желтку, расположена сама Земля. Верхняя часть желтка — это мир людей. Нижняя «исподняя» сторона — потусторонний или нижний мир, мир мёртвых, «Ночная страна». Вокруг Земли, подобно яичным белкам и скорлупе, расположены девять сфер (небес). Каждая из этих сфер имеет своё особое предназначение: для Солнца и звёзд; для Месяца; для туч и ветров. «Седьмое небо» славяне считали «твердью небесной», прозрачным дном небесного Океана, в котором сосредоточены запасы живой воды, неиссякаемый источник дождей
После появления христианства[править | править код]
С появлением христианства в процессе религиозного синкретизма символы древнего языческого поклонения сохранились и были адаптированы для христианской религии[19][20][21][22]. У последователей христианских конфессий существует легенда которая гласит, что Мария Магдалина принесла вареные яйца, чтобы поделиться с другими женщинами у гроба Иисуса, и яйца в ее корзине чудесным образом превратились в багровые, когда она увидела воскресшего Христа[23]. Другая легенда относится к усилиям Марии Магдалины по распространению Евангелия. Согласно ей, после Вознесения Иисуса Христа Мария направилась к римскому императору Тиберию и за обедом заявила ему, что Христос воскрес из мертвых. Император не понял, тогда Мария Магдалина взяла в руки яйцо со стола, чтобы объяснить. В ответ Тиберий сказал ей, что человек не более способен воскреснуть, чем яйцо стать красным, после чего, говорится, что яйцо окрасилось в красный цвет [24].
Красные пасхальные яйца являются частью пасхальных обычаев, представляют собой особый тип пасхального яйца, приготовляемого различными православными христианскими народностями[25][26], и часто сопровождаются другими традиционными пасхальными блюдами. Испанские пасхальные яйца, называемые хаминадос (исп. huevos haminados), пришедшие из еврейской традиции, готовятся похожим способом. Темно-красные яйца являются традиционными и в Греции, где, согласно обычаям, представляют собою кровь Христа, пролитую на кресте. Западная литература содержит указания на то, что такая практика может происходить из обычаев раннехристианской церкви в Месопотамии, а корнями уходить в античность[27].
Религиозное символическое значение[править | править код]
Как указывает Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, последователи христианства считают, что яйцо служит «символом гроба и возникновения жизни в самых недрах его; окрашенное красной краской, оно знаменует возрождение наше кровию Иисуса Христа»
Известны также аналогии между яйцом и видимым миром: в одной русской рукописи XVI века скорлупа уподоблялась небу, внутренняя плёнка («плева») — облакам, белок — во́дам, желток — земле, «сырость посреде́ яйца» (то есть, его жидкое состояние) — греху, а загустение яйца сопоставлялось истреблению греха пролитием жертвенной крови Христа и Воскресением Христовым[29][30].
Как указывают исследователи из Оксфордского университета, пасхальное яйцо, пасхальный кролик и пасхальная лилия — одни из древних символов плодородия (англ. fertility), а праздник Пасхи, отмечаемый ранней весной, связан с древними мифами о плодородии возрождающихся героев, которые иногда принимали форму зерна, как в случае египетского Осириса, или форму других растений, как в случае с Адонисом [31]. Германская богиня плодородия Эостра (др.-англ. Ēastre, др.-в.-нем. Ôstara), возможно, является источником для термина «Пасха» (англ. Easter; нем. Ostern). Согласно древним представлениям у нее был кролик, способный нести яйца[31]. Но более общепринятой теорией является то, что Easter происходит от немецкого Ostern, которое происходит от скандинавского Eostur и переводится как «весна»[31]. В других языках для обозначения Пасхи было адаптировано еврейское слово Pesah (ивр. פסח).
Нынешнее употребление обычая[править | править код]
Современное украшение яиц термонаклейкамиОбычай окрашивать яйца в красный цвет был свойствен когда-то не только православным, однако, например, в англоязычном мире он воспринимался как устаревший даже в XIX веке[32],
и хотя пасхальные яйца там не исчезли, сегодня они, как правило, изготовлены из шоколада[7]. На шоколадные яйца перешли и такие народы Западной Европы, как итальянцы
У ряда народов, преимущественно славянских, в той или иной степени сохранился обычай расписывать яйца (в частности, его сохранили украинцы[35] и поляки[6]).
Когда-то существовала особая «терминология» для обозначения различий между крашеными и расписанными яйцами: крашенки — полностью окрашенные яйца; писанки — яйца, расписанные сюжетными и орнаментальными узорами[5][6]. Яйца, снабжённые узором в виде полосок, пятен и крапинок, именовались крапанками[5].
Разные народы в разной мере сохранили древнюю традицию росписи пасхальных яиц. Например, искусство белорусской писанки к настоящему дню практически утрачено, в отличие от украинской[5].
Использование луковой шелухи — самый распространенный способ окраски яиц[36][37][38].
Существует традиция освящения пасхальных яиц (вместе с куличами и творожными пасхами) [39]. В Русской православной церкви освящение сопровождается «молитвой во еже благословити сыр и яйца» (то есть, на освящение сыра и яиц)[40].
Славянские обычаи[править | править код]
Ф. Сычков. Игра в кучки.Пасхальные яйца освящали в церкви, обычно в субботу, иногда утром на Пасху[1].
Основным цветом, в который красили пасхальные яйца славяне, был красный. Красный цвет в народной культуре один из основных элементов цветовой символики: цвет жизни, солнца, плодородия, здоровья и цвет потустороннего мира, хтонических и демонических персонажей. Красный цвет наделяется защитными свойствами и используется как оберег. Особо значимо в народных представлениях красное яйцо[41].
Первой пищей на Пасху часто было пасхальное яйцо. В волынском Полесье, например, хозяин (старший в семье) по утрам в течение трех дней Пасхи разрезал освященное яйцо на части по числу членов семьи (это называлось «делиться яичком») и раздавал на завтрак
Пасхальной пище и особенно пасхальному яйцу приписывались магические свойства. По завершении праздника с пасхальным яйцом обходили загоревшееся строение или кидали его в огонь, надеясь, что яйцо поможет остановить пожар; с ним искали заблудившуюся скотину, им оглаживали корову при первом весеннем выгоне, его закапывали в поле, чтобы у льна головки были величиной с яйцо[42]. Болгары считали, что скорлупа красного пасхального яйца служит оберегом от кротов. Ритуальные действия с пасхальными яйцами и другими предметами болгары использовали для отгона градовых туч[44], а словаки, мораване и чехи — для получения хорошего урожая[45].
У болгар восточных Родоп перспектива целостности семьи в предстоящем году оценивалась по тому, сохранились ли целыми все яйца, вложенные в пасхальный каравай. Если яйцо лопалось, это считали знаком будущих потерь среди членов семьи [42].
Существовала пасхальная игра с крашеными яйцами — катание яиц по земле или со специальных лотков, а также «битки» — битьё крашеными яйцами[45].
Обычай красить яйца, обмениваться ими, использовать их в различных обрядах и играх у славян охватывал период от Пасхи до Троицы, а иногда и до Петровского заговенья[46].
Аналоги в других культурах[править | править код]
Традиция красить яйца на весенний праздник Новруз, которая существует в Иране[47] и Азербайджане[48], возможно, имеет древние зороастрийские корни[49]. В Азербайджане крашеные яйца — неотъемлемый элемент праздничного стола[50].
Яйца, окрашенные в один цвет, когда-то именовались крашенками. Этот самый простой способ окрашивания пасхальных яиц.
Писанки — это сложный способ раскрашивания яиц. На сырое холодное яйцо горячим воском при помощи стального перышка наносят узор. После нанесения узора яйцо окунают в разведённую холодную краску. Краски наносят, начиная с самой светлой. После нанесения очередной краски яйцо вытирают, вновь наносят узор воском и окунают в краску. После нанесения всех узоров воск осторожно «стапливают» с яйца (например, над пламенем свечи), растаявший воск удаляют бумагой или тряпкой
В настоящее время для украшения пасхальных яиц используются, кроме того, разнообразные виды наклеек, термоплёнка и т. п., зачастую снабжённые изображениями Христа, Богородицы, ангелов и святых. Использование этих изображений, однако, подвергается критике в современной православной публицистике как профанация сакрального, поскольку через непродолжительное время указанным изображениям, скорее всего, предстоит стать частью бытового мусора[52].
В 2010 году в московском парке Красная Пресня было изготовлено пасхальное яйцо изо льда массой 880 кг и высотой 2 метра 30 сантиметров[53].
В 2018 году в преддверии фестиваля «Пасхальный дар» восьмиметровое пасхальное яйцо было установлено в самом центре Москвы — в Камергерском переулке. Ранее яйцо устанавливали на пасхальных фестивалях 2017 и 2016 годов[54].
Скульптурные изображения пасхального яйца различного внешнего вида устанавливались и в других городах и странах[55].
-
Польская драпанка. 2005
-
Лужицкие пасхальные яйца. 2005
Русские узоры пасхальных яиц в России на дореволюционной открытке.
-
Норвежские пасхальные яйца
Румынская писанка
Польская ажурная писанка
-
Украинская писанка
- ↑ 1 2 3 4 Агапкина, Белова, 2012, с. 626.
- ↑ Левашев, 1895.
- ↑ 1 2 Пасха, христианский праздник // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ Вопрос: Уважаемый Батюшка, скажите, пожалуйста, почему яйцо является символом Пасхи? // Православие.Ru, 3 мая 2005 г.
- ↑ 1 2 3 4 Мастер-класс по росписи пасхальных яиц прошел в Гомеле
- ↑ 1 2 3 Пасхальные «писанки» и «крашенки» в Польше (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 26 апреля 2012. Архивировано 5 января 2013 года.
- ↑ 1 2 Gordon Geddes, Jane Griffiths. Christian belief and practice. Heinemann.
- ↑ Святят ли на Пасху киндер-сюрпризы? // Русская линия, 06.04.2004.
- ↑ Пасхальные сувениры. Роспись яиц
- ↑ Игорь Зимин, Александр Соколов. Ювелирные сокровища Российского императорского двора
- ↑ 1 2 Neil R. Grobman. Wycinanki and pysanky: forms of religious and ethnic folk art from the Delaware Valley. — University of Pittsburgh, 1981. — «During the spring cycle of festivals, ancient pre-Christian peoples used decorated eggs to welcome the sun and to help ensure the fertility of the fields, river, herds, and ultimately man.». Архивировано 11 июля 2019 года.
- ↑ Egg Cetera #6: Hunting for the world’s oldest decorated eggs | University of Cambridge (неопр.). Cam.ac.uk (10 апреля 2012). Архивировано 5 сентября 2015 года.
- ↑ Richard L. Zettler, Lee Horne, Donald P. Hansen, Holly Pittman. Treasures from the Royal Tombs of Ur (неопр.). — University of Pennsylvania. Museum of Archaeology and Anthropology, 1998. — С. 70—72. — ISBN 0-92-417154-5.
- ↑ Панкеев, 2001, с. 200.
- ↑ Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. — М.: «Наука», 1987. — С. 322. — 784 с. — 95 000 экз.
- ↑ Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. — М.: «Наука», 1987. — С. 321—322. — 784 с. — 95 000 экз.
- ↑ Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. — 2-е изд. — М.: «Наука», 1994. — С. 51—52. — 608 с. — 15 000 экз. — ISBN 5-02-009585-0.
- ↑ Мордовина Л. В, Мягченко Г. Ю., Ульева О. В. Семантика и семиотические основы праславянской мифологии Архивировано 11 июля 2019 года.
- ↑ Richard N. Rhoades. Faith of the Ages: The Hebraic Roots of the Christian Faith (англ.). — 2012. — P. 66—67. — ISBN 978-1-4759-3005-4.
- ↑ Dr. Salatiel Sidhu. Holidays and Rituals of Jews and Christians (англ.). — AuthorHouse (англ.)русск., 2013. — P. 139. — ISBN 978-1-4817-1140-1.
- ↑ Richard L. Zettler, Lee Horne, Donald P. Hansen, Holly Pittman. Treasures from the Royal Tombs of Ur (неопр.). — University of Pennsylvania. Museum of Archaeology and Anthropology, 1998. — С. 72. — ISBN 0-92-417154-5.
- ↑ Биняшевский Э. В. Украинские писанки. — К.: «Мистецтво», 1968. — С. 7. — 92 с.
- ↑ Traditions of Great Lent and Holy Week (неопр.). Melkite Greek Catholic Eparchy of Newton. Дата обращения 24 сентября 2012.
- ↑ Terry Tempest Williams. Leap (неопр.). — Random House Digital, Inc. (англ.)русск., 2001. — С. 167.
- ↑ Easter Egg Архивировано 21 декабря 2014 года.
- ↑ Red Easter Eggs — Questions & Answers (неопр.).
- ↑ Donahoe’s Magazine, Volume 5. — T. B. Noonan, 1881. — «The early Christians of Mesopotamia had the custom of dyeing and decorating eggs at Easter. They were stained red, in memory of the blood of Christ, shed at His crucifixion. The Church adopted the custom, and regarded the eggs as the emblem of the resurrection, as is evinced by the benediction of Pope Paul V., about 1610, which reads thus: «Bless, O Lord! we beseech thee, this thy creature of eggs, that it may become a wholesome sustenance to thy faithful servants, eating it in thankfulness to thee on account of the resurrection of the Lord.» Thus the custom has come down from ages lost in antiquity.».
- ↑ Anne Jordan. Christianity. — Nelson Thornes (англ.)русск., 5 April 2000.
- ↑ Коринфский, 1901, с. 222.
- ↑ Издательство Московской Патриархии, 2012, с. 171—172.
- ↑ 1 2 3 David Leeming (2005). The Oxford Companion to World Mythology. — Oxford University Press.
- ↑ H. Harbaugh. The Guardian, Volume 29. 1878.
- ↑ Пасха в Италии: даты, традиции и кухня
- ↑ Пасха во Франции: «шоколадная» охота (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 26 апреля 2012. Архивировано 22 февраля 2014 года.
- ↑ В Киеве «регионалы» провели мастер-класс по раскрашиванию яиц
- ↑ Способы окраски яиц
- ↑ 5 НЕОБЫЧНЫХ СПОСОБОВ ОКРАСКИ ПАСХАЛЬНЫХ ЯИЦ
- ↑ СПОСОБЫ ОКРАШИВАНИЯ ПАСХАЛЬНЫХ ЯИЦ
- ↑ Оксана Головко.Освящение куличей, яиц и творожных пасох — обязательно ли? // Православие и мир, 9 апреля 2015 г.
- ↑ Издательство Московской Патриархии, 2012, с. 172.
- ↑ Белова, 1999, с. 647.
- ↑ 1 2 3 Агапкина, 2004, с. 643.
- ↑ Белова, 1999, с. 648.
- ↑ Белова, 1999, с. 649.
- ↑ 1 2 Агапкина, 2004, с. 646.
- ↑ Агапкина, Белова, 2012, с. 627.
- ↑ Новруз — Обычаи и традиции (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 16 апреля 2016. Архивировано 1 июля 2016 года.
- ↑ Новруз — вечное наследие в различных нациях // Информационное агентство Ахль уль Байт, 17 июня 2010 г.
- ↑ Ольга Максименко. Кто идет? Навруз — весенний Новый год! // Ежедневный познавательный журнал «ШколаЖизни.ру».
- ↑ Ильxaма Мамадова, старший научный сотрудник Института археологии и этнографии НАНА: «Встречайте прекрасный весенний праздник Новруз, не забывая обычаи и традиции наших предков!» // Азербайджанские Известия, 19 марта 2014 г.
- ↑ Музей Солнца научит расписывать яйца
- ↑ Владимир Немыченков. Яйца с образами // Православие.Ру, 29 апреля 2013 г.
- ↑ Гигантское Пасхальное яйцо изо льда
- ↑ Восьмиметровое Пасхальное Яйцо Установили В Камергерском Переулке // SeeFirst, 8 апреля 2018 г.
- ↑ В Одесской области установили самое большое в мире светящееся пасхальное яйцо // Интерфакс, 9 мая 2013 г.
- Пасха / Агапкина Т. А. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 641–646. — ISBN 5-7133-1207-0.
- Яйцо пасхальное / Агапкина Т. А., Белова О. В. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2012. — Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица). — С. 626–632. — ISBN 978-5-7133-1380-7.
- Красный цвет / О. В. Белова // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 647–651. — ISBN 5-7133-0982-7.
- Иваницкая З. Н. Писанка: 300 образцов. — М.: Мир, 2001. — 63 с. — ISBN 5-03-003407-2. Архивная копия от 18 мая 2015 на Wayback Machine
- Коринфский А. А. Светло Христово Воскресение // Народная Русь : Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. — М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 222—240.
- Левашев П. Обычай употребления красных яиц в праздник Св. Пасхи. — СПб., 1895. — (Цит. по архиву Валентина Скурлова).
- Пасха / Сост. И. А. Панкеев. — М.: ОЛМА-Пресс, 2001. — 285 с. — ISBN 5-224-02154-5.
- Последование во Святую и Великую Неделю Пасхи и во всю Светлую седмицу. — М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012. — 176 с.
Пасхальное яйцо (виртуальное) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Пасхальное яйцо» (англ. Easter Egg) — секрет в компьютерной игре, фильме или программном обеспечении, заложенный создателями. Отличие пасхального яйца в игре от обычного игрового секрета состоит в том, что его содержание, как правило, не вписывается в общую концепцию, выглядит в контексте неправдоподобно, нелепо, и зачастую является внешней ссылкой. Пасхальные яйца играют роль своеобразных шуток для внимательных игроков или зрителей.
Чаще всего для «получения» пасхального яйца следует произвести сложную или нестандартную совокупность действий, что делает маловероятным случайное обнаружение. Название происходит от популярного в США и бывших Британских колониях семейного мероприятия «охота за яйцами» (англ. egg hunt), устраиваемого накануне Пасхи, в котором участники должны, с помощью подсказок, найти как можно больше спрятанных по местности предметов — «пасхальных яиц».
Согласно Уоррену Робинетту (англ.)русск., первое «пасхальное яйцо» было спрятано в компьютерной игре «Adventure»[1][2]. Игра выпускалась в 1979 году компанией Atari, и, поскольку в то время в Atari не было принято указывать в программах имена авторов, программист Уоррен Робинетт решил упоминание о себе спрятать внутри игры. Чтобы попасть в комнату с именем разработчика, следовало отыскать невидимую точку в одной из частей лабиринта и перенести её в другой конец уровня. Так как многие из разработчиков Amiga ранее работали в компании Atari, это явление проявилось в AmigaOS, а затем и в других операционных системах.
Не так давно была найдена более ранняя пасхалка в игре «Starship 1»[3]. Она вышла в 1977 году. Пасхалка была добавлена разработчиком Роном Милнером и выводила сообщение «Привет, Рон!», а также давала доступ к 10 дополнительным играм.
Позже «пасхальные яйца» распространились не только среди игр, но и в другом программном обеспечении, будь то встраиваемые системы, прошивка сотового телефона или DVD с фильмами. Секреты можно найти в программных продуктах от компаний Adobe, Microsoft, Corel, ABBYY, в WinRAR, Winamp, uTorrent и многих других[4].
Существуют сборники пасхальных яиц, такие, как Oiynsoft Easter Eggs, Eastegger.
Иногда «пасхальные яйца» встречаются и в аппаратуре. Например, на интерфейсной печатной плате принтера Hewlett-Packard LaserJet 1100 наряду с обозначениями элементов можно прочесть: «This product is dedicated in memory of our good friend Ming-Zen Kuo» («Этот продукт посвящён памяти нашего хорошего друга Мин Цзэнь Ко»)[5].
На плате IP-телефонии Tormenta 2 под самой большой микросхемой ПЛИС имеется надпись «Why are you looking under this chip?» («Зачем ты заглядываешь под эту микросхему?»), увидеть которую можно, лишь выпаяв микросхему[6].
Кристалл микропроцессора CVAX, применявшегося в MicroVAX 3000 и 6200, содержит фразу «СВАКС… Когда вы забатите довольно воровать настоящий лучший»[7], являющейся грубым переводом на русский язык фразы «CVAX — when you care enough to steal the very best» («CVAX — когда вы заботитесь о том, чтобы украсть самое лучшее»). Эта фраза созвучна со слоганом известного поставщика поздравительных открыток фирмы Hallmark Cards: «When You Care Enough to Send the Very Best» («Когда вы заботитесь о том, чтобы послать самое лучшее»). Без вскрытия оболочки процессора и применения микроскопа эту надпись увидеть нельзя. Это послание предназначалось для советских инженеров, которые, предположительно, могли подвергнуть процессор технологии реверс-инжиниринга.
В приборную панель автомобиля ГАЗель-Next встроена игра «Тетрис»[8][9].
Карл Фаберже и знаменитые Пасхальные яйца. Часть 1
Мастера — Михаил Перхин и Генрих Вигстрем, карета — Георг Штайн.Высота яйца — 12,6см, высота кареты — 9,3 см
Материалы — цветное золото, прозрачная желто-зеленая и непрозрачная черная эмаль. Бриллианты, бархат. Модель кареты — золото, платина, красная эмаль, бриллианты, рубины, хрусталь.
Происхождение — подарено Императором Николаем II его жене Императрице Александре Федоровне на Пасху 1897 года.
Приобретено Эмануэлем Сноумэном для Уартски, Лондон, около 1927 года.
Николай подарил Александре яйцо, которое многие считают «самым значительным произведением Фаберже по общественному поводу». Оно было посвящено их совместной коронации как императора и императрицы в 1896 году и стало примером совершенства как идея проекта, цвет, работа по металлу и сюрприз. Сделанное из красного золота, яйцо покрыто великолепной переливчатой желтой эмалью, окруженной золотой решеткой, наверху-выполненный из черной эмали романовский орел. Цветовая комбинация должна была вызывать в памяти золотые одеяния, которые были на царице во время церемонии. В яйце находилась точная копия коронационной кареты Александры. Только на ее изготовление понадобилось пятнадцать месяцев работы молодого ювелира двадцатитрехлетнего Георгия Штейна, глаза которого были способны справиться с созданием невероятно мелких деталей золотой кареты. Она была полностью выполнена на шарнирах, украшена красной эмалью и алмазами, ее окна были сделаны из горного хрусталя, а колеса — из платины. Даже сегодня это изысканное произведение искусства вызывает удивление — карета производит впечатление пружинистой и легкой в управлении, что это кажется просто невозможным.
Так что, с одной стороны яйцо — наглядная демонстрация гения Фаберже. С другой стороны, с точки зрения получателя яйца, едва ли можно было сделать нечто менее приятное. На Пасху 1897 года императорская чета предпочла бы забыть событие, которое должно было стать одним из значительнейших событий царствования Николая. Что касается Александры, то точная копия ее кареты могла быть лишь неприятным воспоминанием о ее поездке в Москву: бурные приветствия ее свекрови, несколько более спокойный прием, оказанный ее мужу, и мрачная тишина, которой приветствовали ее, пришедшую со стороны немку. Уже тогда она почувствовала непопулярность, которая будет характеризовать все ее царствование.
Однако самую мрачную тень отбросила на зрелище коронации трагедия, которая произошла несколькими днями позже на Ходынском поле на окраине Москвы. Это было традиционное место, где москвичи приветствовали своего нового царя. Но, за тринадцать лет, прошедшие после коронации Александра III город невероятно расширился и власти были совершенно не готовы к прибытию полумиллиона человек. Толчея и паника. Число убитых можно оценивать только приблизительно: должностные лица Николая оценили число погибших в 500 человек, но истинная цифра скорее ближе к 5000. Трагедия. Но что больше всего подданные, включая членов императорской семьи, не могли простить Николаю, так это его реакцию на трагедию. Под влиянием своих властных дядей, царь даже не предложил отменить бал у французского посла, который происходил вечером того дня. Двор танцевал в то время, когда умирали раненые на Ходынке. Последующие посещения императором больницы и пожертвования , которые он сделал семьям своих жертв, не могли исправить положение. Все это наложило неприятный отпечаток на остальное царствование Николая.
Но, у Александры было еще особенно тяжелое воспоминание о коронации. Согласно словам ее горничной Марфы Мухановой, напряжение этих дней вызвало у Александры выкидыш. Это и само по себе было достаточно печальным событием, но самым неприятным было то, что доктор Александры был убежден: не родившийся ребенок — мальчик, царевич, которого так отчаянно желали она и Николай. Наверняка каждый взгляд на яйцо напоминал императрице о ее потере.
Интересный момент о чувствах самого Фаберже. Он был на коронации. В последствии он рассказал об этом событии только одну историю. Фаберже двигался вслед за церемонией на ее четырехколесном экипаже, лучшие годы которого были позади. Во время поездки днище выпало, но седок продолжал двигаться пешком, перебирая ногами внутри кабриолета. Потрясающий образ: ясно, что ювелир думал при создании яйца о средстве передвижения, столь сильно отличающимся от кареты Александры.
Символы Пасхи. Пасхальное яйцо | Журнал Ярмарки Мастеров
Пасха — древнейший и главный праздник христианства. И ни для кого не секрет, что установлен он в честь воскресения Иисуса Христа, распятого на кресте.
Почему яйцо является идним из символов Пасхи?
Яйцо — символ плодородия и возрождения.
В христианстве пасхальное яйцо символизирует Гроб Господень, напоминая по форме камень, которым в древности заваливали гробницу. Однако, в то же время, яйцо даёт начало новой жизни и поэтому, для христиан это напоминание о воскресении Иисуса, о спасении и вечной жизни.
Почему на Пасху красят яйца?
Есть несколько версий. Вот одна из них. В далекие времена, во время поста, когда нельзя есть животную пищу, а куры несутся не переставая, люди варили яйца, чтобы они не испортились. Вареные яйца красили — так их проще отличить от свежих.
Другая версия повествует о следующем. Первое пасхальное яйцо преподнесла Мария Магдалина императору Тиберию.
После чудесного воскрешения Иисуса Христа она пришла к римскому императору со словами: «Христос Воскресе!» . В те времена нельзя было приходить с пустыми руками, поэтому она принесла ему в дар яйцо. Но Тиберий не поверил ее словам, ответив, что никто не может воскреснуть, подобно тому, как белое яйцо не может стать красным. Как только он это сказал, как белое яйцо стало алым.
Есть еще легенда. После смерти Христа семь иудеев собрались на пир. Среди блюд были жареная курица и сваренные вкрутую яйца. Во время пира один из собравшихся, вспомнил про распятого на кресте и сказал, что Иисус воскреснет на третий день. На это хозяин дома возразил: «Если курица на столе оживет, а яйца станут красными, тогда он воскреснет». И в тот же миг яйца изменили цвет, а курица ожила.
И еще одна легенда утверждает, что Мария, чтобы развлечь младенца Иисуса, первой стала красить яйца.
Вообще, изначально цвет яиц был только красным — символом крови Христа. Позднее их стали красить в другие цвета и заменять куриные яйца деревянными, шоколадными или выполненными из драгоценных металлов и камней.
Стоит отметить, что цвет яиц выбирался не случайно. Он имеет значение.
Белый цвет считается райским и символизирует чистоту и духовность. Красный — царственный цвет, напоминает о любви Божьей к человеческому роду. Желтый (оранжевый, золотой) символизирует богатство и достаток. Голубой цвет — это цвет Пресвятой Девы, он ассоциируется с добротой, любовью к ближнему. Зеленый означает благосостояние и возрождение. Черный цвет — цвет скорби и плача. В этот цвет не рекомендуется красить пасхальные яйца.
Крашенки, крапанки, писанки…
Крашенка — от слова «красить». Получается, что крашенка — это яйцо выкрашенное в один цвет. Крашенку можно сделать отварив яйцо в луковой шелухе или поместив уже сваренное яйцо в пищевой краситель.
Славяне крашенки делали так — обматывали яйца листьями дуба, березы, крапивы, перевязывали нитками и варили.
Крапанка — от украинского слова «крапать», т.е. покрывать каплями.
Такие яйца красят в основной цвет, а затем наносят точки, пятнышки, брызги и т.п. Обычно это делают при помощи воска.
Цвет крашенки имеет значение: сочетание красного и белого — почтение к предкам, благодарение за помощь и защиту от зла, сочетание белого и черного – обозначало скорбь. Такие крапанки относили на кладбище.
Писанка — расписанное узором яйцо и, в отличии от крашенки и крапанки, обязательно сырое.
Писанки предназначались только для дарения.
В старину считалось, что для писанок годятся только первые яйца молодых курочек, снесённые в марте, в первое весеннее новолуние. Для писанок брали чистый пчелиный воск, непочатая вода (взятая до восхода солнца и принесённая молча), живой огонь (у славян — это огонь, добываемый трением дерева о дерево), новые кисточки для росписи воском, новые салфетки, новые глиняные горшки и зелье (травы и деревья) для получения красок.
Традиция красить на Пасху яйца сохранилась и до наших дней. Современные рукодельницы предпочитают делать Пасхальные яйца из:
Бумаги
Ниток
Песочного теста
Пуговиц
Плетут из бисера
Вяжут на спицах и крючком
История Пасхального яйца
Приближается Светлый праздник Пасхи. Расписанное яйцо считается символом Пасхи. Христиане символизировали пасхальное яйцо с жизнью, победой жизни над смертью.
Ещё задолго до появления христианства древние народы считали яйцо прообразом Вселенной — из него родился мир, окружающий человека. Отношение к яйцу как к символу рождения отразилось в верованиях и обычаях египтян, персов, греков, римлян. А христианский обычай дарить друг другу пасхальные яйца уходит корнями в глубокую древность. Еще во времена язычества этот предмет имел огромное символическое значение, он ассоциировался с самой жизнью. Древняя латинская поговорка гласит «Все живое [происходит] из яйца».
В древнем Иерусалиме яйцо было символом возрождения природы в праздник весеннего равноденствия. И этот философский образ перешел в христианскую традицию, в которой пасхальное яйцо символизирует новую жизнь, ее возрождение.
По преданию, первое пасхальное яйцо Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Это произошло вскоре после вознесения Иисуса Христа. Мария Магдалина отправилась на приём к императору. В те времена было принято, приходя к императору, подносить ему подарки. Состоятельные приносили драгоценности, а бедные люди то, что могли. Поэтому Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо с возгласом:
«Христос Воскрес!» Император, усомнившись в сказанном, заметил, что никто не может воскреснуть из мертвых и в это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным. Не успел Тиберий договорить эти слова, как яйцо стало менять цвет из белого в ярко-красный цвет.
У носителей веры во Христа покрашенные в красный цвет яйца символизировали пролитую Христом кровь и Его смерть. Под красной скорлупкой яйца находится белый белок, который служит символом Воскресения и жизни Христа
В православном обиходе яйца на пасху не только красят, но и причудливо расписывают. Такие яйца линиями своих узоров напоминают о бичевании Христа.Поэтому красить и расписывать яйца положено в особый день на Страстной седмице (неделе) – в Великий четверг или Великую пятницу
Забавы и игры с пасхальными яйцами
= Веками любимой пасхальной игрой на Руси было «катанье яиц» Устраивали эту игру так: устанавливали деревянный или картонный «каток» и вокруг него освобождали ровное место, на котором раскладывали крашеные яйца, игрушечки, незамысловатые сувениры. Играющие дети подходили по- очереди к «катку» и катили каждый свое яйцо. Выигрышем становился тот предмет, которого яичко коснулось.
= Дети любили и «чокаться» яйцами друг с другом, ударяя тупым или острым концом крашеного крутого яйца яйцо соперника. Выигрывал тот, чье яйцо не разбилось.
Почему на Пасху крашеные яйца доставляет Пасхальный кролик?
На этот счет существует легенда
В то время, когда ковчег бороздил безбрежные воды, сотворившие Великий Потоп, наткнулся он днищем о вершину горы, и появилась в посудине брешь. И пошел бы ковчег в глубинные воды, если бы не заяц, закрывший прореху своим куцым хвостиком. Вот в память о храбром трусишке и родились легенды. Дети, которые ждут пасхального кролика или пасхального зайца, уверены, что именно он на волшебной поляне в лесах германских земель варит в котелках на пыльце светлячков магические травы, которыми вручную раскрашивает каждое пасхальное яйцо. Это животное у германских народов в древности считалось одним из символов плодородия и благополучия. Постепенно заяц, как одна из эмблем Пасхи, появился и в Англии.
Интересно, что обычай дарить друг другу пасхальные яйца существует и в католических, и в православных странах. Например, в Италии и Германии принято приносить в корзине шоколадные яйца, завернутые в разноцветную фольгу. Причем немецкая и итальянская пасхальная корзинка, как правило, содержит еще и шоколадного зайца.
Пасхальное яйцо от А до Я: все о пасхальном яйце
Виртуозно расписанное или скромное, окрашенное луковой шелухой, как когда-то делала бабушка, обклеенное картинками из супермаркета или с неровно выведенными от руки буквицами «ХВ» – удивительно, но пасхальное яйцо всегда во главе Светлого праздника. Как оно оказалось в центре внимания христиан и не только? И как ему даже в XXI веке удается подталкивать нас, кто шагу без вайфая ступить не может, соблюдать старинные традиции — красить, обмениваться, чокаться? И в конце-то концов, почему вообще вокруг обычного яйца вертится целый мир, полный смыслов, легенд, примет? Хотите узнать всю правду о пасхальном яйце? Тогда присоединяйтесь!
В начале было Яйцо
Есть две наиболее распространенных среди христиан притчи, поясняющих, как яйцо связано с Пасхой (и что редко бывает в подобных делах, легенды эти друг другу даже не противоречат). Согласно первой, вход в гробницу, где покоилось тело Иисуса Христа, был закрыт огромным камнем, своей формой напоминавшим яйцо. Как повествует Евангелие от Петра, на третий день после погребения Иисуса стражники, охранявшие вход в Гроб Господень, увидели сошедших с небес ангелов, при появлении которых камень сам собой откатился. До наших дней сохранился небольшой фрагмент того священного камня — он хранится в часовне Храма Гроба Господня, в Иерусалиме. Так яйцо стало символом гроба, в чьих недрах зародилась жизнь, которой суждено появиться на свет вопреки любым препятствиям. Говорят, в Польше даже есть такая пословица: «Христос восстал живым из гроба так же, как цыпленок вылупился из яйца».
Другая притча знакомит нас с чудом, произошедшим с обыкновенным яйцом на глазах императора Тиберия, в годы правления которого и был распят Иисус Христос. После вознесения Христа на небеса Святая равноапостольная Мария Магдалина отправилась проповедовать в Рим. В ту пору немыслимо было нанести визит правителю с пустыми руками: и если богатые подносили золото, драгоценности, яства, то бедные люди одаривали императора самыми простейшими, но ценными для них вещами, например, яйцами домашней птицы. Мария Магдалина принесла не только яйцо, но и удивительную весть: «Христос Воскресе!», – сообщила она, вручая Тиберию куриное яйцо и рассказывая о произошедших в Иудее событиях. Император, которого историки описывали как человека проницательного, но своевольного, усомнился и сказал, мол, никому не подвластно воскреснуть из мертвых, как и вот этому самому белому яйцу не под силу стать красным. И только он это вымолвил, как яйцо изменило свой цвет. По одной из версий, пораженный император даже ответил: «Воистину воскресе!», зародив тем самым традицию пасхального обращения христиан друг к другу (разумеется случайно, ведь Тиберий верил в Юпитера, Нептуна и весь сонм римских богов).
Вообще легенда о встрече Марии Магдалины с Тиберием, по мнению исследователей, относится к позднему Средневековью и, конечно, никакими доказательствами не подкреплена. Ну и пусть, зато она стала, пожалуй, самым гармоничным и поэтичным объяснением присутствия яйца на пасхальном столе. Впрочем, в одной из рукописей Х века, найденных в библиотеке греческого православного монастыря святой Анастасии Узорешительницы, был описан церковный устав: после молитв на Пасху монахам следовало читать молитву на благословение яиц, сыра, а игумен должен был вручать монахам яйца со словами «Христос Воскресе!».
Но не только христиане наделяли яйцо дополнительными смыслами. Человек всегда видел в нем нечто большее. В фольклоре и верованиях множества народов нет-нет, да промелькнет яйцо — как символ жизни, надежды, чистоты и начала начал. Вот, например, Брахма, бог-творец в индуизме, был рожден из золотого яйца, из остатков которого затем проросла Вселенная. В древнеегипетской Книге мертвых тоже есть место Сияющему яйцу: его снесла небесная гусыня, и именно из него потом появился бог Солнца Ра. А в Древнем Китае считалось, что когда-то повсюду царил хаос, и был он заточён в огромном яйце. Внутри яйца сам по себе родился первопредок Пань-гу, который своим топором прямо внутри яйца разбил скорлупу и отделил Инь (землю) от Ян (неба). В буддизме скорлупа яйца тоже фигурировала и отождествлялась со «скорлупой невежества» — освободиться от нее означало родиться второй раз, достичь просветления.
Так что сомнений нет, яйцо — уж извините за каламбур — птица важная! И на Пасху эту важность принято подчеркивать…
Украшать и красить!
Пасха — праздник, к которому верующие всегда относились с особым почтением и любовью, щепетильно соблюдая обычаи даже в том, что касалось украшения главного пасхального символа. Очевидно, что истинный цвет пасхального яйца — красный. И дело тут не только в притче о чудесном превращении яйца на глазах у потерявшего дар речи императора Тиберия. Красный символизирует жертвенную кровь Спасителя, это цвет плодородия, радости, любви, триумфа жизни.
В малом люди научились творить чудеса своими руками и придумали, как окрашивать яйца и в красный, и вообще во всевозможные цвета. В православной традиции в зависимости от характера росписи яйца даже поделили на три вида: писанки, крашенки и крапанки.
Крашенка — это одноцветное пасхальное яйцо. Православные готовили на праздник тринадцать крашенок, по числу апостолов с Иисусом Христом во главе. Цвет крашенки становился отдельным посланием, а работа над палитрой поначалу требовала изобретательности: красный (отвар луковой шелухи или свеклы) — радость, желтый (листья березы, календула, кора яблонь) — солнечный свет, зеленый (крапива, побеги молодой ржи) — весна и надежда, коричневый (кора дуба, ольхи) — плодородие, а иссиня-черный (лепестки мальвы) знаменовал скорбь — эти противоречащие смыслу Пасхи как торжества жизни над смертью крашенки делали, чтобы оставить на могилах близких в дни поминовения.
Писанка давала больший простор для фантазии, но и требовала особого мастерства и художественных навыков. Это пасхальное яйцо с нанесенным обрядовым орнаментом или сюжетным рисунком. Сложно представить, что наши предки тратили время на фактически ювелирную работу над яйцом, когда хлопот по хозяйству в Чистый четверг (а красить яйца принято именно в этот день) и так был целый воз. И все же создание писанок стало отдельным видом декоративного народного творчества, сакральным ритуалом, корни которого уходят еще в языческие времена.
Дело в том, что писанка — это, по сути, оберег, в который человек вкладывал много личного, и именно поэтому их было принято делать для себя и близких, а не для продажи… Писанки создавались семейные, детские, для здоровья и плодородия, воинские и хозяйственные. Женщины наносили на яйцо воск, прорезали рисунки на застывшей массе, окрашивали яйцо, затем снова прорезали и снова окрашивали. А в итоге стапливали воск, оставляя лишь получившийся яркий узор. Те, кто был побогаче, использовали в рукоделии бумагу, бисер, ткань, нитки, живые цветы. К трапезе писанки не предлагались — в ход шли более простые яйца. Освященную в церкви писанку бережно хранили: яйцо помещали в плетеную корзинку и подвешивали в центре избы. Она не только охраняла дом, с писанкой обходили поле, чтобы привлечь урожай, бросали в огонь, чтоб избежать пожаров, катали по больному человеку для исцеления и даже искали с ее помощью клады.
Кстати, в украинском городе Коломыя расположен Музей писанки, экспозиция которого насчитывает свыше 6000 яиц. Помимо украинских и русских, французских, шведских, канадских, чешских писанок здесь есть старинные экземпляры из Пакистана, Шри-Ланки, Индии, Ирана и других уголков мира, где яйцо имеет особый почет.
Крапанка — это еще один вид росписи яйца, также требующий значительной сноровки. Ее название происходит от старославянского «капля»: пасхальное яйцо раскрашивается крупными цветными точками, мелкими пятнышками, брызгами или короткими штрихами. Во времена, когда набор художественных принадлежностей был ограничен, сделать крапанку можно было с помощью того же воска. Сначала яйцо окрашивалось в один цвет, на него капали воск, затем в некоторых местах воск счищался, и яйцо перекрашивали — и так несколько раз. В результате получалось очень радостное и разноцветное яйцо, будто бы всё в бликах света.
Сегодня, конечно, роспись пасхального яйца стала целым направлением в рукоделии и в каком-то смысле даже азартным делом. В интернете можно найти массу невероятных способов для создания произведений домашнего искусства: в ход идут не только банальные пищевые красители и термопленки, но и акрил, средства декупажа, трафареты, крупа, растительное масло для имитации разводов, мулине, кружево… Да что уж там, яйца расписываются в стилистике поп-арта и в духе кубизма, на них появляются портреты героев комиксов и мультфильмов, логотипы известных брендов и даже QR-коды. Может, и кажется порой, что стремление добиться неординарности взяло верх над первоначальным смыслом пасхального яйца, но ведь главное, чтобы оно было сделано с любовью!
Яйцо всему голова
«Дорого яичко к Христову дню» — так гласит русская народная пословица, напоминая, что особенно ценно то, что сделано вовремя. Действительно, пасхальное яйцо в Светлое Воскресенье используется в массе христианских и народных ритуалов. Без него, можно сказать, никуда!
Первая трапеза. Старательно разукрашенное и освященное яичко является обязательной частью первой пасхальной трапезы, когда, придя с заутренней службы, верующие садились разговляться после Великого Поста. Отведать яйцо утром на Пасху — залог радостного праздника, счастливой жизни и здоровья.
Дарить и христосоваться. Мы и сегодня продолжаем традицию, начатую еще Марией Магдалиной. Нарядные яйца становятся щедрым пасхальным подарком, и обмен ими происходит в знак любви, гостеприимства и единства верующих. «Христос Воскресе!» — говорят, вручая яйцо близкому человеку, чтобы услышать в ответ: «Воистину Воскресе!». После этого нужно похристосоваться — то есть трижды расцеловаться в щеки. Кстати, если уж делать все по правилам, то первым произносить пасхальное приветствие должен более молодой член семьи.
Битки. Откуда пошла традиция биться на Пасху яйцами, неизвестно. Так уж было заведено. Да и сегодня разве вы не начинаете пасхальный день с символического столкновения двух яиц — чье же крепче? Но трактовки у этого обычая очень даже интересные. Первая версия заключается в том, что между собой борются добро и зло: яйцо, которое, по счастью, не разбилось, устояло против препятствия, является победителем — его хранили в доме в качестве оберега. Другая версия тоже вполне правдива. В более консервативные времена прилюдно расцеловываться было не принято, поэтому, поздравляя друг друга с Пасхой, люди христосовались с помощью битья яиц. Есть и еще одно объяснение: наиболее удачлив тот, чье яйцо-таки разбилось, ведь когда скорлупа раскрывается, из яйца, как из гроба, появляется сам Христос. Как бы то ни было, битки — замечательная праздничная традиция, которая ненавязчиво приобщает к пасхальной истории детей, да и взрослым не дает заскучать!
Катание яиц. В ходу у православных была еще одна пасхальная забава — скатывание яиц с небольшой горки. Смысл игры сводился к меткому попаданию в разложенные под горкой яйца соперников — если катившееся яйцо ударялось о чье-нибудь из лежащих на земле, играющий брал это яйцо себе. Либо победа доставалась тому, чье яйцо прокатилось дальше, миновав препятствия. Иногда у подножия горки раскладывали крашеные яйца и всякие незамысловатые призы. Тот из предметов, который выбивало скатившееся яичко, и был выигрышем. Опытные игроки умели бросать яйцо особенно ловко, например, с подкручиванием или так, чтобы в момент столкновения оно обернулось к мишени острым концом и непременно разбило ее. Пасхальное катание яиц — общехристианская традиция. И по сей день игра является веселой частью праздника в Германии. А еще катанием яиц на Пасху развлекаются даже на лужайке перед Белым Домом в Вашингтоне (это называется White House Easter Egg Roll) — но тут дети катают яйца, хм, поварешками. В общем, надо попробовать!
Охота на пасхального кролика
Несмотря на то, что яйцо как пасхальный атрибут распространено у христиан повсеместно, у католиков главным символом Пасхи является кролик. Считается, что его появление в истории Светлого Воскресения восходит к древнегерманским языческим традициям: неизменным спутником богини плодородия Эостры, которую чествовали в день весеннего равноденствия, был кролик, славящийся своей плодовитостью. Легенда была задокументирована в Германии в XVI веке — тогда был опубликован первый рассказ о кролике, который в канун Пасхи откладывал яйца (вот невидаль!) и прятал их в саду, как клад. По немецкому поверью, распространившемуся потом по всей Европе, а затем перекочевавшему и в Северную Америку, пасхальный заяц на праздник оставляет в подарок хорошим деткам гнездо с разноцветными яйцами, которое надо непременно отыскать! Иногда ребятишки даже «вьют» это потаенное гнездышко и поджидают, когда же кролик нанесет визит (очень похоже на ожидание Санты под елкой в канун Рождества). Изображения этих чудесных, щедрых зайцев, держащих в лапках яйца, а также их фигурки из дерева, фарфора, воска, теста и — самые желанные! — из шоколада со временем стали символом католической Пасхи. «Охота» на пасхального кролика и поиск припасенных им подарочков превратился в семейное развлечение, которого в Пасху ждут и взрослые, и дети. Игрушечные кролики сегодня выступают героями целых сюжетов и композиций: они учатся в школе, играют, участвуют в пасхальном застолье, в общем, всем своим видом подают хороший пример!
Обычай наряжать пасхальное дерево по аналогии с деревом рождественским тоже пришел из Европы — это символ Древа жизни, буйства весны. Деревья во дворах или домашние букеты из веточек украшаются лентами, бантами, пасхальными яйцами. Самое знаменитое и самое прекрасное пасхальное дерево растет в саду у немца Фолькера Крафта (Volker Kraft) , в городе Заальфельде: вот уже 50 лет он украшает яблоню около своего дома цветными яйцами — и их уже более десяти тысяч! Первое пасхальное дерево (по-немецки Osterbaum) Фолькер Крафт увидел еще в детстве, в 1945 году, и загорелся идеей «вырастить» собственное. В 1965 году вместе с женой Кристой он начал претворять мечту в жизнь — сначала на яблоне появилось 18 пластиковых яиц, потом, решив, что пластиковые украшения слишком дороги, супруги взялись за рукоделие. Они начали расписывать яйца вручную, а чтобы те не были для дерева слишком тяжелы, выдували содержимое яйца, оставляя лишь нарядную скорлупу. За полвека коллекция, в создании которой принимала участие вся семья и друзья, разрослась так, что хранить яйца уже попросту негде. В 2015 году ветви пасхального дерева, от которого даже по фотографиям дух захватывает, украсили десять тысяч яиц, среди которых, по словам местных жителей, не встретить двух одинаковых. Это вам не елку нарядить — украшать дерево семейство Крафтов начинает за несколько недель до Пасхи! Полюбоваться им приезжают сотни туристов и, вдохновившись чудесной пасхальной традицией, распространяют ее по всему миру.
Яичный масскульт
Живопись, кино, литература, дизайн, даже компьютерные игры — пасхальные яйца проникли всюду. И мы решили за ними поохотиться…
В знаменитом романе русского писателя Ивана Шмелева «Лето Господне», работа над которым длилась аж 14 лет, Пасхе посвящено несколько глав. Все они пронизаны каким-то щемящим сердце теплом, радостью и не требующей пояснений верой — когда читаешь, хочется вернуться в детство и ждать Светлое Воскресенье под ароматы куличей:
«Великая Суббота, вечер. В доме тихо, все прилегли перед заутреней. Я пробираюсь в зал — посмотреть, что на улице. Народу мало, несут пасхи и куличи в картонках. В зале обои розовые — от солнца, оно заходит. В комнатах — пунцовые лампадки, пасхальные: в Рождество были голубые?.. Постлали пасхальный ковер в гостиной, с пунцовыми букетами. Сняли серые чехлы с бордовых кресел. На образах веночки из розочек. В зале и в коридорах — новые красные «дорожки». В столовой на окошках — крашеные яйца в корзинах, пунцовые: завтра отец будет христосоваться с народом. В передней — зеленые четверти с вином: подносить. На пуховых подушках, в столовой на диване — чтобы не провалились! — лежат громадные куличи, прикрытые розовой кисейкой, — остывают. Пахнет от них сладким теплом душистым».
«Я рассматриваю надаренные мне яички. Вот хрустально-золотое, через него — все волшебное. Вот — с растягивающимся жирным червячком; у него черная головка, черные глазки-бусинки и язычок из алого суконца. С солдатиками, с уточками, резное-костяное… И вот, фарфоровое — отца. Чудесная панорамка в нем… За розовыми и голубыми цветочками бессмертника и мохом, за стеклышком в золотом ободке, видится в глубине картинка: белоснежный Христос с хоругвью воскрес из Гроба. Рассказывала мне няня, что если смотреть за стеклышко, долго-долго, увидишь живого ангелочка. Усталый от строгих дней, от ярких огней и звонов, я вглядываюсь за стеклышко. Мреет в моих глазах, — и чудится мне, в цветах, — живое, неизъяснимо-радостное, святое… — Бог?.. Не передать словами. Я прижимаю к груди яичко, — и усыпляющий перезвон качает меня во сне».
А вот у Александра Куприна рассказ «Пасхальные яйца» (1911 год) получился весьма ироничным — но такой уж удалась Пасха у его главного героя…
«Завтра у нас Светлое Воскресение, и я по всем этим вашим кулечкам, сверточкам и картоночкам вижу, что вы несете домой праздничные подарочки: разные там яички со змеями, составные яички с колечками, барашками, цветочками. Ну, вот я вам и расскажу, как через одно пасхальное яичко я лишился наследства, родни и поддержки, и все это в самых отроческих годах». Герой рассказа вручил своему богатому, черствому и вспыльчивому дяде необычное яйцо из цветочного магазина. Если написать на том яйце водой любые буквы и посыпать семенами кресс-салата, то за неделю на его поверхности зеленым цветом вырастали добрые пасхальные слова. Но по случайности или по оплошности продавца дядюшке, который в свои 70 лет очень гордился своей черной шевелюрой, досталось яйцо с надписью из проросшего кресс-салата: «Я был лысым». Так герой остался без наследства.
Само собой, встречаются пасхальные яйца в религиозной живописи. В православной иконописи Мария Магдалина, почитаемая как святая равноапостольная, в отдельных сюжетах изображается редко, в основном как жена-мироносица с сосудом благовоний. Но иногда можно увидеть ее и с красным пасхальным яйцом в руках. Уже знакомый нам пасхальный сюжет запечатлен русским живописцем Василием Верещагиным на картине «Визит Марии Магдалины к Императору Тиберию» — она украшает стену Церкви Марии Магдалины в Иерусалиме.
Яйца Фаберже вообще стали понятием нарицательным, символом дорогого, изысканного подарка. Между тем, Карл Фаберже и ювелиры его фирмы создали первое яйцо в 1885 году по заказу императора Александра III именно в качестве пасхального сюрприза для его жены Марии Федоровны. Оно называлось «Курочка» и было покрыто снаружи белой, под скорлупу, эмалью, а внутри, в «желтке» из матового золота, размещалась изготовленная из цветного золота курочка. Но на этом сюрприз не заканчивался — внутри курочки таилась миниатюрная копия императорской короны из золота с бриллиантами и цепочка с рубиновым кулоном. Вот это писанка, так писанка! Впрочем, всю идею Карл Фаберже заимствовал: в начале XVIII века европейскими мастерами уже было изготовлено подобное яйцо, несколько экземпляров которого хранятся сегодня в музейных коллекциях Дрездена, Вены и Копенгагена. И все же Фаберже так поразил императрицу своим творением, что сразу был признан придворным ювелиром и получил заказ создавать по яйцу ежегодно. Кстати, работа была такой кропотливой и тонкой, что на одно яйцо действительно уходил почти целый год. Эта традиция сохранялась вплоть до царствования Николая II. С 1885 по 1917 год было создано 71 яйцо неописуемой красоты, из которых императорскими считаются 52.
В современной массовой культуре есть метафорическое понятие «пасхалки» — некой загадки, авторского намека, спрятанного внутри произведения, будь то сериал, книга, комикс, игра или даже компьютерный софт!
Вот уж где символизм яйца раскрывается на полную! Считается, что первым «пасхалку» («пасхальное яйцо», Easter Egg) намеренно использовал в 1979 году Уоррен Робинетт, программист компьютерной игры «Adventure». Тогда авторов игры нигде не указывали официально, и тщеславный Робиннет решил спрятать упоминание о себе внутри игры: чтобы попасть в комнату с именем разработчика, следовало отыскать невидимую точку в одной из частей лабиринта и перенести ее в другой конец уровня. Постепенно постмодернистские «секретики» с легкой руки режиссеров, программистов, мультипликаторов стали появляться в самых разных жанрах. Для фанатичных и внимательных зрителей, читателей, геймеров стало особым приключением и удовольствием искать авторские намеки. Например в фильме «Индиана Джонс: в поисках утраченного ковчега» (1981) на стенах древнего храма можно заметить иероглифы в виде роботов из «Звездных войн» R2D2 и C-3PO! А на обложке альбома The Beatles «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band» есть отсылка к The Rolling Stones — кукла Ширли Тэмпл с надписью «Welcome the Rolling Stones». Кстати, несколько месяцев спустя The Rolling Stones ответили коллегам и выпустили альбом, на обложке которого физиономии битлов выглядывают из цветочных зарослей. «Пасхалки» таятся в «Бойцовском клубе», «Заводном апельсине», «Матрице», сериалах «Остаться в живых», «Во все тяжкие», в мультфильмах «Симпсоны», «Алладин», большинстве компьютерных игр, программе uTorrent и массе других произведений. Ищите сами, ведь если вы были хорошими мальчиками и девочками, пасхальный кролик обязательно приготовил для вас сюрпризы!
Это большое яичное расследование навело нас на мысль, что пасхальное яйцо обладает чудесной силой объединять нации и конфессии, детей и взрослых, любителей шоколада и искателей приключений, старинные традиции и самую что ни на есть современность. Обычай христосоваться, «чокаться» яйцами на Пасху, конечно, распространен и на Кипре. Желаем вам счастливой Пасхи и «Καλά τσουγκρίσματα! (калА цугрИзмата), что означает «хорошего чоканья»!
Текст: Екатерина Мошкина
Курочка (яйцо Фаберже) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 апреля 2015; проверки требуют 12 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 апреля 2015; проверки требуют 12 правок.«Курочка» («Первое императорское пасхальное яйцо») — это ювелирное яйцо, ставшее первым в серии из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Оно было создано по заказу императора Александра III в 1885 году. Яйцо настолько сильно понравилось императору и императрице, что Александр III сделал традицией заказ яиц Фаберже для своей супруги каждую Пасху.
В настоящее время ювелирное яйцо находится в постоянной экспозиции Музея Фаберже в Санкт-Петербурге, расположенном во дворце Нарышкиных-Шуваловых.
Честь создания первого императорского яйца досталась ювелирному мастеру Эрику Коллину из компании Фаберже. Яйцо изготовлено из золота, покрытого слоем матовой эмали для схожести с натуральной яичной скорлупой. Тонкая золотая кайма обрамляет место соединения двух половин яйца. Оно имеет длину 64 мм. Длина курочки — 35 мм. Две половины яйца соединяются байонетным соединением, и при его открытии можно увидеть сюрприз.
Внутри яйца находится желток, выполненный из матового золота, содержащий разноцветную золотую курочку с рубиновыми глазами. Курочка имеет шарнирный механизм, открываемый при помощи хвостового оперения, что позволяет получить доступ к ещё двум сюрпризам, которые в настоящий момент утеряны. Первым из них была миниатюрная копия императорской короны, изготовленная из золота и бриллиантов. Вторым сюрпризом была цепочка с рубиновым кулоном[1].
Императорское пасхальное яйцо[править | править код]
В XIX веке Русская православная церковь сохранила традицию Пасхальных празднеств. В качестве традиционного подарка в этот день брат царя Александра III, великий князь Владимир Александрович, сделал заказ Карлу Фаберже изготовить подарок для царицы. На основании письма от 21 марта[2]1885 года брат царя передавал все пожелания царя относительно подарка непосредственно Фаберже, при этом сам царь не контролировал процесс изготовления. После нескольких покушений на жизни царской семьи император хотел, чтобы его супруга отбросила печальные мысли в Пасху 1885 года. Фаберже создал яйцо, напоминавшее царице об одном из ювелирных изделий, которые она видела в детстве[3]. Это яйцо, изготовленное в середине XVIII века, ныне хранится в музее Фаберже в Санкт-Петербурге. Датское яйцо было выполнено из слоновой кости вместо золота и имело внутри кольцо вместо кулона. Фаберже безоговорочно выбрал данный дизайн подарка. Подарок настолько сильно понравился императору и его супруге, что Фаберже стал штатным ювелиром императорского дома[4].
После вручения царице[править | править код]
Царица была восхищена пасхальным подарком мужа. Яйцо хранилось в Аничковом дворце вплоть до революции 1917 года. В это время революционеры захватили всю коллекцию императорских яиц и отправили её в оружейную палату Кремля. Лондонский торговец Фредерик Берри официально приобрёл яйцо у России в 1920 году, вероятно, в Берлине или Париже[5]. 15 марта 1934 года Берри на лондонском аукционе Кристис продал яйцо под лотом номер 55 за £85 ($430) господину Р. Суинсон-Тейлору, получившему в 1955 году титул лорда Гранчестера. После смерти лорда Гранчестера и его супруги в 1976 году яйцо входило в опись их имущества. Нью-Йоркская галерея «A La Vieille Russie» приобрела его при продаже имущества лорда и вместе с яйцом «Воскресение» продала в коллекцию журнала «Forbes» в 1978 году[5]. Виктор Вексельберг приобрёл яйцо «Курочка» и восемь других у журнала «Forbes» перед тем, как они должны были быть выставлены на аукционе, и вернул их в Москву.