Актёр | Роль |
---|---|
Дмитрий Певцов | Александр Воронин (прообраз — гвардии младший лейтенант Милюков) командир танкового батальона майор Александр Воронин (прообраз — гвардии младший лейтенант Милюков) |
Евгений Стычкин | Михаил Стержнёв (единственный, кто говорит по-французски) капитан фронтовой разведки Михаил Стержнёв (единственный, кто говорит по-французски) |
Торнике Квитатиани | Бакрадзе (единственный, кто знает английский) старший лейтенант Бакрадзе (единственный, кто знает английский) |
Кирилл Зайцев | Леха Елисеев старший лейтенант Леха Елисеев |
Сергей Фролов | интендант, до войны побывавший в Париже интендант, до войны побывавший в Париже |
Михаил Хмуров | Капрал Жан Клод, командир американского блок-поста на мосту через Эльбу |
Анатолий Бурносов | командир американской бронетанковой дивизии командир американской бронетанковой дивизии |
Александр Рапопорт | немецкий генерал в городе Ратенов немецкий генерал в городе Ратенов |
Сергей Саркисов | немецкий генерал фон Вартенслебен немецкий генерал фон Вартенслебен |
Эммануил Виторган | советский генерал, командир дивизии советский генерал, командир дивизии |
Михаил Ефремов | командир батальона, подполковник командир батальона, подполковник |
Сергей Маковецкий | Столетов майор СМЕРШа Столетов |
Игорь Золотовицкий | француз француз |
Владимир Климов | полицейский полицейский |
Рената Литвинова | мадам Рембо (дочь белогвардейского офицера) хозяйка борделя мадам Рембо (дочь белогвардейского офицера) |
Ксения Мон Сор | Рыжая Софи Рыжая Софи |
Лана Йохим | Стройная Мадлен Стройная Мадлен |
Елизавета Гончаренко | Пышнотелая Бланш Пышнотелая Бланш |
Софья Донианц | Проститутка Проститутка |
Евгения Афонская | Проститутка Проститутка |
Анна Сильчук | Проститутка Проститутка |
Ян Гэ | шансоньетка (бывшая звезда пекинской оперы) шансоньетка (бывшая звезда пекинской оперы) |
Иван Замотаев | гармонист (поёт за кадром казачью песню «Когда мы были на войне…») |
Фёдор Добронравов | старшина Чмиль механик-водитель старшина Чмиль |
Максим Важов | сержант Клюквин заряжающий сержант Клюквин |
Святослав Осипов | ефрейтор Кузнецов стрелок-радист ефрейтор Кузнецов |
Виктор Хориняк | вестовой на велосипеде вестовой на велосипеде |
Азамат Нигманов | вестовой-автоматчик вестовой-автоматчик |
Даниил Вахрушев | Вальтер Дёринг, контуженный немецкий пулемётчик Вальтер Дёринг, контуженный немецкий пулемётчик |
Алина Ланина | медсестра Тамара, подруга Воронина медсестра Тамара, подруга Воронина |
Анна Горшкова | лётчица Валентина, невеста Елисеева лётчица Валентина, невеста Елисеева |
Через Париж — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Через Париж» — франко-итальянский кинофильм режиссёра Клода Отан-Лара (фр. Claude Autant-Lara, 1901—2000), вышедший в 1956 г., с участием Бурвиля, Жана Габена и Луи де Фюнеса. Экранизация произведения писателя Марселя Эме «Le Vin de Paris».
В оккупированном немцами Париже процветает чёрный рынок. Оккупационные власти пытаются бороться с нелегальной торговлей, то и дело арестовывая торговцев и посредников и конфискуя товар. Безработный шофер Мартен (Бурвиль) зарабатывает себе на жизнь доставкой товара покупателям под покровом ночи. Получив от владельца магазина (Луи де Фюнес) задание отнести заказчику свиную тушу, упакованную в четыре чемодана, он начинает искать помощника и знакомится в кафе с Гранжилем (Жан Габен) — странным человеком непонятного рода деятельности. Отправившись с незнакомцем в опасный путь через Париж, патрулируемый немцами, Мартен не раз жалеет, что связался с Гранжилем, поскольку тот явно ищет риск и приключения. Вскоре выясняется, что его напарник — известный художник — достаточно богат и в деньгах не нуждается, а в эту авантюру ввязался только лишь ради новых острых ощущений.
Наконец, пережив много опасных моментов и добравшись до цели, они привлекают внимание патруля, который задерживает их за нарушение комендантского часа. Кроме того, при обыске у них обнаруживают нелегальный товар. Ожидая решения своей участи, Гранжиль встречает немецкого офицера — давнего поклонника его творчества, который хочет помочь ему выбраться из этой опасной ситуации. Гранжиль согласен спастись только вместе со своим новым другом. Но вдруг обстоятельства меняются: немцы получают сообщение, что кто-то напал на их патруль, есть убитые. Всех задержанных сажают в грузовик. Никто не знает, куда их везут. В тюрьму? На расстрел для устрашения? В последний момент Гранжилю приказывают выйти, что он и делает. Грузовик тут же уезжает. Гранжиль успевает только поймать полный отчаянья взгляд Мартена…
После окончания войны месье Гранжиль случайно встречает Мартена на вокзале. Он так же трудится носильщиком.
Венецианский кинофестиваль
Французский синдикат кинокритиков
Мэрия Парижа — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Парижская мэрия (фр. hôtel de ville de Paris) — это городской дворец Отель-де-Виль (Hôtel de Ville), где с 1357 г. размещаются парижские органы власти. Отель-де-Виль с фасадом длиной 110 м расположен на бывшей средневековой Гревской площади (place de Grève).
С 1975 г. Париж одновременно и город и департамент, руководит которыми парижский мэр во главе Парижского совета (Conseil de Paris), заседающего 11 раз в году, чьи публичные (открытые публике) сеансы длятся до двух дней. Первый мэр был избран только в 1977 г., — власти не спешили дать столице полную административную свободу. Но и до сих пор Париж остаётся единственным городом во Франции, где муниципальная полиция подчиняется напрямую не мэру, а полицейскому префекту, назначаемому президентом Республики.
Здание было построено между 1874 и 1882 гг. по планам архитекторов Теодора Баллю (Théodore Ballu) и Эдуара Деперта (Édouard Deperthes). Фасад в стиле возрождения был заново восстановлен после уничтожившего здание пожара во время Парижской коммуны (1871).
Парижский совет (conseil de Paris) насчитывает 163 члена, избираемых парижанами непрямым голосованием, которые участвуют в Муниципальном совете (conseil municipal) и Генеральном совете (conseil général), решая голосованием административные вопросы соответственно города и департамента.
Новоизбранный Парижский совет в свою очередь избирает мэра города и около 40 его заместителей ( adjoints), отвечающих за конкретный сектор: экономическое развитие города, транспорт, международные отношения, равенство полов, школы и забота об окружающей среде. Мэр становится также президентом Общего совета, администрирующего жизнь департамента.
Муниципалитет с 1964 г. носит официальное название «Виль де Пари» (Ville de Paris). Он насчитывал в 2005 г. почти 40 тыс. служащих в 3 тыс. муниципальных служб города. Собственностью муниципалитета, помимо зданий Отель-де-Виль и 20 мэрий округов, являются многие административно-технические строения, а также музеи, библиотеки, спортивные сооружения, школы, детсады и пр. Число муниципальных служащих сравнимо с количеством населения таких французских городов, как Шартр или Байонна.
Мэры Парижа[править | править код]
Нынешний мэр Анн Идальго, член Социалистической партии Франции, стала первой женщиной, занявшей этот пост, за всю историю города[1].
В 2003 г. бюджет столицы составил 6,9 млрд евро, из них 1,2 млрд — для департамента. Примерно 3 200 евро на одного парижанина.
Каждые бюджетные 100 евро распределяются примерно так:
- 29 — на социальные нужды;
- 18 — на школу, культуру и спорт;
- 15 — административные расходы;
- 15 — на воду, поддержание чистоты, на сады, парки и скверы;
- 11 — на дороги, городское хозяйство и жильё;
- 6 — на общественный транспорт;
- 6 — на поддержание безопасности.
- Рим, Италия (1956) — единственный город-побратим Парижа, потому как «только Париж достоин Рима; только Рим достоин Парижа» (фр. Seule Paris est digne de Rome; seule Rome est digne de Paris).
Французская столица заключила также договоры о дружбе и сотрудничестве со следующими городами[2]:
- 1958: Киото
- 1982: Токио
- 1985: Каир
- 1987: Амман, Сана, Берлин
- 1991:
- 1992: Москва, Бейрут
- 1995: Джакарта
- 1996: Чикаго, Сан-Франциско
- 1997: Сантьяго, Эр-Рияд, Пекин, Прага, (город-партнёр) Тбилиси, Санкт-Петербург
- 1998: Лиссабон, София, Сидней, Ереван, (город-партнёр)
- 1999: Мехико, Варшава, Буэнос Айрес
- 2000: Вашингтон, Мадрид, Афины, Стамбул
- 2001: Лондон, Порту-Алегри
- 2002: Женева
- 2003: Алжир, Квебек
- 2004 : Сан-Паулу, Рабат, Касабланка, Тунис
- 2005: Копенгаген
- 2006: Монреаль
- 2007: Танжер
Париж — Уикипедия
Уикипедия — ашық энциклопедиясынан алынған мәлімет
Париж (фр. Paris /paˈʁi/) — Францияның астанасы, маңызды экономикалық және мәдени орталығы. Франция ортаңғы бөлігінің солтүстігінде, Иль-де-Франс аймағында, Сена өзенінің жағасында орналасқан. Ұраны — Fluctuat nec mergitur («Оны тербелтеді, бірақ ол батпайды»). Парижде 13 млн халық тұрады.
Тарихи деректерге сүйенсек, қала Филлипп Август королінің тұсында ғана өркендеп, өсе бастаған. Қала жоспары шеңбер үлгісінде құрылған. Архитектуралық ансамблдері ғасырлар бойы қалыптасты. Готика үлгісіндегі архитектуралық құрылыстардың дені Сита аралына шоғырланған. 13-ғасырда шіркеулер мен монастырлар салына бастады. Нақ осы тұста атақты Нотр Дам де Пари қолға алынса керек. В.Гюго оны «Париж — құдай аналарының соборы» деген атпен әлемге әйгілі етті.
Атақты Лувр 1204 жылы салына бастап, сол тұста 20 мың шәкірті бар Париж мектептері университет болып бірігеді, алғашқы университет 1629 жылы салынған.
Географиясы және климаты[өңдеу]
Париж: ғарыштан көрінісПариж қаласы Сена өзенінің жағалауында, Ла-Манш бұғазынан 145 км қашықтықта орналасқан.
Қала Иль-де-Франс аймағының 0,9 %-ын, яғни Францияның 0,02 % территориясын алып тұр[2]. Қаланың аймағы — 105,40 км², бұл көрсеткіш Франция коммуналардың арасында 113-ші орынды алады. Теңіз деңгейінен биіктігі — 30 метр[3]. Қаланың ең биік жерлері теңіз деңгейінен 128,15 — 128,65 метр биіктікте орналасқан Монмартр және Бельвиль дөңдері. Ең төмен орналасқан жері (30,5 метр) — Леблан және Сан-Шарль көшелерінің қиылысы (15-ші аймақ)[4].
Париж климаты қоңыржай, теңіздік.
Тұрғындары[өңдеу]
Халық саны 1800—2015 жылдар, млн адам |
2010 жылғы санақ мәліметі бойынша Парижде 2 243 833 адам тұрады[5], бұл Франция елінің 3,6 %-ын және Иль-де-Франс аймағының 19,3 %-ын құрайды[6].
2008 жылы Парижде 330 000-дай шетел азаматтары тұратын, бұл Париж тұрғындарының 14,9 %-ын құраған[7]. Оның ішінде 30 %-ы ЕО келгендері, 20 %-ы Алжир, Марокко және Тунистан келген иммигранттар.
Сәулет өнері[өңдеу]
Парижде әлемге әйгілі Г. Эйфель мұнарасы, Үлкен және Кіші сарай, ЮНЕСКО ғимараты, Шайо сарайы, Пантеон, СенЖеневьев кітапханасы, т.б. бар.
Парижде болған адам көп архитектуралық ескерткіштерге күтпеген жерде кезігіп жатады. Сондай бағзы мұралардың бірі — Сен-Мартен арнасы (каналы). Су арнасының (каналдың) үстіне ұзақ жылдарда көптеген көпір тұрғызылып, әрқайсысы өзгеше сәулет туындысына айналды.
Тұтастай алғанда бір-бірінен бөліп жарғысыз айшықты өнер ансамблін құрайды.
Тұрғындардың айтуы бойынша қаланы Сен-Мишель гүлзарынан бастап аралау керек. Бұл жер француз жастарының сүйікті орны. Гүлзардан таяқ тастам жерде Люксембург сарайы бар. Мария Медичидің әмірімен салынған әсем ғимарат Еуропа сәулет өнерінің ғажайып туындысы ретінде әлемге белгілі.
1977 жылы Парижде елеулі оқиға болды. Тобур көшесінде Ұлттық театр ашылды, оған Жорж Помпидудың есімі берілді. Театрда сурет галереясы, көрме залдары, аса бай кітапхана, грамжазба жинағы бар. Театр үйінің жобасына халықаралық байқау жарияланғанда 681 үлгі келіп түсіпті, солардың ішінен итальян Р.Пьяно мен ағылшын Р.Роджерстің жобалары таңдалып алынған. Енді, міне, биіктігі 50, ұзындығы 150, ені 50 м ғажайып ғимарат Париждің мақтанышына айналып отыр. Сондай-ақ әлемге әйгілі Елисей алаңы да осында. Францияның транспорт желісінің барлығы Париж магистралінен бастау алады. Дүние жүзіндегі ең жүрдек (экспресс) пойыз Париж—Бордо бағытында 350 км жылдамдықпен жүреді.
Эйфель мұнарасы | Триумфал доғасы | Нотр-Дам де Пари | Версаль сарайы |
- ↑ Insee : toujours plus de Parisiens. // Mairie de Paris, 06.01.2011
- ↑ Le tourisme à Paris : Chiffres clés = Tourism in Paris : Key figures[1]ParisInfo.com,2010, (фран.) (ағыл.)
- ↑ A favourable geographical location (ағыл.). Mairie de Paris. Тексерілді, 2 шілде 2013.
- ↑ Dimensions (фран.). Mairie de Paris (20.08.2010). Тексерілді, 2 шілде 2013.
- ↑ Populations légales en vigueur à compter du 1er janvier 2013. Paris. // insee.fr. Басты дереккөзінен мұрағатталған 5 шілде 2013. Тексерілді, 2 шілде 2013.
- ↑ Demographics : a cosmopolitan city (ағыл.). Mairie de Paris. Тексерілді, 2 шілде 2013.
- ↑ INSEE: Иностранцев по департаментам страны (фран.)
|
Файл:Paris1.ogg — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поискуКраткое описание
ОписаниеParis1.ogg | French pronunciation of Paris |
Дата | (дата первоначальной загрузки файла на вики) |
Источник | собственная работа |
Автор | В предоставленных данных не хватает информации об авторстве. |
Этот файл доступен по лицензии Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported Также налагаются дополнительные ограничения. | ||
| ||
Этот признак лицензирования был добавлен к этому файлу как часть обновления лицензии GFDL.http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0/CC-BY-SA-3.0Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 truetrue |
Self-recorded with Audacity 1.2.3
Исходный журнал загрузок
Перенесено с en.wikipedia на Викисклад при помощи FtCG.
Первоначальная страница описания находилась здесь. Все нижеперечисленные имена участников относятся к en.wikipedia.История файла
Нажмите на дату/время, чтобы посмотреть файл, который был загружен в тот момент.
Дата/время | Миниатюра | Размеры | Участник | Примечание | |
---|---|---|---|---|---|
текущий | 00:18, 8 декабря 2012 | 1,0 с (15 Кб) | Fête | one time | |
06:00, 14 марта 2012 | 1,7 с (21 Кб) | FSII | Transferred from en.wikipedia: see original upload log above |
Использование файла
Следующая 21 страница использует данный файл:
Глобальное использование файла
Данный файл используется в следующих вики:
- Использование Paris1.ogg в af.wikipedia.org
- Использование Paris1.ogg в av.wikipedia.org
- Использование Paris1.ogg в be-tarask.wikipedia.org
- Использование Paris1.ogg в be.wikipedia.org
- Использование Paris1.ogg в bn.wikipedia.org
- Использование Paris1.ogg в ce.wikipedia.org
- Использование Paris1.ogg в de.wikipedia.org
- Использование Paris1.ogg в en.wikipedia.org
- Использование Paris1.ogg в fr.wiktionary.org
- Использование Paris1.ogg в ilo.wikipedia.org
- Использование Paris1.ogg в inh.wikipedia.org
- Использование Paris1.ogg в ja.wikipedia.org
- Использование Paris1.ogg в koi.wikipedia.org
- Использование Paris1.ogg в krc.wikipedia.org
- Использование Paris1.ogg в myv.wikipedia.org
- Использование Paris1.ogg в or.wikipedia.org
- Использование Paris1.ogg в pt.wikipedia.org
- Использование Paris1.ogg в ru.wikinews.org
- Использование Paris1.ogg в sd.wikipedia.org
- Использование Paris1.ogg в simple.wikipedia.org
- Использование Paris1.ogg в sv.wikipedia.org
- Использование Paris1.ogg в tg.wikipedia.org
- Использование Paris1.ogg в tyv.wikipedia.org
- Использование Paris1.ogg в ur.wikipedia.org
Просмотреть глобальное использование этого файла.
Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению.
Париж глазами… — Википедия
«Париж глазами…» (фр. Paris vu par…) — французский кинофильм. Состоит из шести новелл, каждая из которых посвящена определенному кварталу Парижа.
В фильме заняты в основном непрофессиональные актеры. «Париж глазами…» считается одной из наиболее представительных лент Новой волны.
Структура ленты вдохновила создателей фильма «Париж, я люблю тебя».
I — «Сен-Жермен-де-Пре»[править | править код]
Режиссёр — Жан Душе.
Квартал Сен-Жермен-де-Пре — это квартал в VI округе. Он расположился вокруг самой древней церкви в Париже, оставшейся от романского аббатства XI века.
В кафе Flore молодая американская студентка обратила внимание на своего соседа и после долгих колебаний попросила у него прикурить. Час спустя Катирн и Жан встали, сели в серый «Бентли», с трудом проложили себе путь через шумные толпы полуночников, заполонивших улицу Сен-Бенуа.
Катрин не вернулась этой ночью в свой номер отеля, а провела ночь с красивым юношей. На утро молодой человек очень рьяно собирается, якобы улетает на три недели в Мехико.
Катрин приходит на урок рисунка, где с ней пытается познакомиться ещё один молодой француз, внимания которого она всячески избегает до тех пор, пока не встречается взглядом с парнем, с которым провела ночь накануне. Он в этой школе работает натурщиком.
Выскочив из мастерской и переведя дух, Катрин соглашается на предложение пылкого француза и едет к нему домой. Квартира оказывается той самой, из которой она вышла сегодня утром.
II — «Северный вокзал»[править | править код]
Режиссёр — Жан Руш.
За утренним завтраком он и она обсуждают строительство, которое развернулось у них за окнами. Размеры строительного крана подсказывает, что строящийся дом вполне возможно закроет им панораму. При этом квартира вполне комфортна — ей пять минут до работы, ему — прямая ветка метро.
В это утро они расстаются в состоянии очередной семейной ссоры. На улице чуть не случается авария, в результате которой она знакомится с мужчиной, совершающем на её глазам самоубийство, спрыгнув с моста на железнодорожное полотно.
III — «Улица Сен-Дени»[править | править код]
Режиссёр — Жан-Даниэль Поле.
Молодой человек по имени Леон приводит к себе в квартиру женщину, которую только что снял. Женщина существенно старше его самого. Однако долгое время они не могут перейти к тому, ради чего уединились. Слово за слово, пообедали, почитали свежую газету…
Новелла заканчивается словами женщины лёгкого поведения «Ну что, приступим?»
IV — «Площадь Звезды»[править | править код]
Режиссёр — Эрик Ромер.
В центре — Триумфальная арка, она воздвигнута в честь великой победы армии Наполеона. Ежедневно принимает под своими сводами толпы туристов, приехавших со всех концов света. Парижане, напротив, никогда к ней не приближаются. Исключение составляют ветераны войны, на которых лежит забота по поддержанию огня. И глава государства.
Каждое утро в 9:25 Жан-Март выходит по лестнице из метро, расположенном почти напротив его работы (магазина готовой мужской одежды). Строительство новой станции метро заставляет его обходить большую часть Площади Звезды.
В один из рабочих дней у Жан-Марта случается стычка с пешеходом, которого он толкает, и тот падает, по мнению Жан-Марта, замертво. С тех пор он каждый раз выбирает другой, более длинный маршрут от метро до своего магазина. Происходит это до тех пор, пока в вагоне метро он лицом к лицу не сталкивается с тем самым пешеходом.
V — «Монпарнас и Леваллуа»[править | править код]
Режиссёр — Жан-Люк Годар.
Главная героиня написала письма двум мужчинам в своей жизни. При этом, как ей показалось, перепутала адреса друг друга.
Сломя голову она летит в мастерскую одного из них, в разговоре пытаясь выяснить, читал ли он адресованное не ему письмо. В процессе признания он выгоняет её из мастерской и из своей жизни. После этого героиня спешит ко второму мужчине, работающему в автомастерской.
Письмо он уже получил, и как оказалось, адресаты были прописаны изначально верно, что не помешало героине разом потерять двух своих мужчин.
VI — «Ла-Мюэт»[править | править код]
Режиссёр — Клод Шаброль.
Горничная крутит роман с хозяином, хозяйка ведёт бесконечные разговоры по телефону, не замечая ничего вокруг. Сын хозяев чувствует себя не нужным.
В очередной раз возвращаясь домой он затыкает уши и монотонно выполняет все свои ежедневные действия в полной тишине таким образом избегая шума от очередной ссоры своих родителей, в результате которой его мать падает с лестницы и недвижимая остаётся лежать на полу.
I — «Сен-Жермен-де-Пре»[править | править код]
- Барбара Уилкин — Катрин
- Жан-Франсуа Шепе — Жан
- Жан-Пьер Андреани — Раймон
II — «Северный вокзал»[править | править код]
- Надин Бало — Одиль
- Барбе Шрёдер — Жан-Пьер
- Жиль Кеан — незнакомец
III — «Улица Сен-Дени»[править | править код]
- Мишлен Дакс — проститутка
- Клод Мелки — Лион
IV — «Площадь Звезды»[править | править код]
- Жан-Мишель Рузьер — Жан-Марк
- Марсель Галлон — жертва
- Жорж Без
- Жан Душе — посетитель
- Сара Жорж-Пико
- Майя Жосс — женщина в метро
- Филипп Соллерс — посетитель
V — «Монпарнас и Леваллуа»[править | править код]
VI — «Ла-Мюэт»[править | править код]
Осада Парижа (1870) — Википедия
Осада Парижа — осада французской столицы Парижа прусскими войсками в ходе франко-прусской войны, продолжавшаяся в период с 19 сентября 1870 по 28 января 1871 года. В этой военной операции было задействовано 590 000 солдат, и она является самой крупной за всю историю XIX века.
После победы над французами в битве при Седане была открыта дорога на Париж, и прусская армия продолжила продвижение вглубь территории противника. Прусскую армию вёл лично Вильгельм I. Немецкие силы быстро продвигались и уже 15 сентября были под стенами французской столицы. Сразу же начались приготовления к осаде. 17 сентября прусскими войсками были отбиты последние попытки французов спасти пути снабжения Парижа. 18 сентября были окончательно заблокированы все железнодорожные пути сообщения с Парижем, а 19 сентября прусская армия официально приступила к осаде французской столицы.
Воюющие стороны | Солдат | Орудий | Убито | Ранено | Пропало без вести | Пленные |
---|---|---|---|---|---|---|
Пруссия | 235 824[1] | 898 | 2000 | 8600 | 1400 | |
Франция | 350 000[2] | 2627 | 10 000 | 20 000 | 4000 | 249 142 |
ВСЕГО | 585 824 | 3525 | 12 000 | 28 600 | 5400 |
Париж обороняло около 350 000 человек, в том числе 5000 таможенников, сторожей и лесничих, 3000 жандармов, 14 000 морских пехотинцев, 2000 зуавов. В расположении парижских защитников имелось 2627 крепостных орудий (из которых на фортах было 1 389), 6 плавучих броненосцев, 1 боевая яхта и 9 канонерских лодок. В городе было сосредоточено запасов продовольствия на 12 недель: 30 000 быков, 6000 свиней, 180 000 баранов.
Канцлер Пруссии Отто фон Бисмарк предложил начать беспорядочную бомбардировку Парижа с целью как можно скорее подавить сопротивление французов. Но не все прусские генералы согласились с Бисмарком. Многие стали утверждать, что беспорядочная стрельба по городу приведёт к большому количеству гражданских смертей. Но Бисмарк был непреклонен. Он понимал, что со взятием Парижа последует немедленная капитуляция всей Франции. В Берлин из Великобритании и России всё чаще поступали ноты протеста против этой войны. Канцлер Пруссии, опасаясь вмешательства в франко-прусскую войну третьей большой державы, желал любыми средствами как можно скорее закончить её.
Отправление Гамбетты на воздушном шаре из ПарижаТем временем главнокомандующий войсками Парижа Трошю понял, что город полностью окружён, союзных войск поблизости нет, и что город предстоит оборонять его армии в одиночку. Боеспособность Национальной гвардии оставляла желать лучшего, а боеспособные гарнизонные войска были слишком малочисленны, чтобы противостоять немцам. В ходе осады Парижа Трошю допустил много ошибок. Так, вместо того, чтобы препятствовать продвижению немцев, Трошю предполагал, что главнокомандующий немецкой армией Мольтке решит штурмовать город. Французский главнокомандующий надеялся, что штурм немцев обязательно должен провалиться, и только тогда французы смогут перейти в контратаку. Однако Мольтке не планировал штурмовать город, так как он понимал, что обороноспособность Парижа при штурме будет очень высокой и что все немецкие атаки будут отбиты. Как уже раньше упоминалось, немецкие военные отклонили предложение Бисмарка начать бомбардировку города, мотивируя это тем, что это вызовет большое недовольство мировой общественности. Взамен этого был разработан план, по которому предусматривалось держать город в осаде, пока его жители не начнут голодать.
Спустя несколько дней Трошю понял, что штурма не будет. 30 сентября он разрешил 20 000-му корпусу предпринять наступление против Третьей немецкой армии с целью хотя бы на время прорвать осаду города. Но атака не принесла ожидаемых результатов. 13 октября к прусским войскам, осаждавшим Париж, подошли подкрепления — баварские отряды.
29 октября генерал Карре де Бельмар (фр.), командующий северной крепостью Парижа, без вышестоящих приказов атаковал прусские войска в Ле Бурже. Атака была неожиданной, и прусские войска покинули этот северный пригород Парижа. Мольтке отдал приказ незамедлительно вернуть этот пригород под контроль прусских войск. После битвы при Ле Бурже прусские войска сумели вернуть себе потерянную территорию. И хотя Ле Бурже не представлял ни географического, ни военного интереса, в Париже весть о повторном падении Ле Бурже вызвала большое уныние.
Париж уже начинал голодать, и на Трошю, как главнокомандующего военными силами столицы, легла большая ответственность за дальнейшую судьбу города. 30 ноября была предпринята одна из последних попыток прорвать кольцо окружения. 80 000 французов атаковали вюртембергские войска. Но атака закончилась неудачей.
В течение зимы в прусском штабе начали возникать напряжённые отношения. Ответственные за осаду города Мольтке и Блюменталь начали беспокоиться по поводу затянувшейся осады. Слова Бисмарка о бомбардировке города всё чаще звучали в прусских штабах. Время шло, и беспокойство среди прусских военачальников всё более возрастало. Немцы боялись, что французы, видя нерешительность прусской армии под Парижем, захотят взять реванш в войне. Новые армии создавались во Франции с поразительной скоростью. Бисмарк очень боялся, что Франция сможет в любой момент убедить любую сильную державу на континенте напасть на Пруссию (с этой миссией в Петербург был отправлен Адольф Тьер, чтобы уговорить царское правительство выступить на стороне Франции, но Александр II не принял его предложения). Вскоре для главнокомандующего Мольтке нашлась новая причина для переживаний: зимой было затруднительно осуществлять поставки продовольствия и вооружения немецким частям, осаждавшим Париж. Голодали и парижане, и держащие их в осаде немцы. Из-за недоедания и сильных морозов прусские солдаты сильно ослабели. Вскоре в немецкой армии вспыхнул туберкулёз. Кроме того, Мольтке был вынужден всё время снимать часть солдат, осаждавших город, для отражения нападения других французских армий.
К середине зимы в Париже закончились запасы продовольствия и топлива. Жители города срубили все деревья в парках для отопления в квартирах. На улицах города нельзя было встретить ни одной собаки или кошки: всех их уже съели парижане. Единственная пара слонов в городском зоопарке также была употреблена в пищу.
19 января 1871 г. французами была предпринята последняя попытка прорвать окружение города. Битва при Бюзенвале стала одной из последних битв франко-прусской войны. 90 000 французских солдат предприняли отчаянную атаку на прусский штаб к западу от Парижа. Но и эта атака, как практически все вылазки из города, были отбиты немецкой армией. Французские генералы, видя бесперспективность дальнейшего сопротивления, капитулировали с 249 142 защитниками города.
25 января 1871 года Вильгельм I приказал Мольтке проконсультироваться у Бисмарка по поводу дальнейшей осады города. Можно считать, что Бисмарк ненадолго стал главнокомандующим немецкой армией. Канцлер Пруссии приказал немедленно открыть огонь по городу из тяжёлых орудий. До 28 января Париж бомбардировали из крупнокалиберных орудий. Всего за несколько дней городу был нанесён ущерб больший, чем за все предыдущие и последующие осады. В ходе бомбардировки погибло 400 парижан. 28 января город окончательно капитулировал.
18 января в Версале Вильгельм I объявил о создании Германской империи, а себя объявил единоличным правителем — германским кайзером. Так Пруссия окончательно закрепила свою победу. К Северогерманскому союзу были присоединены несколько южногерманских государств.
17 февраля 1871 года прусская армия устроила небольшой парад победы в Париже. Бисмарк соблюдал перемирие, подписанное вскоре после сдачи Парижа, и даже посылал гуманитарную помощь парижанам.
- После того, как зимой в осаждённом немцами Париже стали заканчиваться продукты питания, в ресторанных меню всё чаще появлялись такие надписи: «мясной бульон (лошадь)», «рагу (крыса)», «пудинг (лошадь)», «котлеты из собаки», «фрикасе из крыс и мышей». Парижане даже съели двух слонов из зоопарка[3].
- Во время осады города широко применялась голубиная почта. Сначала голуби летели в Тур, но потом, после перебазирования главного штаба французов в Пуатье, голуби уже направлялись туда. Тур находится в 200 км от Парижа, а Пуатье в 300 км.
- Воздушные шары также использовали как метод передачи писем. За весь период осады города было совершено 65 полётов, переправлено 164 пассажира и 11 тонн почты. Стоимость отправки одного письма на воздушном шаре составляла 20 сантимов. В основном все полёты осуществлялись ночью. Не все полёты завершались удачно. Так 2 шара было потеряно в море, шесть шаров было перехвачено немцами при посадке. Случайно был поставлен мировой рекорд по дальности полёта на воздушном шаре. Один шар благополучно приземлился в норвежском лесу. Дальность полёта составила приблизительно 1410 км.
- ↑ 202 030 пехоты и 33 794 кавалерии.
- ↑ Из них только 150 000 регулярные войска, остальные 200 000 солдат были плохо боеспособными национальными гвардейцами.
- ↑ Чем питались жители Парижа во время осады города (неопр.). МедиаСоль. sole.mediasole.ru (3 июня 2017). Дата обращения 16 сентября 2019. (недоступная ссылка)
- Хофельманн К. 1000 катастроф Вселенной. — Москва., 2001.
- Томас Харботл Битвы мировой истории. — Москва., 1993.