Всемирное наследие ЮНЕСКО в Японии
1. Замки «гусуку» и связанные с ними памятники королевства Рюкю
Объект был внесен в список в 2000 году и находится в префектуре Окинава.
На протяжении нескольких веков острова Рюкю служили центром экономического и культурного обмена между странами Юго-Восточной Азии, Китаем, Кореей и Японией, что ярко проявилось в сохранившихся памятниках. Культура Королевства Рюкю зародилась и расцвела в особых политических и экономических условиях. 500 лет истории островов Рюкю, с 12-го по 17-й век, запечатлены в этой группе памятников и объектов.
Все началось в 10-12 веках, когда местные сельскохозяйственные общины («гусуку») начали огораживать свои земли каменными оградами. Закончилось существование Королевства Рюкю в 1879 году, когда эта территория официально превратилась в префектуру Окинава.
2. Буддийские памятники Хорю-дзи
Объект был внесен в список в 1993 году и находится в префектуре Нара.
В районе Хорю-дзи расположено около 48 буддийских памятников. Некоторые из них были созданы еще в конце 7-го – начале 8-го века, что делает их старейшими сохранившимися деревянными конструкциями в мире. Эти шедевры деревянного зодчества важны не только для истории искусства, но и для истории религии, так как их сооружение совпало с приходом буддизма в Японию из Китая.
3. Замок Химэдзи
Объект был внесен в список в 1993 году и находится в префектуре Хёго.
Замок Химэдзи – лучший сохранившийся шедевр японской замковой архитектуры начала 17-го века. Замок состоит из 83 строений, защищенных оборонительными системами и хитроумными приспособлениями начала периода Сёгуната. В этом деревянном произведении архитектурного искусства объединились функциональность и эстетичность. Замок является ярким и мощным символом феодализма, который господствовал в Японии вплоть до реставрации Мейдзи в 1868 году.
В эпоху сёгуната в Японии было построено множество замков. Многие из них потом были снесены, другие погибли во время войны. Осталось всего несколько, и замок Химэдзи выгодно отличается от собратьев степенью сохранности.
4. Хираидзуми – храмы, сады и археологические объекты Буддизма Чистой Земли
Объект был внесен в список в 2011 году и находится в префектуре Иватэ.
5 объектов, включая священную гору Кинкэйсан. В Хираидзуми, который когда-то был административным центром северных владений Японии и соперничал с Киото, частично сохранились правительственные учреждения 11-го и 12-го веков. Эта область была оплотом Буддизма Чистой Земли. В сочетании с синтоизмом и склонностью японцев к обожествлению явлений природы, Буддизму Чистой Земли удалось создать в этом районе уникальную для Японии концепцию дизайна и садоводства.
5. Мемориал мира в Хиросиме (купол Генбаку)
Hiroshima Peace Memorial (Genbaku Dome).
Объект был внесен в список в 1996 году и находится в префектуре Хиросима.
Только Мемориал мира (купол Генбаку) уцелел во время первой атомной бомбардировки Хиросимы 6 августа 1945 года. Благодаря усилиям многих людей удалось сохранить это здание в неизменном виде. Это не только мрачное напоминание о самой разрушительной силе, когда-либо созданной человеком, но и символ надежды на мир во всем мире и полный отказ от ядерного оружия.
6. Исторические памятники древнего Киото (города Киото, Удзи и Оцу)
Объект был внесен в список в 1994 году и находится на территории префектур Киото и Сига.
Построенный в 794 году по примеру столиц древнего Китая, город Киото был столицей Японии с момента основания до середины 19-го века. На протяжении 1000 лет Киото оставался центром японской культуры. В Киото четко прослеживается история японского деревянного зодчества, в частности, строительства религиозных сооружений. Также здесь развивалось искусство организации японских садов, которое повлияли на сады всего мира.
7. Исторические памятники древней Нары
Объект был внесен в список в 1998 году и находится в префектуре Нара.
Нара была столицей Японии с 710 по 784 год. За этот период была создана единая система общенационального правительства, а Нара, как сердце японской культуры, процветала. Исторические памятники города – буддийские храмы, синтоистские святилища и найденные во время раскопок руины большого Императорского дворца – рассказывают о том, какой была жизнь в столице Японии в 8-м веке в период важных политических и культурных перемен.
8. Исторические деревни Сиракава-го и Гокаяма
Объект был внесен в список в 1995 году и находится на территории префектур Гифу и Тояма.
Эти деревушки расположены в высокогорном районе, который долгое время был отделен от внешнего мира. Жители домиков в стиле Гассё выживали за счет выращивания тутового дерева и шелководства. Это единственное место в Японии, где строили большие дома с крутыми соломенными крышами. Несмотря на экономические перемены, деревушки Огимати, Айнокура и Суганума являются прекрасными примерами традиционного образа жизни, идеально адаптированного к окружающей среде и социально-экономическим условиям жизни людей.
9. Синтоистское святилище Ицукусима
Объект был внесен в список в 1996 году и находится в префектуре Хиросима.
Остров Ицукусима во внутреннем море Сэто с давних времен считается святым синтоистским местом. Предполагается, что первые храмовые постройки были возведены здесь еще в 6-м веке. Сохранившееся до настоящего времени святилище было построено в 12-м веке. Соседствующие в гармонии строения подчеркивают художественный вкус и талант их создателей. Святилище отражает многообразие цветов и форм, а также иллюстрирует японскую идею живописного ландшафта, объединяющего природу и творения рук человеческих.
10. Серебряный рудник Ивами Гиндзан и памятники культуры
Объект был внесен в список в 2007 году и находится в городе Ода префектуры Симанэ.
Серебряный рудник Ивами Гиндзан на юго-западе острова Хонсю представляет собой горный массив, усеянный глубокими речными долинами. Некоторые из этих долин до сих пор хранят следы крупных рудников, плавильных и аффинажных производств и жилых поселений, существовавших с 16-го по 20-й век. На объекте также сохранились маршруты транспортировки серебряной руды в портовые города, откуда потом руда отправлялась в Китай и Корею. Рудники внесли весомый вклад в общее экономическое развитие Японии и юго-восточной Азии в 16-м и 17-м веках, спровоцировав массовую добычу золота и серебра в Японии. Территория, на которой когда-то располагался рудник, теперь поросла деревьями. В состав объекта также входят форт, святилища, частично транспортные маршруты Кайдо к побережью и портовые города Томогаура, Окидомари и Юноцу. В этих трех городах руду грузили на корабли.
11. Священные места и паломнические маршруты в горах Кии
Объект был внесен в список в 2004 году и находится на территории префектур Миэ, Нара и Вакаяма.
В густых лесных зарослях гор Кии спрятаны 3 священных места: Ёсино и Оминэ, Кумано Сандзан, Коясан. Паломнические маршруты связывают их с древними столицами Нара и Киото. Здесь появился уникальный сплав Синтоизма, зародившегося на основе древней японской традиции обожествления сил природы, и Буддизма, пришедшего в Японию из Китая и с Корейского полуострова. Ежегодно в этот район, изрезанный горными реками и водопадами, приезжает около 15 миллионов человек. В каждом из трех святых мест есть храмы. Некоторые из них были основаны еще в 9-м веке.
12. Святилища и храмы Никко
Объект был внесен в список в 1999 году и находится в префектуре Тотиги.
На протяжении веков святилища и храмы Никко вместе с природным окружением считались священными и славились архитектурными и декоративными шедеврами. Этот район тесно связан с историей сёгунов Токугава.
13. Гора Фудзи – священное место и источник творческого вдохновения
Объект был внесен в список в 2013 году и находится на острове Хонсю.
Гора Фудзи уже давно притягивает к себе паломников, поэтов и художников. В 19-м веке гравюры с изображением Фудзи прославили эту гору по всему миру и сделали ее самым узнаваемым символом Японии. В объект входят 25 мест, которые отражают саму суть священного и вдохновенного облика Фудзи.
14. Фабрика по производству шелка в городе Томиока и сопутствующие объекты
Объект был внесен в список в 2014 году и находится в префектуре Гумма.
Эта фабрика, сыгравшая ключевую роль в налаживании торговых связей между Японией и Францией, была открыта в 1872 году для массового производства и экспорта высококачественного шелка. Фабрика состоит из четырех объектов, соответствующих различным этапам производства шелка-сырца.
Объекты природного наследия
15. Острова Огасавара
Объект внесен в список в 2011 году.
Архипелаг Огасавара (или Бонинские острова), объединяющий около 30 островов, находится примерно в 1000 километров к югу от Токио.
Объект состоит из 30 островов, разделенных на 3 группы и занимающих площадь в 7939 гектар. Острова славятся разнообразием ландшафтов и богатой фауной. Здесь обитают 195 вымирающих видов птиц и один из редких видов летучих мышей – бонинская летучая лисица. В местных водах живет множество видов рыб, китов и кораллов.
16. Горы Сираками-Санти
Объект был внесен в список в 1993 году и находится на севере острова Хонсю на территории префектур Аомори и Акита.
Здесь в горах на севере Хонсю спрятались последние нетронутые заросли бука Зибольда, который когда-то покрывал все холмы и горные склоны севера Японии. В этих лесах можно встретить черного медведя, серау и 87 видов птиц.
17. Сирэтоко
Объект был внесен в список в 2005 году и находится на северо-востоке острова Хоккайдо.
Полуостров Сирэтоко расположен на северо-востоке самого северного японского острова Хоккайдо. В объект входят территории от центра полуострова до мыса Сирэтоко, а также море вокруг. Это уникальный пример взаимодействия морской и наземной экосистем. Сирэтоко имеет очень большое значение для ряда морских и сухопутных животных, некоторые из которых становятся редкими. Этот объект невероятно важен для редких морских и перелетных птиц, а также морских млекопитающих, включая сивуча и несколько видов китов.
18. Якусима
Объект был внесен в список в 1993 году и находится в префектуре Кагосима.
В сердце острова Якусима раскинулся богатый мир растений. Здесь растет около 1900 видов и подвидов растений, включая древние образцы японской криптомерии. На Якусиме также сохранились уникальные для этого региона древние леса умеренного пояса.
19. Промышленные зоны эпохи промышленной революции при императоре Мэйдзи
Объект внесен в список 2015 году и состоит из двадцати трех составных частей, в основном, расположенных на юго-западе Японии. Это свидетельствует об ускоренной индустриализации страны с середины 19 века до начала 20-го века, через развитие металлургической промышленности, судостроения и угольной добычи. Объекты характеризуют этап заимствования феодальной Японией Европейских и Американских технологий с дальнейшей адаптацией к потребностям страны. Объекты являются первым свидетельством успешной передачи Западной индустриализации незападным нациям.
Памятники древней японии. Самые удивительные достопримечательности Японии
Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО в Японии
Объекты культурного наследия
1. Замки «гусуку» и связанные с ними памятники королевства Рюкю
Gusuku sites and related properties of the Kingdom of Ryukyu. Объект был внесен в список в 2000 году и находится в префектуре Окинава.
На протяжении нескольких веков острова Рюкю служили центром экономического и культурного обмена между странами Юго-Восточной Азии, Китаем, Кореей и Японией, что ярко проявилось в сохранившихся памятниках. Культура Королевства Рюкю зародилась и расцвела в особых политических и экономических условиях. 500 лет истории островов Рюкю, с 12-го по 17-й век, запечатлены в этой группе памятников и объектов.Все началось в 10-12 веках, когда местные сельскохозяйственные общины «гусуку» начали огораживать свои земли каменными оградами. Закончилось существование Королевства Рюкю в 1879 году, когда эта территория официально превратилась в префектуру Окинава.
2. Буддийские памятники Хорю-дзи
Buddhist monuments in the Horyu-ji area.Объект был внесен в список в 1993 году и находится в префектуре Нара.
В районе Хорю-дзи расположено около 48 буддийских памятников. Некоторые из них были созданы еще в конце 7-го – начале 8-го века, что делает их старейшими сохранившимися деревянными конструкциями в мире. Эти шедевры деревянного зодчества важны не только для истории искусства, но и для истории религии, так как их сооружение совпало с приходом буддизма в Японию из Китая.
3. Замок Химэдзи
Himeji-jo. Объект был внесен в список в 1993 году и находится в префектуре Хёго.
Замок Химэдзи – лучший сохранившийся шедевр японской замковой архитектуры начала 17-го века. Замок состоит из 83 строений, защищенных оборонительными системами и хитроумными приспособлениями начала периода Сёгуната. В этом деревянном произведении архитектурного искусства объединились функциональность и эстетичность. Замок является ярким и мощным символом феодализма, который господствовал в Японии вплоть до реставрации Мейдзи в 1868 году.
В эпоху сёгуната в Японии было построено множество замков. Многие из них потом были снесены, другие погибли во время войны. Осталось всего несколько, и замок Химэдзи выгодно отличается от собратьев степенью сохранности.
4. Хираидзуми – храмы, сады и археологические объекты Буддизма Чистой Земли
Hiraizumi – temples, gardens and archeological sites, representing the Buddhist Pure Land.Объект был внесен в список в 2011 году и находится в префектуре Иватэ.
5 объектов, включая священную гору Кинкэйсан. В Хираидзуми, который когда-то был административным центром северных владений Японии и соперничал с Киото, частично сохранились правительственные учреждения 11-го и 12-го веков. Эта область была оплотом Буддизма Чистой Земли. В сочетании с синтоизмом и склонностью японцев к обожествлению явлений природы, Буддизму Чистой Земли удалось создать в этом районе уникальную для Японии концепцию дизайна и садоводства.
5. Мемориал мира в Хиросиме (купол Генбаку)
Hiroshima Peace Memorial (Genbaku Dome).Объект был внесен в список в 1996 году и находится в префектуре Хиросима.
Только Мемориал мира (купол Гэнбаку) уцелел во время первой атомной бомбардировки Хиросимы 6 августа 1945 года. Благодаря усилиям многих людей удалось сохранить это здание в неизменном виде. Это не только мрачное напоминание о самой разрушительной силе, когда-либо созданной человеком, но и символ надежды на мир во всем мире и полный отказ от ядерного оружия.
6. Исторические памятники древнего Киото (города Киото, Удзи и Оцу)
Historic Monuments of Ancient Kyoto (Kyoto, Uji and Otsu cities). Объект был внесен в список в 1994 году и находится на территории префектур Киото и Сига.
Построенный в 794 году по примеру столиц древнего Китая, город Киото был столицей Японии с момента основания до середины 19-го века. На протяжении 1000 лет Киото оставался центром японской культуры. В Киото четко прослеживается история японского деревянного зодчества, в частности, строительства религиозных сооружений. Также здесь развивалось искусство организации японских садов, которое повлияли на сады всего мира.
7. Исторические памятники древней Нары
Historic monuments of Ancient Nara. Объект был внесен в список в 1998 году и находится в префектуре Нара.
Нара была столицей Японии с 710 по 784 год. За этот период была создана единая система общенационального правительства, а Нара, как сердце японской культуры, процветала. Исторические памятники города – буддийские храмы, синтоистские святилища и найденные во время раскопок руины большого Императорского дворца – рассказывают о том, какой была жизнь в столице Японии в 8-м веке в период важных политических и культурных перемен.
8. Исторические деревни Сиракава-го и Гокаяма
Historic villages of Shirakawa-go and Gokayama. Объект был внесен в список в 1995 году и находится на территории префектур Гифу и Тояма.
Эти деревушки расположены в высокогорном районе, который долгое время был отделен от внешнего мира. Жители домиков в стиле Гассё выживали за счет выращивания тутового дерева и шелководства. Это единственное место в Японии, где строили большие дома с крутыми соломенными крышами. Несмотря на экономические перемены, деревушки Огимати, Айнокура и Суганума являются прекрасными примерами традиционного образа жизни, идеально адаптированного к окружающей среде и социально-экономическим условиям жизни людей.
9. Синтоистское святилище Ицукусима
Itsukushima Shinto Shrine. Объект был внесен в список в 1996 году и находится в префектуре Хиросима.
Остров Ицукусима во внутреннем море Сэто с давних времен считается святым синтоистским местом. Предполагается, что первые храмовые постройки были возведены здесь еще в 6-м веке. Сохранившееся до настоящего времени святилище было построено в 12-м веке. Соседствующие в гармонии строения подчеркивают художественный вкус и талант их создателей. Святилище отражает многообразие цветов и форм, а также иллюстрирует японскую идею живописного ландшафта, объединяющего природу и творения рук человеческих.
10. Серебряный рудник Ивами Гиндзан и памятники культуры
Iwami Ginzan Silver Mine and Cultural Landscape. Объект был внесен в список в 2007 году и находится в городе Ода префектуры Симанэ.
Серебряный рудник Ивами Гиндзан на юго-западе острова Хонсю представляет собой горный массив, усеянный глубокими речными долинами. Некоторые из этих долин до сих пор хранят следы крупных рудников, плавильных и аффинажных производств и жилых поселений, существовавших с 16-го по 20-й век. На объекте также сохранились маршруты транспортировки серебряной руды в портовые города, откуда потом руда отправлялась в Китай и Корею. Рудники внесли весомый вклад в общее экономическое развитие Японии и юго-восточной Азии в 16-м и 17-м веках, спровоцировав массовую добычу золота и серебра в Японии. Территория, на которой когда-то располагался рудник, теперь поросла деревьями. В состав объекта также входят форт, святилища, частично транспортные маршруты Кайдо к побережью и портовые города Томогаура, Окидомари и Юноцу. В этих трех городах руду грузили на корабли.
11. Священные места и паломнические маршруты в горах Кии
Sacred Sites and Pilgrimage Routes in the Kii Mountain Range. Объект был внесен в список в 2004 году и
Искусство Древней Японии — удивительный мир красок и форм
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Сегодня мы предлагаем вам прикоснуться к прекрасному и поговорить про искусство Древней Японии. В статье ниже мы кратко рассмотрим этапы истории, повлиявшие на становление японского искусства, а затем более подробно остановимся на каждой из его составляющих. Вы узнаете об особенностях не только традиционных видов, например, архитектуры, живописи, но и об искусстве боев, миниатюр, театра, парков и многом другом.
Итак, статья обещает быть интересной, а главное – познавательной!
Содержание:
Исторические периоды
Живопись
Архитектурное направление
Скульптурное направление
Другие виды
Заключение
Исторические периоды
Страна Восходящего солнца обладает уникальной культурой, воплотившейся в традиционных самобытных зданиях и храмах, картинах, изваяниях, украшениях, садах, литературных произведениях. В последние века набирают популярность такие нетривиальные направления, как ксилография, поэзия, оригами, бонсай, икебана и даже манга и аниме. Все они складывались долгое время, уходя корнями в глубокую древность.
Об этом времени было известно очень мало вплоть до начала прошлого столетия, ведь Япония была довольно закрытой для остального мира страной. Однако с тех пор проводились многочисленные исследования, археологические раскопки находки которых поражают. Они показывают, что уже во втором тысячелетии до нашей эры существовало культурное японское общество, а первобытные племена жили на островах еще 15-12 тысяч лет назад.
Японская культура начала складываться примерно в 4-м тысячелетии до нашей эры, но пика развития достигла в Средние века – в период с VI по XVIII век.
Древнеяпонская история начинается с доисторических времен и завершается этапом Хэйан в VIII-IX веке, хотя многие исследователи относят сюда и более поздние периоды. В связи с этим выделяется три крупных этапа, которые, в свою очередь, делятся на более мелкие периоды, или дзидай. Каждый из них характеризуется появлением новых изделий, сооружений, стилей.
- Первобытно-общинный строй
Первобытное общество в Японии существовало в эпоху неолита, когда у людей появились первые каменные орудия, а также в период Дземон и Яей. Считается, что Дземон продолжался с 10-го тысячелетия до IV века до нашей эры. Тогда стали появляться первые изделия из керамики, имевшие такое же название, как и вся эпоха – дземон.
Глиняный сосуд эпох дзёмон
Эти сосуды были асимметричной формы и имели традиционные орнаменты в виде скрученной веревки. Есть мнение, что они использовались в различных ритуалах и обрядах. Тогда же появились разного рода украшения — сережки, браслеты и ожерелья из глины, зубов животных, ракушек, каменных пород, хрусталя.
Серьги и браслеты из глины периода дзёмон
В III столетии до нашей эры наступила эпоха Яёй, продлившаяся шесть веков. Тогда местные жители научились выращивать рисовые культуры, занялись сельским хозяйством, продолжили осваивать мастерство керамики, а также стали плавить металлы, среди которых самым главным было железо, делали оружие из меди и колокола из бронзы.
Бронзовый колокол дотаку, конец эпохи Яёй
- Становление государства.Японская государственность стала складываться с IV по VIII столетия. Это время известно под названием периодов Кофун и Ямато. Тогда в стране появилась целая сеть курганов-захоронений, а сама Япония стала сближаться с Поднебесной, неизбежно переняв религию – буддизм, а с ним – архитектуру, скульптуру.Важнейшее сооружение эпохи – Хорю-дзи, представленное пагодой в пять ярусов. У курганов стали устанавливаться особые изваяния из глины, именуемые «ханива».
Хорю-дзи, Япония
- Установление законов.Данный этап приходится на периоды Нара (VIII век) и Хэйан (конец VIII-XII века). В тот момент японцы становятся еще ближе своим соседям – китайцам и корейцам, заимствуют наряду с буддистской концепцией также конфуцианскую и даосскую, перенимают техники обработки металла, методики строительства и проектирования зданий, новые веяния в живописи.Особенно меняется архитектура – на смену простым синтоистским святилищам приходят многоярусные буддийские ступы наподобие индийских. В жилищах обычных людей вместо голой земли на полу появились планки из дерева, а сверху – крыши из кипариса.
Изображение периода Нара в Японии
Если говорить о более позднем времени, то можно выделить еще несколько периодов и их главные культурные особенности:
- Каракум (XII-XIV столетие) – появление самураев и боевых искусств;
- Сенгоку и Дзидай (XV-XVI вв.) – время европейской экспансии в мир Востока, в ходе которой даже в Страну Восходящего солнца проникло христианство и западные веяния в области культуры;
- Эдо (XVII-XIX вв.) – власть известного семейства Токугава, характеризующаяся изоляцией Японии и развитием культурной самобытности.
Все, что было позже – это уже Новое время и современность, и сейчас, несомненно, даже в относительно закрытой Японии происходит некая культурная глобализация – перенимается опыт западных мастеров, а на Западе, в свою очередь, становятся модными японские мотивы. Однако искусство Японии всегда обладало особым колоритом, имело черты, присущие только ей.
Простота, соразмерность с человеком, лаконичность, натуральные материалы, единение с природой – вот как можно охарактеризовать японские шедевры, как древние, так и современные.
Живопись
Япония, как известно, долгое время стояла особняком, ее границы были закрыты для других стран. Когда с наступлением VII столетия японцы стали все чаще общаться с соседями, налаживать связи с континентальным миром, они открыли для себя краски, пергамент, тушь, а с ними – изобразительное искусство.
Поначалу оно отличалось чрезвычайной простотой и лаконичностью: на черной или белой бумаге делались незамысловатые изображения, обычно одного из трех цветов — желтого, зеленого или красного. Однако постепенно мастерство местных живописцев все росло, и во многом благодаря распространению учения Будды, так как создавались все новые картины из жизни Учителя и его учеников.
Картинки с буддийской тематикой в древней Японии
К IX веку Япония уже сформировала собственную ветвь живописи, которая не зависела от китайской. В то же время роль буддизма стала ослабевать, и на смену религиозным мотивам пришли так называемые секулярные, то есть светские, которые пользовались особой популярностью в правление семейства Токугава.
Сегуны династии Токугава
Кайга, как называли японцы живопись, обрела совершенно разные формы и стили, и важное место в ней заняла природа. С тех пор живопись проявлялась все в новых формах:
- Ямато-э – главная школа живописцев. Она возникла в IX-X столетиях и поддерживалась академией художеств при императоре. Произведения представляли собой свернутые свитки, где изображались литературные сюжеты вкупе с искусной каллиграфией. Существовало два основных вида свитков: эмакимоно – многометровые, сложенные горизонтально и часто рассматриваемые на столе, а также какимоно – сложенные вертикально и вешаемые на стену. Обычно в стиле ямато-э ярко расписывали шелк или бумагу, но позже все чаще в качестве холста стали применять посуду из керамики, национальную одежду, вееры, стены, ширмы. Особое внимание уделялось тому, чтобы передать состояние души.
- Суми-э – как самостоятельный стиль cформировался приблизительно в XIV веке. Его особенности – применение акварели и черно-белых цветов.
- Портреты – стали популярны в XIII-XIV столетиях.
- Пейзаж – достиг популярности в XIV-XV веках, во многом благодаря распространившемуся по стране дзен-буддизму, в основе которого лежит идея созерцания и единения с природой.
- Укие-э – характерная яркая роспись на дощечках. Она появилась в XVII столетии и содержала изображения природы, знаменитых японских гейш или артистов театр Кабуки. Веком позже это направление стало настолько популярным, что завоевало даже сердца европейцев – они стали применять этот стиль в собственных работах.
Традиционная гравюра Укие-э
Архитектурное направление
Изначально японская архитектура сводилась к постройке древних традиционных домов – ханива. Они создавались до IV столетия, и об их внешнем виде можно судить только по сохранившимся миниатюрным моделям из глины и рисункам, так как до наших дней они не сохранились.
Здесь проходила жизнь и быт обычных людей. Это были своеобразные землянки, накрытые сверху соломенным навесом. Его поддерживали специальные каркасы из дерева.
Позже появились такаюка – аналог зернохранилищ. Они тоже состояли из специальных опор-балок, что позволяло спасти урожай от стихийных бедствий и вредителей.
Приблизительно в то же время, в I-III столетия, стали появляться храмы древней религии синто в честь божеств, покровительствующих силам природы. Они чаще всего возводились из необработанного и неокрашенного кипариса, имели лаконичную прямоугольную форму.
Храм Исэ
Соломенная или сосновая крыша была двухскатной, а сами сооружения строились на столбах, окруженных павильонами. Еще одна характерная черта синтоистских святилищ – П-образные ворота перед входом.
В синто существует закон обновления: через каждые двадцать лет храм уничтожался, а на том же месте возводился практически в точности такой же, но новый.
Самый известный подобный храм называется Исэ. Впервые он был построен еще в начале 1-го тысячелетия и, согласно традиции, постоянно перестраивался. Исэ состоит из двух похожих комплексов, расположенных чуть поодаль друг от друга: первый посвящен силам солнца, второй – божеству плодородия.
С VI столетия в Стране Восходящего солнца начинает распространяться буддийское учение, пришедшее из Китая и Кореи, а с ним – принципы строительства буддистских храмов. Поначалу они представляли китайские копии, но позже в храмовой архитектуре стал прослеживаться особый, истинно японский стиль.
Сооружения строились несимметрично, как бы сливаясь с природой. Лаконичность и четкость форм, деревянный каркас вкупе с каменным фундаментом, пагоды в несколько ярусов, не слишком яркие цвета – вот что отличает святилища того времени.
Многие из них сохранились до наших дней. Памятниками архитектуры можно назвать Хорю-дзи начала VII века с его знаменитым Золотым храмом и еще 40 зданиями, Тодай-дзи середины VIII века в городе Нара, который и сейчас считается крупнейшим сооружением из дерева на планете. При этом буддистская архитектура тесно переплетается со скульптурой и живописью, где запечатлены божества и мотивы из жизни Учителя.
Храм Тодай-дзи
На рубеже XII-XIII столетий в государстве начался феодализм и потому стал популярным стиль синдэн, отличающийся парадностью. Ему на смену пришел стиль сеин, во главе которого стоит простота и некоторая интимность: вместо стен – почти невесомые ширмы, на полу – циновки и татами.
Тогда же начали появляться дворцы-храмы местных феодалов. Шедевры этого вида сооружений – известный Кинкаку-дзи XIV века, или Золотой павильона, а также Гинкаку-дзи XV столетия, он же – Серебряный храм.
Храм Гинкаку-дзи (Золотой павильон)
Вместе с дворцами-храмами в XIV-XV веках стало зарождаться садово-парковое искусство. Во многом его появление обязано проникновению в Японию созерцательного учения дзен. Вокруг храмов и крупных жилищ стали появляться сады, где главными составляющими были не только растения, цветы, но и камни, вода, а также песчаные и галечные насыпи, символизирующие водную стихию.
По всему миру известен уникальный сад камней Реан-дзи в городе Киото.
Еще один вид садов – чайный, который называется «тянива». Он окружает чайный домик, где проводится особая, неторопливая церемония, а к домику через весь сад проходит специальная тропинка. Появившись еще в Средние века, тянива повсеместно встречается и сейчас.
Скульптурное направление
Скульптура в Древней Японии по большей части связана с религиозными и обрядовыми традициями. Еще в III-V веках люди научились изготавливать небольшие фигурки под названием догу.
Догу изображали людей, животных, и, учитывая, что найдены были они в курганах, можно сделать вывод, что их клали в могилу вместе с усопшими – это были их слуги, которые могли пригодиться на том свете. Догу были глиняные, бронзовые, деревянные, лаковые фигуры. Позже у курганов и синтоистских святилищ создавались также более крупные изваяния божеств.
Фигурка догу
Приход в страну буддизма, естественно, сказался и на местной скульптуре. В VI-VII веках стали появляться многочисленные памятники Будде. Вслед за китайскими и корейскими мастерами начали свой путь местные скульпторы.
К IX веку скульптурное направление стало еще больше развиваться, но изменился внешний вид будд и бодхисаттв – они стали обладать несколькими, вплоть до тысячи, лицами и руками. Чаще всего они изготавливались из крепких древесных пород, лака, бронзы, глины.
До наших дней сохранились многие прекрасные памятники. К примеру, в храме Харю-дзи на цветке лотоса восседает величественная фигура Будды, а в Тодай-дзи существует целый ансамбль божеств во главе с 16-метровым Буддой, который создали скульпторы Кайкэй и Ункэй.
Другие виды
Японское искусство многогранно, и о нем можно говорить часами. Расскажем еще о нескольких видах искусства, зародившихся в древности.
Ее называют седо, что значит «дорога извещений». Каллиграфия в Японии появилась благодаря красивым иероглифам, которые были заимствованы у китайцев. Во многих современных школах она считается обязательным предметом.
- Хайку, или хокку
Хайку – особая японская лирическая поэзия, появившаяся в XIV столетии. Поэта при этом именуют «хайдзин».
Это название переводится как «бумага, которую сложили». Пришедшее из Поднебесной, оригами поначалу использовалось в обрядах и было занятием для знати, но в последнее время распространилось по всему миру.
Древнее искусство оригами в Японии
Слово в переводе означает «живые цветы». Подобно оригами, икебана изначально использовалась в ритуалах.
Два самых распространенных вида миниатюр – бонсай и нэцкэ. Бонсай – это копии настоящих деревьев в сильно уменьшенном виде. Нэцке – небольшие фигурки наподобие брелоков-талисманов, появившиеся в XVIII-XIX веках.
- Боевые искусства
Они в первую очередь ассоциируются с самураями – своего рода рыцарством, ниндзя – убийцами-наемниками, бусидо – воинами.
- Театральное искусство
Самый известный театр, гордость всех японцев – классический театр Кабуки. Подробно про театральное искусство в Японии вы можете почитать здесь.
Театр Кабуки в Японии
Заключение
Как мы видим из статьи, Япония – целая сокровищница шедевров искусства не только национального, но и мирового масштаба. С древних времен, которые начинаются еще задолго до нашей эры, японцы начали творить и созидать вокруг прекрасное: картины, здания, изваяния, стихи, парки, миниатюры – и это далеко не весь список.
Интересно, что черты, заложенные в японской культуре древности, прослеживаются и в творениях современности – это простота, лаконичность, естественность, стремление к гармонии с природой.
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, сегодня вы узнали многое о такой таинственной и далекой стране, как Япония. Присоединяйтесь к нам — оставляйте комментарии, делитесь ссылками на статьи с друзьями – мы будем очень рады исследовать таинственный мир востока вместе с вами!
До скорых встреч!
Культурное наследие Японии
Объекты культурного наследия Японии исторического значения
Определение 1
Объекты культурного наследия исторического значения Японии – это памятники архитектуры, селитебные ландшафты, мемориальные комплексы, имеющие особое значение для истории Японии и её народа и представляющие общемировой культурный интерес.
К объектам культурного значения, рассказывающим о различных страницах истории Японии, можно отнести различные мемориалы, архитектурные ансамбли различных исторических эпох, рассказывающие как о древней, так и современной истории Японии.
Исторические памятники старой части Киото и в городах Удзи и Оцу, включены в список Всемирного наследия в 1994 г. Построенный в 794 г. по модели столиц древнего Китая город Киото был имперской столицей Японии с момента своего основания до середины XIX в. Киото, бывший центром японской культуры на протяжении более 1000 лет, демонстрирует историю развития японской деревянной архитектуры. Здесь сосредоточено около 2000 исторических памятников: сады и парки с кленами момидзи, старинные дворцы и площади. В восточной части Киото располагается один из самых красивых буддийских храмовых ансамблей – Киёмидзудэра («храм чистой воды») с воротами Ниомон.
Замечание 1
Искусство японских садов Киото повлияло на ландшафтное садоводство во всем мире.
Исторические села Сиракаваго и Гокаяма. Находятся в горном районе о. Хонсю. Зимой эти села отрезаны от сухопутного сообщения с остальной частью острова. В селах сложилась особая форма жилищ – деревянные двух- и трёхэтажные дома с крутыми соломенными крышами, дома сделаны без гвоздей, крепежом являются пенька или ореховые прутья.
Серебряные копи Ивами Гинзан на о. Хонсю основаны в 1526 г., и к началу XVII в. около пятисот шахт ежегодно производили до 38 тонн серебра (около трети мирового производства. Для охраны рудников на вершинах холмов были построены крепость, высокие заборы и замок Ямабуки.
Шелкоткацкая фабрика Томиока представляет собой один из самых ранних и сохранных памятников научно-технической революции в Восточной Азии, функционировала в 1872–1987 гг. Все здания фабрики хорошо сохранились и практически не изменились с момента постройки. Фабрика состоит из четырёх кластеров: ферма выращивания тутового шелкопряда; кладовые, где хранились яйца шелкопряда; шёлковая фабрика и профессиональное училище для рабочих.
Объекты промышленной революции периода Мэйдзи: металлургия, судостроение и угольная промышленность. Охраняется 11 кластеров (угольных шахт, металлургических предприятий и вервей), свидетельствующих о промышленной революции в Японии на рубеже XIX–XX вв.
Мемориал Мира в Хиросиме, включен в список Всемирного наследия в 1995 г. Бывший выставочный центр торгово-промышленной палаты Хиросимы, единственное здание, частично разрушенное в эпицентре ядерного взрыва 6 августа 1945 г. Люди, находившееся в нем, сгорели либо испарились. Погибло около 70 тыс. человек, еще столько же умерло позднее. Рядом с Куполом взрыва расположен Мемориальный парк мира. В парке находятся музей, несколько памятников, ритуальный колокол и надгробие. Рядом горит огонь мира, который будет погашен после полного уничтожения ядерного оружия. На строениях сохранились тени испарившихся людей.
Этнокультурные ландшафты и сакральные комплексы Японии
Определение 2
Этнокультурный ландшафт – это пространство, освоенное этносом, где расположены объекты культуры, отражающие характер народа, обычаи верования. Может включать и памятники религиозного значения, места, имеющие для данного народа священное значение.
В Японии к подобным памятникам культурного наследия могут быть отнесены буддийские и синтоистские храмовые комплексы, а также гора Фудзияма.
Буддийские памятники в местности Хорюдзи – древнейшее буддистское сооружение в Японии, состоящее из 53 зданий. На территорию ансамбля ведут Южные ворота (Нан-даймон). За Внутренними воротами (Тюмон) находится двор, окруженный крытыми галереями. Западная часть (Сай-ин) включает: зал для проповедей, хранилище сутр, галерею сокровищ (Дайходзодэн), хранящую около 1000 экспонатов, Золотой зал Кондо с двухъярусной крышей, в котором находится скульптура Троицы Шакьямуни. Рядом возвышается пятиярусная пагода (Годзю-но То) высотой 33,5 м, из которых 9,7 м составляет шпиль с девятью бронзовыми кольцами – символом буддийских небесных сфер.
Синтоистское святилище Ицукусима возведено в VI в. в честь дочерей бога бури Сусаноо-но Микото на о. Миядзима. Нынешний облик сооружение приобрело в XVI в.
Рисунок 1. Синтоистское святилище Ицукусима. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Святилище включает в себя множество крытых соломенными крышами деревянных зданий с залами для богослужений, жертвоприношений, «очищения». На холме находятся пятиярусная пагода Годзюното и храм с Сэндзёкаку с залом тысячи циновок.
Замечание 2
Остров Миядзима считается священным. Сюда нельзя приводить собак, люди не имеют права ни рождаться, ни умирать здесь, поэтому больных и пожилых увозят отсюда.
Памятники исторической части города Нара, включены в список Всемирного наследия в 1998 г. В 710–784 гг. г. Нара был столицей Японии. Сохранились шедевры деревянной архитектуры того времени: храмы, дворцы и садово-парковые ансамбли. В храме Тодайдзи находится зал Большого Будды, ритуальное деревянное сооружение длиной 57 м и высотой – 50 м), в центре высится фигура Будды, восседающего на лепестках лотоса. Рядом высится синтоистское святилище Касуга (768 г.), включающее в себя четыре здания. На его подступах расположено 3000 каменных и бронзовых фонарей
Фудзияма, святыня и источник художественного вдохновения – символ Японии, находящийся на о. Хонсю, одиночная гора идеальной конической формы, поросшая у подножия лесом.
Рисунок 2. Фудзияма. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Фудзияма на протяжении столетий является популярной темой в японской литературе, живописи и мифологии; почиталась как место пребывания святых и бессмертных. В XII в. гора стала центром буддистского аскетизма и синтоизма. Сохранились тропы пилигримов, храмы Сэнгэн-дзиндзя и дома Оши, застывшая лава, озера, родники и водопады, почитаемые как святыни.
Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО в Японии
Факты о Японии
КультураАрхитектурные объекты, созданные Ле Корбюзье, в том числе и Национальный музей западного искусства в Уэно (Токио), вошли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Вместе с ними в Японии насчитывается уже 20 групп памятников, попавших в этот список.
Первый объект Всемирного наследия в пределах Токио
На сессии Комитета всемирного наследия Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), состоявшейся 15 июля 2016 г. в Стамбуле (Турция), в список Всемирного наследия было внесено «Архитектурное наследие Ле Корбюзье», предложенное Францией и Японией. Всего в этом наследии насчитывается 17 объектов в семи странах, и одним из них стало здание Национального музея западного искусства в Токио. В пределах столицы Японии это первый объект Всемирного наследия. Теперь в Японии насчитывается 20 объектов, входящих во Всемирное наследие – 16 культурных и 4 природных памятника.
Список Всемирного наследия создан на основе Конвенции ЮНЕСКО от 1972 г. об охране Всемирного культурного и природного наследия для учёта культурных и природных памятников, имеющих универсальную культурную и/или природную ценность.
Первыми объектами японской части Всемирного культурного наследия стали буддийские памятники в местности Хорюдзи в префектуре Нара и замок Химэдзи (преф. Хёго), зарегистрированные одновременно в декабре 1993 г. Впоследствии до регистрации памятников промышленной революции Мэйдзи в 2015 году всего в этот список вошло 15 групп памятников. Четыре природных памятника стали объектами Всемирного природного наследия, а именно: остров Якусима в префектуре Кагосима, горный заповедник Сираками-Санти (преф. Аомори и Акита), зарегистрированные в 1993 г., а также полуостров Сирэтоко на о. Хоккайдо и острова Огасавара, расположенные к югу от Токио.
По состоянию на июнь 2016 г. в список Всемирного наследия ЮНЕСКО входит 1031 объект, из которых 802 – культурное наследие, 197 – природное, и 32 смешанных объекта. Конвенцию подписали 192 страны мира.
Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО в Японии
Объект | Дата регистрации |
---|---|
Культурное наследие | |
Буддийские памятники в районе Хорюдзи (преф. Нара) | Декабрь1993 |
Замок Химэдзи (преф. Хёго) | Декабрь1993 |
Историческое наследие древней столицы Киото (Киото, преф. Сига) | Декабрь 1994 |
Исторические деревни Сиракава-го и Гокаяма (преф. Гифу, Тояма) | Декабрь 1995 |
Мемориал мира в Хиросиме (преф. Хиросима) | Декабрь 1996 |
Святилище Ицукусима (преф. Хиросима) | Декабрь 1996 |
Историческое наследие древней столицы Нара (преф. Нара) | Декабрь 1998 |
Буддийские и синтоистские храмы Никко (преф. Тотиги) | Декабрь 1999 |
Средневековые феодальные замки гусуку и другие памятники архитектуры королевства Рюкю (преф. Окинава) | Декабрь 2000 |
Священные места и пути паломников в горах Кии (преф. Нара, Вакаяма, Миэ) | Июль 2004 |
Серебряные рудники Ивами и культурный ландшафт (преф. Симанэ) | Июнь 2007 |
Хираидзуми – храмы, сады и места археологических раскопок, представляющих буддизм Чистой Земли (преф. Иватэ) | Июнь 2011 |
Гора Фудзи – объект поклонения и источник артистического вдохновения (преф. Яманаси, Сидзуока) | Июнь 2013 |
Шелкопрядильная фабрика Томиока и объекты, связанные с производством шёлка (преф. Гумма) | Июнь 2014 |
Памятники промышленной революции Мэйдзи в Японии: металлургия и металлообработка, судостроительство, угледобывающая промышленность (преф. Фукуока, Сага, Нагасаки, Кумамото, Кагосима, Ямагути, Иватэ и Сидзуока) | Июль 2015 |
Архитектурное наследие Ле Корбюзье: выдающийся вклад в модернизм (Национальный музей западного искусства в Токио) | Июль 2016 |
Природное наследие | |
Остров Якусима (преф. Кагосима) | Декабрь 1993 |
Сираками-Санти (преф. Аомори, Акита) | Декабрь 1993 |
Полуостров Сирэтоко (о. Хоккайдо) | Июль 2005 |
Острова Огасавара (округ Токио) | Июнь 2011 |
Фотография к заголовку: Национальный музей западного искусства в Токио, вошедший в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как часть архитектурного наследия Ле Корбюзье (предоставлено агентством Jiji и Национальным музеем западного искусства в Токио)
(Статья на японском языке опубликована 19 июля 2016 г.)Всемирное наследие ЮНЕСКО
Имя | Тип | Местоположение | Изображение |
---|---|---|---|
Храм Камовакэикадзути (賀茂別雷神社 Камо Вакэ-икадзути Дзиндзя) или храм Камигамо (上賀茂神社 Камигано Дзиндзя) | синтоистский | Кита-ку, Киото, 35°03′37″ с. ш. 135°45′10″ в. д.HGЯOL | |
Храм Камомиоя (賀茂御祖神社 Камо Миоя Дзиндзя) или Храм Симогамо (下賀茂神社 Симогамо Дзиндзя) | синтоистский | Сакё-ку, Киото, 35°02′20″ с. ш. 135°46′21″ в. д.HGЯOL | |
Кёогококу-дзи (教王護国寺) (То-дзи (東寺)) | сингонский буддистский | храм Минами-ку, Киото, 34°58′51″ с. ш. 135°44′48″ в. д.HGЯOL | |
Киёмидзу-дэра (清水寺) | автономный буддистский | Хигасияма-ку, Киото, 34°59′41″ с. ш. 135°47′06″ в. д.HGЯOL | |
Энряку-дзи (延暦寺) | тэндайский буддистский | Оцу, Сига, 35°04′13″ с. ш. 135°50′27″ в. д.HGЯOL | |
Дайго-дзи (醍醐寺) | сингонский буддистский | Фусими-ку, Киото, 34°57′03″ с. ш. 135°49′10″ в. д.HGЯOL | |
Нинна-дзи (仁和寺) | сингонский буддистский | Укё-ку, Киото, 35°01′51″ с. ш. 135°42′49″ в. д.HGЯOL | |
Бёдо-ин (平等院) | совместный дзёдо-буддистский и тэндайский (Дзёдо-сю и Тэндай Удзи) | Удзи,Киото, 34°53′21″ с. ш. 135°48′27″ в. д.HGЯOL | |
Храм Удзигами (宇治上神社 Удзигами Дзиндзя) | синтоистский | Удзи, Киото, 34°53′31″ с. ш. 135°48′41″ в. д.HGЯOL | |
Кодзандзи (高山寺) | сингонский буддистский храм учения Омуро | Укё-ку, Киото, 35°03′36″ с. ш. 135°40′42″ в. д.HGЯOL | |
Сайхо-дзи (西芳寺) или Кокэ-дэра (苔寺) | риндзайский дзэн-буддистский | Нисикё-ку, Киото, 34°59′31″ с. ш. 135°40′59″ в. д.HGЯOL | |
Тэнрю-дзи (天龍寺) | риндзайский дзэн-буддистский храм учения Тэнрю | Укё-ку, Киото, 35°00′57″ с. ш. 135°40′25″ в. д.HGЯOL | |
Рокуон-дзи (鹿苑寺) или Кинкаку-дзи (金閣寺) | риндзайский дзэн-буддистский | Кита-ку, Киото, 35°02′21″ с. ш. 135°43′45″ в. д.HGЯOL | |
Дзисё-дзи (慈照寺) или Гинкаку-дзи (銀閣寺) | риндзайский дзэн-буддистский | Сакё-ку, Киото, 35°01′36″ с. ш. 135°47′53″ в. д.HGЯOL | |
Рёан-дзи (синдзитай: 竜安寺, кюдзитай: 龍安寺, Храм покоящегося дракона) | риндзайский дзэн-буддистский храм учения Мёсиндзи | Укё-ку, Киото, 35°02′04″ с. ш. 135°43′05″ в. д.HGЯOL | |
Ниси Хонган-дзи (西本願寺) | буддийский (Дзёдо-синсю) | Симогё-ку, Киото, 34°59′31″ с. ш. 135°45′05″ в. д.HGЯOL | |
Замок Нидзё (二条城 Нидзё-дзё) | замок | Накагё-ку, Киото, 35°00′50″ с. ш. 135°44′51″ в. д.HGЯOL |
история, религия, культура, архитектура, искусство :: SYL.ru
Япония находится в восточном направлении от Китая и Кореи, она расположена на бесчисленном количестве мелких и четырех больших островах. Существует легенда, что цепочка островов появилась благодаря каплям, упавшим в океан с копья бога. Первыми жителями островов являлись переселенцы из Азии. Они смогли выжить в неблагоприятных условиях из-за умения разводить скот и выращивать рис. Им приходилось отбивать атаки местных племен, но со временем они заселили все большие острова на архипелаге. На уклад жизни японцев, культуру и историю издревле значительное влияние оказывали Китай и Корея. Интересные особенности средневековой Японии будут рассмотрены далее.
Исторические сведения
Как рассказывает история средневековой Японии, самые первые упоминания о правителях страны относятся к VII веку до н. э. Хотя ученые утверждают, что первое государство возникло здесь только в III–IV веке на территории племени ямато. Вожди ямато за последующие три столетия смогли завоевать племена, проживающие на островах Хонсю и Кусю, также известны их атаки на земли Кореи.
Местные жители до сих пор уверены в божественном происхождении императорской династии. По легенде, богиня солнца вручила знаки власти первому императору. Хотя правитель пользуется безграничным почтением, но реальной власти почти никогда не имел.
Как рассказывает история, средневековая Япония всегда управлялась представителями нескольких самых богатых и уважаемых семей, передававших власть из поколения в поколение. С 645 года сторонники императора устроили переворот, в результате которого был устранен от правления род Сога. Такой шаг должен быть укрепить государственную власть, чтобы все жители подчинялись одним законам, а местные власти безоговорочно исполняли приказания императора.
Страна в Средневековье
Страна всегда развивалась обособленно, ведь располагалась на периферии остального мира. Ученые считают, что становление Японии отдельно от китайской цивилизации началось около 100-400 годов, поэтому культуру средневековой Японии можно отнести к островной форме культуры Китая. Японцы переняли многое от китайской цивилизации – религию, письменность, буддизм, ритуалы, искусство, церемонии. Уже немного позже японская цивилизация стала отличаться. Она настолько органично смогла сочетать традиции Китая со своими приобретениями, что становится отдельной самобытной культурой.
Правители средневековой Японии
В 8 веке реальными правителями стали представители рода Фудзивара, которые превратили императорские семьи в заложников в собственных дворцах. До истечения 12 столетия былая власть монархов идет на убыль. Появляется альтернативное самурайское правительство – сегунат в Камакуре. В 1221 году дворцовая аристократия полностью разгромлена в антисегунском восстании, а император превращается исключительно в распорядителя церемоний и ритуалов. Чтобы содержать пышный монарший двор, ведется продажа почетных должностей всем желающим самураям.
После падения сегуната император Го-Дайго проводит реставрацию Кэмму с целью вернуть государственную модель 9 века, но она вызвала социально-политический кризис. Императорский дом распался на две династии: Северную и Южную. Только через 30 лет единство дома было восстановлено стараниями самурайского сегуната Муромати, но монархи потеряли власть над страной. Трагические события повлекли за собой упадок императорского дома. В течение нескольких веков не проводилась церемония Императорского сбора урожая и не назначался наследник – Великий сын императора. Только с приходом к власти в 18 веке сегуната Токугава восстановлены императорские ритуалы и церемонии.
Религиозные предпочтения
В средневековой Японии происходит смешение нескольких религиозных течений. Наиболее всего выражен синтоизм или «путь богов». Большинство населения свято веровали в мифы, поэтому всему приписывали божественные истоки. Духи неба считались предками монархов, а простые жители происходили от духов более низкого происхождения. В синтоизме поклоняются духам предков, а после смерти готовятся сами превратиться в духов. Бестелесные сущности вездесущи, они невидимо изменяют течение жизни, способны влиять на происходящие события. Благодаря синтоизму проявляется еще одна отличительная черта японцев – любовь к гармонии природы.
Из Китая в Японию пришел буддизм. Придворная знать первая решила примкнуть к этому новомодному учению. Философское учение должно было сплотить страну и поддержать авторитет центральной власти. Религия в средневековой Японии вошла в кодекс чести самураев: дисциплинированность, хладнокровность, отрешенность и самоконтроль. Стали появляться буддийские монастыри, готовящие настоящих бесстрастных воинов. С буддизмом японцы позаимствовали иероглифическую письменность, которая нужна при переписывании священных буддийских наставлений.
В стране мирно уживались две религии, в некоторых случаях они переплетались между собой. Население могло одновременно следовать принципам предписаний синтоизма и буддизма, которые не шли между собой в диссонанс. Государственной религией в средневековой Японии считается буддизм, но в качестве национальной религии одновременно проявляется и синтоизм. От буддизма в 12 веке отделяется отдельная ветвь – конфуцианство. По новой идеологии, дети не только должны подчиняться решению родителей, но и безоговорочно их любить.
Концепция права
Известна самая первая конституция Сётоку-тайси, относящаяся к ранней эпохе Тайка 604 года. Концепция права в то время слабо очерчена, можно сказать разве что о нормах наказаний, обозначенных понятиями кары или божьего гнева. Нужно было следовать определенным нормам поведения, называемых гири. В стране существовало несколько гири: отца и сына, старшего и младшего братьев, мужа и жены. Также выделялись гири, не связанные с семейными отношениями, то есть между торговцами и покупателями, хозяина и подчиненного и подобное. Им следовали как неписанным законам, с учетом осуждения в случае плохого или некорректного отношения к близким людям или подчиненным.
Собственное обычное право (букэ-хо) было обозначено в военной касте (букэ или самураи). Внутри военного сообщества существовал свой кодекс правил, основанный на исключительной верности подчиненного своему сюзерену. Если последний проявлял излишнюю жестокость, то вассал не имел никаких прав на защиту, всецело зависел от воли своего господина. Немного позже против произвола сюзеренов составили специальный Сборник обычаев военной касты, в котором указывались нормы уголовного права и кодекс чести для военных.
В средневековой Японии право предписывало только одно – подчинение низших слоев населения вышестоящим по иерархии господам. В государстве для каждой социальной группы существовали четко обозначенные функции, уточнение обязанностей описывалось в сборниках рицу-рё. Термином «рицу» указывались репрессивные нормы, а термином «рё» – административно-применительные.
Экономика
В 17 веке военачальнику Токугаве Иэясу удалось сформировать династию сёгунов. Хотя император считался главой страны, династия сёгунов управляла всеми сферами деятельности Японии. Возникла необходимость создания своей денежной единицы. Только от риса зависела экономика средневековой Японии. В качестве стандартной единицы измерения считалось такое количество риса, которое человеку нужно для питания в течение одного года. Налоги тоже платились рисом. С середины 16 века в страну часто стали приезжать португальцы, предпочитающие вместо риса рассчитываться золотыми монетами. Местные феодалы тоже ощутили преимущества драгоценных металлов. Токугава продолжил дело своего предшественника Тоетоми Хидэёси, который прибрал к рукам большую часть золота и серебра страны. Так и появилась золотая монета обан, но ее не использовали для оплаты сделок, а дарили или награждали.
Японская знать стремилась привязать крестьян к земельному наделу. Крупные землевладельцы пытались решить проблему, как усмирить восстание крестьян или вернуть сбежавших подчиненных назад. Появляются специальные отряды обученных воинов, которые с течением времени образовали свою замкнутую общину самураев. Стал соблюдаться кодекс чести воинов, или бусидо, который основывался на идеи верности господину. Воин обязывался ценой жизни защищать своего господина, а в случае бесчестья совершить ритуальное самоубийство, или харакири.
Политический уклад
С 12 века укрепилась феодальная иерархия. Ввиду феодальной раздробленности страна пребывает в состоянии постоянных междоусобных разборок. Даже после установления верховной власти сёгунов стычки между мелкими феодалами не прекращаются. Среди таких условий создается мировоззрение самурая, готового принести себя в жертву своему сюзерену. Самурай становится образчиком мужества, чести и верности.
После появления больших феодальных хозяйств начинается образование и рост городов. Около замка властителя начинал строиться город, где преобладало торговое и ремесленное население. На смену частным землевладениям приходят крупные латифундии.
Культура средневековой Японии
В зрелом Средневековье начинают строиться новые города, укрепляются связи с Китаем, развиваются ремесла и расширяется торговля. Появляются совершенно другие эстетические предпочтения, основанные на народных мотивах. Япония постепенно приобретает самобытные черты, переходит на другой уровень развития. В художественной культуре средневековой Японии акцент делается на человеческое восприятие мира, драматическую подоплеку совершаемых поступков. Стали появляться драматические произведения для постановок в театре. В живописи и скульптуре в самостоятельный жанр выделяется пейзаж и портрет. На изобразительное искусство средневековой Японии влияют суровые будни эпохи, наполненной конфликтами. Искусство пронизано налетом буддизма, особенно процветает секта Дзэн. Прежде приходилось осуществлять непонятные сложные религиозные обряды, но секта Дзэн перевела служение в более простую и понятную форму. Отрицается любая буддийская литература и множественные обряды, на место которым приходит только стремление к познанию своей духовной сущности. Каждый мог стать на путь истины посредством созерцания и углубления в себя.
Воспевание самураев
В то время самураи еще не стремились к роскоши и изнеженности дворцов. Им приходилось часто вступать в схватки в междоусобицах, отбивать атаки чужестранных племен, поэтому главным для них были воинская доблесть, отвага и честь. Воинскому сословию понятия дзэн-буддизма пришлись по душе, ведь рая можно достигнуть дисциплиной и одной простой молитвой. О воинах слагают повести-гунки, передающие ощущение тревоги, но лишенные пышности интерьеров и напыщенности. Подвиги самураев описываются в свитках, появляется культ меча и брони, возводятся статуи Будды, исполненные со всей строгостью. Сочиняли стихи, как самураи отправляются на охоту, стреляют и упражняются в верховой езде. В особом почете нарское искусство, выраженное в строительстве статуи Будды Камакура. В средневековой Японии начинают реставрировать нарские храмы, разрушенные во время войны или те, что находятся в ветхом состоянии.
Архитектурные предпочтения
Чем особенна архитектура средневековой Японии? В 12 веке буддийские храмы стали возводить среди живописной природы. Природу считали божеством, поэтому архитектурные сооружения должны были гармонично вписываться в окружающий пейзаж. Усадьбы и дворцы строились в виде прямоугольника, обращенного южной стороной к площади, обрамленной с двух сторон галереями с флигелями. С южной части здания всегда старались обустроить пейзажный сад, состоящий из озер, скал, мостов и островов. Сады должны навевать мысли об уединении, настраивать на тишину и спокойный лад. Вместо бурного потока водопада предпочитали сооружать пруды со стоячей водой, а на поверхности должны покачиваться утонченные цветы лотосов. Прелесть уединенного сада создавали в хэйанских парках, когда за каждым поворотом тропинки ожидала перемена пейзажа. Вместо воздушных мостов появились гладкие камни, которые создавали мозаичные картины. Пользуются успехом у знати сады, декоративные все четыре времени года.
Наиболее излюбленными в то время становятся дворцы, замки и домики для проведения чайных церемоний. Наблюдается стремление к простым архитектурным линиям. Деревянные сооружения не всегда покрывались краской. Сучки на поверхности древесины обыгрывались в качестве декоративных элементов. Постройки возводились в виде прямоугольного павильона, окруженного галереей, а крыша должна иметь изогнутую форму. Строятся многоярусные пагоды, хотя и небольшого размера. Если здание окрашивается, то не используется больше одного-двух цветов. В Японии самыми первыми священными храмами считались кладовые, где хранились запасы риса. Кладовые возвышались на высоких столбах, чтобы влага не испортила рис. Первые храмы строились по типу кладовых для зерна. Климат в Японии достаточно влажный, но деревянные храмы сохранились до наших дней. Этим долголетием они обязаны обычаю японцев каждые 20 лет разбирать священные храмы, а на том месте возводить новые из другого материала.
Светское строительство
С 16 века строились феодальные замки, способные за своими надежными стенами сдерживать атаки вражеских армий. Эти многоярусные сооружения возводили из дерева, а в основе закладывали каменные фундаменты. Вокруг дополнительно строили бастионы и низкие стены, а по периметру замок окружали рвы. Самым впечатляющим замком того времени является Химедзи близ Кобе, состоящий из 80 различного вида построек.
Эпоха Эдо привнесла затишье после разрушительных междоусобных войн. Вместо замков разворачивается строительство дворцов. Они являются одноэтажными постройками, хотя самые первые еще имеют систему укреплений, но далее уже строят подобно садово-парковому ансамблю. По традиции дворцовые стены не обладают конструктивными функциями, поэтому заменяются проемами или съемными перегородками. Строители пытались достигнуть максимальной естественности и единства с природой.
Живопись
Начиная с 7 века, живопись средневековой Японии остается очень простой. Об уровне мастерства можно судить по росписи, украшающей ковчег Тамамуси из храма Хорюдзи. Автор разрисовал ковчег желтой, красной и зеленой краской по черному основанию. По мере распространения буддизма появляется все больше культовых сооружений, поэтому появился спрос на высококвалифицированных художников. Теперь мастера совокупно работали над одним рисунком соответственно своей специализации. Один художник только делал набросок, второй занимался раскрашиванием, а третий обводил контур готовой картины. На полотнищах эмакимоно в 8 веке рисунки имеют символический характер, здесь отсутствует динамика. Начинает развиваться пейзажная и жанровая живопись. Ярким примером служит раскрашенная ширма «Женщина с птичьими перьями», где линии уже становятся более плавными и легкими, создается выразительное изображение. С 9 века развивается буддийская живопись, для которой характерно изображать мандалу. Чтобы нарисовать мандалу, применяли более дорогие материалы, например, серебро и золото.
В конце 16 века появляется ряд школ живописи: Тоса, Сога, Кано, Кайхо, Ункоку. В этот период создано много уникальных картин, принадлежащих не только известным мастерам, но и неизвестным художникам.