Объекты культурного наследия РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящее издание представляет собой актуали
зированный на 2016 г. Каталог объектов культурного
наследия (памятников истории и культуры), распо
ложенных в административных районах Республики
Татарстан.
Большинство объектов культурного наследия,
включенных в настоящий Каталог, были исследова
ны по единой методике и на достаточно высоком на
учном уровне в 1989–1999 гг., когда под эгидой Мини
стерства культуры Республики Татарстан (МК РТ)
вел свою исследовательскую работу отдел Свода па
мятников (вначале при Институте языка, литерату
ры и истории им.
ве Института истории Академии наук Республики
Татарстан).
В те годы по заданию Главного управления госу
дарственного контроля охраны и использования па
мятников истории и культуры МК РТ были обследо
ваны почти все памятники истории и культуры
(включенные в списки на основании решений органов
государственной власти), а также выявлена весьма
значительная группа недвижимых исторических
объектов (здания, сооружения, мемориальные места,
захоронения), обладающих, по современной право
вой терминологии, признаками объектов культурно
го наследия, и расположенных в населенных пунктах
всех административных районов Татарстана. Преж
де всего были использованы и уточнены сведения из
ранее составленных научных паспортов на памятни
ки истории и культуры, находящихся под охраной
государства. По остальным объектам шли поиски до
кументального материала в архивах и библиотеках.
Наряду с историками и культурологами к этой рабо
те были привлечены архитекторы, которые труди
лись над составлением архитектурных описаний ис
торических зданий и сооружений.
Первым итогом всей этой работы явилась публи
кация коллективного труда «Республика Татарстан:
памятники истории и культуры. Каталог справоч
ник» (Казань, 1993), в котором наряду с Казанью
впервые были представлены краткие описания па
мятников истории и культуры и обладающих соот
ветствующими признаками объектов во всех адми
нистративных районах Татарстана. В 1995 г. на та
тарском и русском языках была опубликована книга
«Республика Татарстан: памятники истории и куль
туры татарского народа (конец XVIII — начало XX
веков)», а в 1998 г. увидела свет коллективная моно
графия «Республика Татарстан: православные па
мятники (середина XVI — начало XX вв.). Эти книги
до сих пор полезны всем специалистам и широкому
кругу людей, интересующихся культурным насле
дием Татарстана, а почерпнутые из них сведения и
целиком статьи по отдельным памятникам нередко
перемещаются в Интернет и приводятся в качестве
авторитетного источника профессиональной инфор
мации. Недостатком названных полупрофессиональ
ных полупопулярных книг явилось, к сожалению,
заведомо низкое качество бумаги и, как следствие
этого, довольно серый уровень печати, что не позво
ляло сопроводить тексты иллюстрациями в необ
ходимом для справочника объеме.
Сведенные в единое целое, дополненные архитек
турными описаниями и отредактированные данные
печатных изданий 1993–1995 гг. были включены в со
став так называемого полного «Свода памятников ис
тории и культуры Татарстана». Причем, в 1999 г. уви
дела свет только вторая часть подготовленного Свода
(«Татарстан. Административные районы»). Первую,
где были объединены сведения о памятниках истории
и культуры города Казани, авторскому коллективу и
Главному управлению государственного контроля
охраны и использования памятников истории и куль
турыМинистерства культуры Республики Татарстан,
издать в то время (и позже) не удалось. Необходимо
отметить, что значительная часть подготовительного
материала для этого издания спустя годы была утеря
на, и опубликованные в Своде описания до сегодняш
него дня служат основным источником сведений для
довольно длинного перечня вновь выявленных объек
тов культурного наследия.
В «Свод» 1999 г. включены сведения и натурные
фотографии сохранившихся объектов по состоянию
на конец 1997 г. Структура этого «Свода» соответ
ствует типу научных изданий данного профиля и со
держит определенный, хотя и не самый подробный,
справочный аппарат и список справочной литерату
ры. Однако отказавшись от традиционного оформле
ния книги в пользу авангардных дизайнерских ре
шений были допущены определенные огрехи по рас
положению иллюстраций и некоторых справочных
текстов, а шрифтовое однообразие чрезвычайно
3
Тюрко-Татарский Мир: Отдел Свода памятников истории и культуры РТ
Отдел Свода памятников истории и культуры РТ
ныне Казанский институт историко-культурного наследия
Казанский институт историко-культурного наследия
В 1989 г. в составе ИЯЛИ им Г.Ибрагимова была создана временная творческая группа, с начала 1990 г. преобразованная в хозрасчетный отдел Свода памятников истории и культуры РТ, в котором сконцентрировалась работа по подготовке и изданию атласа историко-культурного наследия Татарстана. С 1997 г. головным научным учреждением по подготовке Свода определен был Институт истории АН РТ.
С 1990 г. сотрудниками отдела фронтально исследованы административные районы республики, выявлены, зафиксированы и паспортизированы все наиболее значимые объекты историко-культурного наследия Татарстана, опубликованы более двадцати монографических исследований, посвященных историко-архитектурному изучению сохраненных и уже утраченных культурных и исторических ценностей республики. Среди них особое место занимают каталог-справочник «Республика Татарстан: памятники истории и культуры», «Свод памятников истории и культуры Республики Татарстан», «Республика Татарстан: памятники истории и культуры татарского народа.
Важнейшим направлением научной работы с 1997 г. стало изучение памятников историко-культурного наследия татар в местах их компактного проживания на территории Российской Федерации. В ходе комплексных экспедиций исследованы татарские населенные пункты в пятнадцати регионах России.
Важное место среди научных интересов сотрудников занимает исследование истории мусульманского духовенства и национального предпринимательства. В рамках созданного в 1997 г. Центра по изучению историко-культурного наследия народов РТ готовились и издавались книги по истории отдельных административных районов, населенных пунктов Татарстана, предприятий и организаций.
В феврале 2003 г. хозрасчетные научно-исследовательские подразделения Института истории АН РТ – отдел Свода памятников и Центр по изучению историко-культурного наследия РТ были реорганизованы в автономную некоммерческую организацию «Казанский институт историко-культурного наследия».
Основные задачи Института заключаются в реализации положений Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного наследия, проведении фундаментальных и прикладных исследований в сфере изучения историко-культурного наследия татарского народа и народов Республики Татарстан, научном обеспечении региональной политики по вопросам охраны и использования исторического и культурного наследия, а также в подготовке высококвалифицированных научных кадров в области геральдики, памятниковедения и музейного дела Республики Татарстан.
Сотрудниками «Казанского института наследия» на контрактной основе являются кандидаты наук Липаков Е.В., Надырова Х.Г., Нестеренко И.М., Салихов Р.Р., Хайрутдинова Л.Ф. Руководит Институтом заместитель директора по научной работе Института истории АН РТ, к.и.н. Хайрутдинов Рамиль Равилович, заместителем является к.и.н. Салихов Радик Римович.
Особое значение уделяется координации работ по изучению, созданию и утверждению территориальной символики Республики Татарстан, обеспечению научно-организационной деятельности Геральдического совета при Президенте Республике Татарстан. Эта деятельность возложена на Центр геральдических исследований Казанского института наследия (руководитель – Миннуллин И.Р.).
Изучение, охрана, реставрация и использование недвижимых памятников истории и культуры в Республике Татарстан
ИНФОРМАЦИОННЫЙ СБОРНИК, ВЫПУСК №1
Законодательные, нормативные правовые акты
Казань: Издательство “ФЕСТ”, 1997. 144 с.
См ниже макет сборника в формате PDF (Acrobat Reader)
В первый выпуск информационного сборника включены основные законодательные, нормативные правовые акты Республики Татарстан за 1992–1997 гг., регулирующие общественные отношения в области охраны и использования культурных и исторических ценностей и определяющие порядок учета, распоряжения и управления недвижимыми памятниками истории и культуры, обеспечения их сохранности, содержания, использования и реставрации.
Сборник предназначен для органов государственного управления, государственных органов охраны памятников истории и культуры, реставрационных организаций, специалистов в области охраны и использования памятников истории и культуры, пользователей и собственников памятников, студентов и аспирантов вузов, учителей и всех читателей, кото интересуют проблемы сохранения культурного наследия.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
- /publicat/izuch_ohrana_.pdf ( 991.83 Кбайт )
Культура | Национальное бюро конгрессов
Исторические аспекты
Республика Татарстан имеет богатое историко-культурное наследие. Сочетание не менее четырех типов культурных влияний (тюркского, финно-угорского, болгарского и славяно-русского), а также двух религий (ислама и христианства) определяет уникальность этих мест, уникальность искусства, а также культурного и исторические ценности.
Яркое самобытное искусство и культура татар наследует традиции государств Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства. Влияние ислама, принятого в 922 г., также было значительным. Существовавшая в народе руническая письменность была заменена арабской, что дало толчок развитию науки, философии и литературы.
В 1236 году Булгария вошла в состав Золотой Орды, культура которой представляла собой симбиоз тюркских, монгольских и среднеазиатских культурных традиций со свойственными им пышностью орнаментации и богатством декора, использованием драгоценных металлов, камней и самоцветов. Особое значение имеет создание предметов, связанных с украшением коня и снаряжением воина, производством оружия и других художественных изделий.
Город Булгар в 13-14 веках представлял собой огромный для того времени городской комплекс, от которого еще в 1722 году (посещение его Петром I) сохранилось около 70 белокаменных зданий. Тогда царь своим указом повелел охранять их как памятники истории и архитектуры. Площадь второго по величине города Болгарии, Биляры, достигала 530 га (Киев в то время занимал 150 га, Париж — 439 га).
В результате распада Золотой Орды возникло новое государство — Казанское ханство (1438 г.) со столицей в городе Казани. Столица продолжала развивать лучшие традиции зодчества. На территории Казанского кремля было возведено множество белокаменных и кирпичных сооружений.
Во второй половине XVI века Казанское ханство вошло в состав Русского государства. Переселенцы, прибывшие в Казань из Москвы, Новгорода, Пскова и других русских городов, принесли с собой элементы русской культуры.
К 19 веку, с появлением мануфактурного производства, декоративно-прикладное искусство достигло своего расцвета. Были созданы классические узоры золотошвейного и тамбурного шитья с богатым орнаментом, украшения с изящной сканью, пестрые женские головные уборы — калфаки, декоративные полотенца с тончайшими узорами.
Культура
В республике проживают люди с разным историческим прошлым и культурными традициями. Сочетание как минимум трех типов культурных влияний (тюркских, славяно-русских и финно-угорских) определяет уникальность этих мест, уникальность культурно-исторических ценностей.
С Татарстаном связана судьба многих выдающихся деятелей культуры: певца Федора Шаляпина, писателей Льва Толстого, Сергея Аксакова и Максима Горького, Василия Аксенова, поэтов Евгения Боратынского, Гавриила Державина, Марины Цветаевой и Никиты Заболоцкого, художников Ивана Шишкина и Николая Фешина . Классик татарской поэзии Габдулла Тукай, поэт и герой Муса Джалиль, композиторы Фарид Яруллин, Салих Сайдашев, Назиб Жиганов, Софья Губайдулина и многие другие составили славу татарской культуры.
Развитие письменности, литературы
Тюркская письменность имеет древние традиции. Уже в V-VI веках широко использовалась общетюркская руническая графика. В 10 веке вместе с исламом в Волжскую Булгарию пришла арабская письменность. Принятие арабской графики способствовало установлению тесных культурных связей с Востоком, развитию литературы и просвещения. До 1928 года татары пользовались арабской графикой. В 1928-1938 годах была введена письменность на основе латинского алфавита, а с 1938 — на основе русского алфавита (кириллица).
Если в первые семь веков своего существования татарская литература знала только поэтический жанр, то с XVIII века большое развитие получила и проза. XIX век и начало XX века ознаменовались появлением целой плеяды выдающихся писателей, таких как Г. Тукай, К. Насыри, Г. Камал, М. Гафури, Г. Исхаки, Ф. Амирхан, Г. Ибрагимов и другие.
Первая татарская книга была издана в Лейпциге (Германия) в 1612 г., а первое татарское книжное издание появилось в России в 1722 г.
Музыка и танцы
Все многообразие татарского музыкального фольклора можно разделить на песенное и инструментальное. Именно песня ярко отразила эмоциональную жизнь народа — его горести и радости, праздники и обычаи, быт и историческое развитие. Песни татар включают обрядовые (календарные, свадебные), исторические и лирические песни. В народной музыке сложилось только сольное пение, традиционно одноголосное.
В старинных песнях и фольклорных танцах девушек с их пластикой и грацией, застенчивыми движениями нет и намека на размах, раздолье или разгул. Монотонные движения мелкими шажками почти в одном и том же месте в татарском народном танце, а также протяжные грустные песни красноречиво говорят о скромной затворнической жизни девушек-мусульманок.
Наиболее распространенными инструментами татарского музыкального фольклора были: гармонь-тальянка, курай (инструмент типа флейты), кубыз (скрипка), сурнай (восточный музыкальный инструмент).
Религия
Традиционными для республики религиями являются ислам и православие. Татары и башкиры (то есть около половины населения республики) исповедуют ислам. Другая часть населения: русские, чуваши, марийцы, удмурты, мордва — православные христиане. Католицизм также представлен в Татарстане, протестантизм, иудаизм и другие конфессии.
В основе межконфессионального согласия в республике лежит соблюдение баланса интересов двух основных конфессий и равенство всех религий перед законом.
Сабантуй
Сабантуй (тат. Сабантуй, ‘сабан туэ’ — праздник плуга) — древний обряд тюркских народов. Традиционно он проводился перед посевными работами, а теперь это веселый праздник по их окончании, на котором проводятся народные песни и танцы, шуточные конкурсы и спортивные состязания.
Сабантуй имеет более чем тысячелетнюю историю. Еще в 921 году ее описал в своих трудах известный исследователь Ибн Фадлан, посол из Багдада, прибывший к булгарам. Татары издревле считали Сабантуй большим событием и готовились к нему заранее. Празднества вели старейшины, устанавливавшие порядок состязаний. По сей день не только в Казани, но и по всей России и даже за границей татары шумно и весело отмечают праздник сохи.
Сегодня традиционный Сабантуй открывает приветственным словом один из руководителей района или города, а на главном Сабантуе в Казани — Президент Татарстана. После торжественного открытия праздника начинается развлекательная часть: выступают певцы, танцоры, самодеятельные артисты или профессиональные артисты. Представления сменяются чередой шуточных состязаний на ловкость и силу, например, различные соревнования по бегу: бег в мешках, бег с наполненными водой ведрами на коромысле, бег с ложкой во рту с положенным на нее яйцом. Гости соревнуются в бою с мешками с сеном, которые гонят по скользким бревнам; соревнуйтесь в игре, во время которой вам нужно с завязанными глазами разбить палкой установленный на земле глиняный горшок. Также популярны перетягивание каната, залезание на высокий гладкий столб за закрепленным наверху призом. В качестве приза победитель может получить живого петуха в клетке, сапоги и другие товары.
Самым значимым соревнованием Сабантуя была и остается национальная борьба на поясах «кореш». Лидер конкурса традиционно награждается самым ценным подарком Сабантуя. Раньше победителю дарили живую овцу, сейчас это может быть автомобиль или бытовая электроника.
На Майдане, так называемой площади для празднования, проводятся различные конкурсы между певцами, чтецами и танцорами, организуются мастер-классы по народным ремеслам. Обычно Майдан длится с 10-11 утра до 14-15 часов. Здесь продаются сладости и другие угощения, в том числе национальные, часто устраиваются семейные чаепития с самоваром.
Сабантуй в Татарстане имеет статус государственного праздника и проводится в каждом муниципальном районе и поселке республики. Ежегодно сотни тысяч жителей и гостей республики принимают участие в Сабантуе по всему Татарстану в качестве организаторов, артистов, спортсменов и просто зрителей.
Как правило, в праздновании Сабантуя принимают участие высокопоставленные лица. Так, в свое время Борис Ельцин с первого удара битой разбил котел, Владимиру Путину удалось достать монетку из кадки со сливками «катык», а Дмитрий Медведев подделал часть фразы «Кузнец — народное счастье». на подкове.
Сабантуй внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Музеи
Всего в республике 162 музея (включая филиалы).
Музей-заповедник Казанский Кремль
Музей-заповедник «Казанский Кремль» — уникальный архитектурно-исторический памятник, по праву отнесенный к объектам Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. В состав музея-заповедника входят: Казанская Кремлевская слобода (X—XVI вв.), каменно-кирпичный Кремль (XVI—XVIII вв.), архитектурные сооружения (XVI—XIX вв.). На территории музея-заповедника открыты экспозиции ряда музеев: Музея истории государственности Татарстана, Центра «Эрмитаж-Казань», Музея исламской культуры, Музея естественной истории Татарстана, Музея пушек. Двор, Выставочный зал «Манеж», Музей истории Благовещенского собора
Главная страница
Музей городской панорамы
Музей «Городская панорама» — современный интерактивный музей, посвященный 1000-летней истории Казани. Здесь можно осмотреть город в макетах, начиная с периода Казанского ханства XV-XVI веков и заканчивая современной Казанью.
Музей «Городская панорама»
Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Остров-град Свияжск»
Древний волжский город-остров Свияжск по праву признан памятником истории и культуры мирового значения. Это первый русский город на Средней Волге. Именно отсюда в 1552 году начался поход Ивана Грозного на Казань. Успенский собор и монастырь включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
https://www.ostrovgrad.org/home
Болгарский государственный историко-археологический музей-заповедник
Болгарский государственный историко-археологический музей-заповедник – самый северный в мире памятник средневекового мусульманского зодчества, уникальный и единственный образец булгаро-татарского зодчества середины XIII-XIV веков. Древний город Болгар включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
https://vbolgar.ru/?lang=ru
Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Площадь заповедной зоны составляет 491,5 га, на которой расположены 184 памятника истории и культуры, объекта культурного наследия, из них 6 федерального значения. В состав музея-заповедника входят мемориальные комплексы, посвященные известным личностям.
http://www.elabuga.com/
Театры
Количество театров в Республике Татарстан – 20.
Театр оперы и балета Мусы Джалиля
Театр оперы и балета имени Мусы Джалиля — один из крупнейших музыкальных театров России. Здесь ставят спектакли со сложной сценографией и световыми эффектами. Ежегодно в театре проходят два масштабных международных фестиваля — оперный, посвященный певцу Федору Шаляпину, и балетный, носящий имя всемирно известного артиста балета Рудольфа Нуриева.
https://kazan-opera.ru/
Театр Галиаскара Камала
Татарский государственный академический театр носит имя известного драматурга и писателя Галиаскара Камала. Более 100 лет театр поддерживает и популяризирует татарскую драматургию среди зрителей.
https://kamalteatr.ru/?lang=ru
Татарский государственный театр кукол «Экият».
Татарский государственный театр кукол «Экият» — один из старейших театров Татарстана, он был основан в 1934 году. С 1974 года театр входит в состав УНИМА — Международной организации театров кукол. В репертуаре театра более 50 спектаклей, созданных по мотивам сказок разных стран мира и современных произведений.
http://puppet-show.ru/
Молодежный театр на Булаке
Молодежный театр на Булаке создавался как центр творческих инициатив, площадка, позволяющая молодым коллективам ставить собственные экспериментальные постановки. Здесь нет шика, присущего интерьерам академических театров, но все внимание зрители обращают на артистизм труппы. В театре ставятся произведения современных авторов, но репертуар дополняется и классикой.
https://teatrnabulake.ru
Татарская Атлантида. Путеводитель по Старо-Татарской слободе
«Старо-Татарская слобода» («Старая татарская слобода») — душа исторической части Казани. Прогулка по ней откроет для вас историю татарской культуры среди более чем 70 памятников XVIII-начала XX веков, сосредоточенных в одном месте
Медресе
школа, майдан, пл.
Старая Татарская слобода расположена недалеко от станции метро «Площадь Тукая» в самом центре Казани. От города его отделяют естественные границы — озеро Кабан и канал Булак. Если вы хотите больше узнать о культуре татарского народа, его быте и его героях, отправляйтесь на прогулку в эту часть города. Давным-давно этот участок города был отгорожен стеной, за которой жила совершенно уникальная Казань — с яркими домами и устремленными в небо минаретами мечетей.
Майдан
также известен как базарная площадь, место встречи или собрание людей.
История Слободы началась в 1552 году, когда Иван Грозный завоевал Казань и переселил верных татар из верхней части города на левый берег озера Кабан. Эта территория постепенно заполнялась купеческими домами, мечетями и медресе. Татары основали свой «майданнар» и наладили производство украшений, головных уборов и предметов быта. Жизнь в этом новом районе постепенно стала налаживаться, и со временем эта часть Казани стала одной из самых богатых и привлекательных в городе. Историки называют Старо-Татарскую слободу «татарской Атлантидой», так как она продолжала уцелеть во время восстания Емельяна Пугачева в Казани, а затем спокойно продолжила свой быт. Здесь вы найдете сохранившиеся памятники истории и архитектуры, часть из которых занимали татарские художники культуры и искусства. Старо-татарская слобода всегда была уникальным самодостаточным уголком Казани. В 19№ 98 была объявлена историко-культурной заповедной территорией «Иске-Татарское бистесе» с особым статусом и режимом.
Если встать возле фонтанов театра Камала лицом к озеру Кабан и начать поворачиваться по часовой стрелке, то можно заметить, что архитектура чередуется веками через каждые 45 градусов: мечеть Аль-Марджани XVIII века, залы «Болгар». 19 века, «Восточный клуб» 20 века и, наконец, современные постройки на самом правом берегу Булака и низовьях озера Кабан. С последним связано множество легенд – говорят, что в глубинах озера спрятан золотой клад ханов. Многие пытались найти клад, а некоторым удавалось зацепить таинственно тяжелые предметы, но ему всегда удавалось прорваться и уйти от охотников за сокровищами. Таким образом, легендарное сокровище озера еще предстоит найти.Вдоль озера тянется купеческая часть Старо-Татарской слободы. Белый минарет первой каменной мечети Аль-Марджани выделяется на фоне красочных малоэтажных зданий. Он был построен по личному указу Екатерины II на средства прихожан, поспешивших воспользоваться милостью правительницы. Со строительством мечети произошло образование мусульманского прихода после покорения Казани в 1552 году. Когда пришло время возводить минарет, городские власти забеспокоились: «Татары строят слишком высоко», — писали правителю . «Әби паша» («царица-бабушка» по-татарски) ответила знаменито: «Я назначил им [татарам-мусульманам] место на Земле, чтобы они вольны подниматься на небо по своему усмотрению, потому что небо не войдите в мой домен».
Муэдзин
служитель мечети, который призывает верующих к молитве.
Мечети в квартале стоят так близко друг к другу, что во время азана голоса муэдзинов, призывающих на молитву, сплетаются в один. Первой начинается Аль-Марджани, за ней следует Апанаевская мечеть, а через улицу ей вторят Бурнаевская и Голубая мечети. Прихожане спешат к своим мечетям, по дороге надев головной убор каляпуша.
Каляпуш
мужской головной убор, который надевают даже при входе в мечеть.
Династия купцов Апанаевых когда-то владела большей частью домов в этом поселении. На улице Фатиха Карима до сих пор можно увидеть их усадьбу — красивое розовое здание. Это одно из первых зданий в квартале, построенное в форме буквы L. Купцы Слободы помогали тем, кто был слабее и беднее остальных: в усадьбе Апанаевых жили инвалиды, дети, ранее жившие на улице, и другие люди, не имевшие иной помощи и крова. В советское время эта усадьба использовалась как больница, а сейчас в ней находится городская поликлиника и один из крупнейших реанимационных отделений.
Дом Апанаева выходит прямо на Юнусовскую площадь, которая до советских времен была главной площадью города. Он был наполнен зеленью, и в первые годы 20 века здесь проходили митинги и массовые собрания. Именно на этой площади город прощался с великим татарским поэтом Габдуллой Тукаем, и в течение десяти лет с 1987 по 1919 гг.97, в его честь она была названа площадью Тукая. Здесь же находится музей Тукая, также известный как Дом Шамиля. Он напоминает замок Диснея и стоит особняком от остальных зданий Квартала.
На пересечении улиц Тукая и Сафяна вы заметите возвышающуюся усадьбу Юнусовых, а на пересечении улиц Сафяна и Каюма Насыри — первый дом семьи Апанаевых.
В глубине городища также можно увидеть Азимовскую и Бурнаевскую мечети. Если увидите их, считайте себя местным, так как вы бы прошли и увидели одни из самых потаенных уголков Старо-Татарской слободы, о которых знают только местные жители.
На пешеходной улице Каюма Насыри находится вторая каменная мечеть — Апанаева, иногда называемая Байской. Его внешний вид скромнее, чем у Аль-Марджани, однако внутри он богато украшен. Эта мечеть была названа в честь династии купцов Апанаевых, взявших на себя заботу о ней с 18 по 20 века. Самая короткая улица Казани — улица Кунче пересекает Апанаевскую мечеть. История этой короткой улочки просвечивает – в стенах кирпичного здания вы заметите углубления, внутри которых бережно разместили утюг, старые ножницы и швейную машинку. Это потому, что когда-то здесь работали кожевники, отсюда и название – «Кунчсе» или «Кунчелер» по-татарски, что означает «кожевник».
Напротив Апанаевой мечети находится интерактивный музей Старо-Татарской слободы под названием «Татар Бистезе». Внутри прогуляйтесь по старинным улочкам на барабусе (санях татарского типа), осмотрите деревню с высоты птичьего полета и позвольте виртуальной бабушке-татарке побаловать вас чашечкой ароматного чая.
После долгой прогулки отдохните в «Татарской усадьбе» («Усадьба татар») — комплексе, занимающем почти целый квартал и включающем в себя ресторан, гостиницу, кафе, контактный зоопарк и музей. Помещения усадьбы своими внутренними переходами и балконами напоминают старинную крепость. Во дворе вы увидите колодец и телегу, а также стены, украшенные тематическими граффити. Все мясные блюда ресторан готовит в старинной болгарской дровяной печи. Обязательно забронируйте столик, желательно на террасе веранды, чтобы полюбоваться озером Кабан во время ужина в атмосфере Старо-Татарской слободы, которую вы обязательно запомните.
Услуги в Татарстане
- Прокат автомобиля
- Где найти сувениры
- Транспортные станции
- ТИЦ
Популярный среди туристов
- День в Казани. Версия 1 Познакомьтесь со столицей Татарстана, осмотрите основные достопримечательности и попробуйте национальную кухню 11 часов
- День в Казани. Версия 2 Окунитесь в историю и культуру Казани через музеи и улицы города и познакомьтесь с традиционной и современной гастрономией региона. 9часы
- День в Тетюшах Прогуляйтесь по старинному купеческому городу Тетюши, посетите усадьбу Молостовых и посмотрите на Казань с высоты птичьего полета.