Памятники Истории и Культуры Карелии
Северный край с красивым поэтическим названием Карелия — лакомый кусочек для путешественника из любой точки земного шара. Завораживающие пейзажи лесов, гор и многочисленных озер, не оставят равнодушным самого искушенного туриста. Но, Карелия богата не только природными ресурсами. Она является хранителем старейших культурных наследий и памятников, имеющих вековую историю. В настоящее время, на ее территории находится 4 563 объекта, представляющих культурно – историческую ценность.
Остров Кижи в Онежском озере и примыкающие к нему территории, часть музея – заповедника Кижи. Собранные на нем старинные архитектурные постройки, выполненные из дерева, завезенные со всех уголков Карелии — уникальная сокровищница, позволяющая современному обывателю всецело погрузиться в атмосферу древнего быта, почувствовать на себе веяние и дух далекого прошлого.
Погост Кижи – это строения, сохранившиеся аж с 18 века! Две деревянные церкви, восьмиугольная колокольня и, «жемчужина» острова – церковь преображения господня с 22 — мя куполами, с потрясающим воображение иконостасом в 102 иконы 17 -18 веков. Особенностью церкви является и тот факт, что построена она была без использования гвоздей и не имеет фундамента. Так как в ней не было совсем никакого отопления, использовалось строение исключительно летом. На зимний период к ней пристроили Покровскую церковь, которая значительно меньше Преображенской и состоит из 9 куполов. Так что, поклонникам древних архитектурных шедевров при посещении острова Кижи будет чем подивиться.
Юго – западному направлению Карелии тоже есть чем порадовать гостей. На острове Ваалам, что в Ладожском озере, расположено грандиозное собрание памятников старины, состоящее из впечатляющих своей первозданностью архитектурных построек, садов и монастырского некрополя – знаменитого места православного паломничества на территории России.
Кижи, Ваалам и Соловецкие острова по праву занимают первое место по исторической ценности и являются памятниками мировой культуры.
Есть в Карелии памятники, ценность которых обусловлена не только историческими факторами становления и бытности народов республики, но и такие, которые несут вечную память о настоящих героях, положивших свои жизни ради свободы всего народа. Это памятники войны.
Экскурсия по суоярвским землям – это незабываемое путешествие в эпоху войны, дающее уникальную возможность проникнуться духом героического патриотизма и небывалой отваги наших прадедов.
Карелия – удивительный край. Помимо множества памятников архитектуры и истории, в ней находится огромное количество поистине завораживающих своей красотой мест, являющихся к тому же природными зонами, возведенными в статус заповедников.
Водопад Кивач – чудесное романтическое местечко, территория которого является природным памятником, притягивает всех любителей экотуризма, посетивших республику Карелию. Он расположен поблизости знаменитого Онежского озера, с необычными для многих водоемов формами берегов.
Отъехав от Петрозаводска на небольшое расстояние, можно посетить парк «Водлозерский», насчитывающий площадь около 470 тысяч гектар. На огромной заповедной территории протекают воды Водлозера и реки Илексы, расположены 200 островов, населенными различными животными, птицами и растительностью.
Список памятников культуры, истории, архитектуры и археологии Республики Карелия
Уютные мини-гостиницы в виде домиков, а также прилегающие к ним причалы и бани расположены по всему заповеднику, что дает возможность не только насладиться природными пейзажами, но и отдохнуть в комфортных условиях после прогулки.
Еще одно знаменательное место вояжа туристов – национальный парк «Паанаярви». По величине этот заповедник намного меньше предыдущего, его протяженность около 100 тысяч гектар, но, по красоте и природному ландшафту он не уступает своему «большому брату». На его территории расположены такие удивительные достопримечательности, как: гора Киваккатунтури, водопады, и старинные хутора на берегах Паанаярвийского озера. Любителям активного экотуризма будут интересны сплавы по реке на старинных ладьях или пешие экскурсионные туры по парку.
Если вы собрались в Карелию- обязательно посмотрите наш каталог
Гостевые дома в Карелии
Строительство из дерева было с древнейших времён широко распространено в лесных районах.
Лёгкая доступность материала, его самовозобновление, простота обработки позволили древесине стать основным строительным материалом при постройке зданий и сооружений различного назначения на Севере России со времён появления первого наземного жилища до XX века. Считается, что на территорию современной Карелии навыки и традиции деревянного зодчества были привнесены, главным образом, новгородскими переселенцами, осуществившими мирную колонизацию части этих земель с ХI-ХII веков.
Характер народного зодчества, его особенности, интенсивность и направленность развития, зависели от целого ряда факторов и при многих общих чертах, в разных районах Карелии народная архитектура отличалась своеобразием и неповторимостью.
К основным факторам, определявшим особенности становления народной архитектуры, можно отнести: природно-географические условия, этническую принадлежность, уровень социально-экономического развития, особенности мировоззрения, бытового уклада крестьян.
Основными источниками для изучения народной архитектуры являются историко-архивные документы, исторический изобразительный материал (иконы, зарисовки и описания путешественников), сами старинные здания. Возраст наиболее древних построек сохранившихся до наших дней насчитывает для культовых зданий максимум 400 лет, для жилых – 150 лет.
Основой любой бревенчатой постройки являлась прямоугольная рубленная из брёвен клеть, различные пристройки и докомпоновки к которой с изменением планировочной и объёмной структуры зданий, приводили к созданию построек разнообразных типов и назначений.
Эволюция культовых зданий происходила не однозначно. Часовни, как правило, видоизменялись от более простых, одночастных и двучастных, разношироких, к трёхчастным с помещениями равной ширины, с надстроенными над сенями звонницами. Однако в более поздний период времени (конец XIX – нач. ХХ вв.) появляются вновь часовни упрощённые по форме и планировке, близкие к более древним, но в то же время обладающие отличными от средневековых часовен формами и характером дверных и оконных проёмов, пропорциональными соотношениями и т. п…
Интересной представляется и характер развития церковных зданий, происходивший от клетских построек к шатровым и многоглавым. При этом существуют определённые, выявленные исследователями закономерности, в развитии и формировании тех или иных форм зданий в различных районах Русского Севера, Карелии. Это также самостоятельная обширная тема, с которой можно более детально ознакомиться по указанным выше библиографическим источникам.
Жилые крестьянские дома на территории современной Карелии к середине XIX века представляли собой дом-комплекс, объединяющий под одной крышей жильё и хозяйственную часть. Структура этих домов, системы блокировки жилья и хозяйственного двора так же не были одинаковы для всей Карелии. В настоящее время исследователями сделаны попытки провести картографирование по территории Карелии на различные периоды времени преобладавших в том или ином районе типов жилого дома, тех или иных его характерных элементов и конструкций. Так, только для Заонежья середины XIX в. было характерно почти преимущественное преобладание домов типа «кошель» и «глаголь». Но уже к началу XX в. многие из них были заменены на дома-комплексы «брус». Для различных районов Карелии было характерно не только отличие в типологии построек, но и значительное своеобразие деталей, элементов, декоративных мотивов. Знание этих отличий порой позволяет безошибочно соотнести ту или иную постройку с районом и этнической группой, к которым она принадлежит.
В настоящем разделе приведены только общие положения о развитии народной архитектуры, отмечено большое разнообразие существовавших традиционных архитектурно-строительных форм и приёмов. Представление об этом необходимо каждому реставратору, для того, чтобы при выполнении докомпоновок, замен, восстановлений но аналогам не допустить ошибок по идентификации тех или иных приёмов для конкретного памятника, и не создавать обобщённый нивелированный облик этих памятников.
Детально материал по этому разделу предполагается сформировать и выпустить в виде отдельного методического пособия для Плотницкого Центра в ходе последующей планомерной работы.
В виде приложения к настоящему разделу приводится часть хронологической таблицы по культовым зданиям Карелии, разработанной В. П. Орфинским, и позволяющей достаточно объективно определять датировку и вероятный характер конструктивных решений для культовых зданий различного периода постройки. Использование этих данных также поможет избежать ошибок при проведении реставрации.
Рекомендуемая литература:
- М. Красовский. Курс истории Русской архитектуры, ч. 1. Деревянное зодчество.— Петроград, 1916.
- Габе Р. М. Карельское деревянное зодчество. М., 1941. (библиотека музея «Кижи»).
- Орфинский В. П. Карельское деревянное зодчество и его связь с архитектурой русского Севера. // Архитектурное наследство, № 23, М.,1975.
- Орфинский В. П. Особенности деревянного культового зодчества Карелии. // Архитектурное наследство, № 31, М., 1983.
- Орфинский В. П. Деревянное зодчество Карелии. Л., 1972. (библиотека музея «Кижи»).
- Орфинский В. П. В мире сказочной реальности. Петрозаводск, 1972. (библиотека музея «Кижи»).
- Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество (Культовая архитектура).
Памятники Петрозаводска
М., 1986.
- Ополовников А. В. Памятники деревянного зодчества Карело-Финской ССР. М., 1955.
// Школа плотника-реставратора
Интернет-публикация kizhi.karelia.ru. 2005.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.
АРХИТЕКТУРА КАРЕЛИИ
Архитектурное наследие Карелии велико и многообразно. Оно рассредоточено по всей ее территории. Села и города, древние монастыри, храмы и крестьянские дома хранят и передают нам представления мастеров прошлого о мере и красоте, о мироздании и своем месте в этом мире.
Первые постройки на Севере были из дерева, каменные строения появляются в монастырях, крупных поселениях Карелии только с XVIII века. Сейчас мы можем встретить в пределах республики немало каменных соборов, монастырских комплексов, городских ансамблей, промышленных сооружений XIX, XX веков, выполненных по проектам профессиональных архитекторов и подлежащих охране как объекты культурного наследия.
Есть интересные, отличающиеся своеобразием и выразительностью примеры и в современной застройке городов и сел республики.
Карельские деревни и села, сохранили до настоящего времени традиции народной архитектуры. Они поражают продуманностью объемно-планировочной структуры, организацией комфортной для человека жилой среды. Суровые природные условия, дефицит пригодных для земледелия угодий, многовековое отсутствие сухопутных дорог оказали огромное влияние на характер расселения на Севере и на формирование типов селений и построек в них.
Ставили деревни, как правило, на восточных и северных берегах озер или рек — основных транспортных магистралях, при этом фасады домов обращались на водоем и «на солнце». При кажущейся свободе, беспорядочности размещения построек существуют в их расположении определенные закономерности, обеспечивающие создание сомасштабных человеку внутридере-венских пространств, благоприятных для их обитателей жизненных условий. Отличительными чертами старых сел и деревень были удивительная гармония застройки и ландшафта, их неразрывная связь. Дома, баньки, амбары свободно взбегают по взгоркам, живописно группируются на берегах озер, формируя уютные деревенские проулки. В то же время каждая из этих деревень обладает неповторимым своеобразием. На севере республики уникальны по сохранности подлинно народной строительной культуры села Гридино и Панозеро. На юге радует глаз живописно раскинувшееся по берегам извилистой реки Ивинки село Ладва.
В Олонецком районе интересна деревня Нурмоли-цы, планировка которой характерна для Карелии: на самом берегу небольшого озера — ряд бань, выше по рельефу — деревенская улица, повторяющая линию берега, немного поодаль — доминирующая над застройкой кладбищенская священная роща.
Деревни Маньга в Пряжинском районе, Вегорукса, Космозеро, Яндомозеро в Заонежье обладают активными архитектурными доминантами. Часовни, церкви, поставленные на возвышенности или открытом месте, благодаря стройным шатровым крышам видны издали, как своеобразные маяки указывают дорогу путешествующим по суше и по воде.
Иной характер у таких исторических поселений, как Рубчейла, Корза, Лисья Сельга, Большая Сельга и другие, в которых отсутствуют высотные архитектурные сооружения. Деревни обладают нейтральной композицией, но столь же выразительны и приветливы.
Деревня Лисья Сельга Олонецкого района — живописное малодворное сележное {не имеющее на своей территории водоема) поселение со свободной, компактной планировкой. Она поставлена на пересеченном рельефе, на наиболее высоких участках размещены жилые традиционные карельские дома, в низинках — бани. Вход в деревню отмечен маленькой часовней под двускатной крышей.
Само название деревни Большая Сельга в Олонецком районе указывает на ее более крупные размеры. Располагаясь на возвышенности, сельге, деревня своими однорядными и двухрядными улицами повторяет линии рельефа. Отсутствие регулярного схематизма в ее планировке, сохранность большого числа традиционных крупномасштабных жилых домов с крутыми двускатными крышами придает живость и своеобразие ее облику. Несколько домов деревни отмечены как памятники архитектуры.
Мощь сосновых бревенчатых стен и серебристый отлив осинового лемеха на главках храмов — ведущий мотив в облике старых карельских поселений.
Бревенчатый сруб являлся основой всех строений: от маленьких амбарчиков и бань до монументальных храмов. Используя небольшой набор традиционных архитектурных и конструктивных приемов, варьируя их, используя в различных сочетаниях, мастера не допускали однообразия и повторения в облике построек, будь то крестьянский дом, амбар или церковь.
Неизменными элементами исторического поселения были православные храмы.
Это и величественные, возвышающиеся над жилой застройкой церкви, стройные шатровые колокольни и миниатюрные, размером с амбар, часовни. К концу XVII — началу XVIII века сложились основные черты храмовой архитектуры на территории Карелии — монументальность, строгая силуэтная линия, гармоничность пропорций, щедрость декоративного
убранства. Возводимые, как правило, на возвышенности, на берегах озер и рек, культовые здания композиционно организовывали значительные по площади территории, служили для человека ориентирами в окружающем пространстве. Силуэтам храмов, зрительно воспринимаемым с дальних точек, зодчие уделяли большое внимание. При этом немаловажным для мастера являлось оформление, обработка деталей, элементов построек, воспринимаемых с ближнего расстояния. Поражает безукоризненная пластика резных столбиков крылец, сложная, многоярусная порезка причелин, полотенец, украшающих фронтоны крыш.
В северном лесном крае почти каждый мужчина на селе умел мастерски владеть топором, имел плотницкие навыки, но на строительство храмов, сложных сооружений приглашались профессиональные артели, состоявшие, как правило, из жителей ближайшей округи, избравших своим постоянным делом плотницкое ремесло. Достигали они в нем совершенства, о чем можно судить по сохранившимся образцам созданных ими зданий. Почти все имена славных народных зодчих канули в Лету, но из поколения в поколение передаются легенды о непревзойденных мастерах-плотниках.
Ведущим типом храма на территории Карелии была шатровая церковь, своим видом напоминающая сторожевые башни древнерусских крепостей. Постепенно совершенствуясь, этот тип храма достиг своего совершенства в таком выдающемся памятнике народного зодчества, как Успенская церковь в Кондопоге.
Ее предшественницами, по-своему выразительными и запоминающимися, являются храмы в деревнях Чел-мужи, Яндомозеро, Космозеро. Один из выдающихся шатровых храмов Карелии — трехбашенный Успенский собор в г. Кеми.
Наряду с шатровыми храмами возникали иные формы культовых зданий — ярусные, многоглавые, усложненные в плане — восьмериковые, крещатые. Уникальным примером таких сооружений является величественная многоярусная и многоглавая Преображенская церковь Кижского погоста.
Немногочисленны в Карелии кубоватые храмы, основной ареал которых находится в районе реки Онеги в Архангельской области. Храмовый объем этих зданий увенчан, как короной, крышей в виде замысловато изогнутого куба, поддерживающего луковичные главки. Одна из таких церквей находится в древнем поморском селе Вирма, другая — в Ильинском погосте на Водлозере в Пудожском районе.
Монументальные храмовые комплексы строились в крупных селах, центрах погостов и обслуживали большую округу.
Неотъемлемой же частью небольших деревень были часовни, эти безалтарные храмы, у восточной стены которых располагался небольшой иконостас, и крестьяне могли приходить туда поставить свечу, помолиться и провести ряд служб без участия священника. Такие часовни являлись своеобразными общественными центрами деревень. Часовни обычно строились в несколько этапов, сначала это были простые бревенчатые клети, покрытые двускатной крышей, увенчанной луковичной главкой, затем, с ростом числа жителей в деревнях, к часовням начинали пристраивать дополнительные срубы, увеличивая их объем. С XVIII века над сенями стали появляться шатровые звонницы, что намного обогатило их облик, выделило из жилой застройки.
Своеобразный хоровод из часовен возник вокруг Кижского погоста и удивляет нас свой гармонией и по сию пору. Как о
go2dream.ru
Наименование объекта, фотография | Адрес объекта | Дата создания, автор | Статус |
Памятник П.Ф.Анохину |
Ул. Анохина (сквер на пересечении с пр. Ленина) | 1968 г., скульптор В.В.Афанасьев, архитекторы В.И.Антохин, Ю.Ю.Карма | Памятник искусства — объект культурного наследия регионального значения |
Танк Т-34, установленный в честь освобождения Петрозаводска от финских захватчиков |
Ул. Достоевского | 1969 г. | Памятник истории — объект культурного наследия регионального значения |
Памятник А.В.Шотману |
Ул. Титова (сквер) | 1968 г., скульптор Г.Ланкинен, архитекторы В.И.Антохин, Ю.Ю.Карма | Памятник искусства — объект культурного наследия регионального значения |
Памятник С.М.Кирову |
Пл. Кирова | 1936 г., скульптор М.Г.Манизер, архитектор Л.А.Ильин | Памятник искусства — объект культурного наследия регионального значения |
Памятник В.И.Ленину |
Пл. Ленина | 1933 г., скульптор М.Г.Манизер, архитектор Л.А.Ильин | Памятник искусства — объект культурного наследия регионального значения |
Мемориальный комплекс братская могила и могила Неизвестного солдата с Вечным огнем Славы |
Пл. Ленина | Памятник истории — объект культурного наследия регионального значения | |
Памятник К.Марксу и Ф.Энгельсу |
Ул. Куйбышева (сквер) | 1960 г., скульпторы Е.И.Белостокский, Э.М.Фридман, П.Ф.Осипенко | Памятник искусства — объект культурного наследия регионального значения |
Памятник Петру I |
Набережная Онежского озера | 1873 г., скульптор И.Н.Шредер, архитектор И.А.Монигетти | Памятник искусства — объект культурного наследия регионального значения |
Памятник А.С.Пушкину |
Ул. Пушкинская | 1966 г., скульптор Г.А.Шульц, архитекторы Ю.Ю.Карма, И.И.Аксентьев, В.И.Антохин | Памятник искусства — объект культурного наследия регионального значения |
Памятник О.В.Куусинену |
Пл. Советская | 1973 г., скульптор Б.Н.Дюжев | Выявленный объект искусства — объект культурного наследия регионального значения |
Памятное место, где в июне 1919 года проходил рубеж обороны Петрозаводска и были остановлены и отброшены белофинские войска |
Пряжинское шоссе | Памятник истории — объект культурного наследия регионального значения | |
Кладбище советских людей, замученных в концентрационных лагерях в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. |
Пески (кладбище, северная сторона) | Памятник истории — объект культурного наследия регионального значения | |
Братская могила советских воинов (1941-1945) |
м/р Соломенное (в районе дома №12 по ш.Петрозаводскому) | Памятник истории — объект культурного наследия регионального значения | |
Памятник Марии Мелентьевой, Герою Советского Союза |
Ул. Мелентьевой | 1978 г., скульптор Л.Ф.Ланкинен | Памятник искусства — объект культурного наследия регионального значения |
www.petrozavodsk-mo.ru
Лучшие места Карелии
Республика Карелия, которая граничит с Ленинградской областью, привлекает туристов памятниками истории и культуры, экологически чистой природой и малой плотностью населения.
Природа Карелии очаровывает каждого, кто хоть раз побывал в этих местах. Свежий воздух, наполненный упоительным ароматом хвои, красивейшие скалистые острова, буйные реки с крутыми порогами, чистые озера, потрясающие по красоте закаты и богатство мира флоры и фауны издавна привлекают в Карелию туристов и путешественников.
• Музей-заповедник Кижи
Остров Кижи — один из огромного множества островов Онежского озера. Но здесь, на маленьком возвышении посреди воды, стоят деревянные церкви и избы, срубленные карельскими плотниками и ставшие шедеврами мирового зодчества. Знаменитый ансамбль древнего погоста на острове Кижи состоит из трех зданий: главной Преображенской церкви (1714 г.), меньшей — Покровской (1764 г.) и стоящей между ними колокольни.
Сейчас Кижи — это музей деревянного зодчества под открытым небом. Он расположен в 68 км. от Петрозаводска. Общая территория музея насчитывает более 10 тысяч гектаров. В ее состав входят сам остров Кижи, соседние с ним острова, а также участок материкового побережья. Кроме памятников, составляющих основную экспозицию, на территории музея находятся несколько старинных деревень, выявлены ценные природные объекты, а также памятники археологии.
На остров перевезены самые ценные деревянные постройки со всей Карелии: древнейшая на Русском Севере культовая постройка — церковь Воскрешения Лазаря (XIV век), несколько часовен, крестьянских домов, большое количество хозяйственных построек — амбаров, риг, бань — которые на протяжении столетий строились в русских, карельских и вепсских деревнях разных районов Обонежья, а также Северной и Южной Карелии. В целом коллекция памятников архитектуры насчитывает 89 построек.
• Горный парк «Рускеала»
Горный парк «Рускеала» — популярный туристический комплекс, расположенный неподалёку от села Рускеала. Основной достопримечательностью горного парка считается мраморный карьер, ныне полностью затопленный грунтовыми водами.
Бывший мраморный карьер — удивительное место. Раньше здесь добывался мрамор, использовавшийся при строительстве таких зданий в Санкт-Петербурге, как Исаакиевский и Казанский соборы, Эрмитаж, Мраморный дворец и Михайловский замок. Сейчас это место полностью затоплено подземными источниками. Давно бездействующие шахты и штольни стали похожи на таинственные пещеры и гроты. Вода в карьере очень прозрачная — дно видно даже на глубине 20 метров. Длина карьера оставляет 460 метров, а ширина — до 100. При этом глубина в некоторых местах доходит до 50 метров.
Туристический комплекс «Рускеала» предлагает посетителям горного парка многочисленные туры и экскурсии. Летом доступен рафтинг в окрестных речках, джип-сафари и охота. Зимой можно заняться подлёдной рыбалкой или отправиться в лыжные туры. Также популярен дайвинг — подводная часть карьера представляет собой настоящий лабиринт из затопленных выработок и шахт, его очень интересно исследовать. Однако это удовольствие — только для опытных ныряльщиков.
• Остров Валаам
Пейзажи острова обладают поистине фантастической красотой. Здесь могучие сосны и ели растут прямо на скалах, приподнятых над водой на десятки метров, а берега подчас выглядят неприступной крепостью. Но Валаам знаменит не только природными красотами. Многие века он был православной святыней с богатыми монастырскими традициями и непростой историей. Дату основания Валаамского монастыря относят к Х веку.
Центром монастыря и всего природно-архитектурного Валаамского комплекса считается каменный Спасо-Преображанский собор, окончательно сформированный уже в XIX веке. Обрамляют собор келейные корпуса, храмы Успения и Животворящей Троицы и гостиница для паломников. Изумляют и Валаамские скиты, где в уединении жили самые опытные иноки. Также здесь находится Никольская церковь, принадлежащая одноименному скиту. Внутри церкви — уникальная роспись, выполненная монахами и повествующая о житие Николая-Чудотворца.
Валаамский монастырь — действующая православная святыня, поэтому для приезжающих туда паломников предусмотрены специальные правила. Не допускаются женщины в брюках, в нарядах с декольте, в коротких или прозрачных юбках; обязателен платок на голову. Для мужчин запрещен вход в шортах и майках, а также в головном уборе.
• Ладожские шхеры
Архипелаги, состоящие из небольших скалистых островков, отделенных друг от друга небольшими заливами, — шхеры являются визитной карточкой Ладожского озера. Своей красотой они привлекают огромное количество туристов и отдыхающих. Район шхер, чем-то напоминающих норвежские фьорды, начинается от острова Кильпола. А тянутся шхеры по Ладожскому озеру до карельского города Питкяранта.
Шхеры на Ладоге расположены неравномерно, самое большое их количество находится на севере озера. Все островки высокие, скалистые, обрывистые здесь же преобладают и самые большие глубины Ладожского озера — до 250 метров. Все острова шхерного типа необыкновенно живописны. Самыми крупными из них являются: Кильпола, Кухка, Соролансари, Лауватсари, Путсари, Риеккалансари. Здесь практически везде нетронутая природа, которая поразит воображение и заставит восхищаться своей северной красотой.
• Гора Воттоваара
Гора находится в центральной Карелии, недалеко от поселков Гимолы и Суккозеро. Воттоваара представляет собой кряж, вытянутый приблизительно на 7 км. Гряду местами пересекают глубокие прямые трещины. Поверхность камня в трещинах настолько ровная, что кажется почти отполированной. Но это — лишь результат свойств местной породы — кварцита, структура которого и задает столь ровные плоскости при расколе. Искусственных построек нет.
Здесь прекрасная природа: карликовая карельская береза и сосны, мхи, которые в Южной Карелии не так уж и часто встречаются, прекрасные озера с чистейшей водой, диаметром 50-100 метров. На вершине Воттоваары находится около 1600 камней, уложенных в некоем таинственном порядке. Ученые предполагают, что это древний культовый комплекс. Камни Воттоваары можно назвать сейдами. Сейды — это культовые камни-валуны или обломки скал, которые имеют явные признаки воздействия человека. Считается, что сейды создавались древними северными народами в культовых целях. Камни располагаются преимущественно группами от двух до шести штук. Некоторые крупные камни, вес которых достигает примерно трех тонн, поставлены на «ножки», то есть уложены на несколько камней поменьше.
Кроме того, на горе много деревьев необычной, причудливой формы. Обилие скрюченных, завязанных в узел деревьев бросается в глаза и производит жутковатое впечатление.
• Заповедник «Кивач»
Заповедник «Кивач» — один из старейших в России и первый в республике Карелия, учрежден в 1931 году. Причиной создания, вероятно, послужил водопад Кивач, давший заповеднику короткое звучное название. Последующее изучение природы этой территории показало, что выбор места был очень удачным. Уникальность сочетания типичного — так можно определить разнообразие природы заповедника. В его границах не найти ничего, что не встречалось бы больше нигде, за исключением водопада.
Водопад Кивач — второй по величине, после Рейнского, равнинный водопад Европы. Высота падения воды составляет 10,7 м. Расположен на реке Суне в центральной части Карелии. Сжатые базальтовыми скалами воды реки Суны с восьмиметровой высоты тяжелым литым потоком обрушиваются вниз, образуя мощный, в клочьях пены, водоворот, и создавая впечатляющий шум.
• Архипелаг Кузова
На морском пути Белого моря из порта Кемь на Соловецкие острова лежит архипелаг Кузова, включающий в себя 16 небольших необитаемых островов, самыми большими и высокими из которых являются Немецкий Кузов (140 м) и Русский Кузов (123 м). Архипелаг Кузова удивляет своей природой. Неотъемлемую часть островных ландшафтов составляют еловые леса.
Но особенно Кузова знамениты множеством уникальных культовых комплексов, сохранившихся со времен загадочного древнесаамского населения, пришедшего в Беломорье более двух с половиной тысяч лет назад и промышлявшего рыболовством, охотой и оленеводством. Поклонялись они особым священным камням — сейдам, по форме напоминающим фигуры людей. Считалось, что сейды приносят удачу на промысле и оберегают от болезней. Архипелаг может похвастаться огромным количеством древних святилищ — ученые насчитывают здесь более чем 800 разнообразных сложений из камня. На вершине Немецкого Кузова обнаружен настоящий пантеон саамских божеств — более 150 сейдов и идолов.
Разнообразен и богат животный мир островов. На побережье доминируют чайки, встречаются также белая куропатка, гагарка, чистик, обыкновенная гага и др. В море около Кузовов можно встретить кольчатую нерпу, морского зайца (самого крупного тюленя арктических вод) и кита-белуху.
• Онежские петроглифы
Онежские петроглифы находятся в Пудожском районе, на восточном побережье Онежского озера. Считается, что они появились в 4-2 тысячелетии до нашей эры. Петроглифы расположены разрозненными группами на горах и скалах полуострова Бесов Нос, острове Гурий, мысах пери Нос, Гагажий и Кладовец, а также на полуострове Кочковнаволок и на Карельском Носе.
Наскальное святилище охватывает часть озерного берега длиной 20,5 км, что насчитывает около 1200 изображений, которые чаще всего объединены в композиции. Размеры фигур находятся в пределах от 2-х см до 4-х метров. В основном преобладают изображения птиц, чаще всего лебедей, лесных зверей, лодок и людей.
Онежские петроглифы представлены и загадочными, фантастическими, оригинальными мотивами. Самым знаменитым рисунком является «триада», находящаяся на конечности мыса под названием Бесов Нос. «Бес» представляет собой фигуру человека более чем 2-х метров в высоту с растопыренными пальцами, а также непропорционально маленькими ногами. Представлены и лунарные, и солярные (полукруги и круги с лучами-линиями), рисунки выдр, ящериц и сомов.
• Национальный парк «Паанаярви»
Государственный национальный парк «Паанаярви» (Панаярви) основан в 1992 году. Парк расположен на северо-западе Карелии, на территории Лоухского района. Особенностью национального парка является его нетронутая природа, богатство животного и растительного мира, а также неповторимые ландшафты.
Жемчужиной парка является озеро Паанаярви, характеризующееся при небольших размерах (1.5 на 24 км) исключительной глубиной (128 метров). Порожистые реки, удивительные многоступенчатые водопады, высокие красные скалы, древние саамские святилища на горе Кивакка — все это привлекает сюда множество туристов.
В парке намечены специальные дороги для машин и тропы. Все тропы снабжены мостками через ручьи и болота, а также информационными табличками. Также в парке есть немало специально подготовленных для перевалов костровищ (поленницы с дровами) и мест для кратковременных ночевок. По озеру Паанаярви можно заказать экскурсию на катере или ботике «Надежда».
• Остров «Добрых духов»
Остров Добрых духов — это самодеятельный музей поделок из дерева, на острове собраны сотни различных скульптур и поделок от гигантских комаров до избушек на курьих ножках, сделанные руками туристов-водников прямо на месте. Остров находится на озере Вороньем и попасть туда можно только во время сплава по реке Охта. Кто и когда первый «открыл» этот музей, неизвестно, но есть поделки и 70-х годов.
Ходит легенда, что на острове живут добрые духи, которые переселяются в деревянные скульптуры, и каждая новая поделка как будто оживает, вселяя в себя новый дух, который впоследствии оберегает остров и дарит удачу хозяину поделки.
• Музей Кронида Гоголева
Музей Кронида Гоголева — выставочный центр в городе Сортавала, основой экспозиции которого являются работы русского и карельского художника, мастера резьбы по дереву, Кронида Александровича Гоголева (1926 — 2013 гг.). Выставочный зал открыт еще при жизни Кронида Александровича, в 1989 г. Сегодня музей является одной из самых популярных достопримечательностей города.
Работы художника широко распространены по всему миру, они хранятся в таких известных музеях как: Российский этнографический музей в Санкт-Петербурге, музей декоративно-прикладного искусства в Москве, Московский политехнический музей, музее при Валаамском монастыре, а также в частных коллекциях стран: США, Япония, Германия, Финляндия, Швеция.
Фото: geniy-perm.livejournal.com, newpix.ru, gulliverpress.com, rybalkaspb.ru, kemclub.ru, eco-turizm.net, akvarel.ru, traveli.club, tourskazka.ru
piter.my
Культурный гид по Карелии
Остров Валаам и его умиротворяющие пейзажи, остров Кижи и традиционные деревянные храмы, этнографические музеи и многовековая история. Приглашаем вас на прогулку по Карелии — одному из самых удивительных мест Русского Севера.
Каменные берега Ладожского озера утром. Карелия. Фотография: Михаил Марковский / фотобанк «Лори»
В Сортавальском районе расположен один из самых известных культурных объектов Карелии — Валаамский архипелаг. Созданный здесь в 1999 году природный парк включает в себя острова Баевые, Крестовые, Голый, Малый и остров Валаам.
В начале XIV века на территории острова был основан Спасо-Пребраженский мужской монастырь. Через два столетия здесь жили более 600 монахов. В начале XVII века монастырь был полностью разрушен, а Валаамские земли на 100 лет отошли к Швеции до самой Северной войны начала XVIII века. Тогда Валаамская обитель снова вернулась в состав России, и Петр I издал указ о ее восстановлении.
Над зданиями монастыря возвышается собор Преображения Господня, возведенный в 1718 году. Он пострадал от пожара, неоднократно реконструировался, а спустя 50 лет после постройки его расширили и перестроили, как и многие монастырские здания. Над главными воротами монастыря расположена церковь Апостолов Петра и Павла, построенная в 1805 году.
В XIX веке Валаамский монастырь активно развивался. Здесь было полтора десятка скитов, устроенных в разных частях острова. При Никольском ските работала монастырская «таможня»: здесь у путешественников изымали спиртное, табак и оружие, которые было запрещено вносить на территорию монастыря. У монахов было свое хозяйство: на небольших заводах они производили кирпичи, свечи, обрабатывали кожу, а на ферме выращивали лекарственные травы, фрукты и даже арбузы. Продолжалось строительство и позже: в середине века возвели храм Всех Святых в Всехсвятском скиту.
Валаамский архипелаг. Фотография: guesthouse-karelia.com
Собор Преображения Господня. Фотография: apartos.ru
После революции весь архипелаг оказался в составе Финляндии. Зимой 1940 года (во время Советско-финской войны) монахам пришлось покинуть территорию обители. Даже после возвращения архипелага СССР монастырь долгое время пустовал. Восстановление обители началось только в 1989 году: сюда прибыли шесть монахов, возобновились богослужения.
В разное время на остров приезжали императоры Александр I и Александр II. Путешествуя по России, здесь побывал Александр Дюма — отец. На Валааме писали свои полотна Иван Шишкин, Архип Куинджи, Николай Рерих. Остров посещали многие писатели (Федор Тютчев, Николай Лесков, Иван Шмелев), композиторы Петр Чайковский и Александр Глазунов, ученые Николай Миклухо-Маклай и Дмитрий Менделеев.
Музей-заповедник «Кижи» известен в России не меньше, чем Валаамский архипелаг. Кижский архитектурный ансамбль, состоящий из двух церквей и колокольни, входит в Список объектов всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Храм Преображения Господня, возведенный в 1714 году, — один из выдающихся памятников традиционной деревянной архитектуры Карелии и Севера России. По легенде, храм высотой 37 метров построен без единого гвоздя. Хотя гвозди все-таки использовались при создании куполов. Часовня Михаила Архангела, также построенная в XVIII веке, перевезена в музей «Кижи» из деревни Леликозеро.
Интерес к «Кижам» появился в середине XIX века. Именно тогда группа архитекторов и художников из Академии художеств приехала сюда изучать памятник культуры. Написанное здесь полотно «На далеком Севере» (автор Иегошуа Шлуглейт) приобрел император Николай II.
Экспозиция музея ежегодно пополняется предметами, привезенными из этнографических экспедиций. Для гостей действует интерактивная фольклорная программа «Музыка северной деревни», посетители могут познакомиться с традициями судостроения и поучаствовать в мастер-классе по традиционным ремеслам.
Музей-заповедник «Кижи». Фотография: moiarussia.ru
Часовня Михаила Архангела. Фотография: vipgeo.ru
На территории Республики Карелия есть и другие музеи с этнографическими коллекциями. Шелтозерский вепсский этнографический музей им. Рюрика Лонина назван по имени своего основателя — краеведа, писателя, собирателя фольклора. Экспозиция расскажет о традиционных занятиях, быте и верованиях малочисленного коренного народа — вепсов. Основу коллекции Олонецкого национального музея имени Прилукина составляют национальные костюмы, посуда, приспособления для изготовления свечей и многие другие предметы быта ливвиков — одного из трех крупных карельских субэтносов. В этнографическую коллекцию Пудожского историко-краеведческого музея имени Кораблева входят пудожская вышивка, прялки, иконы.
Экспозиции других музеев республики рассказывают об истории Карелии. В 1961 году здесь был основан Музей геологии докембрия. Его посетители узнают, как складывалась геологическая история края на протяжении последних 3,5 миллиарда лет, как выглядели первые растения и в каких условиях формировались разные полезные ископаемые. В музее «Марциальные воды» посетителям расскажут историю первого в России курорта, который был построен по указу Петра I, а в Музее промышленной истории Петрозаводска — о предприятиях города, начиная с Петровского завода. Он был основан в 1703 году и сменил множество специализаций — от железоделательного и пушечного в XVIII веке до тракторного в ХХ столетии.
Поближе познакомиться с культурной Карелией можно не только в музеях, но и в республиканских театрах. Национальному театру Карелии исполнилось 83 года. После войны художественным руководителем здесь работал московский режиссер и педагог Николай Демидов, ученик Константина Станиславского. На сцене театра дебютировали в свое время народная артистка СССР Елизавета Томберг, народные артисты России Дарья Карпова и Тойво Ланкинен и многие другие известные актеры.
С 1977 года в Карелии работает молодежный народный театр-студия «Монтес». Один из лучших любительских театров России, он неоднократно становился лауреатом региональных, всесоюзных и международных фестивалей. Здесь работают детские театральные студии — русская и финская.
Музыкальный театр Республики Карелия открылся в 1955 году. Первым представлением стала оперетта Исаака Дунаевского «Вольный ветер». Здесь ставят оперы и балеты, оперетты, музыкальные комедии и мюзиклы. Театр часто гастролирует по городам России и зарубежью — Германии, Швеции, Финляндии.
Автор: Диана Тесленко
Больше культурных объектов в регионах Серебряного ожерелья — на сайте Ассоциации Туроператоров России.
www.culture.ru
Карелия. Отдых в Карелии|Историко-культурные достопримечательности Карелии
См. также Природные достопримечательности Карелии
В Республике Карелия есть прекрасные возможности для развития различных видов туризма и отдыха, удовлетворения интересов любителей путешествий и ценителей прекрасного: на государственном учете находится свыше четырех тысяч культурно-исторических и природных достопримечательностей.
Карелия является одной из наиболее известных российских территорий в международном туризме и отдыхе благодаря наличию здесь уникальных архитектурных и культурно-исторических достопримечательностей на островах Кижи, Валаам и на находящихся рядом с административной границей Карелии Соловецких островах, вошедших в список памятников всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, являющихся национальным достоянием России.
На острове Кижи в Онежском озере расположен крупнейший в России архитектурный ансамбль народного деревянного зодчества — знаменитый Кижский погост — выдающееся творение рук мастера. Сегодня Кижи — это не только музей народной архитектуры под открытым небом, здесь возрождаются народные традиции: художественные ремесла, фольклорные праздники, народные игрища, обычаи. Вновь зазвучали колокола на кижских звонницах, в древних храмах возобновлены богослужения.
На юго-западе Карелии в Ладожском озере расположен остров Валаам. Основанный здесь в XIV веке один из крупнейших в России православный монастырь возрожден в конце 1980-х годов. Культурные памятники Валаама — грандиозные архитектурные ансамбли, рукотворные сады, инженерные сооружения, древний монастырский некрополь соседствуют с еще более древней и величественной природой острова. Валаам является традиционным местом православного паломничества в России.
И, наконец, Соловецкие острова, исторически связанные с Карелией, расположенные у ее северных административных границ в Белом море на территории Архангельской области. В XV веке здесь был основан Соловецкий православный монастырь, сыгравший выдающуюся роль в освоении Русского Севера и ставший одним из крупнейших духовных и культурных центров в России. В его ансамбль входят уникальные археологические комплексы дохристианского периода, грандиозный Кремль — мощнейшая крепость из диких валунов, белокаменные величественные храмы, сеть рукотворных каналов между островными озерами, древний ботанический сад.
Три острова, три «жемчужины» Карелии — Валаам, Кижи, Соловки с памятниками мировой культуры на них не только составляют главную культурную достопримечательность Карелии. Они являются знаковыми символами всего культурного наследия России, масштабными культурными и духовными феноменами мирового значения, великолепным обрамлением культурного пространства Карелии, наполненного яркими и самобытными памятниками культуры, историческими достопримечательностями, музеями, живыми художественными и фольклорными традициями.
Историко-культурное своеобразие Карелии, отличающее ее от других территорий России, определяется также культурным наследием четырех коренных народов, исторически проживающих в этом регионе — карелов, финнов, вепсов, русских, создавших за десять веков совместного проживания уникальную и самобытную культуру.
Карелия — родина карело-финского эпоса «Калевала» — литературного памятника мирового значения, родина рунопевцев и былинных сказителей. Сохранились старинные карельские, вепсские, поморские поселения с самобытной архитектурой, построенные несколько веков назад и представляющие огромный интерес для любителей этнографического туризма (см. Историко-культурные территории Карелии).
Более пяти тысяч лет петроглифам — сохранившимся до наших дней на территории Карелии наскальным изображениям, выбитым рукой древнею человека. Это знаковые символы, представляющие один из первых образцов древней письменности и культуры человека.
www.ticrk.ru
Каталог » Объекты историко-культурного наследия Карелии
Главная / Объекты культурного наследияВиды объектов культурного и исторического наследия
Статистические сведения
Списки объектов культурного наследия
Изучение и обследование
Каталог «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: памятники и памятные места Петрозаводска»
Предисловие Исторический очерк «Петрозаводск и петрозаводчане в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» Мемориалы Воинские захоронения Монументальные скульптуры Памятные знаки Памятные места Мемориальные доски Исторические здания Список использованных интернет-ресурсов
Книга «Великая Отечественная война в Карелии: памятники и памятные места»
Предисловие Карелия в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. Исторический очерк Статьи об объектах военно-исторического наследия Основные источники и литература Список основных сокращений
Каталог «Объекты историко-культурного наследия города Петрозаводска»
Введение Разделы каталога
Каталог «Голубая дорога от Петрозаводска до Пудожа»
Карта территории Кондопожский район Медвежьегорский район Пудожский район
Каталог «Объекты народного деревянного зодчества на историко-культурных территориях «Сямозерье» и «Пряжинское межозерье»
Введение Карта территории Перечень объектов Словарь терминов
Каталог «Объекты архитектурного наследия города Пудожа»
Введение Перечень объектов Словарь терминов
Каталог памятников народного деревянного зодчества в Пудожском районе
Введение Перечень объектов
Каталог «Православные памятники Заонежья»
Введение Перечень объектов
monuments.karelia.ru
О центре » Объекты историко-культурного наследия Карелии
Государственное казенное учреждение Республики Карелия
«Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия»
Адрес: 185035 г.Петрозаводск, ул.Малая Слободская, д.12
Тел./факс: (8142) 59-51-31
Режим работы:
понедельник — четверг: 08.30 — 17.00 (обед 13.00 — 14.00)
пятница: 08.30 — 15.30 (обед 13.00 — 14.00)
Из истории Центра
Центр был создан в феврале 1987 года как производственная группа по охране и эксплуатации памятников истории и культуры при Министерстве культуры КАССР, в 1990 г. реорганизован в Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Министерства культуры КАССР, в 1996 г. переименован в Государственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Министерства культуры Республики Карелия, а в 2005 г. – в Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия. С 2011 г. является Государственным казенным учреждением Республики Карелия «Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия». С 24 мая 2017 года находится в ведении Управления по охране объектов культурного наследия Республики Карелия.
Основной целью деятельности Центра является обеспечение реализации предусмотренных законодательством полномочий Управления по охране объектов культурного наследия Республики Карелия в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Карелия, в установленных законодательством пределах.
В штате Центра 23 специалиста: архитекторы, строители-реставраторы, историки, филологи.
Центр осуществляет следующие виды деятельности:
научно-исследовательские работы;
изыскательские работы;
проведение государственной историко-культурной экспертизы;
проектные работы;
работы по консервации, ремонту, реставрации, воссозданию объектов культурного наследия;
работы по приспособлению объектов культурного наследия для современного использования;
авторский и технический надзор;
исполнение функций заказчика, инвестора работ по объектам культурного наследия;
выявление и обследование объектов, представляющих собой историко-культурную ценность;
мониторинг данных Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
создание, наполнение и использование электронной информационной системы по объектам культурного наследия и выявленным объектам;
сбор, обработка, распространение и предоставление информации об объектах культурного наследия и о мероприятиях в сфере сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия в Республике Карелия, включая создание и сопровождение сайта Учреждения;
проведение мониторинга состояния и использования объектов культурного наследия регионального значения и выявленных объектов культурного наследия;
информационное сопровождение общественно значимых мероприятий, направленных на сохранение объектов культурного наследия;
подготовка и проведение мероприятий, направленных на распространение информации об объектах культурного наследия;
издание информационной продукции;
установка информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия;
осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Учреждения;
участие в работе по размещению в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, представлению в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти информации об утвержденных границах зон охраны объектов культурного наследия, режимах использования земель и градостроительных регламентах в границах данных зон.
monuments.karelia.ru