Памятники франции – Памятники Парижа — на карте, путеводитель и фотографии с названием и описанием популярных

Содержание

Памятники Парижа — на карте, путеводитель и фотографии с названием и описанием популярных

Памятник епископу Сен Дени на Монмартре

Рекомендовать место

2

5

Памятник епископу Сен Дени воздвигнут в память о первом епископе Парижа.

Памятник располагается на Монмартре, в сквере Сюзанн Бюиссон.

Интересно, что по одной из версий Монмартр — холм святого мученика — был назван так как раз в честь священномученика Дионисия Парижского (Сен Дени). По преданию, святой Дионисий был казнён на Монмартре в 272 году, во времена, когда христиане преследовались языческими властями. Согласно легенде, после казни обезглавленный Сен Дени прошёл, проповедуя, со своей отсечённой головой в руках примерно шесть километров на север. Остановившись, он указал на то место, где должны быть погребены его останки. Позднее на этом самом месте выросло известное аббатство Сен-Дени.

Памятник епископу представляет собой святого Дионисия с собственной головой в руках. Раньше на месте статуи располагался фонтан Сен-Дени, в котором, как считается, Сен Дени омыл свою голову.

Координаты: 48.88828500,2.33718300

Памятник Генриху IV

Рекомендовать место

7

1

В память о великом французском короле Генрихе IV, в 1818 году была сооружена конная статуя. Над проектом памятника работал скульптор Fran ois-Fr d ric Lemot. Благодаря этому королю в стране прекратились гугенотские войны, которые велись вследствие религиозных разногласий. Своим «Нантским эдиктом», Генрих IV дал добро на свободу вероисповедания для протестантов.

Памятник расположен в западной конечной части острова Сите. Именно на этом месте король начал свою градостроительную деятельность. Королевская статуя являет собой бронзовую композицию Генриха IV в доспехах и победном лавровом венке, оседлавшего коня. С двух сторон памятник окружает новый мост, сооруженный в период правления короля.

Статуя короля обращена к двум домам на площади Дофина, которые построены по утвержденному владыкой плану.

Координаты: 48.85716200,2.34096400

Памятник Шарлю де Голлю

Рекомендовать место

5

1

Памятник Шарлю де Голлю — великому французскому деятелю и генералу, установлен на Елисейских полях в Париже. Совсем недалеко от Гран-Пале первый президент Пятой республики запечатлен уверенно шагающим и гордо смотрящим вдаль.

Дата установки памятника была приурочена к тридцатилетию со дня его смерти в 2000 году. Скульптуру высотой в 6 метров создал Жак Кардо. Великий деятель запечатлен в момент принятия парада в 1944 году.

Французы называют место установки памятника, расположенное между мостом Александра III и Елисейскими полями, — «Трое шагающих мужчин». Совсем недалеко друг от друга установлены еще памятники Жоржу Клемансо и Уинстону Черчиллю.

Координаты: 48.86749800,2.31359800

Памятник Маршалу Нею

Рекомендовать место

4

1

Памятник маршалу Нею был создан скульптором Франсуа Рюдом в 1853 году. Он изображает одного из самых знаменитых маршалов эпохи Наполеоновских войн. Памятник воздвигнут на месте расстрела героя. Это печальное событие произошло 7 декабря 1815 года. Решение об установке памятника было принято в 1848 году, 8 марта. Согласно сообщениям прессы, на месте, где было решено установить памятник, вскоре образовался целый курган из цветов, трофеев и венков.

Статую доверили скульптору Франсуа Рюду, а сооружение постамента – архитектору Альфонсу де Жизору, автору Люксембургского дворца. Изначально Рюд планировал изобразить момент казни маршала, герой должен был предстать перед публикой с непокрытой головой, указывающим убийцам на свое сердце в знак презрения к смерти. Однако Наполеон III не поддержал эту идею, и тогда Ней был запечатлен в славе, а не в несчастье.

В связи со строительством железнодорожной линии памятник передвинули из пригорода Парижа Сео. Прежде он стоял на месте входа в метрополитен.

Координаты: 49.00499700,2.11516900

Памятник Томасу Джефферсону

Рекомендовать место

4

1

Памятник Томасу Джефферсону — это красивая бронзовая статуя, изображающая видного политического деятеля США и бывшего американского посла во Франции Томаса Джефферсона. Памятник расположен в седьмом округе Парижа, в живописном месте на берегу Сены.

Памятник Томасу Джефферсону был установлен в 2006 году в честь 230 годовщины объявления независимости США. Статуя была создана популярным французским скульптором Жаном Кардо. Памятник не отличается особой монументальностью — статуя имеет высоту чуть больше трёх метров, а установлена она на полутораметровом гранитном постаменте. Отец-основатель США изображен с перьевой ручкой в правой руке, а в левой он держит лист бумаги.

В целом, памятник Томасу Джефферсону является небольшим, но очень приятным украшением парижской набережной. Статуя призвана символизировать дружбу между Соединенными Штатами и Францией, и она успешно справляется с этой ролью.

Координаты: 48.86122400,2.32417800

Памятник Людовику XIII

Рекомендовать место

5

2

В 1829 г. в Париже Людовику XIII был поставлен памятник (конная статуя). Он был поставлен на месте памятника возведенного ещё Ришелье в 1639 г., но разрушенного в 1792 г (была расплавлена во время революции).

Памятник находится на площади Вогезов (фр. Place des Vosges) — одной из самых старинных площадей Парижа. Два здания по сторонам площади с более высокими мансардными крышами именуются павильонами короля и королевы: здесь простолюдины как раз справляли свадьбу Людовика XIII и Анны Австрийской

Памятник Карлу Великому

Рекомендовать место

5

2

Памятник Карлу Великому, что установлен неподалёку от входа в Нотр-Дам-де-Пари, парижане именуют Шарлеманем – так французы фонетически трансформировали латинское имя Carolus Magnus (Каролус Магнус). У памятника любопытная и чуть печальная история.

Автор композиции, потомственный скульптор Луи Роше, потратил на эту колоссальную работу десять лет жизни. Памятник стал его последним произведением: в 1878 году, незадолго до завершения труда, скульптор умер. Дело Луи принял его брат Шарль, художник и скульптор.

Младшему брату выпала тяжёлая доля: на доделку памятника он потратил почти все свои сбережения, а ведь нужен был ещё достойный произведения постамент. Городские власти категорически отказывались покупать статую и оплачивать строительство постамента, разрешили только поставить Шарлеманя на площади перед Нотр-Дам. Тогда Шарль Роше сам заказал скромный пьедестал, и вскоре строитель подал в суд, требуя заплатить ему 4155 франков, которых у скульптора не было. «Нью-Йорк Таймс» писала 13 апреля 1899 года: «Роше в печальном положении… единственная вещь, которую кредитор может забрать в счёт долга, это сама статуя, от имени которой парижская пресса обращается сейчас к городу, правительству и публике – прекратить суд, который не делает чести их художественному вкусу».

Художественные достоинства памятника спорны, но он безусловно интересен археологически точным воспроизведением малейших деталей одежды и вооружения самого Карла Великого и его рыцарей Роланда и Оливье. Без сомнения, тут сказались особенности воспитания и образования Луи Роше, который был еще и учёным, специалистом по восточным языкам. Так, меч, висящий на бедре Роланда, точно воспроизводит оригинал, хранящийся в Мадриде. Однако сама фигура Карла Великого мало соответствует оригиналу: известно, что чрезвычайно рослый (192 сантиметра) монарх в пожилые годы сильно растолстел и облысел. На коне же мы видим стройного длинноволосого старца.

Хоть и со скандалом, но памятник был установлен в престижном месте. Этим

Памятник русскому экспедиционному корпусу

Рекомендовать место

9

2

Памятник казакам (русскому экспедиционному корпусу) располагается в историческом районе Парижа — у моста Александра Третьего и «Гран-Пале», на набережной реки Сены. Его торжественное открытие состоялось в 2011 году. Автором величественного монумента являются скульпторы Суровцевы, а также архитекторы Сягины.

Монумент возведен в память о свыше 5000 русских воинов, павших во Франции в Первую мировую. Экспедиционный корпус был направлен Россией для помощи союзникам. Русские пехотинцы участвовали в защите Шампани и особенно отличились под Реймсом, когда немецким войскам был прегражден путь на французскую столицу.

На основании скульптурной композиции, изображающей бронзовые фигуры русского солдата и его боевого коня, имеется памятная надпись на русском языке. А на гранитном постаменте размещена табличка с французским текстом: «В память о русских офицерах и солдатах, воевавших на территории Франции в период 1916-1918 годов. Франция и Россия благодарны».

Координаты: 48.86526500,2.31407000

Памятник Мишелю Монтеню

Рекомендовать место

6

3

Памятник Мишелю Монтеню — это небольшая бронзовая статуя, расположенная в Латинском квартале Парижа, прямо напротив главного корпуса университета Сорбонна. Со статуей связано множество студенческих примет и поверий, она также очень популярна среди туристов.

Памятник был открыт в Париже в 1933 году. Статую изготовил польско-французский скульптор Поль Ландовски, который изобразил знаменитого философа эпохи Возрождения сидящим на постаменте в непринужденной позе, забросив ногу за ногу. Среди студентов Сорбонны существует традиция тереть туфлю бронзового Монтеня перед важными экзаменами с целью призвать удачу. В результате кончик правой туфли памятника сегодня отполирован до зеркального блеска.

Памятник Мишелю Монтеню вот уже более 80 лет радует глаз прохожих и помогает нерадивым студентам сдавать зачеты.

Координаты: 48.84991600,2.34402000

Памятник Виктору Науру

Рекомендовать место

5

3

Памятник Виктору Науру. В 1870 году при трагической дуэли с принцем Пьером Бонопартом, который носил в народе титул головореза, был застрелян молодой журналист Виктор Наур, который в свою очередь вызвал принца на дуэль, тем самым подписав себе смертный приговор. Однако, его смерть стала великим событием, предвещавшим падение Второй империи. На похороны молодому журналисту собралось 100 тысяч человек и было решено создать скульптуру Наура вплоть до мельчайших подробностей.

При жизни Виктор Наур был любимец женщин, и практически каждая знала, что он пылкий любовник и неисправимый сердцеед, но тем не менее все его уважали и любили. А когда пришла очередь сделать ему памятник после его смерти, скульптор, по всей видимости так и было задумано, сделал так, что даже ширинка на памятника весьма заметно выпуклая. Именно это и стало языческим поклонением у женщин, которые страдают от безответной любви, либо же у которых обнаружили и поставили диагноз бесплодие. При этом, каждая из женщин по традиции должна погладить магическое место. По рассказам многих женщин, побывавших у памятника Виктора Науро, это им помогло.

Координаты: 48.86742500,2.39565300

Памятник Эйфелю

Рекомендовать место

11

2

Памятник Эйфелю — это небольшой бронзовый бюст, изображающий популярнейшего французского инженера и архитектора Александра Гюстава Эйфеля. Памятник расположен в Париже, у основания одной из опор Эйфелевой башни — самого успешного проекта Эйфеля.

Памятник Эйфелю располагается под знаменитой башней и часто привлекает внимание фотографов и туристов. Бюст представляет собой аккуратный бронзовый слепок, покрытый позолотой и размещенный на высокой бетонной колонне. У основания памятника выгравирована фамилия прославленного инженера и годы его жизни.

Разумеется, этот небольшой монумент никак не может соперничать в популярности со знаменитой Эйфелевой башней, однако свою функцию он прекрасно выполняет — отдаёт честь гениальному проектировщику, который подарил Парижу его самую известную достопримечательность, ставшую настоящим символом французской столицы.

Координаты: 48.85794600,2.29444700

Памятник Далиде на Монмартре

Рекомендовать место

10

1

На Монмартре расположен памятник Далиде — французской певице и актрисе итальянского происхождения, которая родилась и выросла в Египте. Ее настоящее имя — Иоланда Кристина Джильотти. Она стала третьей девушкой, памятник которой установлен в Париже (после Сары Бернар — известнаой французской актрисы и Жанны д’Арк). Он возвышается на площади Dalida, которая названа также в честь этой знаменитой певицы.

Монмартр, напоминал Далиде Восток, где выросла певица, именно поэтому она сразу влюбилась в него. Наполненные фруктовыми и овощными лавками улочки, с множеством кафетериев, созданных для спокойствия и наслаждения жизнью… Напротив площадь Пигаль с его ночным движением, с весельями мюзик-холлов и кабаре, которые певица очень любила.

Поклонники всего мира до сих пор приходят к воротам дома, где жила Далида, а один раз в год, в первых числах мая, все желающие смогут поучаствовать в экскурсии на Монмартр к дому Далиды.

Координаты: 48.88853100,2.33807000

Памятник Жанне д`Арк

Рекомендовать место

12

1

Памятников Жанне д`Арк, национальной героине Франции, причисленной к лику святых, страна насчитывает множество. Один из них установлен в самом центре площади Пирамид в Париже .

Это оживлённая улица, где всегда много прохожих, жителей и гостей города. Конный памятник золотого цвета был возведен в 1874 году скульптором Эмманюэлем Фремье. По одной из версий, именно в этом месте в 1429 году была ранена во время сражения, руководя осадой Парижа.

Памятники Жанне д`Арк также можно найти на Монматре, на фасаде базилики Сакре-кер, неподалёку от башни Сен-Жак, в соборе Парижской богоматери и многих других местах Франции.

Координаты: 48.86384700,2.33215100

Топ 35 — памятники Парижа

Парижские памятники – историческая карта города. Французы не отворачиваются даже от печальных страниц своего прошлого. Они сохраняют триумфальные арки за победы, которыми больше не гордятся, а также посвящения персоналиями, чья роль была впоследствии пересмотрена. В связи с реабилитаций, например, удостоился памятника Мишель Ней. А Жак Ширак постановил создать монумент в честь евреев-иностранцев, арестованных в начале войны по приказу фашистов.

Особняком в списке достопримечательностей Парижа стоит Эйфелева башня. Символ города украшает открытки, а также на него можно любоваться из разных точек столицы. Ещё одно знаковое место для французов – кладбище Пер-Лашез. Его называют музеем надгробной скульптуры. Посещение – повод почтить выдающихся людей и восхититься изысканностью надгробий.

Исторические и современные памятники Парижа

Список самых популярных памятников и скульптур в городе.

1. Эйфелева башня

Символ Парижа, его главная достопримечательность. Названа по фамилии конструктора Гюстава Эйфеля. Строительство завершилось в 1899 году. Планировалось, что конструкция будет временной: она выполняла функцию входной арки во время проведения Всемирной выставки в городе. Изготовлена из стали, а её высота составляет 324 метра. Башня доступна для посещений, она подсвечивается в вечернее время, а также используется для световых шоу.

ejfeleva-bashnya-700x467

2. Триумфальная арка

Возведена в 1886 году. Площадь, на которой она находится, теперь называется в честь Шарля де Голля. Строилась по приказу Наполеона, чтобы отдать должное победам «Великой армии». Имеет внушительные размеры и смотрится массивным сооружением. Высота арки – около 50 метров. Под сводами достопримечательности находится могила неизвестного солдата. Вечным огнём отмечен подвиг павших в годы Первой мировой.

triumfalnaya-arka-1-700x466

3. Вандомская колонна

Возводилась в первые годы позапрошлого века. Высота – 44 метра, диаметр – около 3,5 метра. Отливалась из трофейных пушек и прочих орудий. Колонну украшают барельефы, созданные Жаном Баптистом Леперой. На вершине – статуя Наполеона, одетого, как древнеримский император. Установка памятника вызвала общественные споры, так как многие не разделяли экспансивные настроения Бонапарта и его соратников.

vandomskaya-kolonna-700x467

4. Статуя Республики

Символичное произведение монументального искусства создано братьями Морис в 1880 году. Располагается на одноименной площади и имеет высоту 10 метров. На вершине установлена женская фигура с лавровым венком на голове – отождествление с самой Францией. Вокруг ещё три статуи – Свобода, Равенство и Братство. Место знаковое, поэтому тут проходят большие акции протеста, митинги и забастовки.

statuya-respubliki-700x467

5. Луксорский обелиск

Египетский правитель Мехмет Али подарил обелиск Франции в 1831 году. В прошлом этот исторический памятник вместе со своей точной копией украшали храм Амон-Ра, расположенный на берегу Нила. Теперь там только развалины. В Париже его поместили на площадь Согласия. Достопримечательность заменила гильотину, чтобы дать возможность не ассоциировать местность лишь со страшными моментами истории.

luksorskij-obelisk-700x466

6. Памятник Александру Дюма

Площадь, на которой находится достопримечательность, в народе называют «Площадью трёх Дюма». С разных её сторон стоят памятники трём выдающимся людям с этой фамилией. Один из них – писатель Александр Дюма – автор всемирно известных «Трёх мушкетёров». Это – последнее творение монументалиста Гюстава Доре. Литератор сидит на стуле на высоком постаменте, а ниже расположились почитатели его таланта.

pamyatnik-aleksandru-dyuma-700x467

7. Памятник Жанне Д’Арк

Установлен на площади Пирамид после поражения в Франко-прусской войне в 1874 году. В стране происходил патриотический подъём, и появления на улицах Парижа конной статуи национальной героини пришёлся ко времени. Эмманюэль Фремье не учёл некоторые особенности осмотра памятника снизу вверх, поэтому пришлось увеличить фигуру Жанны Д’Арк, чтобы она выглядела пропорционально размерам лошади.

pamyatnik-zhanne-dark-700x467

8. Статуя Свободы

Копия оригинального подарка, отправленного в США. Изготовлением занималась американская диаспора. Они допустили намеренные неточности, например, указали не те даты на книге. В первом случае – год основания США, а во втором – годы революции во Франции. Статуя в высоту достигает почти 12 метров. Через сто лет после создания достопримечательность побывала в Японии, а потом вернулась на родину.

statuya-cvobody-700x467

9. Памятник воинам Русского экспедиционного корпуса

Располагается в историческом центре французской столицы. Памятник открыли в 2011 году. Он посвящён русским солдатам, сражавшимся на стороне союзников в начале прошлого века. Бронзовую скульптурную композицию создали Владимир и Данила Суровцевы. Она представляет собой фигуры офицера и его верного коня. Монумент оскверняли в 2013 году: так активисты привлекали внимание к делу Pussy Riot.

pamyatnik-voinam-russkogo-ekspeditsionnogo-korpusa-700x467

10. «Пламя Свободы»

Монумент – ответный подарок от США: ранее они приняли от французов Статую Свободы, как символ дружбы. Памятник копирует пламя из факела оригинала и проводит ещё больше параллелей между двумя странами. Автором проекта выступил Огюст Бартольди. После 1997 года местность приобрела дополнительное значение для туристов и стала мемориальной: в туннеле неподалёку погибла принцесса Диана.

plamya-svobody-700x467

11. «Человек, проходящий сквозь стену»

На Монмартре много необычных памятников. И этот – один из них. На площади Марселя Эме прямо из стены частично выступает фигура человека. Достопримечательность создана по мотивам одноименно произведения, которое как раз и написал Эме. Там герой обнаружил в себе магический талант – проходить сквозь преграды. Но действие волшебства закончилось также быстро, как и началось, поэтому он замер навсегда.

chelovek-prohodyashhij-skvoz-stenu-700x467

12. Памятник Карлу Великому

Создан Шарлем и Луи Роше для того, чтобы дать парижан пример для подражания. Карл Великий всего пару раз бывал в современной столице Франции. Однако он не даром получил прозвище Великий: король объединил обширные территории и даже получил титул императора от Папы Римского. После проигрыша во Франко-прусской войне, нужно было напомнить народу о величии страны, поэтому памятник установили на площади Нотр Дам.

pamyatnik-karlu-velikomu-700x467

13. «Большой палец»

Занимает площадку в деловом квартале Ла-Дефанс, относящемся к пригороду Парижа. Поднятый вверх большой палец – символ одобрения и удачи. Этим и руководствовались Сезар Бальдаччини, продвигая свой проект. Скульптор увлёкся создание увеличенных больших пальцев ещё 1965 году. Его работы были представлены на международных выставках и оказались на улицах городов разных стран. В 1994 году очередь дошла и столицы Франции.

bolshoj-palets-700x466

14. «Возрождающаяся Франция»

Памятник – подарок Дании Парижу. В 1958 году он занял место на мосту Бир-Акейм, украсив собой его смотровую площадку. Изначально Хольгер Ведеркинч создавал статую Жанны Д’Арк. Она держала в руках большой меч и сидела верхом на мчащейся вперёд лошади. Французская сторона отказалась от презента, так как сочла образ слишком воинственным. В проект внесли изменения и дали ему другое название во избежание скандала.

vozrozhdayushhayasya-frantsiya-700x487

15. Июльская колонна

Располагается в центральной части площади Бастилии. Работа Жан-Антуан Алавуан – посвящение трём важным дням в истории Франции, положившим конец абсолютному правлению Карла X. Колонну установили в 1840 году в 10-ю годовщину революции. В день открытия памятника у его подножья захоронили останки более чем 500 революционеров, погибших защищая свои идеалы и лучшее будущее для страны.

iyulskaya-kolonna-700x467

16. Стена любви

Одна их самых необычных достопримечательностей Монмартра. Создавалась в 2000 году совместными усилиями художника Клэра Кито и каллиграфа Федерика Барона. Площадь покрытия стены – 40 м². Она составлена из плиток. На эмалированной лаве 311 раз написано «Я люблю тебя» на 250 языках. На поверхности отчётливо видны красные вкрапления. По задумке авторов, это части разбитого сердца.

stena-lyubvi-700x467

17. «Шесть континентов»

Скульптурная группа из шести отдельных памятников расположилась около музея д’Орсе. Континенты представлены в виде женщин. В их одежду добавлены типичные для местности проживания элементы. Также в руках дамы держат символичные предметы. Рядом с ними находятся фрукты, рыба, папирусы и статуэтки – всё, что может указать на место проживания. Выполнены все скульптуры в единой манере.

shest-kontinetov-700x467

18. Национальный мемориал войны в Алжире и боев в Марокко и Тунисе

В 2001 году был объявлен конкурс на создание композиции в память о трагических событиях середины прошлого века. Победу одержал проект Жерара Колин-Тибере. Мемориал представляет собой три белые прямоугольные стелы, высотой почти в 6 метров. В них вмонтированы экраны с постоянно чередующимися имена тысяч погибших. Каждый из экранов окрашен с один из цветов французского флага. На плитах перед стелами выгравирована памятная надпись.

natsionalnyj-memorial-vojny-v-alzhire-i-boev-v-marokko-i-tunise-700x466

19. Статуя короля Генриха IV

Во время своего правления монарх положил конец гугенотским войнам, разразившимся на фоне разногласий между конфессиями. Указ Генриха IV позволил протестантам свободно исповедовать свою религию. Это сделало короля любимцем части народа на десятилетия. Конная статуя в его честь появилась в 1818 году. Памятник установили на острове Сите, застройка которого велась по приказу Генриха IV.

statuya-korolya-genriha-IV-700x467

20. Статуя Дантона

Местом для установки памятника в конце позапрошлого века была выбрана площадь Сен-Жермен. В прошлом здесь стоял дом, из которого забрали на казнь реформатора и революционера. Огюст Пари изобразил Дантона в решительной позе. Таким он был и при жизни: стремительным и неуступчивым. В композицию входят ещё две фигуры – обычные люди, так как самая знаменитая фраза Дантона гласит: «После хлеба народу нужно просвещение».

statuya-dantona-700x467

21. Памятник Мишелю де Монтеню

Располагается в Латинском квартале Парижа с 1933 года. Напротив находится университет Сорбонна. Мишель де Монтеню – философ эпохи Возрождения. Его бронзовый памятник создал скульптор Поль Ландовски. У студентов есть традиция: перед важными экзаменами нужно потереть туфлю мыслителя, сидящего, закинув ногу на ногу. Поиски удачи привели к тому, что эта часть скульптуры натёрта до блеска.

pamyatnik-mishelyu-de-montenyu-700x467

22. Памятник Этьену Марселю

Конный монумент известен тем, что над ним работали несколько авторов, но финальная часть проекта осталась за Лораном Маркестом. Этьен Марсель занимал пост купеческого прево во времена правления Иоанна II. Суконщик вошёл в число реформистов, желавших ограничить власть монарха и создать в стране больше свобод для населения. Также он проявил себя в Столетней Войне, за что и удостоился памятника.

pamyatnik-etenu-marselyu-700x466

23. «Парижская оборона»

Композиция установлена на западе столицы, ближе к окраине. На этом месте раньше стояла скульптура Наполеона. Однако её демонтировали и утопили в Сене. Это сделали не вандалы, а жители, не пожелавшие отдавать бронзу неприятелю. «Парижская оборона» посвящёна погибшим во время осады города в период Франко-прусской войны. Церемония открытия состоялась в 1883 году, и на ней присутствовало около 100 тысяч человек.

parizhskaya-oborona-700x467

24. Памятник Шарлю де Голлю

Жак Кардо изобразил первого президента Пятой республики во время принятия парада 1944 года. Шарль де Голль уверенно шагает и смотрит вдаль. Скульптура в высоту достигает 6 метров. Установлен памятник в 2000 году в связи с 30-ой годовщиной смерти политика и военачальника. Территорию, где находится монумент, называют «Трое шагающих мужчин», так как неподалёку имеются памятники Уинстону Черчиллю и Жоржу Клемансо.

pamyatnik-sharlyu-de-gollyu-700x467

25. Памятник жертвам Зимнего велодрома

В 1942 году французская полиция арестовала по приказу фашистов тысячи евреев-иностранцев. Их заперли на несколько дней на крытом велодроме, а потом выживших отправили в Освенцим. Лишь в 1995 году случившееся было названо Жаком Шираком, как непростительный грех для государства. Памятник создан Марио Азагури и Вальтером Шпитцером. Последний находился на велодроме, когда бы ребёнком, а после сумел уцелеть в лагере.

pamyatnik-zhertvam-zimnego-velodroma-700x467

26. Памятник прав человека

Его можно увидеть вблизи Марсового поля. Поводом для установки в 1989 году стало празднование 200-летия Французской революции. Притом, что скульптор Иван Теймер вдохновлялся египетскими достопримечательностями, его проект имеет ряд отсылок к истории Франции. Многочисленные элементы, включая солнечные часы, несколько статуй, выгравированный текст, добавляют памятнику значимости.

pamyatnik-prav-cheloveka-700x466

27. Памятник сенбернару-спасателю Барри

Проложенные по Альпам дороги несут в себе опасности: большие расстояния, высоты, неустойчивая погода. В монастыре Сен-Бернар вывели породу собак, которые отличались выносливостью и хорошим нюхом. Они искали замёрзших и помогали им добраться до людей. Барри за свою «карьеру» спас 40 человек. В его честь в 1899 году установили памятник. На монументе изображены сам пёс и ребёнок, прижавшийся к нему.

pamyatnik-senbernaru-spasatelyu-barri-700x461

28. «Оковы»

Скульптурная композиция установлена в 2009 году на площади генерала Катру и посвящена генералу Дюма. Монумент представляет собой пятиметровые сломанные оковы из ржавого железа. Их вес – около 5 тонн. Начинал свою жизнь Тома-Александр Дюма, как сын рабыни. Он был продан, а после выкуплен назад своим отцом-плантатором. Впоследствии завербовался в армию и сделал впечатляющую карьеру.

okovy-700x467

29. Бельфорский лев

Создавался в 70-е годы позапрошлого века. Каменное изваяние в высоту достигает 11 метров, а в длину – 22 метра. Лев именуется в честь города, который выдержал одну из самых продолжительных осад Франко-прусской войны. Изготовлен из красного песчаника Фредериком Огюстом Бартольди. Официального открытия не было, так как у мастера возникли разногласия с мэрией города. С 1930 года памятник имеет особый охранный статус.

belforskij-lev-700x474

30. Памятник Артюру Рембо

Современники характеризовали писателя, как «путника в башмаках, подбитого ветром». Именно таким постарался изобразить Рембо скульптор Жан-Робер Ипустеги. Литератор в его проекте юн и задумчив. Его тело соединено со свитком, причём облокотился Артюр на свои же ноги. Торжественное открытие столь необычного памятника состоялось в 1984 году перед Национальной библиотекой. Композицию окружает небольшой сквер.

pamyatnik-artyuru-rembo-700x466

31. Памятник Мишелю Нею

Полководец проявил себя при Наполеоне. За его плечами несколько громких побед, но поражение при Ватерлоо стоило военачальнику жизни: сразу после суда состоялась казнь. Памятник Мишелю Нею появился на авеню Дель Обсерватуар после его реабилитации. Франсуа Рюд изобразил героя во весь рост с поднятой саблей в руках. Памятник отлит из бронзы и установлен в 1853 году. Позже его передвинули при строительстве железнодорожных путей.

pamyatnik-mishelyu-neyu-700x466

32. «Похороненный Велосипед»

Находится в парке де ла Виллетт с 1990 года. Монументальная скульптура представляет собой огромные отдельные детали велосипеда, частично закопанные в землю. Швед Клас Олденбург и голландец Косье Ван Брюген постарались до мелочей передать внешний вид каждого элемента. Они должны выглядеть настоящими, пусть и значительно увеличенными. Даже руль решили украсить массивным звонком для придания достоверности.

velosiped-700x458

33. Ворота Сен-Дени

Арка установлена в Десятом округе по дороге в Лувр из одноименного поместья. Приказ о строительстве отдал Людовик XIV. Франсуа Блонделем в 1672 году создавалось посвящение сражению на Рейне, а также замена схожей средневековой арке. Высота – около 25 метров, ширина – 24 метра. С обеих сторон располагаются барельефы, рассказывающие о знаковых военных победах французской армии того периода.

vorota-sen-deni-700x466

34. Ворота Сен-Мартен

Построены на пересечении улиц и бульваров со схожим названием. Высота – 18 метров, ширина – около 17 метров. Работы по возведению ворот завершились к 1674 году, а в 80-х годах прошлого века их отреставрировали. Барельефы украшают стены по обе стороны от главного пролёта. На одном из них изображён Людовик XIV в образе бога войны Марса. Проект стал основой для создания арок в самой Франции и других странах.

vorota-sen-marten-700x466

35. Арка на площади Каррузель

При создании своего шедевра Пьер Фонтен и Шарль Персье черпали вдохновение из похожего сооружения в Риме. Возводилась арка по приказу Наполеона, желавшего увековечить свои военные победы. Датирована она 1808 годом, тогда же на вершину водрузили привезённую из Венеции квадригу Святого Марка. После её возвращения на родину, на этом месте появилась аллегорическая композиция.

arka-na-ploshhadi-karruzel-700x466

Всемирно известные памятники архитектуры: Франция. Справка

Ландшафтный парк Версальского дворца — один из самых крупных и значимых в Европе. Он состоит из множества террас, которые понижаются по мере удаления от дворца. Клумбы, газоны, оранжерея, бассейны, фонтаны, а также многочисленные скульптуры являются продолжением дворцовой архитектуры. В 1979 году Версальский дворец включён в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Государственные меры по охране памятника

В ноябре 2003 года президент Франции Жак Ширак принял решение о начале 17-летней реставрации загородной резиденции Людовика XIV в Версале. По предварительным оценкам, на восстановление дворца уйдет 390 млн евро. Реконструкция коснется всех частей комплекса, включая знаменитые сады и пышнейший Зеркальный зал. За это время будут заменены 400 оконных рам XIX века (сильно пострадавшие во время урагана 1999 года) и стропила, обновлена не менявшаяся с 1950-х годов система водоснабжения и электропроводка. Свой оригинальный вид XVII века обретет главный двор – будут восстановлены ворота дворца, увенчанные королевской эмблемой, сорванной революционерами в 1793 году.

В августе 2007 года было объявлено о завершении реставрации знаменитой Зеркальной галереи Версальского дворца. Мастера заменили значительную часть из 357 зеркал галереи. В ходе реставрации тщательно восстановлена роспись плафонов, которая была сделана знаменитым художником Шарлем де Бреном и сильно пострадала от времени. Реставраторы очистили картины и скульптуры от пыли, копоти и воска, положили новый паркет, обновили мрамор и позолоту. Общая стоимость реставрационных работ составила 12 миллионов евро.

2 октября 2008 года после реставрации открылся для публики Версальский дворец Малый Трианон. Реставрация этого небольшого дворца, садов и «Французского павильона» обошлась в 5,3 миллиона евро. Реставраторы вернули исконную роль первому этажу, где ранее размещалась администрация, и третьему, который находился в резерве. Во дворце были вновь установлены оригинальные окна, из запасников достали подходящую мебель, а недостающую – докупили. В апартаментах королевы Марии-Антуаннеты воссоздан декор, соответствующий саду, разбитому возле дворца.

Последний раз обширная реставрация в Версале проводилось при короле Луи-Филиппе в 1830-х годах.

Собор Парижской Богоматери

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) — географическое и духовное «сердце» Парижа, расположен в восточной части острова Сите, на месте первой христианской церкви Парижа — базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на месте галло-римского храма Юпитера. В 1991 году был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Для Собора Парижской Богоматери характерна двойственность стилистических влияний: с одной стороны, присутствуют отголоски романского стиля Нормандии, а с другой, — использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции.

Высота собора – 35 м, длина – 130 м, ширина – 48 м, высота колоколен – 69 м, вес колокола Эммануэль в восточной башне – 13 тонн, его языка – 500 кг.

Строительство Собора началось в 1163 году, при Людовике VII Французском. Главный алтарь собора освятили в мае 1182 года, к 1196 году неф здания был почти закончен, работы продолжались только на главном фасаде.

Мощный и величественный фасад разделён по вертикали на три части пилястрами, а по горизонтали – на три яруса галереями, при этом нижний ярус, в свою очередь, имеет три глубоких портала. Над ними идёт аркада (Галерея Королей) с двадцатью восемью статуями, представляющими царей древней Иудеи.

В ходе строительства собора в нём принимало участие много разных архитекторов, о чём свидетельствуют отличающиеся стилем и разные по высоте западная сторона и башни. Башни были закончены в 1245 году, а весь собор – в 1345 году.

В Соборе Парижской Богоматери хранится одна из великих христианских реликвий – Терновый венец Иисуса Христа.

Государственные меры по охране памятника

В конце 1990-х годов XX века в Соборе Парижской Богоматери были начаты масштабные реставрационные работы, до этого серьезная реставрация собора проводилась в 1969 году.

Перед реставрацией эксперты проделали несколько исследований, чтобы установить, в каком состоянии находится камень, из которого построен собор. В ходе самой реставрации специалисты старались не употреблять препараты, вступающие в химическую реакцию со строительным материалом и окружающей средой.

Металлические щетки, используемые в 1969 году, заменил луч лазера. Суть этого метода заключалась в использовании специального пистолета, генерирующего импульсы, которые в свою очередь вызывают ударную волну по наслоениям и через микрорезонанс разрушают частицы пыли, не повреждая камень.

С помощью другой, оригинальной технологии, разработанной во Франции в 1989 году, были восполнены утраченные фрагменты статуй, швов и углов. При этой технологии используются содержащие кальций бактерии, которые в процессе своего метаболизма производят карбонат кальция. Он заполняет пустые места и укрепляет камень, не изменяя его цвет и состав.

Другая решенная в процессе реставрации проблема – голуби, кислотные экскременты которых приводят к коррозии камня. В 1969 году для защиты скульптур был использован силиконовый гель, но эта субстанция скорее повредила статуи, чем защитила их. В ходе последних реставрационных работ была создана система из множества тонких проводов, по которым проходит совсем слабый ток. Он не убивает птиц, но заставляет тут же улетать.

Триумфальная арка (Париж)

Триумфальная арка – монумент в 8-м округе Парижа на площади Шарль-де-Голля.

Была сооружена в 1806-1836 годах по распоряжению Наполеона архитектором Жаном Шальгреном.

Арка украшена 4-мя скульптурными группами: со стороны Елисейских полей — «Марсельеза» скульптора Рюда (справа) и «Триумф 1810 г.» скульптора Корто; со стороны авеню де ла Гранд-Арме — «Сопротивление» (справа) и «Мир» скульптора Этекса. На стенах арки выгравированы названия 128 сражений, выигранных республиканской и императорской армией, а также имена 658 французских военачальников. Арку окружают 100 гранитных тумб (в честь «ста дней» правления Наполеона), соединенных между собой чугунными цепями.

28 января 1921 года под сводами Триумфальной арки были погребены останки Неизвестного солдата, погибшего во время первой мировой войны, а 2 года спустя зародилась традиция ежедневного символического зажжения Мемориального огня на могиле Неизвестного солдата. Этой чести удостаиваются французские ветераны второй мировой войны.
Высота триумфальной арки – 49,51 м, ширина – 44,82 м, высота свода – 29,19 м.

Государственные меры по охране памятника

В конце 2003 года французские власти объявили о начале капитального ремонта Триумфальной арки. За всю свою историю арка впервые подвергалась масштабной реставрации. Реставрационные работы, стоимость которых составляет 2,5 миллиона евро, полностью финансировались государством.

В течение нескольких недель Триумфальная арка была полностью закрыта для посещений туристами. В это время альпинисты проделали сложнейшую работу: укрепили знаменитые барельефы и сложные архитектурные элементы арки, а инженеры усилили ее основную конструкцию.

Реставрации подверглись не только внешние элементы арки, но и ее внутренние помещения, большую часть которых занимает музей, посвященный истории монумента.

После реставрации музей парижской Триумфальной арки вновь был открыт для посетителей в марте 2008 года.

Исторический памятник (Франция) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Табличка «Исторический памятник»

Исторический памятник (фр. monument historique) — во Франции особый статус, присваиваемый государством объектам большой архитектурной или исторической ценности.

В качестве объекта может выступать здание или сооружение, отдельная его часть, комплекс зданий, памятник, сад и т. п. Статус исторического памятника может быть присвоен и движимым объектам, например, предметам мебели, церковного обихода, и даже архивным документам. Объект, объявленный историческим памятником, может находиться как в государственной, так и в частной собственности.

Реестр исторических памятников Франции называется «база Мериме».

Логотипом исторических памятников является стилизованное изображение лабиринта Реймсского собора[1].

Классификатор и дополнительный список[править | править код]

Существуют два уровня государственной защиты исторических памятников: занесение в классификатор исторических памятников и запись в дополнительный список исторических памятников (фр. Inventaire Supplementaire des Monuments Historiques, ISMH). В первом случае говорят, что памятник классифицирован как исторический монумент (фр. classé), во втором — что он внесён в список (фр. inscrit, дословно «записан»).

Аббатство Мон-Сен-Мишель

В конце 2005 года под охраной находилось 42 310 исторических памятников, из них 14 282 классифицированных и 28 028 записанных в список.

49,5 % исторических памятников находилось в частной собственности.

Наиболее богатые историческими памятниками регионы: Иль-де-Франс (3748 памятников, из них 1787 в Париже), Аквитания (2683) и Центр (2644).

Наиболее посещаемые исторические памятники (учитывались лишь памятники, вход в которые осуществляется по билетам)[2]:

  1. Триумфальная арка на площади Этуаль в Париже.
  2. Аббатство Мон-Сен-Мишель.
  3. Сент-Шапель.
  4. Замок Верхний Кёнигсбург.
  5. Пантеон.

Обязанности собственника исторического памятника[править | править код]

Любое изменение (реконструкция, реставрация) объекта, классифицированного как исторический памятник, должно быть согласовано, для чего не менее чем за четыре месяца до начала работ префекту региона подаётся соответствующая заявка с указанием предстоящих работ.

Классифицированные объекты, а также составляющие их части, не могут быть уничтожены или перемещены.

О любом изменении форм собственности (продажа, дарение и т. п.) объекта необходимо предварительно информировать министра (в настоящее время — Министра культуры и коммуникаций). Новый собственник должен быть поставлен в известность о том, что объект является историческим памятником.

Нельзя проводить строительство в непосредственной близости от объекта без предварительного согласования с министром.

  • Dominique Seridji и другие. Le guide du patrimonie en France. — Centre des monuments nationaux (MONUM), 2002. — С. 541. — ISBN 2-85822-760-8.

Главные исторические достопримечательности и памятники Франции и Парижа

Главные достопримечательности Франции, которые известны всему миру и являются визитной карточкой страны, находятся в Париже. Это собор парижской богоматери, Эйфелева башня, крепость Бастилия, собор Нотр-Дам, марсового поле и многие другие исторические места «белого города». Но Франция — это не только Париж.

Здесь есть множество удивительных мест, которые представляют собой неподдельный интерес для любителей истории и старины. В Бургундии представлены средневековые монастыри, многие из которых являются действующими по сей день. В Пиринеях можно полюбоваться на самые настоящие пограничные крепости времен Римской империи. Аналогичные сооружения прекрасно сохранились и на юге Франции, в приграничной с Италией зоне.

Знакомиться с вековой живописью этой страны можно начинать со знаменитого художественного музея в Лувре. А вот продолжить свое  увлекательное путешествие в мир прекрасного можно в городах Лилль и Лион. Именно здесь собраны мировые коллекции полотен рук великих живописцев. Мы попробуем рассказать вам о самых важных памятниках Франции и исторических местах. Надеемся, что прочитав этот материал, вы сможете более точно представить себе свой будущий туристический маршрут по Франции.

Достопримечательности городов Франции

Перечислить в одной статье все достопримечательности городов Франции — не реальная задача. Поэтому мы дадим вам лишь основные сведения. А более подробную информацию вы сможете получить на специальной странице, посвященной каждому городу.

Начнем мы с Руана. Этот город расположен неподалеку от Парижа, на берегу реки Сена. В средние века Руан был столицей подразделения Нормандии. Здесь представлены в огромном количестве памятники готической архитектуры. Но главная историческая ценность — это тот факт, что именно в этом городе Франции казнили деву-воина, Жанну д’Арк.

Еще один заслуживающий отдельного упоминания город, это Сен-Мало. Он располагается на побережье Бретани. Знаменит тем, что в средние века был столицей корсаров. Здесь же располагался европейский центр торговли рабами со всего мира. Архитектура города, который основан в начале двенадцатого века, достаточно хорошо сохранилась. Можно посетить Аквариум и национальный музей.

Для верующих людей центром туристического паломничества может стать французский город Рокамадур. Именно здесь хранятся святые мощи, которые были найдены на месте строительства города в 1166 году. По преданию мощи принадлежат святому Амадуру, покровителю города. Согласно поверьям они помогают путешественникам и страждущим в их повседневных делах. Город располагается на берегах реки Алзу.

В Провансе историческим центром является город Авиньон. Главная достопримечательность этого города Франции — это его история. Длительное время это место не принадлежало Франции. Здесь располагались резиденции римского папы. И это оставило свой след в памятниках архитектуры и истории. Достопримечательности — Авиньонский мост, монетный двор и старинный отель Бертон де Крийон.

Самый древний город Франции — это Тулуза. Её история уходит вглубь веков до нашей эры. Предположительно год основания — 4 век до нашей эры. Этот город по праву называют розовым. В лучах солнца он действительно светится розоватой дымкой. Все дело в большом количестве особняков, построенных из розового кирпича в средние века. В то время Тулуза была столицей французских вестготов. И именно их история хранится здесь, на берегах реки Гаронны.

Свои достопримечательности имеют и другие города Франции. Всем известна знаменитая Ницца, Канны, Сен Тропе, Лион. О них мы расскажем вам на страницах нашего портала в соответствующих разделах.

Культурные памятники Франции

Культурные памятники Франции тесным образом связаны с историческим наследием этой страны. Здесь представлено большое количество дворцов, которые принадлежали королевским династиям и знатным родам страны. По приграничным областям вы сможете найти еще более древние памятники Франции. Это крепости, относящиеся датами своего возведения к началу нашей эры. Большинство из них было построено галлами для обороны своих земель от посягательств римских воинов.

Есть и памятники Франции, которые относятся в более недалекой истории. Это крепость Бастилия, Эйфелева башня и многие другие. Памятники искусства хранятся в многочисленных художественных музеях. Но есть здесь и природные памятники. Например, Кроманьонская пещера, где были найдены впервые в истории человечества кости наших предков.

Исторические достопримечательности Парижа

Вы не сможете за одну поездку осмотреть даже все исторические достопримечательности Парижа, не говоря уже о культурном наследии всей страны. Поэтому мы рекомендуем вам перед своей поездкой тщательно распланировать маршрут и выбрать те исторические места, которые вам будут интересны в первую очередь.

Памятник Благодарности Франции — Википедия

В честь 12-ой годовщины со дня окончания Первой мировой войны, 11 ноября 1930 г. на Большом Калемегдане был официально открыт памятник Благодарности Франции: в присутствии короля Александра Карагеоргиевича и королевы Марии, королевского правительства, высших должностных лиц французского правительства, ветеранов прорыва Салониксого фронта и выдающихся граждан, ассоциаций, школ и массы людей.

После героических сражений сербской армии во время Первой мировой войны, отступления сербских военных через территорию Албании и почти невероятного подвига прорыва Салоникского фронта, в течение этого критического периода был создан военный союз и дружба между двумя сторонами. Представители интеллигенции, близкие к Обществу бывших учеников французской школы, и Общество друзей Франции инициировали, в знак благодарности за военную помощь и помощь в образовании после войны, в Белграде или Париже, возведение памятника как постоянное свидетельство и залог сербско-французской дружбы в дни величайших испытаний. В 1924 г. образован Комитет по возведению памятника, во главе которого был выдающийся врач, один из учредителей Медицинского факультета в Белграде, доктор Нико Милянич (1892—1957). Комитету удалось собрать значительные средства за небольшой промежуток времени. История памятника указывает на 1921 год, когда городской совет принял решение о возведении могильного камня в знак благодарности и уважения к французским солдатам, погибшим в обороне Белграда[1][нет в источнике] в 1915 г. После войны Королевство Сербия перестало существовать. Было создано комплексное государство Королевство сербов, хорватов и словенцев, а Белград в качестве его столицы испытал период реконструкции и украшении.

В 1928 г. муниципалитет города Белграда приобрел военный участок в крепости Калемегдан. Этот участок уступил для возведения памятника «на самом красивом месте в центре парка в крепости Калемегдан, который доминирует одним из красивейших европейских ландшафтов, недалеко от которого вскоре будет построен дом Франции» (здание французского посольства[2], 1928—1932 гг.). Этот жест не остался незамеченным во Франции. Во Франции были установлены памятники королю Петру I Освободителю и королю Александру I Объединителю в Париже, памятники в Орлеане и Марселе, а один из главных проспектов назван в честь короля Петра I.

Проект памятника был поручен всемирно известному хорватскому скульптору Ивану Мештровичу (Врполе, ныне Хорватия 1883 — Саут-Бенд, штат Индиана, США), который выполнил шаблон скульптуры в своей галерее — мастерской «Мештрович»[3] в Загребе. Отливка скульптуры, в технике «отливка воском», состояла из четырнадцать частей и была отлита в Литейном цехе Академии изящных искусств в 1930 г. в бронзе. Части скульптуры были соединены таким способом, чтобы сформировать две половинки вертикально разделенной скульптуры, а потом собраны на месте. Монументальная скульптура более четырех метров высоты символизирует Францию, которая спешит на помощь Сербии. Выразительное движение сильной женской фигуры, как значительный мотив творчества Мештровича, искусственной аллегорией выражает и прославляет национальный дух Франции, предполагая динамичность, лидерство, мужество и веру. Монументальность, как характерная черта скульптурного выражения автора, дополнительно подчёркнута массивной формой центральной женской фигуры на семиметровом постаменте, выполненном из блоков мрамора с острова Брач (на самом деле, это белый адриатический известняк). Пирамидальная структура постамента устанавливает ритм, который постепенным увеличением подчеркивает центральную сцену и обеспечивает стилистическое единство между памятником и окружающей средой, расположеной в соответствии с принципами французского сада. Доступ к памятнику, который находится в конце аллеи парка, простирающейся за пределы парка и вдоль главной улицы князя Михаила III и подчёркивает его в виде важного визуального ориентира. На передней стороне гравированный год возведения и посвящение «A la France», а на задней стороне надпись «Мы любим Францию как она любила нас 1914—1918 гг.». На боковых сторонах постамента, на уровне глаз зрителя, представлены повествовательные композиции в барельефе. Эти рельефы выполнены его учениками по рисункам Мештровича: Франо Кршинич, который наблюдал работу и Антун Августинчич, Грга Антунац, Шиме Дуймич и Орландини. Рельефы не выходили за пределы постамента и являлись его органической частью, с резанными деталями, установленными с точностью, оставляя видимые швы в виде египетских рельефов. Повторяющийся ряд фигур в сцене, известной как «Воины», на левой стороне отражает принцип изокефалии с изображением ассирийских лучников. Этот мотив, разработанный Мештровичем через рельеф и литографию, говорит о связи между сербскими и французскими солдатами на Салоникском фронте. На противоположной стороне выполнена, в более нежной манере, аллегория Сорбонны, которая напоминает о помощи в образовании, которую Франция оказала сербской молодёжи во время и после войны. Оригинальный эскиз этого рельефа, изображающий Францию как женщину, которая кормит грудью сербских детей (в настоящее время находится в галерее Мештрович) был заменён по предложению директора Французского института в Загребе (Raymond Warnier).

Вид на памятник

Национальный символ триумфа Французской Республики в виде женского образа Марианны после революции и свержения монархии во Франции находит отражение во многих произведениях искусства — на рельефе Франсу Рюда «Выступление доброволцев»[4] на Триумфальных воротах в Париже она идет впереди восставших, как и на знаменитой картине Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ»[5] , посвященной Революции, или на картине Оноре Домье «Республика и чиновники»[6], которая находится в музее Кэ д’Орсэ, где она изображена в образе матери, кормящей грудью своих детей. Эти и другие подобные аллегорические изображения Франции в виде решительной женской фигуры в характерном фригийском колпаке, являются чёткой исторической ссылкой и имели большое значение для Мештровича при создании концепции памятника на Калемегдане.

Стилизация формы и драматизм внезапного рывка фигуры по скульптурной экспрессии напоминает на стиль модерн. Логика её энергичного движения вперед, берущая начало в позднем эллинизме, основана на размещении полного веса фигуры на ступне левой ноги и статическом равновесии между доминирующими планами — между перекрученными массами верхней части тела с выступающим правым плечом и длинным, тугим изгибом правой ноги и общим объемом драпировки и левой руки. Расстановка основных планов и боковое расположение рельефов переносит главный аспект обзора памятника с фронтальной на боковые стороны. Несмотря на то, что боковой аспект в визуальном смысле богаче, Мештрович устанавливает (идеальную), фронтальную ориентацию фигуры, чтобы дополнительно подчеркнуть достоинство и важность изображаемого персонажа. Отказ от натурализма и элементы модерна наиболее очевидны в обращении с драпировкой. Слияние левой руки с боковыми планами драпировки создает почти аэродинамическую форму, где горизонтальное распределение складок ткани предполагает силу движения и взлет. Развивающиеся складки дают основание предполагать, что идея автора состояла в том, чтобы они напоминали крылья и таким образом приблизить произведение к идеалу скульптурного изображения победы — известной статуей позднего эллинизма «Нике Самофракийской».

Памятник был установлен недалеко от ворот Карагеоргия в Верхнем городе белградской крепости[7], на месте бывшего памятника Карагеоргию[8]. Этот памятник был установлен после победы в Балканских войнах Министерством обороны в 1913 г., в честь 100-летия с момента формирования регулярной армии, которую создал Карагеоргий Петрович. В 1916 г. оккупационные силы Австро-Венгрии разрушили памятник динамитом, чтобы заменить его колоссальной бронзовой статуей Франца Иосифа. После освобождения Белграда эта статуя была найдена на речной барже в реке Саве, расплавленная и снова использована для колоколов для сербских православных церковь, а крупнейшее из них было подарено церкви «Ружица»[9] на Калемегдане. Установление памятник Карагеоргию в 1857 г. является одним из первых мероприятий, связанных с возведением общественных памятников в Сербии. Памятник Мештровича, который установлен вместе бывшего памятника Карагеоргию, использует мощный символизм крепости как боевого пола и его замечательного положения над двумя реками, с видом на национальную и историческую значимость. Памятник «Благодарность Франции» принадлежит периоду творчества Мештровича после Первой мировой войны, когда автор выполнил много минималистических памятников, монументальной концепции с подчеркнутой основной идеи. Этот памятник представляет новую концепцию выразительности вместо реалистических и повествовательных концепций, способствуя развитию общественных памятников в Белграде. Из-за своей культурной и исторической значимости он был объявлен памятником культуры 1965 г., а в 1983 г. объявлен памятником особого значения Республики Сербии.

  1. ↑ Oдбранa Београда 1915. године Поменбраниоцима Београда 1915. године, Политика, приступљено 14.10.2013. године, доступно на [1]
  2. ↑ Zdanje Ambasade Francuske u Beogradu [2]
  3. ↑ Галерија «Мештровић» у Загребу, приступљено 14.10.2013. године. Доступно на Архивированная копия (неопр.). Дата обращения 4 сентября 2015. Архивировано 25 декабря 2013 года.
  4. ↑ Полазак добровољаца, Франсоа Рид, приступљено 14.10.2013. године. Доступно на en:File:Le_Départ_des_Volontaires_(La_Marseillaise)_par_Rude,_Arc_de_Triomphe_Etoile_Paris.jpg
  5. ↑ Слобода предводи народ, Ежен Делакроа, приступљено 14.10.2013. године. Доступно на en:File:Eugène_Delacroix_-_La_liberté_guidant_le_peuple.jpg
  6. ↑ Република, Оноре Домије, Музеј Орсеј, приступљено 14.10.2013. године, доступно на [3]
  7. ↑ Капије Београдске тврђаве Архивировано 28 сентября 2014 года.
  8. ↑ Споменик Карађорђу
  9. ↑ Црква Ружица (недоступная ссылка)

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *