Памятники ереван – Монумент «Мать Армения» — история создания памятика, статистика, музей Министерства Обороны Армении

Содержание

yerevan.am | Официальный сайт | Памятники г. Еревана

Показать на карте

Памятники – это те произведения искусства, представляющие культурную ценность, которые придают новое дыхание и живость городу. Ара Саргсян, Ерванд Кочар, Ара Арутюнян, Гукас Чубарян, Фернандо Ботеро – вот неполный список имен всемирно известных скульпторов, которые посредством бессловесного, но вполне выразительного языка скульптуры создали бессмертные творения, украшающие город Ереван. Творения, которые тысячей невидимых нитей связаны с историей, душой народа, его традициями.

Аргишти 1-ый

Аргишти 1-ый

Скульптор: Л. Токмаджян
Архитектор: Э. Бароян
Туф, базальт, 2002 г.

Давид Сасунский

Давид Сасунский

Скульптор: Е. Кочар
Aрхитектор: М. Мазманян
Кованая медь, базальт, 1959 г.

Александр Таманян

Александр Таманян

Скульптор: А. Овсепян
Aрхитектор: С. Петросян
Базальт, гранит, 1974 г.

Месроп Маштоц

Месроп Маштоц

Скульптор: Г.Чубарян
Базальт, 1967г.

Хачатур Абовян

Хачатур Абовян

Скульптор: С. Степанян
Архитектор: Г. Таманян
Бронз, гранит, 1950 г.

Аветик Исаакян

Аветик Исаакян

Скульптор: С. Багдасарян; архитектор: Л. Садоян
Бронза, гранит, 1965 г.

Ваан Терян

Ваан Терян

Скульптор: Н. Карганян; архитектор: Г. Хачатрян
Базальт, 2000 г.

Комитас

Комитас

Скульптор: А.Арутюнян
Архитектор: Ф. Дарбинян

Бронз, гранит, 1988г.

Саят-Нова

Саят-Нова

Скульптор: А.Арутюнян
Архитектор: Э. Сарапян
Мрамор, 1963г.

Месроп Маштоц и Саак Партев

Месроп Маштоц и Саак Партев

Мартирос Сарян

Мартирос Сарян

Скульптор: Л.Токмаджян
Архитектор: А. Тарханян
Мрамор, 1986г.

Уильям Сароян

Уильям Сароян

Скульптор: Д. Ереванци
Архитекторы: Р. Асратян, Л. Игитян
Бронз, 2008г .

Памятник, посвященный 90-летию Общественного радио и 60-летию телекомпании

Памятник, посвященный  90-летию Общественного радио и 60-летию телекомпании

Гарегин Нжде

Гарегин Нжде

Скульптор – Г. Степанян, архитектор – А. Мхитарян.

Бронз, 2016г.

Полководец Андраник

Полководец Андраник

Скульптор: А. Шираз
Архитектор: М. Мхитарян

Бронза, базальт, 1999 г.

Памятники в Ереване | Армянское Бюро путешествий

Цицернакаберд

Памятник жертвам геноцида 1915 года расположен на Цицернакабердской возвышенности. Мемориальный комплекс состоит из расположенных по кругу и чуть склонных к центру 12 пилонов. В центре мемориала горит вечный огонь.

Памятник «Мужчины»

«Мужчины» считается одним из наиболее удачных памятников в Ереване. Памятник установлен четырем главным «мужчинам» фильма – Вазгену (Азат Шеренц), Сурену (Фрунзик Мкртчян), Араму (Аветик Геворкян) и Сако (Армен Айвазян).

Памятник героям

В основу памятника легла форма «Хачкара». На четырех таких стелах-хачкарах покоится вечный венок. На венке надпись на армянском языке: «Вечная слава героям, павшим в борьбе за победу Советской власти». Памятник окружают 2750 фонтанов.

Аветик Исаакян

Аветик Исаакян — поэт, академик Академии Наук Армянской ССР. Учился в Эчмиадзинской духовной семинарии. Печататься начал с 1892 года. В 1897 году издал первый сборник стихов «Песни и раны», сделавший его популярным.

Александр Грибоедов

Александр Грибоедов – первый русский писатель и дипломат, который близко к сердцу принял чаяния армянского народа, разделял его радости и трудные дни. Фрагменты, описывающие Армению, есть в его путевых заметках и дневнике.

Александр Мясникян

Александр Фёдорович Мясников (наст. фамилия Мясникян, псевдоним — Мартуни) — революционер, партийный и государственный деятель, автор ряда трудов по теории марксизма-ленинизма, истории революционного движения и армянской литературы.

Александр Таманян

Памятник величайшему архитектору Александру Таманяну установлен в центре столицы Армении. Александр Таманян создал главный современный план застройки Еревана, соединив его с древними традициями.

Арно Бабаджанян

Арно Бабаджанян — армянский композитор и пианист, народный артист Армении, народный артист СССР. Памятник выдающемуся советскому композитору и пианисту Арно Бабаджаняну был установлен возле здания Оперы и Балета в центре Еревана.

Вардан Мамиконян

Спарапет Вардан Мамиконян, внук Католикоса Саака Великого, своею кровью освятил армянскую землю и укрепил христианство в Армении. Армянская Церковь причислила Вардана и павших вместе с ним на Аварайрском поле 1036 воинов к лику святых.

Арам Хачатрян

Визитная карточка Арама Хачатуряна — знаменитый «Танец с саблями», благодаря которому во многих странах мира за композитором утвердилось прозвище «мистер Танец с саблями».

Аргишти

Аргишти I — царь государства Урарту, правил в период с 786 по 764 гг. до н. э. Аргишти I успешно отразил атаки Ассирии, расширил границы Урарту в Закавказье, основал город Эребуни.

Армен Тигранян

Армен Тигранян — армянский композитор, хоровой дирижер, заслуженный деятель искусств Армении и Грузии. Автор опер «Ануш» (1912 года) и «Давид-бек» (1950 года) и инструментальных произведений.

Ваан Терьян

Ваан Терьян — выдающийся армянский поэт и общественный деятель. Первый сборник стихов «Грезы сумерек» вышел в 1908 году. Широкую известность приобрел патриотический цикл «Страна Наири» (1915 г.).

Вильям Сароян

Вильям Сароян родился во Фрезно в семье эмигранта. Читательское признание пришло к нему в 1934 году после первого же сборника рассказов. Лучшим произведением считают повесть «Человеческая комедия».

Давид Сасунци

Памятник Давиду Сасунци расположен в центре привокзальной площади в честь героя армянского народного эпоса Давида Сасунци, который на протяжение многих столетий воплощал свободолюбивые стремления армянского народа.

Леонид Енгибаров

Леонид Енгибаров — клоун-мим, «грустный клоун», писатель. «…Ну а он, как будто в воду канув, вдруг при свете, нагло, в две руки крал тоску из внутренних карманов наших душ, одетых в пиджаки…», — посвятил Енгибарову строки Владимир Высоцкий.

Микаэл Налбандян

Микаэл Налбандян — армянский писатель, поэт, литературовед, критик, публицист, философ, революционный демократ. Его поэма «Песня итальянской девушки» принесла Налбандяню посмертную славу.

Зоравар Андраник

Полководец Андраник (Андраник Озанян) является самой яркой личностью армянского движения за свободу. В начале XX века имя полководца звучало по всей стране и наводило страх и ужас на врагов армянства.

Иван Айвазовский

1 мая 2003 года в центре Еревана возле Дома камерной музыки состоялось открытие памятника великому российскому маринисту армянского происхождения Ивану Айвазовскому (Ованесу Айвазяну).

Адмирал Исаков

Иван Исаков в годы гражданской войны активно участвовал в боевых действиях на Балтийском море, на Волге и Каспии. Много сил и энергии отдал И. С. Исаков делу строительства советского Военно-Морского Флота.

Комитас

Выпускник частной консерватории Рихарда Шмита и Берлинского университета, Комитас (Согомон Согомонян) собрал более 4 000 народных армянских песен, нашел ключ к древним армянским нотам и сумел их расшифровать.

Егише Чаренц

Егише Чаренц  — армянский поэт и прозаик. Классик армянской литературы. Романтизм и отрешенность его первых произведений со временем сменяются искренней революционной героикой.

Кот

Напротив столичного комплекса «Каскад»в Ереване, недавно состоялось торжественное открытие скульптуры всемирно известного колумбийского художника Фернардо Ботеро — «Кот».

Мусалер

Созданный в 1976 году, памятник посвящен обороне от турок в 1915 году. Крупные архитектурные формы памятника напоминают крепостную башню, верх которой украшен стилизованной головой орла.

Мать Армения

Монумент Победы представляет собой скульптуру Матери-Армении, вкладывающей меч в ножны. Она символизирует величие и могущество свободной Родины. Огромная двадцатиметровая фигура выполнена из чеканной меди.

Месроп Маштоц

Месроп Маштоц — армянский просветитель, основал национальную школу. В 405-406 гг. создал алфавит, полностью отразивший звуковой состав армянской речи. Перевёл (совместно с другими) Библию на родной язык.

Нельсон Степанян

Когда фашистские захватчики напали на Советский Союз, летчик ушел добровольцем в ряды бойцов ВВФ. Имя Степаняна наводило ужас на врага. «Черная смерть в воздухе» — передавали фашисты тревожные сигналы.

Мартирос Сарьян

Мартирос Сарьян — армянский живописец-пейзажист, график и театральный художник. Творчество Сарьяна сыграло ведущую роль в становлении национальной школы армянской советской живописи.

Ованес Баграмян

Иван Христофорович (Ованес Хачатурович) Баграмян — советский полководец, дважды Герой Советского Союза. В системе ведомственных наград ВС Армении существует медаль «Маршал Баграмян».

Тигран Петросян

Тигран Петросян — выдающийся советский шахматист, международный гроссмейстер (с 1952 года), заслуженный мастер спорта (с 1960 года), кандидат философских наук.

Саят-Нова

Саят-Нова (Арутюн Саядян) — знаменитый поэт, ашуг. Писал на азербайджанском, армянском, грузинском языках. На камне высечены слова: «Не всем мой ключ гремучий пить: особый вкус ручьев моих! Не всем мои писанья чтить: особый смысл у слов моих!»

Степан Шаумян

Степан Шаумян — армянский революционер и политический деятель, журналист, литературный критик. Глава кавказских большевиков, расстрелян в числе 26 бакинских комиссаров. Памятник расположен на площади Шаумяна в Ереване.

Руки Дружбы

Памятник, символизирует дружбу между Ереваном и итальянским городом Каррара, находится недалеко от станции метро «Молодежная», в очень красочной аллее. «Руки Дружбы» удивительно гармонируют с окружением, с зеленью кустов и деревьев.

Хачатур Абовян

Хачатур Абовян — великий армянский писатель, основоположник новой армянской литературы и нового литературного языка, педагог, этнограф. Открыл первое в Армении училище, основанное на европейских педагогических принципах, носившее совершенно светский характер.

Памятники и скульптуры Еревана — путешествия и прочее — LiveJournal

Ереван — один из самых древних городов на земле. Говорят, что первое упоминание было почти тысячу лет до нашей эры. Соответственно, городу — порядка трех тысяч лет. Солидно.
Но не пытайтесь найти в городе остатки того старого Еревана, что был когда то. Вернее, есть , есть несколько старинных зданий, например Голубая мечеть, или остатки какой то крепости. К сожалению почти совсем не сохранилось застройки 19- начала 20 веков. В 1935 году город был полностью перестроен по новому генеральному плану.

Конечно древностей (да еще каких! ) в целом по стране хватает. Но в Ереване с ними напряженка (хотя когда у тебя появляется время не на поверхностный взгляд на город, а на «глубокое погружение» понимаешь, что Ереван — это город не только с древним прошлым, а город у которого есть будущее)
Так вот о памятниках. Их в столице огромное количество — целые россыпи.
Есть «официальные» — такие как Родина-мать, жертвам геноцида и прочие. Есть много памятников, посвященных историческим датам и событиям, а также известным людям. Ну и, судя по всему, в последнее время стали устанавливать просто симпатичные скульптуры на радость людям — таких очень много возле музея современного искусства «Каскад»

Начну с одного из самых интересных. Памятник композитору Арно Бабаджаняну

Профиль

Фас

интересная пара — бык и паук. Дети их обожают

А этот паук напомнил мне «коллегу» из столицы Канады — Оттавы

Народный герой Давид Сасунский на сказочном коне

Зеленые скульптуры

Не смотря на то , что Ереван не самый чистый в мире город, труд дворников тут решили увековечить в металле

Нарды — одна из самых любимых игр ереванцев

А проходя по улице можно увидеть такое

А проезжая — такое)

Ну и конечно, как не сфотографироваться в таком кресле?)

Входы многочисленных ресторанчиков украшают такие вот скульптурки

Ну вот мы и добрались до Каскада — грандиозной лестницы в небо.

572 ступеньки. Высота от основания до верхней платформы — 450 метров. На вершине Каскада — обелиск посвященный армянской государственности. Строить его начали в 1972 году и завершили лишь к 2000м. Однако пока его строили, часть сооружения уже нуждалась в реконструкции. И миллионер из США Джерард Гафесчян выделил на нее деньги. В 2009 тут открыли грандиозные музей современного искусства.

Внутри Каскада — огромный музей современного искусства. Добраться к залам на верхних уровнях можно на ескалаторах

Нижняя часть — сквер с фонтанами и современными скульптурами собранных по всему миру.
А начинается сквер с памятника архитектору Александру Таманяну. Это он стал автором нового генерального плана Еревана. Именно ему город обязан своим новым обликом.

Ну а далее по аллейке вас встретят забавные зайцы. котики, барышни и жизнерадостные столбики)

Памятники Армении — обзор достопримечательностей

Памятники архитектуры, дошедшие до нас из глубины веков и сохранившие на себе печать времени, могут немало рассказать об истории, культуре земли и людей, их сотворивших. Земля Армении очень богата древними храмами, монастырями и прочими памятниками старины, недаром ее называют “музеем под открытым небом”, и каждый из памятников старины уникален и неповторим (многие из них датируются первыми веками нашей эры). Монастырские комплексы средневековой Армении можно считать своеобразной архитектурной школой. Создаваясь столетиями (Санаин и Ахпат строились в течение четырех столетий), они складывались постепенно, росли, как живой организм. Очень часто их сооружали на неприступных утесах, а порой выдалбливали в скалах. И всегда сохранялась гармония с окружающим пейзажем – строгие линии и пропорции монастырей и храмов идеально сочетаются с суровыми горными хребтами и бескрайним небом.

garni Языческий храм Гарни, Араратский регион
Языческий храм Гарни был построен в I-м в. н.э., по мнению специалистов считается жемчужиной среди языческих храмов древнего востока.
За долгие века своего существования храм видел немало завоевателей, но никто из них не посмел осквернить этот шедевр.
И даже во время принятия в Армении христианства храм не был разрушен, были уничтожены лишь статуи языческих богов. А храм стоит и по сей день, затерянный среди таких же древних, как и он сам, гор.

ЗвартноцЭчмиадзин, храм Звартноц
Эчмиадзин древняя столица Армении, или армянский “Ватикан” резиденция католикоса -главы армянской церкви. Эчмиадзинский кафедральный собор — один из древнейших крестообразных храмов (датируется 301-303 гг. нашей эры). Здесь также находится много монастырей, храмов, духовная семинария. Храм Звартноц — храм и дворцовые сооружения, находится на окраине г. Эчмиадзина. Был разрушен землетрясением 925-1000 гг., и не был восстановлен. Постепенно на его месте возник огромный холм земли, но храм был раскопан в начале ХХ века эчмиадзинским монахом. Сейчас здесь руины храма и музей “Звартноц”.

Бюракан, Аштаракский район
Тегерский монастырь — XIII век, южнее Бюракана, также здесь расположена астрофизическая обсерватория.

ЕгвардЕгвард
Один из древних населенных пунктов, богат ценными архитектурными памятниками разных эпох. В центре поселка Егвард находится церковь-усыпальница св. Аствацацин — 1301 г, это — трехъярусная церковь-колокольня. Второй этаж церкви имеет почти крестообразный план и нишу со сталактитовым завершением вместо абсиды. Каменные консольные ступени сделаны только у входа на второй этаж — к ним подставлялись деревянные лестницы. Егвардская трехъярусная церковь св. Аствацацин — наиболее хорошо сохранившаяся, и она — из лучших среди подобных в Армении. Фасады церкви отличаются исключительным богатством декоративной отделки. Здесь на расстоянии 2 км от Егварда также находится церковь Зоравар, 661-685гг. Построена, согласно историкам, правителем Армении 661-685 гг князем Григором Мамиконяном. Убранство церкви — карнизы окон, украшенные геометрическим и растительным орнаментом, полуколонки в глубине наружных ниш — обогащают монументальный облик этого небольшого памятника.

Амберд
Крепость и замок княжеского рода Пахлавуни, X-XIII вв., церковь ( 1026 г).

Монастырь св. Геворга в МугниМугни
Монастырь св. Геворга — XVII век, изобилует искусными хачкарами и барельефами.
Хачкары-основной вид мемориальных памятников средневековой Армении. Дословно с армянского переводится «крест-камень»,то есть крест высеченный в камне.По конструкции это плоские прямоугольные камни с рельефом–изображением креста как символа Древа Жизни. Камни вставлены в выемку,выдолбленную в камне-постаменте. Всю площадь камня покрывает стилизованный растительный или геометрический орнамент.

СагмосаванкСагмосаванк
Церковь, XIII век, находится на краю глубокого ущелья реки Касах, так же есть хачкары, на западном фронтоне средневековой библиотеки (скрипторий — библиотека, построена в 1235 г). Один из научно-культурных очагов древней Армении.
Церковь Кармравор — VII век — находится в Аштараке, который богат средневековыми памятниками, на древнем кладбище которого много хачкаров очень тонкой работы.
Ованаванк Церковь — архитектурный комплекс, построен целиком в XIII-м веке, однако однонефная церковь с многочисленными хачкарами и изящными орнаментами внутри относится к V-му веку.
Ошакан
Церковь Месроп Маштоц со склепом создателя армянской письменности Месропа Маштоца.

НораванкНораванк
Нораванк (в переводе с армянского «новый монастырь») – монастырский комплекс, построенный в XIII—XIV веках[1] в 122 км от Еревана, на уступе узкого извилистого ущелья притока реки Арпа близ города Ехегнадзор. Ущелье славится отвесными красными скалами, возвышающимися за монастырем, на территории которого расположена двухэтажная церковь Сурб Аствацацин с узкими консольными лестницами. Монастырь иногда называют Амагу Нораванк, чтобы отличить его от монастыря Бхено Нораванк близ города Горис. Амагу — название небольшого селения, некогда возвышавшегося над ущельем. В XIII—XIV веках монастырь стал резиденцией епископов Сюника и, соответственно, крупным духовным, а затем и культурным центром Армении, тесно связанным со многими местными учебными заведениями — прежде всего, со знаменитым университетом и библиотекой Гладзор.

Двин
Двин, Арташатский район
Двин — столица раннефеодальной Армении (IV-IX вв), город Двин был одним из значительных торгово-ремесленных центров Передней Азии. Здесь обнаружены раскопки городища и создан археологический музей. Во время многолетних раскопок Двина ученые обнаружили систему оборонительных стен, остатки многочисленных храмов и дворцов.

Хор Вирап – монастырский комплекс, Араратский район

Хор Вирап – монастырский комплекс IV-XVII вв., раскопки древнего Арташата, столицы Армении со II-го века до н э по IV век.

Севан, монастырь
Севан, Гегаркуникский регион
Монастырь — IX век, крупный средневековый культурный центр, великолепные изображения декоративного искусства — деревянные капители, двери с резьбой, каменный рельеф, хачкары и др.
Норадуз. Здесь в XVI-м веке была резиденция армянских меликов (князей).
Церковь св. Богородицы была построена в IX-м веке. В ее ограде множество древних хачкаров, самый старый из них датируется 996-м годом.

Селимский каравансарайСелимский караван-сарай, 1332г, Ехегнадзорский район
Для путников, на расстоянии однодневного перехода каравана, вдоль дорог строились каравансараи. Одним из них является селимский каравансарай, находящийся на Селимском (Сулемском) перевале, на высоте 2410 м над уровнем моря, на древней дороге, соединяющей Гегаркуник и Вайоц Дзор. Согласно двуязычным надписям (наружняя — на арабском языке), каравансарай построен в 1332 г. усилиями князя Чесара Орбеляна. Здание каравансарая выложено целиком из цельнотесаного базальта и расположено вдоль дороги с южной ее стороны. К просторному залу с восточной стороны пристроены часовня и передняя. С западной стороны боковых нефов имеется по маленькой комнатке для людей, сопровождающих караван. Животные ставились в самом зале, в боковых нефах. Стоит обратить внимание на лепнину и множество барельефов. Каравансарай был реставрирован в 1956-59-м гг.

Татев, монастырь
Татев, монастырь, Горисский район
Татев, монастырь — IX-XVII вв,сюда входят церковь св. Петра и Павла, а также церковь св. Аствацацин.
С IX-го века Татевский монастырь был одним из крупнейших центров научной и просветительной мысли Армении.
Богат оригинальными барельефами, росписью на стенах, эпиграфическими надписями.

Ереруйкская базиликаЕреруйская базилика — V век
Этот памятник — одно из общепризнанных достижений не только армянской классической архитектуры, но и архитектурно-строительного искусства раннехристианской эпохи вообще. Находится недалеко от исторической столицы Багратидов Ани, в поселке Ереруйке, на небольшой возвышенности в северо-западной части плотины искусственного водохранилища Ереруйка. Сооружена базилика из местного анийского светло-оранжевого туфа. Ереруйская базилика вначале была более простым сооружением, к которому в разное время сделаны пристройки. Обратите внимание на архитектурные детали базилики — наличники, капители, базы и т.д.

Комплекс ГошаванкКомплекс Гошаванк XII-XIIIвв
Комплекс Гошаванк XII-XIIIвв, или Нор-Гетикский архитектурный комплекс, знаменитый культурный центр средневековой Армении.
Здесь же находится гробница ученого древности Мхитара Гоша с «кружевным» хачкаром. Санаин — монастырь X-го века, крупнейший архитектурный ансамбль, основан во 2-й половине X века. В комплекс входит несколько церквей, библиотека, книгохранилище и коммунальные постройки. В XI веке здесь действовала академия. С Санаином и Ахпатом связано имя поэта и гусана XVIII-го века Саят-Новы.

Гегарт
Гегарт
Этот пещерный храм, по преданию, существовал еще в IV-м веке, но точные сведения относятся к X-му веку.
Монастырь имел свою школу, богатую библиотеку, здесь жил и творил знаменитый историк средневековья Мхитар Айриванци.
Монастырский комплекс расположен в живописнейшем месте и состоит из целого ряда сооружений,несколько из которых выдолбленны в горах.

Эребуни

Ереван
Эребуни — урартское городище.
Основано в 782 г. до н. э. урартским царем Аргишти I, ныне расположено на территории Еревана.
При раскопках здесь обнаружен большой дворец с храмами и множеством подсобных помещений.

Памятники Еревана — Monuments of Yerevan

Ереван состоит из множества парков, садов, статуй, зданий и других памятников. В данной статье представлены некоторые из основных памятников Еревана .

Мемориал Геноцида армян

Существует Геноцид мемориал в Ереване , который расположен на холме к западу с видом на город под названием Tsitsernakapert. Его строительство началось в 1966 году после того, как 1 миллион армян провели демонстрацию в Ереване на 50 — й годовщине геноцида. Строительство памятника было завершено в 1968 году.

Она состоит из высоких 44 метров стелы , 12 наклонных плит из гранита , которые расположены по кругу, с вечным пламенем , расположенным в центре круга, 100 метров длинной стена с надписями названий армянских городов и сел , где массовые убийства , как известно, имели место, музей и парк.

Каждый год 24 апреля, тысячи армян из Армении и всего мира отметить годовщину геноцида, возложив цветы вокруг вечного огня.

Кроме того, есть еще один геноцид мемориал в Эчмиадзине , место в Армянской Апостольской Церкви .

Панорама Цицернакаберд

Площадь Республики

Площадь Республики является центральной площадью столицы и является одним из главных праздничных мест и мероприятий. Архитектор Александр Таманяны уже во время своего вытягивается планы этой площади , но строительство не закончил до 1970 — х годов. Существует музей истории в этой области.

Панорама площади Республики

Оперный театр Армянский

Оперный театр Армянский

Оперный театр Армении является главным зрелищем зала армянской столицы. Он обладает Арама Хачатуряна концертный зал, Национальный театр оперы и Александра Спендиарова балет.

Как и большинство современного Еревана, это здание было на чертежи Александра Таманяном начиная с 1920-х годов. Наряду с площади Республики, это главное место fesitivites Еревана.

каскадный

Созданные в 1970 — х годах , как простая декоративную работа, Каскады были возрождены и уделять больше внимания с падением Советского Союза. Приватизация памятника привела к появлению ряда проектов, в частности его восстановление, строительство музея современного искусства, несколько проектов в сфере недвижимости и т.д. Кроме того, каскадах иногда используется как открытый концертный зал , как это имело место в 2006 с Navy Band армянского концертом там «s.

  • Вид с верхней частью каскада

Мать-Армения

Памятник Матери Армения является монументальная статуя в парке Победы с видом на столицу Ереван. Его строительство началось в 1950 году вместе с статуей Иосифа Сталина . После смерти последнего, его статуя была удалена и заменена в 1967 году памятник Матери Армении.

Внутри 50-метрового постамент Армения Музей Матери Министерства обороны . Когда первый построен, это был военный музей , содержащий экспонаты о Второй мировой войне . Сейчас большая часть выставочной площади посвящена нагорно-карабахской войны . 23-метровая статуя представляет воительницу , вооруженный мечом, с видом на весь город.

Панорама Матери Армении

Матенадаран

Матенадаран Месроп Маштоц древних рукописей является одним из самых богатых библиотек книг и рукописей в мире. Он имеет 17000 рукописей с некоторыми из них начиная с 405 года , что Маштоц изобрел армянский алфавит .

Основанная в 1959 году с целью сохранения и поддержания древних рукописей, он расположен на проспекте Маштоца.

  • Одна из рукописей Матенадаран.

крепость Эребуни

Эта древняя крепость , построенная в восьмом веке до н.э. урартских царей Аргишти I и Сардури II , рассматривается как родина Еревана. Он расположен в юго — восточных районах города.

Святой Григорий собор

Святой Григорий собор

Законченный в 2001 году, массивный собор был построен по случаю 1700 — летия принятия Арменией христианства в качестве государственной религии в 301. Он также иногда называли церковь Anniversary.

Голубая мечеть

Голубая мечеть, или Gök Дж, является единственной нетронутой мечетью оставшейся из восьми, которые когда-то стояли в Ереване. Он был построен в 1766 году во время правления Хусейна Али. В 1952 году он был превращен в музей об истории Еревана, но был восстановлен и вновь открыт в качестве функционирующей мечети в середине 1990-х годов.

  • Голубая мечеть Еревана после его восстановления.

Карен Демирчян Спортивно-концертный комплекс

Карен Демирчян комплекс

Карен Демирчян комплекс или Hamalir , является большой спортивный и концертный комплекс на холме Цицернакаберд, который доминирует над западной части Еревана, недалеко от реки Раздан ущелье. Он был открыт в 1983 году.

Телевизионная башня

Телевизионная башня является 311,7 — метровая башня решетки на Норк — Хилл в Ереване. Это высокое 311,7 метров и было построено с 1974 по 1977 году в качестве замены старой 180-метровой телебашни.

В настоящее время самая высокая точка в городе, это один из самых высоких башен в мире.

  • Ереванская телебашня.

  • Ереванская телебашня.

Смотрите также

Рекомендации

Монумент «Мать Армения» — история создания памятика, статистика, музей Министерства Обороны Армении

Во всех городах и странах памятники всегда представляют особую культурную значимость, особенно если они сами несут в себе кусочек истории. История памятника “Мать Армения” восходит к XX веку. Статуя, поистине великолепная, победоносно возвышается в Парке Победы. Мне кажется, что монумент виден с любой точки Еревана, что он надежно охраняет город своим величественным телом. Во всяком случае, я статую частенько наблюдаю практически со всех концов города.

История создания памятника

Немногим известно, что одним из главных символов Еревана изначально была статуя не Матери-Армении, а… Иосифа Сталина. Да-да, вы не ослышались: “вождь народов” был возведен в Ереване в 1950 году, в честь 30-летия установления Советской Армении. Скульптором памятника выступил Сергей Меркуров, а архитектором Рафаэль Исраелян. Монумент стал мемориалом победы в Великой Отечественной Войне, и через год за создание паматника Меркурову была присуждена сталинская премия первой степени.

Через три года после смерти Сталина, его диктатура и культ личности стали строго осуждаться, и было принято решение снести все памятники с его изображением. Как следствие, в 1962 произошел демонтаж памятника Сталину в Ереване, а в 1967 году на том же пьедестале поставили памятник, символизирующий Мать Армению, работы скульптора Ара Арутюняна, который воплощает в себе неукротимый военный дух, собирательный образ Родины и ангела-хранителя в лице матери.

Забавно, что годы спустя архитектор Исраелян признался, что был уверен в том, что Сталин не займет пьедестал надолго, и именно поэтому разработал монумент таким образом, чтобы он напоминал трехнёфные армянские церкви.

Немного “сухой” статистики

Монумент “Мать Армения” или, как ее еще называют, Статуя Победы, является одним из самых высоких памятников в Ереване. Высота самой статуи составляет 22 метра, не считая постамент высотой 51 метр. Они изготовлены из различных материалов: статуя сделана из кованой меди, а пьедестал – из черного туфа. Кстати, туф различных оттенков – один из самых популярных камней в Ереване. Наиболее часто встречаются дома и сооружения из розового туфа, благодаря которому Ереван называют “розовым городом”.

Мать Армения как национальный символ

Мать Армения – это живой символ армянской мужественности и стойкости, который представляет собой все могущество этой небольшой, но никогда не сдающейся нации.

Благодаря своей высоте и тщательно подобранному, стратегическому месту на холме, кажется, что монумент Родина-мать охраняет столицу Армении, и олицетворяет мир с помощью силы. С этим огромным мечом в руках и щитом у ног она символизирует всех тех мужественных и храбрых женщин армянской истории, которые не побоялись взять в руки оружие и встать рядом со своими мужьями в ходе множества войн.

Рядом с памятником также находятся различные военные экспонаты, которые всегда вызывают особый интерес у детей. Здесь расположилась могила Неизвестного солдата, символизирующая вечную память жертв войны, а напротив нее – Вечный огонь. Примечательно, что 9 Мая, в День Победы, у армян двойной праздник: в этот же день отмечается Освобождение города Шуши во время конфликта в Нагорном Карабахе.

Музей Министерства Обороны Армении

Кстати, еще одним сюрпризом для меня стало то, что внутри постамента, на котором стоит статуя, находится военный музей Министерства Обороны Армении. О его существовании, к своему стыду, я не знала. Сама эта идея создать музей в постаменте, мне кажется очень интересной, во всяком случае нигде в мире я такого не видела. В 1970 году это был музей Советской Армении в Великой Отечественной войне (1941-1945), поэтому здесь хранится множество экспонатов именно того периода. Среди них в особенности меня привлекли вещи маршала Оганнеса (Ивана) Баграмяна. Большая часть экспозиции, около 30000 экспонатов, посвящена Нагорно-Карабахской войне, включая фотографии, карты, документы и архивные материалы.

Также обращают на себя внимание и завораживают высокие стены двухэтажного музея и его входные медные двери, с выгравированными коваными узорами и обрамленные декоративной аркой с богатыми традиционными орнаментами.

Вход в музей – свободный. Он открыт для посещения со вторника по пятницу с 10:00 до 17:00, а в субботу и воскресенье – с 10:00 до 15:00.

Расположение

Как я уже отметила, Мать Армения географически расположена на возвышении. На этой территории находится одна из самых популярных смотровых площадок города, откуда весь Ереван как на ладони. У меня всегда захватывает дух, когда я смотрю на города с высоты птичьего полета. В Ереване же эту дивную панораму еще больше украшает библейская гора Арарат.

Статуя расположилась в Парке Победы, точный адрес которого Проспект Азатутяна 2.

Парк Победы

Парк Победы, или, как его еще называют ереванцы, Монумент – одно из знаковых мест отдыха у горожан. Здесь зачастую устраивают пикники, катаются на катамаранах и лодках по искусственному озеру или просто гуляют с детьми, укрываясь в тени густых лесов от летней жары, попивая холодный свежевыжатый сок из ближайшего кафе.

Конечно, парк во многом потерял свое былое великолепие: надо признать, что власти города не особенно следят за его состоянием. А ведь когда-то Парк Победы, названный так в память об участии Советской Армении во Второй мировой войне, был настоящим раем для детей, которых каждые выходные приводили сюда родители покататься на чертовом колесе и других аттракционах. Они, к слову, действуют и по сей день, но, конечно же, Диснейлендом здесь и не пахнет. Зато “пахнет” беззаботным и радостным детством. Именно детские воспоминания из не столь далеких 90-х просыпаются во мне при посещении Монумента, с «картинками» в виде веселых каруселями и незабываемым вкусом сладкой ваты. Кажется, что время здесь остановилось.

Как добраться

До Парка Победы и, следовательно, до монумента «Мать Армения» можно легко добраться на транспорте. Прямо возле входа в парк останавливаются автобусы №11, 14, 23, 24, 32, 46, 58 и другие, а также маршрутки №2, 14, 19, 43, 99.

Однако я предпочитаю физически более сложный, но намного приятный путь – подняться пешком по 572 ступенькам огромных лестниц Каскада, общей высотой 450 метров, и оказаться прямо напротив Парка Победы!

Настоятельно рекомендую именно этот путь, так как заодно вы сможете рассмотреть Ереван с разной высоты, и полюбоваться экспонатами современного искусства, хаотично расположенными на Каскаде.

Мать Армения (монумент) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 сентября 2018; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 сентября 2018; проверки требуют 3 правки. Монумент «Мать Армения» на марке Армении, 2011 г.

«Мать Армения»[2] (арм. Մայր Հայաստան) — монумент в честь победы Советского Союза в Великой Отечественной войне в Ереване. Высота 54 м[3], из них 22 м — высота статуи. Расположен на вершине холма в парке Ахтанак (Победа). Скульптура находится на главной оси проспекта Месропа Маштоца, возвышаясь над зданием Матенадарана.

Пьедестал был построен в 1950 году по проекту архитектора Рафаела Исраеляна. Первоначально на нём был установлен памятник Сталину (скульптор Сергей Меркуров). Массивный пьедестал со ступенчатым завершением выполнен из гранита, использованы мотивы национального орнамента — резьбы по камню. Он изначально предназначался для музея Великой Отечественной войны. Внутри расположились три этажа помещений с большими залами[4]. Снаружи постамент отделан чёрным армянским туфом нижняя площадка и ступени базальтовые. На лицевой стороне барельеф в виде ордена «Победа»[5]. В 1962 году скульптура Сталина была демонтирована[6].

В 1967 году на пустующем пьедестале была установлена 22-метровая статуя «Мать Армения» работы скульптора Ары Арутюняна[7]. Официальной церемонии открытия не было[6]. Скульптору удалось установить связь новой скульптуры со старым пьедесталом как в композиции, так и в декоративных деталях[8]. Найти баланс между размерами старого и нового памятника ему помогли сохранившиеся фрагменты скульптуры Сталина (глаз и ботинок)[6].

Скульптура выполнена в чеканной меди, символизирует могущество и величие Родины. Представляет собой образ матери, вкладывающей меч в ножны. У ног матери лежит щит. На лбу у неё «родинка», покрытая тонкими листами золота[6]. Скульптура характерна стилизованной формой рук, строгими чертами одежды. Критики отмечали, что использовав хорошо известный мотив воительницы с мечом, скульптор не привнёс в него ничего принципиально нового[8].

Прообразом «Матери Армении» стала 17-летняя девушка Евгения Мурадян. Ара Арутюнян встретил её в магазине и уговорил позировать для скульптуры[9]. Сам скульптор вспоминал, что он также запечатлел в памятнике образ своей жены[6]. Существует легенда, что щит в основании скульптуры скрывает ноги Сталина, однако это не соответствует действительности[9].

В 1970 году в основании памятника был открыт музей Великой Отечественной войны[6][7]. В 1995 году он был переименован в военный музей «Мать Армения», и с того времени находится в ведении министерства обороны Армении. В музее два основных раздела, посвящённые Великой Отечественной и Карабахской войнам[10]. Раздел о Великой Отечественной войне рассказывает об участии в ней армянского народа[7]. Представлены личные вещи, оружие, документы и портреты героев. Вокруг пьедестала выставлены различные образцы советского оружия. Среди них бронированная машина пехоты, бронемашина-152, танк Т-34, самолет МиГ-19, Катюша БМ-13, зенитный пулемет 76 мм, зенитно-ракетный комплекс С-75[6].

  • Софья Георгиевна Капланова. «Ара Арутюнян», Москва, «Советский художник». 1968

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *