Богоявленская церковь (Острог) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Церковь Богоявления Господнего — архитектурная доминанта Острожского замка, главный фамильный храм князей Острожских. Памятник православного зодчества ВКЛ, готичный храм с оборонительными чертами. В течение определенного времени кафедральный храм Луцко-Острожской епархии. Фактически перестала существовать в 1886 году.
Реконструированная Богоявленская церковь в наше времяВероятно, каменная церковь сооружена на месте старой деревянной церкви князем Константином Острожским в ознаменование победы в битве под Оршей. Начало сооружения храма приходится на 1520-е годы.
Плиту надгробия князя Александра Острожского можно было увидеть ещё в начале XIX века. В 1636 году была закрыта по распоряжению Анны-Алоизы Ходкевич (Острожской) в результате конфликта с жителями Острога.
Оставленное без присмотра здание начало разрушаться. Ревизия 1690 года так описывает состояние церкви:
В середине замка церковь старосветской архитектуры, но хорошая, каменная по западному образцу, пустая. Своды в ней уже провисают, значительная часть их упала, потому что без крыши. Требует срочного спасения, чтобы вся не рухнула. Особенно надгробие князя Александра Острожского мраморное, хорошо … сделано. Оно почти не повреждено, нужно было бы его быстро вынести из церкви… Потому своды, которые падают, превратят его в ничто…
Оригинальный текст (укр.)
Всередині замку церква старосвітської архітектури, але гарна, мурована за східним зразком, порожня. Склепіння в ній вже провисають, значна частина їх впала, бо без даху. Потребує термінового порятунку, щоб уся не завалилася. Особливо надгробок князя Олександра Острозького мармуровий, добре … зроблений. Він майже не ушкоджений, потрібно було би його швидко винести із церкви… Бо склепіння, що валяться, перетворять його на ніщо…
— Острожская древность: исследования и материалы.— Львов, 1995.— Т. 1.— С. 156.
На протяжении XVII века церковь неумолимо продолжала разрушаться.
В 1886 году власти взялись за «реставрацию» святыни по проекту архитектора В. Токарева. «Реставрацию проводили солдаты… остатки руин собора были разобраны до основания…[1]». По состоянию на 1889 год основные работы были завершены. Единственным надземным элементом, оставшимся от бывшей церкви Богоявления Господня, стала нижняя часть северной стены с бойницами.
Новая Богоявленская церковь полностью унаследовала объемно-планировочную структуру утраченного храма — прямоугольную в плане основную часть с четырьмя столпами, к которой с востока примыкали три апсиды. Было сохранено также количество башен и контрфорсы. Проект реконструкции существенно отличался по отдельным, достаточно характерным, архитектурным составляющим храма.
…были заметно удлинены в восточном направлении все три апсиды, к главному входу пристроено надуманное крыльцо с «византийской» стилистикой, несколько изменены пропорции подбанников. А главное, новая церковь потеряла характерные готические детали, которые придавали ей своеобразный художественный привкус, — порталы обоих входов, обрамления и заполнения оконных проёмов со стрельчатыми перемычками и необычное профилирование цокольных и карнизных тяг. Трёхлепестковый абрис первоначальных фронтонов, закрывавших торцы сводов центрального нефа и трансепта, заменён на упрощенный полукруглый.
Оригинальный текст (укр.)
…були помітно подовжені у східному напрямку всі три апсиди, до головного входу прибудовано надуманий ґанок з «візантійською» стилістикою, дещо змінені пропорції підбанників. А головне, нова церква втратила характерне готичне деталювання, яке надавало їй своєрідного художнього присмаку, — портали обох входів, обрамлення і заповення віконних отворів зі стрілчастими перемичками та незвичайне профілювання цокольних і карнизних тяг. Трипелюстковий абрис первісних фронтонів, що закривали торці склепінь центральної нави та трансепту, замінено на спрощений півциркульний.
— Рычков П., Луц В. Архитектурно-художественное наследие князей Острожских.— Киев, 2002.— С. 82.
После такого «восстановления» этот памятник религиозной архитектуры Волыни фактически прекратил своё существование.
Усыпальница[править | править код]
Есть сведения, что в Богоявленской церкви был похоронен князь Василий Острожский.
В 1582 году в церкви была похоронена княгиня Эльжбета Острожская.
3 февраля 1604 года в Богоявленском соборе состоялись похороны князя Александра Острожского, над его могилой установлено мраморное надгробие[2].
Рядом с сыном после смерти (†1608) был похоронен князь Василий-Константин Острожский.
- Бондарчук Я. В. Острозький Богоявленський собор XV—XVI ст. Синтезування світоглядних засад греко-візантійської та західноєвропейської культури доби Середньовіччя та Відродження // Пам’ятники сакрального мистецтва Волині. Матеріали VIII міжнародної конференції. — Луцьк, 2001. (укр.)
- Годованюк О. Пам’ятки будівельної діяльності князів Острозьких в Острозі // Острозька давнина: дослідження і матеріали. — Львів, 1995. — Т. 1. — С. 40-58. (укр.)
- Ричков П., Луц В. Архітектурно-мистецька спадщина князів Острозьких. — Київ, 2002. — ISBN 966-575-035-6. (укр.)
- Łuszczkiewicz Wł. Ruina Bohojawleńskiej cerkwi w zamku ostrogskim na Wołyniu // Sprawozdania Komisyi do Badania Historyi Sztuki w Polsce. — 3. — Kraków, 1886. — Т. 3. — С. 67-92. (польск.)
Монастырь Острог :: Фото, описание, как добраться
Монастырь Острог считается колыбелью православной религии Черногории и символом духовной веры, а также самым популярным местом паломничества на Балканском полуострове. Ежегодно более ста тысяч посетителей со всего мира направляются к монастырю, чтобы прикоснуться к мощам святого Василия Острожского, прославившегося своими чудесами.
Мифы и факты
В начале XVII века, еще ребенком Василия отдали в монастырь обучаться религиозным наукам. Получив чин священника, он посетил много православных святынь, в том числе Цетинский монастырь и Афон, а по возвращении был назначен митрополитом в городе Никшич. Но турецкие притеснения вынудили его скрываться вместе с подвижниками в горах, где они и основали монастырь.
Легенда рассказывает, что после смерти Василия в 1671 году одному из монахов голос во сне велел идти в Острог и открыть склеп святого. Монах поведал о том братии, они открыли склеп и увидели тело в полной сохранности, пахнущее сладким базиликом. После такого доказательства святости Василия его мощи поместили в саркофаг, где они находятся и сегодня. На месте, где умер святой Василий, из камня выросла виноградная лоза, на которой до наших дней созревают сладкие плоды.
Среди паломников и местных жителей существует бесчисленное количество историй о чудесных излечениях одним лишь прикосновением к мощам святого Василия.
Некоторые здания монастыря были перестроены в 1923-1926 годах, после пожара, уничтожившего большую часть комплекса. К счастью, пещерные храмы, где святой Василий провел 15 лет в молитвах, были спасены, и сегодня являются главными достопримечательностями комплекса. В настоящее время в обители проживает 12 монахов.
Что посмотреть
Острог состоит из двух частей: Нижний и Верхний монастырь, который находится в 5 км от первого.
Нижний, построенный в XIX веке, включает монашеские кельи и храм Святой Троицы, где хранятся мощи святого мученика Станко — мальчика, которому турки отрезали руки, за то что он держал крест и отказался его выпускать.
Наиболее впечатляющей частью Острога является Верхний монастырь, достичь которого можно по лесной тропе за 30 минут. Двухэтажное сооружение, встроенное в углублении отвесного утеса на высоте 900 м над уровнем моря, включает два маленьких храма XVII века. На первом уровне находится церковь Вознесения Божьей Матери, в которой хранится ковчег с чудотворными мощами и молитвенная книга XVIII века. На втором уровне — церковь Святого Креста, расписанная фресками непосредственно на поверхности скалы.
Еще можно посетить древние крепости в городах Улцинь и Котора.
Монастырь Острог находится в горах, в 8 км от дороги, соединяющей города Подгорицы и Никшич. Добраться можно автобусом из Подгорицы (30 км) или Никшич (23 км).
* Цена билета и время работы могут меняться, уточняйте на официальном сайте / 2013-05-30
Усадьба Остров – Напоминание о былом величии загородной великокняжеской резиденции. Часть 1.
Церковь Преображения Господня дворцового села Остров
Об усадьбе Остров и Преображенской церкви я узнал относительно недавно. Восторженные отзывы и фотоотчеты посетителей этого необыкновенного места инициировали меня на его целевое посещение. Мои предположения об уникальности усадьбы Остров не только подтвердились, но и превзошли все ожидания – Церковь Преображения сразу запала тогда в душу. И, хотя, по большому счету от усадьбы Остров, кроме Храма Преображения Господня и его колокольни ничего толком не осталось, храмовый комплекс, и само это место сразу же заворожили своей чистой светлой, умиротворенной и мощной энергетикой.
Сначала я хотел съездить в Остров, написать о нем и рассказать о своих впечатлениях, но оказалось, что все не так просто). Сначала, в первое посещение, небо над церковью и всей округой было преддождевым и белесым, поэтому отснятый материал в таком природном контексте не давал мне покоя, — хотелось запечатлеть храм на фоне голубого неба и безмятежных летних кучевых облаков… Во вторую поездку мне это удалось, но теперь меня уже просто неуклонно тянуло в эти места нечто безграничное и властное…
02.
Впервые село Остров упоминается еще в 1328 году в духовном завещании сыновьям московского князя Ивана Калиты как одна из многих великокняжеских вотчин. В XV-XVII веках — это загородная резиденция русских великих князей и царей, одно из любимых мест отдыха Василия III. Позже здесь любили бывать Иоанн Грозный, Алексей Михайлович Тишайший. Еще в писцовых книгах XVII века отмечалось, что в Острове были государев двор, два сада и конюшенный двор.
Усадьбой Остров я заинтересовался еще во время подготовки моего поста о Николо-Угрешском монастыре. Оказалось, что до известного нашествия на Москву крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году, когда сам монастырь и село Остров были безжалостно разграблены и сожжены, еще в 1519 году Василий III отправился в свое родовое дворцовое село Остров, где был построен первый в своем роде уникальный великокняжеский дворец-терем и по пути остановился в Николо-Угрешской обители. С тех пор этот монастырь, что находится сейчас с противоположного берега Москвы-реки от Острова, пользуется большим его уважением и почетом, а выезды великого князя в село Остров в этом направлении становятся зело регулярными – здесь ведь издревле находились богатые охотничьи угодья, а охота была излюбленным великокняжеским и царским развлечением. При Василии III жизнь села становится насыщенной — Остров отстраивается после его сожжения заново и процветает…
В петровские времена село было пожаловано любимцу Петра I князю А.Д. Меншикову, который основал здесь усадьбу. Когда сей «баловень судьбы безродный» попал в опалу, Остров вернули в собственность русских царей.
В 1765 году село Остров вместе с соседним селом Беседы было пожаловано в потомственное владение Екатериной II графу Алексею Григорьевичу Орлову, брату графа Григория Григорьевича Орлова – фаворита Екатерины II. Стоит сказать, что Орловы принимали самое деятельное участие в дворцовом перевороте 28 июня 1762 года, когда Алексей Орлов заставил Петра III подписать акт о своем отречении от престола в интересах Екатерины. Возможно он же и приложил свою руку к убийству Петра III.
Источник
После восшествия на престол Екатерины II братья получат графский титул и будут пользоваться неограниченным доверием, щедростью и благосклонностью императрицы. За победу над турецким флотом в Чесменском бою, будучи командором эскадры русского флота, граф Алексей Григорьевич получил право именоваться графом Орловым-Чесменским…
За несколько лет граф отстроил в Острове богатейшую усадьбу. По его желанию здесь был разбит живописный парк с садами и оранжереями. В дворцово-парковый ансамбль входило около полусотни зданий и сооружений, скомпонованных по функциональному признаку в несколько групп, или “дворов”. Был построен один из лучших в стране конный завод, где выводили знаменитых «орловских рысаков», а также некое подобие современного стадиона или физкультурного поля, где устраивались физические забавы, в который принимал участие и сам граф, демонстрируя и подтверждая легенду о его редчайшей богатырское силе. Этот стадион, кстати, на удивление, в своей основе сохранился.
В этой усадьбе в 1782 году А.Г. Орлов с большим размахом справлял свою свадьбу с Е.Н. Лопухиной — почти «вся Москва была свидетельницей торжества, продолжавшегося несколько дней».
Источник
В 1786 году Евдокия Лопухина умирает, а год спустя и малолетний сын графа – Иван. Единственная дочь Анна становится после его смерти единственной наследницей. Она занимается благотворительностью, особенно обустройством Юрьевского монастыря под Великим Новгородом. В конце концов, она продает Остров в 1837 году в казну.
Интересен перечень строений, составленный графиней перед передачей усадьбы министерству государственных имуществ: «Дом двух-этажный, каменный и деревянные корпуса, амбары, сараи, погреба, скотный двор, людские кухни, колодец, конный двор с манежем, каменными конюшнями и другими следующими к нему строениями и кузницами с особенным каменным корпусом, больницею … и прочими заведениями, двумя хлебными магазинами с двумя ригами, с ветряной мельницей и каменною банею, с огородною и ананасною теплицами, фруктовым и английским садами со всеми находящимися в них фруктовыми растениями»…
05.
Источник
В 1878 году Анна умерла и была похоронена в Юрьевом монастыре в «черном монашеском платье, и священники… величали ее Агнией и поминали шесть недель монахиней». Вот так и закончилась история этого дворянского гнезда Орловых в селе Остров.
Впоследствии усадьба начинает приходить в упадок. Многочисленные строения усадьбы сносятся, меняют свое назначение и постепенно исчезают. Часть построек купил соседний Николо-Угрешский монастырь, затем они принадлежали духовному ведомству, разместившему здесь богадельню. В 1868–1870 гг. знаменитый графский дом, интерьер которого был, кстати, искусно инкрустирован ценнейшими породами дерева, был перевезен на левый берег Москва-реки, на территорию Угреши. Дом тогда купили с торгов, разобрали, привезли в Угрешу и из этих материалов возвели деревянные с железной крышей архиерейские палаты с крестовой церковью во имя преподобного Сергия Радонежского. В 1977 году, при проведении реставрационных работ, архиерейские палаты, к сожалению полностью сгорели…
После Октябрьской революции богослужения в Преображенском храме продолжались до 1930-х гг., когда он был закрыт и в это же время погибли иконостас и предметы внутреннего убранства. К счастью, для хозяйственных и других нужд храм не использовался и стоял «пустой» несколько десятилетий, постепенно разрушаясь. В 1960-х гг. началось его исследование и реставрация под руководством Б. А. Альтшуллера. Наконец, в 1990 г. по ходатайству островских жителей и бабушек, причащавшихся в детстве в этом величественном храме, богослужение в нем возобновилось и был учрежден приход по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
В настоящее время храм является Патриаршием Подворьем, регулярно проводятся богослужения, возобновлены реставрационные работы.
К счастью, от великокняжеского загородного комплекса сохранилась уникальная Преображенская церковь. Именно она сейчас и является напоминанием о былом величии Острова — этой загородной резиденции великих князей и русских царей.
06.
Я тогда крайне заинтересовался историей усадьбы Остров и впечатлениями о Преображенском храме и решил обязательно съездить и внимательно исследовать эту замечательную церковь. На автомобиле ехать от Москвы совсем недалеко. И если бы не субботние пробки, домчаться сюда от МКАД можно всего за 10 минут по Старо-Каширскому шоссе повернув затем налево за Апаринками к поселку Володарского. Село Остров сейчас больше напоминает дачный поселок, старых домов практически нет и, совсем ничего не напоминает о бывшем большом царском селе… Захватывающая дух громада храма была видна издалека как величественный монументальный маяк и проезжая по узким проездам села я, наконец, добрался до Преображенской церкви.
07.
08.
Это так необычно – такое совершенное изумительное захватывающее архитектурное сооружение находится в таком позабытым сейчас людьми месте и так близко от Москвы. Но, сразу же бросается в глаза, что жизнь здесь определенно есть — вокруг церкви добротная кованая ограда, все мягко ухожено, кругом цветы и густая летняя зелень. На территории храма сразу же ощущаешь невыразимое чувство безмятежной и тихой радости. Это необъяснимо, но, по-хорошему, меня с этого момента будут преследовать эти чувства постоянно – хочется снова и снова бывать здесь. К тому же, наверное, я впервые встретил всецелое чуткое, душевное и открытое отношение служителей церкви ко всем тем, кто бывает и приезжает сюда. Но об этом позже…
Справа от входа на территорию находится симпатичная и уютная маленькая деревянная часовня Николая угодника – Николая Островного.
09.
В старых иконах и изображениях Николай традиционно держит в одной руке меч, а в другой — здание церкви символизируя силу православной веры, его защиту и покровительство Церкви. Так вот, в этом резном изображении, похожем на удивительные деревянные церковные изваяния Пермских христианских древностей, Никола Островной держит в одной руке как раз Храм Преображения Господня, что сейчас парит надо мной и занимает все воображение.
10.
11.
Первое, что видишь прямо перед собой, войдя на территорию Храма Преображения – это колокольня из красного кирпича в псевдо-готическом стиле – она находится прямо перед храмом и вход в Церковь Преображения осуществляется именно через нее с трех сторон.
12.
13.
Эту колокольню построила дочь графа Орлова Анна в 1830 году.
14.
Если смотреть от храма на север — прямо перед тобой утопает в зелени симпатичный дом священника…
15.
…а чуть ближе и левее, у дорожки, что ведет к нему — находится маленькая уютная часовенка преподобного Серафима Саровского, в зарослях пурпурного барбариса… О ней я еще упомяну пару добрых слов в другом своем посте.
16.
Именно с этой стороны на территории храма можно всецело полюбоваться и насладиться этим незабываемым архитектурным шедевром.
17.
Поскольку неуемное желание поделиться своими ощущениями с читателями пересилило здравый смысл, передо мной ведь уже не стоит отчаянный выбор, какие фотографии разместить в 1-2 постах, и что необходимо удалять из того обильного множества фотографий, которые так легко проявились у меня, давайте, с Вами вместе, просто немного осмотримся, прогуляемся вокруг церкви, вдохнем чистый напоенный неведомой необычной свежестью воздух и попытаемся уловить ту незабываемую атмосферу, что являли здесь наши великие московские князья и русские цари. Напомню, что Остров все же являлся местом отдыха, царских увеселений и размышлений и, по определению, здесь и не должно быть замкнутой, аскетичной, надрывной и смиренной обстановки, что так часто ощущаются во многих монастырских обителях и храмах.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
…Обойдем храм вокруг…
24.
25.
Следы реставрации проявляются повсюду, но древний белый камень, особенно цоколя, еще можно увидеть воочию и прикоснуться к нему и ощутить Историю… Вокруг много стройматериалов и специального оборудования — ведутся работы по укреплению фундамента храма в соответствии с федеральной программой охраны памятника.
26.
Апсида северного придела святых Кира и Иоанна
27.
28.
Фотография, наверное, не передает как захватывает дух когда вот так находясь рядом с Храмом смотришь вверх в Небеса…
29.
30.
С южной стороны сохранилось одно захоронение героя войны 1914 года, георгиевского кавалера…
31.
Обходим церковь далее… Взгляд воспаряет вместе с этим удивительным сооружением…
32.
33.
34.
Когда то на этой территории вокруг церкви было старое кладбище. Местные жители рассказали мне, что здесь даже были похоронены французские солдаты и офицеры времен войны 1812 года. Но от всего кладбища сохранился вот только один надгробный памятник.
35.
Там, где стоит этот одинокий свидетель Истории — в металлической изгороди есть проход, где по склону можно спуститься к подножию островного холма к заливным лугам, откуда открывается совершенно потрясающий вид на Храм Преображения…, ну а пока это виды с этого места, где мы будем спускаться…
36.
37.
Спускаемся по склону холма и перед нами начинает открываться тот самый вид Храма…, что знают многие…
38.
Вот так выглядят заливные луга усадьбы Остров в августе…
39.
Там на горизонте — Лыткарино…
40.
Вот так они выглядят со «сторожевого дозорного поста» Церкви Преображения, но об этом — отдельный пост)
41.
42.
Ну, а теперь, неповторимый Храм Преображения Христова во всей своей красе!…
43.
44.
Вот он, красавец!
45.
Это, что неземное. Впрочем, о неземном — это мой следующий пост, где я остановлюсь на архитектуре храма, его истории и многочисленных чудесах и тайнах…
А это вид с юго-восточной стороны, со стороны придела святой Екатерины.
46.
Стоит сходить и на смотровую площадку, что находится за пределами ограды Храма Преображения. Она старая, с деревянным прогнившим помостом, так, что ступайте там осторожнее…
47.
Это тот самый спортивный стадион о котором я упоминал. В мой приезд 23 августа там проходили баталии футбольных энтузиастов.
48.
Там же мы видим и усадебный пруд заросший зеленой ряской. Обычно местные жители купаются здесь…
49.
А это — классический вид на Дзержинский (бывшую Угрешу) и Николо-Угрешский монастырь.
50.
Тот же вид, но было это в июне…
51.
52.
А вот — немного поближе… Виды монастыря уместнее посмотреть с колокольни…
53.
А это уже правее, ближе к Лыткарино, немного видна Москва-река.
54.
А вот так выглядит Храм Преображения Господня если находясь на смотровой площадке повернуться на 180 градусов… На первом плане — дом священника.
55.
Восхитительное зрелище, не правда ли!?
56.
57.
К моему величайшему удовольствию и восхищению Храм «оказался живым», его великая сила и дух Преображения лучились отовсюду, от каждой пяди этой великой святой земли, от каждого цветка и простого камешка. От само́го храма и его величественного небесного божественного шатра, бесчисленных изящных главок и кокошников веет радостью Преображения и Божественным огнем, глаз не может оторваться от этой неописуемой красоты, а взор все впитывает и впитывает ее и, ему все мало… Определенно, русским зодчим удалось зарядить образ храма божественным Преображением и новым захватывающим воображение взглядом на новую Русь, Новую Россию стремящуюся в светлое и славное будущее.
58.
Остров и церковь Богородицы на рифе в Черногории
Самый романтичный способ попасть в церковь и музей на искусственном острове — на нашей
, причем в любое время года! Главное — хорошая погода, советую побывать зимой в Которской бухте — он превращается в зеркало! Если я присутствую на яхте — то проведу экскурсию по церкви, музею. Также сюда завозят наши приятели на
Во второй половине 17 в Пераст отличается экономическим и культурным развитием. Он тесно связан с Венецией, Римом, Неаполем, Генуей. В это же время интенсивно отстраивается сам город. Конечно, не обходится церковь и знать и без помощи живописцев. Талант и темперамент Трипо Коколя был замечен местным епископом Андрия Змаевичем. По его просьбе он пишет на холсте маслом 68 картин для церкви Богородицы на рифе. Они по сей день находятся на стенах и потолке церкви, только прошли реставрацию. Сегодня в центре Пераста вы можете увидеть 3 бюста самых значимых горожан, справа — живописца Трипо Коколя
Трипо Коколя посвятил себя работе над росписью церкви Богордицы на рифе с 1685 по 1695 года. Моете заметить, что большая часть картин находятся в позолоченных рамах, выполненных в виде веревки
На арке перед входом на алтарь — огромная фреска «Вознесение Богородицы» . Вокруг нее находятся картины, изображающие жизнь Девы Марии и Иисуса Христа, а в шестиугольных рамах — изображения пророков. Некоторые считают, что в правом углу этой картины изображен известный житель Пераста — Андрия Змаевич, благодаря которому была восстановлена после разрушительного землетрясения 1667 года эта церковь и сделаны росписи.
Обязательно зайдите за сам алтарь, там есть узкий проход, и ровно посредине нащупаете дыру, если опустить руку. Там почувствуете сам риф, на котором построен остров и церковь. Люди загадывают желания, а кто-то кидает монетки.
Над входной дверью увидите орган, он рабочий, родом из Венеции. А по бокам церкви — более 2000 серебряных и изредка золотых плиточек — благодарственных даров моряков чудотворной иконе. Их заказывали в Которе у ювелиров, самая старая — 1624 г, есть и современные экземпляры 2000-х годов. Это свидетельства побед над турками и пиратами, чудесного спасения после кораблекрушений и оздоровления от страшных болезней. Среди этих плиток есть и 36 парусных судов, а на 96 можно увидеть имя капитана, название корабля, год и место, где их настигла беда в море…Музей на острове Богородицы на рифе и уникальная икона
Слева от алтаря откройте коричневую дверь, попадете в музей. На входе увидите 4 иконы с святыми, родом из Бока Которской бухты, за спиной — Мать Тереза, она по происхождению албанка-католичка. В следующих комнатах- портреты местных моряков, картины, повествующие о победах в дальних морских странствиях, макеты двух островов у Пераста. Там же все, что найдено жупником церкви — Доном Сречко Маичем. Он прошелся по пещерам в округе и нашел свидетельства жизни людей еще до нашей эры. Прошелся и по домам перасчан, попросив старинные вещицы для своего музея.
На втором этаже есть украшение носа корабля, то ли сирена, то ли Богородица, 15 век, сделана из пальмы, галерея с современными картинами, а также приборы для навигации, первый механический мотор. Амфоры по бокам сундука насчитывают около 2000 лет, их достали со дна Которской бухты, они времен грек или римлян. Сам же сундук из 15 века, он открывался 3 ключами одновременно, один принадлежал отцу семейства, другой — матери, третий- старшему ребенку. Только при общем согласии тратился семейный бюджет!
Сверху длинная кртина — единственная не отреставриврованное произведение Трипо Коколя, есть версия, что он ее создал в 14 лет! Слева тоже его картина
Судя по турецкому флагу, пришлось местному моряку сражаться с османами в море, Богородица как всегда спасла. Вся история рассказана на картине в верхнем правом углу на итальянском языке, который 5 веков был официальным в Которской бухте.
Также над сундуком можете узнать о 12 семьях, основавших Пераст в том виде, который мы знаем сейчас. Ни один из потомков сегодня не живут в Перасте, и даже в целой Черногории… Миграция из-за войн на Балканах, падение Венеции как империи, кораблекрушения и прочие беды вынудили их покинуть город
На противоположной стене на 2-м этаже музея висит икона Богородицы, копия той, что внизу, только она еще в серебряном окладе, напомню, он снят был лишь пол века назад. Обычно туристы идут в музей только ради этой невероятной работы местной жительницы. Она подарила икону церкви Богородицы в 1828 году, создавая ее долгих 25 лет!
Кстати, уже в наше время церковь на острове была взломана, и эту икону украли! Правда, вора через время нашли, с небольшими повреждениями икона работы Яцынты Кунич была возвращена в музей
Существует две легенды об этой иконе, но людям больше нравится та, где моряк умер и не вернулся домой, а жена вышивала в ожидании мужа 25 лет, только вот где золотые, шелковые и серебряные нитки из Китая и Японии брала — факт непонятный… О том, что Яцинта ослепла в конце работы — данных в архиве Пераста нет,скорее выдумка для туристов.
Jacinta Kunić вплела и часть своих волос в икону — у ангелочков и Богородицы полностью они, за время вышивания женщина поседела, что тоже можно увидеть.
Вторая легенда больше похожа на правду — муж периодически с плаваний привозил супруге драгоценные нитки, и под конец они вдвоем подарили церкви в 1828 г икону Богородицы.
Почему так долго вышивала? Это сложнейшая техника “punto pitura”, в некоторых местах на 1 кв. сантиметр приходится 650 стежков! Использовала 7 различных нитей и материалов, так сказать.
Праздник Фашиниада в Перасте
С островом Богородицы на рифе связан один традиционный праздник — Фашиниада. Проходит у городка Пераст каждое 22 июля, вот уже 566 год подряд! Суть праздника в том, что горожане укрепляют рукотворный остров Богородицы на рифе с одноименной церквушкой — сбрасывают камни к его основанию 🏝 В этом году мы пришли наблюдать за праздником на яхте Foxy
Само слово «фашинада» («fasinada») произошло от итальянского слова «фасций» — связанный пучок, объединение. В средние века такой пучок называли «фашина» и использовали при различных военных и инженерных работах 😉 Слово «фашист» пошло от того же итальянского слова, но с праздником бокельцев Фашинадой фашисты никак не связаны
Несмотря ни на какие политические и экономические события, на те же войны, коих на Балканах много, праздник Фашинада никогда не прерывался за эти 5,5 столетий! А с 2013 г она приобрела статус нематериального культурного наследия, имеющего национальное значение
На фото тяжело разглядеть, но лодки связаны между собой веревками и украшены ветками деревьев, вот она «связка». Напомню, что с 15 по 18 века Пераст входил в область Венецианской Республики, поэтому итальянский язык здесь считался официальным, и даже сейчас можно слышать отдельные слова, вошедшие в речь черногорцев, особенно в Бока-Которской бухте, где она властвовала. Ее жители всегда называли себя бокельцами («Бока» с итал. -бухта)
Посетив остров Богородицы на рифе, прогулявшись по старинным лестницам поперек Пераста, посетив его интересный музей, где до сих пор хранится дневник Петра Толстого о посещении бухты и обучении князей, бояр по приказу Петра I, сделайте паузу на чашечку кофе / бокал вина / пива. Только так вы сможете почувствовать размеренный ритм города, посозерцать гармоничное сочетание архитектуры и природы в этом живописном месте, окутанном легендами моряков!
7 храмов на островах | Русская семерка
Если первые христиане строили труднодоступные храмы, чтобы спастись от гонений, то уже в более поздние времена люди искали духовного уединения.
Поэтому на Руси часто возводили церкви и монастыри на островах, дабы никто не мешал праведной молитве.
Здесь не просто островной храм, а целый монастырь. Если о Соловках и Валааме слышали миллионы людей, то о Кий-острове – единицы. А ведь здесь стоят древние храмы Онежского Крестного монастыря, основанного патриархом Никоном. Еще будучи иеромонахом он попал близ этих мест в шторм и чудом спасся, после чего поставил поклонный крест. Центром обители является Крестовоздвиженский собор. Поруганный в годы лихолетья, он вновь освящен. Кий-остров совсем небольшой — всего 1,5 км на 800 метров, однако здесь работает полноценный дом отдыха, куда хорошо приезжать в середине лета. Во время отлива можно пройти по дну бухты на соседние острова. Добраться сюда можно на катере из города Онеги.
Небольшое село расположено на острове в устье Северной Двины напротив Архангельска. Исторически это место называлось Заостровский погост, центром которого был уникальный по архитектуре деревянный Покровский храм, построенный аж в 1688 году и ныне заколоченный. Рядом с ним в начале XIX века построили церковь Сретения Господня, которая продолжала действовать на протяжении всего советского времени – сюда свозили древние иконы и святыни из уничтоженных приходов. Благодаря самоотверженности местных жителей им удалось сохранить храм в первозданном виде, и каждый входящий сюда чувствует особую атмосферу, которую нельзя передать словами. Для желающих, служители проводят экскурсии по церкви, рассказывая об истории икон.
Еще один остров в низовьях Северной Двины. Когда-то, совсем-совсем давно, это был центр Русского Севера (Заволочья) и даже Архангельск первоначально назывался Ново-Холмогоры. Безмолвным свидетелем той эпохи считается кафедральный Спасо-Преображенский собор конца XVIII века. Почти разрушенный в советское время он постепенно возрождается и, честно говоря, выглядит немного странно посреди одноэтажных изб местных жителей. Кстати, Холмогоры — родина коренного помора Михайло Ломоносова.
4
Талабский архипелаг
Три острова (по сути — два) на юго-востоке Псковского озера, известные своими храмами и православными подвижниками. Для начала стоит посетить остров Залит (иначе Талабск), где расположен Никольский храм, настоятелем которого долгие годы был Николай Гурьянов – один из самых почитаемых православных старцев XX века. К нему за благословлением и советом приезжали люди со всей страны. Оттуда на лодке можно отправиться на о. Белов, где расположена самобытная рыбацкая деревушка с особой атмосферой «заброшенности» и Петропавловским храмом. В бухте находится кладбище ржавых кораблей. Третий же остров слишком мал и особого внимания не заслуживает.
5
Спасо-Каменный монастырь
Когда-то древнейший монастырь Русского Севера теперь лежит в руинах – единственная постройка обители, сохранившаяся до наших дней – Успенская церковь с колокольней. Датой основания монастыря считается 1260-й год, когда во время бури сюда на остров в Кубенском озере вынесло белозерского князя. Постройки были возведены ростовскими мастерами (зодчими Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей) и взорваны советами в 1925-году просто так, из «честолюбия». Колокольню оставили как маяк. Сегодня монастырская жизнь постепенно возрождается и сюда возят экскурсии.
Раньше село находилось на правом берегу Волги, но после строительства Горьковского водохранилища оказалась на острове. Именно в этом месте в 1551-м году за 4 недели была поставлена деревянная крепость, которую срубили под Угличем и сплавили вниз по реке. Она стала базой русских войск во время очередного штурма Казани войсками Ивана Грозного. Когда-то Свияжская цитадель была одной из самых больших на территории России. Вскоре крепость упразднили и на ее месте появились монастыри, которые просуществовали до начала XX века. Тогда, поличному указанию Троцкого, тут открыли музей Иуды. До сегодняшнего дня дошли 3 монастыря и множество исторических построек. В 2010-м до острова построили дамбу, так что теперь добираться сюда значительно проще.
Многие считают, что Кижи – это красивый храм где-то на Севере. На самом деле это целый заповедник, в котором бережно сохраняют быт и уникальное деревянное зодчество. Центром и главным памятником музея стал Кижский погост с церковью Преображения Господня. Ее заложили в 1714 году и построили без единого гвоздя и фундамента. Самое примечательное, что даже в советские годы святыню не тронули – даже оставили иконостас со ста двумя образами. Кстати, весь ансамбль внесен в Список Всемирного наследия Юнеско. Добраться до острова можно летом на ракете из Петрозаводска и зимой по ледовой трассе от с. Великая губа.
Фёдор Дядечев
Паломничество в Остров, церковь Спаса Преображения – Азбука паломника
Россия Московская область село Остров
Идёт загрузка карты…{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:55.58438000000000300815372611396014690399169921875,»lon»:37.84520499999999998408384271897375583648681640625,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»visitedicon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»wmsoverlay»:false,»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»overlaylayers»:[],»resizable»:false,»enablefullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»markercluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%B0_%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_(%D0%9E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2)\» title=\»\u0426\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u044c \u0421\u043f\u0430\u0441\u0430 \u041f\u0440\u0435\u043e\u0431\u0440\u0430\u0436\u0435\u043d\u0438\u044f (\u041e\u0441\u0442\u0440\u043e\u0432)\»\u003E\u0426\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u044c \u0421\u043f\u0430\u0441\u0430 \u041f\u0440\u0435\u043e\u0431\u0440\u0430\u0436\u0435\u043d\u0438\u044f (\u041e\u0441\u0442\u0440\u043e\u0432)\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E\u003Chr /\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE:%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F\» title=\»\u0421\u0432\u043e\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e:\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\»\u003E\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\u003C/a\u003E: \u0425\u0440\u0430\u043c \u041f\u0440\u0435\u043e\u0431\u0440\u0430\u0436\u0435\u043d\u0438\u044f \u0413\u043e\u0441\u043f\u043e\u0434\u043d\u044f \u0432 \u0441\u0435\u043b\u0435 \u041e\u0441\u0442\u0440\u043e\u0432 \u2014 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0441\u043b\u0430\u0432\u043d\u044b\u0439 \u0445\u0440\u0430\u043c \u2014 \u043f\u043e\u0434\u0432\u043e\u0440\u044c\u0435 \u041f\u0430\u0442\u0440\u0438\u0430\u0440\u0445\u0430 \u041c\u043e\u0441\u043a\u043e\u0432\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0438 \u0432\u0441\u0435\u044f \u0420\u0443\u0441\u0438. \u0425\u0440\u0430\u043c \u044f\u0432\u043b\u044f\u0435\u0442\u0441\u044f \u0432\u0441\u0435\u043c\u0438\u0440\u043d\u043e \u0438\u0437\u0432\u0435\u0441\u0442\u043d\u044b\u043c \u043f\u0430\u043c\u044f\u0442\u043d\u0438\u043a\u043e\u043c \u0440\u0443\u0441\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0430\u0440\u0445\u0438\u0442\u0435\u043a\u0442\u0443\u0440\u044b \u0425VI \u0432″,»title»:»\u0426\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u044c \u0421\u043f\u0430\u0441\u0430 \u041f\u0440\u0435\u043e\u0431\u0440\u0430\u0436\u0435\u043d\u0438\u044f (\u041e\u0441\u0442\u0440\u043e\u0432)»,»link»:»»,»lat»:55.58438000000000300815372611396014690399169921875,»lon»:37.84520499999999998408384271897375583648681640625,»icon»:»»}]}
Храм Преображения Господня в селе Остров — православный храм — подворье Патриарха Московского и всея Руси. Храм является всемирно известным памятником русской архитектуры ХVI в
История
История храма Преображения Господня неразрывно связана с историей села Остров. Село Остров — одно из древнейших в Подмосковье. Впервые оно упомянуто в духовной грамоте великого князя московского Ивана Калиты в 1328 г. В XIV-XVII вв. Остров — дворцовое село, служившее загородной резиденцией великих князей и российских самодержцев.
Холм, на плоской вершине которого расположены село Остров и его усадьба, далеко выдается в пойму реки. В весеннее половодье, когда Москва-река выходила из берегов, затопляя долину, то высокое место, на котором стоит церковь, превращалось в остров, окруженный со всех сторон водой, откуда и название – Остров.
В 1392, 1408, 1521, 1570, 1591 гг. оно разорялось татарами. Уже при Василии III здесь стоял княжий терем: Остров, Воробьёво и Воронцово были любимыми его подмосковными сёлами, в 1519 г он жил в Острове с мая до Петровского поста. Село любил и Иоанн Грозный. Летом 1547 г. его нашли здесь 70 псковичей, приехавших в Москву жаловаться на наместника. Грозный рассердился, палил им бороды, зажигал волосы свечой, дело могло кончиться для жалобщиков плохо, но известие, что в Москве упал большой колокол, заставило Грозного тотчас выехать в столицу.
В 1552 г., отправляясь к войскам, шедшим на Казань, Грозный ночью получил в Острове известие о том, что крымский хан напал на Тулу. Иоанн Грозный во 2-й половине XVI в. построил ныне существующую белокаменную церковь Преображения Господня. Одна из ранних записей о храме относится к 1646 г., когда после разорения в Смутное время и восстановления совершилось его освящение, на котором присутствовал царь Алексей Михайлович, и затем в государевых хоромах в с. Остров «был стол». «Храм каменный верх шатром» имел приделы Иоанна Богослова и преподобного Феодосия Киево-Печерского. Часто бывая в Острове, так как любил тут охотиться, Алексей Михайлович почти всегда заезжал в Угрешский монастырь на противоположном берегу р. Москвы и был здесь 17 раз: в 1653 г. всенощную слушал в Угреше, обедню в Острове, в 1668 г. — обедню в Угреше. В 1675 -1677 гг. писцовые книги отмечают в Острове государев двор, два сада, двор конюшенный
Шатровый храм Преображения Господня представляет собой однонефную церковь с куполом-шатром. Внешне шатер вписан в восьмигранник. В основании шатра церковь окутана ярусами кокошников, придающих облику высокого (до 39 метров) храма еще большую устремлённость к небу, и 12-ю малыми главками, увенчанными крестами. Приделы, примыкающие к центральному храму, выполнены в стиле Псковской архитектуры.
В церкви располагался наблюдательный пост. Под крестом было помещение для наблюдателей. Сюда ведёт лестница, пробитая в стене по шатру храма. В случае приближения неприятеля подавался знак дымом, который был виден в Москве.
В начале XVIII в. село было пожаловано А. Д. Меньшикову (1673-1729), который построил усадьбу. При императрице Елизавете Петровне оно пожаловано великому князю Петру Фёдоровичу (впоследствии император Пётр III), а в 1765 г. – графу А. Г. Орлову (1735-1807).
Граф Алексей Орлов заложил свою усадьбу: выстроил большой двухэтажный господский дом с флигелями и службами, оранжереи, теплицы, павильоны, конный завод, разбил фруктовый и английский сады. Здесь же граф вывел знаменитую породу лошадей – Орловских рысаков. Императрица Екатерина II восьмого сентября 1767 г., по приглашению графа А. Г. Орлова побывала на переосвящении двух приделов Преображенского храма. Оба придела были посвящены ей, Екатерине: один – именной, другой, в честь святых мучеников Кира и Иоанна, память которых отмечается 28 июня (по старому стилю), в день восшествия Екатерины II на престол.
В нач. XIXв. при церкви Преображения стараниями дочери графа Орлова Анны сооружена в псевдоготическом стиле новая каменная колокольня, а в 1830-х гг. усадьба была продана в казну. С 1870 г. усадебная земля вместе с храмом была передана Православной Церкви для устроения богадельни.
После Октябрьской революции богослужения в Преображенском храме продолжались до 1930-х гг., когда он был закрыт и в это же время погибли иконостас и предметы внутреннего убранства. К счастью, для хозяйственных и других нужд храм не использовался и стоял пустой несколько десятилетий, постепенно разрушаясь. В 1960-х гг. началось его исследование и реставрация под руководством Б. А. Альтшуллера. Наконец, в 1990 г. по ходатайству островских жителей и бабушек, причащавшихся в детстве в этом величественном храме, богослужение в нем возобновилось и был учрежден приход по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
В настоящее время храм является Патриаршием Подворьем, регулярно проводятся богослужения, возобновлены реставрационные работы.
Современное состояние
Описание
Церковь Спаса Преображения относится к шатровым храмам, построена из известняка, имеет высоту около 40 м. Крестчатое в плане основание церкви несёт восьмерик, завершенный гладким шатром. Места перехода от основания к восьмерику и от восьмерика к шатру декорированы ярусами кокошников. Крестчатый столп декорирован 12 главками. По сторонам столпа расположены два одинаковых придела в псковском стиле, перекрытых системой ступенчатых закомар. С севера, запада и юга храм обходит крытая галерея, выстроенная в первой трети XIX века.
В 1830 году к церкви была пристроена колокольня в псевдоготическом стиле. В конце 1990-х рядом была поставлена часовня преподобного Серафима Саровского, а летом 1999 года вторая — святителя Николая Чудотворца с деревянной скульптурой святого (как Никола Зарайский, он держит в руках меч и церковь, в данном случае островское Преображение).
Деятельность прихода
Воскресная школа
При храме действует воскресная группа для взрослых. Приглашаются все желающие.
Занятия проходят в доме притча. За чаепитием происходит беседа со священником.
Занятия по воскресеньям после Литургии:
- 12-00. Священное Писание. Преподаватель Священник Илия Пиэсис.
- 13-00. Хоровое церковное пение. Занятия проводят монахини Ставропигиального Иоанно-Предтеченского женского монастыря.
Занятия по субботам:
- Богослужебный Устав. 13-00. Иеродиакон Кронид Маленков.
- Церковное чтение 14-00. Иеродиакон Кронид Маленков.
Музей
На престольный праздник 19 августа 2016 г. в нашем храме был открыт краеведческий музей, посвящённый истории строительства и реставрации храма, богатой истории царского села Остров. Духовенству нашего храма, а также жителям села Остров. Здесь представлены исторические материалы и археологические раритеты: Карты, монеты, украшения, оловянные солдатики, древние книги, фотографии, древняя утварь храма и многое другое… Мы приглашаем вас посетить наш храм и окунуться в древнюю и богатую историю нашего храма и села Остров. Экспозиция со временем будет дополняться.
Преображение Господне — 19 августа
Как добраться
Адрес: 142714 Россия, Московская область, Ленинский район, Сельское поселение Молоковское, село Остров, храм Преображения Господня
Телефон: +7 (929) 5468390
Email: [email protected]
Проезд из Москвы от станции метро Домодедовская автобусом или маршрутным такси №367 до остановки Поворот на Остров, далее пешком 3,5 км.
Проезд автомобилем: от Москвы по Каширскому шоссе 4,5 км., поворот на Молоково, дорога через населённый пункт Мисайлово до поворота на Остров — 5 км, далее до Острова — 2,5 км. Нужно пройти через всё село, храм расположен на его северной окраине.
Подробнее о проезде с фотографиями
Паломнику
Расписание богослужений:
Богослужение совершается по воскресным и праздничным дням, в Двунадесятые и великие праздники.
В дни празднования в честь чтимых икон Пресвятой Богородицы и значимых святых раз в неделю по будням.
Акафисты читаются в честь чтимых икон Пресвятой Богородицы и значимых святых вечером накануне праздника.
Литургия по праздничным дням и вс в 9-00, по будням в 8-00 Всенощное бдение в 17-00 в зимнее время/ 18-00 в летнее время.
Исповедь совершается после Всенощного бдения и до Литургии в 8-30.
Панихида, Молебен в сб 10.00
Расписание богослужений на месяц
Фото
Видео
Остров. Церковь Спаса Преображения
Остров. Преображенская церковь
Церковь Преображения Господня с. Остров — Подмосковье
Храм Преображения Господня в селе Остров
Ссылки
Церковь Спаса Преображения (Остров)
Страница храма в соцсети
Церковь Спаса Преображения в селе Остров — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
памятник архитектуры (федеральный)
Храм Преображения Господня в селе Остров — православный храм — подворье Патриарха Московского и всея Руси.
Храм расположен в селе Остров Ленинского городского округа Московской области. Главный престол освящён в честь праздника Преображения Господня.
Церковь является памятником архитектуры федерального значения[1].
Село Остров с XV века известно как резиденция московских князей. В XVIII веке принадлежало А. Д. Меншикову, А. Г. Орлову, в XIX в. — Николо-Угрешскому монастырю.
Точная дата сооружения существующего белокаменного здания церкви не установлена. Традиционно храм относят к эпохе Ивана Грозного. В. В. Кавельмахер в своей монографии, посвященной храму[2], обосновал постройку памятника Борисом Годуновым в конце XVI века, и выдвинул предположение, что храм был завершен уже в начале XVII века.
Храм был частично реконструирован в первой трети XIX века. К этому же времени относится сооружение колокольни в псевдоготическом стиле.
Храм действует с 1992 года.
С 31 декабря 2015 года настоятель — священник Илия Пиэсис.
Церковь Спаса Преображения относится к шатровым храмам, построена из известняка, имеет высоту около 40 м. Крестчатое в плане основание церкви несёт восьмерик, завершенный гладким шатром. Места перехода от основания к восьмерику и от восьмерика к шатру декорированы ярусами кокошников. Крестчатый столп декорирован 12 главками. По сторонам столпа расположены два одинаковых придела в псковском стиле, перекрытых системой ступенчатых закомар. С севера, запада и юга храм обходит крытая галерея, выстроенная в первой трети XIX века.
В 1830 году к церкви была пристроена колокольня в псевдоготическом стиле. В конце 1990-х рядом была поставлена часовня преподобного Серафима Саровского, а летом 1999 года вторая — святителя Николая Чудотворца с деревянной скульптурой святого (как Никола Зарайский, он держит в руках меч и церковь, в данном случае островское Преображение).