Агора — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 сентября 2019; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 сентября 2019; проверки требуют 2 правки.Аго́ра́[1] (др.-греч. ἀγορά) — рыночная площадь в древнегреческих полисах, являвшаяся местом общегражданских собраний (которые также по месту проведения назывались агорами).
Вид на остатки строений древней агорыНа площади, обычно располагавшейся в центре города, находились главный городской рынок (делившийся на «круги» по различным видам товаров) и нередко правительственные учреждения. Агору, как правило, окружали также галереи с ремесленными мастерскими, храмы. Иногда по периметру агоры возводились статуи. Очень часто агора являлась административным и экономическим центром города.
На агоре публично выставлялось действующее законодательство полиса, высеченные в камне важнейшие декреты и прочие официальные постановления
Изначально агора представляла собой открытую площадь посреди городской застройки со стихийной планировкой. Однако в классический период положение агоры стало более обособленным, и позднейший тип агоры — полностью обособленный, с регулярной планировкой — сообщался с городом лишь посредством ворот (наибольшее количество примеров агор такого типа можно найти в Малой Азии). Планировка агоры оказала влияние на архитектуру форумов в Древнем Риме. Одна из крупнейших и известнейших агор — Афинская агора с развалинами многочисленных торговых и общественных построек VI—I веков до н. э. (является центром Нижнего города под холмом Акрополя). Широко известны также агоры в Спарте и Коринфе.
Для контроля за соблюдением порядка на площади назначались специальные должностные лица — агораномы (метрономы, обязанностью которых было следить за правильностью употребляемых мер), ситофилаки (наблюдавшие за хлебной торговлей[3]) и др.
Агора — это… Что такое Агора?
Агора́ (др.-греч. ἀγορά) — рыночная площадь в древнегреческих полисах, являвшаяся местом общегражданских собраний (которые также по месту проведения назывались агорами). На площади, обычно располагавшейся в центре города, находились главный городской рынок (делившийся на «круги» по различным видам товаров) и нередко правительственные учреждения. Агору, как правило, окружали также галереи с ремесленными мастерскими, храмы. Иногда по периметру агоры возводились статуи. Очень часто агора являлась административным и экономическим центром города.
Изначально агора представляла собой открытую площадь посреди городской застройки со стихийной планировкой. Однако в классический период положение агоры стало более обособленным, и позднейший тип агоры — полностью обособленный, с регулярной планировкой — сообщался с городом лишь посредством ворот (наибольшее количество примеров агор такого типа можно найти в Малой Азии). Планировка агоры оказала влияние на архитектуру форумов в Древнем Риме.
Одна из крупнейших и известнейших агор — Афинская агора с развалинами многочисленных торговых и общественных построек VI—I веков до н. э. (является центром Нижнего города под холмом Акрополя). Широко известны также агоры в Спарте и Коринфе.
Для контроля за соблюдением порядка на площади назначались специальные должностные лица — агораномы (метраномы, обязанностью которых было следить за правильностью употребляемых мер), ситофилаки (наблюдавшие за хлебной торговлей) и др.
См. также
Определение агора общее значение и понятие. Что это такое агора
Слово агора происходит от греческого языка, поскольку оно обозначено в городах (полисах) этой нации, на общественных площадях и на собраниях, которые отмечались в ней. Со временем термин был расширен для обозначения других мест встречи или обсуждения.
Агора возникает после падения микенской цивилизации и является культурным, политическим и торговым центром каждого города.
Важно подчеркнуть, что появление агор в то время было подлинной революцией с урбанистической точки зрения. Перикл был тем, кто позволил создать то же самое благодаря их инновациям в этой области, и именно так было установлено, что они не только использовались в качестве отправных точек полиса, но и развивались путем создания трех различных их типов.
В частности, с течением времени было установлено появление трех разных классов агор. Таким образом, с одной стороны, были политические или религиозные организации, которые характеризуются тем, что находятся в центрах населения. С другой стороны, были те, которые были установлены возле того, что было входными дверями к ним, и, наконец, в-третьих, были торговые агоры, которые определялись фактом нахождения близко к портам.
Афинская Агора, где афиняне встречались, чтобы обсудить свои проблемы, была одной из самых важных. В настоящее время это единственное здание в Древней Греции, сохранившее свою первоначальную крышу.
В случае Афинской Агоры мы должны подчеркнуть, что она состояла из ряда памятников и зданий, представляющих большую ценность, как это было бы в случае Каса-де-ла-Монеда, Храма Аполлона Патруа, Алтаря Двенадцати Богов, Гелия, которая была Верховным Судом или Памятником одноименным героям.
В настоящее время испанский город Валенсия строит агору, которая будет представлена в течение года. Это крытая площадь, расположенная в комплексе Города искусств и наук . Его проект выполнил архитектор Сантьяго Калатрава .
С другой стороны, агоризм — это анархистское течение, которое возвышает агору как форму сращивания анархии . Согласно этой концепции, агора предполагает сеть добровольной торговли с предпринимательскими предприятиями путем прямого действия. Таким образом, частные компании могут вытеснить государство, в то время как договорные отношения сделают властные отношения неэффективными.
Наконец, следует отметить, что « Агора» — это фильм, снятый испанским Алехандро Аменабаром с Рэйчел Вайс в главной роли, премьера которого состоялась в 2010 году. Фильм основан на истории Александрии Гипатии, ученого и философа, который был убит в этом году. 415.
Майкл Лонсдейл, Оскар Айзек и Руперт Эванс были другими актерами, которые участвовали в этом испанском спектакле, которому удалось получить в общей сложности семь наград Гойи, что означало, что он стал одним из фильмов с большим количеством наград этого типа.
Афинская агора — Википедия
Афи́нская агора́ (греч. Αγορά της Αθήνας) — городская площадь Афин, занимающая территорию приблизительно 40 гектаров и расположенная на пологом склоне к северо-западу от Акрополя[1][2]. Греческое слово агора́ (др.-греч. ἀγορά) происходит от ἀγείρω «собирать, созывать». Это соответствует назначению Агоры как главного места встреч в городе. В древности афинская Агора стала центром светской и общественной жизни, гражданского управления и суда, важнейшим местом торговли и предпринимательства, театральной сценой для греческой драмы, площадкой для атлетических соревнований и излюбленным местом для интеллектуальных дискуссий. С 1931 года Американская школа классических исследований в Афинах (англ.)русск. (ASCSA) под руководством Лесли Шира на всей территории Агоры были проведены археологические раскопки. Сегодня Агора стала излюбленным местом туристов, желающих познакомиться с историей древних Афин.
В Афинах, как и во многих других древнегреческих полисах агора, как рыночная площадь, возникла возле главного центра поклонения языческим божествам. В древних Афинах таким центром являлся Акрополь — монументальное храмовое сооружение, возвышающееся над всем городом. Афинская агора располагалась к северо-западу от Акрополя, холмы Ареопаг и Колон Агорский (греч.)русск. ограничивали её с юга и запада[2]. Археологические данные свидетельствуют о том, что люди использовали агору как место поселения уже в позднем неолите, около 3000 года до н. э. Найдены черепки изделий в колодцах и ямах. В поздний элладский или микенский период (1550—1100 годы до н. э.) и железный век (1100—700 годы до н. э.) здесь находилось кладбище с гробницами-толосами и камерными гробницами в первый период и сидячими и простыми погребениями в ямах во второй. Существовало небольшое поселение в геометрический период. По мнению многих исследователей, в VI веке до н. э. во времена афинского правителя и законодателя Солона решили, что здесь будет городская площадь
Первые общественные здания Юго-восточный фонтан и Алтарь двенадцати богов (греч.)русск. построены в 520 годах до н. э. во время тирании Писистратидов. С установлением демократии в Афинах в 508—507 годах до н. э. больше внимания стало уделяться общественной жизни и строительство быстро расширялось. Сначала были построены Старый булевтерий и Царская стоя (греч.)русск., местопребывание «архонта-басилея» (царя)[3]. В юго-западном углу были поставлены два пограничных каменных столба[2]. Для Агоры началась новая жизнь и она стала играть более значительную роль.
В ходе греко-персидской войны (480—479 до н. э.) агора была разграблена и разрушена. После изгнания персов агора была восстановлена и интенсивно застраивалась в течение IV века до н. э., что связано с расцветом Древних Афин. Были построены Расписная стоя, Толос, Новый булевтерий, Стоя Зевса Элефтерия (греч.)русск., Южная стоя (греч.)русск. I, Монетный двор, Дикастерий, храм Гефеста, храм Аполлона Патрооса (греч.)русск., Юго-западный фонтан и другие здания. При Александре Македонском наступил политический упадок Афин, за которым последовал культурный расцвет во II веке до н. э. Были построены Средняя стоя и Южная стоя II. Стоя Аттала была построена царем Пергама Атталом II[2].
После взятия Афин Суллой в 86 году до н. э. большинство зданий агоры были разрушены в наказание за то, что в Первой Митридатовой войне Афины были на стороне Понта, а не Рима. Афины вновь достигают расцвета при Октавиане Августе (27 до н. э.—14). До середины I века агора лежала в руинах, затем здесь возникли мастерские по производству керамики и обработке металла и мрамора. Во время правления Адриана (117—138) агора восстановлена и вновь достигла расцвета
В 267 году герулы разрушили агору до основания. Были построены оборонительные стены. В IV—VI веках построены роскошные городские здания и Афины переживали последний расцвет, связанный с неоплатонизмом. В 395 году Афины пережили нападение вестготов во главе с Аларихом I, далее последовали новые нападения варварских племен. В 580-х годах южные славяне захватили и разрушили агору, что привело к окончательному упадку[2]. В X веке агора превратилась в жилой квартал. В 1834 году Афины становятся столицей Королевства Греции и агора застраивается по новому плану строительства[6].
Первые раскопки осуществляет Афинское археологическое общество в 1857—1912 годах и Германский археологический институт в 1896—1897 годах. В 1890—1891 годах при рытье котлована для железной дороги Афины — Пирей были раскопаны фундаменты зданий агоры. В 1931 году Американская школа классических исследований в Афинах (англ.)русск. (ASCSA) начинает раскопки, финансируемые Джоном Рокфеллером. Раскопки продолжались до 1941 года. В 1945 году раскопки были продолжены и продолжаются в настоящее время. Для раскопок потребовалось снести более 400 зданий на площади 12 гектаров[6].
В XIX веке восстановлены четыре фигуры мраморных гигантов и тритонов на фасаде гимнасия (Одеона Агриппы). В 1953—1956 годах Американская школа классических исследований в Афинах восстановила Стою Аттала в качестве Музея агоры и Церковь Святых Апостолов, построенную около 1000 года. В 1972—1975 годах проводились работы по реставрации и консервации Гефестейона, в 1978 году восстановлена крыша[6].
Главной, широкой, посыпанной гравием улицей, пересекающей по диагонали Агору была Панафинейская улица. Её ширина была 12—20 метров[7]. Её название и особый колорит связаны с народным праздником Панафинеи, отмечавшимся в Афинах регулярно. Во время праздника, одежды для статуи богини Афины несли по этой дороге от Дома процессий, находящегося рядом с Дипилоном (греч.)русск., главными городскими воротами, к Акрополю[8]. По пышности и грандиозности праздничной процессии можно судить по фризу на Парфеноне. Там можно разглядеть конницу, колесницы, жертвоприношение коров и овец, а также то, как юноши и девушки несли все необходимое для жертвоприношения. Архитекторы позаботились о том, чтобы гражданам Афин и гостям города было удобно наблюдать за шествием на Агоре. Например, колоннады с выступами и ступеньками были умело размещены, чтобы можно было следить за ходом процессии. На ступеньках фасадов могло поместиться много зрителей.
На северной стороне, ближе к центру площади находится Алтарь двенадцати богов, построенный в 522—521 годах до н. э. Алтарь считался центром Древних Афин и выполнял роль начальной точки отсчёта дорожных расстояний[8].
Самые важные здания были построены у подножия Колона Агорского у дороги, условно называемой Западной дорогой. Толос (470 до н. э.), круглый Пританей, служил местом для собраний 50 пританов Буле (Совета пятисот). Новый булевтерий (середина V века до н. э.), с расположенными амфитеатром местами[7], служил местом собраний для Буле, законодательного органа власти, разрабатывавшего законопроекты, выносимые на рассмотрение Экклесии (Народного собрания), и имел портик, где были установлены камни с высеченными на них законами[1]. Метроон (начало II века до н. э.), здание с четырьмя комнатами и колоннадой на фасаде, служил святилищем Матери богов и хранилищем государственного архива[1][7]. Монумент эпонимов (350 год до н. э.) был длинным постаментом для 10 бронзовых статуй героев-эпонимов афинских фил. Также в западной части агоры находятся остатки храма Аполлона Патрооса (Отчего, 325 год до н. э.) с четырьмя ионическими колоннами на фасаде[7], так называемый, потому что посвящен отцу Иона, родоначальнику ионян, племени, к которому относились афиняне. Здесь же целла небольшого храма Зевса Фратрия и Афины Фратрии (350 год до н. э.) и Царская стоя, местопребывание «архонта-басилея» (царя)[8]. Стоя Зевса Элефтерия (Освободителя, V век до н. э.), культ которого возник после битвы при Платеях в 479 году до н. э., когда греки изгнали персов, по фасаду украшена дорическими колоннами, а внутри — ионическими[1].
Над агорой на холме Колоне Агорском на западе возвышался храм Гефеста и Афины (середина V века до н. э.), известный как Тесейон[8].
В юго-западной части агоры найдены мраморные пограничные столбы (500 до н. э.), для обозначения входа на площадь. Рядом с одним из них находилась мастерская Симона, кожевника, согласно Диогену Лаэртскому у него часто бывал Сократ[8][9].
Дальше на юго-западе проходит долина, ведущая к холму Пниксу. Здесь находятся мастерские и жилые дома, так называемая «ремесленная область». Большое, так называемое «известняковое здание» предварительно определено как Десметерион, тюрьма, в которой был казнён Сократ[8].
В южной части агоры находятся Юго-западный фонтан (340—325 до н. э.), Эакион (начало V века до н. э., ранее определяемый как Гелиея), Южная стоя I (430—420 до н. э.), Южная стоя II (II век до н. э.), Юго-восточный фонтан (530—520 до н. э.) и Монетный двор (400 до н. э.). Византийская церковь Святых Апостолов построена около 1000 года н. э.[8]
Во II веке до н. э. построена Средняя стоя, служившая местом торговли и разделившая площадь на две неравные части. В северной части около 15 года до н. э. Марк Випсаний Агриппа построил Одеон Агриппы, большой концертный зал. Позже был возведён фасад Одеона с колоннами в виде фигур гигантов и тритонов. К северу от Одеона находится дорический периптеральный храм Ареса, перенесённый из Палини в римский период[8].
Находящаяся в восточной части агоры Стоя Аттала (159—138 до н. э.) полностью восстановлена в качестве Музея агоры[8].
В северной части обнаружены руины Расписной стои (стои Пойкиле), получившей название из-за украшавших некогда её расписных деревянных панелей[8].
На северном склоне холма Ареопага, связанного с культом Ареса и хтонических божеств Эвменид, мстительниц за убийство, были найдены руины больших роскошных зданий IV—VI века, так называемых «философских школ», возможно неоплатонизма. У южного подножья найдены руины храмов и жилых домов древнего дема Коллита (греч.)русск. при раскопках Вильгельма Дёрпфельда и Германского археологического института в 1890-х годах[8].
Всё было сделано для того, чтобы Агора стала главным местом поклонения, уступающим только Акрополю. В золотой век древних Афин религия затрагивала все стороны общественной жизни. Это означало, что в честь разных богов, считавшихся покровителями правительственных учреждений и исполнительных служб, на Агоре строились святилища.
Среди подобных сооружений был известен храм Гефеста. Богиня Афина, как и Гефест, считалась покровительницей искусства и ремёсел. Изделия из металла и керамики, найденные во время археологических раскопок возле этого храма, указывают на то, что здесь поклонялись Гефесту, греческому богу огня и кузнечного ремесла. В VII веке н. э. этот хорошо сохранившийся храм был преобразован в греческий православный храм святого Георгия, но в наши дни он уже не используется таким образом.
Богом-покровителем агоры стал Зевс, который, как считалось, вдохновлял ораторов, ему посвятили алтарь, сделанный из ценного пантелийского мрамора и украшенный резьбой. Расположенный неподалёку храм Матери богов был окружён множеством памятников героям.
Путешественник Павсаний называл небольшой ионический храм — храмом Аполлона Отеческого[10]. Аполлон был одним из покровителей государственного устройства, особенно различных братств, существовавших в Афинах.
На севере развалины меньшего по размеру храма, построенного из известняка в середине IV века до н. э. Здесь поклонялись Зевсу Фратрию и Афине Фратрии, главным божествам родовых религиозных братств. Членство в таких братствах было почти обязательным, чтобы считаться гражданином Афин. На другой стороне улицы можно разглядеть руины алтаря Двенадцати богов.
В расположенной рядом стое Зевса Освободителя главному греческому божеству воздавали почести как богу свободы и освобождения. Эта колоннада, или стоя, была излюбленным местом гуляний и встреч. Говорят, что известный философ Сократ встречался здесь со своими друзьями, где они могли присесть или пройтись, беседуя друг с другом. Много даров и пожертвований, украшавших эту стою, таких, как щиты воинов, погибших во время защиты Афин, имели непосредственное отношение к освобождению города от врагов и защите его свободы.
Храмов, статуй и памятников было очень много. Например, в честь бога Гермеса изваяния занимали целый портик, известный как стоя Гермеса. На изображениях Гермеса можно было увидеть символ плодородия и жизни. Там была также статуя Венеры Родительницы, богини плотской любви, а также Диониса. О том, что Агора «священна», говорил столб с чашей, в которой была «святая» вода для церемониального омовения, предназначенная для всех, кто приходил на Агору. Здесь побывал и апостол Павел, возмущённый изобилием капищ и жертвенников (Деян. 17:15—21).
Лучше всего на Агоре сохранилась стоя Аттала. Молодым человеком Аттал, пергамский царь (II век до н. э.), обучался в школах Афин, как и некоторые другие отпрыски царских семей Средиземноморья. Взойдя на престол, он подарил городу, ставшему его альма-матер, стою Аттала. В основном стоя Аттала служила изысканным местом для непринуждённых прогулок и бесед. С этажей и террас было удобно наблюдать за шествиями, к тому же она была популярным местом прогулок, что гарантировало ей успех как центра торговли. Вероятно, купцы арендовали лавки у государства, так что здание было ещё и источником доходов.
Восстановленная в первоначальном виде стоя Аттала является образцом геометричности форм. Её пропорциональность, приятное для глаз соотношение размеров колонн верхнего и нижнего ярусов, интересная игра света и тени, а также богатство и красота материалов, из которых она построена, делают стою Аттала уникальной. Здание не кажется однообразным благодаря использованию приёмов, особенное оживление вносят три разные вида капителей — дорические, ионические и египетские[11].
В здании Толоса, построенном в виде ротонды, находилась резиденция афинского правительства. Многие председатели города ночевали в этом здании, чтобы всегда можно было найти кого-то из ответственных представителей власти. В Толосе, а затем в Метрооне хранились государственный архив и эталоны мер и весов. Поблизости размещались различные административные органы. Зал заседаний Совета Буле располагался на террасе, упиравшейся с северо-западной стороны от Толоса в склон скалы. Здесь, а затем в здании Булевтерий члены Совета пятисот проводили заседания, на которых занимались делами комитетов и готовили законы для Народного собрания.
Другой важной общественной постройкой была Царская стоя. Здесь находилась резиденция архонта Афин — одного из трех главных судей. Здесь он исполнял многие обязанности, связанные как с религией, так и с правовыми вопросами. Вероятнее всего, именно сюда следовало явиться Сократу, когда его обвинили в религиозном нечестии. Родовые законы Афин были высечены в камне на зданиях, находящихся напротив Царской стои. На камень, помещенный перед тем же самым зданием, вставали архонты (главные государственные чиновники), чтобы дать клятву своего ведомства.
Главным назначением афинской Агоры была торговля и банковские операции. В V—IV вв. до н. э. агора стала центром торговли полиса, известным своей твердой валютой и скрупулёзностью архонтов, которые следили за тем, чтобы торговля велась честно. По агоре также расхаживали и агораномы, представители рыночной полиции, ситофилаки, метрономы, прометреты[12]. Отдельные части рынка, называвшиеся кругами, обозначались по продаваемым в них товарам. Торговля обычно шла от 9 часов до полудня. Товары выставлялись на столах в рядах из перегородок из досок или камыша под легкими навесами. После полудня все убиралось до следующего дня. Список товаров хотя и случайный, но достаточно полный, встречается в комедиях Аристофана.
Афины экспортировали вино, оливковое масло, мед, мрамор и такие товары, как керамику и обработанные металлы, а ввозили главным образом пшеницу. Так как в Аттике (области, где расположены Афины) не производилось столько продуктов, чтобы прокормить жителей, правила торговли на агоре были очень строгими. Банковскими операциями занимались трапезиты, сидящие за четырёхногими столами (трапезами) в стоях.
Для культурных мероприятий был сооружён Одеон. Гражданам Афин он был подарен Випсанием Агриппой, зятем римского императора Августа. Его сцена была вымощена разноцветным мрамором. Зрительный зал шириной в 25 метров, рассчитанный на 1000 мест, первоначально находился под крышей в форме шатра у которой не было внутренней опоры. По мнению историков и архитекторов современности, это был один из самых смелых экспериментов создания крытых конструкций, известных в древнем мире.
В правление Траяна (98—117) в юго-восточной части агоры была построена Библиотека Пантена (греч.)русск.. Согласно найденной надписи принадлежала римлянину Титу Флавию Пантену и построена около 100 года[3]. Там было множество помещений, где хранились рукописные свитки из папируса и пергамента. Главный зал библиотеки был обращен на запад, и через ряд колонн можно было видеть колонны внутреннего двора — приятного места для прогулок, чтения и размышления.
То, что сегодня принято называть агорой, находится у подножия Акрополя, недалеко от станции метро «Тисио». В настоящее время границей ей служат торговые улицы района Монастираки, где каждую неделю происходит воскресный базар. Приятной неожиданностью для гостей там становится колорит греческого фольклора и средневосточного рынка. Само место ассоциируется с магазинами и торговыми лавками. Сегодня Агора стала также излюбленным местом паломничества туристов, желающих познакомиться с историей древних Афин.
- ↑ 1 2 3 4 Нина Байор. Агора // Энциклопедия «Кругосвет».
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Κλειώ Τσόγκα. Αρχαία Αγορά Αθηνών — Άρειος Πάγος. Ιστορικό (греч.). Οδυσσέας. Υπουργείο Πολιτισμού και Αθλητισμού (2012). Дата обращения 2 декабря 2017.
- ↑ 1 2 Немировский, Александр Иосифович. Афинская агора // Нить Ариадны. В лабиринтах археологии. — М.: Вече, 2007. — С. 95—105. — 432 с. — ISBN 978-5-9533-1906-5.
- ↑ Павсаний. Описание Эллады. I, 20, 7
- ↑ Mаринович, Л. П. Археологические открытия в Греции в 1960—1961 гг. // Вестник древней истории. — 1962. — № 4. — С. 137.
- ↑ 1 2 3 Klio Tsoga. Ancient Agora of Athens. History (англ.). Ministry of Culture and Sports (2012). Дата обращения 2 декабря 2017.
- ↑ 1 2 3 4 Κλειώ Τσόγκα. Αρχαία Αγορά Αθηνών — Άρειος Πάγος. Περιγραφή (греч.). Οδυσσέας. Υπουργείο Πολιτισμού και Αθλητισμού (2012). Дата обращения 1 декабря 2017.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Klio Tsoga, Maria Liaska. Ancient Agora of Athens. Description (англ.). Ministry of Culture and Sports (2012). Дата обращения 2 декабря 2017.
- ↑ Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. II, 13
- ↑ Павсаний. Описание Эллады. I, 3, 4
- ↑ Греция. Достопримечательности Греции. Древняя Агора| Visit-Greece.RU — информационный портал о Греции Архивировано 27 сентября 2008 года. (недоступная ссылка) Проверено 1 декабря 2017.
- ↑ Никитюк, Е. В. Тема 2. Греческий город на примере Афин V-IV вв. до н. э. // Быт античного общества: Учебно-методическое пособие по спецкурсу. — СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2005.
- Брунов, Николай Иванович. Памятники афинского Акрополя. Парфенон и Эрехтейон. — М., 1973.
- Колобова, Ксения Михайловна. Древний город Афины и его памятники. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1961. — 373 с.
- Маринович, Людмила Петровна; Кошеленко, Геннадий Андреевич. Судьба Парфенона. — М.: Языки русской культуры, 2000. — 352 с. — (Язык. Семиотика. Культура). — ISBN 5-7859-0108-0.
- Сидорова, Н. А. Афины. — 2-е изд.. — М., 1984.
- Соколов, Г. И. Акрополь в Афинах. — М.: Просвещение, 1968. — 109 с.
- Фармаковский, Борис Владимирович. Художественный идеал демократических Афин. — Пгр., 1918.
- Boersma, J. S. Athenian building policy from 561/0 to 405/4 B.C.. — Groningen, 1970.
- Camp, J. M. The Athenian Agora: Excavations in the heart of classical Athens. — New York, 1986.
- Judeich, W. Topographie von Athen. — München, 1905.
- Travlos, J. Pictorial dictionary of ancient Athens. — New York, 1971.
- agathe.gr — официальный сайт раскопок на территории древней афинской Агоры, проводимых Американской школой классических исследований в Афинах
Агора Википедия
Аго́ра́[1] (др.-греч. ἀγορά) — рыночная площадь в древнегреческих полисах, являвшаяся местом общегражданских собраний (которые также по месту проведения назывались агорами).
Вид на остатки строений древней агорыНа площади, обычно располагавшейся в центре города, находились главный городской рынок (делившийся на «круги» по различным видам товаров) и нередко правительственные учреждения. Агору, как правило, окружали также галереи с ремесленными мастерскими, храмы. Иногда по периметру агоры возводились статуи. Очень часто агора являлась административным и экономическим центром города. На агоре публично выставлялось действующее законодательство полиса, высеченные в камне важнейшие декреты и прочие официальные постановления[2].
Изначально агора представляла собой открытую площадь посреди городской застройки со стихийной планировкой. Однако в классический период положение агоры стало более обособленным, и позднейший тип агоры — полностью обособленный, с регулярной планировкой — сообщался с городом лишь посредством ворот (наибольшее количество примеров агор такого типа можно найти в Малой Азии). Планировка агоры оказала влияние на архитектуру форумов в Древнем Риме. Одна из крупнейших и известнейших агор — Афинская агора с развалинами многочисленных торговых и общественных построек VI—I веков до н. э. (является центром Нижнего города под холмом Акрополя). Широко известны также агоры в Спарте и Коринфе.
Для контроля за соблюдением порядка на площади назначались специальные должностные лица — агораномы (метрономы, обязанностью которых было следить за правильностью употребляемых мер), ситофилаки (наблюдавшие за хлебной торговлей[3]) и др.
Примечания[ | ]
Ссылки[ | ]
Агора (фильм) — Википедия
«Аго́ра»[3] (исп. Ágora) — историческая драма режиссёра Алехандро Аменабара 2009 года. Это пятая кинокартина режиссёра и уже второй его фильм, снятый полностью на английском.
Слоган: «Александрия, Египет 391 год н. э. Мир изменился навсегда».
Агора — рыночная площадь в древнегреческих полисах, являвшаяся местом общегражданских собраний (которые также по месту проведения назывались агорами).
Действие фильма происходит на территории разваливающейся на две части Римской Империи в городе Александрия Египетская в конце IV — начале V века нашей эры.
IV век — век победы христианства в Римской Империи, в течение этого столетия христиане из угнетаемого религиозного меньшинства превратились в мощную государственную организацию, диктующую свою волю правителям распадающейся империи.
На фоне происходящих исторических событий фильм рассказывает о судьбе Гипатии Александрийской — первой в истории известной женщине-учёном, которая была философом, математиком и астрономом. Она была очень умна и известна, к её словам прислушивались правители.
391 год. К преуспевшей в науках Гипатии стекаются желающие послушать её лекции. Среди её учеников — юные язычник Орест и христианин Синезий. Прислуживает Гипатии её юный семейный раб Давус, тайно влюблённый в неё и тайно, вопреки воле хозяев, принявший христианство.
В этом же году в Александрии на Агоре начинаются межрелигиозные столкновения, подстрекаемые предводителем параволанов Аммонием, александрийским епископом Феофилом и, с другой стороны, жрецами языческого божества Сераписа. В результате столкновений с язычниками, христиане одерживают верх, ими уничтожен храм Серапеум и разграблено отделение Александрийской библиотеки — одной из богатейших в мире библиотек того времени. Раб Гипатии — Давус присоединяется к погромщикам-«параволанам» и пытается изнасиловать свою хозяйку, но всё же не решается опошлить свою любовь. После этого Гипатия освобождает и отпускает его.
412 год. Христианская церковь приобретает всё большую власть. В Александрии умирает епископ Феофил и его преемником становится его племянник Кирилл. Бывшие ученики Гипатии также становятся влиятельными людьми — Орест назначен представителем императорской власти, префектом города Александрия, а Синезий избран епископом Птолемаидским.
414 год. В Александрии снова вспыхивают религиозные волнения. На этот раз происходит конфликт христиан с иудеями. После взаимных погромов новый епископ Александрии Кирилл призывает христиан окончательно разобраться с еврейской общиной. В результате резни часть евреев уничтожается, а остальные изгоняются из города.
415 год. Префект Александрии Орест слишком много внимания уделяет своей бывшей учительнице Гипатии, не желающей признать верховенство христианства и отречься от своих «колдовских» наук. Это вызывает всё большее недовольство власти религиозной. Христианская власть империи в это время полностью подчиняет себе власть светскую и военную. Епископ Александрии Кирилл требует, чтобы Орест и другие отреклись от Гипатии, а ей самой запретили преподавать и заниматься науками. Бывший ученик Гипатии епископ Синезий, желая спасти её от расправы, уговаривает её отказаться от наук. Но Гипатия отказывается смириться с этим и принять христианство, поэтому параволаны объявляют её «ведьмой» и «проституткой» и тайно решают жестоко убить, побив камнями.
Но в начале расправы, бывший раб Гипатии — параволан Давус, оставшись с ней наедине и помня свою любовь к ней, из жалости и сострадания удушает её и этим спасает от последующих мучений. Параволаны, думая, что Гипатия упала в обморок, побивают камнями её мёртвое тело.
В прокате картина не окупилась: при бюджете в 70 млн долларов, она собрала в общей сложности 39 млн долларов, однако в самой Испании стала успешной, собрав 30 млн долларов[4]. В Италии картина, напротив, не нашла прокатчика и, как отметил Семён Кваша, «фактически была запрещена, как антихристианский памфлет»[5].
По результатам голосования зрителей на сайте IMDB, рейтинг фильма составляет 7,2 балла[6]. Критики же отнеслись к фильму более неоднозначно. Роджер Эберт отметил, что ожидал от фильма «мечи, сандалии и секс», а получил гораздо больше, в итоге дав фильму 3 звезды из 4[7]. В целом на Rotten Tomatoes количество положительных рецензий составляет 53%. Allmovie, напротив, был более благосклонен. Суммируя отзывы критиков, сайт дал 4 звезды из 5[8].
Ряд российских критиков в целом дал положительную оценку фильму[9][10].
Семён Кваша в целом дал отрицательную оценку картине, назвав её «дорогой европейской киноподелкой с государственным участием»[5].
Многие обозреватели отметили, что фильм сильно идеологизирован и имеет отчётливый антихристианский посыл. Так, Семён Кваша охарактеризовал фильм как «антихристианскую агитку»[5], а Ксения Рождественская назвала фильм «морализаторской притчей о противостоянии религии и философии», в которой «последователи христианства — злобные варвары, подчиняющие себе мир и убивающие всех неверных»[9]. По мнению Михаила Трофименкова, Аменабар снял идеологизированную «драму идей»[1]. Сергей Сычёв полагает, что в фильме нет ни христиан, ни иудеев, ни эллинов, а есть «чернь, которая готова сгрызть друг друга, и политики, которые ею манипулируют»[10].
По мнению некоторых критиков, на этом фоне страдает художественная составляющая картины. По словам Ксении Рождественской, фильм получился очень «холодным»; режиссёр «плохо понимает, как показать обычные повседневные эмоции», в результате чего обычным чувствам в картине Аменабара не остаётся места, вместо чего «копошатся на агоре какие-то одержимые муравьи — рабы, ученые, политики»[9]. По мнению Михаила Трофименкова, «увлекшись борьбой идей, Аменабар перестал заботиться о том, чтобы его герои выглядели живыми существами, а не носителями той или иной идеологии»[1]. Семён Кваша считает, что некоторые сцены картины просто смешны, а общая атмосфера напоминает как мексиканский сериал, так и средневековый роман, в котором все постоянно плачут[5].
В оценке исторической и фактологической достоверности картины мнения расходятся. По мнению Ксении Рождественской, «Аменабар постарался снять кино так, что с исторической точки зрения к „Агоре“ не подкопаешься, и даже историки признают, что Александрия IV века воссоздана насколько возможно аккуратно»[9], хотя и критикует резкое несоответствие возраста главной героини, которой по факту должно быть около 50 лет. Сергей Сычёв считает, что «историческая эпоха воссоздана Аменабаром с пугающей точностью»[10]. Семён Кваша, напротив, указывает, что не сохранилось ни одной письменной работы Гипатии и недоумевает по поводу того, что Гипатия, по версии Аменабара, «придумала закон всемирного тяготения до Ньютона и предположила эллиптичность орбит планет до Кеплера»[5].
Писатель Фейт Джастис (Faith L. Justice), автор двух исторических исследований, посвящённых Гипатии (Selene of Alexandria и Hypatia: Her Life and Times[11]), выполнила критический обзор фильма[12]. По её мнению, фильм наряду с исторически корректными деталями содержит множество грубых ошибок и неточностей, начиная с того, что нет никаких исторических свидетельств о том, что Гипатия и Теон имели какое-либо отношение к Серапеуму. Также писатель указывает на то, что нет исторических свидетельств о том, что в Серапеуме уничтожались книги. Исследователь считает, что согласно имеющимся данным, Гипатия приняла смерть не вследствие того, что она была язычницей, или учёным, или женщиной, а вследствие вовлечённости в политику. Кроме того, Аменабар рисует Гипатию атеисткой, тогда как она исповедовала религиозную философию, в особенности неоплатонизм, и была глубоко религиозной женщиной[12].
Критики отмечают высокую достоверность в воссоздании архитектурного облика Александрии, который сочетал в себе элементы римского, греческого и египетского стиля. Вместе с тем, костюмный аспект киноленты имеет множество анахронизмов: например, внешний вид римских солдат оформлен в усредненном стиле рубежа эр, в то время как на момент изображаемых событий 4-5 вв. н.э. он существенно изменился[13].
Оценки со стороны христиан[править | править код]
С критикой фильма выступил ряд православных СМИ. Георгий Захаров, церковный историк, преподаватель исторического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, отметил, что разрушение Серапеума в 391 году и убийство толпой христиан женщины-философа Гипатии в 415 году действительно имели место, но их отображение и интерпретация в фильме крайне тенденциозны. Например, не только христианские историки, но и крайне антихристиански настроенный язычник Евнапий, рассказывая о разрушении храма Сераписа, ни словом не упоминают о том, что были уничтожены какие-либо книги. По словам Георгия Захарова, не подтверждаются источниками обвинения Кирилла Александрийского в подстрекательстве к убийству Гипатии[14]. Православный журналист Владимир Григорян также считает, что картина Аменабара не чужда фальсификации истории в антихристианских целях. Так, по мнению Григоряна, ко времени правления Патриарха Феофила в храме Сераписа ни библиотеки, ни научного центра не было, поскольку ещё в 273 году Александрийская библиотека была сожжена императором Аврелианом. Григорян напомнил, что в «Житии святого Кирилла мы не находим ни малейшей неприязни к Гипатии, а о её убийстве говорится как об ужасном злодеянии»[15].
Роберт Барон (англ.)русск., американский католический священник, в своей статье о фильме отметил: «Гипатия действительно была философом и, она действительно была убита толпой в 415 году, однако практически всё остальное в этой истории, которую Гиббон, Саган и Аменабар нам рассказывают, — ложь»[16].
- 2009 — 7 премий «Гойя»: лучший оригинальный сценарий (Алехандро Аменабар, Матео Хиль), руководство производством (Хосе Луис Эсколар), операторская работа (Хави Хименес), работа художника (Гай Диас), костюмы (Габриэлла Пескуччи), грим и прически (Ян Сьюэлл, Сюзанна Стокс-Мантон), специальные эффекты (Крис Рейнольдс, Феликс Берже)
- 2009 — 6 номинаций на премию «Гойя»: лучший фильм, режиссёр (Алехандро Аменабар), оригинальная музыка (Дарио Марианелли), женская роль (Рэйчел Вайс), монтаж (Начо Руис Капильяс), звук (Питер Глоссоп, Гленн Фримантл)
что это такое? И собрание, и площадь у древних греков
Агора – что это такое? Первая ассоциация, возникающая при произнесении слова, относится к Древней Греции. И она является правильной. При этом данный термин неоднозначен. Подробно о том, что это – агора, будет рассказано в предлагаемом обзоре.
Два значения
Что такое агора? Определение этой единицы языка в словаре дается в двух вариантах.
- Первый из них говорит о первоначальном толковании и обозначает собрание граждан, которыми решались самые важные дела в жизни города. К ним относились, например, военные, судьи, торговцы.
- Второй сообщает о том, что с течением времени это наименование стало относиться и к тому месту, где происходили собрания, то есть к площади. На них ставились статуи богов, строились храмы, другие общественные здания, располагавшиеся по сторонам. А также на агоре была сосредоточена торговля, здесь проходили праздничные процессии. Жители города проводили в этом месте значительную часть своего времени. Тех, кто отмечал торжество, называли словом «агорайос».
Далее в продолжение рассмотрения вопроса о том, что это – агора, о каждом из указанных значений будет рассказано более подробно.
Народное собрание
В Древней Греции оно являлось высшим органом власти в государстве. Как правило, он обладал тремя видами власти: законодательной, исполнительной и судебной. Принимать участие в его работе мог каждый свободный мужчина, являвшийся гражданином данного государства, которому исполнилось 20 лет.
В олигархических полисах права агоры ограничивались прочими государственными органами. Ими могли быть коллегии, советы. В некоторых государствах народные собрания носили другие наименования. Так, в Афинах это была экклесия, в Аргосе – алия, в Спарте – апелла.
Рассматривая, что это значит «агора», нужно отметить, что народом на собрании принимались решения о всех делах государства – о заключении мира, объявлении войны, подписании договоров и создании союзов. Полномочия послов также устанавливались народом. Когда послы возвращались после выполнения своей миссии, после появления в совете их принимали на народном собрании.
От решения граждан зависело и расходование общественных финансовых средств, а также изменения в размере пошлин и сборов. В их компетенцию входили дела, которые касались религиозного культа, например, введение нового.
Вместе с прочими корпорациями народ занимался раздачей почестей и прав отдельным личностям. Собранием также даровалось право гражданства иностранцам. Судейские обязанности у народа имелись лишь в чрезвычайных ситуациях. В большинстве случаев решение оставалось за судом.
Городская площадь
Что это — агора во втором значении? Обычно это площадь, которая располагалась в самом центре города. На ней находился главный рынок, который делился на «круги» в соответствии с видами товаров. Нередко здесь присутствовали правительственные здания. Как правило, агора была окружена галереями с храмами и ремесленными мастерскими. Иногда по периметру площади воздвигали статуи.
Зачастую агора представляла собой административный и экономический центр города. На ней на всеобщее обозрение выставляли тексты с действующим законодательством полиса. Самые важные декреты и другие официальные документы были высечены на камне.
В классический период положение центральной площади стало обособленным, имеющим регулярную планировку. Агора сообщалась с городом только при помощи ворот. Порядок на площади контролировали должностные лица специального назначения, которые назывались «агораномы».
Агора в Афинах
Это городская площадь, территория которой приближается к 40 гектарам. Она расположена к северо-западу от Акрополя, на пологом склоне холма. Древнегреческое существительное ἀγορά происходит от глагола ἀγείρω, означающего «собирать», «созывать». Это соответствует назначению площади. В Афинах такое место было центром общественной и светской жизни, главным местом встреч.
Также здесь осуществлялось гражданское управление, судопроизводство, была сосредоточена торговля и предпринимательство, имелась театральная сцена, где разыгрывались драмы, располагалась площадка для соревнований атлетов и состязаний интеллектуалов, участвовавших в научных дискуссиях.
Сегодня, после проведения археологических раскопок, афинская агора является излюбленным местом у туристов, которых интересует знакомство с историей древнего города.