Краткое описание Зимнего дворца
Зимний дворец историческое здание в Петербурге, богатое своей историей. сегодня мы не будем вдаваться в подробности и мельчайшие детали, а расскажем краткую историю Зимнего дворца.
Свадебные палаты
Петр I был владельцем земель между Невой и Миллионной улицей (где в наши дни расположен Эрмитажный театр). В 1708 году на этом участке, в самом центре владения, возводится «Зимний дом» — невысокое здание в два этажа с большим крыльцом, крытое черепицей. Спустя 4 года были возведены Свадебные палаты государя, из камня, подаренные губернатором будущей столицы Александром Меншиковым, правителю России в честь венчания царя с Екатериной Алексеевной.
Зимний дворец Петра I
В 1716 году по указу Петра I развернулось сооружение Второго Зимнего дворца под руководством Г. Маттарнови. Дворец строился там, где пересекается Нева с Зимней канавкой. Спустя 4 года, Петр I с семьёй переезжает в новое дворцовое здание, а еще через 5 лет здесь же и умирает.
Третий Зимний дворец, перестроенный Анной Иоанновной
В начале 30-х годов XVIII столетия, сочтя Зимний дворец слишком маленьким для царской особы, Анна Иоанновна поручает его перестройку Б. Растрелли, разработавшему собственный план переустройства. Для осуществления плана необходимо было выкупить помещения (эти помещения являлись собственностью Апраксина, Морской Академии, Рагузинского и Чернышева), располагавшиеся тогда на месте сегодняшнего дворца. Сразу после одобрения проекта Анной Иоанновной, помещения были куплены, их снесли и начали возводить новые постройки.
Своей лицевой стороной здание дворца было развернуто к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. К середине 30-х годов дворец достроили, и в нём поселилась государыня. Теперь сооружение стало четырёхэтажным, состояло из 70 парадных, более сотни спален, галереи, театра, капеллы, многочисленных лестничных площадок, канцелярских, помещений для служащих. Одновременно начата перестройка дворцового сооружения – к основному зданию пристраивались помещения технического назначения: сараи и конюшни.
В Зимнем дворце летом 1739 года принцесса Анна Леопольдовна обручилась со своим мужем. После кончины Анны Иоанновны сюда был привезён император-младенец Иоанн Антонович, пробывший здесь чуть дольше года, до начала правления в России государыни Елизаветы.
При этой императрице пристройка к основному зданию служебных строений было продолжено. С первого дня 1752 года, императрицей Елизаветой решаются вопросы, связанные с увеличением дворца. На свободных площадях под руководством Растрелли пристраивались новые помещения. По разработанному им плану все постройки: старые и новые, оформлялись в одном общем стиле.
К концу 1752 года, Елизавета задумала увеличение высоты Зимнего дворца. Растрелли пришлось изменить план. После этого от архитектора поступает предложение возвести дворец в другом месте, но государыня не одобряет этого. В итоге архитектор с согласия Елизаветы решает начать возведение абсолютно нового Зимнего дворца.
Временный Зимний дворец
Возведение четвёртого Зимнего дворца завершается к середине 50-х годов XVIII столетия. Дворцовое сооружение возводилось там, где пересекаются Невский проспект и набережная Мойки. А в самом начале 60-х годов здание было разрушено.
Современный Зимний дворец
Почти 9 лет (1754-1762 года) строилось современное здание дворца, который тогда был наиболее высокой жилой постройкой Северной столицы. В нём было около полутора тысяч комнат общей площадью порядка 60 тысяч квадратных метров. Императрице Елизавете не суждено было увидеть постройку завершённой, строительные работы завершились при Петре III в апреле 1762 года. На тот момент закончили отделку фасадов, но внутренняя отделка большей части помещений не была завершена. Через несколько месяцев Петр III был, свергнут с престола, окончание строительных работ приходится на времена Екатерины Великой.
Екатерина II внесла свои изменения в организацию застройки, не воспользовавшись услугами Растрелли. Теперь эту работу выполняли другие архитекторы во главе с Бецким.
В начале 60-х годов XVIII столетия государыня Екатерина II поселилась во дворце, этажом ниже по её приказу расположился её приближённый Г. Г. Орлов (уже спустя год для фаворита императрицы начнётся строительство Южного павильона Малого Эрмитажа, соединённого с покоями государыни специальной галерейкой). В северо-западной части строения, обустроили «Тронный зал», здесь же сделали помещение для ожидающих — «Белый зал», открыли столовую, а чуть дальше – «Светлый кабинет».
Затем располагалась «Парадная опочивальня», её позже, спустя год, переделали в «Алмазный покой». Царица отдала приказ устроить книгохранилище, рабочий кабинет, гостиную, 2 спальные и туалетную комнату.
В 1764 году государыня получает, присланные ей из Берлина, более трехсот дорогих полотен, принадлежавших коллекционеру живописи Йоханну Эрнсту Гоцковскому, в качестве его долга В. Долгорукову. Эти картины (есть мнение, что полотен было чуть больше двухсот) стали началом коллекций Эрмитажа. В наше время около ста из них находятся в Эрмитаже.
Во времена Екатерины полотна были помещены в уединенных дворцовых апартаментах, названных «Эрмитажем» (от франц. ermitage «одинокий сельский домик, пустынное место, место для уединения»). Позднее для них был построен корпус с восточной стороны. В 80–90-е года отделывать дворцовые помещения было поручено И. Е. Старову и Дж. Кваренги.
В 1783 году, следуя указу Екатерины Великой, во дворце был разобран театр.
В 90-е годы XVIII века по указанию государыни, которую не устраивало хождение посетителей Эрмитажа через царские апартаменты, обустраивается «Аполлонов зал», — через него посетители обходили покои государыни. Одновременно возводился и новый «Тронный» зал. Предыдущий зал переделали в жилые помещения для семьи князя Александра. Закончилось обустройство «Мраморной галереи».
В 1826 году согласно архитектурному плану К. Росси была доделана Военная галерея, в ней размещались созданные за десятилетие Д. Доу портретные полотна. К началу 1830-х годов во дворце, в его восточной части, О. Монферран создаёт ещё три зала: «Петровский», «Фельдмаршальский» и «Гербовый».
Пожар 1837 года уничтожил практически все интерьеры, начинаются работы по воссозданию Зимнего дворца, руководство этими работами осуществлялось В. П. Стасовым, А. П. Брюлловым и А. Е. Штаубертом.
7 интересных фактов о Зимнем дворце
В Петербурге на главной площади находиться самый знаменитый и красивый дворец города. Именно поэтому туда стекается, так много туристов. Но все ли вы о нем знаете? Даже жители города иногда удивляются, когда слышат невероятные истории о столь древнем и прекрасном месте.
По архитектуре, дизайну и декоры дворец не имеет себе равных. Ведь не зря же российские императоры выбрали его своей резиденцией.
- Зимний дворец в Санкт-Петербурге, фото которого есть у каждого туриста в путеводителе имеет 176 скульптур на своей крыше.
- Строили столь красивое и величественное здание более 4 тыс. каменщиков, штукатуров, лепщиков и живописцев. При этом они получали мизерную плату и жили прямо на площади в самодельных шалашах.
- Когда закончилось строительство вся Дворцовая площадь оказалась завалена хламом и мусором. Тогда Петр III объявил, что каждый желающий может взять все что угодно совершенно бесплатно. К вечеру площадь стала абсолютно чистой.
- За все время существования здание постоянно перекрашивали. Был он и розовым и красным, но свой оригинальный окрас приобрел в 1946 году и в таком виде стоит он на Дворцовой площади и по сей день.
- В 1837-ом приключилась беда — дворец сгорел. Но 6 тысяч наемных работников смогли восстановить его из пепла всего за 15 месяцев.
- Екатерина II устроила в Зимнем дворце свой “эрмитаж”, который с французского переводится, как “уединенный уголок”, куда императрица приходила отдыхать от государственных забот.
- Изначально был, воздвигнут Зимней дворец, к которому со временем стал достраиваться Эрмитаж. Но история перевернулась с ног на голову и теперь дворец является пристройкой к Эрмитажу, а не наоборот.
Вы узнали основные факты о Зимнем дворце, надеемся они оказались интересными и познавательными.
Родилась и живу в Петербурге. Очень люблю свой город. Здесь я смогла получить достойное образование, построить личную жизнь и найти интересную работу. Мне нравится рассказывать про Санкт-Петербург. Всегда рада поделиться интересной и актуальной информацией. Надеюсь была для вас полезной!
Отличная статья 1
spbinteres.ru
Зимний дворец в Санкт-Петербурге — памятник архитектуры итальянского архитектора Растрелли
26.12.2015
Достопримечательности12418
Наверное, в нашей огромной стране нет такого человека, который бы абсолютно не знал о Зимнем дворце в городе Санкт-Петербурге, с ним связано не мало фактов, меняющих течение истории нашей истории. Зимний дворец в Санкт-Петербурге был возведен в середине восемнадцатого века специально для императрицы Елизаветы Петровны по искусному проекту знаменитого итальянского архитектора Растрелли в стиле пышного роккоко. По окончании строительства дворцовый комплекс состоял из тысячи комнат, 117 великолепных лестниц и почти двух тысяч окон и дверей. С момента его возведения Зимний дворец в Санкт-Петербурге стал главной императорской резиденцией вплоть до известных событий кровавой революции 17-го года.
Краткое описание Зимнего дворца
В течение всего времени к Дворцу были пристроены несколько зданий: Малый Эрмитаж, Старый и Новый Эрмитаж, Эрмитажный театр. В данное время Зимний дворец в Санкт-Петербурге входит в состав известного музейного комплекса Государственного Эрмитажа. Памятник архитектуры представляет собой великолепное трехэтажное прямоугольное здание на Дворцовой площади. Размеры дворца поражают: длина составляет 210 метров, ширина — 175 метров. Облик Зимнего знаком по многочисленным изображениям, наверное, множеству людей: роскошные центральные ворота с чугунными решетками и боковые парадные въезды.
Залы Зимнего дворца
Зимний дворец в Санкт-Петербурге восхищает своим убранством: крыша, украшенная древними богами и великолепными вазами, изящные скульптуры Нептуна и Амфитриты, величественные белоснежные колонны на входе. Внутри туристам открыты Большой тронный и Концертный залы, Малахитовая гостиная и множество других покоев. А Государственный Эрмитаж, расположенный на просторах Дворца, является крупнейшим и богатейшим музеем мира, который обладает редкой коллекцией картин и древностей.
Поделиться с друзьями
world-countries.net
Зимний дворец — Прогулки с дилетантом — LiveJournal
Эрмитаж — это не только величайший художественный музей, но и главная императорская резиденция на протяжении многих лет. Сегодня я предлагаю осмотреть интерьеры дворца, в том числе и служившие царской семье.
Питер-2013 // Часть 38
1. Дворец, в первую очередь — шедевр барокко авторства знаменитейшего Растрелли.
2. Перед ним находится главная площадь города — Дворцовая.
3. Другую сторону площади образует Генеральный штаб со знаменитой сикстигой на арке. Сейчас левое крыло здания принадлежит Эрмитажу, там будут выставлены картины из собраний Щукина и Морозова, а также современное искусство, появятся Музей наград, Музей Гвардии, Комнаты Фаберже.
4. Долгое время главным флагштоком страны был этот.
5. Кровля дворца заставлена многочисленными скульптурами и вазами.
6.
7.
8. В состав музея кроме Зимнего дворца включено несколько зданий. Даже есть крытый переход над каналом — в Эрмитажный театр.
9. Арка переброшена через Зимнюю канавку.
10. Дворовые фасады не уступают парадным.
11.
12. Перво-наперво от входа попадаем на парадную лестницу, называемую Иорданской.
13. Своё название она получила по празднику Крещения, когда по ней спускался крестный ход к Неве, чтобы окунуться в полынью — иордань.
14. Первоначально построенная Растрелли, лестница сгорела в 1837 году и была восстановлена архитектором Стасовым.
15. Потолок лестницы великолепно смотрится фоном для живых цветов.
16. Вообще, гуляя по Эрмитажу, нужно постоянно поглядывать наверх.
17. Абсолютно везде своды покрыты разными, но всегда великолепными орнаментами.
18.
19.
20.
21.
22. Запрокинув голову, незаметно добрались до Белого зала.
23. Он был создан А. П. Брюлловым к свадьбе будущего императора Александра II в 1841 году на месте трёх гостиных.
24. Лоджии Рафаэля созданы в 1780-х годах архитектором Дж. Кваренги о заказу императрицы Екатерины II. Они подражают галерее Ватиканского дворца, расписанной по эскизам Рафаэля.
25. Лоджии расположены в здании Нового Эрмитажа, неподалёку от парадной лестницы.
26. Новый Эрмитаж построен в 1842-1852 годах по проекту немецкого архитектора Леона Кленце.
27. Дальше осмотрим ряд комнат в Старом Эрмитаже, оформленных интерьерами XIX века.
28. В залах без отделки представлена мебель, ковры, картины и пр.
29. Зато оконные рамы и многие стёкла в них — оригинальные, ещё царских времён.
30. Интерьеры оформлены в разных стилях.
31. Строгая классика.
32.
33.
34. Пышное барокко.
35.
36.
37. Имперский стиль Александра I.
38.
39. Готика.
40.
41. Замечательная библиотека в готическом стиле, принадлежавшая Николаю II.
42.
43.
44. Вот гостиная в стиле «второго» рококо.
45.
46.
47. Инкрустированная перламутром столешница.
48.
49. Кроме общего обзора интерьеров интересно также вглядываться в детали.
50. Иногда можно заметить забавные вещи.
51. А вот подчёркнуто русский интерьер.
52. И даже будуар с восточным колоритом.
53. Гербовый зал, готовящийся к очередной выставке.
54. В Большом Тронном, или Георгиевском зале находился главный трон Российской империи.
55. Малиновый будуар императрицы Марии Александровны, супруги Александра II. Он был создан в 1853 году по проекту архитектора Г.А. Боссе в стиле «второго» барокко. Зал поделен на две зоны, разделённые декоративной аркой альков.
56. Прямо над будуаром была комната фрейлин, и императрица могла слышать топот ног детей Екатерины Долгорукой, многолетней любовницы Александра II.
57. Зал поражает богатством отделки, но знание о происходившей здесь семейной драме навевает мрачное настроение.
58. Последний кадр — Висячий сад Малого Эрмитажа. Во время блокады сотрудниками музея здесь был устроен огород, позволивший многим не умереть от голода.
deletant.livejournal.com
описание, фото, где находится на карте, как добраться
Зимний дворец, Санкт-Петербург, Россия: описание, фото, где находится на карте, как добраться
Зимний дворец — великолепная дворцовая постройка в Санкт-Петербурге, Россия, превзошедшая все дворцы и усадьбы не только своими масштабами, но и роскошью отделки. К возведению Зимнего дворца приступили в 1754, и закончили в 1762 году. Автором проекта стал известный зодчий того времени В. Ф. Растрелли. Именитый архитектор создавал не простую резиденцию для царей, а Дворец «для единой славы российской».
В настоящее время, во дворце находится главная экспозиция музея «Эрмитаж».
Дворец имеет вид громадного четырехугольника, с внутренним двором таких же гигантских размеров. Несмотря на колоссальные размеры, Дворец не выглядит однообразным и скучным. Архитектор придумал много приемов расстановки колонн, окаймлений наличников, установки статуй и красивых ваз, тем самым усилив впечатление пышности и нарядности.
Это здание Зимнего дворца, 5-е по счету, было сооружено для Елизаветы Петровны, и до самой революции являлось основной резиденцией императоров России.
Поражает воображение внутреннее убранство залов, украшенных позолотой, многочисленными зеркалами, обилием декоративных деталей. Из внутренних залов сберегли ту барочную манеру, в которой работал Растрелли, только Иорданская лестница и отчасти Придворный собор. По-царски украшенную Иорданскую лестницу отличает необыкновенная щедрость и пышность декора. Здесь присутствуют и колонны, и статуи, и причудливая золоченая лепнина, и громадный плафон, сотворенный мастерами Италии. Первый этаж был приспособлен под служебные и хозяйственные помещения. На 2-ом этаже располагались покои членов императорского семейства. На верхнем этаже находились комнаты для придворного люда.
В 1762 году Растрелли был отправлен в отставку по причине неприятия его творческого стиля Екатериной II, которая только что взошла на трон. Отделкой интерьеров занялись архитекторы А. Ринальди, Ю. Фельтен, Ж. Валлен-Деламот, внеся значительные изменения в декор Зимнего дворца. В декабре 1837 года, в сильном пожаре сгорели интерьеры, созданные великими мастерами Росси, Кваренги, Монферраном. К великой радости, от пожара удалось спасти почти все ценное имущество Дворца.
Во время революции здание Дворца занимало Временное правительство. В годы войны Зимнему дворцу был нанесен серьезный ущерб. Его восстановление, растянувшееся на десятки лет, потребовало невероятных усилий.
Дойти пешком до Зимнего дворца можно от ст. метро «Адмиралтейская» или «Невский проспект».
Фото достопримечательности: Зимний дворец
Зимний дворец на карте:
www.1000mest.ru
10 знаменитых интерьеров Зимнего дворца
Интерьеры Зимнего дворца знамениты, ими восхищаются на протяжении столетий. Они великолепны не только потому что содержат сокровища в виде скульптур и картин, они сами есть сокровища, которые были свидетелями российской истории от начала постройки дворца в 1762 году. В статье приведены 10 знаменитых интерьеров, которые обычно ассоциируются с Зимним дворцом.
1. Иорданская лестница. Отличительная черта: парадная лестница №1 в России
Посольская (Иорданская) Лестница – это главная парадная лестница в Зимнем Дворце. По ней послы иностранных государств поднимались в парадные залы для аудиенций, поэтому она в начале называлась Посольской.
Иорданская лестница Эрмитажа. Санкт-ПетербургПозже ей дали имя Иорданская, поскольку царская семья в праздник Крещения спускалась к Иордане – специальной проруби в зимней Неве, где проводился обряд водосвятия.
Убранство Посольской лестницы отражает особенности русского барокко. Ступени и резная балюстрада выполнены из белого каррарского мрамора. Убранству стен, их изящной скульптуре и позолоте эффектно противопоставлены гладкие колонны из серого мрамора, расположенные на верхней балюстраде.
Иорданская лестница ведет к анфиладе парадных залов, где проходили торжественные церемонии и придворные празднества.
2. Петровский (Малый тронный) зал. Отличительная черта: зал посвящен памяти Петра I
Петровский (Малый тронный) зал был создан в 1833 году Огюстом Монферраном и восстановлен после пожара 1837 года Василием Стасовым. Зал посвящен памяти Петра I – в отделку интерьера включены вензель императора (две латинские буквы “P”), двуглавые орлы и короны.
Малый тронный зал (Петровский) ЭрмитажаВ нише, оформленной как триумфальная арка, находится картина “Петр I с аллегорической фигурой Славы”. В верхней части стен помещены полотна, представляющие Петра Великого в сражениях Северной войны (П. Скотти и Б. Медичи).
Малый тронный зал (Петровский) ЭрмитажаТрон был выполнен в Петербурге в конце XVIII в. Зал украшают шитые серебром панно из лионского бархата и изделия из серебра петербургской работы.
3. Павильонный зал с часами “Павлин”. Отличительная черта: часы “Павлин” и Фонтан слез
Павильонный зал был оформлен в здании Малого Эрмитажа в 1858 году по проекту архитектора Андрея Штакеншнейдера. В нем соединились ренессансные, готические и восточные мотивы. Зал обращен окнами в Висячий сад и к Неве.
Павильонный зал ЭрмитажаПотолок и аркада, обрамляющая зал, насыщены позолоченным лепным орнаментом. Особую эффектность интерьеру придают сочетание светлого мрамора с позолотой лепного декора и блеск хрустальных люстр.
Павильонный зал ЭрмитажаПавильонный зал и часы “Павлин” ЭрмитажаЧасы “Павлин” были созданы британским мастером Джеймесом Коксом в 1770-х годах и приобретены Екатериной II. Это единственный в мире крупный автомат XVIII века, дошедший до нашего времени без изменений и в действующем состоянии.
Висячие сады, выходящие с Павильонного залаФигуры павлина, петуха и совы, входящие в композицию автомата с часами, снабжены механизмами, приводящими этих птиц в движение.
Павильонный зал Эрмитажа и мозаика Медузы Горгоны на полуДочь архитектора Штакеншнейдера записала в своем дневнике 24 апреля 1856 года: «На днях водил нас папа в Эрмитаж, показывал нам залу, которую он только окончил. Совсем волшебная зала. Чудо как хороша!!»
“Фонтан слез” в Павильонном зале Эрмитажа4. Лоджии Рафаэля. Отличительная черта: повтор фресок Рафаэля Ватикана
Екатерина II – основательница коллекции Эрмитажа разбиралась в живописи, желала иметь у себя в России все самое лучшее. Не смотря на то, что она не выезжала за пределы своей страны, пожелала иметь копию ватиканских лоджий Рафаэля.
Лоджии Рафаэля в ЭрмитажеМастерская Рафаэля начала в 1518 году роспись Лоджий Ватикана. Длинная галерея (65 метров) разделена на 13 частей. В каждой из них изображены по 4 эпизода Ветхого и Нового заветов. Лоджии Ватикана были расписаны учениками Рафаэля по эскизам и под наблюдением самого художника.
Лоджии РафаэляСпустя три с половиной столетия, по указу российской императрицы архитекторы и художники обмеряли и копировали оригинальные лоджии и с течением времени в Санкт-Петербурге была сделана копия части Папского дворца в Ватикане.
Лоджии Рафаэля. Фрагмент росписиНадо отметить, что та часть Папского дворца, где расположена лоджии Рафаэля в данный момент закрыты для посещения туристами. В Эрмитаже любой купивший билет в музей может насладиться легкостью и изяществом галереи, копирующей замысел и творение Рафаэля.
Лоджии Рафаэля. Фрагмент росписи5. Георгиевский зал. Отличительная черта: главный трон Зимнего дворца расположен здесь
Георгиевский (Большой тронный) зал Зимнего дворца был создан в начале 1840-х годов Василием Стасовым, который сохранил композиционное решение своего предшественника Джакомо Кваренги. Двусветный колонный зал отделан каррарским мрамором и позолоченной бронзой.
Георгиевский зал ЭрмитажаНад Тронным местом помещен барельеф “Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона”. Большой императорский трон был исполнен по заказу императрицы Анны Иоанновны в Лондоне (Н. Клаузен, 1731-1732). Великолепен наборный паркет, созданный из 16 пород дерева. Торжественное убранство зала соответствует его назначению: здесь проходили официальные церемонии и приемы.
Георгиевский зал Эрмитажа. Тронное место6. Военная галерея 1812 года. Отличительная черта: сооружена в честь победы России над наполеоновской Францией
Военная галерея Зимнего дворца была создана по проекту Карла Росси в 1826 году в честь победы России над наполеоновской Францией. На ее стенах помещены 332 портрета генералов – участников войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 годов.
Военная галерея памяти героев 1812 года в ЭрмитажеВоенная галерея памяти героев 1812 года в ЭрмитажеВоенная галерея памяти героев 1812 года в ЭрмитажеГраф Петр Петрович Коновицын – генерал от инфантерииКартины созданы английским художником Джорджем Доу при участии А. В. Полякова и В. А. Голике. Почетное место занимают парадные портреты государей-союзников: российского императора Александра I и короля Пруссии Фридриха-Вильгема III (художник Ф. Крюгер) и императора Австрии Франца I (П. Крафт). Портреты четырех фельдмаршалов находятся по сторонам дверей, ведущих в Георгиевский и Гербовый залы.
Гербовый зал Эрмитажа7. Гербовый зал. Отличительная черта: золотые колонны зала
Гербовый зал Зимнего дворца, предназначенный для торжественных приемов, был создан Василием Стасовым в конце 1830-х годов. У входов в зал – скульптурные группы древнерусских воинов со знаменами, на древках которых были закреплены щитки с гербами российских губерний, что определило название зала.
Гербовый зал ЭрмитажаИзображения гербов губерний сохранились на люстрах. Стройная колоннада, несущая балкон с балюстрадой, фриз с орнаментом из акантовых листьев, а также сочетание золота с белым цветом создают впечатление величия и торжественности. В центре зала – чаша из авантюрина работы екатеринбургских камнерезов XIX в.
Александровский зал Эрмитажа8. Александровский зал. Отличительная черта: интерьер с изящной белой лепниной
Александровский зал Зимнего дворца создан Александр Брюлловым (старший брат художника карла Брюллова) после пожара 1837 года. Архитектурное решение зала, посвященного памяти императора Александра I и Отечественной войне 1812 года, построено на сочетании стилевых вариаций готики и классицизма.
Александровский зал ЭрмитажаРасположенные во фризе 24 медальона с аллегорическими изображениями наиболее значительных событий Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813 – 1814 годах воспроизводят в увеличенном виде медали скульптора Ф.П. Толстого.
Александровский зал ЭрмитажаВ люнете торцевой стены помещен медальон с барельефным изображением Александра I в образе древнеславянского божества Родомысла. В зале расположена экспозиция европейского художественного серебра XVI – XIX веков. Представлены изделия Германии, Франции, Португалии, Дании, Швеции, Польши, Литвы.
9. Зал Большой чаши. Отличительная черта: огромная чаша, созданная в Алтайском крае
Ее часто называют “Царицей ваз”. Самая большая каменная ваза в мире весит более девятнадцати тонн, ее наружный диаметр достигает 5,04 метра, а внутренний составляет 3,22 метра, общая с пьедесталом высота — 2,57 метра. С момента обнаружения огромной глыбы зелено-волнистой яшмы до размещения Большой Колыванской вазы в здании Нового Эрмитажа прошло долгих тридцать лет.
Зал Большой чаши ЭрмитажаВ далеком 1815 году на каменоломнях в Алтайском крае горнорабочими был обнаружен утес зелено-волнистой яшмы. Камень оказался хорошего качества и пригодным для поделочных работ. Следующей находкой стал камень, имевший длину 8,5 метров. Этот монолит яшмы имел дефект, из-за которого кусок пришлось разделить. После тщательного обследования полученных обломков в работу взяли большую часть: ее длина составляла 5,6 метра.
Большая Колыванская ваза в зале Большой чаши ЭрмитажаАвтором проекта элипсовидной чаши, которую было предписано изготовить из монолита, стал Авраам Мельников. В феврале 1828 года начались подготовительные работы. Силами 230 работников камень переместили к каменотесному сараю и немного приподняли. Здесь более двух лет рабочие занимались предварительной обработкой монолита. В 1830 году обтесанную глыбу переложили на дворни, и 567 человек вручную толкали ее 30 верст до каменотесной фабрики в селе Колывань.
Колыванский музей истории камнерезного дела на Алтае : Картина Г. Тарского «Доставка камня для «Царицы ваз»Там следующие одиннадцать лет искусные мастера-каменотесы создавали внутреннюю часть чаши, наносили резной орнамент, полировали поверхность. В это время уже был обнаружен камень, достойный стать пьедесталом для чаши. С огромными предосторожностями в нем сделали отверстие для стержня, который должен соединить постамент с чашей. Яшма — камень твердый, но очень хрупкий, сложный в обработке. Мелкие трещины, возникавшие в процессе работы, русские мастера заделывали с великим искусством: даже при детальном рассмотрении их сложно обнаружить.
Большая Колыванская ваза в зале Большой чаши ЭрмитажаК февралю 1843 года чаша была полностью готова. Для ее транспортировки в Барнаул использовали почти 200 лошадей, впряженных в специально оборудованные сани. Далее обоз проследовал в Екатеринбург к Уткинской пристани, откуда начинался речной путь в Москву и Санкт-Петербург. Полгода плыла баржа по рекам России, и, наконец, в августе 1843 года чаша прибыла в столицу. Еще долгие четыре года для Колыванской царицы сооружали фундамент: было решено определить это чудо в здании Нового Эрмитажа. Зал, в котором поместили изделие, называется теперь Залом Большой вазы.
Будуар. Эрмитаж10. Будуар. Отличительная черта: нарядная отделка интерьера в бордовом цвете
Будуар был частью покоев императрицы Марии Александровны, супруги Александра II. Нарядная отделка комнаты была создана в 1853 году архитектором Гаральд Боссе – виртуозным мастером оформления интерьеров в стиле “второго рококо”. Яркий цвет шелковой ткани – брокатели (шелк с металлической нитью), изящный рисунок орнаментов, мягкая золоченая мебель создают ощущение изысканности и комфорта. Великолепная бронзовая золоченая люстра, отражаясь в зеркалах, дополняет эффектное убранство интерьера.
Приезжайте в Санкт-Петербург, бродите по залам Зимнего дворца. До встречи в музее 🙂
Вид на Неву из Эрмитажаwanderings.online
история императорской резиденции и часть современного Эрмитажа
Зимний дворец давно входит в состав музейного комплекса Государственный Эрмитаж. При этом многими жителями Санкт-Петербурга и гостями северной столицы России он воспринимается как отдельная достопримечательность, обязательная к посещению. Это здание удивляет не только музейными экспозициями, но и убранством залов, архитектурой, историей.
Предшественники современного Зимнего дворца
Императорский дворец, на который приезжают посмотреть туристы со всего мира и которым гордятся петербуржцы, является не первой зимней резиденцией российских правителей.
Первый Зимний дворец был построен для Петра I в 1708 году на месте нынешнего Эрмитажного театра. Это был относительно простой двухэтажный деревянный дом. В 1712 году вместо него были возведены каменные палаты.
Вступившая на престол Анна Иоанновна посчитала действующую зимнюю резиденцию недостаточно просторной и отдала приказ о ее перестройке. Проект разрабатывал Ф.Б. Растрелли. Для его реализации пришлось занять некоторые близлежащие дома.
Строительство началось в 1732, а закончилось в 1735 году. Местом возведения выбрали Дворцовую набережную, при этом главный фасад здания «смотрел» на Адмиралтейство. Это был роскошный по тем временам императорский дворец высотой 4 этажа, с 70 залами и 100 спальнями, многочисленными пристройками.
В 1754 году пришедшая к власти Елизавета Петровна подписывает новый проект Зимнего дворца, так как хочет увеличить высоту резиденции до 22 м. Архитектором также выступает Ф.Б. Растрелли. Временные императорские палаты в 1755 году возвели на пересечении набережной и Невского проспекта. В 1762 году, когда был построен существующий ныне дворец, их разобрали.
История строительства
Строительство последнего дворца затянулось на 8 лет. По замыслу архитекторов и императрицы это должно было быть самое грандиозное здание в Санкт-Петербурге, превосходящее все возводившиеся до этого резиденции. Оно должно было стать символом императорской власти, государственной мощи и богатства.
Интересный факт! Согласно проекту, в здании было около 1 500 комнат, а общая площадь составила около 60 000 кв. м.
В 1762 году императорский дворец принимал пришедший к власти Петр III, так как Елизавета Петровна умерла за год до окончания строительства. При этом отделочные работы продолжались уже при Екатерине II, ставшей императрицей в этом же году в результате дворцового переворота.
Оформлением интерьеров Зимнего дворца занимались архитекторы под руководством И.И. Бецкого.
От императорской резиденции до Эрмитажа
В императорском дворце проживали не только члены правящей династии, но и многочисленные придворные — около 4 000 служащих. Помимо торжественных залов, спален и технических помещений в здании были:
- музей;
- библиотека;
- аптека;
- театр;
- две церкви;
- канцелярия.
Довольно скоро после окончания строительства в Зимний дворец начинают вносит изменения, способствовавшие его расцвету. Так, при Екатерине II во появляется зимний сад, формируется Романовская галерея и Георгиевский зал. При Николае I организовывают галерею, посвященную Отечественной войне 1812 года. К зданию пристраивают Фельдмаршальский и Петровский залы.
Интересный факт! Коллекция картин, принадлежавшая Екатерине II, хранилась во дворцовом флигеле, называемым на французский манер эрмитажем. Это слово и дало название одному из известнейших музеев мира. В 1852 году двери для широкой публики открывает музей в здании Нового Эрмитажа.
С 1869 года здания касается и технический прогресс. В нем:
- проводят газовое, а затем и электрическое освещение;
- прокладывают водопровод;
- устанавливают первые телефоны.
С 1904 года Зимний дворец становится местом не для постоянного проживания императора Николая II, а для краткосрочных визитов. А уже в 1945-1946 годах он полностью переходит в состав Эрмитажа, становясь частью музейного комплекса.
Описание достопримечательности
Сохранившийся до настоящего времени Зимний Дворец — яркий образец архитектуры в стиле елизаветинского барокко. Выдающимся представителем этого направления стал Растрелли, поэтому иногда стиль называют растреллиевским.
Для него характерны:
- большие масштабы строительства;
- пышное убранство интерьеров;
- роскошная отделка фасадов с применением позолоты;
- праздничный характер строений.
Архитектурные особенности
Высота трехэтажного здания – 23,5 м, длина фасада со стороны Невы – 210 м, со стороны Адмиралтейства – 175 м.
С высоты птичьего полета четко видно, что императорский дворец – это комплекс из нескольких построек, замкнутых в прямоугольник, приближенный к квадрату. Пространство между ними занимает Большой внутренний двор.
С фасадами корпусов Растрелли будто поиграл, меняя расстояние между многочисленными колоннами. Они то собираются в живописные группы, то расступаются, открывая украшенные оригинальными наличниками окна и плоскости стен.
Наиболее интересным с точки зрения архитектуры является Южный фасад со стороны Дворцовой площади. Вход здесь оформлен в виде трехпролетной Триумфальной арки. Еще более высокой и значимой ее делают расположенные по бокам парные колонны.
Северный фасад при этом кажется более спокойным. Череда окон перемежается все с теми же колоннами на протяжении всей длины здания. Всего здесь 1476 окон.
Декоративные элементы и цветовая гамма
Елизаветинское барокко – это роскошь и обилие лепного декора. Последний резчики делали вручную на строительной площадке. Так, на фасадах можно увидеть:
- львиные головы и маски;
- причудливый растительный орнамент;
- рокайли – лепной декор в виде морских раковин;
- картуши.
Все эти элементы входят в композиционное украшение окон. Специалисты насчитывают 22 варианта их оформления.
По периметру крыши расположено 176 античных ваз и статуй. Они призваны скрыть печные трубы и усложнить рельеф здания.
Фасады санкт-петербургской достопримечательности 10 раз меняли цвет. Свой нынешний вид они приобрели лишь в середине XX века. Их первоначальный цвет — теплая охра, разбавленная белоснежными лепными элементами.
В середине XIX века охра становится плотнее, а декор приобретает светлый оттенок. Чуть позднее гамма меняется на красноватую охру и светлый терракот. Такими фасады сохраняются до 1920 года.
После этого здание ожидает череда экспериментов. Серая, коричнево-серая, оранжево-белая — цветовые гаммы сменяли друг друга с удивительной скоростью. Лишь в 1947 году принимается решение об использовании трех основных цветов:
- изумрудный — для стен;
- белый — для колонн, карнизов и оконных наличников;
- охра — для капителей, картушей и лепных декоративных элементов.
Интересно, что некоторые сотрудники Эрмитажа считают, что современный облик Зимнего дворца не соответствует его художественному образу, созданному Растрелли.
Оформление интерьеров
Пожар 1837 года уничтожил интерьеры, созданные при Елизавете Петровне. Уцелели лишь некоторые несущие стены. Реставрация, которой руководил В. П. Стасов, заняла около двух лет. Были заменены перекрытия, в большом количестве использованы металлические элементы. Художественное убранство проектировал А. П. Брюллов.
Каждый зал Зимнего дворца имеет определенное назначение и уникален по оформлению. Объединяет их роскошный декор, в котором главная роль отдана кружеву лепнины и позолоте.
Особенный интерес вызывают интерьеры нескольких залов.
- Входная (Иорданская) галерея и парадная лестница. Поражает большим количеством белоснежных колонн и пилястров. Однако большая часть роскоши досталась именно лестнице. Это позолоченная лепнина ручной работы, мрамор и прекрасное естественное освещение от множества окон.
- Зал искусства Италии (XIII-XV вв.). Оригинальность оформлению придает сочетание лепнины, позолоты, натуральной древесины ценных пород и ручной росписи.
- Малый тронный зал. Посвящен Петру I. Барельефы на потолке изображают его успехи в Северной войне, помещение украшено гербами и вензелями императора, коронами, двуглавыми орлами.
- Золотая гостиная императрицы Марии Александровны. Ее отличает обилие позолоты, ручная роспись, дорогие шелковые ткани с вплетенной металлической нитью, сложные лепные орнаменты. Эта роскошь производит сильное впечатление на современников.
Зимний дворец — удивительная достопримечательность Санкт-Петербурга, которую невозможно осмотреть «на бегу». Величие этого здания складывается из множества уникальных деталей, которые нужно увидеть, понять, прочувствовать. Только в этом случае можно по-настоящему прикоснуться к истории.
Загрузка…Ещё интересные сооружения
architectureguru.ru
Зимние дворцы Санкт-Петербурга: описание :: SYL.ru
Один из крупнейших художественных музеев мира, Эрмитаж, входит в список «Наиболее значимые достопримечательности Санкт-Петербурга». Зимний дворец (именно в этом здании размещается экспозиция галереи) является визитной карточкой города на Неве. Это красивое импозантное здание бирюзового цвета с белыми колоннами уже более двухсот пятидесяти лет украшает собой Санкт-Петербург. Однако немногие гости и даже жители города знают, что Эрмитаж является не единственным и далеко не первым зимним дворцом царской семьи. В этой статье мы проведем своеобразный их смотр. В отличие от летних резиденций, размещавшихся за городом, на лоне природы, эти дома находились в самом центре Санкт-Петербурга. Ведь правитель должен держать руку на пульсе политической жизни страны.
Первый зимний дворец Петра 1 в Санкт-Петербурге
История города на Неве, как известно, начинается с этого русского царя. Петр Первый поездил по Западной Европе и был известен как большой поборник голландского образа жизни. В Санкт-Петербурге у царя было две резиденции. Летний домик сейчас считается старейшим зданием в Санкт-Петербурге.
Для «Петра Алексеева, мастера корабельного», как скромно именовал себя властитель России, его выстроили в очень красивом месте, на берегу Невы. В начале восемнадцатого века вокруг резиденции был разбит сад, получивший название Летнего.
А зимний дворец Петр Первый получил в дар от Александра Меншикова, который построил его в 1711 году, пригласив для этого архитектора Доменико Трезини. Поскольку презент был совершен по случаю бракосочетания царя с Екатериной, здание долгое время именовали Свадебными палатами. Это было небольшое двухэтажное здание в голландском стиле, с высоким крыльцом и черепичной крышей. По бокам центрального портала высились два флигеля. Дом был намеренно скудно украшен. Оконные наличники да пилястры – вот и все архитектурные изыски этого строения.
Второй зимний дворец Петра Первого
Первый дом для царя построили недалеко от Адмиралтейства, на берегу Невы. Чтобы создать дополнительную защиту для царской семьи, был еще прорыт канал, получивший имя Зимняя канавка. Первый дом был из дерева. Но знатные аристократические семьи тут же стали возводить неподалеку от царской резиденции свои зимние дворцы Санкт-Петербурга, уже каменные. Поэтому в 1716 году, спустя пять лет после новоселья в деревянном доме, Петр Первый дал приказ зодчему Георгу Маттарнови создать проект нового и более просторного жилища.
Второй дворец царя был закончен осенью двадцать третьего года. Он был каменным и нарядно украшенным. В этом дворце было проведены водоснабжение, канализация и центральное отопление – новшества, неслыханные в то время в России. В этой резиденции Петр Первый и скончался.
Дальнейшая судьба второго зимнего дворца
В отличие от первого дома, этот не был разобран. Екатерина заказала архитектору Д. Трезини расширение постройки. Таким образом, второй и третий зимние дворцы Санкт-Петербурга стали одним целым. Вернее, дом петровского периода превратился в западное крыло нового и роскошного ансамбля в виде каре. Сейчас на месте третьего дворца расположен Эрмитажный театр.
А вот второй дом Петра Первого, где скончался царь-реформатор, превратился в музей. Он находится по адресу Дворцовая набережная, 32. Среди экспозиции выделяется восковая фигура Петра Первого работы Карло Растрелли. Посетителей поражают не столько аутентичный костюм и башмаки, сколько подлинные волосы царя. Дело в том, что во времена Персидского военного похода (1722 год), чтобы не мучиться от жары, государь остриг волосы. Из них и сделали парик, который и использовали для восковой скульптуры.
Четвертый зимний дворец
Хотя по приказу Екатерины Первой жилище Петра Великого расширили вдоль улицы Миллионной и украсили лепниной, Анне Иоанновне оно показалось тесным. Как только императрица взошла на престол, она наняла Франческо Растрелли выстроить для нее дом, который бы по размерам и красоте внешнего убранства превзошел старый.
Архитектор Зимнего дворца в Санкт-Петербурге подошел к делу с размахом. Всего за два года (1733-1735) на месте дома Апраксиных близ Адмиралтейства, на том же левом берегу Невы, были выстроены величественные царские покои. В них насчитывалось более семидесяти комнат, а внутри скрывался даже полномасштабный театр. Но планировка комнат была несколько запутанной, поскольку Растрелли использовал старый дом Апраксиных, а к нему уже достраивал новые крылья и фасады. Талант архитектора итальянского происхождения проявился здесь в полной мере. О дворце говорили, что такого «в России до днесь не видывали».
Временное жилье для Елизаветы Петровны
Взойдя на престол, императрица сочла, что прекрасный дом Анны Иоанновны не отвечает ее статусу. Она заказала тому же Растрелли построить для нее новое жилище, красивее и масштабнее, чем прошлые зимние дворцы Санкт-Петербурга. Архитектор разработал проект, и Елизавета его одобрила. Однако она поставила условие. Новый дворец нужно было воздвигнуть за два года. Кроме того, императрица не желала ждать окончания строительных работ в старом доме Анны Иоанновны.
Поэтому для нее был воздвигнут на набережной речки Мойки и Невского проспекта огромный временный дворец. Он состоял из ста комнат. Его единственным минусом был материал – дерево. Работы над шестым зимним дворцом заняли не два года, а целых восемь лет (1754-1762). Елизавета Петровна, скончавшаяся в своем временном жилище в тысяча семьсот шестьдесят первом году, так и не смогла увидеть свой заказ завершенным. А деревянный временный дворец, который простоял десять лет, разобрали.
Шестой зимний дворец (Санкт-Петербург): краткое изложение истории
На месте строительства в 1754 году развернулись грандиозные работы. Растрелли пытался уложиться в заданные императрицей сроки, а потому работы шли круглогодично, а не только в теплый сезон. Архитектор понимал, что, даже наняв тысячи литейщиков, каменщиков, штукатуров и плотников, он не сможет выстроить дворец за два года. Он неустанно вел с императрицей переговоры, но она уступила Растрелли лишь год.
Как мы уже упоминали, Елизавета не увидела здание завершенным. При Петре Третьем завершалась отделка интерьеров. Свергшая его Екатерина Вторая, взошедши на престол, отстранила архитектора от работ «по рассуждению слабого здоровья и старости». Так тот, кто создал Зимний дворец в Санкт-Петербурге, получив небольшую пенсию, вынужден был уехать в Италию.
Описание Эрмитажа
Здание, выстроенное на набережной Невы в стиле барокко, было монументальным. Его характеризует обилие лепных декоративных деталей и стройных колонн. Следует также отметить и место, на котором был воздвигнут этот, шестой по счету, Зимний дворец (Санкт-Петербург). Фото демонстрирует, что здание имеет два фасада. Один из них выходит на Дворцовую площадь. А второй – на гладь Невы. Не забываем, что в ту пору набережные были уже. Таким образом, здание высилось ближе к реке, и в солнечную погоду все, от верха до низа, отражалось в воде. Планировка была тщательнейшим образом продумана. В цокольном ярусе размещались различные хозяйственные службы и вестибюль. Второй этаж был полностью отдан под царские покои и парадные залы. Разместились там и две дворцовые церкви. А на третьем этаже были комнаты для придворных.
Интересные факты об Эрмитаже
Мы привыкли видеть последний и наиболее грандиозный шедевр Растрелли бирюзово-белым. Однако сам автор задумал его «песчаным с самой нежной прожелтью». Потом некоторое время дворец был кирпично-красным. Именно это здание «брали штурмом» при октябрьском перевороте 1917 года. Но к счастью, дворец тогда не пострадал – прежнее правительство сдало его без единого выстрела. Больший урон нанес пожар 1837 года, когда были уничтожены знаменитые интерьеры Растрелли, Росси, Монферрана и Кваренги. Сейчас в здании размещается экспозиция одного из самых крупных музеев мира – Эрмитажа. Картины и скульптуры занимают четыреста шестьдесят комнат и залов. Без сомнения, по величине и пышности Эрмитаж превзошел все предыдущие зимние дворцы Санкт-Петербурга.
www.syl.ru