Наше главное достояние | Республика Татарстан
Опубликовано: 10.05.2016 17:05
В прошлом году накануне Дня республики прошел фестиваль «Мозаика культур».
Межэтническое согласие, подобно воздуху: когда оно есть, мы его не замечаем, но, если оно нарушено, нормальной жизни быть не может. Почти четверть века в Татарстане работает Ассамблея народов РТ, которая непосредственно занимается решением национальных и межнациональных проблем. Сегодня мир и согласие населяющих республику народов мы называем высшими ценностями и одними из главных наших достижений.
– Сейчас под крылом нашей общественной организации более 200 местных и региональных национальных объединений, – рассказывает руководитель исполкома совета ассамблеи Николай Михайлович Владимиров. – Число их постоянно растет: в начале этого года в состав ассамблеи вошла бурятская автономия, в ближайшее время присоединится карачаево-балкарская.
По словам руководителя исполкома, в крупных городах республики работают два филиала и восемь представительств ассамблеи. Организация ведет масштабную работу по всем направлениям: организует народные праздники, концерты и фестивали культур, проводит этнографические исследования и фольклорные экспедиции, собирает руководителей автономий на семинары, круглые столы и конференции. Создаются фольклорные коллективы, работают центры национальных культур, воскресные и национальные школы. С 2007 года при поддержке Министерства образования и науки РТ в каникулы работает летняя многонациональная смена.
ДРУЖИТЬ ДОМАМИ
Высокоэффективной площадкой межнационального диалога, основной базой для разносторонней работы являются дома дружбы. Сейчас они успешно работают в Казани, Набережных Челнах, Тетюшах, Нижнекамске, Менделеевске, Нурлате. Недавно открылся Дом дружбы народов в Лениногорске, на очереди – Азнакаево, Мамадыш, Елабуга.
– Мы стараемся обеспечить достойные условия для работы всем национально-культурным объединениям, хотим, чтобы стены нашего дома были наполнены яркой творческой жизнью всех диаспор, – говорит директор Дома дружбы народов Татарстана Ирек Шарипов.
Ассамблея народов Татарстана, ее филиалы и национальные объединения совместно с методистами Дома дружбы ежегодно проводят более пятисот этнокультурных мероприятий
Объем проводимой здесь работы впечатляет. Не случайно только за последние два года ДДНТ посетили более 50 официальных делегаций из-за рубежа и из регионов России. На базе Дома дружбы прошли 13 международных, всероссийских и региональных конференций. Одна из них – «Взаимодействие органов власти и общественных организаций по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений» – состоялась совсем недавно, в конце апреля.
– Наш важный культурно-образовательный проект – еженедельные «Уроки дружбы и согласия» для семиклассников школ, – рассказывает Ирек Ильдусович. – Помимо этого, организуем фестиваль воскресных школ и школ с этнокультурным компонентом образования, проводим для ребят научно-практическую конференцию и чтения на языках народов России. Этнокультурный фестиваль «Наш дом – Татарстан», который организуем совместно с Министерством культуры РТ, уже стал творческим брендом республики. Подобный фестиваль для детей носит название «Радуга – Салават купере» и ежегодно объединяет более двух тысяч участников.
В прошлом году были заключены соглашения о сотрудничестве с домами дружбы из других многонациональных регионов России – Дагестана, Крыма, Карелии, Ленинградской области, а также с Еврейским музеем и Центром толерантности Москвы. Многие элементы инфраструктуры и проекты Дома дружбы народов Татарстана взяты за основу в российских регионах. К слову, в прошлом году ДДНТ стал дипломантом конкурса на соискание премий Правительства РТ за качество.
ШИРЕ КРУГ!
Можно ли полнее и ярче, чем на национальном празднике, раскрыть богатство культуры, саму душу народа? Связь времен и поколений, сохранение обычаев, передача традиций да и просто отличный позитивный настрой – вот что такое национальный праздник. По словам Николая Владимирова, ассамблея, ее филиалы и национальные объединения совместно с методистами Дома дружбы ежегодно проводят более пятисот этнокультурных мероприятий.
Николай ВЛАДИМИРОВ, руководитель исполкома совета Ассамблеи народов РТ: | |
Главная наша цель – не допустить создания замкнутых национально-религиозных общин, члены которых отказываются адаптироваться в новых условиях. |
– Помимо наших совместных проектов, – говорит он, – самодеятельные коллективы общин ассамблеи и дома дружбы народов активно участвуют в мероприятиях, которые проводятся в районах и городах республики. Это широко известные и любимые праздники: у славян – Масленица, у тюрков – Навруз, русский фольклорный фестиваль «Каравон», татарский Сабантуй, чувашские Уяв и Учук, удмуртский Гырон быдтон, марийский Семык, мордовские Балтай и Валдашинясь, кряшенский Питрау. Наши народы взаимообогащаются, лучше узнают культуру и обычаи своих соседей, а ведь это – залог мирного совместного проживания. Так что масштабы, число участников и география праздников расширяются. В прошлом году накануне Дня республики прошел фестиваль «Мозаика культур» – масштабное красочное мероприятие, в ходе которого национальные общины смогли познакомить татарстанцев со своей культурой, презентовать искусство, традиции, музыкальные инструменты, костюмы, кухню своего народа. В декабре 2015 года наши автономии приняли участие в гала-концерте I фестиваля национальных обрядов «Тысячелетия культур», организованного исполкомом Казани.
Активно вовлекается в этнокультурную деятельность и молодое поколение. По словам руководителя исполкома ассамблеи, практически во всех национально-культурных объединениях организовано стабильно действующее молодежное крыло, создан Совет молодежной ассамблеи, куда вошли 30 представителей национальных общин. При поддержке Министерства по делам молодежи и спорту РТ ими проводятся этнокультурные, спортивные, образовательные мероприятия, объединяющие ребят разных национальностей. Переоценить значение этой работы сложно. Ведь согласно информации Минобрнауки на начало текущего учебного года в республике обучались 7,3 тысячи студентов из 114 стран. Ясно, что нужно всячески способствовать скорейшей адаптации приезжей молодежи в новой среде.
– Не случайно мы приняли решение ежегодно проводить на площадке Дома дружбы информационно-просветительские встречи со студентами казанских вузов, – замечает Николай Михайлович. – В Доме дружбы были проведены встречи с первокурсниками – выходцами из Узбекистана и Таджикистана, в УНИКСе – с молодежью из Туркменистана, Казахстана, Кыргызстана, стран Закавказья.
ДЕРЖИМ РУКУ НА ПУЛЬСЕ
Не хочется, чтобы у читателя создалось впечатление, будто деятельность ассамблеи сводится к организации фестивалей и праздников, это далеко не так. Самое пристальное внимание уделяется миграционной ситуации в республике.
Не секрет, что Татарстан весьма привлекательный регион. И, как следствие, миграционные потоки постоянно увеличиваются: только в прошлом году на миграционный учет здесь были поставлены более 225 тысяч человек.
– Главная наша цель – не допустить создания замкнутых национально-религиозных общин, члены которых отказываются не только ассимилироваться, но даже просто адаптироваться в новых условиях, – поясняет Владимиров. – Очевидно, что ответной реакцией на это может стать рост ксенофобии среди коренного населения, попытка жесткой защиты своих интересов от «чужаков». Поэтому очень важно, что называется, держать руку на пульсе.
В прошлом году были заключены соглашения о сотрудничестве с домами дружбы из других многонациональных регионов России – Дагестана, Крыма, Карелии, Ленинградской области, а также с Еврейским музеем и Центром толерантности Москвы
На основании межведомственного соглашения ассамблея уже 15 лет ежеквартально проводит круглые столы по рассмотрению и решению проблем, возникающих у иностранных граждан. На них приглашают представителей госструктур и правоохранительных органов, руководителей и молодых лидеров национальных объединений. Практика показывает, что эти встречи очень полезны и представителям власти, и национальным общинам. Получив информацию об изменениях в миграционных законах или в работе миграционной службы, о правонарушениях среди трудовых мигрантов руководители диаспор в дальнейшем на собраниях знакомят с ними соотечественников. Это позволяет оперативно решать возникающие вопросы.
– Проведением круглых столов работа в этой сфере не ограничивается, и хочется подчеркнуть особо: ведется она и на местах, – говорит Николай Михайлович. – Так, в районах руководители региональных национально-культурных автономий совместно с заместителями глав исполкомов по поручению председателя совета ассамблеи Фарида Мухаметшина организовали местные отделения и ведут активную работу по социокультурной адаптации иностранных граждан. Наибольшее количество местных отделений сейчас у русского (41), чувашского (25), кряшенского (16), марийского (13), по 10 у таджикского и узбекского обществ. Действуют 9 азербайджанских местных отделений, 8 армянских, 7 удмуртских.
Эффективность работы автономий в немалой степени зависит от их руководителей, каждый из них по-своему уникальная личность. Николай Владимиров привел показательный пример: к руководителю узбекской национально-культурной автономии Абдуманобу Абдусатарову ежедневно приходят на прием десять-пятнадцать человек. В прошлом году только в Доме дружбы он принял более тысячи своих соотечественников по консульским и миграционным вопросам, а также по проблемам трудоустройства и выплаты заработной платы.
На основании межведомственного соглашения ассамблея уже 15 лет ежеквартально проводит круглые столы по рассмотрению и решению проблем, возникающих у иностранных граждан
Возвращаясь к вопросу о деятельности ассамблеи в области миграционной политики, отметим, что организация вот уже несколько лет практикует проведение выездных заседаний. Такие форумы уже прошли в Елабуге, Альметьевске, Тетюшах, Нижнекамске, Зеленодольске, Менделеевске, Чистополе. На них приглашали заместителей глав муниципальных образований, отвечающих за межнациональные и миграционные вопросы, руководителей всех национально-культурных автономий, представителей молодежи Ассамблеи народов Татарстана, а также государственных и правоохранительных структур. Выездные заседания дают возможность на месте ознакомиться с деятельностью муниципальных образований республики по реализации концепции государственной национальной политики, поделиться опытом, обсудить наболевшие проблемы.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС – ДЕЛО ТОНКОЕ
– Мы максимально открыты для общения со СМИ и стараемся как можно шире представить нашу работу, чтобы у жителей республики сложилось верное представление о том, как в республике реализуется национальная политика, – говорит Владимиров. – Раз в два месяца выпускаем журнал «Наш дом – Татарстан», который в прошлом году стал обладателем Гран-при VIII всероссийского открытого журналистского конкурса «Многоликая Россия». Активно функционируют сайты 35 национальных обществ, объединенных в единый информационно-ресурсный портал Дома дружбы и ассамблеи «Наш дом – Татарстан». Здесь и ежедневно обновляющаяся новостная лента, и анонсы мероприятий, и фото-, видеогалереи. Можно ознакомиться с аналитикой, почитать интервью на актуальные темы в сфере национальной политики. А если заглянуть на сайты национальных обществ, узнаешь много нового об обычаях, традициях, праздниках, особенностях национальной кухни различных народов.Кстати, в прошлом году на портале появились также сайты всех домов дружбы в РТ и молодежной Ассамблеи народов Татарстана. О популярности портала говорят цифры: число посещений сегодня превышает 25 тысяч в месяц!
– В текущем году, – продолжает тему Ирек Шакиров, – в партнерстве с ГТРК «Татарстан» мы начали выпускать телепрограммы «Национальный вопрос и – ответ», которая транслируется в эфире каналов «Россия-1» и «Россия-24» в рамках национального вещания. Первым гостем программы стал Фарид Мухаметшин.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
В прошлом году Ассамблея народов Татарстана стала лауреатом первой премии Президента РТ «За вклад в развитие институтов гражданского общества». Это знак доверия и еще одно подтверждение того, насколько важна и актуальна деятельность ассамблеи.
Гражданский мир и межнациональное согласие не что-то заданное раз и навсегда. Это ежедневная кропотливая работа, требующая постоянного внимания, взвешенных решений, мудрости, новых взглядов и современных подходов в соответствии с меняющейся ситуацией.
Альбина НУРИСЛАМОВА
616
Фото: пресс-служба Президента РТ; elitat.ru
Добавить комментарий
Наше общее достояние | Республика Татарстан
Опубликовано: 25.04.2006 0:00
Вчера в рамках юбилейных торжеств по случаю 120-летия со дня рождения Г. Тукая в Национально-культурном центре «Казань» состоялась Международная научно-практическая конференция «Наследие Габдуллы Тукая и современность».
В научном форуме, кроме татарстанских ученых, приняли участие историки, литературоведы, языковеды, искусствоведы, писатели и поэты из Москвы, Башкортостана, Дагестана, Кабардино-Балкарии, Марий Эл, Чувашии, Мордовии, а также из Швейцарии и Казахстана.
От имени руководства республики участников конференции тепло приветствовала заместитель Премьер-министра — министр культуры Зиля Валеева.
— Имя Габдуллы Тукая стало символом нашей национальной культуры, — сказала она. — Его поэзия сопровождает нас всю жизнь. Наследие Тукая уже при его жизни стало достоянием не только татарского народа, но и вошло в духовную сокровищницу других народов. Без Тукая, щедро и многогранно одаренного, невозможно представить ни прошлое, ни настоящее нашей культуры.
По словам З.Валеевой, в эти дни не только в нашей республике, но и во многих других уголках планеты проходят Дни Тукая. Осенью торжества в честь великого татарского поэта состоятся в Москве и Санкт-Петербурге. В частности, в северной столице планируется установить памятник Тукаю и мемориальную доску. Кроме того, в Уральске появится музей Габдуллы Тукая.
С приветственным словом к участникам конференции обратился и президент Академии наук Татарстана, академик Ахмет Мазгаров.
В адрес конференции поступила также поздравительная телеграмма от руководства Института мировой литературы им. А.М.Горького Российской академии наук. «120-летие Г.Тукая — знаменательное событие для татарской литературы и всей многонациональной культуры нашей страны, — говорится в телеграмме. — Творчество Г.Тукая — выдающегося поэта, переводчика, публициста остается и сегодня одним из тех высоких ориентиров, которые напоминают о верности традициям своего народа, о неизменной готовности к взаимодействию культур, о важности непрерывного братского диалога между татарской и русской культурами».
На пленарном заседании были заслушаны доклады директора ИЯЛИ им.Г.Ибрагимова, доктора филологических наук Н.Хисамова «Г.Тукай: величие и трагедия», народного поэта Татарстана Рената Хариса «О поэтическом мире Г.Тукая и о гениальном» и доктора филологических наук З.Рамеева о ходе подготовки к выпуску энциклопедического словаря- справочника «Габдулла Тукай».
Далее работа конференции продолжилась в пяти секциях. В общей сложности было заслушано около ста докладов, в которых тукаеведы рассмотрели проблемы изучения творческого наследия Г.Тукая с позиций современности, результаты новых исследований его поэзии и прозы, роль Тукая в развитии духовной культуры татарского и других тюркоязычных народов, а также проблемы переводов его произведений и их изучения в школе.
Кроме того, участники и гости конференции смогли приобрести новые издания, вышедшие к юбилею поэта на татарском и русском языках (на снимке).
Добавить комментарий
Гордость Татарстана, достояние России | Республика Татарстан
Опубликовано: 04.09.2017 22:26
С Днем работников нефтяной и газовой промышленности поздравил 2 сентября всех нефтяников и жителей нефтяного края республики Президент Татарстана Рустам Минниханов.
Масштабные торжества по этому поводу прошли в этот день в Альметьевске, здесь также отметили День города.
Перед этим Президент принял участие в Альметьевске в ряде мероприятий, приуроченных к профессиональному празднику нефтяников.
Учебно-лабораторный комплекс «Колледж будущего Татарстана» открылся на территории предприятия «Алнас». Он создан на базе завода «Алнас» и Альметьевского профессионального колледжа и является совместным проектом группы ЧТПЗ и Правительства Татарстана.
Рустам Минниханов, выступая перед участниками церемонии открытия, заявил, что толчком к созданию такого современного колледжа послужила необходимость в современных профессиональных кадрах. Это очень хорошая идеология, сказал Президент, когда молодые люди будут одновременно учиться и работать на новейшем оборудовании.
По словам Рустама Минниханова, «Татнефть» по праву является одним из флагманов нефтяной и газовой промышленности страны
Рустам Минниханов и сопровождающие его лица посетили IТ-лабораторию, лаборатории материаловедения, мехатроники Festo MPS210, электромонтажную, CAD/CAM-технологий, сварочную. Везде уже шли занятия.
Затем глава республики принял участие в открытии после капремонта Альметьевской детской городской поликлиники (ул. Тельмана, 61). Теперь более 40 тысяч детей города смогут своевременно получить здесь медицинскую помощь в комфортных условиях.
О поликлинике Рустаму Минниханову подробно рассказал министр здравоохранения Адель Вафин.
Президент осмотрел отремонтированное здание, кабинеты, ознакомился с оснащением поликлиники.
В присутствии Рустама Минниханова и других гостей ключи от служебных квартир были вручены шестерым врачам, которые приехали в Альметьевск из других городов (Оренбурга, Саранска, Уфы, Набережных Челнов, Лениногорска, а также из Республики Марий Эл).
Глава Татарстана посетил также в тот день уникальную детскую игровую площадку на каскаде прудов в Альметьевске. Каскад был капитально отремонтирован в рамках программы «Общественные пространства», финансирование осуществлялось из республиканского и федерального бюджетов.
Рустам МИННИХАНОВ, Президент РТ: | |
На примере наших населенных пунктов мы видим, что самоотверженный труд нефтяников и газовиков обеспечивает развитие социальной и культурной сфер, строительство жилья, объектов спортивной инфраструктуры. |
Затем на центральной улице города – улице Ленина – состоялось театрализованное представление, посвященное истории поиска нефти и развитию нефтяного края, прошел праздничный парад с участием передовиков производства, представителей предприятий.
Со сцены нефтяников поздравил с праздником Президент Рустам Минниханов. «Добытые вами нефть и газ несут свет и тепло в наши дома, незримо присутствуют в каждом продукте труда. На протяжении всей истории нашей страны предприятия нефтяной и газовой промышленности являются основой экономики страны, гарантом энергетической безопасности государства», – сказал он.
«На примере наших населенных пунктов мы видим, что самоотверженный труд нефтяников и газовиков обеспечивает развитие социальной и культурной сфер, строительство жилья, объектов спортивной инфраструктуры», – сказал Президент.
По словам Рустама Минниханова, «Татнефть» по праву является одним из флагманов нефтяной и газовой промышленности страны. В этот день признанием ее вклада в социально-экономическое развитие республики и страны стало награждение трудового коллектива ПАО «Татнефть» им. В.Д.Шашина орденом «За заслуги перед Республикой Татарстан». «Мы впервые вручаем высшую награду республики предприятию, – уточнил Рустам Минниханов. – «Татнефть» – это гордость Татарстана и достояние России».
Президент Татарстана также вручил государственные награды отличившимся представителям нефтяной и нефтедобывающей отрасли.
«Независимо от нестабильной ситуации на мировых рынках мы остаемся сплоченным коллективом, единой командой, стремимся стать еще более технологичными и еще более эффективными, – сказал, обращаясь к своим коллегам, генеральный директор компании «Татнефть» Наиль Маганов. – Достижения в производстве дают нам возможность благоустраивать наши города, строить жилье, развивать медицину, культуру, спорт».
Глава Альметьевского муниципального района Айрат Хайруллин отметил в выступлении, что «черное золото, добытое из недр земли, – это гарант стабильности и благополучия жителей Татарстана». Он напомнил, что в районе реализуется около 30 республиканских программ, направленных на улучшение качества жизни, социальное развитие.
Наиль МАГАНОВ: Независимо от нестабильной ситуации на мировых рынках мы остаемся сплоченным коллективом, единой командой, стремимся стать еще более технологичными и еще более эффективными
2 сентября в Альметьевске открылся конкурс профессионального мастерства среди молодых работников ПАО «Татнефть». В церемонии открытия принял участие Президент Рустам Минниханов.
Приветствуя участников конкурса, глава республики отметил, что компания «Татнефть» заинтересована в профессиональном росте своих сотрудников. Это актуальная тема, поскольку более трети трудового коллектива – молодые люди до 33 лет. «В 2019 году состоится Чемпионат мира по рабочим профессиям WorldSkills. Убежден, что в национальную сборную должны попасть победители конкурса профмастерства ПАО «Татнефть». Желаю каждому участнику победы в честной борьбе. Удачи вам!» – пожелал Рустам Минниханов.
В рамках праздничных меро-приятий в Альметьевске прошла обширная культурно-развлекательная программа.
Торжества завершились праздничным фейерверком, сообщает пресс-служба Президента РТ.
Фото: Пресс-служба Президента
Добавить комментарий
Шаукат — это достояние народа
Опубликовано: 13.11.2008 0:00
Хитроумный и насмешливый, безмерно любящий жизнь в каждом ее мгновении старик Альмандар из деревни Альдермеш. Мудрый, душевный, бесконечно влюбленный в свою родную землю и людей, живущих на ней… Он может дать фору любому молодому человеку в энергичности и жизнелюбии, снова и снова заставляя каждого посмотреть на мир по-новому. Этот яркий образ, полюбившийся не одному поколению театралов, стал выдающимся достижением великолепного актера Шауката Биктемирова. За исполнение этой роли ему была присуждена Государственная премия РСФСР имени К.Станиславского.
В конце октября любимцу театральной публики, народному артисту РТ, СССР, РФ Шаукату Биктемирову исполнилось 80 лет. Но юношеский озорной взгляд и очаровательная улыбка никак не позволяют давать ему этот возраст, несмотря на седые волосы и трость в руках. Чествование юбиляра состоялось в Татарском государственном академическом театре имени Г.Камала.
Поздравить актера пришли Президент республики Минтимер Шаймиев с супругой, Председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин с супругой, заместитель Премьер-министра — министр культуры Зиля Валеева, депутаты республиканского парламента, друзья, коллеги, земляки и преданные поклонники его творчества.
Почти 60 лет Шаукат Биктемиров отдал театру, за это время им было создано более ста ярких, неповторимых и узнаваемых образов в спектаклях классического и современного репертуара. Это и Нургали из спектакля Т.Гиззата «Потоки», и Мелузов — «Таланты и поклонники», и Кнуров из «Бесприданницы» А.Островского, и еще множество других ролей, которые вошли в золотой фонд театрального искусства. Значительным этапом в творчестве актера стало создание образов Ленина в спектакле «Третья патетическая» Н.Погодина и сподвижника Емельяна Пугачева в спектакле «Бахтияр Канкаев» по пьесе Туфана Миннуллина. Разные образы, разные характеры. Но неизменно одно: глубокое понимание актером сути роли и ее воплощение, глубокое, точное и неожиданное.
За годы работы в театре Шаукат Биктемиров объехал с гастролями почти все города бывшего СССР, выезжал в составе труппы за рубеж. Где бы ни игрались спектакли с его участием, везде их сопровождали успех и признание зрителей. Народный артист СССР, почетный член Академии наук Татарстана, он является обладателем еще многих званий и наград.
— Я думаю, мы с вами в каком-то смысле коллеги по сцене, — сказал Президент Минтимер Шаймиев, поднявшись на сцену и обращаясь к актеру. — Я играю роль политика, а вы — великий актер, в тени которого мне выпало быть Президентом. Чаще всего 80-летний юбилей встречают по-другому, как юбилей памяти, где друзья и близкие человека вспоминают его, перечисляют его заслуги и достижения. А вы сегодня с нами, и мы с вами, что для нас для всех, безусловно, большое счастье.
— У каждого человека свое восприятие мира и людей. Это относится и к вашему творчеству, к создаваемым вами образам, — продолжил Президент. — Но присущая только Шаукату хитровато-загадочная обаятельная улыбка нравится всем без исключения. В такие минуты принято желать долгой жизни, но сегодня этого и желать не надо, ибо Шаукат — это навечно в сердце народа, это его достояние.
Под бурные аплодисменты глава республики прикрепил к груди юбиляра орден «За заслуги перед Республикой Татарстан».
Растроганный Шаукат Хасанович в ответном слове подчеркнул, что во многом своими достижениями обязан и Минтимеру Шариповичу, который присутствовал почти на каждом премьерном спектакле театра.
— Вы тоже для меня в какой-то степени были учителем — научили ответственности и тому, как держаться на сцене, — отметил юбиляр.
На вечере была оглашена поступившая в адрес Шауката Биктемирова поздравительная телеграмма Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева, в которой высоко оценивается вклад актера в развитие национальной культуры Татарстана и сохранение ее богатых традиций.
Юбиляра также поздравили депутаты Госсовета, представители других татарстанских театров, коллеги, земляки.
— Наш народ любит театр, любит это искусство. Спасибо вам, зрители! Мы, артисты, далеко не миллионеры — у нас нет много денег, но тем не менее мы богаты, потому что у нас есть вы, — эти слова Шауката Биктемирова вызвали овацию в зале.
В завершение вечера зрителям был представлен отрывок из спектакля «Старик из деревни Альдермеш». Главную роль исполнил Шаукат Биктемиров, вновь продемонстрировав впечатляющий урок жизнелюбия.
Добавить комментарий
Праздник как народное достояние | Республика Татарстан
Опубликовано: 07.11.2017 21:48
Начало ноября оказалось очень насыщенным на события самого разного формата. Жители и гости республики активно участвовали в официальных и уличных торжествах, попутно вспоминая, а то и открывая для себя исторические даты и людские судьбы, связанные с ними.
В ДУХОВНОМ ЕДИНСТВЕ
4 ноября – День народного единства. Это один из самых молодых российских праздников, но он уже традиционно собирает представителей всех поколений, а главное, несет благородную миссию сохранения и развития содружества многочисленных народов, например у нас в Татарстане.
Стало хорошим правилом в этот день подводить итоги республиканского этнокультурного фестиваля «Татарстан – наш общий дом». В Татарском театре оперы и балета прошел потрясающий по атмосфере, постановке и декорациям гала-концерт, посвященный Дню народного единства и 25-летию Конституции Татарстана. Всего в нем участвовали более девяти сотен человек. Это солисты и коллективы со всей республики. Все они прошли отбор на муниципальном и зональном этапах. Так что зрители увидели лучшие творческие номера.
Этнокультурный фестиваль «Наш дом – Татарстан» впервые был проведен в 2012 году. За эти годы в нем приняли участие свыше девяти тысяч татарстанцев
С приветствием к заполненному зрительному залу обратился Председатель Госсовета, председатель совета Ассамблеи народов РТ Фарид Мухаметшин. Он напомнил, что более 400 лет назад россияне – люди разных сословий, национальностей и вероисповеданий – объединились в противостоянии вражеской угрозе своей Отчизне.
– Этот неоспоримый факт свидетельствует о том, что и сегодня многонациональный российский народ выступает гарантом и опорой государственности.
Председатель Госсовета зачитал праздничное обращение Президента Рустама Минниханова, пожелавшего всем мира, согласия и благополучия. Фарид Мухаметшин также вручил государственные награды и благодарственные письма татарстанцам и организациям, внесшим достойный вклад в развитие республики в 2017 году.
Напомним, этнокультурный фестиваль «Наш дом – Татарстан» впервые был проведен в 2012 году. За эти годы в нем приняли участие свыше девяти тысяч татарстанцев.
В этот же день Русская православная церковь празднует прославление Казанской иконы Божией Матери. В честь этого события в Казани прошел традиционный крестный ход, его возглавил митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Особо почитаемый в России и за ее пределами святой образ верующие пронесли от Благовещенского собора Казанского Кремля до Крестовоздвиженского храма.
НЕГАСИМЫЙ РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ОГОНЕК
5 ноября в театре драмы и комедии имени Карима Тинчурина при полном зале прошло торжественное заседание, посвященное 100-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Организаторы – члены татарстанского рескома КПРФ, депутаты от компартии в парламенте и Казанской городской думе, активисты молодежного крыла и первичных отделений партии, представители общественных организаций ветеранов – сумели создать атмосферу, соответствующую отмечаемой дате. А началось все с исполнения «Интернационала». Праздничный доклад прочитал руководитель парламентской фракции КПРФ, лидер республиканских коммунистов Хафиз Миргалимов. В президиуме, на почетных местах – узнаваемые не только в Татарстане люди, можно сказать, живая слава республики – Герой Советского Союза, ветеран Великой Отечественной войны Борис Кузнецов, также ветеран войны, орденоносец, недавно вернувшийся из поездки в Берлин к местам своей фронтовой юности, 91-летний Александр Малов, Герой Социалистического Труда Ильдус Мостюков, другие.
Фарид МУХАМЕТШИН, Председатель Госсовета РТ: | |
Более 400 лет назад россияне – люди разных сословий, национальностей и вероисповеданий – объединились в противостоянии вражеской угрозе своей Отчизне. |
– Для нашего поколения 7 ноября всегда будет красным днем календаря! – отметил первый секретарь рескома. – Мы помним Николая Ершова – руководителя Октябрьского восстания в Казани, Виктора Тихомирнова – первого редактора газеты «Рабочий», имена многих других участников тех событий, внесших огромный вклад в становление новой республики.
КОНСТИТУЦИЯ ТАТАРСТАНА – ДОКУМЕНТ ОСОБОЙ ВАЖНОСТИ
Завершилась череда выходных празднованием основного политического события – 25-летия принятия Конституции Татарстана, прошедшего 6 ноября. В понедельник на Кремлевской набережной на митинг-концерт собрались представители молодежных сообществ. Все, кто пришел в этот день на праздничную площадку, получили ленточки с цветами флага Татарстана и текст Гимна республики на двух языках. С совместного его исполнения и начался праздник.
Со сцены звучали песни на татарском, русском, удмуртском и мордовском языках. В сценарии нашлось место и викторине на знание Конституции Татарстана. Вопросы были не самые легкие: когда был принят Основной Закон РТ, сколько вариантов было предложено на рассмотрение, сколько раз вносили изменения, сколько статей и частей содержится в Конституции РТ? Абсолютного победителя не выявилось, но наиболее активные участники конкурса получили сертификаты от татарской сети быстрого питания.
По оценкам организаторов, в акции приняли участие около двух тысяч человек, сообщает «Татар-информ». Нужно отметить, что в эти праздничные дни прошли различные массовые мероприятия по всей республике – в муниципальных районах и городах.
Фото: tatar-inform.ru
Добавить комментарий
Память – достояние живых | Республика Татарстан
Опубликовано: 23.01.2018 17:34
Почему древние погосты не считаются частью судьбы городов и сел, нашим культурным наследием?
Живописные дореволюционные захоронения со скорбящими ангелами соседствуют с гранитными глыбами на могилах «авторитетов» из 1990-х.
Скромная каменная стела без креста, покосившаяся железная ограда, небольшая дверца, которая давно не функционирует…
Так выглядит сегодня могила Виктора Тихомирнова – одного из организаторов Октябрьского вооруженного восстания в Казани в 1917 году, близкого соратника Ленина, члена губернской коллегии НКВД. А более всего известного как редактор дореволюционного печатного издания большевиков «Рабочий», от которого ныне ведет свой отсчет наша газета «Республика Татарстан».
Крест на могиле Тихомирнова на Арском кладбище исчез еще в 1990-е годы. Как и в случае со многими другими захоронениями, этот неотъемлемый элемент христианского надгробия пропал по вине сборщиков цветмета. Говорят, украденному кресту нашли замену из железа, но… исчезла и она.
Прогулка по Арскому кладбищу сродни экскурсии по музею. Живописные дореволюционные захоронения со склепами-шедеврами и скорбящими ангелами соседствуют с гранитными глыбами на могилах «авторитетов» из 1990-х. Здесь покоятся самые известные казанцы ХIХ-ХХ веков. Архив захоронений за всю историю некрополя не сохранился, а ведь по самым скромным подсчетам, здесь похоронены не менее трехсот тысяч человек!
Привлечь внимание общественности к наследию Казани предлагают активисты, изучающие захоронения, которые образовались вокруг столицы за ее более чем 1000-летнюю историю. Они представляют не только историческую ценность, но и могут стать национальным достоянием республики. Помочь в этом должен проект «Казанские некрополи»
Еще академик Дмитрий Лихачев в своем цикле эссе «Раздумья» утверждал, как важно навещать могилы, причем необязательно только родственников. По его словам, посещение некрополей одухотворяет живущих, помогая им осознать свое назначение в этом бренном мире.
А вот идею совершить прогулку по Арскому и другим кладбищам Казани нашему корреспонденту подали в региональном отделении Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). С одним из активистов-общественников – краеведом Анатолием Елдашевым мы и отправились в путь.
MEMENTO MORI!
Убогое состояние наши кладбища переживают, увы, почти повсюду в стране – их почему-то не считают частью судьбы городов и сел, культурным наследием. Но посудите сами: разве некрополи древней Казани не являются ее историческим достоянием?
Спасти представляющие историческую ценность погосты от разрушения и превратить их в охраняемые мемориальные зоны – такова цель недавно созданного движения «Казанские некрополи». По словам заместителя председателя регионального отделения ВООПИиК Фариды Забировой, в списке захоронений в Татарстане, относящихся к объектам наследия, в настоящее время находятся могилы всего-то 38 деятелей. Перечень был утвержден в 1960 году Советом Министров РСФСР и с тех пор ни разу не пересматривался.
Любовь АГЕЕВА, редактор газеты «Казанские истории», соруководитель проекта «Казанские некрополи»: | |
Основная проблема, с которой мы столкнулись в ходе исследований, – неевропейский подход к местам захоронений. Прежде всего это связано с тем, что кладбище у многих современников воспринимается как просто место захоронения. Но ведь это еще и историческая память о тех людях, что жили до нас. И среди них много выдающихся личностей, внесших свой вклад в развитие страны и края. Их надгробия могут о многом рассказать, сюда можно было бы приводить экскурсии, они интересны с точки зрения исторического туризма. |
Основная задумка авторов проекта – организовать экскурсии по казанским некрополям, подобно тем, что уже существуют в Москве, Санкт-Петербурге, Тюмени и некоторых других городах. Таким образом предполагается рассказать туристам об истории татарстанской столицы и персоналиях, которые внесли неоценимый вклад в ее прошлое.
Очевидно, что об экскурсиях на некрополи говорить рано – работы непочатый край. Неухоженные могилы, мешки с мусором после религиозных праздников у кладбищенских ворот, часовни, где хранится строительный инвентарь, – все это лишь верхушка айсберга. Особой проблемой кладбищ остается, кроме отсутствия потомков, а, соответственно, ухода за могилами, и вандализм. Так, на Арском кладбище на могиле известного авиаконструктора Владимира Петлякова, создателя бомбардировщика Пе-2, были выломаны буквы с надгробия, украден бюст.
По данным специалистов, вокруг столицы Татарстана расположено не менее 20 муниципальных кладбищ. Общая их площадь составляет около 319 гектаров. Самые известные и древние захоронения, датированные серединой XVIII века, находятся на Арском и Ново-Татарском кладбищах.
Общественники-активисты неоднократно обращались к властям города с инициативой присвоить этим двум объектам статус историко-мемориальных. Это позволило бы взять под охрану государства если не целиком все кладбище, то хотя бы их исторически значимую часть. Такое решение помогло бы навести там порядок и наделить особым режимом работы.
Однако в конце 2015 года повезло лишь аллее Славы в парке Горького, где хоронили революционеров, расстрелянных в период Забулачной республики и при взятии Казани войсками Каппеля в 1918 году: Сардара Ваисова, Абрама Комлева, а также чекистов, убитых крестьянами в Раифском лесу. Здесь же находятся могилы кавалериста Георгия Екимова, убитого под Перекопом в 1920-м, и председателя Казгорсовета Алексея Галактионова, погибшего в 1922-м в авиакатастрофе.
Усилия краеведов и ученых в поисках решения данной проблемы активизировались после резонансного погрома на Ново-Татарском кладбище в сентябре 2016 года. Тогда неизвестные повредили около сотни захоронений. Надгробия были вырваны с корнем, плиты разбиты.
В полную силу и при участии государства работа по составлению каталога Арского и Ново-Татарского кладбищ стартовала в начале прошлого года. Тогда, в январе 2017 года, инициативу краеведов на совещании поддержал Президент Татарстана Рустам Минниханов, дав поручение профинансировать исследования.
ОСНОВАНО ЕКАТЕРИНОЙ II
Одно из самых живописных мест на Арском кладбище – могила автора неевклидовой геометрии, ректора Казанского университета Николая Лобачевского. Поодаль – надгробие легендарного архитектора Михаила Коринфского, еще дальше – ученого-этнографа Карла Фукса, химика-органика Александра Арбузова и художника Николая Фешина. Самое старое найденное здесь захоронение – градоначальника Осипа Петрова 1818 года.
Но, пожалуй, наиболее популярный уголок на Арском – могила сына Сталина Василия. Только могила эта пустая (надгробие в месте, которое не содержит останков покойного, называется кенотафом; тело было перезахоронено в 2002 году в Москве), но за надгробием до сих пор кто-то аккуратно ухаживает. Это одна из главных загадок кладбища, если, разумеется, не считать дежурных баек о местных призраках…
На Арском погосте в различные исторические периоды неизменно хоронили выдающихся людей. До революции это были богатые купцы и меценаты, владельцы фабрик, чиновники, деятели искусства. В советский период на старинном некрополе стали появляться могилы доблестных военных, орденоносцев, ученых, художников, писателей, композиторов. И снова вопрос: почему же некрополь все еще официально не превращен в мемориал?
По документам губернского архива, кладбище основано в 1766 году. На часовне в старообрядческой части указано, что первое захоронение сделано на четыре года раньше, но оно не сохранилось. Исторически точно засвидетельствованы захоронения нападавших и оборонявшихся во время пугачевского штурма Казани в июле 1774 года. Статус городского кладбища Арское получило в 1835-м. Тогда, после очередного городского пожара, по просьбе жителей его обнесли белокаменной стеной: во-первых, коровы перестали топтать могилы, во-вторых, город расширился, и кладбище, которое ранее было за его чертой, теперь находилось в непосредственной близости от жилых домов.
Вероятно, старообрядческая часть кладбища – древнейшая. В XIX веке стали хоронить немцев на отдельном лютеранском участке и поляков – на католическом, у сохранившегося до наших дней костела. Евреев сначала хоронили на самом краю оврага, который идет через все кладбище, позже данный участок укрепили деревьями, иначе могилы попросту уносило в Казанку.
Татары на кладбище тоже есть, но их хоронили по одному-единственному принципу – усопшие были атеистами и не желали проходить исламский обряд погребения, а на Ново-Татарском кладбище это было невозможно даже в советское время.
До наших дней на Арском погосте сохранилось всего лишь около 30 процентов старинных захоронений. Значительная часть надгробий XVIII и XIX веков утрачена. Произошло это по разным причинам. Часть памятников была разгромлена и разграблена вандалами, многие монументы разрушились от ветхости. Еще при советской власти здесь стали создавать новые могилы на месте заброшенных. Нередко вторично использовали не только места на территории, но и крупные «чужие» надмогильные камни. В наши дни можно заметить памятники и обелиски времен СССР с едва заметными эпитафиями, написанными в дореволюционном стиле.
ЧТО ОСТАВИМ ПОТОМКАМ
Кладбище в Ново-Татарской слободе встречает словами: «Цени живых, знай могилы умерших». Они обрамляют серебряного цвета статую скорбящей матери. Главный национальный некрополь – почти учебник истории с именами, знакомыми с детства. Здесь похоронены татарские деятели культуры и науки – Габдулла Тукай (старая главная аллея, первый ряд), Марсель Салимджанов, Тази Гиззат, Салих Сайдашев, Баки Урманче, Сибгат Хаким, Абдурахман Абсалямов, Галимджан Баруди и другие.
Попасть на кладбище можно с двух основных входов – главного, со стороны улицы Пригородной, и «волжской калитки», со стороны улицы Меховщиков. Последнюю стоит выбрать, если есть желание побыстрее оказаться у могилы Тукая. Впрочем, решив начать прогулку по кладбищу с центрального входа, вы легко найдете могилу главного татарского поэта по указателям.
Убогое состояние наши кладбища переживают, увы, почти повсюду в стране – их почему-то не считают частью судьбы городов и сел, культурным наследием. Но посудите сами: разве некрополи древней Казани не являются ее историческим достоянием?
Существуют разные точки зрения по поводу сроков возникновения Ново-Татарского кладбища. По словам руководителя отдела историко-культурного наследия народов Татарстана Института истории им.Марджани АН РТ Айдара Ногманова, самое раннее из зафиксированных захоронений в литературе датируется 1803 годом, что упоминается во всех путеводителях. Но самое раннее из выявленных – 1813 года.
Именно с этого времени кладбище становится основным татарским некрополем Казани. До этого мусульмане хоронили своих усопших на кладбище на месте горбольницы №5 на улице Камала – оно располагалось между Старой и Новой слободами. Но, по-видимому, на нем не оставалось места, и с начала XIX века захоронения проводили на Ново-Татарском кладбище. Старое кладбище оказалось заброшенным, а в советское время на его месте появилась больница.
Источников и документов о дальнейшей истории Ново-Татарского кладбища практически нет: видимо, мусульманская община регулировала данные вопросы в явочном порядке, без бумажных отчетов.
Площадь некрополя – 21 гектар. Считается, что участок, где похоронен Тукай, – это старая часть кладбища, а рядом со входом – новая. На самом деле все наоборот. Часть в районе входной группы – одна из самых древних на кладбище: во время обследования там найдены памятники 1820−1930-х годов. В целом кладбище осваивалось довольно равномерно, через каждые 30–40 лет на месте старых захоронений делали новые.
Традиция устанавливать каменные надгробия – одновременно давняя (такие надгробия можно обнаружить в захоронениях периода Золотой Орды) и новая. До революции позволить их себе могли только состоятельные граждане – купцы и духовенство. Основная же часть населения ставила деревянные доски, которые в силу естественных причин со временем исчезали. Потому-то через какое-то время на месте старых могил появлялись новые – и так по всему кладбищу. При этом разделение на старую и новую части считается условным: везде можно встретить и новые захоронения, и дореволюционные камни.
Анатолий ЕЛДАШЕВ, краевед, председатель клуба любителей казанской старины, лауреат Макарьевской премии: | |
Пребывание праха Николая Лобачевского на Арском некрополе сослужило добрую службу всему погосту. Дело в том, что в 1979 году это кладбище закрыли, открыли Самосыровское. Предполагали, что через 25-30 лет все могилы на старинном Арском кладбище снесут и на его месте разобьют парк. Не хотелось советской власти иметь недалеко от центра города это напоминание о прошлой жизни, о купцах, ученых, интеллигенции, жившей до революции. Однако такие фигуры, как Лобачевский, не дали этого сделать. |
Огорчает Айдара Ногманова, как он выразился, «национальная татарская тяга к красивости и показушности», когда старые памятники заменяют новыми.
«Как-то на кладбище подошел к нам молодой человек со словами, что его прадед был другом Фатиха Амирхана, — рассказывает Айдар Ильсурович. — Попросил перевести арабскую надпись на камне, лежащем на могиле его предка. Мы перевели и попросили сохранить старые камни, не выбрасывать. Проходит время, приезжаем, смотрим – на могиле лежит новая гранитная плита, а старых камней с вязью нет…»
МРАЧНОЕ НАПОМИНАНИЕ О ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЯХ
Архангельское кладбище расположено далеко от центра и не может похвастаться памятниками позапрошлого века. С другой стороны, здесь есть объекты, которые не встретить больше нигде в Казани. Например, захоронения военнослужащих германской и австро-венгерской армий, умерших в плену во время Первой мировой войны. На кладбище сохранился памятник с надписями на немецком и русском языках.
В центральной части некрополя расположено воинское захоронение периода Великой Отечественной войны. Здесь похоронены воины, умершие в разных эвакуационных госпиталях Казани, военнослужащие Казанского гарнизона и других воинских частей. Есть участок, на котором установлен памятный знак с надписью «На этом месте похоронены воины-иностранцы, умершие от ран в госпиталях города Казани».
В архивных документах госпиталей о погребениях воинов кладбище упоминается под названиями Архангельское кладбище, Воинское кладбище, Братское кладбище, кладбище №1.
Кроме того, Архангельское кладбище, как самое окраинное в городе, служило одним из мест захоронения расстрелянных в годы репрессий. Точное число захороненных до сих пор не установлено. В 1998 году здесь появился первый в Казани мемориал в честь жертв политических репрессий.
Некрополь появился в качестве кладбища Архангельской слободы при Михайло-Архангельской церкви. На кладбище кроме жителей этого села хоронили и горожан из близлежащих районов – в основном из густонаселенной Суконной слободы. Как пишет краевед Лев Жаржевский в книге «Казань. Город мертвых», в 1864 году кладбище перевели в городское управление по просьбе служителей церкви, так как они не могли самостоятельно навести там порядок.
ОСКОЛОК ВОЛЖСКОЙ БУЛГАРИИ?
Мусульманское кладбище в Бишбалте, что у самой кромки Волги в Кировском районе города, давно не действующее, но продолжает привлекать внимание. О нем почти ничего не известно, что позволяет некоторым историкам утверждать, что кладбище относится чуть ли не к XIV веку, хотя более взвешенные версии датируют его серединой XIX-го.
Кладбище на улице Брюсова в Адмиралтейской слободе примечательно прежде всего нарочитой заброшенностью: разбитые могильные камни с арабской вязью, непроходимые заросли американского клена. На кладбище отсутствует планировочная структура, поэтому, шагая, вы, скорее всего, каждый раз будете наступать на могилы.
По словам Айдара Ногманова, у татарской общественности сложилось мнение, что заброшенный погост в Кировском районе является кладбищем древнейшего на территории современной Казани селения Бишбалта (оно существовало еще во времена Волжской Булгарии). Но изучение источников и литературы доказывает: кладбище в слободе возникло лишь в 1840-е годы.
Хоронили там татар, которые работали на пороховом заводе, предприятиях в Адмиралтейской слободе и торговой пристани неподалеку. Самое раннее сохранившиеся захоронение на кладбище датируется концом XIX – началом XX века, самое позднее – 1930-ми годами. Возможно, более старая часть кладбища оказалась затоплена водами Куйбышевского водохранилища.
Но ни в одном источнике литературы, вышедшем до затопления, фактов о расположении там древних камней нет. Поэтому не исключено, что на самом деле, самое древнее кладбище в Заречье располагалось в районе самого поселения Бишбалта, в конце Адмиралтейской слободы – через дорогу от Петрушкиного разъезда, ближе к Волге. Помочь это выяснить могут только подводные археологические исследования.
* * *
Для того чтобы усилия общественников движения «Казанские некрополи» были действительно эффективными, необходимо привлечь к ней как можно больше активистов и волонтеров. В этой связи члены ВООПИиК приглашают предстоящей весной всех жителей Казани принять участие в субботниках на некрополях, а меценатов – основать специальный денежный фонд.
Конечно, привести в порядок некрополи Казани (да и других поселений республики) – глобальная задача, решение которой требует времени, немалых средств и усилий. Однако успех идеи, несомненно, зависит от активности каждого отдельно взятого человека. Каждого из нас.
между темСпасем от забвенияЗахоронениям двенадцати наших видных земляков, расположенным в столице Татарстана, будет придан статус объектов исторического наследия, которым в перспективе гарантирована охрана государства.Такое решение принято на днях региональным отделением ВООПИиК. В списке значатся по шесть могил с Арского и Ново-Татарского кладбищ.В перечень, в частности, вошли могилы поэта Евгения Боратынского, основоположника казанской терапевтической школы Николая Виноградова, основоположника казанского искусствознания Петра Дульского, химика-органика Александра Зайцева, тюрколога, профессора Императорского Казанского университета Николая Катанова, востоковеда, профессора Казанской духовной академии Гордия Саблукова, купца-мецената Якова Шамова.Также юридически будут защищены памятники на могилах татарских богословов Шигабутдина Марджани и Галимджана Баруди, предпринимателей- меценатов Ахметзяна Сайдашева, Ахметбая Хусаинова и Ибрагима Юнусова, а также одного из представителей купеческого рода Апанаевых. Окончательный перечень татарских захоронений решено доработать с Институтом истории им.Марджани.По мнению экспертов, включение могил известных людей в подобный список поможет спасти их от уничтожения и забвения. При этом за модель взят опыт Ваганьковского кладбища в Москве, где подобные захоронения описаны в точных координатах, с характеристикой внешнего вида могилы и информацией об усопшем.В дальнейшем предполагается ежегодно пополнять список захоронений, отнесенных к объектам наследия, а не вошедшие в него пока могилы отнести целым перечнем к достопримечательным местам. Для справки: в настоящий момент с описанием и фото в Казани активистами ВООПИиК обследовано 583 исторических захоронения. |
Фото: kazanfirst.ru; history.kai.ru; kazpds.ru
Добавить комментарий
Ассамблея народов Татарстана
В мае месяце 1992 года в Казани состоялся первый Съезд народов Татарстана, на котором принял участие и выступил с докладом Президент Татарстана М.Ш. Шаймиев и провозгласил, что Татарстан — многонациональная республика и представители различных национальностей имеют право на сохранение и развитие своей культурной самобытности.
Съезд принял, в том числе, резолюцию о создании ассоциации национально культурных обществ (АНКО), которая осенью была учреждена и зарегистрирована Минюстом Республики. Ассоциации была выделена комната в административном здании Казанского кремля, небольшие средства из Президентского Фонда культуры. Ассоциация и входящие в нее девять общественных национально-культурных организаций начали проводить различные мероприятия, в том числе совместно с различными государственными организациями. Крупнейшим из них было празднование дня Республики 30 августа, на котором все общины выстраивали многонациональный городок выходили в национальных костюмах, угощали гостей национальными блюдами, пели свои родные песни, исполняли национальные танцы.
В 1997 году Ассоциация получила бюджетное финансирование; в это же время были возвращены еврейской и немецкой общинам соответственно синагога и кирха, открыта многонациональная воскресная школа в г. Казани с бюджетным финансированием, и наконец, в 1999году, Ассоциации был выделен Дом дружбы народов с государственным содержанием. К этому времени число общественных национально-культурных организаций достигло 24.
В деятельности Ассоциации важным моментом является подписание первого соглашения АНКО РТ с Министерством внутренних дел и создание Координационного совета состоящего из руководителей структурных подразделений Министерства и лидеров национальных общин для рассмотрения и разрешения различных критических ситуаций, возникающих во взаимоотношениях членов национальных общин и силовых структур. Под учредительством Ассоциации был создан специальный центр правовой помощи мигрантам.
Опыт конструктивного взаимодействия Ассоциации и МВД РТ получил широкое признание как в республике, так и на федеральном уровне. Позитивную оценку этой деятельности дал Уполномоченный по правам человека РФ В.П. Лукин. Для изучения этого опыта было созвано специальное совещание Поволжского федерального округа с участием представителей силовых структур, администрации регионов и руководителей общественных национально-культурных организаций.
По инициативе Ассоциации с ее работой были ознакомлены комиссар (2004 г.) Совета Европы по правам человека Альваро Хиль Роблес, а так же докладчики Парламентской Ассамблеи Совета Европы Давид Аткинсон и Рудольф Биндиг (2004 г.).
В докладе Совету Европы А. Роблес отметил Татарстан как лабораторию межэтнического сотрудничества, а Д. Аткинсон в завершение встречи с руководителями национальных общин отметил, что опыт Ассоциации по межэтническому взаимодействию может быть использован не только в России, но и в других регионах мира.
В 2007 году был подготовлен и проведен второй Съезд народов Татарстана. Участие в нём приняли около тысячи человек. На съезд были избраны семьсот делегатов: пятьсот – от муниципальных образований и двести – от общественных этнокультурных объединений республики. Около трехсот человек стали его гостями. Ход съезда освещали многочисленные представители средств массовой информации. Общее количество аккредитованных представителей СМИ составило более ста сорока человек. К открытию съезда был подготовлен специальный выпуск журнала «Татарстан», издан фотоальбом «Татарстан – наш общий дом», выпущен видеофильм, выполнена большая работа по тематическому оформлению города. Делегатам съезда были розданы для рассмотрения проекты Концепции государственной национальной политики Республики Татарстан и Устава Республиканской общественной организации «Ассамблея представителей народов, проживающих на территории Республики Татарстан (Ассамблея народов Татарстана)». Были представлены: мультимедийная выставка «Социально-экономическое развитие Татарстана», фотовыставка «Татарстан – наш общий дом» и выставка кулинарных изделий участников конкурса «Неделя национальной кухни народов Татарстана», а также выставка изделий народных промыслов и ремёсел Республики Татарстан.
На съезде присутствовали многие известные государственные и общественные деятели, представители науки и культуры. Деятельное участие в его работе приняли представители высшего руководства республики во главе с Президентом Татарстана М.Ш. Шаймиевым, Председателем Государственного Совета РТ Ф.Х. Мухаметшиным, а также Председатель Совета Ассамблеи народов России Р.Г. Абдулатипов, заместитель Полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе В.Ю.Зорин и другие.
По результатам обсуждения было принято решение «О преобразовании Ассоциации национально-культурных объединений Республики Татарстан», созданной по решению съезда народов Татарстана в 1992 г., в «Ассамблею представителей народов, проживающих на территории Республики Татарстан (Ассамблея народов Татарстана)».
Принципиальным моментом также следует считать избрание Председателя Государственного Совета РТ Ф.Х. Мухаметшина. Председателем Совета Ассамблеи народов Татарстана и создание, для управления текущей работой, постоянно действующего Исполнительного комитета Совета Ассамблеи.
После завершения работы съезда его делегаты и гости посетили Татарстанский государственный академический театр оперы и балета им. М.Джалиля, где специально для них был дан большой праздничный концерт под названием «Татарстан – наш общий дом». В концерте приняли участие как ведущие коллективы Республики Татарстан, так и этнокультурные коллективы из регионов Российской Федерации.
В состав Совета Ассамблеи вошли руководители различных ведомств, чья деятельность связана с этнокультурными и этносоциальными проблемами. В результате количество членов Совета Ассамблеи возросло с тридцати шести до пятидесяти двух: 34 представителя (руководителя или заместителя) национальных общественных объединений (по количеству представленных народов в соответствии с принципом «Один народ – один голос»), 6 руководителей филиалов и представительств Ассамблеи, 12 физических лиц из числа учредителей.
Деятельность Ассамблеи народов Татарстана теперь охватывает в полном объеме все этнокультурное движение республики с созданием двух филиалов и четырех представительств в городах: Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Бугульма, Елабуга и Лениногорск. В состав Ассамблеи входят 16 национальных общественных организаций города Набережные Челны, 6 – из Нижнекамска, 3 – из Альметьевска, 2 — из Бугульмы, 2 — из Елабуги и 1 — из Лениногорска. Также в состав республиканских объединений Ассамблеи входят организации из Балтасинского, Бавлинского и Тетюшского районов Республики Татарстан.
Таким образом, в составе Ассамблеи представлены национальные общественные объединения 10 муниципальных образований Республики Татарстан. При Ассамблее работают: Дома дружбы в Казани и Набережных Челнах, Республиканское агентство занятости и правовой помощи иммигрантам, Многонациональная воскресная школа, Немецкий дом и Еврейский дом Республики Татарстан.
Журнал «Актуальное национально-культурное обозрение» преобразован в журнал «Наш дом — Татарстан» и издается на высокопрофессиональном уровне один раз в квартал. Сайт Ассамблеи www.an-tat.ru регулярно ведется с 2002 г. и содержит достаточно подробную информацию об Ассамблее, отдельных общинах, проводимых мероприятиях. На сайт оперативно выкладываются все номера журнала «Наш дом — Татарстан» и новостная информация.
В Татарстане накоплен уникальный опыт взаимодействия религиозных и государственных структур, направленный на сохранение и укрепление межнационального и межконфессионального согласия. По данным социологического исследования, проведенного накануне съезда Центром аналитических исследований и разработок совместно с Центром этносоциологических исследований Института истории Академии наук Татарстана, почти 95 процентов татарстанцев характеризуют межнациональные отношения в республике как «хорошие, добрососедские и спокойные».
Принята Программа по сохранению, изучению и развитию государственных и других языков в республике на 2004-2013 годы. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года в Республике Татарстан проживают представители 115 национальностей. 52,9 % составляют татары, 39,5% — русские. Общая численность остальных народов – около 300 тысяч человек. В том числе: около 127 тысяч – чуваши, более 24 тысяч – удмурты, почти 24 тысячи – мордва, около 19 тысяч – марийцы, 15 тысяч – башкиры. Издавна республику населяют украинцы, белорусы, евреи, немцы. Есть в республике этнические группы, представленные несколькими сотнями человек – это осетины (364), аварцы (251), даргинцы (232), калмыки (167), кумыки (147), ассирийцы (146) и многие другие.
Кроме того, в последние годы, — в основном за счёт миграции, — происходит рост представительства новых диаспор. Более чем в 4 раза увеличилась таджикская диаспора (сейчас в Татарстане проживает около 4 тысяч таджиков), в 3 раза – армянская (около 6 тысяч человек), в 2 раза – азербайджанская община (почти 10 тысяч человек). Колорита многонациональной палитре Татарстана добавляют вьетнамская и турецкая диаспоры, относительно недавно появившиеся в республике.
Весьма эффективным является опыт взаимодействия Ассамблеи с силовыми структурами. Для решения возникающих проблем Ассамблея может обращаться к властям любого уровня. В рамках Соглашения между Ассамблеей, Министерством внутренних дел республики и Управлением Федеральной миграционной службы решаются миграционные вопросы регистрации и пребывания граждан ближнего и дальнего зарубежья в Татарстане.
На сегодняшний день в состав Ассамблеи народов Татарстана входит 67 национальных общественных объединений, представляющих 34 народа. Из них 27 организаций имеют статус республиканских, 40 – местных (городских или районных). Из 40 местных 13 являются самостоятельными и непосредственно входят в состав Ассамблеи, а 27 местных – в составе республиканских объединений.
Из 67 объединений 43 являются национально-культурными автономиями, 24 – другими формами общественных организаций (общества, общественные организации, общины, общественные центры и т.д.)
Активно занимается вопросами сохранения и развития родной культуры Чувашская национально-культурная автономия. Более 10 лет в республике проводится старинный чувашский праздник хоровода «Уяв», «Учук», фестиваль «Чувашский соловей», издается газета «Сувар».
В последнее время активизировали свою работу узбекская, кряшенская и многие другие диаспоры.
Значимую роль в культурной жизни Казани играют представители немецкой общины. Немецкий дом Татарстана – это многочисленные культурные связи с Германией, регулярные выставки, более 40 курсов немецкого языка.
В республике работает 132 национально-культурных центра. Традиционными стали фестивали тюркских народов «Науруз», возродились многие народные праздники с многовековой историей: татарский (Сабантуй), русский (Каравон), марийский (Семык), удмуртский (Гырон Быдтон), мордовский (Балтай), кряшен (Питрау), украинский (Ивана Купала) и другие.
Широкий диапазон проводимых мероприятий, безусловно, пробуждает интерес людей к духовной составляющей своего народа. В Татарстане работают более тысячи фольклорных коллективов (татарские, русские, чувашские, удмуртские, марийские, мордовские и другие), около 2 тысяч народных театральных студий.
Большим достижением республики стало формирование системы национальных детских садов, в которых процесс воспитания строится на родном языке. Кроме того, открыты подобные группы и в обычных дошкольных учреждениях.
Сейчас в Татарстане действуют около 2 тысяч дошкольных образовательных учреждений, из них – 889 с татарским языком воспитания, 53 – чувашских, 15 – удмуртских детских садов, 10 марийских групп.
В Татарстане функционируют более 1,5 тысяч школ с татарским языком обучения, 148 – чувашских, 45 – удмуртских, 22 – марийских, 5 – мордовских, 34 школы – с русским этнокультурным компонентом.
Представители народов изучают родные языки в 34 воскресных школах. Хорошо зарекомендовали себя учебные заведения с еврейским и кряшенским этнокультурными компонентами.
Для любого народа всегда злободневны проблемы сохранения его культуры и духовности. В Татарстане многое делается для возрождения национальных праздников и обрядов, восстановления традиционных промыслов и ремесел.
Большой популярностью пользуются национальные библиотеки. Наряду с русскими и татарскими, в республике действуют 238 чувашских книгохранилищ, 111 – марийских, 71 – удмуртских, 54 – башкирских, 50 – мордовских.
Пропагандой традиций и прикладного творчества этносов занимаются около ста музеев. В республике накоплен большой потенциал для развития традиционных народных промыслов. Созданы Центр развития художественных промыслов, Палата ремёсел, Художественно-экспертный совет по народным промыслам. Сформирован банк данных о предприятиях и мастерах декоративно-прикладного искусства.
Сложившаяся в республике атмосфера толерантности и политкультурности диктует особые требования к работе средств массовой информации. Необходимо также сделать регулярными теле- и радиопередачи на языках народов, проживающих в Республике Татарстан.
Национальная политика сейчас уже не может ограничиваться лишь комплексом мероприятий по поддержке культур, языковых программ или самобытности народов. Речь нужно вести о консолидации этносов, проживающих на территории.
Последнее обновление: 20 июня 2019, 11:56