Новоафонский монастырь в абхазии – Ново-Афонский монастырь Симона Кананита, Абхазия. История, фото, святыни, расписание богослужений, экскурсии

Новоафонский монастырь — Википедия

Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь — мужской монастырь, расположенный у подножия Афонской горы в Абхазии. Основан в 1875 году монахами русского монастыря святого Пантелеимона со Старого Афона (Греция) (Константинопольского Патриархата) при участии российского императора Александра III. Закрыт в 1924 году, возвращён верующим в 1994 году. 11 февраля 2011 года правительство Абхазии передало монастырь Абхазской православной церкви. С 15 мая 2011 года монастырь фактически является кафедрой неканонической «Священной Митрополии Абхазии».

Место для строительства монастыря было выбрано в 1875 году по поручению афонских старцев[2]. Вскоре монахами монастыря святого Пантелеимона со Старого Афона было начато строительство монастырского комплекса. Объём работ был колоссальным — для расчистки площадки необходимо было срезать часть горы и вывезти десятки тысяч тонн земли и горной породы. Задача усложнялась тем, что место будущего монастыря находилось на значительном возвышении и не имело удобных подъездных путей

[3].

Во время Русско-турецкой войны (1877—1878) монастырь подвергся разорению и разграблению[4].

В 1880 году было начато восстановление обители, продолжавшееся 20 лет. В восстановлении монастыря принимал участие император Александр III. В частности, его подарком являются музыкальные куранты самой высокой башни (колокольня в центре западного корпуса) монастыря. Пожертвования на строительство собирались на подворье Ново-Афонского монастыря, строительство которого было полностью профинансировано Пантелеимоновой Афонской обителью. Строительство было завершено к 1900 году. 28 сентября 1900 года состоялось освящение обители.

Монастырь был построен у древнего храма апостола Симона Кананита, где под спудом почивают его святые мощи. Неподалеку от храма находится пещера, в которой, по преданию, уединялся и молился Симон Кананит. Пещера эта в 1884 году освящена водосвятием, и в ней поставлена икона святых апостолов Андрея и Симона, именем которых она называется с незапамятных времен.

До революции 1917 года Ново-Афонский монастырь был одним из главных духовных центров Кавказа.

В 1924 году монастырь был закрыт советскими властями за «контрреволюционную агитацию». Некоторое время обитель была заброшена, использовалась под склады. В период грузино-абхазского конфликта 1992—1993 гг. в монастыре размещался военный госпиталь. Возвращён верующим в 1994 году[уточнить].

10 февраля 2011 года Правительство Абхазии передало монастырь Абхазской православной церкви в безвозмездное и бессрочное пользование[5].

В апреле 2011 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл по просьбе управляющего Абхазской церковью иерея Виссариона Аплиаа направил в монастырь нового настоятеля игумена Ефрема (Виноградова-Лакербая), что вызвало крайнее недовольство прежнего настоятеля иеромонаха Андрея (Ампара). Последний отказался подчиниться этому решению, обвинил иерея Виссариона в «тайном сговоре с Московской патриархией, целью которого стала смена власти в монастыре Симона Кананита в Новом Афоне», а также в том, что иерей Виссарион «единолично, тайком от христианского народа Абхазии, решает судьбы храмов и монастырей Абхазии»

[6][7].

На стихийном церковно-народном сходе в Новом Афоне 4 апреля были приняты следующие решения:

1. Созвать 15 мая 2011 года Церковно-народное собрание в монастыре св. ап. Симона Кананита в Анакопии-Новом Афоне, с привлечением представителей всех структур нынешней Абхазской Православной Церкви, а также представителей всех ветвей государственной власти и широкого круга общественных организаций, с тем чтобы открыто обсудить и принять соответствующие решения в отношении будущего развития Абхазской Православной Церкви.

2. Пригласить на это Церковно-народное собрание — абхазское духовенство, находящееся за границей, а именно: иеромонаха Дорофея (Дбара), иеродиакона Давида (Сарсания) и послушника Леона (Аджинджала).

3. Поручить подготовку проведения Церковно-народного собрания иеромонаху Андрею (Ампару), вместе с монашествующими и сотрудниками монастыря св. ап. Симона Кананита в Анакопии-Новом Афоне[8].

Иеромонаха Андрея (Ампара), за непослушание решено предать суду патриарха Кирилла[9].

Ряд абхазских прихожан в открытом письме от 11 апреля 2011 года попросили патриарха Кирилла отозвать игумена Ефрема (Виноградова) «дабы не усугублять конфликтную ситуацию, которая может привести к осложнению российско-абхазских отношений»[10].

2 октября 2013 года по представлению иеромонаха Андрея (Ампара) Советом Священной Митрополии Абхазии на Давида (Сарсания) возложены обязанности наместника монастыря святого апостола Симона Кананита в Новом Афоне. Как сообщает абхазское информагентство: «Иеродиакон Давид (Сарсания), возвратившийся из монастыря Агиу Павлу со Святой Горы Афон, будет восстанавливать духовную жизнь обители в соответствии со Святогорским уставом и традициями, утраченными за последние десятилетия»

[11].

Всего в обители шесть храмов: надвратный — Вознесения Господня, храм святого апостола Андрея Первозванного, храм в честь преподобных отцов афонских, храм во имя мученика Иерона (небесного покровителя настоятеля архимандрита Иерона (Васильева)) и храм в честь иконы Божией Матери «Избавительница».

В центре четырёхугольника, образованного корпусами монастыря, высится построенный в 1888—1900 годах Пантелеимоновский собор. Его венчают пять куполов; высота центрального — 40 метров. Длина собора — 53,3 м, ширина — 33,7 м. Собор построен в неовизантийском стиле, распространенном в русском церковном зодчестве конца XIX — начала XX века. Изнутри стены расписаны в 1911—1914 годах мастерами из села Палех Владимирской губернии и группой московских художников под руководством М. В. Молова и А. В. Серебрякова. Пантелеймоновский собор является крупнейшим культовым сооружением Абхазии.

Под колокольной башней расположена бывшая монастырская трапезная, стены которой, как и в маленьких церквах, расписаны фресками, выполненными известными волжскими мастерами — братьями Оловянниковыми.

  • Вид из Анакопийской крепости на Новоафонский монастырь

  • вход изнутри монастыря

  • Во дворе монастыря

  • Пантелеймоновский собор

  • У входа в собор

  • В Пантелеймоновском соборе

  • Арсений (Минин). Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь. Москва, 1899
  • Милованова Н. А. Абхазия христианская. Сухум, 2014

Экскурсия в Новоафонский монастырь (Абхазия)

Новоафонский монастырь

Экскурсия в Новоафонский монастырь, расположенный в Абхазии, в городе Новый Афон – это не только знакомство с одной из страниц истории Православной Церкви, но и настоящее паломничество, очищающее душу и сердце совершающего его человека. Красивейшая обитель, расположенная в живописнейшем месте… Почти 140 лет монашеского труда, облагородившего не только монастырь, но и местность вокруг него. Какими они были эти годы?

История Новоафонского монастыря

Монастырь Святого апостола Симона Кананита

Монастырь Святого апостола Симона Кананита сияет золотом своих куполов со склона Афонской горы в Абхазии. Современный вид обитель приобрела недавно, история же ее уходит корнями в далекое-далекое прошлое. Истоки появления Новоафонского монастыря прячутся в Евангельском описании первого чуда, которое сотворил Иисус Христос.

Во время свадьбы Симона Кананита, на которую были приглашены Спаситель вместе со своей Матерью и близкими учениками, неожиданно закончилось вино. Когда Христос узнал об этом от отчаявшихся служителей, он приказал наполнить сосуды водой, после чего угостить ею распорядителя пира. Когда его просьбу выполнили, оказалось, что вода в сосудах превратилась в прекраснейшее вино. Симон Кананит всем сердцем уверовал в учение Христа и решил посвятить служению ему свою жизнь. Он начал жить в строгом посте, беспрестанно молиться, ходить по миру и проповедовать христианскую веру. Он прошел Иудею, Ливию, Египет, Персию и в середине первого века оказался в тихом уголке Псырцха, где начал жизнь отшельника в гроте на берегу горной реки. Постепенно апостол стал известен как чудотворец, излечивающий от многих болезней прикосновением рук или с помощью воды. Симон Кананит стал учить абхазов Христианскому учению, крестить их, обращать в истинную веру. Когда об этом узнали римляне, они выследили апостола и предали его мучительной казни… Преданные Симону Кананиту, новообращенные местные христиане похоронили его тело неподалеку от пещеры, в которой тот провел последние дни.

Спустя почти девятьсот лет, во время расцвета Анакопии как столицы Абхазского царства, на могиле апостола был построен посвященный ему храм. «Первая версия» этой церкви просуществовала недолго: мусульманские завоеватели разрушили ее до основания. Спустя сто лет, в десятом веке, храм Святого апостола Симона Кананита был полностью восстановлен на старом фундаменте и украшен живописными фресками. С тех пор он стал важным религиозным центром края, который начали посещать паломники с дальних стран, чтобы поклониться считающемуся покровителем семьи и брака Святому, попросить у него счастья в семейной жизни, радости, благополучия и любви.

Греческий след

Купол Новоафонского монастыря

На греческом полуострове Афон несколько столетий боролся «за право на существование» русский Свято-Пантелеймонов монастырь, известный также как Руссик. В 1874 году монастырь переживал свои лучшие времена, когда неожиданно стало известно о намерении Прота Святой Горы и греческого духовенства вывезти всю братию Руссика для восстановления какого-нибудь пустующего монастыря в Малой Азии. Игумен Свято-Пантелеймонового монастыря через русского посла в Константинополе обратился за помощью к императору России. Александр III, любивший Руссик и всегда поддерживавший его, незамедлительно удовлетворил просьбу афонского игумена. В последние дни осени 1875 года было опубликовано распоряжение императора об отводе 327 десятин земли в Абхазии и передаче Свято-Пантелеймонову монастырю развалин церкви апостола Симона Кананита и генуэзской башни. Этим же распоряжением монахам разрешалась рыбная ловля на реке Псырцхе.

Начало и конец

Новоафонский собор

Уже в начале декабря того же года на берегу Псырцхи высадились первые монахи из Руссика. Это были самые умелые мастеровые, опытные в строительных вопросах люди. Они принялись за возведение новой обители. Особенную активность проявлял ее будущий настоятель – иеромонах Иерон, еще в Греции зарекомендовавший себя как одаренный архитектор и талантливый инженер.

Работа, которую проделали монахи в конце девятнадцатого века, была бы сложной и в наши дни: вырубался лес, разбивались гигантские валуны, засыпались пропасти. Чтобы расчистить плато – площадку, на которой позже был возведен монастырь, нужно было срезать большую часть горы и вывезти сотню тонн горной породы. При этом место, выбранное под строительство, находилось на высоте 75 метров над уровнем моря, и подъездных путей к нему не существовало.

Стенная роспись Новоафонсокго монастыря

Подготовительные работы, включившие закладку фундаментов и строительство первых церквей, были выполнены за несколько лет. Оценивая труд монахов, следует учитывать, что в эти годы вошел «строительный» перерыв из-за длившейся с 1877 по 1878 год русско-турецкой войны. Первый храм – Покровский, освященный в 1876 году, турки разрушили и в 1879 году его отстроили заново. В те же годы был восстановлен древний храм Симона Кананита.

Монастырские здания росли, словно грибы после дождя. Появились хозяйственные постройки и пристань, надежно стоящая на железных сваях. Окончательно монастырский комплекс был построен в 1896 году, но еще за несколько лет до этого в Новый Афон потянулись паломники и богатые меценаты, желавшие помочь обители материально. В 1888 году в монастырь приезжал сам император Александр III с семьей. В честь этого события была возведена часовня.

Водопад

Торжественное освящение главного престола собрало около двадцати тысяч паломников и состоялось 28 сентября 1900 года. С открытием монастыря его развитие не остановилось. Монахи трудились «денно и нощно», превращая свою обитель в один из лучших монастырей Российской империи. К 1910 году на Афонской горе «появились» узкоколейная железная дорога, канатная дорога, плотина на Псырцхе и одна из первых российских электростанций. Заболоченная долина реки была осушена и превращена в живописный парк, получивший громкую славу благодаря системе сообщающихся прудов. При монастыре работали медницкая, литейная, токарная, кузнечная, столярная, кожевенная, слесарно-железная, переплетная, позолотная и даже часовая мастерские и конезавод. Поля засевались кукурузой, картофелем и пшеницей, в прудах разводился карп, на пасеках стояли ульи. Прибывающие паломники удивлялись фруктовым садам, разбросанным по склонам – в них росли и давали хороший урожай оливки, мандарины, бананы и яблоки. Каждым «делом» управлял специально назначенный инок, а за самые ответственные участки отвечал сам настоятель Новоафонского монастыря – архимандрит Иерон.

К 1917 году в монастыре числилось более семисот монахов. Кроме служения Богу, они участвовали и в жизни «мирской»: обучали грамоте абхазских мальчиков-сирот в открытой для этого школе, раздавали бесплатно продукты и лекарства малоимущим, жертвовали церковную утварь, иконы и книги бедным монастырям.

Трагедия Новоафонского монастыря

Монастырь во время ремонта

Октябрьская революция черной птицей перемен опустилась на древо благополучия Новоафонского монастыря. В 1924 году власти Советской Абхазии закрыли монастырь в связи с активным неприятием монахами антицерковных большевистских порядков. Заброшенная обитель стала быстро увядать, сады и огороды дичали, уникальные пруды заболачивались, электростанция ржавела. Было принято решение открыть на территории монастыря турбазу, в соборе – краеведческий музей. На руинах разрушенного в годы войны дома игумена была построена государственная дача, в которой любил отдыхать И.В. Сталин. Неподалеку от этой дачи построил дом Л.П. Берия, уроженец сухумского края. Возможно, благодаря таким влиятельным жильцам, Новоафонский монастырь и сумел пережить «смутное» советское время.

В 1992 – 1993 годах, в период грузино-абхазских конфликтов, в Новоафонском монастыре развернулся полевой госпиталь. Здания монастыря сильно пострадали от снарядов грузинской артиллерии. В 1994 году над Новым Афоном снова зазвучал колокольный звон. Началось возрождение монастыря, которое продолжается и сейчас. Сегодня Новоафонский монастырь принимает паломников со всего мира.

Заключение

Вот такими они были, сто сорок лет жизни одного монастыря. Годы нечеловеческого труда, безразмерной веры и добра, всегда побеждающего зло… Экскурсия в Новоафонский монастырь – это возможность прикоснуться к только что прочитанной истории, познакомиться с уникальными иконами и росписью, своими глазами увидеть места, напрямую связанные с Евангельскими «героями». Хороших вам впечатлений от поездки!

Анакопийская епархия — Википедия

Анакопи́йская епа́рхия (больше известна как Свяще́нная Митропо́лия Абха́зии абх. Аҧсны Амитрополиа Ҧшьа) — историческая епархия Константинопольского патриархата; в настоящее время неканоническая юрисдикция православной традиции, провозглашённая в 2011 году группой клириков и мирян Абхазской православной церкви и зарегистрированная в Абхазии. Её лидерами и идеологами являются бывшие клирики Русской православной церкви архимандрит Дорофей (Дбар) и иеромонах Андрей (Ампар).

Таблица в монастыре святого апостола Симона Кананита

Создание[править | править код]

15 мая 2011 года на Церковно-народном собрании (ЦНС) клириков и мирян Абхазской православной церкви в Новоафонском монастыре, на котором присутствовало несколько клириков и более тысячи мирян, была восстановлена Анакопийская епархия под наименованием Священная Митрополия Абхазии[1]. Новообразованная церковной структура стала преемницей существовавшей в VI—VII веках Анакопийской епархии — одной из территориально-административных единиц с центром в Анакопии, входивших в юрисдикцию Абазгской архиепископии Константинопольского Патриархата.

Митрополия была официально зарегистрирована Министерством юстиции Абхазии, что породило церковное разделение в стране[2]. Главному противнику Митрополии, управляющему Пицундской и Сухумской епархией Абхазской православной церкви иерею Виссариону Аплиаа, президентом Абхазии Александром Анквабом было предложено в соответствии с законом о религии перерегистрировать епархию, — после чего правительство РА гарантировало передачу своим постановлением Пицундской и Сухумской епархии храмов и монастырей Абхазии, в том числе и Новоафонского монастыря. Однако Виссарион Аплиаа отказался подавать документы для регистрации епархии и на фоне противостояния с Митрополией обратился за урегулированием церковного раскола в РПЦ. Московский патриархат не признал ни самопровозглашённую Митрополию, ни отделившуюся от Грузинской православной церкви Абхазскую православную церковь

[3].

Деятельность[править | править код]

Центром Священной митрополии является монастырь святого апостола Симона Кананита (Новоафонский монастырь), а административным органом — Церковный Совет в состав которого входят 6 представителей от священнослужителей: архимандрит Дорофей (Дбар), иеромонах Андрей (Ампар), иеродиакон Давид (Сарсаниа), инок Феофан (Крутиков) (также два места предложены представителям Пицундско-Сухумской епархии) и 6 представителей от мирян: Арда Ашуба, Тимур Дзидзария, Станислав Лакоба, Марк Трапш, Алхас Тхагушев, Денис Чачхалия)[4]. Кандидатом на занятие епископской кафедры избран архимандрит Дорофей (Дбар).

Принято решение направить обращение к Предстоятелям и Священным Синодам всех Поместных православных церквей с просьбой о создании межправославной комиссии под руководством представителя Константинопольского патриарха для обсуждения вопроса урегулирования канонического статуса независимой Абхазской православной церкви.

Новообразованная митрополия в настоящее время не признана. Действия Организационного комитета Церковно-народного собрания были осуждены представителями Пицундско-Сухумской епархии[5], заместителем председателя ОВЦС Русской православной церкви протоиереем Николаем Балашовым[6], а также рядом политических[7] и государственных деятелей Абхазии из числа приверженцев проигравшего президентские выборы 26 августа 2011 года кандидата и бывшего премьер-министра Сергея Шамбы[8][9].

На первых порах, в 2011 году, идея автокефалии Абхазской церкви, провозглашённая целью деятельности Священной Митрополии Абхазии, вызвала понимание у избранного президента Абхазии Александра Анкваба[10], а его главный политический оппонент, проигравший кандидат в президенты РА, депутат Народного Собрания и лидер ФНА Рауль Хаджимба и вовсе принял участие в церковно-народном собрании, где сидел в первых рядах и активно поддержал Митрополию

[11]. В декабре 2015 года Анкваб утверждал, что идея Священной митрополии с самого начала использовалась его политическими противниками во главе с Хаджимбой в целях подготовки государственного переворота, который и произошёл весной 2014 года. Подтверждение этому экс-президент видит в активном участии молодых священнослужителей Митрополии в митингах непримиримой оппозиции[3].

Информационные органы Митрополии — газета «Христианская Абхазия», официальный сайт Митрополии[12] и интернет-журнал «Аныха» («Anyha»).[13][14][15]

9 января 2012 года члены Совета Священной Митрополии Абхазии были приняты патриархом Константинопольским Варфоломеем, членом Священного Синода Константинопольского Патриархата и председателем Межправославной комиссии митрополитом Пергамским Иоанном (Зизиуласом) и архиграмматевсом (старшим секретарём) патриархии, архимандритом Варфоломеем (Самарасом), пообещавшим абхазским клирикам свою поддержку в разрешении вопроса о каноническом статусе митрополии Абхазии[16]. Представитель Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов скептически[17] прокомментировал информацию о возможных контактах Константинопольского патриархата с запрещенными клириками Майкопской епархии архимандритом Дорофеем (Дбар) и иеромонахом Андреем (Ампар)[18], а Грузинский патриархат пообещал сделать официальное сообщение лишь после перепроверки информации[19].

Попытки преодоления церковного раскола в Абхазии[править | править код]

31 января 2012 года в коференц-зале АбИГИ им. Д. И. Гулиа прошёл круглый стол, посвящённый проблемам абхазского церковного вопроса. По итогам заседания был создан организационный комитет по проведению в Сухуме Народного собрания (схода)[20]. 3 февраля санкционированное властями Народное собрание состоялось на площади Свободы в Сухуме при участии представителей государственных и общественных организаций, интеллигенции, жители городов и сёл страны. Сход принял Обращение к президенту Абхазии Александру Анквабу, парламенту Республики, Патриарху Московскому Кириллу и Константинопольскому патриарху Варфоломею I о преодолении церковного раскола[21].

1 июня 2014 года, в связи с острым политическим кризисом в республике и отставкой президента Александра Анкваба, со стороны клириков Абхазской православной церкви во главе с о. Виссарионом была предпринята попытка давления на руководство Анакопийской епархии с целью упразднения церковной структуры и освобождения зданий Новоафонского монастыря. При этом конфронтация между молодыми и старыми священниками не раз доходила до рукоприкладства и таскания за бороды[22][3].

К концу 2015 года примирения между Священной митрополией Абхазии и Пицундской и Сухумской епархией не произошло. Новое руководство Абхазии во главе с Хаджимбой самоустранилось от межцерковного конфликта. При этом ни одна из двух неканонических юрисдикций со стороны РПЦ так и не признана. В этих обстоятельствах экс-президент Анкваб, сохраняющий значительное число сторонников в республике, после встреч в Москве с патриархом Кириллом и митрополитом Иларионом констатировал, что «внутрицерковное противостояние стало очередным испытанием, которое усугубило уже имевшиеся проблемы в абхазском обществе»[3].

18 декабря 2015 года состоялась встреча президента Абхазии Хаджимбы с противоборствующими церковнослужителями — архимандритом Дорофеем (Дбаром) и иереем Виссарионом (Аплиаа). Хаджимба исходит из того, что на территории республики Абхазская православная церковь должна быть едина, а следовательно, необходима консолидация обоих действующих православных церковных организаций. В ответ священники обнаружили противоположное понимание путей преодоления раскола. Виссарион в качестве условия объединения назвал упразднение Священной митрополии, переход её духовенства в состав Пицундско-Сухумской епархии. После воссоединения должна состояться совместная поездка Виссариона и Дорофея в Московскую Патриархию для снятия запрета в священнослужении Дорофея. Президент Хаджимба поддержал эту идею и пообещал, что в этом случае Новоафонский монастырь будет закреплён за архимандритом Дорофеем. В свою очередь Дорофей наотрез отказался от такой формы объединения. Мотивировал тем, что упразднение Священной митрополии невозможно без соответствующего решения нового Церковно-Народного собрания, учёта позиции всех лиц, избравших совет СМА и его председателя. Вместо этого Дорофей предложил начать совместные богослужения духовенства Пицундско-Сухумской епархии и Священной Митрополии Абхазии. Эту идею отверг уже Виссарион, напомнив, что священноначалием РПЦ Дорофей, когда-то рукополагавшийся в Русской православной церкви, ныне из-за раскольнической деятельности и принятия сана архимандрита в Греции запрещён в священнослужении. Совет Священной митрополии выразил озабоченность неутешительными итогами встречи соперничающих церковнослужителей у президента Абхазии[23].

Санкции[править | править код]

11 июня 2012 года, после прошедшего 6-7 июня 2012 года заседания Священного Синода РПЦ в Геленджике, епископом Майкопским и Адыгейским Тихоном (Лобковским) указами № 065—066 вновь были запрещены в служении на три года архимандрит Дорофей (Дбар) и иеромонах Андрей (Ампар), которые в силу неурегулированности церковной ситуации в Абхазии являлись заштатными клириками Майкопской епархии[24].

Команский монастырь — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Кама́нский монасты́рь (или Монасты́рь святи́теля Иоа́нна Златоу́стого) — православный мужской монастырь непризнанной Абхазской православной церкви,[2][неавторитетный источник?] расположенный в селе Коман в Абхазии.

Находится на автомобильной дороге Сухум — Ацра, в 20—25 минутах езды от города Сухум, но из-за разрушения моста во время паводка добираться возможно по небезопасной дороге, ведущей к монастырю от центральной трассы через село Верхняя Эшера. Ежегодно монастырь посещает до 50 тысяч паломников и туристов[3][4].

На территории монастыря был похоронен святитель Иоанн Златоуст. В 438 году его мощи были перенесены в Константинополь.

В 1986 году монастырский храм был восстановлен на фундаменте средневековой церкви (построенной не ранее XI века). Фундамент представлял из себя остатки однозального каменного строения без выступающей наружу апсиды с внутренним алтарным полукружием. Помещение освещалось с помощью двух узких окон, расположенных в алтаре и в западной стене.

Территория вокруг монастырской церкви окружена была ещё в древности каменной стеной. Современный храм в период реставрации получил дополнительные пристройки: с севера и с юга были возведены два придела, а с запада — трёхэтажная колокольня, перекрытая высоким шатром. При строительстве колокольни в земле был найден саркофаг, высеченный из цельной глыбы известняка и весящий около тонны.

В 2001 году в монастыре возобновлена монашеская жизнь. В церкви во имя свт. Иоанна Златоуста стоит каменная гробница святителя и икона с частицей его мощей[5].

10 февраля 2011 года Правительство Абхазии передало монастырь Абхазской православной церкви в безвозмездное и бессрочное пользование[6].

Мост через Гумисту уже отстроен и паломники приезжают постоянно. Игумен Игнатий (Киут) продолжает благоустраивать монастырь.

  • иеромонах Дорофей (Дбар) (2001—2007)[7][8]
  • иеромонах Григорий (Хоркин) (2007—2009)
  • игумен Игнатий (Киут) (с 2009)

Абхазская православная церковь — Википедия

Правосла́вная це́рковь в Абха́зии (или Пицу́ндский католикоса́т) — православная церковь с неурегулированным самопровозглашённым автономным статусом в Абхазии, над территорией которой иными поместными Церквами, включая Московский патриархат, де-юре признаётся юрисдикция Грузинской церкви[3][4][5] (см. статью Пицундская и Сухумо-Абхазская епархия). Де-факто православные клирики в Абхазии с начала 2000-х годов состоят в ведении Майкопской епархии РПЦ.

Существовавшая исторически[6] церковь как автономная единица в настоящее время не получила признания со стороны поместных православных церквей; с мая 2011 года имеет место раскол внутри её, который был учинён при деятельном участии иеромонахов Дорофея (Дбара) и Андрея (Ампара), за что они и были запрещены в священнослужении[7].

После того как митрополит Даниил (Датуашвили), епископ Грузинской Церкви, вследствие поражения Грузии в грузино-абхазском конфликте, в 1993 году покинул Сухумскую епархию, протоиерей Виссарион Аплиаа вступил в должность настоятеля Сухумского кафедрального собора, приняв на себя должность временно управляющего епархией, а также попытался наладить отношения с Московским Патрирархатом в связи с чем несколько раз неофициально встречался с Патриархом Алексием II[8][9]. Также неофициально встречался с католикосом Грузии Илией II[10][11][12].

В 1998 году был создан Епархиальный совет Сухумо-Абхазской епархии. На первом заседании Совета в том же году, был принят Устав Епархии и избран управляющий Епархиальным Советом Сухумо-Абхазской епархии священник Виссарион Аплиаа[13]. Молодые абхазы, посланные Виссарионом на обучение в семинарии РПЦ, возвращались в епархию с 1998 года[14].

В 1999 году настоятелем Новоафонского монастыря стал выпускник Московской иконописной школы — иеромонах Андрей (Ампар).

В мае 2005 года в адыгейской столице Майкопе, при посредничестве епископа Майкопского Пантелеимона (Кутового), состоялись переговоры протоиерея Виссариона и духовенства монастырей на Новом Афоне и в Команах. В результате было принято решение о совместном управлении епархией. Иерей Виссарион и иеромонах Андрей были объявлены равными сопредседателями епархиального совета, а окончательное разрешение проблем планировалось решить на церковном соборе.

Из-за разногласий с иереем Виссарионом в январе 2007 года иеромонаху Дорофею (Дбар) пришлось отправиться на учёбу в Фессалоникийский университет, оставив настоятельство в монастыре свт. Иоанна Златоуста в Команах и ректорство в Новоафонском училище. При последующем настоятеле, назначенном иереем Виссарионом, иеромонахе Григории (Хоркине) монастырь пришел в запустение, в 2007 году закрылось Новоафонское Духовное училище и Регентская школа. Во избежание дальнейших конфронтаций, иеромонах Андрей (Ампар) отказался от должности сопредседателя совета. В марте 2007 года был принят новый устав епархии.

В июле 2009 года на заседании Епархиального собрания по предложению о. Виссариона Аплиаа секретарём Сухумо-Абхазской епархии избран иеромонах Андрей (Ампар).

С 12 августа 2008 года, по установлении абхазского управления в верховьях Кодора, под управлением Абхазской епархии оказался сванский монастырь Святого Георгия в селе Ажара.

15 сентября 2009 года на внеочередном Епархиальном собрании всего духовенства Абхазии были приняты следующие решения:[15]

  • Объявить о прекращении деятельности Сухумо-Абхазской Епархии Грузинской Православной Церкви на территории Республики Абхазия.
  • Объявить о создании Пицундской и Сухумской Епархии Абхазской Православной церкви.
  • Внести соответствующие изменения в Устав Епархии.
  • Подготовить соответствующие обращения ко всем православным поместным церквям, наипаче же к католикосу патриарху Тбилисскому и всея Грузии, архиепископу Мцхетскому Илии II, а также патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, Священным синодам Грузинской и Русской православных церквей — с молитвенной просьбой в восстановлении Абхазской православной церкви, прекратившей своё существование в 1795 году.
  • 15 сентября 2009 года отметить как памятную дату православной церкви в Абхазии.

После этого обращения протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата сообщил, что «Решения об изменении статуса Православной церкви в том или ином регионе никогда не принимаются в одностороннем порядке, так же как и вопрос об изменении канонических церковных границ. Это вопрос для диалога между поместными церквами. Между Русской и Грузинской Церковью такой дружественный и братский диалог ведется, и мы надеемся общими усилиями достигнуть решения вопроса»[16]. Католикос-Патриарх всея Грузии Илия ІІ заявил, что «Данное заявление мы не должны воспринимать всерьез, так как ни у кого нет права объявлять независимость от родной Церкви»[16].

24 октября 2009 года председатель ОВЦС МП архиепископ Иларион (Алфеев), подтвердив позицию Московской Патриархии о нерушимости границ юрисдикции Грузинской Церкви, подчеркнул, что, по его мнению, в Абхазии нет раскола:

Несмотря на изменение политических границ, мы по-прежнему считаем Абхазию частью канонической территории Грузинской Православной Церкви. Однако мы видим, что де-факто Грузинская Православная Церковь там сейчас присутствовать не может: ни один грузинский епископ или священник не имеет возможности приехать в Абхазию, чтобы окормлять верующих. Значит, мы должны помочь осуществлять пастырскую деятельность находящимся там канонически рукоположённым абхазским священнослужителям. Мы должны помочь им обрести хотя бы временный канонический статус[3].

Во исполнение Постановления Епархиального Собрания Пицундской и Сухумской Епархии Абхазской Православной Церкви, 4 ноября 2009 года клирики и миряне Абхазии обратились к предстоятелям Поместных Православных Церквей с «просьбой о помощи в Богоугодном и благочестивом деянии, каноническом восстановлении и возрождении Абхазской Православной Церкви». Первое послание было адресовано блаженнейшему Илии II, предстоятелю Грузинской Православной Церкви, второе, святейшему Кириллу, патриарху Московскому и всея Руси[17].

Штандарт Абхазской православной церкви

В связи решением Священного Синода Грузинской православной церкви от 21 декабря 2010 года о внесении в титул грузинского Патриарха упоминание Абхазии, духовенство Абхазской православной церкви обратилось к иерархам ГПЦ с братским увещевательным посланием[18].

В апреле 2011 года было сообщено, что в связи с неоднократными обращениями иерея Виссариона Аплиаа, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил в Новоафонский монастырь нового настоятеля игумена Ефрема (Виноградова)[19]. Назначение последнего — вместо иеромонаха Андрея (Ампар) — вызвало волну возмущений и острую реакцию среди братии монастыря и ряда иных членов Абхазской церкви[20][21].

15 мая 2011 года на церковно-народном собрании в Новоафонском монастыре, на котором присутствовало 1116 клириков и мирян, а также представители парламента и общественных организаций Абхазии, других религиозных конфессий был «создан Совет Абхазской митрополии. Совет будет являться действующим органом управления Священной митрополии Абхазии с кафедрой в Новом Афоне, до решения канонического статуса Православной Церкви в Абхазии и образования полноценных институтов её управления». Председателем Совета Абхазской митрополии и кандидатом в епископы митрополии был избран архимандрит Дорофей (Дбар). Священная митрополия Абхазии зарегистрирована в министерстве юстиции республики[22].

Временное управление Абхазской церковью осуществляет иерей Виссарион Аплиаа[23]. На данный момент Абхазская церковь расколота.

Количество приходов на 2006 год — 10, монастырей — 1 [24] (свт. Иоанна Златоуста в с. Команы на месте погребения святителя, в 15 км к северу от Сухума). Позже число увеличилось: монастырей 2, приходов 15[1], общее число церквей — 144[25].

После войны 1992—1993 в Абхазии осталось всего 4 священника: 3 русских: протоиерей Петр Самсонов (настоятель Успенского собора в Лыхны), иеромонах Павел Харченко и игумен Виталий Голубь, и один абхаз — Виссарион Аплиаа.

На 2011 год в клире Абхазской православной церкви состоит около 9 священнослужителей, из них 4 монашествующих[26].

Богослужения совершаются на церковно-славянском языке, в некоторых храмах отдельные возгласы, Символ веры и Отче наш могут затем повторяться на абхазском. В Гальском районе действует приход в храме вмч. Георгия Победоносца. Настоятель иерей Матфей Тужба свершает богослужения на церковно-славянском, абхазском и грузинском языках.

10 февраля 2011 года решением Правительства Абхазии в безвозмездное и бессрочное пользование Абхазской православной церкви было передано 38 храмов из числа объектов историко-культурного наследия Абхазии, в результате чего Абхазская православная церковь стала самым крупным землепользователем Абхазии[27][28][29].

В декабре 2011 года в связи с частным визитом[30] в Сухум иерарха Элладской православной церкви епископа Христианупольского Прокопия (Петридиса), Грузинская православная церковь направила главе Элладской церкви ноту протеста, указывая на отсутствие разрешения на данный визит со стороны Грузинского Патриархата.[31]

9 января 2012 года члены Священной митрополии Абхазии были приняты патриархом Константинопольским Варфоломеем, членом Священного Синода Константинопольского Патриархата и председателем Межправославной комиссии митрополитом Пергамским Иоанном (Зизиуласом) и архиграмматевсом (старшим секретарём) патриархии, архимандритом Варфоломеем (Самарасом), пообещавшим абхазским клирикам свою поддержку в разрешении вопроса о каноническом статусе митрополии Абхазии. Представитель Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов скептически[32] прокомментировал информацию о возможных контактах Константинопольского патриархата с запрещенными клириками Майкопской епархии архимандритом Дорофеем (Дбар) и иеромонахом Андреем (Ампар),[33] а Грузинский Патриархат пообещал сделать официальное сообщение лишь после перепроверки информации.[34]

31 января в конференц-зале АБИГИ им. Д. И. Гулиа прошел круглый стол, посвященный проблемам абхазского церковного вопроса. По итогам заседания был создан оргкомитет по проведению Народного собрания (схода) на площади Свободы в г. Сухум.[35]

3 февраля 2012 года на площади Свободы г. Сухум прошло санкционированное властями Народное собрание (сход) по вопросу решения абхазского церковного вопроса. На сходе приняли участие представители государственных и общественных организаций, интеллигенции, жители городов и сел страны. Сход принял Обращение к президенту и парламенту РА, патриарху Кириллу и вселенскому патриарху Варфоломею I.[36]

В феврале 2014 года в Сухуме открыто духовное училище имени Святого Иоанна Златоуста[37].

22 октября 2018 года Церковный Совет Абхазской Православной Церкви выступил с заявлением, осуждающим действия Константинопольского Патриархата на Украине. Церковный Совет поддержал позицию Русской Православной Церкви и призвал «не вступать в молитвенное и евхаристическое общение с теми, кто разделяет и пытается властвовать, попирая церковные каноны и правила»[38].

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *