Наиболее выдающиеся памятники культуры классической греции – 12. Памятники Древней Греции в списке всемирного культурного наследия юнеско, общая характеристика, история включения в список всемирного наследия юнеско, значение для мировой культуры

Содержание

Памятники Греции, являющиеся Всемирным Наследием ЮНЕСКО

Греция в 1981 году ратифицировала Договор ЮНЕСКО по охране памятников и объектов всемирного наследия. С тех пор и по настоящее время к списку Всемирного Наследия ЮНЕСКО добавились 17 греческих памятников и археологических мест.

Культурные и природные Памятники Всемирного Наследия ЮНЕСКО – это памятники и районы (например, леса, горы, озера, памятники, города и т.д.) включенные в каталог памятников в рамках Международной программы Комитета Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

Список ЮНЕСКО состоит из 911 памятников и мест, которые являются частью культурного и природного наследия, имеющих выдающуюся всемирную ценность. В их число входят 704 культурных, 180 природных и 27 смешанных объектов и районов в 187 государствах.

17 греческих памятников и объектов всемирного наследия ЮНЕСКО

Первым греческим памятникам в Списке Всемирного Культурного Наследия ЮНЕСКО в 1986 году стал Эпикурейский Аполлон. С тех пор были добавлены еще 16 памятников, последним на сегодняшний день стал Старый Город на Корфу.

1.Акрополь (присоединен в 1987 году): в Акрополе расположены четыре величайших шедевра классического греческого периода: Парфенон, Пропилеи, Эрехтейон и храм Афины Ники, которые являются символами глобального наследия.

Акрополь, АфиныЭрехтион, Акрополь - АфиныДельфы, Греция

2. Эгон в Вергине (присоединен в 1996 году): город Эгон - первая столица Королевства древней Македонии, обнаруженная в 19 веке рядом с Вергиной на севере Греции. Самыми важными памятниками является Дворец и Некрополь. Одна из царских гробниц в Великой Тумбе Эгона была идентифицирована как гробница Филиппа II (отца Александра Македонског

3. Дельфы (присоединены в 1987 году): Национальное Святилище Дельфы,  где находится оракул Аполлона, считается "пупом земли", в 6-й веке до н.э. был религиозным центром и символом единства древнего мира.

4. Мистра (присоединена в 1989 году): чудо Мореа – Мистра - была возведена как крепость в 1249 году Королем Вильгельмом Ахаии в Виллардуэн и восстановлена ​​во времена Византийской империи. Позже крепость была завоевана турками и венецианцами. Покинутая завоевателями в 1832 году, Мистра представляет собой удивительные средневековые руины, находящиеся в исключительно красивом месте.

Замок МистрасМистрасМистрас, церковь

5. Олимпия (присоединена в 1989 году): расположенная в долине Пелопоннеса, Олимпия была заселена еще с доисторических времен. В 10-ом веке до нашей эры стала центром поклонения Зевсу. Помимо храмов, здесь найдены руины всех спортивных объектов, построенных к Олимпийским Играм, проводившиеся в Олимпии с 776 г. до н.э. раз в четыре года

6. Микены и Тиринф (присоединены в 1999 году): памятники двух крупнейших городов Микенской цивилизации восточной части Средиземного моря с 15 до 12 в.в. до н. э. сыграли решающую роль в развитии классической греческой культуры. Эти два города связаны с Гомеровским эпосом (Илиадой и Одиссеей), и оказали огромное влияние на европейское искусство и литературу.

ОлимпияВергинаМикены

7. Делос(присоединен в 1990 году): согласно греческой мифологии, Аполлон родился на этом маленьком острове Киклад. Остров привлекал паломников со всей Греции и был процветающим торговым портом. Археологическое место Делоса является исключительно обширным и богатым, поскольку в прошлом он представлял собой большой средиземноморский порт.

8. Исторический центр

(Хора) с монастырем Иоанна Богослова и пещерой Апокалипсиса на острове Патмос (год присоединения - 1999): Патмос в Додеканесах, известный как остров, где Иоанн Богослов написал свое Евангелие и Апокалипсис. Монастырь, посвященный "любимому ученику", был обнаружен на острове в конце 10 века. Старый город Хора, связанный с ним, включает в себя традиционные и религиозные сооружения.

Монастырь Иоанна Богослова на ПатмосеИкона. ПатмосПатмос, фрески

9. Средневековый город Родоса (год присоединения - 1988): Орден Святого Иоанна Иерусалимского держал в оккупации Родос с 1309 по 1523 года и превратил его в средневековую крепость. Позднее город попал под итальянскую и турецкую оккупацию. Дворец Великого Магистра, Больница, улица Рыцарей и Верхний город являются одними из самых красивых городских центров Готического периода.

Замок, РодосСредневековый замок Родоса, внутриСредневековый замок Родоса

10. Монастырь Дафни, Монастырь Осиу Лука и Неа Мони на Хиосе (присоединены в 1990 году): несмотря на их значительную географическую удаленность друг от друга (первый расположен в Аттике, второй в Фокиде, а третий в Эгейском море), эти три монастыря принадлежат к той же типологической серии. Церкви были построены с большим куполом, который поддерживается небольшими арками, создающими восьмиугольное пространство. В 11-е и 12-м веке церкви были разнообразно украшены и полихромно облицованы мрамором, мозаиками на золотом фоне - основными характеристиками "Второго византийского периода".

11. Старый город Корфу (год присоединения - 2007): Старый город Корфу с двумя крепостями - старой и новой  расположен у входа в Адриатическое море и населен еще с древних времен. Учитывая стратегическое положение острова Корфу - он стал важным портом, который защищал остров от повторяющихся осад, и считается одним из важнейших укрепленных городов Средиземноморья.

КорфуКорфу, старый город, часыСтарый город Корфу

12. Древнехристианские и византийские памятники города Салоники (год присоединения - 1988): город Салоники, основанный в 315 году, был одним из первых центров распространения христианства. Среди христианских памятников находятся дохристианские храмы, церкви и базилики, построенные с 4-го до 15-го веков, и представляют собой диахроническую типологическую серию, которая оказала большое влияние на византийский мир. Памятники, включенные в список, это Ротонда, храм Ахиропиитоса  и Агиу Димитриу, монастырь Латому, храм Святой Софии, Собор Панагии Халкеон, храмы Агиоса Пантелеймона, Святых Апостолов, Святого Николая Орфаноса, Св. Екатерины и Спасителя Христа Пантократора, Монастырь Влатадон, храм Пророка Илии, Византийские Лутра и Стены Солуни.

Византийская крепость, СалоникиРотонда, СалоникиВизантийские памятники г. Салоники

13. Иреон Самос (присоединен в 1992 году): с 3 тыс. до н.э. многие цивилизации населяли этот маленький остров Эгейского моря вблизи Малой Азии. Руины Пифагора - древнего укрепленного порта с греческими и римскими памятниками и впечатляющий акведук, а также Иреон, храм Геры на Самосе, до сих пор посещаемы.

14. Храм Асклепия в Эпидавре (присоединен в 1988 году): археологический памятник Эпидавра на Пелопоннесе расположен на разных уровнях. Культ Асклепия начался в этом районе в 6 веке до н.э. основным памятником, в частности, является театр, который считается одним из наиболее ярких шедевров греческой архитектуры, относящихся к 4-му веку до н.э.

15. Храм Аполлона Эпикурейского - Вассес (присоединен в 1986 году): знаменитый храм, посвященный богу врачевания и солнца, был построен в 5 веке на крутых горах Аркадии. Это самый старый коринфский храм когда-либо найденный, и сочетающий в себе архаичный ритм с дорическим, при этом с некоторыми смелыми архитектурными особенностями.

16. Метеоры (год присоединения - 1988): в труднодоступном районе скал Метеоры, на вершинах гор, монахи построили "столпы неба" - святые монастыри, построенные в 11 веке. Во время возрождения в чрезвычайно сложных условиях в 15 веке было построено 24 монастыря. Фрески монастырей, которые датируются 16-м веком, стали ориентиром для развития пост-византийской живописи.

17. Агион Орос - Афон (присоединен в1988 году): Афон - православный духовный центр, созданный в 1054 году, являющийся независимым «государством в государстве», начиная с византийской эпохи, и признается районом культурного наследия. Вход на территорию Афона запрещен для женщин. Управление в монастырях оказало влияние на монастыри других дальних стран, таких как Россия, и на школы иконописи и историю православного искусства.

Монастыри МетеорМетеораАфон

Другие греческие памятники, которые внесли заявления на включение их в каталог Всемирного Наследия ЮНЕСКО:

Кносский дворец (2003).
Никополь (2003).

Раскопки Филипп (2003).
Лаврион (Древний Лаврион) (2003).
Олимп (2003).
Преспа: Большая и Малая Преспа, которая включает в себя византийские и пост-византийские памятники (2003).
Национальный парк Дадиас - Левкими - Суфли (2003).
Самарийское ущелье (2003).

А также почитайте:

www.grekomania.ru

Культура Древней Греции. История мировой культуры в художественных памятниках

Культура Древней Греции

Пропилеи афинского Акрополя. Древняя Греция (437-432 гг. до н.э.)

Пропилеи афинского Акрополя, архитектор Мнесикл (437-432 гг. до н.э.), Древняя Греция.

Когда в 454 году на афинян свалилось неожиданное богатство – в Афины была перевезена казна Делосского союза, направленного против Персии, Перикл задумал создать на месте разрушенного персами в 480-479 годах до н.э. афинского Акрополя новый архитектурный комплекс – величайшее «чудо света», новое всеэллинистическое святилище, призванное укрепить ведущее место Афин в греческом мире. Использование огромных денежных средств из казны союза, привлечение лучших мастеров и архитекторов обеспечило рождение одного из самых совершенных ансамблей в мировом искусстве. Началось грандиозное строительство под общим руководством скульптора Фидия. Вместо простого архаического въезда на Акрополь появляются монументальные, торжественные ворота – Пропилеи – с дорическими портиками на разных уровнях и широкой лестницей, наклонным коридором, внутри обрамленным ионической колоннадой, поддерживающей своды мраморного потолка, где, если верить путешественнику II века н.э. Павсанию, мерцали на голубом небе золотые звезды.

Пропилеи занимали всю западную часть холма и состояли из центрального здания и двух неодинаковых по величине боковых крыльев. Правое крыло венчал маленький изящный храм с ионическими колоннами, построенный архитектором Калликратом в честь богини победы – Ники Аптерос (Бескрылой, чтобы не могла Победа улететь из Афин), украшенный невысоким барельефом на тему греко-персидских войн. Однако пора переступить волшебный порог Пропилеи, чтобы лучше узнать мир Акрополя.

Парфенон – храм Афины-Парфенос (Афины Девы). Древняя Греция (432 г. до н.э.)

Парфенон – храм Афины-Парфенос (Афины Девы), Древняя Греция – главное сооружение Афинского Акрополя, как по своему значению, так и по размерам.

Когда-то он возвышался над всем Акрополем подобно тому, как Афины возвышались над остальными государствами Греции, являя собой воплощение славы и могущества Афинской державы. Этот храм был выстроен из пентелийского мрамора в 447-438 годах архитекторами Иктином и Калликратом. Скульптурное убранство создано к 432 году до н.э. прославленным ваятелем Фидием и его учениками. Храм представляет собой дорический периптер размерами 30,89 х 69,54 м с числом колонн 8x17. Благородная красота и гармоничность пропорций, поразительная пластичность и соразмерность всех его форм рождает чувство приподнятости и величия. Главным украшением внутреннего пространства храма была всемирно известная хрисоэлефантинная статуя (из золота и слоновой кости) Афины Парфенос, высотой около 12 м, созданная скульптором Фидием в 438 году до н.э.

Вместе с Грецией, Парфенон пережил все этапы ее истории. Был он и христианской церковью Святой Софии и турецкой мечетью. Почти полностью был уничтожен войной в XVII веке. А в начале XIX века лишился всей сохранившейся скульптуры и рельефов, ныне разбросанных по всем европейским музеям. Но и сегодня Парфенон по праву считается одним из величайших образцов античной архитектуры, шедевром мирового искусства и пластики.

Дискобол. Древняя Греция (сер. V в. до н.э.)

Дискобол – тип античной статуи атлета, бросающего диск, широко распространенный в Древней Греции. Самая знаменитая из статуй скульптора Мирона из Элевтер в Аттике. Известно, что Мирон жил и работал в Афинах и получил звание афинского гражданина; что считалось большой честью. Как пишет Плиний, учился Мирон у Агелада – прекрасного мастера, работавшего в Аргосе, учениками которого были также Поликлет и Фидий. Статуя создана им в середине V в. до н.э. в период перехода от «строгого стиля» к классическому. Оригинал из бронзы утрачен, но сохранились 15 повторений римского времени в мраморе, что свидетельствует о славе этого произведения. Лучшее повторение – статуя II века н.э. из Палаццо Ланчелотти, ныне в Национальном музее в Риме. Там же находится и прекрасный торс «Дискобола», слепок с которого послужил основой для удачной реконструкции этого прославленного произведения. «В „Дискоболе“ Мирон переносит нас в мир действия, где движение вдруг получило верховную роль, где человек познает опьянение силой, сдерживаемой равновесием. В этом смысле Мирон основоположник искусства ваяния, как его современник Эсхил – творец драматического действия. И тот и другой исследовали пределы человеческой силы»,[3] – как отмечал в своей работе «Греческая цивилизация» А.Боннар.

Хотя римские копии Дискобола достаточно хороши, пластический язык самого Мирона в них утрачен, поскольку используется другой материал, отсутствует чувство свободы и гибкости форм, чувствуется некоторая застылость всего образа, в которой теряется все напряжение энергии атлета. Однако сохранились навеянные мотивом Мирона произведения близких ему по времени безвестных мастеров, еще обладающие той живой пластикой.

Аполлон Бельведерский. Древняя Греция (IV в. до н.э.)

Аполлон Бельведерский – античная статуя, изображающая бога Аполлона в образе молодого прекрасного юноши, стреляющего из лука. Была выполнена из бронзы в период поздней классики, в середине IV века до н.э. древнегреческим скульптором Леохаром. Статуя не сохранилась, но ее римское повторение в мраморе было найдено в Италии между 1484 и 1492 годами в Андио близ Рима. В правление Папы римского Юлия II, в 1506 году, статуя Аполлона была установлена в галерее-антикварии в саду Бельведер в Ватикане. Отсюда ее название.

Ствол дерева для опоры правой руки Аполлона в бронзовом оригинале отсутствовал, он был дополнен в мраморном повторении копиистом. Однако статуя была найдена с отбитыми руками. В 1550-х итальянский скульптор Дж. Монторсоли, ученик Микеланджело, дополнил обе руки.

Бог Аполлон пластически совершенен; перекинутый через плечо плащ не скрывает ни единого мускула торса. Но в образе бога – внешне очень эффектном – не ощущается внутренней значительности. С годами слава статуи росла, и Аполлон Бельведерский стал символом гармонии и красоты. Но по сюжету он только что пустил свою смертоносную стрелу, которую не в силах остановить даже всемогущий Зевс, и теперь наблюдает, как она вонзается в жертву. Аполлон – вовсе не из тех божеств, которые отличаются милосердием, наоборот он холоден и бессердечен.

Ника Самофракийская. Древняя Греция (ок. 190 г. до н.э.)

Ника Самофракийская (ок. 190 г. до н.э.) – знаменитая, высеченная из мрамора неизвестным мастером статуя греческой богини Ники. Правое крыло статуи утрачено и является гипсовой реконструкцией. Голова и руки статуи отсутствуют. Высота составляет 3метра 28 сантиметров.

В 1863 году на острове Самофракия в Эгейском море скульптуру Ники нашел Шарль Шампуазо, французский консул и археолог. Высеченная из золотистого парийского мрамора статуя на острове венчала алтарь морских божеств. Исследователи считают, что неизвестный скульптор создал Нику в знак греческих морских побед родосцев над царем Антиохом III в 190 году до н.э.

Силуэт богини, встречающей на носу корабля морской ветер, полон стремительности. Она передана развевающимися складками одежды. Фигура, едва скрытая складками прилегающего наряда, совершенна. Ника из Самофракии сразу стала иконой и символом искусства. Это – определенно одна из вершин творческой жизни и одно из самых известных изображений. К образу летящей богини обращаются скульпторы и архитекторы, в ее форме отливают кубки и эмблемы. Статуя Ники Самофракийской, запечатлевшая богиню победы, показывает: не только боги могут быть бессмертны.

Неоднократно предпринимались и попытки восстановить изначальное положение рук богини. Предполагают, что правая рука, поднятая вверх, держала кубок, венок или горн. Кисть из того же мрамора была найдена в Самофракии в 1950 году и сейчас экспонируется в Лувре, сразу за статуей Ники. Сама статуя установлена на повороте лестницы Дару, что эффектно подчеркивает ее стремительность и порыв. Правое крыло статуи – реконструкция, точная копия левого крыла из гипса. Многократные же попытки восстановить руки статуи оказались безуспешны – все они портили шедевр. Эти неудачи заставляют признать: Ника прекрасна именно такой, совершенна в своем несовершенстве.

Венера (Афродита) Милосская. Древняя Греция (130-100 гг. до н.э.)

Венера (Афродита) Милосская – знаменитая древнегреческая статуя периода позднего эллинизма (ок. 130-100 гг. до н.э.). Мраморный оригинал, а не копия, как считалось ранее. Статуя была найдена греческим крестьянином на своем поле в двух больших фрагментах и множестве мелких обломков в 1820 году на острове Милос (в древности Мелос) в Эгейском море. По свидетельству очевидца, французского мореплавателя Дюмона Дюрвиля, видевшего статую, когда она еще стояла в сарае крестьянина, в левой поднятой кверху руке она держала яблоко, а правой придерживала ниспадавшее одеяние. Дюрвиль рассказал о находке французскому послу в Стамбуле маркизу де Ривьер, который, получив статую в марте 1821 года, преподнес ее королю Людовику XVIII. Так статуя оказалась в Париже, в Лувре, где экспонируется и в наши дни.

Руки статуи так и не были обнаружены. Автором этого замечательного шедевра считается Александр или Агесандр из Антиохии. Несколько утраченных букв из авторской подписи на цоколе не позволяют с определенной точностью установить его имя. Мастер выполнил статую, вероятно, в подражание более древним, классическим образцам. Стилистически статуя относится к течению эллинистического искусства, отражавшему возврат к греческой классике Века Перикла. Статуя удачно сочетает в себе величавую монументальность классических образцов с характерной для эллинизма динамикой композиции, хотя искусство II века до н.э., когда создавалась статуя Венеры, отмечено кризисными тенденциями, утратой чувства целостности, тем не менее именно это произведение, благодаря своей чувственности и натуралистичности, стало со временем самым известным, любимым, общепризнанным символом красоты во всем мире.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

31.Архитектура Греции Классического периода. Общая характеристика. Художественные центры. Основные имена и памятники

Классический период (V-IV вв. до н.э.) стал временем наивысшего подъема и расцвета древнегреческой цивилизации и культуры. Именно этот период породил все то, что потом будет названо «греческим чудом».

В это время утверждается и полностью раскрывает все свои удивительные возможности античный полис, в котором таится главное объяснение «греческого чуда». Полис становится одной из высших ценностей для эллинов.

Афины становятся крупным торговым центром не только внутри Греции, но и на всем Средиземноморье.

Невиданный расцвет в эпоху классики переживает художественная культура, и в первую очередь - архитектура и градостроительство. Значительный вклад в развитие градостроительства внес Гипподам — архитектор из Милета, разработавший концепцию регулярной планировки города, согласно которой в нем выделялись функциональные части: общественный центр, жилая зона, а также торговая, производственная и портовая зоны. Основным типом монументальной постройки по-прежнему остается храм.

Афинский Акрополь стал подлинным триумфом древнегреческой архитектуры, одним из величайших шедевров мирового искусства. Этот ансамбль включал парадные ворота — Пропилеи, храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы), Эрехтейон и главный храм Афин Парфенон — храм Афины Парфенос (Афины Девы). Акрополь, построенный архитекторами Иктином и Каликратом, находился на высоком холме и как бы парил над городом, был далеко виден с моря. Особое восхищение вызывал Парфенон, который украшали 46 колонн и богатое скульптурное и рельефное убранство.

Среди знаменитых архитектурных памятников также находились два сооружения, отнесенные к семи чудесам света. Первым являлся храм Артемиды в Эфесе, построенный на месте прекрасного храма - предшественника, носившего то же имя и сожженного Геростратом, который решил прославиться таким чудовищным образом. Как и прежний, восстановленный храм имел 127 колонн, внутри был украшен великолепными статуями работы Праксителя и Скопаса, а также прекрасными живописными картинками.

Вторым памятником стала гробница Мавсола, правителя Карий, получившая позднее наименование «Мавзолей в Гали-карнасе». Сооружение имело два этажа высотой по 20 м, первым из которых была сама гробница Мавсола и его жены Артемисии. Во втором этаже, окруженном колоннадой, хранились жертвоприношения. Крыша мавзолея представляла собой пирамиду, увенчанную мраморной квадригой, в колеснице которой стояли скульптуры Мавсола и Артемисии. Вокруг гробницы находились статуи львов и скачущих всадников.

32. Искусство Поздней Классики. Общая характеристика. Художественные центры. Основные имена и памятники.

(конец 5—4 вв. до н. э.). Трагические конфликты общественной действительности вызвали появление более сложного взгляда на явления жизни, на человека, привели к значительным изменениям в области искусства, которое обретает в известной мере противоречивый характер. В нем утрачивается ясная вера в возможность гармоничной и совершенной жизни, ослабевает дух гражданственной героики. Однако, как и раньше, главной художественной задачей оставалось изображение прекрасного человека; скульптура в значительной мере продолжала быть связанной с архитектурой. Но художники все чаще обращались к таким сторонам бытия человека, которые не укладывались в мифологические образы и представления прошлого. Развивая и углубляя достижения высокой классики, ведущие мастера 4 в. до п. э. поставили проблему передачи противоречивых переживаний человека, показа героя, раздираемого глубокими сомнениями, вступающего в трагическую борьбу с враждебными силами окружающего мира.

Архитектура. Развитие архитектуры протекало неравномерно. В первой трети 4 в. до н. э. наблюдался известный спад строительной деятельности, отразивший экономический и социальный кризис греческих полисов. Наиболее остро этот спад сказался в Афинах, потерпевших поражение в Пелопоннесской войне. Впоследствии строительство развивалось довольно интенсивно, особенно на периферии. Постройки 4 в. до н. э. следовали принципам ордерной системы. Наряду с храмами большое распространение получило строительство театров, которые обычно устраивались под открытым небом. По склону холма вырубались места для зрителей (в театре в Эпидавре было 52 ряда скамей), обрамлявшие круглую или полукруглую орхестру — площадку, на которой выступали хор и артисты. Удивительна по совершенству акустика театра в Эпидавре. Появились сооружения, посвященные возвеличению отдельной личности или монарха-самодержца. В честь победы на состязаниях хора, субсидированного богатым афинянином Лисикратом, в Афинах был сооружен памятник (334 г. до н. э.), представляющий собой стройный цилиндр, декорированный пилястрами. Возведенный на кубическом цоколе и завершенный конусообразной кровлей, он увенчан акротерием — своеобразной подставкой для приза — треножника. Небольшой по размерам памятник производит впечатление гармонии и величия благодаря умелому применению коринфского ордера. Совсем иной масштаб, характер форм отличает Галикарнасский мавзолей — грандиозную монументальную усыпальницу правителя Карий Мавсола (ок. 353 г. до н. э.).

Вазопись и живопись. К концу классического периода характер вазописи изменился. В ней все большее место занимала узорчатая орнаментальность, героические мотивы уступали место жанровым, лирическим. В том же направлении эволюционировала и живопись. По образному решению с Афродитой Праксителя перекликается «Афродита Анадиомена» — картина прославленного художника конца 4 в. до н. э. Апеллеса, обогатившего красочную палитру и более свободно пользовавшегося светотеневой моделировкой. О разнообразии тенденций в монументальной живописи поздней классики дают яркое представление уникальные росписи неизвестного греческого мастера, найденные в Казанлыкской гробнице, в Болгарии в 1940-е гг., а также красочные мозаики в Пелле, в Македонии.

Художественные ремесла. В период поздней классики продолжали процветать художественные ремесла. Вазы приобрели более сложные формы, иногда мастера имитировали в глине дорогие серебряные вазы с их сложной чеканкой и рельефами, прибегали к многоцветной раскраске. Распространение получили изделия из металла, посуда из серебра, позолоченные кубки и пр. Искусство поздней греческой классики завершило большой плодотворный путь развития древнегреческого искусства.

studfile.net

Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО в Греции

Чтобы сохранить мировые ценности, которые считаются достоянием всемирного наследия, защитить их от любых повреждений и разрушений и передать будущим поколениям, в 1945 году была создана организация по охране памятников, по вопросам культуры, науки, образованию - UNESCO.

Охрана наследия является важным фактором в поддержании и укрепления мира, усилению межкультурного диалога и призывает к взаимному уважению различных способов жизни, в то же время обогащает знаниями и навыками, передаваемых через культуру от одного поколения к другому.

Для того, чтобы интегрировать памятники или природные и культурные объекты в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО, они должны подходить по многим критериям.

17 греческих памятников включены в список Объектов Всемирного Наследия ЮНЕСКО, таких как Афинский Акрополь, Метеоры, Олимпия византийские памятники города Салоники, королевские гробницы Вергины и т. д. Некоторые памятники являются кандидатами на включение в список Всемирного Наследия, такие как Кносский дворец на Крите, самарийское ущелье, Лаврион, Никополь и другие.

Храм Аполлона Эпикурейского (Ναός Επικούριου Απόλλωνα)

Величественный храм, посвященный Богу исцеления и солнца - Аполлону, был построен в середине 5-го века до н.э. на крутых горах между Илией, Аркадией и Мессинией, на полуострове Пелопоннес. Храм сочетает в себе архаический стиль и дорический, с некоторыми оптическими тонкостями и архитектурными особенностями.

Акрополь в Афинах (Ακρόπολη Αθηνών)

Священная скала, символ Афин, датируется доисторическим периодом, отражая культуру, мифы и религию, процветающие в Греции в течение более тысячи лет. На Акрополе находятся четыре шедевра классического греческого периода - Пропилеи, Парфенон, Эрехтейон и храм Ники, которые могут быть рассмотрены как символы всемирного наследия.

Археологическое место в Дельфах (ΑΡΧΑΙΟΛΟΓΙΚΟΣ ΧΩΡΟΣ ΔΕΛΦΩΝ)

Всегреческое святилище в Дельфах, в VI веке до н. э. имел сакральное значение и был важным религиозным центром всего древнего мира. Здесь находилась пифия (прорицательница) Аполлона, в Дельфах находится «пуп земли».

Асклепион в Эпидавре (ΙΕΡΟ В ΑΣΚΛΗΠΙΟΥ В ΕΠΙΔΑΥΡΟ)


На полуострове Пелопоннес, в Эпидавре археологические раскопки проходят на разных стадиях, здесь находится самый важный лечебный центр греческого мира. Культ Асклепия, бога врачевания, берёт начало в VI веке до н. э. Одной из главных исторических достопримечательностей в Асклепионе, является великолепный древний театр, который считается шедевром эллинской архитектуры, датируются IV веком до н. э.

Афон (Άγιο Όρος)


Афон считается православным и духовным центром с 1054 года, Гора Афон имеет статус автономии со времен Византии. «Святая Гора» признана пейзажем художественной ценности. Монастырей на Афоне всего 20, в них проживают около 1400 монахов, школа иконописи монастырей, существенно повлияла на историю православного искусства.

Метеоры (ΜΕΤΕΩΡΑ)

Гигантские скалы доминируют вальяжно рядом с городом Каламбаки. Этот шедевр природы показывает все своё великолепие на протяжении многих веков, как уникальной красоты геологическое явление и важный памятник православного мира.

Древнехристианские и византийские памятники города Салоники (ΠΑΛΑΙΟΧΡΙΣΤΙΑΝΙΚΑ ΚΑΙ ΒΥΖΑΝΤΙΝΑ ΜΝΗΜΕΙΑ ΘΕΣΣΑΛΟΝΙΚΗΣ)

Собор Ахиропиитоса

Храм Святого Пантелеймона

Ротонда

Храм Святого Димитрия

Храм Святых Апостолов

Храм Святой Софии

Собор Панагии Халкеон

Церковь Святого Николая Орфаноса

Храм Святой Екатерины

Монастырь Βлатадон

Церковь святого Всемогущего Спасителя Христа

Стены города Салоники

Храм Пророка Илии

Византийские Бани

Все раннехристианские и византийские памятники города Салоники составляют типологическую серию, которая имела огромное влияние в Византии. Сам город Салоники был основан в 315 году до н. э, это был большой и великий город, он являлся одним из главных городов Византийской империи.

Средневековый город Родоса (ΜΕΣΑΙΩΝΙΚΗ ΠΟΛΗ ΤΗΣ ΡΟΔΟΥ)

Средневековые здания, крепости, узкие улочки, минареты, старые дома с балконами, фонтаны, все это создает уникальное ощущение другой эпохи. 
Верхний город Родоса является одним из самых великолепных городских центров готического периода. В нижнем городе, готическая архитектура гармонично сочетается с мечетями, общественными банями и другими зданиями османской империи.

Археологическое место Олимпия (ΑΡΧΑΙΟΛΟΓΙΚΟΣ ΧΩΡΟΣ ΟΛΥΜΠΙΑΣ)

В западной части Пелопоннеса, в живописной долине реки Алфей, находится самое знаменитое святилище древней Греции - Олимпия, которое было посвящено отцу богов, Зевсу. Это был важный религиозный и спортивный центр древнего мира.  Происхождение культа и мифических противостояний, которые имели место в Олимпии теряются в глубине веков. Олимпиада берёт начало в 776 году до н. э. и продолжается до настоящих времён.

Археологическое место Мистра (ΑΡΧΑΙΟΛΟΓΙΚΟΣ ΧΩΡΟΣ ΜΥΣΤΡΑ)

В шести километрах к северо-западу от Спарты, находится Мистра, которая перенесёт вас в другое измерение, в эпоху Византийской империи. Византийский замок Пелопоннеса, неподвластный времени, создаёт непреодолимую атмосферу и великолепное зрелище.

Археологическое место Делос (ΑΡΧΑΙΟΛΟΓΙΚΟΣ ΧΩΡΟΣ ΔΗΛΟΥ)

В древности, легенда о рождении Аполлона и Артемиды сделала остров святилищем - ни одному смертному не было дозволено здесь рожать или умирать Весь известный древний мир признавал святость и уникальность острова. С III века до н. э. и до начала христианской эпохи на Делосе был богатейший торговый порт.

Монастырь Дафни, монастырь на Хиосе и монастырь Осиу Лука (ΜΟΝΗ ΔΑΦΝΙΟΥ, ΜΟΝΗ ΧΙΟΥ, ΜΟΝΗ ΟΣΙΟΥ ΛΟΥΚΑ)

Три великолепных монастыря относятся к одной типологической серии, несмотря на то, что они находятся на значительном расcтоянии друг от друга. Большой купол у монастырей опирается на арку, тем самым, создавая восьмиугольное пространство. Внутри монастырей было богатое убранство - мозаики на золотом фоне, красочные мраморные украшения, уникальные фрески.

Иреон на острове Самос (ΑΡΧΑΙΟΛΟΓΙΚΟΣ ΧΩΡΟΣ ΗΡΑΙΟΥ ΣΑΜΟΥ)

Мифическая богиня Гера родилась на острове Самос. Здесь находятся руины храма Геры - это 115 гигантских колонн, сохранившиеся до наших времён. Геродот считал Храм Геры самым значимым в Греции. Небольшой порт в посёлке Пифагорио (древняя столица острова) наполнен эллинскими и римскими великолепными памятниками.

Археологическое место Вергина (ΑΡΧΑΙΟΛΟΓΙΚΟΣ ΧΩΡΟΣ ΑΙΓΩΝ ΒΕΡΓΙΝΑ)

Некрополь и царский дворец, обнаруженные в XIX веке в посёлке Эгон, недалеко от Вергина, принадлежали Македонским царям. В одной из королевских гробниц, находились останки отца Александра Македонского - Филиппа II. Дворец украшен мозаикой и фресками, датируется XI веком до н.э.

Археологические места в Микенах и Тиринфе (ΑΡΧΑΙΟΛΟΓΙΚΟΙ ΧΩΡΟΙ ΜΥΚΗΝΩΝ ΚΑΙ ΤΙΡΥΝΘΑΣ)

Величественные Тиринф и Микены - это два крупных и важных города Микенской цивилизации, которая доминировала и сыграла важную роль в развитии классической эллинской культуры в восточном Средиземноморье (XV – XII вв до н.э.). Исторические события в Тиринфе и Микенах, о жизни древних греков, часто упоминались Гомером в "Одиссеи" и "Илиаде".

Исторический центр с монастырем Иоанна Богослова и пещерой Апокалипсиса на острове Патмос (ΙΣΤΟΡΙΚΟ ΚΕΝΤΡΟ (ΧΩΡΑ), ΜΕ ΤΗ ΜΟΝΗ ΑΓΙΟΥ ΙΩΑΝΝΗ ΤΟΥΘΕΟΛΟΓΟΥ  ΚΑΙ ΤΟ ΣΠΗΛΑΙΟ ΤΗΣ ΑΠΟΚΑΛΥΨΗΣ ΣΤΗΝ ΠΑΤΜΟ)

Монастырь святого Иоанна Богослова на острове Патмос, пожалуй, самый важный монастырский комплекс Эгейского моря. Здесь святой написал Евангелие и Апокалипсис. Патмос с средневековым историческим центром, является прекрасным примером традиционного греческого религиозного паломничества и обладает значительным архитектурным интересом.

Старый город в Корфу (ΠΑΛΑΙΑ ΠΟΛΗ ΤΗΣ ΚΕΡΚΥΡΑΣ)

Стратегическое и географическое положение острова Корфу, у входа в Адриатическое море, очень рано определило его особую роль в истории Средиземноморья. Поэтому порт Корфу, часто выступал в главной роли во всех основных событиях политической истории Европы. В Старом городе Корфу имеются две исторические средневековые крепости, сохранившиеся до наших времён.

www.thisgreece.ru

Памятники Греции

Памятники Греции

Нет такого человека, который не слышал бы о Колоссе Родосском – гигантской (около 36 м) статуе, можно сказать – памятнике Гелиосу, древнегреческому богу Солнца, который стоял на входе в Родосскую гавань. Эта статуя относилась к 7 чудесам света. Колосс Родосский «погиб» в результате землетрясения примерно в 226-227 г. до н.э., но он настолько поразил воображение современников, что память о нем сохранилась до наших дней. Существующие сегодня в Греции памятники культуры на право называться чудом света не претендуют, однако поражают воображение гостей страны и остаются в их памяти на долгие годы.

Объекты из списка ЮНЕСКО

17 памятников в Греции включены в список ЮНЕСКО как объекты Всемирного наследия. Первым был включен храм Аполлона Эпикурия в области Бассы. Это произошло в 1986 г. – через 5 лет после того, как Греция ратифицировала конвенцию об охране Всемирного наследия. Храм относится примерно к 430 г. до н.э.

Храм Аполлона в Бассах

Другие памятники Древней Греции, попавшие в список – это:

  1. Афинский Акрополь.
  2. Афинский Акрополь
  3. Руины Дельф.
  4. Руины города Дельфы
  5. Руины Эпидавра.
  6. Эпидавр
  7. Археологические памятники Олимпии.
  8. Олимпия
  9. Остров Делос (Дилос), упоминаемый во многих мифах (в том числе как место рождения Аполлона и Артемиды), на котором располагались святилища, посвященные Аполлону и Дионису.
  10. Терраса львов в святилище Аполлона на Делосе
  11. Пифагорея.
  12. Пифагорея
  13. Руины Филипп (относятся к македонскому периоду, город был основан отцом Александра Македонского).
  14. Филиппы
  15. Археологические раскопки рядом с современным городом Вергина.
  16. Раскопки в Вергине
  17. Археологические памятники Тиринфа и Микен.

Чаще всего на фото, находящихся по запросу «Памятники Греции», изображен именно из этих объектов. Кроме этих памятников античности, в Греции еще есть ряд мест, которые являются объектами Всемирного наследия. Это такие средневековые достопримечательности, как:

Также звание объекта Всемирного наследия с 1988 г. носит гора Афон – в качестве духовного центра для всех приверженцев православия.

Исторические и архитектурные памятники

Другие интересные исторические памятники Греции располагаются на месте существовавших ранее городов. Особо стоит отметить города:

Известна Греция не только античными архитектурными памятниками: множество заслуживающих внимания сооружений возникло здесь в Средние века, когда страна находилась в составе Византийской империи. Заслуживает внимания город Мистра, «город-призрак» или «город-музей», который в Средневековье являлся одним из наиболее густонаселенных в Византийской империи (в нем проживало более 50 тыс. человек). Известен город тем, что именно в нем был помазан на царство последний из византийских императоров, Константин XI.

В нем расположены такие известные в Греции памятники архитектуры, как:

  • Дворец Деспотов;
  • Дворец Деспотов
  • монастырь Пантанасса;
  • монастырь Бронтохион.

Еще одно место, славящееся количеством охраняемых памятников архитектуры – город Верия на севере страны. Он известен тем, что здесь возникла одна из первых в Европе христианских общин, причем основал ее сам апостол Павел. «Главным» архитектурным и историческим памятником города можно назвать Старую Митрополию – бывший кафедральный собор, в котором хорошо сохранились настенные росписи.

Другие интересные строения в городе – церкви:

  • Святого Власия;
  • Иоанна Богослова;
  • Христа;
  • Сретения Господня и др.

Памятники историческим личностям

Греция – родина философии, и древних философов здесь не просто помнят, их по-настоящему чтут. Например, памятник Аристотелю в Греции установлен в Салониках – на улице, носящей имя этого философа и ученого, а также в Полигиросе.

Памятник Аристотелю в Салониках

В разных городах можно встретить и памятники другим философам:

  • Сократу – в Афинах, возле здания Академии наук, рядом находится памятник его ученику, Платону;
  • Памятник Сократу
  • Пифагору – в городе Пифагорио на острове Самос;
  • Диогену;
  • Демокриту и пр.

Разумеется, в почете здесь не только философы, но и полководцы, поэты, ученые. Например, в Салониках есть памятник Александру Македонскому, в Афинах – Периклу, на острове Кос и в городе Лариса – Гиппократу, в Пиреях – Фемистоклу, в Афинах – Софоклу.

Есть в Греции и памятник царю Леониду – одному из известнейших (в основном благодаря кинематографу) правителей и полководцев времен греко-персидских войн. Самых известных памятников 2: один стоит около Фермопильского ущелья (где Леонид погиб), другой – в современном городе Спарта, который стоит практически на месте древнего города, в котором Леонид был царем.

Памятник царю Леониду у Фермопильского ущелья

Не меньше в Греции памятников и более современным историческим личностям, прославившим свою державу. Одной из таких личностей является Ласкарина Бубулина, героиня войны за независимость от Турции, флотоводец, первая женщина-адмирал Российского флота. Памятник ей установлен на острове Спеце, в гавани одноименного города.

Памятник женщине-адмиралу Ласкарине Бубулине

Памятники персонажам мифов

Греция – страна, где мифология и древняя история основательно переплетены друг с другом. Поэтому нет ничего удивительного, что среди известных памятников Греции есть и памятники богам, героям и другим персонажам мифов. Например, во дворе дворца Ахиллион на Корфу есть памятник Ахиллесу – пожалуй, известнейшему из упомянутых в мифах Греции герою. Памятник называется «Умирающий Ахилл» (собственно, в греческом языке этого героя зовут именно так, а «Ахиллес» – это латинизированный вариант его имени). Там же есть и еще одна статуя, изображающая Ахилла живого – в облачении и с копьем в руке.

Умирающий АхиллЕще одна статуя Ахилла в Ахиллионе

Памятников также удостоились:

  • Одиссей – ему воздвигли монументы в Итаке, в Вати на острове Самос (а напротив – памятник Пенелопе) и других местах;
  • Памятник Одиссею на Итаке
  • Тесей – памятник в Афинах изображает героя сидящим на камне и завязывающим сандалию, также есть несколько памятников, изображающих сражение героя с Минотавром.
Памятник Тесею в Афинах

 

womanadvice.ru

30. Скульптура Греции Классического периода. Общая характеристика. Художественные центры. Основные имена и памятники.

Образ атлета — по-прежнему самая распространенная тема скульптуры. Совершенную человеческую красоту — вот что стре­мились воплотить греки в образах атлетов. Фигура дельфийского возничего из композиции, созданной около 476 г. до н. э. неизве­стным мастером. Фигура отлита в бронзе, ставшей с этого времени любимым материалом.

Известны не только анонимные произведения V в. до н. э. В это время в Афинах работали скульптуры Фидий, Мирон и Поликлет. Многие статуи их дошли до нас лишь в римских мраморных копиях I—II в. н. э. Наиболее известен среди работ Мирона из Элевтер «Дискобол» (около 460—450 гг. до н. э.), изображающий атлета в момент наивысшего напряжения перед броском диска. Мирону первому удалось передать в статичном искусстве живость движения, внутреннее напряжение фигуры. В другом произведении — «Афина и Марсий», исполненном для афинского акрополя, лесное существо Марсий выбирает музыкальный инструмент среди разбросанных у его ног, рядом стоит взирающая на него с гневом Афина. Обе фигуры объединены действием. Интересно отметить, что, хотя Марсий выступает здесь как существо, выражаясь современным языком, отрицательное, лишь в его неправильном лице подчеркивается отсутствие совершенства, тело же его идеально прекрасно.

Поликлет из Аргоса работал уже в период высокой классики, в середине и второй половине V в. до н. э. Он создал тот обобщенный художественный образ атлета, который стал нормой и образцом. Им был написан теоретический трактат «Канон» (мера, правило), где скульптор точно рассчитал размеры частей тела исходя из роста человека как единицы измерения (например, голова — 1/7 к росту, лицо и кисть руки — 1/10, ступня — 1/6 и т. д.). Свой идеал он выразил в сдержанно-мощных, спокойно-величественных образах «Дорифора» (Копьеносца; 450—440 гг. до н. э.), «Диадумена» (ат­лета, увенчивающего свою голову победной повязкой, около 420 г. до н. э.) и «Раненой амазонки», предназначавшейся для знамени­того храма Артемиды в Эфесе. Поликлет воплотил в своих статуях прежде всего образ идеального свободнорожденного гражданина полиса, города-государства Афин.

Третьим величайшим скульптором V в. до н. э. был уже упомя­нутый афинянин Фидий. В 480—479 гг. персы захватили и разгра­били Афины и основные святилища на Акрополе. Среди развалин священного храма Фидий создал семиметровую бронзовую статую Афины-воительницы, Афины-Промахос, с копьем и щитом в руках, как символ возрождения города, его мощи и непримиримости к врагам. Как и все последующие работы Фидия, статуя погибла (она была уничтожена крестоносцами в Константинополе в XIII в.).

Около 448 г. до н э. Фидий выполнил 13-метровую статую Зевса для храма Зевса в Олимпии. Лицо, руки и тело бога были выложены пластинками слоновой кости на деревянной основе, глаза из дра­гоценных камней, плащ, сандалии, оливковые ветви на голове, волосы, борода — из золота (так называемая хрисоэлефантинная техника). Зевс восседал на троне, держа в руках скипетр и фигуру богини победы. Скульптура пользовалась огромной славой, но и она погибла в V в. н. э.

С 449. г. до н. э. началась реконструкция Афинского Акрополя и Фидий стал воплотителем замысла Перикла, поддержанного всеми афинянами.

В скульптуре на смену мужественности и суровости образов строгой классики приходит интерес к душевному миру человека, и в пластике находит отражение более сложная и менее прямолиней­ная его характеристика. Так, в единственной дошедшей до нас в подлиннике скульптора Праксителя мраморной статуе Гермеса (около 330 г. до н. э.) мастер изобразил прекрасного юношу, небрежно облокотившегося на пень, в состоянии покоя и безмя­тежности. Задумчиво и нежно он глядит на младенца Диониса, которого держит на руках. На смену мужественной красоте атлета V в. до н. э. приходит красота несколько женственная, изящная, но и более одухотворенная. На статуе Гермеса сохранились следы древней раскраски: красно-коричневые волосы, серебряного цвета повязка. Особой славой пользовалась другая скульптура Праксителя — статуя Афродиты Книдской. Это было первое в греческом искусстве изображение обнаженной женской фигуры. Статуя стояла на берегу полуострова Книд, и современники писали о настоящих паломничествах сюда, чтобы полюбоваться красотой богини, гото­вящейся войти в воду и сбросившей одежды на стоящую рядом вазу. Оригинал статуи Афродиты Книдской, к сожалению, не сохранился. Героям Праксителя не чуждо лирическое чувство, отчетливо выра­женное, например, в его «Отдыхающем сатире». Подобные черты развились еще ранее, в пластике учеников фидиевской школы, достаточно указать «Афродиту в садах» Алкамена, рельефы балюст­рады храма Нике Аптерос или надгробие Гегесо неизвестных мас­теров.

Скопас, уроженец острова Парос, был современником Пракси­теля. Он участвовал в создании рельефного фриза для Галикарнасского мавзолея совместно с Тимофеем, Леохаром и Бриаксисом. В отличие от Праксителя Скопас продолжил традиции высокой клас­сики, создавая образы монументально-героические. Но от образов V в. их отличает драматическое напряжение всех духовных сил.

В состоянии экстаза, в бурном порыве страсти изображена Скопасом Менада. Спутница бога Диониса показана в стремитель­ном танце, ее голова запрокинута, волосы упали на плечи, тело изогнуто, представлено в сложном ракурсе, складки короткого хитона подчеркивают бурное движение. Игра светотени усиливает динамику образа.

В отличие от скульптуры V в. Менада Скопаса рассчитана уже на обозрение со всех сторон.

Лисипп — третий великий скульптор IV в. до н. э. (370—300 гг. до н. э.). Работал он в бронзе и, если верить древним писателям, оставил после себя 1500 бронзовых статуй, которые до нас в подлиннике не дошли. Лисипп использовал уже известные сюжеты и образы, но стремился их сделать более жизненными, не идеально совершенными, а характерно-выразительными. Так, атлетов он показывал не в момент наивысшего напряжения сил, а, как правило, в момент их спада, после состязания. Именно так представлен его Апоксиомен, счищающий с себя песок после спортивного боя. У него усталое лицо, слипшиеся от пота волосы. Пленительный Гермес, всегда быстрый и живой, тоже представлен Лисиппом как бы в состоянии крайнего утомления, ненадолго присевшим на камень и готовым в следующую секунду бежать дальше в своих крылатых сандалиях. Утомленным от подвигов изображает Лисипп и Геракла («Отдыхающий Геракл»). Лисипп создал свой канон пропорций человеческого тела, по которому его фигуры выше и стройнее, чем у Поликлета (размер головы составляет 1/9 фигуры).

Лисипп был многогранным художником. Придворный скульп­тор Александра Македонского, он делал гигантские многофигурные композиции, например баталию из 25 фигур всадников, статуи богов, портреты (не один раз он изображал Александра Македонского, лучший из портретов знаменитого пол­ководца несет в себе черты почти трагической смятенности).

Для искусства поздней классики было характерно введение новых жанров, которые нашли дальнейшее развитие на следующем этапе — в эллинизме.

studfile.net

Древнегреческие скульптуры. Самые знаменитые скульптуры – ТОП10

Древнегреческие скульптуры

Планируя путешествие в Грецию, многие люди интересуются не только комфортными отелями, но и увлекательной историей этой древней страны, неотъемлемую часть которой составляют объекты искусства.

Большое количество трактатов известных искусствоведов посвящены именно древнегреческой скульптуре, как основоположной ветви мировой культуры. К сожалению, многие памятники того времени не уцелели в своем первозданном виде, и известны по более поздним копиям. Изучая их, можно проследить историю развития греческого изобразительного искусства от гомеровского периода до эпохи эллинизма, и выделить самые яркие и известные творения каждого периода.

Афродита Милосская

древнегреческие скульптуры

Всемирно известная Афродита из острова Милос относится к эллинистическому периоду греческого искусства. В это время, силами Александра Македонского, культура Эллады начала распространяться далеко за пределы Балканского полуострова, что заметно отобразилось на изобразительном искусстве – скульптуры, картины и фрески стали более реалистичными, лица богов на них обладают человеческими чертами – расслабленными позами, отвлеченным взглядом, мягкой улыбкой.

Статуя Афродиты, или как её называли римляне, Венеры, изготовлена из белоснежного мрамора. Её высота немногим больше человеческого роста, и составляет 2.03 метра. Обнаружено изваяние было по воле случая обычным французским моряком, который в 1820 году, вместе с местным крестьянином, откопал Афродиту возле остатков древнего амфитеатра на острове Милос. При её транспортировке и таможенных спорах, статуя лишилась рук и постамента, но сохранилась запись об указанном на нем авторе шедевра: Агесандр, сын жителя Антиохи Менида.

На сегодняшний день, после тщательной реставрации, Афродита экспонируется в парижском Лувре, привлекая своей естественной красотой миллионы туристов каждый год.

Ника Самофракийская

древнегреческие скульптуры

Время создания статуя богини победы Ники относится к II веку до н.э. Исследования показали, что Ника была установлена над морским побережьем на отвесной скале – её мраморная одежда развевается будто бы от ветра, а наклон корпуса олицетворяет постоянное движение вперед. Тончайшие складки одежды прикрывают сильное тело богини, а мощные крылья расправлены в радости и торжестве победы.

У статуи не сохранились голова и руки, хотя отдельные фрагменты были обнаружены во время раскопок в 1950 году. В частности, Карл Леманн с группой археологов нашли правую руку богини. Ника Самофракийская сейчас является одним из выдающихся экспонатов Лувра. Её рука так и не была добавлена к общей экспозиции, реставрации подверглось только правое крыло, которое выполнено из гипса.

Лаокоон и его сыновья

древнегреческие скульптуры

Скульптурная композиция, изображающая смертельную борьбу Лаокоона – жреца бога Аполлона и его сыновей с двумя змеями, посланными Аполлоном в отместку за то, что Лаокоон не послушал его волю, и старался препятствовать вводу троянского коня в город.

Статуя была выполнена из бронзы, но её оригинал не дожил до наших дней. В XV веке, на территории «золотого дома» Нерона была найдена мраморная копия скульптуры, и по приказу папы Юлия II установлена в отдельной нише ватиканского Бельведера. В 1798 году статую Лаокоона перевезли в Париж, но после падения правления Наполеона англичане вернули её на прежнее место, где она хранится по сей день.

Композиция, изображающая отчаянную предсмертную борьбу Лаокоона с божественным наказанием, воодушевила многих скульпторов эпохи позднего средневековья и Возрождения, и породила моду на отображение сложных, вихреобразных движений человеческого тела в изобразительном искусстве.

Зевс с мыса Артемисион

древнегреческие скульптуры

Статуя, найденная ныряльщиками возле мыса Артемисион, выполнена из бронзы, и является одним из немногих предметов искусства такого типа, дошедшего до наших дней в первозданном виде. Исследователи расходятся в суждениях о принадлежности скульптуры конкретно Зевсу, полагая, что она может изображать и бога морей Посейдона.

Изваяние имеет высоту 2.09 м, и изображает верховного грецкого бога, который занес правую руку для того, чтобы метнуть молнию в праведном гневе. Сама молния не сохранилась, но по многочисленным фигуркам меньшего размера можно судить, что она имела вид плоского, сильно вытянутого бронзового диска.

От почти двух тысяч лет пребывания под водой, статуя почти не пострадала. Исчезли только глаза, которые, предположительно, были из слоновой кости и инкрустированы драгоценными камнями. Увидеть это произведение искусства можно в Национальном археологическом музее, который находится в Афинах.

Статуя Диадумена

древнегреческие скульптуры

Мраморная копия бронзовой статуи юноши, который сам венчает себя диадемой – символом спортивной победы, вероятно украшала место проведения состязаний в Олимпии или Дельфах. Диадема в то время являла собой красную шерстяную повязку, которой, наряду с лавровыми венками, награждали победителей Олимпийских игр. Автор произведения – Поликлет, выполнил её в своем излюбленном стиле – юноша находится в легком движении, его лицо отображает полное спокойствие и сосредоточенность. Атлет ведет себя как заслуженный победитель – он не показывает усталости, хотя его тело и требует отдыха после борьбы. В скульптуре автору удалось очень естественно передать не только мелкие элементы, но и общее положение тела, грамотно распределив массу фигуры. Полная пропорциональность тела является вершиной развития данного периода – классицизма V века.

Хотя бронзовый оригинал и не сохранился до нашего времени, его копии можно наблюдать во многих музеях мира – Национальном археологическом музее в Афинах, Лувре, Метрополитен, Британском музее.

Афродита Браски

древнегреческие скульптуры

Мраморное изваяние Афродиты изображает собой богиню любви, которая обнажилась перед тем, как принять свою легендарную, часто описываемую в мифах, ванну, возвращающей ей девственность. Афродита в левой руке держит снятую одежду, которая мягко опускается на стоящий рядом кувшин. С точки зрения инженерной мысли, такое решение позволило сделать хрупкую статую устойчивее, и дало скульптору возможность придать её более расслабленную позу. Уникальность Афродиты Браски в том, что это первое известное изваяние богини, автор которой решился изобразить её обнаженной, что в свое время считалось неслыханной дерзостью.

Ходят легенды, согласно которых скульптор Пракситель создал Афродиту по образу возлюбленной – гетеры Фрины. Когда об этом узнал её бывший поклонник, оратор Евтиас, он поднял скандал, вследствие которого Праксителя обвинили в непростительном кощунстве. На суде защитник, увидев что его доводы не справляют впечатления на судью, сдернул с Фрины одежду чтобы показать присутствующим, что настолько совершенное тело натурщицы просто не может таить в себе темную душу. Судьи, будучи приверженцами концепции калокагатии, были вынуждены полностью оправдать подсудимых.

Оригинал статуи был вывезен в Константинополь, где и погиб во время пожара. До нашего времени дошло множество копий Афродиты, но все они имеют свои отличия, так как восстанавливались по словесным и письменным описаниям и изображениям на монетах.

Марафонский юноша

древнегреческие скульптуры

Статуя молодого человека выполнена из бронзы, и предположительно изображает греческого бога Гермеса, хотя каких-нибудь предпосылок или его атрибутов в руках или одежде юноши не наблюдается. Скульптура была поднята со дна Марафонского залива в 1925 году, и с того времени пополнила экспозицию Национального археологического музея в Афинах. Благодаря тому, что статуя длительное время находилась под водой, все её черты очень хорошо сохранились.

Стиль, в котором сделано изваяние, выдает стиль известного скульптора Праксителя. Юноша стоит в расслабленной позе, его рука упирается на стену, у которой была установлена фигура.

Дискобол

древнегреческие скульптуры

Статуя древнегреческого скульптора Мирона не сохранилась в оригинальном виде, но широко известна по всему миру благодаря бронзовым и мраморным копиям. Скульптура уникальна тем, что на ней впервые было запечатлено человека в сложном, динамическом движении. Такое смелое решение автора послужило ярким примером для его последователей, которые с не меньшим успехом создавали предметы искусства в стиле «Figura serpentinata» — особенной технике, изображающей человека или животное в зачастую неестественной, напряженной, но очень выразительной, с точки зрения наблюдателя, позе.

Дельфийский возничий

древнегреческие скульптуры

Бронзовая скульптура возничего была обнаружена во время раскопок 1896 года в святилище Аполлона в Дельфах, и являет собой классический пример античного искусства. Фигура изображает древнегреческого юношу, управляющего повозкой во время Пифийских игр.

Уникальность скульптуры заключается в том, что сохранилась инкрустация глаз драгоценными камнями. Ресницы и губы юноши украшены медью, а повязка на голове сделана из серебра, и предположительно также имела инкрустацию.

Время создания скульптуры, теоретически, находится на стыке архаики и ранней классики – её поза характеризуется скованностью и отсутствием какого-либо намека на движение, но голова и лицо выполнены с довольно большой реалистичностью. Как и в более поздних скульптур.

Афина Парфенос

древнегреческие скульптуры

Величественная статуя богини Афины не сохранилась до нашего времени, но существует множество её копий, восстановленных согласно с древними описаниями. Скульптура была полностью выполнена из слоновой кости и золота, без применения камня или бронзы, и стояла в главном храме Афин – Парфеноне. Отличительная черта богини – высокий шлем, украшенный тремя гребнями.

История создания статуи не обошлась без фатальных моментов: на щите богини скульптор Фидий, помимо изображения битвы с амазонками, поместил свой портрет в виде немощного старика, который двумя руками поднимает тяжелый камень. Общественность того времени неоднозначно расценила поступок Фидия, что стоило ему жизни – скульптора заточили в тюрьму, где он свел счеты с жизнью при помощи яда.

Греческая культура стала основоположником для развития изобразительного искусства всего мира. Даже сегодня, рассматривая некоторые современные картины и статуи можно обнаружить влияние этой древней культуры.

Древняя Эллада стала той колыбелью, в которой активно воспитывался культ человеческой красоты в её физическом, моральном и интеллектуальном проявлении. Жители Греции того времени не только поклонялись множеству олимпийских богов, но и старались максимально походить на них. Все это отображено в бронзовых и мраморных статуях – они не просто передают образ человека или божества, но и делают их приближенными друг к другу.

Хотя очень многие из статуй не дошли до современности, их точные копии можно увидеть во многих музеях мира.

gidvgreece.com

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *