Национальный центр культуры и искусства имени жоржа помпиду – адрес, режим работы, официальный сайт. Музей современного искусства Помпиду. Центр Помпиду на карте Парижа. Фото центра. » Карта путешественника

Национальный Центр Искусств имени Жоржа Помпиду

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ИСКУССТВ ИМЕНИ ЖОРЖА ПОМПИДУ (CENTRE NATIONAL D’ART ET DE CULTURE GEORGES POMPIDOU)

Адрес: 9, rue Beaubourg
Метро: Hфtel-de-Ville, Rambuteau, Chвtelet
Центр открыт ежедневно, кроме среды, с 11 до 22 ч., музей и выставки – с 11 до 21 ч., библиотека – с 12 до 22 ч.

Когда-то французский президент Жорж Помпиду мечтал: «Мне хочется, чтобы в Париже был выстроен культурный центр – одновременно музей и творческая мастерская, где пластические искусства соседствовали бы с музыкой, кино, книгами и аудиовизуальными исследованиями…»

В 1969 году был объявлен международный конкурс на проект крупнейшего в Европе культурного центра. В нем приняли участие архитекторы из 49 стран, представившие 680 проектов (в том числе 30 советских). Жюри конкурса утвердило совместный проект итальянца Ренцо Пиано и англичанина Ричарда Роджерса. Строительство продолжалось почти пять лет и обошлось в 900 миллионов франков. Национальный центр искусств имени Жоржа Помпиду был торжественно открыт 31января 1977 года.

«Европейский дом культуры»… «кафедральный собор искусства…» «супермаркет культуры»… «эклектостанция»… «Помпидолиум»… – такими эпитетами наградила парижская пресса новое детище современного градостроительства. Необычная и даже экстравагантная (по тем временам) архитектура здания, напоминающего нефтеперегонный завод, символизировала основное назначение центра — массовое «производство» и распространение культуры.

По контрасту с традиционной архитектурой квартала здание центра поражает и своими авангардистскими формами, и необычными масштабами (высота – 42м, длина — 166м, ширина — 60м). В здании восемь этажей, в том числе три подземных. Площадь каждого этажа – 7800кв.м, а общая полезная площадь – 100 тысяч кв.м. Для того, чтобы разгрузить внутреннее пространство, все коммуникационные системы вынесены наружу в виде огромных труб с цветовой кодировкой (синие трубы – кондиционирование воздуха, зеленые – водопровод, желтые – электричество, красные – грузоподъемники, эскалаторы и пассажирские лифты).

Центр имени Помпиду (парижане называют его «центр Бобур») — самый посещаемый туристический объект в Париже: 8 миллионов посетителей в год (в два раза больше, чем посетителей Эйфелевой башни и почти столько же, сколько гостей Евродиснейленда). В здании центра находятся публичная библиотека, Национальный музей современного искусства, Институт исследований и координации в области акустики и музыки (его возглавляет известный композитор-авангардист Пьер Булез), библиотека и художественные мастерские для детей, кино- и конференц-залы. В 1999-2000 годах был произведен ремонт и реконструкция здания.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

Богатая коллекция современного искусства от 1905 года до наших дней: живопись, скульптура, архиектура, дизайн, фотография. Работы великих мастеров ХХ века (Матисс, Пикассо, Брак, Дюшан, Леже, Миро, Джакометти и др.), в том числе произведения русских художников (Кандинский, Шагал, Сутин, Гончарова, Ларионов, Цадкин, Архипенко, Соня Делоне и др.).

ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА

Крупнейшая во Франции бесплатная публичная библиотека занимает второй и третий этажи здания. 2 млн. томов (в том числе 60 тыс. словарей), лингафонные кабинеты, мониторы для просмотра аудиовизуальных материалов, газеты и журналы из разных стран). Есть неплохая подборка литературы на русском языке (к сожалению, книги на дом не выдаются). Вход в библиотек – со стороны улицы Beaubourg.

Главный вход в Центр – с площади Жоржа Помпиду (place Georges Pompidou). Фасад центра пересечен по диагонали гигантским застекленным эскалатором. Поднявшись по нему на верхнюю площадку, можно полюбоваться великолепным видом на Париж (башня Сен-Жак, башни собора Нотр-Дам, а с другой стороны – холм Монмартр

с Базиликой Сакре-Кер).

На брусчатой площади перед центром, словно в средневековые времена, выступают уличные актеры, музыканты и акробаты. В квартале много художественных галерей, уютных ресторанчиков, магазинов с сувенирами, альбомами, открытками и компакт-дисками

КВАРТАЛ ЧАСОВ

Севернее здания центра Бобур находится квартал Часов – пешеходная зона с многочисленными художественными и ремесленными мастерскими. При входе в квартал с улицы Rambuteau установлена модернистская статуя работы русского скульптора Осипа Цадкина «Прометей, укрывающийся от небесного огня». В центре квартала – гигантские часы-автомат «Защитник времени». В начале каждого часа бронзовый человек вступает в борьбу с одним из трех монстров, символизирующих Землю, Море и Воздух. В 12 и в 18 часов Защитник времени сражается одновременно с тремя монстрами.

Национальный центр искусств и культуры имени Жоржа Помпиду (Centre Pompidou-Beaubourg)


Где находится: м. Rambuteau, pl. Georges Pompidou
Сайт


На что посмотреть
Свое название музей получил в честь французского президента, по инициативе которого и был создан. Музей часто называют Центром Бобур. В конце 1990-х гг. музей был отреставрирован и реорганизован. Для посетителей он вновь открылся в 2000 г.

В начале 70-х гг. XX в. объявили конкурс на лучший проект для музея современного искусства, который предполагалось разместить на ограниченной площади в одном из самых старых кварталов Парижа. На конкурс поступила 681 работа из 49 стран. Победили молодые архитекторы – англичанин Ричард Роджерс (р.1933) и итальянец Ренцо Пьяно (р. 1037), предложившие для увеличения выставочного пространства вынести часть несущих конструкций и системы жизнеобеспечения здания на наружные стены. Получился параллелепипед (длина 166 м, ширина 60 м, высота 42 м) с эскалаторами в стеклянных галереях, проложенных вдоль фасада, опутанный трубами, кабелями и несущими стальными формами. Элементы транспортных систем (лифты, лестницы, эскалаторы) и силового каркаса окрашены в красный цвет, электрические кабели – в желтый, водопроводные трубы – в зеленый, трубы системы отопления – в белый, система кондиционирования – в голубой.

Многие восприняли сооружение, возведенное в 1977 г., как бессмысленное уродство. Однако в таком архитектурном решении заключен свой смысл: Центр Помпиду, возможно, наиболее полно демонстрирует сущность стиля модерн. Вывернутое наизнанку здание приучает любоваться красотой инженерной мысли.

Насладиться коллекцией современной живописи (одной из самых больших в мире!) можно, посетив выставочные залы Центра. На крыше оборудована смотровая площадка, куда можно бесплатно подняться на лифте. С нее открывается один из лучших видов на прилегающие кварталы. Еще один способ полюбоваться на окрестности – подняться на эскалаторе с внешней стороны здания. К большому сожалению туристов, с недавних пор это развлечение доступно лишь тем, у кого есть входной билет в музей.

У Центра нет пышного входа – только просторная покатая площадь, на которой любят собираться уличные музыканты, фокусники, мимы, портретисты. Внутри, на втором, третьем и четвертом этажах располагается Публичная библиотека (BPI). Открыта с пн. по пт. 12.00-22.00, в выходные 11.00-22.00, вход свободный. Обладает прекрасной коллекций 2500 периодических изданий, в том числе международной прессы, 10 000 дисков для прослушивания и 2200 документальных фильмов.

Кроме того, в Центре есть кинотеатр, концертный зал, несколько ресторанов и баров. В подвальных этажах расположился Институт исследования и координации акустики и музыки, причем за ходом научных исследований зрители могут наблюдать через смотровые окна.

В Национальный музей современного искусства можно попасть, поднявшись на эскалаторе.
Как работает: ежедневно 11.00-21.00, вт. – выходной.
Цена вопроса: 7 евро; в музей и на выставки – 11.50 евро, свободный вход в первое вс. месяца. Билет рассчитан на однократное посещение (т.е. нельзя выйти попить кофе, а потом вернуться).

В коллекции музея практически полностью представлено изобразительное искусство XX в.: шестой этаж посвящено периоду с 1905 по 1960 гг., а пятый – с 1960 г. до настоящего времени. На пятом этаже выставлены также копии архитектурных проектов и предметы мебели современных дизайнеров. Экспозиция музея настолько продуманна и насыщенна, что, в отличие от других более объемных парижских музеев, этот музей можно спокойно и внимательно осмотреть всего за полдня. Следует отметить также, что постоянная экспозиция все время меняется.
 
Пикассо «Женщина в кресле».       Кандинский «Сложное-простое»

Центр Помпиду — Википедия

Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду (фр. Centre national d’art et de culture Georges-Pompidou), в просторечии

Центр Жоржа Помпиду (фр. Centre Georges-Pompidou), Центр Помпиду или Бобур — культурный центр в квартале Бобур 4-го округа Парижа между кварталами Ле-Аль и Маре. Деятельность центра посвящена изучению и поддержке современного искусства и искусства XX века в различных его проявлениях (изобразительныe искусства, танец, музыка и пр.)

История

В 1969 году президент Пятой республики Жорж Помпиду решил[4][5], что свободный участок плато Бобур должен быть использован для строительства многопрофильного культурного центра[6]. Принятое решение дало новый импульс к развитию ряда различных проектов, которые должны были быть объединены в новом центре, в число которых входило создание новой общественной библиотеки в центре Парижа, обеспечение достойным помещением Государственного музея современного искусства (MNAM), не совсем удобно располагавшегося в крыле Токийского дворца, а также создание Центра современной музыки (IRCAM), вдохновлённого идеями французского композитора Пьера Булеза. В дополнение к этому, новый центр должен был взять на себя деятельность Центра современного искусства. Также в то время в команду был включён Франсуа Матей из Музея декоративных искусств, который разработал динамическую программу выставок современного искусства.

На конкурс был представлен 681 проект, созданный архитекторами из 49 стран. В том числе был выдвинут проект от СССР, в котором участвовали архитекторы ГИПРОНИИ РАН — проект стал лауреатом и получил положительные отзывы от мастеров западной архитектуры[7]. Международным жюри под руководством архитектора и инженера Жана Пруве был выбран проект, представленный группой из трёх человек, — британским архитектором Ричардом Роджерсом и двумя итальянцами Ренцо Пьяно[8][5][9] и Джанфранко Франчини. Пьяно и Роджерс самостоятельно курировали управление проектом.

Открытие центра состоялось 31 января 1977 года

[10]. После этого центр стал доступен публике со 2 февраля[11]. Оригинальное архитектурное решение в стиле хай-тек вызвало неоднозначные оценки современников[12][13][14]: экстравагантное здание критикам казалось похожим на нефтеперегонный завод[15][16]. Однако вскоре Центр Помпиду стал одной из визитных карточек Парижа и вошёл в число самых посещаемых французских и мировых достопримечательностей[17].

В конце 1970-х и 1980-х годов зал Центра Помпиду увидел такие известные выставки как: «Paris-New York», «Paris-Berlin», «Paris-Moscow» и «Paris-Paris», «Vienna: Birth of a Century» (англ. Вена: Рождение века), «The Immaterials», «Memories of the Future» (англ. Воспоминания о будущем), «Maps and Figures of the Earth», «Magicians of the Earth» (англ. Маги Земли). Под руководством директоров Понтуса Хультена и Доменика Бозо коллекция музея значительно выросла и стала мировым лидером в области современного искусства.

В 1992 году началась реорганизация центра, целью которой было создание отдела культурного развития. Отдел был ответствен за программу живых выступлений, кинопоказов, лекций, симпозиумов и различных дискуссий. Слияние музея современного искусства и центра промышленного дизайна было заложено в основы архитектуры здания и дизайна коллекции, что через двадцать лет было воспринято как достаточно оригинальное решение.

После двадцати лет деятельности и более 150 миллионов посетителей, по указу президента Жан-Жака Айагона, в Центре Помпиду прошли ремонтные работы, которые длились с октября 1997 года по декабрь 1999 года. Правительство выделило средства для расширения пространства галереи, где проводился показ постоянной коллекции, а также для улучшения условий живого исполнения. В итоге центр получил около 100 тыс. м2 площади.

Центр Помпиду был открыт снова 1 января 2000 года с большим успехом. В настоящее время Центр Помпиду принимает от 3,5 до 3,8 миллиона посетителей в год[11].

В 2010 оду открылся филиал Центра Помпиду в Меце, а в 2015 году — филиал в Малаге[fr][18].

Видео по теме

Описание

Часть выставок Центра

Здание представляет собой стеклянный параллелепипед очень больших для центра Парижа размеров: оно имеет длину 166 м, ширину 60 м и высоту 42 м[9]. Оригинальная идея архитекторов была в расположении всех технических конструкций (арматурные соединения, все трубопроводы, лифты и эскалаторы) снаружи здания, что позволило высвободить максимум полезной площади в 40 тыс. м². Арматурные соединения выкрашены белым цветом, вентиляционные трубы — синим, водопроводные — зелёным, электропроводка — жёлтым, а эскалаторы и лифты — красным

[5][19][20][9].

Центр Помпиду включает в себя парижский Музей современного искусства[21][8], библиотеку[6][22][19], Центр промышленного дизайна[23], Институт исследования и координации акустики и музыки[6], концертные и выставочные залы[24], несколько кинозалов[23]. Вход в библиотеку бесплатный гражданам всего мира[25], за исключением смотровой площадки.

Обширную площадь перед зданием облюбовали художники, бродячие артисты, музыканты и циркачи[19]. Справа от Центра Помпиду небольшую площадь Стравинского украшает одноимённый экстравагантный фонтан, представляющий собой множество необычных металлических механизмов, двигающихся посредством воды[5][9].

Центр является третьей по посещаемости культурной достопримечательностью во Франции после Лувра и Эйфелевой башни: более 6 миллионов посетителей в год

[26], в том числе 3,5 миллиона посетителей музея[27][19].

См. также

Примечания

  1. ↑ В Центре Помпиду сменился директор, The Art Newspaper Russia (5 марта 2015). Проверено 14 декабря 2016.
  2. Алексей Тарханов. Французского политика понизили до музея // Газета «Коммерсантъ». — 2015-11-03. — Вып. 41. — С. 11.
  3. ↑ Inauguration du centre d’art et du Culture Georges Pompidou — TF1.
  4. Носик Б. М. Прогулки по Парижу. Правый берег. — Радуга, 2000. — С. 44. — 367 с. — ISBN 5050049644.
  5. 1 2 3 4 Макарова В. В. Стили интерьера. — БХВ-Петербург, 2011. — С. 71. — 163 с. — ISBN 5977507380.
  6. 1 2 3 Inga Tourmann. Париж. Путеводитель и аудиогид. — Jourist Verlags GmbH. — С. Раздел 14. — 80 с. — ISBN 3898944514.
  7. Российская академия наук. Вестник Российской академии наук. — Том 78, выпуски 7-12. — Наука, 2008. — С. 1099.
  8. 1 2 Бартошевич А. В., Зингерман Б. И., Государственный институт искусствознания. Мир искусств: альманах / Том 4. — РИК «Культура», 2001. — С. 75. — 102 с.
  9. 1 2 3 4 Татьяна Бурдакова, Илья Кусый, Е. Левицкая, Марк Сартан, Я. Сартан, Л. Кунявский, Юлия Ларионова, Виктория Бакир, Анна Пожидаева, Виктория Базоева, Е. Громова, Е. Меркулова. Франция. — Litres, 2015. — С. 109. — ISBN 5457381994.
  10. Ирина Галинская. Культурология: Дайджест. — Выпуск 3 (2010 год). — Litres, 2015. — ISBN 5457838226.
  11. 1 2 The history – Centre Pompidou. www.centrepompidou.fr. Проверено 13 декабря 2016.
  12. ↑ Советское искусствознание. — Выпуски 21-22. — Советский художник, 1987. — С. 58.
  13. ↑ Читающая Россия. — Роспечать, 1997. — С. 40. — 99 с.
  14. Елена Юдковская. Записки на кассетах. — Глобус, 1998. — С. 157. — 167 с.
  15. Александр Жаров. Итальянское письмо и другие стихи. — Московский рабочий, 1928. — С. 538.
  16. Dominique Auzias, Jean-Paul Labourdette. Paris. — Париж: Nouvelles éd. de l’Université, 2013. — С. 14. — ISBN 9782746962200.
  17. ↑ L’histoire – Centre Pompidou. www.centrepompidou.fr. Проверено 13 декабря 2016.
  18. ↑ Музеи шагают по планете. История вопроса // Коммерсантъ, № 166 (6160), 08 сентября 2017
  19. 1 2 3 4 Анна Мудрова. Великие шедевры архитектуры. 100 зданий, которые восхитили мир. — Litres, 2015. — ISBN 5457637433.
  20. Евгения Ливеровская. 100 лучших мест Франции. — Litres, 2014. — ISBN 5457592359.
  21. Роза Лемперт-Андреева. С приездом в Париж и на Лазурныĭ берег: полезные советы и адреса. — Санкт-Петербург, 1995. — С. 120. — 173 с.
  22. Смирнов В. П. Франция: страна, люди, традиции. — Мысль, 1988. — С. 88. — 286 с.
  23. 1 2 Калугина Т. П. Художественный музей как феномен культуры. — Петрополис, 2001. — С. 117. — 221 с.
  24. ↑ Франция. Лингвострановедческий словарь / Под ред. Л. Г. Ведениной. — М.: Интердиалект+ : АМТ, 1997. — С. 460–461. — 1040 с. — ISBN 5-89520-003-6.
  25. Московский литературный музей-центр К. Г. Паустовского. Мир Паустовского. — Выпуски 21-22. — Московский литературный музей-центр К. Г. Паустовского, 2004. — С. 105.
  26. ↑ Презентация центра
  27. ↑ Годовой отчёт центра за 2009 год.

Ссылки

Центр Помпиду — Википедия

Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду (фр. Centre national d’art et de culture Georges-Pompidou), в просторечии Центр Жоржа Помпиду (фр. Centre Georges-Pompidou), Центр Помпиду или Бобур — культурный центр в квартале Бобур 4-го округа Парижа между кварталами Ле-Аль и Маре. Деятельность центра посвящена изучению и поддержке современного искусства и искусства XX века в различных его проявлениях (изобразительныe искусства, танец, музыка и пр.)

История

В 1969 году президент Пятой республики Жорж Помпиду решил[4][5], что свободный участок плато Бобур должен быть использован для строительства многопрофильного культурного центра[6]. Принятое решение дало новый импульс к развитию ряда различных проектов, которые должны были быть объединены в новом центре, в число которых входило создание новой общественной библиотеки в центре Парижа, обеспечение достойным помещением Государственного музея современного искусства (MNAM), не совсем удобно располагавшегося в крыле Токийского дворца, а также создание Центра современной музыки (IRCAM), вдохновлённого идеями французского композитора Пьера Булеза. В дополнение к этому, новый центр должен был взять на себя деятельность Центра современного искусства. Также в то время в команду был включён Франсуа Матей из Музея декоративных искусств, который разработал динамическую программу выставок современного искусства.

На конкурс был представлен 681 проект, созданный архитекторами из 49 стран. В том числе был выдвинут проект от СССР, в котором участвовали архитекторы ГИПРОНИИ РАН — проект стал лауреатом и получил положительные отзывы от мастеров западной архитектуры[7]. Международным жюри под руководством архитектора и инженера Жана Пруве был выбран проект, представленный группой из трёх человек, — британским архитектором Ричардом Роджерсом и двумя итальянцами Ренцо Пьяно[8][5][9] и Джанфранко Франчини. Пьяно и Роджерс самостоятельно курировали управление проектом.

Открытие центра состоялось 31 января 1977 года[10]. После этого центр стал доступен публике со 2 февраля[11]. Оригинальное архитектурное решение в стиле хай-тек вызвало неоднозначные оценки современников[12][13][14]: экстравагантное здание критикам казалось похожим на нефтеперегонный завод[15][16]. Однако вскоре Центр Помпиду стал одной из визитных карточек Парижа и вошёл в число самых посещаемых французских и мировых достопримечательностей[17].

В конце 1970-х и 1980-х годов зал Центра Помпиду увидел такие известные выставки как: «Paris-New York», «Paris-Berlin», «Paris-Moscow» и «Paris-Paris», «Vienna: Birth of a Century» (англ. Вена: Рождение века), «The Immaterials», «Memories of the Future» (англ. Воспоминания о будущем), «Maps and Figures of the Earth», «Magicians of the Earth» (англ. Маги Земли). Под руководством директоров Понтуса Хультена и Доменика Бозо коллекция музея значительно выросла и стала мировым лидером в области современного искусства.

В 1992 году началась реорганизация центра, целью которой было создание отдела культурного развития. Отдел был ответствен за программу живых выступлений, кинопоказов, лекций, симпозиумов и различных дискуссий. Слияние музея современного искусства и центра промышленного дизайна было заложено в основы архитектуры здания и дизайна коллекции, что через двадцать лет было воспринято как достаточно оригинальное решение.

После двадцати лет деятельности и более 150 миллионов посетителей, по указу президента Жан-Жака Айагона, в Центре Помпиду прошли ремонтные работы, которые длились с октября 1997 года по декабрь 1999 года. Правительство выделило средства для расширения пространства галереи, где проводился показ постоянной коллекции, а также для улучшения условий живого исполнения. В итоге центр получил около 100 тыс. м2 площади.

Центр Помпиду был открыт снова 1 января 2000 года с большим успехом. В настоящее время Центр Помпиду принимает от 3,5 до 3,8 миллиона посетителей в год[11].

В 2010 оду открылся филиал Центра Помпиду в Меце, а в 2015 году — филиал в Малаге[fr][18].

Описание

Часть выставок Центра

Здание представляет собой стеклянный параллелепипед очень больших для центра Парижа размеров: оно имеет длину 166 м, ширину 60 м и высоту 42 м[9]. Оригинальная идея архитекторов была в расположении всех технических конструкций (арматурные соединения, все трубопроводы, лифты и эскалаторы) снаружи здания, что позволило высвободить максимум полезной площади в 40 тыс. м². Арматурные соединения выкрашены белым цветом, вентиляционные трубы — синим, водопроводные — зелёным, электропроводка — жёлтым, а эскалаторы и лифты — красным[5][19][20][9].

Центр Помпиду включает в себя парижский Музей современного искусства[21][8], библиотеку[6][22][19], Центр промышленного дизайна[23], Институт исследования и координации акустики и музыки[6], концертные и выставочные залы[24], несколько кинозалов[23]. Вход в библиотеку бесплатный гражданам всего мира[25], за исключением смотровой площадки.

Обширную площадь перед зданием облюбовали художники, бродячие артисты, музыканты и циркачи[19]. Справа от Центра Помпиду небольшую площадь Стравинского украшает одноимённый экстравагантный фонтан, представляющий собой множество необычных металлических механизмов, двигающихся посредством воды[5][9].

Центр является третьей по посещаемости культурной достопримечательностью во Франции после Лувра и Эйфелевой башни: более 6 миллионов посетителей в год[26], в том числе 3,5 миллиона посетителей музея[27][19].

См. также

Примечания

  1. ↑ В Центре Помпиду сменился директор, The Art Newspaper Russia (5 марта 2015). Проверено 14 декабря 2016.
  2. Алексей Тарханов. Французского политика понизили до музея // Газета «Коммерсантъ». — 2015-11-03. — Вып. 41. — С. 11.
  3. ↑ Inauguration du centre d’art et du Culture Georges Pompidou — TF1.
  4. Носик Б. М. Прогулки по Парижу. Правый берег. — Радуга, 2000. — С. 44. — 367 с. — ISBN 5050049644.
  5. 1 2 3 4 Макарова В. В. Стили интерьера. — БХВ-Петербург, 2011. — С. 71. — 163 с. — ISBN 5977507380.
  6. 1 2 3 Inga Tourmann. Париж. Путеводитель и аудиогид. — Jourist Verlags GmbH. — С. Раздел 14. — 80 с. — ISBN 3898944514.
  7. Российская академия наук. Вестник Российской академии наук. — Том 78, выпуски 7-12. — Наука, 2008. — С. 1099.
  8. 1 2 Бартошевич А. В., Зингерман Б. И., Государственный институт искусствознания. Мир искусств: альманах / Том 4. — РИК «Культура», 2001. — С. 75. — 102 с.
  9. 1 2 3 4 Татьяна Бурдакова, Илья Кусый, Е. Левицкая, Марк Сартан, Я. Сартан, Л. Кунявский, Юлия Ларионова, Виктория Бакир, Анна Пожидаева, Виктория Базоева, Е. Громова, Е. Меркулова. Франция. — Litres, 2015. — С. 109. — ISBN 5457381994.
  10. Ирина Галинская. Культурология: Дайджест. — Выпуск 3 (2010 год). — Litres, 2015. — ISBN 5457838226.
  11. 1 2 The history – Centre Pompidou. www.centrepompidou.fr. Проверено 13 декабря 2016.
  12. ↑ Советское искусствознание. — Выпуски 21-22. — Советский художник, 1987. — С. 58.
  13. ↑ Читающая Россия. — Роспечать, 1997. — С. 40. — 99 с.
  14. Елена Юдковская. Записки на кассетах. — Глобус, 1998. — С. 157. — 167 с.
  15. Александр Жаров. Итальянское письмо и другие стихи. — Московский рабочий, 1928. — С. 538.
  16. Dominique Auzias, Jean-Paul Labourdette. Paris. — Париж: Nouvelles éd. de l’Université, 2013. — С. 14. — ISBN 9782746962200.
  17. ↑ L’histoire – Centre Pompidou. www.centrepompidou.fr. Проверено 13 декабря 2016.
  18. ↑ Музеи шагают по планете. История вопроса // Коммерсантъ, № 166 (6160), 08 сентября 2017
  19. 1 2 3 4 Анна Мудрова. Великие шедевры архитектуры. 100 зданий, которые восхитили мир. — Litres, 2015. — ISBN 5457637433.
  20. Евгения Ливеровская. 100 лучших мест Франции. — Litres, 2014. — ISBN 5457592359.
  21. Роза Лемперт-Андреева. С приездом в Париж и на Лазурныĭ берег: полезные советы и адреса. — Санкт-Петербург, 1995. — С. 120. — 173 с.
  22. Смирнов В. П. Франция: страна, люди, традиции. — Мысль, 1988. — С. 88. — 286 с.
  23. 1 2 Калугина Т. П. Художественный музей как феномен культуры. — Петрополис, 2001. — С. 117. — 221 с.
  24. ↑ Франция. Лингвострановедческий словарь / Под ред. Л. Г. Ведениной. — М.: Интердиалект+ : АМТ, 1997. — С. 460–461. — 1040 с. — ISBN 5-89520-003-6.
  25. Московский литературный музей-центр К. Г. Паустовского. Мир Паустовского. — Выпуски 21-22. — Московский литературный музей-центр К. Г. Паустовского, 2004. — С. 105.
  26. ↑ Презентация центра
  27. ↑ Годовой отчёт центра за 2009 год.

Ссылки

Центр Помпиду — Википедия. Что такое Центр Помпиду

Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду (фр. Centre national d’art et de culture Georges-Pompidou), в просторечии Центр Жоржа Помпиду (фр. Centre Georges-Pompidou), Центр Помпиду или Бобур — культурный центр в квартале Бобур 4-го округа Парижа между кварталами Ле-Аль и Маре. Деятельность центра посвящена изучению и поддержке современного искусства и искусства XX века в различных его проявлениях (изобразительныe искусства, танец, музыка и пр.)

История

В 1969 году президент Пятой республики Жорж Помпиду решил[4][5], что свободный участок плато Бобур должен быть использован для строительства многопрофильного культурного центра[6]. Принятое решение дало новый импульс к развитию ряда различных проектов, которые должны были быть объединены в новом центре, в число которых входило создание новой общественной библиотеки в центре Парижа, обеспечение достойным помещением Государственного музея современного искусства (MNAM), не совсем удобно располагавшегося в крыле Токийского дворца, а также создание Центра современной музыки (IRCAM), вдохновлённого идеями французского композитора Пьера Булеза. В дополнение к этому, новый центр должен был взять на себя деятельность Центра современного искусства. Также в то время в команду был включён Франсуа Матей из Музея декоративных искусств, который разработал динамическую программу выставок современного искусства.

На конкурс был представлен 681 проект, созданный архитекторами из 49 стран. В том числе был выдвинут проект от СССР, в котором участвовали архитекторы ГИПРОНИИ РАН — проект стал лауреатом и получил положительные отзывы от мастеров западной архитектуры[7]. Международным жюри под руководством архитектора и инженера Жана Пруве был выбран проект, представленный группой из трёх человек, — британским архитектором Ричардом Роджерсом и двумя итальянцами Ренцо Пьяно[8][5][9] и Джанфранко Франчини. Пьяно и Роджерс самостоятельно курировали управление проектом.

Открытие центра состоялось 31 января 1977 года[10]. После этого центр стал доступен публике со 2 февраля[11]. Оригинальное архитектурное решение в стиле хай-тек вызвало неоднозначные оценки современников[12][13][14]: экстравагантное здание критикам казалось похожим на нефтеперегонный завод[15][16]. Однако вскоре Центр Помпиду стал одной из визитных карточек Парижа и вошёл в число самых посещаемых французских и мировых достопримечательностей[17].

В конце 1970-х и 1980-х годов зал Центра Помпиду увидел такие известные выставки как: «Paris-New York», «Paris-Berlin», «Paris-Moscow» и «Paris-Paris», «Vienna: Birth of a Century» (англ. Вена: Рождение века), «The Immaterials», «Memories of the Future» (англ. Воспоминания о будущем), «Maps and Figures of the Earth», «Magicians of the Earth» (англ. Маги Земли). Под руководством директоров Понтуса Хультена и Доменика Бозо коллекция музея значительно выросла и стала мировым лидером в области современного искусства.

В 1992 году началась реорганизация центра, целью которой было создание отдела культурного развития. Отдел был ответствен за программу живых выступлений, кинопоказов, лекций, симпозиумов и различных дискуссий. Слияние музея современного искусства и центра промышленного дизайна было заложено в основы архитектуры здания и дизайна коллекции, что через двадцать лет было воспринято как достаточно оригинальное решение.

После двадцати лет деятельности и более 150 миллионов посетителей, по указу президента Жан-Жака Айагона, в Центре Помпиду прошли ремонтные работы, которые длились с октября 1997 года по декабрь 1999 года. Правительство выделило средства для расширения пространства галереи, где проводился показ постоянной коллекции, а также для улучшения условий живого исполнения. В итоге центр получил около 100 тыс. м2 площади.

Центр Помпиду был открыт снова 1 января 2000 года с большим успехом. В настоящее время Центр Помпиду принимает от 3,5 до 3,8 миллиона посетителей в год[11].

В 2010 оду открылся филиал Центра Помпиду в Меце, а в 2015 году — филиал в Малаге[fr][18].

Описание

Часть выставок Центра

Здание представляет собой стеклянный параллелепипед очень больших для центра Парижа размеров: оно имеет длину 166 м, ширину 60 м и высоту 42 м[9]. Оригинальная идея архитекторов была в расположении всех технических конструкций (арматурные соединения, все трубопроводы, лифты и эскалаторы) снаружи здания, что позволило высвободить максимум полезной площади в 40 тыс. м². Арматурные соединения выкрашены белым цветом, вентиляционные трубы — синим, водопроводные — зелёным, электропроводка — жёлтым, а эскалаторы и лифты — красным[5][19][20][9].

Центр Помпиду включает в себя парижский Музей современного искусства[21][8], библиотеку[6][22][19], Центр промышленного дизайна[23], Институт исследования и координации акустики и музыки[6], концертные и выставочные залы[24], несколько кинозалов[23]. Вход в библиотеку бесплатный гражданам всего мира[25], за исключением смотровой площадки.

Обширную площадь перед зданием облюбовали художники, бродячие артисты, музыканты и циркачи[19]. Справа от Центра Помпиду небольшую площадь Стравинского украшает одноимённый экстравагантный фонтан, представляющий собой множество необычных металлических механизмов, двигающихся посредством воды[5][9].

Центр является третьей по посещаемости культурной достопримечательностью во Франции после Лувра и Эйфелевой башни: более 6 миллионов посетителей в год[26], в том числе 3,5 миллиона посетителей музея[27][19].

См. также

Примечания

  1. ↑ В Центре Помпиду сменился директор, The Art Newspaper Russia (5 марта 2015). Проверено 14 декабря 2016.
  2. Алексей Тарханов. Французского политика понизили до музея // Газета «Коммерсантъ». — 2015-11-03. — Вып. 41. — С. 11.
  3. ↑ Inauguration du centre d’art et du Culture Georges Pompidou — TF1.
  4. Носик Б. М. Прогулки по Парижу. Правый берег. — Радуга, 2000. — С. 44. — 367 с. — ISBN 5050049644.
  5. 1 2 3 4 Макарова В. В. Стили интерьера. — БХВ-Петербург, 2011. — С. 71. — 163 с. — ISBN 5977507380.
  6. 1 2 3 Inga Tourmann. Париж. Путеводитель и аудиогид. — Jourist Verlags GmbH. — С. Раздел 14. — 80 с. — ISBN 3898944514.
  7. Российская академия наук. Вестник Российской академии наук. — Том 78, выпуски 7-12. — Наука, 2008. — С. 1099.
  8. 1 2 Бартошевич А. В., Зингерман Б. И., Государственный институт искусствознания. Мир искусств: альманах / Том 4. — РИК «Культура», 2001. — С. 75. — 102 с.
  9. 1 2 3 4 Татьяна Бурдакова, Илья Кусый, Е. Левицкая, Марк Сартан, Я. Сартан, Л. Кунявский, Юлия Ларионова, Виктория Бакир, Анна Пожидаева, Виктория Базоева, Е. Громова, Е. Меркулова. Франция. — Litres, 2015. — С. 109. — ISBN 5457381994.
  10. Ирина Галинская. Культурология: Дайджест. — Выпуск 3 (2010 год). — Litres, 2015. — ISBN 5457838226.
  11. 1 2 The history – Centre Pompidou. www.centrepompidou.fr. Проверено 13 декабря 2016.
  12. ↑ Советское искусствознание. — Выпуски 21-22. — Советский художник, 1987. — С. 58.
  13. ↑ Читающая Россия. — Роспечать, 1997. — С. 40. — 99 с.
  14. Елена Юдковская. Записки на кассетах. — Глобус, 1998. — С. 157. — 167 с.
  15. Александр Жаров. Итальянское письмо и другие стихи. — Московский рабочий, 1928. — С. 538.
  16. Dominique Auzias, Jean-Paul Labourdette. Paris. — Париж: Nouvelles éd. de l’Université, 2013. — С. 14. — ISBN 9782746962200.
  17. ↑ L’histoire – Centre Pompidou. www.centrepompidou.fr. Проверено 13 декабря 2016.
  18. ↑ Музеи шагают по планете. История вопроса // Коммерсантъ, № 166 (6160), 08 сентября 2017
  19. 1 2 3 4 Анна Мудрова. Великие шедевры архитектуры. 100 зданий, которые восхитили мир. — Litres, 2015. — ISBN 5457637433.
  20. Евгения Ливеровская. 100 лучших мест Франции. — Litres, 2014. — ISBN 5457592359.
  21. Роза Лемперт-Андреева. С приездом в Париж и на Лазурныĭ берег: полезные советы и адреса. — Санкт-Петербург, 1995. — С. 120. — 173 с.
  22. Смирнов В. П. Франция: страна, люди, традиции. — Мысль, 1988. — С. 88. — 286 с.
  23. 1 2 Калугина Т. П. Художественный музей как феномен культуры. — Петрополис, 2001. — С. 117. — 221 с.
  24. ↑ Франция. Лингвострановедческий словарь / Под ред. Л. Г. Ведениной. — М.: Интердиалект+ : АМТ, 1997. — С. 460–461. — 1040 с. — ISBN 5-89520-003-6.
  25. Московский литературный музей-центр К. Г. Паустовского. Мир Паустовского. — Выпуски 21-22. — Московский литературный музей-центр К. Г. Паустовского, 2004. — С. 105.
  26. ↑ Презентация центра
  27. ↑ Годовой отчёт центра за 2009 год.

Ссылки

Национальный центр искусств имени Жоржа Помпиду

Когда-то французский президент Жорж Помпиду мечтал: «Мне хочется, чтобы в Париже был выстроен культурный центр – одновременно музей и творческая мастерская, где пластические искусства соседствовали бы с музыкой, кино, книгами и аудиовизуальными исследованиями…»

В 1969 году был объявлен международный конкурс на проект крупнейшего в Европе культурного центра. В нем приняли участие архитекторы из 49 стран, представившие 680 проектов (в том числе 30 советских). Жюри конкурса утвердило совместный проект итальянца Ренцо Пиано и англичанина Ричарда Роджерса. Строительство продолжалось почти пять лет и обошлось в 900 миллионов франков. Национальный центр искусств имени Жоржа Помпиду был торжественно открыт 31 января 1977 года.

 «Европейский дом культуры»… «кафедральный собор искусства…» «супермаркет культуры»… «эклектостанция»… «Помпидолиум»… – такими эпитетами наградила парижская пресса новое детище современного градостроительства. Необычная и даже экстравагантная (по тем временам) архитектура здания, напоминающего нефтеперегонный завод, символизировала основное назначение центра — массовое «производство» и распространение культуры.

По контрасту с традиционной архитектурой квартала здание центра поражает и своими авангардистскими формами, и необычными масштабами (высота – 42 м, длина — 166 м, ширина — 60 м). В здании восемь этажей, в том числе три подземных. Площадь каждого этажа – 7800 кв. м, а общая полезная площадь – 100 тысяч кв. м. Для того, чтобы разгрузить внутреннее пространство, все коммуникационные системы  вынесены наружу в виде огромных труб с цветовой кодировкой (синие трубы – кондиционирование воздуха, зеленые – водопровод, желтые – электричество, красные – грузоподъемники, эскалаторы и пассажирские лифты).

Центр имени Помпиду (парижане называют его «центр Бобур») — самый посещаемый туристический объект в Париже: 8 миллионов посетителей в год (в два раза больше, чем посетителей Эйфелевой башни и почти столько же, сколько гостей Евродиснейленда). В здании центра находятся публичная библиотека, Национальный музей современного искусства, Институт исследований и координации в области акустики и музыки (его возглавляет известный композитор-авангардист Пьер Булез), библиотека и художественные мастерские для детей, кино- и конференц-залы. В 1999-2000 годах был произведен ремонт и реконструкция здания.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

Богатая коллекция современного искусства от 1905 года до наших дней: живопись, скульптура, архиектура, дизайн, фотография. Работы великих мастеров ХХ века (Матисс, Пикассо, Брак, Дюшан, Леже, Миро, Джакометти и др.), в том числе произведения русских художников (Кандинский, Шагал, Сутин, Гончарова, Ларионов, Цадкин, Архипенко, Соня Делоне и др.).

ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА

Крупнейшая во Франции бесплатная публичная библиотека занимает второй и третий этажи здания. 2 млн. томов (в том числе 60 тыс. словарей), лингафонные кабинеты, мониторы для просмотра аудиовизуальных материалов, газеты и журналы из разных стран). Есть неплохая подборка литературы на русском языке (к сожалению, книги на дом не выдаются). Вход в библиотек – со стороны улицы Beaubourg.

Главный вход в Центр – с площади Жоржа Помпиду (place Georges Pompidou). Фасад центра пересечен по диагонали гигантским застекленным эскалатором. Поднявшись по нему на верхнюю площадку, можно полюбоваться великолепным видом на Париж (башня Сен-Жакбашни собора Нотр-Дам, а с другой стороны – холм Монмартр с базиликой Сакре-Кер).

На брусчатой площади перед центром, словно в средневековые времена, выступают уличные актеры, музыканты и акробаты. В квартале много художественных галерей, уютных ресторанчиков, магазинов с сувенирами, альбомами, открытками и компакт-дисками.

КВАРТАЛ ЧАСОВ

Севернее здания центра Бобур находится квартал Часов – пешеходная зона с многочисленными художественными и ремесленными мастерскими.  При входе в квартал с улицы Rambuteau установлена модернистская статуя работы русского скульптора Осипа Цадкина «Прометей, укрывающийся от небесного огня». В центре квартала – гигантские часы-автомат «Защитник времени». В начале каждого часа бронзовый человек вступает в борьбу с одним из трех монстров, символизирующих Землю, Море и Воздух. В 12 и в 18 часов Защитник времени сражается одновременно с тремя монстрами.

Адрес: 9, rue Beaubourg

Центр открыт ежедневно, кроме среды, с 11 до 22 ч., музей и выставки – с 11 до 21 ч., библиотека – с 12 до 22 ч.

Центр Жоржа Помпиду в Париже, фото и история музея

Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду – один из культовых туристических объектов французской столицы. Открытие масштабного музейного комплекса состоялось в 1977 году.  Архитекторы итальянец Ренцо Пьяно и американец Ричард Роджерс.

centr-zhorzha-pompidu-01

Благодаря неординарному дизайну (стиль хай-тек), центр Жоржа Помпиду вызвал настоящее брожение в обществе. По мнению многих парижан, огромные своды металлических конструкций придавали внешности центра непривлекательный вид и портили общий антураж старинной части Парижа. Однако, как и в случае с Эйфелевой башней, дизайн которой тоже многим пришелся не по вкусу, жители и гости Франции со временем привыкли к внешнему виду культурного центра, и он стал одним из символов Парижа.

Центр Жоржа Помпиду представляет собой комплекс музеев, в который входят парижский Музей современного искусства, библиотека, институт исследования и координации акустики и музыки, выставочные и концертные залы. Общая площадь комплекса составляет порядка 40 тысяч квадратных метров. Здесь собрана огромная коллекция художественных произведений современного искусства.

На площади возле Центра всегда многолюдно, здесь собираются многочисленные артисты, циркачи и музыканты, которые радуют своим творчеством парижан и гостей столицы.

Название центр получил благодаря бывшему президенту Франции Жоржу Помпиду, в голове которого и зародилась идея создать грандиозный музейный комплекс.

Центр Жоржа Помпиду расположен в старинном квартале Парижа Бобур, разместившемся по соседству с кварталами Ле-Аль и Марэ, по адресу Palais Beaubourg, 4-eme. Добраться до него можно на метро (станция Rambuteau). Музейный комплекс открыт для посещения со среды по понедельник, с 11 до 21 часа.

Центр Жоржа Помпиду — ФОТО

centr-zhorzha-pompidu-02

centr-zhorzha-pompidu-03

centr-zhorzha-pompidu-04

centr-zhorzha-pompidu-05

centr-zhorzha-pompidu-05

centr-zhorzha-pompidu-07

centr-zhorzha-pompidu-08

centr-zhorzha-pompidu-09

centr-zhorzha-pompidu-10

centr-zhorzha-pompidu-11

centr-zhorzha-pompidu-12

centr-zhorzha-pompidu-13

centr-zhorzha-pompidu-14

centr-zhorzha-pompidu-15

centr-zhorzha-pompidu-16

centr-zhorzha-pompidu-17

centr-zhorzha-pompidu-18

centr-zhorzha-pompidu-18

centr-zhorzha-pompidu-20

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *