Кронштадт: Петровская набережная — Бродячий цирк — LiveJournal
? LiveJournal- Find more
- Communities
- RSS Reader
- Shop
- Help
- Login
- CREATE BLOG Join
- English
(en)
- English (en)
- Русский (ru)
- Українська (uk)
- Português (pt)
- español (es)
- Deutsch (de)
- Italiano (it)
- Беларуская (be)
Петровская пристань (Зимняя пристань) в Кронштадте
Пройдя через Петровский парк, мы выйдем к Петровской, или Зимней пристани Кронштадта. Именно сюда прибывают все теплоходы из Санкт-Петербурга, а часть пристани занята кораблями Балтийского флота. Петровская пристань является парадными морскими воротами города.
Пристань называют Зимней, поскольку корабли здесь стоят круглый год (в зимнее время лед взрывается ледоколами).
История этого строения началась еще при Петре Первом. Основав город на острове Котлин — Кронштадт, царь приступил к строительству гаваней. Первая из них Котлинская была возведена в 1714 году. На ее строительстве работали солдаты, пленные шведы и крестьяне из многих губерний России. Для защиты гавани почти перпендикулярно берегу был возведен мол-пристань.
Первоначально стенки гавани были деревянными. В 1836 году сооружается пристань, обшитая досками. Сюда водным путем добирались высокопоставленные особы из Санкт-Петербурга. Так, в 1913 году к Петровской пристани прибыл Николай
Во второй половине XIX века сооружение было перестроено в камне. Современный вид Петровская пристань приобрела в 1882 году.
Сейчас здесь можно увидеть старинную пушку середины XIX века, установленную на месте орудия, производившего полуденный выстрел. По этому сигналу с 1872 года до революции проверяли точное время, также выстрел предупреждал об угрозе наводнения. Здесь же Вы увидите две чугунные вазы, установленные в 1875 году во время перестройки причала.
Среди достопримечательностей Кронштадта, расположенных на Петровской пристани, особого внимания заслуживают якоря катеров, участвовавших в Петергофском десанте 1941 года.
Напомним, что десант, сформированный в Кронштадте, был высажен в Петергофе 5 октября 1941 года. В его задачу входило – закрепиться в районе Нижнего Ново-Петергофского парка, занятом фашистами, а затем во взаимодействии с другими частями окружить и уничтожить группировку противника. Почти все участники десанта к 7 октября 1941 года погибли.
Петровская пристань (Зимняя пристань) славится тем, что от нее уходили в походы многие прославленные русские корабли и отсюда начинались многие кругосветные путешествия.
Прогулка по Кронштадту. Петровский док, маяк и памятники города: annastorm — LiveJournal
После экскурсии на колокольню Морского собора мы отправились дальше смотреть город и другие основные достопримечательности.
На Якорной площади стоит памятник адмиралу Макарову. Правда солнце было такое яркое, что разглядеть памятник даже в очках было сложно.
Памятник огромный, высотой 8,5 метров стоит на огромной гранитной скале. Невероятно, но даже у этой скалы есть своя история. Обработали ее в Выборге в начале девятнадцатого века, погрузили на баржу, да и отправили в Санкт-Петербург – на ней должен был гордо возвышаться памятник императору Павлу Первому. Однако баржа не выдержала вес громадины (около 160 тонн) и затонула в Выборгском заливе. Технические средства той поры не могли обеспечить подъем скалы со дна залива. Вспомнили о скале спустя век, и Николай Второй издал указ «вызволить» утонувший камень и использовать в качестве постамента для памятника адмиралу Макарову в Кронштадте.
Водрузили скалу на основании из мрамора, оградой которому служат якоря, соединенные цепями. На фронтальной части памятника позолоченными буквами увековечен девиз вице-адмирала: «Помни войну». Заднюю и боковую часть памятника украшают бронзовые панно руки скульптора Л.В. Шервуда, на которых запечатлены самые яркие моменты жизни С.О. Макарова. Здесь изображен ледокол «Ермак», рьяно идущий во льдах Арктики – постройкой этого корабля адмирал руководил лично. Здесь же и взрыв турецкого судна «Интибах». Макаров очень гордился этой успешной операцией, ведь атаковал он турок торпедными катерами, и это был первый в истории пример их успешного использования. И, конечно же, изображена здесь и трагическая гибель «Петропавловска» на японской мине: именно тогда и оборвалась трагически жизнь великого человека.
Ходят легенды, что если провести линию от левой руки адмирала, то упрется она прямиком в Полярную звезду.
материал взят с сайта
2.
С обратной стороны памятника
3.
Вечный огонь в Кронштадте был зажжён 6 ноября 1980 года на месте братской могилы, в которой захоронены моряки, погибшие в дни Февральской революции, перезахоронены останки солдат-сапёров, расстрелянных за участие в восстании 1906 года, позднее здесь же погребены погибшие участники Октябрьской революции, боёв с войсками Керенского — Краснова в 1917 году, павшие при подавлении мятежей на фортах «Красная Горка» и «Серая Лошадь» в 1919 году и Кронштадтского мятежа в 1921 году. Архитектор надгробья вечного огня Л. К. Ларионов.
4.
Макаровский мост построен в 1913 году и назван в честь адмирала Степана Макарова. В советское время мост носил имя «Красный». По легенде, император Николай II, прибывший на церемонию освящения храма, побоялся первым пройтись по мосту, который выглядел легким и воздушным. Тогда один из офицеров проверил его прочность, перейдя на Якорную площадь. За смелость император поощрил его наградой.
Петровский овраг, проходящий под Макаровским мостом, – одно из старейших сооружений Кронштадта.
В конце XVIII века по идее, предложенной еще Петром Первым, был построен док, где проводился ремонт кораблей Кронштадта. Тогда же был сооружен водоотвод (Петровский овраг), по которому из дока, вода самотеком спускалась в доковый бассейн и затем откачивалась в Финский залив.
В марте 1917 гола в Кронштадте начался матросский бунт, во время которого на Якорной площади разъяренные банды матросов и солдат зверски расправлялись с офицерами, не поддерживающими Временное правительство. Тела убитых не хоронили, а бросали в Петровский овраг, в тоже время Макаровский мост служил «смотровой площадкой» этих жутких преступлений.
источник
5.
Изначально настил моста был деревянным, но в 1970 году его заменили на металлический и настелили асфальт.
Перейдя через Петровский овраг мы попадаем на улицу Красную. Слева можно увидеть здание в аварийном состоянии, выселенное, с разбитыми окнами. Фотографировать такое мне не захотелось, уж больно грустно, а ведь это в самом центре города.
6.
7.
Арсенал Военно-Морского флота
8.
Состояние многих зданий просто жуткое. Но видно, что некоторые уже восстанавливают, может и до других доберутся.
9.
По всему городу расставлено множество орудий и якорей.
10.
Через Петровский парк выходим на набережную Петровской (Средняя) гавани . Да, не удивляйтесь город Петра I и здесь почти все носит его имя.
11.
В гавани стоят военные корабли
12.
13.
14.
15.
В центре Петровского парка памятник Петру I
16.
Рядом с Петровским парком еще одна главная достопримечательность Кронштадта Петровский док. Это одно из старейших гидротехнических сооружений Кронштадта, строительство которого было начато еще при Петре Первом. В доке одновременно мог выполняться ремонт десяти больших кораблей.
17.
По замыслу императора, из Финского залива по каналу корабли, требующие ремонта, проходят в док, затем шлюзы закрываются и вода самотеком спускается в бассейн, вырытый ниже по уровню. Из бассейна с помощью ветряных мельниц и конных машин вода откачивается в море. Главная идея Петра Первого состояла в том, чтобы шлюз осушался быстро, а не за 1-2 месяца, как это было в Европе.
Строительство началось в 1719 году, работы планировалось завершить за три года. На стройку в Кронштадт было привлечено более 3000 человек, в основном, это были солдаты. Из-за нехватки материалов, необходимости переносить постройки и огороды строительство затягивалось. К 1722 году, в основном, канал в Кронштадте был проложен и начались работы по укреплению его стен.
Однако, Петр Первый так и не увидел свое детище (император умер 8 февраля 1725 года). Торжественное открытие сооружения состоялось 30 июля 1752 года при младшей дочери Петра – Елизавете Петровне, которая участвовала в торжестве и лично запустила шлюзовые механизмы.
18.
Для XVIII века это было грандиозное сооружение — Петровский док в Кронштадте имел длину 2,24 километра. В 1774 году из Шотландии была привезена паровая машина, с помощью которой вода из бассейна откачивалась всего за 9 дней! Это чудо техники прослужило 75 лет
19.
Видя все творения Петра, поражаешься как за 36 лет правления человек мог успеть столько. Поразительно.
20.
По Доковому мосту переходим на другую сторону.
21.
Сразу перед нами Итальянский пруд. Итальянский пруд был устроен для того, чтобы торговые суда могли по каналу войти из Купеческой гавани и встать в безопасном Ковше под разгрузку.
22.
Кронштадт сейчас вторая база Военно-Морского флота на Балтике и это прежде всего город моряков.
23.
Памятник в честь подписания Симодского тракта — тракта о торговле и границах между Россией и Японией 1855 год. Памятник открыт 7 июля 2005 года в год 150летия установления российско-японских отношений.
24.
Боевое орудие, когда-то защищавшее Кронштадт. На заднем плане можно увидеть строение из красного кирпича — это Голландская кухня. Здесь готовили пищу для команд судов, стоявших в гавани Кронштадта. Потом здесь была электростанция, а сейчас склад ВМФ.
25.
26.
27.
«По указу императора Николая I вице-адмирал Е.В.Путятин в
августе 1853 года прибыл в порт Нагасаки на фрегате «Паллада»,
вышедшем из Кронштадта в октябре 1852 года. В декабре 1854 года
Е.В.Путятин на фрегате «Диана» прибыл в порт Симода.
В результате переговоров, проведенных между вице-адмиралом
Е.В.Путятиным и уполномоченными Цуцуи М… и Кавадзи
Тосикиро, в феврале 1855 года в Симода был подписан «Трактат о
торговле и границах между Россией и Японией», который положил
начало развитию российско-японских отношений.
Фрегат «Диана», находясь в порту Симода, сильно пострадал от
цунами и затонул в заливе Суруга. Команда судна в полном
составе была спасена жителями деревни Миядзима. Общими
усилиями японцев и русских моряков в порту Хида была построена
шхуна «Хэда». В 1855 году экипаж «Дианы» вернулся в Россию.»
28.
29.
Справа от Петровского канала расположена Купеческая гавань. А между наверное самая любимая достопримечательность острова — маяк. Правда это совсем не маяк, а задний створный знак Кронштадтского рейда является действующим, хотя и резервным. К сожалению сейчас пройти к нему невозможно, это закрытая территория. Сам маяк реконструируют, надеюсь сумеют сохранить эту уникальную деревянное сооружение.
До сооружения Морского канала суда не могли пройти из Финского залива в Санкт-Петербург и останавливались на острове Котлин, в гаванях Кронштадта. Купеческая гавань служила местом для перегрузки грузов с морских торговых судов на небольшие. Практически весь товарооборот Санкт-Петербурга в 60-80-е годы XIX века приходился на Кронштадт.
Кроме того, Купеческая гавань была местом зимовки торговых судов. Для того, чтобы зимние бури не повредили корабли, специальный кран снимал мачты, а весной они вновь устанавливались. На берегу можно увидеть памятник – сохранившийся подъемный кран XIX века.
30.
Прямо на набережной дверь куда-то
31.
Рядом с маяком ракеты ракеты, правда я совсем не разбираюсь в вооружении.
32.
На берегу Петровского канала стоит еще одно орудие
33.
Итальянский дворц. Первоначально выстроен в 1720-1724 гг. по проекту И. Ф. Браунштейна для князя А. Д. Меншикова, отсюда название Меншиковский дворец. После перестроек Э. Х. Анерта и А. Н. Акутина в середине XIX века облик здания неузнаваемо изменился.
34.
Рядом с Итальянским дворцом памятник знаменитому маринисту Ивану Айвазовскому
35.
36.
37.
Мы же отправляемся обратно к машине. А дальше нам очень хотелось увидеть форт, но это уже совсем другая история.
39.
40.
41.
42.
Казармы Первого учебного морского экипажа, построенные между прочим аж в 1836-1846, и именно оттуда Попов впервые провел сеанс радиосвязи
43.
За забором Инструментально-Механического цеха Морского завода можно увидеть очень интересную башню.
44.
45.
Мы вернулись на Якорную площадь, успели посмотреть репетицию Парада к 9 мая и поехали искать проход к форту.
46.
Слева от Морского собора памятник адмиралу Федору Ушакову.
47.
Кронштадт, ч.3 — Вдоль причалов города
Так как Кронштадт является одним из городов, где базируется наш военно-морской флот, то именно здесь вдоль причалов можно увидеть множество кораблей. До 1996 года город даже был закрытым и, чтобы сюда попасть, нужно было постараться. В третьей части рассказа мы пройдёмся по пирсам, заглянем в Петровский парк и по Макаровской улице выйдем к проспекту Ленина, откуда и начиналась наша прогулка.С улицы Аммермана, на которой мы закончили прогулку в прошлой части, я попал на Петровскую улицу — здесь находится здание проходной на Кронштадтский морской завод. Изначально он назывался Кронштадтский пароходный завод и был торжественно открыт 4 (16 марта) 1858 года императором Александром II. Современное название получил уже в 1929 году.
Капал дождь, но даже в непогоду рабочие трудились над восстановлением былой красоты комплекса зданий Морского завода — и не спроста — в 2015 году сюда должны окончательно переехать Адмиралтейские верфи с территорий в устье Большой Невы.
Я думал в Кронштадте вся хорошая архитектура уже закончилась, но тут натолкнулся на прекракрасный образец модерна — фасад Машинной школы Балтийского флота с громадным полукруглым окном. Ещё в 1905 году здесь, на улице Петровской, был выстроен целый комплекс зданий Машинной школы Балтийского флота — с учебными классами, с машинными залами, с мастерскими. На фото — одно из помещений школы. После Великой Отечественной войны Машинная школа превратилась в Морской техникум.
Ещё раз пересечём Обводной канал:
В Летнем саду, куда я зашёл со стороны Петровской улицы, находится памятник погибшим членам экипажа клипера «Опричник». Монумент был открыт ещё в 1873 году. Так шёл дождь, дальше в сад, который показался мне обычным лесом, я углубляться не стал, дабы не затеряться.
А это комплекс Губернских домов, так называемая «Образцовая казарма», выстроенные ещё в 1717-1725 годах по проекту архитектора И.Ф.Браунштейна, после чего неоднократно перестраивавшихся:
Если бы мы с Макаровского моста направились прямиком по Красной улице, то непременно упёрлись в здание Морского Артиллерийского арсенала, которое было выстроено в 1832-1836 годах по проекту архитектора И.Г.Гомзина. Кстати, можно заметить, что на фасаде здания до августа висят плакаты, поздравляющие жителей с 9 мая. Неужели здесь в городе на самом деле остановился ход истории?
На пересечении Макаровской и Красной улиц в 1984 году была установлен памятный знак в память о награждении Кронштадта Орденом Красного Знамени — город, за свои трудовые и боевые заслуги перед Родиной удостоился высокой награды, в связи с 40-летием полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады.
Вскоре мы попадём в Петровский парк. Ещё в 1752 году были созданы две главные площади города — Якорная и Арсенальная, названная так потому, что располагалась напротив Арсенала. На Арсенальной площади регулярно проводились парады, смотры, учения. После назначения в 1839 году губернатором Беллинсгаузена Арсенальная площадь исчезла и возник небольшой сад.
После революции 1917 года парк переименовали в Парк Свободы, историческое название было возвращено в 1991 году.
Губернатора Беллинсгаузена появившийся сад не устроил и он решил разбить парк в голландской манере, центром которой должен был стать памятник Петру. В 132-ю годовщину Полтавской победы — 27 июня 1841 года в центре парка был торжественно открыт монумент основателю Кронштадта — Петру I (работы французского скульптора Теодора Жака, отливку выполнил российский мастер П.Клодт). Гранитный постамент памятника по низу был обнесён якорными цепями, прикреплёнными к орудиям, вкопанным в землю.
Монумент, установленный в Кронштадте, стал тогда третьим в России памятником в честь государя-реформатора. После установки памятника площадь и пристань стали называться Петровскими. Здесь встречали прибывающих в Кронштадт морем императора, членов царской семьи, морского министра или командующего флотом.
В хорошую погоду можно совершить водную прогулку. Кассы находятся здесь же, в парке. Но так как капал дождь, я даже не стал интересоваться, работают они или нет.
Скорее всего в ясную солнечную погоду виды, открывающиеся с причалов Петровского парка, были бы не такие мрачные, которые мне довелось видеть тогда. Может быть корабли и наша гордость, но вот всё, что их окружало, заставляло призадуматься.
Все гавани, как и положено, защищены насыпями, которые ослабляют силу волн, накатывающихся на город.
Вместе с боевыми кораблями здесь причалены и частные яхты.
Есть здесь вот такие спуски к воде:
А есть и такие:
Из Петровского парка направимся к Петровскому доку, построенному в 1719-1752 годах по проекту и указу самого Петра I. Может быть когда-нибудь здесь и становились на ремонт суда, но сейчас сюда даже страшно взглянуть.
Полная разруха всего и вся.
Прежде чем отправиться дальше по Макаровской улице, свернём на пирс.
И сразу натолкнёмся на памятный знак «В честь 150-летия установления дружественных отношений между Россией и Японией». Он был открыт 7 июля 2005 года у Итальянского пруда.
Сам Итальянский пруд был устроен по замыслу Петра I для того, чтобы торговые суда могли по каналу войти сюда из Купеческой гавани и встать в безопасном месте под разгрузку.
На берегу пруда в 1804 году было выстроено каменное здание, получившее название Голландская кухня. Здесь многие десятилетия готовили еду для команд торговых судов, так как на деревянных парусниках, стоявших в гавани, разводить огонь строго запрещалось. Став в 1913 году городской электростанцией, постройка претерпела существенные изменения. Сейчас это больше похоже на обычный склад.
Сам пирск заканчивается маяком.
И ещё немного нашего военно-морского флота:
Пока я любовался маяком, какой-то сухогруз проскочил мимо и отправился в дальнее плавание:
На набережной Итальянского пруда в ряд выстроились пушки XVIII-XIX веков:
Спуск к воде:
Памятник русскому мореплавателю Петру Кузьмичу Пахтусову — уроженцу Кронштадта и руководителю первой экспедиции на Новую Землю был открыт 19 октября 1886 года. Его авторы — скульптор Н.А.Лаверецкий и архитектор А.Силин.
Моя прогулка по Кронштадту закончилась в сквере подводников, где в 1965 году был установлен памятник морякам-подводникам Краснознамённого Балтийского флота:
У сквера подводников начинается проспект Ленина, который приведёт нас к Гостиному двору. А это угол здания Кронштадтского районного суда:
Посетить ещё раз Кронштадт можно только в ясную солнечную погоду, чтобы отправиться в прогулку по заливу и многочисленным фортам.
Читайте также в цикле репортажей о моей поездке в Санкт-Петербург и Ленинградскую область летом 2012 года:
Санкт-Петербург, ч.1 — От Адмиралтейской до Благовещенского моста
Санкт-Петербург, ч.2 — От Крюкова канала до Исаакиевской площади
Санкт-Петербург, ч.3 — Главные соборы города
Санкт-Петербург, ч.4 — По рекам и каналам
Санкт-Петербург, ч.5 — От Василеостровской до набережной Лейтенанта Шмидта
Петергоф, ч.1 — Вдоль Морского канала к Большому каскаду
Петергоф, ч.2 — Прогулка по Нижнему и Верхнему парку
Кронштадт, ч.1 — От проспекта Ленина по Советской улице
Кронштадт, ч.2 — Около бывшей башни городского водопровода
Кронштадт, ч.3 — Вдоль причалов города
Петровская (Зимняя) пристань – парадные морские ворота Кронштадта. Фото
Достопримечательности Кронштадта
Рубрика: Кронштадт
Петровская пристань в городе-крепости Кронштадте появилась еще во времена Петра I. Поначалу здесь царило мелководье, стенки были деревянными и стояли на сваях, а основания – ряжевые. Да и называлась иначе – Котлинской гаванью (второе название – Петровский спуск) – и была очень тесной. После проведения дноуглубительных работ возможности пристани улучшились, и со временем она обрела славу и статус морских ворот Кронштадта – главных на острове Котлин. Известна как самая безопасная стоянка для морских судов, и другой такой пристани не найти нигде не только в России, но и во всем мире.
На строительство сгонялись военные и каторжники
Распорядившись о строительстве гавани, император приказал привлечь к работам солдат и матросов, осужденных к каторге крепостных, плативших подушную подать мещан и крестьянский люд, а также плененных шведов. Каждый год, и это продолжалось десятки лет, сюда сгоняли по 30 тысяч подневольных работников. Работа была тяжелой, нечеловеческие условия изматывали людей: остров Котлин действительно для них стал настоящим адом на земле.
Как обустраивалась Петровская пристань
Петровская или как ее еще называют Зимняя пристань, появившаяся одновременно с первоначальной гаванью, пробыла деревянной около сотни лет. Грандиозным воплощением инженерной мысли она стала в 1820–1824 годах (проект разработал инженер Андрей Данилович Готман). Строительство гранитных стенок и дноуглубительные работы начались в 1859 году и велись целый десяток лет. Впоследствии пристань пережила не одну реконструкцию, став в 1882 году такой, какой мы ее сегодня знаем.
Летопись радостных встреч и трагических событий
История Петровской пристани – это летопись встреч и разлук, радости, грусти и горести. Отсюда на поле брани отправлялись отважные моряки, которых со слезами на глазах провожали родственники. Добрые напутствия звучали и в адрес мореплавателей-исследователей, уходивших в дальнее плавание с надеждой стать первооткрывателями новых земель. И можно только представить, сколько было радости, когда после военных кампаний и научно-исследовательских мореплаваний все возвращались целыми и невредимыми.
Августейших персон и других почетных гостей неизменно встречали на пристани под звуки оркестра и почетным караулом. Ступив на землю и пройдя по ее широким ступеням, гости оказывались в прилегающем к ней Петровском парке – роскошном и утопающем в зелени. Здесь находится памятник Петру Великому, который будто приветствовал прибывших. Точно так же царь-реформатор, основавший Кронштадт, встречал своих гостей и при жизни.
История Петровской пристани – это еще и летопись трагических событий. Потому что кронштадтцы уходили отсюда не только в дальние походы. Кроме покорения морей и океанов они участвовали в штурме Зимнего дворца в октябре 1917 года. Их героизм помнят сражения Гражданской войны 1917–1922 годов, во время которой кронштадтцы участвовали в боях против войск интервентов. В Великую Отечественную войну 1941–1945 гг. корабли советской Балтийской флотилии нещадно били по фашистам, не давая врагу подступиться к Ленинграду. Отсюда на транспортные суда грузились морские пехотинцы, которых потом отправляли воевать отнюдь не на море, а на линию фронта на суше.
Красноречивая статистика: в годы ВОВ настоящим подспорьем для наших воинов стали 150 тысяч моряков-кронштадтцев. Отважные сыны города на острове Котлин, форпоста Балтийского флота, сражались на подступах к Северной столице и под Москвой, в Сталинградской битве и кавказских сражениях, в Заполярье. Когда наши войска вошли в обреченный Берлин, они вывели на руинах поверженного рейхстага преисполненную гордости надпись: «Мы из Кронштадта!»
Памятник истории и стратегический объект
Петровская пристань являет собой исторический памятник и стратегически важный объект, а еще – яркий образец достижений отечественного гения военно-инженерной мысли минувших времен. Своей гранитной строгостью и благородством линий она впечатляет каждого посетителя. Пристань органично вписывается в панораму просторных и таких же гранитных кронштадтских гаваней. С пристани на них открывается хороший обзор. По левую сторону расположилась Лесная гавань. Немногим дальше располагается еще одна – Военная. Посмотрев напротив, увидите Среднюю гавань. Купеческая, частью которой является Итальянский пруд, находится за дамбами Усть-Канала. Еще чуть дальше находится Каботажная гавань. А за развалинами форта имени императора Павла I разместился Большой Кронштадтский рейд. В свое время он был самым главным рейдом российского флота.
Живым свидетельством славного героического прошлого пристани являются пушки с форта «Император Павел Первый». Их две, и они накрепко вмонтированы в поверхность. А еще они – красноречивое напоминание о временах гладкоствольной артиллерии. А вот пушечные ядра – не «родные», они от других орудий, более крупных. Такие ядра назывались брандскугелями. Перед тем как зарядить ими пушки, их помещали в особые печи и раскаливали. Они, попав на вражеский корабль, и разрушали его, и одновременно поджигали. Особенно результативной стрельба брандскугелями была в эпоху парусного флота.
На Петровской пристани сегодня можно видеть две чугунные вазы. Они стали истинным ее украшением. В годы ВОВ, когда линкор «Марат» – главное ударное ядро Балтийского флота и защитник обороны Ленинграда, стоявший в Средней гавани – был подвергнут бомбардировке, и одну из ваз выкинуло в воду взрывной волной. Поисковой группе обнаружить ее не удалось, и тогда была изготовлена новая, которую водрузили на прежнее место.
По обе стороны пристани находятся гранитные постаменты. На них (они кубической формы) выгрузили небольшие якоря, скрепленные цепями. Их сняли с катеров, с которыми связана героическая история военно-морских сил нашей страны. А на набережной, которая примыкает к пристани, находятся орудия, дошедшие еще с Крымской войны: они вели огонь с кронштадтских фортов на четырехкилометровое расстояние.
Карта расположения:
JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.
← Петровский парк в городе Кронштадте | Петровский док в Кронштадте → |
---|
Похожие публикации:
24-фунтовое гладкоствольное орудие на берегу Итальянского пруда в Кронштадте
Боевое орудие расположено на берегу Итальянского пруда рядом с Макаровской улицей Кронштадта. Пушка калибром 151,6 мм, как гласит табличка на орудии, изготовлена из чугуна на Александровском заводе в 1805 году, руководимым Ф. Армстронгом. Длина ств…
Памятник линейному кораблю «Октябрьская революция» в Кронштадте
Линейный корабль «Октябрьская революция» имеет героическую славу. Он был заложен в Новоадмиралтейском судостроительном заводе Санкт-Петербурга 3 июня 1909 года, а 24 сентября 1911-го его уже спустили на воду. До 27 июня 1925 г. именовался «Гангут»….
Морской Никольский собор в Кронштадте
Морские храмы называют церквями-маяками. Они довольно распространены в православных странах и служат своего рода ориентиром для путешественников. В издаваемых для мореплавателей описаниях морей, океанов и прибрежий (лоциях) расположение таких объек…
Памятник С. О. Макарову в Кронштадте
Прогуливаясь по центру Кронштадта невозможно не обратить внимания на горделивую бронзовую фигуру, возвышающуюся над Якорной площадью близ сердца города – Морского Никольского собора. Это памятник Степану Осиповичу Макарову (1848–1904), знаменитейш…
Макаровский мост (Кронштадт) – памятник архитектуры XIX века
Пешеходный Макаровский мост располагается рядом с живописным Летним садом (это самый центр Кронштадта), соединяя Якорную площадь с Красной улицей. Мост является историческим и архитектурным памятником под охраной государства. Часть города, где он н…
Кронштадт. Памятники и монументы города.
Кронштадт – город военно-морской славы. Расположен он на острове Котлин, в 28 км от Санкт-Петербурга. До Кронштадта можно добраться на автобусе или метеоре. Долгое время единственным способом попасть на остров был водный транспорт – паром, который ходил с перебоями. Не так давно построенный новый мост через Финский залив позволил сократить время в пути и пустить туда автобусы. Дорога до Кронштадта живописная. Автобус проезжает по дамбе, с которой открывается завораживающий вид на безграничный залив. Время в пути составит 30 минут.
Как добраться: на автобусе со станций «Старая Деревня» (автобусы №510, 101), «Черная речка» (маршрутка К-405), «Проспект Просвещения» (маршрутка № К-407).
На метеоре: от причала с Арсенальной набережной (метро «Площадь Ленина») и причала «Тучков мост» (станция метро «Спортивная» или «Василеостровкая»). Учтите, что метеор будет стоить в разы дороже автобуса. Но и впечатлений от такой дороги вы получите больше!
Что посмотреть в Кронштадте?
Кронштадт – небольшой городок с низкой застройкой. Раньше это был закрытый военный город в котором жили моряки и их семьи. Сейчас здесь находится морское училище и на улицах городов можно по-прежнему встретить курсантов и моряков.
Туристическую карту города можно получить в Информационном пункте.
С 1840 г. в городе действует футшток – водоизмерительный пост за наблюдением уровня воды. Этот прибор не сразу заметишь. Он установлен около Синего моста и представляет собой обычную рейку с делениями, на которой отмечена нулевая отметка.
Футшток
В Кронштадте установлено много скульптур и статуй. Одна из значимых и любимых горожанами – статуя Петра I в Петровском парке. На этой скульптуре Петр изображен таким, каков он был во время Полтавского сражения. Петровский парк расположен напротив главной пристани города. Парк обнесен небольшой чугунной оградой. По парку стоит прогуляться.
Статуя Петра I в Петровском парке
Петровский парк
Если уж мы заговорили про скульптуры города, продолжим эту тему. На бульваре вдоль северной стороны обводного канала установлен памятный монумент Ф.Ф. Беллинсгаузену – губернатору Кронштадта и первооткрывателю Антарктиды. Также, в городе установлены памятники художнику-маринисту И.К. Айвазовскому, который жил и творил в Кронштадте, А.С.Попову, который именно в этом городе проводил испытания своего первого радиоприемника. На якорной площади – самой большой главной площади города ваш взгляд обязательно привлечет большой монумент. Он установлен адмиралу С.О.Макарову. Памятник стоит на пьедестале весом около 160 тонн. Это необработанная скала. На камне установлены монументы, рассказывающие о событиях, в которых участвовал адмирал. На лицевой стороне памятника начертаны слова адмирала – «Помни войну!». Эти слова обращены к потомкам с призывом не повторять трагических военных дней.
Монумент Ф.Ф. Беллинсгаузену
Монумент адмиралу С.О.Макарову
Один из интереснейших памятников города – памятник погибшим морякам клипера «Опричник» . Этот памятник представляет собой камень, опоясанный цепью. Сбоку от камня расположено военное знамя. Памятник стоит в Летнем саду города.
Памятник погибшим морякам клипера «Опричник»
Приехав в Кронштадт обязательно посетите набережную. Около набережной Вы можете видеть несколько кораблей и подводных лодок, на палубах которых кипит жизнь. Это действующий флот, который стоит на страже границ России и Финляндии. На набережной стоит деревянный маяк, служащий ориентиром для многих кораблей.
Набережная города
Также, по правую руку (если стоять лицом к заливу) от набережной вы можете видеть несколько невысоких красных зданий. Это – здание Голландской кухни. Здесь раньше готовили еду для приплывших моряков. Готовить еду и разжигать огонь на кораблях, стоящих в гаванях запрещалось, поэтому многие моряки обедали здесь.
Пройдя в сторону от набережной в город на своем пути вы встретите Петровский док. Петровский док соединяется с заливом небольшим каналом. Раньше здесь производили ремонт судов. Сейчас док закрыт.
Дорога к Петровскому доку
Чугунная мостовая на Пеньковом мосту
Это лишь часть того, что можно посмотреть в городе. Каждая достопримечательность лучше любого экскурсовода расскажет вам об истории города. До сих пор тут витает тот тяжелый дух событий, происходящих во время войны. Ведь недаром Кронштадту присвоено звание города – героя.
Служебные флигели
Монументами и памятниками своим героям город не ограничивается. Жемчужинами Кронштадта являются его соборы. О них читайте в следующей части.
крепость для тихой и комфортной жизни
Кронштадт, который долгие годы был закрытым городом как в прямом, так и в переносном смысле, наконец поменял свой статус. Благодаря строительству дамбы и кольцевой дороги стал ходить общественный транспорт. И туристы смогли оценить красоту и индивидуальность этой некогда неприступной, а ныне доброжелательной крепости: опять он носит свою «корону» с гордостью. В последнее десятилетие в Кронштадте впервые стали появляться и новые жилые дома. «ДП» рассказывает историю этого форпоста Петербурга и размышляет о его перспективах.
Формально Кронштадт является районом Петербурга, но всегда считался как его жителями, так и остальными горожанами местом обособленным. Причиной этому в первую очередь стало его расположение на острове в Финском заливе, куда долгие годы можно было добраться только по морю. Также Кронштадт до недавних пор был закрытым населенным пунктом ввиду большого количества военных объектов.
Набережная в Кронштадте. Фото: Ермохин Сергей |
На защите столицы
История Кронштадта берет свое начало одновременно с историей самого Петербурга. В 1703 году на острове Котлин была построена крепость Кроншлот, расположение которой оказалось настолько удачным, что мимо нее за всю историю не смогло пройти ни одного корабля неприятеля. Осенью 1723 года Петр I произвел там закладку новой крепости, которая должна была заключить в себя город, портовые сооружения и служить «делу обороны со всех сторон». Тогда же населенный пункт на острове Котлин был назван Кронштадтом, что означает «коронный город». С годами цитадель расширялась, остров обрастал фортами и укреплениями.
Форт Император Александр I в Кронштадте Фото: Валентин Беликов |
По проекту самого императора было построено и колоссальное по тем временам инженерное сооружение — знаменитый Петровский док, удивляющий своей грандиозностью даже в XXI веке.
Однако в современном Кронштадте уже не так много напоминает о том, как он выглядел в петровские времена. В 1764 году город значительно пострадал от сильнейшего пожара, а в 1824 году наводнением была разрушена остальная часть как военных, так и гражданских построек. Для руководства работами по восстановлению Кронштадта был создан специальный комитет, результатом работы которого стало строительство в городе гостиного двора, военно-морского госпиталя, арсенала и других сохранившихся по сей день сооружений.
Кронштадт Фото: Сергей Ермохин |
В 1903–1913 годах по проекту Василия Косякова в Кронштадте был сооружен Морской собор святителя Николая Чудотворца, ставший символом этого города.
Как писал сам архитектор, храм стал памятником российским флотоводцам, погибшим при исполнении служебного долга. А вот другой известный собор — Андреевский — до наших дней не сохранился. В этом храме на протяжении 53 лет служил Иоанн Кронштадтский, впоследствии причисленный к лику святых. Сегодня паломники посещают его квартиру на Андреевской улице, превращенную в музей.
Hidden gem
В годы советской власти Кронштадт продолжал развиваться как одна из ключевых баз отечественного военного флота. В годы Великой Отечественной войны налет на Кронштадт совершили самолеты Люфтваффе, в результате чего город понес большие разрушения. Восстановленные после войны оборонные объекты острова продолжали использоваться по прямому назначению. И до середины 1990-х годов Кронштадт был закрытым городом: въезд без специального разрешения был запрещен как для иностранцев, так и для россиян.
Набережная в Кронштадте. Фото: Сергей Ермохин |
После открытия Кронштадта для посещения в 1996 году всеми желающими началась новая страница в его истории. Транспортная доступность города существенно улучшилась в середине 2009 года, когда было открыто движение по северному участку дамбы. Ситуация полностью наладилась, когда в августе 2011 года было открыто движение по подводному тоннелю комплекса защитных сооружений от Бронки до Кронштадта. Благодаря большому количеству достопримечательностей и живописным видам на море город полюбился гостям Северной столицы. К примеру, в 2018 году его посетили 1,5 млн туристов. Помимо исторических памятников на острове есть и большое число других интересных объектов, в том числе и современных. Например, несколько лет назад на территории форта Великий Князь Константин открылся единственный в России музей маяков, а прямо сейчас в Кронштадте создается военно-патриотический парк «Патриот» Западного военного округа. Он будет посвящен как истории, так и последним научным достижениям российского флота.
Город для романтиков и рыбаков
Новое жилье в Кронштадте стало появляться далеко не сразу после открытия острова для свободного посещения: тормозила развитие города плохая транспортная доступность. Если не считать ведомственного жилого дома, завершающего позднесоветский квартал для работников управления «Ленморзащиты», построенного в начале 2000-х, то первый жилой комплекс в современном понимании этого словосочетания был возведен лишь к 2015 году. Тогда была уже полностью открыта Кольцевая автодорога. Три трехэтажных здания, облицованные кирпичом двух оттенков красного цвета, на улице Сургина были спроектированы архитектурным бюро «Студия-44» под руководством Никиты Явейна.
Еще один новый малоэтажный жилой комплекс еще строится, причем по проекту этой же компании. Речь идет о ЖК «Фортеция» холдинга Setl Group, который появится в уединенной части Кронштадта, на Тулонской аллее, идущей вдоль мыса на востоке острова, с двух сторон омываемого Финским заливом. Состоит комплекс из пяти четырехэтажных домов, также облицованных красным кирпичом. Двускатные крыши и большие окна соответствуют самобытному кронштадтскому стилю. Благодаря удачному местоположению практически все квартиры удалось обеспечить видом на воду, а до городских достопримечательностей можно дойти пешком всего за 15–20 минут.