На машине из черногории в грецию – Путешествие на автодоме из Черногории в Грецию. День 2. Дуррес — Янина. / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ

На авто из Черногории в Грецию. Дни 1 и 2. Албания. Македония

DSC08155И вот закончилось это очень познавательное автомобильное путешествие из Черногории в Грецию и обратно. Маршрут был предусмотрен такой. Черногория – Албания (проездом) – Македония г. Охрид – Греция: Салоники – Фермопилы – Афины – Коринф – Микены – Тиринф – Нафплион – Эпидавр – Афины – Фивы - Дельфы – Каламбака – Янина – домой через всю Албанию. На практике, маршрут немного изменили, не посетили Тиринф и Фивы, первый не смогли найти по указателям, а в Фивы решили не заезжать ввиду ограниченности во времени, зато помимо прочего посетили Вергину и Пеллу, македонские города, а также церковь Панагия Сумела, где хранится икона понтийских греков. В целом поездка сложилась удачно. Всего 3250 км от дома до дома. Но обо всем по порядку.

Выехали 30 августа 2012 года рано утром и уже около 9 часов были на границе с Албанией, где потеряли примерно час в очереди. Албанские и черногорские пограничники располагаются в одном здании, где и проходит сразу двойная проверка проезжающих, что любопытно, мне показалось, что это не только не убыстряет проход границы, но замедляет его. Когда проехали границу, то увидели, что с албанской стороны очередь в разы длиннее и к тому же постоянно атакуется побирушками, которые нагло лезут прямо в машины. И вот мы едем по северу  Албании. Унылая, сельская страна. В глаза бросается бедность и кучи мусора вдоль дорог. К тому же все в дымке от лесных пожаров. Очень боялись, что тоже самое будет в Греции, но там оказалось все хорошо, пожаров мы не встретили. В Албании натовцы почти до конца построили основные магистрали, очень неплохого качества. Забегая вперед, скажу, что когда возвращались, проехали немного по старым дорогам на юге страны, где новые дороги еще не закончили. Это тихий ужас. Узкие и все убитые напрочь, такое ощущение, что их не ремонтировали после бомбежек Второй мировой, местами вообще макадам, в общем, надеюсь, к следующему году все закончат. По новым хорошим дорогам гонять тоже не рекомендую, полиция с радарами пасется на каждом углу, можно сказать, во всяком случае, я ни в одной стране не встречал такую плотность дорожной полиции. Видимо, бюджет наполнять больше нечем. Еще одна интересная особенность Албании – мойки машин на каждом шагу. Называются «Лаваж», такое ощущение, что все албанцы либо работают в полиции, либо попрошайничают, либо моют машины.

Крепость Шкодера на горе еле видна в дымке:
DSC08082

В Тиране, столице Албании встречаются вот такие места:
DSC08089

И вот такие:
DSC08100

В общем, страна контрастов. Нам рекомендовали Албанию проезжать мимо, не останавливаясь, что мы, собственно, и проделали. На самом деле, из окна машины кажется все не таким страшным, как рассказывают, во всяком случае, стоило там остановиться и погулять, чтобы получше узнать страну, но как-нибудь в другой раз. Еще рассказывали, что в Албании на каждом шагу встречаются пулеметные гнезда времен коммунистического режима. Дескать, у Энвера Ходжи была паранойя, что на страну нападут, и он обязал каждую семью построить пулеметный дот, что и было сделано, ну а потом неуловимый Джо оказался никому не нужен, на Албанию так никто и не напал, а доты остались, как «памятники» и теперь встречаются на каждом шагу. Таки вот, сообщаю – проехали всю Албанию с севера на восток, а потом с юга на север и ни одного дота не встретили. Увы…

Еще одна интересная особенность Албании – мойки машин на каждом шагу. Называются «Лаваж», такое ощущение, что все албанцы либо работают в полиции, либо попрошайничают, либо моют машины.

Вопреки распространенному мнению не все албанцы – мусульмане. На севере встречаются мечети, на юге их мало, очень много церквей. Говорят, албанцы массово принимают католичество. Что ж, это хорошо.

Во второй половине дня добрались до Македонии. Природа стала получше, лысые горы сменились более лесистой местностью. Приехали в Охрид. Очень милый чистый городок на берегу большого озера. 
DSC08118

В Охриде мы рассчитывали провести две ночи и посвятить целый день осмотру города, но, увы, обстоятельства сложились иначе, и мы имели на достопримечательности только вечер и утро. Античное поселение Лихнидос существовало на этом месте еще во 3-2 веках до н.э. Потом его завоевали римляне, потом, в 5-6 веках славяне. В 9 веке город отошел Болгарии. Считается, что именно здесь Кирилл и Мефодий разработали славянскую азбуку. Также через Охрид проходила древняя дорога Эгнатия из Рима в Константинополь. Современная дорога Эгнатия – национальный автобан в Греции из Эгуменицы в Салоники и дальше до границей с Турцией до Константинополя. Из античных построек сохранились только театр и греческие столбы:

DSC08160
DSC08158

Зато средневековой византийской архитектурой город очень богат:

DSC08116
DSC08123
DSC08132

DSC08165

Улочки старого Охрида 

DSC08127

 Крепость царя Самуила на вершине холма, к сожалению, была закрыта в 8 утра, а ждать мы не могли.

DSC08145

Одна из главных достопримечательностей города – церковь Св. Климента.

DSC08152

Новодельная. Восстановлена на археологическом месте, на котором, как я понял, собираются восстановить вообще все, что было в древности, для чего раскапывают фундаменты и надстраивают современными материалами. Я честно говоря, глубоко сомневаюсь в необходимости такого подхода к изучению прошлого. Для меня – лучше развалины, но древние и оригинальные, чем самые блистательные копии. Кстати, этим же страдают и в Греции.

DSC08151

О Македонии в целом – страна очень понравилась, чистая, уютная, девственная природа, добрые и гостеприимные люди. Одна маленькая проблема – название. Честно, говоря, непонятно, почему они называются македонцами, к древней Македонии они никакого отношения не имеют, этнически являются славянами, язык очень близкий к болгарскому. К тому же в Греции целый регион называется Македонией, где именно и находились города Филиппа и Александра. Такая вот смешная, но трудноразрешимая политическая проблема. 


Продолжение следует...

Больше фотографий у меня вконтакте

kromni.livejournal.com

Путешествие на автодоме из Черногории в Грецию. День 1. Албания. / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ

Мы с мужем живем в Черногории и много путешествуем на нашем автодоме по ней, по соседним странам и Европе. Хотим поделиться одним из наших путешествий, которое состоялось в мае 2015 года.
Все началось с туристической столицы Черногории – Будвы. Мы залили полный бак воды, закупили консервы на всякий случай и тронулись в путь.
Выехали в 12 часов дня, дорога по Черногории была очень красивая и проходила вдоль моря. Мы даже остановились в некоторых местах, чтобы насладиться красотами адриатического побережья и горами Черногории. Целью нашего путешествия на автодоме была Греция, поэтому по Черногории мы ехали без остановок. Потом наш путь проходил через Албанию.

До границы доехали очень быстро, буквально за 1:15-1:30. Нас поразило то, что была только одна таможня. Стояла будка, работники в албанской форме взяли у нас паспорта, через минуту их вернули и пожелали нам счастливого пути. Штампы в паспортах мы так и не нашли.
Как только проехали границу, мы поняли, что цивилизация закончилась. Дорога проходила по сельской местности. Слава Богу, это длилось недолго, потом она незаметно переросла в скоростную магистраль, которая временами резко заканчивалась, и начинались наши российские ямы да ухабы. Так как у нас не было задачи быстро добраться до Греции, мы решили заехать в Шкодер – городок, который находится на берегу Скадарского озера.

Скадарское озеро разделено границей на две части: северная, более холмистая часть с крутыми берегами, принадлежит Черногории, а южная, с песчаными пологими берегами — Албании. Это самый большой источник пресной воды на Балканах.
Шкодер.

Шкодер нас впечатлил тем, что он мало чем отличался от маленьких городков России — дороги сильно разбиты, очень много зданий, построенных в 70-80 годах и ранее.

В Шкодере мы заметили, что торговцы продают овощи и фрукты, разложив их в самых необычных местах — прямо на тротуарах, и даже на первом этаже недостроенного здания.


Доехав до центра города, поняли, что здесь нечего смотреть, развернулись на 180 градусов и поехали к албанскому побережью, хотели посмотреть на адриатическое море с берегов Албании. Мы еще не знали что нас ждет, но друзья нас предупреждали, чтобы мы скорее проезжали эту страну, не задерживались тут и нигде не останавливались. Но мы никого не послушали и решили задержаться и получше изучить менталитет местных жителей.


Албания – неизученная страна, и не только для нас, но практически и для всего бывшего СССР. У нас она всегда ассоциировалась с чем-то закрытым, непонятным, темным, но мы, все-таки, решили остановиться здесь подольше. По многочисленным слухам это была страна наркотрафика, цыган, нищеты, бандитизма и всех самых прекрасных проявлений человечества.


После Шкодера дорога была замечательная, и мы попадали, как говорится, то в яму, то в канаву. Наша скорость была 30-40-50 км/ч.

Зато пейзажи нас окружали отменные!


Тирана.

Мы направлялись в город Тирану – столицу Албании. В интернете я прочитала, что там хороший шоппинг, потому что многие вещи возят из Италии, а пошлины в Албании очень маленькие. Если учесть, что уровень жизни населения невысок, цены намного ниже, даже чем в Италии. Самое интересное то, что многие итальянские производства «made in Italy» переведены в Албанию, здесь очень дешевая рабочая сила. И когда на этикетке написано, что сделано в Италии, то на самом деле зачастую — в Албании.

Вот вмешался муж))) Это была женская версия, а мужская версия выглядит совсем по-другому! Так как многие знакомые говорили, что здесь можно купить наркотики, оружие и все остальное, а также недорогие вещи, мы решили остановиться на последнем – посмотреть, насколько здесь недорогие вещи! В Тирану мы въехали уже по хорошей дороге, и незаметно попали на центральную улицу. К сожалению, нас это не очень обрадовало, потому что была жуткая пробка, и мы уже пожалели, что решили посмотреть центр города. Говорят, что в центре у них очень красивая площадь, которая напоминает собой наш Советский Союз, мы хотели окунуться в прошлое, но из-за пробки были вынуждены развернуться и поехать в направлении Дурреса. Уже вечерело, поэтому мы решили, что разумным будет найти место ночевки в Албании.


Шоппинг в Албании.

Торговый центр Сити Холл, который мы искали, находится между Тираной и Дурресом. Дорога стала на удивление ровной и широкой, это был даже автобан. По нему проносились дорогие иномарки, чего не мы не встречали ранее, и поэтому на подъезде к Дурресу мы подумали, что это самый главный и крутой курорт Албании. В отличие от предыдущей, северной части Албании, дорога была шикарной.
С левой стороны трассы встречалось очень много торговых центров, и к сожалению, ни одного съезда налево. Торговый центр Сити Холл, который мы искали, также был с левой стороны трассы, но нам удалось найти съезд к нему. Мы припарковали наш дом на колесах на пустынной стоянке около торгового центра и пошли изучать местные цены.

Внутри от силы было 2-3 человека, хотя площадь составляла несколько тысяч квадратных метров. Посмотрев цены, мы поняли, что на некоторые товары они в 2 раза дороже, чем в Черногории. Такой вывод я сделала, когда увидела цену на приспособление для сэлфи – это такая телескопическая удочка указка, на конце которой цепляется телефон. В женском магазине одежды изделия из шелка стоили по скидке в районе 50-80 евро, также были синтетические кофточки в районе 10 евро. Вечерело, у нас было мало времени, чтобы обойти хотя бы несколько магазинов.

После длительной дороги и гуляний по магазинам мы очень захотели кушать и зашли в супермаркет при Сити Холле. Как хорошо, что наш дом на колесах всегда с нами, можно сразу приготовить ужин! Прямо на этой стоянке мы и решили покушать.

Влад попробовал местного пива и не был разочарован. Пиво называлось Тирана и стоило где-то 30 евро-центов. Кроме пива мы решили попробовать местные мясные продукты, и купили колбаски из фарша и маленькие крылышки. Там было 2 вида колбасок. Сначала муж схватил упаковку с красными колбасками, но я сказала, что это красители и предложила упаковку с желтыми колбасками. Очевидно, что это тоже был краситель, колбаски оказались так себе. Я приготовила все это, Влад как раз немного отдохнул, т.к. он устал в дороге, и к тому же выпил немножко пива. Кстати, насчет пива за рулем в Албании мы так и не поняли, а вот в Черногории за рулем можно выпить 2 бутылки пива или рюмку водки.

Дуррес.

Мы покушали и продолжили наш путь в сторону Дурреса. Это курортный город на берегу адриатического моря. Уже темнело, мы выехали на автобан, и Влад дал полный газ (90-95 км/ч). Я просила его не взлетать, места для разгона было не так много. Где-то за 1:20 мы преодолели путь и въехали в курортный город Дуррес, который нас очень впечатлил. Центральная улица проходила практически по побережью. Было видно, что тут поработали дизайнеры, в целом город смотрелся очень достойно, и через каждые 10-15 метров были высажены пальмы. Нам стало сразу понятно, что это курортный город, и он в стадии строительства, потому что через каждый второй новый дом в современном стиле были развалины и какие-то бараки. Нам город чем-то напомнил увеличенную в 5 раз копию Будвы.

Немного приключений на ночь или боевое крещение автодома в первый день путешествия.

На улице уже темнело, и надо было думать, где остановиться на ночевку. Когда мы ехали по центральной улице, справа от нас между домов было море, и мы несколько раз останавливались, прогуливались пешком и смотрели место для паркинга. С третьей попытки нашли замечательное место для кемпинга на самом берегу.

Но Влад захотел подъехать к морю очень близко, чуть ли не заехать в море, а в итоге мы застряли. Так застряли, что поняли — без помощи местного населения нам не выбраться. Влад выразился немножко по-другому – мы сели на пузо. Мы не теряли надежды и откапывали наш автодом минут 40, в это время я ходила искать камушки и доски, чтобы подложить их под колеса, а Влад все копал и копал. Но ничего не помогало.

Мы уже начали расстраиваться, что первый день путешествия закончился неудачно. Мы оказались в экстремальной ситуации в чужой стране. У нас не было ни здешней сим карты, ни интернета. Да что говорить, мы даже не знали местного языка, а как выяснилось позднее, албанцы не знают английского даже на самом элементарном уровне.

Дальше события разворачивались неожиданно. К нам подошел албанец, и… Наверное вам уже становится страшно. И дальше мы не заметили, как из одного сочувствующего албанца вокруг нас собралась уже целая толпа. Сначала их было трое, четверо, пятеро. Потом мы уже потеряли счет сочувствующим, и через несколько минут, когда эта вся толпа решала, что делать, появился микроавтобус, который подцепил нас на трос и вытащил из этого песка.

Один из албанцев, более смышленый, пользовался переводчиком с албанского на английский google translate, так мы с ним смогли общаться, потому что вообще никто из албанцев не знает английский язык, и с ними нереально понять друг друга. Этот молодой человек позвонил своему другу, у которого был микроавтобус, и он подъехал в течение 10-15 минут. События разворачивались так быстро, что я не сообразила запечатлеть это действие на камеру, мне осталось только утром сфотографировать следы происшествия на песке.

Также мы скоро узнали, что по-албански, лёпата — это значит лопата (вначале для откапывания мы пользовались своей саперной лопаткой, которая нам очень нравится и всегда нас выручает). А макина – это значит машина по-албански, но мы это поняли не сразу. Один из албанцев, который пришел первым, все время нам повторял это слово – макина, макина! Но мы смогли понять что это, когда приехал их микроавтобус, и они начали на него показывать и кричать – макина! Потом, когда мы встречали по дороге надписи «сервис макина», мы уже знали, что они означают.

Албанцы оказались очень открытыми и дружелюбными людьми, искренне хотели нам помочь, хотя вначале я их немного побаивалась, была наслышана о том, что нация очень бедная, на многих перекрестках стоят цыгане и бедствующие, и попрошайничают. Да и в СМИ их представляют не с лучшей стороны.

Когда все это действие по вытаскиванию машины закончилось, мы подумали, что в каждую поездку надо брать с собой мелкие деньги, чтобы отблагодарить за помощь. К сожалению, самая мелкая купюра, которая у нас была — 20 евро, хотя кто-то из албанцев упоминал, как нам показалось, 5 евро. Но мы дали 20 евро.

В итоге, вечер был интересный, веселый, один кричал макина, другой — лёпата, а третий с google переводчиком пытался с нами о чем-то договориться. Но самое главное, мы поняли друг друга и более или менее общались между собой, зная всего 3 слова. А когда мы отдали 20 евро, у них глаза просто загорелись, и они еще в течение получаса охраняли наш автодом! Когда все разошлись, Влад решил припарковаться так, чтобы из окна было видно море.

Вот карта маршрута, который у нас получился сегодня:

Вечером мы прогулялись по берегу.

Продолжение читайте здесь

avtoturistu.ru

На авто из Черногории в Грецию. Дни 2 и 3. Салоники

DSC08190Утром второго дня после посещения Охридской крепости мы отправились в Грецию. Граница оказалась совсем не далеко. В Греции отличные широкие дороги. Даже не магистральные дороги имеют очень широкую обочину, по которой все едут, так что обогнать можно, практически не выезжая на встречку. Магистрали – вообще отличны. В Греции, особенно на севере я вообще не видел дорожной полиции. Только ближе к Афинам встретились пару раз,  но без радаров. Так что, ехать можно сколько хочешь, только в тоннелях стоят камеры, местные там сбрасывают скорость. Ограничение на магистрали 120-130 км/ч не соответствует возможностям трассы, я ехал там до 170. Практически вся Греция покрыта магистральной сетью, так что путешествовать на автомобиле там одно удовольствие.

Таким образом, мы быстро доехали до Салоник. В Охриде на спидометре было 353 км, в Салониках 667. 300 км мы проехали за 6 часов с переходом границы, большой остановкой на обед и плутанием по самому городу. Ездили без навигатора, искали отель по карте, распечатанной из гугл, в общем, с приключениями, но нашли. Пока искали, видели из машины практически все местные достопримечательности: и Белую башню, и арку Галерия, много старых церквей. Салоники встретили нас, как и должен был встретить большой город – шумом и грязью. Я большие города не люблю, слишком много людей, слишком много машин, все куда-то спешат, постоянно нужно держать ухо востро, не расслабишься. Приехав к отелю, поругались с толпой наглых жирных румын из-за парковочного места. Эти свиньи приехали на двух микроавтобусах, заняли и одно место и грудью защищали второе, пока не приехал второй автобус. Персонал отеля в конфликте участвовать не стал, предоставив нам самим разбираться. К слову об отеле. Не берите никогда отель Емпорикон в Салониках. Наверное, это худший отель в моей жизни. Я его выбрал исключительно потому, что нам был обещан бесплатный паркинг, который на деле оказался платным два дня из трех. Их бесплатный паркинг – это три места для всех постояльцев, кто первый займет, да и обеспечить порядок при занятии мест они не в состоянии. Помимо всех мелких недостатков отеля, которые перечислять не буду, скажу лишь о главном: кровати такие, что спать на них, можно только сильно напившись, чтобы не обращать внимание на впивающиеся в ребра пружины.

Следующий, третий день был посвящен городу и его достопримечательностям. В Салониках очень много симпатичных византийских церквей.
DSC08185

Надо отметить, что за последние годы, не могу сказать точно, какие, уровень города сильно поднялся, и старые постройки, в т.ч. церкви, находятся как бы в углублениях рельефа, на 1-2 метра ниже уровня асфальта:

DSC08195

Арка Галерия на проспекте Эгнатия. Была установлена в честь победы Галерия над персами в конце 3 века.

DSC08202
DSC08204

Церковь Св. Георгия (Ротонда). Большое круглое строение с куполом и толстыми стенами. В Римское время это был Храм всех богов. С 4 века это христианский храм, с 16 века – мечеть. Сейчас – музей.

DSC08207

Византийские крепостные стены

DSC08212

Вид на город. В центре видна Ротонда. Чуть левее, на самом берегу - Белая башня.

DSC08221

Символ города – Белая башня. Была построена венецианцами в 1430 году на месте старой византийской башни. В 1912 году после освобождения Салоник греческими войсками башня была покрашена в белый цвет, как символ свободы и очищения. Сейчас постепенно посерела опять. Сейчас в башне музей.

DSC08230

Весь город застроен постройками 70-80-х годов, ничего интересного, и тут – идешь по улице, и тебе открывается среди жилых домов и магазинов замечательный архитектурный памятник средневековья. Церковь Св. Софии:

DSC08239
DSC08241

Также на значительном углублении:

DSC08242

Памятники понтийцам:

DSC08246
DSC08250

Главная пешеходная улица Аристотеля. Центр города. Кризис не очень заметен, вечером проблема найти свободное место в кафе, причем занято все в основном местными.

DSC08252

Раскопки античного форума.

DSC08254

В целом за целый день мы устали от большого города и на следующий день решили отправиться на пляж в Халкидики.


Продолжение следует...
Больше фотографий у меня вконтакте

kromni.livejournal.com

Путешествие на автодоме из Черногории в Грецию. День 2. Дуррес — Янина. / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ

Первый день путешествия

Утро в Дурресе

Первая наша ночевка была прекрасной. Утром мы открыли окно и услышали шум прибоя.

Такой вид из окна верхнего спального места нас ожидал утром.


Позавтракав, мы посмотрели окрестности и прогулялись по набережной.

Вот тут мы вчера закопались на автодоме.

Местный житель ловит рыбу, идя вдоль пляжа с сетями.

Недалеко мы нашли кафе, где можно было подключиться к интернету, и, так как мы уже позавтракали, решили подъехать к нему прямо на автодоме, чтобы проверить почту. Внутри автодома wi fi из кафе ловил замечательно!

Рядом местные жители делали ремонт, и мы попросили у них воды для автодома. Дорога предстояла дальняя, и лучше было запастись водой. И эти албанцы оказались весьма приветливыми и добродушными людьми. Вот они на фото.

Мы выехали довольные и отдохнувшие, равнина начала плавно переходить в холмы, а вдалеке виднелись пугающие и неприступные горы с заснеженными белыми шапками. Эх, надо было брать цепи для снега, подумали мы.

Скоро мы встали перед выбором: либо повернуть направо и поехать по извилистым горным серпантинам вдоль побережья, либо брать левее и ехать по трассе между гор. Еще вчера албанские дороги нас очень впечатлили, поэтому мы выбрали второй вариант. Трасса оказалась новой, кое-где еще шли строительные работы.

По дороге то и дело виднелись на полях бункеры, которые были построены для защиты от ядерного удара от внешних врагов при диктаторе Энвере Ходжи – по бункеру на каждую семью, всего 700 тысяч бункеров на всю страну. Сейчас большая часть заброшена, а некоторые используются под склады, кафе и так далее, хотя в местах, где бывают туристы, бункеры стараются прятать или сносить.

Удаляясь все выше в горы, мы случайно увидели красивую горную реку с быстрым течением. Река так манила нас к себе чистейшей бирюзовой водой, поэтому мы решили остановиться и искупаться в ней. К самой реке мы спустились пешком, оставив наш дом на колесах выше, на просторной парковке.

Влад первым побежал купаться, а я замешкалась на мелководье. Вода оказалась обжигающе холодной, и у меня начало сводить ноги! Однако для середины мая солнышко хорошо припекало, и, немного пообвыкнув, я тоже вошла в воду. Я не могла не искупаться в такой кристально чистой бирюзовой воде! И не пожалела об этом, потом она мне даже показалась теплой. После купания мы устроили чаепитие (перед дорогой мы всегда берем с собой термос, фрукты и бутерброды).

Когда мы возвращались к автодому, оказалось, что его окружили быки и коровы. Влад вооружился палкой и отвлекал их, а я в это время проскочила мимо. Полтора часа мы провели на реке и поехали дальше.

Гирокастра

Дорога пролегала через древний город Гирокастра. Проезжая мимо него, мы увидели крепость, которая изображена на албанской монете, и решили заехать посмотреть город.

Оказалось, что Гирокастра занесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО, была основана в 12 веке, а также там родился Энвер Ходжа, по приказу которого были построены бункеры по всей стране. Главный бункер находится в Гирокастре и открыт для посещения. Помимо крепости, в городе можно посмотреть мечети (Базарная и Мекате), старые турецкие бани, узкие улочки и дома с башнями в османском стиле.

Когда гуляешь по улочкам, чувствуешь, что перемещаешься назад во времени. Гирокастра сохранила облик древнего Османского городка, а во времена правления Энвера Ходжи была законсервирована и объявлена музеем «отца нации».

Времени у нас было мало, поэтому мы немного погуляли и отправились дальше. На этом наше путешествие на автодоме по Албании закончилось, до границы с Грецией остались считанные километры.

На границе очереди вообще не было, нас немного помучил местный албанец. Попросил открыть все дверцы в автодоме (где находится газ и другие технические отсеки), простучал весь потолок. Потом спросил, нет ли у нас драга и кокаина. Мы улыбнулись и сказали – к сожалению, нет. Очевидно, он хотел, чтобы мы с ним поделились. Затем он нам улыбнулся и пожелал счастливого пути.

Итоги путешествия по Албании

1. Лучше выбирать автобаны и не сворачивать на проселочные дороги, хотя они могут быть в 2-3 раза короче, все равно вы ничего не выиграете, а будут только проблемы с серпантинами, ухабами и плохой дорогой.

2. На всякий случай брать с собой разменные деньги. Рекомендуем поменять в первом же обменнике евро на местные леки. Курс на момент нашего путешествия был 140-141 лек за 1 евро. В магазинах евро не берут.

3. Рекомендуем посетить курортный город Дуррес, горную реку и город-музей Гирокастра.

4. Попробовать местное пиво под названием Тирана.

5. Заправиться топливом заранее в Черногории, т.к. в Албании оно дороже.

Греция

В Грецию мы въехали около 7 часов вечера недалеко от местечка Какавия. Пограничник нам поставил печати в паспорта за 2 минуты, таможенник был в гражданском и, разговаривая по телефону, махнул нам рукой, чтобы мы проезжали.

Первое, что бросается в глаза на дорогах Греции – это миниатюрные церквушки вдоль дороги. Вот так они выглядят. Позднее мы узнали, что это памятники тем, кто попал в автокатастрофы.

Очень много зелени, дорога широкая, прямая, удобная. Первую остановку в Греции мы решили сделать в городе Янина, который находится на большом горном озере. Наши друзья, которые живут недалеко от Афин, посоветовали нам оператора мобильной связи Vodafone для мобильного интернета. Только въехав в г. Янина, мы увидели салон связи Vodafone и решили остановиться и купить там сим карту. Пока я покупала сим карту, Влад пошел в аптеку.

Я уже заполнила анкету, осталось только выбрать тариф, а его все нет и нет. Оставалось несколько минут до закрытия салона (мы въехали в город уже вечером около 20:00), и я волновалась куда же он запропастился. Побежала к нему в аптеку, и оказалось, что он познакомился в аптеке с ее владелицей, гречанкой, которая училась в Харькове. Она хорошо знает русский язык, и он с ней разговорился. Мы побежали в салон сотовой связи, закончили там все дела и вернулись в аптеку. Евгения, так зовут владелицу аптеки, оказалась очень любезной женщиной и предложила нам помощь по всем вопросам, а вопросов у нас было очень много.

Первый вопрос был об озере, вблизи которого расположился город Янина: можно ли там купаться, есть ли красивые безлюдные места на побережье или кемпинги, где можно остановиться на ночлег. Она сказала, что озеро называется Янина, как и город, и что такие места есть, но они находятся на противоположной стороне озера, и вечером мы их вряд ли найдем, посоветовала в первую ночь остановиться в кемпинге, который тоже находится на берегу озера. Затем она предложила нам прогуляться по вечерней Янине и показать старый город.

Когда мы подъезжали к старому городу, увидели впечатляющие высокие стены, которые больше напоминали крепостные. Сам старый город был защищен рвом, в котором раньше была вода. Припарковав автодом на дороге, которая шла вдоль берега озера (Евгения была на своей машине), мы вошли в старый город. Первое, что нас удивило, это полная тишина. Если вдоль набережной ездят автомобили и играет музыка в прибрежных кафе, то войдя в ворота старого города мы погрузились в полную тишину, и только было слышно, как поют вечерние птицы.

Город оказался довольно таки большим — маленькие узкие улочки с невысокими жилыми домиками, уютные ухоженные садики. Поначалу мы испугались, что можем заблудиться — улочки оказались довольно извилистыми. Так и получилось. Евгения сначала свернула на одну улочку, там оказался тупик, на второй тоже, и только с третьего раза мы вышли на кольцевую улицу, прошли по ней вдоль всего старого города и вышли там, где был припаркован наш дом на колесах.

Затем Евгения пригласила нас в местный греческий фаст-фуд, где обычно собираются студенты и обычные граждане Греции. Мы там попробовали гирос – это лепешка, в которую завернуто мясо, овощи и картофель фри. Все это приправлено соусом с огурцами. Блюдо чем-то напоминает шаверму. Особенность этого заведения в том, что все продукты простые, но очень свежие, поэтому все вкусное, хотя и немножко пересоленое на наш вкус. Влад решил попробовать местного пива, которое называется Fit, ему понравилось. Оказалось, что в Греции очень трудно найти местное пиво. Как нам объяснила Евгения, все дело в кризисе, многие производства закрываются.

Было уже достаточно поздно, и мы предложили поехать в кемпинг. Кемпинг «Янина» единственный на весь город. Мы были сильно уставшие и решили не искать место ночлега дикарем в темноте, а также в кемпинге нам сказали, что у них есть прачечная, кухня, горячая вода, душ и все прелести жизни.

В кемпинге уже были припаркованы автодома из Германии, Франции, Нидерландов, мы заметили еще и обычные машины с палатками из Польши. Место оказалось красивым – зеленые полянки на самом берегу озера. Нас удивило то, что утром было достаточно холодно. Оказалось, что город Янина находится на высоте 480 метров над уровнем моря. Мы нашли уютное местечко для парковки, подключились к электричеству и легли спать.

Вот наш маршрут за 2й день автопутешествия из Черногории в Грецию:

avtoturistu.ru

Греция vs. Черногория — Podrobno.me

Скатались на три дня в Грецию. Сравним-ка пляжный отдых на Халкидиках и в Черногории.

Ну вы же понимаете, что отчёт будет не очень объективным? И в Греции, и в Черногории есть разные места. Например, островная Греция гораздо круче, чем материковая. Я слышала несколько таких мнений от своих друзей. А допустим, отдых в Боко-Которской бухте будет сильно отличаться от летнего ничегонеделания в Баре. Но все же сравнить можно. Речь-то всё равно о море.

Виза. В Грецию гражданам России нужна виза. Это сразу добавляет сложностей и затрат. Греки и в этом году охотно выдают долгосрочные визы, но это же надо ездить, оформлять, тратить время. В Черногории всё проще: сел в самолёт, прилетел, ну вот ты и в Хопре.

В порту

Дорога. Мы сейчас живём в Белграде. Дорога от порога до порога заняла примерно 8 часов. Это нормальная трасса без серпантинов. Меня и ребёнка в машине укачивает, поэтому прямая дорога — залог успеха. Чтобы доехать в Черногорию из Белграда, нужно потратить примерно столько же времени, но полдороги будет тошнить.

Греческие виды

Пляж. Мы были в городе Сарти на Ситонии (средний «палец» полуострова Халкидики). Главное — это пляж. Море чистейшее, вода тёплая, белый песок в воде отсвечивает золотом. Вход плавный, с детьми самое оно. Медуз, морских ежей не было. Пляж очень длинный и широкий. Поэтому даже в августе можно греться на песке в относительном уединении. Ближайшие соседи обычно бывали метрах в 5 от нас. За два года жизни в Черногории я так морем не наслаждалась ни разу. Пляжи там часто небольшие, узкие, каменистые. Или бетонные платформы. Мне сразу скажут: «А Велика Плажа или Плави Хоризонти?» Ну да, они в наличии. Но в первом случае мне не нравится та часть Черногории и постоянный песок в лицо из-за ветра. А во втором то, что нужно ехать на машине. В августе в Херцег-Нови купаться мы не ходили никогда. Аттэншн: ни-ког-да и нигде! Потому что куча туристов, море грязное, плотность лежаков такая, что легко можно рассмотреть все трещины на пятках у соседа. Добавьте сюда постоянные рассказы об инфекциях после купания и всё, я лично ни ногой. Даже уезжали специально в Россию, чтобы избежать всего этого.

Вертолёт на детской площадке

Цены. С другой стороны, греческий пляж — это сплошная обдираловка. Лежаки по 5 евро с носа! Нет, конечно, тебе за эти деньги ещё коктейль наливают, но в Херцег-Нови в самый пик лежаки дороже 2,5 евро никогда не стоили. Катамараны — 15 евро в час. Не знаю, сколько это удовольствие стоит в Черногории, но, думаю, дешевле. Порции в прибрежных ресторанах щедрые, но и стоят нормально. Конечно, можно и гиросом за 2,5 евро питаться. Но если вечером хочется посидеть в приятном месте с вином и видом на море, то доставайте кошелёк. Теперь-то понятно, почему народ с собой стульчики и пляжные зонтики везёт.

Горы раз

Инфраструктура. На Ситонии очень тихо, мирно, музыка шумит только в центре городков, да и то умеренно. За пару дней можно объехать весь «палец», посмотреть на море с одной горы. С другой, с третьей. Ну и как бы всё. Если вам нужен только пляж, тихий час после обеда и томная прогулка к ближайшей пивнушке, то это ок. Если хочется побольше развлечений, экскурсий, то уже сложнее. В Черногории с этим, на мой взгляд, лучше. Предлагают много всего, поездки в соседние страны тоже есть, в сезон куча всяких фестивалей и прочих активностей. Короче, не заскучаешь.

Горы два

Виды. В плане видов материковая Греция проигрывает Черногории в чистую. Конечно, тоже красиво. Наш пляж, к примеру, был с видом на гору Афон. Но сердце не ёкает. А в Черногории ёкает еще как. Прям бешено колотится порой от красот.

Горы три

Отношение. Греки относятся к русским примерно никак. Вежливо предлагают меню на русском языке. На этом внимание заканчивается. Скорее, проявят интерес к тем, кто говорит на сербском. Просто потому, что их в Греции отдыхает очень много. Не скажу, что черногорцы поголовно целуют русскоязычных в дёсны. Но потрепать ребёнка по макушке или попытаться заговорить на русском в порядке вещей.

Горы четыре

Итого. В общем и целом Греция в моём личном рейтинге опережает Черногорию также, как Гнойный переговаривает Оксимирона. Общая парадигма у них одна. Балканская такая парадигма. Но море морю рознь. Когда мы в прошлом году ездили в Грецию, то решили, что лежать на пляже глупо. Мы ведь на море живём. И поехали в Афины. Сейчас понимаю, что это было упущением. Интересно, если поехать в Турцию, тоже удивлённым вернёшься?

Ещё фоточки с телефона:

Гора АфонБуря в тарелкеАфонЧасовенкаСладости

 

podrobno.me

На авто из Черногории в Грецию. Дни 11, 12 и 13. Метеоры

Греция МетеорыВечер 11 дня путешествия, 12 и начало 13 дня мы провели в Метеорах. Это комплекс огромных темных скал, возвышающихся неподалеку от очень уютного греческого городка Каламбака на Фессалийской равнине. У нас был прекрасный небольшой отельчик в селе Кастраки, что в 2 км от Каламбаки. Рекомендую селиться именно там. В Кастраки мы вспомнили, что такое тишина за окном. В Афинах и Салониках вспомнилась жизнь в больших городах, где постоянно слышишь шум улицы за окном. А здесь – рай, как в Черногории. Когда привыкаешь к тишине, обращаешь внимание, только на ее отсутствие.

С нашего балкона в отеле открывался вот такой чудесный вид:Греция МетеорыГреция Метеоры

Горы Метеоры представляют собой уникальный геологический феномен. Если рассматривать землю гор, она представляет собой морскую гальку, залитую в более мелкую породу, как будто в цемент. Исследователи говорят, что это дельта какой-то древней реки, впадавшей в море, которое было на месте Фессалийской равнины. Греция Метеоры

В первый вечер мы просто отправились прогуляться по городку. Вечерняя Каламбака с горными видами:Греция МетеорыГреция МетеорыГреция Метеоры

На следующее утро мы отправились осматривать монастыри. Мы выехали из города в обратном направлении и повернули налево на горную дорогу к монастырям. Также есть дорога из Кастраки, как бы кольцо получается. Метеоры означает «висящие в воздухе». Это очень меткое название.
Греция Метеоры
Греция Метеоры

В Греции Метеоры по своему значению являются вторым после Афона монастырским комплексом. Строить жилища христианские подвижники здесь начали еще в 11 веке. Раньше в качестве способа доставки материалов, продуктов, да и людей использовали веревочные лестницы, корзины, которые поднимали на веревках при помощи лебедок. Сейчас в скалах вырублены лестницы, по которым можно подняться без особого труда. Поднимаемся в монастырь Св. Троицы.
Греция Метеоры

Монастырь Св. Стефана
Греция Метеоры

Метеоры завораживают своей загадочностью. Я никогда не видел гор такого типа, очень трудно представить себе процесс их создания, какой сцепляющей силой обладал связующий материал, превративший тонны галечных камней в огромный горный массив. Посмотрите на скалу в середине, от нее как будто отрезан кусок огромным ножом:

Греция Метеоры

Монастыри, конечно, величественны, но все-таки человеческое творение ничтожно по сравнению с творениями природы.

Греция Метеоры

Горы просто растут из земли:

Греция Метеоры

Монастырь Варлаам. К сожалению, я мало что сумел там рассмотреть, был забит битком автобусными туристами. Кстати, в монастыри лучше приходить где-то за час до закрытия, все автобусники уже разъезжаются, только время, когда они открыты для посещений, лучше выяснить заранее, у каждого монастыря – свое.

Греция Метеоры

От кольцевой горной дороги, по которой можно приехать ко всем монастырям есть ответвление, в селе Влахава в семи километрах есть отличный ресторанцик, где можно перекусить. Рекомендую, вообще, я считаю. что лучшая кухня вдали от туристических мест, где работают на поток. Мы там прекрасно пообедали и вернулись к монастырям.

Греция Метеоры

Монастырь Великий Метеор:

Греция Метеоры

Вид на монастырь Варлаам

Греция Метеоры
Греция Метеоры

Еще один маленький монастырь, куда мы не попали:

Греция Метеоры

На следующее утро нам предстояло ехать в Янину, но это было близко, и поэтому мы утром заехали в еще один монастырь, который был закрыт в предыдущий день. Женский монастырь Св. Стефана.

Греция Метеоры

Вид на Каламбаку

Греция Метеоры

Потом мы отправились в Янину. Из шести действующих монастырей мы посетили четыре. Кстати, в византийские времена монастырей действовало около тридцати.
Километраж: 2558 по выезду из Каламбаки в Янину. В Янине 2707 км.

Продолжение следует.
Больше фотографий у меня вконтакте

kromni.livejournal.com

На машине в Грецию — GeoTravel.Life

6600 километров позади… 6600 километров приключений, ярких впечатлений, встреч и удивительных мест! Теперь предстоит возвращение к делам, разбор фотографий, видео, написание отчетов и… планирование новых путешествий!

А пока кратко напишу, куда ездили. Основной целью нашей поездки в этот раз был греческий остров Корфу. Собрались мы по рекомендации друзей посетить этот уголок Европы. Прикинули цены на билеты, расстояние и… было принято решение ехать на машине. И оно того стоило! Пожалуй, это было одно из самых ярких путешествий этого года у нас! Хотя, и на Ямал тоже здорово съездили… И на Кольский… Ну да ладно — яркое оно было в любом случае!Выехали 11 августа из Брянской области в сторону Польши по уже знакомому маршруту — через Гомель. Выехали в 9 утра и сразу попали в нефтяную державу – Беларусь. И это не шутка. Еще в далеких 60-х годах местная нефть вливалась в нефтепровод «Дружба» и шла в Европу.

В Беларуси стояла жара в 35 градусов. Где-то горели торфяники и в воздухе ощущался сильный запах дыма…

В 20 часов уже были на таможне перед Польшей. Границу переходили через погранпереход Домачево. Машин мало. Потратили 1 час 15 минут. Ночевка в Радзынь-Подляском. За день пройден 931 километр.

Утром позавтракали и в 10 часов выехали в сторону Словакии. На границе Польши и Словакии купили словацкую виньетку и сразу же электронную виньетку для проезда по дорогам Венгрии. Словацкая стоит 11 евро, венгерская 14,9 евро. Оплата наличкой, карты не принимают.

В Словакии одним из самых впечатляющих эпизодов на нашем маршруте было посещение Долины смерти. Здесь в октябре 1944 года в ходе Карпатско-Дуклинской наступательной операции советские и чехословацкие войска нанесли сокрушительный удар по фашистам. Приятно, что словаки свято чтут память тех лет…

В Словакии из-за ремонтов дорог нас навигатор отправил куда-то в объезд основной магистрали по серпантинам. Долго, но зато получил удовольствие и от природы, и от рулежки. Вечером приехали в кемпинг на Тисе. 9 евро ночь. За день пройдено 630 км.

Проснулись рано и в 7:40 уже выехали. На границе с Сербией с сербской стороны была довольно большая очередь машин (сделали отметочку себе в голове про возможный обратный путь). Мы же прошли все быстро и без лишних формальностей. Таможенники даже в машину не заглядывали.

Дорога отличная, едем быстро. Проезжаем несколько пунктов оплаты за дороги и в общей сумме отдаем 13, 5 евро.

Температура в этот день доходила до 37 градусов. Уже миновав Белград попали в дождь где-то в районе Предъяне. Ночевка в гостинице.

Четвертый день путешествия. Выехали в 8 утра. На улице свежо – всего 18 градусов. Уже через некоторое время были в Македонии. Тут заправились под завязку – в Македонии самая дешевая солярка по всему пути нашего следования – около 90 центов.

В обед были уже на территории Греции и мчались в сторону западного побережья. Ближе к вечеру приехали в кемпинг на озеро Янина, где и расположились на ночевку. Только приготовили себе ужин, как налетел шквалистый ветер и начался ливень. Все это продолжалось считанные минуты, но ущерб некоторым постояльцам был нанесен существенный – поваленные палатки, сорванное с веревок белье, раскиданные столики и стулья… Хорошо, что мы не стали ставить палатку. Хотя такая шальная мысль была…

Утро порадовало шикарным восходом. Неспешно позавтракав, направляемся в порт Игуменица, чтобы на пароме переплыть пролив и попасть на Корфу. Основные магистрали в Греции платные. Следует учесть, что по трассе, ведущей в Игуменицу, заправок практически нет, и если вам нужно будет заправиться. То придется съезжать в какой-нибудь близлежащий городок. А это время… Спасибо за это предупреждение Илье. Впрочем, заправившись в Македонии нам хватило бака не только до Игуменицы, но еще и на все наши поездки по Корфу.

Трасса упирается прямо в порт. Поворачиваем направо и через пять минут стоим перед кассами на паром. Берем билеты на ближайший (40 евро за машину и по 10 с человека) и уже через полчаса машина стоит на палубе, а мы лицезреем вид на Игуменицу.

Примерно полтора часа ходу и мы в Керкире – столице Корфу. Навигатор («7дорог» прекрасно водил нас по острову) четко вывел нас к предварительно заказанной гостинице. Где нас уже ждал радушный хозяин. Правда он был шокирован размерами нашего авто и там, как мы по узким улочкам пробирались на гостиничную стоянку. Обошлось без жертв, впрочем, как и в последующие дни, когда мы покидали гостиницу в поисках приключений.

На Корфу мы провели 10 дней, изъездив остров вдоль и поперек и вдоволь накупавшись в Ионическом море. Про это я напишу отдельно. Сейчас лишь кратко о маршруте, хотя кратко не получается…

25 августа снова едем в порт. Ехать всего километров 15. Но мы затратили на этот путь час – пробки, ремонты дорог и просто заторы из-за того. Что не все грузовики могут свободно протиснуться по узким улочкам города. Загружаемся на паром и отправляемся в Игуменицу. Кстати, билеты в общей сумме в этот раз почему-то были дороже аж на 2 евро. Разные перевозчики – разный тариф…

Хотели было сразу переправиться в Албанию (тридцать минут на пароме), но пассажирские паромы туда ходят всего несколько раз в день, а чтобы перевезти машину надо и вовсе бронировать место очень заранее. Не стали создавать себе проблем. С удовольствием прокатились до Игуменицы на пароме, а оттуда по побережью поехали в Албанию.

На границе между Грецией и Албанией с обеих сторон был курьезные случаи, когда пограничники спрашивали документы на автомобиль. Я им предъявляю пластик, а они снова – давай бумагу на машину. Не часто тут ездят русские и к таким документам они не привыкли.

Албания нас сразу тормознула серпантинами. Дороги хорошие, но узкие и оооочень извилистые. Местами стоят знаки ограничения скорости 30 и даже 20 километров в час, но даже если бы их не было, ехать в таких местах быстрее никак не получалось. Думаю, что лучшим средством передвижения по таким дорогам был бы картинг, но никак не Ленд Крузер.

Тем не менее, добрались до римских развалин в Бутринте, посмотрели их и отправились дальше.

Ночевка снова в кемпинге за 12 евро.

Вообще про Албанию напишу отдельный пост. Это целая история и набегу рассказывать ее не очень правильно. Албания стоит отдельного внимания…

После обеда в следующий день мы уже были в Черногории. Бар, Будва, Котор и мы снова останавливаемся в кемпинге. Прекрасный вечер, теплое море, уютное кафе с наглыми котами, отказывающимися есть пршут, но трескающими рыбу, великолепный закат…

На утро стартуем в сторону хорватских Плитвицких озер. Едем по М6 через Боснию и Герцеговину, затем уже по хорватской части А1. По дороге встретили двухсотый Ленд Крузер с номерами 24 региона. Поморгали друг другу – земляки!

Остановились около Плитвицких озер в кемпинге очень хорошего уровня «Корана». За день пройдено 536 км.
Утром встали пораньше и сполна насладились волшебными озерами, о чем так же напишу отдельно. Плитвицкие озера стоят того, чтобы там побывать!

Далее предполагалось, что наш маршрут пойдет через Словению, Австрию и Чехию в Польшу. Но приняли решение изменить его. В этих странах мы уже побывали в этом году, а вот Венгрию нам захотелось посетить еще раз. И не просто Венгрию, а озеро Балатон. Что мы и сделали, уже вечером прибыв в кемпинг на берегу.

Дорога хорошая, доехали быстро. Единственной заминкой было прохождение границы Хорватия – Венгрия, где нам минут 30 оформляли паспорта. В 18 вечера были уже в кемпинге Рев-кемпинг. Очень приличное место. Заплатили 10 евро за ночь. Искупались в Балатоне, полюбовались закатом, поужинали и спать. На завтра мы планировали проехать более 800 км до остановке в Польше.

Выспаться не удалось. В три ночи были разбужены хорошим (в прямом смысле этого слова, но не среди ночи) рока и воплями пьяных горлопанов. Оказалось, что за забором кемпинга (как раз метрах в ста от того места, где мы стояли) расположено летнее открытое кафе и кто-то там очень неплохо веселится. Закрыли окна в машине – не помогло. Переехал подальше – тот же эффект. Компания разошлась не на шутку и басы доставали везде.

Разбудил администратора. Тот спросонья не понял почему я требую звонить в полицию, но пройдя немного в сторону шума и, сообразив, что к чему, коротко ответил «Ок полицай!» и стал куда-то звонить. Я же отправился пытаться спать и вскоре уснул. Утром администратор рассказал, что там веселились двое (всего!) пьяных молодых людей. Полиция приехала – они замолчали. Полиция уехала и через 2 минуты все возобновилось. И так было два или три раза. Но все же их удалось угомонить. Администратор извинялся за неудобства и обещал написать жалобу на владельца кафе… Везде люди…

На следующий день была длинная муторная дорога. 856 километров по узким дорогам с большим трафиком. Но все же вечером мы уже были в Радзынь-Подляском. Пожалуй, это был самый тяжелый день нашей поездки. Но нас этим не проймешь. С удовольствием поужинали и легли спать.

Утром выехали рано. На границе никого почти. Вместе с нами таможню проходили ребята на Q7 с московскими номерами и пара беларуских парней на одинаковых стареньких Пассатах. Польскую сторону прошли минут за 7. А вот на беларуской нас и одного из владельцев Пассатов тормознули и довольно занудно осматривали. Потеряли минут 40 времени. Но зато таможенник нашел мне мой разводной ключ, который я давно искал…

930 километров по Беларуси и Брянщине, и мы дома… Вот так прошли почти три недели нашего путешествия в Грецию.

На одной из остановок в Сербии к нам, увидев российские номера, подошел пожилой серб. Степенно поздоровался и поинтересовался, откуда и куда едем. Узнав о нашем маршруте, очень удивился — зачем едете на машине, ведь туда все самолетами летают? Как могли объяснили, что самолетом не интересно. Гораздо интереснее ехать на машине, окунаясь в атмосферу и колорит других стран. Разве увидели бы мы всю эту красоту и разве встретились бы, если б полетели на самолете? Старик понимающе кивнул…

geotravel.life

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *