Мужской монастырь новый афон абхазия: Паломничество в Ново-Афонский Симоно-Кананитский мужской монастырь – Азбука паломника – Ново-Афонский монастырь Симона Кананита, Абхазия. История, фото, святыни, расписание богослужений, экскурсии

история и адрес монастыря, храмы и постройки, святыни и настоятели, расписание богослужений

С высоты птичьего полета монастырский комплекс в подножье Афонской горы Абхазии кажется сказочным замком, прекрасным и небесным.

Симоно-Кананитский мужской монастырь в Новом Афоне — христианская святыня, возведенная в XIX столетии на месте античного торгового пункта Трахея, ныне хранительница и место паломничества христиан. Священная Митрополия Абхазии считает абхазскую жемчужину христианства своей кафедрой.

Исторические сведения о древнем Афоне

Новоафонская Симоно-Кананитская мужская обитель официально была основана в 1875 году насельниками из Пантелеймоновского монастыря, находящегося в греческом старом Афоне.

Античные поселения на Новом Афоне Абхазии известны с III века, как торговые центры, в которые заходили суда с товаром. На основе развития торгово-экономических связей поселение развивалось и богатело.

Новоафонский мужской монастырь, Абхазия
  • В IV веке здесь была построена крепость на горе Иверии для городской защиты, внутри которой возводится храм апостола Симона Кананита, святого, жившего в первом веке и погибшего от рук римских воинов. По преданию именно благодаря защите Иверской иконы Богородицы эта местность была освобождена от нашествия арабов.
  • Анакопия в восьмом веке являет собой столицу края и резиденцию дворян Грузии и Осетии.
  • В XIV веке генуэзцы начинают осваивать этот регион, появляется Римская дозорная башня, и весь внутренний комплекс крепости модернизируется, ибо среди местного населения укоренилось христианство.
  • В ХІХ столетии царским правительством были выделены средства для постройки мужского монастыря на месте античных построек и пещеры Симона Кананита.

Афонские старцы неслучайно выбрали это место. В крепости Анакопии до строительства мужского монастырского комплекса на Новом Афоне уже велись богослужения в двух соборах, ибо более половины населения были христианами. В горных гротах и пещерах жили отшельники. Апостола Симона Кананита в Абхазии называют пасынком Божьей Матери.

Читайте также похожие статьи:

Начало строительство предполагало совершить грандиозные подготовительные работы. По проекту будущая абхазская святыня должна была стоять на некой вершине, поэтому монахам следовало титанически трудиться, чтобы снять землю, камни и выровнять площадь. При этом следует учесть, что у них не было ни дорог, ни транспорта.

Неовизантийский стиль будущего монастырского комплекса сам по себе предусматривал большой размах, ибо на церемонии освящения будущего строительства присутствовал царь Александр Третий с царицей, которым было дано право положения первого камня в основание храма великомученика Пантелеймона.

Церковь святого Пантелеймона в Новоафонском монастыре

Куранты с музыкой, преподнесенные царской семьей в дар храму в 1888 году, сохранились до настоящего времени в рабочем состоянии.

Святыней новопостроенного собора стал крест, хранящий частицы Креста Господнего.

От морского порта до Новоафонского монастыря вела царская аллея, по которой можно пройти и сейчас при посещении новоафонского комплекса.

В начале XX столетия мастерами из Палеха была выполнена богатейшая роспись храма св. Пантелеймона, который ныне представляет последний памятник русской школы иконописи.

Интересно! До революции Новоафонский мужской монастырь являлся центром христианства в Грузии.

К храмам были выстроены пристройки, трапезная, часовня, высокая колокольня, заводы, территорию монастыря украшают сады и парки.

В 1924 году паломнический центр, до этого часто посещаемый царской семьей, был закрыт на 70 лет.

В конце XX века территория Нового Афона привлекала туристов за счет открытия здесь карстовых пещер и источников минеральных вод. Властями того времени оборудуются искусственные входы, строится подземная железная дорога для приема туристов.

Только в феврале 2011 года христианская святыня была возвращена церкви правительством Абхазии, ее наместником был назначен Давид Сарсания.

Современная архитектура

По завершении работ современный монастырский комплекс состоит из шести храмов:

  • Вознесения Господнего;
  • апостола Андрея Первозванного;
  • отцов Афонских;
  • мученика Иерона;
  • иконы Богородицы «Избавительница»;
  • святого Пантелеймона.
Интерьер собора Пантелеимона Целителя в Новоафонском монастыре

Четырехугольное строение, состоящее из монастырских построек, обрамляет собор св. Пантелеймона, его украшают 5 куполов, центральных из которых находится на высоте 40 м. На стенах восстанавливаемого храма видны древние палехские росписи XIX века.

Святыни

Посетители монастыря Симона Кананита спешат с молитвой к иконе святого Пантелеймона, на которой представлены сцены из жизни целителя.

Важно! Уникальность этого образа в том, что он был написан в подарок царской семье в день коронации царя Николая Второго и его жены императрицы Александры.

Внимательно присмотревшись, можно увидеть следы распила, при помощи которого воры хотели разделить святыню на части и вывезти за границу. После закрытия мужского монастыря святой образ Пантелеймона путешествовал из Грузии в Украину, оттуда в Россию и вернулся в обитель только в 2009 году.

Статьи о монастырях России:

Уникальная икона Богородицы «Избавительница» представлена ликом Божьей Матери с Младенцем, по обе стороны от Нее стоит апостол Симон Кананит с одной стороны, а с другой — целитель Пантелеймон.

Икона Божией Матери «Избавительница»

Написанная в стенах Ново-Афонского монастыря, икона после 1924 года хранилась у майкопского протодиакона Сапсая, в родную обитель была возвращена в 2000 году. Поклониться святому лику «Избавительница» можно в церкви апостола Андрея Первозванного.

Уникальный святой образ Богородицы на иконе «Анакопийская». Иконописец разделил его на 2 части. В верхней мы видим Божью Матерь с Младенцем в окружении Ангелов, внизу изображен монастырский комплекс и дано описание событий VIII века.

Покоривший Грузию, арабский завоеватель Мурван «Кру», что переводится, как глухой к состраданию, взял в осаду Новый Афон. В анакопийской крепости перед иконой Богородицы в тот момент молились все, от царя до монаха, и Господь послал на арабов кровавую холеру, от которой умерло 35 тысяч захватчиков. Остальные 3000 погибли от меча абхазцев.

Оригинал святого лика утерян, но существуют списки, один из них можно увидеть в главном храме абхазской святыни, в соборе святого Пантелеймона.

Ещё интересные статьи о православии:

Икона Богородицы «Пицундская» отличается от оригинала изображением нижних фигур. В центральной части иконы мы видим Божью Матерь во весь рост Младенцем на левой руке. Сверху изображены архангелы Михаил и Гавриил. В нижней части ранее изображались преподобный Иоанн Креститель и Иоанн Златоуст, на образе, хранящемся в Андреевском храме св. Андрея, в нижней части нарисован Симон Кананит и Андрей Первозванный.

Чудотворные иконы приходят на помощь по молитвам:

  • о даровании исцеления;
  • избавления от душевных мук;
  • о помощи во время несчастий и природных катаклизмах;
  • освобождения от зависимостей, наркотических, алкогольной и других;
  • укрепления христианской веры.
Интересно! Частицы Древа Креста Животворящего и ковчежец с мощами Симона Кананита являются святыней кананитского монастыря в Новом Афоне.

Как добраться

Новый Афон находится в 20 минутах езды из Сухуми, расстояние между ними 21 километр.

Монастырский комплекс виден из любого места города. Доехать в историческую часть Афона можно от центральной площади.

Пещера апостола Симона Кананита

По желанию посетителей попасть в Ново-Афонский монастырь можно через посещение новоафонской пещеры или же отправиться к водопаду, и оттуда перейти к святыне.

Внимание! Посетить монастырь можно ежедневно, кроме понедельника и вторника.

Он открывается для туристов в 12.00, до 18.00 посетители могут наслаждаться святыми местами и красотой гор, и крутым спуском к морю.

Богослужения начинаются в 7 часов утра.

По желанию и предварительной договоренности православные могут в стенах святой обители принять крещение, пойти на исповедь и повенчаться.

Существует предание, что прошедший от начала до конца по дороге, выложенной булыжником, известной, как «Тропа грешников», очищается от всех своих грехов.

Сочинские туристические агентства организуют в Новый Афон паломнические туры.

Новоафонский монастырь в Абхазии

Ново афонский православный мужской монастырь в абхазии – новый афон святые места

История создания

Монастырь был основан в конце XIX века монахами, которые прибыли на черноморское побережье Кавказа из Греции. Царское правительство выделило участок для возведения комплекса и солидную сумму на строительные материалы. Подготовительные работы требовали снесения части горы, вывоза огромного количества строительного мусора и сооружения подъездных путей к строительной площадке.

Русско-турецкая война на год задержала строительство. Кроме того, обитель была разграблена мародерами. После завершения войны монахи вновь приступили к возведению недостроенных зданий комплекса, и завершено оно было к началу XX века. Кроме выделенных царем денег на строительство много средств жертвовалось русскими купцами и торговцами, которые были частыми паломниками здесь еще задолго до завершения строительства. Лично Александром III Новоафонскому монастырю были подарены куранты, которые впоследствии были установлены на одной из нескольких колоколен.

В честь посещения царем обители монахами была разбита Царская аллея, которая тянется от морского причала и ведет к самому монастырю. Она представляет собой утопающий в субтропической зелени бульвар, прогуляться по которому сегодня – настоящее удовольствие для любого туриста.

Как развивался монастырь

Церемония торжественного освящения монастыря состоялась в конце сентября 1900 года. На это событие прибыло более 20 тысяч паломников со всего мира. Открытие состоялось, но благоустройство обители было далеко не на должном уровне. Поэтому монахи продолжили работы и со временем превратили комплекс в символ процветания православия на Руси. В начале прошлого века монастырь имел гораздо большее влияние и вес в православном мире, нежели сегодня. Будучи духовным оплотом Кавказа, он считался одним из главных православных центров в Российской Империи.

Революция и пришедшие к власти большевики круто изменили судьбу монастыря, как и всей христианской веры. Монастырь во времена СССР никому не был интересен, постепенно все здания пришли в запустение, дом игумена был разрушен, на его месте была пстроена дача для Сталина. Рядом Берия возвел хоромы для себя. В соборе был открыт краеведческий музей, желающие советские граждане могли его посетить и познакомиться с историей развития черноморского побережья Кавказа.

В начале 90-х годов прошлого века военный конфликт с Грузией также внес свой вклад в разрушение монастыря. Здесь тогда располагался военный госпиталь. Восстанавливаться монастырский быт стал медленно с 1994 года, начали проводиться реставрационные работы, восстановление старых хозяйственных построек. Реставрация собора Святого Пантелеймона осуществляется и сегодня.

По святым местам Абхазии.

Дорогие друзья, сегодня мы с Вами отправимся в путешествие по святым местам Абхазии.
Абхазия-удивительное место. Ведь именно на ее территории проповедовали Слово Христово сразу два апостола – Андрей Первозванный и Симон Кананнит (Зилот).


Сначала они остановились в городе Севасте (ныне Сухум), затем апостол Андрей отправился проповедовать вдоль Черноморского побережья Кавказа, а апостол Симон поселился в пещере, расположенной в ущелье реки Псырцха.

Вход в пещеру апостола Симона Кананита.

Преодолев границу, вполне увидели и ощутили: мы на Кавказе. Высокие лесистые горы, быстрые горные речки, водопады, многочисленные пальмы, защищающие путников от южного палящего солнца.

Красота Кавказа зачаровывает.

Следует несколько слов сказать о времени появления христианства в Абхазии. Свет Христовой веры впервые проник в эти пределы уже в середине I века.

В начале XIX века в Абхазии началось возрождение православия, а в 1875 году был основан Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь

Новый Афон – поселение на побережье Чёрного моря

прозванный так по имени известного монастыря, построенного в конце XIX века. Афон греческий полуостров в Эгейском море – известная всему миру монашеская республика. Его младший брат – Новый Афон, – названный так в его честь, был призван, подобно старшему брату, собрать в свои обширные пенаты не одну сотню монахов. История основания монастыря началась в 1875 году, когда группа монахов Пантелеимонова монастыря с горы Афон, приехав сюда, просила Императора Александра III даровать им в этом святом месте землю для строительства русского Нового Афона: мужского Симоно-Кананитского монастыря. На церемонии его освящения в 1888 году присутствовал сам Император Александр III с Императрицей Марией Федоровной, в честь которых был отлит малый колокол. Последний русский Император Николай II, известный своим благочестием, также посещал знаменитую обитель с богатыми пожертвованиями.

Место, где располагается мужской монастырь, поистине удивительное.

С одной стороны его закрывают мощные хребты Кавказских гор, с другой – крутой склон, спускающийся к Черному морю. Сложно представить, каких трудов потребовало от монахов выровнять площадку, занести и завезти строительный материал.


Впрочем, по преданиям, камни на постройку монастыря собирали всем миром и весьма оригинальным образом. От подножия селения Новый Афон до горы, где должен был располагаться комплекс, ведет дорога. Длина ее порядка двух километров. И вот каждый из желающих очиститься должен был проделать этот путь на коленях, неся с собой камень, размер которого, по внутреннему убеждению человека, соответствовал бы его грехам. Недаром дорога эта называется «путь грешников». В результате очень быстро на горе выросла приличная куча камней, и монахи приступили к строительству.

Чтобы добраться до монастыря, необходимо около десяти минут идти в гору, но тот, кто преодолевает этот, довольно непростой, подъём, не жалеет о затраченных усилиях.

Главный храм монастыря в честь великомученика Пантелеимона виден ещё с морского побережья.

Его размеры таковы, что он занимает добрую треть всей территории монастыря, напоминая наш Храм Христа Спасителя.

Справа и слева от западных дверей храма в стены вбиты памятные плиты, согласно которым первый камень при закладке храма был положен в присутствии Императора Александра III в 1888 году. Освящен уже построенный храм в 1913 году при посещении царя – страстотерпца Николая Александровича.

Основные жилые помещения для монахов располагаются в стенах монастыря и насчитывают не одну сотню комнат. К сожалению, обитель не избежала невзгод военного времени: стены и здания испещрены следами от пуль и снарядов.

Под куполом храма великомученика Пантелеимона.

Монастырю принадлежат ещё два храма, расположенные неподалёку от него: церковь Покрова Пресвятой Богородицы –

почти у побережья, (Здесь располагается библиотека).

и храм святого апостола Симона Кананита,расположенный внизу у водопада.

В этом храме находились мощи Симона Кананита.

Симон Кананит – апостол из двенадцати был, по преданию, одним из «братьев» Господа сыном Иосифа, обручника Пресвятой Девы Марии.

На его свадьбе в Кане Галилейской Господь совершил Своё первое чудо – претворение воды в вино. Дойдя вместе с апостолом Андреем с проповедью до Абхазии, он остался здесь нести труды благовестия. Поселившись на Анакопийской горе в небольшой пещере, апостол донёс свет Христовой веры до пределов Севасты (нынешний Сухум). Здесь же на горе на берегу бурной горной речки Псырдзхи он принял и мученическую кончину за Христа.

В пещере Симона Кананита.

Неподалёку от места кончины огромный гранитный валун сохранил отпечаток стопы апостола, который почитается местными христианами как великая святыня.

Стопа Симона Кананита.

Поклонный крест.

На месте захоронения апостола и был в дальнейшем построен нынешний храм,посвященный его имени.

Далее наш путь лежит в Команы.

Село Команы в Абхазии — одно из самых почитаемых христианами мест. Согласно преданию, здесь в 308 году умер и был погребен святой мученик Василиск. Позднее, в 407 году, по пути в ссылку в Питиунт в Команах умер и был погребен Святитель Иоанн Златоуст.

Село Команы расположено в 15 километрах от Сухума, на западном течении реки Гумисты.

Ущелье реки Гумисты.

Часовня и источник Святого Василиска.

От села Гума дорога спускается к мосту через реку Гумиста, раздваивается и заворачивает влево, в село Команы. Справа от дороги, ведущей в село, крутая тропа приводит к маленькой деревянной часовне христианского мученика Святого Василиска.

Источник Святого Василиска расположен далее, справа от проселочной дороги. Согласно местной легенде, источник забил из-под земли в том месте, где умер от жажды этот христианский святой. Вода источника, по поверью, обладает целебной силой.

Святой источник.

Икона мученика Василиска.

Могила христианского мученика Василиска.

Монастырь Святого Иоанна Златоуста.

Далее по левой стороне проселочной дороги, которая идет вдоль течения Западной Гумисты, видны руины основанного в 1898 году женского Василиско-Златоустовского монастыря.

Храм Иоанна Златоуста.

Храм Иоанна Златоуста возвышается чуть дальше над рекой. Храм был отстроен в 1991 году на руинах древнего храма XI века.

История Коман связана с именем святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Констатинопольского и одного из трех Вселенских святителей. Златоустом святого Иоанна прозвали за небывалое красноречие, привлекавшее к нему не только христиан, но даже еретиков и язычников.

После смерти в 407 году его тело находилось в Команах, а в 483 году с большими почестями было перенесено в Константинополь.

При возведении колокольни храма в земле был найден саркофаг, высеченный из известняка и весивший около тонны. Считается, что в нем погребено тело святителя до его переноса в Константинополь. В настоящее время гробница находится в церкви, а место погребения Иоанна Златоуста стало центром паломничества.

Святыни монастыря.Справа-саркофаг.

Место Обретения Главы Иоанна Крестителя.

Из Коман можно совершить конную прогулку в горы или подняться на внедорожнике к еще одному почитаемому христианами месту в Абхазии. В нескольких километрах от Храма Иоанна Златоуста находится место третьего обретения главы Иоанна Крестителя. В VIII веке в Византии возникло движение, направленное против почитания икон. Чтобы спасти реликвию, христиане тайно вывезли и спрятали святую главу Иоанна Предтечи недалеко от Коман. В IX веке святыня была найдена и возвращена в Константинополь. Так, в третий и последний раз она была обретена в абхазских горах. Команский грот почитается как священное место для христианского мира.

Место обретения главы Иоанна Предтечи.

К сожалению, Каманы до конца не разминированы. Поэтому ходить в районе православных святынь пока можно лишь по тропинкам, огороженным специальными вешками.

Возвращаемся обратно в Гудаутский район,где расположено село Лыхны.

В селе Лыхны находится удивительный. Лыхненский храм, ему больше 1000 лет.

Рядом с храмом — домик, здесь живет самый старый священник Абхазии, русский, отец Петр Самсонов.

Священник он уже пятьдесят лет, из которых сорок служит именно здесь. Но на службе, по его словам, иногда бывает один-два человека. Отец Петр очень старенький, ему за восемьдесят. Уже год он перемещается в инвалидном кресле.

Отец Петр Самсонов.

Батюшка очень любит свой древний храм: «Русь только крестилась, а здесь уже начали служить». Никогда он не хотел отсюда уехать в Россию — ни в начале войны, ни после нее, когда в течение десяти лет почти голодал.

Помолитесь, чтоб я встал, — сказал батюшка, когда мы уходили. — Господь, если захочет, может сказать: встань и ходи»

Наша экскурсия продолжается.Путь лежит в Восточную Абхазию через Сухум.

К востоку от Сухума есть несколько древних храмов.

Например, Моквский собор в честь Успения Божией Матери.

Здесь были погребены многие абхазские епископы, владетельные князья, священники.

Следует сказать несколько слов о столице Абхазии- Сухуме.

В советское время Сухум был еще одним центром православной жизни в Абхазии. По рассказам, здесь не так ощущались гонения на Церковь. Многие монахи переезжали сюда жить: например, прославленный недавно старец Глинской пустыни схиархимандрит Серафим (Романцов) или автор известной книги «У Троицы окрыленные» архимандрит Тихон (Агриков). Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) был именно в Сухуме пострижен в монашество в 1966 году. В советское время на территории Абхазии было всего четыре действующих храма, один из них — в Сухуме.

Кафедральный собор в Сухуме.

Драндский собор VIII века.

Дранда являлась резиденцией епископов. В 1634 г. турки высадили на берег большой десант и сожгли церковь. В 1885 г. разрушенный до того времени храм был восстановлен староафонскими монахами, возродившими при нем мужской монастырь. Монастырь был знаменит в Российской империи. При монастыре была основана школа на 50 детей, имелись мельница, столярная и плотницкая мастерские, кузница. На территории монастыря к 1917 г. располагались: Собор Успения Божьей Матери, типография, книжная лавка, усыпальница, скит Великого Пантелеимона и Феодора Стратилата, церковь св. Феодосия Черниговского, монашеские корпуса, трапезная, гостиницы, 3-х этажная больница с отдельной церковью и кельями, баня, прачечная и пр. Фруктовые сады и обширные виноградники окружали монастырь. Монастырь отличался большим гостеприимством. В 1928 г. был закрыт и разграблен.

В настоящее время древний храм все же является действующим. По определенным дням в нем проходят службы. В монастырских помещениях располагается тюрьма.

Илорский храм ,

Храм Святого Георгия Победо носца находится в селе Илор (Елыр) в нескольких километрах от Очамчыры.

Илорский храм всегда отличался богатством внутреннего убранства. В ризнице хранилась коллекция золотых и серебряных литургических сосудов, напрестольная массивная чаша из золота, пожертвованная Бедийскому храму царем Багратом III, серебряный складень с изображением святых воинов Дмитрия, Георгия и Феодора.

Особо почитались народом две кованные из серебра чудотворные иконы, которые пожертвовал церкви мегрельский князь Леван Дадиани. Клятва перед ними считалась священной и нерушимой. В народе ходили предания о том, как за измену клятве, данной перед иконой великомученика Георгия Илорского

клятвопреступника постигало суровое наказание.

Мироточащая икона из алтаря Илорского храма.

Слава о чудесах от икон Святого Георгия облетела всю страну.

Святой колодец у храма.

В настоящее время в храме среди икон находится и икона абхазского великомученика – святого Евстафия Апсильского. Впоследствии у его мощей происходили чудеса исцеления.

Икона святого Евстафия.

Наше путешествие подошло к концу.Последнее место для посещения- Бедийский храм.

В центре села Бедия, на высоком живописном горном плато, возвышаясь над местностью, стоит Бедийский храм.

Высокие отвесные обрывы каменистого плато являются одновременно естественной крепостью с единственным подъездом к храму с западной стороны. Отсюда открывается великолепный вид на побережье Черного моря и вершины Главного Кавказского хребта.

Бедийский храм является ценнейшим памятником архитектуры Абхазии. Он был возведен в конце Х века при царе Баграте III в честь Влахернской Богоматери. Этот крестово-купольный храм состоит из четырех подкупольных устоев, апсиды алтаря и прилегающих боковых помещений. Снаружи и внутри стены храма облицованы гладкими серо-желтыми песчаниковыми плитами. С внешней стороны восточная стена украшена большим резным крестом. Наличники окон и входов отделаны простой и изящной резьбой, отличающейся разнообразием сюжетов. Богатые росписи, покрывавшие внутренние стены храма, в настоящее время, в основном, утеряны.

Достоянием храма, позволяющим точно датировать время его возведения, считался золотой потир (чаша), датируемый 990 годом, на котором сохранилась надпись: «Святая матерь Божья, будь ходатайницей перед сыном твоим за абхазского царя Баграта и мать его царицу Гурандухт, пожертвовавших сию чашу, украсивших сей престол и построивших сию святую церковь, аминь». Поверхность чаши украшена рельефными фигурами Спасителя, Богоматери и апостолов.

В заключение следует отметить,что Абхазия-благословенная страна.

Повсюду здесь можно встретить множество древних православных храмов, которые свидетельствуют о святости места, где они стоят. Ибо, по учению Церкви, при освящении храма Богом приставляется Ангел-хранитель престола, который никогда уже не отходит от него и будет свидетельствовать на суде Божием о всем, что происходило в храме. Все это, как семена, которые до поры лежат под спудом, но наступают благоприятные времена, когда они прорастают и дают обильные плоды. В Абхазии помнят и чтят свои духовные корни Православной веры.

Благодарю Д. Выдумкина, М.Нефедову, А.Нефедова, Е.Голубеву за оказанную помощь в подготовке этой статьи.

Новоафонский мужской монастырь находится совсем недалеко от курортного города Абхазии Сухума. К нему туристов и паломников привлекает не только духовность и святость места, но и красота среди которой он находится. А это чистый морской воздух, красивейшие густые леса. Монастырь имеет древнейшую историю, которая прям манит к себе.

История Новоафонского монастыря

Начало своей истории обитель берет в начале 19-го века. В то время из царской казны было выделено пожертвование в немалой денежной сумме монахам русской обители в Греции. Кроме денежных средств также была выделена земля, которая была печально известна. На ней в первом веке погиб христианский миссионер на Кавказе. Да и в принципе своим видом сама гора чем-то напоминала всем известную греческую гору Афон.

Строительство началось по проекту, сложенному архитектором Никонова. Горниста местность была труднодоступной и достаточно тяжелой для освоения. Но несмотря на это монахи ее немного выровняли – засыпали пропасти и облагородили почву. Сами постройки имели две части – верхнюю и нижнюю. В скором времени были построены приют для паломников, храм Покрова Божьей Матери и хозяйственные постройки. Самой главной гордостью комплекса была специальная школа для мальчиков.

Данная мужская обитель стала центром православия на территории Черноморского побережья Кавказа. Ежегодно его посещают тысячи туристов и паломников. Нужно отметит, что также были и именитые гости такие как князь Михаил Романов, император Николай 2 и т.д.

Монахи вкладывали очень много трудов в обустройство обители. Их руками была построена пристань для пассажиров и грузов, гидроэлектростанция. Более того у монахов была собственная железная дорога и даже паровоз. В садах выращивали фрукты, имелись и пасека, конный завод и винодельня. Размах и влияние монастыря были поистине грандиозными.

С приходом советской власти для обители начались поистине тяжелые времена. На протяжении больше пяти лет монахи пытались защитить и отстоять комплекс, но к сожалению, его все-таки закрыли. И только в начале 90-х годов он начал «подниматься с колен». В стенах корпуса снова начали звучать божественные молитвы. В 2001 году открылось училище и регентская школа. Но несмотря на это ремонтные работы на территории монастыря ведутся и по сей день.

Святыни Новоафонского монастыря

Сегодня подворье Новоафонского монастыря имеет просто великолепный вид. Сюда съезжаются паломники и туристы, чтобы не только посмотреть на всю красоту, но и посетить все шесть храмов и помолится перед святыми образами.

Одним из самых грандиозных храмов, которые входят в состав общины является собор Пантелеимона. В длину он имеет более чем 50 метров, а в ширину 33. Его венчают пять сияющих куполов. Многие специалисты отмечают, что над росписью храма работали самые известные иконописцы и художники.

Иконы

Необходимо отметить, что иконы новоафонского монастыря очень ценны для православного мира. Среди них стоит выделить чудотворную икону Богоматери Избавительницы. На ней Богоматерь изображена в сидящим на ее левой руке Богомладенцем. Младенец держит в левой руке свиток.

Святой образ монастырю передал греческий старец Мартианин, который принес его с самого Афона. Перед тем как скончаться старец завещал святой образ обители. Перед образом молятся в следующих случаях:

  • об исцелении болезни,
  • об избавлении от душевных мук,
  • просят о помощи во время беды,
  • от избавления от вредных привычек.

Кроме иконы, святыней обители является чудотворный крест с частицей Древа Животворящего Креста Господня и мощи Симона Кананита.

Контакты

Священная Митрополия Абхазии
Адрес: Республика Абхазия, г. Новый Афон (Анакопия), монастырь св. апостола Симона Кананита.
Тел/факс: +7 840 2458099
E-mail:
Председатель Совета Священной Митрополии Абхазии архимандрит Дорофей (Дбар)
Тел. раб.: +7 840 2458068
Тел. моб.: +7 940 9202502
E-mail:
Заместитель председателя Совета Митрополии Абхазии иеродиакон Давид (Сарсания)
Тел/факс: +7 840 2458099
Тел. моб.: +7 940 9691491
E-mail:
Секретарь Совета Священной Митрополии Абхазии Герман Маршан
Тел/факс: +7 840 2458055
Тел. моб.: +7 940 7771715
E-mail:
____________________________________________________________________________
Монастырь св. апостола Симона Кананита в Новом Афоне (Анакопия)
Наместник монастыря иеродиакон Давид (Сарсания)
Тел/факс: +7 840 2458099
Тел. моб.: +7 940 9691491
E-mail:
Канцелярия монастыря
Секретарь — Дионис Яланчиди
Тел/факс: +7 840 2458099
Тел. моб.: +7 940 9691491
E-mail:
____________________________________________________________________________
Отдел социального служения Священной Митрополии Абхазии
Куратор — Алмасхан Бебия
Тел/факс: +7 840 2458099
Тел. моб.: +7 940 7382882
E-mail:
____________________________________________________________________________
Правовой отдел Священной Митрополии Абхазии
Юрисконсульт — Дионис Яланчиди
Тел/факс: +7 840 2458099
Тел. моб.: +7 940 9691491
E-mail:
____________________________________________________________________________
Издательский отдел Священной Митрополии Абхазии
Руководитель — архимандрит Дорофей (Дбар)
Тел. раб.: +7 840 2458068
Тел. моб.: +7 940 9202502
E-mail:
Менеджер — Ахра Смыр
Тел. раб.: +7 840 2458068
Тел. моб.: +7 940 7070333
E-mail:
____________________________________________________________________________
Веб-сайт Священной Митрополии Абхазии
Администратор — Ахра Смыр
Тел. раб.: +7 840 2458068
Тел. моб.: +7 940 7070333
E-mail:
____________________________________________________________________________
Журнал Священной Митрополии Абхазии «Алашарбага»
Главный редактор — архимандрит Дорофей (Дбар)
Тел. раб.: +7 840 2458068
Тел. моб.: +7 940 9202502
E-mail:
Вы можете нам отправить сообщение, воспользовавшись формой:

Новоафонский монастырь: русская обитель на абхазской горе.: mtv59 — LiveJournal

Симоно-Кананитский монастырь, расположен на высоте 75 метров над уровнем моря у подошвы Афонской горы.

Узкая асфальтированная полоса шоссе в густой тени кипарисов выводит к главным воротам монастыря. Мощные стены с бесконечными рядами окон, над которыми поднимаются голубые маковки монастырских церквей, широкая, выложенная разноцветной плиткой дорога, уводящая под высокую арку ворот, светло-коричневый контур Пантелеймоновского собора, кружево листвы деревьев, голубизна небес, серый «ковер» каменной вымостки двора — таковы первые впечатления посетителя, надолго остающиеся в памяти.

Первые христиане

Летопись Новоафонского монастыря отсылает нас к Евангельскому описанию первого чуда, сотворенного Иисусом Христом. В разгар свадьбы Симона Кананита, куда кроме прочих гостей был приглашен Спаситель с Матерью своею и учениками, внезапно закончилось вино. Служители были в отчаянии и рассказали об этом Богородице. Узнав, от Нее, что происходит, Иисус Христос сказал: «Наполните сосуды водою. Теперь почерпните и несите к распорядителю пира». Не смея ослушаться, они так и сделали, а когда главный виночерпий отведал воды, то понял, что это прекрасное вино. Он позвал Симона Кананита и сказал: «Всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее, а ты хорошее вино сберег доселе». «Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою».

Всем сердцем уверовав в Христово учение, Симон Кананит решил посвятить ему свою жизнь и стал ходить по миру, повсеместно проповедуя христианскую веру. Он жил в строгом посте, беспрестанно молился и прославлял Иисуса Христа с помощью многих чудесных знамений.

Предание гласит, что Апостол Симон проповедовал в Иудее, Египте, Ливии, Персии, а после, в пятидесятых годах нашей эры, нашел приют в уединенном уголке Псыртцха, где жил в пещере на берегу горной речки. Говорят, что он попадал в свою каменную келью через узкое отверстие в своде, дабы не искушать простых людей, которым захотелось бы увидеть, как живет иноземный молельник.

Абхазские легенды гласят, что постепенно Симон Кананит стал известен среди местных жителей, как чудотворец, который умел излечивать прикосновением рук от разных болезней, усмирять боль, брызгая на раны водой, и благоустраивать судьбы страждущих, читая молитвы на загадочном языке.

Так на территории будущей Абхазии появился первый поборник Христианского учения, который начал крестить местных жителей и обращать их в истинную веру. Но тернист был путь Апостола Симона. Поскольку в этой части Понта Эвксинского христианство было религией непризнанной, однажды римские язычники, жестоко каравшие иноверцев, выследили скромного проповедника и предали его мучительной казни. По легенде его живьем распилили на части и показывали голову новообращенным христианам. Преданные Симону Кананиту жители села Псыртцха, испросили разрешение похоронить тело Апостола и сделали это неподалеку от его пещеры.

Прошли столетия. В IX веке, когда был расцвет Анакопии – древней столицы Абхазского царства, христианские правители приняли решение выстроить на мощах Симона Кананита храм, который должен был стать оплотом веры для жителей этих мест. Собор возвели в сравнительно короткие сроки, но очень скоро он был до основания разрушен мусульманскими завоевателями.

Однако память о сотворенных добродетелях было невозможно стереть из людских сердец. И спустя менее чем сто лет, в Х веке, храм Святого великомученика Симона Кананита был полностью восстановлен на руинах старого фундамента и украшен внутри уникальными фресками. С тех самых пор в него приходят многочисленные паломники, чтобы поклониться Апостолу и испросить счастья в супружеской жизни, познания радостей чистой любви и семейного благополучия.

Стародавние традиции Нового Афона

Святую гору Афон на побережье Эгейского моря с незапамятных времен принято было считать уделом Пресвятой Богородицы, твердыней православия, оплотом истинного монашества. Первые пустынники появились здесь еще на заре христианства. К XIII веку вся Афонская гора была покрыта монастырями, скитами, пещерными кельями. Утвердился на Афоне и Русский Пантелеимоновский монастырь. На долю его братии выпало немало превратностей судьбы, но русские иноки, верша свой молитвенный подвиг, стойко переносили все тяготы, невзгоды и притеснения.

В 1874 году возникла даже угроза закрытия обители. Греческое духовенство, стремившееся к господству на Афоне, предполагало тайно вывезти всю русскую братию на турецком корабле в Малую Азию и оставить насельников в каком-нибудь пустующем монастыре. Тогда-то игумен монастыря архимандрит Макарий и обратился к русскому послу в Константинополе графу Н.П. Игнатьеву с просьбой ходатайствовать перед российскими властями о «даровании в Черноморском крае уголка земли для устройства там скита или монастыря, который был бы принадлежностью Афонской Пантелеимоновой обители».

27 ноября 1875 года последовало высочайшее распоряжение его императорского величества Александра III об отводе в Абхазии «327 десятин земли и передаче монастырю развалин храма апостола Симона Кананита, башни, оставшейся от времен генуэзцев, а также о предоставлении братии права рыбной ловли в реке Псыртсха».
Так сто тридцать лет назад на побережье Черного моря, в 20 верстах от Сухума начала зарождаться одна из самых величественных и красивых русских обителей – Ново-Афонский Симоно-Кананитский мужской монастырь.


Первые посланцы с Афона прибыли на берег Псыртсхи осенью 1875 года. Святогорская братия отрядила в Абхазию самых мастеровитых и искусных в строительных делах иноков. Особо выделялся среди них иеромонах Иерон, будущий настоятель обители, от Бога наделенный инженерным даром и талантом архитектора. В течение зимы иноки проводили необходимые подготовительные работы – рубили лес и кустарники, расчищали непроходимые заросли, срывали каменистые горы, засыпали пропасти и ущелья. Одновременно закладывались фундаменты для четырех монастырских зданий и первого храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

Покровский храм был освящен 1 октября 1876 года. Но недолго суждено было ему простоять: во время Русско-турецкой войны 1877 – 1878 годов он был почти полностью разрушен. С молитвой и помощью Божией все пришлось начинать заново. Братия трудилась денно и нощно, не покладая рук. Всего 4 месяца потребовалось инокам для восстановления разоренного храма Пресвятой Богородицы, и 3 февраля 1879 года в нем начались ежедневные богослужения. В прежнем благолепии восстал из руин и древний храм Симона Кананита. Буквально на глазах вырастали монастырские здания и хозяйственные постройки, пристань на прочных железных сваях. После завершения работ по обустройству прибрежной территории монастыря иноки приступили к самому сложному – возведению его нагорной части.

Строительство, даже по нынешним меркам, предстояло огромное. Основные тяготы легли, конечно, на плечи афонских иноков, которые в буквальном смысле слова сумели перевернуть горы. Но были еще десятки, сотни русских инженеров и специалистов, купцов и промышленников, простых верующих людей, внесших свою лепту в рождение на Кавказе Нового Афона.
Поднимали обитель, что называется, всем миром.

В марте 1896 года братия переехала в новоотстроенный нагорный монастырь, а спустя 4 года, 28 сентября 1900-го, состоялось освящение главного престола соборного храма.

На торжества собралось не менее 20 тысяч верующих. Молва о дивной обители под Сухумом разнеслась к тому времени далеко за пределы Абхазии. Ехали сюда со всех концов России. Чаще всего паломники добирались до Нового Афона по морю. С парохода пересаживались на гребные монастырские суда, сходили на берег, и тут перед взором каждого представала поистине сказочная картина. Под бездонным синим небом на зеленом фоне гор раскидывалась широкая панорама монастырских храмов и церквей, увенчанных сияющими на солнце крестами. К Святым вратам обители мимо цветущих оранжерей вела вымощенная камнем дорога, обсаженная пирамидальными кипарисами. Не менее красочный вид открывался и с верхней площадки у монастырского входа. С левой стороны к обители примыкала сосновая роща. А чуть выше ее – сад из вечнозеленых южных растений.



Но, пожалуй, самый живописный уголок Нового Афона расположен в глубоком ущелье, неподалеку от храма Симона Кананита. На одном из горных уступов, откуда сбегает вниз Псыртсха, иноки построили водопад, на который можно любоваться часами. Из нагорной части монастыря к водопаду ведет Царская аллея. Именно по этой тропе прошел пешком Александр III, когда в июне 1880 года царская семья посетила обитель.


Все, о чем мечталось императору, чудесным образом воплощалось в жизнь. На рубеже XIX – XX столетий Новый Афон стал одним из крупнейших православных монастырей. К 1917 году братия его насчитывала свыше семисот насельников. Благодаря их неустанным трудам на глазах крепло и разрасталось монастырское хозяйство. При обители работали самые разнообразные мастерские – медницкая и токарная, столярная и литейная, кузнечная и слесарно-железная, мастерская по выделке кожи, позолотная, переплетная и даже по ремонту часов. При монастыре действовал конезавод, на двух пасеках производился собственный мед, поля засеивались картофелем, кукурузой и другими хлебными злаками, огороды изобиловали овощами, а в садах выращивали не только яблоки и груши, персики и абрикосы, но также невиданные прежде в этих краях садовые культуры – апельсины, лимоны и мандарины.


Во главе каждого дела был поставлен монах, которому все беспрекословно подчинялись. За наиболее трудные работы отвечал сам настоятель обители архимандрит Иерон. Именно под его началом иноки сумели создать довольно сложную систему, состоящую из семи прудов. Устроена она была таким образом, что стекающая с гор вода из верхних прудов переливалась в нижние, откуда уже плавно уходила в море.

1 июля 1901 года монастырь стал освещаться электричеством: рядом с водопадом была построена гидроэлектростанция. Вслед за электричеством в обители появилась и своя… железная дорога. Протяженность у нее была небольшая – всего около версты, но этого было достаточно, чтобы доставлять в небольших вагонетках с низменности в нагорные склады все необходимое и спускать с крутого склона, где рос монастырский лес, дрова для отопления.

Прославился монастырь и своей благотворительностью. Помимо содержания школы, где обучались 50 абхазских мальчиков-сирот, обитель оказывала помощь всем нуждающимся, бесплатно раздавала местным жителям продукты питания и медикаменты, не говоря уже об иконах, религиозных книгах и церковной утвари. И, конечно же, всегда радушно принимала богомольцев, безвозмездно предоставляя им не только кров и пищу, но и нередко снабжая необходимой одеждой, обувью и деньгами на обратную дорогу.

Возможно, что Новоафонская обитель так и сохраняла бы за собой позиции одного из крупнейших православных монастырей России и духовного центра Кавказа, но грянула Октябрьская революция, и подул роковой ветер перемен.

В 1924 году руководство Советской Абхазии в связи с активным противодействием братии антицерковным порядкам большевиков и за контрреволюционную агитацию приняло решение о закрытии Новоафонского монастыря. Некоторое время он стоял заброшенный, заболачивались уникальные пруды, не работала электростанция, зарастали сады и огороды.

В годы активного увлечения строительством санаторно-курортных комплексов, по распоряжению новой власти на территории монастыря решили открыть туристическую базу, а в соборе – историко-краеведческий музей.

На месте разрушенного дома игумена после войны была построена дача для И.В. Сталина, где он неоднократно бывал. А чуть поодаль был выстроен дом для Л.П. Берии, который, будучи родом из сухумского района любил отдыхать в этих местах. По легенде в конце тридцатых годов, когда отвечающие за снос церковных зданий чиновники подали Сталину документ о ликвидации Новоафонского монастыря, он не стал его подписывать. Вызвав к себе Берию, Сталин после короткого совещания отдал распоряжение не трогать обитель, поскольку это может негативно повлиять на политическую обстановку в православной Абхазии. Благодаря этому Новоафонский монастырь сумел пережить трудные годы и дожил до времен ренессанса, когда наступил период его второго рождения, начало которого, однако, затянулось из-за постоянных грузино-абхазских конфликтов, в том числе войны 1992-1993 годов, во время которой в монастырских стенах был развернут полевой госпиталь, а сам монастырь сильно пострадал от обстрелов грузинской артиллерии.


И лишь спустя семь десятилетий, в 1994 году, Новый Афон вновь услышал звон монастырских колоколов. Обитель стала постепенно оживать. Возобновились богослужения, потихоньку налаживается монастырское хозяйство, реставрируются фресковые росписи на стенах храмов. Братия пока малочисленна, но помогают прихожане, паломники и трудники, которые, как и встарь, потянулись в Новый Афон, особенно после того, как было восстановлено железнодорожное сообщение между Москвой и Сухуми.
Среди насельников обители преобладает молодежь. Да и нынешнему настоятелю, иеромонаху Андрею, нет еще сорока. Недавний выпускник Московской Духовной академии, он немало делает для того, чтобы возродить и сберечь прежние традиции монастыря.
В монастырской братии сегодня живут и трудятся абхазы, русские, украинцы. Седовласый ключарь обители – монах Геронтий (в миру – Юрий Корж) приехал в эти края из Днепропетровска еще в начале семидесятых. Кавказ манил его с юношеских лет. Юрий поселился в высокогорном ауле, где работал на пасеке. Так бы и жил, наверное, до конца своих дней – в уединении и покое, если бы не грузино-абхазская война, разразившаяся в 1992 году. Недолго раздумывая, Юрий пошел в добровольцы. В составе танкового батальона участвовал во многих боях, за мужество, проявленное в одном из сражений, был награжден медалью «За отвагу».
В апреле девяносто третьего Юрий получил тяжелые осколочные ранения и оказался в госпитале, который был развернут в Ново-Афонском монастыре. Пролежал здесь несколько месяцев, а после окончания войны решил остаться при монастыре. Поначалу, как и водится, был послушником, а затем принял монашеский постриг.
О своей необычной судьбе монах Геронтий поведал мне, когда октябрьским вечером этого года мы долго беседовали, сидя в его келье.
— Нет, не случайно обитель наша находится под Покровом Божией Матери, – сказал монах Геронтий, завершая разговор. – Сколько снарядов на Новый Афон упало, а в монастырь ни один не попал.
И, помолчав немного, добавил: — И я, раб грешный, ей, Владычице, жизнью своей обязан. Ведь когда ранило меня, один из осколков угодил в грудь, рядышком с сердцем. А там как раз в нагрудном кармане ее, Богородицы, образок лежал. Он-то и спас меня…
И мне невольно вспомнились слова незнакомой прежде молитвы, которую я услышал в Новом Афоне. Обращена она к Пресвятой Богородице: «…Покрой нас Вседержавным Покровом Твоим и испроси у Бога Сына Твоего: пастырям нашим – ревность и бдение о душах, правителям и градоначальникам – мудрость и силу, судиям – правду и нелицеприятие, наставникам – разум и смирение, супругам – любовь и согласие, чадам – послушание, обидимым – терпение, обидящим – страх Божий, скорбящим – благодушие, радующимся – воздержание. Всем же нам – дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды».

Храмы и фрески

Во времена своего расцвета Новоафонская обитель разделялась на верхнюю (нагорную) часть и нижнюю, которая начиналась от морского побережья. Путешественники, высаживающиеся из монастырских лодок видели, как на вершине Иверской горы блестит на фоне неба крыша Иверской часовни и любовались развалинами древней крепости Апсара. А когда они смотрели чуть ниже на искусственно выровненное плато, то их восхищенному взгляду представали светлые стены монастыря и увенчанные золоченными крестами купола трех главных церквей: храма Вознесения, храма святого апостола Андрея Первозванного и храма святых угодников Афонских.

«Из-за этого же фасада нагорного монастыря, значительно превышая высоту его стен, величественно возвышаются, господствуя над всею окружающей местность, стены купола и колокольня нового громадного освященного в 1900 году собора во имя святого великомученика Пантелеймона с четырьмя приделами. Внизу под этим новым монастырем, на террасах, расчищенных на склонах тех же гор и постепенно спускающихся к берегу моря, расположены постройки старого монастыря и среди них храм Покрова Пресвятой Богородицы с приделом святого архистратига Михаила и колокольней.

В этом храме находятся большие иконы Пресвятой Троицы и святого апостола Симона Кананита и сохраняется мраморный ковчежец с частицами святых мощей; во внутреннем устройстве этого храма — особенность чисто афонская: клиросы обращены лицом внутрь церкви. В долине реки Псыртсхи стоит древняя заново реставрированная в 1882 году византийской архитектуры церковь святого апостола Симона Кананита.

В ней заметны еще в двух местах остатки древней стенной живописи, при чем один из ликов святого великомученика Георгия Победоносца сохранился весьма отчетливо почти в полной неприкосновенности», — писал С.В. Булгаков в своей книге «Русские монастыри в 1913 году.








Новоафонский монастырь

Новоафонский монастырь, здание главного храма. Абхазия.Новоафонский монастырь. Абхазия.

Новоафонский монастырь — мужской монастырь, расположенный в городе Новый Афон Гудаутского района Абхазии. Расстояние от монастыря до российско-абхазской границы — около 90км.

Монастырь является главной христианской святыней Абхазии и очень почитаем далеко за пределами республики. Полное название — Священный монастырь святого апостола Симона Кананита (согласно Библии — один из 12 ближайших апостолов (учеников) Иисуса Христа). По преданию, именно на территории Нового Афона молился и впоследствии погиб от рук римских легионеров сам Симон Кананит.

Строительство монастыря началось в 1875г. прибывшими с греческого Афона монахами при поддержке российского императора Александра Второго. На территории монастыря находятся шесть храмов, самым крупным из которых является Пантелеймоновский собор, построенный в неовизантийском стиле. Длина собора составляет около 55м, ширина — около 35м, а высота центрального купола (главного из пяти куполов) — 40м.

Монастырь открыт для посещения ежедневно, в течении всего года. Ежегодно сюда приезжают десятки тысяч паломников со всего мира. В воскресные и праздничные дни проводятся богослужения, а по предварительной договоренности можно пройти таинство Крещения.

Новоафонский монастырь очень часто включают в стандартную дневную экскурсию по Абхазии для туристов, отдыхающих в Сочи. Обычно она состоит из посещения озера Рицы, Новоафонских пещер и самого монастыря. Безусловно, монастырь — одна из главных достопримечательностей Абхазии. Заметим, что природа Нового Афона заслуживает отдельного внимания, и очень непросто в полной мере насладиться всей здешней красотой, попытавшись уместить все в 1,5-2 часа в рамках экскурсии. Поэтому очень рекомендуем всем, кто приезжает на отдых в Абхазию на длительное время, посетить Новоафонский монастырь и его окрестности, посвятив этому более продолжительное время.

(для увеличения — нажмите на любую фотографию)

Новоафонский монастырь. Новоафонский монастырь. Территория Новоафонского монастыря. Новоафонский монастырь. Территория. Новоафонский монастырь. Пантелеймоновский собор внутри. Пантелеймоновский собор внутри. Новый Афон. Природа. Новый Афон. Природа.

Желаем приятного отдыха!

Новоафонский монастырь — это… Что такое Новоафонский монастырь?

Координаты: 43°05′00″ с. ш. 40°48′00″ в. д. / 43.083333° с. ш. 40.8° в. д. (G) (O) (Я)43.083333, 40.8

Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь — мужской монастырь, расположенный у подножия Афонской горы в Абхазии. Основан в 1875 году монахами русского монастыря святого Пантелеимона со Старого Афона (Греция) (Констанинопольского Патриархата) при участии российского императора Александра III. 11 февраля 2011 года правительство Абхазии передало монастырь Абхазской православной церкви. С 15 мая 2011 г. монастырь является кафедрой Священной Митрополии Абхазии. Настоятель монастыря, временно запрещенный в служении священноначалием РПЦ, иеромонах Андрей (Ампар).

История

Место для строительства монастыря было выбрано в 1875 году по поручению афонских старцев.[1] Вскоре монахами монастыря святого Пантелеимона со Старого Афона было начато строительство монастырского комплекса. Объём работ был колоссальным — для расчистки площадки необходимо было срезать часть горы и вывезти десятки тысяч тонн земли и горной породы. Задача усложнялась тем, что место будущего монастыря находилось на значительном возвышении и не имело удобных подъездных путей.[2]

Во время Русско-турецкой войны (1877—1878) монастырь подвергся разорению и разграблению.[3]

В 1880 году было начато восстановление обители, продолжавшееся 20 лет. В восстановлении монастыря принимал участие император Александр III. В частности, его подарком являются музыкальные куранты самой высокой башни (колокольня в центре западного корпуса) монастыря. Пожертвования на строительство собирались на подворье Ново-Афонского монастыря, строительство которого было полностью профинансировано Пантелеимоновой Афонской обителью. Строительство было завершено к 1900 году. 26 сентября 1900 года состоялось освящение обители.

Монастырь был построен у древнего храма апостола Симона Кананита, где под спудом почивают его святые мощи. Неподалеку от храма находится пещера, в которой по преданию, уединялся и молился Симон Кананит. Пещера эта в 1884 году освящена водосвятием, и в ней поставлена икона святых апостолов Андрея и Симона, именем которых она называется с незапамятных времен.

До революции 1917 года Ново-Афонский монастырь был одним из главных духовных центров Кавказа.

10 февраля 2011 года Правительство Абхазии передало монастырь Абхазской православной церкви в безвозмездное и бессрочное пользование.[4]

Архитектура

Всего в обители шесть храмов: надвратный — Вознесения Господня, храм святого апостола Андрея Первозванного, храм в честь преподобных отцов афонских, храм во имя мученика Иерона и храм в честь иконы Божией Матери «Избавительница».

В центре четырёхугольника, образованного корпусами монастыря, высится построенный в 1888—1900 годах Пантелеимоновский собор. Его венчают пять куполов; высота центрального — 40 метров. Длина собора — 53,3 м, ширина — 33,7 м. Собор построен в ново-византийском стиле, распространенном в русском церковном зодчестве конца XIX — начала XX века. Изнутри стены расписаны в 1911—1914 годах мастерами из села Палех Владимирской губернии и группой московских художников под руководством Н. В. Молова и А. В. Серебрякова. Пантелеймоновский собор является крупнейшим культовым сооружением Абхазии.

Под колокольной башней расположена бывшая монастырская трапезная, стены которой, как и в маленьких церквах, расписаны фресками, выполненными известными волжскими мастерами — братьями Оловянниковыми.

Вопрос настоятельства

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил в монастырь святого апостола Симона Кананита в Новом Афоне в Абхазии нового настоятеля игумена Ефрема (Виноградова)[5][неавторитетный источник?].

Назначение русского настоятеля вызвало волну возмущений и острую реакцию среди националистически настроенной абхазской части населения. На церковно-народном сходе в Новом Афоне 4 апреля были приняты следующие решения: 1. Созвать 15 мая 2011 года Церковно-народное собрание в монастыре св. ап. Симона Кананита в Анакопии-Новом Афоне, с привлечением представителей всех структур нынешней Абхазской Православной Церкви, а также представителей всех ветвей государственной власти и широкого круга общественных организаций, с тем, чтобы открыто обсудить и принять соответствующие решения в отношении будущего развития Абхазской Православной Церкви. 2. Пригласить на это Церковно-народное собрание — абхазское духовенство, находящееся за границей, а именно: иеромонаха Дорофея (Дбар), иеродиакона Давида (Сарсания) и послушника Леона (Аджинджал). 3. Поручить подготовку проведения Церковно-народного собрания иеромонаху Андрею (Ампар), вместе с монашествующими и сотрудниками монастыря св. ап. Симона Кананита в Анакопии-Новом Афоне[6].

Несмотря на заверения м. Иллариона, данными католикосу Илие II, о неправильно понятой цели визита и. Ефрема в Абхазию, сегодня сам игумен Ефрем в сонме абхазского духовенства подтвердил факт благословения патриархом Кириллом его направления в Новоафонский монастырь настоятелем, по просьбе иерея Виссариона. Иеромонаха Андрея (Ампар), за непослушание решено предать суду патриарха Кирилла[7].

Прихожане Абхазской церкви в открытом письме от 11 апреля 2011 года попросили патриарха Кирилла отозвать игумена Ефрема Виноградова «дабы не усугублять конфликтную ситуацию, которая может привести к осложнению российско-абхазских отношений»[8].

  • Ново-Афонский монастырь
  • Ново-Афонский монастырь

  • Росписи Пантелеймоновского собора

  • Ново-Афонский монастырь, октябрь 2009

Примечания

Литература

  • Арсений (Минин). Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь. Москва, 1899

Ссылки

 

Флаг Абхазии Достопримечательности Абхазии

 

Государство и политика

Здание парламента Абхазии | Здание мэрии Сухума

 

Скульптурные памятники

Памятник Владимиру Ленину в Сухуме | Памятник Нодару Чанба в Сухуме

 

Отели, пансионаты и санатории

Пансионат Нартаа | Пансионат Самшитовая роща | Пансионат Пицунда

U Monastirya Hotel (Абхазия, ​ Грузия Новый Афон)

Выберите язык. Мы говорим на русском и на 42 других языках.

Популярные языки среди пользователей в Германии
  • Deutsch
  • English (UK)
  • English (US)
  • 简体中文
  • Русский
  • Español
Все языки
  • English (UK)
  • English (US)
  • Deutsch
  • Nederlands
  • Français
  • Español
  • Español (AR)
  • Català
  • Italiano
  • Português (PT)
  • Português (BR)
  • Norsk
  • Suomi
  • Svenska
  • Dansk
  • Čeština
  • Magyar
  • Română
  • 日本語
  • 简体中文
  • 繁體中文
  • Polski
  • Ελληνικά
  • Русский
  • Türkçe
  • Български
  • العربية
  • 한국어
  • עברית
  • Latviski
  • Українська
  • Bahasa Indonesia
  • Bahasa Malaysia
  • ภาษาไทย
  • Eesti
  • Hrvatski
  • Lietuvių
  • Slovenčina
  • Srpski

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *