Музей тюремного искусства — Другая Москва — LiveJournal
Это первый в России частный музей такого рода, который доступен каждому гражданину. Существует 11 лет, и по стране больше никто не повторил. Чтобы его посетить, пришлось пять часов ехать в Углич, и там на улице Ольги Бергольц, 1/2, он и есть.Ну я-то любитель засматриваться в бездну: слушаю ролики на тему, как выжить в тюрьме; сам захаживая в тюрьмы, порой прошу угостить хлебом местной выпечки и даже иногда беру домой буханочку; мои четки сделаны из теста в Бутырках их бывшим уже арестантом, работавшем в пекарне — такое изделие уже можно сравнивать с экспонатами угличского музея… Но таких фанатов, как я, еще поискать, и не каждый москвич решится повторить долгий путь в Ярославскую область, поэтому вопреки обыкновения — далее много фотографий, не имеющих художественной ценности, фото-акынство такое. Все фотографии кликабельны.
Музей — это две комнаты (25 м² и 9 м²).
В большой комнате расположен выставочный зал с экспонатами в стеклянных кубах. Из-за этого снимать со вспышкой проблематично: стекло отсвечивает. Экспонаты следующие: поделки из хлебного мякиша, рисованные карты, деревянные нарды, шашки и шахматы, картины на простынях, иконы, распятия, картины маслом, самогонные аппараты, самодельные машинки для тату, заточки, отмычки, ножи, самодельная гитара. Конечно, этого мало, хочется еще каких-нибудь тюремных шедевров. Однако музею помогало в сборе экспонатов Управление, так что для частного собрания коллекция дивная.
Маленькая комната — прототип камеры для «пыжиков» (пожизненных заключенных). Вход в «камеру» производится через настоящую тюремную дверь, еще советского образца. Внутри двухъярусный шконарь (кровать), металлический стол, параша (унитаз), закрепленная в бетонный пол. В камере расположены две восковые фигуры в полосатых робах. Один из заключенных сидит на шконке и перебирает четки, второй, что на фотографии ниже, за столом читает Библию (прямо словно иллюстрация к книжке). Стены в «хате» — под «шубу», чтобы нельзя было что-нибудь нацарапать.
Из экспозиции вот эта картина больше других понравилась. Портрет дочки тушью на простыне, опущенный в соль для закрепления.
Но к искусству вернемся потом. Пока бытовые экспонаты.
Кипятильник с ручкой из зажигалки.
Тату-машинки, переделанные из механических бритв.
Об эстетике изделий, конечно, никто не думал. Тем более, что и об эстетике самих татуировок кольщики думают далеко не всегда. Недаром в тюремном жаргоне есть слово «портачки», происходящее от слова «напортачить» — неумелые татуировки, которые накалывают молодым первоходам, пока те еще играют в тюрьму.
Бутылка, превращенная в гранату, или так называемый «брос» для наполнения спиртом и перекидывания через запретку.
Чифир-баки. Их сходство с турками вызвано тем, что чифир, как и кофе, варят или хотя бы доводят на открытом огне до кипения.
Оружие с небольшой дозой эстетики (виднеются также несколько фальшивых банкнот, изготовленных на воле).
Неэстетичный ширпотреб с промзон колоний. Есть, конечно, и витрина заточек, но ее не фотографировал: там такие уже уродцы, как и эти ножи.
Из цикла «По следам любимых песен». У группы «Лесоповал» есть песня «101-й километр», которая начинается фразой «А вышел я со справочкой, такой продолговатой», так вот ниже справа и по центру — именно она. Но дальше уже не совпадает с той, что была во времена отсидки Михаила Танича «…без даже фотографии, без никаких следов». В наш визуальный век она уже с фотокарточкой. На фене называется «волчьим билетом».
Перекидные четки-болтухи и молитвенные четки. Не оправдали моих надежд. На Ютубе видел просто шедевры обоих видов (см. например здесь). Но, видимо, то, что можно выгодно продать, в такие музеи не попадает или из них же уходит к покупателю.
Самодельные карты с портретами политиков времен правления Ельцина и самодельные карты с непривычными значками.
Самогонный аппарат осужденных, попавших на поселение.
Гитара из папье-маше, струны — кордовые нитки, гриф — из ограждения. Сейчас не настроена, поиграть не удалось, и не знаю, держала ли строй изначально.
Сикстинская мадонна. Выжигание по дереву. Копия картины Рафаэля, находящейся в Галерее старых мастеров в Дрездене. Тюремный автор три года выжигал копию раскаленным гвоздем. Попал в колонию, где не было работы. И чтобы крыша не ехала, нашел себе такую кустарщину.
Шашки и прочая резьба.
Самодельная икона «Иисус и мальчик» (масло).
Такие большие деревянные работы не спрячешь, поэтому они выполняются с ведома и разрешения начальства.
Один из моих френдов сделал иконостас в 131-й хате Бутырки. Автор на свободе, а иконостас до сих пор цел, пережив множество шмонов с поползновениями убрать.
Если брать Москву, то в СИЗО-6 мент, который распорядился разорить и убрать из камер всяческие самодеятельные иконостасы, несколько дней спустя попал аварию и получил инвалидность. Там до сих пор помнят этот случай и из страха перед высшими силами почти не трогают иконы в хатах.
В СИЗО-5 сравнительно недавно была всеобщая голодовка в защиту хаты, в которой забрали иконы из тумбочки. И там тоже сейчас не трогают. В СИЗО-2 в целом к иконам всё лояльно, но случалось и разорение икон по беспределу, тоже из тумбочек. Связано это может быть и с тем, что в Бутырке есть контролеры (так туманно теперь называют надзирателей) азиатских национальностей, которым на это православие с высокого потолка…
От сумы до тюрьмы…. Музей тюремного искусства / The Museum of prison art
Портал Adme.ru в 2014 г. составил список из 18 самых интересных музеев России. От Ярославской области в перечень вошли сразу четыре музея, один из которых — «Музей тюремного искусства». Это первый в России частный музей такого рода, который доступен каждому гражданину.Так получилось, что некий адвокат часто посещал исправительные учреждения, и постоянно наблюдал большое количество всевозможных поделок собираемых надзирателями во время шмонов, или правильнее во время проверок. В 2004 году адвокат решил создать музей.
Одна из концепций создания — это не реклама конкретной колонии или тюрьмы того или иного региона, а показ предметов, творчески выполненных руками осужденных. В колониях и тюрьмах отбывают срок различные люди, оступившиеся в один из моментов своей жизни, и посему к заключённым нельзя относится как к нелюдям.
Музей тюремного искусства совсем небольшой. Он расположен всего в двух комнатах.
Что мне особенно понравилось, так это отношение женщины смотрительницы к своей работе и к посетителям. Женщина является одновременно смотрительницей, гидом и продавцом сувениров. В её киоске можно приобрести особую тематическую литературу. Оговорюсь сразу — если зайти и пробежаться взглядом по поделкам сидельцев-умельцев, это одно. Но если послушать экскурсию — впечатление будет совершенно другим! Каждая работа имеет своего автора, у каждого автора своя история жизни, соответственно историю имеют и экспонаты.Осуждённым запрещено иметь колющие-режущие предметы. Нет в камерах газовых плит, запрещены и нагревательные приборы. Однако один заключённый постоянно где-то находил гвозди, которые у него периодически изымали во время шмона. На кусочке фанеры он нарисовал карандашом копию картины «Сикстинская мадонна». Всего один раз в день у него была возможность нагреть на огне гвоздь, далее он сразу бежал к тайнику, где была спрятана картина, и выжигал гвоздём 1-2 точки. Картину он выжигал в течении 3-х лет!!!
Жаль, но его работу хорошо сфотографировать у меня не получилось. В любом случае, библейская тематика в тюрьмах пользуется особой популярностью.
Поделки выполнены из подручных материалов или запретных вещей, незаконно пересылаемых на зону. Затрудняюсь сказать, как и из чего сделан вот такой корабль.
Рядом картины нарисованные маслом на простынях. Особое внимание хочется обратить здесь на самодельную гитару. Корпус её сделан из папье маше, дека из доски, струны из кордной нити, а вместо колков шурупы. На гитаре можно играть. Однако, по словам смотрительницы, вместо струнных аккордов она издает натуральный плач.В советское время денежные знаки были менее защищены — как результат на зоне изготавливали фальшивые купюры. На стенде рядом нательные кресты и матрица для их отлива. В 90-х в одной из тюрем были найдены вот такие карты с портретами политиков того времени. Трудно сказать, каким образом на зону попадало огнестрельное оружие, к которому зеки приделали глушитель. Используя любой кусок железа, а также алюминиевые вилки и ложки, сидельцы-умельцы во все времена вытачивали (и вытачивают) заточки. А это особые «хитрые» стельки. Мастерят в тюрьмах, и всевозможные кипятильники, и электроприборы, и даже самогонные аппараты. Вот в такую перекрученную пластиковую бутылку можно налить водки, что даст возможность перебросить её через тюремный забор.
Самыми безобидными выглядят чётки и игрушечные фигурки. Однако тут невольно вспоминается блатная песня: » … из хлеба вылепили дуру, пугать салагу их ВОХРа…» Из хлеба можно увидеть целые композиции.
Вторая комнатка музея совсем маленькая 9 кв. м. — прототип настоящей камеры для заключённых с максимальной приближённостью к реалиям тюрьмы. Вход в «камеру» производится через настоящую тюремную дверь с обязательным окном для раздачи баланды. Её стены сделаны под «шубу», дабы зеки из соседних камер друг с другом не перестукивались. Внутри двухъярусная кровать, металлический стол и две восковые фигуры заключённых. Один из них сидит на нарах, его сокамерник за столом читает Библию. Честно говоря, фигурки производят яркое и живое впечатление, и несколько не по себе, когда поворачиваешься к ним спиной.
Здесь же в углу устроена параша или как говорят на зоне — «Прасковья Фёдоровна». Полутьма добавляет ощущение реальности.
Желающие могут заказать особую индивидуальную экскурсию. В данном случае экскурсовод может быть в форме тюремного надзирателя, или наоборот одевшись зеком, проведёт для вас экскурсию на особом тюремном жаргоне.
Материал на эту тему Подборка статистики по количеству заключённых (СССР и США)
Музей тюремного искусства в Угличе: travel_russia — LiveJournal
Это первый в России частный музей такого рода, который доступен каждому гражданину. Существует 12 лет, и по стране больше никто не повторил. Чтобы его посетить, пришлось пять часов ехать из Москвы в Углич, и там на улице Ольги Берггольц, 1/2, он и есть.Ну я-то любитель засматриваться в бездну и мои четки сделаны из теста в Бутырках их бывшим уже арестантом, работавшем в местной пекарне — такое изделие уже можно сравнивать с экспонатами угличского музея… Но таких фанатов, как я, еще поискать, и не каждый решится повторить долгий путь, поэтому далее — много фотографий, не имеющих художественной ценности, фото-акынство такое. Все фотографии кликабельны.
Музей — это две комнаты (25 м² и 9 м²).
В большой комнате расположен выставочный зал с экспонатами в стеклянных кубах. Из-за этого снимать со вспышкой проблематично: стекло отсвечивает. Экспонаты следующие: поделки из хлебного мякиша, рисованные карты, деревянные нарды, шашки и шахматы, картины на простынях, иконы, распятия, картины маслом, самогонные аппараты, самодельные машинки для тату, заточки, отмычки, ножи, самодельная гитара. Конечно, этого мало, хочется еще каких-нибудь тюремных шедевров. Однако музею помогало в сборе экспонатов Управление, так что для частного собрания коллекция дивная.
Маленькая комната — прототип камеры для «пыжиков» (пожизненных заключенных). Вход в «камеру» производится через настоящую тюремную дверь, еще советского образца. Внутри двухъярусный шконарь (кровать), металлический стол, параша (унитаз), закрепленная в бетонный пол. В камере расположены две восковые фигуры в полосатых робах.
Один из заключенных сидит на шконке и перебирает четки, второй, что на фотографии ниже, за столом читает Библию (прямо словно иллюстрация к книжке). Стены в «хате» — под «шубу», чтобы нельзя было что-нибудь нацарапать. Тот, кто на шконке, тоже в ботиночках, что нереалистично, поэтому обойдусь без фотографии, чтобы не резала глаз.
Из экспозиции вот эта картина больше других понравилась. Портрет дочки тушью на простыне, опущенный в соль для закрепления.
Но к искусству вернемся потом. Пока бытовые экспонаты.
Кипятильник с ручкой из зажигалки.
Тату-машинки, переделанные из механических бритв.
Об эстетике изделий, конечно, никто не думал. Тем более, что и об эстетике самих татуировок кольщики думают далеко не всегда. Недаром в тюремном жаргоне есть слово «портачки», происходящее от слова «напортачить» — неумелые татуировки, которые накалывают молодым первоходам, пока те еще играют в тюрьму.
Бутылка, превращенная в гранату, или так называемый «брос» для наполнения спиртом и перекидывания через запретку.
Чифир-баки. Их сходство с турками вызвано тем, что чифир, как и кофе, варят или хотя бы доводят на открытом огне до кипения.
Оружие с небольшой дозой эстетики (виднеются также несколько фальшивых банкнот, изготовленных на воле).
Неэстетичный ширпотреб с промзон колоний. Есть, конечно, и витрина заточек, но ее не фотографировал: там такие уже уродцы, как и эти ножи хозяйственного назначения.
Из цикла «По следам любимых песен». У группы «Лесоповал» есть песня «101-й километр», которая начинается фразой «А вышел я со справочкой, такой продолговатой», так вот ниже справа и по центру — именно она. Но дальше уже не совпадает с той, что была во времена отсидки Михаила Танича «…без даже фотографии, без никаких следов». В наш визуальный век она уже с фотокарточкой. На фене называется «волчьим билетом». Раньше во времена ГУЛАГа такие справки вообще выписывали
от руки, и была она в блекло-синих печатях, словно в наколках.
Перекидные четки-болтухи и молитвенные четки. Не оправдали моих надежд. На Ютубе видел просто шедевры обоих видов (см. например здесь). Но, видимо, то, что можно выгодно продать, в такие музеи не попадает или из них же уходит к покупателю.
Самодельные карты с портретами политиков времен правления Ельцина и самодельные карты с непривычными значками.
Самогонный аппарат осужденных, попавших на поселение.
Гитара из папье-маше, струны — кордовые нитки, гриф — из ограждения. Сейчас не настроена, поиграть не удалось, и не знаю, держала ли строй изначально.
Сикстинская мадонна. Выжигание по дереву. Копия картины Рафаэля, находящейся в Галерее старых мастеров в Дрездене. Тюремный автор три года выжигал копию раскаленным гвоздем. Зек попал в колонию, где не было работы. И чтобы крыша не ехала, нашел себе такую кустарщину.
Шашки и прочая резьба.
Самодельная икона «Иисус и мальчик» (масло).
Такие большие деревянные работы не спрячешь, поэтому они выполняются с ведома и разрешения начальства.
Если брать Москву, то в СИЗО-6 мент, который распорядился разорить и убрать из камер всяческие самодеятельные иконостасы, несколько дней спустя попал аварию и получил инвалидность. Там до сих пор помнят этот случай и из страха перед высшими силами почти не трогают иконы в хатах.
В СИЗО-5 сравнительно недавно была всеобщая голодовка в защиту хаты, в которой забрали иконы из тумбочки. И там тоже сейчас не трогают. В СИЗО-2 в целом к иконам всё лояльно, но случалось и разорение икон по беспределу, тоже из тумбочек. Связано это может быть и с тем, что в Бутырке есть контролеры (так туманно теперь называют надзирателей) азиатских национальностей, которым на это православие с высокого потолка…
Второй полюбившийся экспонат выставки (который в моем рейтинге идет сразу после портрета доченьки на простыне): валентинка из колючей проволоки. Просто и сердито.
Не были сфотографированы масштабные работы из жеванного хлебного мякиша (жует вся хата, а делает тот, у кого руки золотые). Не захотелось, потому что темы дурацкие, к примеру, сидят три хлебных фигуры на шпилевке (то есть во время игры в карты).
А один мужик, 1962 года рождения, получив 25-летний срок, из хлеба слепил со множеством мелких деталей и расписал красками… колобка. На это потратил часть своей жизни. Как-то грустно всё это. Лучше уж — сердечко из колючки.
Музей «Запретная зона» г. Углич
Необычные музеи
Музей тюремного искусства
«Запретная зона»
Есть в Ярославской области, в городе Углич замечательное место – «Музей тюремного искусства», где смогли собрать множество интересных экспонатов, в большинстве своем оригинальных изделий из рук блатного и «не очень» люда. По заверениям создателей – здесь собрана настоящая частная коллекция из колоний Ярославской области. И все, что там представлено, действительно заслуживает внимания, ибо интересно и преподнесено с душой.
Музей «Запретныя зона»
Итак, перейдем непосредственно к нашему музею. Здание музея небольшое и расположено на набережной Волги в довольно посещаемом районе города. Музей хоть и не большой, но очень экстравагантный – со своим духом и историей, которая напрочь отметает всю мнимую романтику зековской жизни.
Кроме привычных экспозиций есть и те, которые удивляют и врезаются в память – например, двухместная камера в натуральную величину, в которой есть даже пара восковых зеков, отбывающих заключение.
А теперь немного рекламы — сегодня хочу посоветовать Вам неплохой магазин для людей, отважившихся бросить вызов стихии — спальные мешки.
Вернемся к нашей теме:
«Музей тюремного искусства» в г. Углич
В музее две комнаты, которые насыщены экспонатами из жизни представителей наших колоний — в основном все самодельное и конфискованное — это и ножи и разного рода
Смотря на все эти поделки, понимаешь, что времени у людей очень много и делают они ну необычайно крутые вещи. Как я думаю — этот музей надо посетить обязательно, хотя бы для некоего минимального осознания тяжести происходящего в местах не столь отдаленных.
И хоть музей и не большой это с легкостью компенсируется его неповторимостью и наличием возможности посещения близлежащих прочих музеев — их в Угличе предостаточно.
Ну а в завершении — небольшой видеообзорчик:
Понравилась статья?
Ставь лайки и подписывайся на новости!
Не пропусти самое интересное!
Также вступайте в нашу официальную группу.
До новых встреч, кореша!