Музей прадо произведения – 200 лет со дня открытия Национального музея Прадо в Мадриде — РТ на русском

Содержание

Прадо — Википедия

Национальный музей Пра́до (исп. Museo Nacional del Prado) — один из крупнейших и значимых музеев европейского изобразительного искусства, расположенный в Мадриде, Испания. Здание музея — памятник позднего классицизма. Входит в первую двадцатку самых посещаемых художественных музеев мира[3].

В коллекции музея хранятся одни из наиболее полных собраний Босха, Веласкеса, Гойи, Мурильо, Сурбарана и Эль Греко.

Произведения в залах итальянской живописи датируются периодом от раннего Возрождения (Фра Анджелико, Мантенья, Боттичелли) до XVIII в (Тьеполо). На 1-м этаже главным центром выставки являются картины Рафаэля. Картины Караваджо и Джентилески расположены на первом этаже. Творения художников венецианской школы — Тициана, Тинторетто, Веронезе и Бассано — образуют один из самых насыщенных живописных ансамблей Прадо.

Многие картины итальянских мастеров были приобретены королями Карлом V, Филиппом II и в особенности Филиппом IV. Особенно приобретались картины художников из Венеции.

  • Сандро Боттичелли
    История Настаджо дельи Онести
    1483

  • Рафаэль Санти
    Портрет Кардинала
    1510—1511

  • Андреа дель Сарто
    Мадонна с младенцем и ангелом
    1520—1530

Фламандское Искусство[править | править код]

Произведения фламандских художников оказались в коллекции музея не случайно — более полутора веков провинции современных Бельгии, Нидерландов и Люксембурга принадлежали испанской короне. По этой причине многие фламандские художники работали в Испании. Картины фламандских примитивистов — Вейдена, Баутса, Мемлинга, Босха и других художников XVI века выставлены на нулевом этаже. Одним из главных шедевров фламандской школы в музее является картина Босха «Воз сена». На первом этаже можно увидеть великолепное собрание фламандской живописи XVII века — творения Рубенса, Ван Дейка, Брейгеля и других авторов.

  • Иоахим Патинир
    Переправа через реку Стикс
    1515

  • Рубенс
    Три грации
    около 1635

Испанское Искусство[править | править код]

Наиболее широко представлена в музее испанская живопись. Следуя хронологическому критерию, Прадо предлагает вниманию посетителей произведения различных эпох: от романской настенной живописи XII века до творчества Гойи первой трети XIX века. В музее представлены средневековые фрески, готика, искусство Ренессанса и реалистические картины XIX века. На нулевом этаже представлена живопись Средних веков и Возрождения. На первом этаже размещена экспозиция картин Эль Греко, Веласкеса, Риберы, Мурильо, Сурбарана и других художников Золотого века. Ансамбль испанской живописи в Прадо венчают творения Гойи, которые можно увидеть на 0, 1 и 2 этажах.

  • Диего Веласкес
    Портрет короля
    Филиппа IV
    1634—1635

  • Эль Греко
    Рыцарь с рукой на груди
    1570—1578

Немецкая школа[править | править код]

Небольшая, но выдающаяся коллекция немецкой живописи включает в себя произведения, созданные в период с XVI по XVIII вв. Один из залов на 0 этаже посвящён шедеврам Альбрехта Дюрера и Лукаса Кранаха. На 2 этаже представлены картины Антона Рафаэля Менгса в неоклассическом стиле.

Английская школа[править | править код]

В настоящее время в музее хранится замечательная коллекция портретов XVIII века — эпохи культурного расцвета Англии — и XIX века. На 1 этаже расположена коллекция картин Гейнсборо, Рейнольдса и Лоуренса.

Французская школа[править | править код]

Тесные отношения между Испанией и Францией в XVII веке, а также приобретения произведений искусства испанскими королями Филиппом IV и Филиппом V, легли в основу коллекции французской живописи в Прадо. На 1 этаже размещены картины Пуссена и Лоррена.

Рисунки и эстампы[править | править код]

Музей насчитывает около 4000 рисунков, в числе которых выделяется самая крупная коллекция рисунков и эстампов Гойи, включающая 500 произведения художника. Рисунки и гравюры из фондов Прадо периодически демонстрируются на выставках музея.

Скульптура[править | править код]

Более 220 классических скульптур, привезённых из Италии в XVI—XIX вв., показывают развитие этого жанра архаического периода до эллинистической и римской эпох. Коллекцию дополняют творения скульпторов Леона, созданные по заказу Карла V и Филиппа II в XVI веке.

Декоративное искусство[править | править код]

В залах музея выставлены столы и консоли XVI—XVIII вв., кассоне, письменные столы, керамика из Урбино и небольшие скульптуры. Самая большая коллекция — «Сокровище дофина» — включает драгоценные предметы, унаследованные Филиппом V от отца — Великого дофина. Сокровища можно увидеть в залах подвального этажа музея.

  • Время работы музея: с понедельника по субботу — с 10.00 до 20.00; в воскресенье и праздничные дни — с 10.00 до 19.00; 6 января, 24 и 31 декабря — с 10.00 до 14.00. Вход в музей прекращается за 30 минут до закрытия. Залы начинают закрываться за 10 минут до окончания работы музея. Музей закрыт 1 января, 1 мая и 25 декабря.

В музее проводятся тематические выставки. Например, в 2003 г. проводилась выставка произведений Тициана из музеев мира, а в 2006 г., к 25-летию возвращения «Герники» Пикассо на родину проводилась выставка произведений художника в помещении музеев Прадо и королевы Софии.

Показ картин из музея на выставках в других странах[править | править код]

Периодически картины из музея экспонируются на выставках в других странах. Так, в 2006 г. в Будапеште проходила выставка «500 лет испанской живописи», где существенную часть экспозиции составляли картины из Прадо. В 2011 г. проходила выставка Прадо в Эрмитаже (Санкт-Петербург).

  • 1775 — по поручению Карла III Испанского архитектор Хуан де Вильянуэва начинает составлять эскизный план для здания Музея естественной истории.
  • 1809 — Жозефом Бонапартом издаётся королевский указ об учреждении Музея живописи.
  • 1810 — Жозеф Бонапарт своим указом учреждает галерею живописи во дворце Паласио Буэнависта (первоначально владельцем галереи была герцогиня Альба, позже — премьер-министр при дворе короля Карла IV, господин Годой).
  • 1811 — дворец Прадо практически завершён, но умирает Хуан де Вильянуэва. В ходе Испано-французского конфликта французские войска, оккупировавшие Мадрид, используют здание под конюшни, металлическая крыша разбирается и пускается на хознужды армии (впоследствии крыша была заменена на черепичную).
  • 1814 — Фердинанд VII по инициативе королевы Марии Изабеллы де Браганза Исидоро Монтенегро принимает решение открыть в пустующем Прадо картинную галерею.
  • 1818 — основан Королевский музей.
  • 1819 — Фердинанд VII официально проводит церемонию открытия Королевского музея. До 1829 г. в Музей поступает существенная часть королевской коллекции.
  • 1829 — в фонд Музея от герцога Сан Фердинандо передана первая картина — это «Распятие Христа» Д. Веласкеса.
  • 1835 — опубликован известный указ Мендизабала об отмене ограничительных условий по наследованию церковного имущества и большое количество полотен из различных монастырей и церквей передано в монастырь Ла Тринидад. Позже эта галерея искусств превратится в Музей де ла Тринидад.
  • 1838 — из-за боевых действий (война с Карлом) в Прадо поступило большое количество картин из дворцов в окрестностях Мадрида, в том числе из Эскориала.
  • 1843 — составлен каталог коллекции Прадо, в него вошло 1949 работ.
  • 1869 — после свержения королевы Изабеллы II музей национализирован.
  • 1879—1882 — гобеленовые этюды Ф.Гойи из королевского дворца в Мадриде, а также полное собрание произведений из Музея де ла Тринидад переданы в Прадо.
  • 1881 — музей получает в дар от барона д’Эрлангера «Чёрные картины» Ф. Гойи.
  • 1883—1889 — здание достраивается, добавляются новые залы. Проектированием занимался архитектор Хареньо.
  • 1889 — музей принимает в дар более 200 картин от герцогини Пастраны.
  • 1912 — учреждён Совет попечителей музея.
  • 1914—1930 — идёт достройка здания, появляются новые залы. Так, в 1927 г. архитектором Арбо была разработана идея расширения задней части здания. Затем архитектором Педро де Мугуруса была перестроена центральная галерея, а также пристроена новая лестница в северной части здания. За эту перестройку архитектор подвергся резкой критике, так как была разрушена лестница, созданная в XIX веке архитектором Хареньо.
    Касо́н дель Буэн Ретиро. Филиал музея Прадо напротив парка Ретиро
  • 1915 — умирает Пабло Босх, по завещанию которого Прадо получает ряд полотен.
  • 1930 — весьма существенная коллекция картин передана в музей по завещанию Дона Педро Фернандеса Дюрана.
  • 1936—1939 — директором музея назначен Пабло Пикассо. Во время гражданской войны в Испании основные полотна при участии Международного Совета (специально учреждённого для защиты произведений искусства в Испании) отправлены в Швейцарию (вывезены через Валенсию).
  • 1939 — в «Музее искусств и истории» Женевы состоялась выставка картин из Музея Прадо, после которой полотна возвращены в Испанию.
  • 1940 — в музей поступает в качестве дара высококачественная коллекция Дона Франциска Камбо.
  • 1956—1978 — расширение музея архитекторами Чуэка и Лоренте. Присоединение к музею здания Касо́н дель Буэн Ретиро для размещение коллекции живописи XIX и XX веков.
  • 1980 — Открыты первые залы с установленными в них кондиционерами воздуха. Учреждение фонда «Друзья Прадо». Публикация первого выпуска Boletín del Museo del Prado «Бюллетель музея Прадо».
  • 1982 — Выставки «Эль-Греко» и «Мурильо» Открывают программу крупномасштабных выставок, с последующими экспозициями, посвящёнными работам Веласкеса и Гойи, а также многих других художников испанских и зарубежных школ живописи.
  • 1988 — открыт Центр искусств королевы Софии, иначе Музей королевы Софии (Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofia, Museo Reina Sofía, сокращённо MNCARS), куда из Прадо передано большинство работ, относящихся к XIX веку.
  • 1990—1996 — издание картин в трёх томах.
  • 1998 — закрытие Касо́н дель Буэн Ретиро для проведения полного ремонта.
  • 1999 — презентация первой стадии плана по расширению музея, который, как предполагается, будет состоять из пяти зданий: здания Хуана де Вильянуэвы, Каcóн дель Буэн Ретиро, современного офисного здания, нового строения, включающего монастырь близлежащей церкви.
  • 2007 — завершились реконструкция основного здания музея (расширение помещений для экспозиции) и постройка нового прилегающего здания по проекту архитектора Рафаэля Монео.
  • 2016 — В интернете опубликованы фотографии более 11 тысяч произведений, хранящихся в музее.[4]
  • Прадо. Скала Паблишер Лтд. 2003 г. 240 стр. ISBN 1-85759-321-9
  • Музей Прадо. Путеводитель. Мар Санчес Рамон. Aldeasa Ediciones, 2002 г., 126 стр. ISBN 84-8003-320-7

Музей Прадо. Мадрид (первая часть): lovers_of_art — LiveJournal

3-Музей Прадо.jpg

Музей Прадо


Спросите человека, собирающегося в Мадрид, почему он так стремится в испанскую столицу, и наверняка услышите в ответ: «Так ведь там Прадо!» Причем ответ этот будет звучать одинаково искренне из уст как серьезного ценителя искусств, намеренного разглядеть новые детали на многократно виденных картинах Гойи и Веласкеса, так и юной гламурной особы, не до конца пока осознающей, что знаменитый музей назван не в честь ее любимой модной марки.

В Прадо стоит попасть всем. Именно он — один из главных символов Мадрида. В городе помимо музеев много всего интересного, но без посещения этого храма искусств визит в столицу Испании будет неполным.

«Prado» в переводе с испанского означает «луг». В Мадриде это был старинный парк, который монархи облюбовали еще в начале XV века. В 1405 по приказу короля Энрике III здесь был построен охотничий дом. Прошло более столетия, и Карл I (он же Карл V Габсбургский) решил возвести на его месте дворец для своего сына Филиппа II.



Работы начались в 1543. Филипп II лично инспектировал строительство и давал указания архитектору. В возведенном дворце разместилась галерея, в которой были собраны замечательные произведения. В 1604, уже во время правления Филиппа III, она полностью сгорела. Король отдал распоряжение незамедлительно восстановить дворец и сделать его еще лучше, чем он был.

За несколько столетий дворец не раз менял свой облик. В эпоху Просвещения, когда особенно трепетным было отношение к естественным наукам, по распоряжению короля Карла III Бурбонского в 1774 в парке был разбит ботанический сад. Позже здесь было построено здание, выдающийся образец позднего испанского классицизма, предназначавшееся для Академии наук, но никогда для этой цели не служившее. Именно оно и стало музеем Прадо.


1-Памятник Д. Веласкесу перед музеем Прадо.jpg

Памятник Диего Веласкесу перед музеем Прадо

2-Художник, копирующий картину в музее Прадо.jpg

В Прадо художникам разрешают делать копии с полотен.

4-Статуя на фасаде музея Прадо.jpg

Статуя на фасаде музея Прадо


В нем разместилась коллекция, до этого времени рассредоточенная в нескольких королевских резиденциях. Испанский двор попеременно пребывал в нескольких дворцах. К XVIII веку цикл был следующим: с января до середины марта — старое королевское охотничье поместье в парке Прадо; Пасха — в Буэн Ретиро в Мадриде; с апреля по июнь — буколические развлечения в Аранхуэсе; конец июня — снова Буэн Ретиро; с июля по октябрь — горная свежесть Ла-Гранха (дворец Сан-Ильдефонсо), конец октября — начало декабря — крепость-монастырь Эскориал; конец декабря — Рождество — возвращение в Буэн Ретиро. В каждом из этих дворцов имелась художественная коллекция.

В 1814 король Фердинанд VII Бурбонский издал указ об учреждении музея. Его официальное открытие состоялось 19 ноября 1819. Первоначально собрание насчитывало 319 полотен. В 1827 музею была передана коллекция картин Академии Сан-Фернандо, принадлежавшая еще Карлу 1. В 1871 в Прадо были переданы на хранение произведения искусства, ранее конфискованные у монастырей и церковных учреждений.

В августе 1936 из-за начала в стране гражданской войны музей был закрыт, его директором тогда был великий Пабло Пикассо. Все ценности вывезли в Швейцарию. Второй столь же масштабный вывоз картин из стен музея состоялся только в 2011, когда в Санкт-Петербурге была организована выставка «Прадо в Эрмитаже». Музей вновь открылся в 1939.


5-Интерьер музея Прадо.jpg

Интерьер музея Прадо


В настоящее время Прадо обладает одной из крупнейших в мире художественных коллекций — около 6000 картин. Кроме того, в нем хранится около 400 скульптур и множество драгоценных ювелирных изделий. Музей ценим любителями искусства за исключительную полноту, с которой в нем раскрыто искусство испанских живописцев: Диего Веласкеса, Эль Греко (почти все важнейшие творения), Франсиско де Гойи-и-Лусьентеса (крупнейшее в мире собрание работ). Здесь также представлены великие имена: Хусепе де Рибера, Франсиско де Сурбаран.

В музее хранятся крупнейшие собрания картин Иеронима Босха, Тициана Вечеллио и Иоахима Патинира. Богато представлены Якопо Тинторетто, Паоло Веронезе, Петер Пауль Рубенс, имеются блестящие образцы творчества Питера и Яна Брейгелей, Рафаэля Санти, Андреа Мантеньи.

В Прадо представлена самая большая коллекция произведений ранних фламандских мастеров. Даже крупнейшие музеи Бельгии по количеству собранных произведений уступают Прадо. Здесь мы находим величайшей художественной ценности творения Рогира ван дер Вейдена, Дирка Боутса, Ханса Мемлинга, Герарда Давида и многих других мастеров. Как не заблудиться в Прадо? Очень просто: при входе нужно запастись бесплатной картой музея. За один раз посмотреть все, разумеется, не получится. Специально для тех, кто хочет увидеть главные шедевры, музей предлагает удобные путеводители по залам. А еще можно заглянуть на сайт http://www.museode/prado.es и ознакомиться с маршрутом бесплатно.

В 2009 музей пошел на беспрецедентный шаг: на сайте были выложены некоторые картины в высоком разрешении, в связи с чем стало возможно рассматривать шедевры в мельчайших подробностях.

Сайт Прадо очень полезен посетителям. Здесь можно не только узнать последние новости, познакомиться с историей музея, но и приобрести билеты. Это особенно важно в разгар туристического сезона, когда к билетным кассам Прадо выстраиваются огромные очереди. Несколько дней в году музей работает бесплатно, но тогда число желающих прикоснуться к прекрасному возрастает уже многократно.

В залах музея художникам разрешено располагаться с мольбертом перед любимыми картинами и делать с них копии. Они-то наверняка уже видели все шедевры и могут сосредоточиться на чем-то одном. А нам столько всего еще надо посмотреть!

Ведь мы в Прадо!


Живопись Англии

6-Томас Лоуренс. Портрет Марты Карр. Около 1789.jpg

Томас Лоуренс. Портрет Марты Карр. Около 1789

7-Джошуа Рейнолдс (1723–1792) Портрет Джеймса Бурдье 1765–1766.jpg

Джошуа Рейнолдс (1723–1792). Портрет Джеймса Бурдье. 1765–1766


Рейнолдс — выдающийся английский живописец, организовавший лондонскую Академию художеств и ставший ее первым президентом. В начале своего творческого пути мастер изучал произведения Рембрандта, Рубенса, венецианскую живопись XVI века.

Переосмыслив барочные традиции парадного портрета, Рейнолдс совмещал в своих работах величавость замысла со свободой передачи характера. «Портрет Джеймса Бурдье» отличается тонкой психологической выразительностью и отражает представления автора об идеальной человеческой личности. Правдивый и жизненный образ модели воплощен свободным легким мазком, теплым и сочным колоритом. Композиция кажется динамичной: герой изображен так, словно он взял письмо в руку за секунду до того, как взглянул на зрителя.


8-Томас Гейнсборо (1727–1788) Портрет Роберта Батчера из Уолтемстоу 1765.jpg

Томас Гейнсборо (1727–1788) Портрет Роберта Батчера из Уолтемстоу 1765


Свой творческий путь Гейнсборо начинал как пейзажист, став впоследствии настоящим мастером портрета. Самобытный стиль портретиста, сложившийся под влиянием Антониса ван Дейка и Антуана Ватто, отличает одухотворенная точность в передаче обаяния модели и ее душевных движений. В героях разного общественного положения и возраста зритель угадывает черты характера, внутреннюю свободу, силу.

Представленный портрет, на котором изображен мужчина в парике, относится к ряду работ, написанных за 1760–1770. Для этого этапа творчества художника характерны суровая умеренность и простота, контрастирующие с высокопарным стилем зрелого периода, живописная техника которого отличалась изысканной легкостью, нежностью, игрой мелких разноцветных мазков, перламутровыми оттенками, богатейшими рефлексами.


Живопись Германии

9-Альбрехт Дюрер. Адам и Ева. 1507.jpg

Альбрехт Дюрер. Адам и Ева. 1507

10-Альбрехт Дюрер (1471–1528) Автопортрет 1498.jpg

Альбрехт Дюрер (1471–1528). Автопортрет. 1498


Альбрехт Дюрер — один из основоположников искусства Северного Возрождения, немецкий живописец, рисовальщик, гравер, теоретик искусства. Огромное влияние на Дюрера оказали воззрения итальянских гуманистов, которые определили стремление художника к изучению памятников античности. Новое, ренессансное понимание личности Дюрер утверждал в портретах.

Перед нами один из ранних автопортретов художника. Дюрер изобразил себя в легком трехчетвертном ракурсе на фоне окна, за которым виден бескрайний пейзаж. Фигура занимает все полотно, поза спокойная, взгляд сосредоточенный, свет из окна освещает лицо, прекрасно уложенные волосы, руки, изысканный костюм. Поверх плеча наброшен светло-коричневый плащ, стянутый витым шнуром, на руках — тонкие кожаные перчатки. На затененной стене ниже уровня окна можно прочесть по-немецки: «Я написал это с себя. Мне было двадцать шесть лет. Альбрехт Дюрер».

Этой надписью Дюрер заявляет о себе как о самостоятельном художнике-творце. В Германии в то время его все еще рассматривали как мастерового, что для осознававшего масштаб своего таланта живописца было абсолютно неприемлемо. На автопортрете мы видим человека сложной духовной организации, демонстрирующего свою причастность к избранному артистическому миру, свято верящего в свое высокое предназначение художника.


11-Ханс Бальдунг (Грин) (около 14841485-1545) Возрасты человека и Смерть 1541–1544.jpg

Ханс Бальдунг (Грин) (около 1484/1485-1545). Возрасты человека и Смерть. 1541–1544

12-Ханс Бальдунг (Грин) (около 14841485-1545) Возрасты человека и Смерть 1541–1544 (фрагмент).jpg

Ханс Бальдунг (Грин) (около 1484/1485-1545) Возрасты человека и Смерть 1541–1544 (фрагмент)


Ханс Бальдунг по прозвищу Грин — немецкий живописец и гравер, ученик Альбрехта Дюрера, в мастерской которого работал в 1502–1504. Бальдунга прозвали Грин, возможно, потому, что он любил зеленый цвет. Но в средневековом немецком языке слово «grenen» означало «насмехаться», и прозвище можно объяснить иронией и сарказмом, наполнявшими некоторые произведения художника. В этом случае прозвище Грин можно понимать как «Ханс-насмешник». Творчество Бальдунга весьма разнообразно, оно включает религиозные композиции, произведения на аллегорические и мифологические сюжеты, эскизы витражей и гобеленов, множество графических работ, особенно книжных иллюстраций.

Для мастера очень важна была философская разработка темы смерти в ее аллегорических вариантах, ставшая исключительным явлением в искусстве Германии.

В композиции «Возрасты человека и Смерть» представлена аллегория трех возрастных периодов человеческой жизни. Смерть изображена в виде скелета с песочными часами в руке. Спящий младенец символизирует детство, молодая девушка — юность, изможденная дряхлая женщина — старость.

Изображение Бальдунгом женских фигур демонстрирует, насколько его трактовка обнаженной натуры далека от понимания античности в искусстве итальянского Ренессанса. Утрирование анатомической структуры фигур — черта антиклассическая. Используя элементы гротеска, мастер наделяет образы мощной экспрессией. Полотно производит впечатление принадлежности периоду позднего Средневековья с его образами Апокалипсиса в готическом искусстве.


13-Лукас Кранах Старший (1472–1553) Охота на оленей и кабанов 1544.jpg

Лукас Кранах Старший (1472–1553). Охота на оленей и кабанов. 1544

14-Лукас Кранах Старший (1472–1553) Охота на оленей и кабанов 1544 (фрагмент4.jpg

Лукас Кранах Старший (1472–1553). Охота на оленей и кабанов. 1544 (фрагмент)


Немецкий живописец и график эпохи Возрождения, Кранах, получив в 1505 место придворного живописца при дворе Саксонского курфюста Фридриха Мудрого в Виттенберге, несколько лет придворной службы занимался преимущественно гравюрами. Он стал одним из первых европейских граверов, начавших создавать цветные оттиски. Вместе с полагающимися привилегиями художник получил и целый ряд обязанностей, он должен был сопровождать правителя на охоте, участвовать в турнирах и празднествах.

В 1508 Кранах был отправлен с дипломатической миссией в Нидерланды к императору Священной Римской империи Максимилиану I. После этого путешествия он вновь обратился к живописи, стал работать в различных жанрах, расписывал алтари саксонских церквей, писал картины на библейские темы, создавал мифологические композиции и жанровые сцены. Представленная работа относится к упомянутому периоду творчества мастера. На многофигурном произведении изображена грандиозная сцена охоты, участниками которой являются как мужчины, так и женщины. Герои одеты в роскошные наряды, их позы слегка театральны, в них чувствуются страсть к охоте и жажда богатой добычи.


15-Антон Рафаэль Менгс (1728–1779) Мария Луиза Пармская, принцесса Астурийская Около 1765.jpg

Антон Рафаэль Менгс (1728–1779). Мария Луиза Пармская, принцесса Астурийская. Около 1765


Немецкий художник и теоретик искусства, Менгс был одним из самых известных живописцев эпохи классицизма. Блестящий портретист, он умело сочетал барочную парадность и точную передачу индивидуальных черт модели. Художник был другом и последователем Иоганна Винкельмана, который оказал большое влияние на формирование взглядов Менгса в области теории живописи. Он являлся членом художественных академий Болоньи, Рима, Флоренции, Генуи, Венеции, Аугсбурга и Мадрида, придворным художником короля Саксонии и Польши и короля Карла IV Неаполитанского.

На парадном портрете изображена дочь Филиппа де Бурбона, герцога Пармского, и Луизы Изабеллы Французской, будущая испанская королева Мария Луиза Пармская, принцесса Астурийская. Портрет написан по случаю ее бракосочетания как парный к портрету Карлоса де Бурбона, принца Астурийского, ее мужа. На роскошном платье принцессы — знак королевского ордена Звездного креста. Изысканная элегантность обстановки передает придворную атмосферу.


Живопись Голландии

16-Филипс Пауверс Вауверман. Лошадь, испуганная, собакой. 1650.jpg

Филипс Пауверс Вауверман. Лошадь, испуганная, собакой. 1650

17-Харменс ван Рейн Рембрандт (1606–1669) Софонисба принимает чашу с ядом 1634.jpg

Харменс ван Рейн Рембрандт (1606–1669). Софонисба принимает чашу с ядом. 1634


Рембрандт — выдающийся голландский живописец, рисовальщик и офортист. Его творчество, проникнутое стремлением к философскому постижению жизни, внутреннего мира человека со всем богатством его душевных переживаний, знаменует собой вершину развития голландского искусства XVII века, один из величайших взлетов мировой художественной культуры.

Картина «Софонисба принимает чашу с ядом» является ранним произведением Рембрандта на историческую тему. Римский полководец Публий Корнелий Сципион Африканский, завоеватель Карфагена, победил в союзе с царем Восточной Нумидии Масиниссой царя Западной Нумидии Сифакса. Жена Сифакса Софонисба, дочь карфагенского царя, умолила Масиниссу избавить ее от римского плена. Масинисса, покоренный красотой Софонисбы, взял ее в жены, чем вызвал гнев Сципиона. Желая оправдаться перед Сципионом и спасая Софонисбу от позора, Масинисса послал ей яд.

В облике героини угадывается портрет жены художника Саскии. Софонисба в роскошном одеянии, не скрывающем будущего материнства, в украшениях с жемчугами сидит у стола, покрытого ковром, на котором лежит манускрипт. Коленопреклоненная служанка подает ей напиток в чаше, сделанной из раковины наутилуса. Жест Софонисбы можно трактовать как принимающий и одновременно защищающий зародившуюся в ней жизнь. Старуха, стоящая в глубине в тени, с выражением горестного сочувствия наблюдает за этой сценой: Софонисба, не желая украсить собой победу Сципиона, предпочла выпить яд. Главным повествователем в картине у Рембрандта становится свет. Самая светоносная фигура — героиня, стоящий перед ней кубок-наутилус, как роковое отражение, обладает странным, золотисто-перламутровым сиянием, завораживающим и смертоносным.


18-Адриан ван Остаде (1610–1685) Деревенский концерт 1630–1640.jpg

Адриан ван Остаде (1610–1685). Деревенский концерт. 1630–1640


Адриан ван Остаде является одним из самых известных представителей семьи голландских художников, мастером крестьянского бытового жанра, рисовальщиком и офортистом, учеником Франса Халса.

В картине ощущается влияние Адриана Браувера — автора брутальных простонародных сцен. Несмотря на многосложный рембрандтовский тональный колорит, выдержанный в золотисто-охристой гамме, и эффектную передачу светотеневых переходов, произведение со всей полнотой воплощает гротескный, комически-пародийный характер «крестьянских сцен» Остаде и принадлежит к числу его ранних композиций. Вместе с тем в образах музицирующих крестьян с их подчеркнутой экспрессией жестов и выразительной мимикой художник раскрывает общечеловеческое начало, активность и непосредственность, полноту жизненных сил, умение извлекать из жизни ее простые, нехитрые радости.


19-Виллем Клас Хеда (1594-между 1680 и 1682) Натюрморт с часами 1657.jpg
Виллем Клас Хеда — один из выдающихся мастеров голландского натюрморта первой половины XVII века. Художественное образование получил у Гиллиса и Ван Дейка. Работал в Харлеме, где в 1631 был принят в гильдию святого Луки. В начале творческого пути художник писал портреты и картины на религиозные сюжеты, однако в зрелые годы, находясь под сильным влиянием Питера Класа, стал создавать исключительно натюрморты, преимущественно «завтраки» — особо популярную в Харлеме разновидность натюрморта.

В отличие от полотен Класа работы Хеды отличаются большим разнообразием форм и фактуры изображаемых предметов, тонкой передачей световоздушной среды. Как правило, они включают серебряную, оловянную, фаянсовую, нередко золоченую посуду, а иногда венецианское стекло и раковины. Нередко художник привносил в свои работы иносказательный смысл, что было связано с популярнейшей в XVII веке темой бренности всего сущего. В «Натюрморте с часами» это показано через опрокинутый кубок, разбитый бокал (ремер), орехи, лежащие на блюде часы. Картину отличают богатство световых и цветовых нюансов, естественность и строгость продуманной композиции. Все изображенные предметы выступают не только спутниками, но и безмолвными свидетелями жизни человека.


Живопись Голландии
21-Хуан де Фландес (около 1460–1519) Портрет девушки Около 1496–1505.jpg

Хуан де Фландес (около 1460–1519) Портрет девушки Около 1496–1505


Хуан де Фландес — испанский живописец, один из крупнейших представителей Возрождения, был родом из Нидерландов. Его прозвище указывает на происхождение, а настоящее имя осталось неизвестным. Фландес был художником при дворе королевы Изабеллы. Его творчество можно отнести к так называемой испано-фламандской школе живописи Кастилии, страны, в которой в тот момент в художественном отношении преобладало нидерландское влияние. Работам Фландеса присущи черты, характерные для Северного Возрождения, в частности, ощущается влияние Яна ван Эйка, Гуго ван дер Гуса и Михеля Зиттова. В произведениях отразились типичные черты нидерландской портретной живописи XV века: внимание к человеческой личности, ее духовной и психологической глубине, передаваемой с неповторимой пластичностью и выразительностью. Считается, что Фландес написал несколько портретов представителей правящей испанской династии.

Кисти мастера принадлежит и этот прелестный погрудный портрет юной испанской принцессы, возможно, Каталины Арагонской. Нераскрывшийся бутон розы в руке девушки — эмблема Тюдоров — символизирует ее чистоту. По всей вероятности, портрет написан в преддверии ее помолвки с Артуром, принцем Уэльским.


22-Алонсо Санчес Коэльо (около 1531–1588) Портрет инфанта Карлоса 1555–1559.jpg

Алонсо Санчес Коэльо (около 1531–1588). Портрет инфанта Карлоса. 1555–1559


Санчес Коэльо — испанский живописец, португалец по происхождению, основатель национальной испанской школы портрета, испытывавший влияние маньеризма. С 1557 Коэльо являлся придворным художником Филиппа II. Испанские исследователи называют Коэльо «мастером серого цвета» — он превосходно передавал цветовые градации, отлично владел гаммой серых и серебристых тонов. Одна из величайших находок в испанской живописи — это выработанный им прием использования нейтрального серого фона вместо пейзажа и интерьера, принятых в итальянских ренессансных портретах.

На нейтральном фоне полотна изображен принц Карлос, наследник испанского трона, сын Филиппа II и его первой жены Мануэлы Португальской. Коэльо сильно идеализирует облик принца, который родился с серьезными физическими уродствами. Наброшенный поверх камзола плащ, отороченный мехом рыси, и фронтальная поза позволили художнику замаскировать телесные недостатки модели.


23-Хуан де Фландес (около 1460–1519) Воскрешение Лазаря 1514–1519.jpg

Хуан де Фландес (около 1460–1519). Воскрешение Лазаря. 1514–1519


Доска является частью алтаря церкви Св. Лазаря в Паленси и представляет одно из чудесных деяний Христа — воскрешение из мертвых. Этот евангельский эпизод содержится в текстах Иоанна Богослова. На глазах у зрителей Христос сотворил величайшее чудо, доказав свою двойственную природу как Сына Божьего и Сына Человеческого и утвердив свою власть над смертью. Действие разворачивается на фоне ветхой стены с арочным проемом, за ней виден храм. Фландес активно включает в художественный контекст принятые в искусстве Северного Возрождения иносказания. Свидетели чуда теснятся под полуразрушенной аркой, что указывает на Ветхий Завет. Но чудо свершилось, и, как повествует Иоанн Богослов, многие видевшие это уверовали в Иисуса. Тем самым, по слову Иисуса, был возведен храм новой веры, который уже виден и скоро полностью предстанет перед людьми, как только рухнет стена Ветхого Завета, и над миром воссияет Новый Завет. Колорит всей композиции обладает особой цветовой пластичностью, художник мастерски передает пейзаж, детали событий, душевное состояние персонажей — от сомнений до полного уверения. Слитность красочного слоя в полной мере соответствует тому духовному единению людей, которое проповедует новое учение Христа.
20-Эль Греко. Дворянин с рукой на груди. Около 1580.jpg

Эль Греко. Дворянин с рукой на груди. Около 1580

24-Эль Греко (1541–1614) Троица 1577–1579.jpg

Эль Греко (1541–1614) Троица 1577–1579


Художник представил Троицу в композиции «Оплакивания Христа»: в окружении ангелов Бог Отец принимает тело Своего Сына, а вверху парит голубь — символ Святого Духа. Здесь мы видим характерное для дальнейшего творчества живописца влияние маньеризма: резкое удлинение пропорций и ракурсный излом человеческой фигуры. Большое внимание уделено колориту. Эль Греко взял из венецианской цветовой системы ее византийскую основу, он добивался невероятной светозарности красок: сопоставляя ярко-желтые и холодные синие, изумрудно-зеленые и огненно-красные тона. Использование белил, цветовые рефлексы желтого на темных поверхностях придают гамме чрезвычайную эмоциональную напряженность.

В основе композиции лежит известная гравюра Альбрехта Дюрера. На цвет и рисунок данной работы оказали влияние римские и венецианские мастера, в частности, яркая живописная палитра связана с творчеством Тинторетто, а сложные изменения ракурсов фигуры Христа свидетельствуют о пристальном внимании к произведениям Микеланджело.

Это раннее алтарное изображение было выполнено для аттика главного запрестольного образа в церкви Санто-Доминго эль Антигуо в Толедо.


Прогулка по Пасео-дель-Прадо в музей Прадо

Один из крупнейших музеев европейского изобразительного искусства — музей Прадо. При его создании преследовались две цели: во-первых показать уникальную коллекцию картин и скульптур, принадлежавших испанской королевской семье, а во-вторых продемонстрировать всему миру, что испанская школа живописи и скульптуры ни в чем не уступает другим национальным школам.

До музея Прадо мы совершили пешую прогулку по широкому проспекту Пасео-дель-Прадо с красивыми зданиями, скульптурами, пальмами и фонтанами.

Прогулка по Пасео-дель-Прадо в музей Прадо, фото № 1

Прогулка по Пасео-дель-Прадо в музей Прадо, фото № 2

Прогулка по Пасео-дель-Прадо в музей Прадо, фото № 3

Прогулка по Пасео-дель-Прадо в музей Прадо, фото № 4

Прогулка по Пасео-дель-Прадо в музей Прадо, фото № 5

Музей Прадо был торжественно открыт в 1819 г. В музее четыре входа — вход Гойи, вход Веласкеса, вход со стороны памятника Мурильо (здесь проходят организованные группы школьников) и вход Св.Иеронима, который ведет в новое крыло, где проходят временные выставки.

Мы входили через северный вход Гойи, где установлен памятник художнику.

Прогулка по Пасео-дель-Прадо в музей Прадо, фото № 6

Прогулка по Пасео-дель-Прадо в музей Прадо, фото № 7

В главном здании представлена итальянская живопись — полотна Боттичелли, Караваджо, Рафаэля, Веронезе, Тинторетто, Тициана. В музее нельзя фотографировать, но мне все же удалось сделать несколько снимков. Вот несколько работ Рафаэля.

Прогулка по Пасео-дель-Прадо в музей Прадо, фото № 8

Прогулка по Пасео-дель-Прадо в музей Прадо, фото № 9

Прогулка по Пасео-дель-Прадо в музей Прадо, фото № 10

Проходя по залам музея.

Прогулка по Пасео-дель-Прадо в музей Прадо, фото № 11

Прогулка по Пасео-дель-Прадо в музей Прадо, фото № 12

Прогулка по Пасео-дель-Прадо в музей Прадо, фото № 13

Прогулка по Пасео-дель-Прадо в музей Прадо, фото № 14

Большая часть музея посвящена картинам испанских художников, коллекции картин Веласкеса и Гойи — лучшие в мире.

Великий художник-реалист Диего Веласкес написал много картин, и большая часть его творческого наследия хранится в собраниях музея. Прадо обладает почти половиной всех картин, написанных придворным художником Филиппа IY, великолепным представителем Золотого века Испании.

Вот зал, посвященный картинам Веласкеса.

Прогулка по Пасео-дель-Прадо в музей Прадо, фото № 15

Картина «Менины», ставшая шедевром мирового искусства, занимает противоположную стену зала.

Прогулка по Пасео-дель-Прадо в музей Прадо, фото № 16

Хотя картина называется «Менины», то есть фрейлины при испанском королевском дворе, центром изображения оказывается маленькая принцесса, надежда всего рода испанских Габсбургов на то время. Пятилетняя Маргарита не по возрасту спокойна, самоуверенна и даже надменна.

Слегка отстранясь назад, перед полотном стоит художник — это сам Веласкес. В зеркале на заднем плане отражается царственная чета — король Испании Филипп IV и его супруга Марианна. Они с любовью смотрят на свое единственное на тот момент дитя — инфанту Маргариту.

Так же здесь представлены многочисленные портреты королевской семьи Филиппа IY.

Почти 150 работ Ф.Гойи выставлено в музее. Среди них такие шедевры, как «Семья Карла IY», «Растрел мадридских повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года», «Маха обнаженная», «Маха одетая».

Вот картина «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде»

Прогулка по Пасео-дель-Прадо в музей Прадо, фото № 17

На картине художник изобразил эпизод, случившийся 2 мая 1808 г., когда испанские патриоты напали на служивших в Императорской гвардии Наполеона мамлюков и драгунов, выводящих из королевского дворца самого младшего инфанта.

При бомбардировке Мадрида во время гражданской войны в Испании республиканское правительство решило эвакуировать фонды Прадо. Грузовик, транспортировавший произведения Гойи, попал в аварию и «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» было сильно повреждено. На картине остались порезы, а некоторые части полотна были утеряны. После реставрации часть повреждений у левого края была оставлена неисправленной, чтобы служить напоминанием зрителям о гражданской войне. Лишь во время повторной реставрации 2008 года картина была полностью восстановлена.

«Маха обнаженная» составляет пару с картиной «Маха одетая» . На картинах изображена маха — испанская горожанка XVIII—XIX веков. Первая картина была написана в 1797—1800 годах, а вторая 1800—1805. Обольстительные, темпераментные махи олицетворяли испанское понимание привлекательности. Кисть гениального художника навеки сохранила для потомков молодость, живое очарование, таинственную чувственность соблазнительной натурщицы.

Прогулка по Пасео-дель-Прадо в музей Прадо, фото № 18

В ранний период Гойя пишет много насыщенных по цвету и непринужденных по композиции сцен повседневной жизни и праздничных народных развлечений. В поздний период творчества жизнеутверждающие мотивы сменяются глубокой неудовлетворенностью, утонченность светлых оттенков — резкими столкновениями темного и светлого. «Мрачные картины» — серия из 14 фресок, которые Гойя написал в собственном доме. Со временем фрески перенесли на холст, и теперь они хранятся в музее. Вот несколько картин, которые мне удалось сфотографировать.

Шабаш ведьм.

Прогулка по Пасео-дель-Прадо в музей Прадо, фото № 19

Два старика едят суп.

Прогулка по Пасео-дель-Прадо в музей Прадо, фото № 20

И Сатурн, пожирающий своего сына.

Прогулка по Пасео-дель-Прадо в музей Прадо, фото № 21

и все остальные картины в таком же духе. Очень мрачное впечатления они оставили.

Фламандская живопись представлена такими художниками, как Иероним Босх, Антоний Ван Дейк, Питер Брейгель и Питер Пауль Рубенс. Немецкий Ренессанс представлен Альбрехтом Дюрером.

Художники из Голландиии и Англии вовсе не представлены, так как с этими странами не было дружественных отношений.

Рядом с музеем Прадо находятся еще два художественных музея — Музей Тиссена-Борнемисы и Центр искусств королевы Софии, в котором жемчужиной собрания является картина Пикассо «Герника».

Еще несколько фото музея Прадо.

Прогулка по Пасео-дель-Прадо в музей Прадо, фото № 22

Прогулка по Пасео-дель-Прадо в музей Прадо, фото № 23

Памятник Мурильо.

Прогулка по Пасео-дель-Прадо в музей Прадо, фото № 24

Рядом с музеем находится ботанический сад и железнодорожный вокзал Аточа. Чем вокзал знаменит, я расскажу в следующий раз. А сейчас спасибо всем, кто прочитал.

как добраться, цена билета, картины, фото, шедевры

53 квадратных километра, более сотни выставочных залов, около 1300 полотен демонстрируются ежедневно! Если вы хотите изучить культуру Испании, то точно не пройдёте этот кладезь искусства стороной.

Национальный музей Прадо в Мадриде

Произведения музея Прадо славятся по всему Миру своим великолепием. Здесь собраны работы сотен художников, каждый из которых был поистине гениальным. Даже несмотря на то, что галерея значительно уступает Лувру или Эрмитажу, общая площадь выставочных залов огромна (около 53 тысяч метров). В Испании музей Прадо заслуженно является крупнейшим собранием живописи, ведь помимо демонстрируемых полотен на складах хранятся более семи тысяч картин!

Было бы ошибкой думать, что в мадридском Музее Прадо хранятся только полотна. Вовсе нет. Скульптурам и статуям тоже уделено достойное внимание. Особенно интересно взглянуть на залы, где работы маэстро кисти переплетаются с творениями гениальных скульпторов.

Экскурсии в музей Прадо

Многие турагентства включают в культурные программы этот храм искусства, и не зря. Но не только они готовы предоставить услуги подобного рода. Придя в здание музея, можно без труда дождаться группы с гидом, дающим необходимые пояснения именно на вашем языке.

Перед тем, как приступить наконец к осмотру шедевров, необходимо ответить на один простой вопрос: где находится музей Прадо? А располагается он прямо в центре столицы, по адресу Paseo del Prado, s/n, 28014. Добраться до него можно при помощи метро (выйти необходимо на станции Аточа), или же автобусом: прямо до музея ходят рейсы 9, 19, 14 и 10.

Музей Прадо

Вход в платный, порядка 15 евро за билет. Музей Прадо обладает одной уникальной особенностью: чтобы туристы не сильно уставали, руководство назначило цену за сутки, а не посещение. Немного поподробнее об этом. Если вы устали, насытились творчеством, или хотите отдать билет знакомому (да-да, такие случаи тоже бывали), выйдите из здания музея через будку охраны. На выходе вам в билет поставят печать с сегодняшним числом. В течении этого дня вход и выход будут открыты для Вас.

Хотя устать от прогулок по храму искусства нелегко. Работы собирались со всей Европы, и выполнены лучшими художниками. Музей Прадо собирал шедевры не одно столетие, и теперь готов поделиться ими со всем Миром.

Booking.com

Лучшие картины музея Прадо в Мадриде

Безусловно, есть и такие работы, которые было бы невозможно не отметить в описании Музея Прадо. Например, оригинал шедевра Рафаэля Санти – «Портрет Кардинала». Можно с уверенностью сказать, в своё творение создатель вложил душу. Или же «Три Грации», картина, написанная ещё одним гением – Рубенсом.

Перечислять их можно бесконечно: это и «Триумф Смерти», и «Воз сена», и «Рыцарь с рукой на груди». Об этих картинах слышал каждый ценитель искусства, а подлинники стоят баснословных денег.

Помимо картин, в музее представлены и скульптуры: античность, Средние Века, более современные экспонаты. Кроме того, присутствуют и статуи, вывезенные из Древнего Рима. Также, храм искусства представляет коллекции драгоценностей, церковного творчества и декоративной посуды.

Музей Прадо

Пара слов об истории мадридского Эрмитажа

История музея ведёт своё начало с 1785 года, ведь именно в конце восемнадцатого столетия местные власти выделили место для выставок в парке Прадо. Кстати, это и объясняет, откуда у музея такое название.

Изначально, вновь открытая выставка была доступна только для знати. Именно это и послужило причиной столь раннего успеха: практически каждый пришедший жертвовал какую-либо реликвию. Кроме того, европейские монархи, обязанные посетить столь значимое место, так же не могли являться без даров.

Простых граждан музей начал пускать только в 1819 году. Это решение приняла королева Изабелла Браганская, жена Фердинанда Шестого. Испанца отсчитывают возраст галереи именно с этой даты, считая, что до 1819 года выставка являлась сокровищем страты, но не представляла для граждан абсолютно никакой ценности.

Никто не вечен, и после смерти Изабеллы следить за музеем продолжила вторая жена короля – Мария. Саксонская принцесса была с рождения неравнодушна к живописи, и принялась за обогащение и наполнение галереи с особым рвением. Некоторые работы даже были конфискованы у церкви.

Музей Прадо

Расписание работы:

На первый взгляд, график работы у Музея Прадо в Мадриде довольно хитрый, но это далеко не так. Всё просто: по будням двери открыты с 10:00 до 20:00, в выходные время укорачивается на час (до 19:00).

3 дня в году выставка закрыта для посетителей: 1 января и 1 мая, а также 25 декабря.

Ещё 3 дня она работает по укороченному графику (с 10:00 до 14:00). Первая дата – шестое января, ещё две – 24 и 31 декабря.

Местоположение музея Прадо в Мадриде

200 лет со дня открытия Национального музея Прадо в Мадриде — РТ на русском

Идея создать в Мадриде большой художественный музей возникла в XVIII веке у короля Фердинанда VI. Однако после смерти супруги он погрузился в депрессию и вскоре умер сам, не успев реализовать свой замысел. Его наследник Карлос III решил вместо художественного создать музей естествознания / Carlos Alvare / Gettyimages.ru

Строительство посвящённого естественным наукам музея король Карлос III поручил знаменитому архитектору Хуану де Вильянуэва. Местом строительства был избран бульвар Пасео дель Прадо. Строительство приблизилось к завершению при Карлосе IV, но было приостановлено из-за экономических проблем / Mary Evans Picture Library / globallookpress.com

В 1809 году ставший испанским королём брат Наполеона Жозеф Бонапарт издал указ об учреждении в Мадриде Музея живописи, но он так и не был реализован. Во время французской оккупации в построенном де Вильянуэва здании находились кавалерийские казармы, а свинцовую крышу переплавляли на пули / museonacionaldelprado / Facebook

В 1814 году король Испании Фердинанд VII по инициативе своей жены королевы Марии Изабеллы Португальской решил открыть в здании на Прадо картинную галерею. Увидеть реализацию своего замысла королева не успела — в 1818 году она умерла при родах / museonacionaldelprado / Facebook

19 ноября 1819 года в здании на Прадо был открыт Королевский музей живописи. Первоначально экспозиция размещалась в трёх залах и состояла из 311 испанских полотен. В дальнейшем она была существенно расширена. В 1869 году, после свержения королевы Изабеллы II, музей был национализирован / Susana Vera / Reuters

В 1920 году музей, к которому до этого присоединили ряд других коллекций, получил название Национальный музей Прадо / Susana Vera

В годы гражданской войны в Испании коллекции музея были вывезены в Швейцарию и возвращены обратно только после прекращения боевых действий / museonacionaldelprado / Facebook

На сегодняшний день в Прадо хранится около 35 тыс. экспонатов, включая более 8 тыс. картин, 9 тыс. рисунков, 6 тыс. гравюр, около тысячи скульптур, а также медали, монеты, оружие, фотографии, книги, карты и произведения декоративного искусства / Andrea Comas / Reuters

В музее представлены богатые коллекции искусства Испании, Италии, Фландрии и Франции. Кроме того, в экспозицию включены отдельные произведения мастеров из Германии, Нидерландов, Великобритании и бывших испанских колоний / Juan Medina / Reuters

На базе музея проводится научная работа в сфере искусствоведения — в нём действует современная лаборатория и издаётся специальный научный бюллетень / Juan Medina / Reuters

Музей Прадо содержит самые полные в мире коллекции произведений Диего Веласкеса, Франсиско Гойи, Эль Греко, Тициана и ряда других всемирно известных художников / Dr. Wilfried Bahnmüller/imageBROKER.com / globallookpress.com

В музее проводятся временные выставки, многие из которых привлекают внимание значительного количества посетителей. Самой популярной выставкой в истории музея стала экспозиция, посвящённая творчеству Иеронима Босха, в 2016 году. Её посетили около 589 тыс. человек / Susana Vera / Reuters

Музей Прадо входит в двадцатку наиболее посещаемых музеев в мире. Ежегодно он принимает по 2,5—3 млн гостей / Juan Medina

Музей Прадо отмечает двухсотлетие: чем он известен

Когда-то его директором формально был Пикассо.

19 ноября 2019 года Национальному музею Прадо в Мадриде исполняется двести лет. Это событие, в частности, решила отметить компания Google, посвятив одному из крупнейших музеев Испании изображение на главной странице своего поисковика.

Национальный музей Прадо считается одним из крупнейших и значимых на территории Европы. В среднем Прадо принимает более двух с половиной миллионов человек в год, и в перечне самых посещаемых музеев мира он располагается на семнадцатой строчке. Из испанских музеев его (довольно незначительно) превосходит лишь Центр искусств королевы Софии, который в год посещают 2,6 миллиона человек, а из российских — Государственный Эрмитаж, ежегодно принимающий 3,2 миллиона посетителей.

В коллекции музея хранятся картины таких знаменитых художников как Босх, Веласкес, Гойя, Караваджо, Рафаэль и многие другие. Очень многие произведения принадляжат кисти живописцев из Венеции — в прошлом такие картины активно приобретались королями Карлом V, Филиппом II и Филиппом IV. По мнению экспертов, один из самых насыщенных живописных ансамблей Прадо составляют товорения Тициано и других художников венецианской школы. Также в музее представлены английская, немецкая и французская школы, фламандское исскуство и другие направления. Наряду с картинами в Прадо представлены сотни скульптур, и такие произведения декоративного искусства, как письменные столы и керамика.

Порой музей проводит тематические выставки. Например, к 5-летию возвращения «Герники» Пикассо на родину в Прадо проводилась выставка произведений художника. К слову, сам Пабло Пикассо был назначен директором музея в 1936 году, однако на протяжении всех трех лет его формального пребывания в должности сам художник находился во Франции, а в Испании шла гражданская война.

Читайте материал «В Москве вручили самую хулиганскую арт-награду»

Музей Прадо Википедия

Национальный музей Пра́до (исп. Museo Nacional del Prado) — один из крупнейших и значимых музеев европейского изобразительного искусства, расположенный в Мадриде, Испания. Здание музея — памятник позднего классицизма. Входит в первую двадцатку самых посещаемых художественных музеев мира[3].

Коллекции музея

В коллекции музея хранятся одни из наиболее полных собраний Босха, Веласкеса, Гойи, Мурильо, Сурбарана и Эль Греко.

Произведения в залах итальянской живописи датируются периодом от раннего Возрождения (Фра Анджелико, Мантенья, Боттичелли) до XVIII в (Тьеполо). На 1-м этаже главным центром выставки являются картины Рафаэля. Картины Караваджо и Джентилески расположены на первом этаже. Творения художников венецианской школы — Тициана, Тинторетто, Веронезе и Бассано — образуют один из самых насыщенных живописных ансамблей Прадо.

Многие картины итальянских мастеров были приобретены королями Карлом V, Филиппом II и в особенности Филиппом IV. Особенно приобретались картины художников из Венеции.

  • Сандро Боттичелли
    История Настаджо дельи Онести
    1483

  • Рафаэль Санти
    Портрет Кардинала
    1510—1511

  • Андреа дель Сарто
    Мадонна с младенцем и ангелом
    1520—1530

Фламандское Искусство

Произведения фламандских художников оказались в коллекции музея не случайно — более полутора веков провинции современных Бельгии, Нидерландов и Люксембурга принадлежали испанской короне. По этой причине многие фламандские художники работали в Испании. Картины фламандских примитивистов — Вейдена, Баутса, Мемлинга, Босха и других художников XVI века выставлены на нулевом этаже. Одним из главных шедевров фламандской школы в музее является картина Босха «Воз сена». На первом этаже можно увидеть великолепное собрание фламандской живописи XVII века — творения Рубенса, Ван Дейка, Брейгеля и других авторов.

  • Иоахим Патинир
    Переправа через реку Стикс
    1515

  • Рубенс
    Три грации
    около 1635

Испанское Искусство

Наиболее широко представлена в музее испанская живопись. Следуя хронологическому критерию, Прадо предлагает вниманию посетителей произведения различных эпох: от романской настенной живописи XII века до творчества Гойи первой трети XIX века. В музее представлены средневековые фрески, готика, искусство Ренессанса и реалистические картины XIX века. На нулевом этаже представлена живопись Средних веков и Возрождения. На первом этаже размещена экспозиция картин Эль Греко, Веласкеса, Риберы, Мурильо, Сурбарана и других художников Золотого века. Ансамбль испанской живописи в Прадо венчают творения Гойи, которые можно увидеть на 0, 1 и 2 этажах.

  • Диего Веласкес
    Портрет короля
    Филиппа IV
    1634—1635

  • Эль Греко
    Рыцарь с рукой на груди
    1570—1578

Немецкая школа

Небольшая, но выдающаяся коллекция немецкой живописи включает в себя произведения, созданные в период с XVI по XVIII вв. Один из залов на 0 этаже посвящён шедеврам Альбрехта Дюрера и Лукаса Кранаха. На 2 этаже представлены картины Антона Рафаэля Менгса в неоклассическом стиле.

Английская школа

В настоящее время в музее хранится замечательная коллекция портретов XVIII века — эпохи культурного расцвета Англии — и XIX века. На 1 этаже расположена коллекция картин Гейнсборо, Рейнольдса и Лоуренса.

Французская школа

Тесные отношения между Испанией и Францией в XVII веке, а также приобретения произведений искусства испанскими королями Филиппом IV и Филиппом V, легли в основу коллекции французской живописи в Прадо. На 1 этаже размещены картины Пуссена и Лоррена.

Рисунки и эстампы

Музей насчитывает около 4000 рисунков, в числе которых выделяется самая крупная коллекция рисунков и эстампов Гойи, включающая 500 произведения художника. Рисунки и гравюры из фондов Прадо периодически демонстрируются на выставках музея.

Скульптура

Более 220 классических скульптур, привезённых из Италии в XVI—XIX вв., показывают развитие этого жанра архаического периода до эллинистической и римской эпох. Коллекцию дополняют творения скульпторов Леона, созданные по заказу Карла V и Филиппа II в XVI веке.

Декоративное искусство

В залах музея выставлены столы и консоли XVI—XVIII вв., кассоне, письменные столы, керамика из Урбино и небольшие скульптуры. Самая большая коллекция — «Сокровище дофина» — включает драгоценные предметы, унаследованные Филиппом V от отца — Великого дофина. Сокровища можно увидеть в залах подвального этажа музея.

Посещение музея

  • Время работы музея: с понедельника по субботу — с 10.00 до 20.00; в воскресенье и праздничные дни — с 10.00 до 19.00; 6 января, 24 и 31 декабря — с 10.00 до 14.00. Вход в музей прекращается за 30 минут до закрытия. Залы начинают закрываться за 10 минут до окончания работы музея. Музей закрыт 1 января, 1 мая и 25 декабря.

Периодические выставки

В музее проводятся тематические выставки. Например, в 2003 г. проводилась выставка произведений Тициана из музеев мира, а в 2006 г., к 25-летию возвращения «Герники» Пикассо на родину проводилась выставка произведений художника в помещении музеев Прадо и королевы Софии.

Показ картин из музея на выставках в других странах

Периодически картины из музея экспонируются на выставках в других странах. Так, в 2006 г. в Будапеште проходила выставка «500 лет испанской живописи», где существенную часть экспозиции составляли картины из Прадо. В 2011 г. проходила выставка Прадо в Эрмитаже (Санкт-Петербург).

Хронология

  • 1775 — по поручению Карла III Испанского архитектор Хуан де Вильянуэва начинает составлять эскизный план для здания Музея естественной истории.
  • 1809 — Жозефом Бонапартом издаётся королевский указ об учреждении Музея живописи.
  • 1810 — Жозеф Бонапарт своим указом учреждает галерею живописи во дворце Паласио Буэнависта (первоначально владельцем галереи была герцогиня Альба, позже — премьер-министр при дворе короля Карла IV, господин Годой).
  • 1811 — дворец Прадо практически завершён, но умирает Хуан де Вильянуэва. В ходе Испано-французского конфликта французские войска, оккупировавшие Мадрид, используют здание под конюшни, металлическая крыша разбирается и пускается на хознужды армии (впоследствии крыша была заменена на черепичную).
  • 1814 — Фердинанд VII по инициативе королевы Марии Изабеллы де Браганза Исидоро Монтенегро принимает решение открыть в пустующем Прадо картинную галерею.
  • 1818 — основан Королевский музей.
  • 1819 — Фердинанд VII официально проводит церемонию открытия Королевского музея. До 1829 г. в Музей поступает существенная часть королевской коллекции.
  • 1829 — в фонд Музея от герцога Сан Фердинандо передана первая картина — это «Распятие Христа» Д. Веласкеса.
  • 1835 — опубликован известный указ Мендизабала об отмене ограничительных условий по наследованию церковного имущества и большое количество полотен из различных монастырей и церквей передано в монастырь Ла Тринидад. Позже эта галерея искусств превратится в Музей де ла Тринидад.
  • 1838 — из-за боевых действий (война с Карлом) в Прадо поступило большое количество картин из дворцов в окрестностях Мадрида, в том числе из Эскориала.
  • 1843 — составлен каталог коллекции Прадо, в него вошло 1949 работ.
  • 1869 — после свержения королевы Изабеллы II музей национализирован.
  • 1879—1882 — гобеленовые этюды Ф.Гойи из королевского дворца в Мадриде, а также полное собрание произведений из Музея де ла Тринидад переданы в Прадо.
  • 1881 — музей получает в дар от барона д’Эрлангера «Чёрные картины» Ф. Гойи.
  • 1883—1889 — здание достраивается, добавляются новые залы. Проектированием занимался архитектор Хареньо.
  • 1889 — музей принимает в дар более 200 картин от герцогини Пастраны.
  • 1912 — учреждён Совет попечителей музея.
  • 1914—1930 — идёт достройка здания, появляются новые залы. Так, в 1927 г. архитектором Арбо была разработана идея расширения задней части здания. Затем архитектором Педро де Мугуруса была перестроена центральная галерея, а также пристроена новая лестница в северной части здания. За эту перестройку архитектор подвергся резкой критике, так как была разрушена лестница, созданная в XIX веке архитектором Хареньо. Касо́н дель Буэн Ретиро. Филиал музея Прадо напротив парка Ретиро
  • 1915 — умирает Пабло Босх, по завещанию которого Прадо получает ряд полотен.
  • 1930 — весьма существенная коллекция картин передана в музей по завещанию Дона Педро Фернандеса Дюрана.
  • 1936—1939 — директором музея назначен Пабло Пикассо. Во время гражданской войны в Испании основные полотна при участии Международного Совета (специально учреждённого для защиты произведений искусства в Испании) отправлены в Швейцарию (вывезены через Валенсию).
  • 1939 — в «Музее искусств и истории» Женевы состоялась выставка картин из Музея Прадо, после которой полотна возвращены в Испанию.
  • 1940 — в музей поступает в качестве дара высококачественная коллекция Дона Франциска Камбо.
  • 1956—1978 — расширение музея архитекторами Чуэка и Лоренте. Присоединение к музею здания Касо́н дель Буэн Ретиро для размещение коллекции живописи XIX и XX веков.
  • 1980 — Открыты первые залы с установленными в них кондиционерами воздуха. Учреждение фонда «Друзья Прадо». Публикация первого выпуска Boletín del Museo del Prado «Бюллетель музея Прадо».
  • 1982 — Выставки «Эль-Греко» и «Мурильо» Открывают программу крупномасштабных выставок, с последующими экспозициями, посвящёнными работам Веласкеса и Гойи, а также многих других художников испанских и зарубежных школ живописи.
  • 1988 — открыт Центр искусств королевы Софии, иначе Музей королевы Софии (Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofia, Museo Reina Sofía, сокращённо MNCARS), куда из Прадо передано большинство работ, относящихся к XIX веку.
  • 1990—1996 — издание картин в трёх томах.
  • 1998 — закрытие Касо́н дель Буэн Ретиро для проведения полного ремонта.
  • 1999 — презентация первой стадии плана по расширению музея, который, как предполагается, будет состоять из пяти зданий: здания Хуана де Вильянуэвы, Каcóн дель Буэн Ретиро, современного офисного здания, нового строения, включающего монастырь близлежащей церкви.
  • 2007 — завершились реконструкция основного здания музея (расширение помещений для экспозиции) и постройка нового прилегающего здания по проекту архитектора Рафаэля Монео.
  • 2016 — В интернете опубликованы фотографии более 11 тысяч произведений, хранящихся в музее.[4]

См. также

Примечания

Литература

  • Прадо. Скала Паблишер Лтд. 2003 г. 240 стр. ISBN 1-85759-321-9
  • Музей Прадо. Путеводитель. Мар Санчес Рамон. Aldeasa Ediciones, 2002 г., 126 стр. ISBN 84-8003-320-7

Ссылки

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *