Музеи нидерландов – Великолепное место. Наследие Нидерландов. — отзыв о Музей под открытым небом и музей национального достояния Нидерландов, Арнем, Нидерланды

Содержание

Музеи в Амстердаме — список лучших, описание

Музеи Амстердама — различные туристические объекты, от художественных галерей с мировыми шедеврами до мест, посвященных истории пыток, тюльпанам, конопле, и зоопарка микробов.

Государственный музей АмстердамаВ Амстердаме можно найти много известных на весь мир музеев.

Музей Ван Гога

Музей Ван Гога в АмстердамеВ музее Ван Гога собрано около 200 его работ.​​​​

Второй по посещаемости в Голландии. Здесь собрана самая большая коллекция картин Ван Гога, включающая около 200 полотен, среди которых такие шедевры живописи, как «Подсолнухи», «Едоки картофеля», «Автопортрет в соломенной шляпе». Также выставлены работы современников Ван Гога и художников, которые вдохновлялись его стилем. Представлена переписка Винсента, в т. ч. с его братом Тео. Всего насчитывается около 700 писем.

Вход стоит 19 евро, еще за 5 можно купить аудиогид. Он расскажет об основных вехах творчества Ван Гога или о каждой картине отдельно. В магазине на первом этаже можно приобрести сувенирную продукцию с принтами картин Ван Гога.

Билеты продаются только онлайн на официальном сайте. Лучше заказывать их заранее, т. к. музей пользуется большой популярностью у туристов и местных жителей и количество мест на экскурсиях ограничено.

Стеделейк

Находится в центре Амстердама, недалеко от Рейксмюсеума. Построен в конце ХХ в. 100 лет назад здесь хранились различные предметы интерьера. В 1930-х гг. в Стеделейк стали выставляться работы голландских и французских художников, в т. ч. Ренуара, Сезанна, Пикассо, Моне. До 1972 г. тут находилась коллекция картин Ван Гога, которая потом переехала в музей, посвященный художнику. В Стеделейк выставлено самое большое за пределами территории бывшего СССР собрание картин Малевича.

В 70-х гг. ХХ в. отсюда были окончательно вывезены предметы исторического интерьера, и Стеделейк стал центром современного искусства. В 2000-х гг. была проведена реконструкция здания и пристроено новое крыло в виде гигантской ванны. Помимо картин, здесь теперь представлены различные арт-инсталляции, а в магазине на первом этаже можно купить книги по истории искусства и музееведению.

Стеделейк работает без выходных, вход стоит 17,5 евро.

Рейксмюсеум

Главный музей Амстердама входит в 20-ку самых посещаемых в мире. В год здесь бывает до 2,5 млн человек. Это место обязательно для посещения всем ценителям искусства.

Музей был основан в 1800 г. братом Наполеона I, Луи Бонапартом, а через 8 лет перевезен в Амстердам. В Рейксмюсеум хранится большая коллекция картин, скульптур, археологических находок, гравюр, фотографий.

Представлены работы:

  • Рембрандта;
  • Халса;
  • Вермеера;
  • Ван Гога;
  • Де Хоха;
  • Мунка.

Главный экспонат — полотно Рембрандта «Ночной дозор» размером 3,6×4,4 м.

Музей Рейксмюсеум в АмстердамеМузей Рейксмюсеум основал Луи Бонапарт в 1800 году.

Во время посещения можно воспользоваться мобильным приложением, которое расскажет об основных экспонатах, или приобрести в кассах аудиогид за 5 евро. Вход стоит 17,5 евро. Туристам понравится и сувенирная лавка Рейксмюсеума.

Национальный морской музей

Посвящен теме мореплавания и судоходства, находится в здании бывшего военно-морского склада, построенного в середине ХVII в.

Экспозиция разделена на 3 части: Север, Запад и Восток. Можно поучаствовать в интерактивном приключении, которое имитирует морское путешествие на корабле. Всего представлено 11 экспозиций. Здесь можно увидеть разные модели яхт, картины, изображающие море и корабли, предметы, связанные с мореплаванием: навигационные приборы, атласы, корабельную посуду. Рядом со зданием есть полноразмерная модель парусного судна «Амстердам».

Здесь активно используются цифровые технологии, есть аудиогид, можно посетить тематическую библиотеку.

Музей алмазов

Амстердам считается мировым центром по переработке алмазов. В столице Нидерландов есть музей, который объединяет фабрику по производству драгоценных камней, выставочный зал и ювелирную лавку. Здесь можно полюбоваться камнями, понаблюдать за процессом работы мастеров, посмотреть фильм о добыче и переработке алмазов, который идет на 2 языках: английском и голландском. Имеется и письменный перевод фильма на 25 языков.

Музей гашиша, марихуаны и конопли

В Амстердаме находится первый в мире музей конопли, который был открыт в 90-х гг. ХХ в. селекционером Беном Дронкерсом. Первые экспонаты были из его частной коллекции. Здесь можно увидеть различные сорта конопли и узнать об особенностях ее применения в разных сферах. В сувенирной лавке продаются предметы, изготовленные из растения. В зале представлены картины, изображающие кофешопы ХVII в., которые тогда назывались курительными домами. Одна экспозиция посвящена медицине и лечебному использованию конопли.

Музей гашиша, марихуаны и коноплиВ музее конопли можно посмотреть, в каких сферах применяется данное растение.

Музей Heineken

Находится в здании старой пивоварни. Heineken — популярная во всем мире марка пива, созданная в Голландии в 1864 г. Здесь рассказывают о технологиях производства алкогольного напитка, особенностях разных сортов, истории пивоварни. Представлена информация о членах семьи Хайнекен, создавших бренд.

Стоимость посещения музея — 21 евро. При входе выдается браслет с 3 жетонами, которые можно обменять на бокалы пива и сувенир. Используются интерактивные технологии, есть необычный аттракцион, где можно представить себя в качестве пивной бутылки. 5D-кинотеатр имитирует все этапы, которые проходит бутылка — от изготовления до поступления на прилавок магазина.

В одном из залов можно посмотреть рекламные ролики Heineken, которые стали лауреатами премии «Каннские львы». Посетители имеют возможность продегустировать различные сорта пива и приобрести понравившиеся напитки в баре.

Музей секса

Музей секса в Амстердаме — первый в мире из посвященных данной тематике. Здесь можно проследить, как менялось отношение к сексуальности в разные периоды истории и каким оно было в различных культурах. Экспозицию составляют фигуры и рисунки эротического содержания, откровенные фотографии, кадры из первых порнофильмов. Здесь можно увидеть пояса верности, использовавшиеся в Средневековье, и узнать, как выглядел квартал красных фонарей 100 лет назад.

Залы называются в честь исторических персон: Мэрилин Монро, Маты Хари, Рудольфо Валентино, Оскара Уайльда, маркиза де Сада. Можно сфотографироваться между двумя большими шоколадными фаллосами или посмотреть на фигуру эксгибициониста, который периодически шагает вперед и распахивает свой плащ.

Музей находится недалеко от Центрального вокзала и работает до 11 часов вечера. Входной билет стоит 5 евро. Посещение разрешено с 16 лет.

Музей фотографии FOAM

Людям, увлекающимся фотоискусством, стоит посетить музей FOAM. Экспозиция состоит из работ мэтров фотографии и малоизвестных авторов. Здесь представлены снимки в различных жанрах: документальная съемка, fashion, арт — и экспериментальные работы. Есть кафе и библиотека с книгами о фотографии. Раз в год выпускается журнал, который можно приобрести за 22 евро.

Музей фотографии FOAMЕсли вы увлекаетесь фотоискусством, обязательно посетите музей FOAM.

Вход стоит 11 евро. По четвергам проводятся бесплатные экскурсии.

Музей Nemo

Научный музей, где в доступной форме объясняется, как устроен этот мир. Тут можно узнать больше о физике, химии, о том, как появляются цвета и возникают звуки, как развивается человеческий организм, о действии наркотиков на мозг.

Здание имеет форму большого корабля и находится в центре города, рядом с Центральным вокзалом. С крыши музея открывается красивый вид на Амстердам.

В научном центре активно применяются интерактивные технологии, а большинство экспонатов разрешено трогать руками. Внутри здания видны вентиляционные трубы и другие функциональные детали — это сделано специально и соответствует цели музея — объяснить, как все устроено в мире. Место интересно посещать с детьми.

Музей Анны Франк

Представляет собой дом на набережной Принсенграхт, в котором в 1942-1944 гг. пряталась от нацистов еврейская девочка Анна Франк со своей семьей. Здесь она вела дневник, который позже был издан на многих языках мира.

Дом-музей Анны ФранкВ этом доме еврейская девочка по имени Анна Франк
во время войны пряталась от нацистов.

Обстановка комнат воссоздана такой, какой она была до обыска нацистов. В музее представлены экспонаты на тему фашизма и Холокоста, хранится оригинал дневника Анны Франк. Посетители имеют возможность купить экземпляр книги. Вход стоит 10 евро.

Микропия

Музей микробов является частью зоопарка, только вместо животных здесь представлены различные микроорганизмы. За этапами их жизнедеятельности можно понаблюдать в микроскопы. Помещение оформлено в стиле секретной лаборатории. Посетителям предлагается возможность с помощью специального сканера проверить, сколько микробов передается во время поцелуя и какое количество микроорганизмов живет на расческах, зубных щетках и других предметах обихода.

При Микропии есть лаборатория, где выращивают микробов и ведут наблюдение за ними. Стоимость входа для детей — 12 евро, для взрослых — 14 евро.

Исторический музей Амстердама

Amsterdam Museum рассказывает историю города начиная с 1275 г. Экспозицию составляют документы, национальные костюмы, мебель, археологические находки, предметы быта, мебель, книги. Здесь также представлены предметы искусства: картины, скульптуры, гравюры, рисунки, связанные с историей Амстердама. Всего насчитывается около 80 тыс. экспонатов.

Есть необычный аттракцион, который позволяет увидеть, как выглядели улицы города в 1920-х гг. Посетитель крутит педали, имитируя поездку на велосипеде, а в это время ему демонстрируются фотографии города.

Музей Креллер-Мюллер

Художественный музей, который располагается в национальном парке Де-Хоге-Велюве. Здесь находится собрание картин и скульптур. Место названо в честь Елены Креллер-Мюллер, коллекционера предметов искусства. Она в числе первых оценила работы Ван Гога и начала активно их покупать. Незадолго до смерти Елена сделала свою коллекцию общественным достоянием, собрание картин составило первую экспозицию музея. Здесь можно увидеть работы Ван Гога, Сера, Пикассо, Мане.

Есть скульптуры, расположенные в саду, площадь которого составляет более 300 тыс. кв. м. Сад отражает концепцию Елены Креллер-Мюллер о симбиозе искусства, архитектуры и природы. Здесь выставлены скульптуры Родена, Мура, Дюфюббе, Фонтана, Вотруба.

Музей мадам Тюссо

Стал первым филиалом знаменитого лондонского музея. Он был открыт в 1971 г., а через 20 лет переехал в центр города — на площадь Дам. В Музее мадам Тюссо можно увидеть восковые копии нескольких десятков знаменитостей, среди которых Мэрилин Монро, Майкл Джексон, Элтон Джон, Брэд Питт, Анджелина Джоли, Кайли Миноуг, Дженнифер Лопес. Также представлены фигуры художников: Винсента Ван Гога, Пабло Пикассо и Сальвадора Дали. Есть и представители науки, например Альберт Эйнштейн.

Входной билет для взрослых стоит 24,5 евро, для детей — 20,5 евро. Можно заказывать билеты онлайн по более низкой цене.

Музей Виллет-Голтгейзен

Это дом, в котором жила семья Виллет-Голтгейзен. Он был построен в 1685 г. В 1985 г. Луиза Виллет-Голтгейзен завещала дом Амстердаму, через год здесь был открыт музей.

Это один из самых красивых и больших домов на каналах. В нем хранятся предметы интерьера прошлых веков, коллекция антиквариата и произведений искусства.

Дом-музей Рембрандта

Был открыт в 1911 г. Он находится в доме, где 20 лет жил Рембрандт в середине ХVII в. Здесь воссоздана обстановка комнат времен проживания художника, представлены 4 картины Рембрандта, работы его учеников и учителя Питера Ластмана. В музее хранится большая коллекция гравюр мастера — 260 из 290 офортов, сделанных художником.

Музей сумок и кошельков

Здесь находится самая большая в мире коллекция сумок и чемоданов — 3500 экземпляров. Музеев данной тематики существует всего 3 в мире.

Выставочный центр открылся в 90-х гг. ХХ в., его первую экспозицию составила частная коллекция жительницы Амстердама Хендрикье Иво, торговавшей антиквариатом. Сейчас здесь находится большая коллекция сумок, включающая как экземпляры ХVI в., так и изделия современных модных дизайнеров.

Музей сумок и кошельковВ музее собрано 3500 сумок и чемоданов.

Музей современного искусства Cobra

В постоянной экспозиции представлены работы современных голландских художников. Большая их часть принадлежит авторству участников группы «Кобра»: Карела Аппеля, Гильома Корнелиса ван Беверлоо и Яна Сирхейса. Здесь проводятся временные выставки работ зарубежных художников-авангардистов.

Музей Ван Лон

Дом, где находится музей Ван Лон, был построен в 1672 г. За время его существования здесь проживали несколько семей, в т. ч. ученик Рембрандта, Фердинанд Боль. В 1884 г. дом перешел во владение семьи Ван Лон, которая в 1960 г. открыла в нем музей. Экспозиция включает картины ХVIII-ХХ вв., в т. ч. портреты членов семьи Ван Лон, антикварную мебель, фарфоровую посуду, гобелены. Сад возле дома является национальным памятником Нидерландов. Несколько раз в год здесь проходят выставки современного и классического искусства.

Тропический музей

Входит в список крупнейших амстердамских музеев. Был построен в 1864 г. В его постоянной экспозиции — 8 коллекций, проводятся временные выставки.

Посвящен этнографии. Среди экспонатов — 175 тыс. предметов, 155 тыс. фотографий и 10 тыс. рисунков и документов, которые рассказывают о культуре народов мира.

Тропический музей в АмстердамеВ Тропическом музее рассказывается о культуре разных народов мира.

Эрмитаж на Амстеле

Является филиалом Санкт-Петербургского Эрмитажа. Выставочные залы занимают площадь в 4000 кв. м., здесь временно бывают экспозиции из Эрмитажа Санкт-Петербурга. Продолжительность выставок — от 4 месяцев до 2 лет.

Эрмитаж находится в здании Амстелхоф, построенном в 1681 г. Одна из экспозиций рассказывает об истории этого здания.

Еврейский исторический музей

Посвящен истории еврейского народа. Был основан в 1930 г., во время немецкой оккупации прекратил работать. Основная часть коллекции была разграблена в тот период. В 1955 г. открылся снова, с тех пор большая часть его экспозиции стала посвящена Холокосту. Представлена большая коллекция картин еврейских художников, проживавших в Голландии. Есть экспозиция на тему религии и истории евреев в Голландии с ХVII в. до наших дней.

Археологический музей Алларда Пирсона

Назван в честь голландского богослова, искусствоведа, историка Алларда Пирсона, жившего в ХIХ в. Работает с 1934 г., в постоянной экспозиции есть 4 коллекции, посвященные темам Средневековья, Классического мира, Ближнего Востока и Египта.

Музей пыток

Необычная достопримечательность Амстердама, популярная у туристов. Расположен в центре города, экспозиция посвящена пыткам во всем их многообразии и историческом контексте. Представлены средневековые орудия пыток и картины, подробно изображающие их использование.

Музей человеческого тела

Занимает 7-этажное здание и представляет собой фигуру сидящего человека высотой 35 м. Посетителям предлагают совершить путешествие внутри человеческого тела. На разных этажах имитируются внутренние органы человека и происходящие в них процессы с соответствующим звуковым сопровождением. Предоставляется возможность в подробностях рассмотреть функционирование тела изнутри.

Церковь нашего возлюбленного Господа на чердаке

Представляет собой католическую церковь, возведенную в ХVII в. на чердаке дома на канале. Церковь строилась во времена Реформации, поэтому была подпольной. Сейчас является национальным символом свободы вероисповедания.

Музей тюльпанов

Здесь можно узнать об истории выращивания тюльпанов — национального цветка Нидерландов — и их роли в экономике страны ХVII в. В экспозиции есть коллекция картин с изображением цветов.

Музеи Амстердама на карте

Расположение музеев и их часы работы можно узнать, воспользовавшись картой города. На карте можно посмотреть, где находятся популярные музеи Амстердама.

Музеи Нидерландов — Туристер.Ру

Музей эротики

9 туристов было здесь

Амстердам неспроста приобрел славу «города свободы, греха и любви». Туристы со всего мира съезжаются сюда, чтобы посмотреть на то,…

Музей секса в Амстердаме

16 туристов было здесь

Музей секса (Sexmuseum Amsterdam) — одна из самых популярных и посещаемых достопримечательностей Амстердама, расположенная…

Музей Ван Гога

40 туристов было здесь

Музей Ван Гога в Амстердаме имеет самое большое в мире собрание рисунков, писем и картин художника. Здесь представлены не …

Дом-музей Рембрандта

15 туристов было здесь

Дом-музей Рембрандта — дом на Йоденбреестраат в Амстердаме, в котором великий голландский художник жил и творил…

Амстердамский Музей Мадам Тюссо

18 туристов было здесь

Музей мадам Тюссо в Амстердаме был первым филиалом знаменитого Лондонского музея мадам Тюссо. Его открытие состоялось в 1972 году,…

Рейксмузеум

26 туристов было здесь

Рейксмузеум (нидерл. — Rijksmuseum) — главный государственный музей Амстердама, один из самых известных в мире…

Дом-музей Анны Франк

8 туристов было здесь

Музей Анны Франк в Амстердаме — особенное место, хранящее память об одном из самых жестоких явлений XX века 

Музей мореплавания Нидерландов

5 туристов было здесь

Нидерланский музей мореплавания располагается в бывшем Адмиралтейском складе, построенном в 1656 году. В это здание музей переехал…

Музей НЕМО

16 туристов было здесь

Музей NEMO (НЕМО) — это масштабная лаборатория и крупнейший научный музейный комплекс в Нидерландах одновременно. Здание…

КаттенКабинет

КаттенКабинет — художественный музей в Амстердаме, в котором выставляются работы, изображающие кошек. Коллекция музея включает…

Еврейский исторический музей

2 туристa были здесь

Еврейский исторический музей — музей в Амстердаме, посвященный еврейской истории, культуре и религии в Нидерландах…

Амстердамский Музей алмазов

5 туристов было здесь

Амстердамский Музей алмазов (Diamond Museum Amsterdam) — это музей, расположенный на площади Музеумплейн. В постоянной экспозиции выставлены…

Амстердамский Эрмитаж

2 туристa были здесь

Эрмитаж Амстердам является филиалом всемирно известного Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Выставочный центр располагается в исторической…

Исторический музей Амстердама

8 туристов было здесь

Музей, посвященный истории Амстердама, с 1975 года расположен в старом городском сиротском приюте между Калверстраат и Ньовезейдс…

Музей сопротивления

Музей голландского Сопротивления расположен в Амстердаме, он рассказывает о жизни голландского народа во время Второй мировой…

Как создавались музеи в Голландии

В Голландии не существовал королевский двор, и не было аристократии, которая бы стремилась коллекционировать художественные произведения, чтобы утвердить свой престиж. Именно так возник Лувр во Франции, Венский музей в Австрии и Эрмитаж в России. В других государствах Европы заказы художникам часто давала церковь. Там полотно или скульптура хранились, независимо от изменения вкусов.


 

В стране иногда возникали крупные частные коллекции, но после смерти коллекционера они распадались. В бюргерских домах сохранялись только семейные портреты. Иногда они были ценными произведениями и в XIX – ХХ веках новый владелец передавал их в музей.

В XVIII веке создаются так называемые «кабинеты искусств».

В 1795 г. французы вступили на территорию Голландии. Картины из Гааги были отосланы в Париж, а не оставшаяся часть была продана. Но в других дворцах Оранских оставалось ещё много полотен, которые в то время можно было приобрести буквально за копейки. В 1800 году открывается художественная галерея, а в 1801 году выходит краткий каталог.

В 1808 г. король Людовик-Наполеон Бонапарт переезжает из Гааги в Амстердам. Здесь к его услугам было предоставлено великолепное здание ратуши, которое быстренько освободили от служащих, но некуда было девать картины, которые находились в одном из залов. Это были картины известных мастеров, в числе которых и «Ночной дозор». Людовик дал согласие, чтобы огромный холст знаменитого художника Рембрандта остался на своем привычном месте.

Людовик-Наполеон во дворце создает музей, в который Амстердам передал 8 групповых портретов, а национальная художественная галерея перевезла ещё несколько картин. Назначенный директором музея, Корнелис Апостол приобрёл полотна из частных коллекций. В 1809 г. музей опубликовал каталог с описанием 460 картин.

В 1810 г. король отказался от престола, повинуясь требованию своего брата. После этого Нидерланды были включены в состав Франции, правительство которого не интересовал амстердамский музей, денег для приобретения новых произведений в казне не было. Полотна известных художников мирно висели на своих местах. Здесь их и обнаружил, возвратившийся в 1813 г. на родину сын ранее изгнанного Вильгельма V, который вскоре был провозглашен королем Вильгельмом I. Новый правитель выступил против того, чтобы в его резиденции находился музей.

Картины перемещают в Триппенхейс – особняк, построенный в 1662 году архитекторами Вингбонсами. Здание переделывают и в 1817 г. в нём открылся знаменитый Рейксмузеум.

В это время правительство добилось возврата из Франции многих художественных ценностей. В основном это были полотна из коллекции Вильгельма V, которые и стали основой музея, открывшегося в начале 1822 г. в Гааге. Он был размещен в величественном Маурицхейсе, строительство которого продолжалось более десяти лет и завершилось в 1644 году. Здание возводилось по плану ван Кампена для одного из принцев Оранских.

В XIX веке житель Утрехта господин Бойманс собрал большую коллекцию художественных произведений. Однако были слухи, что в коллекцию попадали картины невысокого качества, да ещё снабженные поддельными подписями известных живописцев. Поэтому градоначальник отказал Боймансу, который пожелал продать коллекцию городу. Коллекционер оскорбился, и, завещал свою коллекцию Роттердаму, поставив лишь одно условие: музей будет носить его имя. Он завещал 1193 картины, но только 240 были признаны достойными экспозиции. В 1864 г. в здании музея произошло возгорание, пламя уничтожило много предметов, сохранилось лишь несколько картин.

Руководство магистрата Гарлема также приняло решение основать свой музей. В собственности города находилось огромное количество групповых портретов, в т.ч. несколько картин Франса Хальса, которые и стали основой собрания, определив его направление. Музей открылся в 1862 г.

Роттердамский и Гарлемский музеи – городская собственность и подчиняются только магистрату.

Музей Роттердама – исключение среди городских музеев, здесь большое разнообразие коллекций и гигантский размах выставочной деятельности. В экспозиции Гарлемского музея в основном произведения местных художников. Такой состав коллекций характерен для музеев в Голландии. Довольно часто здесь размещены материалы по истории города и полотна, представляющие исторический интерес. Но в каждом из музеев есть десятки картин, которые имеют национальное или мировое значение. Например, в музее Лейдена можно увидеть одно из крупных произведений голландской живописи XVI столетия – всемирно известный алтарный триптих Лукаса ван Лейдена с изображением Страшного суда.

Музеи Нидерландов создавались на рубеже XIX – ХХ веков по инициативе местной интеллигенции. К ним принадлежат: Рейксмузеум и Маурицхейс, хотя они были основаны по указу правителей Франции и Голландии. В прошлом столетии собраний происходило за счет частных пожертвований. Жертвуют картины или деньги на их приобретение. В начале ХХ в. основано Рембрандтовское общество – специальная организация, которая собирает денежные средства для музеев. Многие крупные приобретения и в наши дни происходит при помощи этого общества.

В XIX в. собрание музеев состояло практически из полотен мастеров XVII столетия. Руководителями музеев становятся известные учёные-искусствоведы. Покупаются полотна также уникальных мастеров так называемого «золотого века», сформированы разделы искусства Голландии с XV по XIX век. Появились и произведения итальянцев и французов. В Амстердаме и Гааге открылось несколько новых музеев, которые посвящены искусству XIX-XX вв. Сложились неповторимые коллекции гравюр и рисунков.

В 1945 г. возникла т.н. Госслужба, занимающаяся распространением художественных произведений. Власти Нидерландов стремятся вернуть увезенные в Германию художественные ценности, принадлежащие музеям и частным лицам.



Введение. Художественные музеи Голландии

Голландия — маленькая страна, располагающая огромными художественными богатствами.

В наши дни это страна высоко развитой промышленности и интенсивного сельского хозяйства. Неподвижны крылья ветряных мельниц, знакомых нам по бесчисленным картинам старых мастеров. Мельницы превратились в живописную деталь равнинного пейзажа по бокам современной автострады. Для голландцев характерно стремление не только сохранить старину, но и использовать ее. Здесь умеют устроиться с современным комфортом в доме XVII века, а их немало. Некоторые города (например, Гарлем, Лейден, Дельфт) можно было бы превратить в музеи старой архитектуры, однако этого не происходит. Их берегут, ценят, поддерживают и продолжают в них жить. Прошлое не теряется в призрачной дали столетий, а служит частью современной практической жизни. Правительственные учреждения страны располагаются в переделанной для этой цели триста лет тому назад средневековой резиденции графов голландских в Гааге. Амстердамский королевский дворец для торжественных приемов — это здание городской ратуши, выстроенное в середине XVII столетия знаменитым архитектором ван Кампеном.

В представлении иностранцев Голландия — страна каналов, тюльпанов и Рембрандта. Творчество Рембрандта — явление исключительное, во многом противостоящее потоку произведений его голландских современников. И все же оно составляет вершину, гребень необычайно широкой волны. Пожалуй, нигде и никогда живопись не получала такого распространения, как в Голландии XVII века. Во всех музеях мира, посвященных западноевропейскому искусству, голландский раздел — один из самых богатых. Эта маленькая страна выплеснула на мировой художественный рынок десятки тысяч картин, но и дома их все еще остается великое множество. Вплоть до наших дней Амстердам является одним из международных центров антикварной торговли. На протяжении трех с половиной столетий здесь проходили распродажи огромных художественных ценностей, создавались и вновь распадались великолепные коллекции. Однако голландские музеи с их замечательными собраниями возникли только в XIX веке. Причины этому следует искать в истории страны и в своеобразном «бытовом» отношении к старине и к искусству. Если в других европейских странах картины были прежде всего принадлежностью королевского или княжеского дворца, то в Голландии XVII века тончайшие, высоко профессиональные живописные произведения находили себе дорогу в дома не только богатых бюргеров, но и ремесленников и даже крестьян. Они служили частью повседневного быта и способом помещения капитала; умирал владелец, и наследники распродавали их.

Постоянно находясь в голландских домах, картины воспитывали глаз и вкус людей, формировали их отношение к искусству.

Наблюдая посетителей музея в Гааге или Роттердаме, вскоре замечаешь, что группа ярко одетых пожилых американок обязательно слушает экскурсовода; французы или итальянцы, бросая вокруг рассеянные взгляды, в душе глубоко убеждены, что нет на свете ничего лучше их собственного французского или итальянского искусства. Серьезные молодые немцы-студенты заранее изучили научную литературу и теперь ищут иллюстрации к своим познаниям. А вот к картине подходит голландец, ведя за руку мальчика лет десяти; они долго молча стоят перед серебристым натюрмортом Виллема Хеды и потом тихо уходят. Им не нужен экскурсовод. Им вообще не нужны слова, они привыкли не слушать о живописи, а видеть живопись. Пожалуй, это умение распространено в Голландии шире, чем в других странах. Здесь оно составляет черту культуры, связанную с особенностями национального характера.

Не приходится сомневаться в том, что существует глубокая взаимозависимость между художественным восприятием и традиционным в Голландии пониманием поэзии домашнего быта, незаметной красоты простых вещей. И то и другое — порождение истории голландского народа с ее своеобразным переплетением героизма и бюргерской ограниченности. Ее этапы определяют и пути художественного собирательства, и сложение общественных художественных коллекций — музеев.

Поворотным пунктом в истории страны является нидерландская революция конца XVI века. Примерно за полтора столетия до нее бургундские герцоги, принадлежавшие к младшей ветви французского королевского дома Валуа, объединили под своим владычеством феодальные княжества на территории современных Голландии и Бельгии. Вся эта территория была известна под названием «Низкие земли» (Нидерланды). Нидерландские княжества, расположенные на перекрестке торговых путей Европы, и до того имели между собой много общего. После объединения здесь начинают складываться черты национальной культуры, причем ведущей и в экономическом и в культурном отношении является южная часть страны. В конце XV — начале XVI века в результате династических браков Нидерланды переходят под власть испанских Габсбургов. Мощные восстания против экономических и политических притеснений предшествуют вспыхнувшей в 1566 году национально-освободительной войне. Война эта получила у голландских историков название «восьмидесятилетней», так как мир с Испанией окончательно был заключен только в 1648 году, однако основные ее итоги были ясны уже к началу XVII столетия.

Национальные требования восставших переплетались с социально-экономическими и религиозными. Борьба против испанского господства вскоре перешла в первую в мировой истории буржуазную революцию. Жестоко подавленная в Южных Нидерландах, революция на Севере привела к созданию нового самостоятельного государства — Республики семи соединенных провинций. Среди этих провинций (Северный Брабант, Утрехт, Гронинген и др.) Голландия выделяется по своему экономическому развитию, своей военно-морской мощи, а следовательно, и своему политическому значению. Недаром мы привыкли название этой провинции распространять на всю страну, употребляя его наравне с современным официальным названием «Королевство Нидерланды». Торговая буржуазия Голландии стала играть ведущую роль в новом государстве. Ее богатство и могущество строились на жестокой эксплуатации народных масс, а между тем именно патриотизм народа не раз спасал независимость страны во время бесконечных войн с Испанией, а позже с Англией. Голландские купцы располагали мощным морским флотом; они не только вели широкую международную торговлю, но и захватывали колонии в Азии, Африке, Южной Америке, грабя и уничтожая местное население.

Питер Артсен, Поклонение пастухов, фрагмент

Семнадцатый век был «золотым веком» Голландии. Передовая маленькая страна ненадолго стала одной из самых могущественных держав мира. Блестящего расцвета достигли наука и искусство — прежде всего живопись.

Среди государств абсолютистской Европы того времени буржуазная Республика соединенных провинций выделялась сравнительным демократизмом своей общественно-политической жизни и культуры. В борьбе с оплотом католицизма — Испанией — голландцы провозгласили государственной религией протестантизм, однако около половины населения оставалось католической. Веротерпимость не означала равноправия: католикам было запрещено устраивать публичные богослужения. Церкви были превращены в протестантские храмы. Протестантизм запрещает молиться религиозным изображениям, поэтому росписи на стенах были покрыты побелкой, картины и скульптуры либо удалены из церкви, либо уничтожены.

Во главе войск республики стояли штатгальтеры. По традиции эта должность стала наследственной в семействе принцев Оранских-Нассау. Штатгальтеры из дома Оранских боролись за власть с верхушкой бюргерства. Им то удавалось расширить свое влияние в государстве, то приходилось отступать на задний план.

В 1795 году французские войска заняли Голландию. Штатгальтеры бежали. Позже Наполеон провозгласил страну королевством и посадил на трон своего брата Людовика. Гибель наполеоновской империи возвела на престол возвратившуюся династию Оранских, дожившую до наших дней.

Эта историческая канва позволяет нам понять многое в развитии искусства и собирательства.

В средние века здесь, как и во всей остальной Европе, храмы и монастыри обладали коллекциями всевозможных редкостей и ценностей, которыми по большим праздникам украшали алтарь. Многие такие предметы были замечательными произведениями искусства — чаще всего прикладного. До наших дней дошла лишь незначительная доля этих богатств, в Голландии их сохранилось даже меньше, чем в других европейских странах. Вспомним, что на рубеже XVI–XVII веков протестантизм уничтожил здесь реликвии католических церквей. Людям того времени творения средневекового искусства казались грубыми и уродливыми; утратив значение религиозных реликвий, они вообще потеряли всякую ценность и погибли.

К этому времени относится первый случай, когда произведение искусства — правда, лишь фрагментарно — было спасено от уничтожения именно благодаря интересу к его художественным качествам. Однако дело шло не о древнем, а о современном произведении. В 1566 году по стране прокатилась волна восстаний, принявших форму иконоборчества; восставшие уничтожали религиозные изображения в католических церквах. В Амстердаме погибли алтарные картины, совсем недавно исполненные художником Питером Артсеном и вызвавшие восхищение современников. Лишь фрагмент одной из них — «Поклонения пастухов», поражавший необычайно убедительным изображением быка, был выпилен из деревянной доски, на которой картина была написана, и перенесен в ратушу. Теперь он находится в Рейксмузеуме в Амстердаме.

В Голландии первыми крупными произведениями, ставшими общественной собственностью, были групповые портреты. Со времен средневековья оборона городов входила в обязанности горожан. Городское ополчение состояло из стрелковых гильдий, располагавших, как и другие гильдии, собственным зданием. С начала XVI века члены голландских стрелковых гильдий стали заказывать свои групповые портреты. Наибольшее количество таких портретов было написано в Амстердаме и находится в амстердамском Рейксмузеуме. Самые ранние из них написал местный художник Корнелис Антониссен (Тёниссен). Обычно поверхность его картин плотно заполнена полуфигурами стрелков. Они выстроены в ряды, поднимающиеся один над другим, вместо того чтобы в соответствии с правилами перспективы располагаться друг за другом. Однако унылая беспомощность общей композиции с лихвой возмещается характерностью отдельных лиц. Амстердамские бюргеры изображены здесь с неподдельной достоверностью; их лица грубы, подчас уродливы, но полны энергии, воли, уверенности. Ни художник, ни заказчики не стремятся к идеализации, и они вполне правы, полагая, что — такие, какие они есть, — они способны постоять за себя и внушить уважение окружающим. Одним из проявлений настойчивого, энергичного самоутверждения голландского бюргерства и служат эти групповые портреты.

Ежегодно стрелковые гильдии сменяли офицеров и устраивали банкет в честь отслуживших свой срок (позже, в XVII веке, это происходило раз в три года). Уже в 1533 году Корнелис Тёниссен попытался сделать такое пиршество основным мотивом группового портрета. Впоследствии эта тема станет стержнем полных непринужденного веселья картин Франса Хальса. У Корнелиса Тёниссена стрелки изображены в малоподвижных позах; они смотрят на зрителя, не обращая внимания на накрытый стол. Художник еще не умеет объединить их, подчинив общему сюжетному действию, общему приподнятому настроению, как это почти сто лет спустя сделает Хальс. И все же на ранней картине между изображенными людьми есть какое-то внутреннее родство, благодаря которому они кажутся единым коллективом. Пройдет несколько десятилетий, и этот корпоративный дух голландского бюргерства, умение сообща бороться за общие интересы сыграют свою роль в бурных событиях революции.

Стрелки заказывали свои портреты за свой счет и оплачивали их в складчину. Так обстояло дело и в XVI и в XVII веках. Сохранилось документальное свидетельство, что заказчики группового портрета стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока (знаменитого «Ночного дозора») заплатили в 1642 году Рембрандту приблизительно по сто золотых — одни немного меньше, другие немного больше, в зависимости от места, которое им было отведено на картине. Законченную картину вешали в зале здания стрелковой гильдии, она становилась собственностью гильдии.

Впоследствии, с развитием военной техники, стрелковые общества уступают место наемным солдатам-профессионалам.

Уже в XVII веке эти общества не играли существенной роли в военных действиях и превратились в своего рода клубы для совместных увеселений бюргеров. В XVIII веке они были отменены. Их имущество, в том числе и групповые портреты, стало собственностью городских магистратов и остается ею до сих пор. Так, групповые портреты Рембрандта «Ночной дозор» и «Синдики цеха суконщиков» формально являются собственностью города Амстердама и переданы в Рейксмузеум (музей, принадлежащий государству, а не городу) лишь во временное пользование.

Корнелис Тёниссен. Банкет семнадцати членов стрелковой гильдии. 1533

От стрелковых корпораций обычай заказывать групповые портреты переняли другие общественные объединения-торговые, промышленные, благотворительные. Стали появляться портреты цеховых старшин, попечителей благотворительных учреждений, врачей и т. д. Они предназначались для украшения зданий цехов и корпораций, богаделен и приютов, а позже переходили в собственность городов и попадали в музеи.

Корпоративные портреты — характерное порождение республиканской Голландии. Такой заказ был самым почетным и ответственным заданием, какое мог получить голландский художник XVII века. Это крупнейшие памятники искусства, составляющие основу национального художественного наследия. К счастью, они уже в силу условий своего возникновения становились общественной собственностью, обычно оставались в том городе, для жителей которого были написаны, и лишь в редчайших случаях уходили за пределы страны. Эти портреты — чисто голландский, почти не свойственный другим странам источник пополнения общественных художественных коллекций.

Зато здесь не было других источников крупного художественного собирательства, характерных для абсолютистских стран Европы, не было королевского двора и могущественной аристократии, для которых накопление художественных ценностей служило одним из способов утвердить свой престиж. Вспомним, что именно так возникли богатейшие музеи Франции (Лувр), Австрии (Художественно-исторический музей в Вене) да и царской России (Эрмитаж). В католических странах крупнейшие художественные заказы часто исходили от церкви. Став предметом культа, картина или скульптура тщательно хранилась и тогда, когда менялся художественный вкус и исчезал «светский» интерес к ним как произведениям искусства.

В Голландии не существовало ни королевского собирательства, ни церковного меценатства. Здесь иногда возникали очень значительные частные коллекции, но, как уже говорилось, они распадались со смертью собирателя. Обычно в бюргерских домах из поколения в поколение сохранялись только семейные портреты. Подчас они бывали произведениями больших художников и, наконец, в XIX или XX веках очередной владелец, с согласия родственников, жертвовал их в музей.

Единственной постоянно пополнявшейся и переходившей из поколения в поколение крупной коллекцией в республиканской Голландии была коллекция штатгальтеров. В XVII веке она состояла главным образом из фамильных портретов и декоративных полотен, служивших для украшения дворцов. В XVIII веке штатгальтеры Вильгельм IV и в особенности Вильгельм V покупают картины голландских мастеров предшествующего столетия, руководствуясь их художественными достоинствами. По примеру собирателей-бюргеров они создают то, что с конца XVI века называлось в Нидерландах «кабинетом искусств» (Kunstkabinet).

В 1795 году французские войска вступают в Голландию. Картины из гаагского «кабинета» Вильгельма V отосланы в Париж, подобно художественным ценностям из соседней Фландрии, Италии и т. д. Неотосланная часть собрания распродана. Однако в других дворцах Оранских осталось еще немало живописных произведений. В эти годы больших перемен и военного разорения картины часто можно было купить за гроши. Возникла идея создать в Батавской республике (как тогда называли Голландию) публичный музей, подобно парижскому Лувру. И вот в 1800 году в Хёйс-тен-Босх («Дом в лесу» — бывшая летняя резиденция Оранских) открывается Национальная художественная галерея, а год спустя выходит ее первый коротенький каталог.

В 1808 году король Людовик-Наполеон Бонапарт решил переехать из традиционной резиденции Оранских Гааги в Амстердам. Здесь к его услугам был великолепный дворец — величественное здание ратуши. Из него поспешно выгнали чиновников городского управления, но некуда было девать картины, находившиеся в одном из залов второго этажа. Это были старинные групповые портреты во главе с «Ночным дозором». И король милостиво согласился жить под одной крышей с огромным рембрандтовским холстом.

По приказу Людовика-Наполеона во дворце создается Королевский музей, которому город Амстердам и передает принадлежащие ему восемь больших групповых портретов. Туда же перевозят картины из бывшей Национальной художественной галереи. Директор музея Корнелис Апостол приобретает для него произведения из частных собраний. В 1809 году Апостол издает каталог, в котором описано 459 картин.

В 1810 году король Людовик отказывается от престола по требованию своего могущественного брата, и Нидерланды включаются в состав Франции. Правительство императора Наполеона, естественно, не интересуется амстердамским музеем, средств для приобретений больше нет. Картины продолжают мирно висеть на своих местах. Там и находит их возвратившийся в 1813 году в Амстердам сын некогда изгнанного штатгальтера Вильгельма V Оранского. Вскоре он становится королем Нидерландов под именем Вильгельма I. Новый король не хочет терпеть музей под своей крышей. Помещением для музея становится Триппенхёйс — особняк, выстроенный в 1660–1662 годах архитекторами Ф. и Ю. Вингбонсами для торговцев железом братьев Трип. Здание переделывают внутри, приспосабливая для нового назначения, и в 1817 году в нем открывается Рейксмузеум (Государственный музей).

Тем временем удалось добиться возвращения из Франции большинства (но далеко не всех) художественных ценностей, вывезенных в предшествующие два десятилетия. В основном это были картины из «кабинета искусств» Вильгельма V. Они и составили сердцевину нового музея, открытого в январе 1822 года в Гааге. Он разместился в изящном и величественном Маурицхёйсе («Дом Маурица»), выстроенном в 1633–1644 годах по планам ван Кампена для принца Маурица (Морица), одного из членов семейства Оранских. Название здания перешло и на музей. В его официальном наименовании до сих пор сохраняются слова «королевский кабинет картин», несмотря на то, что он является собственностью нидерландского государства, а не королевской фамилии.

В начале XIX века житель Утрехта некий г-н Бойманс собрал обширную коллекцию картин. Ходили слухи, что он часто покупает вещи невысокого качества, да еще снабжает их поддельными подписями знаменитых художников. Поэтому утрехтский бургомистр не внял предложению Бойманса, пожелавшего продать свою коллекцию городу. Собиратель был оскорблен, и, когда в 1847 году он скончался, оказалось, что он завещал свою коллекцию не Утрехту, а городу Роттердаму при условии, что там будет создан музей его имени. Так в Роттердаме возник Музей Бойманса. Из 1193 завещанных им картин лишь 239 были сочтены достойными музейной экспозиции. В 1864 году в здании музея был пожар, многое сгорело, но часть первоначального собрания сохранилась до наших дней.

Следуя примеру больших городов, решил основать музей и магистрат Гарлема. Это было нетрудно: городу издавна принадлежало большое количество картин, главным образом групповых портретов, в том числе серия блестящих произведений Франса Хальса. Они составили ядро собрания и определили его характер. В 1862 году музей был открыт.

В отличие от Рейксмузеума и Маурицхёйса музеи в Роттердаме и Гарлеме принадлежат не государству, а городу. Они подчинены не правительству, а городскому магистрату, и это заметно сказывается на условиях их существования и характере собраний. Роттердамский музей — исключение среди городски-х музеев по разнообразию коллекций и размаху выставочной деятельности. В Гарлеме же преобладают произведения художников, работавших в этом городе. Здесь посетитель может получить представление о развитии местной — а не общенациональной, как в Рейксмузеуме, — художественной школы. Такой состав коллекций характерен для многих музеев, существующих в наши дни в голландских городах. Чаще всего в них размещаются материалы по истории города и картины, причем последние частично также представляют скорее исторический, чем художественный интерес. Но почти в каждом из таких музеев найдется ряд произведений, имеющих не местное, а общенациональное и даже мировое художественное значение. Так, в городском музее Лейдена находится одно из крупнейших творений нидерландской живописи XVI века-знаменитый алтарный триптих Луки Лейденского с изображением Страшного суда.

Голландские музеи были созданы в XIX — начале XX века по инициативе местной интеллигенции. В сущности, это относится и к Рейксмузеуму и Маурицхёйсу, несмотря на то что некогда их возникновение было закреплено указами королей Людовика- Наполеона Бонапарта и Вильгельма I Оранского. Современное состояние обеих коллекций резко отличается от первоначального и по объему и по качеству произведений. За последние сто лет интенсивное обогащение голландских музейных собраний происходит за счет частных пожертвований. Иногда жертвуются картины, иногда деньги на их приобретение. В начале XX века было основано Рембрандтовское общество — организация по сбору средств для музейных покупок. Большинство крупных приобретений и теперь происходит при ее помощи.

После второй мировой войны возникла так называемая Государственная служба по распространению художественных произведений. Нидерландское правительство позаботилось о возвращении увезенных в Германию художественных ценностей, принадлежащих как музеям, так и частным лицам. Некоторые из возвращенных коллекций не нашли своих владельцев, погибших за годы войны. Эти коллекции составили государственный фонд, который передает произведения в пользование музеев.

Сложившиеся в XIX веке собрания музеев состояли почти исключительно из произведений мастеров XVII века — «золотого века» голландской живописи. В 1880-1890-е годы во главе музеев становятся крупные ученые, заложившие основы современного изучения голландского искусства, Обреен, Бредиус, несколько позже Шмидт-Дегенер. Начинается научно обоснованное расширение коллекций в том направлении, которое наиболее оправдано для данного музея.

Приобретаются произведения не только наиболее крупных, но и особенно редких, интересных мастеров «золотого века», формируются разделы нидерландского искусства XV–XVI и XVIII–XIX веков. Появляются — правда, в сравнительно небольшом количестве — работы иностранных мастеров: старых итальянцев, новых французов. В Амстердаме и Гааге возникают новые музеи, посвященные искусству XIX–XX веков. Складываются выдающиеся коллекции гравюр и рисунков. Ведутся археологические раскопки — прежде всего в юго-восточной части страны, пережившей расцвет в эпоху римского владычества и раннего средневековья. Старинный центр этого района, город Неймеген, располагает собранием интереснейших античных и средневековых древностей. Наконец, бесспорно высоко художественное значение замечательных этнографических коллекций музея при Королевском институте тропиков в Амстердаме.

Не имея возможности останавливаться на всех этих музейных собраниях, ограничимся четырьмя из них. Это Рейксмузеум в Амстердаме, Маурицхёйс в Гааге, Музей Франса Хальса в Гарлеме и Музей Бойманса — ван Бёнингена в Роттердаме.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Национальный музей этнологии (Нидерланды) — Википедия

Национальный музей этнографии Нидерландов (нидерл. Museum Volkenkunde, сокращённо RMV) расположен в университетском городке Лейдене с 1935 года[1].

Музей возник из открытого в 1837 году Государственного музея этнографии, что делает его одним из старейших этнографических музеев мира. Король Виллем I наказал учёным учредить музей для собранных коллекций из Китая, Индонезии и Японии. Медик Филипп Франц фон Зибольд привёз в 1825 году многочисленные предметы из Японии, где в рамках Голландской Ост-Индской компании работал врачом.

С 2014 года музей объединился с Музеем Африки (англ.) в Берг-ен-Даль (нидерл.) и Тропическим музеем в Амстердаме, входящие в Национальный музей мировой культуры (нидерл.)[2].

Коллекция составляет предметы культур Африки, Гренландии, Китая, Индонезии, Японии, Кореи, Латинской Америки, Северной Америки, Океании, Азии (юго-западная, южная, центральная и юго-восточная части). В музее представлены 500 тысяч аудиовизуальных источников со всего мира и более 240 тысяч объектов культуры, среди которых 1300-летнее изображение Будды.

Африка[править | править код]

Коллекция включает около 30 тысяч объектов, 50 % которых происходит из Западной, 30 % — из Центральной, 10 % — из Южной и 10 % — из других областей Африки. Большинство предметов собраны в XIX веке и представляют большое значение для истории Нидерландов и Африки.

Китай[править | править код]

«Гора бессмертных», из Китая.

Коллекция фарфора из 12 тысяч предметов происходит из разных провинций Китая. Наиболее ценными считаются предметы ранних эпох истории Китая, включая предметы траурных ритуалов[3]. Жемчужиной коллекции является единственная в Европе скульптура «Гора бессмертных»[4].

Приполюсные районы[править | править код]

В коллекцию входят до 4000 предметов культур субарктического региона. Экспонаты Гренландии составляют на сегодняшний день 1600 предметов, собранные в полевых работах прежним куратором Герти Ноотером.

Островная юго-восточная Азии[править | править код]

В коллекции представлены более 55 тысяч предметов преимущественно с островов Индонезии: ткани, батик, золотые украшения, изображения предков, ритуальные предметы. Также в отделе представлена богатая коллекция из Филиппин.

Япония и Корея[править | править код]

Одна из скульптур японского Будды

Около 35 тысяч предметов связаны с повседневной жизнью японцев XIX века. Корейская коллекция включает предметы Айнов и Рюкю и является одной из старейших в Европе. В одном из популярных помещений музея «Зале Будды» выставлены японские скульптурные изображения Будды.

Центральная и Южная Америка[править | править код]

В коллекции из около 24 тысяч предметов представлена культура Суринама в виде Мезоамериканской игры в мяч, хорошо сохранившийся текстиль и доколониальный гончарные изделия Анд.

Северная Америка[править | править код]

Основу коллекции собрал Герман Тен Кате за год работы (1882—1883) на юго-западе США, в штате Нью-Йорк, Великих равнинах. Коллекция также включает объекты северо-восточных и северо-западных прибрежных районов, керамику Пуэбло с 1880 года по настоящее время. Коллекция включает материалы из разных времён туристических поездок.

Океания[править | править код]

Коллекция из 36 тысяч предметов включает в себя ритуальные и бытовые предметы из Океании, собиранные преимущественно до 1900 года. Особый интерес представляют артефакты из западной Новой Гвинеи и ритуальная одежда острова Фиджи.

Материковая Южная и Юго-Восточная Азия[править | править код]

Коллекция из приблизительно 8000 предметов включает индийские миниатюры, ритуальные предметы, декорированное оружие, ювелирные изделия и скульптуры[2].

Ближний Восток, Западная и Центральная Азия[править | править код]

Основу коллекции составляют предметы из Афганистана, Аравийского полуострова, Ирана, Пакистана, Сирии и Турции. В конце XIX века из Мекки и Джидды артефакты привёз Христиан Снук-Хюргронье. Артефакты I века доставлены из Гандхары (современная граница между Пакистаном и Афганистаном).

Музей находится по адресу Steenstraat 1 в городе Лейден[5].

Часы работы музея с 10 до 17, в каникулярные периоды музей открыт также в понедельник. Библиотека работает в четверг и пятницу с 10 до 16 часов. В праздничные дни музей закрыт: 1 января (Новый Год), 27 апреля (День короля), 5 мая (день Освобождения), 3 октября (Осада Лейдена), 25 декабря (Рождество)[5].

Стоимость билета для взрослого — 14 евро, детям, подросткам от 4 до 18 лет и студентам — 6 евро, младенцам до 4 лет вход бесплатный. Группам от 10 человек предоставляется скидка 10 %[5].

  • Boudewijn Büch, De hele wereld in een vitrinekast; het volkenkundig museum & de rest van de wereld. Amsterdam-Antwerpen: De Arbeiderspers, 2001 (ISBN 9029504099)
  • Ger van Wengen, «Wat is er te doen in Volkenkunde?»; de bewogen geschiedenis van het Rijksmuseum voor Volkenkunde in Leiden. Leiden: Rijksmuseum voor Volkenkunde, 2002 (ISBN 9071310817)
  • Rudolf Effert: Volkenkundig verzamelen: het Koninklijk Kabinet van Zeldzaamheden en het Rijks Ethnographisch Museum, 1816—1883. Proefschrift Universiteit Leiden, 2003.
  • Rudolf Effert: Royal cabinets and auxiliary branches: origins of the National Museum of Ethnology, 1816—1883. Leiden, 2008. ISBN 978-90-5789-159-5
  • Henrik Imanse, De held van Deshima en andere verhalen. Bijzondere verzamelaars en Museum Volkenkunde 1770—2010. Leiden: Museum Volkenkunde, 2012
  • Topstukken van Rijksmuseum Volkenkunde. Amsterdam: KIT Publishers, 2013. ISBN 9789460222535

Музей тела в Нидерландах. Отели рядом, цены, режим работы, фото, видео, как добраться

Музей тела в Нидерландах предлагает увлекательные интерактивные путешествия внутри человеческого организма. Огромные 3D-модели дают представление о том, как выглядят внутренние органы людей, как они функционируют и как вредные факторы влияют на здоровье. Посетителям в наглядной форме показывают и объясняют преимущества здорового образа жизни, правильного питания и активного долголетия. CORPUS считается уникальным не только в Нидерландах. Из подобных музеев — он первый и пока единственный в мире. В июне 2019 года был заложен первый камень такого же объекта в Китае.

В основном, музейные экспозиции ориентированы на школьников и являются великолепным пособием по биологии и анатомии. Но интерес к ним проявляют и более взрослые посетители, несмотря на то, что о многом из представленного здесь им уже известно.

Эскалатор внутри CORPUSа

Музей человеческого тела: особенности

Идея создания необычного по форме и наполнению объекта появилась в 1996 году, однако до момента начала строительства прошло 10 лет. Инициатором выступил известный в Нидерландах журналист и создатель ряда телевизионных программ, голландский предприниматель Анри Реммерс.

Музей тела в Нидерландах был торжественно открыт 14 марта 2008 года в присутствии тогда еще королевы Беатрикс (после отречения от престола в пользу сына она получила титул принцессы Нидерландов).

Гигантская 35-метровая фигура, стилизованная под сидящего человека, привлекает внимание издалека. Говорят, что ее видно даже с борта приземляющегося/взлетающего самолета. Левую часть торса и головы прикрывает восьмиэтажное здание из стекла и металла, являющееся частью музейного комплекса.

Конструкция «человека» представляет собой металлический каркас, облицованный стальными листами со специальным покрытием коричневого цвета. Специалисты утверждают, что если со временем материал оболочки, изготовленный по уникальной технологии, начнет ржаветь, то процесс будет купироваться лишь на пораженном блоке, и коррозия не сможет распространиться на всю фигуру.

Экспонаты музея

Сегодня музейный комплекс тесно сотрудничает с центрами медицины и питания, фондами мозга, сердца, почек, ЖКТ, трансплантации и борьбы с раковыми заболеваниями. Участие в развитии Музея тела принимают студенты и профессора Лейденского и Вагенингенского университетов. Огромную помощь оказывают министерства — здравоохранения, соцобеспечения и спорта, а также сельского хозяйства, природы и контроля качества продуктов питания.

Отели рядом с Музеем тела в Нидерландах

Экспозиция музея CORPUS

Путешествие по огромному человеческому организму начинается с колена великана, куда группы доставляют на подъемнике. Посетители поднимаются к голове по многочисленным эскалаторам и движущимся платформам, проходя через реалистичные модели увеличенных в несколько раз внутренних органов. Они могут увидеть легкие, сердце, кишечник, матку и громадный глаз, заглянуть в ухо и нос, попрыгать на языке-батуте в полости рта и попасть в мозг человека.

Прыжки на языке-батуте

С помощью современных технологий, позволяющих окунуться в необычную атмосферу, путешественникам по «человеческому телу» показывают: как переваривается и используется поступающая в организм пища, что происходит во сне, при чихании, травмах и сокращении мышц, как бьется сердце, выглядит еще не родившийся малыш в утробе матери, каким образом образуются эритроциты и антитела. Процессы смоделированы профессионалами и вполне доступны для понимания.

Познавательные туры сопровождаются характерными для разных органов звуками, световыми эффектами и запахами, фильмами в 3D и 5D форматах, детальными плакатами и стендами. Каждый участник получает аудиогид, рассказывающий об особенностях организма, функционировании внутренних систем и о том, какое влияние на здоровье оказывают занятия спортом, вредные привычки и неправильный режим питания.

Аудиогиды для посетителей доступны на 8 языках, в том числе на русском.

Выход из музея осуществляется через голову гиганта. Покинуть «тело» в обратном направлении невозможно. Переход ведет в соседнее здание, где находится интерактивная часть CORPUSа. Здесь можно находиться в свободном режиме, участвовать в играх, викторинах, мини-исследованиях и пр.

Фотографировать и снимать видео в Музее человеческого тела запрещено.

Внутри Музея человеческого тела Внутри Музея человеческого тела, © CORPUS в fb

Часы работы

Музей CORPUS открыт со вторника по воскресенье, а также в понедельники, выпадающие на праздничные дни. Первое путешествие начинается в 09:30, а последнее — в 15:00 по будням и в 17:00 по выходным и праздничным дням.

При бронировании билетов онлайн прийти в музей необходимо не менее чем за 20 минут до времени забронированного сеанса.

Продолжительность организованных туров составляет 55 минут. Группы из 16 человек отправляются в путешествие каждые 7–8 минут. По окончании познавательной прогулки можно посетить интерактивную часть музея. У последней группы остается для ознакомления с ней 1,5 часа. В среднем посещение музея длится около 2,5–3 часов.

Цены на билеты

Базовая стоимость посещения Музея тела в Нидерландах составляет 18,25 EUR. При бронировании билета онлайн цена ниже:

  • для взрослых и подростков старше 15 лет — 17,25 EUR;
  • для детей 6–14 лет — 14,25 EUR;
  • для групп от 10 человек — 16,25 EUR на каждого.
Купить билеты онлайн на официальном сайте Музея тела в Нидерландах

Вещи можно оставить в ящичках камеры хранения. Для этого потребуется монета в 1 EUR, которая после использования возвращается назад.

Одна из моделей человеческого мозга Одна из моделей человеческого мозга, © CORPUS в fb

Правила доступа в музей CORPUS

Рекомендуемый возраст для детей — старше 8 лет. Ребенка до 6 лет в музей не пустят даже в сопровождении нескольких взрослых. В спорных ситуациях потребуют документ. В иных случаях сотрудники вежливо попросят кого-то из родителей посидеть с малышом в кафе, холле или прогуляться по улице в ожидании других членов семьи, отправившихся в путешествие. Это важно знать при бронировании билетов онлайн, так как услуг по временному присмотру за детьми в музее нет, а потраченная сумма не возвращается.

Дети 6–14 лет допускаются только в сопровождении взрослых. При отказе ребенка от путешествия на любом этапе, возобновить тур в другое время не получится. При этом покинуть CORPUS придется и сопровождающему, и остальным детям (если второго взрослого рядом не окажется). Денежная компенсация в подобной ситуации не предусматривается.

Домашние животные, в том числе «карманные», в музей не допускаются. Брать с собой в путешествие детские коляски не разрешается, так как ребенок старше 6 лет вполне может передвигаться самостоятельно. Габариты инвалидных кресел не должны превышать 75×90 см. Возможность посещения людей с ограниченными возможностями предварительно оговаривается по телефону (с учетом специфических особенностей).

Людям с тяжелой формой клаустрофобии, астмы и аллергии на ароматические вещества посещение музея не рекомендуется.

Дополнительные услуги

Посетители могут воспользоваться двумя пунктами питания. На первом этаже расположен «Кофейный уголок», на седьмом — «Бар здоровья» с широким выбором соков, закусок, бутербродов и великолепными панорамными видами из окон. Проносить в музей еду не разрешается.

Кафе

CORPUS имеет свой магазин, где продаются тематические книги и гаджеты, брелоки и магнитики с изображениями зубов, сердечек и пр. В ассортименте есть сувенирные модели внутренних органов.

Следует обратить внимание, что в музее есть гардеробная, но она не охраняется.

Фасад Музея человеческого тела на google.maps

Как добраться до Музея тела в Нидерландах

Уникальный комплекс находится в северо-западном пригороде Лейдена — Угстгесте, в 40 километрах от Амстердама. Добраться до него на машине можно по автомагистрали А44 со съездом на выходе 8 (afrit 8), ведущем на трассу N206. По ней нужно проследовать приблизительно 200 метров, после чего повернуть направо. Проехать мимо CORPUSа будет сложно, так как огромная фигура «человеческого тела» прекрасно видна с дороги.

Рядом со зданием музея имеется вместительная парковка. Стоимость для легкового автомобиля составляет 7 EUR.

С Центрального железнодорожного вокзала Амстердама до Лейдена (станция «LeidenCentraal») удобно добираться поездами. Расписание можно посмотреть здесь. Время в пути составляет 35–40 минут.

От центрального вокзала Лейдена до остановки «Wassenaarseweg/Corpus», расположенной в 200 метрах от Музея человеческого тела, ходят автобусы № 37, 57 и 237. График движения можно посмотреть на сайте. Доехать можно за 10 минут.

Между музеями Лейдена с 10:00 до 17:00 курсируют автобусы № 10. Расписание и перечень остановок представлены здесь.

В Нидерландах работают мобильные приложения такси Uber, Taxi.eu.

Музей человеческого тела в Лейдене, Нидерланды: видео

Главные достопримечательности Нидерландов: фото и описание

Культуру разных народов впитала в себя Голландия, затерявшаяся на северных землях Западной Европы. Главные достопримечательности Нидерландов заключаются не только в повсеместно известных тюльпанах и ветряных мельницах, а еще здесь находится очень много редких исторических и культурных памятников, водных каналов и изумительных дворцов, с которыми можно познакомиться поближе, посмотрев фото и описание.

Содержание статьи

Каналы Амстердама

Королевство Нидерланды по праву гордится своими достопримечательностями, такими как рукотворные каналы, длиной в сотни километров. Благодаря им, город, расположенный на воде, считается Северной Венецией, охваченный 1500 мостами. Первый канал появился с 15 века, затем еще три через два столетия в самый разгар Золотого века. Вся система каналов в Нидерландах на сегодняшний день пополнила список ЮНЕСКО. Самой разумной будет идея начать знакомство с экскурсии по непривычным каналам города. Подробнее ->>>

Национальный парк Де-Хоге-Велюве

Это природная достопримечательность Нидерландов в виде провинциальной равнины Гелдерланд охраняется государством. Сосновые леса перемешиваются с вересковыми пустошами и сохранившимися остатками поселений прежних веков. Основала парк супружеская пара Крёллер в 20 веке, сегодня сохранился здесь музей с личной экспозицией госпожи Крёллер, подарившей свою прекрасную коллекцию живописи.

Замок Де Хаар в Утрехте

Этот замок считается самым крупным в Королевстве и является главной средневековой достопримечательностью Нидерландов. Неоготический стиль прошлого века завораживает. Семейство Ротшильдов в своё время владело этим старинным замком, сделанным в духе рыцарского периода средневековья, и разбитым рядом великолепным парком. Внутри украшают потрясающие интерьеры со сказочными сюжетами.

Замок Бинненхоф в Гааге

Вот что еще следует непременно посмотреть в Нидерландах каждому туристу. В центре Гааги расположился старинный замок. Граф Флорис в 1247 г. построил себе охотничий замок, затем потомки постепенно достраивали, пока он не стал целым комплексом сооружений, не утратившим первоначальное очарование готики. Неудивительно, что сегодня это здание облюбовал Парламент страны.

Мост Моисея

Такой необычный пешеходный мост из уникальной модифицированной древесины есть в городе Хальстерен и удостоен титула «Лучшее сооружение» на правах настоящего произведения искусства. Его не видно издали, и выглядит, как траншея, находящаяся ниже уровня воды. Построен был в процессе реконструкции Форт-де-Роовера 17 века в 2011 году со сроком службы 50 лет. Невидимый мост словно «разрезает» воду и органично вписывается в местный ландшафт. Отсюда понятно и название, связанное с Библией. Теперь любой пешеход может пройти безопасно через воду, как это сделал Моисей, разделив Красное море.

Парк цветов Кёкенхоф

В маленьком городке Лиссе под Амстердамом находятся необычные достопримечательности Нидерландов в виде сада Европы, а точнее Королевского парка из тюльпанов. Когда-то в 15 веке здесь возвышался замок, оставив сегодня лишь руины. А в 19 веке вокруг него был разбит английский парк талантливыми дизайнерами. Парк цветов утопает в гиацинтах, нарциссах, розах, орхидеях, сирени и тюльпанах, которых в парке высажено 5 миллионов из 100 видов.

Такая красота еще и способствует процветанию цветочного бизнеса – приобрести луковицы или семена цветов можно тут же в любом павильоне. Живописные пруды и водопады не оставят равнодушными всех посетителей парка. Подробнее ->>>

Квартал «Красных фонарей»

Состоит из 20 улиц и прославился в мире как необычная достопримечательность страны Нидерланды. Днем это простой квартал, ничем не выделяющийся, а ночью жизнь здесь бурлит: 900 «сотрудников» постельного бизнеса приступают к делу. Стеклянные витрины освещены красным светом, в которых полуобнаженные «жрицы любви» заманивают прохожих вполне легально. Можно выбрать женщину любого возраста и комплекции и договориться тут же у витрины. Туристы столицы Голландии устремляются сюда большим потоком чаще просто из-за любопытства, также как посещают любую другую достопримечательность Нидерландов.

Мельница в Харлеме

В Нидерландах к редким достопримечательностям относится старинный городок Харлем, сохранивший средневековое готчество, с которым лучше ознакомиться заранее по фото и описанию. Это позволит потом на месте быстрее сориентироваться. Здесь находится известная ветряная мельница, которую Андриан де Бойса приобрел в 1778 году. Её высота 30 метров и применялась первоначально при изготовлении цемента. Сегодня посещается по выходным как исторический объект, всего 15 минут езды от столицы.

Евромаст в Роттердаме

Символом Роттердама служит молодая интересная достопримечательность Нидерландов – Евромачта, в виде бетонной высоченной конструкции 1958 года. Диаметр её 9 метров, высота – 185. На самом верху Евромаста придумали разместить необычный аттракцион Евроскоп в виде прозрачной панорамной кабинки, которая ещё и вращается. А в «вороньем гнезде» на высоте 101 метра расположен ресторан и уютный отель с потрясающим видом, от которого кружится голова.

Парк миниатюр Мадюродам

Если не получается объехать страну и полюбоваться всем сразу, то выход все же есть. Можно просто побывать в парке миниатюр и увидеть все достопримечательности Нидерландов в одном месте, правда в масштабе 1:25. Но всё действительно соответствует реальным фото с названиями и описанием.

Парк состоит из трех зон, и каждая наполнена информацией и смыслом. Модели движутся, объекты сохраняют пропорции, место, цвет. Фигуры людей ручной работы. 10 центов стоит просмотр церковного шествия в сопровождении звона колоколов. Очень интересно.

Парк развлечений Эфтелинг

Какие достопримечательности есть в Нидерландах, которые очень понравятся и запомнятся детям. В мире этот парк относится к самым старым, но сегодня активно поддерживается в духе времени, с обновленными современными аттракционами. В основу заложены народные сказки делится на четыре «королевства», поэтому будет интересен для гостей любого возраста.

Скохланд

Остров с его окрестностями, вытянутый на два километра в длину, находится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО. Когда-то он выполнял функцию перевалочного пункта мореходных путей. Теперь в церкви, реконструированной в 1948 году, расположен Музей Скохланда с необычной экспозицией самой истории местности. Организованы специальные туры, где показывается бывшая гавань с маяком и домиком смотрителя, рядом сохранившиеся старинные руины. Из-за наводнений жители покинули остров в 1859 году. Для того, чтобы контуры его не были потеряны, по периметру высадили защитные лиственные деревья.

Домский собор в Утрехте

Кафедральный собор Святого Мартина – одно из готических сооружений в стране. Сначала были выстроены хоры, а позднее на протяжении 60 лет поставили башню высотой 110 метров. Она является ныне символом города. Наверх ведут 465 ступенек, там устроены 50 колоколов и самый большой среди них – весом 9,8 тонны. С готической башни можно лицезреть половину Нидерландов. Каждые 15 минут звонят волшебные колокола.

Дольмены Ассена

Этот город появился в 1258 году, начиная с монастыря девы Марии и близлежащих деревенек. На сегодняшний день в окрестностях сохранились загадочные доисторические дольмены, представляющие из себя сооружения из неподъемных огромных камней. Ещё Тацит упоминал об этих могилах древних народов, где были раскопаны урны, содержащие пепел и боевые топоры.

Дом Шредер в Утрехте

Прогремевшее на весь мир двухэтажное здание-конструктор 125 кв.м в редком стиле неопластицизма. В доме нет перегородок, никаких штор, а на шарнирах висят цветные щиты, мебель вся легко складывается, фасады представляют коллаж из разных линий и плоскостей, разделенных выступами. Перегородки при желании могут появляться при помощи рычагов, а при нажатии одной кнопки мебель превращается в фанеру. Предусмотрен лифт из кухни на второй этаж.

В комнатах есть изобилие разных хитрых приспособлений. К примеру, висит ремешок, чтобы дернув за него, отодвинуть дверь. Необычна цветовая гамма. И стоит домик, как в сказке – задом к улице, чтобы наслаждаться чудесным видом из окна, как было в 20-е годы.

Дом был построен для Трюс Шрёдер, в котором экстравагантная голландка прожила вместе с детьми 60 лет. После смерти хозяйки он стал музеем. На экскурсию надо записываться заранее, и делать фото запрещено.

Что нужно обязательно сделать в Амстердаме?

Конечно, начать с прогулки по каналам. Это непередаваемое ощущение отсутствия пробок и шума трамваев. Только прозрачная гладь и красотища вдоль водной «магистрали».

Насладиться местной кухней. Вкусная, свежая рыба в нежном кляре продается прямо на лотках, а в сырных бесчисленных магазинах можно десятки сортов тут же продегустировать. Многие даже и не подозревают, какие бывают сыры на свете.

Нельзя пропустить возможность походить по редким музеям. Например, Ван Гога (19 евро), дом Анны Франк (21,50 евро с гидом) или Рембрандта (14 евро), Мадам Тюссо с восковыми фигурами (20,50 евро). Любопытны частный музей сыра или музей секса, музей гашиша, музей эротики. Стоит отдельного внимания научный музей «Nemo». Всего их в столице 50, выбор учитывает все вкусы.

Можно посетить и квартал красных фонарей после 21 часа, но аккуратно, не забывая о профессионалах-карманниках.
Если повезло застать весенние парады цветов, то это зрелище не забудется никогда. Букеты из 50 тюльпанов невероятных оттенков стоят 10 евро.

Туристы любят посещать кофешопы ради самой новой атмосферы, где предлагается вкусный кофе и напитки покрепче. Но стоит предварительно серьёзно взвесить возможности своего здоровья. Здесь продается с марихуаной всё: и магнитики сувенирные, и чупа-чупсы с кексиками. Главное помнить, что вызов скорой помощи будет стоить 700 евро.

Визит в музей Хайнекен Экспириянс с дегустацией свежего напитка расширит представление о Голландии и в частности о знаменитом пиве.

Узнав о главных достопримечательностях Нидерландов гораздо больше, чем привычное сравнение с голландским сыром, цветами и флагом, напоминающим российский, благодаря потрясающим фото и интригующим описаниям, можно уверенно отправляться в путешествие. Своеобразное переплетение ароматов цветущих тюльпанов, с дымком горячего кофе и круассанов витает над каналами и сказочными домиками Амстердама, которые никогда не сможет передать интернет.

Загрузка…

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о