Карельские, Беломорские, Онежские петроглифы, история появления.
Карельские петроглифы – одни из самых древних наскальных рисунков на Земле. И самые таинственные.
Карельские петроглифы. Наскальные рисунки почтенного возраста — им не менее 5-6 тысяч лет.
Игорь Георгиевский.
Фотограф, журналист, исследователь.
Петроглифами (по-древнегречески πέτρος — камень, γλυφή — резьба) во всём мире называют изображения, высеченные на камнях. Они есть в Азии и в Европе, в обеих Америках, в Африке и в Австралии.
В Карелии наскальные святилища всегда — в самых красивых местах. Древние художники жили на Белом море, при впадении реки Выг; на мысах и островах восточного берега Онежского озера. Именно здесь археологи находят высеченные кварцем изображения людей, животных, небесных светил и неопознанных (возможно, летающих) объектов.
Беломорские петроглифы. Бес и крепкие хозяйственники
Беломорские петроглифы. Старая Залавруга.
Беломорские петроглифы — на островах. Большой Малинин, Ерпин Пудас, Шойрукшин. В древности рисунки находились у самой воды, в основном изображения небольшие: от 20 до 50 сантиметров, но есть и лоси-гиганты — до трёх с половиной метров в длину.
Вообще беломорские петроглифы реалистичны. Лодки, с экипажами и пустые. Подробные сцены охоты на лосей, птиц, тюленей. Батальные композиции. В них всегда участвует человек: идёт пешком, на лыжах, плывёт в лодке. Сражается, охотится, пляшет.
Беломорские петроглифы. Разметка для будущей фотографии.
Но есть здесь и свои бесы. На острове Шойрукша на пологой скале выбиты восемь отпечатков то правой, то левой человеческой ступни. Ведут они к изображению Беса, самой крупной фигуре. Бес высотой около метра, изображен в профиль. С огромной рукой, ногой, мужским достоинством.
Много лет жители соседней деревни считали Бесовы Следки священной скалой. Когда началась Великая Отечественная, верили, что враг сюда не дойдет: Бес охранит.
Онежские петроглифы. Бес и инопланетяне
Карелия. Мыс Бесов Нос. Онежские петроглифы. Знаменитый Бес.
Восточный берег Онежского озера. Бесов нос, мысы Кладовец, Гагажий, Пери Нос, остров Гурий. Здесь больше тысячи петроглифов, размеры фигур от нескольких сантиметров до четырёх метров. И лебеди — огромные, с такими непропорционально длинными шеями, что, может, и не лебеди это вовсе — динозавры!
Карелия. Онежские петроглифы. Изображения лебедей.
Много космических, «солярных» и «лунарных» знаков: круги и полукружья с отходящими линиями-лучами. Есть версия, что это — капканы. Но современный человек отчётливо увидит и радар, и скафандр. Более того — телевизор.
Самый известный из онежских петроглифов — Бес (некоторые специалисты полагают, что Бесиха). Больше беломорского чёрта: два с половиной метра. Изображение пересекает глубокая трещина, разделяя его ровно на две половины. «Щель» в иной, потусторонний мир.
В километровом радиусе от Беса нередко отказывает спутниковая навигация. Капитаны этому давно не удивляются, ориентируются на маяк. Часы тоже ведут себя непредсказуемо: могут убежать вперед, могут остановиться. С чем связана такая аномалия, ученые только предполагают. Говорят, всё дело в насыщенных магнитной рудой гранитах, залегающих глубоко под землей. Но Бесу виднее.
Древняя фигура перерезана православным крестом. Скорее всего, его выдолбили поверх бесовского изображения монахи Муромского монастыря в XV–XVI веке. Дабы нейтрализовать дьявольскую силу.
Природный музей без охраны
Старая Залавруга. Волонтеры за работой.
В 1934 году молодые советские музееведы решили, что Эрмитажу нужна наскальная живопись. И взорвали скалу с петроглифами на мысе Пери Нос–3. Большая плита с рисунками («крыша») отправилась в Эрмитаж, обломок помельче достался местному краеведческому музею. При взрыве погибли около десятка рисунков, в том числе уникальная для карельских петроглифов сцена деторождения.
В советские времена территория Беломорских петроглифов пострадала при строительстве ББК и Выгостровской ГЭС. Одна из групп рисунков на острове Шойрукшин засыпана плотиной.
Сегодня карельские петроглифы тоже никто всерьёз не охраняет. В Беломорске летом работают волонтёры, приглядывающие за вольными туристами. Пару лет назад на норвежские деньги сделали мостки — чтобы не топтали петроглифы при осмотре.
Восточный берег Онеги и вовсе далёк от заповедных условий. Сюда приезжают на джипах, ставят палатки, жгут костры на камнях с древними рисунками. Добавляют свои, современные. «Ося и Киса здесь были»…
Краеведческий музей
Петрозаводск. Карельский краеведческий музей. Стена с петроглифами и осколки скал.
К обломку скалы, перепавшему карельским музейщикам от эрмитажных щедрот, три года назад археологи присоединили ещё две плиты с рисунками.
На этот раз никакого варварства: камни откололись от скалы сами, много лет назад (то ли из-за перепада температур, то ли ледоход помог). С максимальными предосторожностями находки весом в 460 и 280 килограммов подняли и перевезли в Карельский государственный краеведческий музей.
Карелия. Онежские петроглифы. Щука.
Теперь артефакты можно увидеть (и потрогать руками) в зале петроглифов. Дети счастливы: для них здесь организована интерактивная программа «В гостях у древнего племени». Костёр в музее разжечь, конечно, не дадут. Но почувствовать себя древним человеком можно: добыть огонь трением, обработать скребком шкуру, примерить маску шамана. Как мальчик Льок из книжки археолога Линевского «Листы каменной книги» (читать каждому юному краеведу!).
А ещё здесь, в музее, есть целая стена с петроглифами. Каменная. Хочется просунуть руку в трещинку, провести пальцем по контуру заонежского Беса.
И только если подойти совсем близко, видно, что это — фотография. Точнее, панно (19,5 на 2,55 метра). И если имя художника, выбившего на скалах первые петроглифы, навсегда останется для нас тайной, то имя художника, «выбившего» фотографию на музейной скале, известно: Игорь Георгиевский.
Фотоаппарат как машина времени
Карелия. Онежские петроглифы. Смысл многих изображений остается загадкой для ученых.
В археологических экспедициях на Белом море и Онежском озере фотограф Георгиевский работал одиннадцать сезонов. Фиксировал на плёнку сцены охоты на белуху, хоровод «космических пришельцев», древнюю карельскую «Камасутру» (есть среди северных петроглифов и непринуждённая групповая эротика).
Карелия. Онежские петроглифы. Карельская Камасутра эпохи неолита.
«Поймать» удачный момент для съёмки непросто: многие скалы потрёпаны временем и водой. Края петроглифов стёрлись, при свете дня рисунки почти не видны. Много лет для выявления изображений использовали прожектора, солнечные зайчики крупных зеркал, многочасовые наблюдения в скользящих лучах солнца. Надёжную картину на бумаге давали протирки графитом — так дети монетку карандашом копируют.
Карелия. Онежские петроглифы. Карельская Камасутра эпохи неолита.
Пять лет назад археолог Кнут Хельскуг привёз карельским учёным кусок черной плёнки: похожа на нашу, из магазина «Сад-огород». Но только абсолютно непрозрачная. Накрывшись этой пленкой и приоткрывая один край, можно было запустить луч света вдоль поверхности камня. Чётко обрисовывался микрорельеф и фактура скалы.
Новый подход — и сенсация. На Старой Залавруге в Беломорском районе археологи обнаруживают более двухсот «новых» изображений!
Фотографу задача: зримо отобразить находку. Но вопрос перестал быть только «фотографическим», требовалось инженерное решение — петроглифы располагались группой на большой поверхности.
Раскраски и паззлы
Беломорские петроглифы. Старая Залавруга.
Как снять одним кадром многометровое горизонтальное скальное полотно с петроглифами? Встать на ходули, влезть на стремянку? Съёмка с вертолёта невозможна: вокруг скалы, высоковольтные линии двух гидроэлектростанций. К тому же вертолёт — это пыль у самой поверхности земли и вибрации.
Надо делать составную фотографию. Разметить скалы, снять отдельно сотни фрагментов и после сводить в компьютере по угловым точкам-маркерам.
Была и ещё одна сложность: равномерность освещения общего снимка. Центральная часть полотна Старой Залавруги — это сложный макрорельеф и физический размер 12 на 16 метров. Часть рисунков видна только в косых лучах утреннего освещения. Другая появляется вечером. А днём неглубоко выбитые, особенно крупные по площади петроглифы вообще не видны.
Карелия. Онежские петроглифы.
Решили прокрасить петроглифы акварельными красками, а фотосъёмку произвести в максимально короткие сроки.
Дневник, Залавруга:
• 4–9 июня 2006 года: выявление под чёрной плёнкой петроглифов с обводкой контуров мелом, тонирование выбивок акварелью в два цвета
• 10 июня: дождь смывает акварель
• 11 июня: повторные тонировки с проверкой
• 12–13 июня: разметка скалы на фрагменты 40×60 см с закреплением угловых точек кусочками малярной клейкой ленты
• 14 июня: фотографирование 523 фрагментов в течение 3-х часов. Погода безоблачная, солнечная. Компенсационные корректировки экспозиции и цветового баланса по ходу съемки намеренно не производились
• 15 июня — ветер, дождь. Финал полевых работ
После экспедиции — многочасовое сидение за компьютером. Тогда, в 2006-м, Игорю Георгиевскому впервые удалось уложить в один кадр реальную скальную поверхность площадью 11 на 15 метров. И лодки, и лосей, и охотников.
Загадки петроглифов
Карелия. Онежские петроглифы. Солярные и лунарные изображения.
Учёные продолжают находить новые рисунки, регистрируют их, музеефицируют некоторые находки. Но объяснить многие изображения не могут.
Лебедь, лось и кит-белуха — понятно. Человек. На карельских скалах, как правило, выгравирован в профиль, с одной рукой и одной ногой. С луком или капканом. На лодке. Эти охотники похожи на нынешних людей.
Но кто это двуногое существо, у которого вместо головы два огромных шара? Археологи ласково зовут его Чебурашкой, списывая творческий порыв художника на действие мухоморов.
Ещё меньше ясности с космическими знаками, ориентированными строго на запад или восток. Исследователи условно относят их к солярно-лунарному типу. Не исключено, что в Заонежье могла существовать первая в истории человечества обсерватория.
Но если знаки — это Луна и Солнце, то зачем они установлены на две или три «ножки»? Может, древние люди видели летающие объекты?
Жители Карелии, живущие неподалёку от этих мест, нисколько подобным изображениям не удивляются. Они, по их собственным словам, чуть не каждую ночь наблюдают в небе похожие «явления».
Наскальные рисунки Карелии. Первооткрыватели. | Путешествие по Карелии
Наскальные рисунки Карелии.
Юрий Александрович Саватеев.
Несомненно, что история открытия и полевого изучения петроглифов Карелии представляет самостоятельный научный и познавательный интерес, ибо они сыграли немаловажную роль в становлении отечественного петроглифоведения, долгие годы оставаясь его опытной лабораторией. Именно здесь испытывались способы выявления, воспроизведения и публикации такого рода памятников, их научной интерпретации.
История изучения петроглифов Карелии вполне могла бы стать темой специального очерка или книги — интересной и поучительной, насыщенной подлинными страстями, столкновениями мнений, идей, характеров, яркими открытиями. Казалось, сам источник неисчерпаем. Там, где не раз бывали ученые, впоследствии обнаруживались все новые и новые сокровища. Первопроходцы и не подозревали, что совсем рядом таятся такие богатства. Среди «охотников за петроглифами» имеются колоритные фигуры, оставившие яркий след в науке.
Петроглифы Бесовы следки. Центральная часть.
Уже на стадии полевого изучения рисунков вставало немало сложных проблем, вызвавших острую, все еще продолжающуюся дискуссию. От восприятия изображений на скалах как «картинок с натуры» наука шла к осознанию их непреходящей историко-художественион ценности как сложных образов первобытного сознания.
Полевое исследование онежских петроглифов длится более 130 лет, беломорских — около 60, поскольку открыты они на 78 лет позднее. Отсюда и разная степень изученности этих очагов наскального творчества Карелии.
В истории полевого изучения онежских петроглифов можно выделить три основных этапа. Разумеется, внутри них есть свои заметные вехи и рубежи в виде новых открытий, значительных публикаций и т. п.
Первый, начальный, период длился от середины XIX в. до середины 20-х годов XX в. К этому времени относится открытие петроглифов, первые попытки их копировки, а позднее и фотосъемки и начальные, еще весьма наивные, толкования. Следующий этап — с середины 20-х, до конца 60-х годов — ознаменован значительным пополнением онежского комплекса благодаря открытию новых групп и фигур, началом систематического изучения петроглифов, появлением фундаментальных публикации и серьезных исследовании. Наконец, третий этап, начавшийся в конце 60-х годов и продолжающийся по настоящее время, связан с возобновлением полевых работ у наскальных изображений и интенсивным изучением окружающих нх древних поселений.
Петроглифы Новой Залавруги 4 группа.
Первооткрывателями странных, загадочных, на первый взгляд, фигур с полным основанием можно считать жителей окрестных деревень, знавших эти памятники испокон векон. но относившихся к ним с изнестным страхом н настороженностью. Видимо, о наскальных рисунках не принято было много говорить. Не случанио почти никто из многочисленных путешественников, посетивших Карелию в XVIII XIX вв. в научных целях, не упоминал о петроглифах. Любопытно, что и Г. Хальстрем, путешествуя в 1908 и 1910 гг. вдоль северного, восточного и южного берегов Белого моря, ничего не слышал о Чертовых Следках и Залавруге. даже во нремя своего трехдневного пребывания в Соловецком монастыре. В итоге петроглифы Карелин стали известны науке сравнительно поздно, позднее, чем подобные памятники Скандинавии или писаницы Сибири.
На онежские петроглифы первым наткнулся К. Гревнигк, надо думать, не без помощи жителей близлежащей деревин Бесов Нос, издавна знавших рисунки и объяснявших их появление происками «нечистой силы» — беса. Отсюда и название самой деревни и попытка нейтрализации «дьявольских картин» путем выбивки на бесе и лебеде христианских крестов, приписываемая монахам Муромского монастыря.
Стоит посмотреть следующий материал:
Бесов нос Водлозеро Шунгит Кижи — Моя Карелия 5 класс
БЕСОВ НОС: ГУСИ-ЛЕБЕДИ И ПУДОЖСКИЕ НАЛИМЫ
Пудожский берег к югу от устья большой реки Водлы пустынен: идеальное место для летнего отдыха. Как будто кто-то специально создал бесконечный песчаный пляж с земляничными и грибными огромными болотами, сладкой морошкой.
Песок временами перемежается красно-коричневыми скалами. Это гранитные «бараньи лбы», которые десятки тысяч лет назад отполировал ледник. Но не только ледник расписал округлые каменные бока этих мысов (выступающие в озеро части суши). На многих из них хорошо видны рукотворные рисунки первобытных жителей древней Карелии.
Рассказывать обо всем многообразии петроглифов (так называются эти рисунки на их на пудожском берегу несколько сотен: рыбы, олени и лоси, люди в лодках, сцены охоты. Наиболее известная каменная картина, высеченная каменным же инструментом, — это большой «бес», как окрестили его в древности монахи из соседнего монастыря. Они назвали каменный мыс Бесовым Носом. Но древний художник изобразил, конечно, главное свое божество. Ему поклонялись и приносили жертвы.
На озерное побережье в ту далекую пору весной прилетали многочисленные стаи диких гусей и лебедей. Начиналась главная сезонная охота, от которой зависело благополучие всех окрестных племен. Поэтому птица лебедь была «небесным» божеством — посмотрите-ка сколько изображений этих длинношеих красавиц на скалах Бесова Носа.
Со временем жизнь человека изменилась. Он стал заниматься земледелием и животноводством и гораздо меньше зависел от охотничьего промысла. Но по старой памяти смотрел на лебедя как на божественное существо. Вплоть до нашего времени пудожане считали лебедя священной птицей, и охотиться на нее строго запрещалось. В наше время лебедь — охраняемое животное, занесенное в Красную книгу Карелии.
Если существует озеро, должна быть и рыба. Вот она рядом с человекоподобным бесом-божеством — знаменитый пудожский налим. Пудожан с давних пор наградили этим ничуть не обидным прозвищем. Эта рыба до сих пор самая распространенная и желанная добыча местных рыбаков.
Чем еще славен пудожский край? И сейчас можно обратить внимание на обширные поля в окрестностях Пудожа. Губернатор Олонецкой губернии Г. Р. Державин, посетивший восточный берег Онежского озера, написал в путевых заметках, что край славится особым искусством выращивания и обработки льна. Полотно из пудожского льна получалось прочным, ровным и красивым. Не зря и много лет спустя он получал призы на международных выставках, а на гербе города Пудожа с державинских времен красуется изображение трех снопов льна.
Вот что совсем не отметил в своем путешествии Державин, так это знаменитые пудожские сказки. И то только потому, что они были собраны и записаны учеными гораздо позже, через 100 лет после Державина. Характерная примета сегодняшнего пейзажа Пудожья -это горы щебня на берегу Водлы. Его грузят на суда и развозят по многим городам России. Пудожский серый гранит известен давно: из него, например, сделан памятник Ленину в Петрозаводске. Но больше всего этого крепчайшего камня перерабатывается на очень важный и нужный строительный материал — щебень.
Мыс — выдающаяся в озеро часть суши. В Карелии его называли также наволоком, носом
ЗАПОВЕДНОЕ ВОДЛОЗЕРО
Сейчас на земле редко найдешь леса, ни разу не видавшие лесорубного топора и пилы, не пострадавшие от опустошительных пожаров. А вот на территории Пудожского района такое уникальное место есть. И называется оно
А там, где богатые леса, чистые и прозрачные озера и реки, обязательно водятся разнообразные животные. Сейчас сотрудники парка считают уже обычным делом встречу со стадом быстроногих северных оленей, привычны им следы осторожного великана лося, бурого медведя, рыси.
На озерах гости парка могут полюбоваться белыми силуэтами красивых гордых птиц — лебедей. Хозяева парка особенно гордятся тем, что на их территории гнездится самая большая в Европе группа хищных птиц-рыболовов Это орлан-белохвост, крупная, похожая на орла-беркута (его тоже много в парке) птица.
Другой хищник -скопа — меньших размеров, но столь же умелый и отважный рыболов Скопа смело атакует крупную рыбу, неожиданно пикирует и прямо в воде вонзает в нее острые когти. Только крупной щуке или лососю удается пересилить крылатого хищника и выйти победителем в поединке. Обе эти птицы -редкие, поэтому занесены в Красную книгу Международного союза охраны природы. Кроме беркута, в парке можно увидеть парящего в небе большого подорлика, два вида самых быстрых хищных птиц — соколов.
А большое количество самых разнообразных и по размерам и по типу растительности болот очень привлекает перелетную птицу. На больших открытых пространствах они отдыхают и кормятся в полной безопасности от хищников. Название национальному парку Пудожья дало озеро Водлозеро. Этот водоем еще тысячи лет назад интересовал человека. Через него предки карел, вепсов и русских шли осваивать богатства Севера. Поэтому на берегах озера сохранились многочисленные следы их пребывания: сотни памятников археологии, священные деревья, культовые камни-сейды, древние языческие святилища На Ильинском острове Водлозера вот уже несколько веков возвышаются купола старинной церкви, представляющей один из лучших образцов деревянного зодчества Карелии.
Это православный храм пророка Ильи, издавна почитаемого народом как повелителя небесных сил природы. Когда тучи сверкали молнией и гремели громом, крестьяне говорили «Илья на своей огненной колеснице едет!» Ильинская церковь сейчас действует и достойно представляет собой духовный центр всего огромного края. Парк каждый год собирает летом гостей на традиционный церковный праздник Ильин день. Любителям активного отдыха проводники помогут сплавиться на байдарках по быстрой реке Илексе или совершить пеший поход по древней тропе богомольцев, ведущей в Соловецкий монастырь. Зимой работники парка предложат совершить прогулку на снегоходах или на лыжах. Главное условие пребывания вмешиваться в жизнь дикой природы: специально оборудованных для этого мест, не подходить к птичьим гнездам. Конечно же, в парке категорически запрещена охота, а ловить рыбу можно только на крючковую снасть, и то по специальному разрешению. Словом, здесь надо быть почтительным гостем уникального уголка дикой природы. И тогда она сможет приоткрыть свои тайны и даст возможность полюбоваться свободно парящим в синеве беркутом, стаей мирно плывущих диких лебедей или плавным бегом ветвисторогих оленей. Разве не стоит преодолеть сотни километров пути в «край непуганых птиц», вытерпеть комаров, отсутствие комфорта ради таких замечательных картин?
Национальный парк — охраняемая природная территория с уникальными объектами (водопадами, живописными ландшафтами). Отличается от заповедника разрешением на допуск туристов
Сейды — особо приметные священные камни, которым поклонялись охотничьи племена Севера
Чудесный черный камень из шуньги
200 или даже 100 лет назад снежную пустыню Онежского озера перечеркивали только полоски санного пути, единственно возможного в здешних краях. По болотам да озерам летом ведь не пройти — не проехать, зато зимой мороз на целых полгода выкует крепкую снежную дорогу.
Главный санный путь от берегов Студеного (Ледовитого) океана на юг жители Карелии с уважением называли Великим Олонецким зимником. Он был настоящим кормильцем огромного лесного края! По нему весь Север обменивался товарами с плодородной центральной Россией, с восточными и западными соседями. Если присмотреться, легко заметим, что ниточки санных путей пересекаются, в северной части Онежского озера на полуострове Заонежье в селе под названием Шуньга (по-саамски — осоковое болото). Несколько раз за зиму сюда со всех четырех сторон света съезжались торговцы и покупатели на знаменитую Шуньгскую ярмарку.
Купцы продавали и покупали, чтобы уехать к себе домой не с пустыми руками. Торговцы, которые привезли в Шуньгу пшеничную и ржаную муку с Волги, везли домой купленные у поморов соленую, сушеную и мороженую рыбу, сало и кожу морского зверя, а также железные изделия кузнецов из северной Карелии. Архангельские купцы, выгодно торговавшие малосольной семгой, тетеревами да рябчиками, добытыми в их краях, везли к себе шкуры северного оленя, доставленные на ярмарку жителями заполярной тундры.
На север и восток везли обозы кофе, чай и различные лакомства, привезенные из Петербурга и Финляндии. А питерские купцы предлагали столичным барышням дорогие меха, доставленные на Шуньгскую ярмарку норвежскими купцами. Не отказывались в столице и от льняного полотна, изготовленного мастерицами пудожского края. Особенно если это полотно будет украшено красивыми узорами, на которые особенно искусны вышивальщицы из Заонежья. Вышитые ими полотенца и нарядная одежда вызывали восхищение в Париже и даже за океаном, в Америке. Село Шуньгу можно было тогда назвать даже центром международной торговли, потому что через него обменивались товарами, произведенными в России и за границей.
Почему русские, финские и норвежские купцы для зимнего торга облюбовали это село? Тут две причины. Главная: очень удобно расположено селение на пути к океану, богатому рыбой и морским зверем. Совсем близко и западные соседи — финны, шведы и норвежцы, а на востоке — богатые льном да охотничьей дичью пудожский и архангельский края. Кроме того, в Шуньге было где разместиться и чем угостить многочисленных приезжих. У крестьян имелись просторные двухэтажные дома, их ледники (погреб со льдом для хранения продуктов) да амбары ломились от заготовленных на зиму съестных припасов, а в хлевах было тесно от многочисленной живности. Сразу было видно, что село довольно богатое, и что богатство это завоевано тяжелым крестьянским трудом.
Для крестьянина-пахаря главное богатство — земля-кормилица. Вот в ней-то и весь секрет. Она на полуострове особая, не похожая на глинисто-песчаные и каменистые почвы Карелии. В окрестностях Шуньги она больше похожа на плодородный южный чернозем. Но это, конечно, не настоящий чернозем. Темный цвет почве придает черный камень, похожий на твердый каменный уголь. Геологи назвали эту горную породу шунгитом, по имени села. В петровские времена за глубокий черный цвет этот камень называли аспидом. Ваши далекие предки, учившиеся грамоте, писали когда-то мелом на небольших пластинах из черного камня, называемых аспидными досками. А кусочками шунгита, похожими на твердый грифель, можно писать на светлых камнях. Настоящим помощником грамотеев был этот удивительный камень! Знали за ним и еще одно хорошее свойство: если через мелкие шунгитовые камешки профильтровать воду, ее можно смело пить даже без кипячения. Но главная заслуга шунгита в том, что он придает заонежской почве не только цвет, но и плодородие. Разрушаясь от времени, он щедро снабжает землю веществами, которые как раз и требуются для растений. Вот почему крестьяне так охотно селились в Заонежье, а урожаи там были заметно выше, чем в других местах онежского побережья.
Сейчас зерно в Заонежье уже не выращивают. Даже на относительно плодородном шунгите надеяться на устойчивые хорошие урожаи в наших условиях сложно, очень уж коротко и непредсказуемо северное лето. Зато весь полуостров сам напоминает о прежнем крестьянском процветании края. Он оставил нам в наследство много старинных построек: домов, церквей и часовен. Сейчас Заонежье — это большой музей народной архитектуры. А шунгит сегодня получил новую славу. Его научились вспенивать в жарких печах — из черной щебенки получаются легкие пустотелые орешки, которые назвали шунгизитом, утеплителем для стен зданий. Пластинами черного камня,
особенно красивыми в сочетании с белыми мраморными, выложены полы некоторых зданий в Петрозаводске. Но и это еще не все. Он действительно способен не только обеззараживать питьевую воду, на его основе с успехом готовят целебные мази и кремы. Поэтому черный камень около Шуньги теперь добывают в больших количествах и везут по всему свету, как в прежние времена товары со знаменитой ярмарки.
Его месторождение сегодня находится под охраной государства как геологический памятник природы.
Ученые открывают все новые и новые полезные свойства этого камня и предсказывают, что широкое использование его богатств — дело недалекого будущего.
На высоком берегу озера на черной шунгитовой гряде в деревне Кузаранда стоит памятник знаменитой сказительнице Ирине Федосовой.
Эта неграмотная крестьянка смолоду была наделена творческим талантом: умела создавать стихотворные тексты и сама же проникновенно исполняла их. Особенно удавались ей плачи, причитания, связанные с потерей близкого человека или расставанием с родными. Например, причитания родни крестьянского парня, уходящего на долгую солдатскую службу. Эти проводы действительно были трагедией, потому что служить солдатам приходилось практически всю жизнь — целых 25 лет. Редкий дар Ирины Федосовой был по достоинству оценен современниками.
Аспид — слоистый камень черного цвета
КИЖИ
Если упомянуть в разговоре остров Кижи, всем сразу же придут на память красивые деревянные церкви. Многие даже знают, что двадцатидвухглавая называется Преображенской, а десятиглавая —
Покровской. Но мало кому из современников известно, что лет 200 назад широкую известность острову приносили другие изделия кижских мастеров. Тогда искусно выстроенные деревянные храмы не считалось большой диковиной. Северян, особенно жителей Карелии и Архангельского края, ими не очень-то удивишь. По берегам карельских и архангельских рек и озер стояли тысячи бревенчатых церквей и часовен, иногда необычайно высоких и затейливо украшенных. Пожалуй, теперь лишь ученые-историки знают о том, какую славу приносили острову, например, произведения искусных кижских кузнецов. Очень высоко ценили и охотно покупали на ярмарках выкованные ими кижские ножи и топоры. Ведь что больше всего ценит такой покупатель? Чтобы клинок и лезвие инструмента долго не тупилось, но и не было излишне хрупким. Вот за умелое сочетание этих свойств и хвалили произведения кижских кователей.
В пушкинские времена очень модны были перстни и кулоны с особым видом драгоценного камня аметиста. В фиолетовой глубине его поблескивали золотистые кристаллики только что открытого минерала, названного в честь знаменитого немецкого поэта В. Гёте. Во всем мире есть только одно место, где находили такой аметист с гётитом — возле острова Кижи!
А на всем Онежском озере лучшей лодкой считалась лодка-кижанка, отменно приспособленная к короткой и крутой озерной волне. На ней можно было без опаски выходить в открытое озеро под парусом или на веслах, а когда возвращавшихся поздней осенью рыбаков застигал неожиданный мороз, кижанка своим окованным килем ломала лед как настоящий ледокол. В окрестностях о. Кижи работали многочисленные мастера, изготавливавшие лодки на любой вкус — от маленьких до самых больших, с высоким бортом, рассчитанных на
перевозку многопудовых грузов.
Гораздо чаще сейчас на озере можно встретить пластиковые и алюминиевые моторные лодки. Но все же деревянные кижанки иногда гордо проплывают мимо быстрокрылых «Комет» или нарядных белых теплоходов, доставляющих в Кижи многочисленных туристов. Для них на острове регулярно устраивается настоящий водный праздник. Вот уже несколько лет подряд музей собирает со всей округи владельцев лодок-кижанок и дает старт гонкам, соревнованиям на самое быстроходное судно.
Его экипаж должен на веслах одолеть дистанцию в несколько километров. Победителям вручают приз. Видя, как ходко и красиво идут десятки смоленых кижанок по озерным волнам, турист понимает, что увидел еще одно чудо знаменитого острова. Не забыл музей и о славе местного кузнечного искусства. На кижском празднике ремесел берег, как и в давние времена, оглашается звонким перестуком кузнечных молотов. Правда, нож или другое изделие, приобретенное гостем на этом празднике, будет просто хорошим сувениром, памятью о посещении музея. О том, что такие произведения кузнечного ремесла были гордостью острова, туристам расскажут на экскурсии сотрудники музея.
Посетителям острова непременно скажут и о еще об одной особенности Кижей. Можно смело утверждать, что Кижи — родина русского былинного эпоса.
У кого записал чиновник из Петрозаводска Павел Рыбников лучшие былины об Илье Муромце и Владимире Красно Солнышко, о Добрыне-змееборце, о Вольге и Микуле? У кижского крестьянина Трофима Рябинина и других столь же талантливых заонежских сказителей. Разве не чудо, что они переняли от отцов-дедов и сохранили в памяти предания о подвигах своих далеких предков, богатырей Киевской Руси.
Главное, на что сегодня обращают внимание гостей — это, конечно, прекрасные творения плотницкого искусства.
В первую очередь именно потому и спешат туристы со всех концов света на этот небольшой остров. Понятно, почему именно лесная северная Россия славилась искусством обработки дерева. Только здесь можно увидеть, насколько богато, с выдумкой и прилежанием украшал северянин свой огромный дом.
Можно только любоваться затейливой сквозной резьбой, которая украшает дом крестьянина Ошевнева. Подивиться, насколько красиво опоясывает фасад галерея-гульбище и как оживляет его деревянный балкончик под самой крышей. Чтобы дом радовал глаз, плотник не жалел времени и таланта.
Дерево издавна было первым другом жителя Карелии. Оно давало северянам кров и тепло, помогало добывать пищу и свет. Поэтому за многие сотни лет русские, карелы и вепсы научились подбирать особо ровные и высокие сосны, знали, что лучше всего искать их на бедных болотистых местах. Там ежегодный прирост у деревьев очень маленький, годовые кольца тоненькие и древесина от этого плотная и смолистая. И рубили их в конце зимы, когда дерево еще «спит», поэтому легче будет высушить тяжелые смолистые бревна, чтобы постройки из них стояли веками. Умели без применения гвоздей и скоб построить огромные дома и многоглавые церкви. Сейчас только совместными усилиями ученых и специально обученных мастеров можно воссоздать, сделать копию древнего шедевра крестьянской архитектуры.
Самая уникальная из кижских церквей — 22-главая Преображенская — отметит в 2014 г. юбилей — 300 лет. Для деревянной постройки срок немалый. Никто не сомневается, что к своему дню рождения она будет выглядеть достойно — столько на острове сейчас техники и специалистов, заботящихся о здоровье будущей юбилярши.
Здесь вся Карелия
Интересные факты из истории на следующей странице
Стоит посмотреть следующий материал:
«Роспись по дереву — это моя отдушина!» | Петрозаводск ГОВОРИТ | Газета «Петрозаводск» online
Жительница Петрозаводска Нелли Марченко еще школьницей удивляла своих учителей и одноклассников. Рука ее постоянно тянулась за карандашом и ватманом – хлебом не корми, а дай порисовать! Недаром оформление школьных стенгазет всегда было на Нелли. Новогодняя газета, газета ко Дню учителя, 23 февраля…
Однажды ее попросили нарисовать на большем листе ватмана портрет вождя мирового пролетариата. Важное поручение школьница выполняла с особой тщательностью. А когда поставила жирную точку в своем исключительном произведении, случайно опрокинула на Ильича стакан с брусничным морсом.
Слава богу, морс был не крепкий и образа вождя не испортил. После того как портрет обсох, творение Нелли даже отправили на районный конкурс в Пудож, где оно заняло победное первое место.
Творческая натура школьницы проявлялась не только в рисовании. На уроках тайком от учителей она под партой вязала миниатюрные носочки для пупсиков – длина стопы изделия была не больше полутора-двух сантиметров.
Несмотря на тщательную конспирацию незамеченной учителями оставаться не получалось, и Нелли получала от них заслуженные замечания.
Еще одно школьное увлечение, позже ставшее делом всей жизни – роспись по дереву. Нелли рассказала, что к ним в гости часто приезжали родственники по папиной линии из Горьковской области и привозили в подарок изделия декоративно-прикладного искусства, расписанные хохломой – декоративные бутылочки, вазочки, солонки.
На эти шедевры девочка всегда смотрела с восторгом и удивлялась: как это тоненькая кисточка может творить такие чудеса!
Впрочем, и ведь кисточек в ее советском детстве днем с огнем было не отыскать, тем более, в далекой пудожской деревне. Нет – так, значит, будут! Страсть к творчеству была так сильна, что девочка приноровилась делать кисточки сама — из шерсти своего кота.
От кого-то она услышала, что кисти изготовляют из беличьей шерсти – чем же кот, скажите, хуже?! Отрежет немножечко с пушистого хвоста — а котяра ведь, и мяукнуть в знак протеста не успеет, уложит ровным пучком и привяжет поплотнее к палочке – кисточка готова!
В 8 классе брат подарил Нелли на день рождения масляные краски. Спросить, как ими пользоваться, девчонке было не у кого. Масляные – поэтому и развела их растительным маслом и давай творить: чем карельская роспись хуже горьковской хохломы?!
Первые рисунки были самыми простыми – цветочки, лесные ягоды, никакого фона под ними юная художница не создавала. Расписные работы сохнуть не спешили, так, не досушенными, она их раздаривала направо и налево друзьям и родственникам.
Ее университеты
Несмотря на явные склонности к творчеству дальнейший жизненный путь после окончания школы для Нелли был не ясен. После выпускного вечера со школьными подружками втроем сели сели в поезд и отправились в разведку в Питер.
Интернета в советские времена не было. Купили справочник для поступающих в средние специальные учебные заведения, сели на лавочку в сквере и – давай листать!
Что удивительно, в толстой книжке ни для кого из них училища не нашлось – без сожаления отправились в Петрозаводск. Подружки устроились ученицами на почту, Нелли же считать не любит и по совету дяди отнесла документы в 19 училище на художника росписи по дереву.
В училище учиться ей нравилось. Но вот когда она впервые пришли на практику на фабрику «Карельские сувениры» и увидела деревянные доски – матрешки – миски в работе скопом, сразу оробела: я ж так не смогу!
Но не боги ведь горшки обжигают.
Во время учебной практики Нелли довольно быстро всему научилась, а отдельные виды работ даже выполняла лучше других. Вот, и устроилась после окончания училища работать на фабрику, расписывала эту красоту до тех пор, пока она не закрылась.
И чтец, и жнец
Оставшись без работы, Нелли скоро заскучала и «фабрику» устроила у себя на дому. Как появится настроение – берет в руки кисточку и начинает творить. Одну работу от и до делать не любит – в обороте сразу несколько, так веселее.
Нелли днями может не выходить из дома и заниматься росписью. Говорит, расписать можно что угодно – разделочную доску, шкатулку, матрешку. Однажды увлеклась и украсила причудливыми рисунками все стены на кухне, потом в коридоре, недавно сказочная Царевна-Лягушка появилась на кухонной двери. Пока сын ходил в детский сад, разрисовала и там ни одну группу – и стульчики, и столы, и шкафчики.
В училище их учили: главное надо набить руку. Но Нелли считает, что этого мало. Главное – поддерживать в себе интерес к творчеству, постоянно придумывать что-то новое, фантазировать.
— Одинаковая продукция надоедает, — говорит она. — И от карельского рисунка, которым мы разрисовывали изделия на фабрике, я уже давно отошла. И ромашки, и розы, и листочки на рисунке – плод моей фантазии, ни у кого таких нет, — говорит Нелли.
Деревянные заготовки разных форм для росписи Нелли заказывает у знакомых в Петрозаводске, или по почте выписывает в Москве.
Ассортиментом своей продукции мастерица гордится – есть здесь и шкатулки, и декоративные доски, и крынки, и самоварчики, матрешки. А к Новому году выпустила целую партию Дедов Морозов и Снегурочек, и ведь ни один рисунок у нее на другой оказался не похож.
Снегурочка у Нелли не просто для красоты, но и с пользой. В подоле сарафана на деревянном расписном изделии до самого низа проделаны вертикальные отверстия. Засунешь в эти отверстия бумажные столовые салфетки – от них сарафан Снегурочки, как по мановению волшебной палочки, становится еще наряднее и пышнее, а сама Снегурочка превращается в салфетницу. Шедевр, да, и только!
Рукотворные изделия радуют хозяйке глаз, да, и красивый подарок всегда под рукой.
Творческими секретами Нелли время от времени делится с такими же, как и она, мастерицами. Регулярно выставляющимся мастером не является – для этого надо заготавливать большие партии изделий.
Но, было время, продавала свою продукцию на ярмарке мастеров в День города. За больше чем 10 лет и свой круг желающих приобрести рукотворную продукцию у нее появился.
— Если мое творчество нравится людям, я всегда рада, — говорит мастерица. — Больших денег на этом не заработаешь, творчество это больше для души, но вот небольшая прибавка к пенсии все же выходит!
Культура Древней Карелии — Моя Карелия 6 класс
Культура Древней Карелии
Язычество карел и вепсов
О том, какая религия была у карел и вепсов до принятия ими христианства, мы знаем очень мало. Древние финны и карелы поклонялись многим языческим божествам. Но более других они почитали покровителя охотников Тапио и покровителя рыболовов Ахти. По мере развития земледелия у карел появилось божество, отвечавшее за будущий урожай — Укко. Считается, что Укко был также и верховным языческим богом. В его честь после окончания посевных работ устраивали веселый праздник.
Карелы язычники верили в загробную жизнь и в могилы умерших помещали различные предметы. Женщин хоронили с украшениями, мужчин — с оружием и орудиями труда. Богатых людей хоронили по-особому, в «домах мертвых». В могильную яму вставляли деревянный сруб, внутри которого помещали покойника и много дорогих предметов. Сруб закрывали и засыпали землей, а сверху насыпали курган.
Кроме того, карелы поклонялись священным рощам и деревьям, рекам и озерам, болотам и источникам, горам и холмам, камням и пням, звездам, луне и солнцу. Особенно был развит культ жертвенных камней и священных рощ, которые находились на окраинах кладбищ и полей. Самым известным жертвенным камнем является Конь-камень на острове Коневец у западного берега Ладожского озера. На святых местах язычники под руководством своих жрецов — арбуев приносили в жертву животных (лошадей, быков, овец и птицу). Такими же язычниками были и вепсы.
Принятие христианства карелами и вепсами.
Важнейшим событием для развития культуры Карелии стало принятие народами Карелии христианства в форме православия. Народы Карелии пришли к православию по-разному. Карелы были крещены в 1227 году, но это крещение носило во многом формальный характер. Сначала христианство восприняла карельская племенная верхушка («пять родов карельских детей») и те карелы, которые были больше связаны с Новгородом (купцы, воины, сборщики дани). Основная масса карел продолжала поклоняться языческим божествам. Постепенно среди карел стало распространяться двоеверие, одновременное исполнение христианских и языческих обрядов.
Первые православные монастыри Карелии
Большую роль в Карелии в распространении христианства и христианской культуры сыграли православные монастыри. Одним из первых монастырей Карелии был Валаамский монастырь, основанный на острове в северной части Ладожского озера. Наиболее вероятно, что он был основан в 1329 году. Согласно монастырским легендам основателями Валаамского монастыря стали монахи Сергий и Герман. Уже в конце XV века Валаамский монастырь стал богатым землевладельцем, ему принадлежало 150 крестьянских дворов в Северном Приладожье. В конце XVI века на Валааме было около 200 монахов. Валаамский монастырь был крупным культурным центром. Там существовала большая библиотека, мастерская по переписке книг. Но к началу XVII века Валаамский монастырь был разорен шведами.
На юго-восточном берегу Онежского озера возник Муромский монастырь. Это был первый православный монастырь на Онежском озере. Его основателем стал греческий монах Лазарь. В XVI веке в Муромском монастыре была построена небольшая церковь. Она получила название: Лазаревская церковь или церковь Лазаря Муромского. В 1961 году ее перенесли в музей-заповедник «Кижи». Церковь Лазаря Муромского — древнейший сохранившийся памятник деревянной архитектуры в России
В 1429 году был основан Соловецкий монастырь, расположенный на острове на Белом море. Сначала на остров прибыли монахи Савватий и Герман. Жизнь на острове была очень тяжелой, особенно зимой. Через несколько лет Савватий заболел, Герман перевез его в Сороку (Беломорск), где Савватий умер. Герман вернулся на Соловки с другим монахом — Зосимой. Считается, что Зосима родился и вырос в Толвуе. Именно Зосима создал монастырь и стал его первым настоятелем. Соловецкий монастырь стал большим и известным монастырем не только на Севере, но и во всей России.
На севере Заонежского полуострова, недалеко от села Толвуя был основан Палеостровский монастырь. В южной части Заонежья возник Климецкий монастырь.
Южнее Олонца, был основан Александро-Свирский монастырь. Его основатель, монах Александр родился в крестьянской семье в деревне Ман-дера на реке Оять. Можно предположить, что он был вепсом. Именно ученики Александра Свирско-го, вышедшие из его монастыря создали несколько небольших монастырей (пустыней) в Южной Карелии. Православие принесло книжность и литературу, новые формы деревянного зодчества и иконопись.
Грамотность и книжность
У карел не было своей письменности, но к середине 19 века они научились писать по-карельски, используя буквы русского алфавита — кириллицу. В Новгороде найдено более 10 берестяных грамот, связанных с Карелией. Уже в XVI веке русскими переселенцами, заселявшими пустырные земли Олонецкого, края началось создание церковноприходских школ. Постепенно стала расти численность грамотных людей. На севере России не было крепостного права, местное население был более свободно, активно занималось промыслами, совершало торговые и деловые поездки. Многие северянам грамота была необходима, поэтому и грамотных людей среди поморов и жителей Заонежья было больше, чем среди крепостных крестьян центральной России. Грамотность пришла к карелам после Социалистической революции 1917 года.
Литература
Фольклор Карелии Эпос «Калевала»
Вы уже знаете, что такое фольклор. Вспомните, как переводится это слово? Назовите известные вам фольклорные жанры.
В давние времена в Карелии, когда большинство населения было неграмотным, знания о мире, о прошлом своего народа и своей местности, жизненный опыт сохранялся и передавался в устной форме. Карелы создавали руны (песни), в которых слово и напев существуют неразрывно, поэтому исполнителей рун называли рунопевцами. Это были обычные землепашцы, охотники, рыболовы. До нашего времени дошли имена рунопевцев преимущественно XIX века. Одними из самых известных стали Онтрей Малинен, Ваассила Киелевяйнен, Архиппа Перттунен и его сын Мийхкали Перттунен, Педри Шемейкка и другие.
Рунопевцы помнили большое количество сюжетов и могли петь, не повторяясь, по нескольку дней кряду, например, от Архиппы Перттунена записано 4124 строк в течение двух с половиной дней. Запомнить такое количество песен помогала система поэтических повторов, среди которых повторы начальных фраз, одних и тех же слов, предложений, звуков, постоянные эпитеты, повторы самих действий и целых эпизодов. Отличительной чертой был и простой тип фразы, которая состояла преимущественно из существительных и глаголов с минимальным количеством прилагательных и наречий.
Первым русским переводчиком карело-финских народных песен стал Федор Глинка (1786 — 1880). В 1827 — 1828 годах, находясь в ссылке в Петрозаводске, он встретился с финским ученым А. Шёгреном, со слов которого записал подстрочники двух карело-финских народных песен: «Вейнамена и Юко-вайна» и «Рождение арфы». Его переводы сохраняют повторы, звукопись, калевальскую метрику песен — четырехстопный хорей. Прочтите отрывок из песни «Рождение арфы», под арфой подразумевается кантеле:
Сам наш старый Вейнамена, Сам ладьи изобретатель, Изобрел и сделал арфу. Из чего ж у арфы обруч? Из карельския березы. Из чего колки у арфы? Из каленых спиц дубовых. Из чего у арфы струны? Из волосьев бурных коней.
Вспомните, что вы знаете об эпосе «Калевала»?
«Калевала»
— эпическая поэма, созданная на основе древних карельских и финских народных песен.
Ежегодно, 28 февраля, отмечается День «Калевалы». Именно в этот день в 1835 году финский ученый и поэт Элиас Лённрот, создатель этой уникальной поэмы, передал рукопись в типографию, однако, окончательная версия была опубликована только в 1849 году
Э. Лённрот (1802 — 1884) родился в Саммати на юго-западе Финляндии в семье сельского портного. Элиас рано приобщился к крестьянским работам. Он ловил рыбу, ставил в лесу силки на птиц, капканы на зверя, помогал отцу в портняжном деле, плотничал и столярничал, делал лыжи и кантеле. Элиас рано научился читать. Хозяйка соседней усадьбы поднимала по утрам своих детей словами: «Эй, сони, вставайте! Элиас уже давно с книгой на дереве сидит». Мальчик обладал выдающимися способностями и феноменальной памятью. В школьные годы он выучил латинско-шведский словарь, именно знание латыни позволило ему стать учеником аптекаря и поступить в университет, где Лён-нрот сначала изучал филологию, а потом медицину. Долгие годы Лённрот работал врачом в городе Каяни. Отсюда он совершал длительные путешествия за народными песнями по Финляндии и Карелии. Во многих деревнях Лённрот встречался с десятками талантливейших рунопевцев, от которых записал много песен, послуживших основой «Калевалы».
«Калевала» — огромное эпическое произведение, в котором использованы мотивы и фрагменты древних песен самых разных жанров: эпических, лирических, свадебно обрядовых, охотничьих, пастушьих, песен-заклинаний, сказок, пословиц. В «Калевале» нашли отражение и мифологические песни карелов и финнов о сотворении мира из утиного яйца, о создании кантеле и волшебной игре на нем; о тайне рождения огня, железа; о загадках звездного неба; о волшебном сам-по, дающем изобилие.
Калевала в «Калевале» — поэтическая страна, где живут Вяйнямёйнен, искусный певец, смастеривший кантеле сперва из щучьих костей, потом из ствола березы; Илмаринен — умелый кузнец, сковавший чудесную мельницу сампо; Лемминкяйнен — беззаботный задира, приходящий на чужие пиры без приглашения. Калевале противопоставлена Похьела, где живет Ловхи (Лоухи) — умная и хитрая хозяйка этой страны, куда ездят герои за невестами и откуда похищают мельницу Сампо. (По А. Мишину). Сегодня исторически признано, что эпос Калевала это произведение одного автора. Им является Э. Лённрот. Это признано и финскими и учеными литературоведами. В том числе и А. Мишиным. Такая вот получилась ошибка.
Былины
Русское население, проживающее на территории Карелии, прославило себя в былинном творчестве. Былины — стихотворные сказания о богатырях, их подвигах и деяниях. Богатыри — главные действующие лица былин. Они та могущественная и непобедимая сила, которая совершает подвиги ради мира и благополучия Русской земли. Каждый из богатырей -личность исключительная: они необычно рождаются и уже в детстве обретают неимоверную силу, легко побеждают своих врагов, совершают необыкновенные поступки. У каждого богатыря — свое имя, своя биография, свой круг действий и подвигов.
И все это есть в былинах, записанных на территории Карелии: они рассказывают и об Илье Муромце (былины «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище», «Илья Муромец и Калин-царь»), и о Добрыне Никитиче («Добрыня и Змей», «Добрыня и Настасья», «Добрыня и Василий Казимиро-вич», «Добрыня и Попович Алеша»), и о Волхе Всеславьевиче, о Вольге и Микуле, Святого-ре, Дунае, Сухмане, Михаиле Потыке, Ставре Годиновиче, Дюке Степановиче, местном богатыре Рахте Рагнозерском и многих других героях русских былин.
Особо стоит былина «Садко», самый развернутый и совершенный вариант которой записан именно в Карелии. Он объединяет три сюжета о Садко: «Бедный гусляр Садко благодаря своему искусству чудесным образом получает богатство», «Садко состязается с новгородскими купцами» и «Садко у Морского царя». В отличие от перечисленных былин, которые мы называем героическими, эта былина сказочного характера. Она относится к новгородским былинам, так как ее центр не Киев, а древний Новгород, славившийся высокой художественной культурой, рыбным промыслом и морской торговлей. И главный герой — не богатырь и не воин, а художник, который благодаря своему таланту музыканта из бедного купца превращается в богатого. Трижды богатые купцы не зовут его на почёстен пир, трижды он идет к Ильмень-озеру, играет на своих гуслях яровча-тых, вызывая восхищение самого водяного, а затем Морского царя. Из глубокой древности идет этот мотив вознаграждения, как позднее и мотив путешествия в подводный мир и жертвоприношения морю.
А й как начал играть во гусли во яровчаты, А играл он с утра как день теперь до вечера. А й по вечеру как по позднему А й волна уж в озере как сходилася, А как ведь вода с песком теперь смутилася, А й как тут вышел царь водяной теперь со озера,
А й как сам говорит царь водяной да таковы слова:
— Благодарим-ка, Садко да новгородский!
А й спотешил нас теперь да ты во озере,
А у меня было да как во озере,
А й как у меня столованье да почестен пир,
А й как всех развеселил да на честном пиру
А й любезныих да гостей моих.
А й как я не знаю теперь, Садко, тебя да чем пожаловать:
А ступай, Садко, теперь да во свой во Новгород,
А й как завтра позовут тебя да на почестен
пир,
А й как будет у купца столованье почестен
пир,
Ай как много будет купцов на пиру много новгородскиих. На пиру Садко выигрывает у новгородских купцов богатство, которое использует на благо родного города:
А й как выстроил он палаты белокаменные, А й как сделал Садко да в своих он палатуш-ках,
А й как обделал в теремах всё да по-небесному:
А й как на небе пекет да красное уж солнышко —
В теремах у него пекет да красно солнышко;
А й как на небе светит млад да светел месяц —
У его в теремах да млад светел месяц;
А й как на небе пекут да звезды частые —
А у его в теремах пекут да звезды частые.
А й как всем изукрасил Садко свои палаты белокаменные…
Необычны не только герои былин, но и былинный стих, который не похож на привычные стихи, необычен и язык былины. Это совершенно особый художественный мир, который не встречался вам в литературных произведениях
Вопросы и задания:
Что такое руна? Кого называли рунопевцами? Проставьте ударения в приведенном отрывке, выразительно прочитайте его. Когда отмечается День «Калевалы»? С каким событием это связано? Подготовьте рассказ об Э. Лённроте. Каких героев «Калевалы» вы знаете? Выразительно прочитайте песни о героях «Калевалы»?
Найдите в тексте «Калевалы» фрагменты древних мифов, прочитайте их. Выучите наизусть понравившийся вам отрывок из песни.
В чем заключается своеобразие былинного стиха? Научитесь читать былину выразительно. Какие особенности поэтической традиции характерны как для рун, так и для былин? Покажите это на примерах.
СКАЗКИ.
Вы уже знаете много сказок и русских, и народов мира. А что такое сказка?
Еще одно художественное богатство Карелии — ее сказка. Вам хорошо известны сказки о животных — «Кот, петух и лиса», «Лиса и волк», «За скалочку — курочку» и многие другие. Вы знаете много волшебных сказок о Сивке-Бурке, Бабе Яге, Финисте — Ясном Соколе, Елене Прекрасной и Василисе Премудрой. Наверное, менее известны так называемые новеллистические, или бытовые сказки. В них, как правило, действие происходит не в море-океане, на острове Буяне и не в тридевятом царстве, тридесятом государстве, а на деревенской улице или избе, в обычной обстановке. И ее персонажи обыкновенные люди: мужик, баба, купец, солдат, царь и т.д. И хотя в этих сказках отсутствует сверхъестественное, в них говорится о невероятном — невероятной, чрезмерной глупости, невероятной лени, невероятной доверчивости, невероятной злобе. Чрезмерность, невероятность и создает тот абсурд, на котором держится новеллистическая сказка. Одна из них
Как старик горох сеял
ВЕПССКИЕ СКАЗКИ
Фольклор вепсов, как и карел и русских, уходит своими корнями в далекую древность. Имея общую историческую судьбу, народы, проживающие на территории Карелии, не могли не оказывать друг на друга взаимного влияния. Тем не менее до сих пор основная часть вепсов сохранила свой язык и культуру. Вепсский фольклор, и прежде всего — сказки — записывались учеными еще в XIX веке. Известный вам Элиас Леннрот был одним из первых собирателей вепсских сказок. Сказочный репертуар вепсов разнообразен. Это и сказки о животных, волшебные, новеллистические, сказки-анекдоты. Познакомься с одной из сказок, записанной в Прионежском районе в селе Шелтозеро. Она дана в переводе, максимально приближенном к оригиналу.
Медведь и лиса
Встретились в густом лесу медведь и лиса. И спрашивает медведь:
Ну, как поживаешь, лиса?
Да живу, видишь, стараюсь своим хвостом для тебя тропинку расчистить и платы не прошу.
Да неужели с меня плату брать, — говорит медведь, — если я в нашем лесу как царь, все меня боятся. Да и одной силы сколько! — хвалится медведь.
И пошли они вместе бродить по густым лесам. Идут они и попали как-то на муравейник. Лиса и говорит:
Ну-ка, медведь, прищурь свои глаза и посмотри, как муравьи таскают камни ростом с себя.
Тут он прищурил один глаз, а вторым видит: правда. Ухватился и он тоже лапами за камень, величиной с него, лежавший тут же рядом. Сколько ни тужился, ни ворочал, а одолеть никак не смог. Лиса и говорит:
— Вот ведь каков ты, медведь. Говорил, всех сильнее ты, а может быть, ты слабее меня.
И пошли они дальше. Идут-идут они и наткнулись на женщин-грибников. А женщины как увидели медведя — и давай кто во что горазд: одни в ведра барабанить, другие кричать во все горло. Медведь испугался, видит, что тут творится, да и наутек. Бежал-бежал, спотыкаясь, как полоумный, и свалился со скалы. Только его и видели, медведя-то. А лиса присела под сосну да с ухмылкой смотрит на все, что делается вокруг.
Писатели и поэты о природе Карелии.
О природе написано немало произведений, можно сказать, что это одна из главных тем как для писателей, так и для поэтов. Вспомните, в каких прозаических текстах эта тема основная, или в каких произведениях, рассказывая о событиях из жизни героев, автор обращается к описанию природы. Как вы думаете, для чего он это делает?
Виктор Соловьев
1923 — 1992
Виктор Соловьев — один из тех писателей, для которого тема природы главная. Он родился не в Карелии, но прожил здесь долгие годы, раз и навсегда влюбившись в северную землю. Будучи заядлым охотником, писатель много времени проводил в лесу, наблюдая за естественной жизнью лесных птах и разных «зверюшек», среди которых был даже хозяин карельских лесов — медведь. Итогами наблюдений стали книги замечательных рассказов-былей: «Гагарье гнездо», «Дятлов шедевр», «Охотничья тетрадь» и другие. Для первого знакомства предлагаем прочитать маленький рассказ В.Соловьева «Дятлов шедевр».
ДЯТЛОВ ШЕДЕВР
Весной дятел стучит не ради сытости, а ради музыки! Гляди, с каким вдохновением он колотит! В этом деле и нельзя вполсилы: искусство требует трудов…
В погожем розовом покое в разноголосый птичий перезвон врываются чеканные дятловы трели. Вот простучал один, другой и тотчас за болотом — третий. Oiffl соревнуются. Но тут дело не в прочности клюва, не в силе удара, а в умении заставить дерево звенеть особенным, неповторимым тоном. Во всей округе среди стука дятлов вы не услышите двух одинаковых звучаний.
От инструмента-дерева зависит личное дятлово счастье. Попробуй-ка, разыщи свой инструмент среди тысяч одинаковых колодин, беззвучных и настроенных не в лад. Найди меж безголосых сучьев музыкальный. И пробуди, заставь запеть!
Порхает по стволам трудяга-музыкант, приладится и так и этак, ударит раз, другой, опять перелетит. Уж было, кажется, нашел, что нужно, опробовал, прислушался — фальшивит: подлая трещина портит дело… И снова поиски. И снова пробы. И наконец-то — вот оно. Желанный, безупречный инструмент! Не звук — мечта. Держись, соперники-соседи! Теперь поглядим, чья возьмет!
Однажды я шел с тетеревиного тока, И на ходу дремал после бессонной ночи. И тут сквозь монотонный гул ручья отчетливо расслышал голос арфы. Словно бы кто-то трогал струны неумелой рукой. «Неужто чудится», — подумал я и повернул в направлении звуков. И вот что мне открылось. Просека и телефонный столб с натянутыми проводами. А на столбе, меж изоляторами, двигается пестренький комочек — обыкновенный малый дятел с багровой полоской на темени… Взмахнул головкой дятел да как забарабанит по столбу! И отозвались провода мажорным низким звоном. И долго угасал вдали задумчивый аккорд… А музыкант оцепенел и слушал, и как, должно быть, там, под серенькими перышками, трепетало, волновалось сердце! А когда звуки смолкли, он запорхал, кружась над просекой, восторженно выкрикивая: «Ки!» Потом с разлету сел, опять заколотил…
Где-то в деревяшку попытался вторить заурядный конкурент. Простучал и затих, подавленный творческой завистью.
«Ки! Ки! — разносится над лесом. — Слушайте, меня, пернатые! Слушайте и удивляйтесь: это ли не шедевр!» И, словно палец пианиста, вдохновенный, быстрый клювик бьет по клавишу-столбу.
Я двинулся своей дорогой, и долго еще слышалась мне дятлова арфа. И мне подумалось, что ведь шедевры-то никто из гениев умышленно не создавал, что ведь, по сути дела, все они — счастливая находка.
Природу Карелии прославляют в своих стихах не только прозаики, но и многие поэты. Каких из них ты знаешь? Вспомни их стихи.
Виктор Сергин
1938 — 1998
Среди поэтов Карелии, для которых главенствующей темой стала тема природы, особое место принадлежит Виктору Сергину. Он родился в Кондопожском районе, долгое время работал лесником, выступая его защитником и воспевая в своих стихах карельские леса, где «даже звезды пахнут хвоей». В. Сергин с большой любовью описывает белые ночи, брусничные поляны, лесные сумерки. Его перу принадлежат небольшие поэмы «Отчий дом» и «Кижи». Эти произведения написаны о родном поэту Заонежье, об отцовском доме, который находится сейчас в Кижах.
Лунная ночь Зеленый сумрак шалаша И колкая хмельная хвоя, Лунища, сложенная вдвое, И леса сонная душа -все в облике слилось ночном. И только лет безумной птицы разъединить на миг стремится тьму с тишиной, звезду с лучом. Река неслышная струится, С весла веселая капель Слетает звонко, серебрится … И лодка темная, как птица, Всей грудью выплыла на мель. Звезда сверкнет и разгорится И канет в синюю купель. А на воде вдруг отразится Сосна — веселая девица, И строгая монашка — ель.
Над Карелией ночи белые, над озерами ветер стих. Зори падают перезрелые в ноги елочек молодых. Не колеблется, не колышется в белом маревев сонный всплеск. Травы стеблятся , сосны высятся солнце просится из небес.
Константин Паустовский
1892 — 1968
Имя этого русского писателя вам, несомненно, знакомо. Вспомните, какие произведения вы читали самостоятельно или на уроках литературы. О чем эти произведения?
«Пленительную власть Севера» К. Паустовский испытал, побывав не только в Ленинграде и на Кольском полуострове, но и в Карелии, которая покорила его своей красотой.
Писатель побывал в Петрозаводске и его пригородах: Соломенном и Сайнаволоке; посетил Кондопогу, Гирвас, Олонец, Ругозеро, Реболы, Пудож, Медвежьегорск, Повенец; был на Киваче, восторгался Кижами. Более всего К. Паустовского поразили и очаровали белые ночи. Вот, как он описывает ее в повести «Золотая роза», главе «Белая
ночь»:
Белая ночь простиралась вокруг. Я впервые видел ее не над Невой и дворцами Ленинграда, а среди северных лесистых пространств и озер.
На востоке низко висела бледная луна. Она не давала света.
Волны от парохода бесшумно убегали вдаль, покачивая куски сосновой коры. На берегу, должно быть в каком-нибудь древнем погосте, сторож пробил на колокольне часы — двенадцать ударов. И хотя до берега было далеко, этот звон долетел до нас, миновал пароход и ушел по водной глади в прозрачный сумрак, где висела луна.
Я не знаю, как лучше назвать томительный свет белой ночи. Загадочным? Или магическим?
Эти ночи всегда кажутся мне чрезмерной щедростью природы — столько в них бледного воздуха и призрачного блеска фольги и серебра.
Человек не может примириться с неизбежным исчезновением этой красоты, этих очарованных ночей. Поэтому, должно быть, белые ночи и вызывают своей непрочностью легкую печаль, как все прекрасное, когда оно обречено жить недолго.
Я впервые ехал на север, но все казалось мне здесь знакомым, особенно груды белой черемухи, отцветавшей в ту позднюю весну в заглохших садах.
Стоит посмотреть следующий материал:
Конспект занятия по познавательному развитию на тему: Карелия-мой край родной».
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
Воспитатель:
Литвиненко Е.В.
декабрь 2015 г.
Программное содержание:
1. Закрепить представления детей о родном крае.
2. Развивать самостоятельное речевое творчество детей.
3. Продолжать учить составлять рассказ из личного опыта; строить свой рассказ самостоятельно, соблюдая структуру повествования.
4. Продолжать учить подбирать прилагательные, обозначающие красоту родного края: тихие, морозные, прекрасные, грозные и так далее; глаголы: стелются, громоздятся и так далее.
5. Продолжать учить точно выражать свои мысли, подбирая нужные слова.
6. Стимулировать умение создавать творческую работу по своему замыслу.
7. Развивать умение использовать характерные элементы карельской росписи, создавая гармоничную композицию.
8. Закреплять умение рисовать концом кисти, подбирать нужный цвет.
9. Развивать интерес к культуре народов Карелии.
10. Продолжать учить передавать свое эмоциональное отношение к народности, культуре Карелии. Воспитывать интерес к культуре Карелии.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и фотографий, рисование карельских узоров, чтение карельских народных сказок, презентация о Карелии, загадывание загадок, экскурсии по городу.
Методика проведения:
Дети входят в группу и подают друг другу руки:
Ты мой друг и я твой друг
Вместе мы друзья.
Будем вместе мы играть.
Петь и танцевать.
Дети садятся по кругу на скамеечки.
— К нам в гости пришла кукла — карелочка Мирья и она хочет узнать, что мы знаем о своей Родине.
-Ребята, как называется наш край, где мы живем? (Карелия)
-Что же такое Родина? Это то место, где мы родились и живем.
— Я предлагаю поиграть в игру, в которой вы будете передавать мячик и рассказывать о Карелии.
Воспитатель: -Я живу в Карелии и это моя Родина.
Дети: — В нашем крае растет много лесов.
— В Карелии много озер и рек.
— Самое большое озеро в Карелии – это Ладожское и Онежское.
— В лесах Карелии обитает много животных: заяц, медведь, лиса, волк, белка, лось, барсук, еж.
— В Карелии обитает много птиц: гуси, утки, сова, дятел, глухарь, тетерев, клест и другие.
— В лесах нашего края растет много грибов и ягод.
— В Карелии очень красивые города: Питкяранта, Кондопога, Петрозаводск, Сортавала, Олонец и другие.
— Главный город Карелии – Петрозаводск.
— В Карелии очень иного красивых зданий, домов, некоторые находятся под охраной государства.
— В нашем краю есть водопад Кивач.
— В Карелии много скал, На них были обнаружены рисунки древних людей. (петроглифы)
— В Карелию приезжает отдыхать много людей.
— Город, в котором мы живем, называется Лахденпохья, что означает «дно озера».
— В нашем городе проходят праздники, на которые приезжают гости из Сортавала, Петрозаводска, Приозерска, Санкт-Петербурга, других городов; из соседней Финляндии.
Кукла: «А вы знаете стихи о Карелии? (Да)
А вы в Карелии бывали,
Где травы стелются ковром,
И где озер синеют дали,
Переливаясь серебром;
Где волны Ладоги бескрайней
На берег россыпью летят,
Про неразгаданные тайны
Нам водопады говорят.
Где сосны бронзовые встали
Необходимою стеной…
А вы в Карелии бывали?
Нет?
Так поедемте со мной!
— * — * —
Люблю тебя, Карелия,
Твои озера ясные.
И водопады грозные,
И тихие луга.
Люблю тебя, Карелия,
Твои леса прекрасные
И вечера морозные
И белые снега.
— Очень хорошо. Молодцы, ребятки. Сколько много вы знаете о Карелии.
Динамическая пауза:
Камень, речка, лес и я-
Все перекликается.
Потому Ка-ре-лия
Так и называется.
А река бежит, бежит,
Убегает к озеру.
А гранит молчит, молчит,
Особенно осенью.
А леса шумят, шумят
Особенно той порой,
Как пернатый эмигрант
Возвращается домой. (движения по тексту).
Дети садятся на скамеечки.
— А теперь, я предлагаю вам составить свой небольшой рассказ о Карелии.
(2-3 ребенка)
— Молодцы! Очень хорошие рассказы!
— Дети, а вы помните, какое сейчас время года? (зима)
— Верно! Но в Карелии зима длится долго, а лето –короткое. Зимой световой день короток, темнеет рано, а светает поздно.
— А знаете, когда не было электричества, люди часто собирались вместе в одном доме, зажигали лучину и пряли нитки, ткали, вязали, чинили сети рыбацкие, вышивали. Но, чтобы поднять настроение, пели песни, даже устраивали вечера, где танцевали и играли.
— Сейчас мы с вами поиграем в игру карельскую «Платочек»:
(мальчик с платочком обходит по кругу и кладет платочек на колени девочки. Они обходят круг; девочка теперь выбирает мальчика и т д)
— Дети, давайте пригласим нашу куклу- карелочку Мирью в нашу мастерскую? (Да)
— У вас на столах платья, но они не украшены. Мы с вами живем в Карелии. Значит, попробуем украсить наши платья карельским узором.
— как вы думаете, каким цветом вышивают в Карелии (красный, синий, зеленый)
-Какие знаете узоры-орнаменты (кустики, топорики, крестики, елочки, волны, ягодки и другое.)
— Молодцы! Посмотрите на доску, на образцы, подумайте каждый для себя и выберите узор. Украсим платья элементами карельского орнамента.
Пальчиковая гимнастика:
Шел дорожкой лессовой
Нашел платочек носовой,
По краям каемочки-
Знакомой девчоночки.
— Дети приступают к работе под музыку (звучит карельская народная песня).
— Как красиво у вас получилось! Пусть наши работы высохнут, а потом сделаем выставку наших работ и пригласим гостей.
— Пусть Мирья выберет себе в подарок платье.
— Кукла Мирья благодарит.
Подвожу итог занятия: о чем мы сегодня с вами говорили и что делали на занятии. Вам понравилось занятие? Всем спасибо за работу.
Проект (старшая, подготовительная группа) по теме: Проект «Карелия – край суровой красоты и очарования!»
Проект «Карелия – край суровой красоты и очарования!»
Автор: Белозёрова Е.Б.. воспитатель МКОУ «Ильинская СОШ» дошкольные группы «Ромашка» п. Ильинский Олонецкого района Республики Карелия.
Актуальность:
Родина у каждого своя. Моя родина — Карелия, край, который трогает какие-то важные для меня струны души.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много. Н. К. Крупская, ориентируя воспитателей на расширение детского кругозора, указывала, что основной источник впечатлений дошкольников – их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут. О воспитании у дошкольников любви к родному краю писали В. С. Сухомлинский, Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова и др.
Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей страны.
Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания является краеведение как эффективное средство воспитания базиса личностной культуры ребенка.
Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей. Метод проектов, как показывает опыт, является наиболее эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю.
Технологическая карта проекта
Содержание | Пояснение |
Название проекта | «Карелия – край суровой красоты и очарования!» |
Вид | Исследовательский, групповой, краткосрочный |
Основное направление | Экологическое воспитание |
Организатор | Воспитатель: Белозёрова Е.Б. |
Участники проекта | Педагоги, дети, родители, музыкальный руководитель, физрук |
Целевая группа | Воспитанники подготовительной группы |
Сроки реализации | Сентябрь |
Основание для разработки проекта | Экологическое воспитание детей; знакомство с родным краем, природой, условиями жизни местных жителей. |
Цель | Воспитание любви к родному краю, поселку, формирование представлений о жизни местных жителей. |
Задачи |
|
Реализация проекта |
|
Ожидаемые результаты | Воспитание нравственных и патриотических чувств. Воспитание чувства гордости за край и поселок, в котором живем. |
Презентация проекта | Викторина «Карельский край», Просмотр фильма «Моя Карелия» |
Этапы проекта
1.Информационно-подготовительный | |
С детьми | С родителями |
1.Подбор иллюстраций, альбомов, книг, фотографий о Карелии. | Привлечь родителей к сбору материала к проекту. |
2. Изучение литературы о Карелии. | Консультации для родителей |
3. Составление перспективного плана | |
4. Создание развивающей среды. Подбор игр и оборудования | Привлечь родителей к оформлению уголка «Мой край Карельский» |
5.Поиск материала в интернете для создания презентаций. | Оформление папок-передвижек: «Люби и знай родной свой край |
2. Практический (реализация проекта) | |
1.Проведение тематических занятий | Предложить родителям свозить детей в краеведческий музей г. Олонца. |
2.Организация игровой деятельности (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры) | Привлечь родителей к созданию детских презентаций о поселке Ильинском. |
3. Экскурсии и целевые прогулки: в библиотеку | Просмотр передач о событиях в Карелии, составление схем посёлка |
4. Продуктивная деятельность — рисование, аппликация на данную тематику. | Просмотр и анализ видеофильмов, телепередач о природе Карелии |
5. Встречи с интересными людьми. Пригласить художественного руководителя певческого коллектива «Куммажет» с фотографиями и рассказами о карелах | Привлечь родителей к оформлению выставки «Моя малая родина – поселок Ильинский» |
3.Заключительный | |
Показ детских презентаций о поселке Ильинский. | Совместный просмотр презентаций. |
Фотовыставка «Карелия» | Подготовка материалов к выставке. |
Викторина «Край карельский» | Родители, члены жюри. |
Викторина «Край карельский»
Дети делятся на две команды:
- Тур — «Отгадай-ка»
Задание командам
- Столица Карелии? (г. Петрозаводск)
- Что изображено на гербе Карелии? (медведь)
- Чем питается медведь? (мясом, ягодами и т.д.)
- Чем украшают одежду карелы? (орнаментом)
- Какое озеро самое большое в Карелии? ( Ладожское)
- Чем занимались карелы в старину?? (охотой, рыбалкой)
- Как называется головной убор у карелок? (сорока) Почему?
- Как называются ночи в Карелии летом? (Белые) Почему?
- Куда впадает река Олонка? (в Ладогу)
- Чем богат наш край? (леса и озёра)
Пока судьи подводят итог конкурса, дети играют в игру «Ручейки и озера»
II тур – «Сложи фотографию»
Из разрезанных на 8 частей фотографий дети должны собрать животное, проживающее на территории Карелии. Выигрывает команда собравшая первой.
Пока судьи подводят итог конкурса, дети играют в игру «Волк и олени»
III тур – игра «Кто больше?»
Каждый член команды по очереди отвечает на вопрос, проигрывает команда, у которой закончились ответы.
1задание. Назовите деревья, растущие в нашем крае.
2задание. Назовите ягоды, растущие в нашем крае.
3задание. Назовите животных, живущих в нашем крае.
4задание. Назовите птиц, живущих в нашем крае
Подводятся итоги конкурса. Победители награждаются медалями «Знатоки Карелии»