Милан — первый день рождения по бурятским обычаям
Милан — первый день рождения по бурятским обычаям
В этой статье мы расскажем, как было принято отмечать первый день рождения в старину у бурят.
Первый год жизни считался самым трудным для ребенка. Раньше малыши умирали очень часто, не доживая и до года. Поэтому буряты очень трепетно относились к младенцам.
Было принято вывешивать кнут как оберег от злых сил у порога юрты или дома. Кнут у двери означал, что вход в жилище для чужих людей нежелателен или даже запрещен. Если же была крайняя необходимость, посторонний человек должен был взять с собой охапку дров и зайти в дом, словно он член этой семьи.
В праздничный день созывались только самые близкие – родные со стороны отца и матери. Готовилась праздничная еда – суп и белая пища: творог, арса, сметана, сливочное масло. В честь мальчика было принято забивать барана, в честь девочки овцу.
Гости говорили хвалебные речи малышу, родителям. Возвеличивали свой род, вспоминали предков, их доблесть и смелость. Обязательно упоминали, что род их множится и растет и молодым есть на кого равняться.
Празднование первого дня рождения имел еще один важный смысл. Малыша представляли роду, и он становился его частью, его полноценным членом, вступал под его защиту.
Конечно, гости приходили не с пустыми руками. Тогда не дарили денег и золота. Было принято дарить малышу скот. 5 традиционных видов скота: лошадь, корова, овца, коза, верблюд. Все они тоже были несколько месяцев от роду – жеребенок, теленок, ягненок, козленок и верблюжонок. Они должны были расти все вместе и как бы стать в будущем основой для благополучия ребенка.
Также было принято состригать волосы ребенку налысо. Считалось, что у ребенка после стрижки вырастут более густые и сильные волосы и вообще малыш вырастет умным. Тогда не было электробритв и малышу соскабливали волосы ножом, начиная от висков, к макушке и завершая на затылке.
Выбритые волосы не выбрасывали. Их бережно собирали в шелковые мешочки. Затем их засовывали снаружи в каждом углу дома, амбара, стойла. Считалось, что очень хорошо, если используя волосы, птицы совьют себе гнездо.
Достижение ребенком года означало, что он преодолел огромные препятствия, трудности, невзгоды в жизни и дальше его жизнь потечет уже намного легче.
Сейчас первый день рождения малыша отмечают иначе. Созывают много гостей иногда до 200 человек — родных, близких, коллег, друзей. Имениннику дарят деньги, игрушки, золото.
Но, по-прежнему, самое главное в этот день, чтобы он стал настоящим праздником для всей вашей семьи и запомнился вам надолго.
Милан — первый день рождения по бурятским обычаям
В прежние, далёкие времена жил на свете храбрый охотник, меткий стрелок. Всегда он бил без промаха, не приходил домой с пустыми руками.— Не стреляй в меня, храбрый охотник, я не сделаю тебе зла. Туман стал ещё гуще, плотней и превратился в жёлтого змея с пёстрыми гремящими крыльями. Пестрокрылый змей сказал:
— Будем друзьями, храбрый охотник, меткий стрелок. Мне нужна твоя помощь. Много лет я веду войну с желтокрылым змеем и не могу его одолеть. Вдвоём мы его победим.
— Я готов тебе помочь, — сказал охотник.
— Тогда пойдём в ту долину, где будет битва, — сказал пестрокрылый змей.
Они пришли в широкую долину.
— Наш бой будет долгим, — сказал пестрокрылый змей. — Мы трижды поднимемся к небу и трижды опустимся на землю. Когда мы поднимемся в четвёртый раз, мой враг меня одолеет, возьмёт верх; когда мы опустимся, он будет наверху, а я внизу. В это время не зевай: я поверну его жёлтую голову к тебе, а ты стреляй в его единственный глаз. Этот глаз у него — во лбу, в самой середине лба. А теперь спрячься в эту яму, скоро желтокрылый змей ринется с неба прямо на меня.
Охотник спрятался в яму.
Вскоре с неба ринулся желтокрылый змей. Началась битва. Змеи, сцепившись, трижды поднялись к небу, трижды опустились на землю. Силы были равны. Но вот они поднялись к небу в четвёртый раз, и желтокрылый змей одолел пестрокрылого. Когда они опустились, желтокрылый был наверху, а пестрокрылый внизу. Но вот пестрокрылый быстро повернул голову своего врага к охотнику. Меткий стрелок только того и ждал. Тетива его лука была натянута. Мига ему хватило, чтобы выпустить стрелу и пронзить жёлтый глаз желтокрылого змея. И тут же на землю пал жёлтый ядовитый туман, от которого все деревья в лесу засохли, а все звери подохли. Охотника спас пестрокрылый змей. Он прикрыл своего друга могучими плотными крыльями и продержал его под ними три дня и три ночи, пока жёлтый ядовитый туман не рассеялся.
— Мы победили грозного врага. Спасибо тебе, охотник. Желтокрылый змей приносил много вреда. Каждый день он проглатывал трёх зверей и пожирал огненных змеев, моих подданных. Если бы не ты, он убил бы меня и сожрал бы всех огненных змеев. Пойдём ко мне в гости. Увидишь мой дворец, моих подданных, моих старых родителей.
Охотник согласился, и они со змеем спустились в глубокую яму, а оттуда по подземному ходу попали во дворец, сверкающий золотом и драгоценными камнями. На полу лежали огненные змеи, свернувшиеся в кольца. За одним залом следовал другой, ещё более богатый. И вот они пришли в самый большой зал. В нём возле очага сидели два старых пестрокрылых змея.
— Это мои родители, — сказал змей. Охотник поздоровался с ними.
— Этот охотник спас меня и всё моё ханство, — сказал змей. — Он убил нашего давнего врага.
— Спасибо тебе, — сказали старые родители змея. — За это ты получишь награду. Хочешь — дадим тебе золота и драгоценных камней, сколько сможешь унести. Хочешь — научим семи десяти языкам, так что ты сможешь понимать разговоры птиц, зверей и рыб. Выбирай!
— Научите меня семидесяти языкам, — сказал охотник.
— Возьми лучше золота и драгоценностей, — сказали старые родители змея. — Тому, кто знает семьдесят языков, жить не легко.
— Нет, золота не хочу, научите языкам, — попросил охотник.
— Что ж, будь по-твоему, — сказал старый пестрокрылый змей. — Отныне ты знаешь семьдесят языков, отныне ты слышишь разговоры птиц, рыб и зверей. Но это — тайна. Ты дол жен хранить её от людей. Если проговоришься — в тот же день умрёшь.
Охотник покинул ханство пестрокрылого змея и отправился домой. Идёт лесом и радуется: ведь понимает он всё, что говорят меж собой звери и птицы. Вышел охотник из лесу. Вот и юрта. «Зайду в неё», — думает он. А собака лает:
Охотник пошёл дальше. Около другой юрты собака лает:
— Заходи сюда, путник. Хоть это юрта бедняка, но хозяин наш добрый, он тебя угостит. У нас всего одна корова, но хозяин даст тебе молока, у нас всего один чёрный баран, но хозяин за колет для гостя последнего барана.
Охотник зашёл в юрту бедняка. Хозяин вежливо с ним поздоровался, усадил на почётное место. Жена хозяина подала гостю пиалу молока. Бедняк предложил охотнику переночевать, а к вечеру заколол для него чёрного барана. Когда они ели, собака проскулила:
— Добрый гость, урони баранью лопатку, я схвачу и выбегу, на тебя хозяин не рассердится.
Охотник уронил лопатку. Собака схватила её и убежала. А потом залаяла:
— Добрый гость угостил меня вкусной лопаткой. Не буду спать всю ночь, буду стеречь юрту.
Ночью пришли волки. Остановились возле юрты бедняка и воют:
— Сейчас мы задерём коня!
— У моего хозяина один-единственный конь, нельзя его есть. Если подойдёте ближе, я подниму громкий лай. Проснётся хозяин, проснётся его гость-охотник, и тогда вам несдобровать. Идите лучше туда, к богачу, задерите его жирную серую кобылу, у него лошадей много, а собаки его голодные, они не захотят на вас лаять.
Милан — первый день рождения по бурятским обычаям
В прежние, далёкие времена жил на свете храбрый охотник, меткий стрелок. Всегда он бил без промаха, не приходил домой с пустыми руками.Но вот однажды целый день он проходил по лесу и до самого вечера не встретил ни зверя, ни птицы. Усталый, измученный, лёг он спать. Спит и видит странный сон: пал на него жёлтый туман, а потом приблизился пёстрый туман. Проснулся охотник и видит: приближается к нему жёлтый туман. Он испугался, схватил лук, вложил стрелу, но из тумана раздался человеческий голос:
— Будем друзьями, храбрый охотник, меткий стрелок. Мне нужна твоя помощь. Много лет я веду войну с желтокрылым змеем и не могу его одолеть. Вдвоём мы его победим.
— Я готов тебе помочь, — сказал охотник.
— Тогда пойдём в ту долину, где будет битва, — сказал пестрокрылый змей.
Они пришли в широкую долину.
— Наш бой будет долгим, — сказал пестрокрылый змей. — Мы трижды поднимемся к небу и трижды опустимся на землю. Когда мы поднимемся в четвёртый раз, мой враг меня одолеет, возьмёт верх; когда мы опустимся, он будет наверху, а я внизу. В это время не зевай: я поверну его жёлтую голову к тебе, а ты стреляй в его единственный глаз. Этот глаз у него — во лбу, в самой середине лба. А теперь спрячься в эту яму, скоро желтокрылый змей ринется с неба прямо на меня.
Охотник спрятался в яму.
Вскоре с неба ринулся желтокрылый змей. Началась битва. Змеи, сцепившись, трижды поднялись к небу, трижды опустились на землю. Силы были равны. Но вот они поднялись к небу в четвёртый раз, и желтокрылый змей одолел пестрокрылого. Когда они опустились, желтокрылый был наверху, а пестрокрылый внизу. Но вот пестрокрылый быстро повернул голову своего врага к охотнику. Меткий стрелок только того и ждал. Тетива его лука была натянута. Мига ему хватило, чтобы выпустить стрелу и пронзить жёлтый глаз желтокрылого змея. И тут же на землю пал жёлтый ядовитый туман, от которого все деревья в лесу засохли, а все звери подохли. Охотника спас пестрокрылый змей. Он прикрыл своего друга могучими плотными крыльями и продержал его под ними три дня и три ночи, пока жёлтый ядовитый туман не рассеялся.
А когда снова засияло солнце, пестрокрылый змей сказал:
Охотник согласился, и они со змеем спустились в глубокую яму, а оттуда по подземному ходу попали во дворец, сверкающий золотом и драгоценными камнями. На полу лежали огненные змеи, свернувшиеся в кольца. За одним залом следовал другой, ещё более богатый. И вот они пришли в самый большой зал. В нём возле очага сидели два старых пестрокрылых змея.
— Это мои родители, — сказал змей. Охотник поздоровался с ними.
— Этот охотник спас меня и всё моё ханство, — сказал змей. — Он убил нашего давнего врага.
— Спасибо тебе, — сказали старые родители змея. — За это ты получишь награду. Хочешь — дадим тебе золота и драгоценных камней, сколько сможешь унести. Хочешь — научим семи десяти языкам, так что ты сможешь понимать разговоры птиц, зверей и рыб. Выбирай!
— Научите меня семидесяти языкам, — сказал охотник.
— Возьми лучше золота и драгоценностей, — сказали старые родители змея. — Тому, кто знает семьдесят языков, жить не легко.
— Нет, золота не хочу, научите языкам, — попросил охотник.
— Что ж, будь по-твоему, — сказал старый пестрокрылый змей. — Отныне ты знаешь семьдесят языков, отныне ты слышишь разговоры птиц, рыб и зверей. Но это — тайна. Ты дол жен хранить её от людей. Если проговоришься — в тот же день умрёшь.
Охотник покинул ханство пестрокрылого змея и отправился домой. Идёт лесом и радуется: ведь понимает он всё, что говорят меж собой звери и птицы. Вышел охотник из лесу. Вот и юрта. «Зайду в неё», — думает он. А собака лает:
— Сюда не заходи. Хоть это и богатая юрта, но хозяин наш скупой. Здесь тебе не только мяса — молока не дадут.
Охотник пошёл дальше. Около другой юрты собака лает:
— Заходи сюда, путник. Хоть это юрта бедняка, но хозяин наш добрый, он тебя угостит. У нас всего одна корова, но хозяин даст тебе молока, у нас всего один чёрный баран, но хозяин за колет для гостя последнего барана.
Охотник зашёл в юрту бедняка. Хозяин вежливо с ним поздоровался, усадил на почётное место. Жена хозяина подала гостю пиалу молока. Бедняк предложил охотнику переночевать, а к вечеру заколол для него чёрного барана. Когда они ели, собака проскулила:
— Добрый гость, урони баранью лопатку, я схвачу и выбегу, на тебя хозяин не рассердится.
Охотник уронил лопатку. Собака схватила её и убежала. А потом залаяла:
— Добрый гость угостил меня вкусной лопаткой. Не буду спать всю ночь, буду стеречь юрту.
Ночью пришли волки. Остановились возле юрты бедняка и воют:
— Сейчас мы задерём коня!
— У моего хозяина один-единственный конь, нельзя его есть. Если подойдёте ближе, я подниму громкий лай. Проснётся хозяин, проснётся его гость-охотник, и тогда вам несдобровать. Идите лучше туда, к богачу, задерите его жирную серую кобылу, у него лошадей много, а собаки его голодные, они не захотят на вас лаять.
Милан — первый день рождения по бурятским обычаям — Новости Бурятии
Вашему малышу исполняется 1 год. Первые страхи, неуверенность, бессонные ночи остались позади.У вас есть причина для гордости – ваш малыш стал настоящим маленьким членом семьи. Он прошел огромный путь и пора представить его в полной красе перед родными и близкими.
Уверена, этот год трудно назвать простым. Но, пожалуй, он самый насыщенный в вашей жизни. Никогда потом ребенок не развивается так стремительно как в первый год своего рождения.
Ребенок учится фиксировать взгляд, узнавать людей, есть другую пищу, кроме грудного молока, у него появляются первые зубки, он учится сидеть, стоять , ползать, жевать, улыбаться, ходить. Этот год был непростым, но и незабываемым!
В этой статье мы расскажем, как было принято отмечать первый день рождения в старину у бурят.
Первый год жизни считался самым трудным для ребенка. Раньше малыши умирали очень часто, не доживая и до года. Поэтому буряты очень трепетно относились к младенцам.
Было принято вывешивать кнут как оберег от злых сил у порога юрты или дома. Кнут у двери означал, что вход в жилище для чужих людей нежелателен или даже запрещен. Если же была крайняя необходимость, посторонний человек должен был взять с собой охапку дров и зайти в дом, словно он член этой семьи.
В праздничный день созывались только самые близкие – родные со стороны отца и матери. Готовилась праздничная еда – суп и белая пища: творог, арса, сметана, сливочное масло. В честь мальчика было принято забивать барана, в честь девочки овцу.
Гости говорили хвалебные речи малышу, родителям. Возвеличивали свой род, вспоминали предков, их доблесть и смелость. Обязательно упоминали, что род их множится и растет и молодым есть на кого равняться.
Празднование первого дня рождения имел еще один важный смысл. Малыша представляли роду, и он становился его частью, его полноценным членом, вступал под его защиту.
Конечно, гости приходили не с пустыми руками. Тогда не дарили денег и золота. Было принято дарить малышу скот. 5 традиционных видов скота: лошадь, корова, овца, коза, верблюд. Все они тоже были несколько месяцев от роду – жеребенок, теленок, ягненок, козленок и верблюжонок. Они должны были расти все вместе и как бы стать в будущем основой для благополучия ребенка.
Также было принято состригать волосы ребенку налысо. Считалось, что у ребенка после стрижки вырастут более густые и сильные волосы и вообще малыш вырастет умным. Тогда не было электробритв и малышу соскабливали волосы ножом, начиная от висков, к макушке и завершая на затылке.
Выбритые волосы не выбрасывали. Их бережно собирали в шелковые мешочки. Затем их засовывали снаружи в каждом углу дома, амбара, стойла. Считалось, что очень хорошо, если используя волосы, птицы совьют себе гнездо.
Достижение ребенком года означало, что он преодолел огромные препятствия, трудности, невзгоды в жизни и дальше его жизнь потечет уже намного легче.
Сейчас первый день рождения малыша отмечают иначе. Созывают много гостей иногда до 200 человек — родных, близких, коллег, друзей. Имениннику дарят деньги, игрушки, золото.
Но, по-прежнему, самое главное в этот день, чтобы он стал настоящим праздником для всей вашей семьи и запомнился вам надолго.
Милан — первый день рождения по бурятским обычаям
Милан — первый день рождения по бурятским обычаям
В этой статье мы расскажем, как было принято отмечать первый день рождения в старину у бурят.
Первый год жизни считался самым трудным для ребенка. Раньше малыши умирали очень часто, не доживая и до года. Поэтому буряты очень трепетно относились к младенцам.
Было принято вывешивать кнут как оберег от злых сил у порога юрты или дома. Кнут у двери означал, что вход в жилище для чужих людей нежелателен или даже запрещен. Если же была крайняя необходимость, посторонний человек должен был взять с собой охапку дров и зайти в дом, словно он член этой семьи.
В праздничный день созывались только самые близкие – родные со стороны отца и матери. Готовилась праздничная еда – суп и белая пища: творог, арса, сметана, сливочное масло. В честь мальчика было принято забивать барана, в честь девочки овцу.
Гости говорили хвалебные речи малышу, родителям. Возвеличивали свой род, вспоминали предков, их доблесть и смелость. Обязательно упоминали, что род их множится и растет и молодым есть на кого равняться.
Празднование первого дня рождения имел еще один важный смысл. Малыша представляли роду, и он становился его частью, его полноценным членом, вступал под его защиту.
Конечно, гости приходили не с пустыми руками. Тогда не дарили денег и золота. Было принято дарить малышу скот. 5 традиционных видов скота: лошадь, корова, овца, коза, верблюд. Все они тоже были несколько месяцев от роду – жеребенок, теленок, ягненок, козленок и верблюжонок. Они должны были расти все вместе и как бы стать в будущем основой для благополучия ребенка.
Также было принято состригать волосы ребенку налысо. Считалось, что у ребенка после стрижки вырастут более густые и сильные волосы и вообще малыш вырастет умным. Тогда не было электробритв и малышу соскабливали волосы ножом, начиная от висков, к макушке и завершая на затылке.
Выбритые волосы не выбрасывали. Их бережно собирали в шелковые мешочки. Затем их засовывали снаружи в каждом углу дома, амбара, стойла. Считалось, что очень хорошо, если используя волосы, птицы совьют себе гнездо.
Достижение ребенком года означало, что он преодолел огромные препятствия, трудности, невзгоды в жизни и дальше его жизнь потечет уже намного легче.
Сейчас первый день рождения малыша отмечают иначе. Созывают много гостей иногда до 200 человек — родных, близких, коллег, друзей. Имениннику дарят деньги, игрушки, золото.
Но, по-прежнему, самое главное в этот день, чтобы он стал настоящим праздником для всей вашей семьи и запомнился вам надолго.
Ученическая исследовательская работа «Обряд первой стрижки волос (на примере тувинского и бурятского народов)»
Муницмпальное бюджетное учреждение
Тоора-Хемская средняя общеобразовательная школа
ОБРЯД ПЕРВОЙ СТРИЖКИ ВОЛОС.
(на примере тувинского и бурятского народов)
Выполнила: ученица 8 «а» класса
Кашкак Арыймаа
Руководитель: учитель истории
Самусенко Оксана Вячеславовна
Тоора-Хем 2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………….……. 2
I Описание обряда первой стрижки волос тувинского народа……..…..….3-6
II Описание обряда первой стрижки волос бурятского народа .……………6-7
IV Сравнительный анализ обряда первой стрижки волос на примере тувинского и бурятского народов ……………………………………..……8-9
Заключение……………………………………………………………..……..9
Список литературы……………………………………………………..…….10
Приложение………………………………………………………………………………………..11
Введение.
В современном мире часто говорим о традициях, обсуждаем вопросы их сохранения и развития. Нельзя представить свое будущее, не зная истоки своего народа, своей страны. Ведь именно с традициями связано, прежде всего, наше мировоззрение, понимание и сознание. Традиции это та основа или фундамент, на котором строится история. В России живет очень много народов, наций. И каждая из них внесла огромный вклад в становлении духовной культуры, единой культуры близкой для каждого гражданина. Для сохранения единства нашей страны, взаимопонимания, уважения, мы, молодое поколение, должны идти навстречу современному миру. Не забывая традиции передавать их из рук в руки. Поэтому цель моей работы познакомиться с обрядом первой стрижки волос на примере тувинского и бурятского народов. Для достижения своей цели ставлю перед собой следующие задачи:
Изучить имеющуюся литературу;
Собрать материал о традиции первой стрижки волос у тувинского и бурятского народов;
Дать сравнительный анализ обряда первой стрижки волос у тувинцев и бурят.
2015 год объявлен годом народных традиций, поэтому особенно хочу отметить актуальность своей темы. Гипотеза моей работы – вышеуказанные народы, исповедующие одну мировую религию (буддизм) имеют полное сходство в обряде первой стрижки волос.
Практическая польза моей работы заключается в том, что материал может быть использован на кружках по краеведению, а также как дополнительный источник информации на классных часах.
Собирая информацию по своей теме, я узнала много нового и интересного о традициях тувинского и бурятского народов. Я предполагаю, что моя работа познакомит сверстников с обрядом первой стрижки волос у данных наций и зародит интерес к дальнейшему изучению народных традиций. Наша страна интернациональна, многоконфессиональна, очень богата и поэтому она интересна, разнообразна. Хочу надеться, что через эту работу мы еще раз обратим внимание самобытности, особенности, значимости традиций и важности их сохранения.
Таах ава.
Обряд первой стрижки волос у тувинцев называется таах ава. У тувинцев Эрзинского района ребенку впервые стригли волосы, когда ему исполнялось три года. Обряд этот сопровождали праздничным угощением. Стригли ребенка обычно в летнее время, день для этого выбирал лама, он же указывал на человека, который должен был первым стричь прядь волос у ребенка. При выборе этого человека лама руководствовался годом рождения этого человека: он должен был быть рожден в том же году двенадцатилетнего цикла, что и подстригаемый ребенок. Родство при этом уже не играло никакой роли. Чаще всего первый человек, прикоснувшийся к голове ребенка, не был его родственником.
Обряд начинался в полдень, приехавшие для этого родственники и соседи собирались в юрте, где жил подстригаемый ребенок. Ребенок сидел в переднем углу. Если при этом присутствовал лама, то он также сидел в переднем углу рядом с ребенком и руководил всем обрядом. Если не было ламы, всем распоряжался отец ребенка. Мать давала ребенку ножницы, к которым был подвешен хадак голубого цвета и небольшой мешочек из белой материи сав. Ребенка подзывали к тому человеку, который первый должен был отстричь несколько волосков. Этот человек брал ножницы, отрезал небольшую прядку волос и клал их в мешочек, привязанный к ножницам.
Подстригание начинали с левого виска, долее вокруг головы по ходу солнца. Стригли с левого виска потому, что начинать надо было с «восточной» стороны головы. Левая сторона считалась восточной потому, что подстригаемый ребенок сидел в переднем углу юрты лицом к двери, т.е. на юг (дверь всегда ориентировалась на юг), следовательно, левый висок его был обращен восточной стороне юрты. Тот человек, который первым стриг волосы ребенку, должен был подарить ему четыре вида скота (одного барана или ягненка, козу или козленка, теленка и жеребенка). Если этот человек был беден, он мог подарить только два вида скота (овцу и козу).
После этой процедуры ребенка подзывала «приемная мать» и также стригла прядку волос и клала ее в мешочек сав. Она также должна была что-нибудь подарить ребенку. Затем все, находящиеся в юрте родственники и прибывшие для этого посторонние (например, соседи) стригли ребенку волосы и говорили, что дарят. Такие подарки, как материя, шкурки зверей и т.д. давали ребенку в руки тут же, сразу и он нес их к своей постели. Последним отрезали волосы родители ребенка, сначала мать, а затем отец. Родители ребенка дарили ему барана, кирпич чая и материю. После этого мешочек с волосами убирали, завернув в голубой хадак.
Когда стрижка волос заканчивалась, в этой юрте начиналось угощение. Все пили кумыс и вино, ели мясо, сыр и т.п. К вечеру все расходились.
Если на этом празднике присутствовал лама, то он волос не стриг, ему это было запрещено. Лама назначал по своим книгам не только день стрижки, но даже час, который он находил счастливым.
Мешочек с волосами ребенка, завернутый в хадак, мать прятала в главный аптара – толга аптыр – либо в свою подушку. Здесь волосы лежали до тех пор, пока его родители не умирали. После смерти обоих родителей сын или дочь, обычно уже взрослые люди, доставали свои волосы и уносили их в лес, где бросали вместе с имуществом (которое не считалось ценным или пригодным) своих умерших родителей.
У западных тувинцев первая стрижка волос, как мальчиков, так и девочек проводилась тогда, когда ребенку исполнялось три года. Для этого в юрту постригаемого, в которой устраивалось обильное угощение, собирались в первую очередь родственники по материнской и отцовской линиям. Обряд подстригания заключался в том, что каждый из родственников брал ножницы, к которым был подвязан синий (если стригли мальчика) или красный кадак (если стригли мальчика), и отрезал со лба или виска ребенка прядь волос, при этом он был обязан преподнести ребенку подарок, носивший название «туткуш» или «туткужу». Подарки, которые дарили ребенку во время этого обряда, включали куски ткани, продовольствие, мелкий скот и т.п. Каждый из родственников, стригших ребенка, уносили к себе домой волосы подстриженного им ребенка и помещал их в мешочек – кежик хавы, который висел на священной стреле (ыдык ок), представляющей собой семейного эреня, сделанного в честь духа огня (семейного очага) В этом мешочке, семейной святыне благополучия и счастья, хранились обычно различные домашние священные реликвии. При первой стрижке прядку волос ребенка отрезала также его мать, которая прятала ее вместе с хадаком, привязанным к ножницам, в мешочек кежик кабы.
Во время стрижки ребенка нельзя было отрезать его волосы с темени, ибо на темени в этот день впервые заплеталась косичка кеджеге, которую мальчик носил и в юношеском и в зрелом возрасте, фактически до самой смерти, а девочка до момента ее просватания. Косичку заплетал, особенно мальчику, обычно дядя по матери, а девочке – дядя по отцу или старший брат. Уже в шестидесятые такой строгой регламентации, как это было в старину, уже не наблюдалось. Вместо дяди косичку заплетали и другие родственники. Уже с этого периода обычай в отношении мальчиков не соблюдается, так как ни юноши, ни мужчины, ни дети волосы не заплетают и косички не носят. Во время заплетания косички кеджеге девочке к косичке прикладывали еще серебряные приколки – паш кызар.
Милан.
Первый год жизни считался самым трудным для ребенка. Раньше малыши умирали очень часто, не доживая и до года. Поэтому буряты очень трепетно относились к младенцам. Было принято вывешивать кнут как оберег от злых сил у порога юрты или дома. Кнут у двери означал, что вход в жилище чужих людей нежелателен или даже запрещен. Если же была крайняя необходимость, посторонний человек должен был взять с собой охапку дров и зайти в дом, словно он член этой семьи.
В праздничный день созывались только близкие — родные со стороны отца и матери. Готовилась праздничная еда — суп и белая пища, творог, арса, сметана, сливочное масло. В честь мальчика было принято забивать барана, в честь девочки – овцу. Гости говорили хвалебные речи малышу, родителям. Возвеличивали свой род, вспоминали предков, их доблесть о смелость. Обязательно упоминали, что род их множится и растет и молодым есть на кого равняться.
Празднование первого дня рождения имел еще один смысл. Малыша представляли роду, и он становился его частью, его полноценным членом, вступая под его защиту.
Гости приходили не с пустыми руками. Тогда не дарили денег, золота. Было принято малышу скот, пять традиционных видов скота: лошадь, корова, овца, коза, верблюд. Все они тоже были несколько месяцев от роду – жеребенок, теленок, козленок, верблюжонок. Они должны были расти все вместе и как бы стать в будущем основой для благополучия ребенка.
Также было принято состригать волосы ребенку на лысо. По традиции первый локон отрезает дядя по материнской линии, то есть родной брат матери ребенка. Если такового нет, то родной брат бабушки по материнской линии.
Считалось, что у ребенка после стрижки вырастут более густые и сильные волосы и вообще малыш растет умным. Тогда не было электробритв, и малышу соскабливали волосы ножом, начиная от висков к макушке и завершая на затылке.
Выбритые волосы не выбрасывали. Их бережно собирали в шелковые мешочки. Затем их засовывали снаружи в каждом углу дома, амбара, стойла. Считалось, что очень хорошо, если используя волосы птицы, совьют себе гнездо.
Достижение ребенком года означало, что он преодолел огромные препятствия, трудности, невзгоды в жизни и дальше его жизнь потечет уже намного легче.
Некоторые буряты считают, что современность ввела свои коррективы на проведение обряда первой стрижки волос. Если раньше созывали только самых близких и родных, то сегодня число приглашенных доходит и до двухсот человек. Можно предположить, что целью родителей в таком случае выступает не столько проведение самого обряда, сколько организация пиршества. Поэтому, я думаю, то таинство, сокральность которая была раньше со временем исчезает, оставляя за собой публичность и открытость. Также некоторые представители данного народа утверждают, что многие не знают в чем заключается истинный смыл празднования Милана.
Изучив обряд первой стрижки волос у тувинского и бурятского народов, я увидела, что есть линии сходства и отличия.
Выделю сначала сходства:
На празднование созывались самые близкие и родные;
Готовился праздничный стол;
Звучали слова поздравлений, пожеланий;
Дарили подарки.
Различия:
№
Линия сравнения
Тувинцы
Буряты
1
Возраст подстригаемого ребенка.
3 года
1 год
2
Кто должен был отстричь первый локон у ребенка.
Лама указывал на человека, который должен был первым стричь прядь волос у ребенка. При выборе этого человека лама руководствовался годом рождения этого человека: он должен был быть рожден в том же году двенадцатилетнего цикла, что и подстригаемый ребенок. Родство при этом уже не играло никакой роли. Чаще всего первый человек, прикоснувшийся к голове ребенка, не был его родственником.
По традиции первый локон отрезает дядя по материнской линии, то есть родной брат матери ребенка. Если такового нет, то родной брат бабушки по материнской линии.
3
Что делали с отстриженными волосами.
Мешочек с волосами ребенка, завернутый в хадак, мать прятала в главный аптара – толга аптыр – либо в свою подушку. Здесь волосы лежали до тех пор, пока его родители не умирали. После смерти обоих родителей сын или дочь, обычно уже взрослые люди, доставали свои волосы и уносили их в лес, где бросали вместе с имуществом (которое не считалось ценным или пригодным) своих умерших родителей.
Каждый из родственников, стригших ребенка, уносили к себе домой волосы подстриженного им ребенка и помещал их в мешочек – кежик хавы, который висел на священной стреле (ыдык ок), представляющей собой семейного эреня, сделанного в честь духа огня (семейного очага) В этом мешочке, семейной святыне благополучия и счастья, хранились обычно различные домашние священные реликвии
Выбритые волосы не выбрасывали. Их бережно собирали в шелковые мешочки. Затем их засовывали снаружи в каждом углу дома, амбара, стойла. Считалось, что очень хорошо, если используя волосы птицы, совьют себе гнездо.
4
Как стригли волосы.
(У тувинцев западных районов) Во время стрижки ребенка нельзя было отрезать его волосы с темени, ибо на темени в этот день впервые заплеталась косичка кеджеге, которую мальчик носил и в юношеском и в зрелом возрасте, фактически до самой смерти, а девочка до момента ее просватания. Косичку заплетал, особенно мальчику, обычно дядя по матери, а девочке – дядя по отцу или старший брат. (в западной Туве)
Состригали волосы ребенку на лысо. Считалось, что у ребенка после стрижки вырастут более густые и сильные волосы и вообще малыш растет умным. Тогда не было электробритв, и малышу соскабливали волосы ножом, начиная от висков к макушке и завершая на затылке.
Таким образом, я считаю, цель моей исследовательской работы достигнута. Я изучила литературу по своей теме, собрала материал о традиции первой стрижки волос (на примере тувинского и бурятского народов), а также дал сравнительный анализ. Теперь с уверенностью могу сказать о том, что моя гипотеза не подтвердилась. Вышеуказанные народы, относящиеся к одной мировой религии, в обряде первой стрижки волос абсолютного сходства не имеют. Так как имеются схожие и отличительные черты.
Список литературы
Ванштейн С.И. К истории ранних форм семейно-бытовых отношений «Советская энциклопедия», 1964, №2, стр.123-125
Курбатский Н. Тувинские праздники.
Маннай-оол М.Х, Достай И.А.История Тувы –Кызыл, 2004 г.
Потапов А.П. Очерки народного быта тувинцев – М.,1969г., стр.270-273
Инна Балмаевна Милан у бурят.- сентябрь 2012 г.
Ц. Батурова Милан — Бурятия, 2014 г.
Приложение
Кадак – (перевод с тувинского языка) лента благополучия
Кежик – (перевод с тув.) удача
Кежик хавы – (перевод с тув.) мешочек счастья
Кежеге – (перевод с тув.) вид косичек
Сава – (перевод с тув.) посуда
Таах ава – (перевод с тув.) обряд первой стрижки волос
Туткуш – (перевод с тув.) прихватки
Толга аптыр – (перевод с тув.) повесить на дереве
Хадак – (перевод с тув.) лента благополучия
Эреге — (перевод с тув.) крупные деревянные бусы
Милан — обычай древний — 26 Ноября 2012
«Человек с детьми подобен свече, человек без детей подобен подошве» – гласит народная мудрость. Дети в традиционной системе ценностей бурят занимали особое место и считались главным богатством человека, и, чем многодетнее была семья, тем счастливее были родители.
Рождение ребенка, особенно сына, было одним из самых значительных событий в жизни семьи. В мальчике видели наследника, будущего хозяина и продолжателя рода. Рождение девочки, хотя и оно было важным событием, встречалось не так радостно. Тем не менее, чем больше рождалось детей, тем счастливее были родители.
Бедой дореволюционной жизни бурят была чрезвычайно высокая детская смертность. Поэтому именно эта сфера семейной жизни – сохранение и воспитание детей – отличалась особенно высокой сакральностью. Такая ситуация порождала и поддерживала у бурят веру в различные обереги и магические действия.
Через несколько дней после родов, когда у ребенка отпадала пуповина, справляли обряд улгыдэ оруулха – обряд первого пеленания и укладывания ребенка в колыбель. Любая колыбель перед обрядом первого пеленания очищалась огнем и окуривалась дымом можжевельника с горящими углями и благовонными травами. Обычай окуривания колыбели был связан с верой в магическую силу огня, который не только очищал колыбель от нечистой силы, но и обеспечивал в будущем ребенку спокойствие, сон и безопасность.
У всех локальных групп бурят был известен праздник милангууд (милага, милаагад), посвященный ребенку. Сейчас этим словом обозначают празднование первого дня рождения малыша. Но в древности это был обычай, представляющий собой посвящение, прием в члены родового коллектива нового человека. Для милангууд обязательно было приготовить столько мяса и угощений, чтобы их не только хватило на всех присутствующих, но и каждая семья непременно могла бы получить определенную долю домой. Каждый пришедший на милангууд обязательно приносил с собой подарок, чаще деньги, либо скот. Пять традиционных видов скота тоже должны были быть несколько месяцев от роду – жеребенок, теленок, ягненок, козленок и верблюжонок. Они должны были расти все вместе и как бы стать основой для будущего ребенка.
Также было принято состригать волосы ребенку налысо. Считалось, что у ребенка после стрижки вырастут более густые и сильные волосы и вообще малыш вырастет умным. Тогда не было электробритв, и волосы соскабливали ножом, начиная от висков к макушке и завершая на затылке. Выбритые волосы не выбрасывали. Их бережно собирали в шелковые мешочки. Затем их прятали снаружи в каждый угол дома, амбара, стойла. Считалось, что очень хорошо, если, используя волосы, птицы совьют себе гнездо.
Достижение ребенком года означало, что он преодолел огромные препятствия, трудности, невзгоды в жизни и дальше его жизнь потечет уже намного легче.
Маргарита ЧЕРНЕЦОВА.