Лиссабонский метрополитен — Википедия
Лиссабонский метрополитен (порт. Metropolitano de Lisboa) — система линий скоростного транспорта Лиссабона. Открыт 29 декабря 1959 года. После открытия трёх станций 17 июля 2012 года насчитывает 56 станций и 44,2 км.
Идея[править | править код]
Идея создания метрополитена в Лиссабоне существовала с 1888 года. Впервые создание сети линий, охватывающих всю столицу, предложил военный инженер Энрике де Лима и Кунья (порт. Henrique de Lima e Cunha) в журнале «Общественные работы и шахты» (порт. Obras Públicas e Minas). Однако разработка проекта затянулась на долго. Первый из них был опубликован в 1923 году, ещё один в 1924, но ни один из них не был реализован.
После Второй мировой войны, в которой Португалия сохраняла нейтралитет, взлёт экономики и финансовые возможности, предоставленные планом Маршалла, дали толчок строительству метрополитена. 26 января 1948 года был создан общество с целью изучения технической и экономической целесообразности подземной системы общественного транспорта в Лиссабоне.
До национализации[править | править код]
Декабрь 1959 года.Строительство началось 7 августа 1955 года, а уже через четыре года, 29 декабря 1959 года, Лиссабонский метрополитен был открыт. Единственная линия была Y-образной и шла от станции «Рестаурадориш» (порт. Restauradores) до станции «Ротунда» (порт. Rotunda) (сегодня называется «Маркеш-ди-Помбал»), где разделялась на 2 части: до станций «Энтре-Кампуш» (порт. Entre Campos, ныне называется «Жардин-Зооложику») и «Сете-Риуш» (порт. Sete Rios).
Новая система была хорошо принята лиссабонцами, и в первый год метрополитен перевёз более 15,3 млн пассажиров. Метрополитен способствовал возникновению новых жилых районов на протяжении всей линии. В 1963 линия была продлена от «Рестаурадориш» до «Росиу», в 1966 году до станции «Анжуш», и в 1972 году до «Алваладе».
После национализации[править | править код]
Декабрь 1997 года. В период с 1972 до 1988 года не было открыто ни одной новой станции. Революция гвоздик, состоявшаяся в стране в 1974 году, вызвала изменение формы правления предприятия. В 1975 году Лиссабонский метрополитен был национализирован. Новое руководство начало менять станции, главным образом за счёт их расширения (станции смогли принимать четыре вагона вместо двух, как это было раньше).В конце 1980-х годов появляются два новых отрезка метрополитена: «Сете-Риуш» — «Колежиу-Милитар/Луж» и «Энтре-Кампуш» — «Сидади-Университария». Происходило постепенное расширение линий; так, в 1993 году были открыты отрезки между станциями «Сидади-Университария» и «Кампо-Гранде». В 1995 году линии были разделены. Линия «А» (сегодня Синяя) и Линия «B» (сегодня Жёлтая) соединялись на станции «Ротунда» и затем расходились: первая в направлении «Колежиу-Милитар/Луж», вторая в направлении «Кампу-Гранде». Это было сделано с целью улучшения структуры линий. В 1997 году открывается новый отрезок на линии «А» между станциями «Колежиу-Милитар/Луж» и «Понтинья», на линии «B» — между станциями «Ротунда» и «Рату». В конце этого же года (1997) была образована линия «С» (сегодня Зелёная линия), которая начиналась с построенной станции «Байша-Шиаду» и заканчивалась на станции «Кампу-Гранде», проходя через станцию «Росиу», которая уже не принадлежала к линии «А».
В это же время меняются название некоторых станций: «Маркеш-де-Помбал» вместо «Ротунды», «Мартин-Мониш» вместо «Сокорру», «Праса-де-Ишпанья» (Praça de Espanha) вместо «Пальява» и «Жардин-Зооложику» вместо прежней «Сете-Риуш».
Конец 90-х[править | править код]
Ноябрь 1998 года.1998 год был очень важным для португальской столицы, поскольку именно в этом году в восточной части города проходила Лиссабонская всемирная выставка. Лиссабонский метрополитен не мог остаться в стороне от проведения такого знаменательного события, и в мае 1998 года открылась четвёртая линия — Линия «D» (сегодня это Красная линия). Начиналась она на станции «Аламеда» Линии «C» и заканчивалась станцией «Ориенте», что находится в Парке Наций, где и проводилась Всемирная выставка. На Линии «A» был открыт новый отрезок от станции «Рестаурадориш» к «Байша-Шиаду», а линия «C» была продлена от станции «Байша-Шиаду» до станции «Кайш-ду-Содре», которая имела переход к речному порту. Именно в такой конфигурации Лиссабонский метрополитен встретил третье тысячелетие.
XXI век[править | править код]
Декабрь 2007 года.Названия всех линий были изменены: Линия «A» получила название Синей или Чайки (порт. Linha da Gaivota), Линия «B» — Жёлтой или Подсолнечника (порт. Linha do Girassol), Линия «С» — Зелёной или Каравеллы (порт. Linha da Caravela), Линия «D» — Красной или Востока (порт. Linha do Oriente). Но несмотря на новые названия, в народе линии называют по их цветам. В 2002 году Зелёная линия была продлена до станции «Тельейраш», а уже через два года, в 2004, Лиссабонский метрополитен выходит за географические границы города. Сначала в марте, когда Жёлтая линия была достроена в северном направлении до станции «Одивелаш», и в мае того же года, когда Синяя линию была продлена в западном направлении до станции «Амадора-Эште». Таким образом, метро появилось и в лиссабонских пригородах — Одивелаш и Амадора.
19 декабря 2007, через 11 лет после начала строительства, был наконец открыт отрезок между станциями «Байша-Шиаду» и «Санта-Аполония». Эта задержка (первоначальный проект предусматривал открытие отрезка ещё до Всемирной выставки) главным образом связана с уровнем грунтовых вод южной части города. В 2000 году, когда планировалось закончить объект в трёхлетний срок, в тоннелях начала появляться вода в угрожающем количестве, что и повлекло отставание от графика. В своё время даже было прекращено автомобильное движение над тоннелями в районе Коммерческой площади. Пришлось строить новый тоннель внутри исходного.
В Лиссабонском метрополитене 4 линии. Каждая из них имеет свой цвет и свою эмблему. Суммарная протяжённость — 45,5 километра. В лиссабонском метро действует линейный принцип движения поездов.
В Лиссабонском метрополитене 55 станций. Из них 51 расположена на территории Лиссабона, 2 («Алфорнелуш» и «Амадора-Эшти») — в Амадоре, 1 («Одивелаш») — в одноимённом городе, и 1 («Сеньор-Робаду») — на границе между городом Одивелаш и Лиссабоном. Большинство станций — подземные, 4 станции расположены на эстакадах («Одивелаш», «Сеньор-Робаду» и сдвоенная станция «Кампу-Гранди»). В связи с тем, что в Лиссабонском метрополитене используется система двухпутных тоннелей, все станции имеют платформы берегового типа.
Суммарно станции составляют 4 линии, обслуживаемые 6 пересадочными узлами, каждый из которых является двухстанционным. 2 узла («Байша-Шиаду» и «Кампу-Гранди») имеют кроссплатформенную пересадку.
Длина платформ большинства станций составляет 105 метров, что позволяет принимать 6-вагонные составы. Станции, имеющие изначальную длину платформ от 40 до 70 метров, были реконструированы в 70-х годах.
На 2011 год в Лиссабонском метрополитене насчитывалось 338 вагонов, из которых 225 являются моторными (с питанием от третьего рельса), и 113 являются безмоторными. Все серии вагонов имеют однотипный внешний вид, вследствие чего случайному наблюдателю сложно их различить.
ML7[править | править код]
ML7 — первая серия подвижных составов Лиссабонского метрополитена. Производством вагонов этой серии занималась немецкая фирма Linke-Hoffman Busch. Впервые эти вагоны приняли пассажиров 29 декабря 1959 года — в день открытия метрополитена. С первого дня на линии работало 24 вагона. Они производились до 1975 года, в общей сложности было произведено 84 вагона (с нумерацией от A-1 до A-84)[1]. Вагон вмещал 173 человека и имел максимальную скорость 60 км/ч[2]. Снаружи все вагоны имели одинаковую расцветку — верхняя половина была белой, нижняя — красной. 21 мая 1976 года, вблизи станции Арроюш, произошёл пожар, в результате которого сгорело четыре вагона ML7 [3]. Остальные 80 вагонов работали до 31 января 2000 года[2], после чего большинство было отправлено на металлолом, однако два вагона (A-1 и A-2) были сохранены, а затем восстановлены для использования в особых случаях. Примером такого случая послужила выставка на станции Алваладе в честь 50-летия метрополитена[4].
ML79[править | править код]
ML79 — серия вагонов, созданная на основе французской MF 77. Первые вагоны этой серии начали работу 1 января 1984 года. В общей сложности с 1984 по 1989 произведено 56 вагонов (с нумерацией от M101 до M156)[1]. Вместимость вагонов — 164 человек. Максимальная скорость — 72 км/ч[5]. Кузов вагонов изготавливался из нержавеющей стали на заводе Sorefame в городе Амадора. ML79 были выведены из обращения 11 июля 2002 года[5]. Метрополитен Буэнос-Айреса изъявил желание купить списанные вагоны, однако сделка не состоялась, и вагоны были проданы на металлолом. 2 вагона впоследствии удалось сохранить для экспозиции.
ML90[править | править код]
ML90 — третья серия подвижного состава Лиссабонского метрополитена, введённая в обращение 29 марта 1999 года. Производство вагонов велось на заводах Sorefame и Bombardier. В этой серии впервые были использованы безмоторные вагоны-прицепы. Такие вагоны размещались в составе между двумя моторными. В свою очередь моторный вагон должен был иметь рядом не более одного вагона-прицепа. В общей сложности с 1993 по 1996 год было построено 57 вагонов (с нумерацией от M201 до M257[6])[1]. Моторный вагон вмещал 162 человека, прицеп — 178 человек. Максимальная скорость — 72 км/ч[7].
ML95[править | править код]
ML95 — четвёртая серия подвижного состава Лиссабонского метрополитена, введена в эксплуатацию в 1997 году. Данная серия была полностью основана на серии ML90, имела аналогичную компоновку вагонов и производилась на тех же заводах Sorefame и Bombardier. Всего с 1997 по 1998 год построено 114 вагонов этой серии (с нумерацией от M301 до M414) [1]. Вместимость вагонов так же аналогична серии ML90, 162 человека для моторного вагона и 178 для вагона-прицепа. Максимальная скорость — 72 км/ч[8]. Отличие от серии ML90 заключается в новом двигателе и системе открывания дверей[8].
ML97[править | править код]
ML97 — пятая серия подвижного состава Лиссабонского метрополитена, введена в эксплуатацию 1 февраля 1999 года[3]. Компоновка вагонов унаследована от предыдущей серии. Всего построено 54 вагона (с нумерацией от M501 до M554)[1]. Вместимость моторного вагона — 165 человек, вагона-прицепа — 185 человек. Максимальная скорость — 72 км/ч[9]. Отличие от предыдущей серии заключается в модернизации системы сцепления вагонов и применении гофр, что позволило немного увеличить вместимость. Также была введена автоматическая информационная система информирования пассажиров и установлены батареи бесперебойного питания освещения и вентиляции в случае сбоев
ML99[править | править код]
Интерьер вагона ML99ML99 — шестая серия подвижного состава Лиссабонского метрополитена, введена в эксплуатацию 3 июля 2000 года[3]. Компоновка вагонов не отличается от предыдущих серий. Всего построено 114 вагонов в период с 2000 по 2002 год (с нумерацией от M601 до M714)[1]. Вместимость моторного вагона — 165 человек, вагона-прицепа — 185 человек. Максимальная скорость — 72 км/ч[10]. Как и в ML97, вагоны связаны гофрами, что позволяет отличить эти две серии от ML90 и ML95, однако между собой они практически неразличимы, за исключением конструкции пассажирских сидений. На данный момент в строю 113[1] из 114 вагонов (одни вагон был разбит в результате инцидента в депо «Калванаш» в 2002 году).
История метро Лиссабона — Португалия, Лиссабон. Здесь человек счастлив
В Лиссабоне впервые задумались о строительстве метро в 1888 году, когда подобные системы уже существовали в Лондоне, Глазго и Будапеште, а в Париже строительство было в самом разгаре.
Первоначальный проект разработал военный инженер Henrique de Lima e Cunha, который на страницах журнала «Obras Públicas e Minas» («Общественные работы и шахты») предложил связать недавно открытый вокзал Santa Apolónia с районом Algés. Линия должна была пройти вдоль берега реки Tejo, через Rossio, São Bento, Janelas Verdes и Alcântara.
Но проект так и остался проектом. Позже, в 1923-1924 годах, были представлены еще два проекта по заказу мэрии Лиссабона, но и им было не суждено осуществиться.
В ходе Второй Мировой войны Португалия сохраняла нейтралитет, что позволило существенно укрепить экономику страны. Также США оказывали финансовую помощь странам Европы в рамках плана Маршалла, в основном на восстановление транспортной инфраструктуры. На эти средства 28 января 1948 года было учреждено общество, целью которого было изучить техническую возможность и экономическую целесообразность строительства метро в столице. Исследование дало весьма положительные результаты, и уже в 1955-м году началось строительство первой подземной системы общественного транспорта на территории Португалии.
- Строительство метро Лиссабона, Avenida Fontes Pereira de Melo, Palacete Sotto-Mayor, 1955-1959 года. Фото Judah Benoliel
- Строительство метро Лиссабона, Avenida Fontes Pereira de Melo, 1955-1959 года. Фото Judah Benoliel
- Строительство метро Лиссабона, Avenida Fontes Pereira de Melo, 1955-1959 года. Фото Judah Benoliel
- Строительство метро Лиссабона, Praça do Duque de Saldanha, 1955-1959 года. Фото Judah Benoliel
- Строительство метро Лиссабона, Palacete Gabriel José Ramires, Rotunda, Praça Marquês de Pombal, 1955-1959 года. Фото Judah Benoliel
- Строительство метро Лиссабона, Praça dos Restauradores, 1955-1959 года. Фото Judah Benoliel
Спустя 4 года, 29 декабря 1959-го года, состоялось торжественное открытие метро Лиссабона с единственной Y-образной линии из 11-и станций: от Sete Rios (сегодня это Jardim Zoológico) до Rotunda (сегодня Marquês de Pombal), от Entre Campos до Rotunda, и от Rotunda до Restauradores. По тоннелям общей протяженностью 6,5 км ходило 24 вагона немецкой Linke-Hoffman Busch. В оформлении станций не обошлось без азулежу работы Rogério Ribeiro, а помогала ему известная португальская художница Maria Keil.
Метро Лиссабона в жизни города
Уже на следующий день с 3-х часов утра на входах в станции образовались бесконечные очереди из горожан, уж больно необычным оказался новый вид транспорта. И в первый же год метрополитен перевез более 15,3 миллионов пассажиров!
В целях популяризации метро по заказу управляющей компании Artur Agostinho и Arthur Duarte создали короткометражный фильм, который показывали не только по телевидению, но и во всех кинотеатрах столицы.
В 1960-м линия продлена до Rossio, а чуть позже добавили сразу 3 станции: Socorro (сейчас это Martim Moniz), Intendente и Anjos, всего полтора километра.
В 1970-х продолжается расширение линий, добавляется отрезок от Anjos до Alvalade протяженностью 3,4 километра. Общее число станций выросло до 20-и. Новые станции получили удлиненный до 70-и метров перрон (вместо 35-и). Началось удлинение перронов старых станций. Революция Гвоздик 1974-го года изменило форму управления метрополитена, и он был национализирован. Новых станций не открывали, зато на многих имеющихся продолжались работы по удлинению перрона.
В 80-х построен участок Sete Rios — Colégio Militar/Luz, причем станции открылись позже намеченного срока, и на это были причины. Во-первых, на станции Laranjeiras практически сразу произошло затопление, а во-вторых руководство футбольного клуба Sporting вступило в конфликт с руководством метрополитена. Ведь нельзя открывать метро к стадиону Benfica — извечного соперника — раньше, чем к стадиону Sporting!
Были закуплены новые вагоны, на этот раз от французской Alsthom-MTE. Также активно достраивается участок Alvalade — Campo Grande: впервые строят надземную станцию метро!
Метрополитен Лиссабона в новое время
В 90-е продолжает экспансия, а к выставке Expo’98 формируются привычные четыре линии Лиссабонского метрополитена. Кроме того переименовывают станции Sete Rios, Palhavã, Rotunda и Socorro: теперь они имеют имена Jardim Zoológico, Praça de Espanha, Marquês de Pombal и Martim Moniz соответственно.
В 2000-е метро впервые приходит в пригород со станцией Odivelas. Очередной раз произошло обновление состава, а синяя ветка дошла до вокзала Santa Apolónia.
В 2012-м метро дошло до аэропорта, на многих станциях появился бесплатный Wi-Fi. А 13 апреля 2016 синяя ветка удлинилась до Reboleira. Современному туристу будет полезно узнать об особенностях лиссабонского метро.
На данный момент нет станций в стадии строительства, но планы по расширению сети имеются.
Лиссабонский метрополитен — Википедия
Лиссабонский метрополитен (порт. Metropolitano de Lisboa) — система линий скоростного транспорта Лиссабона. Открыт 29 декабря 1959 года. После открытия трёх станций 17 июля 2012 года насчитывает 56 станций и 44,2 км. Движение поездов — левостороннее.
История
Идея
Идея создания метрополитена в Лиссабоне существовала с 1888 года. Впервые создание сети линий, охватывающих всю столицу, предложил военный инженер Энрике де Лима и Кунья (порт. Henrique de Lima e Cunha) в журнале «Общественные работы и шахты» (порт. Obras Públicas e Minas). Однако разработка проекта затянулась на долго. Первый из них был опубликован в 1923 году, ещё один в 1924, но ни один из них не был реализован.
После Второй мировой войны, в которой Португалия сохраняла нейтралитет, взлёт экономики и финансовые возможности, предоставленные планом Маршалла, дали толчок строительству метрополитена. 26 января 1948 года был создан общество с целью изучения технической и экономической целесообразности подземной системы общественного транспорта в Лиссабоне.
До национализации
Декабрь 1959 года.Строительство началось 7 августа 1955 года, а уже через четыре года, 29 декабря 1959 года, Лиссабонский метрополитен был открыт. Единственная линия была Y-образной и шла от станции «Рестаурадориш» (порт. Restauradores) до станции «Ротунда» (порт. Rotunda) (сегодня называется «Маркеш-ди-Помбал»), где разделялась на 2 части: до станций «Энтре-Кампуш» (порт. Entre Campos, ныне называется «Жардин-Зооложику») и «Сете-Риуш» (порт. Sete Rios).
Новая система была хорошо принята лиссабонцами, и в первый год метрополитен перевёз более 15,3 млн пассажиров. Метрополитен способствовал возникновению новых жилых районов на протяжении всей линии. В 1963 линия была продлена от «Рестаурадориш» до «Росиу», в 1966 году до станции «Анжуш», и в 1972 году до «Алваладе».
После национализации
Декабрь 1997 года.В период с 1972 до 1988 года не было открыто ни одной новой станции. Революция гвоздик, состоявшаяся в стране в 1974 году, вызвала изменение формы правления предприятия. В 1975 году Лиссабонский метрополитен был национализирован. Новое руководство начало менять станции, главным образом за счёт их расширения (станции смогли принимать четыре вагона вместо двух, как это было раньше).
В конце 1980-х годов появляются два новых отрезка метрополитена: «Сете-Риуш» — «Колежиу-Милитар/Луж» и «Энтре-Кампуш» — «Сидади-Университария». Происходило постепенное расширение линий; так, в 1993 году были открыты отрезки между станциями «Сидади-Университария» и «Кампо-Гранде». В 1995 году линии были разделены. Линия «А» (сегодня Синяя) и Линия «B» (сегодня Жёлтая) соединялись на станции «Ротунда» и затем расходились: первая в направлении «Колежиу-Милитар/Луж», вторая в направлении «Кампу-Гранде». Это было сделано с целью улучшения структуры линий. В 1997 году открывается новый отрезок на линии «А» между станциями «Колежиу-Милитар/Луж» и «Понтинья», на линии «B» — между станциями «Ротунда» и «Рату». В конце этого же года (1997) была образована линия «С» (сегодня Зелёная линия), которая начиналась с построенной станции «Байша-Шиаду» и заканчивалась на станции «Кампу-Гранде», проходя через станцию «Росиу», которая уже не принадлежала к линии «А».
В это же время меняются название некоторых станций: «Маркеш-де-Помбал» вместо «Ротунды», «Мартин-Мониш» вместо «Сокорру», «Праса-де-Ишпанья» (Praça de Espanha) вместо «Пальява» и «Жардин-Зооложику» вместо прежней «Сете-Риуш».
Конец 90-х
Ноябрь 1998 года.1998 год был очень важным для португальской столицы, поскольку именно в этом году в восточной части города проходила Лиссабонская всемирная выставка. Лиссабонский метрополитен не мог остаться в стороне от проведения такого знаменательного события, и в мае 1998 года открылась четвёртая линия — Линия «D» (сегодня это Красная линия). Начиналась она на станции «Аламеда» Линии «C» и заканчивалась станцией «Ориенте», что находится в Парке Наций, где и проводилась Всемирная выставка. На Линии «A» был открыт новый отрезок от станции «Рестаурадориш» к «Байша-Шиаду», а линия «C» была продлена от станции «Байша-Шиаду» до станции «Кайш-ду-Содре», которая имела переход к речному порту. Именно в такой конфигурации Лиссабонский метрополитен встретил третье тысячелетие.
XXI век
Декабрь 2007 года.Названия всех линий были изменены: Линия «A» получила название Синей или Чайки (порт. Linha da Gaivota), Линия «B» — Жёлтой или Подсолнечника (порт. Linha do Girassol), Линия «С» — Зелёной или Каравеллы (порт. Linha da Caravela), Линия «D» — Красной или Востока (порт. Linha do Oriente). Но несмотря на новые названия, в народе линии называют по их цветам. В 2002 году Зелёная линия была продлена до станции «Тельейраш», а уже через два года, в 2004, Лиссабонский метрополитен выходит за географические границы города. Сначала в марте, когда Жёлтая линия была достроена в северном направлении до станции «Одивелаш», и в мае того же года, когда Синяя линию была продлена в западном направлении до станции «Амадора-Эште». Таким образом, метро появилось и в лиссабонских пригородах — Одивелаш и Амадора.
19 декабря 2007, через 11 лет после начала строительства, был наконец открыт отрезок между станциями «Байша-Шиаду» и «Санта-Аполония». Эта задержка (первоначальный проект предусматривал открытие отрезка ещё до Всемирной выставки) главным образом связана с уровнем грунтовых вод южной части города. В 2000 году, когда планировалось закончить объект в трёхлетний срок, в тоннелях начала появляться вода в угрожающем количестве, что и повлекло отставание от графика. В своё время даже было прекращено автомобильное движение над тоннелями в районе Коммерческой площади. Пришлось строить новый тоннель внутри исходного.
Линии метрополитена
В Лиссабонском метрополитене 4 линии. Каждая из них имеет свой цвет и свою эмблему. Суммарная протяжённость — 45,5 километра. В лиссабонском метро действует линейный принцип движения поездов.
Станции метрополитена
В Лиссабонском метрополитене 55 станций. Из них 51 расположена на территории Лиссабона, 2 («Алфорнелуш» и «Амадора-Эшти») — в Амадоре, 1 («Одивелаш») — в одноимённом городе, и 1 («Сеньор-Робаду») — на границе между городом Одивелаш и Лиссабоном. Большинство станций — подземные, 4 станции расположены на эстакадах («Одивелаш», «Сеньор-Робаду» и сдвоенная станция «Кампу-Гранди»). В связи с тем, что в Лиссабонском метрополитене используется система двухпутных тоннелей, все станции имеют платформы берегового типа.
Суммарно станции составляют 4 линии, обслуживаемые 6 пересадочными узлами, каждый из которых является двухстанционным. 2 узла («Байша-Шиаду» и «Кампу-Гранди») имеют кроссплатформенную пересадку.
Длина платформ большинства станций составляет 105 метров, что позволяет принимать 6-вагонные составы. Станции, имеющие изначальную длину платформ от 40 до 70 метров, были реконструированы в 70-х годах.
Подвижной состав
На 2011 год в Лиссабонском метрополитене насчитывалось 338 вагонов, из которых 225 являются моторными (с питанием от третьего рельса), и 113 являются безмоторными. Все серии вагонов имеют однотипный внешний вид, вследствие чего случайному наблюдателю сложно их различить.
ML7
ML7 — первая серия подвижных составов Лиссабонского метрополитена. Производством вагонов этой серии занималась немецкая фирма Linke-Hoffman Busch. Впервые эти вагоны приняли пассажиров 29 декабря 1959 года — в день открытия метрополитена. С первого дня на линии работало 24 вагона. Они производились до 1975 года, в общей сложности было произведено 84 вагона (с нумерацией от A-1 до A-84)[1]. Вагон вмещал 173 человека и имел максимальную скорость 60 км/ч[2]. Снаружи все вагоны имели одинаковую расцветку — верхняя половина была белой, нижняя — красной. 21 мая 1976 года, вблизи станции Арроюш, произошёл пожар, в результате которого сгорело четыре вагона ML7[3]. Остальные 80 вагонов работали до 31 января 2000 года[2], после чего большинство было отправлено на металлолом, однако два вагона (A-1 и A-2) были сохранены, а затем восстановлены для использования в особых случаях. Примером такого случая послужила выставка на станции Алваладе в честь 50-летия метрополитена[4].
ML79
ML79 — серия вагонов, созданная на основе французской MF 77. Первые вагоны этой серии начали работу 1 января 1984 года. В общей сложности с 1984 по 1989 произведено 56 вагонов (с нумерацией от M101 до M156)[1]. Вместимость вагонов — 164 человек. Максимальная скорость — 72 км/ч[5]. Кузов вагонов изготавливался из нержавеющей стали на заводе Sorefame в городе Амадора. ML79 были выведены из обращения 11 июля 2002 года[5]. Метрополитен Буэнос-Айреса изъявил желание купить списанные вагоны, однако сделка не состоялась, и вагоны были проданы на металлолом. 2 вагона впоследствии удалось сохранить для экспозиции.
ML90
ML90 — третья серия подвижного состава Лиссабонского метрополитена, введённая в обращение 29 марта 1999 года. Производство вагонов велось на заводах Sorefame и Bombardier. В этой серии впервые были использованы безмоторные вагоны-прицепы. Такие вагоны размещались в составе между двумя моторными. В свою очередь моторный вагон должен был иметь рядом не более одного вагона-прицепа. В общей сложности с 1993 по 1996 год было построено 57 вагонов (с нумерацией от M201 до M257[6])[1]. Моторный вагон вмещал 162 человека, прицеп — 178 человек. Максимальная скорость — 72 км/ч[7].
ML95
ML95 — четвёртая серия подвижного состава Лиссабонского метрополитена, введена в эксплуатацию в 1997 году. Данная серия была полностью основана на серии ML90, имела аналогичную компоновку вагонов и производилась на тех же заводах Sorefame и Bombardier. Всего с 1997 по 1998 год построено 114 вагонов этой серии (с нумерацией от M301 до M414)[1]. Вместимость вагонов так же аналогична серии ML90, 162 человека для моторного вагона и 178 для вагона-прицепа. Максимальная скорость — 72 км/ч[8]. Отличие от серии ML90 заключается в новом двигателе и системе открывания дверей[8].
ML97
ML97 — пятая серия подвижного состава Лиссабонского метрополитена, введена в эксплуатацию 1 февраля 1999 года[3]. Компоновка вагонов унаследована от предыдущей серии. Всего построено 54 вагона (с нумерацией от M501 до M554)[1]. Вместимость моторного вагона — 165 человек, вагона-прицепа — 185 человек. Максимальная скорость — 72 км/ч[9]. Отличие от предыдущей серии заключается в модернизации системы сцепления вагонов и применении гофр, что позволило немного увеличить вместимость. Также была введена автоматическая информационная система информирования пассажиров и установлены батареи бесперебойного питания освещения и вентиляции в случае сбоев[9].
ML99
Интерьер вагона ML99ML99 — шестая серия подвижного состава Лиссабонского метрополитена, введена в эксплуатацию 3 июля 2000 года[3]. Компоновка вагонов не отличается от предыдущих серий. Всего построено 114 вагонов в период с 2000 по 2002 год (с нумерацией от M601 до M714)[1]. Вместимость моторного вагона — 165 человек, вагона-прицепа — 185 человек. Максимальная скорость — 72 км/ч[10]. Как и в ML97, вагоны связаны гофрами, что позволяет отличить эти две серии от ML90 и ML95, однако между собой они практически неразличимы, за исключением конструкции пассажирских сидений. На данный момент в строю 113[1] из 114 вагонов (одни вагон был разбит в результате инцидента в депо «Калванаш» в 2002 году).
Галерея схем
См. также
Примечания
Ссылки
Транспорт Лиссабона — как пользоваться и цены
Как пользоваться, стоимость проезда, транспортные карты и виды билетов.
Как это ни удивительно, в Лиссабоне удобнее и быстрее пользоваться общественным транспортом для передвижения по городу и осмотру достопримечательностей, чем арендованным авто. С парковками в Лиссабоне не просто, особенно в центре города, и за них надо платить.
В этой статье мы предоставим практическую информацию по использованию общественного транспорта Лиссабона, научим им пользоваться и поделимся полезными советами.
Какие транспортные карты действуют в Лиссабоне
В Лиссабоне в ходу обе карты. «Viva Viagem» (белая или зеленая). Хотя они и отличаются внешне, но по своему функционалу – идентичны. Различие в том, с 2016 года в кассах Лиссабона вы получите белую карту, а в пригородных кассах — зеленую.
Если у вас осталась зеленая карта от прошлой поездки и прошло меньше года (срок действия), то вы смело можете пополнить ее в автомате в метро и ездить.
Стоимость карты – 0,50€
- 1-ое пополнение карты минимум от 3-х евро
- Следующие: от 3€ до 40€
- Срок годности карты – 1 год со дня первого использования1
1 По истечении срока годности, карту можно поменять в пунктах продаж и перенести оставшийся баланс на новую.
Не смотря на то, что на официальном сайте пишут о возможности возврата неиспользованных средств, я не знаю ни одного человека, который успешно провернул эту операцию! Но перенести баланс со старой карты на новую — можно. Я это делал неоднократно в кассах метро, когда заканчивался срок действия старой карты.
Виды проездных билетов в Лиссабоне
Тарифы, способы оплаты транспорта и стоимость проезда:
«Tarifa de bordo»
Билет на одну поездку покупается у водителя.
Городские автобусы (компания Carris) | 2,00 € |
---|---|
Трамваи (компания Carris) | 3,00 € |
Подъёмники Bica, Glória, Lavra (2 поездки) | 3,80 € |
Лифт Santa Justa (2 поездки) | 5,30 € |
Система Zapping (запинг)
Деньги зачисляются на счет карты и снимаются по мере использования.
Carris (автобусы, трамваи, подъемники и лифт в течение часа) | 1,35 € |
---|---|
Метро (1 поездка) | 1,35 € |
Пригородные поезда CP (билет на 2 часа, пересадки без доплаты) | 1,90 € |
Паромы Transtejo/Soflusa (1 поездка) | от 1,80 до 2,56 € |
Пригородные автобусы компании TST (1 поездка) | от 1,40 до 4,60 € |
Предоплаченные поездки
Только Carris и/или Метро (неограниченное количество поездок в течение часа) | 1,50 € |
---|---|
24H Carris и/или Метро (проездной на 24 часа, действует с начала первой поездки) | 6,40 € |
Внимание: Есть еще проездные, которые включают себя и поездки на пароме — Лиссабон + паромы (9,50€), или поездки на электричках — Лиссабон + электрички CP (10,55€), но они невыгодны!
Как альтернативу 24-х часовому билету, можно использовать Lisboa Card, которая, помимо проезда на общественном транспорте, даёт возможность бесплатного посещения многих достопримечательностей и музеев.
Что из этого выбрать? – Советы
Как видно на схеме, при первой покупке карты необходимо активировать и оплатить один из тарифов. Можно выбрать только что-то одно. Или «поездки» или систему заппинг. Если карта уже есть, то её можно использовать снова, пополнив в автомате или пункте продаж, согласно выбранному тарифу.
С оплатой проезда у водителя все понятно – заходите, оплачиваете проезд и едете. Из минусов: придется объяснять водителю на сколько человек вам нужно билетов и существенно переплачивать за проезд.
Исключение составляет поездка на современных трамваях, например тех, что идут из центра в Белем. Если у вас нет проездной карты, то приготовьте мелочь, так как водители билеты не продают. Билет покупается в автомате, расположенном внутри салона. Автомат принимает только монеты.
Система Заппинг (Zapping) очень удобна. Положили деньги на карту и катаетесь, пока не кончатся. Аналог московской карты «Тройка».
Плюсы: 1 поездка обойдется дешевле всего, и расплачиваться можно не только в трамваях, автобусах и метро, но также оплатить паром через реку или пригородную электричку до Кашкайша или Синтры.
Минусы: Вы оплачиваете 1 поездку, и если вам нужна пересадка на другой вид транспорта, придется за него платить. Что в сумме выйдет дороже, чем предоплаченные поездки.
Использование предоплаченных поездок тоже имеет свои плюсы и минусы. По принципу действия карта похожа на московские «90 минут». Давайте разберем подробнее.
Плюсы: Если поездка предполагает пересадку на другой вид транспорта, например CARRIS + метро, то вы заплатите всего 1,45 евро. Лиссабон не такой уж и большой. Этого времени обычно достаточно, чтобы доехать из одного конца города в другой. На эту карту можно активировать проездной при интенсивном передвижении по городу.
Минусы: Нет гибкости использования предоставляемой картами Zapping. Захотите поехать в Кашкайш, Синтру или прокатиться на лодке к статуе Христа и.. у вас появиться ещё одна карта в кармане. Дороже, если вам надо совершить короткую поездку на метро, трамвае или фуникулёре.
Проездной на 24 часа особенно выгоден в том случае, если вы хотите прокатиться на основных достопримечательностях Лиссабона. Забавно звучит, но в столице Португалии таких памятников истории предостаточно – это знаменитый на весь мир 28 трамвай, фуникулеры-подъёмники Лавра, Бика, Глория и лифт Санта Жушта.
Выберите один день и купите проездной на 24 часа. Прокатитесь утром по городу на 28 трамвае (в это время здесь меньше всего туристов), поднимитесь посмотреть на город сверху со знаменитой смотровой площадки лифта. В этот же день вы с легкостью сможете изучить маршруты фуникулёров. И при этом сэкономить.
Давайте перейдем от теории к практике и советам
Для передвижений по Лиссабону оптимально использовать 2 карты на человека. Потратите лишних 50 центов, но сможете воспользоваться плюсами обеих.
В дни, когда планируете много пользоваться общественным транспортом – активируйте карту с заранее купленным проездным. Также, на эту карту можно зарядить проездной по Синтре и её окрестностям «Train&Bus» в кассе вокзала.
Карты Viva Viagem используются не только в самом Лиссабоне, в сети компании Carris и метро (белая карта), но и за городом (зеленая). Например, для оплаты парома на полуостров Троя из Сетубал, метро в Алмаде (Metro Sul do Tejo) или проездного «Train&Bus» в Синтре. Только билеты и тарифы там другие и не совместимы с «лиссабонскими». Эти билеты и проездные надо «заряжать» на чистую или новую карту.
Где приобрести карту и билеты
Приобрести проездные карты в Лиссабоне и пополнить баланс можно в нескольких местах.
Самым удобным для туристов является… любая станция метро. На всех станциях имеются аппараты по продаже билетов, а на некоторых – кассы с кассирами.
Помимо этого существуют многочисленные пункты продаж, расположенные на почте, в журнальных киосках и в некоторых кафе. Зачастую, в них работают люди не говорящие на английском языке, и вам будет сложно объяснить, что вы хотите.
Eu quero comprar … (Э́у ке́ру кумпра́р …) Я хочу купить …
… (1) um cartão Viva Viagem (… у́м карта́у Ви́ва Виа́жень) … одну карту Вива.
… (2) dois cartões Viva Viagem (… до́йш карто́еш Ви́ва Виа́жень) … две карты Вива.
… (3) três cartões Viva Viagem (… трэ́ш карто́еш Ви́ва Виа́жень) … три карты Вива.
Eu quero carregar o cartão com … (Э́у ке́ру каррэга́р у карта́у ко́м …) Я хочу пополнить карту …
… dinheiro (… динье́йру) … деньгами (запинг).
… (10) dez bilhetes (… дэ́ж билье́тэш) … 10-ю билетами.
… (5) cinco bilhetes (… си́ньку билье́тэш) … 5-ю билетами.
… (1) um bilhete (… у́м билье́тэ) … 1-им билетом.
… bilhete (1) um dia Carris/metro (… билье́тэ ум ди́а Карри́ш/ме́тру) … проездным на 1 день (24 часа) Карриш/метро.
Как пользоваться транспортом и платить за проезд
Проездные карты обязательно валидировать при каждой поездке, даже если у вас проездной.
Приложите карту к считывающему устройству и дождитесь, пока на нем загорится зелёный индикатор. На информационном табло высветится оставшееся количество поездок (предоплаченные билеты), окончание срока действия проездного или оставшаяся сумма на карте (запинг).
Если ваша карта не действительна или у вас нет на ней необходимой суммы/билетов, то на валидаторе загорится красный индикатор. Попробуйте повторить. Если ошибка повториться, то для совершения поездки вам придется купить билет у водителя или пополнить карту в автомате или пункте продаж.
Если вы уверены, что с вашей картой все в порядке и это просто сбой – обратитесь в пункт продаж. Даже если у вас есть проездной или поездки на карте, но вы его не валидировали перед поездкой, то будете считаться зайцем. Проверяющие ходят часто и штрафы за безбилетный проезд в Португалии довольно высоки.
Аламеда (станция метро, Лиссабон) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Аламе́да» (порт. Alameda) — станция Лиссабонского метрополитена. Является пересадочной станциeй между Зелёной линией (Линией Каравеллы) и Красной линией (Линией Востока). На Зелёной линии находится между станциями «Ареэйру» и «Арроюш». На Красной линии находится между станциями «Салданья» и «Олаяш». Платформы Зелёной линии были открыты 28 июня 1972 года, а Красной линии — 19 мая 1998 года. Название станции в переводе с португальского означает «проспект», что связано с расположением на проспекте Афонсу Энрикиша, первого короля Португалии. Также возле станции расположен Высший Технический институт (порт. Instituto Superior Técnico).
Станция была открыта в составе пускового участка от станции «Арроюш» до станции «Алвалади». Оригинальный архитектурный проект разработал Диниш Гомиш, а декоратором стала Мария Кейл. В 1998 году была произведена полная реконструкция станции в связи со строительством перехода на Красную линию. Архитектором реконструкции стал Мануэл Таинья, декоратором — Луиш Норонья да Кошта.
Станция Красной линии была открыта в составе пускового участка «Аламеда» — «Ориенти» с целью расширения метрополитена в район проведения Всемирной выставки 1998 года. Архитектор станции Красной линии — Мануэл Таинья, декораторы — Кошта Пиньейру и Юхана Бломстедт, скульптор — Алберту Карнейру.
Платформы станции Красной линии
Переход между линиями
Вход на станцию
Скульптурная композиция
Вид на станцию красной линии с перехода
Элементы декорации
Элементы декорации