Маяки ленинградской области – Путеводитель по маякам Ленобласти. В России наконец начал развиваться маячный туризм. В Северной столице и окрестностях его культивированием занимаются энтузиасты проекта «Нам светло» — яхтенный журнал itBoat

Содержание

14 самых красивых маяков недалеко от Петербурга

В Петербурге медленно, но верно начинается весна, а значит пора планировать маршруты для долгих прогулок. Один из самых романтичных вариантов – отправиться к маяку, благо, их рядом с городом много. Вместе с книжным «Подписные издания» «Собака.ru» составила топ самых живописных – у каждого из них есть значок-двойник, который можно найти в магазине.

Сухо

Маяк на одноименном островке (всего 90 на 60 метров) в Ладожском озере, основанный в 1827 году. После пожара в 1891 году сгоревшая деревянная башня была заменена на кирпичную. Маяк стал знаменит во время Великой Отечественной войны – он был важным опорным пунктом в восточной части Ладоги, и в октябре 1942 года его гарнизон отразил штурм острова, предпринятый немецкими и итальянскими моряками. В настоящее время он работает в автономном режиме.

Шепелевский

Это не только действующий по сей день маяк, но и одно из самых живописных мест Ленинградской области. Он был основан в 1720–х годах, нынешняя маячная башня возведена в 1910 году. Во время Великой Отечественной войны маяк был отправной точкой Малой Дороги жизни, связывавшей Ленинград, Кронштадт и Ораниенбаумский плацдарм. Рядом с городком расположена заброшенная наблюдательная вышка, создающая таинственную атмосферу, словно переносящую в романы братьев Стругацких.

Родшер

Маяк на одноименном каменистом острове в Финском заливе, недалеко от границ России, Эстонии и Финляндии. Маленький остров отошел к нашей стране в 1743 году после очередной русско-шведской войны. Родшер – самая западная точка нашей страны, если не учитывать отдаленную Калининградскую область. Маяк здесь был основан в 1818 году, ныне действующая башня возведена из кирпича в 1886 году. Дойдя до нашего времени почти в первозданном виде, маяк Родшер пережил Первую мировую и Советско-финскую войны, а также Великую Отечественную, оказавшись в центре событий трагического Таллинского конвоя в августе 1941 года.

Нижний Николаевский

Заброшенный створный маяк на отмели рядом с фортом Кроншлот, основанный в 1857 году. Нынешняя башня была изготовлена в Петербурге на заводе Сан-Галли и смонтирована в 1891 году. Маяк был заброшен после того, как перестал соответствовать возросшим техническим требованиям судовождения в районе плавания. Тем не менее, историческая конструкция маячной башни сохранилась до наших дней и неизменно привлекает внимание любителей индустриальной эстетики.

Бесов нос

Заброшенный маяк на одноименном мысу в восточной части Онежского озера, входящего в состав государственного природного заповедника. Несмотря на то, что маяк не действует уже почти 50 лет, он все равно привлекает множество туристов. Недалеко от него можно найти знаменитые петроглифы, созданные около 5000 лет назад и ставшие объектом пристального внимания ученых-археологов.   

Толбухин

Старейший маяк на территории России, основан по личному указанию Петра I в 1719 году, первое его название – «Котлинский». В 1736 году переименован в честь первого коменданта Кронштадта Ф. С. Толбухина. Изначально расположенный на искусственном островке маяк был деревянным, в 1810 году была возведена кирпичная башня и примыкающие постройки, дошедшие до наших дней. Здесь было испытано и применено множество образцов новой маячной аппаратуры. В годы Великой Отечественной войны здешний гарнизон вел воздушное наблюдение и артиллерийскую разведку, засекая расположение орудий противника, обстреливавших осажденный Ленинград.

Стороженский

Маяк, расположенный в деревне Сторожно на юго-восточном побережье Ладожского озера. Является седьмым по высоте специальным маячным сооружением в мире и вторым по высоте маяком в России. Основан в 1828 году, нынешняя башня высотой около 77 метров построена в 1911 году. Маяк расположен в одном из самых живописных уголков Ладоги и является прекрасным объектом для путешествия на автомобиле в выходной.

Большой Тютерс

Маяк на одноименном острове в Финском заливе, который отошел к России в 1721 году. В начале XX века на нем располагалась большая рыбацкая деревня с собственной школой, церковью и метеостанцией. Маяк был построен в 1904 году в характерном псевдоготическом стиле. Во время Великой Отечественной войны Большой Тютерс был заминирован. До разминирования в 2000-х годах на нем работали только маячники, а позывным маяка стало слово «Забытый».

Задний Створный маяк Санкт-Петербургского морского канала

Маяк, расположенный на искусственном островке в районе Большого Кронштадтского рейда. Построен в 1914 году из нового для того времени материала – бетона. Недавно отметивший свое столетие маяк исправно работает до сих пор – автономно, без смотрителя, электропитание современной светодиодной лампы осуществляется от аккумуляторов, заряжаемых солнечными батареями.

Гогландский Южный

Маяк, построенный на острове Гогланд в Финском заливе. В переводе со шведского «Hogland» означает «Высокая земля». В настоящее время для посещения острова нужно оформлять специальный пропуск, а воды вокруг него имеют печальную славу: вокруг затонуло несколько десятков кораблей. Маяк был основан в 1861 году, нынешняя кирпичная башня была возведена в 1905 году. В 1872 году на маяке была установлена первая в России пневматическая сирена – устройство, подающее звуковой сигнал в условиях недостаточной видимости маячного огня.

Передний Кронштадтский (Николаевский) створный маяк

Родной брат ныне заброшенного Нижнего Николаевского створного маяка. Основан в 1857 году, нынешняя цельнометаллическая башня изготовлена на заводе Сан-Галли в Петербурге и установлена на форту Кроншлот в 1891 году. Первоначально выполнял функцию заднего створа, а после постройки в 1915 году Заднего Кронштадтского створного маяка до настоящего времени обеспечивает вход с моря на Большой Кронштадтский рейд.   

Стирсудден

Маяк на одноименном мысе на северном берегу Финского залива. Основан в 1873 году по инициативе директора маяков Балтийского моря адмирала барона Врангеля. Он расположен в живописной местности, не случайно летом 1907 году недалеко от него на даче профессора Книповича отдыхали Владимир Ленин и Надежда Крупская. В ходе Великой Отечественной войны маяк был разрушен, а восстановлен в нынешнем виде в 1954 году.

Задний створный знак Кронштадтского рейда («Деревянный маяк»)

Створный навигационный знак, за долгие годы своего существования ставший одним из символов Кронштадта. Построен в 1949 году и представляет собой ажурную металлическую башню, обшитую деревянным брусом, выкрашенную в белый цвет с вертикальными красными и черной полосой с юго-восточной стороны. Отличие навигационного знака от маяка заключается в дальности видимости огня. Свет навигационного знака можно заметить на расстоянии до 10 морских миль, а маяка – от 10 морских миль и дальше.

Гогландский Северный

Один из первых маяков в России, основан в 1723 году. Расположен на высокой скале в северной части острова Гогланд. Нынешняя башня маяка построена в 1965 году по типовому проекту из чугунных секций. Поднявшись в фонарное сооружение маяка, в бинокль можно увидеть территорию двух сопредельных государств – очертания мыса Кунда (Эстония) и шхеры в окрестностях города Котка (Финляндия). Обслуживается экипажем под руководством старейшего маячника на Балтике – Николая Тихоновича Макаренкова.

10 маяков Петербурга и Ленинградской области

10 маяков Петербурга и Ленинградской области | Blog Fiesta

У вас отключен JavaScript.

10 маяков Петербурга и Ленинградской области

В окрестностях Петербурга и Ленинградской области можно найти несколько впечатляющих маяков с по-настоящему богатой и интересной историей. Они долгие годы помогают морякам не сбиться с пути, а некоторые даже известны на весь мир и славятся боевыми подвигами.

10 маяков Петербурга и Ленинградской области
Маяк Толбухин
Маяк Толбухин

Над искусственным островом близ Кронштадта возвышается, пожалуй, старейший в Ленинградской области и один из самых старых маяков по всей России — маяк Толбухин. Его история началась с эскиза, нарисованного самим Петром I. К неказистому рисунку император приложил записку: «Прочее даётся на волю архитектору». В 1719 году на острове, что расположился к западу от Котлина, возвели деревянную конструкцию, увенчал которую огромный фонарь — это и был некий прототип будущего каменного маяка. В сентябре 1810 года деревянную конструкцию все же заменили камнем. Увенчал башню современный 12-гранный фонарь с 24 серебряными отражателями. Словно повинуясь воле Петра I, который нарисовал эскиз маяка, инженеры не прекращали свою работу, и в 1867 году у маяка появился диоптрический аппарат, а в 1970 построили причал и укрепили остров бетонными плитами. 

  • Адрес

    Кронштадт, к западу от острова Котлин, на искусственном острове

Стороженский маяк
Стороженский маяк

Эта громада по праву считается самым высоким маяком не только в России, но также и на территории всей Северной Европы. На мировой арене маяк занимает лишь третье место, но и это весьма почётно. Линза со светильником возвышается на 71 метр над Ладожским озером. Чтобы подняться на самый верх, смотрителю ежедневно приходится преодолевать долгий путь — всего 399 ступеней вверх по узкой винтовой лестнице. С грандиозной высоты открывается чудесный вид на Стороженский мыс, близлежащую деревню и, конечно же, Ладогу.

  • Адрес

    Стороженский мыс

Маяк Стирсудден

Искусственная путеводная звезда моряка бесперебойно светит с 1872 года. Может быть, именно поэтому радиопозывной Стирсуддена — «Надёжный». Кстати, в 1907 году неподалёку от маяка, ставшего уже на тот момент достопримечательностью, обитал сам вождь пролетариата Владимир Ильич Ленин. Стоит отметить, что в годы Великой Отечественной войны из-за постоянных обстрелов маяк полностью сровняли с землёй, но аккурат после этого на его месте выстроили новый. Свет маяка озаряет путь и по сей день. Благодаря мощной хрустальной линзе огонёк маяка отчетливо виден аж за 21 милю от берега. Сегодня посетить маяк можно лишь со специальным разрешением.

  • Адрес

    поселок Озерки, Выборгский район, Ленинградская область

Нижний Николаевский маяк
Нижний Николаевский маяк

Комплекс был построен в 1857 году у форта Кроншлот. Сегодня действующим является лишь один —Верхний Николаевский маяк. Нижний заброшен и давно не используется для навигации, а его удивительная винтовая лестница потихоньку ржавеет и разрушается. 

  • Адрес

    Кронштадт, форт Кроншлот

Деревянный маяк
Деревянный маяк

Над пирсом, разделяющим Купеческую и Среднюю гавани Кронштадта, возвышается белый маяк. На него можно практически беспрепятственно посмотреть, так как часть пирса открыта для всех желающих.

  • Адрес

    Кронштадт, Петровский канал

Шепелёвский маяк
Шепелёвский маяк

Чугунный маяк расположен на южном берегу Финского залива на Шепелёвском мысу. Маяк имеет французские корни, ведь его конструкцию изготовили во Франции в 1910 году. Сооружение возвышается на 38 метров. Его осветительный прибор даёт два долгих сигнала через каждые 16 секунд. Сигналы —разноцветные. От цвета напрямую зависит направление движения. Внутрь маяка не попасть, но можно осмотреть близлежащую территорию.

  • Адрес

    Шепелевский мыс

Осиновецкий маяк
Осиновецкий маяк

Маяк-герой расположен на 44-м километре Дороге жизни. Героем его можно назвать как минимум потому, что во времена блокады маяк служил путеводной звездой для всего города. Рядом с ним прошла эвакуация горожан и даже первый караван с зерном. Для того чтобы оказаться на самом верху башни, придётся совершить восхождение по 366 старинным ступеням. Свободного доступа к маяку нет, но посетить его можно с экскурсией.

  • Адрес

    Всеволожский район, посёлок Ладожское Озеро, Дорога жизни

Свирский маяк
Свирский маяк

Молодой маяк был построен в здешних местах в 1908 году. Его башенка возвышается на 35 метров, а свет виден за 12 миль. Свирский маяк соседствует со Стороженским, и с его вершины можно отчётливо разглядеть самый высокий маяк России. 

  • Адрес

    кординаты: 60°30'44"N 32°42'55"E

Маяк на острове Родшер

На безлюдном острове в Финском заливе стоит кирпичный маяк, построенный в 1886 году, который хранит историю двух отечественных сражений: русско-шведской войны и событий Великой Отечественной. Во время Великой Отечественной войны недалеко от острова Родшер тремя немецкими самолётами был атакован бывший латышский пароход «Аусма». Одна из сброшенных бомб попала в кормовой трюм судна, в результате чего в корпусе образовалась большая пробоина. Так как спасательные шлюпки были сорваны с балок, команде пришлось спасаться, прыгая за борт. Сейчас на острове крайне редко можно встретить людей. Маяк работает автоматически, за счёт солнечной батареи: каждые 15 секунд, с интервалом в три секунды, он подаёт две белые вспышки и помогает нашим ледоколам следовать по своему маршруту. 

  • Адрес

    Кингисеппский район Ленинградской области

Маяк-усадьба Колчановский
Маяк-усадьба Колчановский

Маяк построили в 1840 году, хотя пристань в Колчаново появилась десятью годами ранее. Она была одним из пунктов на пути Тихвинской водной системы — одного из трёх водных путей, соединявших Балтику с Волгой. Этот путепровод имел один, но весьма веский недостаток — маловодность, по нему ходили только небольшие суда — «тихвинки». Поэтому долго речное судоходство не просуществовало, а появление железной дороги в этих краях и вовсе свело его на нет. Случилось это в конце XIX века — с этого времени Колчановский маяк оказался не у дел. Так началась новая глава в жизни путеводной звезды моряков. В башне маяка поселились люди, а в 1865 году лесопромышленник Михаил Родионович Шарапов купил участок земли на берегу Сяси, напротив пристани. Несколькими годами позднее он пристроит к башне-маяку деревянный дом. В советское время усадьбу и маяк в Колчаново приспособили под дом отдыха для работников железной дороги. Во времена Великой Отечественной здесь располагался госпиталь на 400 раненых. А после войны в усадьбе-маяке расположился санаторий «Колчановский» для детей с 6 до 15 лет с хроническими заболеваниями органов дыхания. Причём здесь они не только курс лечения могут пройти, но и продолжать посещать школу.

  • Адрес

    село Колчаново Волховского района Ленинградской области

  • 8 ноября 2017
  •    25 008
Вы подписались на дайджест
Места, где можно попробовать вкусный рамен Интересные общественные бани Петербурга

7 самых интересных маяков Ленинградской области

В России около 350 маяков. Старейший из них, Толбухин, находится в Ленинградской области. В этом году «дедушке» всех каменных лоцманов страны исполняется 300 лет.

Этому славному юбилею «Комсомольская правда в Санкт-Петербурге» и «Сообщество Питерских блогеров» посвятили совместный проект «Маяки Ленобласти». Это серия автомобильных экспедиций блогеров и журналистов к старым и современным путеводным башням региона. Попасть сюда самостоятельно очень трудно — нужно получать разрешение Министерства обороны, так что наш проект — это едва ли не единственная для петербуржцев возможность «побывать» внутри маяков.

За три автопробега участники проекта посетили почти все маяки региона. Сначала отправились к береговым маякам Финского залива, затем — на Ладогу, а в конце заглянули на Толбухин и к его кронштадтским «соседям».

Конечно, запомнился проект не только красотой маяков, но и их историей. Особое место в ней занимают люди — смотрители, которые следят за тем, чтобы маяк не погас и моряки приплыли домой. Несколько историй, рассказанных смотрителями, мы хотим пересказать.

КОГДА ЭТО СУДЬБА

Домик смотрителя маяка «Красная горка». На бело-бирюзовых стенах всевозможные щитки и часы с надписью «Сделано в СССР». Напротив — старый красный диванчик, который тут же заняли уставшие блогеры.

На столе перед окном, из которого виднелась путевая звезда моряков, лежал «Вахтенный журнал маяка № 2». Капли били по стеклу, не нарушая спокойствия, а наполняя скромную комнату теплом и уютом. В воздухе витало ощущение какой-то гармонии и безвременья.

Возможно, именно за ними сюда и приехал почти полвека назад Николай Никандрович Алексеев. Он долгое время был яхтсменом и побывал на маяках на Балтике, Ладоге, в Калининграде... Познакомился с работой смотрителя и захотел им стать.

И вот, с 1976 года он трудится механиком на маяке. А в 1980 году здесь поселилась и его жена Мария Николаевна.

—За 42 с лишним года не было ни дня, чтобы мне было скучно или надоело. Эта работа очень многогранна: нужно обслуживать всю технику — быть электриком, механиком... Разносторонним должен быть человек, — уверен Николай Никандрович.

ПО ЛАДОГЕ НА ВОДНЫХ ЛЫЖАХ

Еще Петр I говорил, что тот, кто по Ладоге не ходил, не может считаться настоящим моряком. Характер озера завораживает. И тот, кто хотя бы раз видел, как стихия переходит с истеричного крика на шепот, хочет обязательно вернуться сюда снова.

Вот и Олег Карепанов, бывавший здесь еще в детстве, вернулся в знакомые места и уже десять лет работает смотрителем Осиновецкого маяка.

Он с любопытством и легкой ухмылкой поглядывал на гостей, которые расстреливали башню из фотоаппаратов.

—Скучно ли мне? Нет, не бывает однообразного ничего, каждый день все равно особенный. Ладога цепляет, - рассказал Олег Евгеньевич. —Здесь нет тишины: озеро шумит. Но это другой шум, не такой, как в городе: шум волны, ветра, деревьев...

Он живет в небольшом домике из красного кирпича напротив маяка.

Стены комнаты, как только переехал, покрасил в бирюзовый цвет. Говорит, помогает бороться со стрессом. Прямо напротив крыльца — беседка с самоваром. В выходные к нему приезжает семья, и все вместе собираются за столом.

—А почему не чайник? — спрашиваю.

—Как же, в каждой деревне должен быть самовар. Чайник — совсем не то, — объяснил смотритель.

За беседкой виднеется катер на прицепе, а за крыльцом - лыжи, только вот какие-то уж больно большие.

—Это водные. Я сам катаюсь! — гордо заявил Олег Евгеньевич.

Еще одна его страсть после Ладоги — ретроавтомобили: Карепанов четыре года восстанавливал раритетный ГАЗ-69.

—Головка блока двигателя из Петрозаводска, поддон — из Новосибирска. Закончу — займусь моделью ГАЗ-21, запчасти уже нашел, — поделился смотритель. —У меня тут все есть. Только «Урала» с пулеметом нет.

Себя Олег Евгеньевич, смеясь, называет злым маячником, который гоняет незваных гостей. Все-таки это территория Министерства обороны и вход сюда закрыт.

—Собачек завел — теперь меньше лезут, — рассказал Карепанов.

БУЛГАКОВ И ДОСТОЕВСКИЙ

Игорь Олегович Берг уже 25 лет работает смотрителем самого труднодоступного в Ленобласти маяка — Свирского. Добраться сюда можно или на катере по капризной Ладоге (и то не всегда), или пешком по лесу. Идти по болотам в компании комаров придется 15 километров.

Живет маячник вместе с женой и 22-летним сыном. В Сети пишут, что электричества на Свирском нет, однако его провели еще пять лет назад. С продуктами и топливом тоже проблем не возникает: летом их привозят на катере, а зимой — на снегоходе. Сложности есть лишь в межсезонье, когда до деревни Сторожно приходится добираться пешком по лесу.

Свирский маяк - самый труднодоступный в Ленобласти Фото: Андрей Стрельников.

Свирский маяк - самый труднодоступный в Ленобласти Фото: Андрей Стрельников.

По словам Игоря Олеговича, начальство сделало все, чтобы жить здесь было хорошо. Только Интернет ловится лишь на вершине маяка.

—Я всю жизнь без Интернета живу и что же, не помер! — говорит Берг. —Люди во всем мире развиваются одинаково — чтением классической литературы. Вот и читаю.

Больше всего Игорь Олегович любит Булгакова, на втором месте — Достоевский. Трепетное отношение к русской классике он самостоятельно прививал сыну Олегу, который получил домашнее образование.

—Своему ребенку вы будете уделять больше времени, чем тридцати балбесам в классе, — уверен Берг.

В общем, уединенная жизнь на маяке ему нравится. Особенно, что соседи далеко.

—Если у вас есть три соседа, то три раза в день вы можете законно поругаться. Как писал Жванецкий, если есть контакт, то будет и конфликт. Мне вполне достаточно общения с семьей, — отметил смотритель.

СКАЗАНО!

Дмитрий МАСЬКО, смотритель маяка Толбухин.

«Романтика здесь только первые три дня, а потом — ответственность и гордость за свою работу, ведь ты обеспечиваешь безопасность мореплавания. Понимаешь, что если ты не сделаешь — никто не сделает. Работаем без выходных. Дизельный генератор надо обслуживать, масло заливать, ремонтировать. Да и хозяйство у нас свое: помидоры, огурцы, лук, петрушка, кинза. Времени свободного вообще не остается. Но в город не хочу, хотя почти год там не был. Разве что парикмахерскую посетить».

7 САМЫХ ИНТЕРЕСНЫХ МАЯКОВ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Шепелевский маяк

Славится не только своей красотой, но и историей. Во время Великой Отечественной войны именно с него начиналась ледовая трасса к островам Финского залива: такая же дорога жизни, как и на Ладоге. На Сескар, Тютерс и Мощный доставляли питание, снаряжение и боеприпасы. Там находились военно-морские базы, с которых наши подводные лодки уходили в рейд на Балтику, а также аэродромы, которые обеспечивали прикрытие Ленинграда и фронта.

Войну Шепелевский маяк пережил и работает по сей день. Он дает две долгие вспышки каждые 16 секунд. Их цвет — красный или белый — зависит от того, с какой стороны судно приближается к маяку.

Осиновецкий маяк

Маяки Финского залива: 2dar — LiveJournal

Как устроена маячная служба, посмотреть и посетить сами маяки Ленинградской области, познакомиться с маячниками - это цели нового проекта spbblog и "Комсомолки". В рамках этого организационно непростого проекта - а многие маяки находятся в ведомстве Западного Военного округа МО и визиты на них требует множества согласований - удалось посетить маяки отвечающие за навигацию в Восточной части Финского залива - Стирсудден, Красная горка и Шепелевский.


Очень удачно проект начался с маяка Стирсудден. При маяке существует небольшой закрытый музей маячной службы с очень наглядной объёмной схемой Навигационного оборудования Восточной части Финского залива с макетами основных маяков. Балтийская часть проекта как на ладони.
2

Возникновение маячного дела в россии, конечно, связано с Петром I, но произошло это не на Балтике, а в Архангельске. Однако, ещё 100 лет дела в этом направлении шли бессистемно, и только Александр I утвердил «Положение о содержании маяков и штате маячной команды» 8 июня 1805 года. Эта дата и считается официальной датой создания маячной службы России.
3

На этих макетах хорошо показаны основные маяки восточной части Финского залива. Особенно много маяков у Кронштадта и поэтому им будет посвящен отдельный выезд проекта "Маяки Ленобласти".
4

При маяке находится небольшая экспозиция про навигационные знаки, маячное оборудование, буи и прочее.
5-6


7
Что касается самого маяка Стирсудден. Построен маяк на Сейвястовском мысу (это финское название, шведское Стирсудден - история Финляндии и бывших финских мест это постоянное путаница между двумя, а то и тремя (ещё раньше шведов здесь были новгородцы) названиями). Со шведского, кстати, название мыса переводится как "указующий". Мыс этот находится при входе в пролив Бьёркёзунд и уже давно, ка

Маяки Петербурга и Ленинградской области, Топ

Места история и достопримечательности Петербурга.

 

В окрестностях Санкт-Петербурга есть маяки, привлекающие внимание туристов своей архитектурой и многолетней историей.

 

Маяки – это символ надежды и покоя, путеводная нить и дорога домой. Их называют святыней морей и верным другом моряков. Маяки Петербурга – это красивейшие памятники боевой славы, на которые стоит посмотреть и восхититься их величием.

 

Маяк Стирсудден.

Маяк Стирсудден.

Началась история маяка с 1872 года.  Тогда построили восьмигранную башню, венчать которую стал светооптический аппарат, без которого не было бы тысячи спасенных кораблей и моряков. Через некоторое время там поселился смотритель, ему построили дом.

Кстати, радиопозывной Стирсуддена «Надежный». А в 1907 году рядом с этой уже достопримечательностью жил сам Ленин, в связи с чем установлена Стелла. Однако, во время Великой Отечественной Войны маяк был разрушен. На его месте был построен капитальный маяк, который стоит и сейчас.

Сейчас в маяке всё та же винтовая лестница, наверху лампа с хрустальной линзой, которая посылает лучи света на все ту же 21 милю.

К маяку ведут достаточно ровные дороги, морской ветер будет приятно обдувать лицо. Чтобы попасть в само здание, нужно быть высокопоставленным лицом, тогда вас и на самый верх проведут, и музей маячного оборудования покажут.

Но всё-таки уговорить смотрителя показать его работу изнутри, может быть, и возможно. И тогда вы станете настоящим муми-папой, высматривающим на горизонте что-то, что непременно принесет счастье.

Адрес: Выборгский район Ленинградской области, пос. Озерки.

 

Стороженский маяк.

Стороженский маяк.

На берегу Ладожского озера расположился Стороженский маяк , — самый высокий маяк в России и в Северной Европе и третий в мире по высоте.

Стороженский маяк расположен на юго-востоке Ладожского озера. Находится он в деревне Сторожно в Волховском районе Ленинградской области. Называется это место Стороженский мыс, он отделяет Свирскую губу озера от Волховской губы. Дата постройки маяка — 1906 год. Высота — 71 метр. Маяк действующий. Служит людям в нелегком деле — преодолении Стороженского рифа.

Попасть внутрь маяка можно: нужно договориться со смотрителем. До верха надо преодолеть 399 ступеней винтовой лестницы. Стены у маяка толстые: 2 метра у основания. Поднявшиеся наверх будут вознаграждены отличным видом на Стороженский мыс, деревню Сторожино и на Ладогу. Наверху установлена линза Френеля, она впечатляет своими размерами. Железные кольца, которые опоясывают маяк, созданы при строительстве.

Добраться до маяка можно только на хорошем джипе и в сухую погоду. Очень осторожно стоит пересекать Ладожский канал по старому понтонному мосту. До Сторожно ведет лесная грунтовая дорога. Но есть и вариант для отчаянных: электричка с Ладожского вокзала до станции Паша, после чего автобусом до Загубья, а потом 18 километров пешком или на велосипеде — до Сторожно.

 

Деревянный маяк.

Деревянный маяк.

Очень красивый, высокий белый деревянный маяк расположен на пирсе, который разделяет Купеческую и Среднюю гавани Кронштадта, рядом расположен вход в Петровский канал. Часть пирса открыта, так что вы легко доберетесь до маяка.

Основная особенность этого маяка — он сделан не из камня, а из дерева, в отличие от большинства других подобных сооружений. Здесь часто снимают свадебные фотосессии – романтики этому месту не занимать.

Место: Кронштадт, Петровский канал.

 

 

Нижний Николаевский маяк.

Нижний Николаевский маяк.

На неоднократно упоминавшемся во многих легендах и сказаниях пути «из варяг в греки», в 30 километрах на запад от Петербурга, располагается остров Котлин. Именно здесь Пётр I основал город Кронштадт, а на маленьком островке, находящемся поблизости Котлина – форт Кроншлот.

Рядом с Котлиным пролегают судоходные фарватеры, соединяющие Финский залив с Невской губой. В наши дни в форте Кроншлот находится заброшенный, уже много лет не функционирующий Нижний Николаевский маяк, построенный в 1857 году.

В 1850-х годах многие судовладельцы отмечали, что неподалёку от Котлина в дно вбиты сваи, которые не обозначены ни на одной карте, и в тёмное время суток это представляет большую опасность для проходящих судов. Неоднократно здесь случались аварии, когда пытающееся подплыть к острову судно натыкалось на эти невидимые преграды.

В 1856 году было принято решение установить в этом месте два створных маяка, сооружённых из дерева. Однако новые деревянные конструкции приносили мало пользы, поскольку обладали недостаточной высотой и слабым освещением. Через четыре года после установки маяки укрепили, сделали более высокими и оснастили мощной лампой, постоянно освещавшей окружающую территорию красным светом. Новые маяки стали называться Кронштадскими.

Сегодня Нижний Николаевский маяк находится в плачевном состоянии. Он уже давно не действует, конструкции покрыты ржавчиной и полуразрушены.

 

Маяк на Бесовом Носу.

Маяк Бесов Нос.

Название Бесов Нос говорит само за себя. Отличают это место, прежде всего, километры совершенно непроходимых дорог и загадочные петроглифы Онежского озера.

Маяк стоит в зачарованном месте, к сожалению он давно не функционирует.

Мыс Бесов Нос расположен на восточном побережье Онежского озера. До реки Чёрной отсюда 1,5 километра. Известно место прежде всего петроглифами — неолитическими памятниками. Собрано их тут огромное количество: в том числе и петроглиф, за которым закрепилось название «бес». Примерно в 200 метрах от мыса находится небольшой скальный остров.

Маяк тоже не работает: белое красивое сооружение уже давно не предупреждает людей об опасностях и не служит путеводной звездой. Всего в километре отсюда — заброшенная деревня Бесоносовка. Быть может, именно из-за названия деревня исчезла в начале 1970-х годов.

 

Маяк Толбухин.

Маяк Толбухин, Кронштадт.

Это один из старейших в России маяков. Сначала он был деревянным, позже здание маяка заменили на каменное. Эскиз составлен самим Петром I, с прилагающейся к нему пометкой: «Прочее даётся на волю архитектору».

Маяк Толбухин находится на расстоянии 8 километров от большой земли, им можно любоваться издалека или отправиться на экскурсию по воде.

Три столетия существования маяка Толбухин богаты различными знаменательными событиями. Мимо него проходили корабли, отправляющиеся в кругосветное плавание, и первая регата, проводившаяся в России.

После Октябрьской революции трагические события того времени коснулись прославленного строения. Во время немецкой оккупации маяк пострадал от воздушных налётов и бомбёжек.

Сейчас путеводные огни маяка распространяются на далёкое расстояние. Здесь берёт своё начало Кронштадский рейд.

 

Шепелевский маяк.

Шепелевский маяк.

На южном берегу Финского залива на Шепелёвском мысу расположился французский маяк.

У небольшого полуострова Каравалдай на Шепелёвском мысу в полутора километрах к северо-западу от деревни Шепелёво стоит маяк.

Он изготовлен во Франции в 1910 году. С круглой чугунной башни высотой 38 метров, которая выкрашена в горизонтальные красные и белые полосы, даются две долгих вспышки через каждые 16 секунд. Цвет зависит от направления движения.

Территорию посещать можно, но на сам маяк забираться нельзя. Рядом с маяком — радиобашня, она примерно вдвое выше него. Здесь же располагаются здания соответствующих служб.

В 1941—1944 годы этот маяк служил начальным пунктом ледовой дороги Шепелёвский маяк — остров Сескар — остров Малый — остров Лавенсаари.

 

Осиновецкий маяк.

Осиновецкий маяк.

Каменный великан — Осиновецкий маяк, который сейчас является излюбленным местом отдыха горожан, чуть более полувека назад был путеводной звездой для блокадного Ленинграда.

Осиновецкий маяк расположен на берегу Ладоги, прошло уже более ста лет с того момента, как он озаряет своим светом близлежащие территории. За сорок километров можно увидеть сияние, которое исходит от этого каменного великана.

Маяк возвышается на семьдесят четыре метра над уровнем моря. Подняться на самую высокую точку можно по винтовой лестнице. Количество ступеней равно количеству дней в високосный год — их 366. За свою многолетнюю историю стены маяка покрылись плесенью, но и поныне 500-ваттная лампа на вершине посылает сигналы с апреля по ноябрь раз в четыре секунды.

Ладожское озеро всегда было неспокойным – во время шторма на нём нередко гибли люди. Во времена блокады здесь построили порт, а до этого момента корабли никогда не приставали к берегам Ладоги.

На Осиновецкий порт постоянно совершались вражеские налёты, в которых были задействованы около сотни боевых самолётов. И по сей день на памятной доске Осиновецкого маяка читается бесконечная благодарность ладожской «Дороге Жизни».

Сейчас здесь тихо и спокойно. На песчаном пляже кипит жизнь – купаются люди, смеются дети, в кафе, расположенном неподалёку, можно полакомиться свежей рыбой. Здесь же расположена база отдыха.

Адрес: Всеволожский район, п. Ладожское озеро, Дорога жизни.

 

Свирский маяк.

Свирский маяк.

Это самый труднодоступный маяк на Ладожском озере: добираться до него по суше чрезвычайно тяжело. Летом дорога к маяку — 15 километров пешком по узкой лесной тропинке.

До сих пор действующий Свирский маяк построен в 1908 году. По конструкции это круглая кирпичная башня, которая опирается на цилиндрическую часть высотой 7,5 метров. Эта часть облицована тёсаным серым гранитом.

В зоне цоколя толщина стен — 2 метра, а под карнизом, сверху, 0,7 метров. Внутри диаметр — 2 метра. Сам маяк высокий — 35 метров. Дальность видимости — 12 морских миль. С вершины маяка виден соседний Сторожинский маяк.

Охраняется маяк тремя собаками, так что надо быть осторожнее. Побывать здесь непросто — достичь маяка можно только летом через лес или зимой по озеру. Так как снега на озере всегда более, чем достаточно, это довольно-таки трудная задача.

Но добравшиеся до маяка будут вознаграждены: с него открывается потрясающий панорамный обзор Ладожского озера.

Маяки Ленинградской области. Фотографии, описание. Как добраться

Осиновецкий маяк

Фотоотчёт о поездке на Осиновецкий маяк. Юго-западный берег Ладоги Осиновецкий маяк — второй по высоте маяк в Ленинградской области. Бывал я у этого маяка не раз. Места здесь — знатные. Красивые ладожские песчаные берега. И добираться сюда очень удобно. Путешествие на этот маяк может стать отличной поездкой на уик-энд. Эпиграф Как-то, подъезжая к Одессе, мне […]

Поделиться ссылкой:

Шепелёвский маяк

Шепелёвский маяк. Один из красивейших маяков в Ленинградской области Шепелёвский маяк на закате дня. Фото начала мая 2018 года. Есть в маяках что-то такое, особенное. Тайное, не открытое и не показное. Живут маяки по ночам или в густые туманы, а днём выглядят важно и отстранённо. Как будто, и не живые. И не от мира сего. […]

Поделиться ссылкой:

Сторожно. Женщина стирает бельё в Ладоге

Маяк в Сторожно. Южный берег Ладожского озера Маяк в Сторожно   Маяк в Сторожно расположен на южном берегу Ладожского озера, на мысу Стороженский, отделяющем  губу Свирскую от Волховской.  Дата постройки в различных источниках варьируется. По одним сведениям – 1906 год, по другим — 1911. Маяк действующий, работает в период навигации на Ладоге. Т.е. с весны-до […]

Поделиться ссылкой:

По болотам, по озерам, или В поисках Свирского маяка

Во вторник блогеры и журналисты отправились в самую длительную — трехдневную — экспедицию. На этот раз к маякам Ладожского озера. В первой части дневника экспедиции мы рассказали, как Осиновецкий маяк спасал жизни, чем смотрели занимаются в свободное время и почему каменные лоцманы лучше современных навигаторов.

А во второй — докажем, что Свирский маяк неспроста называется самым труднодоступным в Ленобласти, а также объясним, почему устроить музей в каменном лоцмане не так-то просто.

По соседству от Свирского маяка находится Стороженский — самый высокий озёрный маяк в мире. Фото: Илья КРУШЕВСКИЙ

По соседству от Свирского маяка находится Стороженский — самый высокий озёрный маяк в мире.Фото: Илья КРУШЕВСКИЙ

О ПРОЕКТЕ

В России около 350 маяков. И старейший из них – Толбухин – находится в Ленинградской области. В этом году «дедушке» всех каменных лоцманов страны исполняется 300 лет.

Этому славному юбилею «Комсомольская правда в Санкт-Петербурге» и «Сообщество Питерских блогеров» посвятили свой новый совместный проект – «Маяки Ленобласти». Это серия автомобильных экспедиций блогеров и журналистов к старым и современным путеводным башням региона. Попасть сюда самостоятельно очень трудно: нужно получать разрешение Министерства Обороны. Так что наш проект — едва ли не единственная возможность для петербуржцев «побывать» внутри маяков.

БОЛЬШАЯ ВОЛНА

Попрощавшись со смотрителем Стороженского маяка Юрием Антошихиным, сторожевым быком Яшей и собакой Дездемоной, мы помчались в посёлок Свирица, что был примерно в 30 километрах, где нас уже ждал отряд спасателей из Лодейного поля. Ребята гостеприимно согласились доставить наш отряд к Свирскому маяку.

Он был построен в 1908 году. Высота его 35 метров — в два раза меньше, чем у полосатого соседа Стороженского. Зато именно он считается самым труднодоступным в здешних краях. Увидеть огни каменного лоцмана можно за 12 морских миль.

На берегу реки Свирь стоял огромный грузовик с пустующим прицепом. Позади покачивался на воде катер с мигалками. Плыть предстояло часа два только в одну сторону: сначала по реке, а затем по Ладоге с ее трудным характером и переменчивым со штиля на шторм настроением.

Я надел оранжевый жилет и запрыгнул в катер вместе с блогерами. Они немного нервничали. Впрочем, как и я сам. А вот капитан и его помощник были так спокойны, будто нас ждёт не путешествие по буйной Ладоге, а романтичная прогулка на вёсельной лодке по пруду, где только кувшинки и считай.

Мотор зарычал, и мы поплыли мимо только построенных коттеджей и обветшалых деревенских домиков, флагштоков с триколором и причалов с досками через одну.

—Долго нам ещё идти? — спросил я капитана.

—Посмотрим, — он улыбнулся. Загадывать здесь не принято.

Вскоре деревеньки оказались позади. Теперь вокруг нас были только вода, паром в несколько этажей и баржа, стоявшая посреди озера.

Вдалеке уже виднелся Свирский маяк. Я попытался сфотографировать его, как вдруг катер качнуло так, что я едва успел схватиться за поручень. Стоять на борту больше не получалось. Лодка была, как неваляшка в руках разыгравшегося ребёнка.

—Дальше не пойдём. В лучшем случае встанем на мель, а в худшем... — объявил капитан, и мы поплыли обратно.

Непокоренный Свирский маяк все ещё выглядывал из-за крон деревьев, когда Ладога, как мне казалось, успокоилась. Позабыв про ее хитрый и обманчивый характер, я решил поднять квадрокоптер, чтобы сфотографировать катер сверху. Все шло отлично, пока не настояло время посадки. Едва дрон подлетал к палубе, и оставалось нажать одну кнопку, чтобы приземлиться, его сдувало к воде. В итоге я чудом не утопил технику: ловить ее пришлось руками.

Спустя три часа морских скитаний мы снова оказались на берегу. Хоть это и было настоящее приключение, осталась некоторая обида на Ладогу, которая не пустила нас на маяк.

—Кстати, до Свирского можно ещё по лесу добраться. Семь километров пешком от Сторожно, — сказала Ирина Босенко из Музея маячной службы. Так у нас появились планы на следующий вечер...

Из посёлка Свирица помчались в Сясьстрой. Там нас ждали в пансионате Сясьского ЦБК «Приладожский». Это отличное место, чтобы не только отдохнуть от суеты мегаполиса, но и поправить здоровье. В санатории можно пройти несколько видов терапии, сходить на массаж или в сауну. Кроме того, еда в столовой исключительно «по ЗОЖ-у». Именно то, что было нужно нам после ладожских ветров и июльских +15 градусов.

Если окажетесь в Сясьстрое, обязательно задержитесь хотя бы на денёк в «Приладожском». Фото: Илья КРУШЕВСКИЙ

Если окажетесь в Сясьстрое, обязательно задержитесь хотя бы на денёк в «Приладожском».Фото: Илья КРУШЕВСКИЙ

ВТОРАЯ ЖИЗНЬ МАЯКА

Первый пункт в планах на второй день экспедиции - Александровские маяки в посёлке Немятово, что неподалёку от Новой Ладоги.

Несмотря на устоявшееся название, это вовсе не маяки, а навигационные знаки, показывающие судам вход в Новоладожский канал из реки Волхов. Что, впрочем, нисколько не умаляет их красоты.

Небольшие (всего несколько метров), но очень изящные металлические башни построили в 1880 году. Раньше на красном и белом «створных маяках» ставили сигнальные лампы.

С утратой каналом судоходного значения — перестали. Однако Александровские маяки до сих пор числятся как рабочие навигационные знаки Новоладожского канала.

Отсюда мы отправились в Колчаново. От Сясьстроя до него всего-навсего 15 километров. В этом маленьком селе с населением около 2,5 тысяч человек находится уникальный маяк-усадьба на, совсем не похожий на своих полосатых собратьев. Любоваться им, правда, пришлось из-за забора. Сегодня здесь работает детский пульмонологический центр: на территорию не пускают ни под каким предлогом…

За свою долгую историю маяк был и ориентиром, и домом, и госпиталем. Фото: Илья КРУШЕВСКИЙ

За свою долгую историю маяк был и ориентиром, и домом, и госпиталем.Фото: Илья КРУШЕВСКИЙ

А маяк-то, между прочим, самый старый в округе. Построили каменного лоцмана на реке Сясь ещё в 1840 году. Правда, из-за маловодности реки судоходство в этих краях просуществовало только до появления железной дороги. Но Колчановский маяк все же не забыли: в 1865 году лесопромышленник Михаил Шарапов купил этот участок земли и пристроил к башне деревянный дом.

Во времена Великой Отечественной здесь располагался госпиталь на 400 раненых. А после — открылся санаторий «Колчановский» для детей с 6 до 15 лет с хроническими заболеваниями органов дыхания, который и работает по сей день.

САМЫЙ ТРУДНОДОСТУПНЫЙ

Вечером мы решили ещё раз попытаться покорить Свирский маяк и снова поехали в деревню Сторожно, в которой побывали в начале второй экспедиции. Тащиться 15 километров по лесу не хотелось, поэтому мы искали, где бы подъехать поближе. Навигатор же не показывал ни одной точной дороги до маяка. Спустя несколько тупиков и блуждания по лесу в поисках следов человека дорога нашлась: примерно половину пути удалось преодолеть на автомобиле. А дальше — узкая тропинка, по которой только пешком.

Вскоре и она исчезла под травой, а ботинки начали «хлюпать». Отмахиваясь от полчища комаров и нескончаемых веток, мы продирались вперёд, а обувь все сильнее вязла в мокрой земле. Продрогшие от вечерней прохлады и чуть ли не принявшие грязевую ванну, мы вернулись обратно, так и не дойдя до самого труднодоступного маяка Ленинградской области.

Но это маленькая неудача нисколько не разочаровала, даже, наоборот, подогрела любопытство: как же живет смотритель в такой изоляции? Конечно, и прежде маяки оказывались местами достаточно уединёнными, но не отрезанными же от цивилизации. К счастью, удалось связаться с ним по телефону.

Игорь Олегович Берг работает смотрителем маяка уже 25 лет. Живет он на нем вместе с женой и 22-летним сыном. В сети пишут, что электричества на Свирском нет, однако его провели ещё пять лет назад. С продуктами и топливом тоже проблем не возникает: летом их привозят на катере, а зимой — на снегоходе. Сложности есть лишь в межсезонье, когда до деревни Сторожно приходится добираться пешком по лесу.

По словам Игоря Олеговича, начальство сделало все, чтобы жить здесь было хорошо. Только вот интернет «ловится» лишь на вершине маяка.

—Я всю жизнь без интернета живу. И что же, не помер! — сказал Берг по телефону. —Люди во всем мире развиваются одинаково: чтением классической литературы.

Больше всего Игорь Олегович любит Булгакова, на втором месте — Достоевский. Трепетное отношение к русской классике он самостоятельно прививал сыну Олегу Игоревичу, который получил домашнее образование.

—Своему ребенку вы будете уделять больше времени, чем 30 балбесам в классе, — уверен Берг.

В общем, уединенная жизнь на маяке ему нравится. Особенно, что соседи далеко.

—Если у вас есть три соседа, то три раза в день вы можете законно поругаться. Как писал Жванецкий, если есть контакт, то будет и конфликт. Мне вполне достаточно общения с семьей, — отметил смотритель.

Вот он, непокоренный Фото: Андрей Стрельников.

Вот он, непокоренный Фото: Андрей Стрельников.

За обработкой фотографий 200 километров до Петербурга пролетали незаметно.

—Больше не берите в партнеры печенье! — вдруг вывели меня из рабочего транса блогеры.

—Почему? — спрашиваю.

—Слишком вкусно!

Да, в этой экспедиции нам пришлось столкнуться с множеством трудностей. Ну, хотя бы голод ни разу не грозил: предусмотрительно сделанные запасы — и всегда было, чем перекусить прямо в пути.

НА ЗАМЕТКУ

Что должно быть в вашем рюкзаке, если вы тоже решите покорить Свирский маяк

Резиновые сапоги

Новые белые кроссовки и правда очень красивы, но в лесу их никто не оценит, да и после прогулки по болотам вряд ли кто-то вспомнит, каким был их первоначальный цвет.

Powerbank

Будет обидно, если у маяка окажется, что телефон на нуле. Может быть, не стоило пытаться обновить ленту всю дорогу? Связи-то все равно почти нигде нет. То же самое касается «зеркалок»: возьмите дополнительный аккумулятор для фотоаппарата.

Дождевик

О переменчивом характере погоды в здешних краях мы говорили уже не раз. Если припекает солнце, это не значит, что через полчаса не польёт, как из ведра.

Средство от насекомых

Штаны в носки, шея закрыта водолазкой, а на голове — панама? Этого мало: комары тут хищные: все равно найдут способ полакомиться гостями из города.

Аптечка

А в ней должны быть средства от порезов, аллергии, антисептик и, конечно,таблетки от простуды - Циклоферон. Промокшие ноги, коварный порыв ветра, то дождь, то солнце – и простуда тут как тут. Здесь может пригодится Циклоферон: лекарство, которое применяется как для лечения, так и для профилактики гриппа и ОРВИ. Циклоферон способствует снижению риска развития осложнений и укреплению иммунитета, обладает способностью не снижать лечебного эффекта даже при частом применении. Благодаря своим свойствам это лекарство может быть универсальной рекомендацией для лечения простуды в любом путешествии и поэтому всегда находится в рюкзаках участников автоэкспедиций «Комсомолки».Важно: имеются противопоказания. Перед применением ознакомьтесь с инструкцией.

Циклоферон — незаменимое лекарство в любой аптечке. Фото: Екатерина Снигур.

Циклоферон — незаменимое лекарство в любой аптечке. Фото: Екатерина Снигур.

ЕСТЬ ВОПРОС: МОЖНО ЛИ СДЕЛАТЬ ИЗ НАШИХ МАЯКОВ МУЗЕИ?

Владимир Ергер, один из основателей Музея маячной службы

—Во всем мире сейчас очень много музеев при маяках. Особенно — в США, где было принято не уничтожать изделия после замены, а оставлять их на маяке. Если исходить из мирового опыта, за рубежом существует закон, который позволяет сдавать маяки в аренду, но с кучей регламентов. Арендатор не имеет права перекрашивать его, застраивать, а также обязан следить за техническим состоянием маяка. Зато можно водить экскурсии, построить рядом отель или турбазу. Правда, фонарное помещение все равно остаётся закрытым для всех, кроме специалистов маячных служб, которые периодически приезжают и обслуживают его. Если такую практику ввести у нас... Где-то она маякам облегчит жизнь, где-то будет сложнее. Смотрители исчезнут: они будут больше не нужны. Да и неизвестно, будет ли такое предприятие коммерчески успешным, будет ли достаточно туристов.

Чтобы подняться на Осиновецкий маяк, туристам пришлось бы преодолеть 366 ступенек. Фото: Илья КРУШЕВСКИЙ

Чтобы подняться на Осиновецкий маяк, туристам пришлось бы преодолеть 366 ступенек.Фото: Илья КРУШЕВСКИЙ

ЛАЙФХАК ОТ «МАЯКОВ ЛЕНОБЛАСТИ»

Во время автоэкспедиций «Комсомолки» их участники получают не только много впечатлений, но и новый опыт – полезный для всех автомобилистов. Вот и экипажи «Маяков Ленобласти» тоже привезли из очередного выезда ценный лайфхак. Многие автолюбители замечают, что примерно через год штатные дворники автомобиля чистят уже не так хорошо, как прежде, и спешат поскорее заменить «изношенные» щетки. На самом деле, прослужить они могут ещё как минимум год, а то и больше. Ведь дело вовсе не в самих дворниках, а в ленте стеклоочистителя. Заменить ее можно самостоятельно всего за несколько минут, сэкономив и время на поездку в сервис, и деньги на покупку новых щёток.

Это доказали своим примером и наши экспедиторы, которые взяли в дорогу ленты от компании «Хорс» с универсальным профилем. Как поменять ленту самостоятельно — в видео «КП».

Лайфхак от проекта "Маяки Ленобласти": как самостоятельно поменять ленту стеклоочистителей.Многие автолюбители замечают, что примерно через год штатные дворники автомобиля чистят уже не так хорошо, как прежде, и спешат поскорее заменить изношенные щетки. На самом деле, прослужить они могут ещё как минимум год, а то и больше. Ведь дело вовсе не в самих дворниках, а в ленте стеклоочистителя. Заменить ее можно самостоятельно всего за несколько минут, сэкономив и время на поездку в автосалон, и деньги на покупку новых щёток. Это доказали своим примером и наши экспедиторы, которые взяли в дорогу ленты от компании Хорс с универсальным профилем.

А ЧТО ДАЛЬШЕ?

В следующих экспедициях путешественники побывают на маяке острова Сухо, который в Великую Отечественную войну прославили своим подвигом красноармейцы, а также отправятся в Кронштадт, чтобы подняться на именинника Толбухина и его соседей.

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *