Первое кругосветное путешествие Фернана Магеллана — история, карта и основные этапы
Долгое время люди не знали о том, что Земля имеет форму шара. Впервые такое предположение было высказано ещё в Древней Греции в VI в. до н.э. Окончательно доказать шарообразность могло бы кругосветное плавание, в ходе которого корабль должен обойти всю планету и вернуться в исходную точку, однако технологии древности не позволяли совершить это. Лишь в XVI в. португалец Фернан Магеллан, руководивший испанскими кораблями, смог обогнуть планету.
Карта маршрута первого кругосветного путешествия Фернана МагелланаЧитайте также: Первое русское кругосветное путешествие
Идея путешествия
На самом деле путешествие Магеллана было не научным, а коммерческим. Португальцы в конце XV в. смогли организовать морскую торговлю с Индией и получали за счет своей монополии сказочные прибыли. Их корабли огибали Африку с юга и попадали из Атлантики в Индийский океан. Ещё в 1492 г. Христофор Колумб предложил испанцам альтернативный маршрут. По его замыслу, в Индию можно было попасть, плывя на запад, так как планета имеет форму шара. Однако в результате своей экспедиции Колумб открыл Новый Свет, Америку, а маршрут в Индию так и не нашел.
Магеллан предложил испанскому монарху снова попробовать найти путь в Индийский океан, плывя ещё дальше на запад. Расчеты, произведенные астрономом Руем Фалейру, показывали, что такой маршрут до Островов пряностей (Молуккские острова) должен быть короче маршрута португальцев. Испанский король Карл I согласился помочь в организации плавания. При этом предполагалось, что после нахождения пути к Молуккским островам экспедиция по тому же маршрут вернется домой, не совершая кругосветного плавания.
Состав экспедиции
Всего под командование Магеллана выделялось 5 кораблей:
- «Тринидад»;
- «Сан-Антонио»;
- «Консепсьон»;
- «Виктория»;
- «Сантьяго».
Общая численность экипажа оценивается в 265-280 человек. С собою испанцы вязли продовольствия на два года, а для торговли на борт погрузли женские украшения, ткани и ртуть, которой приписывали лечебные свойства. Также экспедиция была вооружена 70 пушками на случай конфликтов с туземцами. Двумя суднами командовали португальцы, а тремя – испанцы. В море корабли вышли 20 сентября 1519 года из порта Санлукар-де-Баррамеда.
Плавание к берегам Бразилии и попытка мятежа
Первоочередной задачей экспедиции был поиск прохода, позволяющего пройти из Атлантического океана в Тихий. Ещё в 1513 году испанские конкистадоры видели на панамском перешейке огромный океан, омывающий побережье Америки с запада, названный ими «Южным морем», однако они не знали, как в него попасть. На тот момент исследователи американского берега добрались только до залива Ла-Платы, причем они ошибочно полагали, что это и есть пролив в Южное море.
Магеллан не посвящал других капитанов в маршрут плавания, а просто требовал, чтобы они плыли вслед за ним. Это создавало напряжение между членами экспедиции. Хан де Картахена, возглавлявший «Сан-Антонио», начал нарушать субординацию, называя Магеллана капитаном, а не капитан-генералом. Через некоторое время португалец был вынужден арестовать его.
29 ноября корабли достигли берега Южной Америки и далее плыли на юг вдоль ее берега. 26 декабря они достигли Ла-Платы, однако выяснилось, что этот залив является эстуарием реки, а не проливом. Экспедиция поплыла дальше на юг, пока 31 марта 1520 года не начала зимовать в бухте Святого Юлиана.
Здесь произошел мятеж. Недовольные Магелланом испанцы освободили Картахену и захватили три корабля, при этом был убит один человек. Португальцу удается неожиданно захватить «Викторию», а потом взять на абордаж и остальные два судна. Мятеж был подавлен. 40 человек были приговорены к смерти, но 37 из них сразу же были помилованы. Одного мятежника, совершившего убийство, казнили, а Картахену и ещё одного священника просто высадили на берег.
Поиск пролива
В мае был потерян корабль «Сантьяго», который отправился на разведку на юг. Лишь 18 октября экспедиция двинулась на поиски пролива. Уже 21 октября они достигают пролива, который позже назовут Магеллановым. Преодоление водоема протяженностью 575 км заняло у кораблей 38 дней. При этом на евро«Сан-Антонио» был поднят бунт в тот момент, когда судно находилось в разведке. Захвативший его Эстебан Гомиш решил возвращаться назад в Испанию, а Магеллан так ничего и не узнал о судьбе потерянного корабля.
«Сан-Антонио» был поднят бунт в тот момент, когда судно находилось в разведке. Захвативший его Эстебан Гомиш решил возвращаться назад в Испанию, а Магеллан так ничего и не узнал о судьбе потерянного корабля.
Преодоление Тихого океана
После выхода в океан экспедиция взяла курс на северо-запад. Ожидалось, что берега Индии будут найдены очень скоро. Однако экспедиции пришлось проплыть более 17 тыс. км по водной глади в течение 3 месяцев и 20 дней. При этом корабли ни разу не попали в шторм. Именно из-за этого Магеллан и назвал океан Тихим. Испанцы наблюдали два острова из архипелагов Туамоту и Лайн, но не высаживались на них. Наконец, 6 марта 1521 года им удалось высадиться на острове Гуам. Местные жители обворовывали экспедицию, поэтому Магеллан поплыл на запад и 17 марта высадился на необитаемом острове Хомонхом.
Общение с населением Филиппинских островов
Экспедиция оказалась в районе Филиппинских островов, где было весьма цивилизованное население. Сначала события для испанцев развивались хорошо. Им удавалось за товары из Европы получать у туземцев золото. Правитель острова Себу раджа Хумабон настолько был впечатлен мощью испанцев, что признал над собой власть испанского короля и даже крестился. Магеллан начал подталкивать других вождей переходить под власть Хумабона.
Однако правитель острова Мактан не желал этого. Испанцы решили напасть на него, но из-за плохого планирования боевых действий были разгромлены, а сам Фернан Магеллан погиб.
После этого местные жители поняли, что они переоценили мощь европейцев. Хумабон пригласил союзников на обед, где неожиданно предал их и устроил бойню. Экспедиции пришлось срочно покинуть Филиппинские острова.Прибытие на Молуккские острова и путь домой
Несколько месяцев испанцы искали расположенные совсем рядом Молуккские острова. Найдя их, они закупили специями и решили отправляться в Испанию. При этом судно «Консепьон» уже было оставлено и сожжено командой. Также стало известно, что португальцы охотятся за их суднами и собираются захватить их в плен.
Испанцы решили разделиться. «Тринидад» поплыл на восток к Центральной Америке, где располагались испанские колонии, а «Виктория» взяла курс на запад, чтобы обогнуть Африку и попасть в Испанию. Из-за встречного ветра «Тринидад» был вынужден вернуться к Молуккским островам, где он пленен португальцами.
«Виктория», которой после смерти Магеллана командовал Хуан Себастьян Элькано, 22 января 1522 г. отплыла от островов Пряностей. Корабль с большим трудом дошел до мыса Доброй Надежды, а часть изможденной команды предлагала добровольно сдаться португальцам. Тем не менее Элькано продолжил плыть в Европу.
Еды и даже воды катастрофически не хватало. 9 июля «Виктории» пришлось зайти в португальский порт на островах Зеленого мыса, чтобы пополнить запасы продовольствия. Испанцы обманули португальцев, сказав, что они только вышли из Европы, но из-за поломки вынуждены были здесь причалить. Сначала португальцы поверили в это и отправили к «Виктории» две лодки с рисом, но потом они арестовали 13 человек из команды, которые хотели закупить ещё продовольствия. Корабль в спешке покинул остров.
6 сентября 1522 г. «Виктория» с 18 выжившими моряками вернулась в Испанию. Позже ещё 17 человек, плененных португальцами, вернулись на родину.
Итоги
Хотя экспедиция и окупила себя и даже принесла огромную прибыль, больше испанцы не пользовались найденным торговым маршрутом из-за его протяженности и сложности. Лишь в 1577-1580 г. состоялось второе в истории кругосветное путешествие под командованием Френсиса Дрейка.
Не нашли, то что искали? Используйте форму поиска по сайту
Понравилась статья? Оставь комментарий и поделись с друзьями
Первое кругосветное путешествие Магеллана
(Всего 5 фото)
Магеллана также как и Колумба вела жажда найти короткий путь к индийским специям. И тут опять же идеи обогнуть земной шар не было, он шел за пряностями и путь именно в направлении Америки казался ему оптимальным.
Целью Магеллана были Молуккские острова. Там уже давно европейцы закупали пряности, причем на местных рынках их было множество и главное по безумно малым ценам.
Но проблема была в том, что транспортировка занимала огромное количество времени, и путь был весьма опасным. Фернан предложил королю Португалии маршрут через Америку. Король совершенно не воспринял эту идею, ведь были уже налаженные торговые маршруты тех же самых португальских торговцев через Индийский и Атлантический океаны. Тогда Магеллан перебирается в Испанию и предлагает этот же проект тамошнему королю.
Испанский король был либо доверчивее, либо рискованнее и на проект согласился. И 20 сентября 1519 года из Санлукар-де-Баррамеда выходит флотилия из пяти кораблей с 256 людьми на борту под руководством Фернана Магеллана.
Первые потери случись у побережья Америки. После продолжительного плавания вдоль берегов континента часть команды решает, что толку от экспедиции не будет и решает вернуться.
Фернан Магеллан
Три капитана поднимают мятеж. Магеллан жестко подавляет его – один капитан убит им, второй казнен, матросы успокоены и снова воодушевлены. На этом же участке маршрута один из кораблей напарывается на скалы и тонет.
Дойдя до южной оконечности материка, корабли проходят проливом, позже названным в честь флотоводца. Тут флотилия теряет еще один корабль, который просто поворачивает не туда, и отправляется в обратный путь в Испанию. Корабли выходят в Тихий океан.
Следует долгой 100-дневный путь по бескрайней водной глади. Заканчиваются продукты, экипажи питаются кожаными снастями и в качестве деликатеса – крысами. В этой части путешествия гибнет почти половина команды.
Весной 1521 года Фернан подходит к Филлипинским островам. Магеллан пытается привести местное население под власть испанской короны, вмешивается в межплеменные разборки и гибнет.
Памятник Фернану Магеллану
На острове Мактан в 1886 году поставили памятники на одной площади знаменитому путешественнику, погибшему на этом месте, и вождю Лапу-Лапу, убившему его.
Монумент вождю Лапу-Лапу
После смерти Магеллана команда спешно отплывает с острова и еще несколько месяцев добирается до Молуккских островов. Там корабли ремонтируют, один правда приходится сжечь, как безнадежный, загружают вожделенными пряностями и они расходятся. «Тринидад» поворачивает обратно в Тихий океан, желая добраться до Панамы, в испанские владения. Второй корабль — «Виктория» — идет старым торговым путем через Африку домой.
«Тринидад» результате захватывают португальцы, и его команда заканчивает жизнь на каторгах в Индии.
Первое кругосветное путешествие заканчивается 8 сентября 1522 года в Севилье. На «Виктория» вернулось 18 человек, они прошли штормы, цингу, португальцев ….
Они сразу по прибытии идут в церковь, и заказывают благодарственный молебен по завершении жуткого путешествия. После возвращения все лавры достаются капитану «Виктории» — Элькано.
Он получает славу, награды, пенсии, даже герб с земным шаром и девизом «Ты первый меня обогнул». Кстати формально, это вполне справедливое утверждение. А вот на долю Магеллана достаются тогда только ругательства. Позже конечно справедливость торжествует, Фернан занимает свое место в пантеоне первооткрывателей.
Эта экспедиция принесла сразу несколько открытий. Она доказала, что все океаны Земли соединены, что Земля круглая, что воды на планете значительно больше, чем суши. И стало понятно, что короткого пути в Индию через Америку нет.
А еще впервые был открыт парадокс «пропавшего дня». Он заключается в том, что при движении на запад сутки постепенно удлиняются и через время теряется целый день. В результате согласно скурпулезнейшего журнала «Виктории» корабль прибыл 7 сентября.
Кстати, некоторые исследователи высказывают гипотезы о том, что у Магеллана были очень старые и очень точные карты. Потому, что маршрут ну уж очень хорошо использовал океанские течения, особенности ветров, которые по идее были не известны морякам того времени….
Путешествие Магеллана стало легендой, но реальная история намного сложнее легенды..: 7dogs — LiveJournal
Источник: Корабельный портал korabley.net. Неизвестные факты путешествия Магеллана500 лет назад в Севильский порт прибыл всеми забытый корабль. Его экипаж состоял из восемнадцати изможденных и умирающих от жажды и голода людей. Но этот корабль вернулся из путешествия огромной важности. Он изменил ход истории и повлиял на то, как мы живем сейчас.
Каракка «Виктория» стало первым судном в истории мира, которое обогнуло земной шар.
В ходе этого морского путешествия был пересечен великий океан, были проложены новые торговые пути и выяснены истинные размеры нашей планеты. Это был триумф человеческого духа, история смелости и преодоление трудностей, голода и мятежа, героизма и смерти. Она превратила моряка и солдата Фернана Магеллан в одного из самых великих и легендарных людей на планете, но в этом великом географическом открытии имеются некоторые неизвестные факты.Путешествие Магеллана стало легендой, но реальная история намного сложнее легенды, он не думал совершать кругосветное плавание, но ряд чрезвычайных событий, сделало его эпопею вехой в истории.
Великое путешествие Магеллана началось 21 сентября 1519 года, когда он отплыл из Испании в неизвестность.
Флотилию оснастили всем необходимым. На пяти парусных кораблях «Тринидад», «Сан-Антонио», «Консепсьон», «Виктория» и «Сантьяго» были люди разных национальностей общей численностью 241 человек.Для капитана Фернана Магеллана это путешествие было реализацией пятилетней мечты. Твердый и решительный португалец ставил на карту всё — славу и богатство, и даже сама жизнь зависели от исхода экспедиции.
Среди офицеров был молодой штурман по имени Хуан Себастьян Элькано. Этому испанцу предстояло сыграть важную роль в этом эпохальном плавании.
Цели Магеллана были чисто коммерческими — найти для Испании прямой путь к самому ценному тогда товару — пряностям. В XVI веке они ценились больше золота, но для Испании были недоступны.
В 1494 году Папа поделил мир между двумя морскими державами. У Испании были права на западную часть, а Португалия получила весь восток, а именно на восток лежал известный путь к Островам Пряностей нынешним Молуккским островам.
Идея первооткрывателя заключалась в том, чтобы найти западный путь к Островам пряности, через испанские воды.
Это был дерзкий план, так как раньше никто не проходил по этому пути. Никто не знал, существует ли он, но если его найти — Испания станет самой богатой страной на планете, и Магеллан в накладе не останется.
современная реплика каракки «Виктория»
Он получил в команду, и пять парусных судов типа каракка, конструкция которых была рассчитана на длительное плавание в открытом море. Маршрут Магеллана должен был привести его из знакомых вод в неизвестность. Многие считали это невозможным. Для этого требовалась недюжинная смелость. Путь, который предлагал мореплаватель, был заблокирован огромным Южно-Американским континентом. Первооткрыватель считал, что существует пролив южнее Южной Америки.
Капитан не до конца раскрывал свои планы, опасаясь, что многие от страха откажутся сопровождать его в таком долгом плавании, которое собирался предпринять.
Люди могли пугаться жестоких штормов в океане, в которые они направлялись.
Но что могло побудить человека, на такое рискованное путешествие.
Для начала, нужно понять каким был Фернан Магеллан. О Магеллане известно немного. Это был хороший семьянин, порядочный и не тщеславный человек. Он 8 лет прослужил на португальском флоте в Индийском океане. Здесь он завоевал репутацию бойца, любителя рисков и славы.Но вернувшись домой, его не встречали фанфарами. Португальский двор принял его холодно, и тогда он сказал: «Мной здесь пренебрегают, тогда я уеду в Испанию и сделаю то, что докажет мою правоту. Закончу то, что начал и не довел до конца Колумб, а в процессе обойду Южную Америку, подобно тому как Васко да Гамма обогнул Африку».
В годы юности Магеллана эти два мореплавателя рисковали всем в поисках пряностей, и завоевали место в истории.
Первооткрыватели вдохновили Фернана Магеллана на великое путешествие в неизведанное — вокруг Южной Америки.
Реализовать этот честолюбивый проект стало его заветной мечтой, и вот, наконец, он ведет эскадру к югу, при этом впервые в жизни командует кораблем и флотом.
3 октября 1519 года погода ухудшилась. Яростные течения и шквалы швыряли парусные корабли из стороны в сторону. Паруса рвало. Так корабли блуждали в различных направлениях, пока буря не улеглась.
Мореплаватель плыл через одно из самых опасных морей в мире, казалось, что штормы никогда не закончатся. Это порядком потрепало и команду. Но Магеллан был полон решимости в отличие от напуганной команды. Разумеется, эти люди постоянно молились, и их молитвы были услышаны.
Во время бури к кораблям часто приближался образ Святого Эльма, особенно во время плохой погоды ночью. Святой появлялся в образе горящего огня на верхушке мачты и оставался там более двух часов.
Это явление получило название «огни Святого Эльма».
Дело в том, что во время грозы облака накапливают мощный отрицательный заряд, электрическое напряжение достигает 30 тысяч вольт на квадратный сантиметр.
После этого заряд эффектно разряжается на концах мачт и на острых углах корабля.
Моряки давно заметили, что огни извещают об окончании шторма.
Поэтому они естественно думали, что это знак помощи свыше.
Знамение действительно помогло, силы моряков истощались, но любой современный исследователь подтвердит, причина по которой человек сдается не в теле, а в духе.
«Визит святого» имел реальное влияние, он помог мореплавателям собраться с духом.
Спустя почти 4 месяца после отплытия из Испании потрепанная флотилия достигла берегов Южной Америки.
Они бросили якорь в дикой бухте там, где однажды появится Рио-де-Жанейро. Затем первооткрыватели отправились на юг, и по пути они увидели много странных и удивительных вещей — бесчисленное множество попугаев, и обезьян мордой похожих на льва, и даже летучих рыб.
Наконец первопроходцы достигли границ известного мира 35 градусов Южной широты, так далеко не забирался ни один европеец.
Все шло к тому, что именно здесь Магеллан найдет пролив, поскольку береговая линия сворачивала к западу, и земли на юге не было видно.
Это место назвали мысом Санта Мария, мореплаватели полагали, что именно отсюда начинается пролив, ведущий в Южное море.
После двух недель исследований открылась горькая правда, это был не пролив, а гигантский залив, протянувшийся на 300 км вглубь и на 200 км в ширину. Это было устье Ла-Платы.
Магеллан заплыл в тупик. Его вера в существование пролива пошатнулось, но повернуть назад было немыслимо, и он принял замечательное решение заглянуть за край известного мира, плыть туда где не бывал ни один цивилизованный человек. Он без оглядки пустился на юг вдоль длинного побережья, который назвал Патагонией, навстречу самым бурным на свете морям и зиме.
Мореплаватели продолжали плыть к югу 3 месяца, но пролива не было. Припасы кончались, а дни становились короче.
31 марта 1520 года всего в тысячи миль от Антарктики Магеллан нашел убежище в бухте, которую назвали Пуерто-Сан-Хулиан. К этому времени моряки страдали от холода, голода и потери духа. А когда Магеллан урезал рацион, это стало последним ударом. Капитаны подали петицию, они требовали возвращения в Испанию. Но это было невозможно для человека, который все поставил на карту успеха. Экспедиция была под угрозой.
Вскоре все это вылилось в мятеж, который был вскоре подавлен. После этого генерал-капитан приказал устраиваться на зимовку, у них не было опыта в таких делах, а еды оставалось очень мало. Погодные условия ухудшались, один из кораблей «Сантьяго» разбился о скалы, но ничто не могло победить одержимость Магеллана.
После семимесячный зимовки мореплаватели снова двинулись на поиски неуловимого пролива. Четыре оставшихся судна плыли вдоль дикого Патагонского побережья, упрямо исследуя один залив за другим.
Наконец морякам повезло, они нашли китовый ус, что говорило о близ проходящем маршруте миграции китов. Из этого следовало, что где-то впереди лежит открытое море.
21 октября 1520 года мореплаватели чудом нашли пролив у мыса, который назвали Кабо Вирхенес.
Отправившись через множество фьордов и тупиков, мореплаватели все сильнее подозревали, что это еще одна бесплодная попытка.
В этом проливе Магеллан потерял второй корабль. «Сан-Антонио» намеренно остался в тумане и ушел обратно в Испанию.
Это был сильный удар, так как на нем было большое количество провианта, на которое надеялся Маггелан.
Оставшиеся три корабля медленно шли к северо-западу. Долго тянулось страшное путешествие через пролив, длина которого как мы сейчас знаем 530 километров.
В поисках прошло 38 дней, прежде чем Магеллан услышал новость, который так долго ждал.
Впереди лежало открытое море.
В этот момент мореплаватель понял, сейчас он стал в один ряд с героями своего детства. Его мечта сбылась, но даже в этот момент личного триумфа Магеллан вряд ли догадывался об историческом значении своего открытия.В последующие 400 лет Магелланов пролив стал главным морским путем в Тихий океан, вплоть до открытия Панамского канала.
Это было поразительное открытие, но Магеллан его команда надеялись, что это лишь прелюдия к чему-то более великому, к западному пути на богатые Острова пряностей.
28 ноября 1520 года Магеллан повел флотилию к северу.
Погода была настолько хорошей, что Магеллан назвал океан Тихим.
Здесь даже ночное небо было другим. Богобоязненные моряки удивлялись Южному кресту, и замечали на небесах нечто странное — несколько маленьких звезд собранных вместе наподобие двух облаков, а между ними две не очень яркие звезды, которые сильно мерцали. В наше время ученые признали эти звездные тучи ближайшими галактиками, а Магеллановы облака помогли астрономам узнать размеры вселенной и увидеть гибель сверхновых звёзд.
Вскоре флотилия повернула на запад в самое сердце Тихого океана.
И не осознанно мореплаватель допустил серьезную ошибку, он думал, что находится в трех днях плавания от Островов пряностей, так как этот расчет был основан на картах того времени. Однако капитану предстояло узнать, что расчеты отличались от действительности на 11 тысяч километров, а эта недостающая часть 28 процентов окружности Земли и есть Тихий океан. Магеллан вел своих людей в безбрежное пространство.Шли недели. На кораблях начался голод. В ход пошли воловья кожа, покрывавшая грота-реи, чтобы ванты не перетирались. Ели гнилые сухари, крысы уходили по полдуката за штуку, но и за эти деньги их трудно было достать.
К концу января Магеллан продолжал вести флотилию на запад, через тысячи километров открытого океана без передышки. Скорей всего в этот момент и у Маггелана появились сомнения о существовании земли.
Но спустя 5 месяцев и 20 тысяч километров после выхода из пролива мореплаватели увидели землю на 10 градусе Северной Широты.
Это были Филиппинские острова. Совершив подвиг упорства, Магеллан привел флотилию спасения к Островам пряностей, которые лежали всего в неделе плавания к югу.
Казалось риск окупился. Эти острова показались им раем — свежая вода, пышные джунгли, в которых было полно фруктов и дичи, а местные жителей казались радушными.
Магеллан начал с того, что провозгласил Филиппины собственностью Испании, главным орудием которого было христианство.
Уверенный в себе и своем оружии капитан принял роковое решение, чтобы укрепить свой авторитет у местного крещеного вождя. Он решил напасть на его соперника с соседнего острова, который отказался принять христианство.На борту «Виктории» в ночь перед атакой испанские моряки веселились. Они были уверены в себе, но Лапу-Лапу, вождь племени острова Мактан, воспринял угрозу мореплавателей всерьез. Он собрал самых сильных воинов, и вызвал духов войны.На рассвете 27 апреля Магеллан и 50 моряков высадились на побережье Мактан, чтобы сразиться с непокорными вождем и сотнями воинов.
Хотя враги превосходили в численности, Магеллан верил в победу — он рассчитывал на испанское оружие и доспехи.
Но капитан совершил раковую ошибку — он прибыл во время отлива, и мореплавателям пришлось километр грести до берега, а для пушечных выстрелов было далеко.
Вначале битвы испанцы быстро израсходовали боеприпасы, и орда Лапу-Лапу пошла в атаку. Враги узнали Магеллана, и один из них всадил ему в левую ногу копьё. Капитан упал. Затем туземцы бросились на него с железными пиками и бамбуковыми палками. Магеллан долго держался, но его задавили количеством.
Магеллан не обошел вокруг света, он даже не добрался до Островов пряностей, его убили на Филиппинах.
Это была трагедия положившая конец всему путешествию. Все его мечты закончились здесь, и закончились навсегда.Но тут возникает парадокс: если предположить что Магеллан, не погиб бы в битве, а добрался до Островов пряности, то, скорее всего он тем же путем как приплыл, вернулся бы в Испанию.
А раз так, если бы не один человек, который решил попытать удачу, вероятнее всего эпохальное плавание Магеллана не было бы таким знаменитым и известным.
Смерть Магеллана могла повлечь разброд, однако испанцы знали, что Острова пряностей так близко, что их можно практический учуять.
Первооткрыватели на двух кораблях отправились на поиски островов.
Командование каракки «Виктория» принял новый капитан Хуан Себастьян Элькано.
Его роль во всем путешествие незаслуженно принижают, благодаря ему, испанцы наконец добрались до Островов пряностей. Путешествие длиной 28 тысяч километров обошлось сотни жизней, включая Магеллана, и осуществили его мечту.мореплаватель Хуан Себастьяна Элькано
Хуан Себастьян Элькано и его команда знали цену пряностей, которыми являлись не что иное как плоды гвоздичного дерева. С одного дерева можно собрать около 3 кг, и стоили дороже золота.
Но чтобы стать богатым, пряности необходимо доставить в Испанию.
Для этого Элькано предстояло сделать выбор, возвращаться по пути, которым мореплаватели пришли или продолжать идти на запад.
В итоге один корабль выбрал восток, другой запад.
«Тринидад» отплыл на восток в Тихий океан, но вскоре попал в руки португальцам. Драгоценный товар был конфискован, судно сожжено, а команда была брошена в тюрьму.
Элькано на «Виктории» поплыл на запад. Испания была в 20 тысячах километрах.
Путь пролегал через португальскую сферу влияния. Чтобы избежать захвата он шел не отмеченными на карте водами.
Через 2 месяца и почти 5000 километров их начало трепать ужасными штормами. Запасы провизии снова подошли к концу. Цингой заболело 30 человек, 19 из которых умерло.
По иронии судьбы экипаж не знал, что они сидели на грузе гвоздики, содержащей витамин C, который мог бы их спасти.
Элькано избежал цинги, потому что ел желе из айвы. Оно содержало достаточно витамина C, чтобы защитить себя от болезней.
Хуан Себастьян Элькано направил «Викторию» через бескрайние воды океана мимо мыса Доброй Надежды и островов Зеленого мыса обратно в Испанию.
Из 240 людей, которые отправились в путь, вернулась жалкая горстка. Они выжили и рассказали историю величайшего плавания начатого Магелланом тремя годами раньше.
В понедельник 8 сентября 1522 года Элькано бросил якорь в гавани порта Севилья.
Из 60 отплывших с Молуккских островов осталось только 18 моряков.
А каракка «Виктория» стала первым судном, обогнувшим земной шар.
Великий мореплаватель Хуан Себастьян Элькано был удостоен особого герба, в котором земной шар опоясанный лентой с надписью: «Ты первый обогнул меня».
карта кругосветного путешествия Фернана Маггелана и Хуан Себастьяна Элькано
Даже пять столетий спустя кругосветное путешествие по-прежнему значительное достижение.
Плавание «Виктории» вошло в историю, а надежды экипажа так и не сбылись, они не стали богатыми.
Пряности продали с выгодой, но почти всю прибыль получила королевская казна, ведь экспедицию снаряжали за казенный счет.
Хуан Себастьян Элькано через 4 года послали повторить кругосветное плавание и закрепить Острова пряностей за Испанией, однако в Тихом океане он умер от цинги.
Фернан Магеллан ставший легендой, даже не закончил путешествие, но именно его называют первым человеком, совершившим кругосветное плавание.
И только в Испании вам скажут, кто стал первым кругосветным мореплавателем. Им был Хуан Себастьян Элькано.
А люди, которые плыли с ним, совершили одно из величайших географических открытий. Это путешествие окончательно определило форму и размеры Земли, оно навсегда изменило географический, духовный и политический ландшафт планеты.Кругосветное плавание экспедиции Ф. Магеллана. Первое путешествие вокруг Земли. Краткое описание для детей
Первый мореплаватель, совершивший кругосветное плавание, известен под именем Магеллана. Он стал организатором экспедиции, которая преодолела тяжелейший путь и погиб, не завершив путешествия. В его честь назван открытый им пролив, и 2 звездных скопления в космосе: Магеллановы облака Большие и Малые. Ф. Магеллан стал первым европейцем, который пересек 3 океана.
Содержание статьи:
Краткая биография
Ферденанд Магальяйнш (Магеллан) родился более 500 лет назад – в 1480 г., поэтому история не сохранила точных сведений о его биографии. Дата и место рождения имеет двоякую информацию: он рожден в селении Саброза (городе Порту) Португалии, 17 октября (20 ноября).
Улицы поселка СаброзаИзвестные факты жизни путешественника условно разделены на несколько периодов:
- Семья, в которой родился Магеллан, относилась к знатному, но обедневшему дворянству. Его отцом стал Родригу ди Магальяйнш, а матерью – Алда де Мишкита. Король Португалии назначил отца алькальдом (комендант) форта Авейру.
- В 12-летнем возрасте юный Ферденанд был устроен служить пажом при дворе жены короля Жуана II Совершенного – Леоноры Ависской. Слуга отличался замкнутым характером и избегал участия в придворных церемониях. Его часто замечали за изучением точных наук: астрономии, навигации, космографии и физической географии.
- В 25-летнем возрасте Магеллан вербуется добровольцем во флот. Под командованием Франсишку ди Алмейда он отправился завоевывать Африку, Азию и Индию. В походах он интересуется тонкостями корабельного и навигационного мастерства.
- Участвует в захватнических войнах: за крупнейший азиатский город-порт Маллаку (1511 г.) и Марокко (1514 г.). Магеллан проявил твердость характера, храбрость и мужество. За эти качества он удостоен чином морского капитана, возымел почет и уважение сослуживцев.
- В Марокко его ранили в ногу, она спровоцировала хромоту. Из-за полученной травмы ему поручили охранять скот мавров. Он честно исполнял приказ, но король получил донос о том, что он продавал скот тем же маврам.
- В 1514 г. он возвращается в Лиссабон, но полученный пенсион едва хватает на жизнь. Разработав проект морской экспедиции, он просит короля Португалии Мануэла I в организации похода. Но короля не заинтересовал проект, более того он дал понять, что не будет против его отставки.
- С идеей морских исследований 20 октября 1517 г. Магеллан прибыл в Испанию к королю Карлу V Габсбургу (Карлос I). Принимает подданство Испании, меняет имя и фамилию на Фернана Магеллана. Король 22 марта 1518 г. одобрил проект экспедиции и назначил его капитаном-генералом флотилии, а на открытых землях – аделантадо (наместник короля).
- В конце 1517 г. он женился на испанке Беатрис Барбоза. В следующем году родился сын Родриго. Отплывая в плавание, он оставляет жену беременной вторым ребенком. Судьба его семьи стала роковой: первенец умер в 1521 г., второй сын родился мертвым. Жена исследователя умерла в нищете в марте 1522 г. – ее лишили довольствия по ложному доносу на мужа.
- Магеллан погиб в стычке с туземцами на острове Мактан 27 апреля 1521 г.
Замысел
Идея плавания зародилась именно у Магеллана при изучении королевских секретных архивов Португалии. Им была найдена карта, созданная немецким географом Мартином Бейхемом. На карте обозначен пролив между Атлантическим океаном и неизведанным Южным морем, которое было во владениях Испании (открытое Нуньесом де Бальбоа со стороны Панамского перешейка).
Был разработан проект похода до богатых Молуккских островов, но не восточным португальским, а западным путем. В нем предполагалось, что путь окажется короче, чем западный. После долгих торгов о получении обоюдных выгод, король Испании согласился на проведение поисков. К одобрению проекта Карла V привела ситуация, сложившаяся в Европе в конце 15 в.
- Европейцы очень высоко ценили специи (мускатный орех, гвоздику и черный перец), привозимые с Молуккских островов, их стоимость соизмерялась с ценой золота. Пряности привозили и продавали арабы по высокой цене.
- В 1493 г. римским Папой утверждено Тордесильясское соглашение: 2 страны-соперницы Испания и Португалия имели законное право обладания территориями, открытыми:
- к востоку – за Португалией;
- к западу – за Испанией.
- В 15 в. право обладания богатыми индонезийскими Островами пряностей было за Португалией. В 1498 г португальцы нашли более безопасный морской путь.
- Испанцы претендовали на право пользования далекими землями, для этого им необходимо было доказать, что географически Молукки находятся на западном (испанском) полушарии. В интересах Испании было найти более короткий путь для доставки золотоносного товара.
Подготовка к экспедиции
Кругосветное плавание экспедиции Ф. Магеллана было начато с подготовки к отплытию. Этим основополагающим этапом он занимался сам и доверился только своему близкому соратнику – Рую Фалейру, который, как и он, обладал хорошими астрономическими знаниями. Перед отплытием Фалейру отказался от участия в походе, потому что составленный гороскоп посулил ему смерть в плавании.
Капитан-генерал руководил установкой на суднах пушек и осуществления погрузок:
- военного имущества;
- продовольствия – в основном легковесные сухари, мясо и рыба в соленом и вяленом состоянии, крупы, сахар, сушеные ягоды и фрукты, приправы, вина;
- товаров для торговли – зеркала, колокольчики, женские украшения, ткани, ртуть (в медицинских целях).
Состав и снаряжение экспедиции
В кругосветной экспедиции участвовало 5 разнотипных кораблей.
ТринидадНазвание судна | Капитан | Водоизмещение судна, т | Экипаж по штату, чел. |
Тринидад | Фернан де Магеллан | 110 | 55 |
Сан-Антонио | Хуан де Картахена | 120 | 60 |
Консепсьон | Гаспар де Кесада | 90 | 45 |
Виктория | Луис де Мендоса | 85 | 42 |
Сантьяго | Жуан Серран | 75 | 32 |
В плаванье тронулось 234 интернациональных моряка и 26 заштатных сотрудника, из различных государств Европы. Кроме них были размещены около 50 африканских и азиатских рабов. Точное количество людей, которое было в походе неизвестно, вербовка моряков производилась и в пути.
В команде было несколько переводчиков и историограф Антонио Пигафетту. За все время пути он старательно записывал все, что происходило. По прибытию на родину все рукописи были переданы королю Карлу V. На всех 5 судах было установлено 70 пушек.
В арсенале из военного снаряжения имелось:
- 60 арбалетов;
- 50 аркебуз;
- 100 наборов лат;
- другое вооружение – сабли, шпаги.
Магеллан изобрел систему сигнализации, которая позволяла судам флотилии не терять друг друга из виду. Капитаны собирались на «Тринидаде», они рапортовали о событиях и принимали от командира указания для дальнейшего путешествия.
Атлантический океан
Путешествие началось 20 сентября 1519 г. из порта Санлукар де Баррамеда. Экспедиция через Атлантический океан стала долгой и тяжелой. Сначала был выбран нелегкий путь вблизи берегов Африки из-за опасения встреч с португальским флотом. Потом, боясь пропустить желанный пролив, Магеллан держался близко к берегам Южной Америки.
Экспедиция с трудом пробиралась к южным широтам, природные условия не давали развернуть большую скорость. 13 февраля 1520 г. они попали в жуткую грозу с огромными электрическими разрядами в виде разветвленных искрящихся кистей, касающихся мачт судов. В дальнейшем поход сопровождался многочисленными холодными штормами, усиливающимися в южных широтах.
Первый конфликт среди офицеров
Кругосветное плавание экспедиции Ф. Магеллана для капитанов-испанцев проходило в условиях секрета маршрута. Они еще в начале экспедиции начали требовать от адмирала разъяснений. На что было сказано: просто они должны держаться его флага днем, и его фонаря – ночью. Естественно, такой заносчивый ответ португальца совсем не нравился, и капитаны договорились при удобном случае «проучить» Магеллана.
Капитан Хуан Картахена в походе представлял королевскую власть. Со временем, на ежедневных рапортах он начал выказать свое неуважительное отношение к адмиралу, называя его капитаном, а не капитан-генерал, как положено по субординации. Несмотря на замечания Магеллана, так продолжалось несколько дней.
Тогда генерал провозгласил его арестованным, а командование судном передал Алвару Мишкита. Картахена продолжил плавание под стражей на судне «Виктория».
Ла плата — не пролив
26 декабря 1519 г. флот достиг залива Ла-Плата. Предполагалось, что заветный пролив находится в нем. Ранее, в 1515 г. район был обследован Хуаном Солисой. Он был убежден, что разыскал пролив в Восточный океан, но не исследовал его. Он не предполагал, что отыскал широкие устья рек Уругвая и Параны.
Ла плата с космосаОколо месяца флотилия исследовала невысокие берега залива. В разведку вверх по реке Парана был отправлен корабль «Сантьяго», но он вскоре вернулся с известием, что это русло большой полноводной реки, а не пролив.
Снова мятеж
Флотилия продвигалась все дальше к югу, преследуемая холодами и сильными штормами, близилась южная зима. 31 марта 1520 г. встали на зимовку в бухте Сан-Хулиан. Все судна вошли в залив, а корабль генерала устроился на его входе. Вечером 1 апреля начали разворачиваться события, о который Магеллан узнал только утром следующего дня.
Мятежники освободили Картахена, арестовали Мишкиту, капитан Кесада убил кормщика – ставленника Магеллана Х. Элорьягу. В их власти было 3 судна: «Консепсьон», «Виктория», «Сан-Антония».
Капитаны выдвинули требование по выполнению инструкции короля – повернуть направление и к Молуккским островам пойти на восток. Наставив пушки на флагмана и «Сантьяго», они потребовали к себе на переговоры генерала. В ответ, через посыльного, передали приглашение лишь капитану «Виктории».
Пока Луис Мендоса читал письмо, его смертельно ранил посланник Магеллана Гонсало Эспиносу. Командиром судна назначен шурин генерала Дуарти Барбоза. На оставшихся двух мятежных судах матросы сами обезвредили офицеров и сдались.
Мятежники были осуждены трибуналом, учрежденным для суда над ними. Суд постановил казнить 40 участников, но их помиловали.
Капитаны-мятежники судов понесли суровые наказания:
- отрубили голову капитану Кесаде;
- труп Мендосы четвертовали;
- капитана Картахена и его соратника-священника высадили на берег с небольшой провизией.
Зимовка
Кругосветное плавание экспедиции Ф. Магеллана было остановлено на зимовку 31 марта 1520 г. в заливе Сан-Хулиан. Зима началась неожиданно и продлилась около 5 месяцев. На время зимовки были урезаны дневные нормы питания, что вызвало недовольство моряков.
Голод и холод привели к тому, что за зимовку погибло 30 человек. Кроме того, длительное путешествие, ветра и штормы поспособствовали обветшанию судов флотилии.
За зимовку, в мае судно «Сантьяго» совершило разведку дальнейшего маршрута. Им выявлен залив Санта-Крус. В шторм у судна сломалась система навигации, и оно разбилось о скалы. Вся команда, за исключением одного члена, уцелела, но до своей базы они дошли лишь через 3 недели, замерзшие и истощенные. Потеря судна нанесла значительный урон флотилии.
За время рейда путешественники взаимодействовали с индейцами. Индейцы зимой, защищая ноги от охлаждения, обматывали их сухой травой, поэтому размеры ног казались особенно большими. Эту землю Магеллан назвал Патагония (большие ноги).
Перед экспедицией король издал приказ об обязательной доставке представителей новых народов. Из-за чего произошла стычка с местными жителями. Обманом моряки заманили двух индейцев. В схватке обе стороны понесли потери, в пути оба индейца погибли.
Зимовка была завершена 24 августа. Но, из-за поломок судов, а также из-за критических погодных условий флотилия через 2 дня вынуждена снова встать на рейд до 18 октября.
Магелланов пролив
Продолжая путь на юг, 21 октября, странниками был замечен узкий проход. На разведку были отправлены суда «Сан-Антонио» и «Консепсьен». Они возвратились с вестью, что возможно пролив обнаружен. Караван судов начал свой путь по узкому проливу между скалистыми берегами. Приливные волны достигали высоты более 10 м и окатывали палубы.
У одного из островов, названному Доусоном, путь раздвоился. Было принято решение: «Сан-Антонио» и «Консепсьен» пойдут разведывать юго-восточное направление. А юго-западное – исследует лодка. Остальные будут ждать вестей.
Кругосветное плавание экспедиции Ф. Магеллана открыло более безопасны пролив, в отличие от опасного пролива Дрейка. В честь первооткрывателя пролив был назван Магеллановым проливомЛодка вернулась за 3 дня, с радостью известив о свободной воде. В скором времени возвратился «Консепсьен». Опасный поход через пролив, названный Проливом Всех Святых, продолжился 38 дней, его расстояние – 372 км.
На судне «Сан-Антонио» произошел мятеж, возглавленный кормчим Эстебаном Гомешом. Мятежники арестовали капитана Мишкиту и поплыли в Испанию. Вернувшись в Севилью, Гомеш донес на Магеллана, обвинив его в измене королю.
Тихий океан
Мореплаватели не знали о длительности их экспедиции, их современники считали, что Азия расположена вблизи от Америки. В океан флотилия из 3 судов вышла 28 ноября и пошла в северном направлении, стараясь быстрее уйти из холодных вод. В течение 15 суток они плыли вдоль скалистых берегов Южной Америки, затем повернули от материка.
По Тихому океану суда прошли расстояние около 17000 км. За все время плавания по океану не произошло ни одного шторма, поэтому он был назван Тихим. Пережив трудные испытания в Атлантике, экспедиция была не готова к долгому и тяжелому переходу по океану, который продолжился около 4 месяцев.
Путь экспедиции прошел так, что они не встретили ни одного обитаемого острова. Провизия закончилась, в питание пошло все, что можно: сухарная пыль с червями, древесные опилки, готовили кожаные изделия, ловили крыс, пили протухшую воду. Моряки погибали от голода и цинги. Наконец на 100 день увидели вершину горы.
Воровские острова и остров Хомонхом
Кругосветное плавание экспедиции Ф. Магеллана приблизилось к Марианскому архипелагу – населенному острову Гуам – 6 марта 1521 г. Островитяне на лодках окружили суда, предлагая свежую пищу в обмен на испанские товары. Отвлекая странников, местный народ похищал с судов все, что можно было унести, даже попытались увести шлюпку.
Разгневанные мореплаватели сошли с кораблей и сожгли поселение, погибли 7 местных жителей. Забрав местную провизию и свою лодку, флот поплыл дальше. Островитяне попытались отомстить, забрасывая корабли камнями, но никакого урона не причинили. Вся цепь архипелага получила название Ландронесские (Воровские).
Флотилия достигла Филиппинских островов, названным именем Святого Лазаря. 17 марта мореплаватели сошли на безлюдный остров Хомонхом, организовали лазарет. Вылечившись и набравшись сил, экипажи судов снова тронулись в поход. На одном из островов раб Магеллана услышал свою родную речь – стало понятно, что они совершили кругосветный поход.
Битва при Мактане. Смерть Магеллана
7 апреля 1521 г. мореплаватели подступили к порту острова Себу. Богатство селения позволило свободно обменивать местные продукты, золото на испанские товары. Властитель Себу – раджа Хумабон был поражен военной мощью моряков и сразу согласился стать подданным Карла V. Вначале он покрестился сам (стал Карлос), а за ним его семья и почти все жители острова.
Магеллан сделал попытку привезти к власти новоявленного Карлоса все окружающие острова. Но не все острова хотели стать подданными Испании, правитель острова Мактан Лапу-Лапу был один из них. Магеллан на примере захвата острова захотел показать мощь Испании. Но покорение острова не было подготовлено должным образом.
Ранним утром 27 апреля 1521 г. 60 моряков на лодках пошли в бой за остров. Но, с самого начала все пошло не по плану: из-за прибрежных рифов лодки не смогли подступиться к берегам, чтобы помочь огнем десанту из 50 моряков. Мактанцы прятались за деревянными щитами. Из-за расстояния моряки не могли пробить щиты ни стрелами, ни пулями. Тогда Магеллан приказал сжечь поселение.
Такой оборот событий сильно разозлил островитян, и они ринулись в атаку на пришельцев, используя стрелы, копия, камни. Поняв, что они проигрывают, испанцы начали отступать. При отходе Магеллана сначала ранили в лицо копьем, потом в руку. После получения ранения в ногу, он рухнул, и островитяне добили его копьями. В бою погибло 9 моряков.
Последствия этого сражения были плачевны – все прежние завоевания были погублены, престижу Испании нанесен огромный ущерб. Капитаны Жуан Серран и Дуарте Барбоза, просили Лапу-Лапу отдать тело генерала. Но он категорически отказался.
Молуккские острова
Бывший союзник Хумабон воспользовался ситуацией. Узнав, что иностранцы уходят, он устроил прощальное пиршество, созвав весь офицерский состав флотилии, но заподозрив подвох некоторые остались.
Во время обеда устроил бойню – погибли все. Суда быстро покинули остров. До Молуккских островов добирались несколько месяцев. Там до них дошло известие: король Португалии провозгласил Магеллана изменником, его флот приказано арестовать.
Начальником экспедиции назначен Жуан Карвалью (позже его переизбрали за саботаж указаний короля). Проанализировав техническое состояние кораблей, начальник и капитаны Г. Эспиноса и Х. Элькано приняли решения по дальнейшему их использованию.
- Совсем обветшалое судно «Консепсьон» подлежит сожжению. Команда переместилась на «Тринидад» и «Викторию».
- «Тринидад» (капитан Гонсалу Эспиносы) восстановили, и он пустился в обратном восточном курсе к Панаме, находящейся во владении Испании. Но, корабль вынужден возвратиться в Молукку из-за полосы встречных ураганов. Судно арестовали португальцы, матросы отосланы на каторгу.
- 8 ноября «Виктория» (капитан Хуана Элькано) погрузив в трюмы большое количество специй, отправилось в плавание на запад по Индийскому океану мимо мыса Доброй Надежды в Африке.
Острова Зелёного мыса
Кругосветное плавание близилось к финалу, но лишения продолжали преследовать экспедицию. Запасы провизии подошли к концу, часть членов экипажа начала требовать сдаться португальским властям в Мозамбике. Но, основной костяк – приверженцы Ф. Магеллана – решили плыть дальше.
20 мая судно, обойдя мыс Доброй Надежды, продолжило нелегкий путь на северо-запад в Атлантическом океане. В походе по Индийскому океану команда потеряла около 25 моряков. 9 июля 1522 г. потрепанное судно подошло к португальским островам Зеленого мыса. Не встать на острове было нельзя – кончились продукты и питьевая вода.
Купить продукты было решено на острове Святого Иакова. Первый рейс с 2 лодками стал удачным – португальцы поверили в выдуманную историю об аварии с фок-мачтой на экваторе (ее потеряли у мыса Доброй Надежды), а генерал с другими судами поплыл в Испанию. Второй рейс завершился арестом 13 моряков. Судно с оставшимся экипажем поспешно пустилось в дальнейшее плавание.
Завершение экспедиции
6 сентября 1522 г. обветшалое судно «Виктория» причалило к испанскому берегу. Плавание продлилась 1081 дней. В экипаже осталось 18 человек. Через 5 месяцев Испания выкупила всех арестованных моряков на острове Святого Иакова. В 1525 г. вернулись еще 4 моряка с судна «Тринидад».
Вырученные деньги с привезенных пряностей с лихвой покрыли расходы в экспедицию. Ко всему Испания стала первооткрывательницей Марианских и Филлипинских архипелагов. Карл V предъявил претензии на Молуккские острова. Португалии пришлось их выкупить за огромное состояние – 350 тыс. дукатов.
Итоги экспедиции, что открыл Магеллан
Во время первого кругосветного мореплавания получены материалы, которые изменили представления о планете:
- Доказано, что Земля имеет форму шара.
- Длина пути позволила ученым оценить подлинные размеры Земли.
- По суждениям того времени Земля представляет большей частью сушу с морями. Поход показал, что на планете преобладают океаны.
- Выявлена неразрывность Мирового океана.
Испанская экспедиция первая пересекла Тихий, а позже Индийский океаны.
Открыты:
- новый маршрут в Азию;
- многочисленные заливы восточной стороны Южной Америки, полуостров Вальдес;
- пролив, разъединяющий Южную Америку и Огненную Землю;
- некоторые острова и архипелаги Тихого и Индийского океанов.
Мореплаватель не намеревался свершить кругосветное плавание. В его намерениях было открыть новый западный путь к Молуккам. Это желание заставило его организовать экспедицию и совершить тяжелый переход через 3 океана. Не он лично закончил великий поход, это сделали остатки его флота. Но первое известное в мире путешествие известно под именем Ф. Магеллана.
Оформление статьи: Владимир Великий
Видео о путешествии Магеллана
Документальный фильм кругосветного путешествия Магеллана:
Первое кругосветное путешествие: экспедиция Фернана Магеллана Avia-all.ru
Хотите сказать «Спасибо»?
Лайк и репост будут лучшей благодарностью!
В современном мире терминология «кругосветное путешествие» связана с лайнерскими круизами по морю с посещением многих стран мира. И цель таких вояжей, в основном, подразумевает отдых с развлечениями.
Но были времена, когда в путешествие отправлялись с познавательной целью, а также для укрепления могущества своей страны. И первое в мире кругосветное путешествие совершила экспедиция под руководством португальского исследователя и мореплавателя Фернана Магеллана. Произошло это в средние века, а если быть более точными – летом 1519 года.
Как ни странно, португальский король на просьбу собрать экспедицию для кругосветного путешествия ответил соотечественнику отказом, посчитав идею бредовой и не стоящей денежных затрат. Да и чему удивляться, ведь по тем временам даже среди некоторых прогрессивных умов человечества бытовало мнение, что Земля плоская и стоит на трех китах.
Но король Испании Карл I оказался более дальновидным (видимо, благодаря своей амбициозности). Конечно, в случае провала предприятия королевство теряло вложенные средства. Но в случае удачи приобретало права на вновь открытые земли. Как мы знаем, в конечном итоге так оно и получилось – у Испании появилась возможность колонизации открытых Магелланом земель.
В чем смысл кругосветного путешествия?
Это способность обогнуть Земной шар и закончить путешествие в точке отправления экспедиции в путь. В случае с Магелланом таким отправным (и, естественно, конечным) пунктом считается порт испанской Севильи.
Начало экспедиции Фернана Магеллана
Карл I помог снарядить 5 кораблей своей флотилии, снабдив путешественников, казалось бы, всем необходимым. Но как можно было предположить количество провианта и запасов пресной воды, необходимых в дорогу, если эта «кругосветка» была первой, и масштабов экспедиции никто заранее знать не мог. Естественно, путь оказался не из легких.
Начало экспедиции, двигавшейся вдоль восточного побережья Южной Америки, особых опасений еще не вызывало. Экипажи были настроены оптимистично и с интересом рассматривали новые земли. Так, доплыв ночью до самой крайней точки материка, члены команды могли лицезреть удивительное зрелище: множество костров, разведенных аборигенами на берегу, давали ощущение сплошного пожара. Видимо, поэтому и назвал Магеллан открытую им землю Огненной.
Далее у экспедиции начались проблемы. Пройдя пролив у берегов Огненной земли (который в последствие назвали Магеллановым), экспедиция вошла в незнакомые воды. Как в последствие оказалось, это были просторы Тихого океана (названного так Магелланом). И, несмотря на то, что за время всего путешествия на водах был полный штиль, путь преодолевался экспедицией с большим трудом – заканчивались запасы пресной воды и провианта. Многие члены экипажей заболели цингой, многих «унес» голод. Это стало причиной многочисленных мятежей.
Чем завершилась экспедиция Фернана Магеллана
По истечении трех тяжелых месяцев плавания по Тихому океану экспедиции все же удалось добраться до суши, где они смогли сделать необходимые запасы для дальнейшего плавания. Вот только продолжать дальнейшее путешествие кораблям пришлось без Магеллана. В апреле 1521 года он неосмотрительно ввязался в междоусобные войны властителей Филиппинских островов, за что и поплатился жизнью.
Управление экспедицией взял на себя капитал корабля «Виктория» Х.С.Элькано. Именно этот корабль, единственный из пяти, смог вернуться в Испанию, обогнув южные берега Азии и Европы. Произошло это спустя 3 года с начала экспедиции.
Те, кто первым совершил кругосветное путешествие, заслуживают почестей уже только за то, что они были пионерами. И, к тому же, они смогли доказать, что Земля действительно круглая и состоит из материков, разделенных водами Мирового океана.
Мини проект По следам первого кругосветного путешествия
Тема проекта: «По следам первого кругосветного путешествия».
Учебный предмет: география
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: история, обществознание, биология.
Оборудование: Физическая карта мира, фломастеры, ватман, компьютер, мультимедиа проектор, листы А3.
Возраст учащихся на который рассчитан проект: учащиеся 5 А класса.
Тип проекта: практико-ориентированный
Руководитель проекта: Дзоз Д.Н.
Актуальность.
В связи с тем, что на изучение биографии и деяний географов-путешественников на уроках географии отводится мало времени, нам было предложено поработать над данной темой и познакомиться по подробнее с одним из них.
Данный проект – это попытка прикоснуться к той великой эпохе, узнать больше об одном из самых важных этапов развития человеческой цивилизации – Великих географических открытиях.
С давних времен жажда приключений заставляла людей рисковать жизнью в поисках других стран, познавать новое и таинственное, идти в новые и неизведанные земли.
Мы (учащиеся 5«А» класса) — современные путешественники, которых притягивает все та же жажда приключений и исследований.
Цель проекта: Исследование, повторение и описание маршрута первого кругосветного путешествия.
Задачи:
Собрать и обобщить сведения о жизни Фернана Магеллана
Изучить хронологию первого Кругосветного путешествия
Собрать и обобщить сведения о памятниках, посвященных Магеллану
Собрать и обобщить сведения о местах-остановках открытых Магеланом
Оформление маршрута на географической карте
Подготовить презентацию по теме проекта
Проект состоит из 2 этапов: теоретического и практического.
Изначально класс был поделен на 2 группы.
Каждая группа занималась поиском информации о кругосветном путешествии Магеллана. Вся информация собрана в партфолио.
В практической части своего проекта:
— нанесен маршрут на физическую карту мира и отметили места – остановки.
-Составлена компьютерная презентация.
Описание проекта.
Фернан Магеллан: биография К сожалению, сегодня никто не может точно сказать, где родился знаменитый путешественник, первым из европейцев обогнувший Южноамериканский континент. Однако большинство исследователей считают, что это событие произошло 17 октября 1480 года в Порту или в Саброзе. В то же время, согласно историческим документам, в подростковом возрасте Фернан служил у королевы Леоноры Ависской, поэтому предполагается, что он имел дворянское происхождение. Когда Магеллану исполнилось 25 лет, он отправляется в Индию в составе эскадры Франсишку Альмейды. Отслужив положенные 5 лет, Фернан пытается вернуться на родину, но волею случая вынужден остаться в Индии, где добивается благосклонности колониальных властей и завоевывает большой авторитет в среде военных. Таким образом, будущий великий путешественник оказывается в Лиссабоне лишь в 1512 году. И участвует в войне с Марокко, во время которой своими самовольными действиями вызывает гнев короля Мануэла Первого. Во время аудиенции Магеллан просит у монарха разрешения отправиться в морскую экспедицию, однако получает отказ. В то же время Мануэл Первый дает ему понять, что не будет против, если тот станет служить другому сюзерену.
Таким образом Магеллан покидает родину и отправляется в Испанию, покупает дом в Севилье, женится, у него рождается сын. Король Испании Карл Первый дает разрешение на снаряжение пяти кораблей.
. Кругосветное путешествие Магеллана: Хотя открытие Америки Колумбом сделало Испанию сверхдержавой, все же главная цель этой экспедиции, а именно достижение берегов Индии западным путем, не была достигнута. А ведь это сулило огромные экономические выгоды, а также ожидаемые открытия Магеллана могли значительно расширить владения Карла Первого и покончить с монополией португальцев на торговлю пряностями, которые тогда ценились на вес золота.
Героическая морская эпопея Магеллана началась 20 сентября 1519 года, когда 5 судов, снабженных продовольствием на 2 года вперед, вышли из Сан-Лукара. Всего в экспедиции принимало участие до 280 человек, 100 из которых были экипированы как солдаты. Кроме того, корабли были оснащены 10 пушками. Главное судно — «Тринидад» — и каравелла «Сантьяго» управлялись самим Магелланом и еще одним португальцем, Жуаном Серраном. Остальные же три корабля вышли в поход под предводительством высокородных испанских идальго, договорившихся устроить мятеж, если им покажется, что командор Фернан сбился с пути.
Ла-плата. Преодолев с большим трудом Атлантический океан, 29 ноября экспедиция Магеллана достигла берегов Бразилии и стала исследовать берега Ла-Платы, надеясь, что это и есть пролив, через который можно добраться в «Южное море». Убедившись в ошибочности этого предположения, эскадра проследовала далее на юг, вдоль берега Южноамериканского континента. Патагония. Встретив по дороге пингвинов, приняла их за туземцев. Блуждание продолжалось до конца марта 1420 года, когда Магеллан принял решение встать на зимовку и урезать пайки экипажа. Во время зимовки испанцы познакомились с местными жителям, которые ходили, намотав на ноги сено. И назвали их патагонцами (большеногими), а их страну Патагонией.
Магелланов пролив. 21 октября 1520 года корабли экспедиции оказываются у узкого пролива. На разведку высылаются корабли «Сан-Антонио» и «Консепсьон», которым чудом удается избежать гибели во время внезапно налетевшей бури. Однако, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. В момент, когда волна несла судна к берегу, они попали в узкий проход, исследования которого показали, что в нем соленая вода, а лот не достигает берега. Оба корабля возвращаются к Магеллану и сообщают благую весть о том, что морской путь в «Южное море» найден, а спустя много лет его обозначают как Магелланов пролив на карте мира. К сожалению, это открытие ни в тот исторический момент, ни веками позже не могло принести человечеству никакой пользы с экономической точки зрения, так как этот путь чрезвычайно долог и опасен для судоходства. Однако он дал огромный толчок к развитию таких наук, как картография и география.
Острова Огненной земли. Были открыты Магелланом Южнее обнаруженного пролива. Члены экспедиции увидели землю, на которой в ночное время загорались огни. Магеллан ошибочно предположил, что это северная оконечность Terra Australis Incognita — Южного материка — и назвал ее Огненной землей. Как оказалось впоследствии, это был архипелаг, состоящий из 40 тысяч островов и островков. Таким образом, на вопросы: «Что сделал Фернан Магеллан?», «Что открыл?» можно в качестве ответа с полным правом назвать и Огненную землю. Сегодня все знают, что от материка архипелаг отделяет Магелланов пролив, а на самом большом из его островов — Исла-Гранде — находится самый южный город планеты — Ушуая.
Открытие Марианских островов. Преодолев пролив за 38 дней, корабли экспедиции вышли в океан и проплыли около 17 000 км до первого необитаемого острова, который встретился на их пути. Моряки были удивлены, так как до этого предполагалось, что Америка находится недалеко от берегов Азии. Тогда и понял Магеллан, что открыл миру истинное соотношение между сушей и водами океанов, а также дал людям представление о размерах Земли. Пристать к земле не удалось, и они продолжили свое путешествие, пока не достигли острова Гуам, который относится к группе Марианских островов. Оказалось, что местные жители понятия не имели о частной собственности, а потому пытались унести с кораблей любые предметы, которые попадались им под руку. Именно поэтому испанцы назвали острова Ландронес, что переводится как воровской. Там путешественники запаслись продовольствием и свежей водой и продолжили свой путь.
Открытие Филиппинских островов. Так как было очевидно, что экспедиция уже находится в Восточном полушарии, Магеллан, опасаясь встреч с португальцами, стремился держаться подальше от вод, где проходили морские судоходные пути. Скоро его корабли достигли неизвестных островов. Было решено назвать их архипелагом св. Лазаря, а впоследствии они были переименованы в Филиппинские острова. Для высадки был выбран Хомонхом, поэтому при ответе на вопрос: «Как называется первый остров, открытый Магелланом в Азии?», следует указать именно на него.
Гибель путешественника Сегодня всем известно, какие земли открыл Магеллан. Однако немногие знают подробности его гибели. Итак, как встретил смерть человек, первым из людей сумевший обогнуть Южноамериканский континент? Все началось с того, что вождь остров Мактан отказался подчиниться властителю соседнего острова Себу Хумабону, который присягнул на верность Испанской короне и даже крестился, вместе с семьей и приближенными вельможами. Магеллан решил показать местным жителям, что европейцы ценят и защищают своих вассалов, и отправился усмирять непокорных мактанцев. При этом он не рассчитал, что туземцы, успевшие изучить методы ведения войны европейцами, уже не относились к ним как к небожителям. Кроме того, военная экспедиция Магеллана была плохо подготовлена, и испанцы не рассчитали, что их суда не смогут подойти достаточно близко к берегу. Практически сразу после начала боя войску Магеллана был нанесен большой урон, так как туземные воины целились копьями в незащищенные доспехами ноги испанских солдат, а когда те попытались добраться до своих судов, стали их добивать стрелами. Та же участь постигла и командора Фернана, который, желая прикрыть своих отступающих соратников, остался сражаться в воде с горсткой верных воинов, но был ранен сначала в лицо, а затем исколот наконечниками копий. Так погиб один из величайших путешественников в истории человечества. Однако он навсегда вписал свое имя в мировую историю, и сегодня каждый знает, какой пролив открыл Магеллан.
Дальнейшая судьба моряков экспедиции Гибель Магеллана и восьми его соратников подорвала престиж испанцев в глазах туземцев. Поэтому Хумабону решает избавиться от пришельцев и устраивает званый обед, во время которого расправляется со значительной частью командиров. Оставшимся же приходится бежать. Наконец, добиравшись до Островов Пряностей, выжившие члены экспедиции Магеллана закупают товар и собираются в обратный путь, когда узнают, что португальский король объявил Магеллана дезертиром и издал приказ о задержании его судов. На тот момент на плаву остаются только два корабля, командиры которых решают отправиться домой разными путями. Так судно «Тринидад» оказывается в плену у португальцев, а члены его экипажа заканчивают жизнь на каторге в Индии. Совсем по-иному складывается судьба тех, кто отправляется в Испанию на «Виктории», под командованием Хуана Эльканто, через мыс Доброй Надежды. Им ценой неимоверных усилий удалось добраться до Севильи.
Заключение.
Т.о. изучив и повторив путь Первого Кругосветного путешествия можно задаться вопросами?
«Кто такой Магеллан?», «Что открыл?». Отвечая на них, стоит призадуматься, при этом возникает неоднозначное впечатление о нем . Ведь то, что его называют первым путешественником, который совершил кругосветное плавание, не совсем верно. Более того, он никогда не ставил перед собой подобной цели, так как его единственным желанием было найти западный путь, по которому в Испанию можно было завозить пряности и получать от этого прибыль.
Но нет ни каких сомнений в том, что это поистине великий человек-путешественник, так как за такую короткую жизнь, длиной всего в 40 лет, добился блистательных результатов:
результаты экспедиции:
-открыты новые земли: Ла-Плата и Патагония.
-открыт знаменитый пролив, названный именем Магеллана.
-открытие Огненной земли.
-открыты Марианские и Филиппинские острова.
-введено название «Тихий океан»
-доказано существование единого Мирового океана.
-подтверждение гипотезы о том, что Земля – шар.
Как составить маршрут кругосветного путешествия?
До кругосветки осталось 49 дней. Позади почти год подготовки, половина которого ушла на планирование маршрута. Казалось бы, что может быть легче? Распиши куда хочешь поехать, соедини одно с другим и проложи путь. Но всё не так просто.
Одни направления оказываются слишком дорогими для путешествия и их исключаешь из маршрута, другие – неожиданно дешевыми и их, наоборот, добавляешь в него. Где-то требуются визы, а где-то их вообще не нужно. Одни страны легко доступны, а в другие надо ехать с кучей пересадок.
Сегодня мы рассказываем, как самостоятельно спланировать маршрут кругосветки и на что обратить особое внимание. А для тех, кто мечтает отправиться в путешествие вокруг света, но не знает с чего начать, делимся вариантами уже готовых направлений.
Вокруг света за 80 дней
Простой способ отправиться в кругосветку – воспользоваться готовыми маршрутами. Самый известный из них – путь Филеаса Фогга из культового романа Жюль Верна «Вокруг света за 80 дней». Выглядит он так:
Лондон (Великобритания) – Суэц (Египет) – Мумбаи (Индия) – Калькутта (Индия) – Гонконг – Иокогама (Япония) – Сан-Франциско (США) – Нью-Йорк (США) – Лондон (Великобритания)
Напоминаем, что идея путешествия была в споре между главным героем и его товарищами сможет ли он пройти этот маршрут не более, чем за 80 дней. Учитывая, что действие романа происходит в 19 веке, это была та ещё авантюра.
В наши дни есть самолеты и скоростные поезда, поэтому 80 дней здесь – за глаза и за уши. Во всех городах полно достопримечательностей, так что море впечатлений обеспечено. Один недостаток: гражданам России для поездки потребуются аж 4 визы – Великобритании, Индии, США и Японии.
Современные чудеса света
Помните список семи чудес света? Его ещё называют Семь чудес Древнего Мира. В классическом варианте он включает в себя висячие сады Семирамиды, статую Зевса в Олимпии, храм Артемиды в Эфесе, мавзолей в Галикарнасе, Колосс Родосский, Александрийский маяк и пирамиды Хеопса. Беда в том, что из всего списка уцелели лишь последние. Поэтому в 2007 году был составлен новый. Он включает в себя семь знаменитых архитектурных сооружений, которые можно увидеть в настоящее время. Из них легко составить маршрут полноценной кругосветки. Выглядеть он будет так:
Колизей (Рим, Италия) – древний город Петра (Амман, Иордания) – Тадж-Махал (Агра, Индия) – Великая Китайская стена (Пекин, Китай) – город индейцев майя Чичен-Ица (Канкун, Мексика) – руины древнего города Мачу-Пикчу (Куско, Перу) – Статуя Христа Спасителя (Рио-де-Жанейро, Бразилия) – Рим, Италия.
Маршрут базовый и, вероятно, его придется дополнить несколькими городами. Так, например, в Агру легче всего добраться через столицу Индии – Дели. Перелеты из Рио-де-Жанейро в Рим, обычно, недешевые. Можно сделать пересадку в Испании или Португалии, а оттуда добраться до конечного пункта на лоукостере. Наконец, можно расширить маршрут и добавить посещение египетских пирамид в Каире как дань уважения последнему уцелевшему чуду света из старого списка.
Если закладывать на каждый пункт назначения по 5 дней, то на всю кругосветку уйдет примерно 1.5 месяца. Чем не вариант для длинного отпуска? По визам ситуация несколько легче. Заранее потребуется оформить лишь шенген и простую электронную визу Индии. Разрешение на въезд в Иорданию ставится прямо на границе. С Перу и Бразилией у нас установлен безвизовый режим, а в Пекин можно приехать на трехдневный транзит, предъявив в аэропорту обратные билеты. Для посещения Мексики обычно требуется электронное разрешение, которое оформляется онлайн за пять минут, но можно въехать и по шенгенской визе.
Морской круиз
Кучу готовых маршрутов предлагают организаторы круизов. Это не бюджетный вариант, но за относительно короткое время есть возможность посмотреть много городов и ощутить всю романтику морского путешествия.
Как правило, все организационные вопросы турагентства берут на себя, а в цену круиза входит и питание, и проживание, и развлечения. В общем, такая «пакетная» кругосветка. Хорошо подходит тем, кто хочет всего и сразу, но ещё ни разу не организовывал самостоятельное путешествие, либо имеет в этом слишком маленький опыт. Однако цена за такое удовольствие зашкаливает. Например, в этом агентстве туры начинаются от 11 790 долларов США с человека.
Готовое путешествие
Всё просто – найдите агентство, которое организует кругосветку или попутчика, у которого уже есть готовый маршрут. В последнем случае придется совместно решать многие вопросы путешествия (визы, отели и прочее), но, по крайней мере, вы точно не будете думать куда поехать.
Короткая поездка
Кругосветка не обязательно должна быть длинной и утомительной – облететь земной шар можно и за две-три недели. Предлагаем несколько легких маршрутов:
Вариант 1: Москва – Нью-Йорк (США) – Мехико (Мексика) – Гонконг – Москва
Для путешествия понадобится только виза США. С ней можно въехать и на территорию Мексики. Для посещения Гонконга виза не требуется.
Вариант 2: Москва – Гавана (Куба) – Ванкувер (Канада) – Пекин (Китай) – Москва
Понадобится виза Канады. Пекин можно посетить на условиях 72-часового транзита.
Вариант 3: Москва – Гавана (Куба) – Мехико (Мексика) – Гонконг – Дубай (ОАЭ) – Москва
Требуется только электронное разрешение на въезд в Мексику.
Безвизовая кругосветка
Переходим к маршрутам с самостоятельным планированием. Бытует мнение, что российский паспорт – один из самых худших для путешествий, поскольку во многие «топовые» страны нам нужна виза. Но это не так. На 2017 год гражданин РФ может посетить 76 стран и территорий без визы, а ещё в 34 её ставят на границе. Полный список можно посмотреть здесь. В статье Лайфхакера вы найдете актуальную информацию на 2017 год за исключением ОАЭ – с начала года виза для граждан России ставится бесплатно на 30 дней в любом аэропорту.
А если коротко, то почти вся Латинская Америка, половина Азии и часть Африки – безвизовые регионы для россиян. По ним можно смело планировать маршрут кругосветки. Например, из России отправиться в Грузию, далее проехаться по странам бывшего СССР, потом улететь в Гонконг или Макао, затем остановиться на безвизовый транзит в Пекине, Шанхае или Гуанчжоу на 72 часа и Сингапуре на 96 часов, а после улететь в любой крупный город Латинской Америки и путешествовать дальше по континенту. Последнюю часть кругосветки можно провести в странах Африки: Марокко, Тунис, Египет, а затем вернуться обратно в Москву.
Маршрут по интересам
Именно так составляли маршрут мы, но это самый сложный вариант. Что нужно делать?
Шаг 1. Составьте список
Выпишите ключевые города и страны, которые вы хотели бы посетить в своей жизни. Если большой мечты нет, посмотрите готовые подборки, списки и рейтинги. Например, 100 самых красивых мест на планете. Не лишним будет промониторить праздники и фестивали по всему миру. Так мы подстроили часть нашего маршрута под День мертвых в Мексике.
Шаг 2. Накидайте черновик
Из тех городов и стран, что вы выписали, составьте черновик маршрута, распределив пункты назначения по порядку – с востока на запад или с запада на восток.
То есть, если у вас в списке значатся Гонконг, Нью-Йорк, Мехико и Лондон, их нужно распределить либо в порядке Лондон – Нью-Йорк – Мехико – Гонконг, либо наоборот. Так, чтобы получился ровный маршрут вокруг земного шара.
Шаг 3. Узнайте цены на билеты
Посмотрите сколько стоят билеты по выбранным направлениям, есть ли альтернативный транспорт и в целом сообщение между странами, стоящими рядом в списке. В этом нам здорово помог сервис Rome2Rio. Механика простая: нужно последовательно забить все пункты назначения, после чего сайт предложит разные варианты перемещения между ними, укажет актуальные цены и название перевозчика.
Шаг 4. Оптимизируйте маршрут
По каким-то направлениям билеты могут показаться дорогими – их можно исключить или построить путь через более дешевые в плане транзита страны. Единых правил нет – пробуйте, добавляйте новые города и находите более интересные варианты.
Так, в процессе оптимизации, мы исключили страны Латинской Америки. Цены на авиабилеты внутри континента ужасно дорогие. Местные предпочитают долгие поездки на автобусе, отсюда и высокие цены на полеты. Подумав, мы просто решили отложить поездку по этим странам на следующую зиму.
Шаг 5. Проверьте нужны ли визы
Промониторьте наличие визового режима в тех странах, которые решили посетить. Возможно, после этого вы исключите из маршрута некоторые из них, поскольку оформление определенных виз может быть долгим и затратным.
Шаг 6. Обсудите всё с попутчиком
Если вы едете один, то, конечно, вы – сам себе хозяин. Стройте маршрут, опираясь на собственные предпочтения. Поездка с попутчиком чревата тем, что некоторые страны придется исключить из-за отсутствия к ним интереса у другой стороны. В нашем случае мы убрали Афганистан и Пакистан, которые так хотел посмотреть Андрей, но категорически не хотела я. Андрей, в свою очередь, был против некоторых регионов Бразилии и двух городов Австралии.
Шаг 7. Составьте конечный маршрут
После череды правок составьте окончательный план поездки, хотя бы в части ключевых стран. Несмотря на то, что основной маршрут мы согласовали с Андреем в конце марта, за следующие четыре месяца все равно добавили в него ещё несколько городов.
Так из США в Китай мы летим транзитом через Канаду (добавили Ванкувер). Затем, выяснили, что в самом Китае по пути в Гонконг удобно посмотреть другие города (добавили Ханчжоу и Нинбо). А про Индию подумали, что у нас есть почти три недели, так почему бы не посмотреть максимум и добавили в маршрут Варанаси, Агру и Джайпур.
В общем, правки по ходу дела неизбежны. Главное, чтобы у вас был костяк поездки, план ключевых остановок, из которого стало бы понятно, какие нужно делать визы и к чему готовиться.
Другие статьи о планировании поездки:
Как спланировать бюджетное путешествие?
Как дешево и безопасно снять квартиру в другой стране?
Сколько стоит кругосветка?
Наш план путешествия и маршрут
P.S. Ещё больше лайфхаков и советов о самостоятельных путешествиях читайте в нашем телеграм-канале «Self Traveler». Ссылка: http://t-do.ru/selftraveler/
(Visited 8 452 times, 3 visits today)