Мариинский дворец в санкт петербурге – Мариинский дворец в Санкт-Петербурге — фото и описание, интересные факты, карта, как добраться самостоятельно

Содержание

Мариинский дворец на Исаакиевской площади

Мариинский дворец

Мариинский дворец строился по приказу императора Николая I для его любимой старшей дочери великой княгини Марии Николаевны как свадебный подарок.
Мария Николаевна, вопреки традиции, принятой в царских семьях, не захотела выходить замуж и покидать Россию и получила на это разрешение отца. Она вышла замуж за герцога Лейхтенбергского, который, будучи католиком, согласился на то, чтобы их будущие дети воспитывались в православии.
Свадьба состоялась в 1839 г., тогда же и началось строительство дворца. В качестве архитектора император выбрал Андрея Ивановича Штакеншнейдера.
Перед архитектором стояла непростая задача: надо было построить дворец, который бы выдержал соседство с величайшим творением Монферрана – Исаакиевским собором. Штакеншнейдеру удалось справиться с этой задачей.
В XVIII в. на месте, предназначенном для будущего дворца, стоял дворец графа Чернышева, построенный по проекту архитектора Ж.-Б. Вален-Деламота. Впоследствии, в 1825 – 1839 г.г., здесь располагалось Николаевское кавалерийское училище, одним из известных выпускников которого был М.Ю. Лермонтов.

Строительство дворца продолжалось 5 лет, и в 1845 г. семья переехала в новый дворец.

Дворец соединял с площадью Синий мост. Николай I приказал расширить мост до размеров фасада дворца, и теперь мост образует единое целое с площадью. Его ширина почти 100 м.  Это самый широкий мост в Петербурге.

Синий мост

Строгий снаружи, дворец поражал своей внутренней отделкой. Он был оформлен в стиле итальянского палаццо. Парадный вестибюль украшали колонны из розового финского мрамора, камин — зеленого сибирского мрамора. Сейчас в вестибюле установлен бюст великой княгини Марии Николаевны.
Вестибюль Мариинского дворца. Бюст Великой княгини Марии Николаевны

Парадная лестница располагалась слева от входа.

Парадная лестница Мариинского дворцаПарадная лестница Мариинского дворца

Украшением второго этажа является двухярусная ротонда, освещаемая верхним светом.

Ротонда

Ротонда соседствовала с Помпейским залом, за которым находился Зимний сад.

Вид на ротонду из Помпейского зала

В 1837 г. А.И. Штакеншнейдер совершил путешествие по странам Европы: Германии, Франции, Италии и это нашло отражение в оформлении Мариинского дворца: он полон света, легкости, радости.
Роспись Помпейского зала напоминает фрески Рафаэля.

Мариинский дворец на Исаакиевской площади

Необычным является еще одно сооружение – пандус внутри дворца. Его длина 150 м, высота 26 м.

Пандус

Мариинский дворец был украшен картинами и скульптурами, которые образовали богатейшую коллекцию. Часть этой коллекции составляли произведения искусства, привезенные герцогом Лейхтенбергским из Мюнхена, где он владел известнейшей в мире картинной галереей.

Герцог Лейхтенбергский был прекрасно образован. Больше всего его интересовали естественные науки, особенно он интересовался гальванопластикой, минералогией. В 1845 г. при его участии в Петербурге открылось первое в России гальванопластическое предприятие, на котором, в частности, были изготовлены статуи для украшения Исаакиевского собора. Он также был членом Попечительского совета заведений общественного призрения в Петербурге. Многие петербуржцы знают о существовании в городе

Максимилиановской поликлиники, но не многие знают, что она названа так в честь герцога Максимилиана Лейхтенбергского.  С 1843 г. герцог был президентом Академии художеств и при нем было открыто мозаичное отделение при Академии.

После смерти  герцога в 1852 г. Николай I назначил президентом великую княжну Марию Николаевну. Она стала первой женщиной президентом Академии художеств. Мария Николаевна собирала коллекции, увеличивала награды и стипендии и вкладывала немало собственных средств в развитие Академии. Ею было основано общество поощрения художников, она убедила отца дать деньги на дом. Дом сохранился до наших дней и не изменил своего назначения, в нем и сейчас находится Санкт-Петербургское отделение Союза художников.

Здание Союза художников

Здесь постоянно проводятся выставки и концерты, которые Вы можете посетить. Адрес Союза художников, как называют его петербуржцы, Большая Морская, 38, это совсем рядом с Исаакиевской площадью и Мариинским дворцом.

Великая Княгиня Мария Николаевна умерла в своем дворце в 1876 г.

Вскоре после завершения строительства Мариинского дворца слева и справа от него были построены два здания – Министерства госимуществ (1844 – 1850) и резиденция министра госимуществ (1847 – 1853), в 1859 г. площадь украсил памятник Николаю I, и эта часть Исаакиевской площади приобрела тот вид, который предстает перед нами и сейчас.

В 1884 г. дворец был выкуплен в казну и с 1885 г. в нем размещался Государственный совет Российской империи и Комитет  министров. В 1905 г. на месте зимнего сада по проекту архитектора  Л.Н. Бенуа был устроен зал заседаний.

Зал заседаний

В нем висела картина И.Е. Репина «Юбилейное заседание Государственного совета», которая относится к тому времени, когда заседания проходили в ротонде. Сейчас эту картину можно увидеть в Русском музее.

И.Е. Репин. Юбилейное заседание Государственного совета

После событий 1917 г. судьба здания много раз менялась: здесь располагались казармы Красной Армии, Промакадемия, ее общежитие, в домовой церкви был устроен кинотеатр. С 1945 года здесь размещался Ленсовет. С 1994 г. здание занимает Законодательное собрание Петербурга (ЗАКС).
Художественные ценности частично были переданы в Эрмитаж и Русский музей, частично пропали.
Домовая церковь была восстановлена и по особым случаям там проводятся службы.

Мариинский дворец на Исаакиевской площади Домовая церковь

Как добраться: ст. метро «Адмиралтейская», дальше пешком.
Авт. 3, 22, 27, 10, 70, 71 , тролл. 5, 22 ост. Исаакиевская пл.
Экскурсии проводятся только для организованных групп по предварительной заявке.

Экскурсии, которые могут быть Вам интересны:

Мариинский дворец: фото, адрес, как добраться - Санкт

Мариинский дворец в Санкт-Петербурге знаменит своей причастностью к важнейшим политическим событиям в стране. Зданию пришлось быть домом дочери императора Николая I, и основной резиденцией Временного правительства. Неоднократно в стенах этого громадного дома решались судьбы России, поэтому иногда его называют «политический дворец».

Мариинский дворец

Началом истории дворца можно считать отказ великой княжны Марьи Николаевны переехать из столицы Российской империи в баварское имение своего новоиспеченного мужа – герцога Лехтенбергского. Государь Николай I пошел навстречу своей дочери и приказал построить для Марии дворец.

Мариинский дворец

В 1839 году на месте казенного дома, в котором ранее располагалась Школа гвардейцев, было начато строительство огромного дворца. Николай I решил сделать дочери по-настоящему царский подарок: здание в стиле неоклассицизма возводил знаменитый архитектор А. Штакеншнейдер, и денег на него не жалели.

Мариинский дворец

Император требовал, чтобы дворец был удобным для постоянного проживания. В ходе строительства применялись самые передовые на тот момент технологии и стройматериалы. Например, для повышения теплозащитных функций стен Штакеншнейдер отказался от использования мрамора, предпочтя ему простой песчаник. Все внутренние перегородки во дворце были выполнены из металла, чтобы снизить вероятность пожара.

Внешний облик дворца полностью соответствовал духу классицизма, но при создании интерьеров Штакеншнейдером использовались различные «ноу-хау». Княжна Марья была серьезно больна, и не могла долго ходить. Архитектор оборудовал по всему периметру здания пандус для ходьбы или передвижению на коляске. Вдоль пандуса поставили кадушки с цветами, благодаря чему он стал напоминать тропинку в прекрасном лесу.

Мариинский дворец

Удивительно, но Мариинский дворец сразу после открытия в 1844 году был полностью доступен для посещения его простыми горожанами.

Мариинский дворец

Княжна жила в этом доме до своей кончины в 1876 году. Впоследствии ее потомки были вынуждены продать дворец из-за невозможности его содержания и огромных долгов. Владельцем недвижимости стало государство. Попеременно в здании находились различные казенные учреждения – Госсовет, канцелярия императора, Кабмин.

Мариинский дворец

В 1917-ом году дворец заняли члены Временного правительства, а после его свержения большевиками в здании квартировали красноармейцы.

Мариинский дворец

В годы ВОВ Мариинский дворец использовался для размещения политического и военного советов РККА, также в нем располагалась редакция ежедневной газеты.

В 1991-ом году Мариинский дворец был занят петербургскими путчистами из ГКЧП. В 1994-ом году политическая история здания продолжилась переводом сюда городского Заксобрания, которое находится здесь и в наше время.

Как добраться:

Мариинский дворец в Санкт-Петербурге

На южной стороне Исаакиевской площади, между Вознесенским проспектом и переулком Антоненко, находится Мариинский дворец. В XVIII веке на этом месте находился дворец графа Ивана Чернышева, одного из приближенных Екатерины II, и три других строения. Торжественная закладка дворца состоялась 1 октября 1839 года. Левое крыло здания было построено заново. Правое включило в себя фундаменты и часть стен дома Чернышёва.

Дворец располагается на набережной реки Мойки, хотя на первый взгляд это незаметно – дело в том, что он стоит у самого широкого в Санкт-Петербурге моста. Синий мост специально расширили до 97,3 метра, чтобы дворец гармонично вписывался в формировавшийся на тот момент ансамбль Исаакиевской площади.

Свое название этот архитектурный памятник получил по имени дочери Николая I, великой княжны Марии Николаевны. Император приказал построить его в качестве подарка к свадьбе дочери с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским, внуком Жозефины Богарне, супруги Наполеона. Николай I хотел, чтобы его дочь жила в самом уютном и удобном доме, поэтому технологии производства и материалы для стройки рекомендовались самые современные на тот момент времени. Проект дворца хотели поручить вначале Карлу Росси, но тот был уже в весьма преклонном возрасте, и строительством занялся А.И. Штакеншнейдер.

Андрей Иванович Штакеншнейдер

По адресу Кирочная, д. 54 находится протяженное здание, построенное в позднеклассическом стиле. В его простом оформлении, несмотря на балкон и фриз с масками, сложно узнать авторство Андрея Штакеншнейдера. Уйдя от казенных домов, архитектор вошел в градостроительную историю Петербурга как автор многих известных дворцов города. Перестройка дворца Белосельских-Белозерских на Невском проспекте под рококо, возведение Николаевского и итальянизированного palazzi Мариинского дворцов принесли ему заслуженную славу и имя. Тем не менее, дом на Кирочной выглядит весьма скромно, в чем можно убедиться и сегодня.

Вместо холодного мрамора при строительстве Мариинского дворца использовался, в основном, песчаник, а парадная лестница расположилась не перпендикулярно главному фасаду, а слева от вестибюля, что было сделано для уменьшения потери тепла. Оригинально продуманы условия комфортного проживания во дворце – все нежилые и рабочие помещения ориентированы на проезжую часть, а жилые покои заняли внутреннюю часть, удалённую от шума и пыли. Внутренние дворики давали достаточно яркое освещение в жилых комнатах. Стальные перекрытия обеспечивали пожарную безопасность здания.

Внутреннее убранство Мариинского дворца представлено анфиладой залов. Обращает на себя внимание двухъярусная ротонда, которая украшена тридцатью двумя колоннами и перекрыта куполом. За Квадратным залом находится Зимний сад, завершающий центральную анфиладу. Примечательной особенностью правого крыла являлся пандус, украшенный разнообразными растениями, по которому можно было попасть на любой этаж. Пандус этот предназначался для облегчения передвижения Марии Николаевны, страдавшей от болезни ног. Также, внутри Мариинского дворца находилась домовая церковь Святого Николая Чудотворца, отделанная в стиле византийских храмов.


Дворец был построен к концу 1844 года, и сразу по завершении строительства, был открыт для публичного посещения на один день, что являлось само по себе необычным событием для того времени. Мария Николаевна с мужем поселились во дворце годом позже; в то же время он получил свое официальное название – «Мариинский дворец». Рассказывают, что великая княжна отказывалась жить во дворце, поскольку была очень недовольна памятником Николаю I в центре Исаакиевской площади. Памятник был установлен спиной к Мариинскому дворцу, и его хозяйка якобы увидела в этом плохой знак – словно бы отец отвернулся от нее. Но это можно отнести к области слухов – ведь памятник был установлен по инициативе самой княжны.

Мария Николаевна прожила в этом дворце всю жизнь, а после её смерти, в 1876 году, здание перешло по наследству сыновьям, Евгению и Георгию Лейхтенбергским. Из-за долгов наследники вынуждены были продать дворец, и уже в 1884 году Александром III был подписан указ, которым Мариинский дворец объявлялся резиденцией Государственного Совета, Комитета министров, Государственной канцелярии, Канцелярии по принятию прошений на Высочайшее имя. С тех пор началась история дворца, как центра российской государственности. 

После февральской революции 1917 года здесь расположилось Временное правительство, затем казармы Красной Армии, Дом печати, отделение Промакадемии ВСНХ СССР, Исполнительный комитет Ленинградского Совета трудящихся и даже общежитие на 1 000 коек. С 14 декабря 1994 года в Мариинском дворце работает Законодательное собрание города Санкт-Петербурга. 

Мариинский дворец

Мой рассказ пойдёт о петербургском дворце с нежным именем Мариинский.

Да и само здание, по-моему, отличается не только парадностью, но, несмотря на свои значительные габариты, также и грациозностью форм. Сразу видно, что строилось оно не только с размахом и шиком, но и со вкусом. А иначе и быть не могло, ведь изначально этот великолепный дворец был предназначен в подарок от императора Николая I его любимой дочери красавице Марии — в честь её бракосочетания с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским.

Для нас с вами данный дворец сохраняет массу потрясающих историй о судьбах людей, так или иначе имевших к нему отношение. Сразу отмечу, что уже в первые годы своего существования он становится настоящим великосветским центром Северной столицы.

Да и во все времена именно здесь кипела-бурлила и культурная, и политическая жизнь. Мне хочется познакомить вас с Мариинским дворцом ещё и потому, что, являясь сегодня местом для заседаний парламента Петербурга, он напоминает мне таллинский правительственный замок Тоомпеа, о котором я писала здесь. И было бы интересно в конце повествования провести аналогию между этими зданиями.

Исторический экскурс

Старший брат современного дворца

Думаю, стоит начать с того, чем знаменито место расположения Мариинского дворца. Дело в том, что изначально здесь был участок, принадлежавший графу И. Г. Чернышёву.

Для него в 1762 году по проекту Ж. Б. Валлен-Деламонта началась постройка особняка. Новоселье состоялось уже в 1765 году. После смерти владельца здание досталось его сыну, но из-за долгов последнего вскоре было заложено. В силу данного происшествия помещения дома стали сдавать в аренду.

Поначалу они использовались для торговых нужд и различных клубов, а при реконструкции Адмиралтейства — для Адмиралтейств-коллегий. После этого в 1825 году особняк был отдан Школе прапорщиков-гвардейцев, которую переименовали вскоре в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Кстати, замечу, что именно тут в 1826 году учились М. Ю. Лермонтов и будущий фельдмаршал А. И. Барятинский.

То есть место, на котором основали Мариинский дворец, уже само по себе было связано с судьбами известнейших людей России.

Строительство подарка для императорской дочери

Думаю, что вам уже ясно, почему у данного дворца такое нежное имя. Конечно, получено оно в честь великой княжны Марии Николаевны! Хочу отметить, что история доносит до нас с вами сведения о её отнюдь не мягком и пушистом характере.

Она уже в юности объявила о своём отказе по выходе замуж уезжать из любимого Петербурга куда-нибудь на чужбину к «принцу заморскому», что чаще всего случалось с дочерьми великосветских особ. Суженного, согласившегося на её условие, к счастью, нашли. Им стал внук жены Наполеона Жозефины Богарне. Со своим уступчивым Максимилианом Мария вначале (с 1839 года) проживала под крылом отца в Зимнем дворце. А строительство «гнезда» для молодой четы тем временем закипело.

Здание заняло территорию, помимо особняка Чернышёва, о котором я уже говорила выше, ещё и трёх рядом стоящих домов. Возле дворца образовался Новый переулок (сегодня Антоненко). Близлежащий Синий мостик расширили до 97.3 метров (он получился самым широким в столице).

Основание и фрагменты стен дома Чернышёва поглотило правое дворцовое крыло, а левое строилось с нуля. Замечу, что заботливый Николай I всеми силами пытался создать для своей доченьки самое замечательное и уютное жильё (если можно так сказать о дворце). Безусловно, при постройке здания использовались лучшие материалы и передовые для тех времён технологии. Дело было поручено архитектору А. И. Штакеншнейдеру.

Досматривали за его трудами маститые К. Росси и В. Стасов. Кстати, данная «надзорная кампания» себя вполне оправдала. Когда Штакеншнейдер обратился к К. Росси с просьбой осмотреть качество перекрытий, бдительный начальник обнаружил халтуру подрядчиков, с которыми отношения тут же были прекращены, а все дворцовые конструкции ещё раз подверглись перепроверке. Строили объект на удивление быстро. Уже в 1845 году Мария Николаевна со своим наречённым супругом-герцогом смогли поселиться в новом дворце, который и стал официально называться Мариинским.

Творение талантливого Андрея Штакеншнейдера

Безусловно, лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать. Но тем не менее, я немного расскажу вам о строительных премудростях этого шедевра архитектуры. Замечу, что именно Мариинский дворец стал первым значимым делом в карьере молодого зодчего Андрея Штакеншнейдера, который впоследствии многократно проявлял свой недюжинный художественный талант в Северной Венеции. Ему принадлежат проекты таких великолепных зданий, как дворцы Николаевский, Ново-Михайловский, Белосельских-Белозерских...

Так что для него, можно сказать, данное творение было выпускным экзаменом на почётное звание искусного мастера. Думаю, вам также будет интересно узнать, что немец по происхождению Андрей Иванович, сын простого мельника, говоривший по-русски с неистребимым акцентом, тем не менее добился блестящих высот. И он все свои силы самоотверженно отдал не своей исторической родине, а любимой им России. Архитектор Высочайшего двора, академик, воспитатель плеяды учеников, он был в числе тех, кто определял облик Санкт-Петербурга и направление развития русского зодчества в середине ХIХ века.

Штакеншнейдер утверждает новый стиль, сменяющий классицизм, — эклектику (от греческого «эклектикос» — «способный выбирать», « выбирающий»). Архитектор, отступая от жестких канонов и используя всё богатство существующих идей и возможностей, выбирает из данной кладовой то, что более всего удовлетворило бы пожелания заказчика.

Побывав в Мариинском дворце (об этой реальной и виртуальной возможности я расскажу ниже), вы сами убедитесь в его благолепии.

Отделка и интерьеры

Отмечу, что стены здесь были облицованы не мрамором, а песчаником, что служило хорошей звуко- и теплоизоляцией. Для внутреннего убранства был характерен переход от канонов классицизма к эклектике. В итоге Мариинский дворец стал вторым ансамблем в Петербурге (после интерьеров Брюллова в Зимнем дворце), созданным в подобной манере.

Парадные залы были украшены в стиле позднего классицизма. На втором этаже две анфилады в своём пересечении образовывали помещение в виде ротонды, за которым находился Квадратный (Помпейский) зал с Овальными столовой и гостиной.

За ними был устроен зимний сад с 8-метровым фонтаном посередине. Левее от зала-ротонды оборудовали танцзал. К парадной анфиладе примыкало помещение для библиотеки. Рядом находились Помпейская галерея, расписанная фресками, подобно лоджиям Рафаэля в Эрмитаже.

Мне кажется, что даже краткое описание убранства дворца уже побуждает нас хоть глазком взглянуть на его великолепие.

Кто и где во дворце проживал

Теперь расскажу вам, как разместились тут первые хозяева. Словом: «Кто, кто в теремочке живёт?» Для жилых помещений предназначалось правое крыло. Перечислю те из них, что принадлежали самой Марии Николаевне: приёмный зал, кабинет, спальня, будуар, туалетная, Овальный кабинет.

В данной части дворца также был сооружен междуэтажный пандус, декорированный в те времена изысканной растительностью, в силу чего прогулка вдоль него напоминала горное путешествие. По одной из легенд, он был создан не только для укрепления здоровья проживающих, но и по причине болезни ног хозяйки, которая теперь могла пользоваться коляской.

Её супругу принадлежали помещения, «смотревшие» на Исаакиевский собор.

Среди прочих были и приёмная, и комната для бильярда, и гостиная, и два личных кабинета. В одном из них находились уникальные собрания оружия и минералов. Замечу, что для герцога даже устроили капеллу, витраж которой был привезён из Мюнхена и напоминал владельцу о его далёкой родине.

На первом этаже находились помещения для детей и их гувернеров. Не случайно существующий тут Рекреационный зал служил для игр и спорта. Для придворных были отведены помещения верхнего этажа, а также Гофмейстерский и Офицерский флигели.

Расскажу вам и то, что новинкой для тех времен стала возможность публичного посещения данного дворца.

Как и положено для столицы православного государства, почти во всех её величественных хоромах непременно устраивались домовые храмы. Церковь Мариинского дворца была сооружена в честь особо почитаемого на Руси святого Николая-угодника.

После кончины великосветской четы дворец достался их чадам Евгению и Георгию. Но те из-за накопившихся долгов продали свое родовое гнездо в 1884 году государству.

Государственный центр империи

Наряду с Зимним и Таврическим, Мариинский стал дворцом, где в дальнейшем будут происходить судьбоносные исторические события.

Далее мое повествование продолжится о новой дворцовой миссии.

По указу Александра III здание стало резиденцией важнейших учреждений: Государственного совета, Государственной канцелярии и других, где принимались ответственные решения и рассматривались прошения на «Высочайшее имя Государя». Также часть помещений перешла во владение Военного ведомства. Помпезное освящение дворца в новом статусе центра государственности России произошло 11 февраля 1885 года.

Интерьеры при этом несколько видоизменили (проект Л. Л. Петерсона). В здании с 1893 года появляется электричество, сменившее освещение свечами. В зале-ротонде проводились совещания Государственного совета, для руководителя которого был отдан кабинет, некогда принадлежавший герцогу Максимилиану. Концертный зал теперь подслушивал замыслы министров, а Овальный — решения Департамента гражданских и духовных дел. Кстати, мой любимый художник И. Е. Репин создал полотно, на котором запечатлел празднование столетия Государственного совета (1901 год), прошедшее в зале-ротонде.

К сожалению, не обходилось во дворце и без трагедий. Так, в 1902 году здесь от рук террориста погиб министр внутренних дел Д. С. Сипягин.

Дворцовый зал

Конечно, мой рассказ не будет полным без упоминания о возникновении того самого зала, где принимались и принимаются по сей день исторические решения.

После утверждения Думы в 1905 году во дворец стали пускать также и прессу. Численность заседавших была так велика, что зал-ротонда уже не мог вмещать всех желающих присутствовать на заседаниях.

Поэтому в 1908 году силами архитекторов Л. Н. Бенуа, М. М. Перетятковича и Л. Л. Шретера для нужд работы Государственного совета был переоборудован зимний сад.

После Государственной думы недолгое время тут прозаседало Временное правительство.

Вскоре его сменила выборная комиссия в Учредительное собрание. Так что сказочный дворец-терем-теремок был в эпицентре всех политических веяний прошлых времён.

Советские годы

После революции здание Мариинского дворца перешло в ведомство Народного комиссариата имуществ и Высшего совета народного хозяйства.

Правда, новое правительство очень быстро (уже в 1918 году) перебралось в Первопрестольную, а во дворце его место заняли красноармейские казармы. Впоследствии здание переходило в руки разных организаций, среди которых Трансбалт, Севзапвод, Дом печати. А общество «Советский турист» вообще устроило там огромное общежитие. С осени 1929 года во дворце обосновалась Ленпромакадемия ВСНХ СССР. Через 11 лет помещение передалось для высших курсов ЦК ВКП (б). С начала войны во дворце организовали Военный совет, политический отдел и редакцию издания «На защиту Лениграда».

Кроме того, во дворце располагался и госпиталь. В то время фресковая роспись залов была заштукатурена. Во дни блокады Мариинский дворец подвергался артобстрелам, от которых сильно пострадал.

При его реконструкции в 1944 году была вновь совершена перепланировка помещений (архитектор М. А. Шепелевский). Здесь появилась мраморная лестница, а на парадном фасаде — макеты пяти орденов и медалей — награды города-героя на Неве.

После победы в Великой Отечественной и до 1991 года в здании стал работать Ленсовет. К счастью, в 1960-х годах произошло восстановление росписей Помпейской галереи, и было воссоздано убранство приёмной и танцевального зала.

Наши дни

Уж видно, на роду этому дворцу было написано присутствовать при всех политических треволнениях России.

В дни августовского путча 1991 года, когда по телевизору непрестанно крутили балет «Лебединое озеро» (вот никак не пойму, почему именно его обычно показывают во всякие волнительные времена), во дворце образовался штаб по сопротивлению ГКЧП.

После до 1993 года тут позаседал Петросовет, а после его роспуска, с декабря 1994 года, расположилось и по сей день функционирует Законодательное собрание нашего города, получившее статус местного парламента.

С прекращением церковных гонений в 1990 году был вновь освящен домовой Никольский храм Мариинского дворца, приписанный ныне к Казанскому кафедральному собору.

Отмечу, что к 2013 году церковный интерьер, полностью уничтоженный в 1918 году, был восстановлен. Богослужения здесь проходят по особому расписанию.

Посещение дворца

Экскурсии сюда устраиваются только по специальным заказам для отдельных организаций (вузов, муниципалитетов и пр.). Плановые, как правило, бесплатные. Попробуйте позвонить по телефону приёмной (дан ниже) и уточнить ситуацию. Если вам повезёт, и вы сможете на записаться на экскурсию, то при посещении дворца надо иметь при себе паспорт. Как вы понимаете, место, где заседает Законодательное собрание, — режимный объект.

Телефон приемной: 8 (812) 318-81-05.

А вот ссылку на видео-экскурсию, доступную для каждого из нас в любое время, даю здесь.

Как добраться

Блистательный Мариинский дворец (1) находится в сердце Северной столицы, на Исаакиевской площади, 6, напротив величественного Исаакия. Увидеть этот объект культурного наследия России очень просто.

Стоит лишь доехать на метро до станции «Адмиралтейская» (2) и несколько минут пройти пешком, как я показала на карте. Сразу отмечу: рядом будут находиться и другие значительные достопримечательности Санкт-Петербурга, на которые я советую вам обратить внимание. Это Исаакиевский собор (3), Александровский сад (4), Адмиралтейство (7) (со стороны Невы в нём недавно открыт уютный маленький храм Спиридона Тримифунтского), Сенатская (5) и Дворцовая (6) площади, Эрмитаж, Александровская колонна (8). На Сенатской площади полюбуйтесь памятником Петру Великому, который известен нам как Медный всадник (9). По-моему, фото на его фоне необходимо каждому гостю Петербурга!

Иными словами, даже просто прогулявшись в окрестностях, вы обеспечите себе великолепную ознакомительную экскурсию с нашим городом. Да, и не забудьте про памятник Николаю I (10), воздвигнутый напротив Мариинского дворца (проект О. Монферрана) у Синего моста (11).

Правда, изваяние повернуто к зданию «задом», с чем связаны разные байки, касающиеся недовольства княгини Марии Николаевны данным обстоятельством. Но мне кажется, что такое расположение фигуры императора весьма символично: он словно защищает самим собой от любых посягательств свою любимую дочь, проживающую в прекрасном Мариинском дворце.

Напоследок

В конце своего рассказа я хочу процитировать академика Лихачёва:

С этим дворцом возникает ощущение великого города… Нет сомнения, что он переживет нас и в будущем останется таким же загадочным хранителем тайн истории, которые ещё предстоит разгадать…

Помните, в начале своего рассказа я упоминала таллинский замок Тоомпеа? Конечно, сравнивать различные памятники архитектуры — дело неверное. У каждого свои особенности и красота.

Так и при описании таллинского Тоомпеа и петербургского Мариинского дворца — невольно поражаешься стариной и легендарностью первого, величественностью и уникальностью второго.

И вторя Дмитрию Сергеевичу, так и хочется стать свидетелем раскрытия новых исторических загадок.

Мариинский дворец в Санкт-Петербурге: история, фото, адрес

Великолепный Мариинский дворец — одно из самых знаменитых строений Санкт-Петербурга. Величественное, роскошное здание является не только произведением архитектуры, но и важным политическим объектом, где происходили многие исторические события.

Мариинский дворец в СПб

История возникновения Мариинского дворца

Свою историю Мариинский дворец начал с 1761 года, когда на южной части Исаакиевской площади граф Чернышев построил для своей семьи роскошный трехэтажный особняк, отделанный белым итальянским мрамором. Позже грандиозное здание снесли, а в 1839 году на его месте началось строительство нового дворца, предназначенного для дочери Николая I. Великая княжна Мария вышла в это время замуж за герцога Лейхтенбергского, поэтому император подарил молодоженам собственную резиденцию.

Свадебный подарок императора возводился по проекту почти неизвестного в России архитектора А. И. Штакеншнейдера. В своей работе он использовал самые последние технологии того времени и практически отказался от использования дерева. В результате получился удобный и уютный дом, построенный в стиле классической архитектуры, но имеющий многочисленные эклектические отступления. В январе 1845 года его освятили и назвали в честь хозяйки.

Интересно и само место, где находится Мариинский дворец. Здание расположено на Исаакиевской площади, вдоль Синего моста, переброшенного через Мойку. Во время строительства его расширили до 97,3 м, и даже в наши дни он считается самым широким в Северной столице.

Архитектура и внутреннее убранство

Современное фото Мариинского дворца практически не отличается от изображения первоначальной постройки. Это великолепное строгое здание строилось не только с размахом, но и со вкусом. Для его перекрытий использовался металл и каменные плиты, а внутренняя облицовка была выполнена в основном из песчаника.

Внутренние помещения дворца оформлены в стиле итальянского палаццо. Дворцовый парадный вестибюль украшали величественные колонны из розового мрамора, для облицовки камина использовался зеленый сибирский камень. Роскошная парадная лестница вела на второй этаж, украшением которого стала двухъярусная ротонда.

Ротонда Мариинского дворца соседствовала с Овальной столовой, гостиной и Квадратным залом. За ними был устроен зимний сад, в центре которого располагался 8-метровый фонтан. К парадной анфиладе примыкала библиотека, танцзал, Помпейская галерея, роспись которой напоминает фрески Рафаэля. Во дворце было еще одно необычное сооружение — пологий пандус длиной в 150 м, по которому можно было попасть на верхние этажи.

Сам дворец был наполнен светом, создававшим ощущение легкости и радости. Его украшала богатейшая коллекция картин и скульптур, многие из которых являлись настоящими шедеврами. Все внутренние помещения свободно сообщались, здесь не было закрытых комнат и запретных зон, а посетители могли свободно перемещаться из одной залы в другую.

Политический центр Санкт-Петербурга

После смерти герцога владения князей Лейхтенбергских перешли в казну и стали с тех пор политическим центром Северной столицы. По данным из Википедии в Мариинском дворце находилось много государственных учреждений и ведомств. Государственный совет Российской империи и ее Кабинет министров, Всероссийская комиссия по выборам и Военное министерство — эти и другие учреждения располагались в здании, помещения которого периодически перестраивались.

После окончания войны 1945 года в Мариинском дворце работал Ленсовет, а в наше время здесь находится городское Законодательное собрание.

Мариинский дворец в СПб

Экскурсии по Мариинскому дворцу и Санкт-Петербургу

Сегодня Мариинский дворец является культурным наследием России и входит во все туристические маршруты города. В рабочие дни он считается закрытым объектом, который осмотреть можно только снаружи. В выходные и праздничные дни становятся доступными и внутренние интерьеры. Попасть на экскурсию можно только в составе организованной группы, предварительно оставив заявку на официальном сайте Мариинского дворца Санкт-Петербурга. Вход бесплатный, по спискам и паспортам.

В программу ежедневных экскурсий входит прогулка по Исаакиевской площади, на которой расположены памятники Петру I и Николаю I. Особенно интересно посещение Исаакиевского собора, Адмиралтейства, Александровского сада. Можно продолжить свою путешествие по Сенатской и Дворцовой площади и побывать в Эрмитаже.

Как добраться до дворца

Расположен прекрасный Мариинский дворец по адресу: Адмиралтейский район, Исаакиевская площадь, 6. Это самый центр города, поэтому увидеть культурно-исторический объект очень просто.

Стоит доехать на метро до станции «Админиралтейская» и несколько минут прогуляться пешком, попутно любуясь другими достопримечательностями.

Можно также воспользоваться автобусами, идущими по маршруту №3, 10, 22, 27, 70 и 71 до остановки «Исаакиевская площадь». Или сесть на троллейбус №5 и 22 и сойти на той же остановке.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Мариинский дворец в Санкт-Петербурге

В XVIII в. архитектором Ж. Б. Валлен-Деламотом на Исаакиевской площади был построен дворец для графа И. Г. Чернышева. В начале XIX в. на месте старого здания планировалось возведение дворца для великого князя Михаила Павловича, но архитектор К. И. Росси предпочел место неподалеку от Михайловского замка. В 1820 г. дворец графа Чернышева был выкуплен в казну и передан Школе гвардейских прапорщиков. Под новое назначение здание было несколько перестроено.

В марте 1839 г. на месте снесенного дворца Чернышева и нескольких других зданий было начато строительство нового дворца. Это был свадебный подарок императора Николая I своей старшей дочери Марии Николаевне, помолвленной в декабре 1838 г. с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским.

Дворец явился первой крупной постройкой одного из самых талантливых и плодовитых русских зодчих, работавших во второй трети XIX в., А. И. Штакеншнейдера. Под строительство были куплены и разобраны соседние дома — Вулферта, Демут-Малиновского и Савенкова. Здание дворца, возведенное в 1839-1844 гг., замкнуло с юга пространство Исаакиевской площади.

Дворец протянулся во всю ширину квартала между Вознесенским проспектом и Новым переулком (ныне пер. Антоненко). В те годы еще не было завершено строительство Исаакиевского собора, но архитектору было необходимо считаться с доминирующим сооружением на площади. Этим объяснялось его обращение к классицизму. Решенный в традициях этого стиля, дворец гармонирует с собором и является после него самым значительным компонентом архитектурного ансамбля площади.

Главный фасад дворца, выходящий на площадь, имеет три ризалита. Средний — с высоким аттиком, боковые — с треугольными фронтонами. Второй и третий этажи объединены стройными колоннами и пилястрами коринфского ордера. У колонн и пилястров необычные каннелюры: в них на треть высоты включены багетные вставки. Первый этаж обработан мелким «бриллиантовым» (граненым) рустом.

Особо подчеркнут центр здания. Средний ризалит выделен вынесенным вперед арочным подъездом. К его аркаде поднимаются ступени широкой лестницы, а с боков подходят пологие пандусы. Над аркадой расположен балкон с балюстрадой и шестью вазами. В боковых арках подъезда эффектно расположены высокие светильники с фонарями, имитирующие античные. Высокий аттик украшен большими декоративными волютами. Между ними были помещены рельефные украшения, а в центре — герб (двуглавый орел над императорской мантией) из набивной меди.

Для отделки фасада зодчий использовал местный недорогой камень — песчаник. Он считал, что песчаник прочнее и красивее, чем кирпич и штукатурка, он не теряет формы и не требует ежегодного ремонта. Песчаник добывали на реке Луге, легко доставляя его по воде в Петербург. Штакеншнейдер сам ездил на разработки и следил за качеством камня. Из песчаника выполнены наличники и сандрики окон, карниз, кронштейны-волюты аттика, столбы подъезда, базы колонн и пилястры дворца.

Также для оформления был использован металл: из цинка сделаны вазы на балюстраде и канделябры на главном подъезде. Зонтики у входов в боковые подъезды выполнены из чугуна.

Штакеншнейдер применил новшества и в конструкциях дворца. Он полностью отказался от дерева, используя лишь кирпич и металл. Здесь, как и в восстановленном после пожара Зимнем дворце, были применены несгораемые металлические балки, стропила, металлические сетки для оштукатуривания при возведении потолков.

Во внутреннем дворе, куда выходил южный фасад дворца, большую площадь занимал сад. Растения сюда привозили из Ботанического сада, из оранжерей ведомства Гофинтендантской конторы.

В саду, неподалеку от каменной ограды, был устроен наружный пандус, который соединялся с покоями великой княгини Марии Николаевны. Она могла пройти в сад прямо с балкона своего кабинета. Пандус был сложен из кирпича, окрашен под цвет здания и выстлан путиловской плиткой. Под арками пандуса располагалось караульное помещение.

Верхний этаж дворца занимали гардеробные герцога и его супруги, квартиры гувернанток, фрейлин, доктора, а также комнаты гладильщиц и прислуги. На первом этаже находились детские комнаты, квартиры воспитательниц-англичанок, канцелярия герцога Лейхтенбергского, помещения для его секретаря и адъютанта. Бельэтаж был отведен под парадные залы и покои владельцев дворца.

Большой штат обслуживающего персонала для дворца великой княгини и потребности дворцового обихода требовали строительства большого комплекса сооружений. Поэтому одновременно с основным зданием строили служебные корпуса: гофмейстерский, конюшенный, прачечный, манеж, сараи, ледники, кухни. Служебные корпуса занимали большую часть квартала между Вознесенским проспектом и Новым переулком. Со стороны проспекта была сохранена высокая стена, отделявшая внутренний двор и хозяйственные постройки. Для прачечного флигеля на реке Мойке вблизи дворца был сооружен специальный плот.

Огромный объем работ требовал большого штата помощников. Архитектор всегда сам тщательно подбирал их. Он смело брал на работу молодых выпускников Академии художеств, помогал им и всячески их опекал. Архитекторы, принятые на строительство Мариинского дворца, должны были дать подписку о непринадлежности к какому-либо тайному обществу.

Внутренняя отделка дворца отличалась необычайной роскошью, но в оформлении интерьеров уже не соблюдалось единого стиля, как было прежде — в периоды барокко и классицизма. Архитектор, как и другие зодчие его времени, старался сделать помещения как можно более разнообразными, непохожими один на другой, и в то же время удобными и рациональными. Современники отзывались о Мариинском дворце как о выдающейся постройке. За «особое искусство и отличные познания в архитектуре», обнаруженные при строительстве дворца, Штакеншнейдер получил звание профессора Академии художеств.

Вестибюль украшают четыре каннелированные колонны и четыре пилона из натурального тивдийского мрамора розовых тонов с белыми лепными капителями. С ними великолепно сочетаются восемь пилястров такого же цвета и искусственного мрамора. При последующих переделках здания появилась облицовка красным мрамором, а первоначально стены были покрыты красками светлых тонов. Своды украшала роспись, которая до наших дней не сохранилась. В вестибюле находился камин из зеленого мрамора (ныне отсутствующий), а пол выложен цветной плиткой.

Из вестибюля ведет наверх Парадная лестница с литыми бронзовыми перилами ажурного рисунка, строгими стенами из белого искусственного мрамора, лепкой и росписью потолка. В нишах установлены статуи античных воинов, на стенах — бюсты героев Троянской войны. (Автором всех фигур, бюстов и барельефов был скульптор И. Герман.) Парадная лестница расположена не в центре здания, и переходом к ней служит небольшой холл, где в двух белых нишах раньше стояли вазы и другие предметы декоративного убранства. Стены выложены панелями из искусственного мрамора, наверху сохранился классический фриз. Потолок заполнен лепными золочеными арабесками. В лепной декор вплетается вензель владелицы дворца.

Вход из холла на лестницу подчеркнут порталом из пилястров с позолоченными капителями ионического ордера и антаблементом с лепным декором. При входе на лестницу на невысоких пьедесталах ранее находились скульптуры львов и окрашенные под бронзу чугунные канделябры.

Помимо Парадной лестницы во дворце были и другие. Одна из них связывает жилые покои и служебные помещения трех этажей, минуя парадные залы. Архитектором был придуман и специальный пологий спуск — пандус, заменивший обычные ступени. Это было тогда единственным примером создания пандуса внутри дома в строительстве Петербурга. По нему можно было легко подниматься или катить кресло на колесиках на все этажи. Помещение пандуса, овальное в плане, освещалось через стеклянный потолок.

Парадные залы Мариинского дворца решены в традициях позднего классицизма. Они образуют торжественную и импозантную анфиладу, расположенную в центральной части главного — второго — этажа.

Парадная передняя служит переходом от Парадной лестницы к главной анфиладе, а также соединяет лестницу с парадными залами и жилыми покоями двух других анфилад дворца. Стены передней декорированы пилястрами, перед входом в парадную приемную находятся две стенные ниши с пышным лепным декором. Здесь же установлены две каннелированные колонны с белыми лепными капителями ионического ордера, облицованные светло-желтым искусственным мрамором.

Главную анфиладу начинает Парадная приемная герцога Лейхтенбергского. Она расположена над вестибюлем, ее окна выходят на Исаакиевскую площадь. Приемная оформлена в классическом стиле и выделяется особо пышной и богатой отделкой с использованием различных дорогих материалов. Это темно-красный мрамор пилястров и фриза, белый мрамор каминов и зеркальных рам, палисандровое дерево дверей, инкрустированных золоченой бронзой и перламутром. Палисандровые двери были привезены из Мюнхена, где их сделали по специальному заказу.

За парадной приемной следует Ротонда — круглый зал с куполом и верхним светом. Она окружена двухъярусной колоннадой из 32 колонн. Ярусы колоннады разделяет классический фриз с изображениями грифонов, лир и пальметт. На верхнем ярусе расположена чугунная ажурная решетка с позолотой. Ротонда Интерьер Ротонды отличается великолепными пропорциями. Белый цвет стен в сочетании с легкими вспышками мерцающей позолоты, создает настроение торжественного спокойствия. Убранство дополнено прекрасным паркетом из ценных пород дерева.

К Ротонде примыкает Квадратный зал. Две его стены представляют собой сквозные двухъярусные галереи с колоннами. Они придают залу особую легкость. Зал отделан в помпейском стиле. Нижний ярус стен отделен от верхнего широким фризом с изображениями фантастических крылатых существ и орнаментом. Стены разбиты на полосы и квадраты, в которых помещены медальоны. Сюжеты для них взяты из произведений А. С. Пушкина, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского. Архитектура и живописное оформление зала сохранились до нашего времени.

Ранее по углам Квадратного зала стояли большие фарфоровые торшеры. В настоящее время они находятся в залах Эрмитажа, в экспозиции, посвященной русскому интерьеру XIX в.

Из Квадратного зала раньше можно было попасть в большой двухъярусный зимний сад, завершавший центральную парадную анфиладу. Он стал одной из главных достопримечательностей Мариинского дворца. Здесь круглый год зеленели тропические растения, журчала вода в изящных фонтанах. Сад с широкими арками на пилонах и восемью колоннами украшали бюсты, расположенные в нишах, и нарядная мраморная лестница с ажурной решеткой перил. На нижнем ярусе бил высокий фонтан, брызги которого падали на мраморный мозаичный пол. Еще один фонтан напоминал «фонтан слез» из Павильонного зала в Зимнем дворце. Вода в нем падала тонкими струйками, переливаясь из одной раковины в другую.

Зимний сад не сохранился. Он был переделан в 1906-1907 гг. архитектором Л. Н. Бенуа, который создал на его месте большой зал заседаний Государственного Совета со строгим и торжественным оформлением.

Среди других парадных помещений заслуживает внимания бывший Концертный, или Танцевальный, зал. Его стены представляли собой гладкие панно и имели лишь небольшие лепные украшения в углах. Каждое такое панно обрамлялось каймой с античным орнаментом — меандром. Лепной декор и арабески были слегка позолочены. С декором стен прекрасно сочеталось оформление потолка. Его глубокие кессоны были заполнены золочеными лепными розетками, листьями и побегами аканта. Окна зала расположены в двух ярусах. В простенках окон размещались позолоченные лиры, напоминавшие о назначении зала, связанного с музыкой. Строгий рисунок дверей соответствовал декору стен.

Вдоль стен стояли низкие удобные диваны. Мраморный камин был украшен кариатидами (при переделке зала их заменили колоннами). По всему периметру зал опоясывал большой живописный фриз, расписанный сюжетами из античной мифологии с изображением Марса и Венеры. Роспись выполнил известный художник-декоратор А. Виги, работавший над отделкой многих дворцов Петербурга и его пригородов. Отделка зала в Мариин-ском дворце была последней работой старого художника (он умер, даже не успев получить платы за нее). Завершали убранство зала пять роскошных хрустальных люстр, изготовленных на Императорском Стеклянном заводе. Впоследствии облик зала изменился, но сохранилась отделка стен и потолка.

К центральной анфиладе Мариинского дворца примыкает помещение Гостиной (позднее — библиотеки). Здесь главный акцент оформления — пилоны и пилястры на стенах. Поверхность пилонов сплошь покрыта мелким лепным золоченым орнаментом, в него вставлены небольшие медальоны с рельефными фигурами. Такие же медальоны, только больших размеров, находятся и во фризе. Убранство зала было дополнено камином, украшенным мозаикой.

Интерьеры восточной части бельэтажа завершает Помпей-ская галерея. Четыре ее окна обращены во внутренний замкнутый дворик. Слегка выступающие простенки переходят в арки, которые делят галерею на отдельные отсеки, перекрытые купольными сводами. Галерея вызывает в памяти знаменитые Лоджии Рафаэля в Ватикане и их копию в Эрмитаже благодаря характеру росписей, покрывающих все стены и своды.

В ином ключе решены интерьеры личных апартаментов Марии Николаевны. Здесь создана гамма разнообразных художественных образов. Изысканна, но сдержанна отделка кабинета, декорированного в стиле «флорентийского ренессанса». Совсем иначе оформлена спальня: альков расписан изображениями засыпающих нимф в темных, сумеречных тонах.

Помпейский стиль ванной комнаты вызывает ассоциации с купальнями римских патрицианок. Это зал восьмигранной формы с купольным перекрытием. На потолке расположены восемь небольших живописных полотен, обрамленных изящным орнаментом. Все они написаны на одну тему — сцены купания богини Венеры — в разных вариантах. Стены и пилоны облицованы белым искусственным мрамором. На выступах пилонов возвышаются восемь кариатид, увенчанных капителями ионического ордера словно головными уборами. Белоснежные фигуры из алебастра держат в руках ленты, небольшие шкатулки и зеркала, напоминая о назначении помещения.

Изящный будуар, оформленный «в стиле Людовика XV» (так назывался тогда стиль рококо), примечателен своими небольшими, камерными размерами и прихотливым орнаментом. Будуар походил на легкую и изящную шкатулку. Стены его были затянуты узорчатой шелковой тканью и украшены тонкими резными деревянными рамками. В такие же сложные рамки были вставлены зеркала и живописные панно. Обилие зеркал многократно отражало нарядную отделку и таким образом усиливало художественный эффект. Будуар настраивал на беспечную, легкую беседу в тесном кругу. К сожалению, его интерьер не сохранился.

Детские комнаты, как и другие помещения первого этажа, были оформлены просто, но выделялись своими большими размерами.

В Рекреационном зале стояли двенадцать колонн с базами и капителями, стены украшали живопись и лепка, над дверями располагались восемь барельефов. Из этого зала можно было выйти в зимний сад.

Также на первом этаже находилось помещение часовни герцога Лейхтенбергского, так называемая «католическая каплица». Панели стен и восьмигранные пьедесталы колонн в комнате были выполнены из ясеневого дерева, колонны оштукатурены, стены окрашены, свод покрыт лепкой. В окно был вставлен витраж, исполненный в Мюнхене, с изображением святых Максимилиана, Евгения и Богоматери.

На третьем этаже дворца была устроена церковь. Ее стены архитектор оформил лепными украшениями с позолотой. Столбы, разделявшие пространство на нефы, были облицованы искусственным мрамором. Иконостас из соснового дерева и царские врата покрыли масляной краской и отделали золочеными украшениями. Позже по распоряжению Марии Николаевны интерьер оформили более парадно: стены, столбы и перекрытия украсили живописью в византийском стиле. Рядом с церковью устроили небольшую молельню.

Судьба была безжалостна к церкви Мариинского дворца. В послереволюционные годы, когда дворец занимали различные учреждения, были утрачены алтарь и иконы, росписи замазаны масляной краской. Храм превратили сначала в лекционный зал, а затем — в кинозал. В часовне устроили будку киномеханика, а в стене с прекрасной росписью пробили отверстие для демонстрации фильмов.

Дворец принадлежал семейству Лейхтенбергских до 1884 г. Затем он был передан в казну и приспособлен для заседаний Государственного Совета, Государственной Канцелярии и Комитета Министров. Одно из таких заседаний в помещении Ротонды запечатлено на известной картине И. Е. Репина, хранящейся ныне в Русском музее. В связи с новым предназначением дворца многие его интерьеры были переделаны.

Впоследствии Мариинский судьба связывала дворец со многими событиями политической жизни России. В августе 1902 г. в вестибюле был смертельно ранен министр внутренних дел Д. С. Сипягин. После Февральской революции здесь некоторое время заседало Временное правительство. Позднее во дворце находились различные советские учреждения. А с 1945 г. в нем размещался Исполком Ленинградского городского Совета народных депутатов.

Сейчас в Мариинском дворце располагается Законодательное Собрание Санкт-Петербурга.

Исаакиевская пл., 6

Тот самый, напротив Исаакиевского: Мариинский дворец

Мариинский дворец на Исаакиевской площади — одно из красивейших зданий Петербурга. Николай I подарил его дочери Марии и ее мужу герцогу Лейхтенбергскому. За долгую историю дворец успел побывать приютом семейной идиллии и светских интриг, местом сбора Государственного совета и Комитета министров, после Революции здесь заседало Временное правительство. А после 1918 и вовсе казармы Красной Армии. О знаменитом дворце на Синем мосту, сыгравшем важную роль в истории Российского государства, расскажет Екатерина Астафьева.

Особняк графа Чернышева

В 1761 году участок, на котором сейчас расположен Мариинский дворец, выкупил граф Чернышев. Он выстроил себе особняк, куда приглашал даже Екатерину II — здание считали одним из самых роскошных в Петербурге. После смерти графа его сын заложил дворец из-за долгов, затем его какое-то время арендовала из казны Адмиралтейств-коллегия, а в начале XIX века на его месте задумали построить новый особняк, на этот раз для великого князя Михаила Павловича, младшего брата Александра I.

На месте Мариинского дворца находился особняк графа Чернышева


Разработку проекта поручили великому Росси, который хотел расширить Синий мост до настоящей площади. На Мойке, правда, апартаменты князю так и не возвели — зато именно для него был построен Михайловский дворец, где сейчас находится главное здание Русского музея. Особняк Чернышева же передали Школе гвардейских прапорщиков — именно здесь учился Михаил Юрьевич Лермонтов, в ту пору юнкер лейб-гвардии Гусарского полка.

Фото 1.jpg

План дворца Чернышева

Не хочу жениться

Мария Николаевна, для которой построили дворец, была девица своевольная, ни за что не хотела выходить замуж и покидать Петербург. И дочь императора можно понять: великих княжон в то время выдавали замуж чаще всего в небогатые немецкие княжества. В итоге удалось найти компромисс: Мария вышла замуж за герцога Максимилиана Лейхтенбергского, который согласился принять российское подданство, жить в Петербурге и растить детей в православии. Оба супруга были неординарными личностями.

У Марии Николаевны был роман с графом Строгановым


Максимилиана очень полюбили при дворе, император Николай считал его своим пятым сыном. Он наградил зятя всеми возможными русскими и польскими орденами, пожаловал ему титул императорского высочества и назначил президентом Академии художеств. Баварец занимался гальванопластикой, интересовался электрохимической металлургией и даже сам ездил на Урал, чтобы лучше исследовать состояние горных заводов. К тому же он был любителем искусства и не забывал о благотворительности.

Фото 2.jpg

Мария Николаевна Романова

Идиллия и мезальянс

Мария Николаевна блистала красотой на великосветских балах и занималась общественной деятельностью. Она стала членом Патриотического общества и устраивала его собрания в Зимнем дворце. Затем она занялась устройством Патриотического института благородных девиц. После смерти Максимилиана в 1852 году она заменила супруга на посту президента Академии художеств. Правда, брак великой княжны и баварского герцога вряд ли можно назвать удачным: идиллию омрачали любовные интриги, ставшие нормой в светском обществе Петербурга. по городу ходили слухи о романе Марии и графа Григория Строганова. После кончины герцога дочь императора вступила с графом в брак, который был очевидным мезальянсом. Император Николай, а позже и Александр II его принять не могли.

Проект знаменитого Штакеншнейдера

Но в 1839 году никто еще и предположить не мог, во что превратиться брак княжны и герцога, и супруги поселились в Зимнем дворце. Николай тут же приказал начать постройку особняка для любимой дочери. Росси был уже стар, так что проект поручили молодому талантливому архитектору Штакеншнейдеру. Именно он, например, построил дворец Белосельских-Белозерских на Фонтанке, Николаевский дворец и дворец Алфераки в Таганроге. Дом самого архитектора не был настоящим центром культурной жизни столицы.

Посреди Зимнего сада Мариинского дворца бил 8-метровый фонтан


Здание построили быстро, уже в 1845 Мария вместе с семьей поселилась во дворце на Мойке. Фасад здания довольно классический, но вот внутри расположились разностильные интерьеры. Ансамбль Мариинского дворца ознаменовал переход русской архитектуры от классицизма к эклектике.

Фото 3.jpg

Мариинский дворец

Жемчужиной дворца был Зимний сад, посреди которого бил фонтан высотой почти в 8 метров. Интересной особенностью был пандус, расположенный в правом крыле. Это, возможно, связано с больными ногами Марии Николаевны: по наклонному проходу она могла передвигаться на коляске. Во время работы над зданием возникли проблемы: при проверке выяснилось, что толщина балок в перекрытиях гораздо меньше, чем необходимо. Каменные напольные плиты тоже оказались тоньше. Выяснилось, что подрядчики сэкономили на материалах, из-за чего с ними тут же расторгнули контракт и принялись в спешном порядке все переделывать.

Насыщенный XX век

Дети Марии Николаевны продали дворец в казну за долги. В 1884 году по указу императора Александра III Мариинский дворец объявили резиденцией Государственного совета, Государственной канцелярии и комитета министров.

В 1918 в Мариинском дворце располагались казармы Красной армии


В 1902 во дворце террористы смертельно ранили министра внутренних дел Сипягина. Через 3 года, после Первой русской революции, была учреждена Государственная дума и увеличилось количество членов Государственного совета, и Мариинский дворец послужил местом заседаний.

Фото 4.jpg

Мариинский дворец, фото начала XX века

В 1917 дворец заняло Временное правительство, а затем Всероссийская комиссия по выборам в Учредительное собрание. Но удивительнее всего в стенах бывшего дворца великой княжны смотрелись казармы Красной армии, размещенные в нем в 1918. Потом было общежитие на 1000 коек, ленинградское отделение промакадемии и высшие курсы при ЦК ВКП (б).

Фото 5.jpg

Зал общих собраний Государственного совета в Мариинском дворце

Во время войны Мариинский дворец принял в своих стенах Военный совет, а потом был преобразован в госпиталь. В блокаду здание пострадало: в него попали 2 крупных снаряда и около 40 зажигательных бомб. В течение всей второй половины XX века дворец реставрировали, и с 1994 в нем заседает Законодательное собрание Санкт-Петербурга.

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *